Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси (стр. 1 из 3). Ремесло и декоративно прикладное искусство древней руси


Декоративно-прикладное искусство Древней Руси X-XIII вв. — реферат

Декоративно-прикладное искусство Древней Руси X-XIII вв.

 

 

В ДРЕВНЕЙ РУСИ для обозначения  разных видов прикладного искусства  существовало чудесное слово — узорочье. Сохранившиеся до наших дней образцы  узорочья X—XIII веков являются неисчерпаемым  источником наших представлений и быте древнерусских людей всех классов и категорий — от простого деревенского смерда до князя.

До нас дошло лишь незначительное количество произведений древнего искусства, сохранившихся к тому же фрагментарно. Представить себе все богатство художественных образов прошлого нам помогает обращение к этнографическому искусству славянской деревни XIX века, сохранившему много традиций тысячелетней давности в тканых и вышитых узорах одежды и полотенец, к символике резных ковшей и прялок, в заклинательных новогодних песнях и в весенних хороводах. Только на таком широком фоне могут быть правильно восприняты фрагменты подлинного древнего узорочья. Памятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами ремесленной техники, существовавшими с древнейших времен. Деревенские мастера делали украшения из дешевых сплавов меди и серебра с помощью нехитрых технических приемов. Городские мастера золотых и серебряных дел знали множество сложных и тонких приемов, отделывали свое узорочье то скрученной проволокой – сканью, то тысячами сверкающих крохотных капель металла – зернью, то нежной позолотой, то контрастной чернью, то многоцветной эмалью. Памятники художественного ремесла отчетливо показывают нам различие феодальной и народной культуры. Правда, культура дворцов и соборов создавалась тоже руками мастеров из народа, но все же между двумя полюсами средневековой культуры было много серьезных отличий: народное искусство было более архаичным, традиционным; его корни уходили в далекие тысячелетия. Боярско-княжеское (а отчасти и городское) искусство тянуло нити своих связей вширь; на нем сказывалось соседство торговых площадей, на которых раскладывали свои товары купцы с берегов Хазарского моря, гости из Багдада и Самарканда, из Царьграда и Венеции; в произведениях искусства, украшавших быт феодальных верхов, часто встречались и "международные" средневековые орнаментальные мотивы и сюжеты, которые характерны для шелковых тканей, аксамитных плащей и дорогой пиршественной посуды, расходившихся по всему Старому Свету.

В середине X века, примерно в эпоху  князя Святослава, у стен Чернигова  был насыпан огромный курган над  останками двух князей, сожженных, по обычаю, на погребальном костре. Умерших  проводили, выпив в их честь из священных сосудов — турьих рогов, окованных серебром. При раскопках рядом с рогами был найден ритуальный нож для заклания жертв (быть может, и пили не мед и не пиво, а кровь жертвенного животного?). Турьи рога - обязательный атрибут славянских языческих богов, позднее – обязательная принадлежность свадебного обряда.

Широкие устья обоих рогов оправлены  серебром; острые концы, очевидно, имели  особое оформление, которое не сохранилось (судя по другим образцам, оно могло  быть сделано в виде птичьих голов). На тулове каждого рога находилась ромбическая серебряная бляха с растительным орнаментом. Оковка рога меньших размеров была покрыта вычеканенными растительными гирляндами в восточном духе.

Значение этого турьего рога очень важно; его художественные качества доказывают, что ко времени  принятия христианства русское искусство находилась на достаточно высокой ступени развития. Тератологический стиль, развившийся на Руси в X веке, с одной стороны, органически вырастает из звериных композиций VI-VII веков, а с другой – является родоначальником стиля прикладного искусства XI – XII веков.

Из всего многоцветного богатства  древнего деревенского прикладного  искусства (вышитые ткани, резное дерево, расшитая кожа и т.п.) время сохранило  до нас только металлические дополнения к женским костюмам: бляшки от кокошников, височные кольца ("усерязи"), наборы монист ("гривной утвари") из бус и металлических подвесок, своеобразные амулеты-обереги, браслеты и перстни. Эти вещи археологи находят в курганах во всех концах славянского мира. Сделаны были эти украшения (за исключением бус) самими крестьянами, местными деревенскими ремесленниками, обслуживавшими несколько поселков.

В каждой славянской земле существовали свои этнографические отличия в  стиле и рисунке женских украшений, по которым археологи довольно точно  определяют границы земель радимичей, вятичей, кривичей или северян.

Нехитрыми способами сельские мастера  делали из дешевых сплавов красивые, изящные вещи, создавашие весьма своеобразный рисунок всего женского наряда. По всей вероятности, в курганах хоронили женщин в их свадебном наряде (этнография знает много подобных примеров). В материалах раскопок русских сельских кладбищ X – XIII веков почти нет предметов, связанных с христианством. Единственная уступка церкви состояла в том, что прекратилось сожжение мертвых и их стали предавать земле. Женские украшения того времени заполнены языческой символикой, иногда неясной для нас, иногда же поддающейся расшифровке.

В составе ожерелий часто встречаются  лунницы, связанные с культом  луны. Если руководствоваться мифологией, то их следует считать принадлежностью девичьего убора, так как Селена – богиня Луны – была покровительницей девушек. Много также подвесок, как бы изображающих солнце с лучами. Иногда у солнца 12 лучей, что, быть может, связано с солнечным годом в 12 месяцев. В некоторых местах (земля радимичей) распространены подвески с изображением головы быка.

На вятичских височных кольцах  мы встречаем тонкий кружевной узор и интересную композицию из двух коней  и сильно стилизованной фигуры –  композицию, напоминающую многочисленные вышивки на полотенцах.

На браслетах-обручах чаще всего  изображались символы воды: плетенка, волнистый узор, змеиные головы; встречается струйчатое переплетение проволок. Объяснение этому мы найдем при рассмотрении городских вещей, в которых яснее выражена магическая сущность этого сюжета: браслеты были связаны с ритуальными плясками в честь русалок – добрых божеств плодоносной воды.

Совершенно особый интерес представляют амулеты, входившие в состав женских (свадебных?) украшений. Они раскрывают перед нами мир языческих образов, связанных с заклинательной магией.

Среди амулетов встречаются миниатюрные  бронзовые топорики, покрытые кружковым  орнаментом, символизирующим солнце. Топор часто являлся атрибутом  бога Неба.

С культом воды связаны маленькие чашечки, не имеющие дна; этнографы знают об употреблении таких "сосудов" при заговорах: чашечку ставили на землю и, наливая в нее воду, поили "мать сыру землю".

Для отпугивания зла в наборы оберегов включались зубы и когти  хищников или стилизованные изображения зубов и когтей, сделанные из бронзы и серебра; иногда из металла отливали целые челюсти хищников.

