Как назывался древнерусский прибор для письма? (писало). Какой инструмент использовали для письма в древней руси


Игры в историю - инструменты для письма :: Это интересно!

Мне очень интересно прослеживать историю обычных бытовых вещей. На днях Катя заинтересовалась тем, как писать пером и чернилами. И я решила рассказать и показать ей не только это, а проследить весь путь развития инструментов для письма - от древности до наших дней. Причем не только проследить, но и повторить. Так спонтанно получился цикл развивающих занятий по теме "История инструментов для письма". (кроме того, здесь можно посмотреть, как мы изучали историю алфавита) Для начала я нарисовала ленту времени. Так нагляднее иллюстрировать рассказ. А то Кате даты еще пока совсем ничего не говорят.
Лента времени. Чтобы увеличить рисунок надо щелкнуть по нему мышкой
Самые первые рисунки умели делать еще пещерные люди. Они рисовали потрясающие рисунки на стенах своих пещер - петроглифы.  Тут и тут можно прочитать, как мы ездили посмотреть на сохранившиеся до сих пор наскальные росписи в пещерах Крыма. Чтобы сделать такие рисунки, древние люди использовали или твердые камни - чтобы высекать изображения, или собственные пальцы - чтобы рисовать красками, сделанными из природных красителей. Мы наше занятие начали с разглядывания петроглифов на картинках в интернете и рисования пальцами. Правда не на стене, а на обычном листе бумаги :) Вот рисунок, сделанный Катей природным красителем - соком черной смородины:
Слева - рисунок Кати. Справа - петроглиф с Рыжей скалы (Крым, Белогорский район)
Первые "настоящие" принадлежности для письма возникли у древних шумеров около 5500 лет назад. Они использовали глиняные таблички, на которых, пока глина еще не застыла, палочкой с треугольным концом (стилусом) выдавливались треугольные знаки. Так называемая клинопись. Мы с Катей попробовали воспроизвести шумерские таблички на пластилине:
Слева - Катина записка, сделанная заостренной палочкой на пластилине. Справа - табличка, написанная аккадской клинописью. Это фрагменттак называемого "Манифеста Кира Великого" (VI веке до н.э.)
Но такие таблички неудобны - тяжелые, хрупкие. Поэтому на смену им пришел папирус (или библиус) - первая "бумага", изготавливаемая из стеблей одноименного растения. Интересно, что у нашей бабушки есть комнатное растение папирус. Надо будет попробовать сделать из него бумагу :)
Слева - комнатный цветок циперус (Cyperus)-папирус. Из стеблей этого растения древние египтяне изготавливали бумагу для письма. Для этого стебли расщепляли, переплетали, прессовали и сушили на солнце. 
Применять папирус для письма первыми додумались египтяне около 3000 лет до н.э. На нем писали сначала кисточкой из тростниковой палочки с "разлохмаченными" волокнами на одном конце. А позже тростниковым пером - каламом. Чернила же египтяне делали из смеси золы от сжигания корней того же папируса и камеди - клейкого сока акации. Каламом рисовали такие великие художники как Рембрандт и Боттичелли. И его продолжают использовать современные художники-графики. Калам делают из камыша, бамбука, стеблей зрелой пшеницы и риса. Стебли для него лучше всего срезать поздней осенью. Срезав стебель, выбирают наиболее прочные его части и острым ножом или бритвой делают очень косой срез. Затем затачивают точно так же, как стальное перо и делают продольную бороздку для стекания чернил.
Способ заточки тростникового пера.Рисунок с сайта "Мир Леонардо"
В Древней Греции и Риме для письма тоже применяли папирус. Но для повседневных нужд (в школах, при денежных расчетах и т.п.) использовали восковые таблички. Применять их стали с 1300 г. до н.э. Они представляли собой дощечки (таблеты), покрытые тонким слоем воска. Заостренной бронзовой или костяной палочкой-стилусом на воске процарапывались буквы, которые можно было тут же стирать обратным тупым концом стилуса. Несмотря на недолговечность таких записей, этот способ письма существует и сейчас...в виде детской игрушки! Может вам попадались такие экранчики, покрытые пленочкой - проводишь по ним острой палочкой, в этом месте пленочка прилипает к основе, и на экране остается след? Это и есть потомки древнеримских таблет. Эту игрушку как нельзя кстати совсем недавно мы нашли в пачке кукурузных палочек "с сюрпризом":
Вверху - детская игрушка, способ использования которой напоминает письмо на восковых табличках. Внизу - эти самые таблички (древнеримские таблеты).
С 6 века до н.э. папирус как писчий материал стал вытесняться пергаментом - тонко выделанными овечьими и козьими шкурами. Они были гораздо долговечнее папируса, на них можно было писать на обеих сторонах листа (на папирусе писали только с одной стороны - на протоколоне), и написанные чернилами тексты можно было смывать. Наибольшую популярность пергамент получил во 2 веке до н.э. Согласно легенде, египетские жрецы запретили вывоз папируса за пределы страны, чтобы уничтожить конкурента Александрийской библиотеки - Пергамскую библиотеку. Но царь города Пергам не растерялся, и приказал для книг использовать новый материал, который и был назван в честь то ли города, то ли царя Пергама пергаментом.
развивающее занятие история инструментов для письма
Средневековый пергаментный свиток. Первые книги выглядели именно так. Лишь позже шкуры стали разрезать на листы и сшивать как современные книги
Для письма на пергаменте сначала использовали калам, но вскоре в обиход вошли перья птиц. Лучше всего для письма подходят гусиные перья. Их затачивают на конце так же как и калам - срезая кончик наискось и прорезая бороздку для равномерного стока чернил. Вот тут я написала целый пост о том, как мы с Катей рисовали пером (правда не гусиным, а куриным). После изобретения бумаги и прихода ее в Европу гусиные перья оставались основным инструментом для письма. Они просуществовали рекордно долго - до 19 века. И хотя пришедшие им на смену металлические перья были изобретены где-то в 13-14 веках, первый патент на производство металлических перьев был выдан в 1717 году в Голландии, а  знакомый нам вид им придал в 1816 году англичанин Джон Митчелл. Знаменитый английский поэт Поуп посвятил металлическим перьям хвалебную оду, в которой воспевал их достоинства и преимущества, но еще долго они были скорее предметом роскоши, а не повседневного употребления. И только с появлением фабричной штамповки их производство стало массовым и они вытеснили гусиные перья из обихода.
Ученические, художественные и плакатные металлические перья, которые нашлись у нас дома
Еще моя мама, а Катина бабушка, в начальных классах школы училась писать именно таким металлическим чернильным пером. Мы с Катей тоже попробовали так писать. Трудно. Но гораздо лучше чем куриным пером :) Заодно я показала Кате, как получаются те самые кляксы, о которых часто упоминается в книжках - ведь нашими шариковыми ручками кляксы не поставишь. Жалко, промокашки у нас не было! Мы вместо нее туалетную бумагу использовали :) А ведь когда я училась в школе, то часто тетрадки продавались с промокашками, хотя чернилами уже давно никто не писал. Помню свое недоумение по этому поводу. Но ни одной старой тетрадки в моих "закромах" не осталось. Жаль :(

