Древнекитайская Русь. Часть I. Туин в древней руси это


Климята первый известный адвокат на Руси. Часть 4. - Адвокат Климушкин Владислав Александрович - Статьи

Суды новгородские были сложной системой, состоявшей из третейских, государственных, духовного (владычного), вотчинных и смесных судов.  Виды судов   — Третейский суд, мировая, докончальная. Большинство известных по грамотам споров улаживалось договорным судом, по дороге на суд. Существовало два вида правового регулирования конфликтов. Непосредственное соглашение сторон, основанное на взаимных уступках (мировая или докончальная) и обращение к третьим лицам (ряд). В последнем случае новгородцы не вверяли дела безапелляционно одному лицу, усмотрение которых могло бы решить спор, а выдвигают рядцев (число их было неопределенным) с каждой стороны. Таким образом, рядцы играли роль не третейских судей, а примирителей, посредников, помогающих сторонам при заключении мировой. Ряды, мировые, докончальные договоры фиксировались в обычном порядке, то есть с указанием рядцев, писца, послухов, в присутствии сторон и с приложением печати. Отличительная черта новгородского судоустройства – государственное признание договорного урегулирования споров придание ему юридической силы, равной официальному судебному решению. В самих грамотах предусматривался штраф за нарушение договора – крупный штраф в пользу владыки, посадника и др. — Вечевой суд. Вече было единственным судилищем для таких государственных дел, как: крамола (ереси), перевет (государственная измена), судебная волокита, должностные преступления. Возбуждалось дело на вече обиженным, который мог даже сам ударить в колокол, если считал, что вопрос его важен и не боялся быть наказанным за то, что напрасно собрал людей.  — Суд князя и посадника. Князь и посадник составляли одно судебное присутствие. Судебная власть князя и посадника осуществлялась ими лично в Новгороде и при объезде волости (так называемые проезжие суды) или чаще через тиунов (князь через тиунов, посадник через низших должностных лиц). К юрисдикции этого суда относят дела как гражданские, так и уголовные. Доходы от суда делились поровну между княжескими и новгородскими властями. В Новгороде эти лица или их заместители судили в заседаниях коллективного суда докладчиков. В словаре Даля, между прочим, находим о слове «доклад» — стар. от докладывать в знач. дополнять дело, докладчики были секретарями и стряпчими суда, с правом конечного приговора по заключению судьи, на основании обяснений рассказчиков спорных сторон.  — Суд тысяцкого. Эти суды рассматривали преимущественно споры между торговыми людьми, а также дела иностранцев с Новгородом. — Суд сотских, старост, братчины. Сотские и старосты нередко участвовали в суде посадника по делам своих сотен и погостов и самостоятельно решали местные, либо мелкие конфликты. Братчины из традиционного мужского ядра общины превратились в территориальные партии и занимались устройством совместных застолий, естественно мелкие конфликты внутри в основном родственного мужского коллектива решались братчиной.  — Судебное управление волостями. Судебное управление в новгородских областях было различно. Иногда в волость выезжал сам суд докладчиков. Были свои суды с выборной коллегией докладчиков. В вотчинах были суды от феодала, князя, архиепископа или монастыря. — Суд владыки. Юрисдикция главы новгородской церкви определялась княжескими церковными уставами. Владыка судил всех христиан новгородцев по делам духовным и церковным, а также всех людей проживающих на земле принадлежащей владыке. Из владычного суда делались изъятия в пользу вотчинных судов отдельных монастырей. Так завещания считались делом, связанным с церковью, и нередко оформлялись в пользу монастырей и духовенства. — Вотчинные суды. Первыми субъектами вотчинной юрисдикции были монастыри. Монастырским властям передавался суд по всем делам, где сторонами были монастырские люди, за исключением особо опасных преступлений. Князь так же был судьёй в своей вотчине. В крупных или отдалённых боярских вотчинах постепенно так же установилось собственное судопроизводство. — Смесный суд. Как отмечалось, в новгородской системе подсудностей было допущено смещение двух принципов – личной подсудности и подсудности по роду дел. Свободные новгородцы в центре и волостях, а так же государственные смерды составляли контингент жителей, чья подсудность определялась в зависимости от рода дел. Остальные слои населения: княжеская дружина и двор, церковных людей, феодально-зависимого населения – определялась личным подданством. Проблема возникала, когда судились лица с одной стороны, подлежащие вотчинному суду, с другой стороны – общему суду. К примеру, конфликты с участием горожан и духовенства решались смесным судом представителей духовной и светской власти на дворе владыки, а споры между новгородцами и людьми князя решался смесным судом, состоявшего из боярина от князя и боярина от Новгорода.  Лица   Судья – он же член госпОди, либо туин, либо княжий человек, то есть наместник князя. Отдельный был суд архиепископа в который так же привлекались члены госпОди. Туин – помощник судьи, видимо, каждый судья имел своего тунина. Туин предварительно рассматривал дело, составляя судный список. Если предварительные процедуры не приводили к разрешению дела, начинался сам суд. Рассказчик – выдвигался как член суда от каждой из сторон и докладывали дело суду, принимая меры к примерению сторон, разрешению дела до начала самого процесса, но при судьях. Дьяк, писец – фактически секретарь, который составлял правую грамоту уже в суде. Дело это требовало особой грамотности и тщательного подхода, список зачитывался и выверялся при сторонах. Истец – сторона в процессе. «Истцами» именовались и ответчики, что создавало некоторую путаницу. Стороной в процессе мог быть любой, даже одерноватый холоп, хотя холопы значительно ограничивались. Пособник – собственно судебный представитель, в Пскове пособник допускался только для женщины, детей, монахов, глухих, в Новгороде, видимо, было иначе, так как запрещалось приходить толпой пособников, чтобы не было «навалки», и предписывалось от конца, улицы, сотни или ряда, где проживала сторона иметь рассказчика. Шабр, товарищ, он же ларник – хранитель «крепости», документов удостоверяющих права одной из сторон, которые опечатывались в ларец и сдавались ларнику на хранение. Послух – особый удостоверитель, человек известный и заслуживающий доверия, к которому обращались до суда сразу же при конфликте или ввиду конфликта, чтобы он обеспечил своим участием доказательства, судя по грамотам, ему предъявлялись побои, либо потравы посевов, либо представлялся порченый товар, и т.п… Таким образом, послух был особым удостоверителем, он был уверен в деле и в стороне одновременно. Ухо, видок – свидетель, который слышал или видел сам. Поединщик, боец – наёмный боец, привлекавшийся в случае «поля», «судного поединка» одной из сторон. Существовали особые правила для таких наймитов, например, женщина не могла выставить поединщика против женщины. Пристав – должностное лицо, которое обеспечивало судопроизводство и исполняло его. В зависимости от поручения пристав мог выступать в роли бирюча, шестника, подвойского, позовника, изветника, подверника. Бирючи – глашатаи, которые оглашали волю различных органов и должностных лиц. Шестники – пешие рассыльники по поручениям. Подвойские – особый вид приставов, объединял в себе и рассыльного и исполнителя, осуществлял приводы, исполнял решения судов и вече. Позовники – то же самое, что подвойские, но в волостях, то есть, в отдалении от города. Изветники – извещали о различных событиях, как заинтересованных лиц, так и суд. Подверники – сейчас бы мы их назвали приставами по обеспечению порядка в суде, поскольку стояли в основном у дверей, то и назывались соответственно. Праведчики – должностные лица производившие расследование по заданию суда и при этом, действовавшие как судебные исполнители. Софияне – говоря современным языком, «советники», это церковное служилое сословие, исполняли разнообразные поручения, действовали на местах, могли получать кормление за службу. Вирники – собирали виру, штрафы, исполняя судебное решение. Межники – проверяли земли по земельным спорам, устанавливали на месте границы или разбирали на месте как они пролегают. Ятцы – фактически заложники, представители общины, в которой брался подозреваемый в преступлении, их было двое, в случае, если община отбирала или отбивала подозреваемого, то за это перед Новгородом отвечали ятцы.  