Бубнов Е.Н.Русское деревянное зодчество Урала. Деревянное зодчество урала


Бубнов Е.Н.Русское деревянное зодчество Урала » Перуница

Бубнов Е.Н.Русское деревянное зодчество УралаСтроительство на Руси не так уж давно целиком было обусловлено деревом. Из дерева рубили царские дворцы, боярские хоромы, усадьбы крестьян, крепостные стены и башни, церкви и монастыри. Из дерева выдалбливали детские колыбели, вырезали ложки, чашки и ковши, ладили сани, лодки, прялки и ткацкие станки. Этот мир ушел и стал забываться, его сохранившиеся образцы представляют для нас удивительную картину, уносящую в далекое прошлое, показывают жизнь наших дедов, нашу историю. И естественно, в настоящее время в связи с резким возрастанием научного и практического интереса к проблеме жилища для села и широким интересом населения к истории страны, к памятникам древнего искусства и культуры, созданным гением народа, очень актуальными стали исторические исследования русского народного жилища, которому посвящена эта книга.

Коммунистическая партия и Советское правительство, следуя ленинским принципам, в наши дни придают исключительное значение вопросам охраны, пропаганды, глубокого изучения и творческого освоения культурного наследия нашего народа. Об этом сказано в ряде решений и постановлений. На основе принятого Верховным Советом СССР в октябре 1976 г. Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» действует общественность, изучая памятники. Их охрана является не только важной государственной задачей, но и патриотическим долгом каждого советского человека — это отмечено в Конституции СССР.

Советские архитекторы в древних городах стремятся восстанавливать не просто отдельные сооружения, а в целом всю архитектурную среду старинных районов.

Уникальные и рядовые здания-памятники отражают материальную и духовную жизнь людей прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины. Они составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации.

Среди важнейших творческих проблем, систематически обсуждаемых на пленумах Союза архитекторов СССР,— задачи изучения памятников старины. К непреходящим историко-культурным и архитектурным ценностям относится народное деревянное зодчество и, в частности, народное жилище на огромной территории Урала.

Выявлены, зафиксированы и изучены многие замечательные памятники народного деревянного жилища, расположенные в различных районах нашей страны: ее Европейской части, Западной и Восточной Сибири. О народном зодчестве этих районов написаны научные труды и книги. Что касается Урала, то его народной архитектуре в литературе уделено мало внимания.

Урал — один из богатейших и обширнейших районов нашей страны. Это край древней культуры, богатый многочисленными памятниками и изделиями народного искусства, выполненными в дереве, металле и цветном камне. Далеко за пределы России шла слава уральских камнерезов, златоустовских граверов по стали, каслинских литейщиков художественного чугунного литья. В 1896 г. каслинцами для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, а затем для Парижской всемирной выставки были изготовлены «волшебные» кружевные чугунные павильоны, которыми долго восхищался весь мир. Народные скульпторы Прикамья прославили свой край деревянными изваяниями «мужицких» богов, а искусные живописцы — иконописью строгановской школы. Крепостные мастера тагильских заводов известны живописью металлических изделий на знаменитом хрустально-прозрачном п прочном тагильском лаке. Много и других достоинств у народа Урала. По выражению поэта А. Твардовского, Урал — «опорный край державы». В XVIII—XIX вв. его металлургическая промышленность была основой боевой мощи армии Петра I, а во время Великой Отечественной войны — гигантская тяжелая индустрия давала стране все виды вооружения.

Еще в IX в. Пермь Великая вела обширную торговлю с Волжскими Булгарами, Ираном, Византией, Малой Азией. Через уральские земли проходило несколько важнейших торговых дорог, поддерживающих оживленную торговлю Запада с Востоком. Свидетельством этого являются находки в Прикамье, которые составляют лучшую в мире коллекцию древневосточного се-ребра, хранящуюся в Эрмитаже.Развитие художественной культуры и прежде всего народного зодчества края тесно связано с развитием культуры древнего Новгорода и позже с культурой северных губерний Московского государства. В историческое освоение Урала поселенцы привнесли свои тради-ции и строительное искусство. На новом месте поселенцы первоначально строили привычные для себя дома и по-своему застраивали усадьбы, но эти жилища недолго оставались таковыми. Слояшое историческое развитие края, разнообра-зие социально-экономических и природно-климатических условий — таковы основные факторы, под воздействием которых формировалось народное жилище Урала. В результате к XX столетию на территории этого региона образовалось большое разнообразие типов поселений, форм декора усадеб и жилых построек.

Искусство прикамских плотников всегда высоко ценилось. Эти мастера принимали участие в создании великолепных сооружений новой столицы Русского государства, основанной Петром I на берегах Невы.

Изучая памятники народного деревянного зодчества, мы видим не только красоту построек, но и можем понять смысл труда и быта самих строителей — плотников-крестьян как совсем недавнего, так и того далекого времени, когда зарождалось строительное искусство Урала. Здесь и сейчас встречается немало интереснейших разнообразных старинных крестьянских селений, усадеб и отдельных построек, заслуживающих внимательного изучения. Одни из них, оставшиеся в глухих таежных районах Урала, поражают нигде не встречающимися, забытыми архаичными образами, другие — прогрессивными и остроумными конструкциями и формами. Многие из этих построек представляют большую ценность для настоящего и последующего поколений. Прежде всего это дома-комплексы «под два», «под три» и «под четыре копя», которые сохранили глубокую связь с древнерусским строительством жилища XVI—XVII вв. Это обнаруженные автором своеобразные «под-сарайные избы», еще не показанные в научной литературе.

Избы рубили добротно. Старались, чтобы легло бревно к бревну. На крышах резали коньки, курицы, фантастических зверей. У изб в небе парили на шестах резные деревянные птицы. С открытием заводов на крышах домов ставили украшения из резного железа.

Многочисленные памятники археологии, народного зодчества, горнозаводского дела, промышленной архитектуры, художественного творчества определяют историко-культурный портрет Урала. Цель данной книги — всесторонне ознакомить читателей с русским народным деревянным жилищем и жилой застройкой сельских поселений Северного и Среднего Урала, дать точные сведения о их возникновении, развитии и особенностях. Зафиксировать в обмерных чертежах и фотографиях новые, ранее неизвестные памятники народного жилища.

