Государство русь в IX – начале XII вв. Образование древнерусского государства. IX в. Древнерусское государство в 9 начале 12 века


2. Русь в 10 - начале 12 веков. Создание и развитие Древнерусского государства в 9-12 веках.

В IX в. у славян было 2 крупных объединения:

  1. у полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве;

  2. условен в Поволховье с центром в Ладоге.

В 862 г. в Ладогу (по летописи — в Новгород, который, однако, тогда еще только возник или вовсе не существовал) призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.

Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием.

Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г.

В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе.

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов — Русская Правда.

По смерти его правят его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.

      1. 3. Культура Киевской Руси

Важную роль сыграло в развитии культуры принятие христианства. Усилились культурные связи с Византией. Возникли церковные школы и монастыри. В живопись проникают греческие каноны. Начинается строительство каменных храмов. Христианство укрепляло власть князя («всякая власть — от бога»).

В X в. возводится Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), в XI в. — Софийский собор в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются русско-византийский и романский стиль. Во Владимире возводятся Успенский и Дмитриевский соборы, в его окрестностях — храм Покрова на Нерли, в Юрьеве-Польском — Георгиевский собор, в Новгороде — церковь Спаса на Нередице, собор св. Николы на Ярославовом дворище.

Выдающимися памятниками живописи являются фрески Софийского собора в Киеве, иконы «Георгий Воин», «Спас Нерукотворный», мозаики «Дмитрий Солунский», «Святые Лаврентий и Василий».

В XI в. появляется первое крупное произведение литературы — «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В 1073 г. из различных цитат составлен «Изборник» Святослава Ярос-лавича. Создается житийная литература, в частности «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора. В начале XII в. появляется первая русская летопись — «Повесть временных лет». Владимир Мономах написал «Поучение» своим сыновьям. В Суздальской земле Даниил Заточник создает «Слово» и «Моление». Вершина древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). О распространении письменности свидетельствует множество текстов на берестяных грамотах Новгорода. В Новгороде найдена древнейшая русская рукопись — цера, книжечка с псалмами. Другие древнейшие рукописи — Реймсское и Остромирово евангелия.

Наряду с официальной, сохранялась и народная культура — скоморохи, народные гуляния. Влияние церкви на народ было еще слабым.

studfiles.net

Билеты по истории / 2

2. Древнерусское государство в 10-12 веках. Политический строй. Общественные отношения. Реформы первых киевских князей. Основные направления внешней политики.

В конце IX — начале XI в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава. Олег (882—912) подчинил Киеву племена древлян, северян и радимичей, Игорь (912—945) успешно воевал с уличами, Святослав (964—972) — с вятичами. В правление князя Владимира (980—1015) были подчинены волыняне и хорваты, подтверждена власть над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских племен в состав Древнерусского государства входили финно-угорские народы (чудь, меря, мурома и др.). Степень независимости племен от киевских князей была довольно высокой.           Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата дани. До 945 г. она осуществлялась в форме полюдья: князь и его дружина с ноября по апрель объезжали подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань, заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки (размер дани) и установить погосты, (места, куда должна была свозиться дань). Это был первый известный историкам пример того, как княжеская власть утверждает новые нормы, обязательные для древнерусского общества.           Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в IX — начале XI в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970гг., русско-византийские договоры 911 и 944гг., разгром Хазарского каганата в 964—965 гг. и др.).           Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира I Святого, или Владимира Красное Солнышко. При нем из Византии было принято христианство (см. билет № 3), создана система оборонительных крепостей на южных рубежах Руси, окончательно сложилась так называемая лестничная система передачи власти. Порядок наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир, заняв киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупнейшие русские города. Самое важное после киевского — новгородское — княжение было передано его старшему сыну. В случае смерти старшего сына его место должен был занять следующий по старшинству, все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его смерти, как правило, наступал более или менее длительный период борьбы его сыновей за киевское княжение.           Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019—1054) и его сыновей. К нему относится древнейшая часть Русской Правды — первого дошедшего до нас памятника письменного права («Закон Русский», сведения о котором восходят к правлению Олега, не сохранился ни в оригинале, ни в списках). Русская Правда регулировала отношения в княжеском хозяйстве — вотчине. Ее анализ позволяет историкам говорить о сложившейся системе государственного управления: киевский князь, как и местные князья, окружен дружиной, верхушку которой называют боярами и с которой он совещается по важнейшим вопросам (дума, постоянный совет при князе). Из дружинников назначаются посадники для управления городами, воеводы, данники (сборщики поземельных податей), мытники (сборщики торговых пошлин), тиуны (управляющие княжескими вотчинами) и др. Русская Правда содержит ценные сведения о древнерусском обществе. Его основу составляли свободное сельское и городское население (люди). Существовали рабы (челядь, холопы), зависимые от князя земледельцы (закупы, рядовичи, смерды — о положении последних историки не имеют единого мнения).           Ярослав Мудрый вел энергичную династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими родами Венгрии, Польши, Франции, Германии и др.           Ярослав умер в 1054г., до 1074г. его сыновьям удавалось согласовывать свои действия. В конце XI — начале XII в. власть киевских князей ослабла, все большую независимость приобретали отдельные княжества, правители которых пытались договориться друг с другом о взаимодействии в борьбе с новой — половецкой — угрозой. Тенденции к раздроблению единого государства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные его области (подробнее см. билет № 2). Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113—1125). После смерти князя и смерти его сына Мстислава Великого (1125—1132) раздробленность Руси стала свершившимся фактом.     

