Путешествия по городам России и зарубежья. Деревянное зодчество церкви
Основные типы деревянных храмов - это... Что такое Основные типы деревянных храмов?
Древнерусские деревянные храмы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Клетский храм
Музей народного деревянного зодчества ВитославлицыКлетская церковь Троицы (1672—1676)Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них, к которым, в частности, относится церковь Ризоположения из села Бородава, имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века.[1]
До XX века были наиболее распространёнными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси Восток-Запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными «стаей» (церковь в селе Скородум). Основные объёмы храмов рубились в обло с остатком, алтари — в лапу.
Ранее считалось, что самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России — церковь Воскрешения Лазаря Муромского, ныне находящаяся в Кижах, которая датировалась концом XIV века, однако исчерпывающие доказательства её возраста отсутствуют и современные специалисты датируют её XVI веком.[3][4] Самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России с точной датировкой — Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 год), перенесённая в город Кириллов на территорию Кирилло-Белозерского монастыря.[2] Один из наиболее древних из сохранившихся храмов — церковь Св. Георгия в селе Юксовичи (дер. Родионово), датированная 1493 годом.[5] Все три храма имеют клетский тип.
Примеры:
Шатровый храм
Варианты шатрового храма:
- шатровый восьмерик с прирубами («восьмерик от земли»), создающий образ храма-башни,
- восьмерик на крестообразном в плане основании,
- восьмерик на четверике, когда прямоугольное в плане здание выше переходит в восьмиугольный сруб-восьмерик, перекрытый шатром,
- шатёр венчает не восьмерик, а сруб, имеющий шесть, реже — десять сторон.
Примеры:
Многошатровый храм
Многошатровый храм представляет собой сочетание столпов — восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике.
Примеры: Троицкая церковь в погосте Ненокса (1727) Архангельской области
Ярусный храм
Ярусный храм —— нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков.
Примеры:
- церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1653) (она же Старо-Вознесенская церковь) в Торжке Тверской области,
- церковь Рождества Иоанна Предтечи (1697) Ширкова погоста Тверской области, где высота здания, равная почти 45 метрам, подчёркнута сокращением четвериков и остротой клинчатых восьмискатных кровель,
- церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1731) из села Старые Ключищи Кстовского района, в 1970-х перевезена в Нижний Новгород, в музей деревянного зодчества на Щелковском хуторе,
- церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте (1755) Вологодской области,
- Петропавловская церковь (Ратонаволок) (1722). Архангельская область, Холмогорский район.
Многоглавый храм
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник КижиКомбинация из множества глав.
Примеры:
Каркасная церковь
См. также
Примечания
Литература
- История русского искусства: в 3 т.: Т. 1: Искусство X — первой половины XIX века. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1991. — 508 с ISBN 5-85200-124-4
Ссылки
dic.academic.ru
Русское деревянное зодчество. КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ
Русское деревянное зодчество. КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ.
В наследство от наших предков нам досталось большое количество материального наследия, в частности культовых сооружения, как проявление национальных вкусов и предпочтений. К сожалению, с появлением в 19 веке жёсткой регламентации на архитектурные типы, русское зодчество перешло на рельсы общемировых тенденций, что привело к оскуднению форм, и первыми под удар профессиональных строителей попали церкви. Высочайшим распоряжением сверху были спущены примеры типовых храмов ( большинство из них созданы были под руководством К. Тона ) , бесконечные клоны которых начали появляться на месте разрушаемых древних зданий. Так как большинство деревенских церквей были выстроены из дерева, то за 19 век в центральных губерниях России были уничтожены практически все примеры древней народной архитектуры. На их месте возводились новые, или же старые стены претерпевали такие изменения, что узнать их в обновлённом облике было поистине невозможно. Назывались такие перестройки «во благолепие». А вот северные территории подобного искоренения народных вкусов тогда избежали- там разве что обшивали срубы досками, красили в дикие цвета , рисовали фальшивые окна в странной попытке дерево выдать за камень. В советское время многие культовые постройки под руководством реставраторов приобрели свой исходный вид и радуют сейчас нас своей подлинной красотой.
