Рудознатцы и горный промысел. Руда часть организма в древней руси


Особенности медицины в Древней Руси X-XIII вв — реферат

     ГОУ ВПО 1-ый МГМУ им. И.М.Сеченова

     Кафедра истории медицины, истории Отечества  и культурологии     

     Реферат  

     Особенности медицины в 

     Древней Руси X-XIII вв.              

     Выполнила: Смирнова Екатерина,

     1 курс, стомат. факультет, 2 группа

     Преподаватель: П.М.Богопольский        

     Москва 2011 

     Содержание: 

  1. Цель работы    
  2. Медицина в Древней Руси. Введение
  1. Медицинские представления
  1. Народная медицина и мифология
  2. Монастырская медицина
  3. Хирургия
  4. Эпидемии
  5. Вывод
  1. Список использованной литературы
 

     Цель  моей работы – изучить медицинские  представления Древней Руси периода  X – XIII вв., определить зарождение медицины как первой научной дисциплины, а также проследить историко-культурные связи с другими государствами древнего мира.   

 

 

     

 

     Истоки  врачевания и медицины Древней Руси уходят своими корнями в глубь тысячелетий – к далеким векам формирования славянской культуры.

     Мощный  союз восточных славянских племен объединился  вокруг Киева и образовал одно из крупнейших государств европейского Средневековья – древнерусское  (Киевскую Русь).

            К первой половине IX в. на  Руси сформировались раннефеодальные отношения. Ремесло отделилось от земледелия,  что способствовало росту и процветанию славянских городов. Крупнейшие центры древнерусской культуры Киев, Ладога, Новгород, Вышгород, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков и другие становились крупными центрами ремесла и торговли. Важнейшей торговой артерией Древней Руси был «Великий путь из Варяг в Греки».

            Формирование единой народности после объединения земель требовало принятия единой государственной религии (т.е. замены языческого многобожия монотеизмом). Такой религией стало христианство в восточном (византийском) варианте, позднее получившем название – православие, посредством которого к концу Х в. Киевская Русь стала взаимодействовать с византийской христианской культурой.

             Одним из выдающихся достижений  славянской культуры того времени  явилось создание славянской  азбуки – кириллицы, положившей начало славянской письменности. 

             Таким образом, Древняя Русь, раскинувшаяся от Балтийского до Черного моря, быстро стала могучей державой, обладавшей, в частности, довольно высокой культурой, и в том числе медициной.

     Медицинские представления

 

     Первые  письменные упоминания о медицине в Древней Руси восходят к X веку. О лечцах, так летописях называли врачей, упоминает «Краткая Русская Правда» — древнейший из дошедших до нас свод русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром в первой четверти X в. Лечцы хранили свои секреты врачевания, и передавали их по наследству, от отца к сыну.

     Уже в 1073 и 1076 г. были записаны «Изборники», в которых наряду с переводами фрагментов библейских книг и сочинений  византийских писателей были перечислены  некоторые болезни и приведены  сведения об их лечении, рекомендации о содержании тела в чистоте, советы относительно питания в разные времена года. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы-знахари, которые лечат травами и мазями, а также лечцы - хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани». 

     Также впервые были описаны методы профилактики болезней и лечебные процедуры. Так, в летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской паровой бане, целебная сила которой была известна на Руси с самых древних времен. Издавна в ней здесь лечили простуду, болезни суставов и кожные заболевания, вправляли вывихи, делали кровопускания и «накладывали горшки» — прообразы современных лечебных банок. В качестве моющего средства здесь упомянут квас, который применяли при вымачивании кож. В одном из «Изборников» XIII в. говорится о растительном моющем средстве — «мыльной траве».  

     Вскоре  потребность оказания врачебной  помощи при травмах и ранениях повлекла за собой рождение новой  науки – анатомии.

     Сведения  по анатомии содержатся в знаменитом «Шестодневе» Иоанна Болгарского (X в.), который переписывался на Руси до XVIII в. Наиболее ранний  из русских списков этого произведения, рассказывающего о шести днях творения, относят к 1414 г. Особенно много внимания уделено в «Шестодневе» сердцу и мозгу. Сердце названо «князем и владыкой» человеческого тела. Интересное объяснение находит и его «преклонение на левую сторону» тела: поскольку она является более «ветреной», «воздушной» по сравнению с правой, то нуждается в утяжелении за счет сердца. Равновесие достигается тем, что правая часть тела «нехудую помощь приемлет» от печени, которая по форме так же «круговата», как и сердце.

