Электронная книга: Николай Карамзин «Россия. Иллюстрированная история». Россия иллюстрированная история
Иллюстрированная Россия — Википедия РУ
Все 748 номеров журнала, вышедших за 15 лет существования, представляют монументальную летопись, свидетельствующую обо всех сторонах жизни русской эмиграции в широких географических пределах (Европа, Дальний Восток, Америка, Австралия, Африка, Филиппины, Южная Америка, Индия, Цейлон, Япония, Абиссиния, Парагвай). На своих страницах журнал открывает, отражает, рисует, фотографирует, свидетельствует, повествует в беллетристике, поэзии, воспоминаниях, исторических очерках, репортажах об общественно-политической, обыденно-бытовой, культурно-просветительной, исторической и злободневной жизни всего русского зарубежья. Общее направление журнала можно охарактеризовать как либеральное.
По инициативе журнала «Иллюстрированная Россия» в 1926 году был проведен первый конкурс красоты, его победительница Лариса Попова получила титул «Королева русской колонии Парижа». А с 1929 года конкурс стал называться «Мисс Россия»[3].
Раздел «Литература» (беллетристика, поэзия)
С первых же дней основания журнала на его страницах печатаются крупнейшие писатели и поэты эмиграции. Привести их полный список невозможно, так как участвовали практически все пишущие за рубежом: Куприн, Бунин, С. Черный, Н. Тэффи, Ремизов, Зайцев, Шмелёв, Чириков, Гиппиус, Мережковский, Осоргин, Б. Савинков, И. Савин, И. Одоевцева, Г. Иванов, В. Ходасевич, Г. Евангулов, Л. Зуров, С. Юшкевич, Н. Н. Брешко-Брешковский, А. Толстой, М. Алданов, И. Лукаш, Георгий Песков и многие-многие другие. Особое внимание редакторы обращали на русскую литературу, выходившую в СССР. Благодаря «Иллюстрированной России» читатели смогли познакомиться с творчеством Зощенко, Катаева, Бабеля, Шишкова, С. Есенина, Пильняка, К. Чуковского, В. Инбер, Ю. Олеши, М. Булгакова, К. Федина и многих других.
Раздел «Литературные воспоминания»
Материалы о жизни русских классиков — А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева и других. Не был забыт ни один юбилей, причем очень часто печатались автографы и рукописные материалы, найденные за границей и не известные в России.
Раздел «История»
Исторические очерки, воспоминания и материалы по военной истории, истории русского права, истории государства Российского (воспоминания крупнейших государственных деятелей), русский скаутизм, русское старообрядчество, русская наука, философия и богословие, русский спорт. Среди авторов можно назвать широко известные имена: М. Карабчевский (Союз Адвокатов), граф Коковцев, генерал Деникин, Чебышёв, Г. Б. Слиозберг, В. Л. Бурцев, П. Милюков, А. Кизеветтер, граф Игнатьев, А. Ф. Керенский и многих-многих других.
Раздел «Русская художественная жизнь»
Богатейшие материалы о русских художниках и художественной жизни зарубежья. Репортажи из мастерских Бенуа, Б. Григорьева, Н. Д. Миллиоти, в гостях у И. Билибина, Репина в «Пенатах». Материалы о творческих и персональных выставках А. Яковлева, А. Дюшена, А. Арапова, С. Сорина, А. Архипенко, К. Сомова, Б. Гликмана, Пожедаева, Н. Гончаровой и М. Ларионова, К. Коровина, З. Серебряковой, К. Терешкевича, Ивана Пуни, Сергея Маковского, Г. Лукомского… Материалы о юбилейной выставке Н. П. Богданова-Бельского, на вернисаже «Мира Искусства». Об участии русских художников в Салонах «Осеннем» и «Независимых», о выставке передвижников в Праге и о русских художниках в США.
Раздел «Бытовая и ежедневная жизнь эмиграции»
В журнале освещалась жизнь русских землячеств в столицах и в глубокой провинции зарубежья, жизнь русских студентов, врачей, шоферов, рабочих, деятельность русских ассоциаций и союзов, забота о русских инвалидах, сиротах и стариках, деятельность Союза русских зарубежных писателей и журналистов и пр.
