Книга Почему так бывает?. Содержание - Как вели счет времени на Руси? Как вели счет времени в древней руси
Почему так бывает?. Содержание - Как вели счет времени на Руси?
Старый римский календарь Ромула был короче и в счете дней и в числе месяцев. В нем было 10 месяцев. Нума сделал двенадцать.
При воинственном Ромуле первый месяц был посвящен богу войны Марсу, — это наш март. Миролюбивого Нуму не прельщали воинские подвиги, выше всего он ценил порядок, стремился к справедливости и больше Марса почитал Януса — бога, по преданию, изменившего дикий образ жизни людей. Считалось, что двуликий Янус одной стороной своего лица смотрит в прошлое, другой — в будущее, ему и пристало как раз начинать новый год. Вторым месяцем стал февраль, посвященный богу смерти — Фебруариусу; в этом месяце приносились жертвы умершим. А затем уже шел воинственный март.
В те далекие времена календарем ведали понтифики — так назывался у римлян верховный жрец. Понтифики вставляли мерцедоний, они приказывали выкликать на площади начало нового месяца, новой недели, нового дня. Калео по-латыни значит выкликать. Календа — название первого дня месяца. В этот первый день месяца происходили денежные расчеты с должниками; эти расчеты записывались в особые долговые книги — календариум. Отсюда и пошло само название — календарь.
Тайны летосчисления были в руках понтификов, и они нередко пользовались этим недобросовестно. Они могли либо укоротить, либо удлинить каждый месяц, за что получали взятки. Должникам хотелось отсрочить день уплаты, а тем, кому они были должны, напротив, хотелось этот день приблизить.
Жрецы обещали все устроить наилучшим образом и одним и другим, ну а в результате исполняли желания тех, кто платил больше.
Понтифики могли либо удлинять, либо укорачивать и длину года. В первом месяце, в январе, в Риме происходили выборы правителей. Если понтификам было угодно, чтобы римлянин, который занимает выборную должность, подольше сидел на своем месте, они увеличивали год, а если, наоборот, им нужно было кого-то поскорей сместить — неожиданно наступал новый год! Так что, несмотря на поправки царя Нумы, календарь совсем сбился с толку. Люди потеряли счет дней и месяцев, никто не знал, когда будет вставлен мерцедоний, и эта путаница в конце концов мешала всем. Нужно было навести порядок в календаре.
За это и взялся знаменитый римский полководец и государственный деятель Гай Юлий Цезарь. Ему посоветовали ввести в Риме египетский солнечный календарь, но только с поправкой фараона Птолемея Эвергета. Юлий Цезарь так и сделал. Новый календарь был введен с 1 января 45 года до н. э. и по сию пору его называют юлианским.
В юлианском календаре осталось двенадцать месяцев, и шли они в прежнем порядке, как и при царе Нуме. Происхождение названий первых трех месяцев — января, февраля и марта — вы уже знаете. Апрель ведется от слова «аперире», что значит в переводе открывать; это был месяц весны, когда все в природе оживает, открываются почки, зеленеют всходы, появляются молодые побеги; май — майорес — значит старший, но, по иным сведениям, это название дано в честь богини Майи; июнь, что значит младший, — в честь богини плодородия Юниус; а дальше месяцы шли просто по порядку: квинтилис — пятый, секстилис — шестой, септембер — седьмой, октобер — восьмой, новембер — девятый, децембер — десятый. Вы узнаёте в этих названиях наши сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь? Когда-то, еще до Нумы, в старом римском календаре квинтилис действительно был пятым, а децембер — десятым. Но потом в начало года вставили еще два месяца, и все сдвинулось, и децембер, хотя и значит по-латыни десятый, стал двенадцатым. Но об этом все давным-давно позабыли.
Число дней в месяцах юлианского календаря чередовалось: в одном было тридцать один день, в другом — тридцать, а февраль и до тридцати не дотянул: в нем в обычные годы считалось 29 дней и только в високосном — 30. Потом и это изменилось, так же как изменились названия двух месяцев — пятого и шестого. Пятый — квинтилис — стал называться в честь Юлия Цезаря июлем, а шестой — секстилис, по имени римского императора Октавиана Августа, — это наш август. Но в квинтилисе — июле — был тридцать один день, а в секстилисе — всего тридцать. И Октавиан Август пожелал, чтобы оба месяца сравнялись в счете. Вот почему два месяца подряд насчитывают по тридцати одному дню. При этом один день, прибавленный к августу, был отнят у самого короткого месяца в году — у февраля.
Вот таким стал юлианский календарь. Таким мы его знаем и сегодня, только с небольшими изменениями, о которых пойдет речь дальше. А сейчас вспомним: почему длинный год называется високосным?
У римлян был странный обычай: они не говорили, как мы сейчас, какой сегодня день, ну, например, 23 февраля, а считали, сколько дней осталось до следующего месяца, как это делаете и вы, школьники, когда считаете время до праздников, до каникул. Вместо 23 февраля римляне объявляли: шестой день до начала марта, иначе — до мартовских календ.
Между 23 и 24 февраля в високосный год вставлялся добавочный день, и на площади выкликали: шестой день до мартовских календ, а шестой — по-латыни Секстус. На следующий день они повторяли: еще раз шестое — биссекстус.
Биссекстус — говорили римляне. Виссекстус — произносили это слово греки. Юлианский календарь распространился по всей Европе и пришел к нам, в Россию, вместе с христианством из греческой Византии. Мы переделали греческий «виссекстус» по-своему — в «високос».
В Древней Руси когда-то, как и в других странах далекого прошлого, счет времени вели по лунным фазам. А так как лунный год был короче солнечного, то приходилось, как в свое время в Древнем Риме, вставлять лишний месяц. Потому что иначе календарь расходился с временами года, а это было неудобно.
