1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья. Первое древнерусское государство


История древнерусского государства

1.Образование древнерусского государства 2.Деятельность первых князей

Предпосылками образование Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения. Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе. Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве. Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862 год. Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси). М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге. Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками. Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составехазар, населяющих Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян. Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег(879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центравосточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей. В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг. Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил поход на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союзе с печенегами, он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян, Игорь был убит. Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957 гг.) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие. Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами. Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

studfiles.net

1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья. Отечественная история: конспект лекций

1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья

В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.

По поводу образования Древнерусского государства было много научных споров. Более 200 лет назад в исторической науке зародилась так называемая «норманнская проблема». Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов во главе с Рюриком, чтобы прекратить внутренние распри. Так в русских источниках именуются жители Скандинавского полуострова. Их называют и по-другому – норманны, т. е. «северные люди». По поводу «призвания варягов» и образования Древнерусского государства идеологические дискуссии начались позже – в XVIII в., после преобразований Петра I и создания Академии наук. Немецкие исследователи Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, приглашенные на службу в Петербургскую академию наук, стали основоположниками «норманнской теории», согласно которой русская государственность была привнесена извне. Ее основателями назывались не славяне, а пришельцы – скандинавы. В этот же период получила распространение и альтернативная теория – антинорманнизм. Его основатели – М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский. М.В. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей.

Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. В исторической науке ХХ века норманнская теория подверглась беспощадной критике. Непримиримым ее противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А. Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать.

Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862–879). Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало.

После смерти княжившего в Новгороде Рюрика варяги появились и на Днепре. Первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достоверная информация, – Олег (879–912), родственник Рюрика – первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки». Захватив в 882 году Киев, убив княживших там ранее Аскольда и Дира, Олег сделал его столицей и назвал «матерью городов русских». Так возникло объединенное государство восточных славян, получившее в исторической науке название Киевская Русь. Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды он совершал походы на Константинополь, итогом которых стали два выгодных для Руси мирных договора (907 и 911).

Наследником Олега стал Игорь (912–945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Он подчинил племя уличан и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941,944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами – тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье– периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.

Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945–969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические повинности были регламентированы и сама дань стала свозиться в специально определенные места.

Ольга – первая из русских, принявшая христианство под именем Елена. Произошло это в 957 г. в Константинополе. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых.

Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964–972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.

После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980–1015). Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. Выслушав богословов разных конфессий, сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости – города (Переяславль, Белгород и др.).

В 980 г. Владимир осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но традиционная древняя религия уже не соответствовала ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего Средневековья. К тому времени большинство европейских народов исповедовало христианскую веру. (В начале XI в. в христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)

К концу Х в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала очевидной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир понимал, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Сначала сам Владимир принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. А в 988 г. князь Владимир обратил в христианство свой народ. В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. Процесс христианизации страны затянулся на долгие века. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований.

Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.

Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание.

После смерти Владимира началась междоусобная война между его наследниками, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019–1054), получивший прозвище «Мудрый». При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества.

Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников.

Ярослав принял первый кодекс законов – Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. Князь Ярослав поставил в русские митрополиты киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§ 6 – 7. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ПЕРВЫХ КНЯЗЬЯХ

§ 6 – 7. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ПЕРВЫХ КНЯЗЬЯХ

Основные черты Древнерусского государства. КIXвеку восточнославянские племенные союзы занимали огромную территорию Восточной Европы, превышавшую площадь многих государств Западной Европы. Эти союзы возглавляли князья.

Главной опорой княжеской власти была дружина – отряд воинов. Дружину возглавлял воевода. В обязанности дружинников входили: защита княжеских владений, поддержание порядка в них, торговля в чужих землях, сбор дани, участие в посольствах и походах. Дружинники обогащались за счёт военной добычи. Выделялась старшая и младшая дружина. Наиболее знатные старшие дружинники – «мужи», или «светлые бояре», – входили в ближайшее окружение князя и вместе с ним управляли подвластной князю территорией. «Отроки», «детские», «гриди» составляли младшую дружину. В мирное время они выполняли различные поручения по управлению княжеским хозяйством.

