Эталоны женской красоты: Древняя Русь. Косметика в древней руси


Косметика в Древней Руси — Славянская культура

Косметика в Древней Руси

На Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук, делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны 

Свойства растительных средств язычники знали в совершенстве, поэтому в косметических целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.

Например, для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука, листьев крапивы, желтую -из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д. Язычницы знали «характер» каждого цвета и его влияние на человека, с помощью которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр.

В Древней Руси каждому цвету, при нанесении макияжа, придавалось свое, магическое значение — люди верили, что с помощью одного цвета можно приворожить, с помощью другого, наоборот, отвадить.

Особенно тщательно русские женщины заботились о том, как выглядит лицо. Для придания коже лица здорового, привлекательного вида, а также для разглаживания морщин, не жалели ни молока, ни сметаны, ни яичных желтков. Матери делились со своими дочерями секретами красоты, например о том, что отвар петрушки и огуречный сок отбеливают кожу, а настой василька хорош при жирной, пористой коже. Крапива и корни лопуха служили лечебным средством для борьбы с перхотью и выпадением волос.

Для освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли так называемый «холодец» - настой из мяты.

Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для ухода за волосами использовалось репейное масло.

В Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав или пиво, придающее запах свежеиспеченного ржаного хлеба. Для смягчения и питания кожи хорошо наносить на нее мед.

В банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем проделывали эту процедуру без боли.В России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было, мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте. 

Похожие статьи:

Биографии → Лилия Дёмина: «Фольклор — это когда душа поёт!»

Традиции → Женщина в Родноверии

Философия → Волхвы

Культура → Под Тулой пройдет фестиваль народных традиций

Традиции → Родные, древние Славянские имена

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Косметика Древней Руси

косметика Древней Руси

В Древней Руси народная косметика развивалась в основном в гигиеническом направлении. Даже в те далёкие времена, когда ещё не было представления о парфюмерной промышленности, у жителей Руси уже существовала гигиеническая культура. Народная наблюдательность, богатый опыт в области сохранения здоровья и предупреждения заболеваний не оставили в стороне и косметику, истоки которой в России идут от народной гигиены, возникшей ещё раньше чем народная медицина.

Некоторые народные гигиенические правила (например, умеренность в питании, омовения в водоисточниках, в том числе и целительных, применение водяных, паровых, суховоздушных бань) были направлены не только на сохранение здоровья, но и на поддержание молодости и красоты. В отношении новорожденного ребёнка также применялись народные гигиенические и косметические средства. Его купали в тёплой воде с небольшим количеством щёлока на соломенной золе (более нежной, чем древесная зола), рано начинали припаривать в бане берёзовым веничком, предварительно смазав кожу густым слоем дрожжей и завернув малыша в пелёнку (отсюда начала свой путь широко распространённая ныне в косметике дрожжевая маска.) При опрелостях и сыпях использовали присыпку из растолчённого мела или растёртого в порошок каменного кирпича.

Памятники народной культуры сообщают, что женщины Древней Руси не только умели создать уют и чистоту в доме, но всегда красиво одевались и причёсывались.

Заботясь о красоте кожи лица и тела, с успехом использовали для этой цели природные факторы (солнце, воду, тепло и холод), пищевые продукты (молоко, простоквашу, ржаной хлеб, сметану, хлебный квас, мёд, толокно, растительное и сливочное масло, огурцы, яйца), целебные свойства многих растений. Наибольшее распространение в народной косметике имели листья ромашки, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята. Рекомендации об их применении до сих пор сохранились в отдельных травниках и лечебниках.

Соком лука и чеснока лечили бородавки, царапины, потёртости, болезни слизистой рта. Тёртый картофель использовали при ожогах, листья капусты, свеклы - при гнойничковых процессах на коже.

Настои растений применяли в виде умываний и протираний, ванн, примочек. В России издревле существовал обычай еженедельного купания в бане, а некоторые парились и в русских печах. Великолепными естественными массажёрами служили берёзовые и дубовые веники, которыми нещадно хлестали себя в парилке.