Основная масса населения дореволюционного Урала жила в сельской местности. Лишь 16% всех жителей приходилось на города и заводские селения. Но и в заводских селениях долгое время жили те же крестьяне, прикрепленные к заводам, даже управлял ими, как в обычных деревнях, сельский сход или волостное правление, что было и в таких «селах», как Нижний Тагил и Ижевск с несколькими десятками тысяч населения. Быт уральских рабочих вплоть до Октябрьской революции сохра-нялся полукрестьяиским, а жилище представляло ту же избу с усадьбой. Развитие промышленности обусловило ряд своеобразных черт народной архитектуры, которые мы отмечаем в этой книге. Хозяйственные постройки при этом мы не рассматриваем отдельно, а говорим о них одновременно с рассказом о каждом доме или усадьбе.

В хронологическом отношении материал относится к концу XIX — началу XX в. Рассматриваемый период определяется преимущественно сохранностью существующих построек, но надо отметить устойчивость традиций в народном строительстве: длительное сохранение основных типов построек, их архитектурно-конструктивных решений, приемов застройки селений и усадеб, которая «размывает» временные границы рассматриваемого периода.

Автор стремился проследить историю возникновения и развития русского народного жилища на Урале насколько позволяют привлеченные письменные источники. В связи с этим в книге значительное место уделено сложному историческому процессу заселения Урала и его социально-экономическому развитию как основному фактору в раскрытии эволюции народного строительства. В книге приведены выдержки из таких первоисточников, которые наиболее ярко и убедительно характеризуют отдельные моменты. На фоне истории развития края показаны также некоторые образцы промышленной, крепостной и культовой архитектуры.На развитие зодчества русских пришельцев безусловно оказала влияние культура местного населения.

В основу книги положены многочисленные натурные материалы, собранные автором в нескольких продолжительных экспедициях на территории Северного и Среднего Урала и в прилегающих районах Предуралья и Зауралья. С целью углубленного раскрытия и достоверности трактовки исторических событий использованы письменные источники (архивные документы, научные труды, материалы краеведческих музеев Урала), проведен выборочный опрос населения и местных краеведов.

За основу исследования взят материал, посвященный архитектуре Северного и Среднего Урала. Именно отсюда шло освоение всего уральского региона и поэтому влияние традиций, свойственных северному жилищу, проявилось наиболее ярко.

Формат:DJVU ; Страниц:194Издательство: Москва: Стройиздат Год издания:1988 Качество:Хорошее 131 MB RAR

www.perunica.ru

Путешествие в прошлое. Деревянное зодчество Урала.

Это живописное место находится в 160 километрах от Екатеринбурга. Село Нижняя Синячиха на берегу Нейвы возникло в 1680 году. Тогда, как и во многих других местах на Урале, здесь на реке начали возводить железоделательный завод. Кроме того, рядом с Синячихой походила оживленная государева дорога, связывавшая европейскую часть России с Сибирью. Со временем дорога утратила свою актуальность, завод перенесли... Синячиха могла бы стать типичной глухой умирающей деревушкой. Однако сегодня - это одна из самых популярных точек на туристической карте Свердловской области.

DSC_0006

Памятники деревянного зодчества и величественный храм. Сегодня Нижняя Синячиха - музей под открытым небом. Итак, обо всем по порядку...

DSC_0014

DSC_0101

В 1794 году в Нижней Синячихе по указу промышленника Саввы Яковлева начинают возводить Спасо-Преображенский храм. Согласно местной легенде, его строил итальянец. По мнению специалистов, зодчий из Тобольска. Спасо-Преображенская церковь является редким и лучшим образцом сибирского барокко. С приходом советской власти церковь пришла в запустение и может быть так бы и разрушилась. Но в конце 60-х годов XX века началась реставрация святыни под руководством краеведа Ивана Самойлова.

DSC_0032

DSC_0107

DSC_0113

Тогда же Иван Самойлов решил собрать в Нижней Синячихе образцы русского деревянного зодчества. Он ездил по глухим деревням Урала. Найденные строения вместе с помощниками аккуратно разбирал, перевозил в Нижнюю Синячиху, заново собирал и реставрировал.

DSC_0022

Благодаря ему туристы сегодня могут увидетькрестьянские усадьбы XVII, XVIII и ХIХ веков. Вот одна из них: изба привезена из деревни Таборы, амбар из деревни Попова, баня из деревни Городище.

DSC_0050

DSC_0056

DSC_0057

DSC_0059

DSC_0060

Крестьянские усадьбы разобрали по соседству в том же Алапаевском районе. Некоторые экспонаты привезены издалека с севера нашей области. Вот, например, часовня Вознесения из Верхотурского района.

DSC_0098

А это часовня Спасская из деревни Юрты Новолялинского района. По легенде часовня была возведена на старой Бабиновской дороге неким купцом в знак благодарности за то, что его исцелил от тяжелой болезни местный знахарь.

DSC_0106

Часовня Зосимы и Савватия Соловецких из деревни Кокшарова Верхнесалдинского района.

DSC_0038

Вот ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки. Этот был построен в 1916 году в деревне Мочищенск далекого и ныне глухого Гаринского района.

DSC_0010

Еще один уникальный экспонат - пожарная с дозорной каланчей - в XIX веке она была построена в деревне Катышка Алапаевского района. 35 метровая башня - самое высокое сооружение на территории музея-заповедника.

DSC_0015

Гуляя по Синячихе будто в прошлое возвращаешься. Благо, современных коттеджей из полистирол-бетона здесь не настроили.

DSC_0027

DSC_0034

DSC_0037

DSC_0073

DSC_0085

DSC_0074

DSC_0087

DSC_0089

DSC_0093

DSC_0109

DSC_0114

Кстати, подобные музеи зодчества есть практически в каждой области от запада России до Урала. Вот, например, музей Хохловка в Пермском крае. Там мне довелось побывать пару лет назад. Подробности про этот музей можно узнать в специальном репортаже.

А рассмотреть внимательнее экспонаты на фотографиях.

DSC_0004

DSC_0005

DSC_0015

DSC_0021

DSC_0054

DSC_0066

DSC_0075

DSC_0102

DSC_0128

DSC_0178

DSC_0188

linch-ekb.livejournal.com

Бубнов Е. Н. Русское деревянное зодчество Урала. — Москва, 1988

Русское деревянное зодчество Урала / Е. Н. Бубнов. — Москва : Стройиздат, 1988 Русское деревянное зодчество Урала / Е. Н. Бубнов. — Москва : Стройиздат, 1988

 

Русское деревянное зодчество Урала / Е. Н. Бубнов. — Москва : Стройиздат, 1988. — 183 с., ил. — ISBN 5-274-00182-3

 

Цель данной книги — всестороннее ознакомление читателей с русским народным жилищем Урала. Автор стремился дать точные сведения о формировании типов жилых домов и истории заселения Урала. В книге приведены выдержки из старинных письменных источников. Многие ранее неизвестные исследователям памятники народного зодчества показаны на фотографиях и обмерных чертежах. Для более полной картины возникновения и развития жилища сказано о многочисленных уральских заводских поселках. На фоне исторической картины развития жилого дома этого региона показаны также некоторые образцы промышленной, крепостной и культовой архитектуры.

