Первые киевские князья (IX — Середина X в.). Кто стал киевским князем после первой в истории древней руси усобицы
Княжеские междоусобицы (кратко)
Княжеская междоусобица - борьба русских князей между собой за власть и территории.
Основной период междоусобиц пришелся на 10-11-й вв. Основными причинами вражды между князьями стали:
- недовольство в распределении территорий;
- борьба за единоличную власть в Киеве;
- борьба за право не зависеть от воли Киева.
Всего можно насчитать три крупные феодальные междоусобицы в этот период:
- первая междоусобица (10-й в.) - вражда между сыновьями Святослава;
- вторая междоусобица (начало 11-го в.) - вражда между сыновьями Владимира;
- третья междоусобица (конец 11-го в.) - вражда между сыновьями Ярослава.
На Руси не существовало централизованной власти, единого государства и традиции передавать престол старшему из сыновей, поэтому великие князья, оставляя по традиции множество наследников, обрекали их на бесконечную вражду между собой. Хотя наследники получали власть в одном из крупных городов, все они стремились стать киевскими князьями и иметь возможность подчинить себе братьев.
Первая междоусобица на Руси
Первая семейная междоусобица разразилась после смерти Святослава, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег - на территории древлян, а Владимир - в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались конфликты за территорию.
В 975 (976) г. по приказу князя Олега на территории древлян, где правил Владимир, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет.
В 977 г. Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был не подготовлен, вынужден был вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян - г. Овруч. В результате паники во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих воинов. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам.
В 980 г. Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в г. Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром, и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.
Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава. В конце 980 г. Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.
Первая феодальная междоусобица положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века.
Вторая междоусобица на Руси
В 1015 г. умирает Владимир и начинается новая вражда - междоусобица сыновей Владимира. У Владимира осталось 12 сыновей, каждый из которых хотел стать киевским князем и получить практически неограниченную власть. Однако основная борьба велась между Святополком и Ярославом.
Первым Киевским князем становится Святополк, так как он имел поддержку дружинников Владимира и был ближе всех к Киеву. Он убивает братьев Бориса и Глеба и становится во главе престола.
В 1016 г. начинается кровавая борьба за право управлять Киевом между Святополком и Ярославом.
Ярослав, правивший в Новгороде, собирает войско, в состав которого входят не только новгородцы, но и варяги, и отправляется с ним на Киев. После битвы с войском Святослава близ Любеча Ярослав захватывает Киев и вынуждает брата бежать. Однако уже спустя некоторое время Святослав возвращается с польскими воинами и снова отвоевывает город, вытесняя Ярослава обратно в Новгород. Но и на этом борьба не заканчивается. Ярослав снова идет на Киев и на этот раз ему удается завоевать окончательную победу.
1016 г. – Ярослав Мудрый становится князем в Киеве, где правит до самой смерти.
Третья междоусобица на Руси
Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Хотя Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну.
Согласно завету Ярослава, Киев получал его старший сын Изяслав, Святославу доставался Чернигов, Всеволоду - Переяславль, Вячеславу - Смоленск, а Игорю - Владимир.
В 1054 г. умирает Ярослав, однако сыновья не стремятся отвоевывать территории друг у друга, напротив, они сплоченно сражаются с иноземными захватчиками. Однако, когда внешняя угроза была побеждена, начинается война за власть на Руси.
Практически весь 1068 г. на престоле Киева оказываются разные дети Ярослава Мудрого, однако в 1069 г. власть снова возвращается к Изяславу, как и завещал Ярослав. С 1069 г. Изяслав правит Русью.
ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!
historynotes.ru
Святославичи: первая междоусобица
Кто знает, как сложилась бы жизнь братьев, если бы планы Святослава сбылись, и по какому пути вообще пошла бы тогда мировая история. Но Святослав спустя три года после смерти Ольги погиб в битве с кочевниками у днепровских порогов. А его сыновья стали княжить в отведённых им землях.
К сожалению, из документов того времени мы не можем достоверно определить даты их рождения. Есть предположения, что к началу правления Киевом Ярополку было около пятнадцати-шестнадцати лет. Младшим его братьям — и того меньше. И вот что важно: без отца они, скорее всего, не чувствовали братских уз. Ведь у каждого из них была своя мать. Некоторые историки утверждают, что матерью Ярополка была венгерская княжна Ильдике. Матерью Владимира — некая Малуша, дочь древлянского князя, которая девочкой была взята в плен. И почти нигде чётко не говорится о матери княжича Олега. И если Великая княгиня Ольга всех своих внуков ещё могла позвать к себе, чтобы они были вместе, то без её властной руки подростки были разобщены.
Братья расстались ещё до известия о гибели Святослава.
Утвердившись в Киеве и набирая силу, Ярополк некоторое время не обращал внимания на то, чем занимались его подрастающие братья в своих вотчинах. Но однажды, как повествует летопись «Повесть временных лет», в лесах, принадлежавших Олегу, самовольно охотились люди Свенельда, воеводы Ярополка. Предводительствовал охотниками сын этого воеводы по имени Лют. Самоуправство, нарушение установленных обычаев кончилось печально: сын княжеского воеводы был убит дружинниками Олега. И Свенельд якобы затем всячески подогревал в Ярополке ненависть к братьям, которые могли, объединившись, захватить княжеский престол в Киеве. Злые слова наговора в конце концов достигли своей цели. И Ярополк в 977 году отправился, как и его дед Игорь, в Древлянскую землю. Так ли это было на самом деле, та ли причина стала основанием похода Ярополка — это ещё одна историческая загадка. Но результатом этой первой в Киевской Руси междоусобицы стала гибель Олега. Произошло это событие в Овруче — ныне небольшом украинском городке Житомирской области, а тогда — центре Древлянского княжества. Как говорит предание, юный князь упал в ров, окружавший стены Овруча, когда его отступавшая дружина застряла на мосту.
Ярополк, как утверждает легенда, не хотел смерти брата и очень сокрушался о кончине Олега. Но — это только легенда.
Похоронив брата, по языческому обычаю Ярополк насыпал в Овруче могильный курган и справил тризну.