В традициях народной гигиены и косметики было умывание после сна холодной водой, частое мытье в реке, в бане, после бани - применение холодной воды или натирание лица и тела снегом.

В качестве румян использовали свеклу, свеклу с морковью или бодягу (речная губка), для отбеливания и смягчения кожи лица - рассол капусты, простоквашу, кислое молоко, сметану. В этих же целях умывались молоком, отваром травы череды, размешанными в воде пшеничными отрубями, соком свежих огурцов, бузины.

В кожу и волосы втирали деревянное и репейное масло, делали массаж тела с мазями, в которые входили раздражающие вещества из трав, сваренных на коровьем масле или на животном жире. Для лица и тела.

sevia.ru

Косметика в Древней Руси – Ярмарка Мастеров

На Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук, делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны

Свойства растительных средств язычники знали в совершенстве, поэтому в косметических целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.

Например, для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука, листьев крапивы, желтую -из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д. Язычницы знали «характер» каждого цвета и его влияние на человека, с помощью которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр.

косметика, русская баня, мыло, косметика ручной работы, язычники

В Древней Руси каждому цвету, при нанесении макияжа, придавалось свое, магическое значение — люди верили, что с помощью одного цвета можно приворожить, с помощью другого, наоборот, отвадить.

Особенно тщательно русские женщины заботились о том, как выглядит лицо. Для придания коже лица здорового, привлекательного вида, а также для разглаживания морщин, не жалели ни молока, ни сметаны, ни яичных желтков. Матери делились со своими дочерями секретами красоты, например о том, что отвар петрушки и огуречный сок отбеливают кожу, а настой василька хорош при жирной, пористой коже. Крапива и корни лопуха служили лечебным средством для борьбы с перхотью и выпадением волос.

Для освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли так называемый «холодец» - настой из мяты. Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для ухода за волосами использовалось репейное масло.

В Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав или пиво, придающее запах свежеиспеченного ржаного хлеба. Для смягчения и питания кожи хорошо наносить на нее мед.

уход за лицом, маски для лица, мыло ручной работы, дикорастущие травы, румяна

В банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем проделывали эту процедуру без боли.В России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было, мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.

По материалам интернет-сайтов.

www.livemaster.ru

Писаная краса. Идеальный макияж на Руси – чем больше, тем лучше | История | Общество

Лучшей рекламой сегодня является вскользь оброненное: «Такой косметикой пользовалась сама Нефертити». В принципе имя можно подставить любое — Клеопатра, Екатерина Великая, королева Марго, Мария Медичи. Но в наших широтах беспроигрышным вариантом будет упомянуть русских боярынь, поскольку они, как известно, «красою лепы, бровьми союзны».

«Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну» — такие гневные обличительные речи произносились в середине XVII столетия в «Кружке ревнителей древлего благочестия», идейным вдохновителем которого был небезызвестный протопоп Аввакум. Адресовались они, как легко можно понять, тем самым «боярыням», что, по мнению нынешних косметологов, пользовались только натуральными, природными средствами.

Фрагмент картины Константина Маковского «Портрет З. И. Юсуповой»

Мука для Марфушки

Превознося «старинные бабушкины рецепты», горе-специалисты часто идут на прямой подлог: «Для румян и помады русские красавицы использовали сок малины, вишни, натирали щёки свёклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел». Источник вдохновения этого опуса очевиден — киносказка Александра Роу «Морозко». Именно там Марфушеньку-душеньку пудрят мукой и румянят свёклой, доводя до вида классической матрёшки. Реальность же была куда более грубой, а главное, вредной.

Самое забавное, что все источники сходятся в одном: косметику боярыни любили слишком сильно. Как возмущался декоративной косметикой неистовый старообрядец протопоп Аввакум, уже ясно. Его идейный противник, митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III, в публицистике силён не был, однако в 1662 году изгнал из храма несколько чрезмерно накрашенных женщин. Иностранцы, вообще не имеющие к православной церкви ни малейшего отношения, парадоксальным образом были на стороне и Аввакума, и Макария: «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона, путешествовавшего по России в середине XVI века.

