Реферат: Дмитрий Иванович Иловайский. История россии иловайский
Д. Иловайский | Труды по русской истории (подарочное издание) | Богато иллюстрированное подарочное издание в кожаном переплете с золотым и блинтовым тиснением. Книга содержит сертификат высокого качества переплетов ручной работы. Сертификат свидетельствует о том… — Эксмо, (формат: 263.00mm x 200.00mm x 20.00mm, 304 стр.) Российская императорская библиотека Подробнее... | 2016 | 21110 | бумажная книга |
Иловайский Д.И. | Труды по русской истории (книга+футляр) | В эту подарочную богато иллюстрированную книгу вошли избранные произведения Дмитрия Ивановича Иловайского (1832 —1920) — знаменитого русского историка, публициста, педагога. Его труды по русской… — Издательство "Эксмо" ООО, (формат: 263.00mm x 200.00mm x 20.00mm, 304 стр.) Дорогие книги для дорогих людей. Эксклюзивное оформление в кожаном переплете ручной работы Подробнее... | 2016 | 18577 | бумажная книга |
Ломоносов Михаил Васильевич | Государство Российское. Труды по русской истории и географии | Представляем вашему вниманию подарочное, эксклюзивное издание трудов великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова (1711—1765), посвященных истории и географии Российской империи. Именно… — Рипол Классик, (формат: 60x84/16, 320 стр.) Великие мыслители Подробнее... | 2015 | 25490 | бумажная книга |
А. Я. Дегтярев | Избранные труды по русской истории. В 2 томах. Том 2 | Во второй том собрания избранных трудов известного российского историка А. Я. Дегтярева вошли научно-популярные работы по истории России, написанные им в 80 - 90-е годыпрошлого века (две из них в… — Парад, (формат: 70x100/16, 576 стр.) Подробнее... | 2006 | 864 | бумажная книга |
А. Я. Дегтярев | Избранные труды по русской истории. В 2 томах. Том 2 | Во второй том собрания избранных трудов известного российского историка А. Я. Дегтярева вошли научно-популярные работы по истории России, написанные им в 80 - 90-е годыпрошлого века (две из них в… — Парад, (формат: Твердая бумажная, 534 стр.) Подробнее... | 2006 | 949 | бумажная книга |
М. В. Ломоносов | М. В. Ломоносов. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747 - 1765 гг. Том 6 | Михаил Васильевич Ломоносов - человек необъятных дарований и научной энергии, величайшей деятель культуры XVIII века, лучший продолжатель идей петровского времени. Ломоносов работал в области всех… — Издательство Академии Наук СССР, (формат: 70x92/16, 690 стр.) М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений в 8 томах Подробнее... | 1952 | 1600 | бумажная книга |
Никоненко В. | Труды по русской философии и литературе | Сборник трудов д. ф. н., проф. Никоненко В. С. по истории русской философии и литературы, написанных в 1993–2013 гг. В сборнике представлены: общие стати по методологии истории русской философии… — РХГА СПб, (формат: Твердая бумажная, 534 стр.) Подробнее... | 2014 | 804 | бумажная книга |
Грот Я.К. | Труды. Т. 4. Из русской истории . | Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1898 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа… — Книга по Требованию, (формат: 70x92/16, 690 стр.) - Подробнее... | 1898 | 1795 | бумажная книга |
