Реферат: Особенности исторических фактов развития Древней Руси. Первые источники по истории древней руси
Тема 2. Источники по истории Древнерусского государства (11- 13 вв.)
Источники и литература:
1.Повесть временных лет. Любое издание.
2.Слово о полку Игореве. Любое издание.
3.Лихачев Д. С. Слово о полку Игореве: историко-литературный очерк. – М., 1976. Серия «Пособие для учителя».
4.Литература Древней Руси. Источниковедение. Сборник статей. Ленинград.
5.Янин В. Л. Я послал тебе бересту. – М.: любое издание.
6.Журнал «Эхо планеты». - №28. – 2013 г. Статья «Загадки и парадоксы берестяных грамот».
1.Берестяные грамоты.
Первая грамота была найдена в Новгороде в 1951 г. в экспедиции Артемия Владимировича Арциховского. В ней всего 13 строк на старорусском языке (содержится перечень феодальных повинностей, а также дара в честь некоего Фомы). В тот же год было найдено еще более десятка. За первые 6 лет – более 300. Вскоре берестяные грамоты были обнаружены в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Торжке, Москве, в белорусских Витебске и Мстиславе, а также в украинском Звенигороде. На сегодняшний день количество артефактов перевалило за тысячу. 450 из них принадлежат к домонгольскому периоду (11-нач.13 вв.) Ценность посланий в том, что этой информации не могли дать летописные источники. Главным исследователем был Арциховский. В 1925 г. закончил исторический факультет. Руководил работами на московском метрополитене (1933 – 36 гг.), с 1932 г. ведет раскопки в Новгороде. Издано несколько работ.
1.Арциховский А. В., Тихомиров М. Н. Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1951 г. 2.Арциховский, Янин. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1972 - 1976 гг.
Арциховский ввел практику раскопок широкими площадями. Для осмысления находок был привлечен ряд литературных памятников. Например, «Слово о полку Игореве». Произошло сочетание вещественных и письменных источников. «Усадьба Алексея Петровича, по прозвищу Гречин». В 11 веке береста получает широкое распространение. Кусок бересты для мягкости вываривался в воде (обычно длина от 15 до 40 см, ширина – от 2 до 8 см). Лишь четверть грамот дошли до нас в целостности. Текст наносился металлическим или костяным 15-20 - сантиметровым писалом. Ключевым стилем являлась образность и лаконичность языка. В большинстве берестяных грамот немногим свыше 20 слов, реже 50, самые длинные – 166 и 176 слов. Академик Андрей Зализняк, специалист по новгородскому диалекту. Новгородцы никогда не строили подвалов. Сохраняется все хорошо, когда либо абсолютная сухость, либо абсолютная влажность. Значительная часть грамот повествует о частной повседневной жизни, что не было затронуто официальной литературой. Очень много долговых расписок, что свидетельствует о высоком уровне товарно-денежных отношений в Новгороде. До 1951 г. считалось, что женщины, особенно из низших сословий, были неграмотны. Есть свидетельства и о школах Древней Руси, т.к. найдены учебные пособия, рабочие тетради. Был опровержен миф о поголовной неграмотности населения Руси. Возникла наука берестология. За 62 года с момента первой находки вышло приблизительно 200 специальных работ по берестологии. Черепнин Л. В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. Итак, в грамотах ведется личная переписка, и содержатся деловые записи. По берестяным грамотам можно изучать все стороны русской жизни.
2.Летописи.
Летопись – историческое повествование, в котором информация дана по годам. Хронология от сотворения мира. Сохранилось более 1000 летописей. Издавать их начал академик А. А. Шахматов. Летописи возникли до принятия христианства, т.е. письменность уже существовала до Кирилла и Мефодия. «С чего есть пошла земля Русская» - так начинается Повесть временных лет. Летопись была в каждом княжестве, а то и две: при дворе князя и при дворе архиепископа. Самая древняя – Первая новгородская летопись. Редакция – переработка летописи, содержащая несколько списков. Списки летописи переписаны фактически без дополнений. Повесть временных лет – уже совершенная летопись. Первая такой быть не могла, значит, были другие. Было две основных версии. Рыбаков и Тихомиров считали, что ведение летописей началось с 9 – 10 вв. Лихачев и Лурье относили это событие к 11 в. А. В. Шабага и Гадин написали кандидатские диссертации по теме «Спорные вопросы изучения русской летописи». Когда летописи перерабатываются, возникает новая редакция.
3.Законодательные памятники и актовые документы.
Самый известный памятник – Русская Правда. Существует краткая, пространная и сокращенная редакции. Краткая Правда содержит в себе Правду Ярослава и Правду Ярославичей. Она является памятником раннефеодального государства. За одинаковые преступления разные наказания. Есть пережитки феодальных отношений – кровная месть. Упоминается судебный поединок. «Закон судный людям», «Мерило Праведное». Актовыми документами являются договоры сделочного характера. Применялись в сфере социально-экономических и политических отношений. Сохранились договора Олега, Игоря, Святослава с византийскими императорами. Их значение в том, что они показывают многие стороны социально-экономической жизни.
4.Литературные произведения. 11 – 12 вв. Эта группа имеет большое значение, т.к. отражает свое время. Исключением не была и Древняя Русь. Иногда сюжеты этих произведений не отложились даже в летописях. Литературные произведения имеют художественный вымысел, чем и отличаются от другого письменного источника. Чем ближе к нашим дням, тем историкам менее интересны литературные произведения, т.к. и без того существует много разных источников. А для исследователей Древней Руси они весьма ценны. Все литературные произведения можно разделить на две группы: светского и церковного характера. Подавляющее большинство произведений имеет духовный характер. К этой группе относится «Слово о законе и благодати Илариона», первого русского митрополита. Эта проповедь имеет четыре редакции. Иларион отстаивал идею независимости РПЦ, приводит ряд фактов о крещении. Это произведение является памятником ораторского искусства.
«Патерики» - перечни умерших людей («поминовальник»). Есть патерик Киево-Печерской лавры (информация об отцах церкви, прославивших Киево-Печерский монастырь). Патерик показывает ряд монахов и священнослужителей, которые были канонизированы. О канонизированных были жития. К началу 20 века было примерно тысяча святых. Жития имели только 300. В. О. Ключевский в своей магистерской диссертации сказал, что жития мало дают для исторического исследования, т.к. написаны по одной схеме. Иногда даже одинаковые сюжеты, только разные имена. Схема жития: есть набожные родители, у них появляется долгожданный ребенок. Уже с детства проявляет особую склонность к Богу и помощи людям. Творит чудеса, делает подвижничество и умирает. На его могиле совершаются чудеса, вскрывают могилу, а тело нетленно. Затем канонизация. Была и другая схема: родители не думали о Боге, вели жизнь праздную, ребенок тоже был безнравственный. А дальше происходит знамение (Богородица или апостол Петр), и он меняет свою жизнь, а дальше все по схеме №1. И все-таки жития святых интересны именно подачей материала и постановкой вопроса. Важны в первую очередь тем, что показывают дух эпохи. Жития можно разделить на несколько групп:
Равноапостольные. Дела которых приравнены к деяниям апостолов – Ольга Святая, Владимир Святой.
