Основные причины образования древнерусского государства. Древнерусское государство сложилось


Развитие Древнерусского государства

Развитие Древнерусского государства

Содержание

1.Образование Древнерусского государства в конце IХ в. Причины, характер, особенности

2.Развитие Древнерусского государства в Х- начале XII вв.

3.Общая характеристика Древнерусского государства и его значения в истории нашей Родины

Список использованной литературы

древнерусский государство рюрик власть

1.Образование Древнерусского государства в конце I Х в. Причины, характер, особенности

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного ). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли . В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины , которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную ). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

К внешним предпосылкам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.

В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорскиеплемена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморскихварягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя ( от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий , завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты» , ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Пытается он укрепить и языческую веру , а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху - вводит в 988 г. христианство . Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

mirznanii.com

Формирование древнерусской государственности

МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по «Отечественной истории» на тему:

Формирование древнерусской государственности

Преподаватель: Борзихина И.В.

Студент: Герасимова Анна Федоровна., экономист., ЭПБп-10Тур

Екатеринбург

2010

План

Введение 2

Основная часть:

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян. 4

2. Концепции образования древнерусского государства. 7

3. Политическое и социальное устройство древнерусского государства. 9

4. Формирование раннефеодальных отношений. 12

5. Принятие Русью христианства: причины и последствия. 15

Заключение 16

Список литературы 17

Введение.

Изучение прошлого страны имеет большое политическое значение. Историческая и историко-правовая науки, изучая и обобщая опыт прошлого, помогают познать и использовать закономерности общественного развития, избежать повторения ошибок.

История государства и права нашей многонациональной страны есть история государственности и права многих народов, стоявших на разных ступенях развития. Исторические судьбы сложились так, что все они объединились вокруг русского народа, на долю которого выпала высокая миссия создать великое государство. Создание громадного государства, раскинувшегося на одной шестой земного шара, само по себе является великой заслугой русского народа. Оно обеспечило взаимообогащение культур, создало лучшие условия для их мирной жизни, обеспечило стабильность существования.

Конечно, присоединение нерусских народов к России проходило в тех формах, которые были свойственны феодализму во всем мире, хотя в нашей стране имелись и свои существенные особенности. Многонациональный характер Российской империи и исторический тип государства, а также различный уровень развития ее народов обусловили вместе с тем определенное неравноправие и даже угнетение, породившее соответствующие национально-освободительные движения.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых мы говорили раньше, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось это государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманнской теорией.

Летопись "Повесть временных лет" дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере [1].

Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.

Целью данной работы: является изучение истории формирования Древнерусского государства

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян.

2. Концепции образования древнерусского государства.

3. Политическое и социальное устройство древнерусского государства.

4. Формирование раннефеодальных отношений.

5. Принятие Русью христианства: причины и последствия.

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Духовные предпосылки.

Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным [2] Внешнеполитические предпосылки.

К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства. Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности [3].

Социально-экономические предпосылки.

Развитие земледелия. В первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. [2] Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда. Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

Социально-политические предпосылки.

Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. [4] В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников. В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.

mirznanii.com

Древнерусское государство в IX – XII вв. — МегаЛекции

По мнению большинства историков, процесс становления государства у восточных славян начался в середине I тыс. н.э. и в основном завершился в конце IX в. в связи с объединением Киева и Новгорода в 882 г.

Проблема образования Древнерусского государства была поставлена еще в «Повести временных лет» и связана с возникновением правящей династии на Руси. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора.

По этой легенде, накануне образования Древнерусского государства северные племена славян – ильменские словене и их соседи – платили дань варягам. Но в 859 г. данники восстали, прогнали варягов за море, сами стали владеть землей и ставить города, что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. Вызвались трое братьев со своими родами, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых – Рюрик –положил начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так, по мысли летописца, сложилось государство Русь.

На основании этого летописного рассказа в русской исторической науке сформировалась теория происхождения Русского государства – норманнская теория. Ее авторами были немецкие ученые Г. Байер и Г. Миллер, работавшие в середине XVIII в. в Российской академии наук. Согласно этой теории, создателями государства у восточных славян были германцы-варяги, утвердившие на киевском престоле свою династию. При этом особо подчеркивалось, что сами славяне по причине своего варварства были неспособны к устройству собственной государственной жизни.

Против норманнской концепции происхождения Древнерусского государства в XVIII в. выступил М.В. Ломоносов, который утверждал, что восточные славяне по уровню своего развития были не ниже варягов, и последние не сыграли никакой роли в возникновении Русского государства, причем сам Рюрик был не германцем, а славянином с балтийского побережья Пруссии – По-русии, или, как указано в Новгородской летописи XV в., внуком новгородского старейшины Гостомысла, то есть в любом случае имел славянское происхождение.

На протяжении всех последующих веков борьба между норманнистами и антинорманнистами являлась ведущей тенденцией в изучении вопроса о происхождении государства у восточных славян. Норманнизм в России был признан в качестве официальной версии, и многие ведущие историки XIX – начала XX в. – Н. Карамзин, М. Погодин, В. Ключевский – в целом принимали концепцию норманнистов.

Советские историки – Б. Греков, С. Юшков, М. Тихомиров – причины возникновения Древнерусского государства усматривали во внутреннем социально-экономическом развитии славянского общества, но варяги-скандинавы, по их мнению, ускорили процесс становления древнерусской государственности. В зарубежной литературе, напротив, в XX в. преобладал норманнистский взгляд на образование государства у восточных славян.

