Значение слова ПОЛОТЕНЦЕ в Орфографическом словаре. Древнерусское полотенце
Символика орнамента на русских полотенцах
Разделы: МХК и ИЗО
Цель: познакомить с условностью языка орнамента, его символическим значением, стилизацией.
Задачи:
- развивать любовь и интерес к народному творчеству, любовь к Родине и её культуре на примере изучения русской народной вышивки на полотенцах, её обрядовой роли в народном быту;
- развивать навык работы над композицией, самостоятельность в выборе композиционных решений;
- воспитывать аккуратность и творческое воображение.
Планируемые результаты
Предметные умения:
Графические: владение карандашом, фломастерами, правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.
Учебно-творческие: искать сходство с природными формами, уметь стилизовать реальные образы в фантастические.
Личностные УУД: сформировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны. Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
- высказывать своё предположение на основе учебного материала;
- выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях и слайдах презентации;
- ориентироваться в учебнике;
- уметь пользоваться разными графическими материалами;
Коммуникативные УУД:
- использовать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
- слушать и понимать речь других;
- уметь выражать свои мысли,
- уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: урок - исследование с элементами творческой деятельности.
Технические средства обучения
для учителя:
- Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, презентация в формате PowerPoint
Для ученика:
- учебник по изобразительному искусству 5 класс Н.А. Горяева, О.В. Островская “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”, бумага, карандаш, ластик, фломастеры, краски, кисти, тонкая белая бумага, ножницы, клей.
План урока
1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.
2. Постановка художественной задачи.
3. Практическое выполнение задания.
4. Рефлексия
5. Подведение итогов урока
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.
Наш сегодняшний урок будет посвящён русскому полотенцу. Презентация.
В современном быту это привычный для нас всех предмет первой необходимости. А в старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти.
- Что такое вышивка?
Вышивка - это украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором, выполняемым нитками вручную с помощью иглы.
- Для чего украшают изделия вышивкой?
Вышивка, по народному поверью, должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками женщины.
С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные вышитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.
Вышивать девочки начинали с 7-8 лет и с этого момента они должны были готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Полотенце служило подарком, знаком благодарности. В праздничные дни узорчатым полотенцем украшали стены каждой избы, обрамляли ими окна, зеркало, рамы с портретами, красный угол и иконы.
Виды полотенец (сообщение ученика Приложение №1)
Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.
На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка - повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.
У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.
На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.
И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.
Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта - полотенца.
Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках находили свое воплощение древние народные символы и образы. Вышивка - это не просто узоры. Научиться понимать язык узоров в вышивке - значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.
- Какие знаки-символы использовались в узорах деревянной резьбы при украшении изб? (солнце, конь, птица)
Образы и мотивы, используемые в вышивке (сообщение ученика Приложение №2)
Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности в древних вышивках.
Откройте учебник на странице 42, рассмотрите изображения полотенец и найдите древние символы.
Символика цвета на полотенце (сообщение ученика Приложение №3)
Слово "орнамент” в переводе с латинского означает "украшение”.
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначенный для украшения различных предметов. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и стилизации. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.
Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек находил в ней множество необычных форм и цветовых оттенков (цветы, плоды, листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц).
На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые "охраняли” от всякой нечисти.
Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции. В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.
В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованные из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.
3. Постановка художественной задачи.
Сегодня на уроке вы должны выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.
Представим, что наш белый лист - льняная отбеленная ткань. Перед началом работы подумаем о композиции. Желательно выбрать один центральный крупный сюжет (цветущее дерево, пара птиц, женская фигура), а сверху и снизу поместить ленточные узоры разного цвета (показывается последовательность выполнения и приёмы работы). Мелкие детали в композиции можно выполнить красным или чёрным фломастером. Край полотенца будет украшать “кружево”, которое мы вырежем из бумаги. Для этого сложите тонкий лист бумаги “гармошкой”. С каждой стороны полоски вырезайте узоры. Во время работы соблюдайте аккуратность и осторожность при обращении с ножницами и клеем.
4. Практическая работа
- Разделить лист А4(книжная ориентация) пополам по вертикали простым карандашом.
- Придумать композицию в центре листа из знаков-символов (цветущее дерево, птицы, женская фигура)
- Соблюдать симметрию (если выбран симметричный узор)
- Соблюдать чёткое чередование элементов, если выбран узор в полосе.
- Обвести все узоры красным и чёрным фломастером, либо гуашью.
- Из тонкой бумаги вырезать “кружево” и украсить им полотенце, приклеив его под край листа.
5. Рефлексия
Давайте составим синквей со словом вышивка
Синквейн имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример синквейна:
ВышивкаНародная, красиваяВышивать, украшать, создавать"Поспешишь, людей насмешишь"Украшение
Самооценка
Дать самооценку выполненной работы по следующим критериям:
А) целостность композиции
Б) насыщенность цветовых оттенков
В) аккуратность выполнения работы
6. Подведение итогов.
В конце урока на доске организуется экспресс - выставка готовых работ
Выставка работ учащихся и их обсуждение.
- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти композиции?