Героические (А. Невский).
Мученические (А. Боголюбский).
Серебрянский «Древнерусские княжеские жития», 1915 г. Повторяет точку зрения Ключевского.
Интересно «Поучение Владимира Мономаха своим детям». «Слово о полку Игореве». Мусин-Пушкин имел большое влияние при дворе Екатерины 2, в Синоде. В 60-х гг. 20 в. профессор Зимин назвал это произведение подделкой 16-17 вв. Против него выступили академик Рыбаков, академик Лихачев, член-корреспондент АН Милов, профессор Моисеева. Они проанализировали литературу 13, 14 и 15-го вв. («Задонщина», «Повесть о Мамаевом побоище») и доказали, что эти произведения испытали влияние «Слова», а значит оно было раньше. Большинство историков сводятся к тому, что «Слово» было написано вскоре после 1185 г., а поход князя Игоря был точно в этом году. Зимин А. А. Витязь на распутье. – М., 1991. Лихачев Д. С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1979. Древняя литература является интересным, хотя и своеобразным источником по истории Киевской Руси.
studfiles.net
Главная Галерея Предложения Реконструкция Выезды Торг
|
Откуда вообще берутся исторические знания людей? Почему мы можем утверждать, что в то или иное время все было так, а не иначе? Дело в том, что все, что когда-то происходило на Земле, оставляет после себя следы. Человеческая цивилизация - не исключение. И всякое наше историческое знание - подлинное знание - всегда строится на работе с реально дошедшим до нас предметом прошлого - с историческим источником, с тем самым оставшимся после минувших времен материальным следом. Эти источники - источники нашей информации о прошлом - бесконечно разнообразны. В этой работе мы как раз и познакомимся с теми основными видами источников, с которыми работают ученые и которые помогают нам узнать то, что происходило в прошлом. Основные группы источников, с которыми имеют дело исследователи-историки, таковы: 1. Письменные источники: то, что записано в интересное нам время на бумагу, или любой другой материал, любые древние сочинения - саги, летописи, законы, записи легенд и т.п. 2. Археологические источники - предметы, изготовленные в стародавние времена и сохраненные землей: древние постройки, могилы, клады, оружие, предметы быта и многое другое. 3. Изобразительные источники: живопись, скульптура того времени, про которое мы хотим получить информацию. 4. Этнографические источники - материалы, собранные этнографией - наукой о народах и их традиционной культуре.А теперь узнаем их поближе.
Письменные источники Это основная, самая ценная для историка группа источников. Мы слышим голоса людей того времени, их язык, их мысли, мы видим, как они сами представляли себе свое время. Правда, при работе с ними возникают определенные трудности. Язык и письмо людей прошлого отличались от языка и письма нашего времени. Изучением древнего письма и вопросами его прочтения занимается отдельная наука - палеография, и целый комплекс подобных вспомогательных наук существует для работы с самим текстом - текстология, герменевтика и т. п. Ведь источник мало просто прочитать - нужно понять его смысл, выжать из него максимум информации. Письменных источников очень много, но здесь мы остановимся только на тех из них, которые рассказывают о нашем времени - эпохе викингов. Все, что было написано в прошлом (в нашем случае - в средневековье) и дошло до наших дней, называется в науке "письменными памятниками". Подавляющее большинство средневековых памятников сохранились в некотором числе рукописных копий - так называемых списков. Списков у того или иного произведения может быть два, три, сто - в зависимости от того, насколько сильно оно было востребовано в то время, когда существовало, насколько стремились его прочитать и сохранить для других. Письменные памятники недолговечны. Они портятся со временем, они горят в пожарах, их похищают и т.п. Но все же некоторые из них сохранились и до сего дня. Посмотрим, какие же из письменных источников могут помочь нам в изучении нашего времени - эпохи викингов, и нашего региона - Древней Руси.
Русские письменные источники по истории Руси Х - Х1 вв. Письменные источники, хранители текста - основа исторического знания. Они дают возможность услышать язык эпохи, передают хронологическую последовательность событий, рисуют картины отношений внутри общества в изучаемое время, словом, создают тот каркас, на котором впоследствии можно будет разместить данные других групп источников - археологических, этнографических и т. д. - для того, чтобы создать полное, целостное представление о том или ином отрезке истории человечества. В нашем обзоре мы познакомимся на общем уровне с теми русскими письменными памятниками, которые могут привлекаться для изучения политической и экономической истории раннесредневековой Руси, реконструкции древнерусского общественного устройства, хозяйства и быта. Конечно, наибольший интерес для нас будут представлять памятники, современные событиям 9-11 вв. ( а таких очень мало), или максимально близкие к ним. Следует отметить относительную скудость письменных источников по ранней русской истории. Немногочисленность сохранившихся памятников, их сжатый, скупой текст дают большой простор для противоречивых толкований. Вся огромная масса литературы по древнейшему периоду истории Руси - а в этой литературе встречаются концепции, прямо противоположную друг другу, создана на одном и том же, весьма ограниченном источниковом материале. Распространение письменности у восточных славян связано с утверждением на Руси христианства в 988 г. Одновременно с кириллической азбукой, сложившейся на территории Болгарии в конце IX в. (на основе греческого алфавита), на Руси бытовала (до XII в.) глаголица - оригинальная западнославянская письменная система, вернувшаяся в XV в. как один из вариантов тайнописи. Уже в XI в. на Руси активно переводилась и переписывалась богослужебная и богословская литература. Получили распространение различные сборники слов и поучений отцов церкви. Были известны древнерусскому читателю и византийские исторические сочинения. Наша древнейшая рукописная книга - Остромирово Евангелие датируется 1053-56 гг. Подавляющее большинство письменных памятников средневековой Руси сохранились в некотором числе рукописных копий - так называемых списков. Списков у того или иного произведения может быть два, три, сто - в зависимости от того, насколько сильно оно было востребовано в то время, когда существовало, насколько стремились сохранить его для последующих читателей. Переписчики древнерусских памятников нередко вносили в их текст изменения (например, сознательно опускали тот или иной фрагмент при переписывании, или наоборот, вставляли что-то новое). Так появлялись различные редакции памятников. В нашем обзоре древнерусские письменные памятники, наиболее близкие к IX-XI вв. и наиболее пригодные вследствие этого для использования в качестве исторических источников по этому периоду, будут рассмотрены в следующем порядке: 1)Летописи; 2) Правовые памятники -Правда Русская, княжеские уставы и русско-византийские договоры; 3) Другие источники - богословская литература и переводные сочинения, берестяные грамоты, эпиграфика.