Доказательства   Для доказательств служили грамоты, улики, послухи, свидетели и показания сторонних людей по расспросам. Такова же была и иерархия доказательств по их важности и достоверности. Грамоты сторон, хранящиеся у шабров или ларников, были первейшим доказательством, потом следовали иные записи сторон, далее шли улики, мнение послухов, свидетельские показания и расспросы. При этом действовало правило «А послуху на послуха не быть», не мог быть послухом житель Пскова (ввиду политических разногласий с Новгородом), холоп так же не мог быть послухом, кроме случая, когда другой стороной был холоп. Правило «послуху на послуха не быть» часто толкуется исследователями, как запрет выставить против послуха другого послуха. На самом деле по грамотам видно, что послуха мог иметь как истец, так и ответчик, а само правило «послуху на послуха не быть» продолжается указанием на то, кто не может быть послухом, то есть, перед нами перечисление запретов-указаний кто не может являться послухом. Отсюда для любого юриста очевидно, что послух не может привлекать для подтверждения своих данных другого послуха. Показания послуха опровергались особым образом, либо противоречим в показаниях стороны и её послуха, либо противоречиями в показаниях самого послуха, такой послух отстранялся от дела. Если же изобличить послуха не получалось, возражая против мнения послуха, противная сторона могла требовать судного поединка против него (об этом смотрите ниже). При ссылке обеих тяжущихся на одного послуха мнение послуха решало дело. Судя по письменным источникам, суд мог послать приставов для проверки на месте, сбора улик, расспросов.   В неясности доказательств, либо в случае исков связанных с бесчестием, побоями и т.п., имелась возможность перейти к судному поединку и победой на нём доказать свою правоту. В равной степени можно было выбрать испытание огнём (калёным железом), либо водой (утоплением). Право выбора тут принадлежало ответчику. Немощный, либо старец, либо монах, либо женщина могли взять наёмного бойца, но тогда наймита привлекала и другая сторона. Женщина против женщины наймита выставить не могла. Послух не мог выставить наймита и всегда должен был защищать своё мнение лично. Поединок был чаще всего вооружённым, на дубинах, с мечами, с вилами, с копьём или кинжалом с двумя лезвиями в обе стороны. Убийство на поединке воспрещалось, побеждённого валили, побивали в таком положении и с обессилившего снимали доспех и одежду, так как и то и другое было дорого, а пустить голым при народе было известным наказанием.   Взамен ордалий (поединка или испытания) можно было требовать роты, особого вида присяги, порядок которой был регламентирован священнослужителями. Считалось, что само священнодейство и религиозный ужас выявят нечестного.  Процесс   Различия между гражданским и уголовным судом возникали только для государственного преступления или в силу «поличного», лицо, которое застали на месте преступления доставлялось в суд только в силу преступления, в этом случае воля «обиженного», потерпевшего, не была обязательной. Во всех других случаях подавалась челобитная, как и в гражданском процессе и уголовный процесс тут уже не отличался от гражданского, то есть, уголовное дело возникало «по навету».   Суд был состязательным с предварительными примирительными процедурами. Суд созывался в Новгороде три раза в неделю: по понедельникам, средам и пятницам, а также организовывались выездные заседания по Новгородским городам. Дела в суде должны были решаться в месячный срок, а по земельным делам в два месяца, и регулярно докладываться архиепископу. За волокиту судьи сами платили штраф, при этом сторона могла обратиться на вече, взять приставов и в их присутствии суд продолжал рассматривать дело, а приставы смотрели за сроком и расторопностью суда. Сроки могли отодвигаться по вине или по состоянию сторон, так имелось правило, в силу которого, чем дальше жила сторона, либо иное лицо, обязанное к явке, тем более мог откладываться суд ввиду ожидания её явки. Сами суды были очень затратным делом для сторон и одновременно доходным делом для судебных служащих. Каждому служащему за каждое судебное действие (подача челобитной, вызов по повестке, привод свидетелей, судебные испытания и поединок и так далее) полагалось платить пошлину, по этой причине предпочтительнее было обойтись без суда, а если начинался суд, то лучше было уладить дело как можно быстрее.   Новгородская судная грамота требует обязательного письменного судопроизводства в форме судных списков, засвидетельствованных и скрепленных печатями. Судебные грамоты именовались срочными, обетными, бессудными, судными и полевыми. Срочная грамота за печатью посадника содержала решение суда о вызове тяжущихся сторон на суд к определенному сроку; обетная грамота в случае троекратного уклонения от явки в суд назначала обязательный призыв в суд в трехдневный срок; бессудная грамота содержала решение суда в пользу истца в том случае, когда ответчик не явился на суд в срок, обозначенный в срочной грамоте; судная грамота содержала судебное решение в пользу стороны, выигравшей данную тяжбу; судная грамота, содержавшая решение суда о поземельной тяжбе, называлась полевою грамотою. За выдачу грамот судьи получали пошлину. Все гражданские акты требовали печати владыки и хранились в храме Святой Софии (Новгород) или Святой Троицы (Псков). Юридические акты частных лиц, положенные на хранение в ларь, признавались бесспорными судебными доказательствами, а их хранитель назывался «ларником».   До суда рассылались «позвоницы» повестки для вызова в суд сторон, послухов, свидетелей, иных участников процесса. Имелись особые правила для вызова лиц, которые проживали в отдалении, на значительном расстоянии, суд при этом мог откладываться только с согласия другой стороны в споре, а иначе давался трёхдневный срок самой стороне для доставки нужного лица и риск неявки лежал на заинтересованной стороне. При неявке в суд ответчик мог прислать поручителя. Явка в суд могла быть отсрочена, на условиях обязательства явки и заклада (залога). За ответчика делал заклад сам ответчик, эа свидетелей – вызывающая сторона. Ответчик вызывался в суд дважды. В первый раз позовница доставлялась на двор. При неявке снова позовники шли на двор, бирючи выкликали по городу и волости. После этого могла быть выдана «обетная грамота» со взятием штрафа за неявку. При сопротивлении и неявке после этого истцу выдавалась «бессудная грамота» (заочное решение). При неявке в суд свидетеля стороны, она могла проиграть дело и на неё выдавалась «бессудная грамота». Шабров в суд доставляли сами стороны, при неявке дело могло быть проиграно. Другая сторона могла согласиться с вызовом шабра и тогда суд назначал срок для его явки, выдавая «срочную грамоту». По уголовным преступлениям обвиняемый вызывался в суд только после присяги обвинителя-истца в том, поддерживает обвинение. Позовные грамоты отсылались к правителям или феодалам в месте жительства обвиняемого, при недоставке преступника в срок или их укрывательстве с неисполнивших позовницу взимались убытки на истца и судебные штрафы.   Князь не мог вершить суд без посадника, последний же осуществлял суд вместе с княжеским наместником, которому предоставлялось право пересмотра дела. Судебное сотрудничество посадника и наместника выражалось в деятельности их уполномоченных — тиунов: последние, каждый в отдельности в присутствии представителей спорящих сторон (приставов) рассматривали дело, сличали показания свидетелей, определяли необходимые доказательства, но не решали его окончательно, а должен был склонить стороны к примирению при разборе дела. Туины вызывали истца и ответчика, потом вели их на суд.   После этого дело переносилось в суд для доклада. В суде заседали наместник и посадник с 10 присяжными (из бояр и житьих людей). Эти присяжные составляли постоянно действующую судебную коллегию докладчиков, регулярно собиравшуюся во дворе архиепископского дома. Процесс начинался с того, что судьи целовали крест и присягали на судной грамоте судить честно, без хитростей и посулов (взяток), недругу не мстить.   До суда стороны должны были целовать крест, истец в том, что он ищет правду, а ответчик в том, что будет честен. Послух тоже должен был целовать крест. Если допускался пособник, то он тоже клялся. Целовали крест и туины (которые, очевидно, показывали о выясненных предварительными процедурами обстоятельствах) и приставы и сам Архиепископ. Если сторона отказывалась от целования креста, или послух отказывался от этого, или пособник, то дело полагалось проигранным.   Суд должен быть окончен тем судьёй, который его начал, впрочем, судья мог сделать срочную запись и выдать её сторонам, тогда новый судья продолжал суд по этой срочной.   Начинался суд с того, что спорящие излагали дело (поскольку до того с каждым из них взаимодействовал туин, видимо, туин при спорящих докладывал суду о деле). Очевидно, после этого представлялись доказательства, и всё это по порядку вносилось в судный список. Любое окончательно решение суда требовало так же уплаты пошлины от проигравшего.   По результатам дела давалась судная грамота. Судную и бессудную грамоты предлагалось исполнить мирно в течение месяца, если же исполнения мирного не было или стороны не договаривались, то требователь брал приставов и осуществлял взыскание. Скрывающийся от суда, препятствующий исполнению подвергался казни всем Новгородом, это означало полное разграбление имущества, часть которого отходила в казну, а так же личную казнь.   За уголовные преступления полагались огромные штрафы со взысканием убытков, в исключительных случаях казнь, либо разграбление всем Новгородом всего имущества и казнь. Особым и очень древним видом штрафа была вира, вирник – это глава рода, муж, воин, отсюда и характер виры, как штрафа и возмещения ущерба одновременно, вира была такой, что хватало и на уплату в казну и на выплату потерпевшему суммы, позволяющей действительно в любом случае компенсировать утрату главного мужчины.