Решил устроить небольшой ликбез по развитию русского деревянного народного зодчества и на примере сохранившихся храмов показать эволюцию форм и предпочтения простолюдинов. Разговор веду о русском храмостроении, хотя подобные сооружения строили и наши ближайшие соседи- карелы, вепсы, коми…..Как выглядели храмы восточных славян до принятия христианства доподлинно неизвестно, но они безусловно существовали. Говорят об этом и косвенные признаки (так первый княжеский христианский собор Новгорода , построенный из дерева — Софийский был возведён в 989 году и простоял 60 лет, когда в 1049 году сгорел ( «Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом» ). Уже само описание церкви- 13 (!) глав говорит о том, что сооружение это было крупное и сложное. Трудно представить , что новгородские плотники могли срубить такое здание, не наработав к тому времени навыков возведения больших культовых построек. Косвенные доказательства оставили и летописи тех времён, так первый русский метрополит Иларион восхваляя крещение Руси рёк: «Уж не капищ сграждаем, но Христовы церкви зиждем…капища разрушишась и церкви поствляются…идоли сокрушаются и иконы святых являхуся…». А монах Иаков восхваляя св. Владимира писал: » Храмы идольские и требища всюду расопа и посече и идолы сокруши». То есть в дохристианские времена у русских были какие то молельные здания, но как они выглядели неизвестно. С сотню раз летописцы костерили капища язычников поганых, но ни одного описания и тем более рисунка до нашего времени не дошло! Всё что в наше время рисуется как языческие храмы восточных славян не более чем плод фантазии художников. Куда больше повезло славянам западным- жителям Поморья (так тогда называлась Померания — территория на границе западной Польши и восточной Германии) , ибо сохранились письменные описания их капищ («контын»- «kontyny») , сделанные немецкими путешественниками. Так епископ Дитмар в 1018 году рассказывал , что в священном лесу лютичей «стоит капище, художественно срубленное из дерева, его наружные стены украшены чудесно вырезанными изображениями богов и богинь», Отто из Бамберга видел в Щетине контыну посвященную Триглаву: «она была великолепно построена и стены её, как снаружи так и внутри, были так красиво и естественно покрыты резными изображениями людей, зверей и птиц, что казалось, будто они дышат. Очарованию способствовала раскраска этих изображений. Наружной оградой служил забор, старательно сделанный и украшенный резьбой». А датский учёный Саксо Грамматикус так же в общих словах описал контыну города Аскона: «В центре равнины находился город, в городе этом выделялось святилище, чудесно исполненное из дерева. В этом святилище не только почитали Добро, но в нём были так же изображения богов которых боялись. Наружную оболочку составляла связная конструкция (сруб?), верх был покрыт червоной краской, внутренней опорой служили четыре столба, а вместо стен (внутренних?) были повешены пышные ткани.». На основе этих описаний польский учёный Казимир Мокловский в своём труде «Sztuka ludova w Polsce» создал очень вольную графическую реконструкцию языческого храма западных славян, которую в наше время очень любят использовать иллюстраторы неоязыческих толков.Удивительно, но о первых христианских храмах Руси известно не намного больше. Описаний их нет! Ни один русский летописец не потрудился ни рассказать как они выглядели, ни сделать зарисовок их. На помощь придут опять опять же европейские путешественники, но в периоды много более поздние. Само же зарождение русского храмостроения покрыто полным мраком. А ведь христианские церкви стояли на территории России много раньше чем произошло собственно Крещение — многочисленные христианские общины имелись во всех крупных городах. Так из летописного рассказа об убийстве Аскольда и Дира известно о существовании в 882 году двух деревянных церквей- св. Николая и св. Орины. О христианской соборной (!) церкви летопись упоминает в рассказе о договоре князя Игоря и греков: «Наутреня призва Игорь послы и приде на холмы где стояше Перун и поклодоша оружье и щиты и золото и ходи Игорь роте и мужи его и елико поганыя Руси а христьяную Русь водиша в церковь святого Ильи аже есть… се бо бе сборная церкви мнози бо быша Варязи христьяни».