1) Главным источником по истории всего русского средневековья являются, бесспорно, русские летописи - основное хранилище наших исторических знаний вплоть до XVIII в. Летописи - это обширные исторические сочинения, излагающие историю нашего государства в хронологическом порядке, по годам (на древнерусском языке - по "летам", откуда и появился сам термин). Любая летопись - это, в первую очередь, собрание погодных статей - отдельных описаний событий, случившихся в то или иное "лето". Например: В лето 6489 [981 г.]. Иде Володимеръ к ляхомъ и зая грады их, Перемышль, Червенъ и ины грады, еже суть и до сего дне подъ Русью. В сем же лете и вятичи победи, и возложи на них дань, от плуга, якоже отець его имаше.[ 1, стб. 81] В эти описания попадают те события, которые интересовали составителя данной летописи - военные походы князей, строительство новых храмов, стихийные бедствия, нашествия иноземных захватчиков, рождение и смерть князей или церковных деятелей и т.п., то есть, как правило, события выдающиеся. О повседневном быте народа представления по летописям мы не получим - для этого нужно внимательно разбирать текст, выуживая оттуда редкие, случайные упоминания. Но общий ход истории летописи рисуют прекрасно. Летописи состоят не только из погодных статей - они включают и множество вставных текстов. Это могут быть жития святых, поучения, дипломатические договоры, воинские повести. Таким образом, каждая летопись представляет собой сложный свод, опирающийся на широкий круг разнообразных источников. Летописи никогда не повествуют о русской истории в отрыве от истории всеобщей. История Руси в них всегда привязывается к истории всего остального христианского мира - как правило, через библейские события. Летопись не только хранит исторические знания, она также несет идеологическую нагрузку. Это необходимо учитывать при использовании летописей в качестве источника для реконструкции событий, общественных отношений, быта и т. п. Летописи бывают общерусские и местные, официальные и независимые. Происхождение летописи, условия, в которых она создается, влияют на то, как именно будут в ней освещены события русской истории. Составитель летописи всегда использует в своей работе летописи более ранние, в которые он вносит какие - то исправления и дополнения. Так был создан и главнейший наш источник по истории раннесредневековой Руси -"Повесть Временных лет". "Повесть Временных лет" (далее - ПВЛ) была создана в Киеве в начале ХII в. Текст ее дошел до нас в составе более поздних летописей - Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивилловской, Летописца Переяславля Суздальского и др. ПВЛ - главный источник по самому раннему периоду истории Руси. Другая древнейшая летопись - Новгородская Первая младшей редакции (или младшего извода) - сохранила текст одного из сводов, предшествовавших ПВЛ. ПВЛ представляет собой итог последовательной переработки нескольких летописных сводов, составлявшихся в Киеве на протяжении ХI в. Древнейший из них был, вероятно, создан около 1037 г. Следующими этапами стали своды 1073 г. (в нем появилась датировка событий с точностью до дня) и 1093 г. (этот свод, иногда называемый в литературе Начальным, отразился в Новгородской Первой летописи). Именно на этом этапе работал над летописью киево-печерский монах Нестор, известный также как агиограф (т.е. автор житий). На основе Начального свода были последовательно, с различными дополнениями, созданы три редакции ПВЛ. Первая в чистом виде до нас не дошла и может быть выделена только на основе анализа текста второй редакции, представленной в Лаврентьевской летописи и снабженной припиской игумена Выдубицкого монастыря Сильвестра, и третьей, отразившейся в Ипатьевской летописи. У ПВЛ есть и внелетописные источники. Это книги Священного Писания, переводные византийские исторические сочинения (Хроника Георгия Амартола, "Летописец вскоре" патриарха Никифора и др.), Житие Василия Нового, "Откровение" Мефодия Патарского и ряд других. В ряде случаев составитель ПВЛ использовал, видимо, и устные рассказы очевидцев событий. Одним из таких информаторов был, например, знатный киевлянин Ян Вышатич, который мог рассказать летописцу о событиях на Белооозере в 1071 г. Основа ПВЛ, как и всех других летописей - набор погодных статей, охватывающий время с 852 до 1113-16 гг. Этому набору предшествует недатированная часть - введение, рассказывающее о расселении славянских народов и о взаимодействии славян со своими соседями. Погодные статьи ПВЛ имеют различную величину, в зависимости от того, насколько интересовало то или иное событие редактора летописи. В тексте ПВЛ иногда встречаются и совершенно пустые статьи. Помимо погодных статей ПВЛ включает религиозные поучения, фрагменты богословских текстов, искусственно созданные исторические легенды (например, о путешествии по Руси апостола Андрея). Вероятно, такой легендой является и породивший колоссальную полемику в научной литературе рассказ о призвании Рюрика. ПВЛ создавалась в Киеве и потому имеет четко выраженную киевоцентристскую направленность. Так, описывая нравы славянских племен (в недатированной части ), летописец противопоставляет "кроткому и тихому" обычаю полян "зверинский" образ жизни древлян и других славянских племен. 2) Правовые памятники. Записи древних законов - ценнейший источник по истории общественного устройства, позволяющий представить, из кого же общество раннего средневековья состояло и чем люди из разных общественных прослоек отличались друг от друга, что они могли и чего не могли делать, как вершилось тогда правосудие, какие существовали денежные единицы и как оценивалось имущество. Самый знаменитый и обширный из памятников древнерусского права, главный наш источник для реконструкции мира общественных отношений Древней Руси, известен под названием "Правда Русская" (т.е. "Русский закон"). "Правда Русская", сохранившаяся в составе более поздних летописей и юридических сборников - Кормчих и Мерил Праведных, появилась в результате упорядочения, доработки и записи князем Ярославом Владимировичем и его преемниками существовавших ранее обычаев. Сама она известна в нескольких вариантах - редакциях, относящихся к разному времени. "Правда Русская" была основным правовым документом Руси до XIV в. Самый первый вариант "Правды" - ее краткая редакция - читается в тексте Новгородской Первой летописи младшего извода. "Правда" представляет собой набор статей, освещающих различные ситуации, имевшие место в жизни древнерусского общества XI-XII вв. В краткой редакции ПР исследователи выделяют Древнейшую Правду - первые 18 статей. Выделение это достаточно условно, как условна и сама разбивка текста ПР на статьи - оригинал никакой нумерации не имеет. Основу текста Древнейшей Правды составляют преступления против личности - убийства, нанесение увечий, оскорбительные жесты, разбираются в ней также ситуации, связанные с незаконным использованием или порчей чужого имущества, уже в этой, самой архаической части "Правды Русской" упоминается несвободная часть русского общества XI в. - холопы и челядь. Вторая часть текста Краткой Правды - это т. наз. Правда Ярославичей (ее подзаголовок включает имена князей - составителей). Всего в Краткой Правде 43 статьи. Каждая из статей ПР имеет две части - диспозицию и санкцию. В приведенном ниже примере текста "Правды" санкция выделена курсивом: Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову…[2, с.77] Позднее, в XII в., на основе Краткой Правды появилась пространная редакция ПР, отражающая реалии времени уже более позднего, нежели интересующая нас эпоха. В Пространной Правде встречаются блоки статей, посвященные различным категориям зависимого населения Древней Руси, статьи, регламентирующие судопроизводство и раздел имущества и т.