Русские рестораны, конторы, аптеки, гимназии и поликлиники, русская реклама, сиротские и старческие дома, русские высшие учебные заведения и курсы, жизнь различных меньшинств и объединений (казаки, калмыки, терцы, украинцы, белорусы) в столицах и глубоких провинциях, в диких условиях джунглей и высокой цивилизации, русские кинотеатры, артисты, русские музыкальные сезоны (опера и балет), морские объединения (кают-кампании), русские фермеры и сельское хозяйство.
Сухарева Н., авт.-сост. | Иллюстрированная история государства Российского | Иллюстрированная история Древней Руси, Московского государства и Российской империи от призвания на княжение Рюрика до последнего русского императора Николая II. Книга оформлена миниатюрами из… — Олма-пресс, (формат: 331.00mm x 246.00mm x 30.00mm, 448 стр.) Подробнее... | 2015 | 1394 | бумажная книга |
Сухарева Н. | Иллюстрированная история государства Российского | Иллюстрированная история Древней Руси, Московского государства и Российской империи от призвания на княжение Рюрика до последнего русского императора Николая II.. Книга оформлена миниатюрами из… — Олма Медиагрупп, (формат: Дутая, 448 стр.) Подробнее... | 2015 | 1503 | бумажная книга |
Сухарева Н. | Иллюстрированная история государства Российского | Иллюстрированная история Древней Руси, Московского государства и Российской империи от призвания на княжение Рюрика до последнего русского императора Николая II.. Книга оформлена миниатюрами из… — Олма Медиагрупп, (формат: Дутая, 448 стр.) Подробнее... | 2015 | 2532 | бумажная книга |
Сухарева Н.В. | Иллюстрированная история государства Российского | В этой книге история Российского государства предстает в своем зримом образе — так, как ее изображали в летописных миниатюрах, так, как ее видели исторические живописцы — от малоизвестных художников… — ОЛМА Медиа Групп, (формат: 84x108/32, 304 стр.) Великая Россия Подробнее... | 2015 | 1276 | бумажная книга |
Сухарева Н. В. | Иллюстрированная история государства российского | В этой книге история Российской империи предстает в своем зримом образе, так как ее изображали в летописных миниатюрах, так как ее видели исторические живописцы - от малоизвестных художников той или… — ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, (формат: 84x108/32, 304 стр.) Подарочные издания. Великая Россия Подробнее... | 2015 | 1787 | бумажная книга |
Иллюстрированная история государства российского | — (формат: 60x84/8, 384 стр.) Подробнее... | 2015 | 1236 | бумажная книга | |
Бутромеев В.П. | Иллюстрированная история государства российского (кожа) | В этой книге история Российского государства предстает в своем зримом образе — так, как ее изображали в летописных миниатюрах, так, как ее видели исторические живописцы — от малоизвестных художников… — Олма-пресс, (формат: 70х100/8, 448 стр.) подарочное издание. великая россия Подробнее... | 2015 | 4455 | бумажная книга |
Бутромеев В.П. | Иллюстрированная история государства российского (короб) | В этой книге история Российской империи предстает в своем зримом образе, так как ее изображали в летописных миниатюрах, так как ее видели исторические живописцы - от малоизвестных художников той или… — Олма-пресс, (формат: 70х100/8, 448 стр.) подарочное издание. великая россия Подробнее... | 2015 | 2145 | бумажная книга |
Иллюстрированная история государства российского (кожа) | — (формат: 60x84/8, 384 стр.) Подробнее... | 2015 | 3926 | бумажная книга | |
Иллюстрированная история государства российского (короб) | — (формат: 60x84/8, 384 стр.) Подробнее... | 2015 | 1891 | бумажная книга | |
Карамзин, Николай Михайлович | Иллюстрированная история для детей | «История государства Российского» — значительный исторический труд, произведение, ставшее крупным явлением в русской художественной прозе. Его автор, выдающийсярусский писатель, историк и публицист… — АСТ, (формат: 287.00mm x 218.00mm x 18.00mm, 239 стр.) самая полная энциклопедия Подробнее... | 2016 | 459 | бумажная книга |
Иллюстрированная история России. До Петра Великого | Эта книга представляет собой краткое изложение русской истории от первых славянских поселений до эпохи Петра I. В основу повествования положен классический труд первого русского историографа Н. М… — Ленинградская галерея, (формат: 84x108/32, 304 стр.) Подробнее... | 1993 | 60 | бумажная книга | |
Иллюстрированная история России | Эта книга представляет собой краткое изложение русской истории от первых славянских поселений до эпохи Петра I. В основу повествования положен классический труд первого русского историографа Н. М… — Ленинградская галерея, (формат: 84x108/32, 303 стр.) Подробнее... | 1994 | 60 | бумажная книга | |