Такую же роль оберега играли миниатюрные  модели гребней, украшенные двумя звериными  головами. Древние люди давно подметили, что болезни часто связаны с паразитами, поэтому гребням, уничтожавшим распространителей заразы, придавалось значение оберега. В русских сказках волшебный гребень спасает героя и его невесту от бабы-яги – богини Смерти. Гребни украшались звериными головами, как бы кусающими врагов человека.

Большое количество архаизмов в  прикладном искусстве сохранилось  в глухой лесной земле радимичей, где почти не было городов. Здесь  в курганах находят своеобразные костяные подвески в виде уточек с  конской головой и гривой. Такое  противоестественное слияние форм водоплавающей птицы и коня может показаться странным, но исследователями давно уже выяснено, что это устойчивое сочетание – оно сохраняется до XIX века – объясняется древним культом солнца: днем по небу светило везут кони (колесница Феба), а ночью, по подземному океану, его влекут плавающие по воде птицы. Поэтому на резных ковшах очень часто изображается солнце и рядом с ним конь или уточка.

В украшениях кривичей и их соседей  очень много стилизованных звериных фигурок с такими же солнечными знаками, как и на топориках небесного бога-громовика. Их называют то коньками, то собачками, поскольку характер изображений хотя и устойчив, но недостаточно ясен. У этих животных никогда не изображается грива, уши резко отличны от лошадиных и иногда снабжены двумя острыми хвостиками, как у рыси. Передние лапы согнуты так, как может их согнуть только хищник. Учитывая наличие челюстей хищников в составе оберегов, можно допустить, что такое же апотропеическое, охраняющее значение имели и фигурки, изображавшие самого свирепого хищника наших лесов – рысь, или, как ее звали в древней Руси иносказательно, "лютого зверя". Круглые пятна на фигурках, может быть, изображают те "пестротины" на шкуре рыси, о которых упоминается в письменных памятниках XI века.

В некоторых курганах встречаются целые наборы амулетов, соединенных общей основой для прикрепления. Такие наборы представляют собой как бы целые заклинательные фразы (очевидно, из свадебного обряда), овеществленные в бронзе. Так, например, в одном таком наборе встречены ложки, ключ, челюсть хищника и голубь. Расшифровать этот подбор символов можно примерно так: "Девушка, подобная птице (птица – символ cемейственности, жизни), пусть всегда ты будешь сыта (ложки), пусть никто не расхитит твое хозяйство (ключ), пусть зло минует тебя!"

В курганах изредка встречаются  остатки тканей. Узор на них, как  и следовало ожидать, содержит очень  архаичную символику, уходящую корнями  в искусство первых земледельцев Европы IV – III тысячелетий до н.э. Это  символы засеянного поля, изображавшегося в виде квадрата или ромба, разделенного на четыре части с обязательной точкой (семенем) в центре каждой ячейки.

Как видим, сельское узорочье времен Киевской Руси было многообразным по форме и очень интересным по своему содержанию. Магическое заклинательное начало было еще очень сильно в его символике, и оно медленно уступало началу эстетическому, которое опиралось на старые формы, постепенно освобождая их от обязательной заклинательности. Когда в ожерелье невесты появлялось несколько солнц или несколько лун, то это означало, что старый символ употреблялся уже наполовину механически.

В традиционном крестьянском искусстве  многие архаичные символы удержались почти до наших дней, но из смысл  уже утрачен самими создателями. Декоративность победила древнюю заклинательную символику.

зорочье русских городов существенно  отличается от деревенского. Оно выступает  перед нами в двух разных категориях: во-первых, как искусство самих  посадских горожан, творцов феодальной культуры, и во-вторых, как созданное  их руками искусство боярско-княжеских кругов. Между изделиями существуют различия в ценности материала, в тонкости отделки, в некоторых технических приемах, но стилистически и сюжетно обе категории городского прикладного искусства очень близки, что вполне естественно при единстве творческой среды.

Единство стиля мы наблюдаем и в другом отношении: все виды городского прикладного искусства – украшения и утварь, книжная орнаментика, архитектурная декорация – стилистически, а порою и сюжетно очень близки друг к другу. Так, когда мы рассматриваем инициалы Юрьевского евангелия 1120-х годов, нам кажется, что перед нами эскизы будущих рельефов – белокаменной резьбы Владимиро-Суздальской земли. Любуясь серебряными браслетами XII века с изображениями птиц, львов и грифонов, размещенных в награвированных аркадах, мы невольно воспринимаем их как двойников современных им грифонов и львов в белокаменных арках владимирских соборов. Миниатюры Остромирова евангелия 1056 года (художник четким золотым контуром обводил границы каждого цветового пространства) напоминают великолепные изделия с перегородчатой эмалью, где мастера тонкими золотыми полосками отделяли один цвет от другого.

По технике исполнения изделия  городских мастеров, особенно тех, которые  обслуживали самых знатных заказчиков в княжеских дворцах, не уступали образцам самого передового мирового искусства того времени – искусства Византии и Ближнего Востока. Чеканщики могли изготовить превосходные рельефы на серебре, литейщики отливали сложные хитроумные изделия. Мастера золотых и серебряных дел в поисках наилучшей игры света оттеняли серебро чернью и позолотой, а иногда покрывали гладкую серебряную поверхность колта тысячами (!) микроскопических колечек и на каждое (!) колечко напаивали крошечное зернышко серебра. Особенной тонкости мастерства требовало эмальерное дело, где рисунок на золоте создавался напаиванием на ребро тонких золотых перегородок, между которыми плавилась многоцветная эмаль (финифть), недаром немецкий ученый-технолог XI века Теофил из Падерборна, перечисляя страны, прославившиеся тем или иным мастерством, на одном из первых мест назвал Русь, известную в Европе своими эмалями и изделиями из серебра с чернью.

Главным источником наших сведений о художественном ремесле являются многочисленные клады, зарытые во время  нашествия Батыя в 1237-1241 годах. Среди  них нет ни одного клада с оружием или посудой, все они представляют собой гарнитуры украшений княгинь и боярынь, спрятанные во время опасности. Вещи, содержащиеся в этих кладах, относятся к более широкому хронологическому периоду – 1170-1240 годам. Очень важно отметить, что во многих кладах содержатся вещи более чем из одного гарнитура: одни из них принадлежат к парадному (очевидно, свадебному) убору, другие же, более простые – к повседневному.