По самим названиям месяцев можно судить, насколько календарь Древней Руси был связан с временами года. Названия выражали то главное, что происходило в эти месяцы в природе, в крестьянском быту. Вот, например, январь назывался «просинец», потому что после сумрачных дней поздней осени небо начинало проясняться, синеть. У апреля несколько названий: «березол» — время, когда начинают двигаться соки в березе, или же «заиграй овражки» — время таяния снегов, когда в оврагах весело бурлила полая вода. Май называли и «цветень», и «травень», и «летень» — туг и так ясно, что в этом месяце земля покрывается свежими травами, полевыми цветами. Сентябрь — месяц «золотой осени», в нем царствует желтый цвет, он и назывался «руен» — желтый! А октябрь — «листопад», точней не назовешь.
Самые названия месяцев стали у нас другими, такими же, какие были в юлианском календаре, только на Украине и в Белоруссии по сию пору пользуются старинными славянскими наименованиями месяцев. Зато дни недели остались такими же, как были на Руси в старину. Только «воскресенье», день отдыха, назывался раньше «неделя», «день недельный», отсюда и распространилось это название на весь семидневный отрезок времени — неделя. А название суббота пришло к нам из стран Древнего Востока. Другие дни недели остались такими же, как в старину: понедельник — день после недели, вторник — второй день недели, среда — середина недели, четверг — четвертый день недели, пятница — пятый.
Мы долго жили по юлианскому календарю. Но сейчас, как и во всем мире, мы приняли новый стиль — григорианский. А почему это произошло — узнаете дальше.
www.booklot.ru
Как вели счет времени на Руси?
В Древней Руси когда-то, как и в других странах далекого прошлого, счет времени вели по лунным фазам. А так как лунный год был короче солнечного, то приходилось, как в свое время в Древнем Риме, вставлять лишний месяц. Потому что иначе календарь расходился с временами года, а это было неудобно.
По самим названиям месяцев можно судить, насколько календарь Древней Руси был связан с временами года. Названия выражали то главное, что происходило в эти месяцы в природе, в крестьянском быту. Вот, например, январь назывался «просинец», потому что после сумрачных дней поздней осени небо начинало проясняться, синеть. У апреля несколько названий: «березол» — время, когда начинают двигаться соки в березе, или же «заиграй овражки» — время таяния снегов, когда в оврагах весело бурлила полая вода. Май называли и «цветень», и «травень», и «летень» — тут и так ясно, что в этом месяце земля покрывается свежими травами, полевыми цветами. Сентябрь — месяц «золотой осени», в нем царствует желтый цвет, он и назывался «руен» — желтый! А октябрь—«листопад», точней не назовешь.
Самые названия месяцев стали у нас другими, такими же, какие были в юлианском календаре, только на Украине и в Белоруссии по сию пору пользуются старинными славянскими наименованиями месяцев. Зато дни недели остались такими же, как были на Руси в старину. Только «воскресенье», день отдыха, назывался раньше «неделя», «день недельный», отсюда и распространилось это название на весь семидневный отрезок времени — неделя. А название суббота пришло к нам из стран Древнего Востока. Другие дни недели остались такими же, как в старину: понедельник — день после недели, вторник — второй день недели, среда — середина недели, четверг — четвертый день недели, пятница — пятый.
Мы долго жили по юлианскому календарю. Но сейчас, как и во всем мире, мы приняли новый стиль — григорианский. А почему это произошло — узнаете дальше.
comments powered by HyperCommentscollectedpapers.com.ua
Почему так бывает?. Автор - Гумилевская Марта. Содержание - Как вели счет времени на Руси?
Старый римский календарь Ромула был короче и в счете дней и в числе месяцев. В нем было 10 месяцев. Нума сделал двенадцать.
При воинственном Ромуле первый месяц был посвящен богу войны Марсу, — это наш март. Миролюбивого Нуму не прельщали воинские подвиги, выше всего он ценил порядок, стремился к справедливости и больше Марса почитал Януса — бога, по преданию, изменившего дикий образ жизни людей. Считалось, что двуликий Янус одной стороной своего лица смотрит в прошлое, другой — в будущее, ему и пристало как раз начинать новый год. Вторым месяцем стал февраль, посвященный богу смерти — Фебруариусу; в этом месяце приносились жертвы умершим. А затем уже шел воинственный март.
В те далекие времена календарем ведали понтифики — так назывался у римлян верховный жрец. Понтифики вставляли мерцедоний, они приказывали выкликать на площади начало нового месяца, новой недели, нового дня. Калео по-латыни значит выкликать. Календа — название первого дня месяца. В этот первый день месяца происходили денежные расчеты с должниками; эти расчеты записывались в особые долговые книги — календариум. Отсюда и пошло само название — календарь.
Тайны летосчисления были в руках понтификов, и они нередко пользовались этим недобросовестно. Они могли либо укоротить, либо удлинить каждый месяц, за что получали взятки. Должникам хотелось отсрочить день уплаты, а тем, кому они были должны, напротив, хотелось этот день приблизить.
Жрецы обещали все устроить наилучшим образом и одним и другим, ну а в результате исполняли желания тех, кто платил больше.
Понтифики могли либо удлинять, либо укорачивать и длину года. В первом месяце, в январе, в Риме происходили выборы правителей. Если понтификам было угодно, чтобы римлянин, который занимает выборную должность, подольше сидел на своем месте, они увеличивали год, а если, наоборот, им нужно было кого-то поскорей сместить — неожиданно наступал новый год! Так что, несмотря на поправки царя Нумы, календарь совсем сбился с толку. Люди потеряли счет дней и месяцев, никто не знал, когда будет вставлен мерцедоний, и эта путаница в конце концов мешала всем. Нужно было навести порядок в календаре.
