Интегрированный урок (МХК + история) "Архитектурный облик Древней Руси". Важнейшие архитектурные сооружения древней руси


Архитектура Древней Руси

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • Обучающая: охарактеризовать особенности русской средневековой архитектуры, сложившейся в результате слияния славянских и византийских традиций.
  • Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы при подготовке выступлений, умения критически анализировать полученную информацию.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории Родины.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: эвристическая беседа, иллюстрация, видеометод, выступления учащихся.

Оснащение урока: мультимедийный компьютер, экран, проектор, презентации PowerPoint (Приложение 1, Приложение 2).

«О, светло светлая и украсно украшена земля Русская! и многими красотами удивлена еси: … городы великими, селы дивными… домы церковными… Всего еси исполнена земля Русская!…»«Слово о погибели Русской земли».

Структура урока:

I. Организационный момент.II. Проверка выполнения домашнего задания: фронтальный опрос (устно, при помощи Приложения1).III. Изучение нового материала:

  1. Влияние христианства на формирование древнерусской культуры.
  2. Архитектурные памятники Древней Руси:
    1. архитектура Киева;
    2. архитектура Великого Новгорода;
    3. архитектура Владимиро-Суздальского княжества;

IV. Закрепление изученного материала.V. Подведение итогов урока.VI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока.

Работа в тетрадях: запись темы урока. (Приложение2, слайд № 1)

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос с использованием презентации PowerPoint (Приложение1).

Подсчет полученных баллов за правильные ответы:

Оценочная шкала:Вопросы №№ 2, 3, 6, 9, 10, 12 – 1 баллВопросы №№ 1, 4, 5, 7, 8, 11 – 2 балла

Итоги и оценки.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте обсудим, что же означает слово «культура»?

Учащиеся высказывают свои мнения, учитель комментирует их высказывания.

Работа в тетрадях: запись определения термина «культура»: это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе трудовой деятельности.

Учитель: Культура Древнерусского государства развивалась под большим влиянием византийских традиций. Будучи примерными учениками византийцев, древнерусские зодчие, живописцы и литераторы сумели создать на славянской основе самобытную культуру, которая в своих традициях и формах просуществовала до конца XVII века. Наиболее ярко это слияние проявилось в древнерусской архитектуре.

Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 г. К XI в. в связи с ростом городов стало вестись каменное строительство, во многом опирающееся на византийские традиции. Широкое распространение на Руси получил крестово-купольный тип храма, разделенный на три или пять нефов. Параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры. К сожалению, многочисленные пожары уничтожили эти интереснейшие памятники, а поэтому об архитектуре Древней Руси мы можем судить лишь по сохранившимся каменным постройкам.

Сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными памятниками, различных городов Древней Руси, которые сохранились до наших дней.

Далее выступают учащиеся с заранее подготовленными докладами.

1-й учащийся: Доклад на тему «Архитектура Древнего Киева».

Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло особого расцвета. Около 400 церквей, как утверждал один из путешественников, посетивших Киев, украшали город. Златоверхие теремные башенки, крепостные вышки, церковные шатры и главы красиво выступали на фоне густой зелени холмов, возвышавшихся вдоль Днепра. (Приложение 2, слайд №2)

Земляные насыпные валы с каменными стенами длиной около 4 км опоясывали Киев. Главным входом в город с юго-запада были знаменитые Золотые ворота, обращенные к византийскому Константинополю — Царьграду. Эти ворота первыми встречали посланников из Византийской империи. Остановившись перед ними, нельзя было не задуматься: если ворота таковы, то каков же сам город?

Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение — сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня. Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, это и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей. (Приложение2, слайд №3)

Самым известным храмовым сооружением Киева стал собор Святой Софии. Внешний облик собора в последующие времена претерпел значительные изменения, но и сегодня поражает необыкновенной красотой и величием. Ему нет аналогов ни в архитектуре Византии, ни в других государствах средневекового Востока и Запада. (Приложение2, слайд №4)

Первоначально Софийский собор — это пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью асимметрично расположенными главами. Центральный, самый большой купол выражал идею учения Христа, а остальные символизировали двенадцать его учеников. Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи второго этажа. Стены храма были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем (плинфой), чередующимися с розовой цемянкой — раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало фасаду собора нарядный вид.

Величественны были и внутренние помещения собора. Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики, покрывающие сверху донизу подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. (Приложение2, слайд №5)

Выступление учащегося обсуждается и комментируется учителем и учениками.