     Позже представление о жизненном цикле  человека связывалось в первую очередь  с формированием сердца в его  теле. Помимо сочинения Иоанна Болгарского, в древней Руси были известны и  другие варианты Шестоднева. Большое внимание в них уделено учению о предназначении человека: «Божья рука» ведет каждое творение к цели для осуществления заранее намеченного («обреченного») Богом развития. Отмечается особая роль сердца среди других органов: сердце «огнеобразно», хотя «внутри себя не имеет ни единой искры».

     Эти и другие подобные сочинения пришли на Древнюю Русь вместе с христианством, которое принесло на Русь славянскую письменность, ввело ее в семью  христианских славянских государств, в систему христианских стран  Европы с их культурными достижениями.

     «Принятое из Византии христианство сделалось  основой для исключительно интенсивного потока текстов, хлынувшего в буквальном смысле на Русь, – считал Ю.М. Лотман. – Правда, картина здесь несколько усложнялась тем, что загоревшиеся от византийского факела южнославянские культуры уже вступили в стадию активного создания собственных текстов. Так что Русь получала как бы двойной их поток».

     Важно, что христианство принесло с собой  многие достижения византийской, а  через нее и античной культуры, в том числе и медицины. Неудивительно, что во всех этих сочинениях сказывалось  влияние трудов Гиппократа, Аристотеля, Галена, Парацельса и других классиков.

     Например, в «Слове о правой вере» Иоанн Дамаскин (VII–VIII вв. н. э.) уделял внимание устройству человеческого тела, пересказывая, в сущности, то, что писал Гиппократ о четырех стихиях – он называл их четыре «изливе, рекше хуми», т.е. жидкости: земле отвечала в организме «черная кручина» (черная желчь), воде – «глен» (флегма), воздуху – кровь, огню – «желтая кручина» (желтая желчь). Что касается характеристики органов и деятельности «чувства», то здесь Дамаскин повторял в упрощенном виде то, что писал Аристотель. 

     Народная  медицина и мифология

 

     Народная  медицина на Руси с глубокой древности  была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным  прогнать болезнь. Во врачебной практике использовались растения (полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок ), продукты животного происхождения (мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы. Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами. Они считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы.

     Народные  предания сохранили поэтические  рассказы о происхождении лекарственных  растений. Вот что рассказывает легенда  о вахте трехлистной. Одна из русалок, несмотря на запрет водяной царицы Волховы, вышла вечером из подводного царства погулять среди людей. Узнав об этом, царица запретила ей возвращаться под воду и оставила на берегу «нести вахту»: предупреждать путников о топких болотистых местах. Горько плакала от тоски русалка и превратилась в красивое растение. Оно исцеляет от многих болезней. О Волхове напоминает и другое русское предание. Она любила молодого купца Садко, но ему больше нравилась простая деревенская девушка. Много горьких слез пролила царица. Когда они падали на землю, то превращались в ароматные серебристые цветы — ландыши.

     Олицетворением  болезней и невзгод в славянской мифологии были демонические существа — Горе и Лихо. Наслать на людей  и домашний скот болезни могла  и Кикимора — злой дух дома. Представление  об удивительных лекарствах, спасающих  от болезней и старости, дошло до нашего времени в сказках о живой воде, о молодильных яблоках, о кипящих котлах, искупавшись в которых, старик становился юношей.

     Правда, в народной медицине было немало иррационального, а порой и просто вздорного, вредного для организма. Связано это было со знахарством, широко распространенным в нашей стране (как, впрочем, и в других странах) в течение многих и многих столетий. Поэтому обладавшую вековым опытом народную медицину, важную и нужную саму по себе, выработавшую традиционные и во многом рациональные методы, следует отличать от знахарства.

     Знахарство  – и тогда, и в последующем, вплоть до нашего времени, – включало как непременный атрибут различные  заговоры, мало изменявшиеся по сути своей  в течение столетий, но всегда исключавшие  применение каких-либо материальных средств.

     Заговоры  эти представляли собой пожелания, которые должны исполниться с  чьей-либо помощью – либо самого знахаря, либо языческих божеств, либо (в христианские времена) с помощью  святых или даже самого Бога. Вот, например, каков был содержавшийся в  рукописном сборнике «Заговор от течения  крови, троекратный»: «Должно смотреть на рану и прочитать над нею  сию молитву три раза. Молитва: «Кровь булат, мать руда, тело древо, во веки веков. Аминь».

     Или «Записка от холеры»: «Напиши несколько  записок нижеследующего содержания, и прилепи их в доме, по одной  над каждой дверью и окном. Тот  дом бывает охраняем Богом от болезни  холеры. Молитва: «Иисус Христос с  нами уставися, вчера и ныне и днесь, той же и во веки веков. Христос ненависти прогоняет, Христос в сем доме вездесущий у твоих раб, всегда и ныне и присно. Аминь».

