Сельское хозяйство в Древней Руси. Село это в древней руси


Древние типы селений в России

Главная страница » О путешествиях » Древние типы селений в России Деревянная церковь в Торжке

Деревянная церковь в Торжке

Путешествуя по России, сталкиваешься с различными типами поселений, которые часто отражены и в названии населенного пункта: городок, погост, сельцо и т.д. Откуда пошли эти названия? Что они означали прежде? Часто понимание этого — ключ к истории места. Существуют ли эти типы селений до сих пор?

Городок (городище, город)

Городок — один из древнейших типов селения. Как правило, городки были укреплены рвом, земляным валом и частоколом: слово «городок» и производные от него происходят от «огораживать», «городить». Вокруг городков в мелких поселках жило местное население, которое в случае опасности собиралось здесь, сюда же пригоняли скот и приносили имущество. Русские князья часто останавливались в городках. С XIV века городки постепенно утрачивают свое значение, их роль переходит к городам — укрепленным центрам княжеских владений. Синонимами слова «городок» было «городище» (например, Хотунское городище) и «город». По типу Москва в древности была именно таким городком.

Погост

Погост как тип селения упоминается в летописях с X века. Слово «погост» происходит от слова «гость». В Древней Руси гостем называли приезжего издалека торгового человека, купца. Интересно, что на Смоленщине до недавнего времени сохранялось слово «гостинец» в значении большая дорога. С торговлей связано еще одно слово — торжище. В древности торжище (т.е. торговля) имело сезонный характер. Как правило, оно устраивалось на местах языческих капищ, в местах массовых сходок людей. С приходом христианства на Русь на погостах (т.е. где останавливались гости) стали ставить церкви, и вскоре погост приобрел значение церковного прихода. На погостах при храмах также устраивались кладбища (возможно, эта традиция идет еще с языческих времен).

Со временем погосты приобрели значение княжеских округов. Князья, отправляясь на полюдье, часто останавливались на погостах, здесь творили суд и управу. Однако со времени создания централизованного государства функция погостов меняется. В Новгороде и его северных владениях погосты оставались волостными и церковно-приходскими центрами. В трапезной церкви проводились сходки, распределялись налоги, устраивались братчины — мирские пиры вскладчину. В Центральной России погосты постепенно утратили свое значение как центров княжеской власти. Многие погосты исчезли бесследно, оставив после себя пустоши, другие же сохранились в виде кладбищ с церковью при нем или слились с близлежащими селениями.

Село (сельцо)

Село, а также деревня были типичными типами поселения в XIV-XVI веках.

Село, или сельцо, связано со словом «селиться». Первоначально под ним понимали место поселения землевладельца. Оно, как правило, состояло из хозяина, его жены и детей, домочадцев, слуг и рабов. Они жили в избе, вокруг которой располагались службы (ледники, сараи, конюшни), а также «дворцы» (от слова «двор») слуг и холопов. Если рядом не было реки, то выкапывался пруд. Постепенно села становились центрами церковно-приходской жизни, в них ставилась церковь, поблизости строились дома церковного причта. Иногда служители церкви жили в особых деревнях-хуторах.

Деревня

В деревнях жило тяглое население, которое с XV века стали называть крестьянами. Поскольку первоначально деревни ставились на расчищенных от леса полянах, то они были небольшими, в 1-3 двора. Деревня в 4 двора была уже исключением. Старые деревни можно было назвать, скорее, починок, выставок или займище; они были связаны с беспорядочным использованием леса, что было возможно только при редком населении и большой площади лесов: истощенный участок оставляли и расчищали новый; скот пасся на свободе. Процесс появления крупных деревень шел в XVI-XVII веках, прерываемый различными войнами и следовавшими за ними эпидемиями и неурожаями. От многих старых деревень не осталась и следа. Землевладельцам теперь было выгоднее держать тягловое население подле себя, поселив их по соседству. Так сформировались крупные деревни.

Вот такие древние типы селений дошли до настоящего времени. Теперь, путешествуя по России, приглядитесь внимательнее к названиям, оно многое сможет вам рассказать.

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены Подписывайтесь на обновления сайта: Яндекс.Дзен Telegram ВКонтакте Facebook Instagram Twitter RSS Поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Статьи по этой теме

anashina.com

Традиционные русские поселения — Щи.ру

Поселения и жилища русского народа

Традиционная русская деревня - это небольшое поселение, большинство архитектурных форм которого были выработаны в ходе эволюции. Большинство домов было построено из дерева, поскольку именно данный материал был одним из самых дешёвых и распространённых на территории России. Практически вся Киевская Русь была густо покрыта лесами, поэтому именно в архитектуре из дерева выработались строительные и композиционные приёмы наших предков. 

В чём отличие деревни от села:  Интересно, что раньше (вплоть до начала XX века) понятия "деревня" и "село" обозначали два совершенно разных вида поселений. Село было большим поселением и в нём находилась церковь. Деревня же была меньше и по размерам и по численности населения и располагались деревни поодаль сёл. Кстати, во времена Древней Руси княжеские имения также называли сёлами. 

Русская деревня

деревня

Традиционная русская деревня представляла собой территориальную общность с малым количеством населения. Она считалась большой, если количество домов превышало 30 и относилась к одному из ближайших сёл. На территории деревень никогда не было церквей, а большинство местных жителей занималось сельским хозяйством и скотоводством. 

До XVIII века понятием "деревня" обозначали паханное поле, где трудились местные. Главное отличие современной деревни от традиционной - наличие одной или нескольких церквей без изменения названия.

Село

село

Изначально селом называли славянские населения, на территории которых находилась церковь. Местное население сёл всегда занималось скотоводством, земледелием и различными направлениями сельского хозяйства. Село всегда было гораздо крупнее деревни, здесь размещались лесопилки и считалась административным центром окружающих поселений. 

Ранее в сёлах жители деревень искали работу, сюда они приезжали целыми семьями для посещения церкви.

Хутор

хутор

Хутор в традиционном понимании - это населённый пункт, на территории которого находится одна или несколько усадьб, их хозяйства обусоблены. В таких поселениях не было отдельного административного управления, основным занятием местного населения было сельское хозяйство. 

С ростом населения хутора могли перерастать в деревни и даже сёла.

Посад - как часть города

посад

Изначально так называли территорию, которая находилась за пределами определённого княжества, а населяли её посадские люди. Именно здесь традиционно находились торжища и ремесленная слобода. В период войны посад становился убежищем для жителей слобод, для чего его окружали высокими укреплениями.

Древнерусский город (городище)

городище

В Древней Руси городищем называли постоянное поселение, которое объединяло воедино культовый и ремесленный центр, защитные крепости и резиденции князя. Здесь было развито ремесленническое производство и проводились массовые гулянья.

schci.ru

Trojden | Города и сёла Древней Руси: Данилевский И. Н.

