"Храмовое зодчество Древней Руси". Урок-презентация в 6-м классе по истории. Храмовое зодчество на руси


Древние соборы Руси - фото и описание

Каменные древние соборы начали строить после провозглашения христианства государственной религией Руси. Впервые они были возведены в крупнейших городах – Киеве, Владимире, а также Новгороде. Большинство из соборов сохранились до наших дней и являются важнейшими архитектурными памятниками.

Историческая справка

Древнерусское государство достигло пика своего развития в период правления Владимира Великого и его сына Ярослава Мудрого. В 988 году государственной религией было провозглашено христианство. Это имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства страны, расцвета культурной жизни, расширения связей с Византией и другими европейскими державами. После утверждения христианства на Руси начали строить древние соборы из камня. Для работ приглашались лучшие мастера своего времени, использовались художественные и технические достижения эпохи.

Первая каменная церковь – Десятинная – была возведена в центре Киева при Владимире Великом. Во время ее строительства князю удалось значительно укрепить город и расширить его территорию.

Древние соборы Руси очень часто по своему оформлению напоминали византийские храмы. Но в скором времени эта художественная модель стала приобретать национальные особенности.

Десятинная церковь представляла собой крестово-купольный храм. Такую же форму имел и Черниговский Спасо-Преображенский собор, София Киевская и другие.

Древний собор

Рассмотрим характерные особенности византийских храмов:

  • Крестово-купольные соборы представляли собой постройку, увенчанную куполом, который укреплялся четырьмя колоннами. К ним иногда присоединялись еще две (для увеличения размеров).
  • Древние соборы внешне напоминали пирамиду.
  • Для строительства храмов использовали специальные кирпичи определенной формы – плинфы, которые соединяли с помощью цемянки.
  • Окна, как правило, имели пару проемов и арку.
  • Основное внимание концентрировалось на внутреннем убранстве храма. Богатые композиции снаружи отсутствовали.

Характерные особенности древнерусской архитектуры

Древние соборы Руси строились по византийской модели. Однако со временем архитектура обзавелась своими национальными чертами.

  • Храмы были значительно больше византийских. Для этого строились дополнительные галереи вокруг главного помещения.
  • Вместо центральных колонн использовались большие крестоподобные столпы.
  • Иногда плинфа заменялась камнем.
  • Живописный стиль оформления со временем уступил место графическому.
  • С XII в. не использовались башни и галереи и не освещались боковые нефи.

Софийский собор

Древний собор был возведен в период наивысшего расцвета Киевской Руси. В летописях основание Софии Киевской датируется 1017 или 1037 гг.

Собор посвящался мудрости христианского учения и был призван утверждать величие новой религии. Во времена Руси здесь располагался культурный и общественный центр столицы. Собор находился в окружении других каменных храмов, дворцов и простых городских построек.

древние соборы руси

Первоначально это было пятинефное крестово-купольное сооружение. Снаружи располагались галереи. Стены постройки были возведены из красного кирпича и плинфы. София Киевская, как и другие древние русские соборы, была украшена разнообразными пролетами и арками. Внутренне убранство изобиловало живописными фресками и позолоченными мозаиками. Это все создавало впечатление необычайной пышности и парадности. Расписывали собор одни из самых известных византийских мастеров.

София Киевская – единственный памятник архитектуры Украины, сохранившийся после нашествия монголов в 1240 году.

Храм Покрова Богородицы

Церковь, расположенная на берегу реки Нерли, является одним из самых известных памятников архитектуры на суздальской земле. Храм был возведен Андреем Боголюбским в XII в. в честь нового праздника на Руси – Покрова Богородицы. Как и многие другие древние соборы России, эта церковь представляет собой крестово-купольную постройку на четырех колоннах. Здание очень светлое и легкое. Фрески храма не сохранились до наших дней, так как были уничтожены при реконструкции в конце XIX века.

древний собор

Кремль в Москве

Московский Кремль – самый известный и старый архитектурный памятник в столице России. По легенде, первая деревянная крепость была возведена еще при Юрии Долгоруком в начале XII века. Древние соборы Кремля являются самыми известными в России и до сих пор привлекают туристов своей красотой.

Успенский собор

Первый каменный собор в Москве – Успенский. Он возведен итальянским архитектором во время правления Ивана III на самой высокой точке Кремлевского холма. В общих чертах здание похоже на другие древние соборы России: крестово-купольная модель, шесть столпов и пять глав. За основу при постройке и оформлении был взят Успенский храм во Владимире. Стены возводились из железных связей (вместо традиционных дубовых), что было новшеством для России.

Успенский собор был призван подчеркнуть величие Московского государства и продемонстрировать его мощь. Здесь проводились церковные соборы, избирались митрополиты, венчались на царствование русские правители.

Древние соборы России

Благовещенский собор

В то время, когда Москва была еще небольшим княжеством, на месте Благовещенского храма располагался древний собор. В 1484 году началось строительство нового здания. Для его возведения были приглашены русские зодчие из Пскова. В августе 1489 г. вырос белоснежный трехкупольный храм, окруженный большой галерей с трех сторон.Если Успенский собор являлся религиозным центром княжества, где проводились важные духовные и политические церемонии, то Благовещенский был домовой царской церковью. Кроме того, здесь хранилась государственная казна великих правителей.

Древние соборы Кремля

Архангельский собор

Этот древний памятник представляет собой храм-усыпальницу, в котором хранится прах видных деятелей России. Здесь похоронены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Василий Темный, Василий Шуйский и другие.

Архангельский собор был возведен в 1508 году по проекту итальянского архитектора Алевиза. Мастер прибыл в Москву по приглашению Ивана III. Древние русские соборы

Следует отметить, что Архангельский храм не похож на другие древние соборы, расположенные на Красной площади. Он напоминает светское здание, в оформлении которое присутствуют античные мотивы. Архангельский собор представляет собой крестово-купольное пятиглавое здание с шестью колоннами. При его строительстве впервые в истории русской архитектуры был использован двухъярусный ордер для оформления фасада.

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь была возведена в 1532 году в честь дня рождения Ивана Грозного. Разместилось прекрасное здание на берегу Москва-реки. Древние соборыЦерковь Вознесения кардинально отличается от других русских соборов. По своей форме она представляет равноконечный крест и является первым образцом шатрового зодчества в России.

fb.ru

2. Древнерусское храмовое зодчество.

  1. Историко-культурное значение принятия христианства.