В последнее время ряд исследователей обращают внимание на то, что у восточных славян возникновение государства предшествовало процессу классообразования. Рассматривая государство в качестве средства интеграции и стабилизации древнерусского общества, некоторые из них подчеркивают, что в этом процессе внешний (варяжский) фактор играл очень важную роль. Современные исследователи полагают, что Древнерусское государство как единое территориальное целое с центром в Киеве сложилось в так называемый «варяжский период», то есть во второй половине IX в., в результате интеграции двух основных центров – на юге союза племен полян с центром в Киеве и на северо-западе словен с центром в Новгороде.

По мнению историков, у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Оказав значительное влияние на становление княжеской власти, развитие культуры, варяги не принесли на Русь государственности, поскольку она зарождалась в недрах древнерусского общества. Первые предгосударственные образования – племенные княжения – возникли у восточных славян на рубеже VIII–IX вв. Об этих княжениях были осведомлены еще восточные авторы, писавшие о Куйабе и Славии – Киевской и Новгородской землях. В летописном рассказе о Рюрике речь идет не о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле. Государственные институты возникают в результате развития общества. Образование Древнерусского государства – это закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки».

В отличие от государств Западной Европы, которые в своем становлении унаследовали многие государственные и правовые традиции античности, Восточная Европа оказалась вне ее рамок. Этим объясняется сравнительно медленные темпы вызревания государственных институтов и их своеобразие. Многие исследователи связывают с правящей варяжской династией такую особенность Древнерусского государства, как лествичный порядок престолонаследия.

До 882 г. существовало два политических центра Древней Руси: Новгород, где правил Рюрик, и Киев, где правила киевская династия. В 882 г. родственник Рюрика князь Олег с дружиной отправился в поход на Киев, убил местных князей Аскольда и Дира. Он назвал Киев «мати градом руським» и обосновался в нем. В годы правления Олега (879 – 912 гг.) происходило расширение территории государства – в него вошли земли ильменских словен, смоленских и полоцких кривичей, финно-угорских народностей (весь, меря, чудь), древлян, северян и радимичей. В этот период складывался аппарат управления. Олег посылал своих наместников в Новгород, Смоленск, Любеч или опирался на племенных вождей. Сбор дани в завоеванных землях осуществлялся по традиционной системе - «с дыма», то есть с крестьянского двора через полюдье – объезд подвластных земель. Часть собранной дани в последующем отправлялась по Днепру и Черному морю в Константинополь – на продажу.

Таким образом, в создававшемся государстве формировались все его атрибуты как нового социально-политического устройства – единая территория, аппарат управления, налоговая система, законодательство (древним сводом законов Руси является «Русская правда», принятая Ярославом Мудрым).

Первоначально в состав государства вошли земли вдоль торгового пути «из варяг в греки». Политику объединения славянских земель продолжил князь Игорь (912 – 945 гг.) и княгиня Ольга (945 – 964 гг.), присоединившие земли уличей, тиверцев, древлян. Князь Святослав (964 – 972 гг.) распространил власть Киева на земли вятичей между Окой и Волгой. Формирование государственной территории Древней Руси завершилось при князе Владимире (980 – 1015 гг.), присоединившем «червенские города» и карпатскую Русь. В начале XI века Древняя Русь объединила все восточнославянские племена и превратилась в крупнейшее государство средневековой Европы. Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигло при князе Ярославе Мудром.

С точки зрения социально-политического устройства Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию – единоличную форму правления, сложившуюся в период формирования феодализма. Ее особенность состояла в сохранении некоторых традиций эпохи «военной демократии», таких, как: вече и народное ополчение.

Еще одной особенностью древнерусской монархии был лествичный порядок наследования княжеской власти. Престол переходил не от отца к сыну, а по старшинству в роде – от брата к брату. Поэтому в случае смерти какого-либо князя все члены так называемой династии Рюриковичей начинали перемещаться с престола на престол.

Во главе государства стоял старший из рода Рюриковичей – великий киевский князь – собиратель и защитник территории, основной законодатель, верховный судья, главный получатель и распределитель налогов (дани). Великий князь был владетелем своего домена – княжеских сел, хозяйство которых имело промысловый (добыча пушнины и других даров леса) и коневодческий характер (для обеспечения военной потребности). Могущество великого князя основывалось на социально-политической поддержке боярства и дружины. Княжеская власть была центральным элементом в государстве. Киевский князь выступал высшим судьей и законодателем, управителем и защитником земли. В его ведении находилась внешняя и внутренняя политика. На княжескую власть возлагалась защита интересов общества в целом, поддержание своеобразного социального равновесия, позволяющего избежать губительных потрясений, оборона земли. Киевский князь правил, рассаживая своих сыновей и родственников по землям-волостям. Внутри своей волости такой князь обладал большими правами: он управлял, судил, собирал дань.

Боярство образовалось из племенной знати, захватившей лучшие общинные земли и превратившей их в вотчины, в которых трудились зависимые земледельцы и ремесленники. Обогащению боярства также способствовало участие в военных походах, дававшее возможность получения определенной доли военной добычи. Боярами назывались и наиболее авторитетные «старшие» дружинники, входившие в постоянный совет князя – Думу. В XIII в. наряду с княжескими селами появляются и села боярские. «Княжеские мужи» «садятся» на землю. Появление наследственных феодов-вотчин привело к изменению социальных интересов боярства. Они неразрывно связываются с крупной земельной собственностью и с местным князем, заботящимся о процветании своей земли-волости.