За это и взялся знаменитый римский полководец и государственный деятель Гай Юлий Цезарь. Ему посоветовали ввести в Риме египетский солнечный календарь, но только с поправкой фараона Птолемея Эвергета. Юлий Цезарь так и сделал. Новый календарь был введен с 1 января 45 года до н. э. и по сию пору его называют юлианским.
В юлианском календаре осталось двенадцать месяцев, и шли они в прежнем порядке, как и при царе Нуме. Происхождение названий первых трех месяцев — января, февраля и марта — вы уже знаете. Апрель ведется от слова «аперире», что значит в переводе открывать; это был месяц весны, когда все в природе оживает, открываются почки, зеленеют всходы, появляются молодые побеги; май — майорес — значит старший, но, по иным сведениям, это название дано в честь богини Майи; июнь, что значит младший, — в честь богини плодородия Юниус; а дальше месяцы шли просто по порядку: квинтилис — пятый, секстилис — шестой, септембер — седьмой, октобер — восьмой, новембер — девятый, децембер — десятый. Вы узнаёте в этих названиях наши сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь? Когда-то, еще до Нумы, в старом римском календаре квинтилис действительно был пятым, а децембер — десятым. Но потом в начало года вставили еще два месяца, и все сдвинулось, и децембер, хотя и значит по-латыни десятый, стал двенадцатым. Но об этом все давным-давно позабыли.
Число дней в месяцах юлианского календаря чередовалось: в одном было тридцать один день, в другом — тридцать, а февраль и до тридцати не дотянул: в нем в обычные годы считалось 29 дней и только в високосном — 30. Потом и это изменилось, так же как изменились названия двух месяцев — пятого и шестого. Пятый — квинтилис — стал называться в честь Юлия Цезаря июлем, а шестой — секстилис, по имени римского императора Октавиана Августа, — это наш август. Но в квинтилисе — июле — был тридцать один день, а в секстилисе — всего тридцать. И Октавиан Август пожелал, чтобы оба месяца сравнялись в счете. Вот почему два месяца подряд насчитывают по тридцати одному дню. При этом один день, прибавленный к августу, был отнят у самого короткого месяца в году — у февраля.
Вот таким стал юлианский календарь. Таким мы его знаем и сегодня, только с небольшими изменениями, о которых пойдет речь дальше. А сейчас вспомним: почему длинный год называется високосным?
У римлян был странный обычай: они не говорили, как мы сейчас, какой сегодня день, ну, например, 23 февраля, а считали, сколько дней осталось до следующего месяца, как это делаете и вы, школьники, когда считаете время до праздников, до каникул. Вместо 23 февраля римляне объявляли: шестой день до начала марта, иначе — до мартовских календ.
Между 23 и 24 февраля в високосный год вставлялся добавочный день, и на площади выкликали: шестой день до мартовских календ, а шестой — по-латыни Секстус. На следующий день они повторяли: еще раз шестое — биссекстус.
Биссекстус — говорили римляне. Виссекстус — произносили это слово греки. Юлианский календарь распространился по всей Европе и пришел к нам, в Россию, вместе с христианством из греческой Византии. Мы переделали греческий «виссекстус» по-своему — в «високос».
Как вели счет времени на Руси?
В Древней Руси когда-то, как и в других странах далекого прошлого, счет времени вели по лунным фазам. А так как лунный год был короче солнечного, то приходилось, как в свое время в Древнем Риме, вставлять лишний месяц. Потому что иначе календарь расходился с временами года, а это было неудобно.
По самим названиям месяцев можно судить, насколько календарь Древней Руси был связан с временами года. Названия выражали то главное, что происходило в эти месяцы в природе, в крестьянском быту. Вот, например, январь назывался «просинец», потому что после сумрачных дней поздней осени небо начинало проясняться, синеть. У апреля несколько названий: «березол» — время, когда начинают двигаться соки в березе, или же «заиграй овражки» — время таяния снегов, когда в оврагах весело бурлила полая вода. Май называли и «цветень», и «травень», и «летень» — туг и так ясно, что в этом месяце земля покрывается свежими травами, полевыми цветами. Сентябрь — месяц «золотой осени», в нем царствует желтый цвет, он и назывался «руен» — желтый! А октябрь — «листопад», точней не назовешь.
Самые названия месяцев стали у нас другими, такими же, какие были в юлианском календаре, только на Украине и в Белоруссии по сию пору пользуются старинными славянскими наименованиями месяцев. Зато дни недели остались такими же, как были на Руси в старину. Только «воскресенье», день отдыха, назывался раньше «неделя», «день недельный», отсюда и распространилось это название на весь семидневный отрезок времени — неделя. А название суббота пришло к нам из стран Древнего Востока. Другие дни недели остались такими же, как в старину: понедельник — день после недели, вторник — второй день недели, среда — середина недели, четверг — четвертый день недели, пятница — пятый.
Мы долго жили по юлианскому календарю. Но сейчас, как и во всем мире, мы приняли новый стиль — григорианский. А почему это произошло — узнаете дальше.
www.booklot.ru
pronshteyn_a_p_kiyashko_v_ya_hronologiya - Стр 8
официально введен Константином Великим в 312 г. н.э. в Римской империи. Годы индикта начинались, как и гражданский новый год, 1-госентября и длились до конца августа (с 1 сентября 312 по 31 августа 313 г., если считать по н.э.). В Египте он был узаконен пятнадцатью годами ранее, в 297 г. н.э. Термин «индикция» (indictio) означает объявление, провозглашение. Его употребление было связанос налогообложением. Один раз в пятнадцать лет проводилась переоценка имущества для установления размера налога. Важность этого момента в хозяйственной жизни была такова, что население знало налоговый год порой лучше календарного. Указание на индикт с конца IV в. стало обычным в арендных документах, а с 537 г. при Юстиниане введено как обязательное.