Всё население Древней Руси не превышало количества жителей современной Москвы. Преобладали небольшие поселения, насчитывавшие всего несколько дворов, — деревни и сёла. С IX века на Руси появляются города. Городом в Древней Руси называли всякое поселение, укреплённое и ограждённое (откуда и пошло само слово «град, город»). Это были настоящие крепости, за стенами которых можно было найти убежище от неприятеля. В них жили племенные князья с дружинами. Рядом, в посаде («окольном городе»), селились ремесленники и торговцы. Первые древнерусские города — Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Изборск, Ладога, Белоозеро, Ростов, Муром и Любеч. Население городов было немногочисленным. В них проживали от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Самыми крупными были стольные города — центры самостоятельных земель-княжеств.

От городов отличались так называемые пригороды. Их также окружали «городские» укрепления, но в пригородах отсутствовал очень важный признак настоящего города — собственное вече. Поэтому все решения городского веча были обязательны и для пригородов.

Князь и дружинники обычно жили отдельно от других горожан, в княжеской резиденции (на княжеском «дворе»). Впоследствии такие владения станут наследственными и будут называться вотчинами (или «отчинами» — от слова «отец»). Вотчина была основой княжеского (а потом, когда такие же владения появятся у старших дружинников, — и боярского) хозяйства.

1. Занятия горожан

Основными занятиями большинства горожан были ремесло и торговля. Однако торговцам и ремесленникам, чтобы прокормить себя и свои семьи, приходилось заниматься и подсобным сельским хозяйством, охотой, рыболовством, бортничеством. Только часть продуктов питания и сырья, необходимого для ремесленного производства, они закупали в близлежащих сёлах и деревнях.

Вече. Художник А. М. Васнецов

Вокруг городов (а часто и в самих городах) располагались сады и огороды. Чуть дальше находились поля, засеянные зерновыми культурами, и пастбища, на которых горожане пасли свой скот.

2. Место и роль городов в Древней Руси

Древнерусские города являлись центрами государственной, общественной, экономической и духовной жизни Руси. Большое значение для их развития имела международная торговля. Однако ею занимались лишь знатные и богатые. Князья также участвовали в торговых делах. Многие из них доверяли свои товары купцам. Другие имели своих представителей в многочисленных торговых караванах, которые под усиленной охраной шли из русских земель во все концы света. Кроме того, важным источником княжеских доходов был сбор мыта (пошлины) с торговых людей.

Каждый город являлся центром торговли всей близлежащей округи. К нему тянулись ремесленники из окрестных пригородов и смерды (так называли в Древней Руси крестьян) из деревень и сёл, чтобы продать плоды своих трудов и купить товары, необходимые в хозяйстве.

Вот как описывает современный историк торговлю в древнем Киеве:

«В Киеве главный торг располагался на Подоле, под горой, у впадения реки Почайны в Днепр. У причалов Почайны белели паруса многочисленных кораблей, сновали лодки-однодеревки. В торговых рядах сидели греки и болгары, евреи и поляки, немцы и чехи, армяне и арабы, варяги и скандинавы. Товары лежали на причалах и в амбарах, ими были завалены лавки на площадях Красной и Житной, на улицах, идущих от воды вверх по Подолу. На жердях купцы с севера развешивали песцовые, собольи, куньи меха, греки и арабы развёртывали паволоки (дорогие ткани), прямо на земле на тряпицах раскладывали драгоценные камни, браслеты, ожерелья. Весь торг был заполнен изделиями киевских умельцев. Сияла на солнце посуда из серебра, отделанная чеканным узором, радовали глаз тиснёные серебряные колты (подвески к головному убору), золотые украшения с перегородчатой эмалью, украшенные тончайшей сканью серьги, изделия из чернёного серебра. Рядами стояли гончарные поделки — кувшины, черпаки, амфоры, корчаги. Сюда же приносили труды своих рук кожевенники и кузнецы, косторезы и плотники, прочий ремесленный люд...» Боханов А. Н., Горинов М. М. История России с древнейших времён до конца XVII в. М., 2001. Кн. 1. С. 89.

На основе прочитанного определите, какими видами ремёсел занимались на Руси. Попробуйте установить, с какими странами велась торговля.

Города Древней Руси играли ведущую роль в развитии связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими болгарами, с католическими государствами Западной Европы. В Скандинавии Русь даже называли Гардарикой — «страной городов».

3. Деревни и сёла

Однако самым распространённым видом поселений на Руси были деревни и сёла. Сёлами именовались центры княжеских или боярских вотчин. На ранних этапах истории Древней Руси в их состав входили только двор владельца и жилища его слуг. Позднее в сёлах стали появляться хозяйства зависимых крестьян.

Обязательной принадлежностью села был храм (церковь), куда собиралось на религиозную службу всё окрестное население (церковный приход). Село, не ставшее церковно-приходским центром, называлось сельцом.

Крестьяне жили в деревнях, или весях, — поселениях из одного или нескольких дворов. Деревни, как правило, располагались на небольшом расстоянии друг от друга. Жители одной или нескольких близлежащих деревень составляли территориальную самоуправляющуюся крестьянскую общину — вервь.

Особое место среди сельских поселений занимали погосты. Так назывались центральные посёлки общинной территории, центры местного управления и места, в которых велась торговля. Позже погосты приобрели и ритуальное значение: там строились церкви и отводились места для кладбищ.

Вспомните, какие места первоначально называли на Руси погостами.

4. Занятия сельских жителей

Жизнь в деревне была непростой. За недолгие летние месяцы крестьянину надо было успеть распахать землю, засеять её и собрать урожай.

Начало сельскохозяйственных работ на Руси приходилось на конец апреля — первую половину мая. Заканчивали собирать урожай в конце сентября. В эти месяцы крестьяне работали не покладая рук, от восхода до заката солнца. И, несмотря на это, почти никогда не удавалось запасти вдоволь кормов для скота на долгую зиму.

Дети помогали взрослым в поле и занимались сбором ягод и грибов, которые заготавливались на зиму.

Зато зимой наступал период, когда жизнь в деревне замирала. В это время главным было — дожить до весны, используя летние припасы. Длинными зимними вечерами женщины и девушки, собираясь вместе, пряли из льна и шерсти нить, ткали из неё ткани и шили себе одежду, мужчины изготавливали нехитрую кухонную утварь из глины, делали сети для летней ловли рыбы, из луба и бересты плели лапти и корзины. Металлические же орудия и украшения, изготовление которых требовало специальной подготовки и сложного оборудования, приходилось покупать у ремесленников, заезжавших из соседних городов.

Самыми распространёнными видами поселений на Руси были деревни и сёла. Немногочисленные города являлись центрами управления, культуры, торговли и ремесла.

5. Княжеское хозяйство

Княжеские вотчины располагались рядом с крупными городами. Со временем вокруг них начали появляться и вотчины бояр, число которых постепенно росло.

Князя и его дружину надо было кормить, поить, одевать и вооружать. Всем этим занимались княжеские слуги — холопы. Так в Древней Руси называли всех тех, кто служил другому человеку, был зависимым от него.

Вспомните, кто в странах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима был свободным, а кто — полностью зависимым.

Холопы были разные: полностью или временно зависимые. Полностью зависимые «обельные холопы» (рабы) составляли значительную часть людей князя. Кто становился обельным холопом? Или пленники, или прежде свободные общинники, добровольно продавшие себя в рабство. Другой частью княжеских холопов были временно зависимые люди: закупы и рядовичи.