       «С принятием Русью христианства языческое врачевание, если и подвергалось каким-либо влияниям, – считал историк медицины А. П.Левицкий, – то... исключительно со стороны христианского мировоззрения, которое вошло в соприкосновение с языческим». Этим, вероятно, и можно объяснить содержание заговоров, не противоречивших, на первый взгляд, христианским догматам.

     Разумеется, медицина Древнерусского государства  вовсе не ограничивалась знахарством  или применением народных средств  врачевания. Являясь составной частью культуры, питаясь ее достижениями, медицина соответствовала ее общему уровню. «Греческое христианство, –  утверждает Б.А.Рыбаков, – застало  в 980-е гг. на Руси не простое деревенское  знахарство, а значительно развитую языческую культуру... Язычество  древней Руси IX–ХIII вв. – важный раздел русской средневековой культуры».

     Монастырская  медицина
 

     В XI в. впервые  появились монастырские больницы. В Никоновской летописи записано, что в 1091 г. митрополит Ефрем поставил больницы в Переяславе. Позднее они появились в Новгороде, Смоленске и других городах. Сведения о монастырской больнице содержатся в монастырских хрониках — «Киево-Печерском патерике» (XII в.). Он содержит упоминания о монахах, известных своим врачебным искусством. Это «пречудный лечец» Антоний и его ученик «преподобный Агапит», исцеливший внука Ярослава Мудрого, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Сохранилось предание о том, что князь Владимир вызвал к себе Агапита, потеряв надежду на исцеление от тяжелой болезни. Однако Агапит не выходил за пределы монастыря. Он отказался посетить князя и прислал ему свое «зелье», от которого Владимир быстро поправился. После выздоровления князь пожелал щедро наградить искусного врача и передал ему богатые дары. Агапит раздал княжеские подарки неимущим людям.

turboreferat.ru

Руда - Руда

Руд/а, -ы с. ж. От корня *roudh-. СО — суффиксальный, суфф. древней именной основы *ā.

«Руда, ж. 1. Земляная, песчаная или каменная порода, из которой добываются металлы и некоторые другие вещества, необходимые для человеческой деятельности; руда. Яже съ златъмь и съ сребръмь съмѣшеныя руды рассудить жегы огнь» [1073 г.]; «7. Кровь» (СлРЯ XI-XVII вв. 22, 233-234).

«Еще в молодости, при чтении книги Б.А. Рыбакова "Ремесло Древней Руси", мне запомнилось указание, что славяне, Древняя Русь, не зная еще открытых позднее горнорудных месторождений и не завися даже от привозных источников сырья, начиная со скифской эпохи добывали железо в том виде, в котором оно встречалось буквально под ногами в лесной, лесостепной, болотной местности — в виде болотного железняка. <…> Этот источник добычи сохранял промышленное значение до XVIII в., но потом забылся, уступив место разработке горнорудных месторождений. Однако следует помнить, что наша древнейшая терминология железа, включая название самого металла, порождена эпохой болотного железняка, потому что, забыв об этом, мы повторим ошибку историков, которые настаивают на привозных источниках сырья ввиду удаленности месторождений ископаемых железных руд (впрочем, как удостоверяют археологи, криворожские железорудные залежи разрабатывались уже в скифское время). Но, как верно сказал Б.А. Рыбаков по этому поводу, "подход к древнему производству с мерками современной нам крупной промышленности не может дать точных результатов".

Дальше требуется этимологический комментарий. Наше слово руда, слав. *ruda формально и семантически было первоначально прилагательным женского рода со значением ‘красная, бурая, рыжая’; принадлежность к женскому роду была обусловлена употреблением в составе устойчивого словосочетания — праслав. *ruda zemja ‘красная, бурая земля’ — о буром железняке. Эта исходная адъективность формы и функции *ruda поддается проверке на примере близкого, но самостоятельного субстантивированного употребления русск. диалектн. руда ‘кровь’, на табуистический характер которого обратил внимание Фасмер. Последнее (название крови) тоже, видимо, восходит к особому двучлену *ruda voda ‘красная вода’ (иносказательно о крови). Таким образом, применительно к древней металлургии наших предков праслав. *ruda обозначало бурую земляную породу, иначе — болотный железняк, из которого добывалось железо. До сих пор, например, в.-луж. ruda значит не только ‘руда’, но и ‘железняк, бурая земля’, н.-луж. ruda — ‘болотный (или луговой) железняк; руда из болотного железняка; сырая, бурая железистая земля’, a Ruda в качестве местного названия обозначает луг с болотным железняком. Вообще у славян, в частности, восточных славян, немало местных и водных названий Ruda, Руда того же происхождения. Ясно, что слово *ruda, руда изначально относилось только к железистой, железоносной земле и к другим металлам, особенно к меди, не имело первоначально никакого отношения» (Трубачев 2003, 118-119).