(Окончание следует)

pravorub.ru

ТИУН - это... Что такое ТИУН?

  • ТИУН — ТИУН, тивунь ·стар. судья низшей степени; | приказчик, управитель; в Правде русс. есть тиун сельской и тиун дворский. Тиунская изба, судебная. Тиунство ср. сан, звание тиуна. Тиунить, быть тиуном. Тиуны что трут, рядовичи что искры. Толковый… …   Толковый словарь Даля

  • ТИУН — (тат.). название древн. русских должностных лиц разных разрядов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТИУН название древнерусских должностных лиц разных разрядов. По Русской Правде, т. приказчик из… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • тиун — слуга, управляющий Словарь русских синонимов. тиун сущ., кол во синонимов: 2 • слуга (47) • управляю …   Словарь синонимов

  • ТИУН — княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Др. Руси и русских княжествах 11 15 вв., а также в Российском государстве 15 17 вв …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТИУН — и тивун, тиуна, муж. (др. сканд. thiun) (ист.). Название различных должностных лиц в древней России. «За мной, мои тиуны, опричники мои!» А.К.Толстой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ТИУН — ТИУН, а, муж. В России до 17 в.: название нек рых должностных лиц. | прил. тиунский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Тиун — княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Др. Руси и русских княжествах 11 15 вв., а также в Российском государстве 15 17 вв. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 …   Политология. Словарь.

  • тиун — и устарелое тивун …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ТИУН — 1) в Древней Руси княжеский или боярский слуга, участвовавший в управлении феодальным хозяйством; 2) в Великом княжестве Литовском в XIV XV вв. крупные феодалы, управлявшие волостями (позднее наместники), а тж. зажиточные крестьяне старосты… …   Юридическая энциклопедия

  • Тиун — (тивун)  в Киевской Руси  название княжеского или боярского управляющего, управителя. В Великом Княжестве Литовском и в Московском государстве до XVII в.  название некоторых должностей. Должность была заимствована из… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Тиуны - это... Что такое Тиуны?

  • ТИУНЫ — ТИУНЫ, княжеские или боярские слуги, управлявшие хозяйством в Древней Руси и русских княжествах 11 15 вв., а также в Российском государстве 15 17 вв. Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • Тиуны — (древн. церк.) были двух родов: Т., состоявшие на службе у светских архиерейских чиновников, и Т. владычни . Последние состояли при самом архиерее и находились в кафедральном городе. По постановлению Стоглавого собора, главною обязанностью тиуна… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тиуны — княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Киевской Руси и русских княжествах XI XV вв …   Краткий словарь историко-правовых терминов

  • Тиун — (тивун)  в Киевской Руси  название княжеского или боярского управляющего, управителя. В Великом Княжестве Литовском и в Московском государстве до XVII в.  название некоторых должностей. Должность была заимствована из… …   Википедия

  • Холопство — состояние несвободного населения в Древней Руси. Это население обозначалось словами: холопы (собственно только лица мужского пола; несвободная женщина наз. роба), челядь (ед. ч. челядин), (о)дьрен, обель или обельные и (о)дерноватые холопы,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Холопство — Запрос «Холопка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Холопство  ф …   Википедия

  • Холоп — Холопство состояние несвободного населения в Древней Руси. Существуют также и другие термины для обозначения этого населения: холопы собственно только лица мужского пола, а несвободная женщина называлась роба, челядь (ед. ч. челядин), (о)дьрен,… …   Википедия

  • Холопы — Холопство состояние несвободного населения в Древней Руси. Существуют также и другие термины для обозначения этого населения: холопы собственно только лица мужского пола, а несвободная женщина называлась роба, челядь (ед. ч. челядин), (о)дьрен,… …   Википедия

  • тиун — а; м. В Российском государстве 11 17 вв.: название различного рода должностных лиц (управляющего княжеским или барским хозяйством, судьи низшей инстанции). * * * тиун княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Древней Руси и русских… …   Энциклопедический словарь

  • Тараканов, Василий Никитич — новгородский купеческий староста, 1512 1518 гг. В мае 1514 г. вместе с несколькими новгородскими боярами подписался на грамоте, закрепившей между Новгородом и Ганзою 10 летний торгово политический договор, по которому немцы за отказ от дружбы с… …   Большая биографическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Тиуны - это... Что такое Тиуны?

  • ТИУНЫ — ТИУНЫ, княжеские или боярские слуги, управлявшие хозяйством в Древней Руси и русских княжествах 11 15 вв., а также в Российском государстве 15 17 вв. Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • Тиуны — В XI XIII вв. в Древней Руси название привилегированных княжеских и боярских слуг, управлявших феодальным хозяйством. В XIV XVII вв. Т. великого князя были заняты в их хозяйстве и в управлении волостями и городами; Т. наместников и волостелей… …   Википедия

  • Тиуны — княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Киевской Руси и русских княжествах XI XV вв …   Краткий словарь историко-правовых терминов

  • Тиун — (тивун)  в Киевской Руси  название княжеского или боярского управляющего, управителя. В Великом Княжестве Литовском и в Московском государстве до XVII в.  название некоторых должностей. Должность была заимствована из… …   Википедия

  • Холопство — состояние несвободного населения в Древней Руси. Это население обозначалось словами: холопы (собственно только лица мужского пола; несвободная женщина наз. роба), челядь (ед. ч. челядин), (о)дьрен, обель или обельные и (о)дерноватые холопы,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Холопство — Запрос «Холопка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Холопство  ф …   Википедия

  • Холоп — Холопство состояние несвободного населения в Древней Руси. Существуют также и другие термины для обозначения этого населения: холопы собственно только лица мужского пола, а несвободная женщина называлась роба, челядь (ед. ч. челядин), (о)дьрен,… …   Википедия