Кто же такие закупы? Одни из них — и таких было большинство — занимались сельским хозяйством. Они пахали поля и собирали урожай. Другие готовили пищу для князя и дружины, ухаживали за их одеждой, присматривали за конями, занимались бортничеством, солеварением, рыболовством, разводили овец и свиней, пасли княжеских коней. Многие слуги (сокольники, ястребники, псари, бобровники) обслуживали «охотничье хозяйство». Кроме того, среди дворовых холопов князя были ремесленники: кузнецы, оружейники, кожевники, ткачи, гончары, портные и ювелиры.

Закупами становились свободные крестьяне-общинники и горожане, нанявшиеся на службу или попавшие в долговую зависимость (получившие от князя купу — отсюда и слово «закуп»: буквально — «человек, отрабатывающий долг»).

Закупы имели своё имущество. Они обладали целым рядом прав. Господин не мог их обижать и продавать. Если закуп отдавал хозяину свой долг, то вновь становился свободным. Если же закупа уличали в воровстве хозяйского имущества, он превращался в обельного холопа. О положении закупов (а также других категорий населения княжеского хозяйства) повествуют законы, собранные в «Русской Правде». (Вспомните, что это такое.)

Рядовичами называли зависимых людей, которые по договору (ряду) поступали на службу к князю или боярину (вспомните русское слово «подрядиться»). Рядовичи управляли господским хозяйством. Самой важной и почётной считалась должность огнищанина — старшего управляющего. Ему подчинялись тиуны и ключники, следившие за порядком.

Огнищане, тиуны и ключники жили на княжеском дворе и были зажиточнее многих свободных людей. Слуги князя освобождались от всех общегосударственных налогов и повинностей. За службу они получали земельные наделы, на которых вели обычное крестьянское хозяйство, они занимали более высокое общественное положение, чем простые свободные крестьяне.

Вопросы и задания

1. Какие виды поселений существовали в Древней Руси? Дайте их характеристику.

2. Расскажите о занятиях сельского и городского населения.

3. Что было общего в положении горожанина и жителя сельской местности? В чём состояли различия?

4. Дайте определения терминам: посад, смерд, вервь, холоп.

5. Что могло удивить европейца в русском городе, а что — в деревне?

6. Какие категории населения Древней Руси вам известны? Попытайтесь охарактеризовать положение свободных и зависимых людей.

7. Используя дополнительную литературу (см. список в конце учебника), подготовьте выступление на тему «Путешествие в древнерусский город».

Примерный план: 1) внешний облик города; 2) общественные строения и дома; 3) население, его деятельность; 4) быт и одежда горожан; 5) досуг горожан.



trojden.com

Ответы@Mail.Ru: Что такое село?

Деревня отличается от села количеством проживающих там людей и наличием церкви. Деревня меньше села и насчитывает всего лишь 1000 человек и меньше, та как если уже жителей 1001 человек, то это уже село <a rel="nofollow" href="http://fb.ru/article/78314/razmyishleniya-na-temu-chem-otlichaetsya-selo-ot-derevni" target="_blank">http://fb.ru/article/78314/razmyishleniya-na-temu-chem-otlichaetsya-selo-ot-derevni</a> Село − это древнейшее название славянского поселения. До революции 1917 года неотъемлемым элементом села была церковь. Село являлось хозяйственным и административным центром окружающих деревень. Также селом в Древней Руси называли княжеское имение. Для украинцев и белорусов понятия «село» и «деревня» равнозначны. отличия села от деревни: До революции селом называлось крестьянское поселение, где была церковь, деревня же наоборот церкви не имела. Село объединяло несколько деревень, являлось чем-то вроде центра. Деревни были меньше по размерам и с меньшим количеством дворов и жителей. Исторически окончания названий сёл были на -ое, а деревень на -о. Но в связи с бурным развитием географических названий сегодня традиционные названия деревень и сел прослеживаются не четко. Географически, чем западней, тем чаще населённые пункты имеют название «село». Подробнее: <a rel="nofollow" href="http://thedifference.ru/otlichie-sela-ot-derevni/" target="_blank">http://thedifference.ru/otlichie-sela-ot-derevni/</a> . <a rel="nofollow" href="http://simblago.com/statii/2247-chem-otlichaetsya-selo-ot-derevni.html" target="_blank">http://simblago.com/statii/2247-chem-otlichaetsya-selo-ot-derevni.html</a>

один из видов населенных пунктов раньше вроде селом называли деревню достаточно большую, чтобы в ней был свой храм теперь селами называют практически все населенные пункты, связанные с сельским хозяйством (земледелием и животноводством)

деревня с церквой

Село это больше чем деревня

Село́ — один из видов населенных пунктов России, а также Украины, Казахстана, Молдавии, Болгарии, относящихся к так называемым сельским населенным пунктам. К сельским населенным пунктам относятся также деревни, поселки, станицы. Селом можно назвать небольшое поселение в глубинке той или иной области, края необъятной страны!) Я считаю что в селе людям живётся гораздо проще и спокойней нежели в крупных городах и поселениях возможно по тому что люди живущие в селе гонятся немного за другими ценностями нежели в городах! Хотя некоторые из них ездят на Работу именно в город! Село - это примерно то же самое, что и деревня, только может размерами побольше. В дореволюционное время слова село и деревня отличали тем, что в сёлах присутствовала церковь. Вообщем село - это населённый пункт, находящийся за городом. Само слово возможно проистекает от слова селиться, а то в свою очередь скорее всего от слова сел. В том смысле, что поселился, значит осел на этом месте и стал жить. Ведь как раньше селились: понравилось какое-то свободное для заселения место человеку, он сел на траву и говорит: Всё, где я сел, там и буду дом себе строить и жить!

Искони селом назывался сельский населенный пункт, в котором была церковь. При отсутствии таковой это была деревня. Если церковь существовала в прошлом, но перестала существовать - такую деревню именовали "сельцо". От числа жителей эта градация не зависела - но, естественно, храм обычно строили в том населенном пункте, который побольше, а жители окрестных деревень ходили молиться в церковь в село. Теперь селом обычно называют то поселение, в котором находится центр сельской администрации, в советское время именовавшийся "сельсовет". Адрес нашего летнего местонахождения: "Калужская область, Малоярославецкий район, сельское поселение "Село Спас-Загорье", деревня Кривоносово". Есть сельская церковь и поближе к нам - в селе Трёхсвятском. Оно тоже относится к сельскому поселению "Село Спас-Загорье", своей местной администрации в Трёхсвятском нет.

Село − это древнейшее название славянского поселения. До революции 1917 года неотъемлемым элементом села была церковь. Село являлось хозяйственным и административным центром окружающих деревень. Также селом в Древней Руси называли княжеское имение. Для украинцев и белорусов понятия «село» и «деревня» равнозначны. отличия села от деревни: До революции селом называлось крестьянское поселение, где была церковь, деревня же наоборот церкви не имела. Село объединяло несколько деревень, являлось чем-то вроде центра. Деревни были меньше по размерам и с меньшим количеством дворов и жителей. Исторически окончания названий сёл были на -ое, а деревень на -о. Но в связи с бурным развитием географических названий сегодня традиционные названия деревень и сел прослеживаются не четко. Географически, чем западней, тем чаще населённые пункты имеют название «село». Вроде так:))))))

большая деревня

Поселение насчитывающие несколько небольших домов и более 1000 жителей. А также имеющее Церковь.

touch.otvet.mail.ru

Сельские поселения и города Древней Руси. Градостроительство, фортификация, жилища, виды архитектурных сооружений.