Как же выглядели первые деревянные храмы, а так же те которые строились позднее, но изображений их так же не сохранилось? Вот тут и нужно достать пыльные фолиаты европейский путешественников которые оставили описания своих поездок в Московию в 17 веке- Адама Олеария и Августина Мейерберга. На многочисленных иллюстрациях прорисовано значительное количество деревянных церквей и на удивление они совпадают с храмами дошедших до наших времён. Казалось бы тогда какой смысл прибегать к книгам всяких Адамов и Августинов, но нужно держать в голове, что рисуя в середине 17 века русские поселения, встречавшиеся им по пути, эти путешественники изображали храмы построенные за 100-300 лет до момента их фиксации. То есть храмы 14 века- другой информации о тех временах у нас попросту нет!Каким же образом сформировались первые православные храмы а Руси? От греков мы получили уже окончательно сформировавшиеся обряды с вполне определёнными частями храма, а именно алтарь, кафоликон (помещение для молящихся) и притвор. В греческих храмах каждая из этих частей имела определённый план и все они были пересажены на нашу почву для первых каменных храмов, но для дерева подобные формы были непригодны или очень сложны в изготовлении, что русские плотники увидели сразу же. Поэтому мастера взяли лишь схему плана, а церковники всегда зорко следили за соответствие ей, но не требовали точного копирования. Для молящихся требовалось сделать просторное помещение , достаточно светлое для размещения максимального количества прихожан, к кафоликону с востока примыкает алтарь, который при минимуме условий, должен вмещать в себя престол и жертвенник. Сплошные иконостасы есть творение недавних времён, а в первые века алтарь отделялся лишь небольшой преградой. И наконец притвор ( элемент который не являлся обязательным) примыкает с запада.
Вот эти части храма и получила Русь от Византии, но если для строительства первых каменных княжеских церквей призывались греческие каменных дел мастера то в деревянном строительстве заезжие зодчие ничем помочь не могли- не умели. Поэтому русские плотники и взяли на вооружение именно свои родные традиции , взяли их из гражданского зодчества, а так же культового языческого. Приёмы выработанные столетиями помогли возвести храмы новой религии. И эти русские деревянные храмы являются уникальным явлением для мировой архитектуры- они самобытны, не имеют аналогий в зодчестве других стран, они ,банально говоря, только наши.В самом простом и распространённом варианте алтарь, кафоликон и притвор имеют прямоугольные формы- они собраны из связанных друг с другом венцов , то есть «клетей». Поэтому такие храмы и принято называть клетскими. Очень часто они имеют абсолютно непрезентабельный вид ( переделанные из амбаров часовни «амбарушки»), а даже если и выделяются от жилой постройки то лишь наличием креста. Такая обыденность конечно не могла импонировать церковному причту и посему при строительстве деревянных храмов плотники прибегали к различным способам максимально выделить религиозные сооружения. И самым простым решением было увеличение высоты. Поэтому церкви начали строить на высоком подклёте, который порой представляет из себя полноценный этаж, для увеличения вертикали скаты крыши задирали всё выше и выше, пока она совсем не перестала быть прохожей на крышу дома, а приобрела клиновидную форму ( клинчатые кровли ). Для ещё большей выразительности скатам крыш придавали излом, что бы ,с одной стороны, подальше от стен отбрасывать дождевую воду, а с другой- придавать строению ещё более торжественный и красивый вид. Что бы ещё более увеличить привлекательность на крышах делали несколько ступенчатых скатов, украшали конёк главкой или небольшой «бочкой», делали четыре ската, два клина или завершали сруб ,перекрывающей всё молельное помещение, крупной «бочкой».До нашего времени сохранилось большое количество часовен клетского типа и несколько церквей.*(фотографии и текст Николай Телегин. текст написан в основном на материале монографии М. Красовского)
towntravel.ru
Особенности деревянных церквей лемков | Деревянное зодчество
Село лемков Овчары, располагается в долине ручья Siarka среди живописных холмов Magury Małastowskiej. Обязано оно своим названием занятию местных жителей которым являлось овцеводство. Деревянная церковь Божией Матери села Овчары спроектирована в традиционном для лемков архитектурном стиле. Это одна из старейших деревянных церквей Польши датированная 1653 годом постройки.