  • Холопы — Холопство состояние несвободного населения в Древней Руси. Существуют также и другие термины для обозначения этого населения: холопы собственно только лица мужского пола, а несвободная женщина называлась роба, челядь (ед. ч. челядин), (о)дьрен,… …   Википедия

  • тиун — а; м. В Российском государстве 11 17 вв.: название различного рода должностных лиц (управляющего княжеским или барским хозяйством, судьи низшей инстанции). * * * тиун княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Древней Руси и русских… …   Энциклопедический словарь

  • Тараканов, Василий Никитич — новгородский купеческий староста, 1512 1518 гг. В мае 1514 г. вместе с несколькими новгородскими боярами подписался на грамоте, закрепившей между Новгородом и Ганзою 10 летний торгово политический договор, по которому немцы за отказ от дружбы с… …   Большая биографическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Древнекитайская Русь. Часть I

    oum.ru Древнекитайская Русь. Часть I

    Предисловие

    Великая китайская стена – одно из самых масштабных сооружений мира, длиною около 9000 километров. Принято считать, что Китайскую стену построили китайцы для защиты от набегов кочевников с севера. Об этом твердят все учебники. И миллионы туристов в год съезжаются со всего мира, чтобы посмотреть на это китайское чудо. И вряд ли когда-либо ученые попытаются спорить с этой прописной истиной, если бы не одно «но».

    В 2011 году группа британских ученых-археологов сделала сенсационное открытие, которое перечеркивает все привычные представления русско-китайские истории. Учеными была обнаружена ранее неизвестная часть Великой Китайской стены.

    Андрей Тюняев, академик РАЕН: «Участок, который до сегодня китайцы хранили, спасибо им за это, и отреставрировали, как могли, остался запрещённым для изучения объектом. Он не рекомендован для изучения – скажем мягче. Поэтому все археологи, которые пытались заниматься его изучением, не получили грантов и не получили разрешения публиковать сведения об исследованиях».

    Изучив детально найденный участок Китайской стены, ученые пришли к сенсационному выводу. Бойницы для ведения огня в ней направлены не на ту страну, где жили кочевники, а на юг, то есть в сторону Китая.

    Что это означает? Получается, что Великая Китайская стена построена задом наперед, лицевой стороной к Китаю. Но как такое возможно? Не могли же китайцы возвести самое большое в мире укрепление, направленное против самих себя. Или стену построили не китайцы? Но тогда кто? И от кого она служила защитой?

    Древнекитайская Русь

    Специалисты подсчитали – для возведения Великой Китайской стены понадобилось более 240 миллионов кубических метров строительных материалов. Если представить подобную стройку в современном мире, то для ее реализации необходимы десятки тысяч километров железных дорог, сотни железнодорожных составов, непрерывно доставляющих строительные материалы, тысячи подъемных кранов и десятки тысяч грузовиков. Все это должны обслуживать миллионы людей многие и многие десятки лет.

    Но тогда кому в древнем мире было под силу возвести такое масштабное укрепление, по сравнению с которым даже строительство египетских пирамид кажется всего лишь игрой в песочнице.

    Родобор, историк Древней Руси: «Глупо было бы китайцам строить Великую Китайскую стену, чтобы с обратной стороны от себя обороняться. Скорее, эта стена была построена в далекие, древние времена, чтобы оградить себя от нежелательных народов».

    Известно, что самыми близкими соседями китайцев в те времена были северные кочевники. Историки утверждают, что этому племени вряд ли было под силу возвести нечто подобное. Ведь когда одна из самых древних цивилизаций мира – китайская – уже владела секретом производства шелка, пороха и бумаги, поблизости жили одни только варвары. Кочевники в те времена могли разве что забор вокруг своих шатров возвести, но не более того.

    Павел Свиридов, кандидат технических наук, член-корреспондент Академии космонавтики: «Создать такое сооружение, тем более для древнего Китая, невозможно в принципе, да и смысла нет. Потому что, если идет какая-то угроза, то ее надо локализовать, под это дело надо собрать войско, выступить. А если мы не знаем, откуда она идет. С точек зрения, военной и экономической, это бессмыслица – строить такую стену».

    Но если не кочевники построили Великую Китайскую стену, тогда кто и, самое главное, для чего?

    В поисках ответов ученые обратились в древней географии. Среди музейных ценностей они обнаружили первый в истории географический атлас. Карту мира в нем составил Abraham Ortelius и выпустил в свет 20 мая 1570 года в Бельгии.

    Однако до недавнего времени ученые никак не могли найти разумное объяснение информации, которую она содержит. Ведь на карте отчётливо видно, что там, где сегодня располагается территория Дальнего Востока, находилась Монголия. При более внимательном изучении карты становится ясно, что на ней сразу два Китая. Один называется привычным для нас словом CHINA («чайна»), а название второго напоминает русское прочтение «катай». А там, где проходит Великая Китайская стена, видно, что государство, граничащее с древним Китаем – это Тартария.

    Но почему нет никакой информации о государстве, которое, как видно на древней карте, занимало половину евразийского континента. Кто населял Тартарию? Неужели именно этой цивилизации оказалось под силу возвести Великую китайскую стену?

    Андрей Тюняев, академик РАЕН: «Вдруг сегодня, когда стали опубликованы средневековые карты, обнаружили, что на территориях, о которых нам раньше преподавали одно, обозначены совсем другие государства. Причем государства такие, что занимали, чуть ли не половину евро-азиатского континента. Речь идет о Тартарии».

    Китайские хроники свидетельствуют, что на территории, где когда-то располагалась Тартария, жили белые люди. Они могли напрямую разговаривать с небожителями, за что древние китайцы прозвали их «белыми богами». Однако для того, чтобы сказать, кем именно были белые боги, населявшие Тартарию, ученым необходимо было располагать чем-то большим, чем летописные своды. Но у них ничего не было.

    Все изменилось, когда в 2013 году ученые, наконец, получили результаты экспертизы необычных древних сосудов, обнаруженных еще в 1960 году на территории, которая считается колыбелью китайской культуры – в провинции Хэнань.

    Оказалось обнаруженные на месте раскопок чаши, амфоры, кувшины были украшены древними письменами, которые не имели никакого отношения к китайским иероглифам.

    Андрей Тюняев, академик РАЕН: «Можно судить только по археологическим данным, потому что туда, в глубину неолита, «не достает» никакая письменная история, ни былины, ничего. Все неолитические изделия имеют одинаковый «цивилизационный» подход».

    Однако какой именно цивилизации принадлежали древние сосуды, ученые не могли сказать долгое время. На расшифровку этих таинственных знаков ушло более 50 лет. И когда специалисты получили первый результат, он поверг их в шок.

    Оказалось, изображённые на керамике знаки полностью совпадают с древнерусским письмом – руницей. Но что это означает? Неужели древние сосуды имели русское происхождение? Если это действительно так, то как они оказались в Древнем Китае? Ведь расстояние от Поднебесной до границ Древней Руси исчислялось тысячами километров.

    Андрей Тюняев, академик РАЕН: «На китайской керамике, на той, которая найдена на территории северных земель, буквы обнаружены во множественном числе и все они абсолютно идентичны буквам, которые найдены на керамике южнорусских территорий, там, где находилось Триполье и еще ряд культур. Даже китайские историки говорят, что письменность в Китай пришла с русских территорий».

    Именно этот факт позволил ученым выдвинуть шокирующую версию – древнюю Тартарию и часть современных китайских территорий когда-то населяли славяне. Но если китайские земли были когда-то русскими, что произошло несколько тысяч лет назад, когда русичи оставили свои территории? И почему история сегодня об этом умалчивает?

