древнерусское государство. Даты События. Даты древнерусское государство
Основные даты
Даты | События | |
862 г. | – | Призвание варягов |
862–879 гг. | – | Княжение Рюрика |
879–912 гг. | – | Княжение Олега |
882 г. | – | Объединение двух центров: Киева и Новгорода. Образование государства Киевская Русь |
907 г. | – | Поход князя Олега на Царьград |
911 г. | – | Подписание договора между Русью и Византией о беспошлинной торговле, полугодовой жизни в Константинополе за счет столицы Византии, обязанность оснащать русские корабли византийской стороной |
912–945 гг. | – | Княжение Игоря |
941 и 944 гг. | – | Походы князя Игоря на Константинополь |
945 г. | – | Восстание древлян и убийство князя Игоря |
945–957 гг. | – | Княжение княгини Ольги |
964–972 гг. | – | Княжение Святослава |
964–966 гг. | – | Поход Святослава на Хазарский каганат. Разгром каганата |
971 г. | – | Битва Святослава при Доростоле против Византии |
980–1015 гг. | – | Княжение Владимира I Святого |
981 и 982 гг. | – | Поход Владимира I на вятичей |
980–981 гг. | – | Поход Владимира I на польские земли |
983 г. | – | Разгром ятвягов Владимиром I |
985 г. | – | Подписан мир с Волжской Булгарией князем Владимиром I |
980 г. | – | Первая языческая реформа |
988 г. | – | Крещение Руси |
988 г. | – | Поход Владимира на Корсунь |
1019–1054 гг. | – | Княжение Ярослава Мудрого |
1036 гг. | – | Разгром печенегов при Ярославе Мудром |
1043 г. | – | Поход на Константинополь (неудача0 |
1051 г. | – | Избрание первого митрополита Иллариона |
1068 г. | – | Поражение на р. Альте против половцев |
1097 г. | – | Съезд князей «Каждый защищает свою отчину» |
113–1125 гг. | – | Княжение Владимира Мономаха |
1125–1132 гг. | – | Княжение Мстислава Великого |
1103–1111 гг. | – | Походы против половцев |
3. Основные понятия
Бояре – высший наряду с великими и удельными князьями, слой общества в России с Х по ХVIII вв.
Былина – эпическая песнь, посвященная действительным историческим событиям.
Вира – денежный штраф.
Вирники – те, кто взимал штрафы.
Владимиро-Суздальская архитектура – ажурная каменная резьба.
Вотчина – надел земли, передаваемый по наследству.
Дым – подати с малой семьи.
Житие (апография) – жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.
Закупы – категория зависимого населения на Руси. Человек боал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения.
Изгои – люди, потерявшие связь со своей социальной средой.
Кабала – форма личной зависимости одного человека от другого, связанная с займом.
Княжеские съезды – встречи князей Киевской Руси с целью принятия совместных решений по тем или иным вопросам.
Конунг – князь у варягов.
Кормление – натурально-денежное обеспечение за службу.
Купа – долг.
Лествиничное право – по данному принципу каждый князь в течение жизни мог неоднократно перемещаться от менее значимых «столов» к более значимым.
Летописание – хронологические записи с основными датами, событиями, героями.
Люди – основная часть свободного населения.
Миниатюра – красочные иллюстрации.
Мозаика – картины из стекловидного материала смальты.
Новгородская и псковская архитектура – строгость и простота форм.
Норманнская теория – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов основателями славянского государства.
Огнищанин – от слова огнище – очаг, двор. Первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства.
Отроки, детские, гридни – младшие дружинники.
«Паволоки» – парча, восточные ткани.
Пергамент – выделанная телячья кожа.
Повоз – форма сбора дани в Киевской Руси.
Погост – место сбора денежной и натуральной дани.
Подъездные – сборщики податей.
Полицентричность государственной структуры – многовариантность дальнейшего политического развития.
