Бодэ Андрей Борисович. Бодэ деревянное зодчество


Бодэ Андрей Борисович Ведущий научный сотрудник, заведующий Сектором народного деревянного зодчества, кандидат архитектуры, советник РААСН

Ведущий научный сотрудник, заведующий Сектором деревянного зодчества, кандидат архитектуры, советник РААСН.

Родился в Москве в 1967 г. Окончил Московский архитектурный институт. Работал в градостроительной сфере. В 2001 г. поступил на работу в НИИТИАГ. В 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Характерные особенности деревянного культового зодчества Поонежья XVII – XIX вв.».

По совместительству работает архитектором-реставратором в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских.

Область научных и творческих интересов – деревянное зодчество Русского Севера, местные традиции, архитектурное формообразование, реставрация памятников архитектуры.

Список трудов
  1. Бодэ А.Б. Поэзия Русского Севера. Иллюстрированный обзор существующих памятников деревянного культового зодчества. М., 2002. 216 с.
  2. Бодэ А.Б. Традиции в архитектуре современных деревянных церквей // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. М., 2004. С. 845-860.
  3. Бондаренко И.А., Бодэ А.Б. Новое о деревянном зодчестве Русского Севера // Академия №1, 2005. М., 2005 С. 40.
  4. Бодэ А.Б. Древние новгородские традиции в деревянном культовом зодчестве северо-западных областей России XVI – XVIII вв. // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 6. «Переломы эпох». М., 2005. С. 68-89.
  5. Бодэ А.Б. Поонежские кубоватые церкви. Местное своеобразие и общерусские традиции // Архитектурное наследство. Вып. 46. М., 2005. С.123-136.
  6. Бодэ А.Б. Деревянное зодчество Русского Севера. Архитектурная сокровищница Поонежья. М., 2005. 208 с.
  7. Бодэ А.Б. Древний Новгород и Москва. О возможности взаимодействия традиций в деревянном зодчестве // Межкультурные взаимодействия в полиэтническом пространстве пограничного региона. Материалы международной конференции. Петрозаводск, 2005. С. 244-249.
  8. Бодэ А.Б. К вопросу о существовании школ в традиционном деревянном зодчестве Русского Севера // Архитектурная наука и образование. Тезисы докладов. М., 2005. С. 182-183.
  9. Бодэ А.Б. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII вв. // Градостроительное искусство. Вып. 1. М., 2006. С. 96-103. Также http://www.opentextnn.ru/space/cult/?id=4252
  10. Бодэ А.Б. Поонежские покрытые бочкой храмы // Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения, использования. Каргополь, 2006. С. 196-203.
  11. М.И. Мильчик, А.Б. Бодэ. Каргопольская крепость 1664 – 1665 гг. Опыт реконструкции // Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения, использования. Каргополь, 2006. С. 26-40.
  12. Бодэ А.Б. К вопросу об истоках местных традиций в деревянном зодчестве Русского Севера // Региональное многообразие архитектуры России. Научный сборник. Казань, 2007. С. 71-78.
  13. Бодэ А.Б. Черты местного своеобразия в архитектуре деревянных колоколен Поонежья XVII – XIX вв. // Архитектурное наследство. Вып. 47. М., 2007. С. 118-124.
  14. Бодэ А.Б. Памятники и ансамбли нижней Онеги. Былое величие // Народное зодчество. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 2007. С. 421-430.
  15. Бодэ А.Б. Малоизвестные памятники Каргопольского района // «Рябининские чтения – 2007». Петрозаводск, 2007. С.140-143.
  16. М.И. Мильчик, А.Б. Бодэ. Каргопольская крепость. Этапы строительной истории // Архитектурное наследство. Вып. 49. М., 2008. С. 60-76.
  17. Бодэ А.Б. Мотивы каменного зодчества Москвы в архитектуре деревянных культовых построек Поонежья // Архитектура. Искусство. Археология: Проблемы изучения и сохранения культурного наследия. Материалы I Международной научно-практической конференции. Тезисы докладов. Ростов-на-Дону, 2008. С. 18-20.
  18. Бодэ А.Б. Региональные традиции в деревянном зодчестве Русского Севера. Изучение, воссоздание архитектурно-художественного образа, новое строительство // Инновационные предложения РААСН. М., 2008. С. 29.
  19. Бодэ А.Б. Ильинская церковь Ильинско-Водлозерского погоста в контексте развития храмостроительных традиций Русского Севера // Ильинский погост: история, архитектура, эстетика, этнография. Петрозаводск, 2009. С. 38-51.
  20. Бодэ А.Б. Архитектурное решение Преображенской церкви в Кижах. Соединение региональных традиций // Ученые записки Петрозаводского государственного университета №9 (103). Петрозаводск, 2009. С. 7-12.
  21. Бодэ А.Б., Завернихин В.В. К вопросу создания в г. Городце Нижегородской области «Александро-Невского архитектурно-этнографического историко-мемориального туристического комплекса «Княжий город» («Малый Китеж») // Городецкие чтения. Вып. 6. Городец, 2009. С. 158-165.
  22. Бодэ А.Б. Храмовое зодчество Кенозерского края // Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка Кенозерский. М., 2009. С. 66-73.
  23. Бодэ А.Б. Об особенностях зодчества Каргополя. Синтез эпох // Уездные города России: Историко-культурные процессы и современные тенденции. Материалы Х Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2009. С. 184-191.
  24. Bode A. Regarding Sources of Architectural Concept of Preobrazhenskaya Church of Kizhskiy Churchyard // Wooden Architecture in Karelia II: Wooden Architecture as Phenomenon of National Culture. Edizioni Firenzi, 2009. Р. 154-159. (К вопросу об истоках архитектурного решения Преображенской церкви Кижского погоста) — на анг. яз.
  25. Bode A. Yuriegorskaya Cloisture: Losses and Reconstruction Projects // Wooden Architecture in Karelia II: Wooden Architecture as Phenomenon of National Culture. Edizioni Firenzi, 2009. Р. 278-283. (Юрьегорская обитель: утраты и проекты воссозданий) — на анг. яз.
  26. Бодэ А.Б. Деревянные церкви с каскадными покрытиями. Архитектурные решения, ареалы, аналогии // Архитектурное наследство. Вып. 52. М., 2010. С. 98-114.
  27. Бодэ А.Б. К вопросу о чертах сходства в деревянном зодчестве Скандинавии и северо-запада России // Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия. М.-СПб., 2010. С. 98-114.
  28. Бодэ А.Б. Крещатые прямоскатные покрытия деревянных церквей как один из отголосков традиций древнего Новгорода // Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия. М.-СПб., 2010. С. 110-131.
  29. Бодэ А.Б. Троицкая церковь на Юрьевой горе. Реконструкция архитектурного облика // Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия. М.-СПб., 2010. С. 186-200.
  30. Бодэ А.Б. Опыт воссоздания застройки исторических поселений на примере деревень Пильмасозеро, Гостьнаволок, Юрьева гора (Карелия, Архангельская область) // Культура дерева – дерево в культуре. Тезисы международной научно-практической конференции 24-28 сентября 2010 г. Москва – Ростов Великий. М., 2010. С. 80-82.
  31. Бодэ А.Б. «Верх клинчатой». Одна из особенностей деревянных церквей Русского Севера // Архитектурное наследство. Вып. 53. М., 2010. С. 54-63.
  32. Бодэ А.Б. «Восьмерик на четверике». Местные особенности и аналогии с каменным зодчеством // Традиционная культура Русского Севера: истоки и современность. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию музея «Малые Корелы». Архангельск, 2010. С. 116-122.
  33. Бодэ А.Б. Отголоски древнейших традиций в архитектуре деревянных храмов Русского Севера. Подходы к исследованию // Жилищное строительство. 2010 №10. С. 25-27.
  34. Бодэ А.Б. Деревянные шатровые храмы. Архитектура, локальные традиции, происхождение // Вестник МГСУ 2010 №4. Т.5. С. 24-30.
  35. Бодэ А.Б. Деревянные храмы с каскадными покрытиями как отголосок архитектурных традиций Новгородской земли // Вестник МГСУ 2011 №1. Т.2. С. 52-57.