Учитель: Архитектурные памятники древнерусских городов, имея схожие черты, в то же время немало различаются как во внешнем облике, так и во внутреннем убранстве. Наиболее ярко эти различия видны при сравнении киевских и новгородских храмов.

2-й учащийся: Доклад на тему «Архитектура Великого Новгорода».

Новгородцы строили добротно, основательно, на века. Церкви и храмы выглядят приземистыми и подчеркнуто строгими: они, как говорится, не столько ладно скроены, сколько крепко сшиты. Изящное, хрупкое и изысканное не вызывало симпатий новгородских мастеров. Напротив, они стремились к суровой величавости и простоте.

Русским людям и иностранным купцам, подплывающим по реке Волхов к Великому Новгороду, прежде всего открывался вид на Софию Новгородскую, построенную вслед за Софией Киевской. При всей схожести планировки с Киевской Софией, София Новгородская имела свои характерные особенности. Вместо тринадцати куполов ее венчали пять глав, тесно сгруппированные в центре и напоминающие по форме шлемы русских богатырей. Большой средний купол был высоко вознесен над собором. Стены храма снаружи были лишены каких-либо декоративных деталей. Их неровные поверхности, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непроницаемая каменная масса. Побеленные в XII в. они придали зданию целостный и завершенный характер и еще раз подчеркнули его массивность и прочность. (Приложение2, слайд №6)

Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм. Эти же особенности были присущи внутреннему убранству храма. Здесь нет богатых мозаик и мрамора. Вместо колонн, тройных арок в соборе применили двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.

Выступление учащегося обсуждается и комментируется учителем и учениками.

Учитель: Рассказ об архитектуре Древней Руси был бы неполным, если бы мы не упомянули о памятниках зодчества Владимиро-Суздальского княжества. Залесский край с его древними городами — Владимиром, Суздалем, Ростовом — давно привлекал киевских князей. Леса здесь изобиловали зверем, реки — рыбой, луга — сочной травой. Река Нерль, впадавшая в Клязьму, связывала здешние черноземные земли с Окой и Волгой. В 1108 г. внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах (1053—1125) построил на высоком берегу Клязьмы «град Владимеръ Залешьский».

3-й учащийся: Доклад на тему «Архитектура Владимиро-Суздальского княжества».

С XII—XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество — крупнейший архитектурный центр Руси. Строили здесь в основном из тесаного белого камня. Четырехстолпные храмы увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане с выступающими апсидами. Стены храмов были разделены на три части лопатками (пилястрами), каждая из которых завершалась закомарами.

Центром Владимира, самым крупным его сооружением стал Успенский собор. Являясь главным храмом владимиро-суздальских князей, он буквально царил над остальными постройками города. По художественному воплощению собор не уступал Новгородской Софии, но достигалось это с помощью иных архитектурных средств. В нем больше движения, динамики, его фасады богато украшены, купола далеко расставлены друг от друга. Дивный по красоте храм наглядно демонстрировал сказочное богатство русских князей. (Приложение2, слайд №7)

Наружная отделка храма поражает роскошью и изысканностью. Фасады, разделенные пилястрами, кажутся шире и наряднее. Сравнительно узкие, спрятанные в глубине стены окна подчеркивают стройность и высоту собора. Посередине фасада проходит широкая ажурная лента, состоящая из маленьких колонок, соединенных арками.

Внутри собора — многоцветные фрески по стенам, узорные полы из майоликовых плиток, обилие облачений из заморских тканей, золото и серебро иконных окладов — все поражало пышностью и великолепием. Центральное место в храме занимала икона Владимирской Богоматери, создававшая особую атмосферу благоговения. Этот признанный шедевр византийской живописи был привезен Андреем Боголюбским (ок. 1111—1174 гг.) из Киева.

Недалеко от Владимира, на берегу реки Нерли, среди заливных лугов, стоит белокаменный храм Покрова Богородицы (1165) — гордость русского зодчества, одна из его вершин, гимн красоте и гармонии человека и природы. Этот храм сравнивают с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени, называют это удивительное сооружение «поэмой из камня», «чудом русского искусства» (И. Э. Грабарь). (Приложение2, слайд №8)

Вглядитесь в благородные пропорции храма, отражающегося более восьми веков в водах небольшой речки Нерли. В его простых формах зодчим удалось передать легкость, изящество и стройность устремленного ввысь собора. Церковь построена в традициях четырехстолпного храма с членением наружных стен на три неравные апсиды. Средняя апсида шире остальных: она подчеркивает доминирующее значение купольной главы. Фасады богато украшены резьбой. Главный декоративный мотив — арка на двух стройных колонках, резьбой также покрыта поверхность барабана, поддерживающего купол. Каменные узоры придают зданию особую красоту и очарование.