- Какие трудности испытали во время работы?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Полотенце в традициях и верованиях русского народа
Транскрипт
1 1 МБОУ "ЗАПАДНОДВИНСКАЯ СОШ 1" Полотенце в традициях и верованиях русского народа ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Автор работы: Зуброва Дарья., Чичерина Марина, учащиеся 7б класса. Руководитель: Богданова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы. г. Западная Двина 2015
2 1.Введение...3-4стр. 2.Основная часть.. Полотенце : функции, виды и их использование в жизни русского населения 2.1. Полотенце - рушник Бытовые и обрядовые полотенца Традиционный орнамент полотенец Тверского края Техника изготовления полотенца ( по рассказам жительницы д.улин Петровой Тамары Ильиничны) Заключение Библиографический список.19 Приложения.20 2
3 3 1 Введение. Разрушителей хватало во все времена, но и на руинах, как птица Феникс, вырастает новое через познание старого. Поэтому так сегодня необходимо изучать древние вышитые орнаменты, которые донесли до нас многие значимые события в жизни человечества. Не нужны золото и бриллианты человеку, богатые одежды и неприступные замки. Главное для него это знания, которые раскрывают многие тайны прошлого и будущего. Именно их так тщательно прятали мудрецы во все века. Истина скрыта в темных глубинах прошлого. Но нам дана тема для размышления: кто мы, зачем?! И если мы не ответим на эти вопросы, то проживем свою жизнь впустую. Человек создан для творчества и любви. И нет глобальной причины, из-за которой человек перестанет любить или не сможет творить. Мы мыслим, а, значит, существуем. А раз существуем, значит нужно творить. Создавать что-нибудь прекрасное своими руками, сохранять ремесло своих отцов и дедов и передавать его последующим поколениям. Так мы включимся в тысячелетнюю историю своей страны и планеты Земля и продолжим бесконечную цепочку мироздания. Для этого мы и пришли на этот свет. Побывав в нашем школьном краеведческом музее, мы заинтересовались старинными полотенцами и их архаичной вышивкой. Захотелось узнать, какую роль играло полотенце в жизни человека? Для каких обрядов оно предназначалось? Какой смысл был заложен в их орнаменте? Изучив литературу по этой теме, мы решили попробовать найти традиционное полотенце. Нам повезло: мы познакомились с женщиной, Петровой Л.И., жительницей д.улин, которая хранит в сундуке память своих предков - старинное полотенце. Чтобы расшифровать орнамент на полотенцах, мы обратились к книге Г.С. Масловой " Орнамент русской народной вышивки". Этот замысловатый орнамент, до этого непонятный нам и не вызывающий интереса, вдохновил нас на создание его копии. Осуществляя задуманное, мы тем самым вносим свою лепту в возрождение и сохранение народной культуры.
4 4 Актуальность темы исследования. В настоящее время в связи с утратой многих традиционных ценностей особое звучание приобретает проблема сохранения и возрождения культурного наследия наших предков. Самое важное - что данная работа позволяет прикоснуться к национальным традициям малой родины, способствует бережному отношению к творениям наших предков. И наш долг - сохранить все то, что дошло до нас. Цель исследования : приобщение к культуре, традициям и истории родного края. Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи: ознакомиться с литературой по данной теме; просмотреть материал, размещённый в интернете на различных сайтах изучить имеющиеся в школьном музее, в частных коллекциях полотенца; определить функции полотенца и его жизни русского народа; выявить особенности орнамента полотенец ; использование в проанализировать технику выполнения стежка, сюжет и цветовую гамму орнамента найденных полотенец: создать копию орнамента. Практическая значимость работы Материал, собранный нами, можно использовать на уроках технологии, изобразительного искусства, на классных часах, посвященных народному творчеству. Ведь сегодня очень важно обращаться к традициям, сохранять культурное наследие наших предков.
5 5 2. Полотенце : функции, виды и их использование в жизни русского населения 2.1. Полотенце - рушник. В современной жизни полотенце является привычным для нас предметом первой необходимости. А в старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти. Полотенце (рушник) это длинное полотнище льняной или хлопчатобумажной ткани. Предметом особой важности в быту русского населения, как и других народов, были орнаментированные полотенца. Изучение литературных источников показывает, что использование вышитых полотенец было многофункциональным. РУШНИК - это вытканное и бережно вышитое женскими руками полотенце. Созвучие со словом "рука" дает повод ошибочного толкования слова "рушник" как полотенца для рук. Настоящий же рушник при ширине около см. имеет длину от 2 до 5 и более метров, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом и тесьмой. Таким декоративным изделием невозможно вытирать руки. Слово РУШНИК происходит от корня "руш", "рух". В словаре Фасмера "рушить" - ломать, рвать. То есть рушник - оторванный кусок ткани, отрез. Полотнища ткались очень длинные. В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих простыню, рубашку, одежду - рухо, рухлядь. Эти слова несут семантику сотканного полотна. Многим пишущим известен "страх перед чистым листом бумаги", его жалко портить, то же испытывали наши предки, когда рвали с таким трудом созданную ткань. Почему же рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножей и ножниц. В период неолита (новый каменный век) одежду кроили, сделав надрез
6 острым камнем, ракушкой или щепкой, и далее рвали ткань руками. До сих пор именно этим способом работают с тонким ситцем некоторые продавцы и портные. Ткань рвется ровно по долевой или поперечной нити Бытовые и обрядовые полотенца. Прежде всего, полотенце в жизни русского народа было необходимым элементом крестьянского быта. В повседневной жизни крестьяне использовали бытовые полотенца-«утирки» (утиральник, ширинка, рукотерка, рукотерник, ручник). Они были небольшого размера, предназначались "для утиранья лица или рук ( по словарю Владимира Даля) Вышитые полотенца использовали как магические объекты. В древности их вешали на ветвях священных деревьев. Исследователи начала XIX в. отмечали поклонение славян старым деревьям, особенно дубам и липам. Обрядовая роль полотенец в народном быту русского населения была многозначной. Орнаментальные полотенца часто использовались в качестве даров во время праздников. Рождество, масленица, Троица ко всем этим праздникам шились и вышивались рушники. «В прощенный день Масленицы надлежало и кума с кумой отдарить. Самым знатным подарком, пишет исследователь художественной культуры Белгородчины М.С. Жиров, было полотенце» 1. Такое их назначение подчеркивалось и надписями, сделанными на них. В народной вышивке надписи встречаются на полотенцах XIX первой четверти XX в. В надписях отмечалась дата изготовления вещи, имя или инициалы мастера или хозяйки, которой принадлежала вещь, а иногда и место изготовления деревня. Кроме 6 1 См.: Жиров М.С., Жирова О.Я. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины. Белгород: БелГИК, С. 40.