Ну и наконец мы дошли до современности. В 1945 году в США было налажено первое массовое производство этих письменных приборов. Правда идея шариковой ручки была запатентована еще в 1888 Лаудом, но патент так и пролежал "под сукном". Еще через пятьдесят лет братья венгры Ладислав и Георг Биро попытались возродить идею, но из-за начинавшейся войны им пришлось переехать в Аргентину. Где и нашел их американский предприниматель Милтон Рейнолдс. Изучив патенты и кое-что доработав, он пустил шариковые ручки в производство, сказочно разбогатев на них всего лишь за два года.Сейчас выпускается огромное разнообразие ручек. Чернильные, масляные, гелевые. Всех форм и расцветок. Мои дети очень любят покупать новые ручки. Я сама не могу устоять, и обязательно при походе в магазин канцтоваров принесу оттуда очередное чудо :)Вот что мы нашли у нас в доме: ручки в виде монстрика, пистолета и с плавающим на льдине пингвиненком внутри, двухцветную автоматическую ручку, ручку-фонарик, ручку-браслет, ручку шпионскую (фломастер пишет "невидимыми" чернилами, которые проявляются, если посветить встроенным в ручку ультрафиолетовым фонариком), ручку-плетенка (все мы, видимо, занимались этим в детстве :).

Многообразие шариковых ручек
А потом мы с Катей сами сделали настоящую шариковую ручку.
Самодельные корпуса для шариковой ручки
Для закрепления материала после занятий я предложила Кате самодельную игру - карточки для составления последовательностей. Надо выполнить задание на логику - расположить картинки в нужном порядке (что было раньше, что потом). Среди картинок есть много на тему эволюции бытовых предметов.  Например, про историю письма. Я попросила Катю разложить карточки в нужном порядке и рассказать теперь мне - как же писали люди в старину и как пишут теперь.
развивающее занятие история инструментов для письма
Надо разложить карточки в нужной последовательности
Материалы по теме:

www.tavika.ru

Какой материал для письма использовали в древней руси

Какой материал для письма использовали в древней руси

Ответы:

Славок Гуру (3619) Скажем так - вполне вероятно -0 щелк и бумага, но в редких случаях. Всяко, скифы на шелке писали - импортировали из Китая. Бумагу, тож, могли оттуда возить и скорее всего мозили... А так основной набор - пергамент вощеные таблы, береста...И КАМЕНЬ - сколько текстов выбити и выцарапано на стенах храмов - жуть..А про цернила - особо Первые чернила делали довольно просто: сажу смешивали с чем-нибудь клейким. В Египте для этих целей использовали золу от сжигания корней папируса, которую соединяли с раствором камеди – клейкого густого сока акации, вишни. Очень давно применялись чернила в Китае. Точнее, это была тушь, имевшая весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, тушь была довольно густой и плохо стекала с пера, возможно, поэтому на Востоке предпочитали писать (точнее, рисовать) иероглифы кисточкой. В Европе чернила появились значительно позже. Археологи в засыпанном пеплом древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой виднелся какой-то темный осадок. Оказалось, что это самая старая из всех известных на земле чернильниц! Более тысячи лет в ней сохли "чернила" – обыкновенная сажа, разведенная на масле. А красные чернила считали в те времена священными: писать ими мог только император. Вряд ли "божественный" Август думал, что через 2000 лет красными чернилами будут пользоваться учителя всего мира, исправляя ошибки и выставляя школьникам оценки. Правда, римские чернила для этого вряд ли подошли бы – их можно было очень легко смыть губкой или просто слизнуть языком. Существовало множество рецептов чернил. "Положите меду-патоки с грецкую горошину, а золота листов с пять или шесть". Все это тщательно растиралось, и получалась жидкость, которой писали. Затем мед осторожно вымывался, а золотые буквы оставались. Так работали переписчики на Руси. Профессиональные византийские переписчики иногда тоже использовали для чернил золото и серебро. Пергамент при этом окрашивали в пурпурный цвет. Широко применялись чернила каштановые (из отвара кожуры зеленых каштанов), из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов, даже из черники – "Указ о черниле черничном" сохранился в рукописи ХУ1 века. Но такие чернила давно уже стали историей. На смену им пришли чернила из орешков-галлов, покрывающих листья дуба. Это наросты на листьях и ветвях, в которых живет личинка насекомого орехотворки. Из орешков-галлов выжимали сок, смешивали с железным купоросом, добавляли немного клея – получались стойкие чернила с красивым отблеском. Сохранившиеся рукописи, написанные этими чернилами, выглядят так, будто они только что вышли из-под пера. Но у таких чернил был и недостаток: написанное можно было прочесть только спустя 10-12 часов, а до этого текст был бесцветным. В 1885 году саксонский учитель Леонгарди совершил переворот в "чернильном деле". Он изобрел ализариновые чернила. Они также были галловые, но не бесцветно-мутные, а интенсивно сине-зеленые. На бумаге они переходили в глубокий черный цвет. Это достигалась с помощью краппа – продукта особой обработки корней восточного растения марены. Позднее крапп заменили синтетическими красителями, а чернильные шарики - танином или галловой кислотой. Однако вскоре и у этого изобретения появился конкурент – анилиновые чернила, например, фиолетовые. Это разведенный в воде синтетический краситель. 6 лет назад

В древней руси писали на костях,дереве ,глине,бытовых предметах,и пергаменте 

cwetochki.ru

Как назывался древнерусский прибор для письма? (писало)

  • Какая азбука лежит в основе современной? (кириллица)

  • Что использовали на Руси вместо бумаги? (береста)

  • Как назывался древнерусский прибор для письма? (писало)

  • Особо важные тексты писали на специально выделанной телячьей коже. Как назывался этот материал для письма? (Харатья (пергамен))

  • Как появилось слово «азбука»? (В кириллице первая буква «аз», вторая – «буки». Путем сложения названия букв получилось слово «азбука».)