  36. Бодэ А.Б. Сможем ли сохранить? // Вельская неделя № 17 (183) от 28.04.2011. С. 14.
  37. Бодэ А.Б. Рецензия на книгу В.П. Орфинского и И.Е. Гришиной Традиционный карельский дом // Академия № 2, 2011. С. 112-113.
  38. Бодэ А.Б. Деревянные церкви с шатровым на крещатой бочке завершением как переработка архитектурных традиций Московской Руси // Академия № 2, 2011. С. 52-57.
  39. Бодэ А.Б. К вопросу о формообразовании в традиционном деревянном зодчестве // Архитектурное формообразование и геометрия. М., 2011. С. 23-38.
  40. Бодэ А.Б. Северорусские деревянные церкви с кубоватыми покрытиями. Архитектура. Ареалы. Происхождение // Известия КГАСУ №2 (16). С. 7-15.
  41. Бодэ А.Б. Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие. М., 2011.
  42. Бодэ А.Б. Кубоватые храмы Онеги // Культура Поонежья X – XXI веков: Общерусские черты и региональные особенности. Материалы XI каргопольской научной конференции. Каргополь, 2011. С. 311-322.
  43. Бодэ А.Б. Древние новгородские и московские традиции в деревянном культовом зодчестве Севера XVI – XVIII вв. // Фундаментальные исследования РААСН по научному обеспечению, развитию архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2010 году. Научные труды РААСН. М. – Орел, 2011. С. 149 – 153.
  44. Бодэ А.Б. Храмовый комплекс в селе Ворзогоры. Утраты и воссоздания // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. Архангельск – Москва, 2011. С. 238-241.
  45. Бодэ А.Б. Сохраним жемчужину Каргополья. Газета «Каргополье» 27.08.2011.
  46. Бодэ А.Б. Новое строительство в исторических поселениях на отдельных примерах некоторых европейских стран // Современная архитектура мира. Вып. 1. М.-СПб., 2011. С. 337-344.
  47. Бодэ А.Б. Сретено-Михайловская церковь в бывшей деревне Красная Ляга. Новые материалы по истории и архитектуре // Архитектурное наследство. Вып. 55. 2011. С. 69-78.
  48. Бодэ А.Б., Дионисьева Г.Е. Историко-архитектурные обследования Сретено-Михайловской церкви в урочище Красная Ляга Каргопольского района Архангельской области // Вестник РГНФ 2011, № 3 (64). С. 159-169.
  49. Бодэ А.Б. Казанская церковь в селе Сурушино Тверской области. Утрата памятника // Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия. Выпуск 2. М.-СПб., 2011. С. 244-256.
  50. Бодэ А.Б. Сопоставление архитектуры деревянных церквей Скандинавии и северо-западных областей России // Академия №4 2011. С. 47-54.
  51. Бодэ А.Б. Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге. Брошюра. Научно-популярное издание. М., 2012. 16 с., ил.
  52. Бодэ А.Б. Введение, статьи, заключение общим объемом 3,0 а.л., составление и общая редактура  // Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции. М., 2012.
  53. Бодэ А.Б. В окрестностях Каргополя // Каргополь. М., 2012. С. 50-64.
  54. Бодэ А.Б. К 100-летию со дня рождения А. В. Ополовникова // Академия № 2 2012. С. 10-13.
  55. Бодэ А.Б. Деревянные часовни Водлозерского края. Исследование и опыт реставрации // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 5. М. – СПб., 2012. С. 113-118.
  56. Бодэ А.Б., Терентьева А.А. Благовещенская церковь в деревне Пустынька. История, архитектура, характерные особенности // Архитектурное наследство. Вып. 57. М., 2012. С. 101-114.
  57. Бодэ А.Б. Деревянные поонежские храмы XVII века. История, архитектура, современное состояние // XVII век в истории и культуре Русского Севера. Материалы XII Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2012. С. 77-84.
  58. Бодэ А.Б. К вопросу о формообразовании в деревянном культовом зодчестве. Следование образцам и творческая свобода // Архитектурно-градостроительный процесс: Регламентация и свобода. М., 2013. С. 215-226.
  59. Бодэ А.Б. Народное и профессиональное в традиционном деревянном зодчестве // Фундаментальные исследования РААСН по научному обеспечению  развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2012 году. Сборник научных трудов. Волгоград, 2013. С. 180-183.
  60. Бодэ А.Б. Деревянные храмы среднего Поважья. Строительная история, архитектура, традиции // Фундаментальные исследования РААСН по научному обеспечению  развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2012 году. Сборник научных трудов. Волгоград, 2013. С. 113-115.
  61. Бодэ А.Б., Носкова А.Г. Часовни Водлозерского края. Брошюра. Научно-популярное издание. М., 2013. 24 с., ил.
  62. Бодэ А.Б. Деревянные церкви в окрестностях Вельска // Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия. Выпуск 3. СПб.-М., 2013. С. 239-259.
  63. Бодэ А.Б. Последняя русская звонница на столбах и ее аналоги  // Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия. Выпуск 3. СПб.-М., 2013. С. 270-279.
  64. Бодэ А.Б. Троицкая церковь 1796 года в деревне Юрьева Гора: архитектура и связь с традициями // Святые и святыни Обонежья. Материалы Всероссийской научной конференции «Водлозерские чтения 2013». Петрозаводск, 2013. С. 32-39.
  65. Бодэ А.Б. К вопросу о методике реставрации памятников деревянного зодчества // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 6. М.-СПб., 2013. С. 309-326.
  66. Бодэ А.Б. Древние новгородские влияния в деревянном зодчестве северо-западных областей XVI – XVIII веков // ACADEMIA. №1 2014. С. 50-54.
  67. А.Б. Бодэ. Архитектура и характерные особенности деревянных часовен Водлозерья // Архитектурное наследство. Вып. 60. М.-СПб., 2014. С. 108-121.
  68. Бодэ А.Б. Сохраним Красную Лягу // Газета «Каргополье» 30.07.2014
  69. Фролова А.Г., Бодэ А.Б. Проект реставрации уникального памятника деревянного зодчества ХVII века в селе Заостровье (деревня Рикасово). К проблеме сохранения подлинности // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 7. М.-СПб., 2014. С. 150-158.
  70. Бодэ А.Б. Реставрация часовни Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Колгостров // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 7. М.-СПб., 2014. С. 162-167.
  71. Бодэ А.Б. особенности деревянных храмов северо-западных областей России как отголоски архитектурных традиций древнего Новгорода // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Выпуск 5. Новгород, 2014. С. 185-194.
  72. Бодэ А.Б. Фронтонные пояса в архитектуре деревянных церквей XVII – XVIII веков // Ученые записки Петрозаводского государственного университета № 2 (147). Петрозаводск, 2015. С. 60-65.
  73. Бодэ А.Б. Реставрация Никольской часовни на острове Рагуново (Водлозеро) // Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия. Выпуск 4. СПб.-М., 2015. С. 242-255.
  74. Бодэ А.Б. Крестьянский дом в деревне Высоково // Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия. Выпуск 4. СПб.-М., 2015. С. 293-300.
  75. Бодэ А.Б. Реставрация часовен Водлозерья. Вопросы методики // Фундаментальные исследования РААСН по научному обеспечению архитектуры, градостроительства и строительной отрасли в Российской Федерации в 2014 году. М.-Курск, 2015. С. 12-18.
  76. Бодэ А.Б. Опыт реставрации памятников деревянного зодчества на примере Пудожского района Карелии // ACADEMIA. №1 2016. С. 17-21.
  77. Бодэ А.Б., Зинина О.А., Воеводин И.В. Из истории народного зодчества. Простейшие крестьянские постройки Водлозерья // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 8. М.-СПб., 2016. С. 191-198.
  78. Бодэ А.Б. Деревянная конюшня и амбар в Троицком скиту на острове Анзер // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 8. М.-СПб., 2016. С. 239-248.
  79. Бодэ А.Б., Зинина О.А. Дом Меховых – памятник древнего Углича // Углече поле. Историко-краеведческий журнал. 2016. С. 18-25.
  80. Бодэ А.Б., Воеводин И.В., Тодорова З.А. Традиционный водлозёрский дом: из истории народного жилища // ACADEMIA №2 2017. С. 5-11.