studfiles.net

Государство русь в IX – начале XII вв. Образование древнерусского государства. IX в.

К IXв. процесс разложения первобытно-общинного строя завершен.

Раннефеодальная государственность.

Союз племен во главе с Кием (c концаVI в.).

Византийские и арабские источники:

Конец VI-VII вв - «Держава волынян», союзница Византии.

Новгородская летопись:

IX в. – славянское объединение вокруг Новгорода, старейшина Гостомысл.

Восточные источники:

3 крупных племени

Славия– территория в районе о. Ильмень

Артания– Рязань либо Чернигов.

Куяба (Куява)– располагаось вокруг Киева.

Б.А.Рыбаков:

В начале IX в. на базе полынского союза – крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян

Территория:Восточные земли

Причины:

  • развитие производительных сил;

  • земледелия с использованием орудий труда из железа;

  • переход от родовой к соседской общине;

  • рост числа городов;

  • наличие органов власти у местных князей – дружины;

  • возникновение военной дружинной знати.

Внешнеполитический фактор:

  • освоение Восточно-Европейской равнины взаимодействие с финно-угорским и балтийским местным населением

  • военные походы антов, склавен, русов на более развитые гос-ва (Византия) значительная доля добычи – у военных предводителей и дружинниковусиление расслоения обществатребуется господство над массами

Результат:образование классов и государства

ТРИ ПРИЗНАКА ГОСУДАРСТВА:

  1. Наличие территории

  2. Наличие органа насилия

  3. Сбор налогов.

Вывод:в результате социально-экономического и политического развития у восточно-славянских племен начали складываться государственные образования.

Норманская теория

Действующие лица:

Рюрик, Синеус, Трувори др. – варяжские князья.

Варяги– нормандские и скандинавские воины, нанятые на службу и присягнувшие византйискому императору1.

Русский посол

Массовка из новгородцевиваряжского войска

Место действия:

Новгородская земля

Краткое содержание предыдущих серий:

859 г. – новгородцы «изгаши варягов за море и не даши им дани»

Результат: междусобная борьба в Новгороде.

Новгородцы собирают вече и посылают послов к варягам.

«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами».

Власть над Новгородом и окрестными землями переходит в руки варяжских князей.

После Рюрика – Олег княжит в Новгороде.

Олег объединил Новгород и Киев в 882 г.

Действие 1.

Норманская теория впервые сформулирована немецким ученым Байером в XVIII в.

Горячий противник – М.В.Ломоносов.

Действие 2.

Факт пребывания варяжских дружин на службе у славян – правдив.