Кстати, иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. Вот немец Адам Олеарий: «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Вот барон Иоганн Корб: «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Велик соблазн предположить, что в качестве пудры и впрямь использовали пшеничную муку.

Понадобился пристальный взгляд специалиста, который к тому же был не чужд литературному труду. Им стал личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз: «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Так что никакими особенными рецептами старомосковские красавицы не обладали. Более того, если сравнить косметический ассортимент средней европейской модницы и русской красавицы тех времён, то получится, что они почти идентичны. Французские гонители «искусственной красоты» в 1642 году с негодованием писали о том, что дамские прихоти стали разорять мужчин: «Для туалета одной дамы теперь требуется целая лавка белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помёта, уксуса, духов, миндального масла...» Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не говяжий студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.

Фрагмент картины Константина Маковского «За чаем»

Реформы и зубы

Единственное, в чём наши косметические нравы резко отличались от европейских, так это прикладной стоматологией. Иностранцы в ужасе писали: «Русские женщины чернят свои зубы». В сочетании с белилами и румянами чёрная улыбка действительно выглядела устрашающе. Но тому было своё объяснение. Чаще всего кивают на то, что русские переняли этот обычай у татар, а те, в свою очередь, у китайцев и японцев. Действительно, в Азии было принято чернить зубы. Но татарское влияние здесь ни при чём.

«При чём» — некоторый прогресс в области химии, а также стремление русских женщин выглядеть сногсшибательно. Особенно это касалось высшей аристократии. Белизна улыбки почиталась как одна из основных добродетелей невесты. Разумеется, можно было чистить зубы толчёным мелом, но процесс этот был длительным и трудоёмким. А хотелось всего и сразу. И тогда русские аптекари предложили эффективный вариант. Меркуриальные примочки. То есть пасты на основе соединений ртути. Это был прорыв. Зубы становились белоснежными за два-три использования такой пасты. Правда, через полгода, много — год, вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения и чёрные пеньки.

А дальше срабатывал механизм женского попугайства. Если у боярыни зубы чёрные, значит, это модно. Значит, любая «жонка» с московского посада замешает нутряное свиное сало с сажей из печной трубы, сдобрит это дело рыбьим клеем и вымажет свои зубы, чтобы хоть таким образом сравняться с боярыней.

Среди реформ Петра I чаще всего вспоминают создание регулярной армии, а также повальное брадобритие у мужчин. Всё верно. Но царь-плотник не оставил своим вниманием и прекрасную половину человечества. Когда говорят, что он запретил чернить зубы, несколько грешат против истины. Он всего-навсего запретил их отбеливать ртутью, силой заставив отказаться от «бабушкиных рецептов». И привил на Руси обычное средство для гигиены рта — тряпочку и щётку с толчёным мелом.

www.aif.ru

История косметики Средневековья.

Автор: Дарья Арцимеева

Как сохранить свою красоту и молодость? Над разгадкой этого вопроса человечество билось едва ли не тысячелетия. На дворе XXI век – и перед нами открыты сотни возможностей для того, чтобы не потерять свою привлекательность – от омолаживающей косметики до суперсовременных методик пластической хирургии.

Но задумывались ли вы когда-нибудь, чем красились дамы Средних веков, как ухаживали за волосами императрицы и королевы? На развитие и использование косметики в период с конца V и до XVI века влияло несколько факторов. К ним относятся, во-первых, каноны красоты, которые диктовались религиозными верованиями и традиционным укладом общества каждой страны. Во-вторых, наличие доступных натуральных или химических веществ. В-третьих, историческое и экономическое развитие государств, становление международных связей и торговли, влияние культуры одних стран на другие.