www.niitiag.ru

Диссертация на тему «Характерные особенности деревянного культового зодчества Поонежья XVII - XIX веков» автореферат по специальности ВАК 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца X1. - начала XV в. Т. 2. М., 1958. 727 с.

2. Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М., 1979. 190 с.

3. Атлас Архангельской епархии. Архангельск, 1890. 96 с.

4. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX в. Этнографические очерки. JL, 1983. 283 с.

5. Богословский М.М. Земское самоуправление на русском Севере в XVII в. Т. 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления. М., 1909. 321 с.

6. Бодэ А.Б. Поэзия Русского Севера. Иллюстрированный обзор существующих памятников деревянного культового зодчества. М., 2002. 216 с.

7. Бодэ А.Б. Древние новгородские традиции в деревянном культовом зодчестве северо-западных областей России XVI — XVIII вв. // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 6. «Переломы эпох». М., 2005. С. 60-77.

8. Бодэ А.Б. Поонежские кубоватые церкви. Местное своеобразие и общерусские традиции // Архитектурное наследство. Вып. 46. М., 2005. С. 46-58.

9. Бодэ А.Б. Традиции в архитектуре современных деревянных церквей // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. М., 2004. С. 845-860.

10. Брайцева О.И. Сольвычегодск конца XVII в. // Архитектурное наследство. Вып. 24. М., 1976. С. 76-82.

11. Бусева-Давыдова И.Л. К интерпретации идейного замысла Коломенского дворца // Архитектура мира. Вып. 2. М., 1993. С. 28-30.

12. Варфоломеев Ю.А., Шаповалова Л.Г. Обеспечение долговечности памятников деревянного зодчества при эксплуатации // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Российского Севера. Межвуз. сб. Петрозаводск, 1991. С. 150-155.

13. Вахрамеев Е.В. Исследования Успенского собора в г. Кеми и некоторые вопросы его реставрации // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей. Межвуз. сб. Петрозаводск, 1986. С. 117-126.

14. Вахрамеева Т.И. Реконструкция Ильинской церкви в деревне Задняя Дуброва // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей. Межвуз. сб. Петрозаводск, 1985. С. 65-74.

15. Витов М.В. Антропологические данные как источник по истории колонизации русского Севера. М., 1997. 197 с.

16. Витов М.В. Этнография русского Севера. М., 1997. 194 с.

17. Власова И.В. Этническая история и формирование населения Русского Севера // Русский Север. Этническая история и народная культура XII — XX вв. М., 2001. С. 16-36.

18. Гемп К.П. Каргополь. Архангельск, 1968. 95 с.

19. Гнедовский Б.В. Русский Север. М., 1972. 241 с.

20. Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Вокруг Архангельска. М., 1978. 183 с.

21. Грабарь И.Э. История русского искусства. Т. 1. Деревянное зодчество. М., 1910. С. 331-508.

22. Гунн Г.П. Каргопольский озерный край. М., 1984. 184 с.

23. Гунн Г.П. Каргополье Онега. М., 1989. 168 с.

24. Даль Л.В. Древние деревянные церкви в России // Зодчий. № 6 1875. С. 7879.

25. Дмитриева З.В., Мильчик М.И. Графические и текстовые источники по истории деревянного церковного зодчества Белозёрья XVI — XVIII вв. // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XIX. Л., 1987. С. 152-169.

26. Дмитриева С.И. Географическое распространение русских былин. М., 1975. 113 с.

27. Докучаев-Басков Ф.К. Каргополь. Архангельск, 1913. 106 с.

28. Забелин И.Е. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900. 160 с.32.3абелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. 216 с.

29. ЗЗ.Забелло С. Каргопольская экспедиция // Архитектурное наследство. Вып. 5. М., 1955. С. 5-18.34.3абелло С. Костромская экспедиция // Архитектурное наследство. Вып. 5. М., 1955. С. 19-36.

30. Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 32 — 36, 39 44, 52,57. СПб., 1908-1915.

31. Ильин М.А. Деревянное зодчество первой половины XVIII в. // История русского искусства. Т. V. М., 1955. С. 272-283.

32. Крадин Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество. М., 1988. 192 с.

33. Красноречьев Л.Е., Тынтарева Л.Я. .Как мера и красота скажут. Памятники древнего деревянного зодчества Новгородской области. Л., 1971. 96 с.

34. Красовский М. Курс истории архитектуры. Вып. 1 Деревянное зодчество. Пг., 1916. 402 с.

35. Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. 502 с.

36. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 -3 Архангельск, 1894— 1896.

37. Крашенинникова Н. Чертёж Николо-Карельского монастыря Архангельской области // Архитектурное наследство. Вып. 2. М., 1952. С. 232-235.

38. Крехалева Н.И. Административно-территориальное деление Каргопольского уезда в XVI — XIX вв. // Каргополь. Историческое и культурное наследие. Сб. трудов. Каргополь, 1996. С. 78-84.

39. Крохин В.А. Системы построения формы в древнерусском деревянном зодчестве XVI XVII вв. // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. Вып. IV. М., 1976. С. 220-237.

40. Крохин В.А. Сравнение пропорциональных соотношений памятников деревянного и каменного зодчества // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1984. С. 79-99.

41. Крохин В. А. Реставрация Вознесенской церкви в селе Кушерека Архангельской области // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1988. С. 59-70.

42. Кутькова Г.А. Ильинская церковь на Водлозере // Народное зодчество. Межвуз. сб. Петрозаводск, 1999. С. 139-146.

43. Маковецкий И.В. Памятники народного зодчества Русского Севера. М., 1955. 183 с.

44. Максимов П.Н., Воронин H.H. Деревянное зодчество XIII XVI вв. // История русского искусства. Т. III. М., 1955. С. 245-281.

45. Максимов П.Н. Деревянное зодчество XVII в. // История русского искусства. T. IV. M., 1955. С. 91-120.

46. Максимов П.Н. Особенности деревянного зодчества XVII в. // История русской архитектуры. М., 1956. С. 180-193.

47. Максимов C.B. Год на Севере. М., 1890. 327 с.

48. Мейерберг А. Виды и бытовые картины Росии XVII в. СПб., 1903. 61 с.

49. Миллер В.Ф. Наблюдения над географическим распространением былин // Журнал Министерства народного просвещения. №5 1894. С. 43-77.

50. Мильчик М.И. Северные порядные записи XVII в. на строительство деревянных церквей // Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник. В. 3. Вологда, 1973. С. 402-425.