Культура Древней Руси — явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство — это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» — сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета — X — первая половина XIII в. (домонгольский период). Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980—1015). Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире. Наконец, о духовном и культурном значении принятия христианства. Оно огромно. На Русь из Болгарии и Византии.пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей — азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X—XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги — «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI—XIII вв. в обращении находилось 130—140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др. Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» — она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений. Древнейшая из дошедших до нас летописей — «Повесть временных лет» — создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и как Русская земля стала есть», — уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Русское Средневековье начинается с крещения Руси. Трудно переоценить значение этого события. Вместе с христианством Русь приняла от Византии определенные основы культуры. В частности, новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная архитектура, образцы которой были взяты из Византии. Там был создан тип крестово-купольного храма, основа которого — прямоугольное помещение с четырьмя или более столбами в середине, членящими внутреннее пространство на девять частей. Центр храма — подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане. К подкупольному пространству примыкают ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образующие крестообразную основу плана. Угловые части перекрываются куполами или цилиндрическими сводами. Все центральное пространство в плане образует крест. Купол появляется в Византии в юстинианский период, еще до крестовокупольности (София Константинопольская). Там же складывается система купола на парусах. С восточной стороны к зданию примыкают три граненые или полукруглые апсиды. В средней помещается алтарь. В западной части находится помещение второго яруса — хоры. Поперечное пространство в западной части называется притвором, нартексом.

Однако, опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство, свои формы храмов, стенные росписи и иконопись, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии.

Сразу после крещения Руси Владимир начинает строительство храмов, и это преобразовывало весь строй городского пространства. Город и храм составляли единство, сакральную территорию, отмежеванную мощными укреплениями от хаоса языческого мира.

Киевские храмы строились из плинфы (плоский кирпич), светло-желтой и очень тонкой.

Возведенная в 989-996 годах Десятинная церковь (храм Успения Богородицы, не сохранилась) — первый известный нам русский каменный храм — вместе с княжеским двором была архитектурным центром Киева. Она являлась своеобразным символом церковной политики Владимира, частью ансамбля дворцовых зданий, воздвигнутого на Старокиевском холме. Основу церкви составляло здание с тремя апсидами с восточной стороны. Внутри его свод поддерживали три пары каменных столбов. С трех сторон с церкви примыкали галереи, расширенные в западной части. Здание было сложено из блоков, состоящих из тонких квадратных кирпичей, скрепленных раствором извести. Для отделки дверей применялся лекальный кирпич с закругленными углами. Церковь была украшена покрытой росписью штукатуркой и изразцами различной формы, сложенными в орнаментальные композиции. К северу и югу от церкви были открыты развалины больших дворцов. Образцом Десятинной церкви послужила Фаросская церковь Святой Богородицы Большого дворца в Константинополе, построенная Василием I Македонянином — основателем династии, к которой принадлежала жена Владимира и ее братья. Таким образом, Успенская церковь символически соединяла Киев с династической и церковной традицией Византии.

Активное храмовое строительство ведется в это время и в Чернигове. Обосновавшийся там Мстислав задумал придать Чернигову великолепие столицы. Он начинает строительство пышного дворцового комплекса, центром которого задуман огромный по тем временам Спасо-Преображенский собор. Это пятиглавый трехнефный трехапсидный крестово-купольный храм, возведенный приглашенными из Византии архитекторами; интерьер задумывался богато украшенным фресками, мозаикой, привозными мраморными колоннами, резными шиферными плитами. Собор предназначался для митрополита Руси. Планы Мстислава грозили Киеву утратой его главенствующего положения.

В ответ на это Ярослав разворачивает в Киеве строительство, значительно превосходящее черниговские масштабы. Это касается и перепланировки города, и создания мощных укреплений (на гражданском строительстве мы здесь не останавливаемся), и не в последнюю очередь возведения храмов. По словам С. Цветкова, "если Мстислав в своем стермлении превзойти дворцовый комплекс Владимира состязался, в сущности, с прошлым, то Ярослав созидал будущее… Обновленному городу Ярослав дал новое сердце, как в топографическом, так и в духовном смысле".

Речь идет о Софии Киевской (начало XII в.; по другим данным, строительство окончено в 1037 г.), призванной затмить величие Спасского собора в Чернигове. Это был пятинефный, пятиапсидный 13-купольный храм. Центральный купол, опирающийся на барабан, прорезанный 12 окнами, и 4 меньшие по размеру главы вокруг него освещают центральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав — боковые пространства и огромные хоры. Храм был обнесен двухэтажной галереей. До нас он дошел перестроенным до неузнаваемости в формах украинского барокко, но представление об его архитектуре можно получить по похожей на него Софии Новгородской, а также Софии Полоцкой (середина XI в.).Примерно в то же время строятся еще две каменные церкви, меньших размеров — Святого Георгия и надвратная Благовещенская над Золотыми воротами.

studfiles.net

"Храмовое зодчество Древней Руси". Урок-презентация в 6-м классе по истории

Разделы: История и обществознание

Цель урока: дать представление о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении.

После запуска программы появляется 2 слайд. Объявляется и записывается в тетрадях тема урока. “Храмовое зодчество Древней Руси”

Слайд 1-3

Сегодня мы будем говорить о великом духовном наследии, которое завещали нам наши предки, чтобы мы сохранили в своих сердцах чувство красоты и гармонии мира. Давайте ненадолго отрешимся от сиюминутных проблем и окунёмся в мир храмового зодчества Древней Руси. От того времени осталось немало памятников архитектуры, но мы остановимся только на некоторых храмах, которые можно по праву назвать духовными символами России.

Затем, щелкнув левой клавишей мыши, переходим к слайду “Цель урока”

Далее следует слайд “Задание на урок” (Слайд № 5 )

Определите характерные черты каменного зодчества на Руси?

Затем переходим к рассмотрению основного материала урока. Основу программы составляют слайды, в которых в качестве видеоряда используются иллюстрации картин известных художников

Слайд 6

Древнерусская культура концентрировалась в таких городах, как Киев, Великий Новгород Суздаль, Ярославль. И в каждом из них были свои храмы, которые делали облик города неповторимым, непохожим на все города.

Слайд 7

Издавна на Руси было развито деревянное зодчество-искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек-клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву украшала деревянные строения.

Слайд 8

Каменное строительство началось на Руси в конце Х века после принятия христианства. Первым

каменно-кирпичным храмом стала церковь Богородицы в Киеве. В 989 году князь Владимир заложил церковь, посвящённую Успению Богородицы, которая строилась византийскими мастерами до 996 года.

Какие трудности возникли в процессе строительства первого храма?

(ограниченные строительные возможности, отсутствие строительного камня, мрамора в качестве главного материала, не было квалифицированных зодчих)

Все основные постройки на Руси ставились плотниками, т.к. они были деревянными, поэтому первые христианские храмы на Руси возводились византийскими зодчими, с учётом этих обстоятельств не будет ошибкой предположить, что влияние византийской архитектуры в этот период было наиболее сильным.

Слайд 9

По окончании строительства князь Владимир Креститель даровал церкви и митрополиту десятую часть своих доходов, отсюда её летописное упоминание как Богородицы Десятинной, полное название храма установлено сравнительно недавно. Церковь была разрушена ордами хана Батыя в декабре 1240года.

Как же был устроен древнерусский храм?