Обычай считать годы пятнадцатилетиями был перенесен в соседние страны, в том числе и на Русь. Счет по индиктам был популярен в средневековой Европе, так как позволял соотносить между собой различные системы датировок, которых в то время в обиходе было множество. В Священной Римской империи им пользовались официально до 1806 г., т. е. до ее падения.
Сами пятнадцатилетия не нумеруются, поэтому использовать указание на индикт года для датировки можно только относительно. Смена номера индикта происходила обычно 1 сентября, поэтому на календарные годы с январским или мартовским новогодиями приходилось по два номера. Это обстоятельство в некоторых случаях позволяет проверять дату источника. В XVIII в. счет времени по индиктам сохранился только в церковных актах.
Подробно об использовании индиктов в работе с историческими источниками будет рассказано ниже.
ГЛАВА 4. КАЛЕНДАРЬ В РОССИИ И В СССР
§ 1. Представление о времени у восточных славян
Как и другие земледельческие народы, восточные славяне с глубокой древности следили за сменой времен года, поэтому самым ранним счетом времени был счет сезонами: весна, лето, осень, зима. Кругооборот сезонов составлял более крупную единицу времени — «лето», по-
183
скольку полная смена времен года означала возвращение к новому лету. Счет новому «лету», т. е. году, начинался с праздника весны в марте.
Языческие праздники, связанные с культом Солнца, по-видимому,играли в календаре древних славян важную роль. Боги Солнца: Дажьбог, тождественные ему Хоре и Ярило занимают главные места в славянском пантеоне.
Вконце декабря праздником «коляды» отмечалось рождение нового Солнца, увеличения дня. Колядующий (колдующий) собирал подношения для общей жертвы Солнцу. После принятия христианства коляда совпала с праздником рождества Христова и потеряла первоначальное значение.
Второй праздник — масленица — отмечался весной.
Впроводах зимы и приветствии весны торжествовалась победа жизни над смертью, и масленичные обряды воздают дань Солнцу как олицетворению жизни, света, тепла. Ритуальное приготовление поминальных блинов — символов Солнца, хороводы, религиозное отношение к Солнцу которых не подлежит сомнению, культ колеса —
образ Солнца — все эти детали праздника подчеркивали роль светила в жизни наших предков1.
Третий праздник, отмечавшийся в день летнего солн-
цестояния, 23 июня, известен под именем Ивана Купалы. В этот день не только славяне, но и другие народы Европы совершали обряды, связанные с мистическим очищением: прыгали через горящие костры (очищение огнем), купались ночью (очищение водой), плели венки, пускали с гор огненные колеса, приносили в жертву петухов — птиц, угодных Солнцу.
Судя по древнейшим памятникам письменности, например Остромирову евангелию, славяне знали и деление года на 12 месяцев. Их названия были связаны с местными явлениями природы и хозяйством наших предков, что позволяет предполагать существование наряду с лунно-солнечными лунного счета времени.
Древние названия месяцев сохранились в некоторых современных языках: украинском, белорусском, польском. В табл. 13 даны наиболее распространенные древнеславянские названия в сравнении с современными в украинском и белорусском языках.
1 См.:Соловьев С. М. История России с древнейших времен.
М., 1959, т. 1, кн. 1, с. 111.
Представляет интерес происхождение многих названий: так, январь именовался просинец (по появлению в этом месяце первых погожих дней) либо сечень, потому что в это время вырубали (секли) леса, освобождая площадь под посевы. Названия марта — березозол, березень, сакавш— связаны с добыванием весеннего сока из берез, с началом весны. Июнь —изок,что означает кузнечик (первое появление этих насекомых), или червень, от «черва» — личинки пчел1.
Т А Б Л И Ц А 13
Названия месяцев в славянских языках
Название августа — серпень, жнiвень — связаны с жатвой, а зарев — от глагола «заревень» отмечает начало рева оленей в период осеннего гона. С этим же по-види-мому связано и название рюень для сентября. Другое название сентября — вересень — имеет несколько объяснений. Считают, что это производное от слова «вресать» — молотить, этот термин связывают также с вереском, который цветет осенью. Украинское название ок-тября—жовтень—связано с прилагательным желтый (цвет листьев), а белорусское кастричнiк — с обработкой кострики — конопли. Остальные наименования понятны без расшифровки.
Обращает внимание зависимость названий от климата и хозяйства тех мест, где они появились. Так, броже-
1 Подругимданным, отслова«червонный» — красный.
85
ние сока у берез на юге начинается раньше, чем на севере; соответственно на севере раньше падает лист с деревьев и наступает стужа. Охота в северной зоне имела большее значение, чем на юге и было важно определить ее сроки по началу гона животных. Эти и другие явления хорошо заметны при сравнении названий месяцев в таблице.
ТАБЛИЦА 14
Названия дней недели в некоторых славянских языках
Определенный интерес представляют и некоторые археологические находки на территории расселения древних славян, например керамика с графическим обозначением двенадцати месяцев в виде символических изображений1. Однако вопрос о принадлежности таких находок славянам окончательно не решен.
Некоторые документы, например договор Олега с греками, позволяют предполагать, что еще до принятия христианства на Руси были знакомы с названиями месяцев по юлианскому календарю и делением их на семидневную неделю — седьмицу. В отличие от римского кален-,даря в русских и других славянских языках названия дней недели порядковые, кроме среды и субботы. В таблице 14 даны для сравнения названия дней недели в русском, украинском, чешском и болгарском языках.
В русском языке термин «воскресенье» стали употреблять для обозначения выходного дня только в XVI в., а до этого использовалось слово «неделя», как и в других славянских языках, происходящее от выражения «нет дел».
1 См.:Рыбаков Б. А. Календарь IV в. из земли полян. — CA, 1962, № 4, с.66—89.
86
§2. Счет времени в Древней Руси
иего связь с византийским летосчислением.