Дружина – постоянная вооруженная организация – существовала за счет сбора дани с покоренных племен и военной добычи. В мирное время она сопровождала торговые караваны и помогала князю подавлять народные волнения. Дружина делилась на «старшую» и «молодшую». Из «старшей» формировался высший аппарат управления – члены Боярской думы; посадники и наместники, осуществлявшие власть на местах; послы и военачальники. «Младшая» дружина (гриди, отроки) состояла из рядовых воинов. Дружина помогала князю управлять страной, контролировать торговые пути, взимать дани и налоги, защищать и расширять подвластные территории.

Основная часть земледельческого и ремесленного населения оставалась свободной. Юридически свободные люди входили в соседскую общину – вервь. Община распределяла землю между семьями, поддерживала общественный порядок, за провинности своих членов выплачивала штрафы (вира), а также платила дань великому князю за защиту от кочевников и предоставление права пользования землей, так как он в представлениях народа являлся верховным собственником всей земли.

По разным причинам часть населения попадала в зависимость. Наиболее зависимая группа – рабы (холопы, челядь). Рабами становились военнопленные, а также продавшие себя в рабство обнищавшие общинники. Женитьба на рабе и служба у господина без специального договора также приводили к рабству. Рабов использовали и для полевых работ, и в качестве управляющих хозяйством (тиуны, огнищане, ключники). Раб был полностью бесправен, хозяин мог его даже убить. К другим категориям зависимого населения относились закупы и рядовичи – свободные общинники, попавшие в кабалу. Отрабатывая долг на земле господина, закупы сохраняли свое хозяйство. Во владениях князей и бояр жили и трудились смерды. Вероятно, так назывались зависимые от землевладельцев крестьяне.

До середины X в. господствующей религией Руси оставалось язычество. Однако с усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены, объединить общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, тогда как духовные и нравственные отношения выстраивались в соответствии с родоплеменными.

В этот период в русских землях начинает распространяться христианство. В летописях присутствуют рассказы о крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги). Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан, была построена церковь Святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью.

В 988 г., при Владимире I, христианство было принято в качестве государственной религии. Это было вызвано рядом причин. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая монотеистическая религия (единобожие) соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом. В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, матери, детям, к человеку вообще. Это не могло не содействовать прогрессу общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии – событие большого исторического значения. Древнерусское государство упрочило свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный вероисповедальными различиями. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся в семью христианских народов и государств.

Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Ускорилось изживание местных, племенных различий, что способствовало этнической консолидации. Православные институты оказались в тесной связи с раннефеодальным государством и монархией, придав им характер богоустановленности, сакральности. Страна оказалась приобщена к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь.

Вместе с тем христианство было принято в его византийском, будущем православном, варианте, что впоследствии привело к возникновению и противоположных тенденций – политическому и культурному отчуждению от Западной Европы, утверждению иной модели исторического развития. С принятием христианства начала выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Возникает и монастырское землевладение, значительно уступающее еще земельным владениям кафедр епископов.

 

Русские земли в XIII в.

На рубеже XI–XII вв. единое Древнерусское государство распалось на целый ряд отдельных полусамостоятельных княжеств и земель. Начался период феодальной раздробленности, или, по определению историков XIX века, удельный период в отечественной истории, которому предшествовали острые междукняжеские усобицы.

Ярослав Мудрый разделил территорию Древнерусского государства между тремя старшими сыновьями, создав своего рода триумвират Ярославичей. Изяслав как старший получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество, Святослав – Черниговскую землю, землю вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань, а Всеволод – Переяславль Киевский, Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье. Ярослав, таким образом, пытался преодолеть возможность будущего раздробления, стремился создать условия, при которых братья зависели бы друг от друга и не могли править самостоятельно.

На первых порах триумвират Ярославичей был действенным. Но вскоре начались усобицы, что привело к распаду триумвирата. В результате в 1097 г. в Любече по инициативе переяславского князя Владимира Мономаха собрался княжеский съезд. Князья выразили сожаление по поводу усобиц, идущих на пользу только половцам, и установили новый принцип организации власти на Руси: «Каждо да держат отчину свою». Таким образом, Русская земля больше не считалась единым владением всего княжеского дома, а была совокупностью отдельных «отчин», наследственных владений ветвей княжеского дома. Установление этого принципа юридически закрепляло уже начавшееся разделение Русской земли на отдельные княжества – «отчины», закрепляло феодальную раздробленность. Лишь на небольшой период княжения Владимира Мономаха (1113 – 1125) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132) было временно восстановлено единство Древнерусского государства.

Следует отметить, что процесс феодального раздробления некогда обширной империи характерен не только для Руси, а для всех стран Европы и Азии. Это объективный процесс, связанный с общим ходом как экономического, так и социально-политического развития.

Переходу к феодальной раздробленности способствовал ряд объективных и субъективных факторов развития Древнерусского государства. К объективным причинам следует отнести: во-первых, рост наследственного вотчинного землевладения: окняжение и обояривние общинных земель приводили к увеличению экономической силы удельных князей и бояр, их стремлению к отделению; во-вторых, развитие ремесла и торговли, увеличение числа городов, усиление их роли как местных административных, хозяйственных и культурных центров; в-третьих, натуральный характер хозяйства – отсутствие излишков производства обусловливало замкнутость сельскохозяйственных районов, отделенность их друг от друга; в-четвертых, уменьшение интенсивности торговли на пути «из варяг в греки» снизило возможность получения киевским князем таможенных пошлин, что ослабило его экономическую силу и политическую власть.