Князь Кий. Миниатюра. Авторы М. Польский, И. Халиф

Помимо дружины в подчинении князя находились представители племенной знати, которых называли старцы градские.

На ранней ступени образования древнерусской государственности в первой половине IX века у отдельных союзов племён уже существовало полюдье – ежегодный объезд князем подвластных земель для сбора дани. Полюдье начиналось в ноябре и продолжалось полгода. В летнюю пору князь с дружиной продавали часть дани – меха бобров, чернобурых лисиц, белок пользовались большим спросом в Византии, Болгарии, на Каспии и даже в Багдаде.

Князь, как верховный распорядитель на своей территории, за службу наделял землёю своих слуг. Эта система в средневековых странах Западной Европы получила название феодализма.

Славянские города вырастали как укреплённые поселения, которые позже становились центрами княжеской власти. В X веке уже существовало несколько городов, например, Киев, Чернигов, Переяславль в земле полян-руси, Смоленск – в земле кривичей, Новгород – в земле ильменских словен, Искоростень – в земле древлян. Города возникали на пересечении торговых путей, в них активно развивались ремёсла и торговля. Жители городов делились на десятки, сотни и тысячи. Городское управление возглавлял тысяцкий, который ведал гражданскими делами, а в необходимых случаях – и военными. Княжеские наместники в городах – посадники, как правило, назначались из старшей дружины. Князь отправлял своих людей посадниками в разные места. В каждом славянском городе действовало вече – народное собрание или общий совет горожан.

Вече. Художник А. Васнецов

Наименование «Русская земля» первоначально применялось к территории расселения полян-руси, древлян, дреговичей, северян (позднее распространилось на все земли восточных славян). В середине IX века в Поднепровье сложилось государство «русов», или «росов», с центром в Киеве.

Основание Киева. Киев по праву называли «матерью городов русских» и столицей Древней Руси.

Согласно летописным сведениям, Киев был основан князем Кием (отсюда и название Киев) и двумя его братьями Щеком и Хоривом в 845 году. Со временем он стал столицей огромного государства. Главную роль сыграло географическое положение Киева. Город находился вдалеке от степей. От набегов кочевников Киев закрывали дремучие леса и болота. Реки Сож, Березина, Припять, Десна до впадения в Днепр протекали по землям кривичей, радимичей, дреговичей, северян и были в древности единственными путями сообщения. И случалось так, что восточные славяне, передвигаясь по своей реке, неизбежно оказывались в водах Днепра и приплывали к Киеву. Перекрестье речных путей давало Киеву торговые, военные и иные преимущества. Князья пользовались выгодным местоположением Киева, превращая город в центр славянских земель.

Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь. Летописная миниатюра

Вначале небольшая крепость близ днепровских причалов, Киев быстро разрастался и отстраивался. Княжеская резиденция была построена на высокой, неприступной для неприятеля горе. Люди побогаче строили свои дома поближе к княжеским хоромам. Вокруг, под защитой княжеской дружины, селились землепашцы и ремесленники.

«Из варяг в греки». Древнейший водный торговый путь «из варяг в греки» возник на рубеже IX – X веков. Путь связывал Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией.

Южная часть пути начиналась от Смоленска, Любеча и Чернигова. Выдолбленные из цельного дерева ладьи («однодревки») направлялись к Киеву. Здесь их загружали товарами и отправляли вниз по Днепру. Торговым людям приходилось преодолевать семь порогов. Крупные из них обходили волоком. Затем на ладьи ставили паруса и шли по воде вдоль западного берега Чёрного моря до Константинополя (Царьграда).

В северной части пути проходили волоком участок суши между реками Днепр и Ловать. Далее по Ловати, Ильменскому озеру, Волхову, Ладожскому озеру и Неве ладьи попадали в Балтийское (Варяжское) море.

Легенда о призвании варягов. Летописная традиция приписывала создание Древнерусского государства варяжскому конунгу (вождю) Рюрику. Поэтому русских великих князей (царей) относили к роду Рюрика и называли Рюриковичами.