Европейская косметика периода Средних веков

В отличие от Древнего Рима и Греции, где косметикой пользовались все без исключения, в Европе эта привилегия принадлежала только феодалам, другими словами, высшим классам. Для крестьян это была непозволительная роскошь. Уже в XII веке в странах Европы косметика стала использоваться повсеместно. В её состав входили натуральные ингредиенты, а производством практически всех препаратов занимались исключительно аптекари и врачи. Особо востребованы были средства по уходу за кожей. Связано это с эпидемией оспы, которая прокатилась по континенту. Недуг оставлял на коже жуткие оспины, сводившие на нет всю привлекательность человека.

В европейских странах средневековья сформировались конкретные каноны красоты. В частности, прекрасная дама должны была обладать высоким лбом, длинной шеей, бледным лицом и едва заметными бровями.

Средневековые идеалы женской красоты в Европе

Роскошные волосы и веснушки – греховные знаки истинной красоты

Во все времена и по сей день волосы считаются признаком сексуальности, поэтому неудивительно, что церковь выступала против демонстрации этой «греховной» части тела. Шляпы, вуали, капюшоны и прочие женские ухищрения не обеспечивали должного эффекта, поэтому средневековым красавицам приходилось прибегать к более серьёзным методам, некоторые из них были сродни пытками инквизиции.

К примеру, чтобы добиться высокого лба, следовало избавиться от линии роста волос. Действуя по принципу, чем выше, тем лучше, женщины применяли большие дозы уксуса или негашёной извести. Нередко после подобных процедур исчезали не только волосы, но даже кожа.

Средневековые красавицы с высокой линией роста волос

Запретный плод всегда сладок, поэтому женские волосы в Средние века являлись едва ли не главным признаком красоты, особенной популярностью пользовались светловолосые дамы. Как известно, красок для волос тогда не было, поэтому женщины ухитрялись для осветления употреблять шафран, луковую шелуху, несвежую овечью мочу или же проводили на солнце столько времени, что волосы попросту выгорали.

Веснушки, родинки и другие пятна на коже воспринимались, как метки дьявола и подлежали полному удалению. Для этого существовало несколько приёмов: • избавиться от пятен на кожных покровах позволял аметист, камень нужно было послюнявить и потереть им проблемные участки; • от веснушек помогала смесь прокипячённых вместе овсянки и уксуса, в некоторых случаях допускалась замена каши на кровь быка или зайца; • покраснение хорошо снимали сок огурца или клубники; • солнечный ожоги лечили с помощью выжатого сока водяной лилии. Чтобы усилить действие таких мазей в Средние века использовался своеобразный пластырь, который получали из овечьей кожи.

Принцип средневекового макияжа – понравиться своему мужу и не соблазнить чужого

Ещё известный средневековый философ и теолог Фома Аквинский подчёркивал важность макияжа. Прежде всего, женщина должна краситься, чтобы нравиться своему мужу, что убережёт его от греха прелюбодеяния. Но при этом она не должна переступить грань дозволенного и не соблазнить чужого мужчину, искушая его своей красотой.

Как говорилось выше, в средневековье приветствовался бледный цвет лица. Объясняется это тем, что дамы из высокого сословия никогда не работали на открытом воздухе, поэтому смуглая кожа считалась признаком крестьян, простого народа. Чтобы достичь аристократической бледности требовалась специальная основа. Нередко её готовили на основе свинцовых белил или муки. В некоторых случаях в состав такого средства попадал мышьяк, что приводило к неоднократным смертям как самих прекрасных дам, так и их кавалеров.

Существовало множество рецептов, позволяющих осветлить кожу лица. Вот один из них, датируемый XIII веком: «Очищенные зёрна пшеницы замочите на 15 дней. Затем измельчите и смешайте с водой, процедите через ткань. Дайте полученной массе высохнуть и кристаллизоваться. После этого вы получите порошок белый как снег. Перед нанесением смешайте его с розовой водой и нанесите на лицо, предварительно умывшись тёплой водой, и хорошо вытретесь».

Косметика для век практически не использовалась. Женские глаза и брови должны были оставаться бледными и невыразительными. Однако средневековые дамы использовали смертельно опасную настойку паслёна, чтобы расширять зрачки, визуально увеличивая этим глаза. Возможно, этой традиции и обязано своим названием ядовитое растение белладонна, которое в переводе с итальянского «красивая женщина».