Карамзин, Николай Михайлович | Россия. Иллюстрированная история | «История государства Российского» была написана выдающимся русским писателем и историографом Н. М. Карамзиным в первой половине XIX века по инициативе издателя А. Прево. Составителем текста выступил… — АСТ, (формат: 288.00mm x 214.00mm x 30.00mm, 384 стр.) иллюстрированная история российской империи Подробнее... | 2016 | 1025 | бумажная книга |
Н. М. Карамзин | Россия. Иллюстрированная история | "История государства Российского" была написана выдающимся русским писателем и историографом Н. М. Карамзиным в первой половине XIX века по инициативе издателя А. Прево. Составителем текста выступил… — АСТ, (формат: 60x84/8, 384 стр.) Иллюстрированная история Российской империи Подробнее... | 2016 | 804 | бумажная книга |
Сухарева Н., авт.-сост. | Иллюстрированная история государства Российского | Иллюстрированная история Древней Руси, Московского государства и Российской империи от призвания на княжение Рюрика до последнего русского императора Николая II. Книга оформлена миниатюрами из… — Олма-пресс, (формат: 331.00mm x 246.00mm x 30.00mm, 448 стр.) Подробнее... | 2015 | 1394 | бумажная книга |
Сухарева Н. | Иллюстрированная история государства Российского | Иллюстрированная история Древней Руси, Московского государства и Российской империи от призвания на княжение Рюрика до последнего русского императора Николая II.. Книга оформлена миниатюрами из… — Олма Медиагрупп, (формат: Дутая, 448 стр.) Подробнее... | 2015 | 1503 | бумажная книга |
Сухарева Н. | Иллюстрированная история государства Российского | Иллюстрированная история Древней Руси, Московского государства и Российской империи от призвания на княжение Рюрика до последнего русского императора Николая II.. Книга оформлена миниатюрами из… — Олма Медиагрупп, (формат: Дутая, 448 стр.) Подробнее... | 2015 | 2532 | бумажная книга |
Сухарева Н.В. | Иллюстрированная история государства Российского | В этой книге история Российского государства предстает в своем зримом образе — так, как ее изображали в летописных миниатюрах, так, как ее видели исторические живописцы — от малоизвестных художников… — ОЛМА Медиа Групп, (формат: 84x108/32, 304 стр.) Великая Россия Подробнее... | 2015 | 1276 | бумажная книга |
Сухарева Н. В. | Иллюстрированная история государства российского | В этой книге история Российской империи предстает в своем зримом образе, так как ее изображали в летописных миниатюрах, так как ее видели исторические живописцы - от малоизвестных художников той или… — ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, (формат: 84x108/32, 304 стр.) Подарочные издания. Великая Россия Подробнее... | 2015 | 1787 | бумажная книга |
Иллюстрированная история государства российского | — (формат: 60x84/8, 384 стр.) Подробнее... | 2015 | 1236 | бумажная книга | |
Бутромеев В.П. | Иллюстрированная история государства российского (кожа) | В этой книге история Российского государства предстает в своем зримом образе — так, как ее изображали в летописных миниатюрах, так, как ее видели исторические живописцы — от малоизвестных художников… — Олма-пресс, (формат: 70х100/8, 448 стр.) подарочное издание. великая россия Подробнее... | 2015 | 4455 | бумажная книга |
Бутромеев В.П. | Иллюстрированная история государства российского (короб) | В этой книге история Российской империи предстает в своем зримом образе, так как ее изображали в летописных миниатюрах, так как ее видели исторические живописцы - от малоизвестных художников той или… — Олма-пресс, (формат: 70х100/8, 448 стр.) подарочное издание. великая россия Подробнее... | 2015 | 2145 | бумажная книга |
Иллюстрированная история государства российского (кожа) | — (формат: 60x84/8, 384 стр.) Подробнее... | 2015 | 3926 | бумажная книга | |
Иллюстрированная история государства российского (короб) | 2015 | 1891 | бумажная книга | ||
Карамзин, Николай Михайлович | Иллюстрированная история для детей | «История государства Российского» — значительный исторический труд, произведение, ставшее крупным явлением в русской художественной прозе. Его автор, выдающийсярусский писатель, историк и публицист… — АСТ, (формат: 287.00mm x 218.00mm x 18.00mm, 239 стр.) самая полная энциклопедия Подробнее... | 2016 | 459 | бумажная книга |
Иллюстрированная история России. До Петра Великого | Эта книга представляет собой краткое изложение русской истории от первых славянских поселений до эпохи Петра I. В основу повествования положен классический труд первого русского историографа Н. М… — Ленинградская галерея, (формат: 84x108/32, 304 стр.) Подробнее... | 1993 | 60 | бумажная книга | |