Полюдье – зимний объезд князя с дружинниками с целью сбора дани.
Посадник – княжеский наместник в Древней Руси. В Новгороде и Пскове – высшая государственная должность, избираемая на вече из наиболее знатных и богатых боярских семей. Посадник созывал, открывал заседания вече и исполнял его решения. Он руководил внешними сношениями, контролировал действия князя, осуществлял судебные функции.
Ряд – договор.
Рядовичи – временнообязанные, полусвободные смерды, попавшие во временную зависимость в силу «ряда» – договора, на основании которого они работали на хозяина.
Скоморохи – первые актеры, соединившие в себе певцов, музыкантов, плясунов, акробатов.
Слово (поучение) – произведение, относящиеся к жанру красноречия.
Смерды – масса сельского населения, которая постепенно из свободного крестьянства превращалась в зависимое.
Тиун – княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах. В отдельных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями и городами, вершили суд именем князя.
Тысяцкий – военный предводитель городского ополчения на Руси до сердины ХV в. В Новгородской республике выбирался на вече от небоярского поселения (черных людей и посадских), т.к. они составляли главную силу ополчения сроком на один год.
Урок – норма сбора дани.
Удел – наследственное владение князя.
Фрески – техника живописи краской на свежей сырой штукатурке.
Хождения – описание путешествий о христианских святынях, достопримечательностях, природы, обычаяев других стран.
Холопы – рабы.
Челядин – раб.
studfiles.net
древнерусское государство - Даты События
Даты | События | |
862 г. | – | Призвание варягов |
862–879 гг. | – | Княжение Рюрика |
879–912 гг. | – | Княжение Олега |
882 г. | – | Объединение двух центров: Киева и Новгорода. Образование государства Киевская Русь |
907 г. | – | Поход князя Олега на Царьград |
911 г. | – | Подписание договора между Русью и Византией о беспошлинной торговле, полугодовой жизни в Константинополе за счет столицы Византии, обязанность оснащать русские корабли византийской стороной |
912–945 гг. | – | Княжение Игоря |
941 и 944 гг. | – | Походы князя Игоря на Константинополь |
945 г. | – | Восстание древлян и убийство князя Игоря |
945–957 гг. | – | Княжение княгини Ольги |
964–972 гг. | – | Княжение Святослава |
964–966 гг. | – | Поход Святослава на Хазарский каганат. Разгром каганата |
971 г. | – | Битва Святослава при Доростоле против Византии |
980–1015 гг. | – | Княжение Владимира I Святого |
981 и 982 гг. | – | Поход Владимира I на вятичей |
980–981 гг. | – | Поход Владимира I на польские земли |
983 г. | – | Разгром ятвягов Владимиром I |
985 г. | – | Подписан мир с Волжской Булгарией князем Владимиром I |
980 г. | – | Первая языческая реформа |
988 г. | – | Крещение Руси |
988 г. | – | Поход Владимира на Корсунь |
1019–1054 гг. | – | Княжение Ярослава Мудрого |
1036 гг. | – | Разгром печенегов при Ярославе Мудром |
1043 г. | – | Поход на Константинополь (неудача0 |
1051 г. | – | Избрание первого митрополита Иллариона |
1068 г. | – | Поражение на р. Альте против половцев |
1097 г. | – | Съезд князей «Каждый защищает свою отчину» |
113–1125 гг. | – | Княжение Владимира Мономаха |
1125–1132 гг. | – | Княжение Мстислава Великого |
1103–1111 гг. | – | Походы против половцев |
3. Основные понятия
Бояре – высший наряду с великими и удельными князьями, слой общества в России с Х по ХVIII вв.
Былина – эпическая песнь, посвященная действительным историческим событиям.
Вира – денежный штраф.
Вирники – те, кто взимал штрафы.
Владимиро-Суздальская архитектура – ажурная каменная резьба.
Вотчина – надел земли, передаваемый по наследству.