  • Ведущий жанр литературы Древней Руси? (летописи)

  • Назовите литературный жанр, очень распространенный в Киевской Руси и, как констатировал Б.А. Рыбаков, «являющийся сильным оружием церковной пропаганды» (Жития)

  • Это литературное произведение посвящено событиям, происшедшим в 1185г. с одним из русских князей. («Слово о полку Игореве»)

  • Это древнейшее произведение из сохранившихся датированных русских рукописных книги носящее имя его заказчика. («Остромирово Евангелие»)

  • На стене этого города Ярославна плакала об Игоре? («Ранним утром плачет Ярославна на забрале города Путивля…»)

  • Как называли Русь скандинавы? (Гардарики )

  • Где чаще всего строились русские города? (На холме или высоком берегу реки, чаще при слиянии рек)

  • Как до 14 века называлась центральная укрепленная часть города, обнесенная рвом и крепостной стеной с башнями?(Детинец)

  • Как после 14 века называлась центральная укрепленная часть города, обнесенная рвом и крепостной стеной с башнями? (кремль)

  • Торгово-ремесленная часть древнего города? (подол)

  • Большой деревянный дом, зачастую представлявший собой комплекс самостоятельных разноэтажных построек, связанных между собой переходами и сенями. (хоромы)

  • В Древней Руси верхний жилой ярус богатых хором, палат. (Терем)

  • Большой зал в княжеском замке, где собиралась дружина, устраивались пиры. (гридница)

  • Самым высоким зданием княжеского замка была четырехъярусная башня, в глубоких подвалах которой находились ямы – хранилища для зерна и воды. Как называлась эта башня? (Вежа)

  • Небольшие внутренние помещения с низко нависающими сводчатыми потолками. (Палаты)

  • Основа древнерусского костюма.( Рубаха)

  • Длинные узкие полосы ткани, обматываемые вокруг ноги. (Онучи)

  • Височные подвески у женщин (Колты)

  • Как назывался знак благоволения князя, который носили на шее дружинники? (Гривна)

  • Цепи из серебряных или золотых медальонов с эмалевыми украшениями, которые носили князья (Бармы)

  • Из чего шили на Руси высокие сапоги? (Из сафьяна)

  • Традиционный русский напиток. (Квас)

  • Как называлась старинная деревянная посуда для напитков в форме водоплавающей птицы? (Утица (ковш, скобкарь))

  • Выдолбленная из дерева лодка. (Челн)

  • Плащ из дорогой ткани, который носили князья. (Корзно )

  • Эту церковь можно считать первым каменным храмом на Руси. (Десятинная, или церковь Успения Богородицы в Киеве (989-996гг))

  • Тип русского православного храма, квадратный в плане, расчлененный 4 столбами и образующий крестообразную структуру. (Крестово-купольный тип православного храма)

  • Самый «византийский» храм Киевской Руси, сохранившийся до нашего времени. (Спасо-Преображенский собор в Чернигове)

  • Какой храм стал символом могущества Киевской Руси. (Храм Святой Софии в Киеве)

  • Двенадцатиметровая башня, построенная при Ярославе Мудром, на верхней площадке которой находилась надвратная церковь Благовещения. (Золотые ворота в Киеве)

  • Широкий и плоский обожженный кирпич, основной строительный материал в русском храмовом зодчестве 11-13в. (Плинфа )

  • Сколько куполов имел Софийский собор в Киеве? (13)

  • Сыном Ярослава Мудрого Мстиславом на месте древнейшего дубового храма в Новгороде был построен каменный собор, ставший главным собором города. Какое название он получил? (Софийский собор в Новгороде)

  • Монастырь, основанный на берегу Днепра монахом Антонием. (Киево-Печерский монастырь)

  • Этот храм был заложен в честь победы над половцами и получившего впоследствии название Михайловского Златоверхого. (Дмитриевский собор в Киеве )

  • Князь, крестивший Русь. (Владимир Святославович)

  • Князь, уделявший большое внимание просвещению, переводу книг, «книжному учению», созданию школ и библиотек. (Ярослав Мудрый)

  • Его часто называют первым русским историком, он был монахом Киево-Печерского монастыря, его главное сочинение являлось на протяжении пяти веков учебником истории Древней Руси. (Нестор «Повесть временных лет»)

  • Основатель Киево-Печерского монастыря. (Монах Антоний)

  • Он был автором «Слова о законе и благодати» и являлся первым митрополитом Киевской Руси. (Иларион )

  • Они были первыми святыми на Руси. (Борис и Глеб)

  • Князь, написавший на склоне лет «Поучение детям». (Владимир Мономах)

  • Легендарный русский богатырь, который во главе «полка», численностью в 1700 человек после взятия монголами Рязани начал с ними партизанскую войну. (Евпатий Коловрат )

  • Святой, представитель «воинства святого». (Дмитрий Солунский )

  • Этого старшего современника Нестора часто называли «вещим». (Прославленный «вещий» Боян воспевал сыновей и внуков крестителя Руси князя Владимира. )

  • Живопись по сырой (свежей) штукатурке разведенными на чистой или известковой воде красками; а также техника стенных росписей, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой. (Фреска )

  • Изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. (Мозаика)

  • Изображение, образ Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. (Икона)

  • Рисунок в рукописной книге. (Миниатюра)

  • Стилизованное изображение сияния вокруг головы (символ святости и божественности. (Нимб)

  • Цветное стекло, применяемое при изготовлении мозаики. (Смальта)

  • Икона, священное знамя на длинном древке для ношения на крестных ходах и при торжественных процессиях. (Хоругвь)

  • Многослойный грунт, приготовлявшийся в русской средневековой иконописи из мелового лил гипсового порошка в смеси с клеем животного происхождения. (Левкас)

  • В православии небольшая икона с изображением Богоматери, является знаком архиерейского достоинства, носится на груди. (Панагия)

  • Как называлась краска на яичном желтке, которая использовалась в иконописи . (Темпера)

  • Как назывался фольклор, связанный с календарными и некалендарными праздниками? (Обрядовый фольклор)

  • Как назывался праздник встречи зимы? (Коляда)

  • Как назывался праздник проводов зимы? (Масленица)

  • На каком инструменте играл Садко? (Гусли)

  • Магические слова, обладающие колдовской или целебной силой. (Заговоры (заклинания))

  • Данное высказывание «Мир стоит до рати, а рать до мира» - древняя … (Пословица)

  • Как в народе называли былины? (Старины)

  • О каком былинном герое идет речь:

  • А брови у него черна соболя.

    Вот шилом пяты, носы востры. (Микула Селянинович)

  • Сложные ритуальные приемы, предопределяющие узнавание прошлого или будущего. (Гадания)

  • Как назывались песни в похоронном обряде? (Плачи)

  • Трехличная икона или композиция из трех икон, трех фигур, изображающая Христа посередине и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Предтечи. (Деисус)

  • Изображение Богоматери с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми от себя ладонями. (Оранта)

  • Изображение Богоматери: младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой он благословляет, левой держит свиток (книгу). (Одигитрия )

  • Поясное изображение Богоматери, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой рукой шею матери, нежно прильнул к ее щеке. (Умиление)

  • Изображение юного светлого воина на коне, поражающего копьем змея. (Святой Георгий (победоносец))

  • Изображение воина-мученика в доспехах и с оружием. (Дмитрий Солунский)

  • Поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием – знаком принесённого им в мир учения – и с правой рукой, десницей, поднятой в жесте обращённого к этому миру благословения. (Спас Вседержитель)

  • Чудотворное изображение Христа, появившееся вследствие отпечатка лика на полотне. (Спас Нерукотворный)