Убор княгини состоял, судя по миниатюрам и археологическим данным, из "венца городчатого" – высокого кокошника, увенчанного в верхней части золотой зубчатой короной с эмалевыми изображениями и жемчугом. От боковых сторон венца к плечам на золотых узорчатых цепях ("ряснах") спускались колты – округлые чечевицеподобные подвески, тоже с эмалевыми изображениями. Шею и оплечье украшали бусы, золотые плетеные гривны и золотые монисты из больших медальонов, усыпанных самоцветами. Браслеты в этом уборе, очевидно, не полагались, так как ни одного золотого браслета с эмалью и камнями, который соответствовал бы по стилю всем остальным предметам гарнитура, ни в одном кладе не найдено. Браслеты, вероятно, заменялись шитыми парчовыми поручами, завершавшими узкий рукав верхней одежды. На самых торжественных уборах, предназначенных, очевидно, для церемоний, связанных с церковными обрядами, имеется много христианских изображений. На одной из корон изображен целый деисусный чин, который впоследствии стал помещаться в церковных иконостасах: Иисус Христос, Богородица, Иоанн Предтеча, два архангела и два апостола. Эмалевая надпись "ПАВЬЛЪ" удостоверяет русское, а не византийское происхождение короны. Церковные сюжеты часты на монистах и на колтах.

myunivercity.ru

Декоративно-прикладное искусство Древней Руси

декоративно-прикладное искусство древней руси

 И тако украсил добре, яко не могу сказати оного ухищрения по достоянию довольно, яко многим происходящим от Грек и иных земель глаголати: "Нигде же сицея красоты бысть!" "Житие Бориса и Глеба" описание работы русского мастера начала XII века

  В ДРЕВНЕЙ РУСИ для обозначения  разных видов прикладного искусства  существовало чудесное слово — узорочье.Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X—XIII веков являются неисчерпаемым источником наших представлений и быте древнерусских людей всех классов и категорий — от простого деревенского смерда до князя. Весь быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста — яркой вышивкой. До нас дошло лишь незначительное количество произведений древнего искусства, сохранившихся к тому же фрагментарно. Представить себе все богатство художественных образов прошлого нам помогает обращение к этнографическому искусству славянской деревни XIX века, сохранившему много традиций тысячелетней давности в тканых и вышитых узорах одежды и полотенец, к символике резных ковшей и прялок, в заклинательных новогодних песнях и в весенних хороводах. Только на таком широком фоне могут быть правильно восприняты фрагменты подлинного древнего узорочья. Памятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами ремесленной техники, существовавшими с древнейших времен. Деревенские мастера делали украшения из дешевых сплавов меди и серебра с помощью нехитрых технических приемов. Городские мастера золотых и серебряных дел знали множество сложных и тонких приемов, отделывали свое узорочье то скрученной проволокой – сканью, то тысячами сверкающих крохотных капель металла – зернью, то нежной позолотой, то контрастной чернью, то многоцветной эмалью. Памятники художественного ремесла отчетливо показывают нам различие феодальной и народной культуры. Правда, культура дворцов и соборов создавалась тоже руками мастеров из народа, но все же между двумя полюсами средневековой культуры было много серьезных отличий: народное искусство было более архаичным, традиционным; его корни уходили в далекие тысячелетия. Боярско-княжеское (а отчасти и городское) искусство тянуло нити своих связей вширь; на нем сказывалось соседство торговых площадей, на которых раскладывали свои товары купцы с берегов Хазарского моря, гости из Багдада и Самарканда, из Царьграда и Венеции; в произведениях искусства, украшавших быт феодальных верхов, часто встречались и "международные" средневековые орнаментальные мотивы и сюжеты, которые характерны для шелковых тканей, аксамитных плащей и дорогой пиршественной посуды, расходившихся по всему Старому Свету.

Особый интерес  представляют для нас многочисленные украшения княгинь и боярынь, зарытые в момент нашествия Батыя  и так и оставшиеся в земле  после гибели их владельцев во время  жестокой расправы татар с населением русских городов. Богатая коллекция  этих кладов из Киева, Чернигова, Владимира, Рязани и других городов раскрывает перед нами во всем блеске техническое  совершенство и круг оригинальных художественных образов, созданных русскими мастерами  золотых и серебряных дел в XII—XIII веках. Специальный раздел составляет церковное искусство. Здесь традиции русского народного умельства переплетались с византийскими и романскими.

Истоки русского народного  искусства уходят в глубину тысячелетий. Древние славяне на своем историческом пути соприкасались со скифами и  сарматами, с предками литовцев, латышей, заходившими ранее далеко на юг, и с финно-угорскими племенами  лесного северо-востока. В процессе ассимиляции славяне восприняли многое из фольклора и изобразительного искусства славянизируемых соседей  северо-запада и северо-востока. Но в этом кратком очерке нет возможности  остановиться на сложной предыстории  русского средневекового искусства. Мы начнем рассмотрение его с тех  произведений, которые могут быть своеобразным эпиграфом ко всему  искусству древней Руси, с турьих рогов из Черной Могилы.

В середине X века, примерно в эпоху князя Святослава, у  стен Чернигова был насыпан огромный курган над останками двух князей, сожженных, по обычаю, на погребальном костре. Умерших проводили, выпив  в их честь из священных сосудов  — турьих рогов, окованных серебром. При раскопках рядом с рогами был найден ритуальный нож для  заклания жертв (быть может, и пили не мед и не пиво, а кровь жертвенного  животного?). Турьи рога - обязательный атрибут славянских языческих богов, позднее – обязательная принадлежность свадебного обряда.

Широкие устья обоих  рогов оправлены серебром; острые концы, очевидно, имели особое оформление, которое не сохранилось (судя по другим образцам, оно могло быть сделано  в виде птичьих голов). На тулове каждого рога находилась ромбическая  серебряная бляха с растительным орнаментом. Оковка рога меньших размеров была покрыта вычеканенными растительными  гирляндами в восточном духе.

Особого внимания заслуживает  большой рог, серебряная оковка которого обрамлена растительным узором, наведенным чернью. Основной фон прочеканен и  позолочен. На этом золотом поле рельефно выделяются причудливо изогнутые и  переплетенные между собою светлые  фигуры птиц, зверей и фантастических животных. Некоторые из них кусают друг друга, иные стоят отдельно; на тыльной стороне оправы - два чудища, хвосты которых срослись в одну пальметку, разделяющую оправу на две части. На лицевой стороне посреди всех чудищ и зверей художник изобразил сцену, которой, судя по всему, он придавал важное значение. На первый взгляд содержание сцены очень простое: двое охотников стреляют в птицу; но когда мы начинаем вглядываться внимательнее, то видим ряд загадочных деталей. В руке одной из фигур (мужчина в рубахе или кольчуге с непокрытой головой) лук, но стрелы уже нет, она только что спущена с тетивы. Вторая фигура — женская, и, судя по длинным косам, это девушка. В руках у нее тоже лук и опустевший колчан. Самое интересное заключается в том, что стрелы летят не в птицу. Одна стрела поломана и находится позади мужчины, вторая летит вверх, а третья - прямо в голову мужчине. Все это похоже на сказку. Загадочный сюжет разъясняется одной черниговской же былиной об Иване Годиновиче, известной по записи, сделанной еще в XVII веке. В былине повествуется о молодом дружиннике, увезшем из Чернигова невесту Марью. По дороге на них напал царь Кащей, за которого Марья уже была просватана. Иван победил было Кащея, но тот склонил Марью на свою сторону и связал Ивана. В это время прилетела вещая птица и напророчила гибель Кащею. Дальнейшие события и изображены на турьем роге: Кащей велит Марье принести лук и стрелы и пытается убить вещую птицу, но заговоренные стрелы летят обратно, и одна из них убивает Кащея. Вероятно, эта древняя былина отражала какое-то важное событие из жизни Чернигова, если се главным момент – смерть страшного Кащея Бессмертного от вмешательства птицы (изображение птицы вошло в герб города Чернигова) оказался вычеканенным на священном сосуде князя-жреца эпохи Святослава.