«Гости» – иноземные купцы.
Дым – подати с малой семьи.
Житие (апография) – жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.
Закупы – категория зависимого населения на Руси. Человек боал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения.
Изгои – люди, потерявшие связь со своей социальной средой.
Кабала – форма личной зависимости одного человека от другого, связанная с займом.
Княжеские съезды – встречи князей Киевской Руси с целью принятия совместных решений по тем или иным вопросам.
Конунг – князь у варягов.
Кормление– натурально-денежное обеспечение за службу.
Купа – долг.
Лествиничное право – по данному принципу каждый князь в течение жизни мог неоднократно перемещаться от менее значимых «столов» к более значимым.
Летописание – хронологические записи с основными датами, событиями, героями.
Люди – основная часть свободного населения.
Мечник – княжеский слуга из дружинников, вооруженный мечом, а также служитель княжеского суда – держатель меча как символ правосудия.
Миниатюра – красочные иллюстрации.
Мозаика – картины из стекловидного материала смальты.
Новгородская и псковская архитектура – строгость и простота форм.
Норманнская теория – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов основателями славянского государства.
Огнищанин – от слова огнище – очаг, двор. Первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства.
Отроки, детские, гридни – младшие дружинники.
«Паволоки» – парча, восточные ткани.
Пергамент – выделанная телячья кожа.
Повоз – форма сбора дани в Киевской Руси.
Погост– место сбора денежной и натуральной дани.
Подъездные – сборщики податей.
Полицентричность государственной структуры – многовариантность дальнейшего политического развития.
Полюдье – зимний объезд князя с дружинниками с целью сбора дани.
Посадник – княжеский наместник в Древней Руси. В Новгороде и Пскове – высшая государственная должность, избираемая на вече из наиболее знатных и богатых боярских семей. Посадник созывал, открывал заседания вече и исполнял его решения. Он руководил внешними сношениями, контролировал действия князя, осуществлял судебные функции.
Ряд – договор.
Рядовичи – временнообязанные, полусвободные смерды, попавшие во временную зависимость в силу «ряда» – договора, на основании которого они работали на хозяина.
Скоморохи – первые актеры, соединившие в себе певцов, музыкантов, плясунов, акробатов.
Слово (поучение) – произведение, относящиеся к жанру красноречия.
Смерды – масса сельского населения, которая постепенно из свободного крестьянства превращалась в зависимое.
Тиун – княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах. В отдельных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями и городами, вершили суд именем князя.
Тысяцкий – военный предводитель городского ополчения на Руси до сердины ХV в. В Новгородской республике выбирался на вече от небоярского поселения (черных людей и посадских), т.к. они составляли главную силу ополчения сроком на один год.
Урок – норма сбора дани.
Удел– наследственное владение князя.
Фрески – техника живописи краской на свежей сырой штукатурке.
Хождения – описание путешествий о христианских святынях, достопримечательностях, природы, обычаяев других стран.
Холопы – рабы.
Челядин – раб.