 

Крестьянские избы даны во всем многообразии их типов, с хозяйственными постройками, воротами, своеобразным декором крыш и окон. Сказано о планировочной структуре усадеб и уральских деревень.

 

Книга богато иллюстрирована обмерными чертежами и фотографиями, многие из которых публикуются впервые.

 

Для архитекторов и искусствоведов.

 

Ил. 199, список лит.: 75 назв.

 

Рецензент — Б. В. Гнедовский, гл. специалист ин-та Спецпроектреставрация.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Строительство на Руси не так уж давно целиком было обусловлено деревом. Из дерева рубили царские дворцы, боярские хоромы, усадьбы крестьян, крепостные стены и башни, церкви и монастыри. Из дерева выдалбливали детские колыбели, вырезали ложки, чашки и ковши, ладили сани, лодки, прялки и ткацкие станки. Этот мир ушел и стал забываться, его сохранившиеся образцы представляют для нас удивительную картину, уносящую в далекое прошлое, показывают жизнь наших дедов, нашу историю. И естественно, в настоящее время в связи с резким возрастанием научного и практического интереса к проблеме жилища для села и широким интересом населения к истории страны, к памятникам древнего искусства и культуры, созданным гением народа, очень актуальными стали исторические исследования русского народного жилища, которому посвящена эта книга.

 

Коммунистическая партия и Советское правительство, следуя ленинским принципам, в наши дни придают исключительное значение вопросам охраны, пропаганды, глубокого изучения и творческого освоения культурного наследия нашего народа. Об этом сказано в ряде решений и постановлений. На основе принятого Верховным Советом СССР в октябре 1976 г. Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» действует общественность, изучая памятники. Их охрана является не только важной государственной задачей, но и патриотическим долгом каждого советского человека — это отмечено в Конституции СССР.

 

Советские архитекторы в древних городах стремятся восстанавливать не просто отдельные сооружения, а в целом всю архитектурную среду старинных районов.

 

Уникальные и рядовые здания-памятники отражают материальную и духовную жизнь людей прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины. Они составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации.

 

Среди важнейших творческих проблем, систематически обсуждаемых на пленумах Союза архитекторов СССР, — задачи изучения памятников старины. К непреходящим историко-культурным и архитектурным ценностям относится народное деревянное зодчество и, в частности, народное жилище на огромной территории Урала.

 

Выявлены, зафиксированы и изучены многие замечательные памятники народного деревянного жилища, расположенные в различных районах нашей страны: ее Европейской части, Западной и Восточной Сибири. О народном зодчестве этих районов написаны научные труды и книги. Что касается Урала, то его народной архитектуре в литературе уделено мало внимания.

 

Урал — один из богатейших и обширнейших районов нашей страны. Это край древней культуры, богатый многочисленными памятниками и изделиями народного искусства, выполненными в дереве, металле и цветном камне. Далеко за пределы России шла слава уральских камнерезов, златоустовских граверов по стали, каслинских литейщиков художественного чугунного литья. В 1896 г. каслинцами для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, а затем для Парижской всемирной выставки были изготовлены «волшебные» кружевные чугунные павильоны, которыми долго восхищался весь мир. Народные скульпторы Прикамья прославили свой край деревянными изваяниями «мужицких» богов, а искусные живописцы — иконописью строгановской школы. Крепостные мастера тагильских заводов известны живописью металлических изделий на знаменитом хрустально-прозрачном и прочном тагильском лаке. Много и других достоинств у народа Урала. По выражению поэта А. Твардовского, Урал — «опорный край державы». В XVIII—XIX вв. его металлургическая промышленность была основой боевой мощи армии Петра I, а во время Великой Отечественной войны — гигантская тяжелая индустрия давала стране все виды вооружения.

 

Еще в IX в. Пермь Великая вела обширную торговлю с Волжскими Булгарами, Ираном, Византией, Малой Азией. Через уральские земли проходило несколько важнейших торговых дорог, поддерживающих оживленную торговлю Запада с Востоком. Свидетельством этого являются находки в Прикамье, которые составляют лучшую в мире коллекцию древневосточного серебра, хранящуюся в Эрмитаже.

 

Развитие художественной культуры и прежде всего народного зодчества края тесно связано с развитием культуры древнего Новгорода и позже с культурой северных губерний Московского государства. В историческое освоение Урала поселенцы привнесли свои традиции и строительное искусство. На новом месте поселенцы первоначально строили привычные для себя дома и по-своему застраивали усадьбы, но эти жилища недолго оставались таковыми. Сложное историческое развитие края, разнообразие социально-экономических и природно-климатических условий — таковы основные факторы, под воздействием которых формировалось народное жилище Урала. В результате к XX столетию на территории этого региона образовалось большое разнообразие типов поселений, форм декора усадеб и жилых построек.

 

Искусство прикамских плотников всегда высоко ценилось. Эти мастера принимали участие в создании великолепных сооружений новой столицы Русского государства, основанной Петром I на берегах Невы.

 

Изучая памятники народного деревянного зодчества, мы видим не только красоту построек, но и можем понять смысл труда и быта самих строителей — плотников-крестьян как совсем недавнего, так и того далекого времени, когда зарождалось строительное искусство Урала. Здесь и сейчас встречается немало интереснейших разнообразных старинных крестьянских селений, усадеб и отдельных построек, заслуживающих внимательного изучения. Одни из них, оставшиеся в глухих таежных районах Урала, поражают нигде не встречающимися, забытыми архаичными образами, другие — прогрессивными и остроумными конструкциями и формами. Многие из этих построек представляют большую ценность для настоящего и последующего поколений. Прежде всего это дома-комплексы «под два», «под три» и «под четыре коня», которые сохранили глубокую связь с древнерусским строительством жилища XVI—XVII вв. Это обнаруженные автором своеобразные «подсарайные избы», еще не показанные в научной литературе.