Значение этого  турьего рога очень важно; его  художественные качества доказывают, что ко времени принятия христианства русское искусство находилась на достаточно высокой ступени развития. Тератологический стиль, развившийся  на Руси в X веке, с одной стороны, органически вырастает из звериных композиций VI-VII веков, а с другой – является родоначальником стиля  прикладного искусства XI – XII веков.

Из всего многоцветного  богатства древнего деревенского прикладного  искусства (вышитые ткани, резное дерево, расшитая кожа и т.п.) время сохранило  до нас только металлические дополнения к женским костюмам: бляшки от кокошников, височные кольца ("усерязи"), наборы монист ("гривной утвари") из бус и металлических подвесок, своеобразные амулеты-обереги, браслеты и перстни. Эти вещи археологи находят в курганах во всех концах славянского мира. Сделаны были эти украшения (за исключением бус) самими крестьянами, местными деревенскими ремесленниками, обслуживавшими несколько поселков.

В каждой славянской земле существовали свои этнографические  отличия в стиле и рисунке  женских украшений, по которым археологи  довольно точно определяют границы  земель радимичей, вятичей, кривичей или  северян.

Нехитрыми способами  сельские мастера делали из дешевых  сплавов красивые, изящные вещи, создавашие весьма своеобразный рисунок всего женского наряда. По всей вероятности, в курганах хоронили женщин в их свадебном наряде (этнография знает много подобных примеров). В материалах раскопок русских сельских кладбищ X – XIII веков почти нет предметов, связанных с христианством. Единственная уступка церкви состояла в том, что прекратилось сожжение мертвых и их стали предавать земле. Женские украшения того времени заполнены языческой символикой, иногда неясной для нас, иногда же поддающейся расшифровке.

           

В составе ожерелий часто встречаются лунницы, связанные с культом луны. Если руководствоваться мифологией, то их следует считать принадлежностью девичьего убора, так как Селена – богиня Луны – была покровительницей девушек. Много также подвесок, как бы изображающих солнце с лучами. Иногда у солнца 12 лучей, что, быть может, связано с солнечным годом в 12 месяцев. В некоторых местах (земля радимичей) распространены подвески с изображением головы быка.

На вятичских височных кольцах мы встречаем тонкий кружевной узор и интересную композицию из двух коней и сильно стилизованной фигуры – композицию, напоминающую многочисленные вышивки на полотенцах.

На браслетах-обручах  чаще всего изображались символы  воды: плетенка, волнистый узор, змеиные  головы; встречается струйчатое переплетение проволок. Объяснение этому мы найдем при рассмотрении городских вещей, в которых яснее выражена магическая сущность этого сюжета: браслеты были связаны с ритуальными плясками в честь русалок – добрых божеств плодоносной воды.

Совершенно особый интерес представляют амулеты, входившие  в состав женских (свадебных?) украшений. Они раскрывают перед нами мир  языческих образов, связанных с  заклинательной магией.

Среди амулетов встречаются  миниатюрные бронзовые топорики, покрытые кружковым орнаментом, символизирующим  солнце. Топор часто являлся атрибутом  бога Неба.

С культом воды связаны  маленькие чашечки, не имеющие дна; этнографы знают об употреблении таких "сосудов" при заговорах: чашечку ставили на землю и, наливая  в нее воду, поили "мать сыру землю".

Для отпугивания зла  в наборы оберегов включались зубы и когти хищников или стилизованные  изображения зубов и когтей, сделанные  из бронзы и серебра; иногда из металла  отливали целые челюсти хищников.

Такую же роль оберега  играли миниатюрные модели гребней, украшенные двумя звериными головами. Древние люди давно подметили, что  болезни часто связаны с паразитами, поэтому гребням, уничтожавшим распространителей  заразы, придавалось значение оберега. В русских сказках волшебный  гребень спасает героя и его  невесту от бабы-яги – богини Смерти. Гребни украшались звериными  головами, как бы кусающими врагов человека.

Большое количество архаизмов  в прикладном искусстве сохранилось  в глухой лесной земле радимичей, где почти не было городов. Здесь  в курганах находят своеобразные костяные подвески в виде уточек с  конской головой и гривой. Такое  противоестественное слияние форм водоплавающей птицы и коня может  показаться странным, но исследователями  давно уже выяснено, что это  устойчивое сочетание – оно сохраняется  до XIX века – объясняется древним  культом солнца: днем по небу светило  везут кони (колесница Феба), а  ночью, по подземному океану, его влекут плавающие по воде птицы. Поэтому  на резных ковшах очень часто изображается солнце и рядом с ним конь или  уточка.

В украшениях кривичей и их соседей очень много стилизованных  звериных фигурок с такими же солнечными знаками, как и на топориках небесного бога-громовика. Их называют то коньками, то собачками, поскольку характер изображений хотя и устойчив, но недостаточно ясен. У этих животных никогда не изображается грива, уши резко отличны от лошадиных и иногда снабжены двумя острыми хвостиками, как у рыси. Передние лапы согнуты так, как может их согнуть только хищник. Учитывая наличие челюстей хищников в составе оберегов, можно допустить, что такое же апотропеическое, охраняющее значение имели и фигурки, изображавшие самого свирепого хищника наших лесов – рысь, или, как ее звали в древней Руси иносказательно, "лютого зверя". Круглые пятна на фигурках, может быть, изображают те "пестротины" на шкуре рыси, о которых упоминается в письменных памятниках XI века.

В некоторых курганах встречаются целые наборы амулетов, соединенных общей основой для  прикрепления. Такие наборы представляют собой как бы целые заклинательные фразы (очевидно, из свадебного обряда), овеществленные в бронзе. Так, например, в одном таком наборе встречены  ложки, ключ, челюсть хищника и  голубь. Расшифровать этот подбор символов можно примерно так: "Девушка, подобная птице (птица – символ cемейственности, жизни), пусть всегда ты будешь сыта (ложки), пусть никто не расхитит твое хозяйство (ключ), пусть зло минует тебя!"