Из самых старых оригинальных конструкций на сегодняшний день сохранились лишь неф и западный портал, так как здание постоянно ремонтировалось (1880, 1886, 1911,1926,1938 год). В 1935 году были сделаны росписи по случаю 950-летия крещения Руси. С момента своего основания это культовое сооружение служило как греко-католический храм и лишь с 1947 года используется римско — католической церковью. Тем не менее с 1988 года в храме проходят регулярные служения греко-католиков. Отличительные черты экстерьера деревянного храма лемков составляют трехуровневая шатровая крыша, башня с пологими стенами.
Башня увенчана барочным куполом с фонарем. Архитектура деревянных церквей лемков всегда динамична в отличие от манеры стиля бойков где объем распределяется равномерно. Стены и крыши покрыты гонтом, купола обшиты медью. В интерьере здания доминирующим элементом является богатый резной иконостас, с позолотой включающий в себя иконы написанные в 1712 году именитым художником Яном Медицким. Остальные иконы написаны неизвестным художником и датируются 1756-м годом. В церкви есть боковые алтари как благое сосуществование верующих греко-католического обряда и латинского.
В куполах изображение Святого Духа в образе голубя и четырех херувимов. Внутри церкви сохранилась деревянная мебель семнадцатого, восемнадцатого веков. В настоящее время культовое здание принадлежит к прекрасно сохраненным памятникам деревянного зодчества. Многовековые усилия по уходу и сохранению церкви в Овчары не остались незамеченными. Уникальный деревянный храм получил престижный приз Europa Nostra и в 2013 году был внесен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Образец сакральной архитектуры в Овчары является отличным примером деревянных церквей лемков.
- ← История лестницы
- Новая жизнь использования деревянных конструкций →
drevox.com
Русское деревянное зодчество. Клетские храмы
В наследство от наших предков нам досталось большое количество материального наследия, в частности культовых сооружения, как проявление национальных вкусов и предпочтений. К сожалению, с появлением в 19 веке жёсткой регламентации на архитектурные типы, русское зодчество перешло на рельсы общемировых тенденций, что привело к оскуднению форм, и первыми под удар профессиональных строителей попали церкви. Высочайшим распоряжением сверху были спущены примеры типовых храмов ( большинство из них созданы были под руководством К. Тона ) , бесконечные клоны которых начали появляться на месте разрушаемых древних зданий. Так как большинство деревенских церквей были выстроены из дерева, то за 19 век в центральных губерниях России были уничтожены практически все примеры древней народной архитектуры. На их месте возводились новые, или же старые стены претерпевали такие изменения, что узнать их в обновлённом облике было поистине невозможно. Назывались такие перестройки "во благолепие". А вот северные территории подобного искоренения народных вкусов тогда избежали- там разве что обшивали срубы досками, красили в дикие цвета , рисовали фальшивые окна в странной попытке дерево выдать за камень. В советское время многие культовые постройки под руководством реставраторов приобрели свой исходный вид и радуют сейчас нас своей подлинной красотой. Решил устроить небольшой ликбез по развитию русского деревянного народного зодчества и на примере сохранившихся храмов показать эволюцию форм и предпочтения простолюдинов. Разговор веду о русском храмостроении, хотя подобные сооружения строили и наши ближайшие соседи- карелы, вепсы, коми..... Как выглядели храмы восточных славян до принятия христианства доподлинно неизвестно, но они безусловно существовали. Говорят об этом и косвенные признаки (так первый княжеский христианский собор Новгорода , построенный из дерева - Софийский был возведён в 989 году и простоял 60 лет, когда в 1049 году сгорел ( «Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом» ). Уже само описание церкви- 13 (!) глав говорит о том, что сооружение это было крупное и сложное. Трудно представить , что новгородские плотники могли срубить такое здание, не наработав к тому времени навыков возведения больших культовых построек. Косвенные доказательства оставили и летописи тех времён, так первый русский метрополит Иларион восхваляя крещение Руси рёк: "Уж не капищ сграждаем, но Христовы церкви зиждем...