Грот Я.К. | Труды. Т. 4. Из русской истории . | Книга представляет собой репринтное издание 1898 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… — Книга по Требованию, (формат: Твердая бумажная, 534 стр.) Подробнее... | 2058 | бумажная книга | |
Иловайский Дмитрий Иванович | Краткие очерки русской истории | Дмитрий Иванович Иловайский (1832 — 1920) — выдающийся русский историк, последователь Карамзина и Соловьева, внесший большой вклад в русскую историческую науку. Его труды высоко ценили Н. Костомаров… — ОЛМА Медиа Групп, (формат: 60x84/16, 320 стр.) История России Подробнее... | 2015 | 613 | бумажная книга |
Иловайский, Дмитрий Иванович | Краткие очерки русской истории | Дмитрий Иванович Иловайский (1832 — 1920) — выдающийся русский историк, последователь Карамзина и Соловьева, внесший большой вклад в русскую историческую науку. Его труды высоко ценили Н. Костомаров… — Олма-пресс, (формат: 263.00mm x 200.00mm x 20.00mm, 304 стр.) подарочные издания. история россии Подробнее... | 2015 | 672 | бумажная книга |
В. В. Фомин | Ломоносов. Гений русской истории | Монография посвящена теме, совершенно не разработанной в историографии и вместе с тем произвольно трактуемой в работах норманистов, начиная с Г. Ф. Миллера и А. Л. Шлецера. Последние, оказавшись не… — Русская панорама, (формат: 60x90/16, 464 стр.) Подробнее... | 2006 | 792 | бумажная книга |
В. В. Фомин | Ломоносов. Гений русской истории | Монография посвящена теме, совершенно не разработанной в историографии и вместе с тем произвольно трактуемой в работах норманистов, начиная с Г. Ф. Миллера и А. Л. Шлецера. Последние, оказавшись не… — РУССКАЯ ПАНОРАМА, (формат: Твердая бумажная, 534 стр.) Подробнее... | 2006 | 826 | бумажная книга |
А. Е. Пресняков | Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории | 1993 | 1600 | бумажная книга | |
И. В. Сучков | Кто есть кто в русской истории. Историко-биографический словарь | Сегодня мы все больше обращаемся к истории Отечества, пытаясь провести аналогию минувших событий с нынешними реалиями и действующими лицами, руководствуясь положением `Не забывай прошлого, оно… — МНЭПУ, (формат: 60x84/16, 320 стр.) Подробнее... | 2000 | 240 | бумажная книга |
dic.academic.ru
Иловайский Д.И. - Начало Руси | История России | Книги по истории
Автор: Дмитрий Иванович Иловайский
Название: Начало Руси («Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю»)
М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. — 629 с, [11]. Серия Историческая библиотекаISBN 5-17-012509-7 (ООО «Издательство АСТ») ISBN 5-8195-0591-3 (ООО «Издательство «Олимп»)
DjVu 5,28 мб
Качество: сканированные страницыЯзык: русский
Дмитрий Иванович Иловайский — известный ученый, публицист, автор учебников по всеобщей и русской истории, которые выдержали десятки изданий. Исследования Иловайского о происхождении Руси уникальны. Историк выступает решительным противником норманнской теории, скептически относится к русским летописям, доказывает, что в них отражены интересы и настроения киевских князей.Чрезмерная смелость и бескомпромиссность в решении сложнейших вопросов истории и политики снискали Иловайскому славу бунтаря и привели к забвению на долгое время его значительных заслуг в области русской истории.Том воспроизводится по изданию: Москва, 1890 г. Частично сохранены орфография и пунктуация автора.