В курганах изредка  встречаются остатки тканей. Узор на них, как и следовало ожидать, содержит очень архаичную символику, уходящую корнями в искусство  первых земледельцев Европы IV – III тысячелетий  до н.э. Это символы засеянного поля, изображавшегося в виде квадрата или ромба, разделенного на четыре части с обязательной точкой (семенем) в центре каждой ячейки.

Как видим, сельское узорочье времен Киевской Руси было многообразным  по форме и очень интересным по своему содержанию. Магическое заклинательное начало было еще очень сильно в  его символике, и оно медленно уступало началу эстетическому, которое  опиралось на старые формы, постепенно освобождая их от обязательной заклинательности. Когда в ожерелье невесты появлялось несколько солнц или несколько лун, то это означало, что старый символ употреблялся уже наполовину механически.

В традиционном крестьянском искусстве многие архаичные символы  удержались почти до наших дней, но из смысл уже утрачен самими создателями. Декоративность победила древнюю заклинательную символику.

Узорочье русских  городов существенно отличается от деревенского. Оно выступает перед нами в двух разных категориях: во-первых, как искусство самих посадских горожан, творцов феодальной культуры, и во-вторых, как созданное их руками искусство боярско-княжеских кругов. Между изделиями существуют различия в ценности материала, в тонкости отделки, в некоторых технических приемах, но стилистически и сюжетно обе категории городского прикладного искусства очень близки, что вполне естественно при единстве творческой среды.

stud24.ru

Рыбаков Б.А. - Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков

Подробности Опубликовано: 17 октября 2014 Просмотров: 1129

Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII вековВ ДРЕВНЕЙ РУСИ для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово — узорочье. Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X—XIII веков являются неисчерпаемым источником наших представлений и быте древнерусских людей всех классов и категорий — от простого деревенского смерда до князя. Весь быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста — яркой вышивкой. До нас дошло лишь незначительное количество произведений древнего искусства, сохранившихся к тому же фрагментарно. Представить себе все богатство художественных образов прошлого нам помогает обращение к этнографическому искусству славянской деревни XIX века, сохранившему много традиций тысячелетней давности в тканых и вышитых узорах одежды и полотенец, к символике резных ковшей и прялок, в заклинательных новогодних песнях и в весенних хороводах. Только на таком широком фоне могут быть правильно восприняты фрагменты подлинного древнего узорочья. Памятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами ремесленной техники, существовавшими с древнейших времен. Деревенские мастера делали украшения из дешевых сплавов меди и серебра с помощью нехитрых технических приемов. Городские мастера золотых и серебряных дел знали множество сложных и тонких приемов, отделывали свое узорочье то скрученной проволокой – сканью, то тысячами сверкающих крохотных капель металла – зернью, то нежной позолотой, то контрастной чернью, то многоцветной эмалью. Памятники художественного ремесла отчетливо показывают нам различие феодальной и народной культуры....

www.rodnovery.ru

Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси

Федеральное агентство по образованию российской федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«орловский государственный университет»

Художественно-графический факультет

Кафедра дизайна

РЕФЕРАТ

На тему: «Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси»

Вып.:ст.2к. ДПИ Дорофеева Л.Ю

Рук.: Проф. Е.А. Чертыковцева

Орел.2009.

Содержание .

1.Введение.

2.Основная часть.

3.Заключение.

4.Список литературы.

5.Иллюстрации.

Введение.

Какова роль декоративно-прикладного искусства в Киевской Руси? И каково вообще его значение в художественном творчестве любой эпохи?

Вот что в применении к своему времени писал по этому поводу В.В Стасов:

« Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец , во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало- дескать дело пустое и вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там уже, наверное, значительна будет и интересна по мысли и форме и архитектура, а вслед за нею и живопись и скульптура. Где нет потребности в том, чтобы художественны были мелкие общежитейские предметы, там и искусство растет еще на песке, не пустило еще настоящих корней».

Мы видели, как именно эта потребность пронизывала весь быт, все стороны жизни языческой Руси. И продолжала пронизывать, все совершенствуясь и обогащаясь, повседневную жизнь Киевской державы, когда наш народ приобщился к великой художественной традиции, корнями своими уходившей в классическую древность.

И эту традицию, равно как и новую религию, наш народ сочетал со своей собственной традицией и своим собственным мироощущением.

Мы уже говорили об этом: подлинно из глубин народной души росло и выкристаллизовывалось эстетическое чувство.

Горький писал, что в средние века « основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи, каменщики, плотники, резчики по дереву».

Мы знаем, какого замечательного развития достигло художественное ремесло в Киеве. И мы можем сказать, что без этого развития, без всех этих плотников, резчиков, златокузнецов и гончаров немыслим был бы весь центральный ансамбль великокняжеского Киева, с его златоверхими церквями, теремами и величественными Золотыми воротами – парадным въездом в столицу.

Нет, на песке не могла бы вырасти София киевская, чья архитектура плоть от плоти многовекового искусства отечественных древоделей.

Но важен и обратный процесс.

Народное прикладное искусство, стремление к художественности «общежитейских предметов» находило свое увенчание в монументальной живописи и зодчестве, и оно обогащалось их достижениями. Строители Софии многому научились у русских плотников- древоделей, а те в свою очередь совершенствовали свое искусство, имея перед глазами такой образец законченного мастерства , как этот храм.

Гений художника может развиваться только в художественно одаренной среде, которую он в свою очередь обогащает.

Мы уже знаем, какое восхищение вызвало у чужеземцев художественное творчество наших умельцев.

Основная часть.

Внутреннее убранство дома.

« Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами большой стол для всей семьи , вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик- поставец нарядно украшен росписью ,здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, разные светцы для лучины. Ковши были самых разнообразных форм и размеров, в них наливали мед или квас. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши – утицы . Братины точеные сосуды для напитков в виде шара тоже расписывались, давались к ним и надписи, например такого содержания : « Господа, гостите , пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!»Из дерева вырезали красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно ложки. Деревянные ложки и в наши дни не стали музейными экспонатами.

Из дерева делали всё и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы они были удобные, но и заботился о красоте предметов, чтобы они радовали людей, и превращая работу в праздник. Особенно почитались у крестьян прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани. Чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству.

По старому обычаю парень, посватавшись к девушке , дарил ей прялку ручной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. В зависимости от изготовления прялки могли быть « стройные, высокие, силуэтом своим напоминали женскую фигуру в пышном сарафане и кокошнике, украшала их обычно сквозная резьба», либо « массивные, тяжелые, сплошь покрыты строгим геометрическим орнаментом, часто ещё и расписаны по резьбе». У практичного хозяина всякое лыко в строку, в работу идут все части дерева: из луба резали всевозможную утварь, из корней , ветвей плели изящные и ловкие корзины. Удивительно красивые и удобные вещи крестьяне делали из бересты (специально обработанной березовой коры). Во всех изделиях из дерева, сделанных народными умельцами , ясно видно высокое техническое и художественное мастерство. Удивительно, как приспособлено всё, что выходит из-под рук мастеров, к быту народа, к окружающей природе. Жива и сейчас деревянная посуда: горит золотом, рдеет алыми цветами. Поистине на старое глядят, новое творят. В современной деревне, конечно, стало меньше расписных и резных изделий из дерева.