Благодаря балладам средневекового трубадура монаха Монтаудонского, известно, что в XII веке женщины пользовались румянами. При этом так активно, что их не хватало для украшения церковных статуй. Получали эти красящие вещества из растений – дудника или сафлора (дикого шафрана). Вместе с тем врачи XIII отмечали и эффективность опилок древесины цезальпинии, замоченных в розовой воде.

Одна из статуй,

cosmetology-info.ru

как все начиналось — Славянская культура

Макияж: как все начиналось

Вряд ли современная женщина представляет свою жизнь без косметики. С детства запомнился аромат маминой помады и духов, и тот — не побоюсь этого слова — ритуал, которым был для нее процесс накладывания макияжа. Пудра, тени, тушь и помада — все чем она пользовалась. Подчеркнуть там, замаскировать здесь — казалось бы, макияж всегда для того и был предназначен.

 

Косметика в стране Клеопатры

Однако историки склоняются к другому мнению. Краска на тело наносилась и с другой целью, например, для создания росписи на теле перед боем. Считалось, что боевая раскраска оберегала воина во время схватки от ранений, и к тому же была своеобразным оберегом. Более того, узоры имели строгое значение: некоторые выражали почтение к богам, другие обозначали, что этот боец отлично ведет себя в рукопашной, а третьи служили чем-то вроде паспорта, позволяя персонифицировать своего носителя. Имел значение не только узор, но и цвет, и место его расположения.

Декоративная косметика берет истоки в Древнем Египте. Именно там около 4000 лет назад появились первые благовония, мази, и масла. Уточнить дату позволили археологические находки в гробницах. Сохранились и более поздние письменные документы, содержащие рецепты создания косметических средств.

В Древнем Египте и женщины, и мужчины старались подводить глаза. Как мне казалось — для красоты и пущей выразительности, ан нет. Никакого отношения к внешнему виду такая подводка не имела, ее целью была защита. Египтяне верили, что злой дух может завладеть душой человека, проникнув в нее через глаза, потому и отгоняли их при помощи черной краски, в основе которой лежала сурьма и сажа. Позднее добавилась и зеленая. Подводка наносилась тонкой кисточкой от внутреннего уголка глаза к внешнему, и дальше за его пределы — на виски. На веки наносили тертый малахит, пепел, охру; румяна делали на растительной основе, используя цветы и ягоды. Египтянки красили ногти и волосы хной, пудрились и румянились, наносили на губы смесь из пчелиного воска или животного жира с добавлением красного пигмента. Словом, не скупились на средства. Знаменитая Клеопатра даже написала целый трактат с рецептами разнообразных косметических средств, известный как "Лекарства для кожи".

Средства для античного макияжа

Мир Древней Греции и Рима перенял навыки египтян около 1500 лет назад, и вскоре античные красавицы уже вовсю пользовались косметическими средствами. Предприимчивые дельцы очень быстро на этом разбогатели, и вскоре в продаже появились свинцовые белила, которыми щедро раскрашивались барышни побогаче. Они были опасны для здоровья, но применялись до самой Эпохи Возрождения. Так как средний класс и более бедные девушки тоже не желали отставать от моды, то в ход шла пшеничная мука или толченые до порошкообразного состояния бобы. Позднее в Испании появился прообраз нынешней компактной пудры, который готовился из листов пергамента и клея (очень часто такое "средство" вызывало сильное раздражение на коже). Сам Гиппократ не поленился включить в свои труды список средств, которые позволяли женщинам стать красивее прежнего. Модницы осветляли волосы травяными отварами, красили ресницы сажей, делали помаду на основе кошенили или некоторых пигментов (сурик, киноварь), которые довольно негативным образом сказывались на здоровье. Видимо, с тех самых пор и закладывался фундамент для фразы, ставшей афоризмом — красота требует жертв.