Поскольку сочетания *ruda zemja¸ *ruda voda нигде исторически не засвидетельствованы, то их реальное употребление позволительно поставить под сомнение, а модель с суфф. *а̄ сама по себе вполне удовлетворительно объясняет происхождение названий веществ вроде вода, земля, глина, зола, смола и проч., которые в древности были нерасчлененными именами.

Ср. значение малорус. рудый ‘красный, кровяной, рыжий’; см., например, у Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», рассказанные Панько Рудым, то есть Рыжим; рыжие волосы — признак шута, клоуна.

www.drevoslov.ru

Рудознатцы и горный промысел » Детская энциклопедия (первое издание)

Человек научился пользоваться различными полезными ископаемыми очень давно. Потребность в камне, различных рудах, глинах, соли и прочих минералах заставляла людей настойчиво искать полезные ископаемые, подмечать, как и где они залегают в слоях земной коры, придумывать и совершенствовать способы их добычи и обработки.

Наши предки славяне с древнейших времен пользовались железными орудиями. Много этих орудий и оружия нашли ученые, раскапывая остатки древних славянских селений — «городищ». Сохранились даже печи, в которых славяне «варили» железо. Добыча железных руд и «варка» железа производились еще в первые века н. э. В средние века на Руси выделились уже особые железоделательные районы, например Устюжна Железнопольская. Русские кузнецы — они же и плавильщики железной руды — получили тогда широкую известность.

Не только железо добывали в нашей стране. Для пищи и заготовки впрок рыбы нужна была соль. Ее выпаривали из природных рассолов, черпая рассолы из соляных колодцев.

Железные изделия, найденные в «городищах» (X—XI вв.). Разнообразные формы изделий свидетельствуют о высоком мастерстве древних славянских мастеров

Железные изделия, найденные в «городищах» (X—XI вв.). Разнообразные формы изделий свидетельствуют о высоком мастерстве древних славянских мастеров

В Олонецком крае (область к северу от Ладожского и Онежского озер) и в Сибири добывали светлую слюду, которая заменяла в окнах стекла. Эту слюду в большом количестве вывозили из России в Западную Европу, где продавали под названием «московит» или «московское стекло» (отсюда произошло и название белой слюды — «мусковит»).

Горный промысел древних славян еще быстрее стал развиваться после образования в IX в. Киевского государства.

Феодальное натуральное хозяйство, основанное на потреблении продуктов собственного производства, имело и собственные горные промыслы.

В развивавшихся городах ремесленникам нужны были руды различных металлов (железа, меди, золота, серебра) для изготовления оружия, посуды, разнообразных предметов обихода и украшений. Русские «кузнецы золота» (ювелиры) были известны своим мастерством. Украшали тогда красивыми камнями не только иконы и одежду бояр, но даже конскую сбрую, мебель и стены в храмах и дворцах.

Посуду русские мастера раскрашивали желтой охрой, зеленым порошком минерала глауконита, красной киноварью, медной синью и другими цветными минералами. Минеральными красками, которые добывались на Руси, написаны многие старинные иконы и древние фрески (роспись потолков и стен). Недавно археологи при раскопках в Новгороде нашли горшочки с красками, которыми написаны эти фрески.

РУДОЗНАТЦЫ

Занимаясь рыбной ловлей, охотой и другими промыслами, крестьяне хорошо знали, какие пласты земли обнажаются в крутых берегах рек, какие камни встречаются по берегам и в руслах ручьев.

В таких печах-домницах древние славяне «варили» железо. Воздух в печь кузнецы вдували мехами.

В таких печах-домницах древние славяне «варили» железо. Воздух в печь кузнецы вдували мехами.

В лаптях и плохой одежонке они исхаживали горы и долы в поисках руд, цветных камней, красящих земель, соли, слюды и других полезных ископаемых.

Летописи сохранили имена многих рудознатцев, прославившихся своими знаниями и искусством.

Среди них встречаются имена не только простых людей, но и «гостей» (богатых купцов) и «боярских детей» (младших бояр).

Русские рудознатцы искали полезные ископаемые, пользуясь приобретенными на опыте различными приметами. Руды металлов они отыскивали по окраске горных пород в красноватый, желтый и другие цвета, по синим и зеленым следам — примазкам на камнях. Эти знания передавались от отца к сыну, и в Древней Руси уже появились профессионалы-рудознатцы.

Они успешно отыскивали руды металлов, слюду, цветные камни и другие полезные ископаемые.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поиски руд в Московском государстве

.

de-ussr.ru