7 того, были надписи, указывавшие на подарочное значение вещи, выражавшие добрые пожелания. Более частое включение текстов в вышивку в конце XIX начале XX в. связано, по-видимому, с распространением в деревне грамотности, книг. Однако изготовлявшие эти надписи вышивальщицы далеко не всегда были грамотными (чем объясняются встречающиеся искажения слов и орфографии) и прибегали к помощи грамотных людей. Много использовали вышитые полотенца в семейной обрядности. Б.А. Рыбаков отмечает: «На полотенце подносили хлебсоль, полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гроб с покойником и опускали его в могилу» 2. Орнаментальные полотенца использовались, прежде всего, в ритуалах жизненного цикла: во время рождения ребенка, на свадьбе, похороннопоминальном обряде и т.д. Полотенце в прямом смысле сопровождало человека от колыбели до могилы. Родильное и крестильное полотенце Во время родов повивальная «бабка» принимала младенца на новое полотенце, чтобы «новорожденный жил в достатке». Бабку-повитуху в знак благодарности также одаривали полотенцем. Это полотенце хранили всю жизнь и при болезни ребёнка заворачивали его в это полотенце. Особый интерес представляют свадебные рушники. Они имели разное назначение. Полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. Полотенцами молодой украшали в день свадьбы интерьер в доме жениха, а потом их вешали только по большим праздникам. По старинному народному обычаю невеста должна была одарить жениха и его родственников 7 рушником, 2 См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.м.,1981
8 вышитым собственноручно. Полотенца было принято демонстрировать родственникам мужа на второй день свадьбы. Молодуха развешивала полотенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все могли полюбоваться на её работу. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки - всё это позволяло оценить трудолюбие, аккуратность, вкус молодой женщины. Во время обручения («рукобитья») руки жениха и невесты соединяли, обернув полотенцем " на веки вечные, на годы долгие". Полотенца вышивали для украшения «повозки» (полотенца привязывали к дугам лошадей вместо вожжей; вышитые полотенца держали в руках жених и невеста в церкви во время венчания и по окончании церемонии дарили их священнику. Традиция с полотенцами живет в современных свадебных обрядах сельского и городского населения. Можно увидеть на дружках невесты и жениха орнаментированные полотенца, повязанные через правое плечо. На свадьбе родители встречают жениха и невесту с хлебом-солью на вышитом полотенце. Поминальное полотенце. Существенное значение имели полотенца в похоронном обряде. На полотенцах выносили гроб с умершим из дома в церковь, а иногда и до могилы несли на полотенцах. После похорон эти полотенца вешали на могильный крест, а затем передавали в церковь; вешали полотенца на могильный крест и в день поминовения. По поверьям русских крестьян в полотенце, вывешанном в день смерти человека на окно, сорок дней находилась его душа. Малейшее движение ткани рассматривалось как знак её присутствия в доме. В сороковины его встряхивали за околицей деревни, отправляя тем самым душу из нашего мира в иной мир. Наши предки знали о том, что душа, освобожденная от своего тела, могла остаться странствующим призраком или в определенные временные промежутки прийти из загробного мира и нанести вред своим потомкам. Для того чтобы умерший предок не мучил своих родственников, развешивали полотенца с вышитыми орнаментами- 8
9 оберегами по окнам, дверям, столам, кроватям и даже над печью, то есть загораживали все те места, откуда можно было ожидать непрошенных гостей. Сегодня такие полотенца перевоплотились в шторы, прикроватные подзоры, занавеси, ширмы и др. Считалось, что предназначенное для свадьбы, крещения или другого обряда полотенце нельзя было использовать для других целей. Исключалось использовать его для вытирания рук, лица, пола. Полотенце во внутреннем убранстве избы. Вышитые полотенца устойчивый атрибут интерьера русской избы. «Полотенцами увешивали красный угол; на полотенце- «набожнике» помещали иконы» 3. Нередко на полотенцах- набожниках вышивались слова молитв, просьбы к Богу: «Да воскреснет Бог, расточатся его...» 4 и т. д. Для украшения избы использовали праздничные полотенца. Украшенные полотенца служили для обрамления зеркал и портретов в рамах. Украшение дома, в частности красного угла, сохраняется до сегодняшнего дня в основном в деревнях. Полотенца, предназначавшиеся для убранства интерьера, вышивались весьма богато. Вывешивали на стены, зеркала, иконы к большим праздникам, таким, как Пасха, Рождество, к престольным праздникам, то есть праздникам в честь святого покровителя, к заветным дням - праздникам по поводу важных событий, происшедших в деревне. Кроме того, полотенца вывешивались в день трапезы по случаю приезда долгожданной родни или возвращения с воинской службы сына. Их надевали на деревянные гвозди - "крюки", " спички", вбитые в стены ( полотенца - наспишник, крюковник, накрючник). Полотенцами декорировались рамки с фотографиями. 9 Полотенца 3 См.: Рыбаков Б.А. там же 4 См.: Рыбаков Б.А там же
10 изготовлялись в домашних условиях и очень редко их приобретали в лавках или на ярмарках. В сознании людей до сих пор сохранились отголоски представлений об обрядовой функции полотенца. Как обязательный обрядовый атрибут в XXI в. фабричное полотенце, хотя и со специальной символикой, используется на свадьбе; в торжественных случаях, связанных со встречей дорогих гостей «хлебом-солью»; полотенце до сих пор дарят при расставании перед дальней дорогой; в так называемые «родительские» дни на разостланном полотенце раскладывают поминальную еду; на полотенцах ещё кое-где опускают гроб с умершим человеком в могилу, отправляя его в последний путь. При изучении орнаментальных полотенец 10 Тверского края основное внимание нами было уделено на три основных элемента: цветовую гамму, технику (декоративные швы) и орнамент Традиционный орнамент полотенец Тверского края. Полотенце украшалось, как правило, на концах. Середина орнаментировалась редко. Это считалось Божьим местом. Характер и количество украшений, их расположение, цвет, материал - все это определялось местной традицией, а также назначением полотенца. Правила для тех, кто разобравшись в смысловом значении орнамента, решится сотворить оберег или же украсить что-либо смысловым узором, немного правил: Бранницы на жизнь начинали вышивать в четверг мужской день, день Перуна, а на смерть (рушники) в субботу день завершения всякого творения. Рубахи кроили в пятницу день Макоши. Вышивали, пряли и ткали пояса в понедельник, вторник, среду, четверг. Воскресенье праздновали, поэтому ничего, кроме помыслов не творили. Начинали вышивать, когда солнце доходило до зенита и обязательно от нижнего края бранницы, рушника или другого изделия. Полотно дорога жизни и она должна идти последовательно. Садились у окна так, чтобы свет падал спереди или сбоку. Брали в руку иголку с ниткой и читали заговор, а позднее молитву, в