п. Всего в Пространной Правде можно выделить 121 статью. Во многом на Пространную Правду опираются законодательные памятники XIII-XV вв. - уставные и судные грамоты, Судебник 1497 г. Правда Русская - самый обширный, но не единственный памятник законодательства Древней Руси. В тексте ПВЛ сохранились, например, русско-византийские договоры 907, 911, 944 и 971 гг. Вскоре после введения христианства появился Устав князя Владимира Святославича, разграничивавший преступления, находящиеся в ведении светского и церковного суда. Этот устав сохранился в более поздних - XIII-XV вв. - списках. Позже появился Устав Ярослава Владимировича, в котором не только перечисляются преступления, подлежащие церковному суду, но и устанавливаются наказания за них: Аще кто с животиною блуд створит, митрополиту 12 гривен, а в опитимью и в казнь по закону.[2, с. 268] Сохранившийся текст обоих уставов появился в результате позднейших наслоений на оригиналы, восходящие непосредственно ко временам Владимира и Ярослава. Эти уставы - ценный источник для изучения древнерусского семейного права, они отразили сложный процесс христианизации восточнославянского общества в XI - XII вв. Среди преступлений, перечисленных в Уставе Владимира, есть например, такие: А се церковнии суди… потвори, чародеяния, волхвования… или кого застанут с четвероножиною, или кто молится под овином или в рощеньи, или у воды… [2, с. 245] Это не что иное, как пережитки дохристианских, архаических верований. 3) Другие источники. В сущности, любой памятник древней письменности уже представляет собой исторический источник, даже если он и не несет какой - либо исторической или юридической информации. Письменные памятники дают возможность изучать язык и культуру эпохи. Предметная лексика языка, определенная на основе анализа памятников, вполне может использоваться при реконструкции древнерусского быта, костюма, вооружения. Поэтому в качестве источников по ранней русской истории могут и должны привлекаться все более или менее близкие по времени создания памятники письменности: переводные сочинения, сборники устойчивого состава, появившиеся на Руси уже в XI в., ранние сочинения русских писателей: "Память" и "Похвала" князю Владимиру монаха Иакова, "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, "Поучение" новгородского архиепископа Луки Жидяты. Своеобразную группу источников, сочетающих в себе признаки как источников письменных, так и археологических, представляют собой памятники эпиграфики - различные надписи на предметах быта, на оружии, на стенах храмов. Древнейшие русские надписи относятся к X в. (например, широко известная надпись "гороухша" на корчаге из Гнездова). Эпиграфика может свидетельствовать об уровне распространения грамотности, надпись на клинке меча, найденного близ деревни Фощеватая под Полтавой ("Людота коваль") позволила сделать вывод о существовании на Руси самобытного оружейного производства. Интерпретировать данные эпиграфики необходимо в сопоставлении с материалами других источников, как письменных, так и археологических. Ценнейшим источником для изучения древнерусской повседневности стали берестяные грамоты, открытые в 1951 г. при раскопках Новгорода, а позже - и в некоторых других древнерусских городах. Древнейшие грамоты относятся ко второй четверти XI в.. Среди берестяных грамот встречаются долговые обязательства, вызовы в суд и даже любовные записки. Грамоты дополняют, расцвечивают данные юридических и исторических сочинений, они написаны своеобразным языком, близким к разговорной речи. На сегодняшний день таких грамот известно уже более тысячи.
Некоторые публикации древнерусских письменных источников и работы о них: 1. Арциховский А.В. Новгородские грамоты на бересте. Т.1. - М, 1953 (в соавторстве с М.Н. Тихомировым), Т.2,. - М, 1953, Т. 3,4,5, (в соавторстве с В.И. Борковским) - М, 1958, 1958, 1963, Т. 6. -М., 1963. Новгородские грамоты регулярно издаются по сей день, называются такие издания "Новгородские берестяные грамоты из раскопок …. года". Подробная библиография в кн.: Древняя Русь. Быт и культура . М., 1997. 2. Зиборов В.К. Русское летописание XI - XVIII вв. - СПб, 2002. 3. Медынцева А.А. Подписные шедевры русского ремесла: Очерки эпиграфики XI - XIII вв. - М., 1991., а также другие работы А.А. Медынцевой по эпиграфике. 4. Полное собрание русских летописей, т.1. Лаврентьевская летопись. - М., 1997. 5. Полное собрание русских летописей, т. 3. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. - М, 2000. 6. Памятники русского права, т.1. - М, 1952 Сборник, включающий договоры Руси с Византией, Правду Русскую, церковные уставы Владимира и Ярослава. При чтении комментария надо учитывать время выхода книги. 7. Словарь книжников и книжности Древней Руси, т. 1. XI - первая пол. XIV вв. -Л, 1987. Лучшее справочное издание по древнерусской письменности. 8. Янин. В.Л. Я послал тебе бересту. - М., 1975 |
gestir.narod.ru
Реферат - Особенности исторических фактов развития Древней Руси
1. Дайте характеристику основных источников по истории Древней Руси X — нач. XII вв.
Все наши знания о древнерусской истории построены на основании практически одной только “Повести временных лет”. Причем не подлинника, а поздних списков, которые повторяют подлинник не на сто процентов. То же можно сказать и об истории других народов, а ведь различные упоминание о Руси присутствуют и в их летописях. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной истории Древней Руси.
Исследованиями истории Древней Руси в советский период занимались такие видные ученые как М.Н. Тихомиров, А.А. Зимин, Б.Д. Грекова, С.В. Юшкова, И.И. Смирнова, Л.В. Черепнина, В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемых проблем, то есть на изучение социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси.
Советские историки в частности подчеркивали, что «Русская Правда» закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80). Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере.