Происхождение настоящего труда следующее. Когда я задумал приступить к изложению Русской истории в довольно значительных размерах и в обработке, по возможности соответствующей научным требованиям настоящего времени, я принужден был остановиться над самым ее началом. От писателя, предпринимающего обозрение целой истории какого-либо народа, несправедливо было бы требовать точных самостоятельных исследований по всем вопросам второстепенной или третьестепенной важности, которые он встречает при последовательном движении своего труда. Но он не вправе уклониться от посильного решения вопросов первостепенной важности, а тем более обойти такой существенный предмет, как происхождение государственного быта, и ограничиться изложением какой-либо теории, хотя бы доселе и господствовавшей, не подвергнув ее тщательному пересмотру и не попытавшись прийти к какому-либо положительному убеждению. Сообразно с тем я и поступил в своих приготовительных работах. Пересмотр вопроса о происхождении русской национальности и русской государственности повел меня далеко в глубь прошедших веков; привел в скифские и сарматские дебри; заставил пересмотреть и теории о других народностях, имевших когда-то близкие отношения к Руси, в особенности о болгарах. Результаты своих розысков, постепенно обнародованные в разных изданиях и во многом не согласные с существовавшими доселе теориями, я предлагаю в настоящей книге собранными вместе, несколько дополненными и приведенными во взаимное соответствие. Эти работы отчасти облечены были в полемическую форму, которая в данном случае оказалась наиболее удобною для выяснения исторической истины. Они отвлекли меня на значительное количество времени от задуманного труда, т. е. обозрения Русской истории с самого ее начала до нашего времени. В настоящую минуту, благодарение Богу, я могу представить вниманию просвещенного русского общества вместе с результатами своих разысканий о начале Руси и первую часть самого обозрения. В этой первой части я открываю изложение Русской истории действительным историческим событием, т. е. осадою Царьграда; а летописные басни о варягах переношу на их настоящее место, т. е. в замечания о нашей книжной словесности.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к первому изданию . 3Ко второму изданию 4
О МНИМОМ ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВI. Норманисты и их противники. — Невероятность призвания 8II. Договоры с греками. — Известия Византийцев . 16III. Личные имена. — Известия арабов . 34IV. Известия западные. — Угорская Русь. — Греческий путь 44V. Новгородский оттенок легенды о призвании князей .55VI. Русь азовско-черноморская. Параллельные легендыо призвании других народов .66VII. Система осмысления народных имен. Происхождение имени Русь .79VIII. Роксалане. — Скифы. — Готы. — Славянская народность Руси 88
ЕЩЕ О НОРМАНИЗМЕI. Современное значение норманизма. — Шлецер, Карамзин и Погодин 99II. Возражения г. Погодина . 103III. Умеренный норманизм г. Куника. — Легендарная аналогия 111IV. Наши соображения о летописном своде и сближение двух Рюриков 118V. Характер летописного дела. Разногласие летописцевпо вопросу о Варягах и Руси . 126VI. Филология норманистов. Имена князей 133VII. Имена Днепровских порогов . 147VIII. Заключение 163К вопросу о летописных легендах и происхождении Русского государственного быта 179
О СЛАВЯНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ДУНАЙСКИХ БОЛГАР ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИСТОРИЧЕСКИЕI. Теория Энгеля и Тунмана. Венелин и Шафарик. Названия Гунны и Болгаре. Путаница народных имен у средневековых летописцев 195II. Утургуры и Кутургуры Прокопия и Агафия .201III. Иорнанд. Манасия. Легенда Феофана и Никифора о разделении Болгар и их расселении .210
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕIV. Неверное мнение о характере Славян и превращении Болгар. Соседство с Уграми. Сила славянского движения 218V. Черты нравов и обычаев у Дунайских Болгар. Их одежда и наружность. Мнимая связь с Камскими Болгарами 226VI. Торговые договоры. Начало письменности и христианства у Болгар .234