11 зависимости от того, какую вещь вышивали, заговоры (молитвы) повторяли после каждого перерыва в вышивании. Когда прекращали вышивать, полотно не бросали, а аккуратно складывали, так как скомканное полотно предвещает жизнь без порядка, в хаосе. Когда прекращали вышивать иголку в полотно вкалывали обязательно с кусочком нитки. Когда при вышивке нить заканчивалась, то в иголку сначала затягивали новую нить и лишь после того вкалывали ее в полотно. Сложенный неоконченный рушник не клали, где сидят и спят. Лучше положить полотно на землю, предварительно завернув в чистую ткань. Несмотря на то, что вышивка у каждого народа имеет свой национальный колорит, свои секреты, определенные приемы исполнения и характер орнамента, существуют общие для всех узоры, идущие из глубокой древности. Таковыми являются: Прямая горизонтальная линия поверхность земли; Горизонтальная линия Вертикальная линия Треугольник Скрещивающиеся линии Шестилучевая розетка волнистая волнистая вода; дождь; Горы; огонь и молния; гром Птица Сирин Женское начало, символ счастья, Лось Олень и конь 11 света и радости, сулившая наступление весны, урожай и богатство; идея неба. дождь «жизнедающее светило» - солнце, они приносили счастье и веселье и
12 12 благополучие. Единорог Грифон Лев Солярный знак Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками Русалка Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки Круг, квадрат, ромб, розетка целомудрие взаимосвязь неба и земли стража символизировал солнце образ Матери-земли. Позже восточно-славянское божество Берегиня, или Макошь покровительница воды, хозяйства, семейного очага, женских работ. хранительница вод обозначали плодородие земли; травы, цветы, кусты и деревья назывались «волосами земли»; Солнце и Луна, источники света; Основным символом был ромб, наделенный множеством значений: Ромб символ плодородия, возрождения жизни; Цепочка ромбов «древо жизни»; Квадрат, разделенный на усадьба и засеянное поле. четыре части с кружочками или точками в каждой Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» назвал русскую вышивку, в том числе на рушниках «сокровищницей больших и малых сюжетов», «полотяным фольклором». Научиться
13 понимать язык узоров в русской вышивке значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа. Вышивка Тверской области разнообразна. Она представляет собой значительный пласт художественной культуры русского народа. Древность её не вызывает сомнений: она как письменность древнего человека. В орнаменте вышивки встречаются прямые линии, волнистые линии, круги, кресты. Земля - (прямая, горизонтальная) Засеянное поле- (ромб) Огонь - ( крест) Солнце - ( круг) Вода - (волнистая линия) И эта древняя символика вместе с вышивкой переходила из года в год, из столетия в столетие. В композиции вышивки встречается ладья, она означала солнечное божество. Если было изображено несколько (2-3 ладьи), возглавляемые женской фигуркой, это означало союз земли и Солнца. Изображалось дерево, которому приписывались чудесные свойства (способность вылечить, защитить от злых сил). Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица мать- сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду. Значение цвета в русской вышивке. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Исследователи считают, что использование в вышивке в качестве основного красного цвета является не случайным. В древности красный цвет был 13
14 символом солнечного света и тепла, жизни, знаком добра и красоты и олицетворял мужское начало. Значительное место в занимал также черный цвет. Черный цвет олицетворял «землю-матушку кормилицу» и вечный покой. Черный цвет был также знаком ночи, которая дана природой для отдыха земли и людей. В вышивке полотенец исследуемого региона преобладающим был геометрический орнамент. Ведущей фигурой геометрического орнамента тверской вышивки также был ромб символ плодородия. Геометрический ромб самый устойчивый и распространённый в орнаменте узора, знак лучезарного солнца, который у древних славян считался кругом. Крючки и палочки, отходящие по сторонам ромба, условно понимались как лучи солнца. В процессе эволюции ромба в Тверском регионе возникли множественные его варианты 5. В народной вышивке полотенец Тверского края использовались и другие геометрические фигуры. Круг, крест, квадрат наряду с ромбом были символами солнца. Прямая горизонтальная линия означала землю; волнистая или прерывистая воду; крутой завиток лебединую шею, знак птицы. Мы назвали лишь некоторые основные символические знаки, которые использовались народными мастерицами в композиционном построении и содержании орнаментальных форм узоров. Перечислить все знаки невозможно из-за их большого количества. К изобразительным орнаментам относят растительные, зооморфные, орнитоморфные и антропоморфные изображения. В вышивке полотенец был широко распространен растительный орнамент изображение многочисленных мотивов деревьев и растений. 5 См.: Беликова Т.П. и Емельянова М.И. Эволюция русской народной одежды. 14
15 Орнитоморфный и зооморфный орнаменты. Очень популярным тверским мотивом, как и в других губерниях, было изображение птиц: пава, лебедь, гусь, утка. В русской орнаментике птица символизировала тепло, свет, сулила урожай, богатство. Нередко в орнаменте вышивки выражена идея материнства: птенцы внутри птицы или вокруг нее. В орнаментах вышивки нередко встречаются петух и курица, которые почитались славянами с древнейших времен. Петух предвестник зари и света, и в представлениях славян он был связан с солнцем. Зооморфный мотив в вышивке встречается редко. Антропоморфный орнамент. В народной вышивке нашего края, как и в других регионах России, широко отражен образ земли в виде женской фигуры. В изображении антропоморфных женских персонажей на тверских вышивках обнаруживается несколько формул. Наблюдение, сделанное Б. А. Рыбаковым о двух основных группах богинь, изображаемых в русских вышивках, приложимо и к тверской традиции. Речь идёт о двух основных вариантах изображения женского божества. К одной группе относятся вышивки, в которых богиня изображается одетой в положении стоя. Ко второй группе относятся изображения женских персонажей, которые убедительно определены Б. А. Рыбаковым как рожаницы. В языке народных вышивальщиц разных зон славянского мира исследователями зафиксирован термин«лягушка», которым в вышивке называли ромбообразную фигуру с продолженными за пределы ромба сторонами. Зафиксирован этот термин на Тверской земле. Применяется термин «лягушка» в народной вышивке для обозначения ромба с отростками или «ромба с крючками», который 15