Но, может быть, сейчас они как никогда радуют нас. На ярмарках, выставках, в музеях народного искусства они создают атмосферу праздничности . красоты, вызывают удивление и восхищение людей.

Русский народный костюм

"Нелёгкая и непростая жизнь была у русской крестьянской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжёлая работа в поле. Нужно было вспахать и засеять землю, посадить овощи, заготовить на зиму сено для скота. Осенью – собрать урожай, сделать запасы на зиму. Зимой – заготовить дрова, если в тёплое время не успел, съездить в город продать кое-что из зимних запасов и купить самые необходимые для семьи вещи. Дел и забот всегда было много и у мужчин и у женщин. Работу крестьяне начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Так шли дни, месяцы, годы...

Зато когда приходил праздник, он был для крестьян особенно радостным и желанным, его ждали, к нему готовились. Все жители деревни в эти дни надевали свою лучшую, праздничную одежду. И чем тяжелее и безрадостнее была жизнь, тем больше хотелось в праздник окружить себя весельем, яркой красотой, всем показать свои наряды, своё мастерство в шитье и в украшении одежды.

В каждой местности одевались по-разному, но основные предметы крестьянского костюма были одинаковыми в большинстве областей России. Одежда резко делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная, наоборот, – демонстрировала всё, на что были способны её хозяева. Любую одежду в деревне очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению семьи.

Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, обычно шерстяной, а в южных областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву, голову покрывали платком. Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. Сверху, если было нужно, надевали платок. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато украшенный твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку – рогатую кичку, затем платок. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник. Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да кисти рук.

Основной частью мужской одежды тоже была рубаха и порты – длинные штаны вроде брюк. Обувь у крестьян, и у мужчин и у женщин, была одинаковая. У бедных – лапти, которые плели из лыка, особым образом очищенной коры липы. Липа – лиственное дерево, которое растёт в России повсюду. Лапти, хотя и не отличались особым изяществом, в сухую погоду были и лёгкой и удобной обувью, но изнашивались очень быстро. Поэтому каждый крестьянин мог сплести лапоточки и делал это быстро, весело и красиво. Но в дождь, в холод в лаптях было плохо. Богатые крестьяне на такое время шили из кожи сапоги, бедные редко могли позволить себе такую роскошь. Зато зимой, когда устанавливались морозы и снег плотно укрывал землю, все надевали валенки. Валенки изготовляли (валяли) из домашней овечьей шерсти. Были они удобными, тёплыми, мягкими, и ходить в них по льду и снегу – одно удовольствие, хотя особенно красивой обувью их не назовёшь.

mirznanii.com

Глава 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Зарождение тех или иных ремесленных школ обусловлено как их территориальным расположением, так и наличием какого-либо исходного материала. Немаловажным является и приезд иностранных мастеров в Киев, Новгород, Владимир, Псков, Рязань. Искусство греческих мастеров, приезжавших из Византии и стран Балканского полуострова, положило ос­нову для проникновения христианства в сферу декоративно- ирикладного искусства Древней Руси. Основным направле­нием при изготовлении художественных изделий до христиа­низации Руси было жреческое славянское язычество, погре­бальные культы. Основными предметами, таким образом, были амулеты, вотивы, оружие воинов, женские украше­ния — обереги. Большая их часть создавалась в солярных формах, такими же орнаментальными знаками они и декори­ровались. Основная задача подобных изображений — охран­ное значение, ограждение и защита человека от нечеловече­ских (непознанных) сил и чар. Большая часть подобных зна­ков — это обращение с просьбой, мольбой к матушке-земле, желание задобрить ее и умилостивить. В раскопках славян­ских курганов и поселений археологи находят множество предметов со следами архаических орнаментов, которые от­ражают истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них в виде креста, квадрата с четырьмя точка­ми, ромба, круга являлись условными знаками, символами солнца, земли, неба и их стихий. Языческая романтика при­давала особую красочность русской народной культуре. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архи­тектуры: молниеотводы на причелинах, коньки на крышах домов, амбаров, у печей, на посуде; утвари и одежде. Инте­ресной для изучения славянского орнамента является одежда. Вся древняя одежда украшалась вышивкой. Она располага­лась по вороту, на груди и на спине, на рукавах, подоле и на поясе. Привычными в декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, ромбы, кресты, зигзаги, меандры и многое другое.

В книге «Язычество древних славян» академик А. Б. Рыба­ков доказал, что в основе древнеславянской орнаментики, опирающейся на истоки народного искусства, лежат общече­ловеческие, универсальные, космогонические представления о мире. «Обереговые» знаки, которые наносились на различ­ные изделия, — все те же космологические символы, которые с течением времени приобрели новое понимание.

Главная особенность, отличающая характер русского де­кора от западноевропейского — это различие в типах миро­воззрения, базирующихся на католической и протестантской религиях в одном случае, на православной — в другой. На­циональная культура Древней Руси, опирающаяся на визан­тийское наследие, практически отказалась от пластического строя архаического искусства. Это было вполне закономерно, так как Русь практически бесконфликтно приняла христиан­скую религию. При этом языческое наследие навсегда сохра­нилось как прекрасный раритет, как память. Языческий же орнамент не только сохранился, но и получил возможность дальнейшего развития, обогащаясь новыми идеями.

Композиции орнаментальных мотивов русские мастера очищают от византийской замысловатости, придавая им яс­ность и спокойствие. Весьма заметна тенденция к абстраги­рованию, но это происходит не от рационального стремления к механически выверенным композициям, как у арабов. Уп­рощение мотивов происходит потому, что для русского миро­восприятия орнамент — узорочье, украшающее предметный мир. Абстрагированные мотивы особенно характерны для окладов, декора утвари. Весь декор служил обрамлением главного — лика, изображенного на иконе, содержимого свя­щенного сосуда или же содержания книги. В отличие от ви­зантийского, русскому орнаменту не было свойственно эк­лектическое сочетание тех и других элементов. В пределах единой композиции имел место либо тот, либо другой харак­тер стилизации. Соответствующие трансформации в русском орнаменте претерпевает и наследие кельтской орнаментики, проникшее через искусство манускриптов и широко распро- хранившееся как в книжном деле, так и в художественной обработке металла.