БОЛГАРЕ И РУСЬ НА АЗОВСКОМ МОРЕI. Гунны-Болгаре в Тавриде и на Тамани. — Соседство с Херсоном, Боспором и Готией. — Первый христианский князь у таврических Болгар. — Действие византийской политики 267II. Сбивчивые мнения о Хазарах. — Пришлый турецкий элемент и туземный хазаро-черкесский. — Двойственный состав Аварского народа из Гуннов и Авар. — Отношения к Антам и Болгарам 276III. Союз Турко-Византийский. Посол Земарх у Дизавула. Валентин и Турксант. Покорение азовских Болгар и Тавриды 288IV. Древняя Болгария и Турко-Хазарское государство. — Второй христианский князь у Болгар. — Корсунцыи Юстиан Ринотмет. — Иудейство в Хазарии 299V. Хазарский Саркел, построенный для защиты от Печенегов и Руси. — Посольство Русского кагана в 839 году. — Ряд известий о Роксаланском или Русском народе от I до IX века включительно 310VI. Судовой путь из Киева в Азовское море и связи Днепровской Руси с Боспорским краем. — Угличи и Тиверцы суть племена Болгарские. — Черная Болгария и ее тожество с третьей группой Руссов у арабских писателей 324VII. Русская церковь по уставу Льва Философа. — Сказание о хазарской миссии Кирилла и Мефодия и его исторические данные. — Достоверность известия о славянских книгах, найденных в Корсуни 341VIII. Вопрос об изобретении славянских письмен. — Недостоверное сказание Храбра. — Одновременное существование кириллицы и глаголицы. — Принесение первой из Корсуня Кириллом и Мефодием. — Домыслы позднейших книжников. — Труды ученых славистов 354IX. Вывод о времени русского владычества в Черной Болгарии. — Известия о Руси в житиях св. Георгия и св. Стефана. — Свидетельство Таврического анонима и его предполагаемое отношение к Игорю. — Таматарха 369X. Географические известия Константина Багрянородного о Болгаро-Тмутраканском крае. — Девять Хазарских округов. — Русское Тмутраканское княжество и его судьбы .383
ОТВЕТЫ И ЗАМЕТКИI. К вопросу о названиях порогов и личных именах.Вообще о филологии норманистов 399II. Ответ В. Г. Васильевскому .412III. Ответ А. А. Кунику .424IV. Могильные данные в отношении к вопросу о Руси и болгарах 448V. Тмутраканская Русь г. Ламбина .458
ДАЛЬНЕЙШАЯ БОРЬБА О РУСИ И БОЛГАРАХИ гуннский ВОПРОС
ДАЛЬНЕЙШАЯ БОРЬБА О РУСИ И БОЛГАРАХI. Славяно-Балтийская теория 467II. К вопросу о болгарах 483III. О некоторых этнографических наблюдениях 503IV. Еще о происхождении Руси 514V. Специальные труды по начальной русской истории 535VI. Заключительное слово о народности руссов и болгар 555
ГУННСКИЙ ВОПРОСI. Пересмотр вопроса о гуннах 575II. Продолжение того же пересмотра 593III. Отчет о диспуте 30 декабря 1881 года 608IV. Отношение туранской истории к истории славянства .621
istoriofil.org.ua
История России (Иловайский)
Настоящим томом автор заканчивает времена первой Русской династии, которую можно назвать или по имени Игоря Старого, т.е. первого исторически известного её родоначальника, или по имени Владимира Великого и Святого, т.е. самого выдающегося из ранних Игоревичей. За прекращением сей династии следует перелом в Русской политической жизни, известный под именем Смутного времени. Этот бурный период отделяет древнюю Русь от новой, первую династию от второй, Игоревичей от Романовых. Хотя внешними формами быта общественного, на первый взгляд, XVII век мало отличается от XVI-гo, однако, присматриваясь ближе, мы видим уже некоторые довольно существенные перемены. На переднем плане тут представляется значительно более развившееся государственное начало. Старая династия хотя и собрала воедино большую часть раздробленных русских земель, однако она до самого конца не могла отрешиться от системы уделов. Последний удельный князь, царевич Димитрий Углецкий, погиб почти одновременно с прекращением самой династии. После означенного бурного перелома это явление уже более не повторяется в Русской истории. Укрепленное особенно трудами Ивана III и Василия III, патриархальное и вместе строгое самодержавие Московское при Ивана IV, как мы видим, приняло характер восточной деспотии или жестокой ничем не умеряемой тирании. При второй династии это самодержавие является уже с более мягкими чертами, с более общественным и государственным значением. Тем не менее всякий истинно-русский человек с чувствами признательности и уважения должен вспоминать о первой династии, вместе с которой Русский народ, на глазах истории, пережил более шести веков своего существования, исполненных и великих дел, и великих бедствий; под водительством которой он сложился в могучую нацию, приобрёл обширную территорию и занял подобающее ему место среди других исторических народов Европы и целого шара.