    Медведь против дракона

    Китайские керамические сосуды, украшенные руницей, вызвали в научном мире немало споров. Неужели территории Поднебесной, где были обнаружены древние артефакты, могли когда-то принадлежать русским? И означает ли это то, что древнюю географию придется переписать? Быть может все эти вопросы так и остались бы без ответа, однако в XX веке учеными, на территории бывшей Тартарии, что является частью современного Китая, были обнаружены хорошо сохранившиеся мумии.

    Именно эта находка полила свет на происхождение древних сосудов и приоткрыла завесу тайны постройки Великой Китайской стены.

    Андрей Тюняев, академик РАЕН: «Китайцы были настолько рады этой находке, что пригласили американских генетиков и антропологов, чтобы те открыли сенсацию на весь мир. Потому что китайцы были уверены, что они нашли своих предков».

    Но оказалось, что у обнаруженных мумий европейские лица. Этот факт поставил ученых в тупик. Кем были эти люди, как могли оказаться в древнем Китае и почему были похоронены со всеми возможными почестями?

    Андрей Тюняев, академик РАЕН: «Мумии (их называли таримские мумии или мумии Таримской котловины) были высокие – метр восемьдесят с лишним, светловолосые с высоким положением талии».

    Находка долгое время порождала споры в научных кругах, однако все изменилось, когда в распоряжение специалистов поступил генетически анализ останков.

    Андрей Тюняев, академик РАЕН: «Сделали генетические исследования этих мумий, и эти генетические исследования показали, что у них, этих мумий, генетика абсолютно такая, как у современного населения Вологодской, Тверской, Московской областей России. То есть одни и те же гены».

    А это означает, что на территории Древнего Китая со всеми почестями были погребены русские. Получается, что древнюю Тартарию населяли наши предки – славяне, а значит, их китайцы называли белыми богами.

    Андрей Тюняев, академик РАЕН: «Когда американские генетики провели генетическую экспертизу и увидели, что это обычные русские, то китайцы выгнали американских генетиков, засыпали все свои раскопки, и с тех пор на исследование этих мумий наложен запрет, они больше не изучаются».

    Однако результатов исследования уже было достаточно, чтобы ученые могли сделать выводы. Но почему тогда народ Поднебесной с таким глубоким почтением относился к своим северным соседям и откуда могли взяться русские мумии в Китае, если первое упоминание о славянах, как об отдельном народе, датируется только восьмым веком? А это на 3000 лет позже, чем были захоронены русские мумии.

    Историк Древней Руси Родобор: «Была переписана история. Это не секрет, что нашу историю писали немцы: Миллер, Байер и Шлёцер. Один из них не знал русского языка. Это были «специалисты», которые писали не только для России, государственную историю, но не историю народа».

    Более того, детально изучив мумии, археологи обнаружили на одной из них следы сложнейшей хирургической операции. В это трудно поверить, но на одной из мумий отчётливо видны следы хирургического вмешательства – швы, которые сохранились после аккуратных профессиональных надрезов, говорили о том, что при жизни одному из этих людей была сделана операция на легком.

    Андрей Шляхов, китаевед: «Это, довольно, технически сложная операция – надо вскрывать грудную клетку. На дышащем легком произвести операцию можно, если знать, где перевязать сосуды и отсечь пораженный участок, который, скорее всего не функционировал. Все сводилось к тому, чтобы вскрыть грудную клетку, чтобы человек не почувствовал боли и чтобы соблюсти все необходимые правила, не занести инфекцию и выходить больного».

    Но как такое возможно за 3000 лет до первой операции на легком? Ведь, согласно официальной истории, подобные хирургические эксперименты начали проводить лишь в 1881 году. Тогда ученые впервые смогли удалить часть легкого у собаки, но даже тогда операция не увенчалась успехом, и вскоре подопытное животное скончалось.

    Однако факты говорят сами за себя: человеку, чью мумию исследовали ученые, при жизни действительно сделали сложнейшую операцию на легком. Но тогда кто мог в древнем мире провести её, неужели китайцы?

    Андрей Шляхов, китаевед: «Верится с большим трудом, потому что, во-первых, эта операция более сложного технического плана. Для нее нужны сложные инструменты, в том числе, оптические, а подобных знаний у китайцев совершенно не было».

    Принято считать, что первооткрыватели медицины – китайцы. Сомнений не вызывает тот факт, что именно народ Поднебесной первым открыл систему кровообращения человека и первым обнаружил существования бактерий. Древние китайские трактаты, которые дошли до наших дней, изобилуют красочными изображениями сложнейших медицинских операций, и все это – за тысячи лет до того как в Европе первый хирург взял в руки скальпель, чтобы удалить пациенту аппендикс.

    Вероятно, весь мир так и считал китайских лекарей – основоположниками древней хирургии, если бы не были обнаружены записи в китайском медицинском трактате, который был написан еще в 3 веке нашей эры. В нем говорится о том, что операцию на найденных мумиях не могли произвести китайцы.

    Петр Олексенко, историк: «Среди этих артефактов мы можем увидеть и различные манускрипты, древние тексты, трактаты и различные карты, составленные либо на пергаменте, либо на кусках кожи, либо на каком-то материале, который имеет долгосрочное хранение. Древние специалисты по медицине, как и по другим наукам, жившие не только в Китае, но и в других странах, умели производить чудеса».

    В древнем рукописном документе говорилось, что за сотни лет до первых, самых примитивных медицинских знаний, которыми стали обладать китайцы, белые люди приходили в Поднебесную, чтобы даровать ее народу силу и здоровье. В летописи в деталях описывается то, как белые люди, которых китайцы называли богами, обучали их народ искусству врачевания.

    Петр Олексенко, историк: «С китайцами общались белые боги или, скорее всего, боги европеоидного типа. Вполне возможно, что в древности именно белая раса существовала повсеместно, и, скорее всего, это были не просто боги, а представители высокоразвитой цивилизации. Вполне возможно, что именно так выглядели и боги, поскольку в китайском пантеоне есть боги, которые выглядят человекоподобными».

    Но кем были эти боги, которые делились своими знаниями с народом Поднебесной? Казалось бы, ответа на этот вопрос историкам уже не отыскать. Ведь документальные источники, которые сохранились с тех времен, можно пересчитать по пальцам. Однако разгадка пришла неожиданно. В древнем китайском трактате так же говорилось, что белые боги пришли к китайцем с севера. Известно, что из древних земель только Тартария находилась севернее Китая. Но что это означает? Неужели медицинские знания китайцам подарили славяне, которые и населяли Тартарию?

    Петр Олексенко, историк: «Специалисты, которые занимались расшифровкой тех текстов, часто говорят о том, что в книгах было написано, что, якобы, знания китайцы получили из какой-то северной страны или откуда-то с севера, от мудрецов, но что это за страна и где она тогда находилась?»

    В китайском трактате также сказано: «Если болезнь не поддавалась лечению лекарствами или иглоукалыванием, то белые боги производили надрез и вынимали больной орган». Летописи подробно описывают методы и способы восстановления изъятого органа – все те действия, которые мы бы сегодня назвали пересадкой органа.

    Петр Олексенко, историк: «Китайские специалисты нашли довольно большое количество различных научных трактатов. И среди этих трактатов имеются труды по медицине. Эти книги нас просто удивляют и изумляют, потому что там описаны различные сложнейшие хирургические операции. Но каким образом древние мастера уже в III-V веке нашей эры могли производить такие сложные операции, как трансплантации органов или надрез внутренних частей легкого?»

    Пересадка органов в древнем мире за два тысячелетия до официальной хирургии? Ведь согласно общепринятой истории, впервые трансплантацию органов от человека к человеку выполнил профессор Юрий Вороной, и произошло это только в 1933 году в Херсоне. А первая в мире пересадка легкого была проведена еще позже, в 1963 году, тогда доктор Джеймс Харди заменил своему пациенту легкое, но тот вскоре скончался. Но если нашим предкам действительно было под силу тысячи лет назад проводить сложнейшие хирургические операции, то поверить в то, что именно они могли возвести Великую Китайскую стену, не так сложно.