Интересная и важная страница древнерусской культуры, в которой существенную роль играет декоративное искусст- 110, — само письмо, во многом сохранившее свои семантиче­ские изобразительные корни. Каждая заглавная буква — сложный комплекс образов различных уровней обобщения — от древнейших универсальных идей до сугубо национальных, свойственных именно русской культуре.

Прикладное искусство Древней Руси интересно как внеш­ней контурной простотой изделий, так и глубоким семантиче­ским значением орнаментальных мотивов, знаков. Одной из особенностей прикладного искусства раннехристианской Руси является повсеместное использование литья. Во всех местах, где добывалась руда, художественные изделия выполнялись с помощью этого технологического приема, что позволяло мно­гократно их повторять. А простые силуэты и минимум декора удешевили эти изделия и сделали их доступными. Литейное искусство Древней Руси — одно из самых распространенных, хотя пользовались популярностью также скань и тиснение. Помимо самого распространенного материала, меди, исполь­зовались золото и серебро. Основную массу составляли изде­лия религиозного культа или изделия для знатных людей.

Истоки ювелирного искусства Древней Руси своими кор­нями уходят еще в I тысячелетие нашей эры. В каждой сла­вянской земле того времени существовали свои этнические отличия в стиле и рисунках женских украшений, по которым можно довольно точно определить границы земель древних славянских племен: вятичей, кривичей, родимичей или севе­рян. Ювелирные изделия времен домонгольской Руси были многообразными по форме и очень интересными, с точки зрения декоративного «содержания»: языческие символы со­седствовали с христианскими изображениями, а византий­ские сюжеты — с древневосточными. В украшениях X—XII вв. достаточно сильно проявилось и магическое нача­ло. Диадемы, монисты, бармы, колты выполняли заклина- тельно-оберегательные функции. Например, бармы защища­ли горло и шею носившего, диадемы и венцы — его голову, а колты и рясны — уши. Само церковное искусство было про­низано древними языческими элементами, которые, с точки

зрения древнерусского человека являлись естественным до­полнением христианской символики.

Древнерусская золотая и серебряная посуда повторяет спокойные, мягкие формы деревянной и керамической утва­ри. Отпечаток изысканности, обусловленной драгоценностью! металла, не заглушал в изделиях черты народного творчества.!

Производством художественных изделий занимаются це­лые коллективы. Поэтому невольно возникает творческое со­ревнование, через которое проявляется коллективный харак­тер творчества, выражающийся и в оценках работы, и в про­верке приемов обработки материала, и в выборе темы или сюжета декоративного оформления вещи. По существу, кол­лективный опыт всегда формировал и методику преемствен­ности мастерства от старого поколения к молодому, от отца к сыну. В итоге такого развития народного искусства отшлифо-1 вывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержа- тельные мотивы орнамента, складывалась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.

Одним из крупнейших древнерусских центров, где разви­валось золотое и серебряное дело, был Древний Новгород. Первоначально городские кузнецы и златокузнецы Древнего Новгорода производили вещи, во многом близкие к изделиям деревянного типа. Это, например, браслеты, плетенные из нескольких отрезков толстой серебряной проволочки, и пла­стинчатые — широкие кованые с традиционным орнаментом в виде косых крестов, треугольников, кружочков, ромбов, со­четание которых имело магическое значение. С конца XI в. деревянные украшения начинают исчезать, их вытесняют произведения городского ремесла, точно так же и геометри­ческий орнамент отходит на второй план, уступает место те­ратологическому или смешанному — зверино-растительному (несколько иначе развившийся плетеный орнамент, расцвет которого приходится на XI—XIII вв.).

С 70—80-х гг. XII в. новгородские ремесленники начинают создавать украшения, подражающие формам и мотивам на до­рогих княжеско-боярских уборах. Эти изделия — довольно любопытное явление в истории древнерусского искусства.

Новгородское ремесло было гораздо более демократично: ремесленники не столько работали на князя и княжеское ок­ружение, сколько обслуживали потребности широких и зажи­точных городских кругов. К тому же сама техника литья в ка­менной форме, в которой исполнялись описываемые изделия, и отличие от многосложной техники чеканки или литья с утра­той восковой модели, способствовала многократному воспро­изведению таких вещей. Переход к работе на рынок вызывает определенное падение художественных качеств, упрощение, однообразие массовых изделий. Упрощенными становятся не только формы предметов, но в какой-то степени и узоры, их украшающие. Получают распространение довольно простые традиционные узоры геометрического и растительного харак­тера и различные плетения. Пышная, развитая орнаментация типа сложного плетения уходит из декора массовых изделий с относительно твердой фактурой, сменяясь простейшими двух­рядными, реже трехрядными узорами плетения.

Древнерусское прикладное искусство чрезвычайно разнооб­разно, мастера реализуют себя как в различных отраслях, так и н видах, типах художественных изделий — от сложных произве­дений искусства для знатных людей и церкви до самых простых для массового производства. На протяжении IX—XIII вв. сло­жились художественные школы и направления, повлиявшие на дальнейшее прикладное искусство России.

studlib.info

Глава 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

Зарождение тех или иных ремесленных школ обусловлено как их территориальным расположением, так и наличием какого-либо исходного материала. Немаловажным является и приезд иностранных мастеров в Киев, Новгород, Владимир, Псков, Рязань. Искусство греческих мастеров, приезжавших из Византии и стран Балканского полуострова, положило ос­нову для проникновения христианства в сферу декоративно- ирикладного искусства Древней Руси. Основным направле­нием при изготовлении художественных изделий до христиа­низации Руси было жреческое славянское язычество, погре­бальные культы. Основными предметами, таким образом, были амулеты, вотивы, оружие воинов, женские украше­ния — обереги. Большая их часть создавалась в солярных формах, такими же орнаментальными знаками они и декори­ровались. Основная задача подобных изображений — охран­ное значение, ограждение и защита человека от нечеловече­ских (непознанных) сил и чар. Большая часть подобных зна­ков — это обращение с просьбой, мольбой к матушке-земле, желание задобрить ее и умилостивить. В раскопках славян­ских курганов и поселений археологи находят множество предметов со следами архаических орнаментов, которые от­ражают истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них в виде креста, квадрата с четырьмя точка­ми, ромба, круга являлись условными знаками, символами солнца, земли, неба и их стихий. Языческая романтика при­давала особую красочность русской народной культуре. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архи­тектуры: молниеотводы на причелинах, коньки на крышах домов, амбаров, у печей, на посуде; утвари и одежде. Инте­ресной для изучения славянского орнамента является одежда. Вся древняя одежда украшалась вышивкой. Она располага­лась по вороту, на груди и на спине, на рукавах, подоле и на поясе. Привычными в декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, ромбы, кресты, зигзаги, меандры и многое другое.