16 признан исследователями древнейшим земледельческим символом плодородия, рождающего женского начала, матери-земли. В тверской вышивке зафиксированы замечательные образцы архаичной «лягушки» «Матери-сырой Земли»: в Торопецком районе («ромб с крючками») и в Андреапольском районе (ромб с отростками). Исследователи выяснили, что ромб с отростками или с крючками может означать землю, растение и женщину одновременно, что ромб с отростками, который в народной традиции носит название «лягушка», так же как и лягушка, являются олицетворением божества земли, божества плодородия Техника изготовления полотенца ( по рассказам жительницы д.улин Петровой Тамары Ильиничны) В гостях у Петровой Любовь Ильинишны д. Улин. Любовь Ильинишна родилась 24 марта 1942 года в д. Гутилово ( ныне не существует). Мама- Козлова Ульяна Демидовна 1909 г.р., осталась сиротой в 1,5 года. Ей по наследству от своей мамы, Марины Пантелеевны Демидовой, осталось полотенце. К этому наследию, которое Любовь Ильинишне досталось от мамы, у неё сохранилось особое, трепетное отношение. Она бережёт полотенце, чтобы передать своим детям. Вот что рассказала Любовь Ильинишна об изготовлении льняного полотна: "Иконные полотенца назывались пелена. Таскают лён и вяжут в снопы. Снопы ставят в бабки, долго стоят, детки лазили прятаться. Затем эти снопы везут в овин или ригу ( в разных местах по-разному назывался ). Дальше там их сушат и начинают молотить лён. Лён молотили на току. Ток- это ровноеровное место, очищенное, выметенное.все женщины приходили на ток со своей скамейкой. Ставят эту скамейку, берут сноп и бьют об эту скамейку, все эти головки отлетают, а сам сноп остаётся. Теперь подметают это зерно, с зерном начинают работать по- другому, а
17 снопы развязывают и начинают на поле стелить, на равнине где-то. И вот расстилали тоненько-тоненько каждый сноп,и он лежит. Теперь наступит время, когда этот лён начинают поднимать. Поднимают лён, опять его связывают и везут его на льнозавод. Льнозавод был у нас через реку в Крестах, зимой можно было возить туда или возили в Ильино на льнозавод. И там уже работали с ним. Ну а когда женщины для домашнего рукоделия делали. Вся эта процедура прошла. Лен подняли, опять связали его в снопы и высушивают опять. Потом была такая льномялка. Бревно, в нем вынуто 2 желобка c одной и с другой стороны, а внутри дыра. Мяли лен. Смяли, надо же тресту обмолотить. Было такое орудие труда, трепалкой называлось. Брали пасама кусок от снопа и трепалкой били по нему, чтобы отбивалась эта треста. Это очень колючая работа. Теперь обтрепали её, отбили эту шелуху. дальше была чесалка ( из гвоздей набитая). В каждом доме была такая чесалка, кто этим занимался. И вот чесали этот лён, пока он становился мягким. Те очесы, которые оставались, из них плели веревки, а то, что оставалось мягонькое, то уже можно было прясть. Эту всю работу я у мамы видела. Пряли нитки( даже после войны трудно было купить нитки) - это назывались суровые нитки. Потом уже кто ткал, тот ткал. У нашей матери не было станка. Нитки пряла она на прялке с колесом. Когда это полотно готово, его по весне, когда начинал таять снег, клали на снег - белили. А стирали до белизны. Для этого делали щёлок- из золы из печки. Золу насыпали в чугунок, заливали водой, ставили в печку, там это всё кипело, затем вытаскивали. Верх- жидкое станет желтого - желтого цвета, как мыло хозяйственное. И вот эту воду использовали для стирки и прокипятить. Остается слегка сероватым. Вышивка сделана крашеным льном. Столько лет прошло, а он не потерял цвет. Во что красили - не помню. Красители натуральные". 17
18 3. Заключение. Предметом рассмотрения полотенце взято не случайно: с одной стороны это самый знакомый и простой, бытовой предмет, а с другой - использование его в обрядах нашими предками указывает на важную ритуальную роль этого предмета в жизни человека. В настоящее время обрядовая роль полотенца, а также его функции претерпели большие изменения, особенно у городского населения, где они выполняют функцию гигиеническую и эстетическую, а вот в сельской местности еще пока помнят и о значении религиозномагической функции полотенца и сохраняют в своих сундуках старые вытканные льняные полотенца для особых случаев (свадеб, похорон) или просто развешивают по большим праздникам для усиления праздничной обстановки или как бы в память о давно минувшем времени. О полотенце и его роли в жизни народа можно говорить очень много. Мы рассказали о тех полотенцах, которые нам удалось найти. Анализируя всю полученную информацию, мы сделали вывод, что традиции, связанные с полотенцами, техника их изготовления, виды орнамента очень схожи. Вышивальное мастерство женщин тверской земли, как и всех русских мастериц, создавалось и совершенствовалось веками. В то же время каждая вносила в свой труд что - то своё, учитывая способности и вкус. 18 Рушник как книгу можно прочитать: Ведь вековая мудрость в нем хранится. И.чтобы этим знаньям не пропасть, Нам нужно вновь к истокам обратиться.
19 Литература 1. Блинова Т. Рушники наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, 7 2. Бломквист Е.Э. Полотенце в русском быту. Путеводитель по Русскому музею, Л., Жиров М.С., Жирова О.Я. Традиционные народные праздники и образы Белгородчины, Белгород, Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки, М.Наука Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М., Рыбаков Б.А. Рожаницы. Фрагмент из книги " Язычество древних славян",м., Ситникова С.А. Мифологические образы в вышивке на традиционных тверских полотенцах. Вестник славянских культур. 19, Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб,
20 20 Приложение. Петрова Любовь Ильинична, 1942 г.р. жительница д.улин домотканый холст полотенце 2м80смх32см
21 Полотенца из сундука Веры Сергеевны Чаченковой 21
22 22
23 23
24 24 Отбеливание холста на снегу Полотенце школьного музея
25 Полотенце ученицы 7 в класса Балясиной Насти 25
26 26 Полотенце из архива Богдановой Марии ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ Копия андреапольского полотенца, выполненная Богдановой Марией
27 27
docplayer.ru
Роль полотенца-рушника в жизни славянина — Славянская культура
Сегодня трудно представить себе значение вышивки в жизни старой русской деревне. Все, что окружало человека в каждодневном его быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. А так же вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь.