51. Мильчик М.И. Северный деревянный монастырь на иконах XVII XIX вв. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1978. JL, 1979. С. 333346.

52. Мильчик М.И. Александро-Ошевенский монастырь и его роль в архитектурно-пространственной структуре волости // Каргополь. Историческое и культурное наследие: Сб. трудов. Каргополь, 1996. С. 93110.

53. Мильчик М.И., Варакин Е.П. Иконография деревянного Антониево-Дымского монастыря и его графическая реконструкция // Народное зодчество. Сб. науч. трудов. Петрозаводск, 1992. С. 141-154.

54. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Страницы истории. JL, 1981. 128 с.

55. Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951. 262 с.

56. Памятники древнего русского зодчества. Сост. Суслов В.В. Вып. 1. СПб., 1895.44 отд. л.

57. Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. Л., 1930. 280 с.

58. Писцовые книги Русского Севера. М., 2001. 478 с.

59. Платонов С.Ф. Прошлое русского Севера. Очерки по истории колонизации Поморья. Петербург, 1923. 80 с.

60. Подъяпольский С.С. По Сухоне и Северной Двине. М., 1969. 127 с.

61. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. 140 с.

62. Рудометов И.Н. Каргопольский край. Каргополь, 1919. 54 с.

63. Савандер К.Ю. К вопросу о пропорционировании деревянных шатровых храмов Российского Севера // Народное зодчество. Межвуз. сб. Петрозаводск, 1999. С. 99-114.

64. Севан О.Г. Историко-культурные регионы: выявление особенностей и границ на основе изучения народной региональной архитектуры // Архитектура мира. Вып. 2. М., 1993. С. 122-127.

65. Секретарь JI.A. О типологии деревянных рубленых оград монастырей и погостов XVIII в. // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей. Межвуз. сб. Петрозаводск, 1986. С. 59-73.

66. Сергеева Н., Шургин И. Дендрохронологические исследования в практике реставрационных работ Всесоюзного объединения «Союзреставрация» (1979 1986 гг.) // Реставрация памятников истории и культуры. Экспресс-информация. Вып. 7. М., 1987. С. 4-12.

67. Сидорова Т. Реалистические черты в архитектурных изображениях древнерусских миниатюр // Архитектурное наследство. Вып. 10. М., 1958. С. 73-100.

68. Скопин В.В. На Соловецких островах. М., 1991. 200 с.

69. Судьба культурного наследия России XX в. Чёрная книга. Утраты. М., 2003. 376 с.

70. Судьба культурного наследия России XX в. Красная книга. Предостережения. М., 2003. 392 с.

71. Суслов В.В. Очерки по истории древнерусского зодчества. СПб., 1889. 124 с.

72. Суслов В.В. Путевые заметки о севере России и Норвегии. СПб., 1889. 75 с.

73. Суслов В.В. Древние деревянные церкви Северных губерний. Церковь в селе Чекуеве // Художественные сокровища России. № 4 1901. С. 54.

74. Устюжский летописный свод. М., 1955. 128 с.

75. Уткин H.H. Теплые церкви Архангельского Севера // Памятники архитектуры Севера. Архангельск, 1998. С. 94-115.

76. Уткин H.H. Церковные древности Унского посада // Экология культуры. Инф. бюллетень №1 (4). Новые открытия и реставрация памятников русского Севера. Архангельск, 1998. С. 68-74.

77. Уткин H.H. К вопросу о формировании структуры деревянных приходских храмов и храмовых комплексов на Русском Севере // Народное зодчество. Межвуз. сб. Петрозаводск, 1999. С. 87-97.

78. Ушаков Ю.П. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. JL, 1982. 169 с.

79. Ушаков Ю.С. Народное деревянное зодчество // История русской архитектуры. JL, 1984. С. 7-79.

80. Шайжин Н. Сведения о церквях Олонецкой епархии, построенных ранее XIX в. // Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества. Т. 5. 1911. С. 83-96.

81. Шаскольский И.П. Промыслы беломорской Карелии в XVIII в. // Историческая этнография. Русский Север и Ингерманландия. СПб., 1997. С. 65-71.

82. Шередега В.И. К вопросу о взаимодействии каменной и деревянной архитектуры в русском зодчестве XVI в. // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. М., 1970. С. 455-460.

www.dissercat.com

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО - PDF

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО Российская академия архитектуры и строительных наук Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО Выпуск II Новые материалы и открытия Москва

Подробнее

Научно-образовательный материал

Научно-образовательный материал Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная

Подробнее

Научно-информационный материал

Научно-информационный материал Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная

Подробнее

Научно-информационный материал

Научно-информационный материал Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная

Подробнее

Пример выполнения презентации по теме

Пример выполнения презентации по теме Пример выполнения презентации по теме «История архитектурного шедевра» Преображенская церковь в Кижах Работа Атапиной О.Л. Церковь Спаса Преображения построена в 1714 году на острове Кижи Эта церковь самая

Подробнее

Учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие С.М. Шумилкин, М.С. Шумилкин ПОСТРОЙКИ НИЖЕГОРОДСКОГО КРЕМЛЯ И ЕГО ОКРУЖЕНИЯ Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2015 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное

Подробнее

0443 N-1102? МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КАРЕЛИИ 3.3 ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КАРЕЛИИ (недвижимые) П А С П О Р Т I.НАИМЕНОВАНИЕ ПАМЯТНИКА: баня II.ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ памятник архитектуры ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ...общественной

Подробнее

г. Выборг 23 декабря 2016 г.

г. Выборг 23 декабря 2016 г. А К Т по результатам государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Жилой дом», расположенного по адресу: Ленинградская область, город Выборг, Крепостная улица,

Подробнее

МЕТОДИКА АРХИТЕКТУРНОГО АНАЛИЗА

МЕТОДИКА АРХИТЕКТУРНОГО АНАЛИЗА Московский архитектурный институт (государственная академия) Кафедра «История архитектуры и градостроительства» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МЕТОДИКА АРХИТЕКТУРНОГО АНАЛИЗА Указания по выполнению практической работы

Подробнее

Программа практики. Форма А стр. 1 из 6

Программа практики. Форма А стр. 1 из 6 Форма А стр. 1 из 6 Форма А стр. 2 из 6 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели практики: Цель проектно-ознакомительной практики - практическое закрепление знания композиционных, функциональных и

Подробнее

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ Л. В. Б ЕТИ Н ЦЕНТРА ЛЬНЫЕ НАУЧНО -РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ПРОЕКТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ Л. В. БЕТИН ИСК УССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Издательский дом «Коло» 2015 УДК 7.032.(47)

Подробнее

КАЛИНИНГРАДСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ А в т о н о м н а я н е к о м м е р ч е с к а я о р г а н и з а ц и я КАЛИНИНГРАДСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ АННОТАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ основной профессиональной образовательной программы среднего

Подробнее

1. Теория архитектуры

1. Теория архитектуры Введение В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: «Теория и история архитектуры, реставрации и реконструкция историкоархитектурного наследия», «Актуальные проблемы истории и теории архитектуры

Подробнее

ОСНОВЫ МЕТОДОЛOГИИ АРХИТЕКТУРНОГО АНАЛИЗА

ОСНОВЫ МЕТОДОЛOГИИ АРХИТЕКТУРНОГО АНАЛИЗА ОСНОВЫ МЕТОДОЛOГИИ АРХИТЕКТУРНОГО АНАЛИЗА Прокофьева И.А. специальность «А р х и т е к т у р а» ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ АРХИТЕКТУРНОГО АНАЛИЗА Прокофьева И.А. Автор, составитель Специальность АРХИТЕКТУРА Квалификация

Подробнее

г. Выборг 23 декабря 2016 г.