. Основные схемы
1. Теории возникновения государства у восточных славян
Славянская (антинорманнская) | Центристская | Норманнская |
Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение | Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов | Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян |
М.В. Ломоносов Б.А. Рыбаков | А.Л. Юрганов Л.А. Кацва и большинство современных ученых | Г.З. Байер, А.Л. Шлецер ХVIII в.; Г.Ф. Миллер Н.М. Карамзин С.М. Соловьев ХIХ в. |
основные факторы
Экономические |
Переход к пашенному земледелию |
Отделение ремесла от земледелия |
Сосредоточение ремесла в городах (погостах) |
Начало торговых отношений |
Преобладание свободного труда над рабским |
Политические |
Угроза нападения внешних врагов |
Достаточно высокий уровень военной организации |
Наличие элементов государственности |
Формирование славянских племенных союзов |
Потребность родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель |
Социальные |
Смена родовой общины соседской |
Возникновение социального неравенства среди членов общины |
Складывание древнерусской народности |
Наличие патриархальной формы рабства |
Духовные |
Общая языческая религия |
Схожие обычаи: обряды, общественная психология |
Внешние |
Необходимость защиты от внешних нападений |
Осуществление завоевательной политики |
3. Русские князья
Рюрик (862–879 гг.) |
Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь |
Согласно «Повести временных лет», призван на княжение в 862 году ильменскими славянами, чудью и весью из варяжских земель |
Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях |
Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) – Олегу |
Олег (879–912 гг.) |
Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки» |
В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира |
Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей |
Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.) |
Игорь (913–945 гг.) |
Отразил набеги кочевников-печенегов |
Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове |
Организовал военные походы против Византии: Первый в 941 г. – закончился неудачей; Второй в 944 г. – заключением взаимовыгодного договора |
Убит древлянами при сборе дани в 945 г. |
Ольга (945–969 гг.) |
Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов |
Впервые установила четкий порядок сбора дани («полюдья») путем введения: 1) уроков – определения точных размеров дани; 2) погостов – установления мест сбора дани |
Поездка в Византию (957) и принятие христианства под именем Елена |
В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов |
Святослав (964–972 гг.) |
Сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусского государства в 964–972 гг. |
Инициатор и руководитель многих военных походов |
Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965). Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968–971). Военные столкновения с печенегами (969–972). Договор между Русью и Византией (971) |
Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах |
Владимир I Святой (980–1015 гг.) Первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава – Владимиром и Ярополком (972–980). Победа Владимира и утверждение его на княжеском престоле |
980 г. – Языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном (попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей) 988 г. – Принятие христианства |
Дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил успешные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.) |
4. Князь Ярослав Мудрый
Князь Ярослав Мудрый 1019–1054 гг. | |||
Способствовал расцвету Древнерусского государства | Способствовал возвышению международного авторитета Руси | Осуществлял военные походы | Покровитель просвещения и строительства |
Единовластный Правитель Древней Руси | Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами | В Прибалтику. В польско-литовские земли. В Византию. Окончательно разгромил печенегов (1036 г.) | Основатель письменного русского законодательства |
Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским | |||
«Русская Правда» Назначение митрополита Иллариона (1051 г.) без ведома Константинополя |
5. Русь при Ярославичах
Установился очередной порядок наследования власти | Правда Ярославичей | Борьба с половцами |
Престол переходил к старшему в роду князей-Рюриковичей: от старшего брата ко второму, потом к третьему брату | В законах прослеживается социальное неравенство. Охраняет частное имущество. Содержит постановления о наследстве. Содержит сведения о социальной структуре Руси княжеской администрации. Обговаривает организацию судебного процесса. Правда допускала кровную месть, но уже ограничивала ее. Обязывала жителей Руси самим смотреть за порядком | Впервые половцы появились на русских землях в 1061 г. В 1068 г. на р. Альте русские были разбиты. После 1068 г. русские начали совершать походы на половецкие кочевья. 1093 г. половцы совершили опустошительный набег на Русь. 1095 г. степняки вновь обрушились на русские земли |
Только три старших сына – Изяслав, Святослав, Всеволод – и их дети могут «по очереди» занимать великокняжеский киевский стол | ||
15 лет жили в мире Ярославичи под властью Изяслава, но затем начались усобицы между ними |