Вышитыми тканями украшали крестьянский дом: на стол постилали скатерти-столешники, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-рушники развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу.
В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.
Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода – будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.
Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение.
Не менее сорока вышитых полотенец должна была приготовить каждая девушка себе в приданное. Самое большое и нарядное – жениху в знак согласия невесты и ее родителей на свадьбу. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой изукрашенное полотенчико клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: использовали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенца в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане – на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.
Свою особую роль оно играло в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нем «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом.
С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками, которые имели название божники („набожники”, „наобразники”). Как правило, иконы вешались на покутье, поэтому эти рушники назывались «покутными». Длина их достигала трех метров и более.
На большие праздники – Рождество, Пасху, храмовый праздник, к свадьбе – хаты обвешивали более украшенными рушниками – праздничными, а в пост – „постовыми”, чисто белыми или с украшенными краями, чаще темных цветов.
Похожие статьи:
Русский народный костюм → Одежда невесты и жениха у восточных славян
Русский народный костюм → Одежда невесты и жениха у восточных славян
Ремесла → Русское узорочье
Рукоделие → Традиционный свадебный рушник
Традиции → Украинский рушник
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Русский рушник – предмет старины с богатыми традициями
2013-06-06
Порой, даже самые обычные предметы, ежедневно окружающие человека в быту, обладают давней и богатой историей. Так, полотенце, которое теперь используется каждый день, некогда было оберегом, сопровождавшим на протяжении всей жизни. Традиционный русский рушник представлял собой полотенце, изготавливавшееся из домотканой ткани, и являвшееся важным элементом народной культуры славян.
Во времена Древнерусского государства старинный рушник выполнял не только эстетическую роль, но и служил элементом ритуально-обрядовой жизни. Узоры, обрамлявшие рушники, были не только украшениями, но и символами, связывавшими людей с их предками. В старину рушники изготавливались их льняной или конопляной ткани, имевшей ширину в тридцать – сорок сантиметров и длину, превышавшую три метра.
Все старинные рушники украшались разными декоративными элементами: вышивкой, лентами или кружевной вышивкой. Вышивка отражала традиционную народную символику. Широко распространенными были народные зооморфные орнаменты с изображениями орлов, петухов, коней, львов, уток и других животных и птиц. Не менее популярными были растительные орнаменты и геометрические фигуры. В некоторых районах России вышивались рушники с культовыми и бытовыми сочетаниями рисунков.
Русские девушки с ранних лет начинали готовить рушники, которые служили их приданым. Во время некоторых церковных праздников полотенца, заготовленные для приданого, развешивались на стенах жилища, чтобы гости смогли по ним определить усидчивость, трудолюбие и художественные вкусы вышивальщицы.
До восемнадцатого – девятнадцатого столетия узоры, украшавшие рушники, обладали своим предназначением и смыслом. Во времена правления Петра Iтакие предметы старины и их орнаменты стали носить бытовой характер, и не были связаны с определенными народными обрядами. Их смысловое значение было постепенно утеряно. В девятнадцатом столетии вышивки, наносившиеся на рушники, полностью потеряли свое былое значение.
На протяжении многих столетий главными цветами вышивок был красный и белый. В некоторых районах красный цвет заменяли малиновым или алым. Такая цветовая гамма была выбрана нашими предками не случайно, ведь красный цвет и его оттенки отыгрывали важную роль в культурной жизни Руси. История рушника невероятно богата, поэтому по сегодняшний день изучением этой реликвии занимаются многие исследователи.
Хотя некоторые славянские традиции уже забыты нашими современниками, старинные рушники по сегодняшний день не только продолжают служить украшением жилища, но и применяются в ходе разных обрядов. Так, рушниками украшаются старинные иконы, оконные и дверные проемы. В некоторых поселках и деревнях до сих пор распространенными остаются рушники-убрусы, содержащие орнаменты, символизирующие плодородие. Их принято вешать на деревья, проводя заклинательный обряд.
С давних времен и по сегодняшний день рушники используются в свадебном обряде. Вышивки, наносившиеся на свадебные рушники, защищали молодых от разных напастей. Кроме того, рушниками было принято украшать также свадебные повозки.
transantique.ru
Роль полотенца-рушника в жизни славянина - ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ - ИСТОРИЯ - Каталог статей
Практически невозможно представить культуру Древней Руси без вышивки, ведь все окружение славян состояло из заботливых рук, которые то и дело мастерили красоту. Вышивкой украшалось практически все: одежда, пояса, обувь, рукавицы и многое другое.
Никуда без тканей
Крестьянские жилища же всегда имели в своем ассортименте много вышивки, с помощью которых собственно и украшали дома. На столах имелись расшитые скатерти, кровати так же застилали такой "красотой", а в торжественные мероприятия всегда доставали красивые полотенца, которые вешали вдоль всех стен, на окна и обязательно на божницу.
В самую древность, рушник, который обязательно должен был быть расшитым символами, использовался для совершения множества обрядов. На протяжении многих тысячелетий, именно рушнику приписывали важное значение в жизни всего народа. Ни одно из важных событий просто невозможно представить без него.
Чем же именно знаменит рушник
Во-первых, важность данного атрибута определяется его формой, означающей путь, жизненную дорогу, посему его и использовали в различных ритуалах.
Во-вторых, рушники были белого цвета, что символизировало чистоту, добро, защиту от всякой нечисти и так далее. Именно этот цвет придавал некое святое значение, а вот более глубокий смысл и значение передавали при помощи разнообразных вышитых символов.