    Андрей Тюняев, академик РАЕН: «Цивилизацию Китая с севера строили выходцы с русских территорий. Они пришли с севера в центральные и северные области современного Китая, заселились и создали свою цивилизацию. Они же строили эту стену, которая, в общем, все-таки являлась, в какой-то части, военным сооружением».

    Но если именно славяне даровали китайцам знания, то что же произошло тысячи лет назад, почему русский народ отделился от китайцев высокой неприступной стеной? И действительно ли такое, невероятных размеров, укрепление необходимо было вводить для защиты от людей? Или Великая Китайская стена служила преградой от нечеловеческой силы?

    Ключ к разгадке исследователи обнаружили в древнерусском предании, согласно которому, много тысяч лет назад между русским народом и неизвестной цивилизацией, которая называлась расой великого дракона, велась длительная кровопролитная война. Потери с обеих сторон достигли таких размеров, что человечество оказалось на грани вымирания.

    Андрей Тюняев, академик РАЕН: «Причем, самое удивительное заключается в том, что отголоски этих великих сражений мы находим в славянских легендах, в китайских легендах, в легендах народов Сибири. В них есть упоминание о том, что происходило какое-то великое сражение между белой расой и расой дракона».

    Согласно легенде, итогом войны стала победа белой расы, и 7523 года назад, между двумя цивилизациями был заключён мир. Люди назвали этот день сотворением мира. С этого момента славянский народ создал первый в истории календарь, который просуществовал до петровского времени. И мало кто знает, что знакомое каждому с детства изображение герба Москвы, на котором Георгий Победоносец побеждает дракона, не что иное, как отражение древней битвы, когда славяне победили народ дракона, то есть китайцев.

    Александр Асов, историк: «Мы видим отражение этой легенды в легенде о Георгии Победоносце. Любопытно, что Георгий Победоносец известен и Ведам Руси. Он известен как Егорий Храбрый, один из вождей, из князей, который почитается до сего времени и до сих пор изображается на наших монетах»

    Легенда гласит, после сотворения мира была построена великая стена, которая обозначила границы государства древних русов. Народу великого дракона было запрещено переступать границу, которой служила великая стена, получившая название «Кий-Тай».

    Историкам хорошо известно, что слово «кий» на древнем русском языке обозначало «забор», а слово «тай» в современном прочтении звучит как «вершина». А это означает что «китаем» на Руси называли неприступную стену.

    Родобор, историк Древней Руси: «Китайцы – это народы, которые на то время, скорее всего, проживали рядом с этим строением, с китайской стеной. Может быть, их поэтому назвали «китайцами». Проводя дальше аналогии, например, в Москве, Китай-город, то, что от него осталось, это та же стена, там ничего больше нет. Но там не жили китайцы».

    Казалось бы, что древнее предание расставило все на свои места, однако появились новые вопросы. С какой цивилизации, именуемой «великим драконом», сражались древние русы? Откуда она к нам пришла и куда исчезла? Если это были известные нам сегодня китайцы, тогда почему о них ничего не знали древние картографы? Ведь впервые Китай появляется на мировых картах всего лишь в XV веке нашей эры. Но тогда кто в действительности населял территорию Китая в древности? 

    Часть II. Продолжение

    материал подготовлен Светланой Вороновой по мотивам фильма «Древнекитайская Русь»

    www.oum.ru

    КАГАНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ » Перуница

    КАГАНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИОдной из по сию пору не разрешенных загадок древнерусской истории является величание правителей Русской державы "каганами" или "хаканами". Откуда на Русь пришел этот странный, очевидно нерусский титул, и куда (а главное, почему) он впоследствии испарился?

    Одно из первых свидетельств применения этого титула к правителям Руси содержится во франкских "Бертинских анналах". В анналах этих рассказывается, как от византийского императора Теофила к королю восточных франков, Людовику Благочестивому, приехали послы некоего загадочного "народа Рос", правитель коего, именуемый в хронике "королем" (то бишь Людовик рассматривал его если не как равного, то как сопоставимого с собою), "зовется хаканус". Послы побывали в Константинополе и собирались на родину, но опасаясь неких свирепых варварских племен, занявших пройденный ими путь, предпочли "дать крюка" в компании византийского посольства, через державу франков.

    Людовику послы "народа Рос" показались подозрительными, и он отдал приказ задержать их и произвести расследование. Выяснилось, что послы эти "eos gentis egge Sveonorum" - из народа свеонов. Поскольку это свидетельство (едва ли не единственное) вполне подтверждает модную ныне теорию о "шведском" происхождении руси, то ее сторонники увлеченно его цитируют, предпочитая не задумываться над целым рядом неудобных для них вопросов, возникающих при знакомстве с текстом. Ну например - отчего вообще потребовалось закручивать весь этот детектив с подозрениями, задержанием и расследованием, если "русы" и "шведы" были всего-навсего разными именами одного и того же, неплохо известного в империи народа? Это уж не говоря о том, что Благочестивый король и его дознаватели вовсе не обязательно были на все сто процентов правы - можно представить, какими методами средневековые детективы вели расследование, у них, помнится, некоторые старухи сознавались, что летали в Вальпургиеву ночь на гору Брокен, где целовали под хвост черного козла и кушали некрещеных младенцев. Чего проще - вытрясти из схваченных "варваров" полное и абсолютное "чистосердечное признание", подтверждающее, разумеется, все подозрения христианнейшего государя. А где гарантия, что слово "свеоны" в устах франкского летописца обозначало именно шведов? Или гарантия того, что речь не идет об авантюристах-самозванцах, попросту выдававших себя за послов народа, к которому вообще не имели никакого отношения (что, собственно, из сообщения анналов и вытекает)? Да, наконец - национальность послов и национальность представляемого ими народа отнюдь не всегда совпадает. Тот же "народ Рос" большую часть ХХ века представляли на международной арене даже и не шведы...Коротко говоря, это сообщение - единственное, повторюсь, хоть как-то связывающее русов со шведами - вовсе не столь однозначно, как того хотелось бы господам норманнистам. И особенно загадочно выглядит в этой связи титулование правителя "народа Рос" "хаканусом", хаканом.

    Один из основателей норманнской теории, Август Шлецер, утверждал, что здесь имеется в виду вовсе не титул правителя, а его личное имя - "естественно", скандинавское, Хакон или Хаген. Ну, Хагена мы смело можем оставить в стороне, это не скандинавское имя, а немецкое (упоминается в "Песни о Нибелунгах"). Норманны произносили это имя, как Хёгни - а уж такое произношение в "хакан" не переделаешь. Другое дело - Хакон. Но вот ведь беда - не сохранилось ни малейшего упоминания о конунге Хаконе, правящем в Швеции в те времена, настолько могущественном, чтобы посылать послов к правителю мировой державы Средневековья, всемогущей Византии (не надо забывать, что о пути туда норманны еще и в христианские времена имели довольно смутное представление: в сагах можно встретить утверждение, что Константинополь лежит... восточнее Суздаля). А ведь правителей Швеции мы знаем довольно хорошо чуть ли не со времен Великого Переселения народов. Так, в шведском кургане, обозначенном преданием, что было записано в XIV веке в Исландии (!), как могила конунга Олава Альвконунга, отличавшегося высоким ростом и умершего от болезни ног в VII веке, археологи нашли останки знатного мужчины той эпохи, высокого, с искривленными костями ног. Еще Круг и Куник, видные норманнисты, решительно отвергли фантазии коллеги про "Хаконов" и "Хагенов", и высказались в пользу прочтения этого слова именно как титула "хакан" или "каган".