Выступление учащегося обсуждается и комментируется учителем и учениками.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с величайшими памятниками древнерусского зодчества, Сохранившиеся памятники и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом, высоким уровнем строительной техники. Они вызывают восхищение простотой и благородством форм, оригинальным решением архитектурных задач, богатством внутренней отделки. Глядя на эти удивительные храмы вспоминается известный афоризм: «Мы сами обретаем вечность пред этой дивной красотой».

IV. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:

  1. Какое воздействие на развитие древнерусской культуры, в частности архитектуры, оказало крещение Руси?
  2. Перечислить важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси. Какой из памятников зодчества произвел на вас наибольшее впечатление?
  3. Известный искусствовед, художник и реставратор И. Э. Грабарь так характеризовал архитектуру Новгорода: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца — доброго вояки, не очень отесанного, мужиковатого, но себе на уме... в его зодчестве такие же как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще». Согласны ли вы с такой оценкой искусствоведа?

Приведите конкретные примеры памятников древнерусской архитектуры, которые подтверждали бы мнение И.Э. Грабаря. (Приложение2, слайды №№ 9, 10)

V. Подводятся итоги по достижению целей урока; выставляются оценки наиболее активным учащимся.

VI. Домашнее задание.

Литература:

  1. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. «Россия и мир» 10 кл. М. 2006.
  2. Данилова Г.И. «МХК. От истоков до XVII века» 10 кл. М. 2004.
  3. Игнатов А.В.. Методическое пособие. М. 2005.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода — WiKi

№ Название Местонахождение Время постройки Сохранность постройки Фото
1. Софийский собор Великий Новгород 1045—1052. Высокая. Неоднократно перестраивалась северная галерея. В 1893—1900 гг. собор был реставрирован В. В. Сусловым, что во многом определило его современный облик[1]. Внутри сохранились фрагменты фресок 1108 г. (в основном в барабане купола, образ Спаса Вседержителя погиб в Великую Отечественную войну), бронзовые врата 1-й половины XII в. Из собора происходит ряд древних икон и других предметов искусства домонгольского времени.  
2. Николо-Дворищенский собор Великий Новгород Заложен в 1113. Относительно высокая. В ходе недавней реконструкции восстановлены четыре малых главы и форма кровли (позакомарное покрытие). Нижняя часть интерьера отделена более поздними сводчатыми перекрытиями и превращена в подцерковье. К храму примыкают поздние пристройки, в том числе шатровая колокольня конца XVII в.  
3. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря Великий Новгород 1117—1122. Высокая. Есть поздние пристройки. Искажена форма кровли. Частично сохранились фрески 1125 г.  
4. Георгиевский собор Юрьева монастыря (архитектор — Мастер Пётр) Великий Новгород 1119—1130. Высокая. Искажена форма кровли. Внутри сохранились фрагменты фресок XII века, особенно хорошо сохранилась роспись придела в куполе над лестничной башней.  
5. Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине) Великий Новгород 1179. Низкая. Своды, купол и вся западная часть здания построены в XVII веке. Сохранились боковые стены и алтарные апсиды (не на полную высоту). Во всех трех апсидах сохранились фрески 1189 г.[2].  
6. Церковь Рождества Богородицы на Перыни Великий Новгород 1220-е гг. Высокая. В ходе реставрации возвращён первоначальный внешний вид.  
7. Церковь Кирилла Александрийского на Нелезине Кирилловского монастыря Новгородский район 1196. Перестраивалась в XVII в. Верх храма выстроен вновь в 1754 г. Храм был уничтожен во время войны, ныне не существует.  
8. Церковь Спаса на Нередице Великий Новгород 1198. Низкая. Сильно разрушена во время Великой Отечественной войны. Архитектура полностью восстановлена (утрачена большая часть фресок 1199 года).  
9. Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнищи) Великий Новгород 1185—1192. Высокая. Местная администрация планирует реставрацию памятника.  
10. Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу Великий Новгород 1207. Средняя. В 1345 г. выстроены заново венчающие части и своды, барабан главы сделан в 1524 г. Построена в архитектурных формах смоленского зодчества, во многом схожа со Свирской церковью в Смоленске.  
11. Церковь Успения на Торгу Великий Новгород 1135. Низкая. От древней церкви сохранились стены на высоту до 1.2 м.[3]  
12. Собор Иоанна Предтечи Псков 1130-е гг. Высокая.  
13. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря Псков До 1156. Высокая. Внешний облик искажён (планируется реставрация). Практически полностью сохранился ансамбль фресок, созданных одновременно с храмом греческими мастерами.  
14. Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря Старая Русса 1198. Сильно перестроен в XV—XVII веках, от древнего храма уцелели нижние части стен.  
15. Успенский собор Успенского Староладожского монастыря Старая Ладога 1160-е гг. Высокая.  
16. Георгиевская церковь Старая Ладога ок. 1165. Высокая. Крупные фрагменты фресок XII века.  