Однако современные исследования, и, в частности, труды Н.Л. Пушкаревой показывают, что это не так.
Современные российские исследователи, такие, в частности, как И.Н. Данилевский, А.Г. Голиков в своих работах рассматривают историю Древней Руси не через призму «классового неравенства», а как зарождение и развитие феодального государства.
Отдельной строкой следует выделить работы академика Вернадского, который в 1929 издал однотомную Историю России (последнее издание в 1969). Он также опубликовал ряд работ, посвященных различным периодам российской истории: Русская революция: 1917–1932, 1936; Политическая и дипломатическая история России, 1936; пять томов Истории России: Древняя Русь (1943), Киевская Русь (1948), Монголы и Русь (1953), Россия в средние века (1958), Московское царство (1968). Последней работой ученого стали Очерки по русской историографии.
2. Опишите историю создания «Русской правды»: название, составные части и время появления каждой из трех редакций. Проанализируйте содержание статей и покажите их связь с изменениями в социальной жизни Древней Руси
«Русская правда» это памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.
Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания.
Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.
Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.
Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права.
Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).
Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.
Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, 14 в. – входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский.
Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.
Некоторые исследователи (М.Н. Тихомиров, А.А. Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности» Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, охваченного действием ее норм.
Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.
С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.
Краткая Правда была впервые открыта В.Н. Татищевым в 1738 и издана А.Л. Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н. Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д. Эверс, Н.В. Калачев, ВИ. Сергеевич, Л.К. Гётц, В.О. Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве.
В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей. В настоящее время российские исследователи (И.Н. Данилевский, А.Г. Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.
3. Выберите тип социальных отношений, сложившийся в Древней Руси и обоснуйте свой ответ
Социальные отношения, сложившиеся в Древней Руси можно охарактеризовать как раннефеодальные, потому что в Киевской Руси сложилась структура управления во многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии. Так, бояре — высший слой общества являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалами менее знатных. Великий князь управлял территориями при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники, Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето».
Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община. Другой особенностью было всеобщее вооружение народа, сложившееся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников. В X-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земледельной собственности становится вотчина (вотчина т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая с правом купли-продажи, но и передаваемая по наследству.
Проживающие на ней крестьяне выплачивали дань государству и становились поземельно зависимыми от феодала, выплачивая ему натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Полюдье-сбор дани со всего свободного населения — наиболее характерная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства
4. Дайте подробную характеристику групп населения Древней Руси
Свободное население Руси обычно именовалось «люди», Основную его массу составляли крестьяне. В сельской местности традиционная большая семья-община (задруга) постепенно сменилась более мелкими семьями и индивидуальными собственниками земли.
Смерды — это крестьяне-общинники в Древней Руси. Это были пока ещё свободные люди, находившиеся под особой защитой и особой юрисдикцией князя. За пользование наделом платили натурой оброк и выполняли работы: извоз, строительство или ремонт домов, дорог, мостов и т. д.
Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны. (Термин «крестьяне» появится лишь в ХIV в.). Однако за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а общинника — «людина» — 40 гривен. Различные формы и степени зависимости, существующие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных людей свидетельствует о его сложном переходном характере.
В начале ХII в. появляется новая группа зависимых людей – закупы, т.е. люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом резы (проценты), человек становился опять свободным, если нет — холопом. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он охранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закуп ближе всего приближался к феодально-зависимому крестьянину.
Самыми бесправными членами общества, по сути, рабами, были холопы и челядь. Рабство в Киевской Руси было двух родов — временным и постоянным. Последнее, извёстное как «полное рабство», было наследственным. Главную массу временных рабов составляли военнопленные. В конце концов, военнопленные получали освобождение за выкуп.
5. Что означают следующие понятия и какую роль они играли в социальной жизни Древней Руси
Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община – вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы, полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.
В Древней Руси и в ХI в. вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. (Само слово «вервь» чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.) За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. На практике даннических отношений основана выдвинутая Л.В. Черепниным концепция «государственного феодализма», трактующая дань как зародыш феодальной ренты, поступавшей «коллективному феодалу» — государству.
Фроянов же видит в ней «военную контрибуцию», собираемую князем с покоренных племен. Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце Х в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей). С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дружинников дани-полюдья начинает не хватать, появляется потребность в собственных селах, обеспечивающих необходимым продовольствием княжеско-дружинные верхи общества. Первые боярские владения появились как своеобразное вознаграждение за службу князю. Да и сами князья владели селами постольку, поскольку управляли волостями.
Редкие монастырские и боярские вотчины, окруженные еще морем свободных общин, появились не ранее ХII вв. Вся крупная феодальная собственность на земли складывалась на Руси в X—XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т. е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи), но и передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но и становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.
Поэтому, если мы и можем говорить о раннефеодальном характере древнерусского общества, то лишь с большой долей условности, как о тенденции — направлении развития, постепенно пробивающем себе дорогу, но не как о реальной ситуации того времени. (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет.
6. Почему большинство историков считает, что формой политической власти в Древней Руси была раннефеодальная монархия?
Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное идоклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов). Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Для развитого феодального строя свойственны монопольная собственность феодалов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом. За пользование землей крестьянин нес повинности — оброк, барщину или денежную ренту. При этом производитель находился в личной зависимости от феодала.
Наконец, феодальная система хозяйства отличалась своим натуральным характером, слабым уровнем торговых связей. Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества. (в единственном числе — «людин», отсюда — «простолюдин»). Во главе государства стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).
Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Эти отношения ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находилась младшая дружина и “слуги под дворским”. Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).
В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание – вече. Определяется компетенция веча: решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов. Исполнительным органом вече был совет, состоявший из “лучших людей”.
7. Какие оценки дают историки народным выступлениям в Древней Руси. Назовите даты наиболее крупных выступлений
До недавнего времени народные движения, имевшие место в древнерусском обществе, трактовались как проявления классовой борьбы, носившей антифеодальный характер. Однако современные исследователи подчеркивают как неоднозначность их социальной природы, так и многоплановость порождающих их факторов.
Это хорошо видно на примере крупнейших народных выступлений в Киевской Руси. Так, волнение 1024 г. в Суздальской земле, вызванное голодом и руководимое волхвами, оценивалось крупнейшими советским историками Б.Д. Грековым, М.Н. Тихомировым как классовое выступление крестьян-смердов, направленное против феодализирующейся местной знати. И.Я. Фроянов видит в нем движение, обусловленное языческими представлениями, согласно которым племенная знать обладала магическими силами и была обязана обеспечивать урожай. Волхвы — провидцы «увидели», что племенная знать — «стараячадь» задерживает рост зерна.