Итак, первая часть умысла Свенельда — отомстить Олегу — была выполнена.
А что же сын Малуши Владимир? Едва до него дошли вести о гибели Олега, юный князь не стал дожидаться, когда в Великий Новгород нагрянет войско Ярополка, и по утверждению некоторых источников, скрылся в Швеции. Тут мы снова можем поразмышлять: почему Владимир не собрал дружину храбрых новгородцев и не выступил с нею навстречу старшему брату? Или же почему не послал к нему своего воеводу для того, чтобы уладить возникшую неприязнь? Возможно, Ярополк и согласился бы выслушать посланца. Ведь воеводой у Владимира был сподвижник Святослава по имени Добрыня. Храбрый и мужественный, авторитетный воин, который впоследствии в русских былинах стал Добрыней Никитичем.
Но снова нам остаётся только догадываться, почему не произошло ни того, ни другого.
Покинутый князем Великий Новгород стал неинтересен для Ярополка, и он вернулся в Киев.
Сколько времени провёл Владимир в гостях у шведского короля, сказать достоверно мы не можем. Но так или иначе — вернулся он в свою вотчину с войском шведских наёмников, которое собрал вместе с Добрыней, и снова воцарился в Великом Новгороде. Причём праздновать своё возвращение долго не стал, а тут же, чувствуя за собой силу викингов, двинулся в поход на Киев.
По дороге в стольный град Владимир захватил Полоцк, жители которого во главе с правителем Рогволдом не хотели принимать нового претендента на киевский престол. Наёмники жестоко расправились с непокорными. Из всей семьи Рогволда в живых осталась лишь его дочь Рогнеда, которую князь насильно взял себе в жёны.
Далее на Киев младший Святославич двигался стремительно, не встречая сопротивления в других городах.
И опять возникают вопросы. А где же войско Ярополка, которое так быстро расправилось с дружиной князя Олега? Почему оно не вступило в бой с ратниками Владимира? Каким образом Киев оказался окружённым? Почему Ярополк, которого считали способным дипломатом, не вступил в переговоры с братом?
Вот сколько загадок задаёт нам это время!
Одно объяснение как будто расставляет всё на свои места — в кругу ближних сторонников Ярополка оказался предатель, который умело плёл интриги, выгадывал себе тёпленькое местечко, в чью бы сторону ни склонилось впоследствии противостояние недружных сыновей Святослава. Некоторые источники даже называют его по имени — Блуд — и утверждают, что Владимир подкупил этого воеводу. Ряд исследователей русской истории отождествляют Блуда с тем самым Свенельдом, который подбил Ярополка на поход против Олега.
Дальнейшее развитие событий привело к трагической развязке.
Ярополк так и не сумел найти контакт с Владимиром. Некоторое время он прятался за стенами Киева, а потом, по настоянию Блуда, который нашептал, что киевляне готовы поднять мятеж против своего князя, перебрался в крепость Родня, что стояла на речке Рось. Однако и за стенами этой крепости Ярополку отсидеться не удалось. Его сторонников становилось всё меньше. Помощи ждать было неоткуда.
После длительной осады в Родне возник голод. Защитники крепости чувствовали безвыходность своего положения. Здесь опять ситуацию взял в свои руки Блуд, и Ярополк вынужден был согласиться на переговоры с Владимиром на самых невыгодных условиях.
Как сообщает «Повесть временных лет», произошло это событие в 980 году. Но есть более ранний документ, чем этот летописный свод, — «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова), который приводит другую дату восшествия на киевский престол младшего Святославича — 11 июня 978 года. «И сел в Киеве князь Владимир в восьмой год после смерти отца своего Святослава, 11 июня, в год 6486» (978 — по новому исчислению), — говорится в сочинении Иакова. Хотя мы тут же с вами, как наблюдательные исследователи хронологии, увидим, что возникает в таком случае несовпадение в датах гибели князя Святослава. Из ряда хронологических соображений историки склоняются к тому, что именно в день, упомянутый в рукописи монаха, и произошло убийство Ярополка.
Три сына было у князя Святослава — Ярополк, Олег и Владимир, которые во время походов отца находились под присмотром княгини Ольги вплоть до её смерти в 969 году. В ту пору Святослав ненадолго вернулся в Киев из болгарских земель, где, как вы помните, он хотел создать столицу своего государства. Великий князь выделил сыновьям разные наделы. Ярополку назначил в правление Киев. Среднего сына — Олега — посадил княжить в земле Древлянской, главным городом которой тогда был Овруч. А младшему — Владимиру — центром владений определил Великий Новгород.
Два вооружённых варяга из дружины Владимира поджидали безоружного Ярополка на подходе к ставке, где обосновался Владимир. Знал ли он, что не увидит брата живым, нет ли — об этом можно говорить с большой долей вероятности. И тем ярче предстаёт в таком случае коварство молодого князя, его жестокий нрав.
Предчувствовал ли свою гибель Ярополк? Древние историки называли этого князя кротким правителем, который хотел идти по пути христианского милосердия. Он, как и его братья, тоже был язычником, но некоторые документы утверждают, что Ярополк даже стал родственником германского императора Оттона Ш, взяв в жёны дочь одного из членов императорской фамилии. Ярополк, утверждают они, таким образом собирался одновременно с браком принять крещение (возможно, даже и успел креститься). По данным Никоновской летописи, к Ярополку приезжали послы из Рима, от католического папы. О симпатиях старшего сына Святослава к христианству сообщает и известная по выпискам русского историка В.Н. Татищева Иоакимовская летопись.
Возможно, что на встречу с братом Ярополк отправился спокойно, доверившись, как доверял и ранее, тем гарантиям, с которыми пришёл к нему от Владимира предатель-воевода Блуд.
Неподалёку от места встречи на князя внезапно напали двое убийц и, как пишет один из древних авторов, «подняли его мечами под пазухи».
Так в древней Руси завершилась первая междоусобная вражда трёх молодых сыновей Святослава. Во многом она стала результатом интриг, которыми оплели братьев более опытные, искушённые жизнью воеводы.
Воцарившись на киевском княжеском троне, Владимир правил более 35 лет.
