Характер Древнерусского государства: основные подходы. Какой характер носило древнерусское государство


Характер Древнерусского государства: основные подходы

Поиск Лекций

К началу Х в. образовалось единое государство Русь.

Точки зрения на природу Древнерусского государства:

1) переходное,

2) рабовладельческое,

3) раннефеодальное,

4)феодальное.

Время появления частной собственности на землю на Руси примерно VII-IX веках.

Строй Древнерусского государства было раннефеодальной монархией, но оно не представляло единого целого:

· только началось складывание феодальных отношений;

· сильные пережитки родового строя;

· зависимость населения от власти князя ограничивалась часто только уплатой дани.

В рамках раннефеодальной монархии правление ранних Рюриковиче (882-1015 гг.) можно считать первым политическим режимом, для которого было характерно:

· автономия местных княжений. В Х в. под властью киевского князя сохранялись местные племенные структуры, с которыми он должен был считаться. Так, договоры с греками Х в. заключались Олегом и Игорем от имени «великих и светлых князей», возглавлявших союзы племенных княжений;

· сохранение вечевых традиций и языческой религиозности;

· военная экспансия;

· правило наследования великокняжеского престола в Киеве старшим в роду;

· специфическая коллективная феодальная собственность, когда государство выступало верховным собственником земли, а княжеские пожалования давали часть налогов с этих территорий.

 

Первые Рюриковичи.

Лествичная система

Можно констатировать, что в IX-X вв. внутренняя политика русских князей сводилась к следующему:

· ликвидации местных княжений и объединения всех земель в единое целое;

· создания и укрепления аппарата власти;

· выработке феодально-правовых норм;

· организации сбора дани;

· утверждении феодальной идеологии.

Характерной чертой социально-политического устройства Руси была лествичная система наследования власти: «горизонтальный» принцип предусматривал наследование власти от старшего брата к следующему по старшинству.

Характеристика:

· усложненность,

· громоздкость, связанную с постоянным увеличением численности претендентов на княжение и с неизбежным столкновением амбиций и интересов.

Договор 907 г. с Византией был типичным договором «мира и любви», преемственным с договором 860 г. и предусматривающим восстановление мирных отношений, уплату контрибуции и ежегодных даней в пользу Руси, а также освобождение русского купечества от пошлин в столичных городах. Договору 911 г. уже предшествовала посольская конференция, а сам договор включал не только общеполитическую идею «мира и любви», но и основанный на этой идее «ряд» - серию конкретных статей, охватывающих торговые, военные и другие вопросы: свободный въезд в Византию, беспошлинную торговлю для русских купцов, а также разрешение возникающих недоразумений по русским законам. То есть это был уже равноправный, двусторонний договор.

Таким образом, под зарождением дипломатической системы Руси имеется в виду:

во-первых, содержание дипломатических переговоров и соглашений: в ПВЛ содержатся русско-византийские договора 911 г. и 944 г.;

во-вторых, вовлечение в сферу дипломатической активности Руси все большего количества государств и народов;

в-третьих, генезис форм дипломатических переговоров и соглашений;

в-четвертых, зарождение и развитие посольской службы: первые сведения о послах русов в Константинополь и империю франков содержатся в Бертинских анналах 838-839 гг.

 

Этапы складывания территории Киевской Руси:

1) Русь (6-7 вв) —территория: Киевщина+Черниговщина+Переяславщина; население: поляне, северяне, древляне.

2) 8-9 вв — территория выходит за рамки среднего Поднепровья + правобережье верхнего Днепра, бассейн озера Ильмень и реки Волхов; население: поляне, древляне, новгородцы?, полочане, дреговичи, север, радимичи, кривичи, хорваты, бужане, уличи, тиверцы.

3) 10-11вв — территории + земли восточно-славянских племён от Ладожского озера до Черного моря и от Карпатских гор до средней Воги.

Границы Киевской Руси постоянно менялись.

Княжение Владимира — рассвет Киевской Руси (объединение восточно-славянских земель, христианство, брак с Анной(сестрой византийских императоров) — укрепление международный статус, связи)

11в. - наиболеее значительный размер при Ярославе Мудром (безопасность южных и западных границ, династические связи со странами Европы, первый русский правовой кодекс «Русская правда»)

После Ярослава Русь дробиться на уделы — междоусобные распрей.

Владимир Мономах (умиротворение княжеских раздоров периода нач. раздробленности, экономические и соц.преобразования).