  • Образ Спаса с поднятой благословляющей десницей и развёрнутым Евангелием в руках, одетого в пронизанные золотом свечением багряные одежды в окружении алого ромба. (Спас в силах)

  • Образ этого святого пользовался особой популярностью на Руси у крестьян. К нему прибегали как к скорому помощнику, заступнику, спасающему от различных бед. (Николай Угодник (Чудотворец)

  • Декор стены в православном храме в виде ряда глухих арочек. (Аркатурный пояс, (аркатурный фриз, аркатурно-колончатый пояс)

  • Венчающая часть здания, имеющая, как правило, цилиндрическую, а иногда многогранную форму, несущая на себе купол (главу). (барабан)

  • Собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного писания. (Библия)

  • В русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены церковного здания. (Закомары)

  • Ювелирная техника: мелкие металлические шарики (золотые, серебряные, медные), которые напаиваются на поверхность ювелирного изделия. (Зернь)

  • Свод правил, положений, имеющих догматический характер. (Канон)

  • Один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей и универсальной. (Соборность)

  • Внутреннее пространство христианского храма, разделенное продольными рядами столбов или колонн. (Неф (корабль)

  • Вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки. (Скань (филигрань))

  • Старинное название эмали. (Финифть)

  • ????

  • ????

  • ????

  • ????

  • Как называлась красиво украшенная первая буква в тексте рукописной книги? (Буквица)

  • Этот храм посвящен сыну Андрея Боголюбского Изяславу, погибшему от врагов. (Храм Покрова на Нерли )

  • Памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. (Софийский собор)

  • Княгиня, жена киевского князя Игоря. Правила в малолетство сына Святослава и во время его походов. (Ольга)

  • В русских былинах он назывался Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью. (Владимир)

  • Икона, появившаяся чудесным образом. (Спас Нерукотворный)

  • gigabaza.ru

    Древнейшие материалы для письма

    Понятие документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают большое влияние на процессы создания, трансляции, хранения и использования документированной информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные носители, тогда как для ее передачи в пространстве подобного рода характеристики не имеют существенного значения.

    Необходимо иметь виду, что носитель информации и носитель документированной информации – разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, а соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения», «носитель информации – физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символа, образов, сигналов, технических решений и процессов». А согласно ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» носитель документированной информации – это «материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде».

    Материальный носитель информации, как правило, состоит из двух компонентов – материалы основы записи и вещества записи. Исключения составляют материальные носители, используемые для механической записи (высекание, выжигание, выдавливание, резьба, перфорирование, механическая звукозапись и некоторые другие), где отсутствует вещество записи, а знаки наносятся непосредственно на материальную основу, изменяя ее физическую, физико-химическую структуру.

    Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда – непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

    Появление письменности стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. К примеру, философские наставления Конфуция (середина I тыс. до Р. Х.) первоначально были записаны на бамбуковых дощечках. В Древней Греции и Риме, наряду с деревянными дощечками, покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии – медные пластины, в Древнем Китае – бронзовые вазы, шелк.

    На территории Древней Руси писали на коре березы – бересте. К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. берестяных грамот того времени, древнейшая из которых относится к первой половине XI века. Археологи обнаружили даже миниатюрную берестяную книжечку их 12 страниц размером 5 x 5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подготовка бересты к процессу записи была не сложной. Предварительно ее кипятили, затем соскабливали внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты сворачивались в свиток. При этом текст оказывался с наружной стороны.

    На бересте писали не только в Древней Руси, но и в Центральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамоты на латыни. Известен случай, когда в 1594 году 30 пудов бересты для письма было продано нашей страной в Персию.

    Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях храниться не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера. Последнее из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 году.

    Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р. Х стало одним из важнейших достижений Египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и легкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной в среднем до 10 м (но порой их размеры достигали 40 и более м.) и шириной до 30 см. В зависимости от качества различалось до 9 сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости, запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.

    В качестве материального носителя информации папирус использовался не только в Древнем Египте, но и в других странах Средиземноморья, причем в Западной Европе – вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале XX века.

    Другим материалом растительного происхождения, использовавшимся, главным образом, в экваториальной зоне (в Центральной Америке с VIII века, на Гавайский островах) была тапа. Она изготавливалась из лыка, луба, в частности, бумажного шелковичного дерева. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалось молотком, разглаживалось и просушивалось. Самым известным материалом животного происхождения, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент. В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в XV столетии, а до этого его привозили из-за границы.

    На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был гораздо прочнее и долговечнее папируса. Однако пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный недостаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

    

    biofile.ru

    История инструментов для письма. Cтатьи. Наука и техника

    Екатерина КОХ

    Предыстория протяженностью 6000 лет

    Первыми средствами для изображения символов были рука, палка и камень. Рукой и палкой можно было рисовать на песке, а камнем – на скале.

    Около 4000 лет до н.э. человек начал использовать смоченные глиняные дощечки. При этом ручкой служила деревянная или бронзовая палочка, либо кость.

    Около 3000 до н.э. египтяне изобрели форму письма в виде иероглифов. Для письма на папирусе писцы использовали тонкие кисти из тростника или тростниковые ручки. Росписи на гробницах донесли до нас изображения этих инструментов (Археологический музей, Каир).

    Около 1300 до н.э. римляне стали использовать письмо по воску. Воск заливался в деревянные таблеты. В это время дано название пишущему инструменту – стилус (stylus). Стилус изготавливался из метала. Когда запись становилась не нужна, она стиралась с помощью плоского обратного конца стилуса. Ввиду схожести римских таблет с современными карманными компьютерами (palm-top), инструмент для работы с дисплеем тоже был назван стилус.

    В это время в Китае использовали стилусы, изготовленные из бронзы.

    Письмо по воску практически без изменений просуществовало около 18 веков пока англосаксы не изобрели пергамент. С появлением пергамента, используемого для изготовления рукописных книг, люди продолжали употреблять восковые дощечки для каждодневных записей и макетирования книг. Для этих целей использовался все тот же металлический или костяной стилус с расплющенным концом.

    В период 600...1800 нашей эры удешевление и распространение пергамента привело к тому, что потребовался общедоступный пишущий инструмент. Европейцы (в первую очередь испанцы) обнаружили, что при использовании определенным образом заточенного гусиного пера для письма по пергаменту, можно изменить и стиль письма – сделать его прописным и наклонным. Так 14 веков тому были придуманы прописные буквы. До этого при письме использовали только заглавные буквы.

    Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время – до конца 18 века. Они же дали название складному ножу, которым поправляли перья. Нож назвали перочинным.

    В конце 9 – начале 10 веков появились первые славянские азбуки: кириллица и глаголица. Кириллица была создана на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Глаголица от кириллицы отличается формой букв. Глаголица была распространена в 10...11 вв. в Болгарии и Моравии, в Хорватии существовала до конца 18-го века. Кириллица – у южных, восточных и, вероятно, западных славян.