О вреде сурика и киновари писал римский врач Клавдий Гален. Думаете, к нему кто-нибудь прислушался? Отнюдь. Более того, римлянки делали из мух, муравьиных яиц и сажи адскую смесь, которая использовалась в качестве туши для ресниц. Но в целом они вполне продвинулись в искусстве макияжа: и женщины, и мужчины пудрили лицо и подводили губы, пользовались румянами и тенями для век. Там же начинает свое становление восковая эпиляция и появляются маски против прыщей на основе ячменной муки и масла. В тот же период при помощи пемзы ухитрялись отбеливать зубы. Именно греки и римляне создали макияж в современном понимании этого слова — процесс нанесения декоративной косметики.

Япония и Китай

Традиционный образ гейши знаком многим: белоснежное лицо, черная подводка на глазах, алые губы. Белый грим — все те же свинцовые белила — не лучшим образом сказывался на состоянии кожи, а потому перед тем, как нанести макияж, гейша натирала лицо и шею небольшим кусочком воска.

В Японии была весьма интересная традиция — девушкам, вступающим во взрослую жизнь, чернили зубы особым лаком, изготовленным на основе черных металлов, танина или устричного порошка. Позднее этот обычай почти исчез, и остался только у женщин среднего возраста, гейш, и публичных женщин.

Если в стране восходящего солнца в макияже присутствовал некий минимализм, то в Китае девушки красились "и за себя, и за того парня". Обилие косметики на лице больше напоминало маску, и красавица даже улыбнуться не могла из-за скованной мимики. Однако это было даже к лучшему — чем сдержаннее и бесстрастнее была девушка, тем лучше считалось ее воспитание. Улыбка или иные проявления чувств не соответствовали этикету того времени и были признаком дурного тона. Особое внимание китаянки уделяли ногтям: у аристократов были даже личные маникюрши, которые следили за состоянием хозяйских ручек и нефритовыми палочками наносили на них лак, сделанный из воска, яичных желтков и природных красителей. Ноготки старались отращивать длинными, и тщательно за ними ухаживали: были даже специальные наперстки, которые часто делали из драгоценных металлов и богато украшали, тем самым подчеркивая социальный статус их хозяйки.

Европа

Средневековая Европа не обращала внимания на остальные страны и взрастила свою моду, согласно которой девушка должна быть худой и бледной. Церковь была категорически против любых действий, направленных на украшательство себя, любимого, но мода диктовала свои условия, поэтому те, кому недоставало аристократичной бледности, щедро пудрили лицо и немного подкрашивали губы. Как и в Китае, приветствовалась высокая линия лба, поэтому волосы подбривали соответствующим образом, часто вместе с ними удалялись и брови. Такой тип лица — бледный, болезненный, с высоким лбом и полностью отсутствующими бровями — считался европейским идеалом вплоть до эпохи Ренессанса, в которую мнение церкви немного отошло на второй план. С XVII века французский двор вносит свою лепту в историю макияжа: бледное напудренное лицо, яркие губы и ногти были в почете и среди женщин, и среди мужчин. Пудрились и обрабатывались ароматическими растворами и тела, и парики. Впрочем, духи применялись не столько для создания приятного шлейфа за аристократичной особой, сколько для того, чтобы заглушить вонь, которую она источала. Мыться там не любили. Зато подводили линии вен голубой краской, подчеркивая тем самым свое высокое происхождение.

В Англии при Елизавете I старались не использовать косметику, считая, что она вредна для здоровья. Вместо этого слегка пощипывали щеки. придавая им румянец, и покусывали губы, чтобы они казались ярче.

Красны девицы на Руси

Сведения о макияже русских девушек довольно противоречивы, и большая их часть идет из иностранных источников. Но все исследователи сходятся в одном: красились на Руси сильно, ярко, и не всегда уместно.

«В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригорошнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы».