С этой точки зрения убийство знати выглядит не классовым актом мести, а ритуальным действием, призванным обеспечить урожай. Восстание 1068 г. в Киеве было вызвано поражением Ярославичей от половцев на р. Альте и нежеланием великого князя Изяслава вооружить киевлян для продолжения борьбы. Это событие долгое время оценивалось как одно из наиболее значительных городских, антифеодальных по своему содержанию движений. И.Я. Фроянов оценивает его как политический переворот, направленный против Изяслава, который не справился со своей основной обязанностью — т.е. не защитил землю от половцев.
Само же поражение киевляне объясняли греховностью правителя, нарушившего крестоцеловальную клятву. (Ярославичи пригласили своего двоюродного племянника Всеслава Полоцкого на переговоры и, не выполнив обещания, пленили его). Изгнание Изяслава сопровождалось разграблением его имущества, которое воспринималось горожанами в духе племенных традиций как общее достояние, временно находившееся в распоряжении князя. И хотя в 1069 г. Изяслав с польской помощью вернулся, он вынужден был теперь учитывать политическое влияние городской общины Киева. в Киеве, явившись результатом социального кризиса, вызванного как ухудшением экономического положения, засильем ростовщиков, продолжением междоусобиц, так и непопулярной политикой Святополка, при котором значительная масса свободных людей оказалась в кабале.
Сразу же после его смерти киевляне пригласили на княжение прославившегося своей мудрой политикой и удачными походами на половцев переяславского князя Владимира Мономаха. Однако часть знати сделала ставку на черниговского князя Олега Святославовича. Видимо, узнав о планах верхов, киевляне приступили к разгрому домов тысяцкого, настояв при этом на приглашении Владимира Мономаха. Князь, идя навстречу требованиям горожан, принял Устав, ограждающий бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения. Его реформы имели компромиссный характер и, в определенной степени, отвечали интересам простых киевлян. Само же выступление 1113 г. носило достаточно сложный социально-политический характер, но, очевидно, не являлось антифеодальным. Многозначность народных движений ХI — нач. ХIIвв., в которых переплетались языческие, социальные и политические мотивы, является, с одной стороны, подтверждением переходного характера древнерусского общества.
С другой стороны, в восстаниях прослеживается усиление их социальной составляющей, что отражало нарастание социального неравенства, увеличение числа зависимых людей. В то же время следует учесть, что всякий раз, когда народные силы испытывали нарастающие социальные беды, они бессознательно возрождали общинные и языческие традиции, как последнюю надежду на спасение. Подводя итог рассмотренной теме, можно отметить, что в Древней Руси развивались земледелие, ремесла, внешняя торговля, строились новые города, зарождались феодальные отношения. Но в целом общество оставалось еще достаточно примитивным.
Княжеская власть продолжала сосуществовать с органами управления неуклонно утверждалась, способствуя тем самым государственной дезинтеграции Древней Руси. Нарастание социальной неоднородности, изменения в социальной, экономической и политической сферах, ухудшения условий жизни вызывало различного рода выступления низов, не потерявших еще свою языческую окраску.
8.Раскройте проблему христианизации Руси
Политическая обстановка в X в. требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Западную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике и тогда занимал видную роль «Дранг Нах Остен» — поход на Восток, с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать. Киеву выгоднее было иметь дело с Константинополем, в его руках был водный путь «из варяг в греки», связи с западом были слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству. После сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь решился принять православие.
Но при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев (как указывалось выше) принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь(Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам (Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять православие. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи. В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще.
В 987 в Византии начался мятеж полководца Варды Фоки. Император Василий II (правил 976–1025) в виду опасности, нависшей над Македонской династией, отправил в Киев посольство и просил у князя Владимира военной помощи. Взамен он предложил ему руку сестры, принцессы Анны, что, безусловно, предполагало крещение русского князя. Русское войско, посланное в Византию, решило противоборство Варды Фоки и Василия II в пользу императора, однако он не торопился отправить в Киев обещанную князю невесту.
Тогда Владимир осадил Корсунь (Херсонес), главную крепость византийцев в Крыму, и взял ее, после чего в Корсунь прибыла Анна и здесь состоялось их бракосочетание (989–990). По возвращении Владимира в Киев началось массовое крещение населения в Киеве и в Новгороде, а не позднее 997 была учреждена Русская митрополия, подчинявшаяся Константинопольскому патриархату. Предполагают, что одновременно с митрополией были основаны и епископские кафедры в Белгороде, Новгороде, Чернигове, Полоцке и Переяславле. На содержание церкви князь Владимир положил т.н. десятину.
При сыне князя Владимира, Ярославе Мудром, роль церкви в государственной системе упрочилась. Об этом свидетельствует прежде всего монументальное церковное строительство: именно в этот период возводятся величественные Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Покровительствуя церкви, Ярослав способствовал возникновению первых русских монастырей, библиотек и школ. В его княжение были созданы первые русские оригинальные литературные произведения (Слово о законе и благодати митрополита Илариона). В это же время переработке подвергся церковный Устав, написанный при Владимире. Устав Ярослава был составлен уже с учетом местных обычаев. Важнейшими событиями церковной жизни эпохи Ярослава Мудрого стало прославление первых русских святых – князей Бориса и Глеба (при Ярославе были обретены их мощи и перенесены в специально построенную для них церковь), а также избрание на митрополию первого русского епископа – Илариона
При сыновьях Ярослава сохраняется определяющая роль княжеской власти в христианизации Руси. По летописям известно о возникавших в этот период языческих возмущениях, во время которых опорой и защитой епископа выступал князь и его дружина, тогда как «людье вси идоша за волхва».
К середине 12 в. в Древней Руси установилась полицентрическая государственная система, вызванная феодальной раздробленностью. В новых условиях митрополия оказалась единственной силой, способной противостоять центробежным тенденциям. Однако прежде, чем митрополиты осознали свою историческую миссию, они были втянуты в длительную смуту между князьями, боровшимися за киевский престол. Эта борьба привела к тому, что митрополит Михаил II покинул Киев, затворив особым рукописанием митрополичий Софийский собор. В ответ новый киевский князь Изяслав (1114–1154) самостоятельно поставил на митрополию русского епископа Климента Смолятича.
Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно – историческое значение. Оно создало широкую основу для объединения всех народов, постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и Ближнего Востока.
Список использованной литературы
1. История России и её ближайших соседей. Том 5. Москва.1997.
2. Смирнов А.Н., Древние славяне. Москва, 1990.
3. Рыбаков Б.А. " Мир истории ". Москва,1991.
4. История России с древнейших времен до конца XX века. Москва, 1996.
5. Мунчаев Ш.М., Устинов Е.М. История России: Учебник/ /Москва,1997.