 

Избы рубили добротно. Старались, чтобы легло бревно к бревну. На крышах резали коньки, курицы, фантастических зверей. У изб в небе парили на шестах резные деревянные птицы. С открытием заводов на крышах домов ставили украшения из резного железа.

 

Многочисленные памятники археологии, народного зодчества, горнозаводского дела, промышленной архитектуры, художественного творчества определяют историко-культурный портрет Урала. Цель данной книги — всесторонне ознакомить читателей с русским народным деревянным жилищем и жилой застройкой сельских поселений Северного и Среднего Урала, дать точные сведения о их возникновении, развитии и особенностях. Зафиксировать в обмерных чертежах и фотографиях новые, ранее неизвестные памятники народного жилища.

 

Основная масса населения дореволюционного Урала жила в сельской местности. Лишь 16% всех жителей приходилось на города и заводские селения. Но и в заводских селениях долгое время жили те же крестьяне, прикрепленные к заводам, даже управлял ими, как в обычных деревнях, сельский сход или волостное правление, что было и в таких «селах», как Нижний Тагил и Ижевск с несколькими десятками тысяч населения. Быт уральских рабочих вплоть до Октябрьской революции сохранялся полукрестьянским, а жилище представляло ту же избу с усадьбой. Развитие промышленности обусловило ряд своеобразных черт народной архитектуры, которые мы отмечаем в этой книге. Хозяйственные постройки при этом мы не рассматриваем отдельно, а говорим о них одновременно с рассказом о каждом доме или усадьбе.

 

В хронологическом отношении материал относится к концу XIX — началу XX в. Рассматриваемый период определяется преимущественно сохранностью существующих построек, но надо отметить устойчивость традиций в народном строительстве: длительное сохранение основных типов построек, их архитектурно-конструктивных решений, приемов застройки селений и усадеб, которая «размывает» временные границы рассматриваемого периода.

 

Автор стремился проследить историю возникновения и развития русского народного жилища на Урале насколько позволяют привлеченные письменные источники. В связи с этим в книге значительное место уделено сложному историческому процессу заселения Урала и его социально-экономическому развитию как основному фактору в раскрытии эволюции народного строительства. В книге приведены выдержки из таких первоисточников, которые наиболее ярко и убедительно характеризуют отдельные моменты. На фоне истории развития края показаны также некоторые образцы промышленной, крепостной и культовой архитектуры.

 

На развитие зодчества русских пришельцев безусловно оказала влияние культура местного населения.

 

В основу книги положены многочисленные натурные материалы, собранные автором в нескольких продолжительных экспедициях на территории Северного и Среднего Урала и в прилегающих районах Предуралья и Зауралья. С целью углубленного раскрытия и достоверности трактовки исторических событий использованы письменные источники (архивные документы, научные труды, материалы краеведческих музеев Урала), проведен выборочный опрос населения и местных краеведов.

 

За основу исследования взят материал, посвященный архитектуре Северного и Среднего Урала. Именно отсюда шло освоение всего уральского региона и поэтому влияние традиций, свойственных северному жилищу, проявилось наиболее ярко.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 5

 

Глава I. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ДЕРЕВЯННОГО ЖИЛИЩА НА УРАЛЕ 8

География и климат 8

Процесс заселения Урала как фактор формирования русского жилища 9

Социально-экономическая специфика разных районов Урала 17

 

Глава II. СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ 22

Формирование сельских поселений на Урале 22

Основные приемы застройки поселений 32

 

Глава III. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОГО ЖИЛИЩА 43

Развитие жилища 43

Типы жилых домов 58

Застройка усадеб 107

 

Глава IV. АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ 125

Архитектурная композиция 125

Интерьер жилища 127

Конструктивные решения 133

 

Глава V. ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО ЖИЛЫХ ДОМОВ 139

Общая характеристика декора 139

Элементы крыши 143

Наличники окон 150

Крыльца 164

Усадебные ворота 168

Применение металла в декоре 178

 

Заключение 181

Список литературы 188

 

 

 

 

Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Публикация электронной версии данной книги является рекламой бумажного издания и носит ознакомительный характер. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].

 

 

ЗАО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке ЗАО «Прикампромпроект».

ЗАО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 

tehne.com

Урал 2014: Уральская деревянная архитектура

   В Свердловской области есть небольшое село - Нижняя Синячиха. Когда то здесь был довольно большой завод, сейчас от него остались только плотинка да пруд, как это водится на Урале. Знаменито это село своим музеем под открытым небом, который был создан силами практически одного человека: Ивана Даниловича Самойлова. Еще в 1970-х годах Иван Данилович на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма в Нижней Синячихе.

    С моим везением, я попал в село именно в тот день, когда музей не работал, поэтому попасть внутрь домов мне не удалось, хотя внутри они меня не так уж и сильно интересовали, так как подобный быт был примерно одинаковым во всей Центральной России, и все это можно посмотреть в нас в музее на Щелковском хуторе.

    В этом музее меня интересовала больше всего именно деревянная архитектура, которой даже не в музеях на Урале сохранилось очень много, намного больше, чем в Средней России, во всяком случае, как мне показалось.

    При въезде в село сразу бросается в глаза Спасо-Преображенский храм. Этот грандиозный по своей красоте храм, выполненный в стиле сибирского барокко, аналогов которому вы не найдете больше нигде на Урале. Строительство его началось еще в 1794 году по указу заводовладельца Сергея Яковлева (сына основателя династии Саввы Яковлева). Однако закончили строительство и освятили храм лишь спустя почти 30 лет - в 1823 году.Колодцы

   В Нижней Синячихе много колодцев самых разных систем. Например, вот этот ранее действоваший колодец начала XX века интересен большим деревянным колесом.С помощью прокрутки колеса приводится в движение деревянный валик. На него наматывается веревка или цепь, и поднимается наполненное водой ведро. Колодец местный, а колесо привезли из деревни Савиной.

Кстати, один из родников местные жители прозвали в честь основателя музея Данилычем.

Часовня Вознесения

   Дату постройки этой часовни датируют началом XIX века. Находившуюся на грани полного разрушения часовню привезли сюда в 1980 году из заброшенной деревни Карповой Верхотурского уезда.

    Благодаря яркой покраске часовня заметно выделяется на панорамах Нижней Синячихи. Да и сам Иван Данилович Самойлов считал часовню Вознесения самым ярким и веселым строением в музее-заповеднике.Здесь действует постоянная выставка работ прикладного искусства народного мастера Христины Денисовны Чупраковой - картины из ткани, плетенные коврики, фигурки из глины, самодельные игрушки и т.д.