Иллюстрированная история России | Эта книга представляет собой краткое изложение русской истории от первых славянских поселений до эпохи Петра I. В основу повествования положен классический труд первого русского историографа Н. М… — Ленинградская галерея, (формат: 84x108/32, 303 стр.) Подробнее... | 1994 | 60 | бумажная книга | |
Карамзин, Николай Михайлович | Россия. Иллюстрированная история | «История государства Российского» была написана выдающимся русским писателем и историографом Н. М. Карамзиным в первой половине XIX века по инициативе издателя А. Прево. Составителем текста выступил… — АСТ, (формат: 288.00mm x 214.00mm x 30.00mm, 384 стр.) иллюстрированная история российской империи Подробнее... | 2016 | 1025 | бумажная книга |
Н. М. Карамзин | Россия. Иллюстрированная история | "История государства Российского" была написана выдающимся русским писателем и историографом Н. М. Карамзиным в первой половине XIX века по инициативе издателя А. Прево. Составителем текста выступил… — АСТ, (формат: 60x84/8, 384 стр.) Иллюстрированная история Российской империи Подробнее... | 2016 | 804 | бумажная книга |
dic.academic.ru
Николай Карамзин. Россия. Иллюстрированная история
Николай Карамзин
Никола́й Миха́йлович Карамзи́н (1 (12) декабря 1766, с. Михайловка (Преображенское) Бузулукского уезда Симбирской губернии (по другим данным — с. Богородское Симбирского уезда Симбирской губернии) — 22 мая (3 июня) 1826, Санкт-Петербург) — русский историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1816—1829 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).
Биография
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 г. в селе Михайловка (ныне Бузулукский район Оренбургской области). Вырос в усадьбе отца, Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного симбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шатена, одновременно посещая лекции в Университете.
Начало карьеры
В 1783 по настоянию отца поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом масонской ложи «Дружеское ученое общество»[1].
В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение».
В 1778 г. Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. ШаДена.
Поездка в Европу
В 1789—1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведет свой отсчет современная русская литература.
Знаменитой стала фраза: «Воруют..», произнесённая Карамзиным во время этой поездки в ответ на вопрос соотечественника о родине. В изложении Сергея Довлатова[2] этот исторический анекдот звучит так:
Двести лет назад историк Карамзин побывал во Франции. Русские эмигранты спросили его:— Что, в двух словах, происходит на родине?Карамзину и двух слов не понадобилось.— Воруют, — ответил Карамзин…
Писатель и историк
По возвращении из поездки Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791—1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.
Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.
С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., получив звание историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России», в которой явно просматривалось недовольство ходом либеральных реформ. Ровно до середины текст представлял собой экскурс в историю Руси, тогда как во второй части рассматривалось современное историку царствование Александра I. Это произведение играло также роль набросков к последующему огромному труду по русской истории. В 1816 Карамзин выпустил первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. «Тенденциозно-монархическое» освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царем, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убежденным сторонником абсолютной монархии.
Незаконченный XII том был издан после его смерти.
Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади…
Карамзин-писатель
Сентиментализм
Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791—1792) и повести «Бедная Лиза» (1792; отдельное издание 1796) открыли в России эпоху сентиментализма.
Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, — ещё более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмёт рубля.— Для чего же?— Мне не надобно лишнего.— Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Когда же ты не берёшь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.
Поэзия Карамзина
Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:
Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.