    В 1708 году в России гражданский шрифт (гражданская азбука) русского алфавита введен в изданиях гражданской печати после реформы печатного кирилловского устава, произведенной Петром I. Гражданский шрифт положен в основу современного русского шрифта.

    Многие специалисты, в том числе и зарубежные, признали кириллицу лучшей из когда-либо изобретенных азбук. В ней нет так называемых диакритических (над- и подстрочных) значков, комбинаций букв для передачи одного звука, типичных для латиницы в разных ее вариантах. Выгодно отличается кириллица и от других систем, особенно иероглифических. «Это настоящий шедевр! Как далеко до него алфавитам англосаксов и ирландцев!» – восторгался видный французский лингвист Ж. Вандриес.

    Из 200 наиболее распространенных языков кириллицу сегодня используют примерно 60 стран, латиницу – около 70, арабскую графику – примерно 10, иероглифику – 3.

    Примерно в 1790 году независимо друг от друга австралийцы и французы изобрели грифель для карандаша. Тогда и возникла индустрия пишущих инструментов.

    В 1803 году было запатентовано металлическое перо для ручки. Однако только через 27 лет стальные кончики для перьев получили признание на рынке. К концу 19-го века ручки с металлическим пером полностью вытеснили недолговечные, требующие частой замены гусиные перья. Все попытки изобретателей сделать долго пишущую ручку оканчивались неудачей.

    В 1884 году страховой агент Левис Эдсон Ватерман вошел в историю, как изобретатель ручки, заправляемой чернилами (поначалу сбоку, с помощью специальной пипетки). Ему так много приходилось писать на работе, что это подтолкнуло его к изобретению.

    Ватерман оставил работу и образовал компанию "Ideal Pen", чем положил начало продажам перьевых чернильных ручек. Переименованная в честь своего создателя эта компания известна на рынке эксклюзивных перьевых авторучек.

    В 1888 году Джоном Лоудом в США впервые была предложена идея шариковой ручки, а затем в 1916 году Ван Райзенбергом. Однако она не была запатентована.

    В 1940-е годы братья Джозеф (Ласло) и Георг Биро изобрели шариковую авторучку в том виде, каком мы знаем ее сейчас. В 1943 году были изготовлены первые коммерческие образцы. Во время второй мировой войны правительство Великобритании приобрело патент Ласло. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях.

    В октябре 1945 года, после ярмарки в Нью-Йорке, шариковые ручки появились в широкой продаже. Примечателен тот факт, что поначалу шариковая авторучка была разрекламирована как «первая ручка, способная писать под водой!». День 29 октября 1945 года вошел в историю индустрии: 10000 ручек было продано в течение одного дня в магазине Джимбела в Нью-Йорке.

    Уместно вспомнить одну малоизвестную историю. Появлению шариковых ручек в США способствовало то, что их производством занялся один из крупных промышленников США, наладив большое серийное производство. А как же Биро?! – спросите Вы. Как известно, действие патентов ограничивается территорией, где они были выданы. Иммигрировавший после второй мировой войны из восточной Европы в Аргентину Ласло Биро не позаботился о защите своего изобретения на «бескрайнем» как прерии американском рынке! После успеха шариковых ручек 1945 года Ласло пытался через суд оспаривать свои права на шариковую авторучку в США. Но увы, было поздно (подобный просчет совершит в 1976 году всем известный Рубик из Венгрии, но это совсем другая история).

    К тому же, наладивший серийное производство шариковых ручек промышленник показал, что могут доказать нанятые за большие деньги адвокаты. Они доказали в суде что Ласло... вообще ничего не изобретал! Так как еще столетия назад сельскохозяйственные рабочие метили мешки с сахарным тростником с помощью каучукового шарика, который держали в руках. Вот вам и «шариковая авторучка»!

    Биро не заработал больших денег, но все же его имя вошло в историю: во многих странах до середины 60-х годов люди говорили о шариковых ручках: «Где мой Биро?»

    Вначале технология производства стержней была дорогой. Шариковые стержни были согнуты для увеличения емкости чернил и имели «двойную длину». Технология развилась в сторону более тонких шариков и удешевления стержней.

    В 1953 году француз барон Бич (Bich) вложил деньги в разработку шариковых ручек. Стоимость изготовления упала настолько, что шариковые ручки стали общедоступны. Сегодня BIC Corporation благодаря разветвленной дилерской сети занимает 1/3 рынка продаж шариковых ручек в США. За период с 1983 года BIC Co. продала в США более 7 миллиардов ручек. Барон Бич умер в 1996 году, оставив своим французским наследникам известную «империю».

    В 60-е годы в Японии (Tokyo Stationery Company) были изобретены наконечники в виде фетра. Ручки с фетровыми наконечниками получили название «фломастер» ("flowmaster" от англ. flow – стекать). В США компания Papermate (ручка "Flair"), наладившая выпуск подобных ручек, держит пальму первенства и поныне. Наибольшее распространение фетровые наконечники получили в известных всем «светящихся» маркерах.

    В 80...90-х годах появились роллеры. По сути, это более «тонкая» и продвинутая технология шариковых ручек. Тонкий шарик, менее вязкие чернила. В начале 90-х годов технология роллеров была значительна улучшена. Появилось невиданное ранее разнообразие инструментов и фирм.

    1990-е годы. Компьютерная эра. Болезни «белых воротничков»: синдром канала запястья, артрит (артритом болен каждый 7-ой американец). Рынок пишущих инструментов ищет решение в изменении формы. Резиновые муфты, ручки треугольного сечения, «раздутые» ручки – традиционный прием для совершенствования продуктов компаний, производящих пишущие инструменты. Наибольшее распространение получили резиновые муфты цилиндрического сечения и повторяющие форму пальцев.

    В 1997 году была разработана первая ручка, которую нет необходимости сжимать при письме. Несколько лет исследований потребовалось GRANDEE Corporation для создания пишущего инструмента с новыми свойствами.

    Правда, потребуется некоторое время, чтобы оценить свойства, заложенные в этом устройстве. Надо расстаться с многолетней привычкой статического сжатия, почувствовать: нет сжатия – нет боли. Удерживая Ring-Pen, рука легко и свободно «бежит» по бумаге, не развивается синдром канала запястья, нет мозоли на среднем пальце.

    Многие компании, в том числе и GRANDEE Corp., работают над развитием своих идей и борются за право «задавать моду» в 21-м веке. В США принимается новый обязательный стандарт по организации рабочего места. Не все пишущие инструменты смогут ему удовлетворить. Возможно, в «историческом» списке появится что-то новое. Может вскоре, а может только через века, о чем свидетельствует история.

    С 1999 года GRANDEE Corp. проводит международный конкурс «Изобрети ручку будущего!».

    Наследство уходящего века

    Есть заболевания, которые поражают всех без разбора. Армия жертв таких заболеваний пополняется ежегодно в США на 1,8 млн. человек, из которых 600 тыс. вынуждены менять работу.