Усадьба крестьянина 19 векаОчень многие дома на Урале до сих пор состоят из двух строений, соединённых забором, а двор между ними замощен деревом, иногда даже с навесом.

Детали

Усадьба крестьянина 18 века

    Усадьба 18 века  содержит все надворные постройки, необходимые для жизни людей в деревне: здесь, кроме избы и амбара, есть холодный и тёплый сараи, навесы, погреб с надъямником, баня «по-чёрному», колодец с «журавлём». Всё подворье обнесено мощной оградой (заплотом) - стеной из брёвен. Ворота под стать ограде: сделаны из вековых деревьев, наверху, как крыша, укреплено расколотое вдоль бревно.

   Внутри избы, вдоль стен, тянутся лавки из массивных колотых плах, подобных половым, с врубленными в стены торцами. Над окнами устроены деревянные полки (полици, подловки). Справа в углу - глинобитная печь, на деревянном срубе - опечье. К печи примыкает голбец - деревянный пристрой, на котором спали, а его дверь вела в подполье (или подклет), где хранились съестные припасы. В середине избы висит зыбка (люлька, колыбель), подвешенная на тонкой берёзовой жёрдочке (очепе). Помимо этого в избе множество предметов домашнего пользования: жбаны, ушаты, квашня, сильница сделаны из дерева, туеса (бураки) из берёзовой коры (бересты)...

Напротив дома стоит амбар. Рядом с амбаром односкатный навес, под которым стоит телега на деревянном ходу, лежит соха.

Около огородных ворот находится колодец с «журавлём».

   Возле колодца лежит сосновая колода, из которой кормили, поили домашний скот. Она привезена-из деревни Грязнуха. Под навесом, примыкающим к сеням избы, находятся орудия сельскохозяйственного труда, транспортные средства, другие предметы быта.

Рядом с навесом - пригон и конюшня (тёплый сарай) для скота.

В конце огорода стоит баня «по-чёрному», её сруб сложен в три венца из толстых брёвен-половинок.

 

Особо надо сказать про баню по-черному.

Сама баня перевезена в музей из деревни Городище.

«Чёрная» баня дольше всех построек старой деревни сохранялась в своём первозданном виде.

   Как утилитарная постройка, баня имеет простую форму. Эго небольшая клеть из толстых сосновых брёвен-половинок, сложенная в три венца (толщина бревна 55 см!). Клеть покрыта двускатной кровлей, сверху — массивный охлупень (выдолбленное бревно, закрывающее верхний стык двух скатов кровли).

Клеть бани рублена «в обло» («облый» значит «круглый»): концы брёвен выпущены за пределы плоскости стены и при этом они оставлены круглыми. Этот вид связи называли ещё рубкой «в чашу».

Баня топилась по-чёрному: дым выходил через небольшое отверстие в верхней части бани.

   Оборудована баня каменкой и лавками. Внутри бани, в ближнем левом углу, у дверей - каменка - печь из камня, без трубы. Вдоль правой и задней стены тянутся лавки. Массивней бани я ещё никогда не видел.

Стелла, обозначающая место положение местного завода.

Часовня Александра Невского

   Расположена на небольшой скале Камешок на берегу пруда. Благодаря необычной для часовен архитектуре, издали она напоминает скорее беседку для отдыха.  Эта часовня-ротонда XIX века была привезена из села Останино того же Алапаевского района.

Сторожевая башня

   Эта деревянная башня также служила для наблюдения за пожарами. Неудивительно, что башня - самое высокое сооружение на территории музея-заповедника. Ее высота - 35 метров. Кстати, она стала первым экспонатом Нижнесинячихинского музея деревянного зодчества. Ее перевезли сюда в 1979 году из поселка Красногвардейского (Артемовский район). Верхушку башни венчает флюгер с цифрами «1928-79». Они означают дату постройки и дату переноса сооружения.

Жаль, что внутрь башни не пускают. А ведь с ее вершины, надо полагать, должен открываться неплохой вид.

Башня Арамашевского острога

   К башне, построенной в 1656 году, примыкает частокол из заостренных сверху бревен. В отличие от большинства других строений, это не перенесенное из других сел и деревень строение, а реконструкция. И немудрено, ведь крепости и остроги на Урале ставили лишь в XVII-XVIII веках для защиты от набегов татар и башкир. С тех пор прошло много времени и до нас они просто не дошли.Итак, перед нами реконструированная башня Арамашевского острога. А этот острог когда-то стоял на высокой, живописной скале над рекой Реж. В том месте в селе Арамашево, на котором ныне стоит каменная церковь. Про Арамашево я уже как то рассказывал.

Пожарная

   Это здание родом из деревни Катышка Алапаевского района. Пожарные сооружения раньше играли огромную роль, поскольку пожары на старом Урале были настоящем бедствием.На крыше здания - дозорная каланча. Оттуда вели наблюдение за населенным пунктом и окрестностями. Завидев где-либо огонь, дозорный немедленно звонил в колокол. Для предупреждения жителей о пожаре служил и висящий рядышком меж двух столбов сплошной колокол.

    В Нижней Синячихе придумали установить на дверях некоторых зданий решетки. В итоге не нужно постоянно следить за сохранностью экспонатов, а туристы могут сами все посмотреть. Так и здесь, в пожарке.  

За пожарной и колоколом стоит покосившийся от времени чан для воды. Из него пожарные брали воду. Кстати, он тоже полностью из дерева

Часовня Савватия и Зосимы Соловецких

   Согласно информационной табличке на часовне, она построена в далеком XVII веке "беглыми сподвижниками Степана Разина". Привезена в Синячиху в 1981 году из деревни Кокшаровой.

    Ныне эту деревеньку уже не найти на карте. А когда-то она находилась на территории нынешнего Верхнесалдинского района.В здании часовни размещается музей резьбы по дереву. Самый интересный экспонат данного музея - огромный, красивейший макет Крестовоздвиженского храма Кыртомского монастыря. Кстати, этот деревянный храм И.Д. Самойлов также планировал перевезти в Нижнюю Синячиху. Увы, этому не было суждено сбыться. Летом 1972 года грандиозный храм сгорел из-за удара молнии. В итоге сейчас мы можем увидеть его лишь на макете.

Кладбищенская часовня Ильи Пророка

   На холме за плотиной расположено местное кладбище, у входа на которое - красивая деревянная часовня. Отличный пример русского деревянного зодчества. Датировка на табличке - XVIII век.