Церковный календарь
Счет времени, сложившийся у древних славян, оказал влияние на летосчисление последующего времени, когда Русь вместе с принятием христианства окончательно ввела юлианский календарь. Поскольку новая религия была заимствована из Византии, на Руси вошел в обиход
исчет лет по константинопольской эре от «сотворения мира», т. е. с 5508 г., до нашего летосчисления. Вместе с тем на Руси было временно сохранено дохристианское весеннее новогодие. Счет дням нового года начинали с 1 марта, а нес 1 сентября, как было принято в Византии. Лишь много лет спустя сентябрьское новогодие постепенно стало официальным. Употребление нескольких новогодий в пределах одного летосчисления было распространено не только на Руси. Многие страны средневековой Европы испытывали неудобстваиз-заразнобоя дат новогодий. ВXII—XIVвв. в различных областях Италии существовали и сентябрьское, и мартовское,
ирождественское (25 декабря), и благовещенское (25 марта) новогодия. В Германии рождественский стиль уживался с благовещенским и январским, во Франции благовещенский и рождественский стили сосуществовали с пасхальным (т. е. начало года с первого дня пасхи)
ит. д.1
ВАнглии и в американских колониях благовещенский стиль сохранялся в обиходе до 1752 г.
Разницу стилей, употребляемых на Руси, отмечали и некоторые летописцы. Так, в Тверском летописном сборнике под 1195 годом при рассказе о бое между русскими князьями сделана такая заметка: «Пишет же в новгородском летописци лето весною починает, а осень и зиму глаголеть: тоя же осени и зыми; аз пишу по индикту начало и сего ради не согаждается леты с инеми летописцы, точию времена месяцем в лете изсматряй, и после коего начала лету пишет, того и лета».
Таким образом, автор, придерживающийся сентябрь-
ского новогодия («аз пишу по индикту»), предупреж-
1 См.:Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М.,
87
дает читателя о возможном несовпадении дат с другими источниками и дает совет, как исправить это несоответ-
ствие.
Подробно соотношение сентябрьского и мартовского стилей и способы перевода связанных с ними дат на современное летосчисление будут рассмотрены в следующем разделе книги.
Об интересе к вопросам хронологии в Древней Руси свидетельствует дошедший до нас труд диакона новгородского Антониева монастыря Кирика. В 1136 г. им была написана работа «Учение... имже ведати человеку числа всех лет», т. е. пособие по хронологии. В трактате было изложено учение о високосе, о вычислении пасхалий, о лунном годе, индиктах, «солнечном круге» (28летнем периоде), «лунном круге» (19-летнийцикл), «великом индиктионе» (цикле в 532 года) и других хронологических понятиях. Кирик излагает решение практических задач по определению и соотношению дат, измерению больших промежутков времени и т. д.
Вопросы, связанные со счетом времени (продолжительность года, високосы, сезоны, месяцы), рассматривались в XVI в. в специальных добавлениях к известному сборнику «Круг миротворный».
По мере укрепления позиций христианства все большее значение в счете времени приобретал церковный календарь. Посты, дни святых, праздники были удобными вехами в бытовом счете времени внутри года. Многие даты церковного календаря в народе связывались не с христианскими догмами, а с привычными явлениями природы, сельскохозяйственными работами или пережитками язычества. Так, один из важных христианских праздников
— сретение, отмечаемый 2 февраля, у населения связывался не с именем Христа, а с первой встречей зимы с весной, c идеей предвесеннего очищения, заимствованной вместе с некоторыми обрядами из язычества. Сырная неделя Великого поста связывалась с древней масленицей, Петров день с началом сенокоса, Семенов день с началом года, Покров — с выпадением первого снега, снежным покровом, Юрьев день осенний — с завершением хозяйственных работ, выше отмечалась связь рождества Христова с языческой колядой и т.д. Ниже приводятся даты юлианского календаря и связанные с ними наиболее чтимые праздники христианской церкви.
88
Христианские праздники
Благовещение — 25 марта. Богоявление — 6 января. Ваий — см. Воскресенье вербное. Введение во храм — 21 ноября. Великого поста:
1-янеделя — за 48 дней (7 недель) до пасхи,2-янеделя — за 41 день (6 недель) до пасхи,3-янеделя — за 34 дня (5 недель) до пасхи,4-янеделя
— за 27 дней (4 недели) до пасхи, 5-янеделя — за 20 дней (3 недели) до пасхи,6-янеделя — за 13 дней (2 недели) до пасхи. Воздвижение— 14 сентября. Вознесение — четверг, через 39 дней после пасхи. Воскресенье:
вербное — за 7 дней до пасхи, крестопоклонное — за 28 дней до пасхи, соборное — за 42 дня до пасхи, средокрестное — см. крестопоклонное, сыропустное — за 49 дней до пасхи, Фомино — через 7 дней после пасхи. День нерукотворного образа— 16 августа. День казанской иконы богородицы — 8 июля и 22 октября. День происхождения честных древ — 1 августа. Духов день — через 50 дней после пасхи. Заговенье — см. Воскресенье сыропустное. Ильин день — 20 июля. Крещение — см. богоявление. Масленица — за 55 дней до пасхи (8 недель). Неделя:
вербная — см. великого поста 6-янеделя, крестопоклонная — см.4-янеделя великого поста, мясопустная — за 62 дня (7 недель) до пасхи, похвальная — см. великого поста5-янеделя, сырная
— см. масленица, страстная — после вербного воскресенья (см. воскресенье вербное),
Федорова см. великого поста 1-янеделя, Фомина — после Воскресенья Фомина. Николин день — 9 мая и 6 декабря. Петров день (кончается петров пост) — 29 июня.Пасха—1-евоскресенье после весеннего полнолуния (с 22 марта до 25 апреля). Покров — 1 октября.