Забавно, но Олеарий, которому принадлежат эти строки, в чем-то был прав. В качестве пудры действительно часто использовалась пшеничная мука. Но в чем нужно отдать должное русским красавицам, так это в том, что очень большое внимание уделялось гигиене и состоянию кожи. Для ухода за внешностью применялись отвары и примочки из трав, которые попросту не могли навредить — натуральные средства оказывали только положительное действие. Но вот сам макияж… Густой слой белил, сверху — яркие румяна, и очень часто — густо накрашенные брови. В качестве румян и помады повсеместно применялись соки красных ягод и свекла, для бровей и ресниц — черная сажа или коричневая краска. Причем было признаком дурного тона выйти на улицу не накрашенной, и наносить слой грима приходилось даже красивым от природы женщинам. Окрашивали и волосы, придавая им золотистый оттенок луковой шелухой, отбеливая ромашкой и шафраном. Словом, украшались, как могли.

Сейчас средств для нанесения макияжа столько, что глаза разбегаются. Тональная основа, основа под тональную основу (тавтология намеренная, ибо так и есть), сотни видов кремов, пудры, теней, помад и прочего. Макияж стал настоящим искусством, на поприще которого трудятся тысячи людей, и плодами их труда пользуется большая часть женщин.

 

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Древняя Русь (черты, наряды, волосы)

Эталоны женской красоты: Древняя Русь

Эталоны женской красоты: Древняя Русь

Положение женщины в древнерусском праве было гораздо выше, чем в древнегреческом и римском, перед лицом которых женщина всегда нуждалась в опекуне и не обладала правоспособностью. В Древней Руси женщины владели правом на приданое, наследство и некоторое иное имущество. Еще в дохристианский период жены имели свое имущество, а княгини и другие знатные женщины владели крупными состояниями, городами, селами. Так, княгине Ольге принадлежал собственный город, свои места птичьей и звериной ловли.Женская худоба на Руси считалась серьезным недостатком и даже признаком болезни. В источниках можно найти сведения, что настоящие красавицы должны были быть весом не менее 5 пудов (80 килограмм).Белоснежная кожа и яркий румянец на щеках также свидетельствовали о здоровье, именно поэтому на Руси широко применялись белила и румяна.Большое значение придавалось походке. Ходить следовало плавно, не спеша. О таких женщинах говорили «словно лебедушка плывет».

Эталоны женской красоты: Древняя Русь

Одежда

Внешний облик русских женщин Древней Руси представлен больше в изображении княжеских семей. Женская нижняя одежда кроилась длинной и имела рукава, намного превышавшие длину руки. Верхняя одежда знатных княгинь и боярынь шилась из восточных вышитых шелков или плотной ворсистой ткани с золотой или серебряной нитью, похожей на бархат. В холодное зимнее время женщины Древней Руси носили меховую одежду: более состоятельные — из дорогих мехов, менее знатные — из дешевых. Меха упоминаются уже в «Повести временных лет». Дорогие меха (горностаи, соболя и пр.) упомянуты в летописи лишь применительно к женской княжеской одежде. Известно, что в XIII в. знатные русские женщины охотно украшали горностаевыми шкурками опушку платьев, а наиболее состоятельные делали из них накладки по подолу одежды, доходившие по ширине до колен, что не могло не поражать путешественников-иностранцев. Шубы в то время носились женщинами только мехом вовнутрь, относились к ним с большой бережностью и передавались от матери к дочери.Древние фрески говорят о том, что одежда знатных женщин была многоцветной и предполагала яркие сочетания и сочные тона. Излюбленным цветом в костюме женщин всех сословий был красный. Обилие красных оттенков в костюмах древнерусских женщин объясняется и тем, что красный цвет был цвет-«оберег», и тем фактом, что существовали многочисленные естественные красители, окрашивавшие ткани именно в красно-коричневые цвета: гречишник, зверобой, кора дикой яблони, ольхи, крушины.Своеобразной и яркой частью древнейшей женской одежды был головной убор — обязательное дополнение любого костюма русских женщин. Он имел в древнерусском костюме не только эстетический смысл — завершал одежду, но и социальный — показывал достаток семьи, а также этический — «мужатице» позорно было ходить простоволосой. Традиция шла от времен язычества, когда покрывание головы означало защиту самой женщины и ее близких от «злых сил». Отличительной чертой головного убора замужней женщины было то, что он целиком закрывал волосы. Девушки были свободны от этого жесткого предписания. Они чаще заплетали в одну косу, оставляя макушку открытой.Одними из самых распространенных на Руси женских украшений у всех сословий древнерусского общества, были височные кольца. Способы крепления колец к головному убору или волосам были разнообразными. Кольца могли подвешиваться на лентах, ремешках или косичке, могли прикалываться к ленте, как бы образуя цепочку. Иногда височные кольца продевались в мочку уха, как серьги.