Ветряная мельница

   Мельница была построена в 1916 году в деревне Мочищенск глухого Гаринского района, а перевезена сюда в 1985 году. Лопасти мельницы закреплены, поэтому не вращаются (хотя могли бы).

    Это самый отдаленный экспонат музея-заповедника, расположенный на левом берегу пруда. Мало где в России увидишь настоящую ветряную мельницу, поэтому эта постройка пользуется заслуженным интересом среди туристов.       На земле около мельницы лежит каменный жернов. С помощью него в мельнице мололи зерно.В планах у Ивана Даниловича Самойлова было перевезти в Нижнюю Синячиху из села Арамашево водяную мельницу. Но, увы, здание мельницы было навсегда утрачено...

Речка Реж

Ну и чтоб вы не подумали, что такие вот избы есть только в музеях - немного фотографий подобных домов, которые мне встречались во время поездки.  

 

  

  

  

  

Использован текст портала Наш Урал: http://nashural.ru/Goroda_i_sela/niz_sinyachiha.htm

Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

cheger.livejournal.com

Обзор кники «Деревянное зодчество Урала»

Обложка книги «Деревянное зодчество Урала». Авторы А.В. Долгов, Н.Н. Митина и В.Д. Оленьков

В прошлом, 2012-м году в свет вышла потрясающая книга – одна из лучших по-моему книг нашего времени о деревянном зодчестве — «Деревянное зодчество Урала».

Если бы такие книги были выпущены по каждому из регионов от Японского моря до берегов Дуная, то мир был бы прекрасен, чесслово!

Потому что здесь и история развития деревянного зодчества на Урале, и чертежи расположения деревянных строений в хозяйстве крестьян XVIII века, и зачем нужен карниз-фриз, и когда в последний раз в жилом помещении обустраивали волоковые окна, и как деревянные дома и усадьбы переходят в собственность музея, и почему нужно непременно съездить в Нижнюю Синячиху и ещё 1229 разных ответов на вопросы, которые вы еще даже не задавали себе :)А кроме того — сотни невероятной красоты фотографий — и черно-белых и новых, цветных…

Всё, естественно, на вкусной плотной бумаге (печатали в Турции) — в общем давно меня так книга не радовала.Если найдёте — берите, не пожалеете.

Держу в руках, и думаю, что тут как раз тот случай, когда никакие PDF-ы и никакие специальные приложения для планшетов и электронных книг не заменят этой приятной тяжести :)

PS Если у вас уже есть книга «Русское деревянное зодчество Урала» Е.Н. Бубнова, вышедшая в 1988 году в Стройиздате, то многое в новой книге вам покажется знакомым. Но объем информации больше раза в три. А про фотографии и говорить нечего!PS2 Да, я как-то и не сказал, авторы «Деревянного зодчества Урала». — А.В. Долгов, Н.Н. Митина и В.Д. Оленьков, издательство «Сократ» и Институт УралНИИпроект РААСН.

Эта запись также доступна на: Английский

nalichniki.com

Деревенские музеи. Нижняя Синячиха / Деревянное зодчество Урала

Ещё музеи Урала и ещё народная архитектураУрал 2014: Уральская деревянная архитектураНижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д. Самойлова / Записки несостоявшегося этнографа

В Свердловской области есть небольшое село - Нижняя Синячиха. Когда то здесь был довольно большой завод, сейчас от него остались только плотинка да пруд, как это водится на Урале. Знаменито это село своим музеем под открытым небом, который был создан силами практически одного человека: Ивана Даниловича Самойлова. Еще в 1970-х годах Иван Данилович на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма в Нижней Синячихе.

По теме: Реставратор Самойлов из СинячихиС моим везением, я попал в село именно в тот день, когда музей не работал, поэтому попасть внутрь домов мне не удалось, хотя внутри они меня не так уж и сильно интересовали, так как подобный быт был примерно одинаковым во всей Центральной России, и все это можно посмотреть в нас в музее на Щелковском хуторе. В этом музее меня интересовала больше всего именно деревянная архитектура, которой даже не в музеях на Урале сохранилось очень много, намного больше, чем в Средней России, во всяком случае, как мне показалось.При въезде в село сразу бросается в глаза Спасо-Преображенский храм. Этот грандиозный по своей красоте храм, выполненный в стиле сибирского барокко, аналогов которому вы не найдете больше нигде на Урале. Строительство его началось еще в 1794 году по указу заводовладельца Сергея Яковлева (сына основателя династии Саввы Яковлева). Однако закончили строительство и освятили храм лишь спустя почти 30 лет - в 1823 году.2.Колодцы. В Нижней Синячихе много колодцев самых разных систем. Например, вот этот ранее действоваший колодец начала XX века интересен большим деревянным колесом. С помощью прокрутки колеса приводится в движение деревянный валик. На него наматывается веревка или цепь, и поднимается наполненное водой ведро. Колодец местный, а колесо привезли из деревни Савиной.

Кстати, один из родников местные жители прозвали в честь основателя музея Данилычем.

Часовня Вознесения. Дату постройки этой часовни датируют началом XIX века. Находившуюся на грани полного разрушения часовню привезли сюда в 1980 году из заброшенной деревни Карповой Верхотурского уезда.

Благодаря яркой покраске часовня заметно выделяется на панорамах Нижней Синячихи. Да и сам Иван Данилович Самойлов считал часовню Вознесения самым ярким и веселым строением в музее-заповеднике.Здесь действует постоянная выставка работ прикладного искусства народного мастера Христины Денисовны Чупраковой - картины из ткани, плетенные коврики, фигурки из глины, самодельные игрушки и т.д.

3.Усадьба крестьянина 19 века. Очень многие дома на Урале до сих пор состоят из двух строений, соединённых забором, а двор между ними замощен деревом, иногда даже с навесом.4.

5.

ДеталиУсадьба крестьянина 18 века. Усадьба 18 века содержит все надворные постройки, необходимые для жизни людей в деревне: здесь, кроме избы и амбара, есть холодный и тёплый сараи, навесы, погреб с надъямником, баня «по-чёрному», колодец с «журавлём». Всё подворье обнесено мощной оградой (заплотом) - стеной из брёвен. Ворота под стать ограде: сделаны из вековых деревьев, наверху, как крыша, укреплено расколотое вдоль бревно.Внутри избы, вдоль стен, тянутся лавки из массивных колотых плах, подобных половым, с врубленными в стены торцами. Над окнами устроены деревянные полки (полици, подловки). Справа в углу - глинобитная печь, на деревянном срубе - опечье. К печи примыкает голбец - деревянный пристрой, на котором спали, а его дверь вела в подполье (или подклет), где хранились съестные припасы. В середине избы висит зыбка (люлька, колыбель), подвешенная на тонкой берёзовой жёрдочке (очепе). Помимо этого в избе множество предметов домашнего пользования: жбаны, ушаты, квашня, сильница сделаны из дерева, туеса (бураки) из берёзовой коры (бересты)...