НО нет сколь-нибудь заметных следов влияния варягов на социально-экономическую и политическую жизнь славян, язык, культуру.

Археологи: кол-во варягов на Руси невелико.

Не обнаружено данных о колонизации варягами Руси.

Версия о происхождении династии из «иноземья» типична для средневековья.

Действие 3, оно же Эпилог.

Сейчас полностью доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение русского гос-ва не объективными процессами, а как результат иноземной инициативы.

ЗАНАВЕС

Киевская Русь (IX – начало XII вв.)

studfiles.net

Древнерусское государство (IX – первая половина XII вв.)

Древнерусское государство (IX–пер. пол.XIIвв.)

Вопросы:

  • Возникновение государства у восточных славян
  • Периодизация истории Древнерусского государства
  • Древнерусские князья и их политика
  • Принятие христианства
  • «Русская Правла»
  • Международные связи Древней Руси
  • Культура Древней Руси

Возникновение государственности у восточных славян. 

 

 

Образование государства у восточных славян явилось длительным процессом, вызванным сложным комплексом внутренних и внешних причин:

1.  развитие производства, социальная дифференциация привели к необходимости специальных органов власти для урегулирования отношений между различными группами населения

2.  усложнение общественно-политической организации: союзы племен, усиление княжеской власти, особой воинской организации (дружины)

3.  внешний фактор: войны, особенно опасность от кочевников

Конкретную дату образования государства определить очень сложно, так как это очень длительный процесс

 

Государство —  это организация жизни общества с помощью публичной власти, руководящей основными сферами его общественной жизни и опирающейся на силу. Государство объединяет население на определённой территории, защищаемой армией, и управляет им с помощью чиновников, законов и налогов, единых для всей страны

«Путь из варяг в греки» — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в начале X века — середине XIII века. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.

  • Князь – вождь племени, позже – правитель государства (возможна этимология: от болгарского кнез – старейшина, от финского – kuningas  — король, от хазарского – kagan  — высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии
  • Дружина – отряд воинов, объединившихся вокруг князя
  • Вече –  народное собрание.

Князья и дружина. Вечевые порядки.

Князь в Древнерусском государстве Киевской Руси не был в полном смысле слова правитель «земли русской». Государственное устройство держалось на договоре («ряде») земель отдельных союзов племён и княжеской власти, которые предусматривал взаимные обязательства

Условно в истории Древнерусского государства можно выделить следующие этапы:

Древнерусские князья и их политика

Видео:

Видео: Игорь Старый

Видео: Ольга Равноапостольная

Видео: Святослав Завоеватель

Дополнительный материал:

Видео:

Видео: Ярослав Мудрый

Видео: Великий Князь Владимир Мономах.

Видео: Мстислав Великий

 Родословная русских князей IX – XII ст. (указаны даты великого княжения)

Принятие христианства. 

Христианство —  (от греч. Χριστός — «помазанник», «мессия») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Видео: Принятие христианства 

                                                      980 — 987 гг.                         988 г.

 В 980 году князь Владимир и его воевода и тесть Добрыня не рискнули отвергнуть Перуна, принимая во внимание укоренившиеся традиции. Временно было введено шестибожие:

  • Перун Киевский,
  • Хорс Новгородский,
  • Даждьбог Древлянский,
  • Стрибог Полоцкий,
  • Симаргл Дреговичский и
  • Мокошь Смоленская («русская Афродита»). 

Роль Перуна была снижена до обычного бога, а шестибожие в целом олицетворяло федеральное устройство державы, поскольку боги были небесными покровителями определенных земель. Ни один другой бог не мог быть назван главным, поскольку пришлось бы переносить столицу государства в то место, где «обосновался» этот бог.

Христианство распространялось медленно, на окраинах Руси утвердилось в XIII – XIV годах. Оно завоёвывало позиции и используя культ старых языческих богов посредством культа святых

  • Св. Влас – Велес,
  • Илья Мечник – покровитель воинов,
  • Св. Георгий Победоносец – Перун ….