Именно он получил «прописку» в русской былинной истории под именем Владимира Красное Солнышко, именно он стал Святым равноапостольным великим князем Владимиром, крестителем Руси, на века вперёд предопределившим духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.
www.dddgazeta.ru
§ 17 - Удельный строй русских княжеств после Ярослава Мудрого
Русь в XI векеАвтор изображения – Koryakov Yuri
Единовластие, восстановленное Ярославом Мудрым после многой смуты, окончательно исчезло на Руси с его кончиною (1054). При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей, объединенных только тем, что у них была одна церковь и один княжеский род. Так как члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии, то и волости, управляемые ими, не хранили мира между собою и чем далее, тем более питали взаимное отчуждение. Последствием такого политического беспорядка был общий упадок Киевской Руси — и политический, и экономический. Только что победившая печенегов Русь не могла собрать достаточно сил для борьбы с новым кочевым народом — половцами, которые появились в южных степях с середины XI в. Отлично пользуясь неурядицами на Руси, половцы «несли розно» Русскую землю: грабили ее и мешали русской торговле, захватив все пути из Руси на восток и юг. Общее разорение и обеднение было результатом княжеских усобиц и половецкого разбоя, и Киевская Русь понемногу захирела и запустела. Уже к XIII ст., всего лет 150 спустя по смерти Ярослава, Киевское государство можно считать распавшимся на несколько частей, а самый Киев — запустевшим и обедневшим городом.
Одной из причин такого бедствия был порядок княжеского владения, установившийся на Руси после Ярослава. Ярослав, по преданию, сам посадил своих сыновей по городам так, что старшему из них, Изяславу, достались Киев и Новгород, следующему — Святославу — Чернигов, следующему — Всеволоду — Переяславль и т.д. Старший брат почитался старшим, или «великим», князем, но он не один владел государством. Князья стояли на той мысли, что Русская земля принадлежала всему княжескому роду. Старший князь как родовладыка сидел в старшем городе Киеве, а прочие князья по родовому старшинству размещались в городах, более или менее значительных или богатых. Все князья самостоятельно управляли своими городами, и каждый из них как сын великого князя надеялся со временем сам стать великим князем, когда умрут его старшие братья, и он станет старшим в роде над своими братьями, сыновьями и племянниками. По родовому наследованию великому князю наследовал не его сын, а его брат, старший после него, а если не было в живых его братьев, то его старший племянник, то есть сын его старшего брата. Поэтому, когда в Киеве умирал великий князь, его место по правилу должен был заступить его брат, сидевший в Чернигове, а на его место в Чернигов переходил третий брат из Переяславля и т.д. Со смертью великого князя все князья подвигались на одно место ближе к Киеву, «восходили лествицею» к великому княжению, пока, наконец, его не достигали. Если же какой-либо князь умирал, не достигнув великого княжения в Киеве, то его дети теряли права свои на наследство в княжеском роде и считались «изгоями», которым уже «не было части в Русской земле». Сыновья же умершего великого князя, не оставаясь в Киеве, получали от нового великого князя особые волости наряду с прочими родичами.
Таковы были правила родового владения, признаваемые всеми членами княжеского рода. Но эти правила очень трудно было соблюдать: уже первые наследники Ярослава Мудрого дошли до ссор и междоусобий, не сумев примирить и согласовать свои притязания. Киевский князь Изяслав Ярославич был изгнан из Киева сначала киевлянами, а затем, когда ему удалось туда вернуться, его вторично прогнали оттуда родные братья его Святослав и Всеволод. Изяслав ушел в Германию и искал там помощи (у императора Генриха IV и папы Григория VII), однако без успеха. В Киеве укрепился Святослав и княжил там до своей смерти. Только по кончине Святослава Всеволод уступил Изяславу Киев; Изяслав снова стал (уже в третий раз) Киевским князем и скончался на великокняжеском столе. После него Киев перешел к Всеволоду. Таким образом, сыновья Ярослава Мудрого княжили в Киеве в таком порядке: Изяслав, Святослав, Изяслав, Всеволод. Если бы Святослав не захватил силою Киева и соблюдал бы обычай родового старшинства, то он не был бы вовсе великим князем, так как умер раньше своего старшего брата Изяслава.
Основываясь на этой мысли, Изяслав и Всеволод после смерти Святослава сочли его сыновей, Олега и Ярослава, изгоями и не пустили их в их «отчину» Чернигов. Началась тяжелая усобица между князьями и шла много лет в княжение Изяслава, Всеволода и сына Изяславова Святополка II (который как старший племянник наследовал в Киеве своему младшему дяде Всеволоду). В этой усобице приняли участие не только сыновья великих князей (то есть Святополк, сын Изяслава; Олег и Ярослав, дети Святослава; Владимир Мономах, сын Всеволода), но и другие князья-изгои, внуки и правнуки Ярослава, отцы которых умерли, не дождавшись великокняжеского стола. Таких князей-изгоев было несколько: великие князья или просто лишали их всякого наследства, или же давали им бедные волости на окраинах государства. В усобице, действуя насилием, изгои искали теперь возможности улучшить свое положение и получить свою часть в Русской земле. После многих лет борьбы князья решили покончить свои счеты на общем съезде и в 1097 г. собрались в г. Любече. Там общим советом решили, чтобы каждый князь «держал отчину свою», то есть чтобы Святополк остался в Киеве, где сидел его отец Изяслав, а дети Святослава получили Чернигов, некогда принадлежавший их отцу, а Владимир Мономах сел в Переяславле, где сидел его отец Всеволод. Таким образом, Святославичи, сочтенные ранее за изгоев, были признаны теперь полноправными князьями. Что же касается до прочих князей-изгоев, то их устроили землями на юго-западных границах Руси.
Однако и после съезда смуты не кончились, а потому и постановление съезда не было соблюдено. Когда в Киеве умер великий князь Святополк (1113), киевляне не захотели принять на Киевский стол старейших в роде князей Святославичей из Чернигова, а просили к себе Владимира Мономаха из Переяславля. Святославичей в Киеве считали виновниками смут, а Мономаха любили как защитника порядка и правды. Мономах сначала отказался идти в Киев мимо старших князей; но упорство киевлян заставило его согласиться, и, таким образом, народное избрание нарушило правильность родового преемства великокняжеского стола.
Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. Картина А. Кившенко
Из сказанного ясно, в чем заключались причины политических неурядиц в Киевской Руси: во-первых, установившийся после Ярослава Мудрого порядок княжеского владения и наследования был вообще очень сложен, а кроме того, и несправедлив по отношению к князьям-изгоям; поэтому всегда бывали князья недовольные, обделенные и обиженные. Во-вторых, сильнейшие князья в отношении слабейших часто допускали прямые обиды и насилия: братья, например, изгнали слабого Изяслава из Киева; дяди обидели своих племянников Святославичей. В-третьих, население, терпевшее от княжеских ссор, не хотело признавать княжеского старейшинства и не всегда повиновалось князьям: киевляне, например, изгнали от себя Изяслава, не пустили к себе Святославичей. Понятно, что при таких условиях правильное наследование столов стало невозможным и родовой порядок преемства власти должен был пасть.
rushist.com
Киевская Русь в период княжения сыновей Ярослава Мудрого – братьев Ярославичей
Перед смертью Ярослав Мудрый созвал своих сыновей и раздал им уделы. Старшему, Изяславу, Ярослав Владимирович оставил Новогород, Киев и великокняжеский престол. Остальные дети получили: Святослав – Чернигов, Всеволод – Ростов, Белоозеро и Суздаль, Вячеслав – Смоленск, а Игорь – Владимиро-Волынский. Детям Ярослав велел не ссориться, а Изяславу особо наказал: «Помогай обиженному, если братья между собой не поладят».
И началась новая эпоха в жизни государства…
Первые годы княжения Ярославичей
Поначалу братьям Ярославичам удавалось соблюдать наказ отца. Двое из них вскоре умерли, и уделы были перераспределены, но мирно, без споров. Остались править русскими землями Изяслав, Всеволод и Святослав. Из их совместных деяний можно отметить удачные военные походы, когда был присоединен к русскому государству ряд новых территорий, на которых проживали соседние племена. Второе важное дело, совершенное братьями, — переработка и дополнение «Русской правды». Новый свод законов, увидевший свет в период, когда великокняжеский стол занимал Изяслав, получил название «Правда Ярославичей». В документе содержался запрет на кровную месть, которую теперь полностью заменили штрафы. Много внимания в новой «Правде» было уделено защите имущества русичей, а также обеспечению личной безопасности жителей русского княжества.
В 1061 г. вместо усмиренных Ярославом печенегов пришел на Русь новый враг, не менее изощренный в битвах, храбрый и неутомимый — половцы. Они совершили опустошительный набег на Переяславль. В это же время случилась и первая усобица, которую вызвал внук Ярослава от сына Владимира, умершего еще при жизни Ярослава. Он самовольно захватил Тмутараканское княжество, выгнав Глеба, правившего там.
Однако в дело вмешались греки – им соседство столь воинственного князя показалось опасным. Как свидетельствуют летописи, греки отравили Ростислава – на этом первый военный конфликт родственников – Рюриковичей исчерпался.
Киевский мятеж и конец правления Изяслава
Половцы, вдохновленные легкой победой 1061 г., вновь совершили масштабное нападение на Русь в 1068 г. Полоцкий князь Всеслав, захватив Новгород, затем двинул войско на Ярославичей, которые в ответ на разграбление Новгорода перебили всех мужчин в городе Минске – одном из крупнейших городов Полоцкого княжества. Случилось крупное сражение, в результате которого Всеслав оказался в плену в Киеве.
Прошло всего несколько месяцев, и вот войско Ярославичей уже разбито наголову половцами. Князья бездействовали, не решаясь что-либо предпринять. Киевляне требовали выдать им оружие, чтобы можно было защищаться. В конце концов возмущенный народ поднял восстание, захватил княжеский дворец, освободил Всеслава и поставил его князем.
Через 7 месяцев правления Киевом, после кровопролитного сражения, Всеслав бежал в Полоцк, бросив киевлян. Киев сдался. Мятеж был жестоко подавлен Ярославичами.
Между сыновьями Ярослава Мудрого тоже начались конфликты. Святослав объединился с Всеволодом, оклеветав старшего брата. Они вместе выступили против Изяслава. Тот попытался привлечь на свою сторону поляков и немцев, но потерпел неудачу. В это время заявили о себе выросшие племянники Ярославичей, возжелавшие захватить великокняжеский престол. Изяслав погиб в битве с ними. Главой государства стал теперь его брат Всеволод.
Правление Всеволода Ярославича
Всеволод принял княжество в 1078 г. Он перераспределил уделы, и, конечно, это вызвало недовольство у тех, кто посчитал себя обделенным. В итоге один из сыновей Святослава, объединившись с половцами, попытался выступить против Всеволода. Но половцы перешли на сторону великого князя.
Сын Всеволода Владимир Мономах тем временем бился с мятежными вятичами, с племенами торков, пленял полоцких вождей. Однако единой политической линии в государстве не существовало, каждый из князей и князьков стоял сам за себя, междоусобицы продолжались. Ситуацию усугубил голод, начавшийся в 1092 г. В том году стояло очень засушливое лето, и урожай погиб.
Засуха, голод и пришедшие вслед за ним эпидемии очень ослабили Русь. Полыхали лесные пожары. Всеволод практически прекратил принимать участие в делах правления, впал в апатию и вскоре скончался.
Русь после Ярославичей
Сыновья Ярослава Мудрого пытались следовать заветам отца и жить без ссор, удовлетворившись теми уделами, которые им достались. Довольно долгое время им удавалось совместно править Киевской Русью. Добрую память в народе оставил их общий труд – «Правда Ярославичей».
Однако лествичное право наследования, принятое на Руси, не могло не привести к тому, что время от времени среди князей появлялись властолюбивые правители, стремившиеся к захвату центральной власти и полагавшие, что это будет абсолютно законно. Слишком много становилось претендентов на великокняжеский престол. Первые междоусобицы начали ослаблять государство, делая его уязвимым для нападений извне. В таких условиях трудно было решать внутренние проблемы княжества. Следовало упорядочить систему распределения власти и привести к какому-то единому знаменателю. Но до этого было еще очень далеко.
histerl.ru
ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 8
Параграф 8. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть
РУСЬ ПРИ НАСЛЕДНИКАХ ЯРОСЛАВА МУДРОГО. ВЛАДИМИР МОНОМАХ
Вопросы в тексте
1. Как Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства?