6. Скрынников Р.Г. Русь X – XVII в. Учеб пособие. СПб.,1999
www.ronl.ru
История Древней Руси Часть 1 ИСТОКИ И ИСТОЧНИКИ
История Древней Руси Часть 1 ИСТОКИ И ИСТОЧНИКИ
План 1. К истокам родной истории 2. Исторические путешествия 3. Древнерусские летописи 4. «Повесть временных лет» 5. Летописи, списки и летописные своды 6. Древнерусские летописцы 7. Исторические источники 8. Виды исторических источников Тесты
К истокам родной истории Давайте представим, что мы стоим на берегу великой реки, не зная, откуда она берет свое начало, где и как совершает свое течение. Что мы можем сделать, если захотим узнать, какова протяженность этой реки, сколько у нее притоков и какие города и селения взросли на ее берегах?
Прежде всего, можно посмотреть на географическую карту, потому что все большие реки обязательно нанесены на карту.
Можно прочитать повествования об этой реке, составленные путешественниками.
Также можно отыскать человека, который сам совершал плавание по этой реке и готов рассказать нам о ее истоках, притоках и берегах.
Интересно посмотреть кинофильм об этой реке, если кто-нибудь уже сделал такой фильм. В любом случае мы узнаем об этой реке много интересного.
Но как станут оживать все полученные нами сведения и впечатления, когда мы сами отправимся по реке на лодке или на пароходе или будем путешествовать вдоль ее берегов!
Точно так же бывает и при изучении родной истории. Читая случайно попавшееся в руки историческое сочинение, мы стоим на берегу великой реки истории.
Заглядывая в энциклопедию или исторический справочник, мы как бы рассматриваем карту реки-истории.
Но если, прочитав одну серьезную книгу по истории Отечества, мы ищем и читаем другую, если, найдя сведения о каком-либо событии, мы начинаем искать другие сведения о нем в других книгах или рукописях, то мы уже не стоим на берегу, а сами отправляемся в путешествие к истокам родной истории.
Чем дальше будем мы продвигаться на своем пути, тем путешествие наше будет становиться интереснее и, может быть, труднее. Известно, что многие реки берут свое начало или протекают в труднодоступных местах.
Исторические путешествия Сколько следует пересмотреть различных книг по истории, чтобы найти нужную книгу! Сколько требуется усилий и времени, чтобы найти в этой книге необходимые события, даты и имена!
Древнерусские рукописи и свитки Но если одну и ту же книгу можно найти в разных библиотеках различных городов, то для работы с рукописью нужно отправляться в тот город, где хранится эта рукопись. Тогда историк становится путешественником в полном смысле этого слова.
Наконец, любая книга или рукопись может поставить перед исследователем родной истории задачу разыскивать такие сведения, рукописи или книги, которые или утрачены, или забыты, или которые еще никто не нашел! На этом пути и совершаются исторические открытия.
Однажды отправившись в поход, человек иногда всю жизнь бывает охвачен любовью к дальним странствованиям.
Однажды заинтересовавшись вопросом: «Откуда пошла Русская земля? » — мы отправляемся к истокам родной истории, и это увлекательное путешествие также может продлиться всю жизнь. Викинги
Древнерусские летописи Около девятисот лет тому назад, во второй половине XI – начале XII века, в Киеве один ученый-монах начал писать историю своего Отечества. Звали этого монаха-историка — Нестор Летописец, стенная роспись В. М. Васнецова в Свято-Владимирском соборе в Киеве 1885 -95 гг.
Год за годом он записывал в свою книгу то, что слышал от старых людей, то, что находил в книгах, и то, что видел своими глазами. Нестор Летописец скульптура М. М. Антокольского 1890 г.
Год в Древней Руси назывался «летом» , поэтому его труд получил наименование «летопись» . Итак, летопись — это запись событий по годам. Свитки из раскопок древнего Новгорода
На протяжении нескольких веков другие летописцы переписывали летопись Нестора, продолжая его труд — описывая события последующих лет.
Киево-Печерская Лавра Теперь Нестор Летописец известен всему миру как величайший древнерусский историк и писатель, иногда его именуют отцом русской истории. Погребен он в пещере родного Киево-Печерского монастыря.
До сего времени монастырь хранит священную гробницу славного русского летописца, и перед этой святыней склоняется всякий, кто любит родную историю. В пещерах Киево-Печерского монастыря
«Повесть временных лет» Свою летопись Нестор так же, как и современный историк, начинал с вопросов к прошлому: «Откуда пошла Русская земля? Кто в Киеве стал первым княжить? » . Древнеславянское поселение
Говоря о происхождении русской земли, русского народа, Нестор-летописец рассказывает о соседних народах, о создании славянской грамоты, о походах русских князей и о нападениях кочевников — хазар и печенегов, о событиях, связанных с Крещением Руси.
Но прежде всего Нестор-летописец пересказывает самые важные события из Библии.
В летописи Нестора также запечатлелись народные сказания, былины и легенды дохристианских времен, когда не было еще книг на Руси.
Приход апостола Андрея с учениками к месту основания Киева Полное название летописи на старославянском языке, на котором и писал Нестор, звучит так: «Се повести времянных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть» .
«И быша три братья. . . » . Миниатюра Радзивилловской летописи На современном русском языке летопись Нестора называют «Повесть временных лет» .
Летописи, списки и летописные своды «Повесть временных лет» Нестора Летописца многократно переписывалась другими русскими летописцами и до нас дошла в разных списках.
Фрагмент миниатюры XVI века Чаще всего летописец дополнял труд предшественников, иногда переписывал прежнюю летопись дословно, а иногда с сокращениями или в своем пересказе.
Если летописец пользовался несколькими списками и объединял содержащиеся в них сведения, то получался летописный свод. Большинство дошедших до нашего времени летописей являются летописными сводами. Поход Андрея Боголюбского на Киев. Взятие Киева. Миниатюра из Лицевого летописного свода 16 века
Заставка в рукописной книге XIV века Древнерусские летописи получили свои наименования или по месту написания, или по имени переписчика, или по месту хранения летописи, или по имени владельца, или по имени ученого, нашедшего летопись.
Сказание «О письменах» черноризца Храбра, список 1348 г. Есть летописи, названные по городам или княжествам, где они составлялись: Новгородская, Псковская, Галицко. Волынская. Ипатьевская летопись названа так потому, что рукопись, содержащая эту летопись, принадлежала Костромскому Ипатьевскому монастырю.
Лаврентьевская летопись 1377 г. Лаврентьевская летопись называется по имени переписчика — монаха Лаврентия. Летопись Никоновская получила свое наименование потому, что список летописи принадлежал патриарху Никону.