Первая русская летопись «Повесть временны?х лет» сообщает, что в 862 году Рюрик с варяжской дружиной появился у стен Новгорода. Он пришёл на Русь по призыву разных славянских племён. Уставшие враждовать и желавшие мира славяне послали за море к варягам посольство с просьбой: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Варяги. Художник А. Васнецов

Летописец пишет, что варяги назывались «русь», жили на южном берегу Балтийского моря вблизи нынешней Дании, «славянский язык и русский одно есть».

Когда в 879 году умер Рюрик, его сын Игорь был ещё маленьким, и князем стал Олег, родственник Рюрика. В 882 году Олег с варягами, чудью, словенами, весью, мерью и кривичами из Новгорода направился к Киеву. Варяги под видом купцов проникли в город и убили киевских князей Аскольда и Дира. Олег захватил власть в Киеве. В результате объединения двух центров восточнославянских земель – Новгорода и Киева – сложилось Древнерусское государство. Во главе государства встал киевский князь «из рода русского».

Киевский князь. Реконструкция О. Фёдорова

Воцарение Олега в Киеве. Древняя миниатюра

Родословная Рюриковичей. Вторая половина IX – начало XI века. (красным цветом выделены имена великих князей киевских, в скобках указаны даты правления)

Варяги служили наёмной дружиной русских князей. В X веке на Руси появились другие наёмники – скандинавы (норманны), которых летописцы тоже называли варягами. В начале XVII века (Смутное время), когда шведы напали на Россию, они распространяли слух, что славяне не способны создать своё государство. В 1726 году в Россию по приглашению Петербургской академии наук прибыл немецкий историк Г. З. Байер. В своих работах учёный утверждал, что государство в Древней Руси создали германцы-шведы, известные в русских летописях под именем «варягов-руси». Именно Г. З. Байера большинство учёных считают основоположником «норманнской теории» («норманизма»), которая и сегодня имеет сторонников.

В древности набеги кочевников и варягов на Русь, впрочем, как и на другие страны, были обычным явлением. Удачливые иноземные князья захватывали города и целые области. Если их правление было длительным, то они, погружённые в чужой мир, как правило, усваивали язык, обычаи, культуру побеждённых народов. Например, название страны Франции идёт от древнего племени франков – одного из германских племенных союзов. Тем не менее французы не считают немцев основателями своего государства. История знает немало случаев, когда престолом правдами, чаще неправдами и силой овладевали иностранцы, однако с их именами не связывали создание государства. В лучшем случае они основывали новую династию. Именно это произошло и на Руси.

Киевские князья Олег и Игорь. Олег правил в Киеве с 882 по 912 год. Он силой присоединял к Киеву соседние славянские племена, собирал дань с северян и радимичей, ранее плативших её хазарам. В 911 году (по другим данным, в 907 году) княжеская дружина совершила поход на Царьград (Константинополь). Константинополь был вынужден заключить с Олегом выгодный для Руси торговый договор. Действия Олега способствовали объединению славянских племён под властью Киева.

Поход князя Олега на Царьград. Миниатюра из Радзивилловской летописи

На киевском престоле в 912 году Олега сменил Игорь. В 945 году он погиб в земле древлян во время полюдья. Игорь пожадничал и поехал к древлянам за сбором второй дани. В ответ древляне во главе со своим князем Малом решили на вече: «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убить его. Так и князь Игорь – если не убьём его, то всех нас погубит». Древляне напали на Игоря, убили его и всю княжескую дружину.

Княгиня Ольга. Опекуном при малолетнем Святославе, сыне Игоря, стала его вдова княгиня Ольга, родом псковитянка. Она практически управляла Древней Русью с 945 по 957 год. Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. Древлянский город Искоростень сожгли дотла. Уцелевшие жители были убиты или обращены в рабство.