Преполовение — среда через 24 дня после пасхи. Преображение (спасов день) — 6 августа. Пятидесятница — см. троица. Рождество богородицы
— 6 октября. Рождество Иисуса Христа — 25 декабря.
Семенов день «летоиачатца», или «летопроводца», — 1 сентября. Сретенье —2февраля. Троица — через 49 дней после пасхи. Успенье (госпожин день) — 15 августа. Успенский пост—с1 по 15 августа.
89
Филиппов день, или филиппово заговенье— 14 ноября.
Филиппов, или рождественский, пост —с15 ноября по 25 декабря. Юрьев день — 23 апреля и 26 ноября.
Большая часть праздников отмечалась по солнечному календарю и получила название непереходящих. Кроме них значительное количество религиозных праздников было связано с лунно-солнечнымкалендарем: Великий пост, пасха, Троица и др.
Главный христианский праздник — пасха отмечался как день «чудесного воскресения» Иисуса Христа. С пасхой связаны сроки и остальных переходящих праздников. Церковь ревностно следила за правильностью счета пасхалий, регулярно сообщая сроки пасхи на ближайшие годы. Для хронологических расчетов дня празднования пасхи историк, помимо таблиц, может использовать формулу, предложенную немецким математиком Гауссом в конце XVIII в. Основная формула Гаусса была выработана для определения григорианской пасхи, празднуемой католической церковью. Расчет по Гауссу ведется так: определяется значение неких математических величин, обозначенных буквами: а, б, в, г, д. а = остатку от деления числа года на 19, б = остатку от деления числа года на 4, в = остатку от деления числа года на 7, г=остатку от деления на 30 выражения 19а+15, д = остатку от деления на 7 выражения
2б+4в+6г+6.
Найденные значения г ид используются для окончательного решения задачи. Пасха отмечается после дня весеннего равноденствия и, следовательно, всегда приходится на март или апрель. Если выражениег + д будет меньше числа 9, пасха искомого года будет в марте и ее день узнается по сумме22 + г + д. Еслиг + д больше 9, пасха будет апрельской, а число месяца можно получить вычисливг + д—9.
Для примера рассмотрим задачу на определение дня пасхи в 1600 г. Из таблиц нам известно, что день пасхи в этом году отмечался по юлианскому календарю 23 марта. Расчетами проверяем действенность формулы Гаусса.
а= 1600:19=84, востатке4, а= 4 6=1600:4=400, в остатке 0, 6=0 в =1600:7=228, в остатке 4, а=4
г = (19X4+15) : 30= (76+15) : 30 = 91 : 30=3, в остатке I г=1
90
д =(2X0+4X4+6xl+6):6=(0+l6+6+6):7=28:7=4,
востатке=0, 5=0.
г+д=1, т. е. меньше 9. Следовательно, пасха 1600 г. была в марте. 22 +1 +0=23. Пасха 1600 г. приходилась на 23 марта, что и требовалось доказать.
Зная день пасхи и зависимость от нее остальных переходящих праздников, легко высчитать и их даты. Так, Троица отмечается через семь недель после пасхи, следовательно, Троица 1600 г. праздновалась 11 мая, так как 23 марта+49 дней=11 мая.
§ 3. Реформа летосчисления при Петре I
19 декабря 7208 г. от «сотворения мира» Петр I подписал указ о реформе календаря. Вводилась принятая уже в большинстве стран Европы новая эра (от «рождества Христова»), а вместе с ней устанавливалось начало нового года с 1 января: «...во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году». После короткого 7208 г., длившегося всего 4 месяца (с 1 сентября по 31 декабря), в Москве было торжественно отмечено начало нового года и нового века— 1 января 1700 г.
Пытаясь приурочить смену летосчислении к началу века по эре от «рождества Христова», Петр совершил существенную ошибку. 1700 год был последним годом XVII столетия, а первым годом нового XVIII века был 1701. Эта распространенная ошибка встречается и в наши дни.
В царском указе допускалось временное использование наряду с новыми и старых дат: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду... свободно». Петр предусмотрел и возможные осложнения религиозного характера. Чтобы не обострять отношений с духовенством, он сохранил юлианскую систему отсчета дней.
Царь, судя по документам, был активным пропагандистом новой системы, противопоставлял новый гражданский счет времени старому церковному, развенчивал суеверия. Так, по поводу предстоящего 1 мая 1706 г. солнечного затмения1 он писал Ф. А. Головину: «Господин адмирал. Будущего месяца в первый день будет великое солнечное затмение. Того ради изволь сие поразгласить
1 Сроки этого затмения рассчитал англичанин Фарварсон.
91
в наших людех, что когда оное будет, дабы за чудо не поставили. Понеже когда люди про то ведают преже, то не есть уже чудо».
С 1702 г. начали издавать новые календари — месяцесловы с указанием лунных фаз, дней недели. Каждому месяцу предпосылались статьи о погоде, сельском хозяйстве, небесных явлениях, болезнях и т. д. Особенной популярностью пользовался изданный в 1709 г. календарь, составленный типографом Василием Киприяновым «под надзрением его превосходительства генерала лейтенанта Я. В. Брюса». Этот календарь указывал путь Солнца по зодиям (созвездиям Зодиака), «величество дня и нощи» в Москве. Календари печатались большими тиражами новым гражданским шрифтом.
Они помогли населению привыкнуть к реформе. В результате не только официальные бумаги, но и частные документы XVIII в. используют даты нового летосчисления, ссылки на даты церковного календаря встречаются значительно реже, а указания на астрономические явления как на хронологический ориентир исчезают вовсе.