Слайд 10

В сознании наших предков он олицетворял. Вселенную. Под куполом-небом разворачивалось литургическое действо.

Крестово-купольная конструкция храма была заимствована из Византии.

На слайде №11 выводится задание:

Опишите крестово-купольную композицию храма.

Слайд 12

Следующей по времени постройкой был Спасо-Преображенский собор в Чернигове, возведённый в 1033-1041 годах по заказу князя Мстислава (сына Владимира Крестителя). Собор сохранился до наших дней почти полностью.

Что означает слово собор?

(от слова сбирать, собирать, главный храм города или монастыря в отличие от церквей, службы проводились в дни особо чтимых праздников и высшими духовными лицами).

Слайд 13

На основе таблицы определите особенности древнерусской архитектуры?

Обобщающий вывод учителя.

В западной части храма располагался нартекс-предхрамие, церковные сени . Во время богослужения здесь было положено находиться кающимся и оглашенным. Оглашенными называли тех, кого готовили к принятию крещения и обучали (гласом) основам веры. Будучи ещё неполноправными членами церковной общины, они не имели права находиться в храме во время кульминации литургии. По требованию священника:”Оглашенные, изыдите !” Они должны были удалиться в нартекс. Делая это слишком поспешно поспешно, они вызывали неудовольствие верных.

Какая поговорка возникла в связи с этими?

Слайд 14

Древнейшим, хорошо сохранившимся памятником древнерусской архитектуры является Киевский Софийский собор. Он относится ко времени бурной строительной деятельности Ярослава Мудрого, когда, помимо Софии, в Киеве возводятся Золотые Ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь, когда Ярослав церкви “ставил… по городам и иным местам”. Одержав решающую победу над печенегами, Ярослав Мудрый приступает к строительству храма, призванного показать мощь и величие молодого государства, укрепить авторитет княжеской власти и новой религии. Таким общерусским храмом стал заложённый в 1037 году Софийский собор в Киеве.

Почему он был посвящён Софии Божией?

(Т.к. главный храм Византийской империи посвящён Софии).

Слайд 15

ЗАДАНИЕ: Проанализируйте данные таблицы и сделайте соответствующие выводы.

Слайд 16

Не случайно, что по своим размерам София Киевская превосходила все имеющиеся на Руси к тому времени каменно-кирпичные храмы. В своём первоначальном виде собор представлял огромное пятинефное, крестово-купольное здание.

Двенадцать крестообразных в плане столбов делили храм на пять продольных нефа. Центральный неф был шире и выше других он называется Ковчегом-Символом Ноева ковчега, спасения. Все пять нефов на востоке заканчивались апсидами.

В центральной апсиде помещался алтарь, в северной-жертвенник (место хранения вина и хлеба для причащения), в южной диаконник (место хранения сосудов, риз и церковных принадлежностей).

Слайд 17

Составьте описание Новгородской Софии.

Обобщающий вывод.

Слайд 18

Проверка выполнения логического задания.

Слайд 19-20

Закрепление

Какой тип храма утвердился на Руси?

Определите по рисунку недостающие элементы древнерусского храма

На слайдах №21-23 представлены задания для самостоятельной работы учащихся на ПК.

Какие памятники архитектуры здесь изображены?

Определите последовательность строительства этих храмов.

Представленная разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Можно добавлять и пропускать слайды, наполнять их другим содержанием, использовать самые разные приемы работы.

Внимание! Файлы презентации можно получить у автора.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М.: “Искусство”, 1993.
  2. Золкина Ю. “Сказка древнерусских куполов”, “Искусство”, №5 ,2002
  3. История русского искусства в 3-х томах: Т.1: Искусство X – первой половины XIX века. Учебник. – М.: “Изобразительное искусство”, 1991.
  4. Любимов Л. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. – М., 1974.
  5. Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель. – М.– Лейпциг: “Искусство” – “Эдицион”, 1982.
  6. Панасенко Ю.Ф., Шамаро А.А. Нартекс: архитектура, зодчество, церковь, храм, нартекс. // Наука и религия. 1992, №1.
  7. Панасенко Ю.Ф., Шамаро А.А. Нартекс: ориентация храма по странам света. // Наука и религия. 1992, №8.
  8. Пашков Д. Спецкурс по истории Древнерусской культуры
  9. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – М.: “Наука”, Ленинградское отделение, 1986.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Архитектура Древней Руси — коротко о главном

5.firepic.org

5.firepic.org

Период истории с IX до XVII вв. считается русским Средневековьем. Живописные формы и архитектура древних славян складывались в то время, когда христианство утвердилось главной религией на Руси. Попав под влияние Константинополя, русское зодчество и архитектура древней Руси  вобрали в себя частицу богатой культуры — одной из самых цивилизованных на то время.

На Руси впервые появляются большие строения и храмы в Х веке. Несмотря на заимствование византийских техник, древнерусские зодчие постоянно их интерпретировали сообразно умениям и мироощущению: кладка стен производилась по другому принципу, для постройки сводов и куполов широко применялись новые приемы, постройки дополняются колоннами и сводами. Это повлияло на выделение и складывание новой системы постройки храмов. К XIV веку древнерусское зодчество уже имеет свои характерные черты. В культуру Древней Руси впитывались вековые традиции, как восточных славян, так и угро-финнов. На рубеже 1-тысячелетия сложившееся государство Киевская Русь сразу стало центром объединения племен и народов, проживающих на огромной территории.

Церковь, храм – это те места, где Господь присутствует благодатным образом. И в строительстве храмов заложена многовековая символика: для верующих пребывать в церкви значит ощущать невидимое и божественное, что возможно ощутить только в Царстве Небесном.

Испокон веков храмы строили из дерева. Ведь оно являлось для русских мастеров основным материалом при строительстве, а топор являлся основным их орудием. Только с конца X века для строительства начинают применять глиняные кирпичи. Поэтому именно дерево при закладке основ древнерусского зодчества сыграло важную роль.

Попав в ареал Византийской художественной системы, деревянная архитектура древней Руси сменилась более долговечной каменной. Деревянные элементы (башни, клети, сени, терема, многоглавие) перенеслись также на каменное строительство.

Характерные черты

5.firepic.org

5.firepic.org

Отвечая на вопрос, какие черты характерны для древнерусской архитектуры, необходимо сказать, что храмы строятся просторные, масштабные. Имеют пластичные четкие формы. А постройка идеально вписывается в окружающий ландшафт. Повсеместно используется крестово-купольная система возведения церквей. Лишь в XVI столетии здания возводят с использованием другой схемы – так называемые, шатровые храмы-башни. Декором церкви становится мозаика, фрески. Часто встречается резьба по дереву.

Уникальная архитектура древнерусского государства вписала в храмовое строительство того времени блестящие страницы. В древних храмах ощущается необыкновенное вселенское спокойствие, масштабы которого превосходят понимание человека. Строители, работающие при воздвижении храмов с мастерами из Константинополя, не только перенимали их приемы. Для них архитектура древнерусского государства имела сакральное значение. А традиции строительства из деревянных конструкций позволяли подстраивать символику храма под мировосприятие древних славян.