капища разрушишась и церкви поствляются...идоли сокрушаются и иконы святых являхуся...". А монах Иаков восхваляя св. Владимира писал: " Храмы идольские и требища всюду расопа и посече и идолы сокруши". То есть в дохристианские времена у русских были какие то молельные здания, но как они выглядели неизвестно. С сотню раз летописцы костерили капища язычников поганых, но ни одного описания и тем более рисунка до нашего времени не дошло! Всё что в наше время рисуется как языческие храмы восточных славян не более чем плод фантазии художников. Куда больше повезло славянам западным- жителям Поморья (так тогда называлась Померания - территория на границе западной Польши и восточной Германии) , ибо сохранились письменные описания их капищ ("контын"- "kontyny") , сделанные немецкими путешественниками. Так епископ Дитмар в 1018 году рассказывал , что в священном лесу лютичей "стоит капище, художественно срубленное из дерева, его наружные стены украшены чудесно вырезанными изображениями богов и богинь", Отто из Бамберга видел в Щетине контыну посвященную Триглаву: "она была великолепно построена и стены её, как снаружи так и внутри, были так красиво и естественно покрыты резными изображениями людей, зверей и птиц, что казалось, будто они дышат. Очарованию способствовала раскраска этих изображений. Наружной оградой служил забор, старательно сделанный и украшенный резьбой". А датский учёный Саксо Грамматикус так же в общих словах описал контыну города Аскона: "В центре равнины находился город, в городе этом выделялось святилище, чудесно исполненное из дерева. В этом святилище не только почитали Добро, но в нём были так же изображения богов которых боялись. Наружную оболочку составляла связная конструкция (сруб?), верх был покрыт червоной краской, внутренней опорой служили четыре столба, а вместо стен (внутренних?) были повешены пышные ткани.". На основе этих описаний польский учёный Казимир Мокловский в своём труде "Sztuka ludova w Polsce" создал очень вольную графическую реконструкцию языческого храма западных славян, которую в наше время очень любят использовать иллюстраторы неоязыческих толков. Удивительно, но о первых христианских храмах Руси известно не намного больше. Описаний их нет! Ни один русский летописец не потрудился ни рассказать как они выглядели, ни сделать зарисовок их. На помощь придут опять опять же европейские путешественники, но в периоды много более поздние. Само же зарождение русского храмостроения покрыто полным мраком. А ведь христианские церкви стояли на территории России много раньше чем произошло собственно Крещение - многочисленные христианские общины имелись во всех крупных городах. Так из летописного рассказа об убийстве Аскольда и Дира известно о существовании в 882 году двух деревянных церквей- св. Николая и св. Орины. О христианской соборной (!) церкви летопись упоминает в рассказе о договоре князя Игоря и греков: "Наутреня призва Игорь послы и приде на холмы где стояше Перун и поклодоша оружье и щиты и золото и ходи Игорь роте и мужи его и елико поганыя Руси а христьяную Русь водиша в церковь святого Ильи аже есть... се бо бе сборная церкви мнози бо быша Варязи христьяни". Как же выглядели первые деревянные храмы, а так же те которые строились позднее, но изображений их так же не сохранилось? Вот тут и нужно достать пыльные фолиаты европейский путешественников которые оставили описания своих поездок в Московию в 17 веке- Адама Олеария и Августина Мейерберга. На многочисленных иллюстрациях прорисовано значительное количество деревянных церквей и на удивление они совпадают с храмами дошедших до наших времён. Казалось бы тогда какой смысл прибегать к книгам всяких Адамов и Августинов, но нужно держать в голове, что рисуя в середине 17 века русские поселения, встречавшиеся им по пути, эти путешественники изображали храмы построенные за 100-300 лет до момента их фиксации. То есть храмы 14 века- другой информации о тех временах у нас попросту нет!