Княгиня Ольга установила правила сбора ежегодной дани и «уроки», определявшие размер дани. В Древлянской земле были организованы становища, которые раз в год посещала княгиня и её дружина. Помимо становищ создавались погосты – центры торговли и обмена, где проходил сбор податей. Ольга определила границы княжеских охотничьих угодий («ловищ»), за нарушение которых сурово наказывали. Меры, предпринятые княгиней Ольгой, были направлены на укрепление единства государства.

Княгиня Ольга приняла крещение в Византии.

Княгиня Ольга

Походы Святослава. Княжение Святослава Игоревича (957 – 972) историками оценивалось по-разному. Одни, вслед за летописцами, называли его выдающимся полководцем, другие – «предводителем бродячей дружины».

Походы Святослава были нужны Руси. Волжская Булгария и Хазарский каганат ограничивали свободную торговлю Руси с другими странами. Святослав разбил волжских булгар и хазар. В 964 – 966 годах он совершил удачные военные походы на вятичей и заставил их платить дань.

Святослав водил дружины за Дунай. В 967 – 971 годах он нанёс поражение Болгарскому царству. Русь обосновалась на берегах Чёрного моря. Город Переяславец на Дунае князь хотел сделать столицей своего государства.

С переменным успехом князь воевал против Византии. В 971 году её войска во главе с императором Иоанном Цимисхием более двух месяцев осаждали опорный пункт Святослава на Дунае – Доростол (Силистрию). Силы дружины князя были истощены голодом и болезнями. Под Доростолом Святослав встречался на переговорах с императором. Князь пошёл на заключение мира.

Князья Рюрик, Игорь и Святослав. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. XIX век

В свою очередь, император дал слово беспрепятственно пропустить на родину оставшихся в живых дружинников. Такой мир считался почётным.

Византийцы, обеспокоенные успехами Руси, сообщили печенегам о маршруте Святослава. Кочевники устроили засаду на днепровских порогах. Святослав погиб с мечом в руках. Это произошло в 972 году. Печенежский князь сделал из черепа Святослава чашу для вина.

Летописи сообщали, что в походах Святослав обходился без обозов и вёл спартанский образ жизни. Он спал не в шатре, а на войлочной подстилке на земле под открытым небом с седлом в изголовье. Столь же не-прихотливы были и его воины, крепкие духом. В окружении 100-тысячного войска греков Святослав воодушевлял их речью: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые срама не имут. Не побежим, но станем крепко, я же пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о себе сами позаботьтесь». Воины ответили: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». Единство, боевое искусство и храбрость воинов и князя лежали в основе побед киевской дружины.

Свидание Святослава с византийским императором на берегу Дуная. Художник К. Лебедев

Гибель князя Святослава

Походы Святослава и их результаты свидетельствовали о появлении сильного славянского государства, способного отстаивать свои интересы.

Князь – первоначально предводитель племенного союза у восточных славян, позднее – глава государства, именуемый великим князем.

Дружина – отряд воинов племенного вождя или князя.

Воевода – военачальник, позднее лицо, возглавлявшее управление городом.

Бояре – члены старшей дружины, высшая знать, служившая князю.

Полюдье – дань, собираемая князем с подвластных племён и земель.

Дань – по?дать, взимаемая победителем с побеждённого народа или князем со своих поданных.

Феодализм (от латинских слов «поместье», «владение») – система отношений в средневековой Европе, основанная на земельной собственности. Верховный правитель одаривал своего слугу землёй и привилегиями на условиях несения службы и личной преданности господину.

Вече (от слова «вещать» – говорить) – первоначально народное собрание на городской площади для обсуждения общих дел.

Во?лок – участок между верховьями двух рек, близко сходящихся в своих истоках, по которому в древности волочили суда при переходе из одной реки в другую.

845 год – первое упоминание Киева в летописях.

862 год – призвание варягов в Новгород.

882 год – создание Древнерусского государства.

882 – 912 годы – правление в Киеве князя Олега.

911 год – поход Олега на Царьград. Первый договор Руси с Византией.

912 – 945 годы – правление в Киеве князя Игоря.

944 год – поход Игоря на греков. Второй договор Руси с Византией.

945 – 957 годы – правление княгини Ольги.

957 – 972 годы – правление князя Святослава.