К факторам субъективного характера относятся: лествичный порядок престолонаследия, который вел к постоянным усобицам; возникновение и укрепление династий местных князей, рассматривавших подвластную территорию как свою вотчину; консолидация местных бояр вокруг местного князя, способного защитить их интересы; административные трудности: сложность в управлении огромной страной; ослабление авторитета Киева как единого центра из-за постоянных усобиц князей.

Таким образом, новая государственно-политическая система Древней Руси представляла собой совокупность независимых княжеств с номинальным главенством киевского князя. Отношения между князьями регулировались обычным правом и законами Русской Правды. Вместе с тем с наступлением феодальной раздробленности не было утрачено сознание единства Русской земли. Удельные княжества продолжали жить по законам Русской Правды, с единым митрополитом, в рамках своеобразной федерации, способной даже к совместной обороне границ. Позднее этот фактор станет играть важную роль в процессе собирания земель вокруг нескольких княжеств-центров, претендующих на киевское наследие.

Политическая раздробленность предопределила формирование нескольких регионов со своими особенностями экономического и политического развития. Южный регион (Киевское, Черниговское княжества), являясь зоной контактов древнерусской и кочевой (тюркской) цивилизаций печенегов и половцев, в геополитическом плане был ориентирован на «степь». В результате монголо-татарского нашествия особая киевская субкультура была уничтожена.

Юго-Западный регион (Галицко-Волынская земля) ориентировался на Восточную Европу – Литву и Польшу – и испытывал значительное влияние западных культурных традиций. Юго-Западная Русь в XIII – XIV вв. стала территорией активного славяно-православного и романо-католического взаимовлияния, что привело к образованию Русско-Литовского государства, претендовавшего впоследствии на роль центра политического объединения русских земель.

Северо-Западный регион (Новгородская земля, Псковская земля) ориентировался на западно-германские земли, на Ганзейский торговый союз, и испы­тывал влияние западноевропейской культуры. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее с Востоком и Византией. Суровый климат и бедные почвы не способствовали развитию земледелия в Новгородской земле. Поэтому основными отраслями экономики были: торговля, ремесленное производство и промыслы. В регионе образовались две боярские республики. Высшим органом государственной власти здесь считалось народное собрание – вече. Однако фактическими хозяевами на вече были 300 «золотых поясов» – крупнейшие бояре Новгорода. Из их числа избирались высшие должностные лица Новгорода – посадник и тысяцкий. Княжеская власть здесь была номинальной, князья выполняли роль военачальников по приглашению веча.

Специфика Северо-Восточного региона (Владимиро-Суздальская земля) определялась начавшейся в середине XII в. крестьянско-княжеской колонизацией центра и севера Русской равнины, что привело к формированию в этом регионе новой этнической общности – великороссов. Большое влияние на политическое и культурное развитие этого региона оказали татары. В XIV – XV вв. этот регион становится местом формирования единого российского Московского государства.

Из большого числа княжеств, на которые распалось Древнерусское государство, наиболее крупными были: Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля. Развиваясь как феодальные государства, эти образования представляли, по сути своей, разные виды государственности. Для Владимиро-Суздальского княжества стала характерной сильная княжеская власть, следствием которой стало утверждение позднее на северо-востоке самодержавия. В Новгородской земле установился республиканский вечевой строй: вече и боярство здесь доминировали над князем, которого нередко изгоняли из города. Для Галицко-Волынского княжества было свойственно противостояние традиционно сильного боярства и княжеской власти. Что касается Киевского княжества, то до монголо-татарского нашествия номинально оно оставалось главным на Руси. Сильные князья претендовали на киевский великокняжеский престол. Поэтому Киев был предметом споров и кровавой борьбы князей, частая смена которых стала обычным явлением XII – XIII вв. После монгольского нашествия Киевское княжество постепенно утрачивает свое лидирующее значение, и политические центры перемещаются в другие районы.

Феодальная раздробленность Древнерусского государства во многом отличалась от распада Западноевропейских государств. Если Западно-Франкское королевство рассыпалось на множество больших и малых владений, то Древнерусское государство разделилось на ряд сравнительно крупных земель, в которых действовали во многом сходные политические институты и общественный строй, сохранялась и общность духовной жизни. Период до монгольского нашествия XII – первая половина XIII в. – время успешного экономического и культурного развития древнерусских земель в условиях феодальной раздроб­ленности. На протяжении XII – первой половины XIII в. количество поселений городского типа – укрепленные крепости с торгово-ремесленными посадами, увеличилось более чем в полтора раза. Именно в период феодальной раздробленности укрепленный «град»-крепость, резиденция правителя или его воинов в эпоху раннего средневековья, окончательно превратился в «город» – не только место пребывания власти и социальной элиты, но и центр ремесла и торговли. В этот период продолжала развиваться культура, укреплялась православная церковь, шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства и ремесла, осваивались новые пахотные земли.