«Кто же милая твоя?» Я стыжусь; мне, право, больно Странность чувств моих открыть И предметом шуток быть. Сердце в выборе не вольно!.. Что сказать? Она… она. Ах! нимало не важна И талантов за собою Не имеет никаких; … Странность любви, или бессонница (1793)Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признает наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:
Один голос Страшно в могиле, хладной и темной! Ветры здесь воют, гробы трясутся, Белые кости стучат. Другой голос Тихо в могиле, мягкой, покойной. Ветры здесь веют; спящим прохладно; Травки, цветочки растут. Кладбище (1792)Реформа языка Карамзина
Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.
Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «промышленность»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.
Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения . Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввел Карамзин.
Карамзин — историк
Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.
«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную <…> Древняя Русь, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Это произведение вызвало также и волну подражаний и противопоставлений (например, «История русского народа» Н. А. Полевого)
В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.
В своей известной эпиграмме А. С. Пушкин так оценил труды Карамзина по истории России:
В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья И прелести кнута.[3]Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади (1818).
Адреса в Санкт-Петербурге
- Весна 1816 года — дом Е. Ф. Муравьевой — набережная реки Фонтанки, 25;
- весна 1816—1822 — Царское Село, Садовая улица, 12;
- 1818 — осень 1823 года — дом Е. Ф. Муравьевой — набережная реки Фонтанки, 25;
- осень 1823—1826 — доходный дом Мижуева — Моховая улица, 41;
- весна — 22.05.1826 года — Таврический дворец — Воскресенская улица, 47.
Труды Н. М. Карамзина
- История государства Российского (12 томов, до 1612 года, библиотека Максима Мошкова)
- Стихотворения
- Карамзин, Николай Михайлович в библиотеке Максима Мошкова
- Николай Карамзин в Антологии русской поэзии
- Карамзин, Николай Михайлович «Полное собрание стихотворений». Библиотека ImWerden.(См. на этом сайте и другие произведения Н. М. Карамзина.)
- Карамзин, Николай Михайлович «Письма Ивану Ивановичу Дмитриеву» 1866 — факсимильное переиздание книги
- «Вестник Европы», издаваемый Карамзиным, факсимильное pdf воспроизведение журналов.
- Николай Карамзин. Письма русского путешественника, М. «Захаров», 2005, информация об издании ISBN 5-8159-0480-5
- Н. М. Карамзин. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях
Ссылки
Литература
Источник: Николай Карамзин
dic.academic.ru
Николай Карамзин. Россия. Иллюстрированная история
Николай Карамзин
Никола́й Миха́йлович Карамзи́н (1 (12) декабря 1766, с. Михайловка (Преображенское) Бузулукского уезда Симбирской губернии (по другим данным — с. Богородское Симбирского уезда Симбирской губернии) — 22 мая (3 июня) 1826, Санкт-Петербург) — русский историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1816—1829 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).
Биография
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 г. в селе Михайловка (ныне Бузулукский район Оренбургской области). Вырос в усадьбе отца, Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного симбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шатена, одновременно посещая лекции в Университете.
Начало карьеры
В 1783 по настоянию отца поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом масонской ложи «Дружеское ученое общество»[1].
В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение».
В 1778 г. Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. ШаДена.
Поездка в Европу
В 1789—1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведет свой отсчет современная русская литература.
Знаменитой стала фраза: «Воруют..», произнесённая Карамзиным во время этой поездки в ответ на вопрос соотечественника о родине. В изложении Сергея Довлатова[2] этот исторический анекдот звучит так:
Двести лет назад историк Карамзин побывал во Франции. Русские эмигранты спросили его:— Что, в двух словах, происходит на родине?Карамзину и двух слов не понадобилось.— Воруют, — ответил Карамзин…
Писатель и историк
По возвращении из поездки Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791—1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.
Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.
С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., получив звание историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России», в которой явно просматривалось недовольство ходом либеральных реформ. Ровно до середины текст представлял собой экскурс в историю Руси, тогда как во второй части рассматривалось современное историку царствование Александра I. Это произведение играло также роль набросков к последующему огромному труду по русской истории. В 1816 Карамзин выпустил первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. «Тенденциозно-монархическое» освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царем, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убежденным сторонником абсолютной монархии.
Незаконченный XII том был издан после его смерти.
Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади…
Карамзин-писатель
Сентиментализм
Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791—1792) и повести «Бедная Лиза» (1792; отдельное издание 1796) открыли в России эпоху сентиментализма.
Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, — ещё более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмёт рубля.— Для чего же?— Мне не надобно лишнего.— Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Когда же ты не берёшь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.
Поэзия Карамзина
Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:
Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.
«Кто же милая твоя?» Я стыжусь; мне, право, больно Странность чувств моих открыть И предметом шуток быть. Сердце в выборе не вольно!.. Что сказать? Она… она. Ах! нимало не важна И талантов за собою Не имеет никаких; … Странность любви, или бессонница (1793)Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признает наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:
Один голос Страшно в могиле, хладной и темной! Ветры здесь воют, гробы трясутся, Белые кости стучат. Другой голос Тихо в могиле, мягкой, покойной. Ветры здесь веют; спящим прохладно; Травки, цветочки растут. Кладбище (1792)Реформа языка Карамзина
Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.
Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «промышленность»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.
Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения . Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввел Карамзин.
Карамзин — историк
Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.
«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную <…> Древняя Русь, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Это произведение вызвало также и волну подражаний и противопоставлений (например, «История русского народа» Н. А. Полевого)
В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.
В своей известной эпиграмме А. С. Пушкин так оценил труды Карамзина по истории России:
В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья И прелести кнута.[3]Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади (1818).
Адреса в Санкт-Петербурге
- Весна 1816 года — дом Е. Ф. Муравьевой — набережная реки Фонтанки, 25;
- весна 1816—1822 — Царское Село, Садовая улица, 12;
- 1818 — осень 1823 года — дом Е. Ф. Муравьевой — набережная реки Фонтанки, 25;
- осень 1823—1826 — доходный дом Мижуева — Моховая улица, 41;
- весна — 22.05.1826 года — Таврический дворец — Воскресенская улица, 47.
Труды Н. М. Карамзина
- История государства Российского (12 томов, до 1612 года, библиотека Максима Мошкова)
- Стихотворения
- Карамзин, Николай Михайлович в библиотеке Максима Мошкова
- Николай Карамзин в Антологии русской поэзии
- Карамзин, Николай Михайлович «Полное собрание стихотворений». Библиотека ImWerden.(См. на этом сайте и другие произведения Н. М. Карамзина.)
- Карамзин, Николай Михайлович «Письма Ивану Ивановичу Дмитриеву» 1866 — факсимильное переиздание книги
- «Вестник Европы», издаваемый Карамзиным, факсимильное pdf воспроизведение журналов.
- Николай Карамзин. Письма русского путешественника, М. «Захаров», 2005, информация об издании ISBN 5-8159-0480-5
- Н. М. Карамзин. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях
Ссылки
Литература
Источник: Николай Карамзин
dic.academic.ru
Сухарева Н., авт.-сост. | Иллюстрированная история государства Российского | Иллюстрированная история Древней Руси, Московского государства и Российской империи от призвания на княжение Рюрика до последнего русского императора Николая II. Книга оформлена миниатюрами из… — Олма-пресс, (формат: 331.00mm x 246.00mm x 30.00mm, 448 стр.) Подробнее... | 2015 | 1394 | бумажная книга |
Сухарева Н. | Иллюстрированная история государства Российского | Иллюстрированная история Древней Руси, Московского государства и Российской империи от призвания на княжение Рюрика до последнего русского императора Николая II.. Книга оформлена миниатюрами из… — Олма Медиагрупп, (формат: Дутая, 448 стр.) Подробнее... | 2015 | 1503 | бумажная книга |
Сухарева Н. | Иллюстрированная история государства Российского | Иллюстрированная история Древней Руси, Московского государства и Российской империи от призвания на княжение Рюрика до последнего русского императора Николая II.. Книга оформлена миниатюрами из… — Олма Медиагрупп, (формат: Дутая, 448 стр.) Подробнее... | 2015 | 2532 | бумажная книга |