Владимир Мономах завоевал доверие и любовь всех сословий на Руси. Он создал новый свод законов, защищающий не только князя и его дружину, но и самый бедный класс населения. Теперь никто не мог превратить свободного человека в раба. Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей. Он был противником княжеских усобиц. За неповиновение он карал силой. Владимир вел успешные и быстрые завоевательные походы, зная, когда необходимо заключить мир, а когда воевать. Княжение Владимира Мономаха стало временем относительного единства Древнерусского государства.
2. Какие русские земли особенно сильно страдали от набегов кочевников?
В основном это были земли юга Руси – Переяславльское и даже Черниговское княжество.
3. Как, по вашему мнению, сказывались княжеские усобицы на безопасности границ Руси?
Естественно, внутренние противоречия и княжеская усобица не позволяла князьям сплотиться для защиты границ Руси. Поэтому южные земли страдали от набегов половцев. Одиночные походы отдельных князей были обречены на поражение.
4. Как изменилось управление Русским государством после смерти Ярослава Мудрого?
Ярослав Мудрый разделил между сыновьями Русскую землю: Изяславу — Киев и Новгород, Святославу — Чернигов и Муроме-Рязанскую землю, Всеволоду — Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Остальные сыновья получили меньшие наделы. Сложился очередной порядок престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский — второй брат. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства.
В 1097 году по настоянию Владимира Мономаха внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в Любече, где порешили, что отныне каждый из них будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца, но главенствующим будет по-прежнему Киевский престол.
5. Почему Владимир Мономах имел авторитет и поддержку всего народа?
Владимира Мономаха народ любил и уважал, потому что он первый, кто узаконил права самых бедных и не давал их в обиду. Уважали его также и бояре, и дружинники, и духовенство, и купечество, поскольку он умел понять их нужды, уберечь и защитить их интересы. Владимир обеспечил защиту Руси от половцев, поднял авторитет государства на международном уровне, укрепил княжескую власть, обеспечил порядок и согласие между удельными князьями. При правлении Владимира Мономаха Русь стала крупным государственным и культурным центром.
Вопросы к тексту параграфа
1. Какие важные события произошли на Руси в период совместного правления Ярославичей?
- 1068 — поражение Ярославичей от половцев, восстание в Киеве и бегство Изяслава в Польшу – престол занял Всеслав Полоцкий;
- 1069 — возвращение Изяслава в Киев с польским войском;
- 1073 — изгнание Изяслава братьями по подозрению в союзе с Всеславом, на престол садится Святослав;
- 1076 — смерть Святослава, возвращение Изяслава в Киев, Всеволод отдает престол;
- 1078 — смерть Изяслава в сражении против сына Святослава Олега и половцев, на престол садится Всеволод, продолжается война с Всеславом Полоцким.
2. Почему борьба с набегами половцев стала важнейшей задачей русских князей? Почему они не могли полностью оградить Русь от половецких набегов?
Половцы стали новой угрозой для южных рубежей Руси. Их орды совершали набеги, грабили, убивали и уводили в полон невольников, продавая их затем на невольничьих рынках. Кроме того, половцы играли важную роль в междоусобной войне русских князей, поддерживая то одних, то других, тем самым еще больше расшатывая разваливающееся государство. Именно из-за внутренних конфликтов на Руси и неспособности князей совместно противостоять внешней угрозой, Русь не могла полностью оградить себя от половецких набегов.
3. Какие решения принял Любечский съезд князей? Каково значение этого съезда?
Князья поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с врагом. Князья договорились также, что отныне каждый из них будет править самостоятельно на земле, доставшейся ему от отца. Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев, хотя и не устранил усобицы. Кроме того, съезд фактически признал состоявшимся фактом распад прежде единой Киевской Руси на «отчины» — родовые владения отдельных княжеских линий. Но Киев еще сохранял значение единой столицы, и великокняжеский престол по-прежнему оставался привлекательным для князей.
4. Назовите основные черты правления Владимира Мономаха.
Принципы правления Владимира Мономаха подробно описаны в его «Поучении», которое не мешало бы иметь на своем столе всем политикам:
- Единство. Владимир Мономах известен в первую очередь как «собиратель земель русских». Он избавил Русь от усобиц и при народной поддержке подчинил всех князей своей воле.
- Закон. Лишь Христианское учение, по мнению Мономаха, определяет закон, а ни в коем разе не княжеская сила и власть. Князь демонстрировал собственным примером, каким должен быть настоящий правитель, меняющий в случае надобности порядки, чтобы облегчить жизнь большинству граждан.
- Дело. Мономах надолго отбил охоту у половцев совершать набеги на русские земли. Он сумел объединить князей и предпринял ряд походов, которые увенчались успехом. Так что о военном деле Мономох, похоже, знал не понаслышке. Князь советует своим сыновьям не надеяться на воевод, а снаряжать войско самостоятельно. Время в походах не тратит на пиры и последующий беспробудный сон, а обдумывать план наступления. Самим снаряжать дозоры и проверять охрану в течение ночи, а также быть бдительными и никогда не снимать с себя оружие.
- Милосердие. Мономах просит не позволять сильным губить слабых, а при первой необходимости быть готовыми вступиться за вдов, сирот и убогих. Всякий встречный, по его мнению, достоин того, чтобы быть обласканным добрым словом. Милосердие, сострадание, христианский долг, которые Мономах ставил превыше княжеской силы.
- Вера. Духовность — вот основа нации, — в этом был уверен Мономах. Пока есть вера — есть русский человек. Любовь к ближнему и вера — то, без чего не может стоять Русь.
- Любовь. Большое внимание уделял Мономах и окружающим людям, при этом сам был образцом для подражания: в детстве – послушным ребенком, в юности – отважным воином, приветлив дома и почтителен к родителям.