    «Это – ад», «Я не могу сделать даже несколько простых движений без боли», «У меня будто нет рук – я не могу что-то держать дольше нескольких минут» – вот обычные оценки своего состояния теми, кого безвозвратно поразило заболевание. Об этих заболеваниях, вызываемых однотипными движениями работающего человека – на конвейере, в офисе за столом, за клавиатурой компьютера и пойдет речь. Эти заболевания объединены в группу с общим названием RSI (Repetitive Stress Injuries, дословно «повреждения от регулярных нажатий»).

    Что нужно делать, чтобы не заболеть? Ответ простой: не перейти ту неуловимую грань, за которой начинается болезнь. Обратной дороги нет! Даже посредством хирургического вмешательства восстановление не будет полным.

    Причина RSI-заболеваний – многократно повторяющиеся одни и те же действия. Поэтому следует делать перерывы для отдыха не менее 30 секунд на каждые 10 минут работы, требующей однообразных движений, будь то письмо от руки или печатание на клавиатуре.

    Паузу в перерывах полезно заполнить упражнениями, которые описаны многократно. Следует отметить, что школьная приговорка «мы писали мы писали наши пальчики устали, мы немножко отдохнем и опять писать начнем», которой как минимум 80 лет, наиболее правильное руководство к тому, что надо делать для отдыха в перерывах. А именно: во время упражнений обязательно поднимите руки, затем разведите руки в стороны, это значительно улучшит циркуляцию крови в кистях и в районе суставов.

    Полезные советы

    Что делать, если интенсивный труд не позволяет вам делать необходимые паузы? Например, вы работник банка, заполняющий бланки, а перед вами очередь клиентов, или вы выписываете билеты в кассе аэропорта, или вам необходимо завершить как можно скорее большой труд на компьютере. В этом случае пригодятся следующие советы.

    При письме от руки

    Смените авторучку и заставьте работать другие группы мышц. Для этого подготовьте несколько авторучек разной формы, дизайна, толщины. Пусть это будет, например, набор из ручек: несколько тяжеловесных и толстых PhD™ (Sanford), Dr. Grip™ (PILOT) хороших (пожалуй, наиболее удачных на рынке среди ручек с муфтами) авторучек фирмы PILOT с резиновыми муфтами диаметром 8...10 мм, эргономических авторучек типа Ring-Pen™, Ergopen™, авторучек фирмы ZEBRA. Что выбрать – дело вкуса. Но помните: богатство (т.е. здоровье) – в разнообразии (в том числе ручек, которые вы используете).

    Не рекомендуется использовать дешевые ручки BIC типа Crystal, хотя именно они используются чаще всего, так как продаются россыпью по несколько центов за штуку на каждом углу даже в Африке. Но помните: стоимость – их единственное достоинство. Ручки BIC, производимые на Индийских заводах, имеют низкокачественный стержень с карбидным шариком, требующим сильного нажима. Другой существенный недостаток: простейший, выскальзывающий из руки корпус – простая оболочка для стержня. Эта модель, застрявшая на спирали развития и имеющая технологию 50-х годов, может еще удержаться некоторое время благодаря своей легендарной дешевизне (производство хорошего стержня стоит дороже розничной цены Crystal BIC), но не более того.

    Поберегите здоровье. Заплатите доллар или три за нормальную ручку вместо 15 центов за Crystal. Ваше здоровье, карьера и многие годы труда по специальности стоят гораздо больше 2 долларов (разницы в цене ручек).

    Итак, меняйте ручки каждый час (чередуя с возможными, пусть даже очень короткими, перерывами в письме), если работа требует от вас письма более 2...3-х часов. Привычка к ручкам новых дизайнов потребует определенного навыка, но очень скоро вы оцените труд инженеров и дизайнеров по достоинству.

    При работе за компьютером

    1. Совет тот же: ваше здоровье в разнообразии, которое вы применяете в Вашей работе.

    Исправьте недочеты программистов – не превращайтесь в механизм, щелкающий одним пальцем по кнопке мыши, чтобы что-либо открывать, переименовывать и т.д. Помните, что второй «щелчок» мышью успешно заменяется нажатием на "Enter". Жаль, что этой клавиши еще нет в левой части клавиатуры под левую руку, но, поверьте, будет! Жизнь заставляет уйти от судорожной работы одним указательным пальцем правой руки. Используйте «горячие» клавиши.

    Старый, но гениальный в своей простоте, интерфейс Norton Commander (для DOS) куда более продуман с точки зрения эргономики чем «double click» одним пальцем. Процесс перемещения, открывания и переименования напоминает работу пианиста. Потому NC объемом в 160 килобайт еще жив и будет жить в среде профессионалов-программистов.

    2. Помимо замены второго щелчка нажатием "Enter" крайне рекомендуется следующее: меняйте периодически «праворукую» мышь на «леворукую». Поменять правую кнопку мыши на левую и наоборот можно через Control panel.

    Конечно потребуется немного практики, но таким образом вы дадите отдохнуть правой руке. Вы удивитесь насколько автоматически (это замечательная особенность полушарий головного мозга) вы будете выполнять привычные движения на «зеркальной» мыши левой рукой. Если сегодня вы работаете мышкой правой рукой, завтра левой, затем снова правой – вы оцените пользу этого совета уже через неделю.

    3. Не превращайтесь в кролика, застывшего перед удавом – компьютером. Не смотрите часами в экран не отрываясь и не барабаньте по клавиатуре часами. Отвлекайтесь, не забывайте, что жизнь куда разнообразнее. Порой это трудно сделать, но помочь может эргономический напоминатель – несложная программка, которая, будучи установленной на компьютере, заставляет, например, каждые 30 минут отвлекаться на 30 секунд от компьютера и подумать о своем здоровье.

    Проблема артрита

    Увы, заболевания суставов стары как мир. Известно, что артритом страдали и неандертальцы 100 тыс. лет назад. Также известно, что артриту более подвержены люди, которые в силу своих профессиональных обязанностей были вынуждены долго писать, печатать. Помните о профилактике. Использование пишущих инструментов, предотвращающих развитие артрита или значительно облегчающих письмо, приводит к снижению риска и позволяет писать даже людям, имеющим подобные заболевания.

    Как может помочь государство?

    В США принято считать деньги: что выгодно, а что нет. Здоровье выгодно или нет? Выгодно. Оценим потери. Каждый год стоимость лечения болезней, связанных с нарушением эргономики рабочих мест обходится в 15...20 млрд. долларов. Еще 30...40 млрд. общество теряет на выплату страховок по болезням RSI. Большая часть среди этих заболеваний приходится на синдром канала запястья.

    Что предлагается? Департамент OSHA (United States Department of Labor Occupational Safety & Health Administration) в 2000 году принимает программу, согласно которой будет протестировано 1,9 млн. рабочих мест и более 27 млн. работников, связанных с риском развития RSI. Стоимость программы 4,2 млрд. долларов ежегодно. Эта цифра сопоставима со стоимостью программ запусков космических ракет. Ожидаемый результат – предотвращение RSI заболеваний у как минимум 300 тысяч человек в год, и ежегодная экономия американской казне до 9 млрд. долларов.