Таким образом, феодальная раздробленность, с точки зрения общеисторического развития, политическое раздробление Руси, – это закономерный этап на пути к будущей централизации и экономическому и политическому подъему. Она имела негативные стороны: раздробление единого государства ослабило способность русского этноса противостоять внешней опасности.

megalektsii.ru

Формирование древнерусского раннефеодального государства

В истории Киевской Руси выделяют три периода:

I период -  возникновение и становление Киевской Руси (к.IX- к.X века). В это время правили: Олег (882-912гг.), Игорь (912-945гг.), Ольга (945-964гг), Святослав (964-972гг.). В это время происходит быстрое объединение земель и племён Поднепровья – полян, древлян, северян. Олег, Игорь и Святослав присоединили к Руси княжества уличей, тиверцев, вятечей, Белую Вежу, Тмутаракань. В это время ощутимы пережитки родоплеменного строя, а во внешней политике преобладает экспансия;

II период - развитие и расцвет Киевcкой Руси (к.X-сер.XI в.). Правили Владимир Великий (980-1015г.), Ярослав Мудрый (1019-1054г.). Это период наибольшего могущества Киевского государства. Были присоединены земли волынян, белых хорватов, вятичей, некоторые земли Балтии. Центр внимания переносится на внутренние реформы: -введено христианство, -сломан местный сепаратизм, родовой принцип управления сменился государственным, -формировались феодальные отношения, которые были юридично закреплены  в своде законов «Русская правда».

III период - феодальная раздробленность Киевской Руси (к.XII-сер.XIII в.). Время правления Ярославичей и их наследников – Владимира Мономаха (1113-1125г.) и Мстислава (1125-1132г.). Особенности периода: - формирование великого землевладения, - прогресс в сельском хозяйстве, - рост городов, - развитие восточнославянской культуры, - рост центробежных тенденций, - утрата государственного единства, - княжеские междоусобицы, - ослабление государства. В XII в. образовалось 15 княжеств, а в начале XIII в. – уже 50.

Причины феодальной раздробленности: 1) большая территория и этническая неоднородность населения; 2) рост крупного феодального землевладения; 3)отсутствие четкого механизма передачи княжеской власти; 4) смена торговых путей, частичный упадок Киева как торгового центра; 5) усиление экспансии степных кочевников.

В исторической науке существует несколько концепций происхождения

Киевской Руси:

1. норманнская. Авторы немецкие ученые XVIII в. Миллер, Байер, Шлёцер, утверждавшие, что Древнерусское государство основали скандинавские племена норманнов (викингов, варягов). При этом учёные ссылались на «Повесть временных лет». Сторонником данной концепции был украинский историк Дорошенко;

2.  антинорманнская. Автор русский учёный М.Ломоносов (XVIII в.), поддержали М.Грушевский, Н.Костомаров, считавшие, что восточные славяне задолго до прихода варягов достигли высокого уровня культурного развития, создали ряд государственных объединений.

3.  компромиссная. Автор В.Ключевский, поддержали А.Ефименко, И.Крипьякевич. Считали, что государство у восточных славян возникло благодаря объединению многих элементов, как славянских, так и неславянских.

4.  социальная. Автор Прицак (Гарвард, XX в.), который считает, что Древнерусское государство образовала особая подвижная полиэтничная социальная группа, состоявшая из профессиональных воинов-купцов. При этом он утверждает, что Киев изначально был хазарским городом.

Характеристика политического и социального строя

Киевская Русь была крупнейшей политической формацией средневековой Европы с территорией 300 тыс. км./2 и населением от 3 до 12 млн. человек. Основными элементами политической власти были: князь, боярская дума, вече.

Киевский князь был главным гарантом государства. В его руках сосредоточилась вся полнота законодательной. Исполнительной, судебной и военной власти. В своей деятельности князь опирался на военную поддержку дружины и идеологическую – церкви.

Боярская дума представляла собой совещательный орган при князе. Сюда входили: старшие дружинники, городская элита, высшее духовенство. Дума использовала право «вета», но её решения не были обязательными для князя. Зависимость от князя привела к тому, что Дума не была юридически оформлена и не стала полноценным государственным институтом.

Вече – народное собрание взрослого мужского населения, которое решало важные общественные и государственные дела. Его могли собирать князь, митрополит, сами горожане. Вече имело широкие права: объявлять войну, заключать мир, приглашать князя, контролировать финансы, земельные ресурсы и т.д. Однако вече имело ограниченную самостоятельность и редко выступало с законодательной инициативой.

На протяжении IX-XIII веков власть частично менялась:

I. В период становления Киевской Руси (к.IX-к.Xв.)  сложилась дружинная форма государственности. На базе дружины образован примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Дружина выполняет роль не только войска, но и советника.

II.  В период расцвета Киевской Руси (к.X-сер.XI в.) существовала централизованная монархия. Вся полнота власти сосредоточена в руках киевского князя. Эта власть наследственная.

III. В период феодальной раздробленности (к.XI-сер.XIII в.) единоличная монархия переросла в федеративную монархию, когда судьбу Киевской Руси решал не князь киевский, а группа влиятельных князей.

Таким образом, развитие государственности происходило в двух направлениях:

1) от военных форм к гражданским;

2) от усиления централизации к децентрализации.

Общественный строй

Киевская Русь была раннефеодальным государством. Становление феодальных отношений происходило в общеевропейском русле: от государственных форм до вотчинных. Этот процесс происходил поэтапно: I этап - в IX в. сформировалась система эксплуатации всего свободного населения князьями и их дружинами через сбор дани; II этап – в X в.князья захватывали часть общинных земель на которых возникло вотчинное землевладение князя; III этап – в XI в. образовалась земельная собственность у бояр и церкви. С развитием феодальных отношений происходило становление социального строя древнерусского общества.

Социальный строй

Великий князь киевский

удельные князья, бояре, дружинники, духовенство

члены княжеской администрации, купцы

мелкие торговцы, ремесленники, смерды

чернь, закупы, рядовичи

челядь, холопы

 

отдельный слой - изгои

Хозяйственная деятельность

Основой экономики было сельское хозяйство. Основу его составляло земледелие. Орудия труда: плуг, рало, соха, борона, серп, коса. Известны различные системы обработки земли: вырубная, переложная, паровая с двухпольным и трёхпольным севооборотом. Сеяли: рожь, пшеницу, ячмень, овёс. Скотоводство носило приусадебный характер; разводили лошадей, овец, кур, гусей.