г. Выборг 23 декабря 2016 г. I А К Т по результатам государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Жилой дом с магазинами», расположенного по адресу: Ленинградская область, город Выборг, проспект

Подробнее

1. Цели освоения дисциплины

1. Цели освоения дисциплины 1. Цели освоения дисциплины Целью преподавания дисциплины «Основные концепции, историкотеоретические научные аспекты исследований в области градостроительства» является - формирование профессиональных

Подробнее

памятника истории и культуры XVII XIX веков

памятника истории и культуры XVII XIX веков Международная Общественная организация «Международный Центр Рерихов» (Центр-Музей имени Н.К.Рериха) Прошлое, настоящее и будущее Усадьбы Лопухиных памятника истории и культуры XVII XIX веков Москва, Малый

Подробнее

Научно-образовательный материал

Научно-образовательный материал Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная

Подробнее

Официальные оппоненты:

Официальные оппоненты: Официальные оппоненты: 1. Большаков Андрей Геннадьевич, доктор архитектуры, профессор, заведующий кафедрой архитектурного проектирования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Подробнее

Всемирный день архитектуры

Всемирный день архитектуры Всемирный день архитектуры На заседании Международного союза архитекторов в 1985 году было принято решение об учреждении профессионального праздника, который отмечается ежегодно в первый понедельник октября.

Подробнее

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА Патриарший совет по культуре Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации Российский государственный гуманитарный университет Московская духовная академия В рамках XXVI Международных

Подробнее

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины Познакомить студентов с принципами, методами и приемами, применявшимися в планировке и застройке российских городов, начиная от первобытнообщинных поселений

Подробнее

Реконструкция зданий и сооружений

Реконструкция зданий и сооружений МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КОСТРОМСКАЯ

Подробнее

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ Министерство образования и науки РФ Алтайский государственный университет Научно-исследовательская лаборатория факультета искусств «Изобразительное искусство и архитектура Сибири» ISSN 2307-2547 КУЛЬТУРНОЕ

Подробнее

0427 N-1798 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КАРЕЛИИ 3.4 ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КАРЕЛИИ (недвижимые) ----------------------------------------------------------------- I.НАИМЕНОВАНИЕ ПАМЯТНИКА: часовня Трех

Подробнее

ВЫСТАВОЧНЫЙ ПАВИЛЬОН

ВЫСТАВОЧНЫЙ ПАВИЛЬОН МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры

Подробнее

ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ

ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

Подробнее

docplayer.ru

Про книги. Деревянное зодчество - kvels

Деревянное зодчество. Вып. III. Новые материалы и открытия.СПб., Коло, 2013. - 368 с.; ил.ISBN 978-5-4462-0005-4Тираж 600 экз.Это третий выпуск сборника НИИТАГ "Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия". Ответственный редактор - Андрей Борисович Бодэ, человек, всем, деревянной архитектурой интересующимся, известный.Как и предыдущие два сборник, на мой взгляд, очень хорош - научно, но в основном не заумно :)Содержание такое:- Е. В. Ходаковский. Деревянное храмовое строительство Беломорья XV — начала XVII в.- К. Куча. Деревянная культовая архитектура на территории Чешской республики XV–XX вв.- Т. Л. Лисенко. Нижнегерманский фахверковый зальный дом XVII–XIX вв. и другие типы сельского жилья. Традиции и трансформации- В. М. Неделин. Черный и Красный Яр — русские регулярные крепости XVII в. в Нижнем Поволжье. Военная история и архитектура- А. Г. Носкова. Шатровые храмы Заонежья XVII–XVIII вв. Особенности архитектурных решений- А. А. Терентьева. Деревянный собор во имя Успения Богоматери в городе Онега. Исследование и реконструкция архитектурного облика- А. И. Давыдов. Некоторые заметки о деревянных храмах Борского района Нижегородской области- А. В. Бокарёв. Деревянное церковное строительство XVII–XVIII вв. северо-западных уездов Московской губернии по письменным источникам- Н. В. Червякова. Деревянные церкви Пречистенского Рождества Богородицы и Ильинского Водлозерских погостов. Строительная история- А. Б. Бодэ. Деревянные церкви в окрестностях Вельска- А. И. Давыдов. Судьба архитектурного ансамбля деревянных церквей в селе Шокино Нижегородской области- А. Б. Бодэ. Последняя северорусская звонница на столбах и ее аналоги- Д. А. Соколов, В. В. Носов, Н. Д. Соколова. Северорусская курная изба. Опыт исследования- И. В. Белинцева. Памятник норвежского «стиля драконов» в Калининграде. История появления и современное состояние- И. Н. Шургин. Великое в малом — философия деревянного зодчества (Размышления о книге Юрия Линника «Ильинский погост»)- Ю. В. Линник. Отзыв на книгу А. Б. Бодэ «Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие»- Ю. В. Линник. «На деревянное дело…». Отклик на коллективную монографию «Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции» (Москва, 2012)- И. Н. Шургин. Памяти реставратора-«деревянщика» Бориса Пименовича Зайцева .Думал было написать краткое содержание статей, но потом решил, что выйдет многобукв без особого смысла. Из заголовков в целом и так всё понятно. Свою статью, как руки дойдут, урежу еще больше - для большей научно-популярности, подредактирую, и тут выложу.

kvels.livejournal.com

Статья А.Б. Бодэ "Деревянные церкви в окрестностях Вельска"

(Никольская церковь, деревня Гридинская)

В русском деревянном зодчестве XVII – XVIII вв. мы видим яркое проявление местных храмостроительных традиций. Их локализация обычно соответствовала единым крупным водным системам, например, Онежскому озеру, бассейнам рек Онеги, Северной Двины. На меньших территориях, образованных притоками крупных рек или небольшими озерами, также развивались собственные архитектурные особенности.

Поважьем называют земли, омываемые рекой Вагой – одним из значительных притоков Северной Двины. Вага берет начало на севере современной Вологодской области, течет прямо на север и впадает в Двину в ее среднем течении. В деревянном культовом зодчестве Поважья также сложились свои местные традиции. Они, безусловно, перекликаются с архитектурными особенностями северодвинских храмов, но вместе с тем отличаются и собственными индивидуальными чертами.

В обобщающих работах по деревянному зодчеству представлялись отдельные поважские деревянные церкви. Однако нет ни одной публикации, специально посвященной деревянной культовой архитектуре Поважья, – край словно выпал из поля зрения исследователей. Создается впечатление, что в Поважье, в прошлом богатом деревянными постройками, памятников деревянного зодчества почти не сохранилось. Действительно, в течение ХХ в. здесь произошло много утрат, но тем не менее, и сейчас остается немало памятников, очень интересных по своей архитектуре и заслуживающих самого пристального внимания.

Например, в Шенкурском районе деревянные церкви XVIII в. имеются в деревнях Литвиново, Демидовская, Усть-Пуя. Эти памятники находятся в аварийном состоянии, утратили свои завершения, поэтому внешний вид их невыразителен. Они нуждаются в изучении и неотложном проведении консервационных и противоаварийных работ.

Ряд церквей сохранился и в среднем Поважье – в окрестностях Вельска. Их в целом несколько больше, чем под Шенкурском, и степень их сохранности позволяет более наглядно представить особенности деревянного зодчества Поважья. Хотя проблема сохранения и этих храмов стоит не менее остро. В настоящей статье мы рассмотрим деревянные церкви, сохранившиеся в окружности Вельска, и остановим внимание на их характерных особенностях.