- Знания. Мономах настойчиво рекомендует стремиться к знаниям, велит читать, а в качестве примера вспоминает своего отца Всеволода, который самостоятельно выучил 5 языков.
5. Как развивалось древнерусское законодательство от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха? Какое значение имел «Устав Владимира Всеволодовича»?
«Правда Ярослава» | «Правда Ярославичей» | «Устав Владимира Мономаха» |
Ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников | Штраф (вира), запрет кровной мести | Штраф (вира) |
Защита собственности князя и его земельных владений | ||
Увеличение размеров штрафов за судебные функции | Введение письменного судопроизводства | |
Выделение новых категорий зависимого населения (закупы) | Уточнение положения закупа |
«Устав Владимира Мономаха» стал заключительной частью Русской Правды. Закон значительно облегчал положение должников, запрещал превращать свободных людей в рабов.
Работаем с картой
1. Найдите на карте Киевскую, Черниговскую, Переяславскую, Тмутараканскую земли; половецкую степь.
Рассмотрим карту в атласе на странице 14.
- Киевская земля — территория вокруг города Киева, раскрашенная в зелёный цвет. Эти земли отошли Изяславу Ярославовичу.
- Черниговская земля — территория вокруг города Чернигова, раскрашенная в желтый цвет. Эти земли отошли Святославу Ярославовичу.
- Переяславская земля — территория вокруг города Переяславля, раскрашенная в оранжевый цвет. Эти земли отошли Всеволоду Ярославовичу.
- Тмутараканская земля — территория вокруг города Тмутаракань, раскрашенная в красный цвет. Эти земли отошли Святославу Ярославовичу.
- Половецкая степь — территория к югу от русских земель, раскрашенная в песочный цвет.
2. Покажите на карте место первого крупного столкновения русских и половецких войск.
Первое крупное столкновение русских и половецких войск произошло на реке Альте (Переяславльские земли) в 1068 году. Несмотря на то, что против половцев выступили объединённые войска Изяслава Ярославовича, Святослава Ярославовича и Всеволода Ярославовича, русские войны потерпели в этом бою поражение.
Изучаем документ
1. Каким образом «Устав…» ограничивал распространение холопства?
За счет введения судопроизводства любой мог обратиться к судьям или князю с жалобой и получить законное решение. За это человека нельзя было делать холопом.
2. Объясните своими словами понятие «ссуда». В каком виде могли получать ссуду?
Ссуда – это передача чего-либо (имущества, денег, продуктов, земли и т.д.) в долг. Она должна быть оплачена или возвращена. Получить ссуду могли даже хлебом, за что потом необходимо было отработать или вернуть полученное.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Подготовьте доклад (не более 150 слов) по теме «Мономах — история имени».
Считается, что Владимира Всеволодовича прозвали Мономахом по роду его матери. Летопись называет жену Всеволода «греческая царица», «мономахиня», «грекиня», но не называет её имени и происхождения. О ней и её браке не упоминается и в византийских источниках. Бесспорно, к роду Мономахов она принадлежала, так как это прозвание унаследовал её сын, а также поскольку именно представитель рода Мономахов правил Византией в год её брака.
Точно не известно, кто был её родителями. Указывается, что император Константин IX Мономах был её родственником, возможно, отцом, т.к. его семья была вообще крайне малочисленна. Константин являлся единственным представителем рода Мономахов на византийском престоле. Истории точно не известно происхождение Мономахов (родовое прозвание происходит от греческого слова, обозначающего «единоборца»). Представители этого рода в Византии известны с конца X века, из него вышло несколько знаменитых военачальников.
2. Сравните вооружение русских и половецких дружин (по материалам учебника и Интернета).
Русские дружинники: копье легкое, щит в виде капли или круглый щит, кольчуга, шлем в виде колокола, легкое копье/одноручный меч/топор/лук/кинжалы/дротики/булава/шестопер/кистень.
Половцы: шлем с личиной, копья/мечи одноручные/сабли/луки/дротики/кинжалы/арканы/ тяжелые самострелы, щиты круглые, панцири
3. Составьте в тетради генеалогическое древо князей, упомянутых в тексте этого и предыдущих параграфов.
Возможные вопросы на уроке
1. Какой новый свод законов придумали Ярославичи?
В 1072 году сыновья Ярослава Мудрого создали новый свод законов «Правда Ярославичей». Законы предусматривали наказание за покушение на княжескую собственность и на жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством.
2. Какая новая угроза пришла на Русь?
С востока, из-за Волги в степи Северного Причерноморья вторглись воинственные племена половцев. Вытеснив печенегов, они заняли земли между Доном и Дунаем.
3. Работая с п.2 параграфа 8 учебника, заполните таблицу
Сыновья Ярослава Мудрого | Удел | Годы пребывания на киевском престоле | Основные события |
Изяслав | Киев | 1054-1068,1068-1073,1076-1078 |
|
Святослав | Чернигов | 1073-1076 | |
Всеволод | Переяславль | 1078-1093 |
4. Почему на юге нашей страны обострилась ситуация после смерти Ярослава Мудрого?
С востока, из-за Волги в степи Северного Причерноморья вторглись воинственные племена половцев. Вытеснив печенегов, они заняли земли между Доном и Дунаем.
5. Как вели себя половцы?
Половцы вели грабительские войны. Основа половецкого войска – легкая кавалерия и конные лучники. Они совершали стремительные набеги, грабя, убивая, сжигая поселения и уводя пленников, которых потом продавали на невольничьих рынках Востока.
6. Почему киевляне подняли восстание в 1068 г.?
После поражения от половцев в битве на реке Альте и возвращения в Киев Изяслав не послушался решения вече, которое постановило продолжать войну с половцами и освободить из заточения Всеслава Полоцкого, который считался хорошим полководцем. Киевляне потребовали у Изяслава оружие и коней, чтобы вновь сразиться с половцами. Но князь не решился дать народу оружие.
7. Как сложилась судьба князя Изяслава?