Каким же образом сформировались первые православные храмы а Руси? От греков мы получили уже окончательно сформировавшиеся обряды с вполне определёнными частями храма, а именно алтарь, кафоликон (помещение для молящихся) и притвор. В греческих храмах каждая из этих частей имела определённый план и все они были пересажены на нашу почву для первых каменных храмов, но для дерева подобные формы были непригодны или очень сложны в изготовлении, что русские плотники увидели сразу же. Поэтому мастера взяли лишь схему плана, а церковники всегда зорко следили за соответствие ей, но не требовали точного копирования. Для молящихся требовалось сделать просторное помещение , достаточно светлое для размещения максимального количества прихожан, к кафоликону с востока примыкает алтарь, который при минимуме условий, должен вмещать в себя престол и жертвенник. Сплошные иконостасы есть творение недавних времён, а в первые века алтарь отделялся лишь небольшой преградой. И наконец притвор ( элемент который не являлся обязательным) примыкает с запада. Вот эти части храма и получила Русь от Византии, но если для строительства первых каменных княжеских церквей призывались греческие каменных дел мастера то в деревянном строительстве заезжие зодчие ничем помочь не могли- не умели. Поэтому русские плотники и взяли на вооружение именно свои родные традиции , взяли их из гражданского зодчества, а так же культового языческого. Приёмы выработанные столетиями помогли возвести храмы новой религии. И эти русские деревянные храмы являются уникальным явлением для мировой архитектуры- они самобытны, не имеют аналогий в зодчестве других стран, они ,банально говоря, только наши. В самом простом и распространённом варианте алтарь, кафоликон и притвор имеют прямоугольные формы- они собраны из связанных друг с другом венцов , то есть "клетей". Поэтому такие храмы и принято называть клетскими. Очень часто они имеют абсолютно непрезентабельный вид ( переделанные из амбаров часовни "амбарушки"), а даже если и выделяются от жилой постройки то лишь наличием креста. Такая обыденность конечно не могла импонировать церковному причту и посему при строительстве деревянных храмов плотники прибегали к различным способам максимально выделить религиозные сооружения. И самым простым решением было увеличение высоты. Поэтому церкви начали строить на высоком подклёте, который порой представляет из себя полноценный этаж, для увеличения вертикали скаты крыши задирали всё выше и выше, пока она совсем не перестала быть прохожей на крышу дома, а приобрела клиновидную форму ( клинчатые кровли ). Для ещё большей выразительности скатам крыш придавали излом, что бы ,с одной стороны, подальше от стен отбрасывать дождевую воду, а с другой- придавать строению ещё более торжественный и красивый вид. Что бы ещё более увеличить привлекательность на крышах делали несколько ступенчатых скатов, украшали конёк главкой или небольшой "бочкой", делали четыре ската, два клина или завершали сруб ,перекрывающей всё молельное помещение, крупной "бочкой". До нашего времени сохранилось большое количество часовен клетского типа и несколько церквей.
Николай Телегин.
Текст написан в основном на материале монографии М. Красовского.
www.xn--b1afb8babli.xn--p1ai
Готика деревянных церквей Марамарош | Деревянное зодчество
По своему количеству и художественной ценности деревянных храмов Закарпатья не имеет себе равных в Европе. Даже сегодня, несмотря на все потери, здесь насчитывается около 60 деревянных церквей, которые относятся к разным направлениям народной архитектуры: бойковской, лемковской, гуцульской. Особое место среди них занимают церкви Марамарош.