    Здоровье – это дар, не измеряемый деньгами и сохраняемый персонально каждым. Желаем Вам хорошего здоровья!

     

    Дата публикации:

    5 января 2000 года

    n-t.ru

    Тимощук Б.А. Об инструментах для письма («стилях»)

    К содержанию 62-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

    При раскопках древнерусского городища Ленковцы (в окрестности Черновиц), проведенных экспедицией Черновицкого краеведческого музея в 1953 г., была раскрыта мусорная яма. Она находилась в северной части детинца на месте разрушенного пожаром подвального помещения. В яме найдено много разнообразных вещей, относящихся к XII—XIII вв.

    Из числа находок особый интерес представляет бронзовый инструмент (рис. 57). Он состоит из двух частей: гладкого заостренного книзу стержня, круглого в сечении, и орнаментированного щитка с прямым лезвием шириной 1,7 см наверху. Длина всего предмета — 11,5 см. Стержень изогнут, а его острие с одной стороны стерто, что указывает на длительное пользование инструментом. Щиток — пятиугольной формы. На обеих его плоскостях имеются различные узоры; на одной — более сложный орнамент: трехлепестковая пальметка, заключенная в пятиугольник. Возможно, это лицевая сторона инструмента; на другой стороне нанесен более простой орнамент: два пятиугольника, заключенные один в другой.

    Находки подобного рода были известны и раньше. В древнерусском Звенигороде встречен такой же бронзовый инструмент , состоящий из заостренного книзу стержня и щитка с прямым лезвием шириной 2 см. Длина предмета — 12 см. Стержень орнаментирован, а щиток украшен про¬резным крестиком.

    В древнерусском Галиче найден такой же инструмент, но железный . Он также состоит из заостренного книзу стержня и щитка с прямым лезвием наверху. Железный инструмент подобного же типа, но плохой сохранности, обнаружен и во время раскопок Ленковецкого городища на территории посада, при исследовании остатков наземного жилища .

    В научной литературе такие инструменты упоминаются под названием «орудия для линевания пергамента» . Внимательное изучение дает возможность утверждать, что они имели другое назначение.

    Известные нам инструменты происходят из разных мест (Галич, Звенигород, Ленковцы), разнообразно украшены, изготовлены из разных металлов (бронза, железо). В то же время для всех инструментов обязательно наличие двух рабочих частей: заостренного стержня и щитка с прямым рабочим лезвием, что указывает на одинаковое назначение предметов. Если допустить, что стержни служили для линевания пергамента, тогда становится непонятной функция щитков с рабочим лезвием. Можно предположить, что прямое заостренное лезвие щитка служило для подчисток и выскабливания ошибок в тексте; но достаточно провести первый опыт и можно легко убедиться, что для этой цели оно совершенно непригодно. Кроме того, известно, что для подчисток и выскабливания ошибок в тексте служил перочинный ножик, который был в распоряжении каждого писца .

    Если лезвие щитка непригодно для выскабливания, то оно вполне пригодно для заглаживания, а стержень —для выдавливания линий и процарапывания.

    Таким образом, перед нами инструмент, который одновременно служил и для вдавливания или процарапывания (стержень) и для заглаживания (щиток). Орудие, имеющее, кроме стержня, еще и щиток для заглаживания, не моглопредназначаться для выдавливания линий на пергаменте, хотя использование его для этой цели вполне возможно. Это не орудие для линевания пергамента, которое в старой письменности выступает под названием шильца .

    Назначение инструмента становится понятным, если принять его за орудие для писания на навощенных дощечках. В таком случае стержень мог служить для выцарапывания на воске нужного текста, а щиток — для затирания, исправления написанного. Инструменты для писания на навощенных дощечках принято называть стилями .

    Находки стилей на территории древнерусских городов дают право говорить о возможности употребления в древней Руси для письма навощенных дощечек.

    Известно, что грамотность на Руси была распространена довольно широко. В XI—XIII вв. грамотность была не только достоянием господствующего класса, но и проникала в среду городских ремесленников и торговцев . Об этом убедительно свидетельствуют материалы археологических раскопок в Новгороде, где найдены берестяные грамоты, содержащие переписку горожан . На широкое распространение грамотности в древней Руси указывает и тот факт, что находки памятников древнерусской эпиграфики сосредоточиваются не только в крупных городах; много предметов с древнерусскими надписями найдено и при раскопках сравнительно небольших городов. Примером может служить Ленковецкое городище. Это был небольшой город, возникший на перекрестке торговых путей . Несмотря на незначительный масштаб раскопок, на территории городища в 1953 г. были найдены предметы с древнерусскими буквами. В мусорной яме на территории детинца обнаружено шиферное пряслице с выцарапанными на боковой плоскости древнерусскими буквами N, Н, N (рис. 58—1) . При раскопках помещения полуземляночного типа на площади посада найдено клеймо в виде буквы «Ж» (рис. 58 — 2) .

    Рис. 57. Бронзовый стиль Ленковецкого городища.

    Рис. 58. Шиферное пряслице с процарапанными древнерусскими буквами (7) и гончарное клеймо на днище горшка (2) из находок на Ленковецком городище.

    Надписи на предметах быта говорят не только о грамотности ремесленников, изготовивших эти вещи, или владельцев, сделавших метки на своих вещах, но и о грамотности тех, для которых надписи предназначались. Развитие ремесла и особенно торговли обусловило и распространение грамотности среди торговцев и ремесленников, что потребовало дешевых писчих материалов (особенно при обучении письму). Дорогостоящий пергамент , — основной материал для письма в древней Руси, — был малодоступен широким слоям населения. Находки при археологических раскопках А. В. Арциховского в Новгороде берестяных грамот указывают на использование для письма березовой коры. Могли использоваться и другие дешевые материалы. Найденные на территории древнерусских городов металлические стили свидетельствуют о том, что в древней Руси для письма могли служить деревянные навощенные дощечки. Они должны были сыграть важную роль в обучении письму, как это было в античном мире

    К содержанию 62-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

    В этот день:
    • Дни смерти
    • 1876 Умер Джордж Смит — британский ассириолог и археолог, открыл и перевёл на английский язык «Эпос о Гильгамеше» — древнейшее из известных литературных произведений, дешифровал кипрское письмо, проводил раскопки библиотеки Ашшурбанипала в Ниневии.
    • 1978 Умер сэр Макс Маллоуэн — британский археолог и специалист по древней Передней Азии, исследователь Ура, Нимруда. Муж Агаты Кристи.
    Свежие записи

    arheologija.ru

    История инструментов для письма :: Класс!ная физика

    Несколько тысяч лет тому назад человек начал писать деревянными, костяными или бронзовыми трехгранными заостренными палочками на сырых глиняных дощечках..