Самое крупное летописное произведение на Руси — это «Лицевой летописный свод» . Лицевой – значит иллюстрированный. Сохранилось десять томов, где почти каждая страница украшена рисункамиминиатюрами. Этот свод был составлен в XVI веке по заказу Ивана Грозного. Взятие Изяславля монголо-татарами миниатюра из Лицевого свода 16 века
Радзивилловская летопись. Другая богато иллюстрированная древнерусская летопись — Радзивилловская (XV в. ) — содержит 617 красочных миниатюр. Такое название она получила потому, что в XVII веке принадлежала литовскому князю Радзивиллу.
Древнерусские летописцы Вот уже почти тысячу лет древнерусские летописи хранят имена славных людей нашего Отечества, память об их подвигах, их слова и заветы. П. Корин. Александр Невский
Кроме того, летописи сохранили для нас и многочисленные устные предания тех времен, когда на Руси еще не было письменности. Именно в летописях запечатлелись древние народные сказания, былины и легенды русского народа. Святогор
Войны Игоря с печенегами. Миниатюра Радзивилловской летописи Будучи свидетелями важных исторических событий, древнерусские летописцы всегда чувствовали свою ответственность перед грядущими поколениями.
Ярослав Мудрый строит Софийский собор и Золотые ворота в Киеве Радзивилловская летопись Они писали историю Отечества так, чтобы содействовать единению русского народа, чтобы предотвратить междоусобицу, вражду и разделения.
На свой труд они смотрели как на дело священное. Описание прошедших и текущих событий они перемежали молитвенными обращениями к Богу и призывами к братолюбию. Встреча Юрия Долгорукова с князем Святославом Ольговичем Лицевой летописный свод
Распространялись летописи по Руси, и вместе с ними распространялся христианский взгляд на историю и на жизнь. Основание Ивангорода миниатюра из Лицевого свода 16 века
«Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал» . Миниатюра Радзивилловской летописи Летописцами в Древней Руси являлись не только монахи. Ими становились священники, бояре, князья, дружинники и простые горожане.
Древнерусский летописец свой труд оканчивал обычно следующими словами: отцы и братья, если я где-либо описался, или что не дописал, или приписал лишнего, читайте, исправляя, ради Бога, и не проклинайте, ибо книги ветхи, а ум молод, не дошел.
Исторические источники Если бы от Древней Руси сохранилась только «Повесть временных лет» Нестора Летописца, мы уже и тогда много бы знали об истоках родной истории, об образовании Древнерусского государства, о распространении христианства на Руси, о древнерусской культуре.
К счастью, мы знаем и многие другие творения русских писателей, живописцев, строителей, ремесленников. Ведь все, что сохранилось от прежних времен, для нас может послужить историческим источником.
Как из водного источника люди черпают влагу, так из исторического источника исследователи родной истории черпают самые различные сведения о прошлом.
Исторические источники — это не только древности. Например, если бы какой-нибудь исследователь захотел написать историю вашего класса, то он мог бы воспользоваться тремя видами источников: устными, письменными и вещественными.
Для будущей истории класса он после встречи с вами записал бы ваши разговоры и рассказы. В этом случае он воспользовался бы устным источником.
Ваши тетради, дневники и записки послужили бы ему письменными источниками.
А ваша классная комната, ее оборудование, в том числе наглядные пособия и письменные принадлежности, стали бы для него вещественными источниками.
Для наблюдательного человека все может пригодиться при написании истории.
Виды исторических источников Точно так можно рассматривать и источники по родной истории. Устные исторические источники — это сказания, былины, предания. Они хранились долгое время в памяти народной, а потом были запечатлены рукою писателя в книге.
Письменные исторические источники — это летописи, договоры, законы, жития святых, церковные проповеди, письма и сочинения, переведенные с других языков.
Вещественные исторические источники — это жилища, храмы, крепости, мосты, орудия труда и войны, вещи древних людей, их останки, одежда, украшения, монеты, а также все, на чем сохранились следы деятельности человека.
Только небольшая часть письменных исторических источников создается со специальной целью — служить источником. Большая же часть написанного становится источником, если написанное сохраняется, если к нему обращается внимательный взгляд исследователя истории.
К числу творений, создаваемых со специальной целью служить историческим источником, как раз и относятся все древнерусские летописи.
ТЕСТЫ
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ Вопрос: Какое из приведенных определений правильное? 1. Лаврентьевская летопись – это список «Повести временных лет» . 2. Лаврентьевская летопись – это летописный свод, в котором содержится список «Повести временных лет» .
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ Вопрос: Кого исследователи называют «отцом русской истории» ? 1. Монаха Киево-Печерского монастыря Сильвестра. 2. Монаха Чудова монастыря Пимена. 3. Монаха Рождественского монастыря Лаврентия. 4. Монаха Киево-Печерского монастыря преподобного Нестора-летописца.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ Какое из определений для слова «летопись» самое полное? Вопрос: 1. Повествование, где события записаны по годам. 2. Повествование, где рассказывается о разных событиях. 3. Повествование, где описываются разные события, расположенные по годам, свидетелем которых был, о которых слышал или читал летописец.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы Каким образом летописи получали свое наименование? Вопрос: 1. По месту написания. 2. По году написания. 3. По месту хранения. 4. По имени переписчика. 5. По имени владельца летописи. 6. По имени ученого, нашедшего летопись. 7. По описанным важнейшим событиям.
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы Укажите, к каким видам исторических источников относятся перечисленные объекты: Вопрос: 1 – вещественные, 2 – письменные, 3 – устные 1. Берестяная грамота 1 2 3 2. Монеты 1 2 4. Письма исторических деятелей 3 1 2 3 5. Предания 7. Былины 1 1 3. Законы 1 2 2 3 6. Одежда 3 9. Мосты 1 2 3 8. Сказания 3 2 1 3 2 3
Данная презентация составлена по курсу «Православная культура» Православной общеобразовательной школы-пансиона «Плёсково» Московской области Выполнила Рябчук С. М. для сайта «Светочъ. Основы православной веры в презентациях» http//: svetoch. ucoz. ru
Глава 1. Как изучают родную историю? Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы прошлого Глава 2. На заре русской истории. Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга Глава 3. Просвещение Руси. Урок 9. Святой равноапостольный князь Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17. Слово о полку Игореве Глава 5. Расширение Руси. Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси Глава 6. Щит и слава Руси. Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков Глава 7. Испытания земли Русской. Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской ордой Урок 26. Батыево нашествие Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси Урок 28. Святой князь Александр Невский Урок 29. Москва и Московское княжество Урок 30. Куликовская битва Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский Глава 8. Возрожденная Русь — Россия. Урок 32. Свержение ордынского ига Урок 33. Объединение русских земель вокруг Москвы Урок 34. Единство России
present5.com