Эталоны женской красоты: Древняя Русь

 

украшения

Женские серьги встречаются реже височных колец и шейных украшений как в описаниях ранних письменных источников, так и среди археологических находок.Не менее популярными у женщин всех сословий были шейные украшения, и прежде всего стеклянные бусы. Они насчитывают сотни разновидностей, каждая — со своей неповторимой орнаментацией, формой, окраской. Наибольшее распространение имели бусы из разноцветного «рубленого бисера». Очень ценным и дорогостоящим шейным украшением женщин привилегированного сословия были цепи.Среди украшений знати известны также медальоны, фибулы, стеклянные браслеты, перстни.

Эталоны женской красоты: Древняя Русь Уход за телом и лицом 

На Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами.Древние славяне хорошо знали полезные свойства растительных средств, собирали дикорастущие травы и цветы, которые потом использовали в том числе и в косметических целях.Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.).Основные процедуры по уходу за кожей проводили в бане: очищали ее специальными скребками, массировали ароматными бальзамами. Для придания телу свежести делали массажи с мазями, приготовленными на травах. Для того, чтобы получить ощущение свежести, тело протирали так называемым «холодном» — настоем из мяты. А для придания коже аромата свежеиспеченного ржаного хлеба на горячие камни специально лилось пиво. Менее состоятельным девушкам, семья которых не имела бани, приходилось мыться и париться в русских печах.

Эталоны женской красоты: Древняя Русь Макияж 

Сведения об использовании женщин Древней Руси косметики в основном содержится в иностранных источниках. И источники эти порой противоречат друг другу. Но вот в чем точно у иностранных авторов не было разногласий, так это в том, что русские женщины злоупотребляли косметикой.Вдвойне удивляло иностранцев, то что русские женщины пользовались косметикой не тайно от своих мужей. Почти самый беднейший мужчина покупал румяна и краски своей жене. То есть на Руси считалось вполне обыденным, когда муж ехал на базар, чтобы купить своей жене белила и румяна. По свидетельствам некоторых иностранных путешественников, необычным было как раз неупотребление русскими женщинами косметики. Даже если женщина от природы красивее, она все равно должна была краситься.

Эталоны женской красоты: Древняя Русь

 

К началу XVII века европейцы стали более снисходительно относиться к накрашенным русским женщинам, так как в Европе появилась мода на белила, и европейки стали также походить на кукол.В качестве румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел.

Волосы 

В уходе за волосами также применялись природные компоненты. Подорожник, листья крапивы, мать-и-мачехи, корни лопуха применяли при перхоти и выпадении волос. Яйца использовали для промывания волос, настои трав применяли как ополаскивать.Для изменения цвета также использовали растения: шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой — в светло-желтый.Распущенные женские волосы, особенно у замужних женщин, не приветствовались. Это считалось признаком непокорности, дерзости, гордыни и не почитания традиций.Косы толщиной в руку считались эталоном женской красоты. Те же, кто не мог похвастаться шикарной шевелюрой, шли на маленькую хитрость и вплетали в свои косички волосы из конских хвостов.Для женщин коса являлась таким же символом чести. Длинная коса была символом сохранения энергии для будущего мужа. После замужества косы сменялись пучками – символом концентрации энергии для чего-то одного, то есть для мужа и семьи.Сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», т. е. опозориться.

Источник.

Автор.

Остальные записи этого цикла можно почитать по тегу история моды.

beauty-maniac.ru