Долго на Руси существовало своеобразное «двоеверие». Массы горожан и крестьян искренне считали себя христианами, но их взгляды на мир оставались полуязыческими.

В 1037 г. была основана  Киевская митрополия.

В 1051 р. главою русской  церкви впервые становится русич Илларион. (автор произведения «Слово про закон и благодать»)

Категории населения в Древнерусском государстве

                   монахи, которые не овладели грамотой

1  Источники холопства: поступление на службу без ряда (договора), женитьба на холопке

 2   Существует мнение, что смерды – это полусвободные люди, выполняющие повинности в пользу князя и платившие ему дань.  Смерды – все крестьяне, платившие государственную подать (дань)

«Русская Правда»» — свод законов Древнерусского государства

Видео:  «Русская Правда»

Под названием «Русская Правда» скрывается целый комплекс документов XI – XII вв., которые включали в себя кодификацию норм обычного права («Закон русский»), новые нормы, необходимые для классового общества. «Русская правда» – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.

Вира – денежный штраф (При Ярославе закон ещё допускал кровную месть. При Ярославичах кровная месть заменялась уплатой виры). Так за убийство старшего дружинника, княжеского дворецкого («огнищанина»), подъездного (сборщика налогов) платился штраф в 80 гривен; за убийство свободных людей (мужей, смердов) – 40 гривен; жизнь зависимых крестьян (закупов, рядовичей) и рабов (холопов) оценивалась в 5 гривен

Международные связи Древней Руси. Влияние Византии и народов Степи. 

Видео: Международные отношения Древней Руси

Русь и Варяги

Видео : Путь из варяг в греки

Варяги, пытаясь закрепиться и захватить в свои руки торговые пути с Востоком («путь из варяг в греки»), основали в низовьях реки Волхов крепость Ладогу.

Существует рассказ в «Повести временных лет» о призвании в 862 г. северными славянами по инициативе Гостомысла варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Это событие получило название «призвание варягов«.

«В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей… В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси…Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске….»

О правлении Рюрика в Новгороде известно очень мало. Есть данные, что был он князем суровым, подавил в Новгороде восстание некого Вадима. После смерти Рюрика в 879 году власть перешла к воеводе Олегу (сын Рюрика Игорь был малолетним). В 882 г. Олег захватил Киев, были убиты Аскольд и Дир (представители княжеской династии, правившей в Киеве). При правлении Олега произошло создание единого государства Киевской Руси.

Русь и Византия

Особое место в международных отношениях Древнерусского государства занимает Византия

Воспользовавшись тем, что главные силы Византии были заняты борьбой с арабами, в 860 году киевские князья Аскольд и Дир внезапно осадили столицу Византийской империи Константинополь (на Руси его называли Царьградом). Византийцы отразили приступ, но освобождение столицы от осады у них не было. Борьба окончилась подписанием имра между Русью и Византией (Аскольд первым из русских князей лично принял христианство)

В 907 году князь Олег совершает успешный морской поход на Константинополь. После него был заключён письменный договор (911 г.)  между Византией и Русью, выгодный для последней.

В 941 году князем Игорем был предпринят ещё один поход на Царьград. Руси опустошили приморские провинции Византии, но поход закончилсч неудачей – ладьи русов были сожжены «греческим огнём». Новый поход 944 года был предотвращён дарами императора.  В итоге был возобновлён договор с Византией, менее выгодный для Руси, но признававший её суверенным государством.

955-957 годах княгиня Ольга совершила дипломатический мирный визит в Византию, была принята императором Константином Багрянородным. В период визита княгиня приняла христианство.

В 968 году князь Святослав начал поход на Дунай. Полагают, что  целью его похода было создание русско-болгарского государства. Восточная Болгария была завоёвана, что привело к началу  военных действий Византии против Руси.  В 971 году Святослав терпит  поражение от Византии (во главе её стоял император Иоанн Цимисхий – блестящий полководец), подписывает мирное соглашение и отказывается от Дунайской Болгарии и Крыма.