Еще в конце XIX в. один из первых исследователей деревянного зодчества В.В. Суслов, проезжая поселения Поважья, отмечал, что здесь встречаются церкви с основанием в виде восьмерика на четверике и завершающиеся луковицеобразным покрытием и одной главой. Действительно, строительство подобных храмов составляет самую яркую поважскую традицию. В окрестностях Вельска имеется четыре подобные церкви, правда, в разной степени сохранности.

(Храм пророка Божия Илии, деревня Ростовская)

Самая ранняя из них – Ильинская церковь 1756 г. в деревне Возгрецовская (село Ростовское) расположена на левом берегу реки Вель в 7-8 км от устья. Этот памятник давно обращал на себя внимание, но так и остался практически не изученным. В плане здание образует структуру, состоящую из нескольких разновеликих объемов: четверик молитвенного помещения, пятистенный алтарь, широкая трапезная, притвор с лестницей. Основной четверик завершается повалом, отделяющим нижний сруб от вышележащего восьмерика. В интерьере четверик и восьмерик образуют единое трехсветное пространство, перекрытое дощатым подшивным куполом. Внутри сохраняется каркас иконостаса стоечно-балочной конструкции с отдельными прихотливо изогнутыми деталями. Снаружи стены церкви покрыты позднейшей обшивкой, луковицеобразное завершение и главка имеют металлическое покрытие.

Внутри церкви можно обнаружить немало следов строительной истории памятника. Помещение, которое мы назвали трапезной, на самом деле похоже не на трапезную, а скорее на паперть, т.к. оно растянуто поперек здания и при этом достаточно узкое. В его юго-восточном углу имеется заложенный проход, который вел на галерею, располагавшуюся вдоль южной стороны основного четверика. Эта открытая галерея зафиксирована на рисунке В.В. Суслова. С северной стороны четверика тоже была галерея, куда вел дверной проем прямо из молитвенного помещения. На южной стене четверика в простенке видна часть заложенного первоначального окна. Позднейшей пристройкой является притвор, сделанный на месте разобранного крыльца с открытой лестницей.

Однако рисунок В.В. Суслова фиксирует все же не первоначальный облик здания, а, видимо, его второй строительный этап. Об этом свидетельствуют следы иного, чем изображено на рисунке, расположения окон на южном фасаде. Очень интересна зафиксированная на рисунке роспись стен геометрическим орнаментом. И.Н. Шургин полагает, что она была сделана не по обшивке, а прямо по стесанной поверхности стен. Правда, убедиться в этом можно, только раскрыв стены от обшивки.

Церковь находится еще в относительно неплохом состоянии. По крайней мере, основной четверик и алтарь более или менее защищены уцелевшей металлической кровлей. В значительно худшем состоянии трапезная-паперть, кровля которой повреждена, и от этого стены в углах сильно прогнили.

Следующий рассматриваемый нами объект находится в деревне Никифорово, которая расположена в 10 км от Вельска на берегу небольшой реки Пежмы, так же как и Вель, впадающей в Вагу. Это церковь Рождества Богородицы 1767 г. Решение ее основного объема и алтаря аналогично церкви в Ростовском, главное отличие заключается в том, что ее трапезная по ширине равна основному четверику. Памятник находится в крайне аварийном состоянии. Покрытие основного сруба давно провалилось внутрь и вместе с упавшим иконостасом превратилось в груду развалин. Покрытие алтаря почти разрушилось, но по его остаткам понятно, что оно было пятискатным, сделанным сразу под настил металлической кровли. Стены основного сруба угрожающе покосились. Лучше всего сохранилась трапезная, покрытая обветшавшей тесовой кровлей. Притвор, отчетливые следы которого имеются на западной стене трапезной, в настоящее время утрачен.

Вид церкви до происшедших разрушений представлен на фотографии второй половины ХХ в., имеющейся в Вельском краеведческом музее. Видно, что храм имел луковицеобразное одноглавое завершение, покрытое железом. Стены здания обшиты досками и, как сейчас еще можно заметить, были окрашены охрой. На повалах четверика и восьмерика была незамысловатая роспись в два цвета, изображающая как будто подвеску из ткани.

Сейчас обшивка во многих местах утрачена и обнаруживает под собой свидетельства переборки здания и следы более ранних строительных этапов. Больше всего их на трапезной. На южной стене имеется след от первоначального небольшого косящатого окна в виде затесок на бревнах сбоку от обрамления существующего окна. Этот след позволяет установить высоту и, приблизительно, ширину первоначального окна. На западной стене прочитываются следы от крыльца последнего строительного этапа и некоторые следы более ранних элементов. Например, вертикальные пазы на торцах бревен указывают, что к западной стене примыкала галерея. Также имеется заложенное прорубное окошко, подобное тем, что делались для наблюдения за службой из трапезной или с галереи. Однако оно находится низко и явно не на своем месте. Под свесом кровли видны следы от куриц – элементов безгвоздевой конструкции покрытия. Внутри на западной стене сохранились врезки от потолка из досок или плах, уложенных внахлест по балкам. Многие бревна трапезной при переборке оказались не на своих первоначальных местах. Это особенно заметно по внутренней стеске стен.

На южной стене основного четверика в местах, открытых от обшивки, мы видим еще более запутанную картину. На одном из бревен обнаруживается след от сдвоенного косящатого окна с гнездами, куда вставлялись вертикальные колоды. Хорошо сохранились сложные затески в углах бывшего проема, по следам определяется сечение боковых и центральной колоды. Правда, здесь сруб включает большое число новых вставок, причем очень грубо подогнанных. Очевидно, что сруб собирался сразу под обшивку. Следовательно, эта переборка производилась на последнем строительном этапе, видимо, в середине – второй половине XIX в.

Тем не менее, общие формы памятника, по-видимому, восходят к первому строительному этапу. Внутри в верхней части основного сруба мы видим тщательную стеску стен топором, плавные затески в углах. Новые вставки сосредоточены в местах, где устроены большие окна. Вероятно, это было сделано потому, что старые окна оказались во вновь образовавшихся простенках и ослабляли конструкцию стен.

Рядом с деревянной церковью в Никифорове раньше стояла и каменная Богородицкая церковь 1846 г. с престолами Рождества Богородицы, Николая Мирликийского и Димитрия Ростовского. Храм был разрушен в советское время, и сейчас его место обозначено лишь возвышением с россыпями битого кирпича.

(Храм Рождества Пресвятой Богородицы, в деревне Никифорово)

Никольская церковь 1790 – 1792 гг. в деревне Гридинская (Григорово) отдалена от Вельска примерно на 60 км. Деревня находится в стороне от основных дорог на берегу маленькой речки Елюги. Общее архитектурное решение памятника по существу такое же, как и церкви в Никифорове, но вся постройка поднята на подклет. В связи с этим было устроено высокое крыльцо, расположенное по продольной оси с западной стороны. От него сохранились только выпуски бревен, поддерживавшие верхнюю площадку, один резной столб, а на стене – следы от двухскатного покрытия. Широкий вход в церковь обрамлен пятью массивными колодами. Стены здания имеют обшивку; кровли алтаря, трапезной, полиц – металлические, но на луковицеобразном завершении сохранилось старое покрытие лемехом со следами окраски в зеленоватый цвет. Имеются старые фотографии, сделанные во второй половине ХХ в., где церковь запечатлена с утраченными ныне деталями крыльца.

В тех местах, где утрачена обшивка стен, видно, что высокие окна имеют косящатое обрамление с выразительными крутыми затесками. Похоже, что окна не растесывались. При обследовании чердака трапезной выяснилось, что на верхних венцах имеются следы куриц, и в качестве основы для металлической кровли использовано много кровельных дороженых досок, окрашенных суриком. Несомненно, близко к первоначальному покрытие основного объема. Видно, что оно ремонтировалось, т.к. в верхней части лемех более поздний с гладкими краями, а в нижней части, защищенной от прямого попадания осадков, более старый – с городковой порезкой.