Вопросы и задания

1. Назовите основные предпосылки образования Древнерусского государства.

2. Почему русские летописи именовали Киев «матерью городов русских»?

3. Покажите на карте (с. 45) границу Древнерусского государства в начале X века. Найдите на карте крупнейшие города Руси.

4. Какова была действительная роль варягов в истории Руси? Подтвердите своё мнение фактами.

5. Какие преобразования в жизни государства осуществила княгиня Ольга?

6. Чем знаменит князь Святослав?

7. Заполните в тетради таблицу «Первые князья и их политика».

8*. Прочитайте «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Дайте характеристику князю Олегу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Образование Древнерусского государства в IX-X веках, его первые правители

882 год принято считать годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве Произошло объединение двух восточнославянских центров: Новгорода и Киева.

В историографии долгое время существуют две гипотезы образования «древнерусского государства». Согласно норманской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями ПВЛ Н. М. Карамзин. Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов.

Киевская Русь (Древнерусское государство) возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях славянских племен — полян, древлян и северян в Среднем Поднепровье. Основателями Киева и первыми правителями племени полян летописная легенда считает братьев Кия, Щека и Хорива.

Варяги, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», в IX—X веке устанавливают контроль над Киевом. Летопись сохранила имена предводителей варягов, правивших в Киеве: Аскольд (Hoskuldr), Дир (Dyri), Олег (Helgi) и Игорь (Ingvar).

В 860 при византийском императоре Михаиле III Русь громко выступает на международную арену: она провела первый известный поход на Константинополь, закончившийся победой и заключением русско-византийского мирного договора.

В 882, по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, захватил Киев, убил Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства; господствующей религией вновь стало язычество, хотя христианское меньшинство в Киеве сохранилось. Олег Вещий считается основателем Руси.

Олег покорил древлян, северян и радимичей, ранeе плативших дань хазарам. Были заключены первые письменные договоры с Византией в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей.

Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда.

Крещение Руси

Введение христианства как единой государственной идеологии способствовало сплачиванию территории и укреплению Древнерусского государства. Была создана централизованная организация священнослужителей. Принятие христианства привело также к изменениям в культуре древнерусского общества и её обогащению. На Руси распространяются достигшие высокого развития в Византии живопись и архитектура, а также письменность и письменная литература. До 13 в. распространённость христианской религии ограничивалась в основном городами, после монголо-татарского нашествия христианство широко проникло и в деревню, хотя там отдельные пережитки язычества сохранялись вплоть до 19 в. Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси. Созрели необходимые предпосылки: налаживались торговые пути с востоком, протесты против жертвоприношения, развитие государства движется к феодализму. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию – одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией. Крещение Руси началось в 988 г., после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Несмотря на то, что этот процесс проходил сложно и драматично (так как значительная часть населения Руси не желала расставаться с верой в языческих богов), принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси. Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси. Христианизация Руси способствовала ее просвещению, развитию культуры. Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом и Мстиславом. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Это выразилось не только в военных успехах, но и в переменах внутри государства. Был принят первый письменный свод законов – Русская Правда, которая имела очень большое значение для развития правовых институтов в зарождающимся русском обществе. Происходит дальнейшее развитие экономики. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «Десятина» – десятая часть назначаемых князьям оброков и дани отдавалось на нужды церкви. Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первый христианский храм в Киеве, получил название Десятиной церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно содействовало завершению объединения восточных славян, укрепило международный престиж Руси, экономические, культурные связи с другими христианскими государствами, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством.

7.Феодальная раздробленность на Руси. Её причины, сущность и последствия. Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси:

во-первых, особенности становления феодализма на Руси. княжеские междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;

во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;

в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;

в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;

в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение;

Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50.

Политическая раздробленность была явлением неизбежным. В чем состояли ее причины? На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел.

Три основных политических центра: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля.

Галицко-Волынское княжество унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжество слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши.

Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов ( Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг.

Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой, Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского веча. О его составе историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были так называемые «пятьсот золотых поясов» — выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство.

megaobuchalka.ru