    После этого глиняную плитку обжигали для прочности. Эти глиняные таблички с клинописью дошли даже до нашего времени.

    Древние египтяне использовали для письма на папирусе тонкие кисти из тростника или тростниковые ручки. У каждого египетского писца всегда были при себе пенал и чашка для воды. Такой пенал можно и сейчас увидеть в Петербурге в знаменитом музее Эрмитаже. Это дощечка с длинным желобком для тростниковых палочек и двумя углублениями для красок.

     Класс!ная физика - YouTube

    В гробнице Тутанхамона нашли заостренную трубочку из меди, в которую вставляли тростниковый стебель и пропитывали его темной жидкостью - чернилами. Жидкость просачивалась по волокнам тростникового стебля и накапливались на заостренном конце медной трубки. При письме на папирусе оставался четкий тонкий чернильный след. В качестве чернил использовали сажу, разведенную в воде с добавлением клея.

    Тростниковое перо было заострено и расщеплено на конце. По этому расщеплению чернила стекали тонкой струйкой на лист папируса.

    Древние римляне писали на восковых книжечках - кодексах. Кодексы изготавливались из дощечек с заполненной воском выемкой. Писали на них, а вернее, царапали с помощью палочки - стилуса. Стилус изготавливался из металла. Один конец стиля был заостренным, а другой - закругленным.

    Острым концом писали, а сделанную запись можно было стирать с помощью плоского обратного конца стилуса. Восковые книжечки-таблички просуществовали до начала 19 века. До наших дней сохранилось очень мало римских табличек. С появлением пергамента, изобретенного англосаксами, и используемого для изготовления рукописных книг, люди продолжали употреблять восковые дощечки для каждодневных записей.

    Распространение пергамента привело к появлению нового пишущего инструмента - заточенного определенным образом птичьего пера. Перья использовали гусиные или вороньи, а чернила делали из сока чернильных орешков, железного купороса и гуммиарабика. Эти чернила впитывались в кожу и не смывались, их можно было только соскоблить. Старинные чернила отличались от наших одной странной особенностью. Пока ими писали, они были очень бледными и чернели только спустя некоторое время. На бумаге также писали гусиными перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа.

    Гусиные перья просуществовали до конца 18 века.

    Карандаш появился в конце XVIII века. Чешский изобретатель Гартмут первым смешал графит с глиной.

    Читаем также:

    1. Можно ли написать книгу одним карандашом?

    Независимо от него француз Ж. Конте в 1790 году сделал карандаш в виде тонкой палочки из смеси графитового порошка и глины, уложенной между двумя дощечками.

    Первое стальное перо появилось в Германии в 1748 году, но оно еще не имело прорези, и от него летели брызги чернил. В 1792 году англичанин Д. Перри сделал продольную прорезь в острие пера. Это улучшило качество письма и долговечность пера.В 1826 году Мазон придумал станок для штамповки стальных перьев, что способствовало их массовому распространению. Однако, известно, что один изобретатель незадолго до появления стальных перьев выпустил в продажу маленькие перышки, сделанные из гусиного пера, но вставлявшиеся в ручку. Значит, ручка появилась раньше стального пера, а не одновременно с ним, как можно было бы предположить.

    После этого они вытеснили гусиные перья, просуществовавшие около тысячи лет. К концу 19-го века стальное перо полностью вытеснило требующие частой замены гусиные перья. Интересно, что еще в 1930-1950-е годы 20 века в школах писали стальным пером, позволявшим писать красивым почерком "с нажимом".

    A это интересно!

    Читаем: "Перо Робинзона" - сделай сам !

    В 1884 году появилась первая автоматическая перьевая ручка, заправляемая чернилами. Внутри ручки находился баллончик с чернилами.

    Сначала заправка ручки осуществлялась сбоку с помощью специальной пипетки, затем пипетка вошла в состав ручки.

    В 1888 году в США впервые была предложена идея шариковой ручки.

    В 1940-х годах изобрели шариковую авторучку в том виде, каком мы знаем ее сейчас. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в походных условиях.

    Вначале шариковые стержни были согнуты для увеличения емкости чернил и имели «двойную длину». Позднее появились шариковые ручки со сменным стержнем, который содержал пасту и имел пишущий узел с шариком на конце.

    В 1960-е годы в Японии были изобретены наконечники в виде фетра. Ручки с фетровыми наконечниками получили название «фломастер».

    Они имели пористый пишущий стержень, пропитанный красящей жидкостью на спиртовой или нитрооснове.

    В конце 20 века появились роллеры.

    Это была более «тонкая» и продвинутая технология шариковых ручек (тонкий шарик и менее вязкие чернила).

    В 1997 году была разработана первая ручка, которую нет необходимости сжимать при письме.

    Возможно, за ней будущее?

    ЛЕГКО ЛИ БЫЛО ПИСАТЬ ГУСИНЫМ ПЕРОМ?

    О том, как правильно изготовить перо для письма, поведал во французской книге 1763 года издания знаток каллиграфии М. Паллафон. По его сломам, перо следует брать из крыла гуся, причем обязательно из левого! При зачинке его нужно соблюдать определенную последовательность операций.

    Самое трудное — это правильно сделать щель для вытекания черниля. Ее прорезают в самом начале и всю дальнейшую работу ведут так, чтобы она оставалась точно посередине.Автор подчеркивал, что характер зачинки пера вносит в письмо некое своеобразие,поэтому лучше это делать самому. Для зачинки и расщепления пера требовались специальные ножички.

    Помарки в тексте удаляли скребком.

    Долгое время людей, способных красиво писать, было немного. Это в значительной мере объяснялось технической сложностью процесса. Но тот, кому удавалось освоить это дело, мог затем жить безбедно.

    За небольшую плату он мог прочитать или написать письмо, составить деловую бумагу.

    ПОЧЕРК И ЛИЧНОСТЬ

    Создатель почерковедения в России Е.Ф.Буринский, сказал когда-то, что всякий "человек пишет так, как ему от рождения писать предназначено", и что школа может придать почерку твердость, красоту, но не в силах бороться с построением его. В общем, почерк, как походка, у каждого свой. Хотя и ходить и писать всех учат одинаково.От чего же тогда зависит почерк? Быть может, почерк передается по наследству?

    Ученый-специалист найдет хозяина почерка даже в анонимном письме. Могут быть изменены наклон, размеры букв, их связность и разгон. Но чаще всего это оказывается бесполезным, даже если человек что-либо напишет левой рукой. Подобные попытки подделать почерк легко разоблачают опытные почерковеды. Они хорошо умеют отличить подлинного левшу от неудачливого жулика.

    Еще Гете, собравший и изучивший обширную коллекцию автографов, полагал, что характер человека отражается в его письме. И почерковед всегда сможет по почерку рассказать немало о характере автора изучаемого письма.

    Источник: История инструментов для письма. Авт. Е. Кох и журнал ЮТ.

    class-fizika.narod.ru