Напротив дома стоит амбар. Рядом с амбаром односкатный навес, под которым стоит телега на деревянном ходу, лежит соха.

Около огородных ворот находится колодец с «журавлём».

Возле колодца лежит сосновая колода, из которой кормили, поили домашний скот. Она привезена-из деревни Грязнуха. Под навесом, примыкающим к сеням избы, находятся орудия сельскохозяйственного труда, транспортные средства, другие предметы быта.

Рядом с навесом - пригон и конюшня (тёплый сарай) для скота.

В конце огорода стоит баня «по-чёрному», её сруб сложен в три венца из толстых брёвен-половинок.

Особо надо сказать про баню по-черному. Сама баня перевезена в музей из деревни Городище. «Чёрная» баня дольше всех построек старой деревни сохранялась в своём первозданном виде.

Как утилитарная постройка, баня имеет простую форму. Эго небольшая клеть из толстых сосновых брёвен-половинок, сложенная в три венца (толщина бревна 55 см!). Клеть покрыта двускатной кровлей, сверху — массивный охлупень (выдолбленное бревно, закрывающее верхний стык двух скатов кровли). Клеть бани рублена «в обло» («облый» значит «круглый»): концы брёвен выпущены за пределы плоскости стены и при этом они оставлены круглыми. Этот вид связи называли ещё рубкой «в чашу».

Баня топилась по-чёрному: дым выходил через небольшое отверстие в верхней части бани. Оборудована баня каменкой и лавками. Внутри бани, в ближнем левом углу, у дверей - каменка - печь из камня, без трубы. Вдоль правой и задней стены тянутся лавки. Массивней бани я ещё никогда не видел.

20.

21.

Стелла, обозначающая место положение местного завода.22.Часовня Александра Невского. Расположена на небольшой скале Камешок на берегу пруда. Благодаря необычной для часовен архитектуре, издали она напоминает скорее беседку для отдыха. Эта часовня-ротонда XIX века была привезена из села Останино того же Алапаевского района.23.Сторожевая башня. Эта деревянная башня также служила для наблюдения за пожарами. Неудивительно, что башня - самое высокое сооружение на территории музея-заповедника. Ее высота - 35 метров. Кстати, она стала первым экспонатом Нижнесинячихинского музея деревянного зодчества. Ее перевезли сюда в 1979 году из поселка Красногвардейского (Артемовский район). Верхушку башни венчает флюгер с цифрами «1928-79». Они означают дату постройки и дату переноса сооружения.

Жаль, что внутрь башни не пускают. А ведь с ее вершины, надо полагать, должен открываться неплохой вид.

24.Башня Арамашевского острога. К башне, построенной в 1656 году, примыкает частокол из заостренных сверху бревен. В отличие от большинства других строений, это не перенесенное из других сел и деревень строение, а реконструкция. И немудрено, ведь крепости и остроги на Урале ставили лишь в XVII-XVIII веках для защиты от набегов татар и башкир. С тех пор прошло много времени и до нас они просто не дошли.Итак, перед нами реконструированная башня Арамашевского острога. А этот острог когда-то стоял на высокой, живописной скале над рекой Реж. В том месте в селе Арамашево, на котором ныне стоит каменная церковь. Про Арамашево я уже как то рассказывал.25.Пожарная. Это здание родом из деревни Катышка Алапаевского района. Пожарные сооружения раньше играли огромную роль, поскольку пожары на старом Урале были настоящем бедствием. На крыше здания - дозорная каланча. Оттуда вели наблюдение за населенным пунктом и окрестностями. Завидев где-либо огонь, дозорный немедленно звонил в колокол. Для предупреждения жителей о пожаре служил и висящий рядышком меж двух столбов сплошной колокол.

В Нижней Синячихе придумали установить на дверях некоторых зданий решетки. В итоге не нужно постоянно следить за сохранностью экспонатов, а туристы могут сами все посмотреть. Так и здесь, в пожарке.

26.За пожарной и колоколом стоит покосившийся от времени чан для воды. Из него пожарные брали воду. Кстати, он тоже полностью из дерева27.Часовня Савватия и Зосимы Соловецких. Согласно информационной табличке на часовне, она построена в далеком XVII веке "беглыми сподвижниками Степана Разина". Привезена в Синячиху в 1981 году из деревни Кокшаровой. Ныне эту деревеньку уже не найти на карте. А когда-то она находилась на территории нынешнего Верхнесалдинского района.

В здании часовни размещается музей резьбы по дереву. Самый интересный экспонат данного музея - огромный, красивейший макет Крестовоздвиженского храма Кыртомского монастыря. Кстати, этот деревянный храм И.Д. Самойлов также планировал перевезти в Нижнюю Синячиху. Увы, этому не было суждено сбыться. Летом 1972 года грандиозный храм сгорел из-за удара молнии. В итоге сейчас мы можем увидеть его лишь на макете.

28.Кладбищенская часовня Ильи Пророка. На холме за плотиной расположено местное кладбище, у входа на которое - красивая деревянная часовня. Отличный пример русского деревянного зодчества. Датировка на табличке - XVIII век.29.Ветряная мельница. Мельница была построена в 1916 году в деревне Мочищенск глухого Гаринского района, а перевезена сюда в 1985 году. Лопасти мельницы закреплены, поэтому не вращаются (хотя могли бы). Это самый отдаленный экспонат музея-заповедника, расположенный на левом берегу пруда. Мало где в России увидишь настоящую ветряную мельницу, поэтому эта постройка пользуется заслуженным интересом среди туристов.

На земле около мельницы лежит каменный жернов. С помощью него в мельнице мололи зерно.

В планах у Ивана Даниловича Самойлова было перевезти в Нижнюю Синячиху из села Арамашево водяную мельницу. Но, увы, здание мельницы было навсегда утрачено...

30.Речка Реж31.

32.