Сельские поселения известны в письменных источниках ХI-ХIII вв. под терминами «селище», «погост», «село» и др. К сельским поселениям нами отнесены, во-первых, все поселения открытого типа, то есть неукрепленные, которые являлись наиболее распространенным видом сельского поселения рассматриваемой эпохи; во-вторых, городища первых веков нашей эры, заселенные в Х-ХIII вв. славянами, а также небольшие по размерам городища, представлявшие собой укрепленные усадьбы феодалов; причем хозяйственной основой этих поселений являлось сельскохозяйственное производство. Судя по археологическому материалу, к владельческим поселениям могут быть отнесены городище Березовец, Стерженский городок, Бельковское и Городецкое городища Калининской области, городище «Княжева гора» Новгородской области, городища Ждамирово, Желохово Калужской области и ряд других. Сельское население концентрировалось в основном на сравнительно небольшой территории с более плодородными аллювиальными почвами; это были речные долины, к тому времени уже в значительной мере лишенные крупных лесов и в связи с лучшими естественными условиями мелиорации не подвергавшиеся заболачиванию. Значительная концентрация земледельческого населения в определенных районах в свою очередь свидетельствует о преобладающей роли пашенного земледелия в хозяйстве древнерусской деревни.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение в отличие от веси или села — неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVII в. этим словом часто называли сами оборонительные стены. По всей видимости появление городов стало следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VIII в., и было возникновение древнейших торговых городов на Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки", по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне. Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды. Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленской и Полоцкой земель. Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. К началу IX в. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги (норманны), ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной Городов. В центре древнерусского города, укреплённого естественным и (или) искусственным образом, находился детинец (кром - кремль), который окружали посады ремесленников, а на окраинах находились слободки (слободы).

Так строили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х в., когда окончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство — Киевская Русь. Характерной чертой архитектурных сооружений на Руси, как и в Византии, была монументальность. Поселения V -VI вв., не вызывающие сомнений в их славянской принадлежности. На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов. Выяснилось, что на территории южной ветви восточных славян жилища соору­жали из дерева, а их пол был ниже уровня земли. Такие жилища в литературе принято называть полуземлянками, хотя иногда они углублены настолько незначительно, что почти целиком возвышаются над поверхностью. Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной. В северной части восточно-славянского ареала строили наземные срубные дома с дощатым полом. Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины. В 996 г. Десятинная церковь была первой каменно-кирпичной постройкой, возведенной на Руси. Нельзя категорически утверждать, что Десятинная церковь была первой каменно-кирпичной постройкой, возведенной на Руси. В летописи имеется свидетельство, что в Киеве уже в 945 г. существовал каменный терем при княжеском дворце. Очень возможно, что терем был возве­ден византийскими мастерами для княгини Ольги после ее поездки в Константинополь. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа. Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами. Кладка велась на известковом растворе с примесью толченой керамики - цемянки - и была исполнена так, что на фасад здания ряды кирпичей выходили через один - промежуточный ряд был немного отодвинут в глубь кладки и прикрыт снаружи слоем раствора. Такая кладка, называемая обычно кладкой со скрытым рядом, имела как производственно-техническое, так и художественное значение, обеспечивая возможность живописно-декоративного оформления фасадов. Софийский собор был заложен в 1037 г, а до этого в Киеве существовал деревянный собор с тем же названием.

Софийский собор - большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее - схема вписан­ного креста). С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи.

Кресто́во-ку́польный храм — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).

Культурное влияние средневековой Киевской Руси прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров

 

megalektsii.ru

Сельское хозяйство в Древней Руси — WiKi

В исторической науке нет единого мнения о роли земледелия в хозяйстве Древней Руси. По мнению В. О. Ключевского, в древнерусский период торговля продуктами лесных и других промыслов преобладала над земледелием, несмотря на то, что подавляющая масса русского населения проживала в чернозёмном Среднем Поднепровье. Но с середины XV века, когда основная масса населения сосредоточилась в области Верхнего Поволжья, где почвы представлены менее плодородными суглинками, роль земледелия, напротив, возросла. В качестве основы ранней русской экономики Ключевский рассматривал внешнюю торговлю[1]. Н. А. Рожков также считал, что земледелие в Древней Руси не было важной отраслью хозяйства, поскольку в числе хозяйственных благ, составлявших главное богатство Руси, письменные источники ни разу не называют хлеб, а упоминаются только продукты «добывающей промышленности — меха, мёд и воск». По мнению учёного, «богатство князей, бояр и купцов состояло не в хлебе»[2].

Б. Д. Греков на материале тех же письменных источников, напротив, отстаивал точку зрения о господствующей роли земледелия в хозяйстве Древней Руси. Он указывал, что хлеб стал «богатством», то есть предметом торгового обмена, значительно позднее. Однако этот факт, по мнению Грекова, не отменяет того, что земледелие было главным занятием древнерусского сельского населения.

Косвенно о важной роли земледелия свидетельствует и религия. Известные факты относительно дохристианской религии славян говорят преимущественно о земледельческом культе. Ранняя история христианства на Руси подтверждает земледельческий характер хозяйства славян IX—X вв. Народное христианство Руси почти не несло на себе никаких существенных признаков тотемизма. Христианские понятия и представления заменили собой элементы именно земледельческого культа: весна отождествилась с Богородицей, приезжающей на Благовещение на сохе, святые Илья, Егорий и Никола превратились в покровителей сельскохозяйственных работ. В особенности святой Егорий: «жито родит», «ярь засевает», «горох сеет и на поле первый бог». Молитвы по народным верованиям могли совершаться под овином. О земледелии как о хозяйственной основе жизни древнерусского общества говорит и славянский календарь[3]

Г. В. Вернадский отмечал, что, согласно «Повести временных лет», вятичи, платили дань хазарам по одной монете с сохи, следовательно, соха была их главным средством к существованию. В то же время Вернадский не отрицал и роль внешней торговли. Он писал, что к моменту образования Древнерусского государства продажа зерна не играла значительной роли во внешней торговле. Большую часть товарооборота составляли продукты охоты и лесных промыслов: пушнина, воск и мёд[4].

Количественные соотношения между костными остатками диких и домашних животных говорят о том, что одной из важнейших отраслей хозяйства (наряду с земледелием) была охота[5].

Системы земледелия

Различие природных зон оказало влияние на агротехнические методы и привело к заметной разнице между севером и югом страны в сфере земледелия. Степная зона с богатыми чернозёмами была открыта для возделывания. В лесной зоне для того, чтобы получить участок пашни, необходимо было сначала выкорчевать лес. В переходной лесостепной зоне возможно было использовать свободные от деревьев участки земли ещё до вырубки окружающего их леса.