Наличие галерей в храме, пирамидальная постройка, угловые башни – это наследие строительства церквей из дерева. В XI веке в городах строятся многокупольные толстостенные сооружения с крошечными окошками, богатым убранством и интерьером. Так подчеркивалась сила и величие державы, а храмовое зодчество отражало «дух эпохи», идею общерусского могущества, укрепляющую в христианах веру в силу государства и правителя. В ХII веке церкви строятся внутри княжеского двора. Так возник придворно-княжеский стиль. Для него характерны небольшие размеры сооружений, поскольку они рассчитаны на семью князя и его челядь.

Первое каменное сооружение

CJdiN_croper_ru

5.firepic.org

Знаменитая церковь, на закладку которой князь выделил десятину от своих доходов, Десятинная, представляет собой первое каменное сооружение на Руси. Церковь в Киеве стала и центром храмового строительства, и символом проводимой церковной политики князя. Церковь возведена строителями из Константинополя. Их работы отличаются такими характерными особенностями, как утопленные ряды, мозаичные полы, греческие клейма на кирпичах.

Можно долго «перечислять важнейшие архитектурные сооружения древней Руси », но не ясно, о каких строениях необходимо вести речь, ведь, например, Успенский собор Киево-Печерской Лавры является на сегодня новоделом, который, несмотря на научную реконструкцию, многого не сохранил из своего древнего деревянного облика. Это относится и к церкви Богоматери Пирогощей.

Потому среди важнейших сооружений, таких как Софийский собор, Золотые ворота, Успенский собор, Спасо-Преображенский собор, Пятницкая церковь, Собор Рождества Иоанна Предтечи, Собор Бориса и Глеба и многих других отсутствуют полностью исчезнувшие деревянные строения. А ведь при Иване Калите в Москве случилось 4 пожара, в 1337 году огнем было полностью уничтожено 18 церквей, в 1343 году – 28.Список, где указаны важнейшие архитектурные сооружения древней Руси, состоит из тех церквей, которые строились еще до вторжения монголо-татарской орды. Строения уцелели вплоть до XIX века. Часть храмов перестраивалась.

Школы храмового зодчества

eifEz_croper_ru

5.firepic.org

С XII – XIII веков появляются архитектурные школы древней Руси. Все школы не владеют исключительно собственными приемами. Они дополняются архитектурными приемами и стилями друг друга. Отнесение храма к определенной архитектурной школе является чаще условным, поскольку предшествующий стиль не исчезает полностью и не устаревает, а обогащает храмовое строительство, внося в него неповторимость и уникальность. В первых школах храмового зодчества трудятся мастера из Киева, Переяславля. Церкви, которые сооружались в новообразованных политических центрах, объединяет техника каменной кладки и методы ведения строительства.

Школы складывались на землях, названия которых они и унаследовали:

  1. Киевская школа выступала хранителем древних традиций храмового зодчества Киевской Руси, потому ее последователи в основном совершенствовали унаследованные пластичные решения.
  2. Владимиро-Суздальская школа не просто копировала византийские и южнорусские способы и техники при строительстве церквей, но и вносила в них западноевропейские элементы и идеи. Применялась плоская деревянная резьба. Храмам присущ скромный декор, узкие оконца, применение скифского «звериного стиля» для украшения. Белокаменными храмы были из-за использования известняка.
  3. Новгородская школа отличается от остальных тяжеловесностью и простотой линий. Отличительной чертой храмов этой школы есть декор, который характеризуется пятиглавием, кубовидностью, большим количеством арок и треугольников.
  4.  Псковская школа, строения которой при сильном сходстве со строениями Новгорода, несут в себе и самобытные техники.
  5.  Московская школа. Белокаменные храмы, возведенные зодчими из Москвы, характеризуются изяществом форм и красотой отделки.
  6. Черниговская школа: для сооружений характерна торжественность и статичность.
  7. Галицко-Волынская. Зодчие школы умело сочетали объемно-планировочные формы Древней Руси с западноевропейскими конструкциями.
  8. Полоцкая школа: появились плоские боковые апсиды.
  9. Рязанская школа: храмы имеют оригинальную планировку, при которой у церкви отсутствуют столпы, а сами храмы отличаются максимальной центричностью.

Между прочим...

Каждая школа использовала свою технику, при этом ее мастера постоянно искали неизвестные ранее пластические решения.

Живопись и искусство

Живописное ремесло отражало неповторимую самобытность и мастерство славян, а архитектура и живопись древней Руси, обогатившись приемами из Византии, постепенно теряла ту сказочную простоту и свежесть, которые присущи древнеславянскому искусству. В ювелирных изделиях, таких как кольца, ожерелья, браслеты, серьги, которые покрывались тонким узором черни, было заложено новое великое монументальное искусство Византии.

Древние зодчие в поиске новых форм, создавали пластичные решения, которые воссоздавали в сооружениях идею устремленности всего строения вверх, к небесному своду. Католическая готика отражает такую же идею отражения духовности, потому храмовое строительство на Руси не существовало обособленно от европейской христианской культуры, а было одной из ее составляющих. Но сходство с традициями архитектуры Запада не явилось основополагающим при закладке церквей. Архитектура середины XII-начала XIII века воссоздает непревзойденный и яркий стиль, который называется древнерусским.

К одному из видов искусства так же можно отнести создание оберегов

perstni.com

Храм преподобного Андрея Рублева на Верхней Масловке

Храмовая архитектура Древней Руси

 

Текст составлен на основании статей М.Кудрявцева и Т. Кудрявцевой.

Журнал "К свету". №17, 1995

Часть 2. Архитектурные детали и декор

Архитектура, как и каждый вид искусства, имеет присущий ей профессиональный язык - язык архитектурных форм, неразрывно связанный с мировоззрением человека, с его духовным устроением. Именно поэтому смысл и значение архитектурных форм русского православного Храма можно уяснить лишь рассматривая Храм в его идее - как плод Домостроительства Божия - на основании Священного Писания и творений Святых Отцов Церкви.

 

Представление о том, что видимые, вещественные предметы обозначают мир невидимый и таинственно связывают Небо и Землю посредством проявляющейся через видимые символы Силы Божией, ясно изложено в "Книге о Храме" Св. Симеона митрополита Солунского, в трактате Св. Дионисия Ареопагита "О Небесной Иерархии": "Хотя Храм устраивается из вещества, но его осеняет высшая благодать. Он освещается таинственными молитвами Архиерея, помазуется миром Божественным и весь делается селением Верховного Существа" [1,с.383].

 

...Под чувственными образами предначертаны нам пренебесные Умы в священных письменах, дабы мы чрез чувственное восходили к духовному, и чрез символические священные изображения - к простой, горней Небесной Иерархии". [2,Гл.1,§3,с.3-4].