    К этому мнению присоединимся и мы, дабы, по завету Оккама, не изобретать лишних сущностей, ибо, кроме сообщения Бертинских анналов, целый ряд источников говорит нам о существовании у русов во времена IX-XI веков такого титула.

    Ко временам после описанных во франкской хронике событий относится определение, данное вождю "россов" (Аскольду?), при патриархе Фотии и императоре Михаиле осаждавшему Константинополь. Его называют "вепрем прегордого кагана". Вопреки В.В. Кожинову, речь не идет о кагане Хазарии. не существует доказательств, что именно хазары "натравили» -де простодушных русов на "братскую" Византию - вражда славян со вторым Римом имела к тому времени трехсотлетнюю историю, уходя во времена задолго до основания Хазарского каганата. Наивные ссылки Кожинова на сходство поведения "россов" у Фотия со сценами истребления всего живого в захваченных городах "героями" ветхого завета, ничего не доказывают. Примерно то же византийские авторы писали про славян VI века - прикажете и здесь искать зловещих хазарских "инструкторов"? Так что под "каганом" здесь, скорее всего, понимается именно каган самих русов.

    В следующем, Х столетии восточный автор Ибн Русте сообщает, что правителя русов именуют "хакан-рус". Через полвека приблизительно митрополит Иларион величает "каганом" крестителя Руси. Спустя еще полстолетия в Черниговском соборе появляется не полностью сохранившаяся надпись, посвященная "кагану нашему С..." - очевидно, имеется в виду правитель Чернигова, а впоследствии и Киева, Святослав Ярославич. Наконец, в "Слове о полку Игореве" мелькает загадочная фраза "Ольгова когана", по предположению некоторых исследователей относящаяся к знаменитому сыну Черниговского князя, Олегу Святославичу. Более правителей Руси каганами никто не называет. Итак, титул "каган" отмечен у русских князей с середины IX по конец XI века.

    Чем интересно это время? именно к нему относится столь любимое норманнистами "разделение" русов (ар-рус, россов, руси) и "славян" (ас-сакалиба, склавенои, словен) в арабских, византийских и собственно русских источниках. Учитывая же, что каганом правителя русов в один голос именуют все эти группы источников, можно смело считать это отражением собственно русской традиции - вряд ли арабы могли позаимствовать это именование у франков или наоборот. Далее, у "славян" подобный титул не отмечен ни одни источником. Исчезает он несколько позднее последних случаев "разделения" русов и "славян" в "Русской Правде" Ярослава Мудрого. Итак, это собственный титул русов, принадлежащий их культуре. Если кто его заимствовал, то именно русы, а не "славяне". А судя по сообщению Бертинских анналов, использовали его задолго до переселения на юг Восточной Европы, где балтийских пришельцев в это время не фиксируют ни письменные, ни археологические источники.

    Однако, возникает вопрос, - у какого именно из племен, населявших берега Балтики, мог возникнуть и закрепиться титул кагана. Не секрет, что титулы - особенно в традиционных обществах - просто так не передавались. Самое меньшее - народ, заимствовавший титул, должен быть под сильным культурным (а иногда и политическим) влиянием народа, у которого он его позаимствовал. Так, для заимствования византийского титула "царя" правителями Москвы, потребовалось ни много ни мало два сильных культурных потока на Русь из Византии - времен крещения, и, вторично, при Иване III, когда на Русь хлынули византийские эмигранты, во главе с невестой великого князя, Софьей Палеолог, неся с собой комплекс идей типа "Москва - Третий Рим".. Однако одного вхождения в общее культурное поле мало - требуется, чтоб наличествовала почва, на которой заимствование могло прижиться. Продолжая сравнение - титул "царя" прижился на Руси не во времена крещения, и даже не во времена Ивана III, а только тогда, когда на Руси возникла центральная власть, сравнимая по мощи с владыками Византии.

    Надо сразу сказать, что Скандинавия в отношении титула кагана не отвечает ни первому, ни второму условиям. Титул "каган" в Скандинавии неизвестен, что, кстати, напрямую отмечено в переписке того же Людовика Благочестивого с Византией. Правитель франков заявил императору Восточного Рима, по всей вероятности, поименовавшего где-то каганом владыку хазар, что франки так называют только правителя аваров, а называть так правителя неведомой Хазарии считают столь же неуместным, как величать так вождей болгар или норманнов. Болгарские правители, кстати, и действительно никогда не претендовали на звание кагана, нося изначально тюркский титул "хан сюбиги", а ко временам Людовика уже, прочно сменив его на славянское "князь".

    Но дело даже не в этом. Дело в том, что идея, стоявшая за титулом кагана, и связанный с этим титулом способ правления были совершенно и полностью чужды скандинавским обычаям. Каганом назывался священный правитель древних тюрок, своего рода живой идол, талисман, фетиш, основной задачей которого было не водить войско на врага, а самим фактом своего благополучия (аппетита, мужской силы и пр.) - и чередой определенных магических ритуалов, сохранять удачу племени, плодородие стад, и т.д., вплоть до хорошей погоды. Разумеется, без предводителя в бою тюркские орды не оставались - им был военный вождь, по-тюркски бек, шад, тудун, заместитель священного владыки в делах исполнительной власти, зачастую в любых "мирских" делах. Практически каган был пленником в клетке ритуалов, а его представителем во внешнем мире оставался военный вождь.

    Скандинавам такой подход к власти был органически чужд. Любой скандинавский правитель эпохи викингов - это изначально и прежде всего полководец, более того - воин. Конунги не цепенели живыми кумирами в дворцах-храмах, а шли на бой во главе своих дружин и зачастую гибли. У них были помощники - по той простой причине, что конунг не мог разорваться и присутствовать во всех своих владениях сразу. Но постоянного заместителя у них не было и не могло быть. Так что С.А. Гедеонов, отметивший более ста лет назад, что "существование... народа Rhos под управление хаганов уничтожает систему скандинавского происхождения руси", совершенно прав.

    Между тем, существует источник, прямо позволяющий говорить о существовании у русов Х века именно кагана, и неслучайности устойчивого заимствования ими этого титула на срок не меньший, чем титул императора в России. Это известные всякому, изучавшему историю Руси записки арабского дипломата и путешественника Ибн Фадлана. Часто используется его описание погребения руса в ладье, реже - описание капища русов, но лишь в последнее время стали обращать внимание на описание им "царя русов". Между тем оно бросается в глаза своей необычностью. Правитель руси в нем описан, как восседающий на отделанном ценными камнями и кораллами "ложе" в центре своей палаты в окружении сорока наложниц, коих он иногда употребляет у всех на глазах, и четырех сотен богатырей личной охраны. У "царя русов", согласно ибн Фадлану, нет иных дел, как сочетаться с наложницами и пировать, он почти не покидает пиршественной залы, в то время, как собирает дань с покоренных и водит войско на врага некий "заместитель" - русское подобие бека, шада или тудуна.

    Это, странное на первый взгляд, описание настолько не укладывалось в схемы общественного устройства русов, выработанные историками, что его долго предпочитали попросту игнорировать. Между тем оно не только делает нам понятнее применимость для правителя русов титула каган, но и очень точно подтверждается таким сугубо русским источником, как былины. Вспомним, князь былинного Киева, Владимир Всеславич Красно Солнышко, практически нигде не изображен покидающим свою столицу или во главе войска.