Эта историческая область, расположенная по обе стороны румынско-украинской границы. Сейчас в ее украинской части расположены Хустский и Тячевский районы Закарпатья. Характерной особенностью этих мест являются удивительные, ни на что не похожие деревянные церкви, которые несут в себе элементы готики и свидетельствуют о взаимосвязи местной архитектуры с архитектурой соседних народов словаков, чехов, венгров, немцев, в частности с немецкой каменной готикой Трансильвании. Г. Ионеску, исследователь архитектуры Марамарош и Трансильвании, пишет об этих достопримечательностях: «Понимание возможностей, заложенных в свойствах дерева и методах его обработки, умелая и мастерская интерпретация готических образов помогли народным архитекторам Марамарош создать свежие и легкие формы, которые не имеют себе равных в каменной готической архитектуре.
В отличие от своего прообраза в камне, готические деревянные храмы Марамарош не подавляют строгостью контуров. Дерево как бы смягчает строгий геометризм готики. Традиционная Мараморошская церковь «это высокая колокольня, с четырьмя заостренными башенками по углам и высоким шпилем в середине, пишет Г. К. Лукомский. Характерным украшением фасадов являются двойные галереи, напоминающие своей легкостью и четкостью ритм аркад ренессансных дворцов, придающие храмам приветливый, светский вид. Высокие шпили деревянных церквей являются характерной чертой местного пейзажа. Древние и интересные деревянные церкви сохранились сегодня в селах Колодное, Среднее, Водяное, Александровка, Сокирница, Крайникова.
Николаевская церковь в селе Колодное, является одним из древнейших деревянных храмов Закарпатья. Основные его части относятся к 1470-х годам. Храм был перенесен в Колодное в 1800 г.. О его древности свидетельствует весь его внешний вид, который сохраняет героические черты средневековой крепостной архитектуры. Это даже не готика, а скорее поздняя романская архитектура (если этот термин вообще можно применять по отношению к деревянной архитектуре). Барочное завершение башни не должно вводить в заблуждение, оно появилось уже в XVII в.
Церковь в Колодном небольшая, но выглядит очень монументальной. Все здесь пропорционально и целесообразно. По плану церковь состоит трех частей, с квадратным нефом, прямоугольным притвором одной ширины и более узким алтарем. В апсиде сохранились первичные окошка круглой и крестообразной формы, похожие на бойницы. Над притвором возвышается 24-метровая башня-колокольня, увенчанная двухъярусным барочным верхом. Суровый северный фасад после перестройки в XVII в. получил живописный вид, благодаря крыльцу с шестью резными столбиками и галереей над притвором.
Интерьер Николаевской церкви простой, уютный и лирический. Здесь сохранились прекрасные росписи ХVII-ХVIII вв., которых по всей Украине не наберется даже десятка. Наиболее древнюю живопись (XVII в.), можно увидеть в алтарной части. Маленький четырехъярусный иконостас относят к XVII в. В 1737 его обновлением занимался хустский мастер Илия, о чем свидетельствует надпись на вратах. Росписи в нефе выполнены в конце XVIII в.«Почетным гражданином» Антонием Вали. В целом церковь в Колодном принадлежит к выдающимся шедеврам закарпатской школы деревянной народной архитектуры.
Старше Колодненского храма в Закарпатье есть только Верхняя Николаевская церковь в селе Среднее Водяное (1428). Это село в Раховском районе было основано выходцами из Валахии. Здесь сохранилось целых два деревянных храма с высокими башнями. Обе церкви посвящены одному и тому же святому, но одна называется Николай Верхний, а другая Николай Нижний. Последняя была возведена в XVII в. Первая является старше ее на полтора столетия. Она сохраняет черты крепостной архитектуры ХIII-ХV вв. В ее суровых формах и особенно в монументальной башне, увенчанной высоким шатром, присутствуют аскетические черты романской архитектуры.