В книге «Язычество древних славян» академик А. Б. Рыба­ков доказал, что в основе древнеславянской орнаментики, опирающейся на истоки народного искусства, лежат общече­ловеческие, универсальные, космогонические представления о мире. «Обереговые» знаки, которые наносились на различ­ные изделия, — все те же космологические символы, которые с течением времени приобрели новое понимание.

Главная особенность, отличающая характер русского де­кора от западноевропейского — это различие в типах миро­воззрения, базирующихся на католической и протестантской религиях в одном случае, на православной — в другой. На­циональная культура Древней Руси, опирающаяся на визан­тийское наследие, практически отказалась от пластического строя архаического искусства. Это было вполне закономерно, так как Русь практически бесконфликтно приняла христиан­скую религию. При этом языческое наследие навсегда сохра­нилось как прекрасный раритет, как память. Языческий же орнамент не только сохранился, но и получил возможность дальнейшего развития, обогащаясь новыми идеями.

Композиции орнаментальных мотивов русские мастера очищают от византийской замысловатости, придавая им яс­ность и спокойствие. Весьма заметна тенденция к абстраги­рованию, но это происходит не от рационального стремления к механически выверенным композициям, как у арабов. Уп­рощение мотивов происходит потому, что для русского миро­восприятия орнамент — узорочье, украшающее предметный мир. Абстрагированные мотивы особенно характерны для окладов, декора утвари. Весь декор служил обрамлением главного — лика, изображенного на иконе, содержимого свя­щенного сосуда или же содержания книги. В отличие от ви­зантийского, русскому орнаменту не было свойственно эк­лектическое сочетание тех и других элементов. В пределах единой композиции имел место либо тот, либо другой харак­тер стилизации. Соответствующие трансформации в русском орнаменте претерпевает и наследие кельтской орнаментики, проникшее через искусство манускриптов и широко распро- хранившееся как в книжном деле, так и в художественной обработке металла.

Интересная и важная страница древнерусской культуры, в которой существенную роль играет декоративное искусст- 110, — само письмо, во многом сохранившее свои семантиче­ские изобразительные корни. Каждая заглавная буква — сложный комплекс образов различных уровней обобщения — от древнейших универсальных идей до сугубо национальных, свойственных именно русской культуре.

Прикладное искусство Древней Руси интересно как внеш­ней контурной простотой изделий, так и глубоким семантиче­ским значением орнаментальных мотивов, знаков. Одной из особенностей прикладного искусства раннехристианской Руси является повсеместное использование литья. Во всех местах, где добывалась руда, художественные изделия выполнялись с помощью этого технологического приема, что позволяло мно­гократно их повторять. А простые силуэты и минимум декора удешевили эти изделия и сделали их доступными. Литейное искусство Древней Руси — одно из самых распространенных, хотя пользовались популярностью также скань и тиснение. Помимо самого распространенного материала, меди, исполь­зовались золото и серебро. Основную массу составляли изде­лия религиозного культа или изделия для знатных людей.

Истоки ювелирного искусства Древней Руси своими кор­нями уходят еще в I тысячелетие нашей эры. В каждой сла­вянской земле того времени существовали свои этнические отличия в стиле и рисунках женских украшений, по которым можно довольно точно определить границы земель древних славянских племен: вятичей, кривичей, родимичей или севе­рян. Ювелирные изделия времен домонгольской Руси были многообразными по форме и очень интересными, с точки зрения декоративного «содержания»: языческие символы со­седствовали с христианскими изображениями, а византий­ские сюжеты — с древневосточными. В украшениях X—XII вв. достаточно сильно проявилось и магическое нача­ло. Диадемы, монисты, бармы, колты выполняли заклина- тельно-оберегательные функции. Например, бармы защища­ли горло и шею носившего, диадемы и венцы — его голову, а колты и рясны — уши. Само церковное искусство было про­низано древними языческими элементами, которые, с точки

зрения древнерусского человека являлись естественным до­полнением христианской символики.

Древнерусская золотая и серебряная посуда повторяет спокойные, мягкие формы деревянной и керамической утва­ри. Отпечаток изысканности, обусловленной драгоценностью! металла, не заглушал в изделиях черты народного творчества.!

Производством художественных изделий занимаются це­лые коллективы. Поэтому невольно возникает творческое со­ревнование, через которое проявляется коллективный харак­тер творчества, выражающийся и в оценках работы, и в про­верке приемов обработки материала, и в выборе темы или сюжета декоративного оформления вещи. По существу, кол­лективный опыт всегда формировал и методику преемствен­ности мастерства от старого поколения к молодому, от отца к сыну. В итоге такого развития народного искусства отшлифо-1 вывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержа- тельные мотивы орнамента, складывалась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.

Одним из крупнейших древнерусских центров, где разви­валось золотое и серебряное дело, был Древний Новгород. Первоначально городские кузнецы и златокузнецы Древнего Новгорода производили вещи, во многом близкие к изделиям деревянного типа. Это, например, браслеты, плетенные из нескольких отрезков толстой серебряной проволочки, и пла­стинчатые — широкие кованые с традиционным орнаментом в виде косых крестов, треугольников, кружочков, ромбов, со­четание которых имело магическое значение. С конца XI в. деревянные украшения начинают исчезать, их вытесняют произведения городского ремесла, точно так же и геометри­ческий орнамент отходит на второй план, уступает место те­ратологическому или смешанному — зверино-растительному (несколько иначе развившийся плетеный орнамент, расцвет которого приходится на XI—XIII вв.).

С 70—80-х гг. XII в. новгородские ремесленники начинают создавать украшения, подражающие формам и мотивам на до­рогих княжеско-боярских уборах. Эти изделия — довольно любопытное явление в истории древнерусского искусства.

Новгородское ремесло было гораздо более демократично: ремесленники не столько работали на князя и княжеское ок­ружение, сколько обслуживали потребности широких и зажи­точных городских кругов. К тому же сама техника литья в ка­менной форме, в которой исполнялись описываемые изделия, и отличие от многосложной техники чеканки или литья с утра­той восковой модели, способствовала многократному воспро­изведению таких вещей. Переход к работе на рынок вызывает определенное падение художественных качеств, упрощение, однообразие массовых изделий. Упрощенными становятся не только формы предметов, но в какой-то степени и узоры, их украшающие. Получают распространение довольно простые традиционные узоры геометрического и растительного харак­тера и различные плетения. Пышная, развитая орнаментация типа сложного плетения уходит из декора массовых изделий с относительно твердой фактурой, сменяясь простейшими двух­рядными, реже трехрядными узорами плетения.

Древнерусское прикладное искусство чрезвычайно разнооб­разно, мастера реализуют себя как в различных отраслях, так и н видах, типах художественных изделий — от сложных произве­дений искусства для знатных людей и церкви до самых простых для массового производства. На протяжении IX—XIII вв. сло­жились художественные школы и направления, повлиявшие на дальнейшее прикладное искусство России.

 

Читайте также:

lektsia.info