На самой ранней стадии развития земледелия обработка земли заключалась в разрыхлении верхнего слоя почвы мотыгой или другим инструментом подобного рода с одновременной посадкой семян. На этой стадии каждый участок земли использовался только временно. В лесной зоне требовалось подсечно-огневое земледелие. Обработке земли предшествовала вырубка деревьев — подсека и выжигание подлеска — ляда. Образовавшиеся выжженные участки леса, пригодные для земледелия — ляды — в первые два-три года давали высокий урожай. Однако позднее урожайность падала, и использовались новые, подготовленные заранее участки земли. Оставленные участки земли — лядины — заростали. Через некоторое время они расчищались и обрабатывались вновь. Такое земледелие, требовавшее тяжелого труда и большого количества работников, было не под силу одной крестьянской семье. Поэтому раннее земледелие в лесах предполагало существование кооперативных объединений — общин.

В степной зоне первоначальная система земледелия была переложной. После первых урожаев землю оставляли под паром на несколько лет. При этом не соблюдалось какое-либо определённое чередование земельных участков ни во времени, ни в севообороте.

Когда в результате роста населения количество земли становилось ограниченным, и на неё устанавливалась частная собственность, от такого расточительной системы приходилось отказываться, и земля могла быть оставлена под паром только на определённое время. Это привело к появлению двухпольной и, позднее, трёхпольной системы земледелия.

При постоянном возделывании полей для их обработки требовалось намного меньше труда, чем при подсечном земледелии. Препятствие для выхода отдельных семей из общины устранялось, и появились небольшие хозяйства. В то же время, крупные земельные наделы могли прибыльно эксплуатироваться с использованием рабского или наёмного труда[4].

M. H. Покровский связывал технику сельского хозяйства с отдельными этапами в развитии общественных отношений. Эволюцию этой техники учёный разделял на три этапа: подсечно-огневое земледелие, перелог, трёхполье. Если подсека и перелог не давали возможности для прочной оседлости крестьянина, то трёхполье, напротив, её требовало. Крестьянина, по мнению Покровского, прикрепило к земле и владельцу именно трёхполье, которое начало преобладать с XV—XVI веков, в зависимости от района: в Новгородской земле раньше, чем в центре Московского государства[6]

Б. Д. Греков, опираясь на данные археологии и отчасти на сведения письменных источников, отмечал, что уже с IX—X веков пашенное земледелие занимает ведущую роль даже в центральных частях территории, заселённой восточными славянами, а основными земледельческими орудиями становятся соха и плуг. В Среднем и Южном Поднепровье пашенная система земледелия существовала и раньше. Так, уже ранние письменные источники различают озимую и яровую культуры. Это, по мнению Грекова, говорит об устойчивом пашенном земледелии, о двухпольной, а, возможно, и трёхпольной системе. При этом предшествовавшие архаические формы земледелия, в первую очередь подсечно-огневое, не были изжиты и применялись в некоторых регионах на протяжении многих последующих веков[3]. Г. В. Вернадский также писал о достижении стадии трёхполья уже в киевский период как на юге, так и на севере, по крайней мере в наиболее плотно заселённых частях территории[4].

С конца XIII по конец XV века в Северо-Восточной и Северо-Западной Руси идёт процесс развития паровой системы земледелия одновременно с процессом вытеснения подсечно-огневой системы. Полевое (паровое) пашенное земледелие широко распространилось в Северо-Восточной Руси к 1370–1380-м годам. Однако в дополнение к полевой пашне в лесной полосе сохранялась практика разработки подсек. Со второй четверти XV века наблюдается широкое распространение паровой трёхпольной системы земледелия и её господство на большей части земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Ко второй половине XV века трёхпольная система получает повсеместное распространение[7].

Полевые культуры

Археологические данные свидетельствуют, что видовой состав хлебов, выращиваемых в Древней Руси был тем же, что и на широкой близлежащей территории.

Период V—IX веков, предшествовавший образованию Древнерусского государства, характеризуется широким распространением в районах северо-запада и запада пшеницы мягкой, ячменя и проса. Возделывались кормовые бобы, горох, лён, конопля. Появляется рожь, первоначально яровая. В конце данного периода появляется рожь озимой формы.

Материалы X — первой половины XIII века характеризуются прежним составом культур и расширением количества посевов озимой ржи. Главные культуры предыдущего периода (пшеница и ячмень) оттесняются на второе-третье места. Чаще появляется ещё одна новая культура — овёс.

Во второй половине XIII — XV веке прослеживается тенденция предыдущего периода: рожь по-прежнему занимает первое место среди зерновых культур, процент её зёрен даже несколько возрастает. Рожь теперь возделывается в большем объёме, чем все три остальные культуры вместе взятые. К XV веку шире распространяются посевы овса. Эта культура выходит на второе место, ещё более оттеснив старые яровые культуры[8].

На юге в качестве основных культур выращивались полба, пшеница и гречиха. При трёхпольной системе на отдельных полях возделывались волокнистые, пригодные для ткачества (лён и конопля), бобовые (горох и чечевица) и репа[4].

Садоводство и огородничество

О садоводстве в Древней Руси известно мало. Вероятно, яблоневые и вишневые сады существовали на юге уже многие века. Местные фрукты не было особенно разнообразны, поскольку фрукты импортировались из Византии.

Товарные огороды существовали вокруг Киева и других городов. Находились они обычно в низких влажных местах, затопляемых весенними паводками (болонье). Выращивались капуста, горох, репа, лук, чеснок и тыква[4].

  Домашние животные Древней Руси

Материальные находки включают останки лошадей, коров, овец, свиней, собак и других домашних животных[3]. Разведение лошадей и крупного рогатого скота представляло собой важную отрасль хозяйства в киевский период[4]. Исследованные кости животных широко варьируются по размерам и пропорциям в каждой местной популяции.

Крупный рогатый скот принадлежал к краниологическому типу brachyceros и в основной своей массе характеризуется очень мелкими размерами. Средний рост в холке был около 1 м (с колебаниями от 85 до 120 см). В лесной полосе была распространена одна местная порода крупного рогатого скота — первичный лесной скот. Мелкими размерами отличались также лошади, весьма изменчивые по своим краниологическим особенностям и другим остеологическим признакам. Средняя высота древнерусской лошади в холке составляла около 135 см, и только отдельные особи достигали 150 см и несколько выше. Ещё меньших размеров были лошади раннего железного века племён дьяковской и юхновской культур. Увеличение размеров лошади может быть связано с развитием пашенного земледелия, при котором лошадь используется как рабочее животное. Очень мелкой была свинья. Домашняя коза принадлежала к краниологическому типу prisca и размерами уступала современной. Древнерусская лесная овца по размерам и строению костей обнаруживает большое сходство с современными романовскими овцами.

Характерной особенностью памятников раннего железного века по сравнению с древнерусским периодом является обилие костных остатков лошади, свидетельствующее о важном значении этого животного в питании населения. В Древней Руси значение лошади в питании резко снижается. Однако, несмотря на религиозные запреты, употребление конины в пищу сохранилось до II тысячелетия н. э. Животноводство могло существовать лишь при условии заготовки кормов, обеспечивающих жизнь скота в зимние месяцы. Трудоёмкость этого процесса должна была существенно ограничивать количество скота, содержавшегося населением. Возраст большинства свиней, овец и коз, определяемый по костным остаткам, указывает на то, что забой скота осуществлялся в осеннее и зимнее время. Обилие костных остатков молодых особей этих видов является следствием трудности содержания большого их поголовья в зимнее время[5].