Последнее военное столкновение с Византией отмечено в период княжения Ярослава Мудрого. В 1043 году произошла в Византии ссора между греческими купцами и русскими, один русич был убит. Ярослав отправил войско во главе со старшим сыном Владимиром. Разбив флотилию греков, Владимир вернулся в Киев. Часть же воинов, передвигавшихся сушей, попала в плен. Мирный договор был подписан через три года после этого инцидента; скреплён он был браком сына Ярослава – Всеволода – и греческой царевны.

Русь и Степь

Ещё одним важным направлением внешней политики киевских князей была

« Степная политика» — защита  рубежей Руси от кочевников.

После разгрома Хазарского каганата князем Святославом (965 г.), орды кочевников вплотную подошли к границам Киевской Руси. Серьёзным противником стали печенеги. Первые упоминания о них летописи относят к годам правления князя Игоря (912 – 945 гг.) В 915 году первая мирная встреча русичей и печенегов. С 920 года начинаются военные столкновения. В 972 году, возвращаясь в Киев после неудачного похода на Византию, на о. Малая Хортица малая дружина князя Святослава была атакована печенегами. В бою погибает князь Святослав.  Хан печенегом Куря приказал из черепа Святослава сделать чашу, на которой приказал написать «Чужих желая, свою погубил».

В 90-е годы Х в. приходится новый натиск печенегов. Именно тогда князь Владимир I возвел укрепления на юге страны по рекам Десна, Остр, Трубеж, Сула, Стугна

Под 1036 г. Летописи помещают последнее сообщение о набеге печенегов на Киев. Ярослав (находившийся в Новгороде) пришел с сильным войском, была «сеча злая». По легенде – на месте, где Ярослав разгромил печенегов, был построен Софийский собор. После битвы нападения печенегов на Русь прекращаются. К югу от Киева начали оседать тюрки-кочевники (торки, берендеи, печенеги), признавшие себя подданными киевского князя. «Черные клобуки» (так их называли на Руси) поселились на р. Рось (Поросье) и стали своего рода «сторожей» на юге.

Но с 1052 года Руси угрожают новые тюркские кочевые племена – половцы. С 1061 начинаются набеги половцев на русские земли. С 1061 по 1210 гг. Русь вынесла 46 больших набегов половцев. 34 раза половцы участвовали в междоусобных войнах русских князей. Ежегодно разорялись 1/15 русских земель. (В 1068 году разгром русских дружин Ярославичей на р. Альта,  В 1093 (1095 гг). нашествие хана Тугоркана на Русь)

В борьбе с половцами Киев уже не играл ведущей роли. Она переходит к князю Переяслава Южного – Владимиру Мономаху:

В 1103 г. Разгром половцев Владимиром Мономахом и  Святославом на р. Сутинь

В 1107, 1109 — 1111 гг. «Донские походы» — князей — (Святополк, Владимир Мономах,)  «половцы побеждены в глубине степей своих»

В начале XIII в. силы половцев иссякают. Но к рубежам Руси приблизятся новые враги.

Русь и Европа

839 гг. — первое упоминание о русичах  появляется в франкский хронике «Бертинские анналы»

Во времена Киевской Руси  устанавливаются торговые, культурные, дипломатические связи со странами Европы – Германией, Польшей, Францией, Чехией, Венгрией, Англией и др.

959 г. княгиня Ольга отправила посольство в Священную Римскую империю к императору Оттону І Великому и установила с ним дипломатические отношения.

961 г. княгиня Ольга приняла миссию немецкого епископа Адельберта. Цель миссии – создать условия для распространения латинского (римского) христианства в Киевской Руси. Миссия успеха не имела.

Заключались браки между представителями киевского княжеского дома и европейскими династиями, что отражало рост политического могущества и международного авторитета Руси:

  • Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна была за мужем за французским королем Генрихом І  Капетом (1051 г.)
  • Анастасия   была за мужем за венгерским королем Андреем І
  • Елизавета   была за мужем за норвежским королем Гарольдом Смелым
  • Всеволод    был женат на дочке  византийского императора Константина
  • Изяслав       был женат на  сестре польского короля Казимира
  • Святослав  был женат на внучке   немецкого короля Генриха ІІ)
  • Владимир, Игорь и  Вячеслав были женаты на немецких принцессах

При дворе Ярослава Мудрого жили сыновья английского короля Эдмунда.  Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах, был женат на дочери последнего англосаксонского короля Гарольда – Гите.