Всередине XVIII в. в России велся счет по юлианскому календарю, а большинство государств Европы жило уже по григорианскому. Это создавало значительные трудности в общении между странами, поэтому в России делались попытки перейти на новую календарную систему. В 1830 г. на рассмотрение особой конференции Академии наук поступил проект Отрешкова о введении нового стиля. Конференция, в работе которой приняли участие видные представители русской науки, предложила немедленно провести реформу. Однако министр просвещения К. А. Ливен в докладе царю охарактеризовал реформу как дело «несвоевременное, недолжное» и проект был отвергнут.
В60-хгодах прошлого века новую систему летосчисления предложил профессор Дерптского университета И. Г. Медлер. В ее основе лежала идея сокращать каждый128-йгод на сутки (поскольку именно за это время возникает суточная разница между юлианским календарем ,и астрономическим счислением), а не на трое суток в 400 лет, как в григорианском календаре. Хотя календарь Медлера был точнее не только юлианского, но и григорианского счисления, он не был принят.
92
studfiles.net
Как определяли время на Руси?
Часов, как таковых, на Руси не было очень долгое время. Первые солнечные часы появились только в XV веке. Да и те были такой роскошью, что поначалу ее могла себе позволить только знать. При этом и простой народ жил по распорядку и вполне адекватно ориентировался в сутках.
Природные мерила
Самым главным параметром для определения времени являлось движение солнца на небосклоне. Сутки абсолютно естественно делились русичами на дневное и ночное время по моменту заката/восхода солнца. Когда светило находилось в самой высокой точке, любой понимал, что наступил полдень. Чем длиннее становились отбрасываемые разными предметами тени, тем сильнее день клонился к вечеру.
Помимо положения солнышка на небе ориентиром для жителей Руси были и естественные процессы в природе.
Так, русские крестьяне нередко определяли время суток по пению птиц. Как известно, жaвoрoнки нaчинaют пeть в 2 чaсa нoчи, ивoлгa в 3 чaсa, a вoрoбьи прoсыпaются лишь в 6 чaсoв yтрa.
Главными же "часами" в старину был петух. Первый раз петухи кричат в первом часу ночи, второй раз — в 2 часа ночи, третий раз — в пятом часу утра.
Летом могли определять время по цветам. Так, цвeтки рaзных рaстeний рaскрывaются и зaкрывaются в рaзнoe, при этoм oпрeдeлённoe время. Ко сну отходили, когда светило садилось и в помещении становилось темно. Так делали не только потому, что вставать на следующее утро нужно было очень рано, но и из соображений экономии. Укладываясь спать в 9-10 часов вечера, можно было экономить свечи, а это немаловажный фактор.
Для такого времяисчисления вполне естественным было то, что никто не измерял и не определял время с точностью до минуты. Были приблизительные ориентиры для разных событий: «на рассвете выйдем в поле», «на закате закончим такие-то работы», «в сумерки» и т.д.
Свои собственные часы
Несмотря на то, что дневное время с приходом зимы сокращалось, а ночное увеличивалось, люди прекрасно ориентировались и по своим «внутренним», биологическим часам (циркадному ритму). Этот механизм вырабатывается годами и определяет все биологические процессы в организме: появление чувства голода в определенное время; сонливость вечером, когда пора ложиться спать, и другие процессы.
Хозяйке на Руси не нужно было наводить будильник на 14:00, чтобы позвать семью к обеденному столу. К этому моменту после тяжелой работы в поле у крестьянина и так просыпался зверский аппетит, поэтому он вовремя приходил к обеду (или жена приносила ему пищу в поле). Жизнь на Руси была достаточно размеренной, подчиненной «раз и навсегда» заданному образцу, поэтому ориентироваться во времени было достаточно просто.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Как вели счет в древности
Счет у первобытных людей
Можно ли представить мир без чисел? Вспомните, что мы с вами делаем изо дня в день: без чисел ни покупки не сделаешь, ни времени не узнаешь, ни номера телефона не наберешь. А космические корабли, лазеры и все другие достижения! Они были бы попросту невозможны, если бы не наука о числах. Отвечая на вопрос «сколько?», мы почти всегда называем то или иное число. Число - одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета или измерения.
В прошлые времена было много способов счета. Искусство счета развивалось с развитием человечества. В те времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало руки. Пальцы всегда при нас.
Рука человека – первая «счетная машина». Мальчик выгонял стадо, загибал пальцы, а когда загонял коз, то опять пересчитывал по пальцам и сравнивал, все ли пальцы он загнул. Пальцы были первыми условными знаками обозначения чисел. Так родилась идея использовать пальцы для обозначения чисел. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто-то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги, это означало двадцать.
Когда в пересчете участвовало много животных, то пальцы кончались, и возник вопрос, как обозначить десятки. Тогда обратились к зарубкам, камешкам.
В древние времена, когда человек хотел показать, сколькими животными он владел, он клал в большой мешок столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков. Отсюда и произошло слово «калькулятор», «калькулюс» по-латински означает «камень»!
С развитием человека, зародилась торговля, появились купцы. Для того чтоб сосчитать сколько товара он приобрел, возникла необходимость совершать с числами действия. Например, сосчитать количество мешков крупы и муки . Для этого стали использовать две бороздки на песке и мешочек с камешками. Правая колонка обозначает единицы, а левая – десятки. Положи пять камешков в правую бороздку. Каждый из них обозначает один мешок крупы. А в левую бороздку положи четыре камешка. Каждый будет обозначать десяток мешков. Камешки в обеих бороздках покажут, что у тебя есть 4 десятка и ещё 5 мешков – в целом 45. Ты обозначил число купленной крупы купцом на рынке. Чтобы прибавить 43 мешка муки, добавим три камешка в правую бороздку и четыре в бороздку с десятками. Сосчитав камешки в бороздках, получится ответ – 88 мешков всего купил купец.
Считая коз, пастушка сосчитав все пальчики на руках, отложила один камешек в сторонку, после этого продолжила считать по рукам. С каждым десятком она откладывала камешек, когда стадо вышло из загона, то на земле лежало 4 камешка и загнутыми оказались восемь пальчиков. Таким образом, она выгнала на пастбище 48 коз.