Ну и чтоб вы не подумали, что такие вот избы есть только в музеях - немного фотографий подобных домов, которые мне встречались во время поездки.Использован текст портала «Наш Урал».

yarodom.livejournal.com

Музей-заповедник деревянного зодчества. Средний Урал. Нижняя Синячиха

Село Нижняя Синячиха было основано в 1680 году рядом с оживленной Государевой дорогой, связывавшей европейскую часть России и Сибирь. В память о старом Сибирском тракте ныне на музейном участке дороги установлены верстовые столбы и сторожевая будка. В 1794 году в Нижней Синячихе по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец. Но, по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является редким и лучшим образцом сибирского барокко.Памяти удивительного человека Ивана Даниловича Самойлоав посвящается...С конца 60-х годов XX века, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В начале 80-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.Я запомнила его светлым человеком с очень милой, почти детской улыбкой, добрыми светящимися глазами. Давно вынашивала мысль написать о деле всей его жизни - Музее деревянного зодчества под открытым небом.Согласно книге Режевские сокровища, И. Д. Самойлов родился в деревне Исаково, что на реке Реж. В этих же местах он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.

Еще в 1970-х годах Иван Данилович на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма в Нижней Синячихе. При этом он в прямом смысле слова рисковал жизнью. Ведь за подобное в чудовищные советские времена расстреливали или отправляли в ГУЛАГ. Но судьба к Ивану Даниловичу Самойлову оказалась благосклонна.В то же время у Самойлова возникла идея собрать в Нижней Синячихе лучшие старинные здания - образцы русского деревянного зодчества. С единомышленниками Самойлов ездил по глухим деревням и селам Среднего Урала, искал ценные деревянные строения, а также собирал экспонаты для музея народного творчества.

Многих из тех деревень уже давно не существует. Найденные строения аккуратно разбирались, перевозились в Нижнюю Синячиху, здесь заново собирались и реставрировались. На одном лишь энтузиазме была проделана колоссальная работа!

Двухэтажный шестистенный дом в свое время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего центральную Россию и Сибирь.

Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень.

Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. В заводских поселках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Часто они надстраивались над административными зданиями. Иногда возводились как самостоятельные постройки, подобно музейной сторожевой башне.Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки.

Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала. Часовня Ильи Пророка относится к старейшему на Урале типу клетских культовых сооружений, состоящих из сруба с двускатной крышей, над которой возвышается главка с круглым барабаном и луковицей.

Часовня Вознесения (слева) постройку этой часовни датируют началом 19 века. Находившуюся на грани полного разрушения часовню привезли сюда в 1980 году из заброшенной деревни Карповой Верхотурского уезда. Благодаря яркой покраске часовня заметно выделяется на панорамах Нижней Синячихи. Да и сам Иван Данилович Самойлов считал часовню Вознесения самым ярким и веселым строением в музее-заповеднике.Часовня Александра Невского (справа).  Эта часовня-ротонда 19 века была привезена из села Останино того же Алапаевского района.

В музее деревянного зодчества представлены усадьбы XVII, XVIII и ХIХ веков. Они позволяют проследить, как со временем изменялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни. Изба XVII века практически лишена украшений. Завершает здание огромная двускатная кровля с вознесшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома.Очень интересный, запоминающийся объект музея-заповедника. На территории усадьбы, за оградой (вход в которую свободный), стоят несколько строений. Прежде всего, сама изба XVII века - редчайший для Урала экспонат).Изба XVII века отличается своей монументальной основательностью. Кстати, этот экспонат является составным, избу собрали из нескольких старинных построек, стоявших в деревнях Таборы и Арамашка.Но все же наибольшее восхищение вызывает стоящая в огороде за домом баня.

Баня срублена всего лишь из трех бревен, да каких!!! Этим деревьям было, наверное, под полтысячи лет. Топилась баня "по-черному". Столь уникальное строение привезено сюда из деревни Городище Алапаевского района.

Также интересна лежащая у забора огромная колода. Ее использовали для кормления лошадей. Колода вырублена из ствола огромного дерева. Чтобы обхватить его ствол, понадобилось бы несколько человек.

В XVIII веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями. Наличники окон украшаются росписью и резьбой. Планировка усадьбы переходит от гнездовой к уличной планировке.

Постройку привезли из деревни Вогулка Алапаевского района.original

Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в XIX веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка. Но самое главное, фасад здания и даже хозяйственные постройки получают обилие резных украшений. Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями, которые поражают не меньше, чем внешний облик здания.Этот дом уже более похож на современные деревенские дома. Он привезен из канувшей в лету деревни Камельской Алапаевского района.Фасад дома украшен деревянной резьбой. Внутри усадьбы воссоздана обстановка, какая была в ней в XIX веке. Комната в доме (белая горница) украшена красивейшей росписью, выполненной в 1897 году.

КолодцыВ Нижней Синячихе много колодцев самых разных систем. Например, вот этот ранее действовавший колодец начала XX века интересен большим деревянным колесом. 9267С помощью прокрутки колеса приводится в движение деревянный валик. На него наматывается веревка или цепь, и поднимается наполненное водой ведро. Колодец местный, а колесо привезли из деревни Савиной. Кстати, один из родников местные жители прозвали в честь основателя музея Данилычем.

Кузница и якорь

Рядом со сторожевой башней расположена кузница и памятник-якорь. Это якорь со своей историей. Он был найден на реке Реж недалеко от села Арамашево.

Вблизи - Нижнесинячихинский пруд, дамба и плотина. Поскольку пруд небольшой, плотина довольно скромная. Переходим по дамбе на другой берег. На нем расположено еще три здания-экспоната музея.Ekskursiya_Nizhnyaya_Sinyachiha_Alapaevsk35

Здание заводоуправления

Каменное одноэтажное здание вблизи пруда - то немногое, что осталось от Нижнесинячихинского железоделательного завода.В здании заводоуправления  самая интересная на территории всего музея-заповедника выставка, посвященная Ивану Даниловичу Самойлову. Здесь вы увидете его фотографии - от юности до последних его дней, документы, связанные с ним, странички из дневника и много чего еще интересного.

Также в этом здании размещены выставки картин алапаевских художников и русского художественного текстиля и ручного ткачества.

Самойлов стал первым человеком, удостоившимся за свои великие заслуги звания Почетного гражданина Свердловской области.

7 августа 2008 года Ивана Даниловича не стало... Он похоронен здесь, в Нижней Синячихе, в церковной ограде у стен храма, реставрации которого он отдал многие годы своей жизни.

otevalm.livejournal.com