Верхняя Николаевская церковь состоит из трех частей, с квадратным нефом, неглубоким прямоугольным притвором одной ширины с нефом и граненым алтарем. Над притвором возвышается башня 22-метровой высоты, увенчанная шатровым верхом. В притворе созданы узкие готические окошки, похожие на бойницы.
Интерьер церкви скорее похож на светский зал, от которого он отличается только резным позолоченным иконостасом (1761) и настенными росписями (XVII в.). В нефе расположены композиции на сюжеты «Страстей», в притворе «Страшный суд», «Богоматерь Знамение» и портрет старосты церкви священника Никора (XVII в.). Особенно искусно выполнены росписи притвора (к сожалению, в 1990-х годах они были грубо и неумело переписаны).
В селе Сокирница сохранился самый древний храм из тех, которые принято считать «классическими» образцами марамарошскои готики. Формы его несколько тяжеловесные. Бросаются в глаза заостренные окна, в которых чувствуется влияние готической стрельчатой, арки.
Как свидетельствует вырезанная на срубе дата, Николаевская церковь в Сокирнице была построена в 1709 г.., Однако, по мнению исследователей, она по крайней мере на сто лет старше. Сначала церковь находилась в селе Шашвар и только в 1770 г.. была перенесена в Сокирница. Тогда же храм был перестроен, над притвором поднялась новая высокая башня, увенчанная высоким шпилем с четырьмя фиалами по углам, а рядом с церковью колокольня, которая расположена отдельно и формы которой напоминают бойковскую архитектуру.В соседнем с Сокирница селе Крайникова в окружении вековых дубов стоит Михайловская церковь, построенная в 1666-1668 гг., Которая является одной из самых ярких достопримечательностей закарпатской деревянной архитектуры. Эта трехчастная церковь имеет равные по ширине неф и женскую, а также более узкий алтарь. Большое внимание строители уделили оформлению входа: косяк украшен пышной резьбой полностью в духе средневековых готических порталов. Над притвором возвышается квадратная башня с высоким шпилем и четырьмя маленькими по углам. Ее силуэт отдаленно напоминает храм Девы Марии в Праге.
Храм в с. Крайникова стал своеобразным эталоном для мастеров, строивших подобные церкви в селах Данилов и Александровке. Николаевской церкви в с. Данилов строители добавили особой торжественности и величия. Это самая молодая (1779) и самая высокая из марамарошских церквей. Среди всех деревянных храмов Закарпатья она не имеет равных ни по изяществу пропорций, ни по выразительности силуэта. «В синеву небосвода вонзается стройный шпиль башни, пишет И.И. Поп. Здесь исчезают все кусты, деревья, склон холма, ваш взгляд приковывается только к конусу, который рвется ввысь. И вдруг возникает такое ощущение, будто смотрите вы в огромный колодец, светлое окно которого далеко в глубине резко разрывает стремительная линия шпиля. А кругом раскинулись пологие, сонные, словно застывшие в дремоте летней жары холмы карпатского предгорья.
Церковь Параскевы в селе Александровка, построенная в XVII в. является вершиной марамарошской готики. Образ этого великого и торжественного храма завораживает и не отпускает еще долго. Безымянные народные архитекторы сумели создать действительно замечательное, на редкость гармоничное сооружение, которое идеально вписывается в окружающий ландшафт. Храм стоит на невысоком холме, который служит ему своеобразным постаментом. Вся композиция нарастает ступенчато от низкого алтаря к высокому центральному шпилю с четырьмя маленькими фиалами, посаженными на низкие арочные угловые башенки. Высота башни с крестом составляет 25,5 м. В алтаре, нефе и притворе сохранились росписи, созданные «Стефаном, маляром Теребельским» с датой «Года Божьего 1779 месяца августа 6». Алтарную часть от нефа отделяет уникальный по композиции четырехъярусный иконостас, украшенный сдержанной барочной резьбой и живописью, характерной для конца XVII начала XVIII в.
- ← Новая жизнь использования деревянных конструкций
- Дрвенград деревянный →
drevox.com