Наука Русской истории несомненно делает большее успехи. Особенно в последнюю эпоху выступило на её поприще много молодых, свежих сил. Исторический материал, благодаря по преимуществу усердным поискам в архивах и книгохранилищах, растет не по дням, а по часам. Хотя разработка этого материала далеко отстает от его роста, однако и на этом поле видим немало деятелей, которые своими трудами подвигают вперед, так сказать, детальную обработку Отечественной истории. Постоянно появляются на свет монографии и изследования по разным отделам нашей специальности. Некоторыми из самых новейших детальных работа автор успел воспользоваться только в примечаниях к настоящему тому. А некоторые бытовые стороны русской жизни, представляя тесную связь XVI века с XVII, имеют быть разсмотренными в следующем томе.
maxima-library.org
Реферат - Дмитрий Иванович Иловайский
РЕФЕРАТ на тему:
«ДмитрийИванович Иловайский»
СОДЕРЖАНИЕ:
Глава 1. Биография Д. И. Иловайского
Глава 2. Исторические взгляды Д.И.Иловайского
Глава 3. Вклад Д.И.Иловайского в развитие историографии
Список литературы
Глава 1. Биография Д.И.Иловайского
Крупныйрусский историк, педагог, публицист, общественный деятель Дмитрий ИвановичИловайский родился 24 февраля (по старому стилю 11 февраля) 1832 г. вг.Раненбурге Рязанской губернии. Отец его, Иван Михайлович, был приписан кмещанам Козловского уезда Тамбовской губернии. Движимого и недвижимогоимущества у семьи не было. Отец то был управляющим имением, то служил в конторепо управлению мельницами, то перебивался случайными заработками.
В Раненбургском уездном училищеотметили способности мальчика и рано проявившуюся склонность к истории.Инспектирующий училище (видимо, это был будущий директор Рязанской гимназии,талантливый педагог Ф.И. Шиллинг), выслушав ответ ученика, удивился: тот зналне только параграфы учебника, но и предисловие. Встретившись с его родителями,он посоветовал отдать мальчика в гимназию. Стоило это очень дорого, но семьярешилась пойти на расходы.
В августе 1843 г. Иловайский взошелпо ступеням самого красивого здания в городе — Первой мужской гимназии (нынездание сельскохозяйственной академии). Там тоже оценили способности ученика, ипедагогический совет рекомендовал его на историко-филологический факультетМосковского университета.
Студентом Иловайский прошел лучшую вРоссии историческую школу. На формирование его взглядов, жизненных установокнаибольшее влияние оказали самые авторитетные историки — С.М. Соловьев, Т.Н.Грановский, яркие историки литературы Ф.И. Буслаев и С.П. Шевырев.
По знаниям и успехам в наукахДмитрий Иловайский был среди первых студентов университета. Крымская война чутьне изменила его судьбу: на выпускном курсе он пытается уйти в действующую армию. Но безжалостный диагноз — начинающийся туберкулез — исключает военную службу. Только в следующую войну1877-1878 гг. он попал на фронт, но не солдатом, а уже известным историком. Былпод Плевной, ходил под пулями по русским укреплениям, видел изнанку войны,слышал крики и стоны солдат в госпитале, встречался с прославленным генераломМ.Д. Скобелевым.
Но это спустя 20 лет. А в ноябре 1854г. Иловайский получил назначение «старшим учителем по предметуистории» в свою родную гимназию. Почти четыре года были наполненынапряженным преподавательским трудом, научными поисками, путешествиями по рязанскимдревностям, публикациями статей в местной и столичных газетах, сдачеймагистерских экзаменов и подготовкой диссертации. В Рязани были начаты первые16 работ, в том числе сразу замеченная научной общественностью «ИсторияРязанского княжества». Этот труд, удостоенный Уваровской премии Академиинаук, ценится и в настоящее время. Рязанская историография обязана Иловайскомуважными публикациями по истории культуры: об открытии в Рязани публичнойбиблиотеки, истории Рязанской гимназии. Он ввел в высокую науку имена рязанскихисториков Т.Воздвиженского, А.Пискарева, археолога Д.Тихомирова, определил фактсуществования погибших рязанских летописей. Иловайский — родоначальникрегиональной историографии и автор первого очерка о рязанской старине. Задача,которую Дмитрий Иванович ставил в первом своем труде — изучать духовную жизньнарода, его предания, песни, поверья, легенды, — актуальна и для современныхисториков.