 

Предметные, или вещественные, церковные символы принято делить на знамения (знаки) и образы [3,с.14-15]:Знамения - это такие предметы или изображения, которые передают духовное значение Божественных и небесных истин и явлений, не изображая их непосредственно. Св. Дионисий Ареопагит именует такие символы "несходными подобиями"[2,Гл.II,§4,с.10].

 

Образы - это священные изображения и предметы, овеществляющие не только духовное значение, но и самое внешнее сходство Божественных и небесных лиц и предметов.

 

Символика храма и его различных частей явилась предметом обширной литературы [4, 11, 13, 14, 21, 25].. Более всего разработан вопрос о значении венчающего Храм Креста, особенно подробно - в книге Св. праведного о. Иоанна Кронштадского [12]. Достаточно исчерпывающе раскрыт смысл маковицы храмовой главы и многоглавия [6,13-15,25], столбов и стен, а также кокошников [16] и шатра [25]). Но этим, в основном, и исчерпывается круг архитектурных форм, освященных в достаточной степени в опубликованных исследованиях.

Каноничность всего церковного искусства, в том числе и храмовой архитектуры, а также устойчивость связи некоторых символов и изображений с определенными архитектурными формами, позволяет предполагать, что эти формы сохраняют то же символическое значение и будучи лишенными каких-либо изображений. Наконец, рассматривая изменение тех или иных форм во времени, можно уяснить, какие новые формы продолжают нести прежнее содержание.

 

Своеобразие древнерусского зодчества, его глубокое отличие от архитектуры других народов - в особенном подходе к символике и архитектурному образу храмового верха: - хорошо видный еще издали, он уже говорил православному человеку о главной духовной идее именно этого храма.

 

Верх Храма, как известно, состоит из основания (которое иногда называют "трибун"), шеи* и главы, состоящей из "маковицы" и Креста.

 

В науке "шею" верха принято называть "барабаном", но этот термин не отражает сути данной части Храма и не имеет исторической основы. В дальнейшем изложении будет применяться древнерусское наименование этой части Храма.

 

Часто "маковицу" именуют "луковицей", что в той же мере не соответствует историческим источникам, как и термин "барабан".

 

К тому, что написано уже о храмовом Кресте в различных исследованиях, хотелось бы добавить некоторые соображения, касающиеся символического значения его древнейшей формы, примером которой может служить Крест Дмитровского собора во Владимире.

www.xn--80acdl3a2av.xn--p1ai

Каменные церкви и храмы Древней Руси: убранства, архитектура.

После принятия христианства на Руси люди начали во всех городах строить православные храмы. Строили их, как правило, там, где раньше находились места для поклонения языческим богам (Перун, Дажьбог, Хорс). Потому что люди столетиями привыкали к данным святилищам. Когда хотели поклониться богам, шли к этим местам. Поэтому князь Владимир приказал уничтожить все места для поклонения языческим богам, а вместо них воздвигнуть христианские церкви.

Первые деревянные храмы Киевской Руси

hostingkartinok

hostingkartinok

Первые христианские храмы наши предки строили из дерева. В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева. Славянские ремесленники умели очень профессионально, для того времени, обращаться с этим материалом. Для наших предков дерево являлось главным строительным материалом. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева. Сразу же после принятия христианства на Руси, князь Владимир приказал построить Васильевскую церковь. Эта церковь —  первый православный храм на Руси .

Васильевская, потому что при крещении князь принял новое имя – Василий. Изначально церковь воздвигли из дерева, на холме, где до этого стоял Перунский истукан, один из основных славянских языческих богов. Позже, на месте старой деревянной церкви, воздвигли каменный храм.Что примечательно, из дерева храмы строили только русские мастера-зодчие. Греки и иностранные зодчие не строили из дерева. В основном в качестве строительного материала брали те породы древесины, которые были характерны для данной местности. В письменах того времени говорится, что с помощью строительных материалов, храмы из дерева возводились очень быстро и практически не имея под рукой сложных проектов. В своем большинстве деревянные храмы были однокупольные.

Шатровые храмы на Руси

Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев. Но им тяжело было перенять форму куполов византийских храмов и передать ее в дереве. С помощью дерева это было сделать технически невозможно. Поэтому форму куполов стали делать в виде пирамидального шатра. К сожалению, подобные храмы не дошли до наших дней. О них мы можем узнать только из источников, дошедших до нас.

Позднее наши предки шатровую форму купола иногда использовали и при строительстве каменных церквей. Данная форма купола долгое время оставалась популярной в северных районах нашей страны. Вплоть до наших дней в северных районах страны сохранились памятники церковной архитектуры славян, с куполами подобной формы.Деревянные церкви Руси, фото которых пестрят в интернете, поражали своей красотой и убранством.

 Первые каменные храмы на Руси

hostingkartinok

hostingkartinok

Первый древнерусский каменный храм  возвели в Киеве. Его неофициальное название — Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь. Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться. По некоторым данным в 12 веке храм пережил землетрясение, которые в то время были не редкостью на Поднепровье.

Официальное имя Десятинного храма,  первой каменной церкви на Руси  — церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый  крестово-купольный храм Древней Руси  . Опыт при строительстве крестово-купольных храмов был заимствован у византийцев и используется при строительстве храмов у нас и сегодня. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих. Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.

Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:

  1. Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
  2. С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.

Имеется предположение, что изначально храм строился как крестово-купольный, но во время строительства приняли решение, что он будет базиликой. Ведь византийские крестово-купольные каменные храмы были меньших размеров. Масштабность размера и стала причиной изменения первоначального проекта.

hostingkartinok

hostingkartinok

Первым каменным церквям на Руси  основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа — это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были  фрески. Фрагменты фресок дошли и до наших времен. До разграбления и пожаров, храм был богато украшен церковной утварью, привезенной из Корсуня. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. В ней нашли свой покой византийская царевна Анна – супруга Владимира, а через несколько лет в ней похоронили и князя Владимира. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги.

Уже в 17 веке митрополит Петр Могила по своей инициативе организует раскопки, и саркофаги с их останками перезахоронят в Софийском соборе.Сейчас ведутся раскопки, и ученые исследуют останки десятинного храма. Пытаются досконально изучить то, что осталось от этого памятника славянской культуры, но, к сожалению, пока безуспешно. По некоторым данным Десятинная церковь имела 25 куполов, но проверить и подтвердить это невозможно. К сожалению точной копии этого храма на сегодняшний день воспроизвести не получится.Помимо Десятинного храма после принятия новой веры были возведены и другие каменные храмы. Многие из них были подобием Десятинного храма.

hostingkartinok

hostingkartinok

Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма — Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих. Мозаика храма частично, дошла и до наших дней, и мы можем увидеть остатки былого великолепия. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Здесь князья принимали делегации послов из других стран. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте. А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества.