ru-wiki.org

Реферат на тему Архитектура Древней Руси

Архитектура Древней Руси

IX—XII вв.

Культурное влияние Древнерусского государства прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строилсяконстантинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

XII—XIII вв.

Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.

Храмы Новгорода эпохи феодальной раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на ее фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.

XIV—XVI вв.

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.

Успенский собор на Городке в Звенигороде — один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольный четырехстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершенных закомарами. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени.

Подъем московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. В 1505—1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).

В 1485 году началось строительство новых кремлевских стен и башен, оно закончилось уже при правлении Василия III в 1516 году. К этой эпохе относят также активное строительство других крепостных сооружений — укрепленных монастырей, крепостей, кремлей. Были построены кремли вТуле (1514), Коломне (1525), Зарайске (1531), Можайске (1541), в Серпухове (1556) и т. д.

Церковь Покрова на Нерли Успенский Собор

kursak.net

Интегрированный урок (МХК + история) "Архитектурный облик Древней Руси"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели:

  1. Образовательная: сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи с историей. Охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности.
  2. Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы при подготовке выступлений, умения критически анализировать полученную информацию.
  3. Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории Родины; формировать умение находить в шедеврах архитектуры духовно-ценностные ориентиры.

Методы и технологии обучения: беседа, опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технология развития критического мышления, развивающее обучение, технология интегрированного обучения, проблемное обучение, деятельностный подход.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Постановка цели урока:

Слайд 1. Эпиграф: «Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа». И.Э.Грабарь, искусствовед

МХК: Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Верно. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры, сопоставляя её с историей древнерусского государства.

3. Слайд 2. Тема урока: « Архитектурный облик Древней Руси».

- У вас на партах находится сканкарта, которую вы должны заполнять по ходу урока, пользуясь ей, в конце урока вы будете выполнять проверочную работу. Обратите внимание на карту. Первую колонку вы начнёте заполнять уже сейчас (Приложение 1).

- Вспомним особенности византийской архитектуры.

- Каковы её характерные черты. Начнем с внешнего облика:

  • Все храмы были ориентированы на восток (пояснить, почему).
  • Отличались простотой плана, внешний вид спокойствием и строгостью.
  • Базилика (вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части (нефы), которая позднее сменилась крестово-купольным храмом (в плане форма креста с куполом в центре).
  •  На востоке к основному прямоугольному объёму примыкает полукруглая ниша (апсида) с расположенным в ней алтарём.
  • К входу на западе примыкает двор (атриум).
  • Суровая гладкость мощных стен, отсутствие декоративных деталей в оформлении фасадов.
  • Редкие узкие окна.
  • Колонны, соединенные волнистыми аркадами, создающие впечатление ритмичного движения.

- Прежде чем мы назовём особенности внутреннего убранства, вспомним, что было между внешним и внутренним обликом, это важная особенность (Контраст между внешним и внутренним обликом) – поясните.

  • Роскошь интерьера (мозаики, фрески, иконы, росписи на стенах, роскошные предметы декоративно-прикладного искусства)

- Что хотели выразить византийские архитекторы в строительстве? (Hепостижимость и неизречённость» христианского восприятия Вселенной).

- А теперь отложите на время свои карты в сторону. Передаётся слово учителю истории.

История:

- История Руси данного периода насыщена множеством исторических событий. Давайте вспомним их.