Охота играла в Древней Руси значительную роль, поэтому разводились охотничьи собаки. Птицеводство было одной из важных отраслей сельского хозяйства. Птицу держали как для личного потребления, так и для торговли[4].

Бортничество

Бортничество также являлось существенной отраслью хозяйства. Пчёлы содержались в дуплистых стволах лесных деревьев. Борть (дупло) могла быть природного происхождения, но чаще всего борти специально вырубались в стволах. Воск и мёд пользовались большим спросом как внутри страны, так и за её пределами. Воск, помимо прочего, был необходим для производства церковных свечей и экспортировался в большом количестве в Византию и на Запад[4].

Согласно письменным источникам киевского периода, регулярно обрабатываемые поля уже находились в частной собственности. Известны списки документов, в которых детально описаны границы владений. В Русской Правде установлены штрафы за распахивание земель вне установленных границ.

Поместья могли принадлежать князьям, боярам, церкви и другим лицам. Управляющие княжескими и боярскими поместьями назывались тиуны, княжескими поместьями — также огнищане (огнищные тиуны). Отдельная часть поместья называлась село (соответствовала вилле в Империи Каролингов) и управлялась сельским старостой. За полевыми работами наблюдал ратайный староста; за лошадей отвечал конюший тиун; за овец — овчар. Летописи упоминают доезжачих, отвечавших за княжеские псарни. Большинство княжеских конюхов, пастухов и псарей, вероятно, являлись его холопами.

Княжеские земли обрабатывались холопами и зависимыми работниками — закупами, а также наёмными работниками — рядовичами и вольноотпущенниками — изгоями. Некоторые из наемных работников в княжеских и церковных поместьях получали в аренду небольшие наделы земли. Они обязаны были отдавать хозяину земли часть урожая или платить ренту деньгами.

В Патерике Киево-Печерского монастыря отмечается, что монахи выращивали некоторые виды фруктовых деревьев. Имелись монастырские огороды. Огородники упоминаются также среди людей, работавших в частных поместьях.

Князья уделяли большое внимание разведению лошадей, в числе прочего в связи с военными нуждами. В княжеских имениях содержались многочисленные их табуны. Согласно Ипатьевской летописи, во время одного из столкновений между князьями Давыдовичами и Ольговичами в 1145 году Давыдовичи совершили набег на неогороженное пастбище Ольговичей и угнали 3 тысячи кобыл и тысячу жеребцов. Разведению охотничьих собак в княжеских имениях также уделялось большое внимание.

Имеются сведения об управлении бортничеством и его правовом регулировании. В ряде источников упоминаются угодья с пчелиными ульями, принадлежавшие как князьям, так и простым людям. Монахи также занимались пчеловодством, и князья нередко жаловали часть своих бортевых угодий епископам и монастырям. Так, в 1150 году смоленский князь Ростислав Мстиславич даровал епископу своего города лес с ульями и обслуживающим их пчеловодом (бортником). Стволы с бортями метились специальным знаком пчеловода (знамя). Область леса, в которой находились помеченные деревья с бортями, охранялась. Русская Правда устанавливала штраф в 3 гривны за снос чужого улья и в 12 гривен за удаление с дерева знака владельца[4].

ru-wiki.org

Сельское хозяйство в Древней Руси Вики

Сельское хозяйство Древней Руси составляло одну из основ её экономики. Ряд историков рассматривал его в качестве господствующей отрасли древнерусского хозяйства. Особую роль в сельском хозяйстве играли княжеские и боярские земли.

Растениеводство[ | код]

В исторической науке нет единого мнения о роли земледелия в хозяйстве Древней Руси. По мнению В. О. Ключевского, в древнерусский период торговля продуктами лесных и других промыслов преобладала над земледелием, несмотря на то, что подавляющая масса русского населения проживала в чернозёмном Среднем Поднепровье. Но с середины XV века, когда основная масса населения сосредоточилась в области Верхнего Поволжья, где почвы представлены менее плодородными суглинками, роль земледелия, напротив, возросла. В качестве основы ранней русской экономики Ключевский рассматривал внешнюю торговлю[1]. Н. А. Рожков также считал, что земледелие в Древней Руси не было важной отраслью хозяйства, поскольку в числе хозяйственных благ, составлявших главное богатство Руси, письменные источники ни разу не называют хлеб, а упоминаются только продукты «добывающей промышленности — меха, мёд и воск». По мнению учёного, «богатство князей, бояр и купцов состояло не в хлебе»[2].

Б. Д. Греков на материале тех же письменных источников, напротив, отстаивал точку зрения о господствующей роли земледелия в хозяйстве Древней Руси. Он указывал, что хлеб стал «богатством», то есть предметом торгового обмена, значительно позднее. Однако этот факт, по мнению Грекова, не отменяет того, что земледелие было главным занятием древнерусского сельского населения.

Косвенно о важной роли земледелия свидетельствует и религия. Известные факты относительно дохристианской религии славян говорят преимущественно о земледельческом культе. Ранняя история христианства на Руси подтверждает земледельческий характер хозяйства славян IX—X вв. Народное христианство Руси почти не несло на себе никаких существенных признаков тотемизма. Христианские понятия и представления заменили собой элементы именно земледельческого культа: весна отождествилась с Богородицей, приезжающей на Благовещение на сохе, святые Илья, Егорий и Никола превратились в покровителей сельскохозяйственных работ. В особенности святой Егорий: «жито родит», «ярь засевает», «горох сеет и на поле первый бог». Молитвы по народным верованиям могли совершаться под овином. О земледелии как о хозяйственной основе жизни древнерусского общества говорит и славянский календарь[3]

Г. В. Вернадский отмечал, что, согласно «Повести временных лет», вятичи, платили дань хазарам по одной монете с сохи, следовательно, соха была их главным средством к существованию. В то же время Вернадский не отрицал и роль внешней торговли. Он писал, что к моменту образования Древнерусского государства продажа зерна не играла значительной роли во внешней торговле. Большую часть товарооборота составляли продукты охоты и лесных промыслов: пушнина, воск и мёд[4].

Количественные соотношения между костными остатками диких и домашних животных говорят о том, что одной из важнейших отраслей хозяйства (наряду с земледелием) была охота[5].

Системы земледелия[ | код]

Различие природных зон оказало влияние на агротехнические методы и привело к заметной разнице между севером и югом страны в сфере земледелия. Степная зона с богатыми чернозёмами была открыта для возделывания. В лесной зоне для того, чтобы получить участок пашни, необходимо было сначала выкорчевать лес. В переходной лесостепной зоне возможно было использовать свободные от деревьев участки земли ещё до вырубки окружающего их леса.