В Рязани он познакомился с М.Е.Салтыковым-Щедриным и входил в кружок местных либералов, горячо обсуждавшихгрядущие реформы по освобождению крестьян. Трудолюбивого учителя заметили вМосковском учебном округе и перевели в лучшую тогда 3-ю московскую гимназию. Переехав в Москву, Иловайский не прерывал связи с Рязанщиной, посылал своикниги, которые бережно сохранила научная библиотека Рязанского краеведческогомузея-заповедника. В его трудах отражены два приезда в Рязань: в 1881 и 1895годах. Историк делал главный доклад на праздновании 800-летия Рязани, былпочетным членом Рязанской ученой архивной комиссии. Всю жизнь Иловайскийсотрудничал с однокашником по Рязанской гимназии и Московскому университету,издателем «Русского архива» П.И. Бартеньевым. Именно в Рязанскойгимназии у Дмитрия Ивановича родилась мысль о создании новых книг по истории.Иловайский создал несколько учебников по российской и всеобщей истории, которыевыходили с 1860 до 1916 г. Он осуществил более двухсот изданий своих пособий — случай в педагогической практикеуникальный. Учебники, как и другие труды Иловайского, после длительногоперерыва были переизданы недавно, в 90-е годы XX века. Иловайский преподавалнекоторое время в Московском университете, но в 1862 г. оставил службу ипосвятил всю свою жизнь науке, публицистике и изданию учебников. Более 30 летон работал над многотомником «История России», много сделал дляизучения славянства. Докторская диссертация Дмитрия Ивановича была посвященаГродненскому сейму — последнему сейму Речи Посполитой. Интересны и егобиографические работы о просветителях XVIII в. — замечательной русской женщине,главе двух академий Е.Р. Дашковой и знаменитом издателе Н.И. Новикове. Отмечая литературные достоинства трудов Д.И. Иловайского, К.Н. Бестужев-Рюминписал, что «после Карамзина никто ближе Иловайского не подходил к томухудожественному началу, к которому должен стремиться историческийписатель».
Д.И.Иловайский умер в 1920 году. Последниегоды жизни он подвергался критике за свои учебники и некоторые теории игипотезы. Но даже самые откровенные его недоброжелатели отмечали живость языка,яркость и образность изложения, передачу истории в лицах, героику и патриотизм.Современные читатели найдут в его книгах много интересного, а в личности самогоисторика немало поучительного.
Глава 2. Исторические взгляды Д.И.Иловайского
Историк Дмитрий Иванович Иловайскийне был склонен к глубоким историческим обобщениям, но писал свои сочинения таклегко и интересно, что нередко увлекался и сам. Прославился Иловайский какавтор десятки раз переиздававшихся учебников по всеобщей и русской истории. Онтакже является автором ряда статей.
Дмитрий Иванович Иловайский довольноподробно изучил произведение «Слово о полку Игореве». Первым выступлениемИловайского в печати на тему «Слова…»был отклик на статью Ф. И. Буслаева «Русскаяпоэзия XI и начала XII в.», в которой «Слово..» рассматривается как поэтическое произведение, сохранившее мифологию игероический эпос русского народа более ранней поры. И., высоко оценивая трудБуслаева, обратился к другой проблеме.Он доказывал, что «Слово…» является произведением, свидетельствующим о наличиив XII в. развитой традиции княжеско-дружинной поэзии, и что автор его былкняжеским певцом из придворной среды. В конце статьи Дмитрий Иванович сравнивает текст «Слова…», где говорится о Бояне, с отрывками из ЖитияФеодосия, игумена Печерского. Мысли,высказанные относительно «Слова…» в1859, развиты были Иловайским в его«Истории России», в разделе, озаглавенном, «Поэзия, придворные певцы». В ЮжнойРуси было традиционным исполнять хвалебные песни князьям в связи с ихподвигами. Так, галичане в 1221 приветствовали своего освободителя МстиславаУдалого, это известие сохранилось в Летописи Длугоша. Придворным певцом былБоян, который прославлял Ярослава и Мстислава Владимировичей, РоманаСвятославича. В Галицко-Волынской летописи под 1241 Митуса назван «словутным певцом».«Высоким поэтическим даром» наделен был неизвестный автор «Слова…». По мнениюИловайского, он был дружинником, книжно-образованным человеком, но умевшимпользоваться народными преданиями: руссский княжеский род — потомок Дажь-Бога, Боян и вообще певецназывается внуком бога Велеса, ветры — внуки Стрибога, Солнце называется Хорсом. Он служилчерниговско-северскому колену князей, в то время как Киевская летопись(Выдубицкий свод) прославляла Мономаховичей. У автора «Слова…», представителяпридворно-княжеской поэзии, народ («черные люди») остается в тени. На странице 557—559 «Истории России» Иловайский даетперечень трудов по «Слову…», вышедших в 1876—79. Здесь жеДмитрий Иванович возражает М. А. Максимовичу, которыйсчитал Митусу церковным певцом,добавляет пример придворно-дружинного эпоса в Ипат. лет. под 1201, гдеговорится о начале княжения Романа Волынского, в ней же под 1251 по поводупобеды Даниила и Василька над ятвягами сказано — «И песнь славну пояху има».