После восстания в Киеве в 1968 году Изяслав с сыном Мстиславом бежал в Польшу. Там он получил поддержку польского короля. В 1069 году польское войско с Мстиславом Изяславичем во главе двинулось к Киеву. Всеслав Полоцкий, не имевший большой дружины, даже не пытался бороться с регулярными войсками поляков. Он бросил Киев и бежал в родной Полоцк. В Киев вошел Мстислав и учинил жестокую расправу с населением города. Изяслав опять сел на престол Киева.
Но в 1073 году непопулярный князь был вновь изгнан киевлянами, выступившими на сей раз в союзе с братьями Изяслава Святославом и Всеволодом. Святослав обвинил Изяслава в союзе с Всеславом Полоцким против Ярославичей. Изяслав опять бежал на Запад. В Польше князя-беглеца ограбили, и только заступничество Папы вернуло ему княжеские драгоценности. После смерти взошедшего на Киевский престол Святослава Изяслав опять вернулся в Киев. Всеволод отдал престол Изяславу.
В 1078 году Олег и Роман Святославичи двинулись на Русь из Тьмутаракани, чтобы мечом добыть свои удельные города. Против них выступили старшие князья – Изяслав и Всеволод. В страшной битве на Нежатиной Ниве около Чернигова погиб князь Изяслав.
8. Как повел себя второй сын Ярослава Мудрого — черниговский князь Святослав?
Святослав обвинил Изяслава в союзе с Всеславом Полоцким против Ярославичей и при поддержке киевлян изгнал Изяслава, а сам сел на киевский престол в 1073 году. Однако в 1076 году Святослав внезапно умирает.
9. Как борьба Изяслава и Святослава отразилась на общей обстановке в стране?
Усобная борьба братьев в очередной раз поставила на грань распада Древнерусское государство, а также ослабила внешние границы, открыв их для набегов половцев.
10. Какие последствия имела борьба Изяслава и Святослава?
Когда умер Святослав Ярославич, оставивший пятерых сыновей, возник вопрос: считать его законным великим князем киевским или узурпатором, захватившим киевский стол при жизни старшего брата Изяслава? От решения этого вопроса зависели и судьбы сыновей Святослава, потому что в Древней Руси существовал очень жестокий обычай. Людей, в чем-либо провинившихся, «изгоняли из жизни», то есть лишали их права заниматься кормившим их семью делом. То есть, если будет решено, что Святослав занимал Киевский престол незаконно, то его дети потеряют право на княжение и станут изгоями. В соответствии с этим принципом князь, осиротевший раньше, чем его отец смог занять великий стол, навечно лишался всех прав владения наследством предков. Следовательно, для сыновей Святослава в сложившейся ситуации выбор был очень жесток: они либо получали право занять в свою очередь великое киевское княжение, либо превращались в князей-изгоев. Что в итоге стало одной из причин длительной и разорительной усобной войны между сыновьями Святослава и старшими князьями.
11. Кто стал киевским князем в 1078 г.?
В 1078 году после гибели Изяслава киевским князем стал Всеволод Ярославич.
12. Кому и как был передан киевский престол в 1093 г.?
После смерти Всеволода Ярославича киевский престол по праву старшинства занял сын Изяслава Святополк. Сын Всеволода Владимир Мономах без борьбы уступил Киев двоюродному брату Святополку, поскольку Изяслав был старшим братом и его сын имел преимущество перед сыновьями младших братьев.
13. Какие последствия имела вражда между князьями?
Усобная борьба положила начало раздроблению Руси.
14. Каковы основные причины княжеских усобиц?
- Сложность очередного порядка престолонаследия;
- Рост могущества каждого отдельного княжества;
- Личные амбиции князей.
15. Можно ли было избежать усобиц в изучаемый период?
Слишком сложная система очередности престолонаследия, а также традиция ставить своих детей на княжение в регионах просто не могла привести к разногласиям между поколениями князей.
16. С какой целью собрались князья в Любече?
В 1097 году князья собрались на Любечский съезд, чтобы заключить между собой мир и установить правила княжения и решения общих вопросов.
17. Какое они приняли решение?
Князья поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с врагом. Князья договорились также, что отныне каждый из них будет править самостоятельно на земле, доставшейся ему от отца. Установление этого принципа закрепляло уже начавшееся разделение Руси на отдельные княжества.
18. Какими городами владели Владимир, Давыд, Олег, Ярослав?
- Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
- Владимиру Мономаху — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
- Давыду, Олегу и Ярославу Святославичам — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
- Давыду Игоревичу — Владимир-Волынский с Луцком;
- Васильку Ростиславичу — Теребовль, Червень, Перемышль.
19. Как вы думаете, какие положительные последствия имел съезд в Любече?
Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев, хотя и не устранил усобицы. Кроме того, съезд фактически признал состоявшимся фактом распад прежде единой Киевской Руси на «отчины» — родовые владения отдельных княжеских линий. На мой взгляд, это решение трудно считать положительным. Но Киев еще сохранял значение единой столицы, и великокняжеский престол по-прежнему оставался привлекательным для князей.
20. Работая с п.4 параграфа 8 проследите путь князя Владимира Мономаха к власти.
С 13 лет Владимир Мономах стал править Ростово-Суздальской землей. В 14 лет он в составе войска Ярославовичей принял участие в походе против полоцкого князя. Однако он не одобрял братской междоусобицы. Затем Владимир получил в княжение Смоленск. Он проявил себя умным, справедливым и жестким правителем. Долгие годы Владимир правил в Переяславле. Именно здесь он прославился как защитник земель русских от разорительных набегов половцев.
Поскольку владения князя Владимира Мономаха граничили с половецкой степью, он стал вдохновителем общерусской борьбы с половецкой угрозой. В 1111 году против половцев был организован грандиозный военный поход, который привел к поражению половецкого войска и временному затишью на южных рубежах Руси. В 1113 году умирает Святополк. В Киеве его не любили, и после его смерти толпа начала погромы дворов приближенных покойного князя. Опасаясь развития беспорядков, киевская знать отправила гонцов к Владимиру Мономаху с приглашением на престол «отца и деда».
21. Каково было происхождение Владимира Мономаха?
Князь Владимир был сыном Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по роду матери, которая предположительно была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.
22. Какие положительные черты Мономаха выделяли историки?