Князь Владимир II Мономах 1053–1125 гг. Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IХ Мономаха. Князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.) |
Организатор успешных походов князей против половцев (1103, 1109, 1111 гг.) |
Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель |
Был призван в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка II |
1113–1125 гг. Ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей. Остановил распад Древнерусского государства. Написал «Поучение», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Гарольда II – Гите |
Великий князь | Главный правитель Воевода Законодатель Судья | ||
Местные (удельные) князья | Совет при князе (Дума) | Вече | Дружина |
Посадники Волостели | Бояре, высшее духовенство | Решает вопросы о налогах; призвании или изгнании князя; объявлении войны | Старшая (Знать) Младшая (Гриди) |
8. Высшие сословия
Высшие сословия | |||
Служители культа | Князья | ||
Волхвы (языческие жрецы до принятия христианства) | Православное духовенство (с Х в.) | Вожди племен, позже – правители государственных образований | |
Бояре | Дружинники | ||
Потомки родоплеменной знати, воеводы, наместники областей | Воины княжеских отрядов, выполнявшие также управленческие функции |
9. Низшие сословия
Низшие сословия | |||||
Люди | Холопы | Градские люди | |||
Свободные крестьяне-общинники | Зависимая социальная группа, близкая к рабам | Горожане | |||
Смерды. Зависимые крестьяне, несшие повинность в отношении князя | Долговые холопы | Челядь (военнопленные) | Купцы (гости) | Ремесленники | |
Закупы. Смерды, взявшие ссуду («купу») скотом, орудиями труда и обязанные отработать этот долг | Рядовичи. Смерды, заключившие с землевладельцем договор («ряд») об условиях своей работы на него |
topuch.ru
Образование Древнерусского государства – кратко причины и даты (история, 6 класс)
История возникновения государства, объединяющего племена восточных славян, до сих пор вызывает много споров. Существует две теории образования Древнерусского государства: норманнская и антироманнская. О них, а также о причинах возникновения и развития государства на Руси сегодня и пойдет речь.
Две теории
Датой образования Древнерусского государства принято считать 862 год, когда славяне из-за распрей между племенами пригласили «третью» сторону – скандинавских князей Рюриков для наведения порядка. Однако в исторической науке есть расхождения по поводу происхождения первого государства на Руси. Существует две основные теории:
- Норманнская теория (Г. Миллер, Г. Байер, М. М. Щербатов, Н.М. Карамзин): ссылаясь на летопись «Повесть временных лет», создание которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, ученые пришли к выводу, что государственность на Руси – дело рук норманнов Рюрика и его братьев;
- Антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, М. С. Грушевский, И.Е. Забелин): последователи данной концепции не отрицают участия приглашенных варяжских князей в становлении государства, но полагают, что Рюрики пришли не на «пустое» место и данная форма правления уже существовала у древних славян задолго до описываемых событий в летописи.
Однажды на заседании Академии наук Михайло Васильевич Ломоносов избил Миллера за «ложное» трактование истории Руси. После смерти великого русского учёного его исследования в области истории Древнерусского государства загадочным образом исчезли. Через некоторое время они обнаружились и были опубликованы под редакцией того же Миллера. Интересно отметить, что современные исследования показали, что изданные труды не принадлежат руке Ломоносова.
Рис. 1. Взимание дани со славянских племен
Причины образования древнерусского государства
Ничего в этом мире не происходит просто так. Чтобы произошло то или иное событие, нужны причины. Существовали предпосылки и для образования государства у славян:
- Объединение славянских племен для противостояния более могущественным соседям: В начале 9 века славянские племена были окружены более сильными государствами. На юге раскинулось большое средневековое государство – Хазарский каганат, дань которому были вынуждены платить северяне, поляне и вятичи. На севере выносливые и воинственные норманны требовали откупа от кривичей, ильменских словене, чудь и меря. Только объединение племен могло изменить существующую несправедливость.
- Разрушение родового строя и родовых связей: Военные походы, освоение новых земель и торговля привели к тому, что в родовых общинах, основанных на имущественном равенстве и ведении хозяйства сообща, появляются более сильные и богатые семьи – родовая знать;
- Общественное расслоение: Разрушение родового и общинного строя у славян привело к появлению новых слоёв населения. Так образовался слой родовой знати и дружинников. К первым относились потомки старейшин, которые сумели нажить больше богатства. Ко вторым, дружинникам – молодые воины, которые после военных походов не возвращались к земледелию, а становились профессиональными воинами, защищавшими правителей и общину. Слой простых общинников в знак благодарности за защиту воинам и князьям преподносили дары, которые в дальнейшем превратились в обязательную дань. Кроме того, выделился и слой ремесленников, которые отошли от земледелия и обменивали свои «плоды» труда на продукты. Появились и люди, живущие исключительно за счёт торговли – слой купцов.