В 1873 И. опубликовал статью, посвящ.толкованию текста «Слова…» «… дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати… итебѣ, тьмутораканьскый блъванъ». И.обращает в этой связи внимание на то, что среди славянских слов с корнем «бал»имеется польское слово «bałwan», которое одновременно означает чурбан иволну. Это слово, как предполагает Иловайский, в древнеславянском языке также имело значение волны иупотреблялось в этом первонач. значении и на Руси (это мнение со ссылкой на О.Сенковского возродит впоследствии А. Мазон. См. Болван). «Тмутараканский болван» вконтексте «Слова…», по мнению Иловайского, можно перевести как «Тмутараканскийпролив». В следующем году Дмитрий Иванович откликнулся на появившуюся статью Н.Ламбина «О Тмутороканской Руси». В своем отзыве он с позиции противниканорманизама выступил с резкой критикой рассуждений Ламбина о Тмутаракани. Племя таврических готов, уцелевшее в южной горнойчасти Крыма, исповедовало христианство; их нравы, как полагает Иловайский,должны были отличаться от языческой Руси. Поэтому «их недружелюбное отношение кРуси слышится еще в XII веке, в Слове о полку Игореве».
В книге «Разыскания о начале Руси»,посвященной. критике норманнской теории происхождения Руси, Иловайский наряду слетописными материалами пользовался «Словом…» как достоверным источником. Так, он отметил,что в «Слове…» нет намека на призваниеваряжских князей, хотя упоминается о веке Трояна, называются имена князей,которых нет в летописях. О Тмутаракани в летописях упоминается вскользь, а в «Слове…»о ней говорится как о части Русской земли, но отрезанной от нее половцами.Автор «Слова о полку Игоревом» знал о готах, проживавших на южном берегу Крыма,поэтому и упоминает о готских девах. И. предполагал, что пределыТмутараканского княжества на севере почти примыкали к Чернигово-Северскойземле, поэтому для автора «Слова…» памятны связи с Тмутараканью. Как возражениенорманистам о западном происхождении Руси Иловайский указал на славянское происхождение многихназваний («карна» — «печаль», «беда», «Боян» —от слова «баять», «вещать», «Дажь-бог» — «бог воды», «Хорс» — «хороший», «были» — «бояре», «каган» — наименование доверенных лици др.). В небольшой статье «Воспоминание о Галиче на Днестре» Иловайскийкомментирует текст «Слова…» о Ярославе Осмомысле: «Высоко сѣдишина своемъ златокованнѣмъ столѣ, подперъ горы Угорскыи своими желѣзнымиплъки». Исторические иархеологические данные свидетельствуют отом, что Галицкий кремль, находясь на высоком холме, господствовал над долинойс рекой, а береговые холмы, являющиеся отрогами Карпат, на которых стоялиполки, «представляются как бы подпирающими сами Карпаты». И. заключает, что этоявляется подтверждением тому, насколько хорошо автор «Слова…» знал современнуюему Русь, особенно южную.