Многие историки считали Владимира Мономаха умным, добрым человеком, мудрым и справедливым политиком. В.Н.Татищев называл Мономаха «благоверным великим князем с добродетельным нравом, он был не горд… в правосудии законы хранил, и хотя виновных наказывал, но более с уменьшением и прощением». Н.Г.Устрялов отмечал: «Мономах возвышался над всеми современными князьями дальновидной политикой, твердостью, мужеством, народ привык видеть в нем главу Руси».
23. Какие отрицательные черты они отмечают у этого политического деятеля?
Б.А.Рыбаков отмечал, что Владимир Мономах — это, прежде всего, живой человек, который был честолюбив и не гнушался никакими средствами для достижения цели. Н.И. Костомаров подчеркивал, что в поступках князя проглядывали пороки времени, воспитания и среды, в которой он жил. Таково, например, убийство двух половецких князей Итлара и Китана, которые прибыли в Переяславль с намерением нарушить мир с Владимиром. Завещая сыновьям умеренность в войне и человеколюбие, сам Мономах сознавался, что при взятии Минска, с целью наказать князя Глеба Минского за союз с половцами, не оставлено было в живых «ни челядина, ни скотины». Наконец, он хотя и радел о Русской земле, но и себя не забывал: наказывая князей действительно виноватых, отбирал их уделы и отдавал своим сыновьям.
24. Как вы воспринимаете личность Владимира Мономаха?
Я считаю, что несмотря на отрицательные черты, на которые указывают историки, Владимир Мономах был незаурядной личностью. Об историческом следе, оставленном правителем, судят прежде всего по его делам во благо государства, а в этом отношении Владимир проявил себя мудрым и дальновидным политиком, справедливым, хотя и жестким правителем.
history-gdz.ru
Княжеские усобицы. Курс русской истории (Лекции I-XXXII)
Княжеские усобицы
Князья своими владельческими отношениями сообщали усиленное действие этому неблагоприятному условию. Очередной порядок княжеского владения сопровождался крайне бедственными следствиями для народного хозяйства. В постоянных своих усобицах князья мало думали о земельных приобретениях, о территориальном расширении своих областей, в которых они являлись временными владельцами; но, тяготясь малонаселённостью своих частных имений, они старались заселить их искусственно. Лучшим средством для этого был полон. Поэтому их общей военной привычкой было, вторгнувшись во враждебную страну, разорить её и набрать как можно больше пленных. Пленники по тогдашнему русскому праву обращались в рабство и селились на частных землях князя и его дружины, с которой князь делился своей добычей. Ослепленный князь Василько в горе своём вспоминал, как некогда он имел намерение захватить болгар дунайских и посадить их в своём Теребовльском княжестве. Поговорка, ходившая о князе конца XII в. Романе волынском («худым живеши, литвою ореши»), показывает, что он сажал литовских пленников на свои княжеские земли как крепостных или обязанных работников. Эти колонизаторские заботы насчёт иноземных соседей были неудобны только тем, что вызывали и с противной стороны соответственную отместку. Гораздо хуже было то, что подобные приёмы войны князья во время усобиц применяли и к своим. Первым делом их было, вступив в княжество соперника-родича, пожечь его села и забрать или истребить его «жизнь», т.е. его хозяйственные запасы, хлеб, скот, челядь. Владимир Мономах был самый добрый и умный из Ярославичей XI—XII вв., но и он не чужд был этого хищничества. В своём Поучении детям он рассказывает, как, напавши раз врасплох на Минск, он не оставил там «ничелядина, ни скотины». В другой раз сын его Ярополк (1116 г.) захватил Друцк в том же Минском княжестве и всех жителей этого города перевёл в свою Переяславскую волость, построивши для них новый город при впадении Суды в Днепр. Летописец XII в., рассказывая об удачном вторжении князя в чужую волость, иногда заканчивает рассказ замечанием, что победители воротились, «ополонившись челядью и скотом». Обращали в рабство и пленных соотечественников: после неудачного нападения рати Андрея Боголюбского на Новгород в 1169 г. там продавали пленных суздальцев по 2 ногаты за человека. Так же поступали с пленною Русью половцы, которых князья русские в своих усобицах не стыдились наводить на Русскую землю. Превратившись в хищническую борьбу за рабочие руки, сопровождавшуюся уменьшением свободного населения, княжеские усобицы ещё более увеличивали тяжесть положения низших классов, и без того приниженных аристократическим законодательством XI—XII вв.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Первые киевские князья (IX — Середина X в.)
Объединение Новгорода и Киева
С 862г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен памятник «Тысячелетие России», скульптор М. О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрисландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев — Синеус — на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), другой — Трувор — в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки считают имена «братьев» искажением древнешведских слов: «синеус» — «со своими родами», «трувор» — верная дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.
После смерти в 879г. Рюрика, не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в исторической литературе называть династию киевских князей «Рюриковичами», а Киевскую Русь — «державой Рюриковичей»), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879—912).
Объединение Киева и Новгорода
Договор Руси с греками. В 882г. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.
Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. Так, еще в 860 г. Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию. Еще большую известность получил договор Руси и Византии, заключенный Олегом.
В 907 и 911 гг. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, «надвое харатьи», т. е. в двух экземплярах — на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления «Русской Правды» складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси).
Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу Рез оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.
При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.
Князь Игорь. Восстание древлян
После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912—945). В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, — восстание древлян в 945г. Сбор дани в древлянских землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом, чье обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. Дружинники Игоря заявили: «Отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам».
Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.
Уроки и погосты
После смерти Игоря его жена Ольга (945—957) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, по летописи, около 5 тыс. человек.
Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани. Наряду со становищами (местами, где был кров, хранились необходимые запасы продовольствия, и останавливалась княжеская дружина во время сбора дани) появились погосты — видимо, укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.
В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно — древлян.
Походы Святослава
Одни историки считают Святослава (957—972) — сына Ольги и Игоря талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне.
Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения.
Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай, в город Переяславец, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных стран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.
По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у Днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. (В 30-е гг. XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены стальные мечи, которые, как предполагают, принадлежали Святославу и его дружинникам.)
histerl.ru