- Развитие городов: В 9 веке большую роль в развитии общества играли торговые пути (сухопутные и речные). Все новые слои насления – знать, дружинники, ремесленники, купцы и земледельцы стремились селиться в поселках, стоящих на торговых путях. Таким образом, количество жителей увеличивалось, менялся общественный строй, появлялись новые порядки: власть князей превращалась во власть государственную, дань – в обязательный государственный налог, небольшие города – в крупные центры.
Рис. 2. Дары дружинникам за защиту от врагов
Два центра
Все вышеперечисленные основные этапы развития государственности на Руси закономерно привели в первой половине 9 века к образованию на карте современной России двух центров – двух ранних древнерусских государств:
- на севере – Новгородский союз племён;
- на юге – объединение с центром в Киеве.
К середине 9 века князья Киевского союза – Аскольд и Дир добились освобождения своих племен от «подношений» дани Хазарского каганату. Иначе развивались события в Новгороде: в 862 году жители города из-за распрей пригласили княжить и владеть землями норманнского князя Рюрика. Он принял предложение и поселился на славянских землях. После его смерти его приближенный Олег взял правление в свои руки. Именно он в 882 году пошел в поход на Киев. Таким образом, он объединил два центра в одно государство – Русь или Киевская Русь.
ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этойПосле смерти Олега, титул «великий князь» принял Игорь (912 -945) – сын Рюрика. За чрезмерные поборы он убит людьми из племени древлян.
Рис. 3. Монумент князю Рюрику – основателю Древнерусского государства
Что мы узнали?
Сегодня были кратко рассмотрены следующие вопросы по истории (6 класс): к какому веку относится образование Древнерусского государства (9 век), какие событие стали предпосылками зарождения государственности на Руси и кто были первыми русскими князьями (Рюрик, Олег, Игорь). Данные тезисы могут быть использованы в качестве шпаргалки к подготовке к экзаменам по истории.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Древнерусское государство
[Недостаточность дошедших до нас русских летописей для решения вопроса о начале Русского государства отмечается историками с XVIII века.]Недостаточность дошедших до нас русских летописей для решения вопроса о начале Русского государства отмечается историками с XVIII века. Давно ясно, что Новгород был не единственным и даже не главным центром возникавшей государственности. Событие, описанное в летописях под 862 годом, даже если отделить его от шелухи легенд (что непросто), было лишь одним из эпизодов этого длительного и сложного процесса. Древнерусское государство даже более позднего времени – конец X-XI вв. – весьма мало напоминало государство в современном смысле слова, с единообразными законами, чёткими границами, упорядоченным взиманием налогов.
С другой стороны, есть гораздо более ранние свидетельства существования элементов государственности у восточных славян. Сохранившиеся русские источники, действительно, не дают полной картины ранней русской истории. Поэтому уже почти три века историки привлекают для реконструкции этих давних событий свидетельства иностранных источников, а с XIX века – и данные археологии, мифологии, сравнительного языкознания и других наук.
Первое достоверное упоминание о Русском государстве в иностранных источниках относится к 839 году.