Если девушка вскоре должна была выйти замуж, то себе в приданное она должна была вышить около сорока таких рушников. Самый большой пот размеру и красивый доставался непосредственно жениху, тем самым говоря о согласии невесты и родителей. Так же подобными атрибутами одаривали всех родственников жениха, а самому ему клали полотенце в шапку. Одним словом, свадебный обряд на Руси был полностью составлен из полотенец, которые использовали вместо вожжей, упряжки, все гости так же были обмотаны в рушники, причем им же обматывали жениха и невесту.
Роль данного атрибута была важной при рождении и крещении детей. Так же его использовали в ритуалах захоронения, когда умершему полотенце вязали вокруг шеи или клали в правую руку. Гроб непосредственно перед захоронением выкладывали рушниками и на самих полотенцах опускали гроб. Потом эти полотенца в течении сорока дней хранили на окнах, тем самым, славяне считали, что в эти дни душа покойника отдыхала.
Когда на Руси приняли христианство, то рушниками стали украшать иконы. Длина одного такого полотенца могла достигать трех метров.
Заметка: если вам нужна курсовая или контрольная работа на заказ, то вам стоит посетить сайт 5orka.ru.
Солярные символы славян Обереги РУСОВ — защита от нечисти
wikii.ru
Славянский рушник. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории
Академик Б.А.Рыбаков в книге «Язычество древних славян» назвал русскую вышивку «сокровищницей больших и малых мифологических сюжетов», драгоценным «полотняным фольклором», сохранившим для нас глубинную архаику языческих верований древних славян.«…прочно установленная обрядовая роль полотенцев-убрусов и делает вышивки на них неоценимым источником для изучения славянского язычества» (академик Б.А. Рыбаков)…
Каково же происхождение слова «рушник»?
В словаре Фасмера «рушить» — ломать, рвать, с этим связывают слово рушник, как оторванный кусок ткани, отрез, от длинного тканого полотнища. Рушник не резали, а именно рвали, сделав вначале небольшой надрез. Полотно рвалось ровно по долевой или поперечной линии. Слово «рушить» происходит от санскр. слова «Рушьяти» — rujati — разрушить, разбить, ослабить; снести, вырвать. В древнерусском языке: «Рушить, рушать» — вредить, убивать, разрушать, разрезать. «Рушница» — пищаль ручная; «рухъ» — беспокойство, набат; «рухнуть» — упасть, бросить, опрокинуть.
Слово «рушник», с большей вероятностью, происходит от слова ведического санскрита «Руш» – rUS – 1). украшать; 2). разрывать; на древнерусском «отрушить сукно» — отрезать; «не руш» — не тронь; от корня санскрита «раха» — raha – платье, происходит древнерусское слово Роухо – платье, рухлядь, рубаха, рубище… В древнерусском языке: «Рухлядная» — кладовая для одежды; «рухольня» — рабочая изба для ремесла, поделок, мастерская, место для рукоделия; «рухло» — движимое имущество, груз, запасы, припасы.Корень слова «руш», «рух» — имеет значения, как «украшать, изменяя; разрывая создавать».
рекорд Украины рушник -22 метра
Для вытирания рук в славянском быту использовали кусок ткани от старого негодного рушника небольшой длины, который был менее украшен, чем настоящий рушник. Называли его — полотенце-ручник, утирка, рукотёрник, ширинка, ветошка. Крестьяне не выбрасывали старые тканые изделия, а пользовались, как ветошкой до полного износу. Пословица – «Одним рукотёрником утираться — на том свете разодраться», говорит о том, что у каждого члена семьи было в быту отдельное полотенце.
Настоящий славянский рушник имел ширину 35-40 см. и длину 3-5 метров, он был очень красив, богато украшен вышивкой, лентами, бранным ткачеством, кружевом и тесьмой — им руки не вытирали.
Славянский рушник – это единственный ритуальный предмет из языческого прошлого славян, который без перерыва древней языческой традиции с давних времён и до наших дней используется в народном быту по своему прямому назначению. Рушник, украшенный вышивкой, всегда служил оберегом, он мог защитить святые углы дома, им накрывали хлеб на столе, он украшал божницы, дверные и оконные проёмы, был оберегом жениха и невесты на свадьбе, оберегом ребёнка и матери на крестинах, праздниках, оберегом от сглаза, порчи, укора, был магическим оберегом на похоронах, рушник, с особой вышивкой, был пристанищем душ умерших родичей.
В слове «вышивка», где корень «шив» происходит от слова из санскрита «шив» — «SIV» — «шить, пришивать, черта, стёжка». Приставка «вы-» в слове «вышивка» абсолютно идентична санскритскому префиксу «vi-». Слово «вышивка» записанная на дивангари — viṣivka, на санскрите слово «вышив» — viṣiv — «шить или пришить в разных местах». Окончание «-ка» — общеславянский и индо-арийский суффикс с общим значением «как, или похож на…». Вышивка — viṣivka — буквально означает «как пришитая в разных местах». Традиционной вышивкой, как сакральным оберегом, украшали ворот, рукава и подол платья все славянские народы. Кстати, на санскрите «пратья» — pratyaJj — украшать — осталось в русском языке — платье.
«В начале XIX века создатели вышивок ещё помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Но во второй половине прошлого — начале нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться».
Академик Б.А. Рыбаков пишет: «Во время полуязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев. Этнографам известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца». Схожие приёмы оформления торжеств были в Древней Греции, в Индии и в современной России, скорее всего, это не заимствование обряда той или иной стороной, а свидетельство более древнего общего для наших народов языческого мировоззрения.
В начале XIX века Рушник с маками надевали на свадьбе на плечи жениху и невесте, рушники одевали и родители, дружки и гости. Вспомните описание индийской свадьбы, где на жениха, невесту, гостей надевают гирлянды из цветов. Яркие цветы с сильным запахом, сплетённые в гирлянды на свадебной церемонии являются оберегом от враждебных сил. В нашем климате даже в период цветения невозможно сохранить цветы в гирлянде, они быстро вянут. Языческие предки славян нашли способ сохранить традицию цветочных оберегов на свадьбе, они стали вышивать рушники — невянущие гирлянды, обильно украшая их красными цветами маков. Между индийскими свадебными гирляндами и славянскими рушниками можно ставить знак равенства, так как этот общеславянский и индо-арийский обычай имеет общие корни.
«Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит…» — читаем мы о Царевне Лебедь у А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». В свадебном индийском костюме мы видим эту звезду во лбу, и в вышивке на одежде жениха, и в рисунках на руках невесты — те же знаки плодородия, которые встречаются на традиционных славянских вышивках
Традиция цветочных оберегов на свадьбе известна с ранних времён становления человеческого общества и характерна для всех культур на Земле. Археологи находили пыльцу цветущих растений в древнейших палеолитических захоронениях, букетик цветов найден в гробнице Тутанхамона в Египте.
Статьи по теме:
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.
www.evpatori.ru
ПОЛОТЕНЦЕ - Орфографический словарь - Русский язык
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОЛОТЕНЦЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ПОЛОТЕНЦЕ в Энциклопедическом словаре:, -а, род. мн, -нец, ср. Бельевое изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания. Личное, ручное, банное, посудное п. …
- ПОЛОТЕНЦЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:полоте'нце, полоте'нца, полоте'нца, полоте'нец, полоте'нцу, полоте'нцам, полоте'нце, полоте'нца, полоте'нцем, полоте'нцами, полоте'нце, …
- ПОЛОТЕНЦЕ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:"Промокашка" после …
- ПОЛОТЕНЦЕ в словаре Синонимов русского языка:лентион, полотенчико, ручник, рушник, сударь, утиральник, утирка, …
- ПОЛОТЕНЦЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:ср. 1) Продолговатый кусок ткани, предназначенный для вытирания чего-л. 2) перен. Резное украшение вдоль окон, по краям крыши у деревенских …
- ПОЛОТЕНЦЕ в Словаре русского языка Лопатина:полот`енце, -а, р. мн. …
- ПОЛОТЕНЦЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:полотенце, -а, р. мн. …
- ПОЛОТЕНЦЕ в Словаре русского языка Ожегова:бельевое изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания Личн¦е, ручное, банное, посудное п. Махровое …
- ПОЛОТЕНЦЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:полотенца, р. мн. полотенец, ср. 1. Узкая и длинная полоса ткани, преимущ. льняной или бумажной, для вытиранья частей тела или …
- ПОЛОТЕНЦЕ в Толковом словаре Ефремовой:полотенце ср. 1) Продолговатый кусок ткани, предназначенный для вытирания чего-л. 2) перен. Резное украшение вдоль окон, по краям крыши у …
- ПОЛОТЕНЦЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:ср. 1. Продолговатый кусок ткани, предназначенный для вытирания чего-либо. 2. перен. Резное украшение вдоль окон, по краям крыши у деревенских …
- ПОЛОТЕНЦЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:ср. 1. Продолговатый кусок ткани, предназначенный для вытирания чего-либо. 2. перен. Резное украшение вдоль окон, по краям крыши у деревенских …
- ПЯТНА ОТ КОФЕ ИЛИ КРЕПКОГО ЧАЯ в Полезных советах:Пятна от кофе или крепкого чая можно удалить, протерев их щеткой, смоченной в теплой воде. Потом всю вещь тщательно промывают …
- ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВУЮЩИХ ПО ГАЛАКТИКЕ АВТОСТОПОМ в Цитатнике Wiki:Data: 2009-06-03 Time: 10:47:14 Цитаты из произведения «Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом» (автор Дуглас Адамс ) * В те …
- КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО в Цитатнике Wiki.
- ВСПОМНИТЬ ВСЁ (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:Data: 2009-07-01 Time: 13:53:18 *— Дорогой, ты ведь не сделаешь мне больно? Мы же женаты... — Считай это заявлением о …
- АЛЬФ (ТЕЛЕСЕРИАЛ) в Цитатнике Wiki:Data: 2009-09-11 Time: 15:08:01 * Интересно, больно бывает только когда не разбиваешь доску… И ещё как больно… * Я хочу, …
- КРЕЩЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Словаре Обрядов и таинств:Крещение в Православной Церкви В России крещение происходило чаще всего на восьмой, а иногда - и на сороковой день, т. …
- ГАДАНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали... В. А. Жуковский или ворожба, завораживание - …
- ВЕРОНИКА ПРАВЕДНАЯ в Православной энциклопедии Древо:Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Св. Вероника Праведная ( I ). Праведная Вероника была, по Преданию, той кровоточивой женщиной, которая получила …
- КУЛЕБЯКА ИЗ ДРОЖЖЕВОГО ТЕСТА в Книге о вкусной и здоровой пище:Кулебяка отличается от пирога своей формой: она должна быть более узкой и высокой, тогда как пирог обычно делается широким и …
- СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
- СНАРЯЖЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:(воен.) — совокупность предметов, которые должен иметь при себе в бою и в походе каждый солдат. Однообразное С. войск по …
- ОБРАЗ ИИСУСА ХРИСТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:(лик)И в восточной, и в западной церкви существуют предания о том, что еще в дни земной жизни И. Христа церковь …
- СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
- СНАРЯЖЕНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:( воен. ) ? совокупность предметов, которые должен иметь при себе в бою и в походе каждый солдат. Однообразное С. …
- ОБРАЗ (ЛИК) ИИСУСА ХРИСТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? И в восточной, и в западной церкви существуют предания о том, что еще в дни земной жизни И. Христа …
- ПОТИРАТЬ в Словаре Даля:руки, тереть, согреваясь, изъявляя удовольствие, нетерпенье и пр. Сидит себе да слезы потирает. Потереть больное место рукою или мазью. Потереть …
- ВИСЕТЬ в Словаре Даля:или виснуть; веситься или веснуть архан. висеться и виситься пермяц. быть повешану, быть укреплену или наложену одним концом к возвышенной …
- ПОЛОТЕНЕЧНЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:прил. 1. соотн. с сущ. полотенце, связанный с ним 2. Свойственный полотенцу, характерный для него. 3. Предназначенный для изготовления полотенец …
- ПОЛОТЕНЕЧНЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:прил. 1. соотн. с сущ. полотенце , связанный с ним 2. Свойственный полотенцу, характерный для него. 3. Предназначенный для изготовления …
slovar.cc