Кстати, так называемые граффити, были популярны и у наших предков. Археологи, исследуя останки различных храмов, находят надписи на их стенах, которые оставляли обычные и знатные люди. Они писали свои имена, просили бога о чем-либо, оставляли слова благодарности, также это были отрывки из святого писания. Граффити писали даже князья, а также члены их семей.

Итоги

С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских. Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов. Потому что во все времена, и сейчас тоже, русский народ испытывал интерес к деревянному зодчеству.

Читайте какие столицы были в Древней Руси

perstni.com

храмовое зодчество Руси — презентация

ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВОсредневековой Руси XI – XV вв. АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ Русское искусство эпохи Средневековья начиная с X в. и вплоть до конца XVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл православной. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Начало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце X в. при великом князе Владимире Святославиче. Древнейшая русская летопись — «Повесть временных лет» — сохранила предание о том, как Владимир «испытывал веры», желая выбрать для Руси иную религию вместо язычества. Посетив богослужение в великом православном храме Византии — храме Святой Софии столичного города Константинополя, послы князя сказали: «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом, только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той». Именно это переживание красоты как святости сохранится в каждой русской иконе и будет сокровенным идеалом и непреложным законом для каждого истинного творца: иконописца, книжника и зодчего. УСТРОЙСТВО КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА Вместе с христианством Русь переняла у Византии крестово-купольную конструкцию храма. Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от четырѐх до двенадцати меньших куполов. Эту центральную «главу» поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами. Главные и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. В области алтаря церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами. Полукруглые покрытия церковных сводов назывались закомарами. Вход в церковь был в западной части храма. Над ним древнерусские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь, его семья и приближѐнные. Прясло - участок стены сооружения в древнерусской каменной архитектуре, ограниченный двумя лопатками, пилонами или башнями; Лопатка - вертикальный плоский выступ в стене, разделяющий или ограничивающий ее поверхность (в отличие от пилястры, не имеет базы и капители). Может является конструктивным элементом стены, или  выполнять лишь декоративную функцию — служить средством вертикального членения фасада. Закомара - полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода. СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В КИЕВЕ XI в. Удивительно, как много великолепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками), иконами, было возведено в XI столетии в только-только крещѐной стране. В то время мастера-греки (так на Руси называли всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на Русь целыми артелями. В конце 30-х — начале 50-х гг. XI столетия по указанию великого князя киевского Ярослава Мудрого был возведѐн самый величественный и знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). Для архитектуры собора Святой Софии в Киеве характерны триумфальность и праздничность, свя-занные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства. Число глав (куполов) церковного здания в древнерусской архитектуре было исполнено глубокого символического смысла. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о четырѐх евангелистах:Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. Христос Вседержитель расположен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали, а в алтаре, на стене центральной апсиды, — сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Еѐ руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении. Вишнѐвый цвет Еѐ одеяния — мафория, окутывающего Еѐ голову и плечи, символизировал страдание. Мозаики (изображения или узоры, выполненные из цветного непрозрачного стекла — смальты) так же ярки, как и много веков назад. ХРИСТОС-ПАНТОКРАТОР (ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ). Софийский собор. Киев. XI в. (смальта). ОРАНТА. Софийский собор. Киев. XI в. (смальта). «БЛАГОВЕЩЕНИЕ». Мозаика столбов восточной арки. НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ ВЕЛИКОМ На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славился многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажали» на новгородский престол своих старших сыновей. Вплоть до середины XII в. княжеская власть в Новгороде располагала немалыми правами; новгородский князь, используя неисчислимые богатства города, мог возводить огромные величественные храмы. В 1045—1050 гг. повелением князя Владимира Ярославича, «посаженного» в Новгороде отцом Яро-славом Мудрым, возвели один из самых известных соборов Древней Руси — Софию Новгородскую. «Где Святая София, там и Новгород», - любили говорить в старину новгородцы. Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Обширные хоры опирались на мощные столбы, делившие храм на пять частей (нефов). В середине храма — крестообразное свободное пространство, увенчанное куполом. Несмотря на то что основные архитектурные элементы Софии Киевской и Софии Новгородской во многом совпадают, они производят совершенно различное впечатление. Новгородский храм выглядит суровее, монумен-тальнее и компактнее. Пять его мощных куполов высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создаѐт впечатление необычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы «прорезают» внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранѐные кубические зоны. Таким образом, Новгород являет самобытный вариант православного храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и лаконичности родственный характеру северной природы. Софийский собор в Новгороде Великом. XI в. Восточный фасад. Софийский собор в Новгороде Великом. XI в. Северный портал. ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР ЮРЬЕВА МОНАСТЫРЯ В начале XII в. новгородским князем был сын Владимира Мономаха Мстислав, крупный политический деятель, получивший впоследствии историческое прозвище Великий. В годы его княжения новгородская архитектура обогатилась несколькими монументальными постройками. Наиболее известным архитектурным памятником той эпохи является Георгиевский собор Юрьева монастыря, строительство которого началось в 1119 г. Древнерусские зодчие издревле руководствовались золотым правилом: вписывать архитектуру каждого храма в окружающий ландшафт, создавая гармонию рукотворных форм и природы. В отношении Георгиевского собора Юрьева монастыря выбор был сделан как нельзя более удачно: собор расположен на возвышенном берегу реки Волхов в живописной местности, недалеко от озера Ильмень. Архитектурные особенности постройки доводят до чистоты и завершѐнности черты, присущие новгородской традиции:Георгиевский собор отличается лаконичностью форм и строгостью пропорций. Четыре мощных столба делят пространство храма на три нефа. Фасады здания прорезаны многочисленными окнами. Храм увенчан тремя мощными главами разной высоты и размера. Один из куполов завершает пристроенную к основному зданию квадратную башню с лестницей, ведущей на хоры. Число глав символизирует Святую Троицу, триединство христианского Бога. После Георгиевского собора более ни один новгородский храм не славился столь же независимым, гордым характером, выраженным в архитектурных формах. Собор представляет собой завершающую и одновременно высшую точку в развитии «княжеской» архитектуры Новгорода. Георгиевский собор Юрьева монастыря. 