На самой ранней стадии развития земледелия обработка земли заключалась в разрыхлении верхнего слоя почвы мотыгой или другим инструментом подобного рода с одновременной посадкой семян. На этой стадии каждый участок земли использовался только временно. В лесной зоне требовалось подсечно-огневое земледелие. Обработке земли предшествовала вырубка деревьев — подсека и выжигание подлеска — ляда. Образовавшиеся выжженные участки леса, пригодные для земледелия — ляды — в первые два-три года давали высокий урожай. Однако позднее урожайность падала, и использовались новые, подготовленные заранее участки земли. Оставленные участки земли — лядины — заростали. Через некоторое время они расчищались и обрабатывались вновь. Такое земледелие, требовавшее тяжелого труда и большого количества работников, было не под силу одной крестьянской семье. Поэтому раннее земледелие в лесах предполагало существование кооперативных объединений — общин.

В степной зоне первоначальная система земледелия была переложной. После первых урожаев землю оставляли под паром на несколько лет. При этом не соблюдалось какое-либо определённое чередование земельных участков ни во времени, ни в севообороте.

Когда в результате роста населения количество земли становилось ограниченным, и на неё устанавливалась частная собственность, от такого расточительной системы приходилось отказываться, и земля могла быть оставлена под паром только на определённое время. Это привело к появлению двухпольной и, позднее, трёхпольной системы земледелия.

При постоянном возделывании полей для их обработки требовалось намного меньше труда, чем при подсечном земледелии. Препятствие для выхода отдельных семей из общины устранялось, и появились небольшие хозяйства. В то же время, крупные земельные наделы могли прибыльно эксплуатироваться с использованием рабского или наёмного труда[4].

M. H. Покровский связывал технику сельского хозяйства с отдельными этапами в развитии общественных отношений. Эволюцию этой техники учёный разделял на три этапа: подсечно-огневое земледелие, перелог, трёхполье. Если подсека и перелог не давали возможности для прочной оседлости крестьянина, то трёхполье, напротив, её требовало. Крестьянина, по мнению Покровского, прикрепило к земле и владельцу именно трёхполье, которое начало преобладать с XV—XVI веков, в зависимости от района: в Новгородской земле раньше, чем в центре Московского государства[6]

Б. Д. Греков, опираясь на данные археологии и отчасти на сведения письменных источников, отмечал, что уже с IX—X веков пашенное земледелие занимает ведущую роль даже в центральных частях территории, заселённой восточными славянами, а основными земледельческими орудиями становятся соха и плуг. В Среднем и Южном Поднепровье пашенная система земледелия существовала и раньше. Так, уже ранние письменные источники различают озимую и яровую культуры. Это, по мнению Грекова, говорит об устойчивом пашенном земледелии, о двухпольной, а, возможно, и трёхпольной системе. При этом предшествовавшие архаические формы земледелия, в первую очередь подсечно-огневое, не были изжиты и применялись в некоторых регионах на протяжении многих последующих веков[3]. Г. В. Вернадский также писал о достижении стадии трёхполья уже в киевский период как на юге, так и на севере, по крайней мере в наиболее плотно заселённых частях территории[4].

С конца XIII по конец XV века в Северо-Восточной и Северо-Западной Руси идёт процесс развития паровой системы земледелия одновременно с процессом вытеснения подсечно-огневой системы. Полевое (паровое) пашенное земледелие широко распространилось в Северо-Восточной Руси к 1370–1380-м годам. Однако в дополнение к полевой пашне в лесной полосе сохранялась практика разработки подсек. Со второй четверти XV века наблюдается широкое распространение паровой трёхпольной системы земледелия и её господство на большей части земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Ко второй половине XV века трёхпольная система получает повсеместное распространение[7].

Полевые культуры[ | код]

Археологические данные свидетельствуют, что видовой состав хлебов, выращиваемых в Древней Руси был тем же, что и на широкой близлежащей территории.

Период V—IX веков, предшествовавший образованию Древнерусского государства, характеризуется широким распространением в районах северо-запада и запада пшеницы мягкой, ячменя и проса. Возделывались кормовые бобы, горох, лён, конопля. Появляется рожь, первоначально яровая. В конце данного периода появляется рожь озимой формы.

Материалы X — первой половины XIII века характеризуются прежним составом культур и расширением количества посевов озимой ржи. Главные культуры предыдущего периода (пшеница и ячмень) оттесняются на второе-третье места. Чаще появляется ещё одна новая культура — овёс.

Во второй половине XIII — XV веке прослеживается тенденция предыдущего периода: рожь по-прежнему занимает первое место среди зерновых культур, процент её зёрен даже несколько возрастает. Рожь теперь возделывается в большем объёме, чем все три остальные культуры вместе взятые. К XV веку шире распространяются посевы овса. Эта культура выходит на второе место, ещё более оттеснив старые яровые культуры[8].

На юге в качестве основных культур выращивались полба, пшеница и гречиха. При трёхпольной системе на отдельных полях возделывались волокнистые, пригодные для ткачества (лён и конопля), бобовые (горох и чечевица) и репа[4].

Садоводство и огородничество[ | код]

О садоводстве в Древней Руси известно мало. Вероятно, яблоневые и вишневые сады существовали на юге уже многие века. Местные фрукты не было особенно разнообразны, поскольку фрукты импортировались из Византии.

Товарные огороды существовали вокруг Киева и других городов. Находились они обычно в низких влажных местах, затопляемых весенними паводками (болонье). Выращивались капуста, горох, репа, лук, чеснок и тыква[4].

Животноводство[ | код]

Домашние животные Древней Руси

Материальные находки включают останки лошадей, коров, овец, свиней, собак и других домашних животных[3]. Разведение лошадей и крупного рогатого скота представляло собой важную отрасль хозяйства в киевский период[4]. Исследованные кости животных широко варьируются по размерам и пропорциям в каждой местной популяции.

Крупный рогатый скот принадлежал к краниологическому типу brachyceros и в основной своей массе характеризуется очень мелкими размерами. Средний рост в холке был около 1 м (с колебаниями от 85 до 120 см). В лесной полосе была распространена одна местная порода крупного рогатого скота — первичный лесной скот. Мелкими размерами отличались также лошади, весьма изменчивые по своим краниологическим особенностям и другим остеологическим признакам. Средняя высота древнерусской лошади в холке составляла около 135 см, и только отдельные особи достигали 150 см и несколько выше. Ещё меньших размеров были лошади раннего железного века племён дьяковской и юхновской культур. Увеличение размеров лошади может быть связано с развитием пашенного земледелия, при котором лошадь используется как рабочее животное. Очень мелкой была свинья. Домашняя коза принадлежала к краниологическому типу prisca и размерами уступала современной. Древнерусская лесная овца по размерам и строению костей обнаруживает большое сходство с современными романовскими овцами.

Характерной особенностью памятников раннего железного века по сравнению с древнерусским периодом является обилие костных остатков лошади, свидетельствующее о важном значении этого животного в питании населения. В Древней Руси значение лошади в питании резко снижается. Однако, несмотря на религиозные запреты, употребление конины в пищу сохранилось до II тысячелетия н. э. Животноводство могло существовать лишь при условии заготовки кормов, обеспечивающих жизнь скота в зимние месяцы. Трудоёмкость этого процесса должна была существенно ограничивать количество скота, содержавшегося населением. Возраст большинства свиней, овец и коз, определяемый по костным остаткам, указывает на то, что забой скота осуществлялся в осеннее и зимнее время. Обилие костных остатков молодых особей этих видов является следствием трудности содержания большого их поголовья в зимнее время[5].