Обращает на себя внимание решение завершающей части церкви в Гридинской. На большинстве деревянных храмов шея под главкой является обязательным элементом. Здесь же под главкой шеи как таковой нет, луковицеобразная восьмигранная пучина плавно подходит к основанию главки. Примерно так же, но с чуть более выраженной шеей был устроен верх церкви в Никифорове. Эту особенность мы в дальнейшем отметим и на некоторых других объектах.

Церковь в Гридинской, видимо, прошла три строительных этапа. Причем основные ее формы оставались неизменными, переделывалась главным образом кровля и отдельные элементы. Облик второго строительного этапа зафиксирован на рисунке В.В. Суслова, где стены церкви еще открыты от обшивки, а кровля полностью деревянная. Однако замечаем, что на рисунке кровля на трапезной без потоков и куриц. Главка покрыта железом. Высокие окна по размерам похожи на те, что существуют сейчас. Ограждение крыльца и лестницы сделано из тонких балясин. Первый ремонт, наверное, мог быть примерно в середине XIX в., когда обветшала кровля и элементы крыльца.

Относительно того, какой была церковь на первом строительном этапе, мы можем убедительно сказать только то, что кровля трапезной была безгвоздевая по потокам и курицам. По-видимому, были иными декоративные детали крыльца. По крайней мере, не похоже, что резьба, сохранившаяся на единственном столбе и зафиксированная на рисунке В.В. Суслова, была сделана в конце XVIII в. Наверняка, за столетие существования здания переделывалась лестница, ее ограждение и нижняя площадка. Сохранившиеся высокие окна могут быть как первоначальными, так и появившимися на втором строительном этапе. То же самое можно сказать и о покрытии главки железом. Не всегда можно однозначно утверждать, что покрытие металлом глав деревянных церквей – явление позднее. Есть сведения, что главы обивались железом и в XVII в. Вероятно, ко второму строительному этапу относятся нижние ряды городкового лемеха на пучине.

Последняя реконструкция была сделана в конце XIX или в начале ХХ в. К этому времени относится обшивка стен, устройство металлических кровель, замена лемеха на верхней части луковицы. На крыльце вместо балясин было сделано глухое ограждение из широких вертикально поставленных досок, которые можно увидеть на старых фотографиях.

Никольская церковь среди других памятников деревянного зодчества в окрестностях Вельска находится в наилучшем состоянии. Здание церкви еще сохраняет достаточную прочность, проблемы, как обычно, заключаются в разрушении кровли. В последние годы в Гридинской ведутся инициативные работы по сохранению памятника с участием руководства Вельского краеведческого музея, сельской администрации, московских волонтеров и местных жителей.

Село Козловское (Ракуло-Кокшеньгское) расположено на берегу реки Кокшеньги примерно в 40 км к востоку от Вельска. Здесь сохранилась Воскресенская церковь 1791 г. Обладая аналогичной с другими рассмотренными памятниками общей структурой и формой завершения, эта постройка выделяется очень большими размерами. В церкви было три престола – Воскресения Христова, Феодора Стратилата и Пророка Илии. Здание, кроме того, поднято на высокий подклет, имеет значительную ширину, соответственно большое молитвенное помещение, трехчастный алтарь со сложной многогранной восточной стеной. Боковые стены основного сруба, алтаря и трапезной выстроены в одну линию, что еще более усиливает ощущение монументальности здания. Воскресенская церковь имеет позднейшую обшивку стен и покрыта железом. Вероятно, что раньше на второй этаж вела открытая лестница, а существующий ныне вход через подклет был устроен при реконструкции. Тяжеловесное, напоминающее купол завершение храма в последние годы начало разрушаться, хотя стены стоят относительно прямо.

Памятник за свою историю претерпел, судя по всему, два поновления. Последнее, известное по документам, произведенное в 1908 г., включало обшивку тесом стен снаружи, обтяжку холстом внутри, покраску и возобновление позолоты на иконостасе. На фотографии, сделанной до этого ремонта, можно увидеть необшитые стены, низкое, но иной, чем сейчас, формы крыльцо, и ныне утраченную главу. Устройство металлической кровли и, возможно, реконструкция входа были сделаны раньше, скорее всего в середине – второй половине XIX в.

Известно, что рядом с Воскресенской была еще одна деревянная церковь, разобранная в 1886 г. Материал был употреблен для строительства школы. На фотографии 1908 г. можно увидеть и каменную Покровскую церковь 1849 г. с приделом Афанасия Александрийского.

К сожалению, памятник до сих пор остается практически не исследованным. Сейчас местные жители сами стали ремонтировать церковь теми силами и средствами, которыми они располагают.

Перечисленный ряд сохранившихся храмов в окрестностях Вельска можно завершить Успенской церковью, стоящей в самом городе на кладбище. Строительство ее было начато в 1793 г. В ее основе восьмерик на четверике, завершенный восьмигранной пучиной с одной главой. К нему примыкают пятистенный алтарь и широкая трапезная. Два придела – южный Николая Чудотворца и северный – Симеона Столпника и Кирилла Белозерского, располагавшиеся в трапезной, были освящены в 1795–1796 гг. Освящение основного престола относится к 1803 г. Главки на постаментах, возвышавшихся над крышей трапезной и над покрытием алтаря, существенно обогащают архитектурное решение церкви, придавая ей городской облик. С западной стороны вплотную была поставлена высокая колокольня, завершавшаяся куполом со шпилем. До настоящего времени она не сохранилась.

Ремонт, вероятно, не первый, проводился в 1910 г. Памятник уже в наше время был в очередной раз поновлен. Сейчас здание имеет новую кровлю и обшивку стен, но в общих чертах сохраняет свои исторические формы и используется по своему назначению.

Рассмотренные памятники, несмотря на аварийное состояние некоторых из них, представляют значительную группу построек, ярко представляющих местные архитектурные традиции Поважья XVIII – начала XIX вв.

В числе утраченных аналогичных объектов, расположенных не только близ Вельска, но шире – по всему бассейну Ваги, можно назвать Петропавловскую церковь 1791 г. Покровского Верхнепаденьгского прихода, Никольскую церковь 1791 – 1800 гг. Олюшинского прихода (ныне деревня Слудная), Благовещенскую церковь 1796 г. Троицкого прихода Шенкурского уезда, Никольскую церковь 1799 г. в селе Верхняя Паденьга и другие.

Распространение церквей с основанием в виде восьмерика на четверике и луковицеобразным покрытием охватывает не только Поважье, но и среднее течение Северной Двины. Большинство объектов датируется второй половиной XVIII – началом XIX вв. Это Знаменская церковь 1762 г. в селе Кицкое, Никольская церковь 1793 г. в селе Ваймуга, Власьевская церковь 1795 г. в селе Тулгас, Богородицкая церковь 1808 г. в селе Заячеричье Тотемского уезда и другие. Сейчас сохранилась в аварийном состоянии только церковь в Тулгасе. Ее луковицеобразный верх обрушился совсем недавно. Есть подобные постройки, относящиеся и к первой половине столетия. Среди наиболее ранних известных примеров Введенская церковь 1717 г. в селе Пингишское Холмогорского уезда, Иоанно-Златоустовская церковь 1733 г. в селе Березницкое Шенкурского уезда. Однако строительная история этих церквей не изучена, и сами они давно утрачены. Поэтому не исключено, что луковицеобразное завершение появилось на них в результате реконструкций.