Как я уже говорила, Дмитрий ИвановичИловайский был ярым противником норманнской теории, а также чрезвычайноскептически относился к летописным известиямо ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчастинастроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайскийнаходит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигалТмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (ксередине X века) Д.И.Иловайский отрицал возможность свободного передвижения поней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой,военной и политической жизни страны.
Гораздо слабее попытки Иловайскогоотожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов — попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях.Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в «Разысканиях оначале Руси» (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемыхдополнительных полемиках (М., 1886 и 1892).
Обширная «История России»Иловайского стала выходить с <st1:metricconverter ProductID=«1876 г» w:st=«on»>1876 г</st1:metricconverter>. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 — 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком«Петр Великий и царевич Алексей» начал в «Кремле» печатаниесерии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В«Истории», как и в специальных трудах, Иловайский малоостанавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа;он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; егорассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. поройспособствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к«Истории» богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее втексте. О крещении Владимира он рассказывает по летописи, не привлекаяизвестных ему трудов Васильевского и Розена. Дмитрий Иванович, отмечая близостьВладимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимаетэтого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный духвообще слабеет в «Истории». Она занимает, однако, видное место влитературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все частирусского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как исеверо-восточной.
Учебники Иловайского по всеобщей ирусской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но частострадают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками,отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории)тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно икрайне националистически. В <st1:metricconverter ProductID=«1897 г» w:st=«on»>1897 г</st1:metricconverter>. он приступил к изданию собственного органа«Кремль», исключительно наполняемого его произведениями. Он осуждаетнемецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает противученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики,чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели кнепопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению егозначительных заслуг в области русской истории.
Глава 3. Вклад Д.И.Иловайского висториографию
Вклад Дмитрия Ивановича вотечественную историографию достаточно весом. Несмотря на то, что многие егоучебники по всемирной и отчественной истории носят более художественныйхарактер, нежели научный, по ним изучалапрошлое своего отечества и вообще мира вся образованная Россия в конце19 – начала 20 веков.
Учебники Д.И.Иловайского, занимавшиев 1870-1880-е гг. монопольное положение в средней школе и доминировавшие вплотьдо конца века, отличались четкой монархической и национал-патриотической направленностью.Это вполне соответствовалосодержанию общего среднего образования и задачам систематического курса историитого времени.
Однако к концу XIX века начались“крестовые походы” в Ученом комитете образования и печати на учебникиД.И.Иловайского со стороны В.В.Розанова, А.С.Суворина, П.Г.Виноградова и многихдругих. Против него выдвигалосьобвинение в недостаточном подчеркивании роли социально-экономического факторапри объяснении эволюции государственных институтов, а также перенесение вучебники своих великодержавных воззрений.
В своих работах по истории отечества,Д.И.Иловайский опирался на многие взгляды Н.М.Карамзина (можно даже сказать наего историческую концепцию). ПодобноКарамзину, Иловайский считал, что история народа — это история развития егогосударственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях ивождях.
В заключение необходимо сказать,что работы Д.И.Иловайского привлекалиинтерес не только детей, но и взрослых из-за живости языка и яркости изложения, атакже из-за передачи истории черезличности, творившие ее.
Список литературы:
1.<span Times New Roman"">
Бабич И.В. Иловайский ДмитрийИванович (1832-1920) // Историки России. Биографии. М., 20012.<span Times New Roman"">
БабичИ.В. О Д.И. Иловайском и его учебниках // Иловайский Д.И. Краткие очеркирусской истории. В 2х ч. М., 1992. Ч.1.3.<span Times New Roman"">
Большая Советская Энциклопедия, М., 1956. Том 13-204.<span Times New Roman"">
Историографияистории России до 1917 года: Учебник для студентов высших учебных заведений: В двух томах. Т. 2 /Под ред. М.Ю. Лачаевой.- М.: Владос, 20035.<span Times New Roman"">
Л.Чекурин «Русский историкД.И.Иловайский: к 170-летию со дня рождения» //Рязанские ведомости, 2002, № 56.<span Times New Roman"">
www.yandex.ruwww.ronl.ru