Важную роль в хозяйстве играли ремёсла. Известно 60 видов ремёсел, важнейшие из которых – обработка железа, гончарное, ювелирное, ткацкое производство. Существовало 3 категории ремесленников: сельские, вотчинные, городские.

Дополнительными отраслями хозяйства были промыслы – охота, рыболовство, пчеловодство.

В целом хозяйство носило натуральный характер. Однако рост общественного разделения труда и развитие ремесла способствовали развитию торговли. Через Киевскую Русь проходили важные торговые пути: - «греческий» (через Днепр связывал Прибалтику и Причерноморье), - «шёлковый» (через Надднепрянщину связывал Центральную Европу и Среднюю Азию, Китай), - «соляной» и «железный» (связывали Кавказ и Прикарпатье). Вывозили из страны мех, мёд, воск, лён, рабов; ввозили предметы роскоши, пряности, оружие. Внутренняя торговля развивалась медленнее.

Торговля способствовала становлению денежной системы (куны, гривны, карбованцы, золотники, серебряники).

Культура и религия Киевской Руси

Религия. На этапе становления Киевская Русь оставалась языческим государством, население поклонялось силам природы. Придя к власти Владимир Святославович в 980 году пробовал провести религиозную реформу, суть которой в модернизации язычества, утверждении на Руси культа единого бога – громовержца Перуна. Однако старая религия уже не отвечала требованиям времени: 1) тормозила процесс государственного строительства, 2) затрудняла развитие связей с христианскими странами. Необходима была новая государственная монотеистическая религия.

В 988-989 годах Владимир официально ввёл христианство в византийском варианте. Значение принятия христианства:

1) новая религия сплотила все народы государства единой идеологией;

2) христианское единобожие стало идеологической базой утверждения личной     власти верховного правителя;

3) возрос международный авторитет Киевской Руси;

4) религия повлияла на мораль общества;

5) способствовала развитию культуры.

Культура. Самобытная культура Киевской Руси сложилась на местной восточнославянской основе и достигла высокого уровня. Взлёт культуры был обусловлен   существенными  сдвигами  в  разных  сферах  общественной  жизни :    -  развитием феодальных отношений; - становлением древнерусской государственности; - ростом международных контактов;  - принятием христианства; - строительством городов; - отделением ремесла от сельского хозяйства.

Особенности развития культуры:

1) большое влияние на развитие материальной и духовной культуры оказала    христианская религия; церковь была центром культуры;

2) заимствование и творческое преобразование византийских традиций, знаний   и канонов;

3) существование языческой культуры и её переплетение с христианской;

4) форсированный подъём культуры, появление новых культурных явлений.

Основные направления культуры.

Образование. Уже со времен Владимира Великого и Ярослава Мудрого школьное образование стало важной сферой общегосударственной и церковной политики. Существовало 3 типа школ: - дворцовая школа высокого уровня, - школа «книжного изучения» для подготовки священников, - светская школа домашнего обучения.

Письменность пришла с введением христианства, славянский алфавит изобрели священники Кирилл и Мефодий. Библиотеки создавались при храмах, монастырях, княжеских дворах. Крупнейшие собрания были у Ярослава Мудрого, его правнука Николая Святоши, в Святой Софии, в Киево-Печерской лавре, в Чернигове, в Новгороде. Книжный фонд составлял 130-140 тысяч томов.

Литература представлена повестями, летописями, поучениями, изборниками: «Повесть временных лет»(Нестор,1113), «Слово о законе и благодати»(Илларион, первая половина XI в.), «Поучение детям»(Владимир Мономах), «Изборник»(Илларион,1073).

Архитектура. Влияние византийского стиля отражают: Десятинная церковь в Киеве (XIв.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1031-1036), Софийский собор в Киеве (1037). С XII в. появляется западноевропейский романский стиль. Постепенно формируются отечественные архитектурные школы – киевская, Галицкая, переяславская. Среди них: Кирилловская церковь в Киеве (1146), Васильевская церковь в Киеве (1183), Борисоглебский собор в Чернигове (1128), церковь святого Пантелеймона в Галиче (1200).

Фрески и мозаика широко использовались в церковном строительстве. Мозаичная композиция Софийского собора имеет 177 цветовых оттенков.

Иконопись развивалась по византийским канонам. Первые отечественные иконописцы – монахи Киево-Печёрского монастыря Григорий и Алипий.

Фольклор представлен былинами, песнями, пословицами, сказками.



biofile.ru

Древнерусское государство (IX-начало XII вв)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Отечественная история»

на тему «Древнерусское государство ( I X-начало XII вв.) »

Москва – 2010

Содержание

Введение

1. Формирование древнерусского государства

1.1 Эпоха первых киевских князей

1.2 «Золотой век» Киевской Руси

2. Разрушение политического единства Киевского государства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Возникновение государства — процесс длительный, отражающий коренные потребности общественного развития. Государственность вырастает из естественного стремления общества к упорядочению усложняющихся внутри него отношений. С момента своего возникновения государственная власть всегда решала не только военные, но и судебные задачи, связанные с разрешением межплеменных споров. Вооруженное урегулирование таких конфликтов становилось все более обременительным для общества. Так постепенно шло осознание общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интересов.