На основании исторических описаний можно еще более расширить круг рассматриваемых построек за счет церквей Жаровского и Спас-Боровинского приходов. Жаровская Петропавловская церковь датируется 1705 г. Из ее описания однозначно следует, что основной объем состоял из четверика и на нем двух восьмериков, завершенных «куполом осьмигранным с главою». Подобное ярусное решение заставляет вспомнить Никольскую церковь погоста в селе Верховье Тарногского района Вологодской области. Сретенская церковь 1766 г. в Спас-Боровине по величине и общему решению, видимо, напоминала ракуло-кокшеньгский храм. Здание было двухэтажным, имело основание в виде восьмерика на четверике с «кумполом» и двухчастный алтарь.

Вообще относительно происхождения формы луковицеобразных покрытий в деревянном зодчестве Севера высказывались И.Э. Грабарь, В.В. Суслов, М.В. Красовский, полагая, что они появились под влиянием украинского зодчества. Однако эти предположения не конкретизировались, и специальных исследований не предпринималось. Мы попытаемся представить новые рассуждения о распространении луковицеобразных покрытий в деревянном зодчестве Поважья и Северодвинского поречья

Кроме перечисленных деревянных церквей типа «восьмерик на четверике» луковицеобразное покрытие имеется на восьмигранной в основании Никольской церкви в селе Зачачье. В силу величины восьмерика покрытие Никольской церкви отличается наибольшими размерами. Эта церковь стояла в Емецком остроге, но в 1687 г. была перевезена в Зачачье. Очевидно, что первоначально она имела шатровое завершение. Считается, что луковицеобразное покрытие храм получил после того, как в 1748 г. здание было повреждено в результате удара молнии. Церковь была воссоздана в новом материале в 1909 г., сохранив при этом свои основные формы, и таким образом, дошла до нашего времени.

Результаты архивных изысканий, проведенных Е.Б. Заручевской, позволяют по-новому взглянуть на строительную историю церкви в Зачачье. На основании анализа исторических документов исследовательница делает вывод, что при пожаре в середине XVIII в. церковь получила незначительные повреждения, и верх ее не перестраивался. Следовательно, его луковицеобразная форма могла появиться в 1687 г. Приводятся сведения, что при переносе церкви предписывалось не делать шатрового завершения, что, по-видимому, и было выполнено. Самое удивительное – упоминание о том, что после переноса храма из Емецка он завершался пятью главами. В 1727 г. они были удалены, как указывается, из-за протечек.

Если принять версию Е.Б. Заручевской, то Никольская церковь оказывается самым ранним известным примером использования луковицеобразного верха, причем в сочетании с пятиглавием, примеров чего мы не находим больше нигде. В пользу этого может свидетельствовать и местоположение рассматриваемого объекта.

Зачачье находится недалеко от устья реки Емцы – небольшого притока Двины, берущего начало близ Онеги. Издревле по Емце проходил водно-волоковый путь, связывавший Поонежье и Северодвинское поречье. Кроме того, в XVI – XVII вв. почти весь район течения Емцы входил в территорию Каргопольского уезда, что предопределяло его тесные связи с Поонежьем. Одной из ярких характерных особенностей поонежских деревянных церквей было устройство кубоватых завершений – сомкнутых четырехскатных форм, по очертаниям напоминающих бочку. Верх церкви в Зачачье имеет точно такой же силуэт, но только он восьмигранный в плане соответствии с формой основания.

Учитывая связь Поонежья и Северодвинского поречья по Емце, очень похоже, что новое покрытие Никольской церкви было репликой кубоватых завершений онежских церквей применительно к широко распространенной на Двине восьмигранной форме плана. Но если боковые четыре главы, размещавшиеся на ребрах куба, были защищены от стока атмосферных осадков за счет скатов, то основания боковых глав на восьмигранном покрытии оказывались подверженными непосредственному воздействию влаги, вследствие чего и были удалены на зачачьевской церкви. В дальнейшем все более поздние церкви с луковицеобразными завершениями, насколько нам известно, имели только одну главу.

О значении связи Поонежья и Северодвинского поречья по Емце для распространения архитектурных традиций свидетельствует и то, что в конце XVIII в., когда луковицеобразные одноглавые завершения широко распространились в Поважье и на средней Двине, подобное решение появляется и на средней Онеге. Это Никольская церковь в 1792 г. селе Шелекса, расположенном близ верховьев Емцы. Более ранний пример распространения на Онеге северодвинских традиций представляет покрытие Благовещенской церкви 1719 г. в деревне Пустынька. Бочка, завершающая эту церковь, покрыта городчатым лемехом – материалом, характерным для северодвинских построек, тогда как бочки на остальных поонежских церквях имели покрытие гонтом.

Предположение о влиянии поонежских традиций на формирование решений, характерных для храмового зодчества Поважья небезосновательно, однако не исключает и другие версии. Украинские влияния – нередкое явление в русской архитектуре второй половины XVII в., а в провинции – и XVIII в. Оно заметно в постройках столицы и городов среднерусских земель. Известно, что особенности, свойственные украинскому церковному зодчеству, получили широкое распространение в Сибири в связи с тем, что священники были выходцами с Украины. Деревянных церквей в Сибири сохранилось мало, но исторические изображения панорам Якутска, Енисейска, Тюмени, Томска свидетельствуют о частом использовании в церковной архитектуре луковицеобразных завершений. Это обстоятельство настойчиво напоминает и о возможности украинских влияний на Русском Севере.

Наверное, было бы более корректным предполагать совокупность влияний. Формы завершений, использовавшиеся в архитектуре церквей Украины, сродни луковицеобразным куполам русских храмов, и легко могли соединяться с их архитектурными решениями. Происходить это могло параллельно в русле общего стремления к декоративности и усилению пластики верха, характерного для архитектуры второй половины XVII в.

В архитектуре Поважья и среднего Северодвинского поречья XVIII в. эти тенденции проявлялись по-разному. Например, церковь Иоакима и Анны 1726 г. в селе Моржегоры имела шатровые завершения не полностью прямоскатные, а с зауженной поджатой нижней частью. Соединение шатра с пучиной мы видим на старинном рисунке церкви Фрола и Лавра 1753 г. Федорогорского прихода Шенкурского уезда. Отсюда исходит предположение, что восьмигранные луковицеобразные покрытия могли появиться и сами собой путем искривления скатов обычного шатра по форме бочки. Наиболее усложненное решение верха имела Трехсвятительская церковь 1783 г. в селе Богословское Шенкурского района. Три последовательно уменьшающиеся пучины с одной стороны демонстрируют максимальную пластическую насыщенность верха, с другой – по образовываемому ими силуэту напоминают шатер.

Пятискатная криволинейная форма, по очертаниям напоминающая бочку, а по сути – половина луковицеобразного покрытия, иногда использовалась в качестве покрытия алтарных прирубов. Примеры того: Никольская церковь 1727 г. в селе Ратонаволок, Васильевская церковь XVII – XIX вв. в селе Чухчерьма и другие. Ареалы распространения подобных покрытий алтарей и луковицеобразных церковных завершений близки друг к другу, но первый несколько сдвинут на северо-восток.

Разнообразное, разновременное и географически разбросанное применение криволинейных покрытий свидетельствует об общей тенденции к пластическому усложнению завершений, свойственной деревянному зодчеству Севера второй половины XVII – XVIII вв. Таким образом, появление луковицеобразных восьмигранных завершений органично вписывается в общее русло развития деревянного зодчества.

(Реконструкция храма Рождества Пресвятой Богородицы в д. Никифорово

pole-voli.livejournal.com