Когда Робинзон Крузо в книге писателя Дефо остался на необитаемом острове, он вел своеобразный календарь. Для этого он на врытом в землю столбе каждый день делал короткую зарубку, а через каждые 30 дней делал зарубку длиннее. Так Робинзон считал дни и месяцы, проведенные на острове.
В России сохранилось выражение: «Заруби себе на носу». Оно говорит о том, что для запоминания чего-либо важного следует сделать зарубку. Слово «нос» в данном случае произведено от слова «носить». В старые времена многие люди носили при себе для зарубок небольшие палочки. Называли их «нос», а чтобы запомнить нужное число, делали на «носу» соответствующее число зарубок – меток.
Засечки на палочках применяли в торговых сделках. Палочки после окончания расчетов разламывали пополам, одну половинку брал кредитор, а другую - должник. Половинка играла роль «квитанции».
Перуанские инки вели счет животных и урожая, завязывая узелки на ремешках или шнурках разной длины и цвета. Эти узелки назывались кипу. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают 4 узелочка на шнурочке! Поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем
Веревочные счеты с узелками были в ходу в России, а также во многих странах Европы. До сих пор иногда завязывают узелки на носовых платках на память
Цифры древних цивилизаций
Теперь мы знаем, как люди научились считать. Но, как сохранить результаты подсчетов? Ведь нужен был какой-то способ записи. И пришлось изобрести цифры - условные знаки для обозначения чисел.
Нумерация древних шумеров
Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять. Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали.
Какой была система исчисления в племени майя?
Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно.
В начале нашей эры индейцы племени майя, которые жили на полуострове Юкатан в Центральной Америке, пользовались другой системой счисления – двадцатеричной. Они обозначали 1 точкой, а 5 – горизонтальной чертой, например, запись == означала 14. В системе счисления майя был и знак для нуля. По своей форме он напоминал полузакрытый глаз.
Интересно, что разные народы, жившие в отдаленных друг от друга странах и в разные времена, изобретали для записи чисел собственные, но всё же чем-то сходные с другими способами записи чисел.
Какими были египетские цифры?
Египтяне писали иероглифами, то есть использовали рисунки для отображения какой – либо идеи или объекта. Эти рисунки изображали элементы флоры и фауны реки Нил и домашнюю утварь. Цифры они также писали иероглифами. У египтян были знаки для обозначения чисел от 1 до 10.
В древней египетской нумерации, зародившейся более 5000 лет назад, существовали особые знаки для записи чисел 1, 10, 100, 1000, … и специальный иероглиф для обозначения десятков, сотен тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, миллионов и десятков миллионов. Как писать, так и считать тогда умели только специально обученные люди, для простых людей счет был так же недоступен, как и письменность. Эта система применялась в Древнем Египте при торговле и сборе податей, особенно распространившись при постройке Великих Пирамид, и постепенно угасла вместе с кастой строителей и счетоводов, при упадке Египта.
Для того чтобы изобразить, например, целое число 23145, достаточно записать в ряд два иероглифа, изображающие десять тысяч, затем три иероглифа для тысячи, один – для ста, четыре – для десяти и пять иероглифов для единицы: .
Вавилонские клинышки
Народы вавилоняне использовали только два клинописных знака – прямой клин и лежащий клин . Эти народы использовали шестидесятеричную систему счисления, например число 23 изображали так: Число 60 снова обозначалось знаком , например число 92 записывали так:
Древняя Греция и Русь
Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел употребляли буквы. Над буквами, употребляемыми для обозначения чисел, ставились специальные знаки – титла. Чтобы отделить такие буквы – числа от текста, спереди и сзади ставились точки. Этот способ обозначения цифр называется цифирью. Он был заимствован славянами от средневековых греков – византийцев. Поэтому цифры обозначались только теми буквами, для которых есть соответствия в греческом алфавите.
www.microarticles.ru
Как вели счет времени на Руси? В Древней Руси когда-то, как и в других странах далекого прошлого, счет времени вели по лунным фазам. А так как лунный год был короче солнечного, то приходилось, как в свое время в Древнем Риме, вставлять лишний месяц. Потому что иначе календарь расходился с временами года, а это было неудобно. По самим названиям месяцев можно судить, насколько календарь Древней Руси был связан с временами года. Названия выражали то главное, что происходило в эти месяцы в природе, в крестьянском быту. Вот, например, январь назывался «просинец», потому что после сумрачных дней поздней осени небо начинало проясняться, синеть. У апреля несколько названий: «березол» — время, когда начинают двигаться соки в березе, или же «заиграй овражки» — время таяния снегов, когда в оврагах весело бурлила полая вода. Май называли и «цветень», и «травень», и «летень» — туг и так ясно, что в этом месяце земля покрывается свежими травами, полевыми цветами. Сентябрь — месяц «золотой осени», в нем царствует желтый цвет, он и назывался «руен» — желтый! А октябрь — «листопад», точней не назовешь. Самые названия месяцев стали у нас другими, такими же, какие были в юлианском календаре, только на Украине и в Белоруссии по сию пору пользуются старинными славянскими наименованиями месяцев. Зато дни недели остались такими же, как были на Руси в старину. Только «воскресенье», день отдыха, назывался раньше «неделя», «день недельный», отсюда и распространилось это название на весь семидневный отрезок времени — неделя. А название суббота пришло к нам из стран Древнего Востока. Другие дни недели остались такими же, как в старину: понедельник — день после недели, вторник — второй день недели, среда — середина недели, четверг — четвертый день недели, пятница — пятый. Мы долго жили по юлианскому календарю. Но сейчас, как и во всем мире, мы приняли новый стиль — григорианский. А почему это произошло — узнаете дальше. |
rulibs.com