- Какое влияние оказала византийская культура на культуру Древней Руси?

Под влиянием какого исторического события это произошло?

В каком году произошло крещение Руси?

При каком князе это произошло? Каковы причины христианизации Руси?

Каково значение христианизации для Древнерусского государства?

- Но сегодня наша основная задача – рассмотреть особенности древнерусской архитектуры. В этом вам помогут документы, которые вы видите у себя на партах. Также вы услышите выступления докладчиков по теме урока.

МХК: Об архитектуре Древней Руси мы можем судить в большей степени лишь по сохранившимся каменным постройкам. Как вы думаете, почему? (многочисленные пожары уничтожили многие памятники деревянного зодчества), несмотря на это деревянное зодчество заслуживает особого рассмотрения. Рассмотрим архитектурные особенности одного из памятников деревянного зодчества - Десятинной церкви. 3 февраля 1005 г. Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о восстановлении Десятинной церкви, на что из государственного бюджета предусматривалось около 90 миллионов гривен (18 млн долларов). В настоящий момент место, где ранее стояла церковь, огорожено и превращено в строительную площадку. На ней проводятся археологические раскопки, деньги на которые государство так и не выделило. Проводятся раскопки с помощью энтузиастов и студентов-историков киевских вузов. Строительство нового храма откладывается на неопределённый срок.

История.

- Обратите внимание на документы. Это, во-первых, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей Николая Ивановича Костомарова, хрестоматия по истории России, энциклопедия «История России и её ближайших соседей». (Приложение 2). Ответьте на вопросы:

- При каком князе была построена Десятинная церковь? Объясните название. Сообщение о данном памятнике архитектуры.

МХК. Работа с учебником. С.135. Задание: прочитав описание Преображенской церкви на острове Кижи (из книги А.В. Ополовникова и Г.С. Островского «Русь деревянная») выделите особенности деревянного зодчества Древней Руси.

- Параллельно с деревянным зодчеством развивалось и каменное строительство, которое приобрело особый размах на Руси в связи с ростом городов. Сегодня мы познакомимся с некоторыми шедеврами каменного строительства. Архитектурный шедевр, с которым мы познакомимся первым – Собор Святой Софии в городе Киеве.

История. Работа с документом: При каком князе был построен собор? В память о каком историческом событии был создан этот памятник? Собор Святой Софии.

МХК. Вопросы: Какие византийские традиции сохранились в архитектурном облике Собора? Что тебе показалось наиболее интересным при подготовке сообщения?

- Следующий памятник архитектуры – Софийский собор в Новгороде.

История. Документ: При каком князе началось строительство храма? Какую роль играл собор в Новгороде? Сообщение ученика.

МХК. Работа с учебником. С.127: прочитайте как описывают характерные особенности новгородской архитектуры искусствовед И.Э. Грабарь и поэт В.А.Рождественский. Какие особенности архитектуры вы могли бы выделить? Следующий памятник архитектуры – Успенский собор в городе Владимире.

История. Работа с документом: при каком князе велось строительство собора? Какова роль этого строительства?

МХК. Вопрос: Заметил ли ты особенность собора? (Aжурная лента).

- Следующий храм считается гордостью русского зодчества – это храм Покрова Богородицы на реке Нерли.

История. Работа с учебником истории. С.137. Найдите сведения о князе, при котором строился храм. Кому он был посвящён? Сообщение ученика.

МХК. Работа с учебником. С.130. Прочтите стихотворение Н. Коржавина, какая особенность древнерусской архитектуры в нём отображена? И в заверщении давайте поговорим о главном соборе России – Успенском соборе в Москве.

История. Документ: При каком князе велось строительство? Какую роль должен был играть собор? Сообщение ученика.

История. Связь с жизнью: на слайде – купюры России и Украины. Какие князья и памятники архитектуры расположены на этих денежных знаках?

4. Итог урока.

Перечислите важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси. Какой из памятников зодчества произвёл на Вас наибольшее впечатление?

А вот как выразил своё отношение к зодчим Древней Руси поэт В.А.Рождественский в стихотворении «Зодчество». Ученик читает наизусть стихотворение.

5. Проверочная работа (проверка знаний – заполнение сравнительной таблицы по типу ЕГЭ).

«Архитектурные особенности Византии и Древней Руси»

Общее

 

Различное

Византия

Древняя Русь

 

 

6. Оценивание работы учащихся на уроке.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai