Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 4. Указатели (2017). В древней руси книжник это


Книжники Древней Руси

Создание книги считалось на Руси святым делом. Благоговейно относясь к книге, наши предки говорили, что «учение книжное подобно солнечному свету». В книгах искали ответы на вопросы кем, как и зачем устроен мир, что в нем предназначено человеку, как он должен по-настоящему, по совести и по-божески, устраивать и свою жизнь, и свою душу.

Усердным трудом многих мастеров книжного дела год за годом накапливались бесценные книжные сокровища. Подсчитано, что до XIII столетия существовало не менее 85 тысяч церковно-служебных книг. Но на Руси в то время бытовала не только церковная литература, в этот период на русские земли «пришли» многочисленные литературные произведения из Европы и Византии. Сочинения эти не просто переводили, их перерабатывали, дополняли русскими текстами. Всего же в результате кропотливых исследований ученые насчитали около 200 тысяч книг распространенных на Руси в то время.

Книгам знали цену, ими дорожили, тщательно собирали, оберегали и внимательно читали. В древних источниках описывались факты, свидетельствующие о быстром распространении книг на Руси. Летописцы отмечали, что в церквах «клети исполнены книгами», в кельях монастырских «ничего не видно, кроме книг и икон», что в каждом боярском тереме - «крестовая палата, а в ней под образами - книги». Изучение летописей позволяет утверждать, что книголюбы и библиотеки появились на Руси уже в Х столетии. Летописи донесли до нашего времени имена князей, митрополитов, епископов и даже простых ремесленников, имеющих большие книжные собрания.

В то время на Руси бытовало слово «книжник». Так называли человека, который глубоко разбирался в богословии, был начитан, знал несколько иностранных языков, имел литературный и ораторский талант. Книжниками были князья Владимир Святой, который «любил словеса книжные», Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. О русских митрополитах летописи писали, что Иларион - «муж благ и книжен», Климент Смолятич был «философ и книжник», Иоанн II - «муж хитр книгам и учению», а Кирилл I - «учителем зело и хитр учению божественных книг».

Летописи дают подробные сведения о деятельности по распространению на Руси «учения книжного» князя Ярослава Мудрого. Восторженная оценка ему дана в Лаврентьевской летописи. В ней говорится о создании им в 1037 году первой на Руси государственной библиотеки. Основу ее составило немалое личное собрание великого князя, который читал книги «ночью и днем». Суровый военачальник, крупный государственный деятель, Ярослав Мудрый был страстным почитателем книг. Любовь к чтению привили ему отец, владевший личной библиотекой, и мать, с четырех лет приставившая к сыну учителей греческих, болгарских, варяжских и даже латинских.

Ярослав преуспел в овладении книжной премудростью, но о том, какие именно книги он читал, можно говорить лишь предположительно: это могли быть Евангелие, Жития святых, труды отцов церкви, сочинения по вопросам мироздания, исторические и юридические сочинения.

Более точными сведениями о литературе, которая была в обиходе в то время, можно судить по сочинению сподвижника Ярослава Мудрого - митрополита Илариона. Его «Слово о законе и благодати» демонстрирует исключительную начитанность и знание митрополита. В «Слове…» он приводит многочисленные цитаты из Библии, Псалтыри, посланий апостолов Павла и Андрея, упоминает Давида и Соломона. Но не только Библию и Священные тексты цитирует Иларион. Ему были известны учения древних философов - Платона, Аристотеля и других мыслителей прошлого, он был с произведениями замечательного мастера слова Иоанна Златоуста, читал сочинения Гомера и христианских писателей, знал многие поэтические произведения. Очевидно, что значительная часть этих книг хранилась в библиотеке, созданной Ярославом Мудрым.

Покровителем книжного дела и владельцем личной библиотеки был и сын Ярослава Мудрого Святослав, который «много старался для собирания книг». Его даже величали «новым Филадельфом», сближая тем самым с прославленным создателем Александрийской библиотеки Птолемеем II Филадельфом. Одна из самых древних, точно датируемых русских книг, получила имя князя. Написана она в 1073 году и называется «Изборник» Святослава. Эта книга дает представление о том, что читали наши далекие предки, каков был круг их интересов. В «Изборнике» помещено более 400 статей не только богословских и церковно-канонических. В нем есть статьи по астрономии и философии, зоологии и ботанике, грамматике и поэтике, истории и этике. Есть в «Изборнике» Святослава и миниатюра, изображающая его с книгой в руках и окружении семейства.

Спустя три года, в 1076 году, был написан другой «Изборник», куда вошли «разумные и полезные сочинения» о том, какими правилами должен руководствоваться человек. Есть в «Изборнике» 1076 года и «Слово о почитании книжном» - первое в истории русской культуры наставление о цели и пользе чтения. Любопытна приписка в конце этой книги: «Избрано из многих книг княжьих». Она позволяет предположить, что у князя Святослава уже в середине XI века была обширная библиотека, где имелась не только богословская, но и светская литература.

Князь Владимир Мономах был не только великим правителем, но и прославленным книжником. Напомню, что Владимир Мономах был внуком Ярослава Мудрого. Его мать, принцесса Мария, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. В ее хоромах хранились книги, которые она привезла из Царьграда. Отец Владимира Мономаха, князь Всеволод Ярославич, был человеком образованным, любил книги, собирал библиотеку, где были книги духовные и светские на нескольких языках.

С детских лег молодой княжич Владимир находился в удивительном мире книг, любовь к которым пронес через всю жизнь. Он не только хорошо знал литературу, но и имел личное книжное собрание. Любимой книгой князя была Псалтырь, с которой он не расставался ни дома, ни в дороге. И еще один немаловажный штрих: жена Владимира Мономаха Гита была дочерью короля Англии Гаральда. Благодаря ей появились на Руси такие книги как «Отцовское поучение» и «Слово некого отца к сыну своему». Позже они послужили князю Владимиру примером при создании его «Поучения». Книги из библиотеки Владимира Мономаха не сохранились, но «Поучение» в составе Лаврентьевской летописи дошло до наших дней.

Не в одном Киеве жили любители книг, развивалось просвещение. Летописи свидетельствуют, что уже в первой половине XI века были открыты библиотеки и в других городах. Большие личные книжные собрания имели епископ небольшого города Турова Кирилл и выходец из Смоленска Климент Смолятич.

Кирилл Туровский был блестящим проповедником и писателем, снискав славу русского Златоуста. Он получил прекрасное образование, рано увлекся «почитанием книжным». Он стремился постичь и красоту поэтического слова, веруя, что «книжный разум не только облагораживает человека, но и необходим в житейской практике». А Климента Смолятича русская летопись называет «философ и книжник, каких на Русской земле не было». Он убеждал, что книга - «источник разума и мудрости, от которых рождаются добродетели».

Заслуживает внимания и другой страстный читатель, любитель книг - волынский князь Владимир Василькович, о котором в летописях говорится как о мудром философе, широко образованном человеке. Он покупал книги, сам их переписывал, имел личную библиотеку. Им были переписаны «Житие» Дмитрия Солунского, несколько списков Евангелия и Апостола, Минея на весь год и служебники. Некоторые книги он переписывал вместе с женой Ольгой Романовной. При Владимире Васильковиче велась Галицко-Волынская летопись. В ней есть запись о книгах, пожертвованных князем церквам из своего личного собрания. Кажется совершенно невероятным, что через многие столетия до нас дошли некоторые рукописи из личного собрания этого просвещенного правителя, которые он сам внимательно читал.

Страстным почитателем книг слыл и князь Константин Всеволодович, прозванный Мудрым. Свою обширную библиотеку он завещал Спасо-Преображенскому монастырю в Ярославле. Это книжное собрание не имело себе равных, одних греческих книг в нем насчитывалось более тысячи: часть князь купил, часть получил в дар. При дворе князя Константина жили ученые монахи, которые занимались переводом с иностранных языков и перепиской книг. О Константине современники говорили, что он «великий был охотник к чтению книг и научен был многим наукам... многие дела прежних князей собрал и сам писал». Константин считается одним из создателей труда «Дела древних князей», который вошел в летопись в начале XIII века.

Нельзя не упомянуть и основателя монастыря, Феодосия Печерского. Из его «Жития» (биографии) известно, что он был организатором монастырской библиотеки. Святой Феодосии часто «бодрствовал целые ночи, с прилежанием читая святые книги». Феодосии не только сам читал книги, но и всячески поощрял «почитание книжное». Библиотекой Киево-Печерского монастыря пользовались просвещенные монахи - переводчики, летописцы, писатели. По их сочинениям можно судить о составе библиотеки и о круге чтения образованных людей того времени.

На Руси книги читали и собирали не только люди княжеского рода и духовного сана, но и простые воины и ремесленники. Их библиотеки не сохранились, но наличие книжных собраний подтверждается как письменными, так и материальными источниками. Из летописей известны факты гибели частных библиотек в древних городах Владимире, Пскове, Галиче, Серпухове, Ярославле, в Рязани. При раскопках в этих городах археологи находили медные застежки книжных переплетов - единственная хорошо сохранившаяся в земле деталь от древних рукописных сочинении. Такие застежки были найдены не только в богатых домах, но и в жилищах простых горожан.

Наши предки глубоко уважали и почитали книгу. Даже всякое доброе дело на Руси рекомендовалось начинать чтением святых книг. «Изборник» 1076 года донес до нас такие слова: «Добро есть почитание книжное. Не ставится корабль без гвоздя, ни праведник без почитания книжного…Красота воину оружие и кораблю ветрила, так и праведнику почитание книжное».

Задание

В тексте были приведены летописные высказывания о русских книжниках. Постарайтесь определить, о каких исторических личностях рассказывают следующие фразы:

  1. Автор «Слова о законе и благодати», «муж благ и книжен»;
  2. Креститель Руси, «любил словеса книжные»;
  3. Кто считал, что книга — «источник разума и мудрости, от которых рождаются добродетели»;
  4. Об этом князе говорили, что он «великий был охотник к чтению книг и научен был многим наукам... многие дела прежних князей собрал и сам писал»;
  5. Основатель одного из древнейших русских монастырей, «бодрствовал целые ночи, с прилежанием читая святые книги» и всячески поощрял «почитание книжное»;
  6. Покровитель книжного дела, «много старался для собирания книг»;
  7. Создатель первой государственной библиотеки, который читал книги «ночью и днем».

Ответы

  1. Митрополит Илларион
  2. Владимир Креститель
  3. Климент Смолятич
  4. Константин Всеволодович
  5. Феодосий Печерский
  6. Святослав Ярославич
  7. Ярослав Мудрый

vvcultura.shpl.ru

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 4. Указатели (2017): philologist

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 4. Указатели. — СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2017. — 896 с. Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-86007-833-8 (вып. 4).

Специалисты разного профиля, имеющие дело с русской культурой допетровского времени, хорошо знают восьмитомный справочник — «Словарь книжников и книжности Древней Руси» (вып. 1. Л., 1987; вып. 2, ч. 1—3. Л.; СПб., 1988—2012; вып. 3, ч. 1—4. Л.; СПб., 1992—2004). В сравнении с обычными литературными энциклопедиями «Словарь книжников» обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной принципиальными отличиями русской средневековой письменности от литературной продукции, какую произвела на свет модернизированная культура. По вполне объективным причинам «Словарь книжников» не вполне удобен для эксплуатации. Литературный процесс XVIII—XXI вв. может быть расчленен на сумму биографий и творческих биографий отдельных субъектов, а потому для получения искомых сведений достаточно найти имя соответствующего писателя в соответствующем томе соответствующей энциклопедии.

Напротив, свойственная древнерусской письменности структурная аморфность, текучесть текста и размытость его формальных признаков (неустойчивость названий, анонимность большинства произведений, вариативность атрибуций и обилие псевдоатрибуций, склонность текстов распадаться на части или, напротив, соединяться с другими, образуя новое целое более крупного масштаба) с трудом позволяет классифицировать и описывать имеющийся корпус в рамках строгих жанровых требований к энциклопедической статье. В совокупности поиск конкретного факта в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» оказывается весьма трудоемкой работой.

Именно поэтому с особым вниманием необходимо было подойти к работе над последней книгой (4-м выпуском) «Словаря книжников», содержащей целый набор указателей к прежде вышедшим томам справочника. Можно сказать, что перед нами справочник второго уровня — путеводитель-навигатор, долженствующий облегчить работу всех заинтересованных читателей с благополучно изданной в 1987—2012 гг. единственной в своем роде энциклопедией древнерусской литературы. Предлагая на суд снисходительных пользователей и взыскательных критиков последний выпуск «Словаря книжников», редактор считает нужным подчеркнуть, что содержащиеся в настоящей книге указатели не только фиксируют факты из индексируемых томов, но также по возможности устраняют ошибки — корректируют эти факты.

Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

philologist.livejournal.com

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 4. Указатели : Портал Богослов.Ru

Золотой фонд

Новое в справочном разделе

Комментарии читателей rss

Жанры:

Справочник, словарь

Конфессии:

Православие

ISBN:

978-5-86007-833-8

Книжная серия:

Язык:

русский

Страниц:

896

Тираж:

1000

Формат:

150x220 Аннотация: Специалисты разного профиля, имеющие дело с русской культурой допетровского времени, хорошо знают восьмитомный справочник - "Словарь книжников и книжности Древней Руси" (вып. 1. Л., 1987; вып. 2, ч. 1-3. Л.; СПб., 1988-2012; вып. 3, ч. 1-4. Л.; СПб., 1992-2004). В сравнении с обычными литературными энциклопедиями "Словарь книжников" обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной принципиальными отличиями русской средневековой письменности от литературной продукции, какую произвела на свет модернизированная культура. Полный текст аннотации: По вполне объективным причинам "Словарь книжников" не вполне удобен для эксплуатации. Литературный процесс XVIII-XXI вв. может быть расчленен на сумму биографий и творческих биографий отдельных субъектов, а потому для получения искомых сведений достаточно найти имя соответствующего писателя в соответствующем томе соответствующей энциклопедии. Напротив, свойственная древнерусской письменности структурная аморфность, текучесть текста и размытость его формальных признаков (неустойчивость названий, анонимность большинства произведений, вариативность атрибуций и обилие псевдоатрибуций, склонность текстов распадаться на части или, напротив, соединяться с другими, образуя новое целое более крупного масштаба) с трудом позволяет классифицировать и описывать имеющийся корпус в рамках строгих жанровых требований к энциклопедической статье. В совокупности поиск конкретного факта в "Словаре книжников и книжности Древней Руси" оказывается весьма трудоемкой работой. .Именно поэтому с особым вниманием необходимо было подойти к работе над последней книгой (4-м выпуском) "Словаря книжников", содержащей целый набор указателей к прежде вышедшим томам справочника. Можно сказать, что перед нами справочник второго уровня - путеводитель-навигатор, долженствующий облегчить работу всех заинтересованных читателей с благополучно изданной в 1987-2012 гг. единственной в своем роде энциклопедией древнерусской литературы. Предлагая на суд снисходительных пользователей и взыскательных критиков последний выпуск "Словаря книжников", редактор считает нужным подчеркнуть, что содержащиеся в настоящей книге указатели не только фиксируют факты из индексируемых томов, но также по возможности устраняют ошибки - корректируют эти факты.

17 марта 2018 г.

Новости

Среда, 15 августа

Издания на русском языке
Издания на иностранных языках
добавить на Яндекс добавить на Яндекс

www.bogoslov.ru

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Часть 2: И — О | Adverbum.org

Словарь книжников и книжности Древней Руси вып. 3 ч. 2Книга: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Часть 2: И — О / Отв. ред. Д.С. Лихачев. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1993. — 439 с.

Характеристика: Третий выпуск «Словаря книжников и книжности Древней Руси» составляют статьи, посвящённые древнерусским книжникам и писателям XVII в., а также анонимным произведениям, созданным в данном столетии. Отражены переводные произведения (авторские и анонимные), получившие распространение в XVII в. Во вторую часть третьего выпуска вошли статьи на буквы И — О.

Формат: Pdf.

Размер: 23,8 MB.

Скачать книгу/Спампаваць кнігу.

Список словарных статей:Иаков (2-я пол. XVII в.) — священникИван Андроников Невежин (XVI — нач. XVII в.) — русский типограф, мастер печатного делаИван Иванов Плешков (2-я пол. XVII в.) — предполагаемый автор повести о Нило-Сорском скитеИван Иевлевич Молодой (нач. XVIII в.) (иначе Ионг, т.е. Юнг Вуттер Ян) — амстердамский книгоиздатель, сотрудник И.Ф. КопиевскогоИван Слободской (2-я пол. XVII — 1-я пол. XVIII в.) — автор краткого Вологодского летописца и службы Галактиону ВологодскомуИван Спиридонов Соболев Могилевец (1-я пол. XVII в.) — толмач, в 1630 — 1640 гг. пересказал со слов приезжих греков историю о греческом иерее-вероотступникеИван Тимофеев сын Семенов (по прозвищу Кол) (ок. 1555-III. 1631) — дьяк, политический деятель и публицистИван Филиппов (1661 — 1744) — третий после Андрея и Семена Денисовых настоятель Выго-Лексинского старообрядческого общежительства и его историкИван Философ (1-я четв. XVIII в.) — старообрядец, автор «грамотки» о способе каждения за богослужением (1711 г.)Иван Фомин (сер. XVII в.) — дьяк, предполагаемый автор статейных списковИгнатий (ум. 4.III.1687) — чёрный дьякон Соловецкого монастыря, писатель и идеолог старообрядческого движенияИгнатий (2-я пол. XVII в.) — переводчикИгнатий (в миру Иван Степанович Римский-Корсаков) (ок. 1639 — 13. V.1701) — митрополит Тобольский и Сибирский, писатель и публицистИгнатий Жигимонтов (2-я пол. XVII в.) — игумен Полоцкого Богоявленского монастыря, автор посланияИгнатий Иевлевич (26.IX.1619 — после 1667) — игумен Полоцкого Богоявленского монастыря, автор «Голоса» по делу патриарха Никона и приветственных речейИгнатий Трофимов (1674 — 1761) — старообрядец-федосеевецИевлев Алексей Иванович (сер. XVII в.) — дьяк, автор статейного спискаИерофей Андреев (нач. XVIII в.) — старообрядец-поповец«Известие о рождении и воспитании и о житии святейшаго Никона патриарха»«Икона, или изображение великие соборные церкве всероссийскаго и всех северных стран патриарша престола приключшихся дел в разные времена и лета»Иларион (1-я пол. XVII в.) — автор Жития и чудес Иринарха СоловецкогоИларион (ум. 4.VI.1673) — митрополит Рязанский и Муромский, автор грамоты, приветственного слова и духовного завещанияИларион (Смирного) (ум. 1698) — старец Антониево-Сийского монастыря, впоследствии архимандрит Соловецкого монастыря (1680 — 1687 гг.), архимандрит Спасо-Ярославского монастыря (1687 — 1691 гг.), митрополит Псковский (1691 — 1698 гг.), один из редакторов Жития Антония СийскогоИннокентий Гизель (ок. 1600 — 18.XI.1683) — архимандрит Киево-Печерской лавры, духовный писатель и историк«Иное видение» — памятник Смутного времени«Иное сказание» — компилятивное произведение первой половины XVII в., охватывающее события от смерти Ивана Грозного до венчания на царство Алексея МихайловичаИоаким (в миру Иван Савелов) (6.1.1621 — 17.111.1690) — патриарх всея Руси, автор поучений, полемических произведений и посланийИоанн (1-я пол. XVII в.) — инок Арсеньева Комельского монастыря, автор Жития Арсения КомельскогоИоанн (3-я четв. XVII в.) — инок Свияжского Успенского монастыря, автор Жития Германа, архиепископа КазанскогоИоанн (2-я пол. XVII в.) — священник, автор сборной, так называемой Клинцовской, редакции Подлинника иконописного, составленной, как явствует из предисловия к ней, в 1679 г.Иоанн (2-я пол. XVII в.) — коломенский священник, автор «Слова улична» и «Спора православных с лютыми капитоны»Иоанн АверкиевИоанн АндреевИоанн Васильевич Шевелев Наседка (в монашестве Иосиф) (ок. 1570 — ок. 1660) — священник, справщик Московского Печатного двора, писатель и публицистИоанн Иванов Милютин (сер. XVII в.) — переписчик и составитель Четьих МинейИоанн Корнильев Шушерин-Рипатов (ум. 1693) — иподиакон, автор жизнеописания патриарха НиконаИоанн Лукьянов (старец Леонтий) (конец XVII — нач. XVIII в.) — автор Хождения в Иерусалим в 1701 — 1703 гг.Иоанн (Гавриил) Неронов (в иночестве Григорий) (1591 — 2.1.1670) — писатель-старообрядец, зачинатель «боголюбческого» движенияИоанникий (2-я пол. XVII в.) — диакон, автор духовной песни «Услыши, Боже, моления моя»Иоанникий Грек (1-я пол. XVII в.) — келарь московского Новоспасского монастыря (1619 — 1630 гг.)Иоасаф I (2-я пол. XVI в. — 28.XI.1640) — патриарх московский, автор грамотИоасаф II (ум. 1672) — патриарх московский (1667 — 1672 гг.) автор посланий и грамотИов (2-я пол. XVII в. — 1721) — монах Чудова монастыря, затем иеродиакон и иеромонах, преподаватель, писатель и переводчикИов (ум. 1716) — митрополит новгородский, автор послания к братьям Лихудам, слов и писемИона (1635 — 8.Х.1699) — архиепископ Вятский и Великопермский, автор духовной грамоты, а также некоторых документов, связанных со строительством церквей в вятской землеИона — старообрядец см. Послание из Москвы на ДонИона Маленький (сер. XVII в.) — чёрный диакон Троице-Сергиева монастыря, составитель Хождения в Иерусалим и Царьград в 1649 — 1652 гг. :Иона Соловецкий (20.XI.1561 — 1-я треть XVII в.) — предполагаемый составитель сборника ГПБИона Сысоевич (ок. 1607 — 20.ХП. 1690) — митрополит Ростовский Ярославский, автор посланийИона Филиппов Суровцын (сер. XVII в.) — инок Синеезерской Троицкой пустыни, автор Жития Евфросина Синеезерского, написанного в 1650 г.Иосиф (ум. 15.IV.1652) — пятый патриарх Московский и всея Руси, под именем которого известны поучения и посланияИосиф (1-я пол. XVII в.) — архимандрит Троицкого Данилова монастыря в Переславле Залесском, автор Слова о явлении преподобного Даниила ПереяславскогоИосиф (2-я пол. XVII — нач. XVIII в.) — игумен, архимандрит, автор духовного завещания, владелец обширной келейной библиотекиИосиф (сер. XVI — нач. XVII в.) — монах, келейник патриарха Иова, один из авторов Истории о разорении русскомИосиф (1-я четв. XVIII в.) — старообрядец-поповецИосиф Артемьев (1-я чств. XVIII в.) — старообрядец-поповецИосиф Афанасьев (кон. XVII в.) — писатель и переводчикИосиф Владимиров (сер. — 2-я пол. XVII в.) — иконописец из ЯрославляИосиф Кириллов (ум. после 1638) — мастер книгопечатного делаИосиф Титов (2-я пол. XVII в.) — священник, автор Жития МакарияИродион СергеевИсаак (в миру Иван Дмитриевич Мокринский) (ум. 1724) — архимандрит, авторИсаакий (сер. XVII в.) — строитель Костромской Геннадиевой пустыни, участник полемики с лютеранамиИсайя (сер. XVII в.) — переводчик, сотрудник Епифания СлавинецкогоИсидор (сер. XVI в. — 10.IV.1619) — митрополит новгородский и великолуцкий, автор поучения, грамот и писем, библиофилИсидор Сназин (конец XVII в.) — автор Мазурин жого летописца«История вкратце о Бохеме, еже есть о земле Чешской»«История о дву товарищах, имеющих между собою разговоры ис которых един любил пить вино, а другой не любил»История о Мелюзине — переводная повесть XVII вИстория о отцах и страдальцах соловецких«История о первом Иове, патриархе Московском и всея России»История о разорении русском (российском) — летописьИстория о Сибирской землеИстория о царе Давиде и царе Соломоне — пьеса школьного репертуара«Итталианских градов похвала агличанина Фомы Едворда» — прозаический перевод латинского стихотворения«Иудифь» («Комедия из книги Иудифь», «Олоферново действо») — пьеса придворного театра царя Алексея Михайловича

ККалязинская челобитная — памятник русской демократической смеховой литературы, написанный около 1677 г.Карион Истомин (1640-е — не ранее IV. 1718 или 1722) — справщик Печатного двора, педагог, поэт, переводчик, автор проповедей, догматических, исторических, учебно-педагогических трудовКатырев-Ростовский Иван МихайловичКашинский Пётр (2-я пол. XVII в.) — поступивший на русскую службу выходец из Польши, ротмистрКвашнин-Самарин Петр Андреевич (1671 — между 1741 и 1749) — автор любовных лирических песенКиприан Старорусенков (ум. 17.ХП.1634) — митрополит новгородский, автор посланий, исторических и церковных сочиненийКирилл — игумен Печенского монастыряКириллова книга («Книга иже во святых отца нашего Кирила архиепископа Иеросалимского на осмый век»)Кичигин Иван Несторович (2-я пол. XVII в.) — суздальский сын боярский, на протяжении многих лет составлял обширную историческую компиляцию, неутомимо разыскивая для нее новые источникиКлеткин (Клетка, Клитка) Никифор Васильев (ум. 1656) — новгородский книжник XVII в.«Книга естествословная» — компилятивный сборник, составленный в Петровское время и родственный по жанру ФизиологуКозырев Иван (сер. XVII в.) — новгородский книжник, составитель разъяснений к переводу «Диалектики» Иоанна Дамаскина и автор автобиографической статьи «Увещение о летописце»Козьма Новгородец (конец XVI — нач. XVII в.) — переводчик «Лунника Иерусалимского»Козьма (XVII — нач. XVIII в.) — иеродиакон, автор Риторики, переводчикКозьма Ларионов (по прозвищу Косой) (ум. 1687) — донской старообрядец«Комедия Андрея Первозванного»«Комедия Богородице»«Комедия Варлаама и Иоасафа»«Комедия Евдокии мученицы»«Комедия о Давыде с Голиадом» — пьеса придворного театра царя Алексея Михайловича, представленная в январе 1676 г.«Комедия о италиянском маркграфе и о безмерной уклонности графини его»«Комедия о Ксенофонте и Марии»«Комедия о прекрасной Мелюзине, яже бысть во Франции»«Комедия о Товии младшем» — одна из первых пьес, написанных пастором Иоганном Грегори для придворного театра царя Алексея Михайловича«Комедия о чуде святого Георгия» (или «Егориева комедия»)«Комедия Олофернова»«Комедия Олундина»«Комедия Петра Златых Ключей»«Комедия пророка Даниила»«Комедия Рождеству»«Комедия святой Екатерины»«Комедия Хрисанфа и Дарий»Комынин (Камынин, Комонин) Георгий Евсевиев (ум. не ранее 1620) — книгописецКоренев Иоанникий Трофимов (ум. 1680 — 1681) — теоретик музыки, поэт и, видимо, композиторКорнилий (в миру Козьма) (ум. 26.11.1698) — митрополит новгородский и великолуцкий, автор духовной грамотыКоробовский Алексей (кон. XVII — нач. XVIII в.) — составитель сборника афоризмов «Сот пчельный»Котов Федот Афанасьевич (1-я пол. XVII в.) — московский купец, автор «Хождения» из Москвы в Персию в 1623 г.Котошихин Григорий Карпов (ок. 1630 — XI. 1667) — автор исторического и нравоописательного сочинения, впоследствии получившего название «О России в царствование Алексе т Михайловича»Кошелев Фёдор (2-я пол. XVII в.) — капитан, автор «сказки» — отчета о поездке в ПерсиюКрабов Михаил Дмитриев (между 1590/1591 и 1599/1600 — 1670/1671) — стольник, составитель сборника агиографических и богословских сочинений«Краткое ведение о народе славянороссийском» — краткий летописец«Краткое описание о Сибирстей земли и о похождении атамана Ермака»«Крикнул орел белой, славной, воюет царь православной...» — историческая песняКропоткин Михаил (2-я пол. XVII — 1-я четв. XVIII в.) — князь, до 1690 г. комнатный стольник при царском дворе, переводчикКруг Миротворный («Круг великий миротворный») — сборникКрючков Исидор (2-я пол. XVII в.) — житель города Коломны, автор сочинения о близкой кончине мира.Ксения Борисовна Годунова (в монашестве Ольга) (1582 — 1622) — дочь царя Бориса Годунова, автор письма к тетке княгине Домне Богдановне (1609 г)Кубасов Сергей Иевлевич (ум. после 1694) — сын боярский, предполагаемый составитель одного из хронографов особого составаКуракин Иван Семенович (ок. 1575 — 1632) — князь, боярин, автор «Чаши государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всея России»

ЛЛаврентий (ум. 11.XI.1672) — митрополит казанский и свияжский. автор грамот, канонов и стихир.Лаврецкий Семен Федорович (Иванович) (2-я пол. XVII в.) — переводчик Посольского приказаЛазарь (ум. 14.1 V. 1682) — священник, активный деятель раннего старообрядчества, автор полемических сочинений и челобитныхЛарион (1-я пол. XVII в.). — монах, поэтЛегендарная переписка Ивана Грозного с турецким султаномЛегендарная переписка турецкого султана с цесарем ЛеопольдомЛегендарная переписка турецкого султана с Чигиринскими казакамиЛегендарное донесение из Белграда («Копия з Бела града 28 декабря 1717 году через нарочного посланного»)Легендарное послание турецкого султана немецким владетелям и всем христианамЛегендарное послание турецкого султана польскому королюЛеонтьева Евдокия Ивановна (2-я пол. XVII в.) — дочь думного дворянина, автор писем и челобитных«Лествица к небеси» — силлабическая поэмаЛетописец Вельский — летописец, охватывающий время с 1598 г. до конца 60-х годов XVII вЛетописец Вологодский — общерусская провинциальная летопись конца XVII — начала XVIII в.«Летописец выбором» — одно из наиболее популярных кратких летописных произведений XVII в.Летописец Двинской («Летописец вкратце. Списано о двинских жителех, и о наместниках, и о судиях, и о воевоцких, и дьячих приездех» — заглавие краткой редакции) — памятник провинциального летописания последней четверти XVII и XVIII в.Летописец Костромской краткий — летописный памятник конца XVII в.Летописец МазуринскийЛетописец Московский — летописец, охватывающий время с княжения Ивана ІІІ до 1599 г.Летописец Московский краткийЛетописец НижегородскийЛетописец НовыйЛетописец о Нижнем НовгородеЛетописец ПинежскииЛетописец ПискаревскииЛетописец РостовскийЛетописец Тобольский о Сибирской странеЛетописец Тотемскии Летописец 1619 — 1691 гг.Летописец 1686 г.Летописец 1696 г.Летописец ЧеркасскихЛетописный свод патриарший 1652 г.Летописный свод патриарший 1670-х гг.Летописный свод патриарший 1680-х гг.Летописный свод СибирскийЛетопись АстраханскаяЛетопись ЕсиповскаяЛетопись КунгурскаяЛетопись Новгородская IIIЛетопись Новгородская ЗабелинскаяЛетопись Новгородская Молотковская (Михалицкая)Летопись Новгородская ПогодинскаяЛетопись Новгородская УваровскаяЛетопись Ремезовская Летопись СтрогановскаяЛечебник на иноземцевЛихачев Алексей Тимофеевич (ум. 1729) — учитель царевичей Алексея Алексеевича и Феодора Алексеевича (будущего царя), книголюбЛихачев Василий Богданович (2-я пол. XVII в.) — стольник, автор статейного спискаЛызлов Андрей Иванович (ум. не ранее 1697) — стольник, историк переводчикЛыков Богдан (1-я пол. XVII в.) — переводчикЛысенин Тимофей Матвеев (кон. XVII — нач. XVIII в.) — старообрядческий писатель, автор полемических сочиненийЛяпунов Прокопий Петрович (ум. 22.VII.1611) — политический деятель, организатор и руководитель Первого народного ополчения, автор посланий и грамот

ММакарий (ум. 12.IX.1626) — митрополит новогородский и велико-яуцкий, автор грамотМакарий (кон. XVII — нач. XVIII в.) — монахМакаров Козьма ВасильевичМаксим (во иночестве Моисей) (1-я пол. XVII в.) — протопоп Благовещенского Кремлевского собора (1618 — 1635 гг.), архиепископ Рязанский«Малая прохладная комедия об Иосифе» — пьеса придворного театра царя Алексея МихайловичаМалевинский Арефа (2-я пол. XVII в.) — подьячий тотемской Приказной съезжей избы, автор любовных писемМардарий (1-я пол. XVII в.) — автор стихотворного посланияМардарии Хоныков (Хоников) (2-я пол. XVII в.) — монах, служащий Печатного двора в последней четверти XVII в., поэтМаркелл (ум. 1698) — чернец, писец Посольского приказаМаркелл Колчин (2-я пол. XVI в. — 1635) — диакон, ризничий Троице-Сергиева монастыря, авторМартирий (1-я пол. XVII в.) — автор стихотворного посланияМарфа (в миру Ксения Ивановна Шестова) (ум. 27.1.1631) — инокиня, жена боярина Федора Никитича Романова из рода Захарьиных-Юрьевых, постриженного в монашество под именем Филарета по приказу Бориса Годунова и возведенного Лжедмитрием II в сан русского патриарха, мать царя Михаила Феодоровича, автор писемМатвеев Артамон Сергеевич (1625 — 1682) — государственный деятель, дипломат, меценат и библиофил, один из организаторов первой аптеки и придворного театра в Москве, заказчик ряда официозных литературных произведенийМатвей (2-я пол. XVII в.) — авторМатвей Андреев (конец XVII — 1-я пол. XVIII в.) — старообрядец-поповец, автор полемических «бесед» и посланий против федосеевцевМатюшкин Афанасий Иванович (сер. XVII в.) — думный дворянин, стольник при дворе царя Алексея Михайловича, автор писемМелетий (в миру Максим Герасимович Смотрицкий) (1577 — 1633) — белорусско-украинский писатель-полемист, видный учёный, общественно-политический и религиозный деятельМикулин Григорий Иванович (ум. ок. 1608) — посланник Московского правительства в Англии в 1600 — 1601 гг., дворянин, составитель (совместно с подьячим Иваном Зиновьевым) статейного спискаМитрофан (1-я пол. — сер. XVII в.) — поэт приказной школыМитрофан (сер. XVII в.) — архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря, автор Жития Иродиона ИлоезерскогоМитрофан (в миру Михаил, в схиме Макарий) (1621-23.XI.1703) — автор Духовного завещанияМихаил Вышатин (ум. 1732) — старообрядец, автор догматического трактата «Бисер драгоценный»Михаил Григорьев СмольяниновМихаил Феодорович (1596 — 1645) — первый царь из рода Романовых, автор писемМихаил Юрьев — один из переводчиков «Воинской книги» Л. ФронспергераМоисей (2-я пол. XVII в.) — монах Чудова монастыря, участвовал В 1670-е г. в переводе Нового завета с греческого на славянский языкМорогин Евфимий (2-я пол. XVII — нач. XVIII в.) — учитель русского языка («грамматики») в ростовской епархиальной школе Димитрия РостовскогоМорозова Феодосия Прокофьевна (в иночестве Феодора) (21.V.1632 — 2.XI. 1675) — боярыня, активная деятельница периода старообрядчества, автор писемМоховиков Симеон Федорович (2-я пол. XVII — 1-я четв. XVIII в.) — автор«Написание» казаков о походе ЕрмакаМорозов Борис (Илья) Иванович (1590 — 1662) — боярин, стольник, с 1633 г. воспитатель, а затем и друг царя Алексея Михайловича, автор писем, владелец книг

ННафанаил (1-я пол. XVII в.) — автор стихотворного посланияНектарий (в миру Николай Павлович Теляшин) (1586 — 1667) — архиепископ сибирский и тобольский, автор поучений и послания библиофилНечаев Матвей Гаврилович (посл. четв. XVII — 1752) — ярославский купец, автор «Путешествия в Иерусалим»Нечаев Стефан Трофимович (ум. 13.V.1667) — галицкий юродивый, автор прощальных писем.Никанор (2-я пол. XVII в.) — архимандрит Воскресенского Но-Эиерусалимского монастыря (в 1686 — 1698 гг.), автор монастырского чтописца, написанного стихами. 'Никита Константинов Добрынин (ум. 11.VII.1682) — суздальский священник, писатель-полемист, апологет староверия, известный больше как Никита ПустосвятНикифор — старообрядец, см. Послание из Москвы на ДонНикифор Евдокимов (2-я пол. XVII в.) — мастер книгопечатного делаНикифор Симеонов (ум. 17.III.1686) — справщик Печатного двора, переводчик, библиофилНикодим (2-я пол. XVII — 1-я четв. XVIII в.) — архимандрит, составитель Жития игумена Феодосия и Сийского иконописного толкового подлинникаНикодим — уставщик Соловецкого монастыряНиколай Гаврилович Спафарий (Милеску) (1636 — 1708) — писатель и переводчик, живший в России с 1671Никон (в миру Никита Минов) (V.1605 — 17.VIII.1681) — патриарх Московский и всея Руси, автор Слова о создании Валдайского Ивер-ского монастыря, «Ответа» на вопросо-ответы Стрешнева — Лигапида, посланий, составитель сборника «Скрижаль», книголюб«Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском»Нормантский (Нармацкий) Федор Кириллович (2-я пол. XVII в.) — предполагаемый составитель Летописца

О«О изведении царского семени, и о смятении земли, и о прелести некотораго растриги черньца, еретика и богоотметника православный веры християнскыя, отступника ангельскаго образа, Гришки Богданова сына Отрепьева, галиченина родом, а в мире имя ему Георгей»«О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных»«О причинах гибели царств» — трактат на политическую тему«О рожении воеводы князя Михаила Васильевича Шуйского Скопина»«О чарках, сколько надобно кому пить» — анонимное стихотворное произведение конца XVII в., близкое к пословичному фольклоруОдоевский Никита Иванович (ок. 1601 — 1689) — князь, глава Комиссии по составлению Уложения 1649 г., автор писем«Описание о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии ее»Описание о Сибирской земле«Описание Российского царствия и окрестных государств и земель гербам»Описание Триумфальных воротОрдин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (во иночестве Антоний) (1605/1606 — 1680) — государственный деятель, дипломат«Орфей» — балет, поставленный в придворном театре царя Алексея Михайловича в 1673 г.Осорьин Каллистрат (Дружина) Георгиевич

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников. Сайт Adverbum.org не содержит файлов книг, а предлагает ссылки на них. Ссылки на книги по истории предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Если ссылка не работает, пожалуйста, сообщите об этом в комментариях либо через форму связи.

adverbum.org

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Часть 3: П — С | Adverbum.org

Словарь книжников и книжности Древней Руси вып. 3 ч. 3Книга: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Часть 3: П — С / Отв. ред. Д.С. Лихачев. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1998. — 519 с.

Характеристика: Третий выпуск «Словаря книжников и книжности Древней Руси» посвящён XVII веку. Его составляют статьи, посвящённые древнерусским книжникам, писателям, анонимным произведениям. В третью часть третьего выпуска вошли статьи на буквы П — С.

Формат: Pdf.

Размер: 27,5 MB.

Скачать книгу/Спампаваць кнігу.

Список словарных статей:ППавел (ум. 4.11.1692) — митрополит Сибирский и ТобольскийПавел (в миру Моравский) (ум. 5.IX. 1686) — митрополит Рязанский и Муромский, автор грамотыПавел (в миру Пётр) (ум. 9.IХ.1675) — митрополит Крутицкий (Сарский и Подонский), автор посланий, грамот, речейПазухин Марк Иоанн (2-я пол. XVII в.) — переводчикПаисий Лигарид (в миру Пантелеймон (Панталеон)) (ок. 1610–24.VIII. 1678) — митрополит Газский, автор посланий, полемических сочинений, стихотворенийПалладий Рогов (Роговский) (1655–23.I.1703) — ректор Славяно-греко-латинской академии, писатель, проповедник, переводчикПарфений Небоза (ум. 1.I.1704) — митрополит Лаодикийский, впоследствии Азовский и Холмогорский, автор стихотворений и послания Петру IПатерик Соловецкий — название рукописных сборников, содержащих жития соловецких святых и службы имПатрикий Патрикиевич (ум. II.1757) — старообрядец-поповец, глава дьяконовского согласия в Стародубье и на Ветке, автор посланий и полемических сочиненийПафнутий (ум. между 1732 и 1739) — старообрядец, автор посланий, выходец из Соловецкого монастыряПафнутий (1-я пол. XVI в.–IV.1611) — крутицкий митрополит, книголюбПахомий (ум. 31.V.1655) — архиепископ Астраханский, составитель ХронографаПахомий (2-я пол. XVII в.–до 1767) — келейник и ученик Корнилия Выговского, автор его ЖитияПереписка Ивана Грозного с турецким султаномПереписка турецкого султана с цесарем ЛеопольдомПереписка турецкого султана с Чигиринскими казаками«Персидский кринный дол» и «Персидский деревный сад»Песнь о взятии Азова в 1696 г.Петлин Иван (1-я пол. XVII в.) — сибирский казак, участник посольства в Монголию (к алтын-ханам) и в Китай в 1618–1619 гг., автор «Росписи Китайскому государству и Лобинскому, и иным государствам, жилым и кочевным, и улусам, и великой Оби, и рекам и дорогам»Пётр Артемьев (1670-е–30.III.1700) — диакон Петропавловской церкви в Московской Новомещанской слободе, автор писем и дневника, поэтПётр Прокопиев (1665–25.IV.1719) — первый уставщик Выговского старообрядческого общежительства, племянник настоятелей Андрея и Семена Денисовых, автор посланий и других сочинений«Писание о преставлении и о погребении князя Михаила Васильевича Шуйского, рекомаго Скопина»Питирим (ум. 19.IV.1673) — патриарх Московский, автор духовного завещания, документов собора 1666–1667 гг., приветственной речи восточным патриархам«Плач о пленении Московскаго государства, како наведе на ны, грешныя, Господь Бог праведный гнев свой, грех ради наших беззаконных, и како разорися великая Россия попущением Божиим от неверных язык и от междоусобный брани, и о излиянии крови многия християнския греческаго закона сынов руских»Плач о реке НаровеПовести о перстнеПовести о табакеПовести о увозе Соломоновой жены«Повесть душеполезна Никодима типикариса Соловецкого о некоем брате»«Повесть известна и удивлению достойна о мощах недоведомаго святаго»«Повесть, како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов и како на него попусти Господь Бог врага и поругателя, еретика розстригу Гришку Отрепьева, мстя неповинное кровопролитие новаго своего страстотерпца благовернаго царевича князя Дмитрея Углецкаго»«Повесть, како отомсти всевидящее око Христос Борису Годунову пролитие неповинные крови новаго страстотерпца благовернаго царевича Дмитрея Угличьскаго»«Повесть книги сея от прежних лет»Повесть некоего боголюбивого мужаПовесть о Азове документальнаяПовесть о Азове историческаяПовесть о Азове особаяПовесть о Азове поэтическаяПовесть о Азове сказочнаяПовесть о Александре и ЛодвикеПовесть о ангеле, ослушавшемся БогаПовесть о Аполлонии ТирскомПовесть о астрологе МустаеддынеПовесть о боярыне МорозовойПовесть о бражникеПовесть о БрунцвикеПовесть о Валтасаре королевичеПовесть о Василии ЗлатовласомПовесть о взятии АзоваПовесть о взятии СмоленскаПовесть о видении в ВладимиреПовесть о видении в Нижнем НовгородеПовесть о видении в Новгороде«Повесть о видении некоему мужу духовну»Повесть о Волоте ВолотовичеПовесть о Горе-ЗлочастииПовесть о городах Таре и ТюмениПовесть о графине АльтдорфскойПовесть о Григории, папе римскомПовесть о Даниловском монастыреПовесть о Димитрии, князе римском«Повесть о ерархе нашем Никоне чюдна зело, достойна слышанию сотворити, да познают вси боящиеся Господа и не надеются на его действие»Повесть о Еруслане ЛазаревичеПовесть о Ерше ЕршовичеПовесть о женитьбе Ивана Грозного на Марии ТемрюковнеПовесть о житии Варлаама Керетского«Повесть о житии, и рождении, и воспитании, и о кончине Никона, бывшаго патриарха Московскаго и всея Росии, собранная от многих достоверных повествователей, бывших во дни отец наших»Повесть о зачале МосквыПовесть о златом руне волшебного овнаПовесть о Иване Пономаревиче«Повесть о избавлении града Устюга Великаго от безбожные литвы и от черкас, как з Двины шли»Повесть о иноке, снявшем иноческий образ«Повесть о искушении Бога, о царе некоем»Повесть о испанском королевиче Бруне и его супруге МелеонииПовесть о Карпе СутуловеПовесть о князе Михаиле Васильевиче Скопине-ШуйскомПовесть о кончине царя Михаила ФеодоровичаПовесть о королевиче кипрском ВелиамеПовесть о Красногорском монастыре Повесть о купце ГригорииПовесть о купце, заложившемся о добродетели жены своейПовесть о купце, купившем мертвое телоПовесть о Максиме митрополитеПовесть о Марфе и МарииПовесть о Московском восстании 1682 годаПовесть о Московском восстании 1682 года БарсовскаяПовесть о мучении старцев Петра и ЕвдокимаПовесть о начале Москвы«Повесть о некоей брани, належащей на благочестивую Росию грех ради наших, и о видении некоего знамения в нынешнем последнем роде нашем»«Повесть о некоем убогом отроце, иже молением матерним ко святому отцу Николаю чюдотворцу не токмо богатства получи, но и царем соделася»«Повесть о Никоне патриархе» Повесть о папе ГригорииПовесть о Петре Златых КлючейПовесть о победах Московского государстваПовесть о победе под Москвой и Земском соборе 1613 годаПовесть о португальском посольствеПовесть о разорении Московского государстваПовесть о разуме человеческомПовесть о Савве ГрудцынеПовесть о семи мудрецахПовесть о Скандербеге, князе АлбанскомПовесть о Смуте из статейного спискаПовесть о Соломонии бесноватой Повесть о СуханеПовесть о Тверском Отроче монастыреПовесть о том, как скоморох в ад ходилПовесть о трех иконах ШемахинскихПовесть о убиении царевича Димитрия Угличского«Повесть о убогом человеке, како от диавола произведен царем»Повесть о Ульянии ОсорьинойПовесть о Усть-Шехонском Троицком монастыреПовесть о Фоме и ЕремеПовесть о Фроле СкобеевеПовесть о ХмелеПовесть о хмельном питии Повесть о царе АггееПовесть о царе Василии КонстантиновичеПовесть о царе ГазиеПовесть о царе и мельникеПовесть о царе Иване Васильевиче и купце Харитоне БелоуливеПовесть о царе Иване и старцеПовесть о царе Льве ПремудромПовесть о царевне ПерсикеПовесть о царице и львицеПовесть о цесаре Оттоне и ОлундеПовесть о Черногорском монастыреПовесть о чудесах Виленского креста«Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Доманта, во святом крещении нареченных Гаврила и Тимофея, Псковских чудотворцев»Повесть о Шемякином судеПовесть 1606 годаПодосенов Захарий Афанасьев (сер.–2-я пол. XVII в.) — справщик Печатного двора, автор полемических сочинений против лютеранПожарский Дмитрий Михайлович (1578–20.IV.1642) — князь, воевода, один из ведущих организаторов и руководителей Первого и Второго народных ополчений против польско-шведской интервенции, автор агитационно-патриотических грамот и посланийПоздеев Марк ИвановичПолетаев Федор Герасимов (нач. XVIII в.) — преподаватель новгородской школы митрополита Иова по славянскому классуПоловецкий Николай Алексеевич (сер. XVII в.) — автор послания, написанного 10 сентября 1654 г. в осажденном Смоленске и отправленного в ставку царя Алексея МихайловичаПорошин Федор ИвановичПослание Александра Македонского к русским князьям«Послание дворительное недругу»Послание дворянина дворянину Послание из Москвы на Дон«Послание к звавшим, а самим себя и дома не сказавшим»Послание к некоему иноку о ХмелеПослание к отцу сына, «от наготы гневнаго»Послание турецкого султана немецким владетелям и всем христианамПослание турецкого султана польскому королюПосников Василий Тимофеевич (ум. ок. 1710) — дьяк Посольского приказа, автор статейного спискаПосников Пётр Васильевич (ум. после 1716) — дипломат, переводчик, автор Слова на Рождество Христово и писемПотап Прокофьев Игольнишников (2-я пол. XVII в.) — предполагаемый автор сборника проповедей под названием «Статир»Потёмкин Пётр Иванович (1617–ок. 1700) — стольник, составитель статейного списка (совместно с дьяком Семеном Румянцевым) о посольстве в Испанию и во Францию в 1667–1668 гг.«Потентаты или гербы многих столиц»Праздник кабацких ярыжекПредание о основании Москвы князем ОлегомПрение верного инока с отступникомПритча о женской злобе«Притча о истинне господине»Просветитель Литовский («Изложение о вере»)Прохор Тихомиров (2-я пол. XVII в.) — иеромонах Московского Новоспасского монастыря, составитель сборника под названием «Разум церковный»Пьесы театра царевны Натальи АлексеевныРадишевский Анисим Михайлов (1550-е–кон. 1620-х или нач. 1630-х) — мастер книгопечатного дела в Москве в первое десятилетие XVII в., составитель руководства по военному делу«Разглагольствие Никона патриарха с Павлом, епископом Коломенским, о крестном знамении»«Рай мысленный»«Расписание царств, и мест, и украином, под которым знамением небесным стоят и которыми имяны именуются»Ревность православия — пьесаРемезов Семён Ульянович (1642–после 1720) — тобольский дворянин, картограф, историк и этнограф СибириРжевская Соломонида (конец XVI–нач. XVII в.) — служительница царевны Ксении Борисовны Годуновой, автор письма из осажденного польскими интервентами Троице-Сергиева монастыря«Римские деяния»«Рифмы краесогласнии о прелести суетнаго сего мира»Рогов (Рогоев, Рогуев) Михаил Стефанович (ум. после 1650) — протопоп Московского собора черниговских чудотворцев, поэт и публицист, справщик Московского Печатного двораРодостамов Михаил Иванович (2-я пол. XVII в.–нач. XVIII в.) —дьяк, писец, составитель литературного сборникаРозладин (2-я пол. XVII в.) — дворянин, по свидетельству шведского ученого, исследователя Сибири Филиппа Иоганна Табберта (Ф. Страленберга), автор журнала или записок, которые он вёл во время второго Крымского похода 1689 г. князя Василия Васильевича ГолицынаРоманчуков Алексей Саввич (1-я пол. XVII в.) — поэт «приказной школы»Роспись о приданом — памятник смеховой литературы XVII в.Руданский ИванРукопись Филарета

ССавва Долгий (в иночестве Симеон) (2-я пол. XVII в.) — священник, предполагаемый автор Покаянного исповеданияСавва Романов (2-я пол. XVII в.) — старообрядческий писательСавватий (1-я пол. XVII в.) — справщик Печатного двора, поэтСавватий (в миру Семен Васильев Башмак, по прозвищу Третьяк) (ум. 1670-е) — дьяк, автор писем и челобитныхСадовулин (Садовский) Василий — предполагаемый переводчик сочинения «Описание вин или причин, которыми к погибели и к разоренью всякие царства приходят, и которыми делами в целости и в покою содержатца и строятца»Самсонов Пётр (1-я пол. XVII в.) — дьяк, поэт «приказной школы»«Свобождение Ливонии и Ингерманляндии» — пьесаСемён Денисов Вторушин (1682–1740) — один из основателей Выговского старообрядческого общежительстваСеменников Порфирий Трофимович (1621–10.XI.1696) — патриарший дьяк, переписчик книг, инициатор несостоявшегося издания Греко-славяно-латинского лексикона Епифания СлавинецкогоСерапион (ум. 1653) — архиепископ Суздальский и Торусский. автор грамот и «сказки»Сергий (XVI–нач. XVII в.) — инок Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском, один из авторов службы Даниилу Александровичу, Жития Романа Угличского и службы емуСергий — предполагаемый автор Жития Кассиана УгличскогоСергий (1-я пол. XVII в.) — инок Елецкого Черниговского Богородского монастыря, сын донского казачьего атамана XVI в. Михаила ЧеркашенинаСергий (2-я пол. XVII в.) — иеромонах, игумен Путивльского Молченского монастыря (1667–1669 гг.), с 1668 г. — справщик Московского Печатного двораСергий (в миру Семен Иванович Крашенинников) (ок. 1635–после 1710) — старообрядец, автор челобитных царям Ивану и Петру АлексеевичамСергий (по прозвищу Шелонин, в миру Семен Михайлов, по прозвищу Москвитин) (ум. ок. 1663) — агиограф, редактор, книжникСерков Диомид Яковлев (конец XVII в.) — составитель сборника «Крины сельныя, или Цветы прекрасныя» (вариант «Крины белейшие, сиречь цветы краснейшие»Сильвестр (в миру Семен Агафоникович Медведев) (27.1.1641–11.11.1691) — писатель, поэтСимеон Полоцкий (в миру Самуил (Емельянович?) Петровский-Ситнианович) (XII.1629–25.VIII. 1680) — поэт, драматург, оратор, богослов и книгоиздатель, крупнейший представитель восточнославянского бароккоСимон (ум. 1685) — игумен Александро-Свирского монастыря (1660–1664 гг.), затем архиепископ Вологодский (1664–1684 гг.)Симон (в миру Савва Леонтьев сын Азарьин по прозвищу Булат) (ум. 1665) — с 1624 г. монах Троице-Сергиева монастыря, писатель, владелец обширной библиотекиСинардацкий Христофор (2-я пол. XVII в.) — переводчик Аптекарской палаты в МосквеСинодик ермаковым казакам«Синопсис»«Сказание вкратце о бывшем пожаре града Ярославля»«Сказание вкратце о новом девичье монастыре, что в Ярославле в остроге большой осыпи, и о чюдотворном образе пречистыя Богородица»«Сказание, еже по человеколюбию Божию бывшего наказания, великаго и страшнаго пожара во граде Ярославле, и о перенесении честных мощей святых чудотворец»«Сказание и повесть, еже содеяся в царствующем граде Москве, и о разстриге Гришке Отрепьеве, и о похождении его»«Сказание известно о воображении книг печатного дела»«Сказание, киих ради грех попусти Господь Бог наш праведное свое наказание и от конец и до конец всея Росия, и како весь словенский язык возмутися и вся места по Росии огнем и мечем поядена быша»Сказание о богатом купцеСказание о взятии Астрахани Степаном Разиным«Сказание о древе златом, и о златом попугае, и о царе Михаиле, да о царе Левкасоре»«Сказание о зачале Николо-Коряжемского монастыря и началнике его старце Логине»Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии«Сказание о зачатии московском, и кто про то знал, что Москвы царством быть и государьством слыть»«Сказание о златом древе и о царе Левстасаре»Сказание о иконе Богоматери АбалацкойСказание о иконе Богоматери Владимирской в г. НерехтеСказание о иконе Богоматери Казанской в Бужневской волости Сказание о иконе Богоматери ОранскойСказание о иконе Богоматери Смоленской в селе Словинке Костромского уездаСказание о иконе Богоматери ТолгскойСказание о иконе Богоматери ФедоровскойСказание о киевских богатырях«Сказание о Кипрьском острове и о подножие креста Христова»Сказание о крестьянском сынеСказание о куре и лисице«Сказание о милости пресвятыя владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, како преславно избави обитель свою, иже на Тихфине, иде же снятый ея чюдотворный образ Одигитрие, от нашествия зловерных варяг, иже свияне наричются»Сказание о молодце и девицеСказание о нашествии ляхов на Каменскую пустынь«Сказание о Никоне, беседа старцев»«Сказание о Никоне патриархе»Сказание о осаде Тихвинского монастыря шведами в 1613 г.«Сказание о Петре, воеводе Волосском»Сказание о попе Савве«Сказание о посещении Господни в Нижнем Новеграде в Печерьском монастыре»Сказание о поставлении на патриаршество Филарета НикитичаСказание о приходе польско-литовских войск под Устюжну ЖелезопольскуюСказание о РасстригеСказание о роскошном житии и веселии«Сказание о седми свободных мудростех»Сказание о Словене и РусеСказание о Соловецком монастыреСказание о убиении Даниила Суздальского и о начале МосквыСказание о Унженском кресте «Сказание о Филиппове строении»Сказание о царстве царя Феодора ИоанновичаСказание о явлении и о чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских«Сказание о явлении святых мощей преподобных и богоносных отец наших Никиты, Кирила, Никифора, Климента и Исакия, новгородских чюдотворцов, нарицаемых Алфановых, единородных братии по плоти»Сказания и повести о патриархе НиконеСказания о даре шаха АббасаСказка о некоем молодце, коне и саблеСкоморошина о чернецеСлово и сказание о некоем купцеСлово о благочестивом царе Михаиле«Слово о купцы, и сыне его, и жене сыновне»Слово о мужах ревнивых«Слово о некоем мужи именем Тимофей»«Слово о некоем старце»«Слово о рассечении человеческого естества, како сечет в различныя вещи»Служба кабакуСобакины Василий Никифорович (ум. 29.IV.1677) и Михаил Васильевич (ум. после 1713) — отец и сын, окольничие, книголюбы, составители рукописных книг и сборниковСоборник«Солнце пресветлое» Сон БогородицыСофия Алексеевна (17.IX.1657–4.VII.1704) — царевна, автор писем В.В. ГолицынуСофроний (в миру Стефан Батаврин) (1653–1693) — строитель, затем настоятель Софрониевой Молченской пустыни, автор писемСпарвенфельд Иоганн Габриэль (Sparwenfeld Johan Gabriel, Иоанн Гавриил Иванович Спарвенфельд) (17.VII. 1655–02.VI. 1727) — шведский ученый, лингвист, путешественник, автор стихов и славяно-латинского словаряСпиридон (в миру Симеон Потёмкин) (ум. XI.1664) — архимандрит Покровского монастыря в Москве, старообрядческий писательСпиридон Иванов (1-я четв. XVIII в.) — старообрядец поморского согласия, автор посланий«Список судного дела, как тягался волк с лисицею»Станкевич (XVII в.) — ротмистр, автор не дошедшей до нас «Истории Сибири»Станкевич Аркадий (1-я пол. XVII в.) — смоленский шляхтич«Статир»Степенная книга латухинскаяСтефан (2-я пол. XVII в.) — царский переводчикСтефан — игумен Богоявленского Юрьевецкого монастыряСтефан Вонифатьев (правильнее — Вонифантьев) (ум. 11.XI. 1656) — протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича, глава кружка «ревнителей благочестия», книжникСтих о жизни патриарших певчихСтих о злой траве шихеСтрасти Христовы«Страшное изображение втораго пришествия» — пьесаСуков Василий Нелюбов Семёнов (ок. 1540–1610) — дьяк

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников. Сайт Adverbum.org не содержит файлов книг, а предлагает ссылки на них. Ссылки на книги по истории предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Если ссылка не работает, пожалуйста, сообщите об этом в комментариях либо через форму связи.

adverbum.org

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI — первая половина XIV в.) | Adverbum.org

Словарь книжников и книжности Древней Руси вып. 1Книга: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI — первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. — Ленинград: Наука, 1987. — 493 с.

Характеристика: В первый выпуск «Словаря книжников и книжности Древней Руси» входят материалы о древнерусских писателях и книжниках XI — первой половины XIV в., а также об анонимных памятниках, созданных в этот период. Словарь также содержит сведения о переводных произведениях, авторских и анонимных, получивших распространение в письменности того времени. Каждая статья состоит из кратких сведений об авторе или памятнике и библиографии его изданий и исследований. Вплоть до XVII в. Русь не знала беллетристики в современном смысле этого слова — словесность наряду с эстетической несла и деловую нагрузку. Литературный труд в средние века был особой формой молитвы, которая не могла быть прерогативой писателей. Писателей-профессионалов в Древней Руси не существовало. Они появились лишь в переходную эпоху — в XVII в. Главной фигурой в литературном процессе был не писатель, а «книжник». Этим словом обозначается и автор, и редактор, и переписчик. Грани между ними для средних веков не могут быть жёстко проведены.

Формат: Pdf.

Размер: 30,5 MB.

Скачать книгу/Спампаваць кнігу.

Указатель имён, упоминаемых в названии произведенийАвраам, библ.Авраамий Смоленский, св.Агапий, лит. персонажАкир, лит. персонажАдариан,. лит. персонажАлександр, апостолАлександр Ярославич, св., князьАлексей, св.Андрей, апостолАндрей Юрьевич (Андрей Боголюбский), князьАндрей Юродивый, св.Антиох, писательАнтоний Великий, св.Антоний Печерский, св.Арефа, св.Афродитиан, лит.Батый, ханБогородица, библБорис Владимирович, князьВарвара, св.Варлаам, св.Варлаамий Хутынский, св.Варух, библ.Варфоломей, апостолВасилий Новый, св.Василько Теребовльский, князьВладимир Святославич, князьВячеслав Чешский, князьГалактион, св.Геннадии, писательГеоргий Амартол, хронистГеоргий Синкелл, хронистГеоргий Победоносец, св.Глеб Владимирович, князьГригорий, св.Дамиан, св.Даниил,Девгений, лит. персонажДмитрий, князьДмитрий Солунский, св.Евстафий Плакида, св.Бнох, библ.Епистимия, св.Епифаний Кипрский, писательЕфрем Новоторжский, св.Ефрем Сирин, писательИаков, апостолИаков, библ.Игнатий Ростовский, св.Игорь, князьИеремия, лит. персонажИисус Христос, библ.Илья, библ.Иоанн Богослов, библ.Иоанн Златоуст, писательИоанн Малала, хронистИоанн Милостивый, св.Иоанн Предтеча, библ.Иоасаф, св.Иосиф Флавий, писательИрина, св.Ипполит, писательИсайя, библ.Кирилл, св.Козьма, св.Константин, св.Лазарь, библ.Леонтий Ростовский, св.Людмила Чешская, св.Макарий Римский, лит. персонажМария Египетская, св.Матфей, апостолМелхиседек, библ.Менандр, писательМудрость МенандраМефодий, св.Мефодий Патарский, писательМоисей, библ.Михаил Черниговский, князьНикита, св.Никифор, патриархНикодим, лит. персонажНикола Зарайский, св.Николай Мирликийский, св.Никон Черногорец, писательНифонт Констанцкий, св.Павел, апостолПетр, апостолПетр, митрополитПилат, прокуратор ИудеиРостислав Мстиславич, князьРуф, апостолСавва Освященный, св.Симеон Логофет, хронистТиверий, римский императорФедор, лит. персонажФеодор, бояринФеодор Едесский, св.Феодор Студит, св.Феодор Стратилат, св.Феодор Ярославский, св.Феодор Тирон, св.Филипп, апостолФома, апостолШахаиши, лит. персонаж

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников. Сайт Adverbum.org не содержит файлов книг, а предлагает ссылки на них. Ссылки на книги по истории предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Если ссылка не работает, пожалуйста, сообщите об этом в комментариях либо через форму связи.

adverbum.org

Книга: Словарь книжников и книжности Древней Руси XI

Словарь книжников и книжности Древней Руси XI - первая половина XIV в.

Серия: "Словарь книжников и книжности Древней Руси"

В первый выпуск "Словаря книжников и книжности Древней Руси" входят материалы о древнерусских писателях и книжниках XI - 1-й пол. XIV в., а также об анонимных памятниках, созданных в этот период; "Словарь" также содержит сведения о переводных произведениях, авторских и анонимных, получивших распространение в письменности того времени. Каждая статья состоит из кратких сведений об авторе или памятнике и библиографии его изданий и исследований. "Словарь" рассчитан на широкий круг специалистов поистории литературы и культуры Древней Руси, на преподавателей и студентов.

Издательство: "Наука. Ленинградское отделение" (1987)

Формат: 60x90/16, 496 стр.

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

  • Феогност, митрополит киевский и всея Руси — митрополит киевский и всея Руси, по происхождению константинопольский грек, поставлен в русские митрополиты в Константинополе в конце 1327 или начале 1328 г., ум. 11 марта 1353 г. Прибыл на Русь, вероятно, в 1328 г., сначала в Волынскую землю,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Петр, митрополит Киевский и всея Руси — святитель, митрополит Киевский и всея Руси. † 1326; память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября и 21 декабря/3 января. Родился на Волыни от благочестивых родителей. Семи лет отрок Петр был отдан учиться грамоте. В 12 лет постригся в монахи, служил …   Большая биографическая энциклопедия

  • Дмитрий Михайлович Боброк Волынский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Дмитрий Михайлович. Дмитрий Михайлович Боброк Волынский …   Википедия

  • Нил Сорский — икона, 1908 год (написана к 400 летию со дня кончины преподобного) Рождение …   Википедия

  • Поучение (Агапит) — «Поучение» («Эктезис») Агапита (др. греч. Έκθεσις κεφαλαίων παραινετικῶν)  одно из византийских «Зерцал» (англ.)русск. (наставлений правителю), переводы которого получили широкое распространение в Западной Европе, Древней Руси и у …   Википедия

  • Филарет Романов-Юрьев — (в миру боярин Федор Никитич) патриарх московский и всея Руси, род. около 1553 г., умер 1 окт. 1633 г. Он принадлежал к одному из видных боярских родов в Москве. Служа московским государям с XIV века, Юрьевы (они же Захарьины, Кошкины) получили в …   Большая биографическая энциклопедия

  • Георгий (митрополит Киевский) — Митрополит Георгий 8 й Митрополит Киевский и всея Руси 1060 е   1070 е Церковь: К …   Википедия

  • Мартиниан Белозерский — Мартиниан Белозерский …   Википедия

  • Мокшане — У этого термина существуют и другие значения, см. Мокша. Мокшане …   Википедия

  • Mokshas — Moksha Alternative name: Mordvin Moksha Zubu Moksha women. Ivan Dubasov’s photo. Total population 296, 900[1] …   Wikipedia

  • Мокша (народ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мокша. Мокшане Мокшанки в национальн …   Википедия

dic.academic.ru