Походы против Польши и присоединение Червенских земель (современная территория Западной Украины): князь Владимир в 981-984 гг.; князь Ярослав в 1030-1031 гг.

 У 1038-1041 рр. поход Ярослава Мудрого в прибалтийские землі. Основание города Юрьева Северного. Современный город Тарту в Эстонии (город Юрьев Южный (современный город Белая Церковь на Киевщине)расположен на  р. Рось, основанный в 1032 году)

Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

Видео: Культура Древней Руси

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей общества, их производство, хранение и передачу.

Культура Киевской Руси формировалась под влиянием

  • местных языческих традиций 
  • византийского христианства.

Населения Киевского государства еще в дохристианские времена создало богатую, самобытную культуру. Определенное влияние на ее развитие оказали также связи восточных славян с соседними народами.

Новый этап в развитии всех отраслей культуры начинается с утверждения христианства как державной религии. Новая религия связала Русь с достижениями европейской и мировой культуры, принесла с собой новое мировоззрение и новую мораль, потому что в центре христианства — человек, его личность.

Общая характеристика:

  •  Влияние византийской культуры
  •  Взаимодействие с западноевропейской и азиатской культурами
  •  Влияние христианства на культуру государства
  •  Сохранение языческих традиций

Образование

 Письменность формировалась на основе славянской азбуки Кирилла и Мефодия (кириллица 862 г.) На Руси распространяется после введения христианства (988 г.).

В 10 — 12 вв. сформировалась древнерусская система образования.

  • Первые школы открывались при Владимире Великом (988/989г.) для детей князей и бояр
  • При Ярославе Мудром школьное образование значительно расширилась. «Для старост и поповских детей» в 1030 г. открылась школа в  Новгороде
  • В 1086 Анна Всеволодовна открыла первую школу для девочек.
  • В 1037 Ярослав Мудрый организовал в Киеве (Софийский собор) первую библиотеку. (960 рукописей)

Берестяная грамота

Впервые берестяные грамоты найдено летом 1951 года во время археологических раскопок в Новгороде. Отсюда происходит подавляющее большинство их (на 2005 г. — около 1000). Берестяные грамоты обнаружено впоследствии в Старой Руси (на 2001г. — 23), Пскове, Твери, Смоленске (на 2001 вместе — до 20), Торжке, Москве (1)

На территории современной Украины достопримечательности берестяной письменности (три фрагмента берестяных грамот и одну целую грамоту) найдено 1988 во время археологических раскопок в пригороде древнего города Звенигорода (теперь село Звенигород Львовская область) — в культурном слое, который датируется 1110-1137 годами. Еще одну берестяную грамоту нашли 2008 при раскопках Буского летописного городища. Впервые за время археологических раскопок в Киеве было найдена берестяная грамота в ноябре 2010 г. при исследовании культурного слоя XI-XII вв. на Подоле (ул. Хорива)

Научные знания

  •  Х в. — Деятельность в Киеве первого профессионального врача Ивана Скляра
  •  Конец XI – начало  12 в. — Жизнь врача Печерского монастыря Агапита
  •  XII в. — Медицинский трактат внучки Мономаха Евпраксии — «Мази»
  •  1136 — Кирик Новгородец написал трактат «Учение о числах»

      Архитектура (Зодчество)

700 церквей на Руси (Русская летопись)

  • Деревянное
  • Каменное (влияние Византии):
  • Десятинная церковь в Киеве (989 – 998 гг.)
  • Спаса-Преображенский собор в Чернигове (1031 – 1936 гг)
  • Храмы  Святой  Софии в Киеве (1037–1041 гг.), Новгороде (1045–1059 гг.), Полоцке (1060 р.)
  • Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1078 гг.)
  • Золотые ворота в Киеве (строительство 1019-1024 гг., упоминается в1037 г.), во Владимире (1158-1164 гг.)
  • Михайловский золотоверхий собор (1108-1113 гг.)