Сухарева Н.В. | Иллюстрированная история государства Российского | В этой книге история Российского государства предстает в своем зримом образе — так, как ее изображали в летописных миниатюрах, так, как ее видели исторические живописцы — от малоизвестных художников… — ОЛМА Медиа Групп, (формат: 84x108/32, 304 стр.) Великая Россия Подробнее... | 2015 | 1276 | бумажная книга |
Сухарева Н. В. | Иллюстрированная история государства российского | В этой книге история Российской империи предстает в своем зримом образе, так как ее изображали в летописных миниатюрах, так как ее видели исторические живописцы - от малоизвестных художников той или… — ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, (формат: 84x108/32, 304 стр.) Подарочные издания. Великая Россия Подробнее... | 2015 | 1787 | бумажная книга |
Иллюстрированная история государства российского | — (формат: 60x84/8, 384 стр.) Подробнее... | 2015 | 1236 | бумажная книга | |
Бутромеев В.П. | Иллюстрированная история государства российского (кожа) | В этой книге история Российского государства предстает в своем зримом образе — так, как ее изображали в летописных миниатюрах, так, как ее видели исторические живописцы — от малоизвестных художников… — Олма-пресс, (формат: 70х100/8, 448 стр.) подарочное издание. великая россия Подробнее... | 2015 | 4455 | бумажная книга |
Бутромеев В.П. | Иллюстрированная история государства российского (короб) | В этой книге история Российской империи предстает в своем зримом образе, так как ее изображали в летописных миниатюрах, так как ее видели исторические живописцы - от малоизвестных художников той или… — Олма-пресс, (формат: 70х100/8, 448 стр.) подарочное издание. великая россия Подробнее... | 2015 | 2145 | бумажная книга |
Иллюстрированная история государства российского (кожа) | — (формат: 60x84/8, 384 стр.) Подробнее... | 2015 | 3926 | бумажная книга | |
Иллюстрированная история государства российского (короб) | — (формат: 60x84/8, 384 стр.) Подробнее... | 2015 | 1891 | бумажная книга | |
Карамзин, Николай Михайлович | Иллюстрированная история для детей | «История государства Российского» — значительный исторический труд, произведение, ставшее крупным явлением в русской художественной прозе. Его автор, выдающийсярусский писатель, историк и публицист… — АСТ, (формат: 287.00mm x 218.00mm x 18.00mm, 239 стр.) самая полная энциклопедия Подробнее... | 2016 | 459 | бумажная книга |
Иллюстрированная история России. До Петра Великого | Эта книга представляет собой краткое изложение русской истории от первых славянских поселений до эпохи Петра I. В основу повествования положен классический труд первого русского историографа Н. М… — Ленинградская галерея, (формат: 84x108/32, 304 стр.) Подробнее... | 1993 | 60 | бумажная книга | |
Иллюстрированная история России | Эта книга представляет собой краткое изложение русской истории от первых славянских поселений до эпохи Петра I. В основу повествования положен классический труд первого русского историографа Н. М… — Ленинградская галерея, (формат: 84x108/32, 303 стр.) Подробнее... | 1994 | 60 | бумажная книга | |
Карамзин, Николай Михайлович | Россия. Иллюстрированная история | «История государства Российского» была написана выдающимся русским писателем и историографом Н. М. Карамзиным в первой половине XIX века по инициативе издателя А. Прево. Составителем текста выступил… — АСТ, (формат: 288.00mm x 214.00mm x 30.00mm, 384 стр.) иллюстрированная история российской империи Подробнее... | 2016 | 1025 | бумажная книга |
Н. М. Карамзин | Россия. Иллюстрированная история | "История государства Российского" была написана выдающимся русским писателем и историографом Н. М. Карамзиным в первой половине XIX века по инициативе издателя А. Прево. Составителем текста выступил… — АСТ, (формат: 60x84/8, 384 стр.) Иллюстрированная история Российской империи Подробнее... | 2016 | 804 | бумажная книга |
dic.academic.ru
Сухарева Н., авт.-сост. | Иллюстрированная история государства Российского | Иллюстрированная история Древней Руси, Московского государства и Российской империи от призвания на княжение Рюрика до последнего русского императора Николая II. Книга оформлена миниатюрами из… — Олма-пресс, (формат: 331.00mm x 246.00mm x 30.00mm, 448 стр.) Подробнее... | 2015 | 1394 | бумажная книга |
Сухарева Н. | Иллюстрированная история государства Российского | Иллюстрированная история Древней Руси, Московского государства и Российской империи от призвания на княжение Рюрика до последнего русского императора Николая II.. Книга оформлена миниатюрами из… — Олма Медиагрупп, (формат: Дутая, 448 стр.) Подробнее... | 2015 | 1503 | бумажная книга |