1119 г. МАЛЫЕ ХРАМЫ НОВГОРОДА. АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ XIV—XV ВЕКОВВо второй половине ХIII — середине XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. В этот период сооружались небольшие четырѐхстолпные одноглавые храмы с почти кубическими по пропорциям зданиями. Малые размеры церквей диктовались не только тем, что для церковных построек более не использовались средства общегородской казны. Новгород XIV—XV вв. переживал эпоху бурного расцвета, отдельные районы этого города были богаче целых княжеств. Но каждая храмовая постройка была рассчитана лишь на потребности небольшого прихода, а не всей огромной столицы Северной Руси. Заказчики из числа разбогатевших горожан стремились к тому, чтобы их церковь отличалась от других изяществом форм и оригинальностью декора. Купеческие и боярские церкви послемонгольской эпохи далеко отошли от сурового по духу зодчества XI—XII вв. Фасады храмовых зданий стали покрываться маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтѐсанного кирпича. Барабаны куполов опоясывались рядами кокетливых арочек и треугольничков. Апсиду опустили до половины высоты стены, а от закомар отказались в пользу трѐхлопастного покрытия. Стены церкви завершались тремя фигурными лопастями, напоминающими огромный лист смородины или крыжовника с закругленными краями. Трѐхлопастное покрытие, подчѐркнутое декоративной аркой, со временем превратилось в излюбленный приѐм новгородских зодчих и стало в XIV—XV вв. истинным архитектурным символом новгородского стиля храмового строительства. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. 1406 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374г. Расписанная Феофаном Греком. Лучшие достижения русской иконописи во время подъема духовных сил нации сфокусировались в творчестве великих художников Феофана Грека (ок.1340 - ок.1410) и Андрея Рублева (ок.1370 - 1430). Пути в искусстве Феофана Грека и Андрея Рублева оказались знаковыми для культуры Руси, прихотливо скрещиваясь с судьбами и жизнями многих великих современников Приехавший на Русь около 1390 года из Византии Феофан Грек вдохновлялся мистическим учением исихазма (от греческого hesychia - «покой», «безмолвие», «отрешенность»), обновленческим движением в православии, почитавшим Божественный свет, который открывается практикой глубокого внутреннего сосредоточения - медитации. Проявления этого света как особой благодати художник находил в разных эмоциональных состояниях образов святых. «Царство Божие внутрь человека есть» - эта идея озарения верующего человека небесной благодатью наглядно воплощена Феофаном Греком в экспрессивно-спиритуалистической манере его живописи.  АНДРЕЙ РУБЛЕВ БЕЛОКАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ Первым самостоятельным ростово-суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий. Многие особенности построек Юрия Долгорукого — техника кладки из белого камня, перспективные порталы, характерная аркатура — роднят их с романской архитектурой Европы (есть все основания считать, что строительная артель, трудившаяся у суздальского князя, пришла на Русь из Польши). Эти особенности определили вдальнейшем архитектурный облик Владимиро-Суздальской земли. В 1155 г. Юрий осуществил своѐ заветное желание и захватил Киев, но скоропостижно умер после богатого пира. Сердце же его сына Андрея всецело принадлежало родному Владимиро-Суздальскому княжеству. Незадолго до смерти отца он самовольно ушѐл туда из Киевской земли, забрав с собой чудотворную икону Богоматери — ту, которая потом прославилась на Руси под именем Владимирской. Церковь Покрова на Нерли (1165 г.). - постройка, ставшая символом древнерусской архитектуры. Андрей велел поставить еѐ в том месте, где река Нерль впадает в Клязьму, в память о сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами. Чем же объясняется еѐ мировая слава? Церковь невелика и удивительно гармонична. Полуцилиндры апсид словно утоплены в тело храма, и восточная (алтарная) часть не перевешивает западную. Фасады разделяются многослойными четырѐхуступчатыми лопатками с приставленными к ним полуколонками; острые углы лопаток и стволы полуколонн образуют пучки вертикальных линий, неудержимо стремящихся ввысь. Церковь Покрова на Нерли. 1165 г. Вертикальное устремление постепенно и незаметно переходит в полукруглые очертания закомар. Полукружиям закомар вторят завершения изящно вытянутых окон, порталов, арочек колончатого пояска. И наконец, церковь венчает полукружие главы, которая раньше была шлемовидной, а сейчас напоминает луковицу. Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада (кроме восточного), наверху, в поле закомары, находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида-псалмопевца. Царь Давид играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птица — древний символ человеческой души, а лев — символ Христа. Резные львы внутри храма помещены на верхней части столбов, поддерживающих купол. Купол церкви — это небо, простѐртое над землѐй; небесный свод утверждался на львах, как на власти утверждается порядок земного мира. Под львами и птицами в кладку вставлены загадочные маски: юные лики с огромными очами и распущенными волосами. Скорее всего маски изображают ангелов, явившихся послушать Давида и прославить Богородицу. Изображения Девы Марии в резьбе храма нет, но весь облик церкви, такой стройной и изысканной, напоминает Еѐ образ. Вообще говоря, любую церковь можно уподобить Богоматери, поскольку Мария в церковной традиции символизирует Церковь Земную. В храме Покрова на Нерли это умозрительное положение стало наглядным. Церковь Покрова пресвятой Богородицы на Нерли. 1165 г. Дмитриевский собор во Владимире — один из самых ярких, выразительных и, наверное, известных памятников Владимиро-Суздальской архитектуры домонгольского периода. Он был построен в 1190-е годы как дворцовый храм владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Храм был освящен во имя св. Дмитрия Солунского — небесного покровителя князя Всеволода Юрьевича. В работе над собором были задействованы только русские зодчие. Это классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Ясность композиции, торжественный ритм архитектурных форм, величаво-спокойные пропорции воплощают идею могущества великокняжеской власти — ведь некогда собор являлся центром всего владимирского дворцового комплекса. Глава собора на высоком барабане покрыта золотым шлемом. Шлемовидное покрытие глав — одна из примет древней архитектуры (как правило, до XVI века включительно). Основным материалом для строительства служил белый камень — известняк. Фасады храма четко разделены на три яруса. Нижний практически лишен какого-либо убранства, ведь первоначально он был закрыт одноярусными галереями, окружающими собор с трех сторон. Средний ярус демонстрирует аркатурно-колончатый пояс с богатейшим орнаментом. Верхний ярус по всей своей плоскости, от верха аркатурно-колончатого пояса до закомар также украшен резьбой. Колонки аркатурного пояса в этом обилии резьбы воспринимаются как окаймляющая лента.  Резьба присутствует и на цилиндрическом барабане, на котором возвышается золоченый купол. Дмитриевский собор во Владимире. XII в. На фасадах Дмитриевского собора находятся более пятиста рельефов. Резные камни а фасадах храма создают причудливую картину мира, где христианские образы гармонично сосуществуют с образами языческой мифологии и сюжетами средневековой литературы. Резьба колончатого пояса изображает целую галерею святых, среди которых имеются фигуры князей Бориса и Глеба.  Под каждой фигурой вырезаны изображения фантастических животных или растений.  Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса. На северном, обращенном к городу, фасаде находится рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Всеволод Большое Гнездо изображен сидящим на троне в окружении своих старших сыновей Константина, Георгия, Ярослава и Святослава, с новорожденным Владимиром на руках. Всего у князя было двенадцать сыновей. Это, как известно, и послужило причиной возникновения его прозвища «Большое Гнездо». Центральное место среди персонажей, присутствующих в оформлении Дмитриевского собора, занимает фигура царя Давида. Она представлена в декоре трех фасадов храма. В образе Давида — псалмопевца, пастыря, царя, пророка — вероятнее всего, предвосхищен образ Христа. Весь тварный мир — звери, птицы, деревья и травы- внимает Давиду у подножия престола. Однако, большая часть рельефов собора посвящена нецерковным сюжетам. По мнению некоторых исследователей, звериный мир рельефов Дмитриевского собора по сути является «аристократическим» звериным миром, приобретавшим значение геральдических эмблем знати. Простому народу подобные сюжеты были неизвестны и непонятны, удивляли и даже устрашали. Кроме того — и на это стоит обратить внимание — первоначально собор стоял за белокаменной стеной детинца и его резьбой могли любоваться лишь те, кто имел доступ на княжеский двор.   Фрагменты белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире. XII в. МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ конца XV — XVII вв. Москва — долгое время всего лишь главный город одного из многочисленных русских княжеств — при Иване III (к. 15 в.) превратилась в столицу огромного и сильного государства. «Лицом» этого государства должен был стать Кремль — резиденция великого князя и митрополита Московского. Однако внешний вид Кремля мало соответствовал приобретенному могуществу и нуждался в коренной перестройке. Началась она в 1472 г. с возведения Успенского собора — главного храма Москвы. За годы монголо-татарского ига русские мастера утратили многие навыки, позволявшие им в прошлом возводить большие и красивые здания. После нашествия Батыя строительство из камня на Руси практически прекратилось на несколько десятилетий. Многих зодчих увели в Орду. Руководил строительством архитектор Альберти Фиораванти из Болоньи, прозванный на Руси Аристотелем. В 1479 г. строительство было завершено. На центральной площади Московского Кремля поднялся величественный белоснежный собор, напоминавший храмы Владимиро-Суздальской Руси XII в. Его высокие гладкие стены, расчленѐнные на широкие вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и арочек. В два яруса располагались узкие щелевидные окна. Входы в собор обрамляли живописные порталы. К его восточной стене в соответствии с канонами устройства православного храма примыкали пять алтарных апсид — полукруглых выступов. Венчали стены полукружия закомар. Над ними возвышалось мощное пятиглавие. Своды храма опирались на шесть стройных столбов. УСПЕНСКИЙ собор Московского кремля И снаружи, и изнутри собор выглядел удивительно монолитным: «яко един камень», по точному замечанию одного из современников. Впечатляли и размеры храма. Его спокойная мощь как нельзя лучше соответствовала замыслу великого князя, пожелавшего создать в своей столице архитектурный символ молодого Русского государства. В новой постройке ожили традиции древнерусской архитектуры. И всѐ же геометрически чѐткие линии сооружения, светлый интерьер, который можно охватить одним взглядом, а также другие детали конструкции здания ясно говорили о том, что его строил итальянец, воспитанный на лучших образцах искусства европейского Возрождения. Летописец так рассказывал о новом храме: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством и высо-тою, светлостью и зъвоностью и пространством, такова же преже того не бывала в Руси …»15 августа 1479 г. на праздник Успения Пресвятой Богородицы совершилась церемония освящения нового собора. С этого дня Успенский собор на долгие столетия стал средоточием русской государственной и церковной жизни. Здесь венчались на царство русские цари и императоры, провозглашались важнейшие государственные акты (как, например, воссоединение Украины с Россией в 1654 г.), происходило поставление в сан митрополитов и патриархов. Здесь же располагались и гробницы этих иерархов. Кроме того, в Успенском соборе находилась главная православная святыня всей России - икона Владимирской Божьей Матери. УСПЕНСКИЙ собор Московского Кремля. Конец XV в. Купола и росписи закомар УСПЕНСКОГО собора. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Собор (1484— 1489 гг.) строили мастера из Пскова. Они применили здесь художественные приѐмы различных архитектурных школ, существовавших на Руси, — древней владимирской и, конечно, близкой им псково-новгородской. Это должно было подчеркнуть общерусский характер кремлѐвской архитектуры. Основной объѐм собора имел форму куба. С востока к нему примыкали три апсиды. Ряд лѐгких декоративных полуколонок опоясывал всѐ здание. Закомары имели особую, килевидную, форму. Такой же формы кокошники окружали центральную главу собора. В середине XVI столетия по углам собора пристроили четыре одноглавых придела (небольшие церкви), а число его основных глав увеличили до пяти. Эта перестройка значительно изменила внешний вид храма. Девять его глав, кровля, повторяющая сложные очертания закомар, и остроконечные верхи апсид были богато вызолочены, отчего собор прозвали Златоверхим. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ собор Московского Кремля. Конец XV в. Золотые купола БЛАГОВЕЩЕНСКОГО собора АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР В последний год своей жизни, предчувствуя скорую кончину, Иван III поручил архитектору Алевизу Фрязину, недавно прибывшему из Италии, построить новый Архангельский собор — семейную усыпальницу рода великих князей (1505— 1508 гг.). Как и Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый познакомился с традициями русской архитектуры и в конструкции нового храма решил следовать им. Мощный шестистолпный храм он увенчал иятиглавием, асимметрично сдвинув его к восточной стороне здания. Однако внешнее убранство собора, своего рода «верхнее платье» здания, архитектор выполнил на итальянский лад. Фасады храма он разделил широким карнизом на две горизонтальные части, а традиционные русские лопатки заменил двумя рядами пилястр (плоских колонн), которые завершались капителями. Он использовал здесь характерную для архитектуры Возрождения ордерную систему, подчѐркивающую роль несущих элементов (колонн) и опирающихся на них перекрытий. Закомары зодчий отделил от плоскости стены ещѐ одним карнизом и внутри них поместил белокаменные резные раковины. В октябре 1505 г. Иван III умер и был похоронен в стенах ещѐ недостроенного Архангельского собора рядом со своими предками — Иваном Калитой, Дмитрием Донским и другими князьями, в течение двух столетий собиравшими русские земли вокруг Москвы. Архангельский собор служил усыпальницей для великих князей и царей вплоть до конца XVII столетия. АРХАНГЕЛЬСКИЙ собор Московского Кремля. Начало 16 в. Убранство собора – синтез православной и античной архитектуры. АРХАНГЕЛЬСКИЙ собор Московского Кремля. Северный портал. ИВАНОВСКАЯ колокольня. Одновременно с Архангельским собором на центральной площади Кремля поднялась новая колокольня, получившая название Ивановской. Перестраивал Ивановскую колокольню итальянский зодчий Бон Фрязин. Новая колокольня (1505—1508 гг.) представляла собой высокий стройный столп из двух поставленных один на другой восьмигранников и венчающей их главы и походила на русские сторожевые башни, предназначенные для наблюдения за окрестностями. Грани колокольни были усилены широкими лопатками. Каждый ярус завершался арочными проѐмами, сквозь которые были хорошо видны колокола. Появление на Соборной площади высокого столпа объединило весь архитектурный ансамбль центра Кремля. Ясно видимая со всех концов города и славившаяся своими звонами, Ивановская колокольня получила от москвичей почтительное наименование Иван Великий.

freedocs.xyz