Охота играла в Древней Руси значительную роль, поэтому разводились охотничьи собаки. Птицеводство было одной из важных отраслей сельского хозяйства. Птицу держали как для личного потребления, так и для торговли[4].

Бортничество[ | код]

Бортничество также являлось существенной отраслью хозяйства. Пчёлы содержались в дуплистых стволах лесных деревьев. Борть (дупло) могла быть природного происхождения, но чаще всего борти специально вырубались в стволах. Воск и мёд пользовались большим спросом как внутри страны, так и за её пределами. Воск, помимо прочего, был необходим для производства церковных свечей и экспортировался в большом количестве в Византию и на Запад[4].

Орудия труда[ | код]

На начальной стадии развития земледелия в лесной зоне для подсеки использовался топор. Земля обрабатывалась мотыгой. В этих условиях не было необходимости в использовании тягловой силы. Как указывает П. Н. Третьяков, в период, предшествовавший древнерусскому, в верховьях Волги лошадь использовалась как скот, на мясо, и только приблизительно в V веке она была приспособлена для сельскохозяйственных работ.

Для вспашки земли на севере использовалась соха — деревянное орудие с тремя зубьями. Позднее к нему добавили металлический лемех. На юге использовалось рало[4]. Основной предпосылкой эволюции сохи явилась возможность использования скота в качестве тягловой силы. В рало впрягались, вероятно, волы, но не исключается также лошадь. Для северной сохи использовалась лошадь[3].

Управление[ | код]

Согласно письменным источникам киевского периода, регулярно обрабатываемые поля уже находились в частной собственности. Известны списки документов, в которых детально описаны границы владений. В Русской Правде установлены штрафы за распахивание земель вне установленных границ.

Поместья могли принадлежать князьям, боярам, церкви и другим лицам. Управляющие княжескими и боярскими поместьями назывались тиуны, княжескими поместьями — также огнищане (огнищные тиуны). Отдельная часть поместья называлась село (соответствовала вилле в Империи Каролингов) и управлялась сельским старостой. За полевыми работами наблюдал ратайный староста; за лошадей отвечал конюший тиун; за овец — овчар. Летописи упоминают доезжачих, отвечавших за княжеские псарни. Большинство княжеских конюхов, пастухов и псарей, вероятно, являлись его холопами.

Княжеские земли обрабатывались холопами и зависимыми работниками — закупами, а также наёмными работниками — рядовичами и вольноотпущенниками — изгоями. Некоторые из наемных работников в княжеских и церковных поместьях получали в аренду небольшие наделы земли. Они обязаны были отдавать хозяину земли часть урожая или платить ренту деньгами.

В Патерике Киево-Печерского монастыря отмечается, что монахи выращивали некоторые виды фруктовых деревьев. Имелись монастырские огороды. Огородники упоминаются также среди людей, работавших в частных поместьях.

Князья уделяли большое внимание разведению лошадей, в числе прочего в связи с военными нуждами. В княжеских имениях содержались многочисленные их табуны. Согласно Ипатьевской летописи, во время одного из столкновений между князьями Давыдовичами и Ольговичами в 1145 году Давыдовичи совершили набег на неогороженное пастбище Ольговичей и угнали 3 тысячи кобыл и тысячу жеребцов. Разведению охотничьих собак в княжеских имениях также уделялось большое внимание.

Имеются сведения об управлении бортничеством и его правовом регулировании. В ряде источников упоминаются угодья с пчелиными ульями, принадлежавшие как князьям, так и простым людям. Монахи также занимались пчеловодством, и князья нередко жаловали часть своих бортевых угодий епископам и монастырям. Так, в 1150 году смоленский князь Ростислав Мстиславич даровал епископу своего города лес с ульями и обслуживающим их пчеловодом (бортником). Стволы с бортями метились специальным знаком пчеловода (знамя). Область леса, в которой находились помеченные деревья с бортями, охранялась. Русская Правда устанавливала штраф в 3 гривны за снос чужого улья и в 12 гривен за удаление с дерева знака владельца[4].

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Ключевский В. О. Боярская Дума Древней Руси / Изд. 5-е. Петербург : Лит.-изд. отд. Нар. Комиссариата по просвещению, 1919. VIII, 543 с.
  2. ↑ Рожков Н. А. Русская история в сравнительно-историческом освещении : (Основы социальной динамики). Л. ; М. : Книга, 1928. Т. 1 : Первобытное общество. Дикари. Варвары. Феодальная революция. 444 с.
  3. ↑ 1 2 3 4 Греков Б. Д. Киевская Русь / отв. ред. Л. В. Черепнин. Л. : Госполитиздат, 1953. 567 с.
  4. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вернадский Г. В. Киевская Русь : пер. с англ. М. : Аграф : ЛЕАН, 1996. 442 с. (История России). Пер. изд.: Kievan Russia / by G. Vernadsky (New Haven ; London, 1948).
  5. ↑ 1 2 Цалкин В. И. Материалы для истории скотоводства и охоты в древней Руси. Материалы и исследования по археологии СССР. № 51. М. : Издательство АН СССР, 1955. 183 с.
  6. ↑ Покровский М. Н. Русская история в самом сжатом очерке. М., 1931. Ч. 1, 2.
  7. ↑ Кочин Г. Е. Развитие земледелия на Руси с конца XIII по конец XV в. // Вопросы экономики и классовых отношений в Русском государстве XII-XVII веков. (Труды Ленинградского отделения Института истории АН СССР. Вып. 2). М.-Л., 1960.
  8. ↑ Кирьянова Н. А. О составе земледельческих культур Древней Руси X—XV вв. (по археологическим материалам) // Советская археология. 1979. № 4. С.72—85.

Литература[ | код]

  • Беляев И. Д. Несколько слов о земледелии в древней России // Временник ОИДР. — М., 1855. — Кн. XXII. — С. 46—48.
  • Ермолов А. С. Организация полевого хозяйства. СПб., 1891.
  • Веселовский С. Б. Село и деревня в северо-восточной Руси XIV—XVI вв. : историко-социологическое исследование о типах внегородских поселений. — М. : ОГИЗ. Соцэкгиз, 1936. — 165, [1] с.
  • Очерки по истории русской деревни X—XIII вв. — М. : Госкультпросветиздат, 1956. — (Труды Государственного Исторического музея).
    • Т.1. — 1956. — 252, [1] с. — (Труды Государственного Исторического музея ; вып. 32).
    • Т.2. — 1959. — 232, [2] с. — (Труды Государственного Исторического музея ; вып. 33).
  • Кирьянов А. В. История земледелия Новгородской земли X—XV вв. // Труды Новгородской археологической экспедиции. Т. 2 / под ред. А. В. Арциховского и Б. А. Колчина. — М., 1959. — С. 321—343.
  • Кочин Г. Е. Сельское хозяйство на Руси в период образования Русского централизованного государства, конец XIII — начало XVI в. — М. : Наука, 1965. — 461 с.
  • Краснов Ю. А. Раннее земледелие и животноводство в лесной полосе Восточной Европы. — М., 1971.

ru.wikibedia.ru