В этот год послы кагана русов, как сообщает хроника Бертинского монастыря, явились к королю франков Людовику I Благочестивому. Многие историки пытались доказать, что эти русы не имели отношения к позднейшей Руси, были варягами-скандинавами. Но титул каган определённо указывает на земли, которые находились в тесном общении с Великой Степью. И позднее русские великие князья частенько назывались каганами. Так, митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» (1051 г.) титулует каганами Владимира Святого и Ярослава Мудрого. На стене Софийского собора в Киеве есть надпись: «Спаси, Господи, кагана нашего». Как предполагают, она относится к великому князю Святославу Ярославичу, правившему в Киеве в 1073-1076 гг. Для древних русских князей титул каган, особенно в международных отношениях, был тем же, чем для московских государей конца XV-XVI вв. был титул царь.
Да и вообще, очень много данных указывает на то, что название Русь было более свойственно именно Южной, а не Северной позднейшей Руси. Хотя детальные исследования, проведённые в конце прошлого века А.Г. Кузьминым, выяснили, что названия с корнем «рус-» или близкими к нему в раннее средневековье были разбросаны буквально чуть ли не по всей Европе…
Древнейшие списки житий равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия (1150-летие начала просветительской миссии которых отмечалось три года назад) указывают, что в 861 году, будучи в Крыму, св. Кирилл видел там Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами. Одни историки утверждают, что это была глаголица. Другие видят остатки этой докириллической письменности в таинственных «чертах и резах», о которых упоминают некоторые древние источники и которые, возможно, мы видим на монетах князя Владимира Святого. Большинство историков, однако, по-прежнему никак не объясняет эти свидетельства. Однако вопрос существует и требует удовлетворительного научного ответа, а не игнорирования его как чего-то незначащего.
Итак, Русское государство и русская письменность существовали до 862 года.
Правда, не все историки, всё-таки берущиеся за объяснение этих фактов, признают тогдашних русов славянами. Пусть так. Здесь уже широкое поле для гипотез, которые требуют для своего подтверждения (или опровержения) поисков фактов, а не их замалчивания.
Где же был центр складывания этого Древнерусского государства? То есть, попросту, где был его стольный град? Здесь представляется плодотворной точка зрения академика В.В. Седова, который считал, что у раннего Русского государства, как у Франкского королевства (и тому подобных «варварских» государственных образований раннего средневековья), отсутствовала постоянная столица как таковая. Кстати, Седов, отождествляя территорию Русского каганата IX века с роменско-борщевской археологической культурой, представил убедительные доказательства того, что основное население этого раннего государства было славянским. Эта территория охватывала сопредельные области нынешних Российской Федерации и Украины: Орловскую, Брянскую, Курскую, Белгородскую, Полтавскую, Сумскую, Черниговскую, Киевскую.
Интересными для локализации ядра Древнерусского государства выглядят историко-филологические изыскания академика О.Н. Трубачёва о «цвете» Руси. Всем нам известно название Белая Русь, менее известны Червонная и Чёрная Русь, но мало кто задумывался над тем, что они вообще означают. Трубачёв связал эти названия со сторонами света (которые у славян, как и у всех народов, имели соответствующие цветовые обозначения).
Учитывая, что Белой Русью в XI-XII вв. называлась не столько та страна, которая так именуется сейчас, сколько позднейшая Московия (а запад нынешней Беларуси назывался Чёрной Русью), получается довольно любопытная, хотя и неоднозначная картина. Неоднозначная потому, что соответствие цвета и стороны света нам в точности всё-таки неизвестно. Но если исходить из наиболее вероятного предположения, что белый цвет указывает на восток, чёрный на запад, а красный на юг, то исходная точка, от которой расходились эти цветовые «векторы», располагалась где-то в окрестностях Белорусского и Украинского Полесья… Впрочем, здесь возможны разные варианты. Нужны дальнейшие изыскания в источниках, чтобы прояснить эту символическую географию Древней Руси.
Любое обращение к источникам по истории Древней Руси неизменно подтверждает этническое и культурное (а в известный период – и политическое) единство всей Русской земли – той, которая ныне разделена между тремя государствами.