    Он предстает перед нами почти исключительно на пиру. "Дани-выходы" за него собирают богатыри и даже задания им зачастую раздает не сам Владимир, а Илья Муромец, что особенно отмечено в былинах: "Не Владимир служобки наметыват, наметыват старый казак Илья Муромец". Он же и ведет богатырскую дружину на неприятеля. Когда же сам князь пытается вмешаться в дела обороны, то получает суровую отповедь Ильи: мол, у тебя, княже, есть княгиня Апраксея, ей и занимайся, "а до нас тебе дела нет". Очевидно, что Илья здесь и есть тот самый "заместитель" Ибн Фадлана. Впрочем, отраженная былинами картина, отметим в скобках, была анахронизмом и для времен самого Ибн Фадлана. Князь Игорь Старый в те времена водил войска на Константинополь, на печенегов, на древлян. Скорее всего, источником данных араба о "царе русов" стали услышанные от последних эпические песни - "протобылины" - про глубокое прошлое русского племени.

    Между тем в скандинавской культуре мы не встречаем и следа этого культа священного правителя. Зато на другом, южном берегу Балтики есть некоторые сходные черты: так, морав Само и князь поморян имели четырехкратное число жен, что заставляет вспомнить сорок наложниц "царя русов" и двадцать четыре жены былинного Владимира. Двор князя поморян был окружен тем же почетом, что и храмы или священные рощи - ищущий на нем убежища был неприкосновенен, кровопролитие (неритуальное) было на нем строго табуировано, запретно. Так и в былинах богатырь не желает "кровавить палаты белокаменной", не отвечая на княжеском дворе на выпад напавшего на него врага (какого-нибудь Тугарина) и вызывая того в "поле чистое". Туда же, в поле, увозит с княжьего двора на казнь Соловья Разбойника Муромец. Гедеонов указывал на изначально сакральный характер князя у славян и пережитки двоевластия в фигуре воеводы. Само слово князь в западнославянских (польском, чешском, лужицком) языках имеет иногда значение жреца. Если бы это говорило просто об отсутствии у славян жречества и выполнения соответствующих обязанностей князьями, как это начиная с Афанасьева и понимают, то странно было бы встретить эти слова именно у западных славян, особенно у лужичан, наследников балтийского славянства, у которого многочисленное и развитое жречество отражено во множестве источников. Нет, речь идет именно о изначальной сакральности князя, священного правителя. Особенно же сильно была сакрализована особа князя Рюгена, вместилища священного для всех славянских народов города-храма Арконы. Саксон Грамматик описывает - уже в XII веке - случай. Когда князь Рюгена, Яромир, вступил в битву с двумя воинами другого племени. Копье Яромира застряло в теле врага, второй уже замахнулся - но, узнав противника, выронил оружие и рухнул ниц. По мнению Гельмольда, именно правители Рюгена, единственные из славянских владык, носили титул короля.. А.Ф. Гильфердинг, приводя и комментируя сообщения Саксона и Гельмольда, говорит о священном характере власти рюгенского князя. "Он - пишет российский ученый, - может, даже и не назывался князем, а носил высший титул". Между тем в славянской традиции выше княжеского титула только православно-византийский "царь", которого мы вряд ли ожидаем встретить в балтийском оплоте язычества, и ... "каган". И тут необходимо обратить внимание на сообщение англосаксонской поэмы VIII века "Видсид": "Хаган правил хольмругами". Хольм - остров, руги, ругии - население острова... Рюген, в VIII веке уже, безусловно, славянское. Впрочем, об особом значении "царей" для жителей Рюгена писал еще Тацит.

    Каким же образом на балтийский остров попал тюркский титул? (а случилось это, если судить по "Видсиду", не позднее VIII века). Как мы помним, в Европе знали только одного кагана - аварского. Имели ли авары контакты с ругами-русами? Имели, и весьма долгие и плотные. Под власть аварского кагана в VI веке попала подунайская территория расселения пришедших с Балтийского моря ругов, сперва бывших федератами Рима, а потом - создавших самостоятельное государство. В IX веке, после падения аваров, на это же месте возникает Русарамарка, а А.В. Назаренко находит в средневековых документах тех мест массу личных и местных имен, производных от корня "рус", "русский". Любопытно, в этой связи, что византийские и грузинские источники связывают нападение аварско-славянского войска на Константинополь в 626 году именно с русами. Итак, дунайские руги-русы не исчезали, как народ, на все протяжении истории каганата, имея возможность заимствовать титул у авар, и передать его сородичам на Балтику, где он оказался востребован для обозначения особого положения правителя священного острова - особенно когда древний титул князь стал означать в основном вождя дружины. Жители Рюгена брали дань со всей славянской Балтики - как русы будут собирать его с племен Восточной Европы, и их правитель должен был подчеркивать свое превосходство над данниками-князьями. Иной источник для титула, фиксируемого на Балтике еще до переселения Бертинскими анналами и "Видсидом", предположить сложно - даже образованные франки иных каганов, кроме аварского, просто не знали.

    На Востоке руги-русы утратили титул "кагана" отчасти по мере ассимиляции родственным славянским населением Восточной Европы, отчасти - потому, что титул кагана был непосредственно связан с языческими культами и представлениями (показательно, что последнее его упоминание содержится в полном языческих образов "Слове о полку"), а именно верховные правители Руси стали с Х века носителями и проводниками христианской веры. Сами "каганы" уже давно не напоминали прежних "живых идолов", и титул, ко всему прочему, становился анахронизмом. И в конце XI века, после последних раздельных упоминаний "русина" и "словенина", после последних выступлений волхвов в крупных русских городах, после братоубийственных междоусобиц, в которых не-святость киевских правителей стала чересчур очевидной, он, наконец, исчез.

    www.perunica.ru

    УДЕЛ - это... Что такое УДЕЛ?

  • удел — УДЕЛ, удела, муж. 1. Часть, доля, данная, уделенная кому нибудь (старин.). 2. В древней Руси область, которою управлял князь на правах феодального владетеля (ист.). «Уж давно лишились мы уделов.» Пушкин. Москва была уделом отца Ивана Калиты,… …   Толковый словарь Ушакова

  • удел — См. часть... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. удел судьба, часть; участь, доля, судьбина, жребий, жеребий, рок, участок, линия, планида, волость Словар …   Словарь синонимов

  • Удел — Удел: Удел то же, что удельное княжество. Удел в Российской империи с 1797 года земля, являющаяся собственностью императорской фамилии (см.: Удельные крестьяне, Департамент уделов) Синоним слова «судьба». Топоним: Удел деревня в Гордеевском… …   Википедия

  • УДЕЛ — 1) доля члена княжеского рода в родовом владении2)] Удельное княжество …   Большой Энциклопедический словарь

  • УДЕЛ 1 — УДЕЛ 1, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • УДЕЛ 2 — УДЕЛ 2, а, м. (устар. и книжн.). Судьба, участь. Достаться в у. кому н. Счастливый у. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • удел — УДЕЛ, а, муж. 1. В феодальной Руси: отдельно управляемая часть княжества. 2. В царской России: земли, недвижимое имущество (до 1863 г. также крестьяне), принадлежащие царской семье. | прил. удельный, ая, ое. У. князь. Удельное княжество. Удельные …   Толковый словарь Ожегова

  • удел — а; м. 1. В Древней Руси 12 16 вв.: часть великого княжества, находившаяся во владении и управлявшаяся членом великокняжеской семьи. Выделить у. сыну. // В России до 1917 г.: недвижимое земельное имущество члена императорской фамилии. 2. Разг.… …   Энциклопедический словарь

  • удел — (иноск.) судьба, участь (часть, которая каждому уделена судьбой) Ср. И лира стала мой удел. А.С. Пушкин …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • удел — В Древней Руси так называли земельное владение, выделяемое великим князем своему сыну. Образовано это слово от глаголаудълити – уделить , от дълити (делить). Буквально – выделенное . Впоследствии слово удел приобретает еще одно значение – участь …   Этимологический словарь русского языка Крылова

  • dic.academic.ru