У восточных славян государство возникло тогда, когда имущественная и социальная дифференциация еще не была глубокой. Поэтому государственная власть первоначально не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни общества. Ее носители, князья и дружинники, выделялись из общества по профессиональному признаку.

Цель курсовой работы – рассмотреть предпосылки формирования древнерусского государства и проанализировать политический распад Киевского государства.

1. Формирование древнерусского государства

Государство на Руси сложилось в результате политического объединения двух центров восточных славян, Новгорода и Киева. С уверенностью о таком слиянии можно говорить лишь после 862 г. Но еще задолго до прихода в Киев дружинников Рюрика здесь существовало полусамостоятельное протогосударственное образование, номинально подчиненное хазарам. Поднепровским славянам были присущи элементы государственности: они платили дань-налог в обмен на безопасность и торговые привилегии, подчинялись надплеменным нормам права и структурам власти. Историки допускают, что доаскольдово государство в Киеве и держава Рюрика возникли независимо друг от друга и почти одновременно. При их слиянии экономическое и политическое преимущество оказалось на стороне Киева. Он был центром самого развитого племени восточных славян — полян, к тому же добровольно подчинившихся пришельцам с севера. Киев являлся старым узловым пунктом торгово-экономических связей восточных и западных стран. Наконец, от Киева открывалась дорога на Царьград.

Русь не была исключением в обширном мире славянства, который в VIII—X вв. затронул процесс образования государств. В 70-е годы VII в. произошло политическое объединение славян на Дунае, положившее начало Болгарскому государству. В VIII столетии возникла Сербия. В первой половине IX в. на левом притоке Дуная, реке Мораве, образовался Великоморавский союз чешских, словацких и моравских племен, просуществовавший всего полвека до вторжения венгров. На части его территории в верховьях реки Эльбы (славянской Лабы) сложилось Чешское государство. В середине Х в. в бассейнах рек Вислы и Варты возник союз племен, ставший ядром Польского государства. В том же столетии появилась и Хорватия.

Процесс образования государств у славян шел двояким путем: либо путем подчинения одному племенному союзу (Великая Моравия, Русь, Чехия, Польша), либо в пределах одного союза княжеств (Сербия, Хорватия, Словения). И лишь Болгарское государство оформилось путем объединения славянского союза племенных княжеств с инноэтнической общностью — протоболгарами, народом тюркского происхождения. Общей чертой для всех славянских государств, за исключением областей к югу от Дуная, отвоеванных славянами у Византии, было то, что они складывались в зоне, не входившей в ареал распространения античной цивилизации. Поэтому весь строй жизни и отношений формировался у славян неспешно, с большой долей своеобразия, как принято говорить «бессинтезным путем ».

Для Руси в первую очередь имела значение специфика ее геополитической ситуации: давление степных кочевых народов, агрессивные устремления соседних развитых европейских государств, относительно слабые культурные контакты с ними, ограниченность выхода к морским торговым путям. Постепенно Русь превращалась в «оборонное общество ». Подвижность общественной жизни, связанная с частыми перемещениями людей, нашествиями кочевников, колонизацией далеких окраин, предопределила преобладание идущих сверху вертикальных политических связей . Если в средневековой Европе государственная власть была слабой и обществу самому приходилось решать свои проблемы, то на Руси, наоборот, государство постепенно превращалось в верховного законодателя общественной жизни. Здесь слабее, чем в Западной Европе, шел процесс дифференциации по социальному и профессиональному признакам, медленнее развивались товарно-денежные отношения. Горизонтальные общественно-политические связи не могли укорениться здесь и по другой важной причине. Военные расходы государства при ограниченных людских и материальных ресурсах тяжким бременем ложились на население. Именно на Руси оформилось понятие «половник», ибо норма эксплуатации трудового люда часто доходила до 50%. Сказывался также характер местности, не позволявший иметь разветвленную систему коммуникаций. Освоение территории в зоне рискованного земледелия приучало русского человека довольствоваться элементарными технологиями и выработала у него «непосредственно-природный умственный взгляд». В этих условиях замедленно формировалось и правосознание, изначально отторгавшее идею о том, что приложение труда к земле может выступать основой собственности на нее и продукты ее обработки.

Итак, государственная власть на Руси выступала с самого начала как мощная организующая сила, не привыкшая встречать серьезного сопротивления своим начинаниям со стороны общества. Эto предопределило ее пристрастие к спрямленным действиям произвола и насилия. Сказался здесь и фактор иноземного происхождения правящей прослойки. И хотя варяги этнически смешивались со славянами, однако изначально существовавшее разделение на управляющих и управляемых не только закрепилось, но даже углубилось в ходе династических столкновений. Выходцы из Скандинавии сыграли активную роль в формировании изоляционистски настроенного господствующего слоя страны, хотя и не составляли его большинства. Государь на Руси не привык нуждаться в правовом обеспечении своей деятельности, поэтому идея законности и правопорядка не превратилась в общезначимую ценность. Взгляд на страну как на великокняжескую вотчину не позволял укорениться и понятию собственности даже в среде узкого круга приближенных к князю лиц

1.1 Эпоха первых киевских князей

О существовании Древнерусского государства можно говорить с момента взятия Киева Олегом в 882 г. До этого справедливее утверждать о наличии начал государственности у восточных славян. Первый период развития раннефеодального государства Киевская Русь охватывает время от Олега до Святослава, примерно столетие — с 80-х годов IX в. до начала единодержавного правления Владимира Святославовича, до 980 г. По словам В.О. Ключевского, «своим мечом первые киевские князья очертили довольно широкий круг земель, политическим центром которых был Киев».