Сухарева Н. | Иллюстрированная история государства Российского | Иллюстрированная история Древней Руси, Московского государства и Российской империи от призвания на княжение Рюрика до последнего русского императора Николая II.. Книга оформлена миниатюрами из… — Олма Медиагрупп, (формат: Дутая, 448 стр.) Подробнее... | 2015 | 2532 | бумажная книга |
Сухарева Н.В. | Иллюстрированная история государства Российского | В этой книге история Российского государства предстает в своем зримом образе — так, как ее изображали в летописных миниатюрах, так, как ее видели исторические живописцы — от малоизвестных художников… — ОЛМА Медиа Групп, (формат: 84x108/32, 304 стр.) Великая Россия Подробнее... | 2015 | 1276 | бумажная книга |
Сухарева Н. В. | Иллюстрированная история государства российского | В этой книге история Российской империи предстает в своем зримом образе, так как ее изображали в летописных миниатюрах, так как ее видели исторические живописцы - от малоизвестных художников той или… — ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, (формат: 84x108/32, 304 стр.) Подарочные издания. Великая Россия Подробнее... | 2015 | 1787 | бумажная книга |
Иллюстрированная история государства российского | — (формат: 60x84/8, 384 стр.) Подробнее... | 2015 | 1236 | бумажная книга | |
Бутромеев В.П. | Иллюстрированная история государства российского (кожа) | В этой книге история Российского государства предстает в своем зримом образе — так, как ее изображали в летописных миниатюрах, так, как ее видели исторические живописцы — от малоизвестных художников… — Олма-пресс, (формат: 70х100/8, 448 стр.) подарочное издание. великая россия Подробнее... | 2015 | 4455 | бумажная книга |
Бутромеев В.П. | Иллюстрированная история государства российского (короб) | В этой книге история Российской империи предстает в своем зримом образе, так как ее изображали в летописных миниатюрах, так как ее видели исторические живописцы - от малоизвестных художников той или… — Олма-пресс, (формат: 70х100/8, 448 стр.) подарочное издание. великая россия Подробнее... | 2015 | 2145 | бумажная книга |
Иллюстрированная история государства российского (кожа) | — (формат: 60x84/8, 384 стр.) Подробнее... | 2015 | 3926 | бумажная книга | |
Иллюстрированная история государства российского (короб) | — (формат: 60x84/8, 384 стр.) Подробнее... | 2015 | 1891 | бумажная книга | |
Карамзин, Николай Михайлович | Иллюстрированная история для детей | «История государства Российского» — значительный исторический труд, произведение, ставшее крупным явлением в русской художественной прозе. Его автор, выдающийсярусский писатель, историк и публицист… — АСТ, (формат: 287.00mm x 218.00mm x 18.00mm, 239 стр.) самая полная энциклопедия Подробнее... | 2016 | 459 | бумажная книга |
Иллюстрированная история России. До Петра Великого | Эта книга представляет собой краткое изложение русской истории от первых славянских поселений до эпохи Петра I. В основу повествования положен классический труд первого русского историографа Н. М… — Ленинградская галерея, (формат: 84x108/32, 304 стр.) Подробнее... | 1993 | 60 | бумажная книга | |
Иллюстрированная история России | Эта книга представляет собой краткое изложение русской истории от первых славянских поселений до эпохи Петра I. В основу повествования положен классический труд первого русского историографа Н. М… — Ленинградская галерея, (формат: 84x108/32, 303 стр.) Подробнее... | 1994 | 60 | бумажная книга | |
Карамзин, Николай Михайлович | Россия. Иллюстрированная история | «История государства Российского» была написана выдающимся русским писателем и историографом Н. М. Карамзиным в первой половине XIX века по инициативе издателя А. Прево. Составителем текста выступил… — АСТ, (формат: 288.00mm x 214.00mm x 30.00mm, 384 стр.) иллюстрированная история российской империи Подробнее... | 2016 | 1025 | бумажная книга |
Н. М. Карамзин | Россия. Иллюстрированная история | "История государства Российского" была написана выдающимся русским писателем и историографом Н. М. Карамзиным в первой половине XIX века по инициативе издателя А. Прево. Составителем текста выступил… — АСТ, (формат: 60x84/8, 384 стр.) Иллюстрированная история Российской империи Подробнее... | 2016 | 804 | бумажная книга |
dic.academic.ru