Поэтому иначе как новейшими политическими спекуляциями сложно назвать попытки «обосновать», будто древний Киев (или, напротив, древний Новгород) не имел отношения к возникновению русской государственности. Что касается Киева, то в 1982 году по решению ЮНЕСКО отмечалось его 1500-летие. Правда, эта дата (как и вообще столь ранний срок – V век) выглядит весьма сомнительной. Но в целом более раннее возникновение городов на юге восточнославянской территории, чем на её севере, сомнений не вызывает.
Вопрос о складывании русской государственности напрямую связан с проблемой прародины славян и нахождения славян под другими именами в исторических источниках древности. Одно из этих имён давно известно – венеды. Правда, опять же, многие историки отвергают, что славянами были все те народы, которых античные авторы называли венедами (венетами). Отвергают только на том основании, что тогда пришлось бы считать древних славян народом, давшим имя Венеции, соседями древних римлян! Но ведь и тут для подтверждения или опровержения нужны исследования, нужны доводы, основанные на фактах. На одних априорных суждениях наука не строится!
Многие историки ещё XVIII-XIX вв. видели славян в древних скифах. То, что это было вполне возможно, во всяком случае – часть скифов могла быть славянами, в ХХ веке убедительно показал академик Б.А. Рыбаков. В столь древнем происхождении славян нет ничего невероятного. Лингвисты (в частности, упомянутый О.Н. Трубачёв), как правило, относят выделение славянских языков из массы индоевропейских ко времени не позднее II тысячелетия до н.э.!
В отношении более древних, чем 862 год, пластов нашей истории академическая наука (в лице большинства своих представителей) как будто придерживается негласного заговора молчания… Между тем, ещё Татищев и Ломоносов в XVIII веке подвергли обоснованной критике версию образования Русского государства, изложенную в «Повести временных лет». Русский историк Дмитрий Иванович Иловайский (по учебникам которого, кстати, учились перед 1917 годом в русских гимназиях) своё издание книги «Становление Руси» в 1906 году посвятил 2000-летию русской истории, взяв за исходную дату упоминание в римских источниках о народе роксоланов (руссо-аланов, по мнению учёного).
А следует ли полностью и навсегда отвергать возможность наличия какого-то реального исторического зерна в сказании о посещении Русской земли апостолом Андреем Первозванным?!
Представление, будто русская история начинается не ранее IX века, выставляет русский народ младшим среди европейских христианских народов. А русская цивилизация в этом случае предстаёт как нуждающаяся в наставлениях со стороны западной как старшей.
Понятно, если бы такое представление было единственно возможным в исторической науке. Но ведь это, как мы показали, совсем не так!
Празднование 1152-летнего годовщины условной даты возникновения русской государственности, может стать хорошим стимулом для новых исследований и плодотворной научной дискуссии об исторических корнях Руси. Хорошим примером для неё может послужить шедшая в конце 80-х гг. прошлого века научная дискуссия о проникновении христианства на Русь, приуроченная к 1000-летию крещения Руси. Тогда появились интересные, ломающие многие стереотипные представления, работы А.Г. Кузьмина, О.М. Рапова, Я.Н. Щапова…
Конечно, отыскивая корни русского народа, не следует впадать в другую крайность. Есть модное поветрие объявлять чуть ли не любой народ древности, языковое родство которого до сих пор невыяснено (например, этрусков; есть и ещё более экстравагантные отождествления), славянами. Книги такого рода, написанные без достаточной критики источников, а то и вовсе основанные на фальсификациях, можно нередко встретить в нынешних книжных магазинах.
Это должен быть научный поиск, основанный на фактах, а не на их подгонке под заранее заданный результат. И это относится не только к увлекающимся любителям бесконечно удревнять русскую историю в далёкое прошлое, но и к статусным специалистам, безосновательно отбрасывающим любые доводы о более ранней, чем 862 год, истории русского народа.---Ярослав Бутаков, кандидат исторических наукhttp://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/rus_mladshe_li_jevropy_2012-03-01.htm
plebas.livejournal.com