На этом этапе Русь была объединена только механически, с помощью военной силы. Она не имела устойчивых границ. Власть киевского князя держалась на острие меча, удачливости, личной силе и уме «первого среди равных». В летописной легенде о призвании варягов его функции определялись следующим образом: «володеть и судить по праву». Киевский князь являлся военным предводителем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани. С IX в. он носил двойной титул: «каган » («верховный предводитель» у тюркских народов) и «князь». Его принятие символизировало независимость Руси от Хазарии и подчеркивало верховенство киевского князя над князьями крупных племенных союзов, именовавших себя «светлыми» и «великими».

Основу политического строя Киевской Руси составлял дуализм княжеской и вечевой власти. Вече — народное собрание — ограничивало княжескую власть элементами общественного самоуправления. Народные старейшины — «старцы градские » — являлись полноправными участниками княжеской думы. Компетенция веча включала избрание и призвание князя, заключение мира и объявление войны, составление договора (ряда) с князем, контроль над княжеской администрацией и судопроизводством. Однако состав веча, порядок его созыва, ход совещаний и способы выработки вечевых постановлений — все было предоставлено случаю. Фактически вече могло играть конструктивную роль только в чрезвычайных ситуациях. В обычное время его функции исполнялись князем, который наряду с вече и независимо от него обладал правом законодательной инициативы. Отсутствие определенного порядка отношений между вечем и князем открывало простор для их частых столкновений и лишало государственную жизнь устойчивости.

Наряду с вечем продолжало иметь значение народное ополчение — вои — еще один пережиток родовой старины. Оно формировалось большими торговыми городами, которые имели военное устроение. Каждый из таких городов образовывал отдельный полк, называвшийся тысячей и подразделявшийся на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий . Сотнями и десятками командовали выборные сотские и десятские . Выборные командиры составляли военное управление города и принадлежавшей ему области. Весь старшинский состав летопись называет «старцами градскими». Вооруженные города активно участвовали в военных предприятиях князя наравне с его дружиной.

mirznanii.com

Основные причины образования древнерусского государства

Киевская Русь представляла собой одно из самых крупных и могущественных государств Средневековья. Образование и развитие древнерусского государства складывалось под влиянием некоторых геополитических и пространственных факторов. Во-первых, земли, на которых и происходило формирование новой страны, располагались на стыке двух разных миров: мусульманского и христианского, оседлого и кочевого. Основные особенности образования древнерусского государства заключаются в том, что в ходе своего становления Киевская Русь приобрела черты как западной, так и восточной государственности, поскольку располагалась на границе между Азией и Европой. Во-вторых, потребность разных племен к сплочению перед лицом общего врага позволила объединиться народам с разным уровнем развития и различными культурными ценностями. К слову, славянская государственность начинает зарождаться задолго до образования Киевской Руси, в далеком шестом веке н.э., с объединения родовых и племенных общин в одну общую и более крепкую общину.

В настоящее время многие историки и социологи продолжают споры на тему зарождения русской государственности. С точки зрения многих из них причины образования древнерусского государства таковы:

- Развитие экономики. Совместная деятельность людей побуждала их к поиску новых форм существования. Древняя Русь была сельскохозяйственной страной. Объединение усилий народов, живших ранее раздельно, позволяло не только прокормить свое население, но и производить товары для экспорта. Часть городского населения страны составляли ремесленники и купцы, также ведущие активную торговлю с иностранцами. Каждое же ранее существовавшее отдельно взятое племя едва могло обеспечить себя достойным пропитанием.

- Разделение труда. До объединения каждое племя вынуждено было самостоятельно полностью себя обеспечивать. В едином государстве постепенно произошло разделение людей на отдельные касты или группы, в которых каждый выполнял отведенную ему роль. Так, земледельцы выращивали необходимые для пропитания зерновые и овощные культуры, купцы занимались торговлей, дружина защищала мирное население и территорию страны от набегов врагов.

- Заинтересованность людей в образовании единого государства. Государство с начала своего возникновения исполняло роль посредника в разрешении конфликтов. Изначально роль арбитра в подобных делах принадлежала князю либо дружиннику. Старейшины рода во время раздельного проживания племен мало годились для подобной роли и вряд ли могли судить беспристрастно. Разрешение же споров между отдельными родами с помощью военных действий было слишком обременительно. С образованием государства постепенно появляются законы, защищающие людей в определенных обстоятельствах, наказывающие виновных, зарождается судебная власть. Кроме того, причины образования древнерусского государства кроются в стремлении людей к защите перед лицом внешнего врага. В единой стране роль защитников выполняли специально обученные военному делу люди, а значит, шансов победить было гораздо больше.

Также причины образования древнерусского государства прослеживаются в постепенном расслоении общин, формировании неравенства в плане имущества, появлении классов. Само образование Руси связывают с периодом княжения Олега в Новгороде. Впервые понятие древнерусского государства встречается в «Повести временных лет» и связано оно с походом князя Олега на Киев в 882 году. Присоединение Киева к Новгороду стало очередным, но не окончательным этапом объединения русских земель. Однако именно это событие принято считать ключевым в образовании единой страны

Возможно, что все причины образования древнерусского государства современным исследователям истории неизвестны. Единственным весьма достоверным источником, рассказывающим о дохристианских временах Руси, является «Повесть временных лет». Нельзя исключать предположения о том, что данные его недостоверны либо достоверны не полностью.

fb.ru