Древняя Русь переняла византийский тип крестовокупольного храма, план которого строится по принципу центральной симметрии в форме греческого креста с большим куполом в центре.

В 1115 году , в период княжения Владимира Мономаха, был построен первый мост через р. Днепр

        Живопись

 Фрески, мозаика, иконопись, книжная миниатюра. Чеканка серебра.

Известными отечественными художниками были монахи Киево-Печерского монастыря Григорий и Алипий — основатель русской иконописной школы (умер в 1114)

 Мозаика – подкупольное изображение Христа Пантократора, Богоматери, апостолов в Софийском соборе в Киеве

 Иконопись – икона Владимирской Божией Матери, новгородская школа – «Успение», «Ярославская Оранта» — икона Богородицы и происходящая  из Спасо-Преображенского собора г. Ярославля (ок.1224 г), 1161 — Крест Евфросинии Полоцкой Киевский мастер Лазарь Богша, 12 в. — Икона Покрова Богородицы — Галицкая старейшая икона, Конец 13 — нач. 14 в. — Создание иконы «Волынская Богоматерь» (Покровская церковь в Луцке)

 Фреска – изображение семьи Ярослава Мудрого, изображения скоморохов в Софийском соборе в Киеве, охотничьи сцены …

 Фреска — картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке.

Мозаика — произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Икона – у верующих: предмет поклонения — изображение бога, святого или святых в виде портрета в красках,

Былины — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков

        Литература

 «Слово про закон и благодать» митрополита Иллариона (сер. XI ст.), «Поучения детям» Владимира Мономаха (1117 г.)

Устное народное творчество: былинные циклы об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче

Жития святых: «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Печерский Патерик» — сборник про житие святых угодников

Богослужебные книги: «Остромирово Евангелие» (1056-1057 гг.) содержит евангельские чтения для воскресных дней и праздников, «Реймсское Евангелие» — книга, привезенная Анной Ярославной во Францию в 1051 г. На ней французские короли присягали, вступая на престол. «Изборники» 1073 и 1076 годов — вторая по древности (после «Остромирова евангелия») древнерусская рукописная книга. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославовича . (В Киево-Печерском монастыре монах Никон перевел с греческого)

Исторические повести: «Слово о полку Игореве» (1185-1187 гг.), «Слово Даниила Заточника» (1197 г.)

Летописание: «Повесть временных лет» (1113 г.) Автор — монах Киево-Печерского монастыря Нестор

Историки выделяют следующие особенности социально-экономического и политического развития Древнерусского государства Киевской Руси:

1. Процессы социально-классовой дифференциации шли медленнее, чем в Западной Европе той эпохи. Частная частная собственность на землю (вотчина) не играла ведущей роли в экономике Руси; основана она была на труде рабов (челяди, холопов) и полусвободных (рядовичей, закупов)

2. Основной единицей хозяйственного и общественного устройства оставалась свободная земледельческая община — коллективный собственник, организующий все виды деятельности человека: трудовую, обрядную, культовую. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: коллективное принятие решений, выборность старейшин.

3. Князь в Киевской Руси не был государем в полном смысле слова. Государственное устройство держалось на договоре («ряде») земель отдельных союзов племён и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства.

4. Господствовал идеал «народоправства» («вечеправства»). Народное собрание решало основные вопросы юизни города, волости: вопросы войны и мира, денежных оброков и т. д.

5.  Древнюю Русь скандинавы (варяги) называли «гардарика» («страна городов»). Но города Руси — не только центры ремесла и торговли. Это своеобразные города-государства (центры, к которым тяготели округа)

6.  Рядовое население Руси было вооружено, организовано по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Это народное ополчение было решающей силой в войнах, походах; подчинялось оно не князю, а вечу. Подобная традиция сложилась под влиянием постоянной внешней опасности, прежде всего — со стороны Степи.

В сентябре 1862 года в Новгороде состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие России», в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь

(Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман)

i100rik.com.ua