Новгород — на важном эконом.пути из варяг в греки, входив в состав гос-ва было самостоятельным и обособленным, хлебопашество — основное занятие, развитие промыслов(охота за пушным зверем, рыбалка, соль, железо). Ремесленное население -цех.корпорация. Выгодное географ.положение . Новгород — республика. Вече — народное собрание: власть, вопросы войны и мира, заключение договоров, призыв/изгнание князей, выбор посадников, архиепископов, принятие законодательных решений. Посадник — глава исполнительной власти, ограничение власти князя. Борьба зам киевский престол.

Договоры Др. Гос-ва с Византией. 2 экземпляра. В основу положены законы и обычаи Др. Руси. Документы, формирующие начало международного права. Договоры 911, 944, 971.

Договор 944г.: стабильность мирных отношений, санкции против из нарушений, право Руси посылать неограниченное кол-во кораблей с послами, купцами, строгий над ними контроль (грамоты, сроки, объем продукции, порядок торговли)

 

Формы правления Др.Руси:

1) вече — не представительный орган,а форма демократии. Все взрослое население, решение большинством. Не конфликт, а соглашение с князем. Общая воля — высший авторитет, нет возможности выработки квалифиц.решения и претворения его в жизнь. Созываются в исключительных случаях.

2) княжеская власть с админ.полномочиями, правом суда и решением военных вопросов.Действует поситтоянно, располагает административно-исполнительным аппаратом и средствами принуждением, НО тенденци к узурпации3) княжеский совет — собрание представителей высшей админ-ции.

Изменение в полит.структуры внесли татары-монголы.

 

poisk-ru.ru

8. Характер древнерусского государства

В отечественной исторической науке преобладало мнение, что Киевская Русь была раннефеодальным государством. Ранним считался феодализм без развитого феодального землевладения. В последние годы укрепляется мнение о том, что общественный строй Киевской Руси был многоукладным, сочетавшим признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального общества.

1.   Археологической культурой называется совокупность археологических памятников, обладающих общими признаками, созданных в течение единой эпохи и обнаруженных на сравнительно близкой территории.

2.   В родовой общине все ее члены являются родственниками - членами одного рода. Они ведут хозяйство сообща и совместно владеют имуществом. В соседской общине основу общности составляет не кровное родство, а близость проживания. Соседи ведут хозяйство индивидуально, господствует частная собственность. Вместе с тем, фактически члены соседской общины, как правило, являются родственниками. Они могут совместно осуществлять некоторые работы, например, расчистку земли из-под леса. Пастбища, лесные угодья, места лова рыбы, как правило, не находятся в частной собственности.

Тема 2.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИЕВСКОЙ РУСИ

В начале ответа в назывном порядке с обязательной опорой на карту указываются важнейшие направления внешней политики Киевской Руси:

1.   Южное - отношения с Византией.

2.   Восточное - отношения с Хазарским каганатом и кочевниками (со Степью).

3.   Западное - отношения со странами Западной Европы.

После этого следует приступить к последовательному раскрытию содержания каждого из направлений.

1. Отношения с Византией при первых киевских князьях

Во-первых, торговля по пути "из Варяг в Греки".

Во-вторых, славянские набеги на берега империи.

Первые известные набеги славян на Византию произошли в 60-х гг. IX в. при князе Аскольде. Наиболее известны походы при Олеге и Игоре.

Олег организовал поход в 907 г. Греки замкнули бухту цепью, но русские вытащили ладьи на берег и на катках подкатили к городским стенам. Греки капитулировали, уплатили дань и заключили с Олегом договор.По условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии.

В 911 г. условия договора были дополнены обязательством сторон наказывать за преступления, совершенные против другой стороны, помогать друг другу при кораблекрушениях, выдавать беглых рабов. Допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии.

Игорь организовал поход в 941 г. Поход не удался, так как византийцы сожгли русские ладьи "греческим огнем". В 944 г. Игорь повторил поход, собрав большое войско, в которое входили не только славяне, но и печенеги. Однако греки предложили русским большую дань с тем, чтобы они не ходили к Константинополю. Дружинники предпочли взять дань и не биться.

В 945 г. был заключен новый русско-византийский договор. Условия его оказались менее выгодны, чем в 907 г. Русь утратила право беспошлинной торговли, русские купцы не могли больше зимовать в Византии, зато Русь вынуждена была принять на себя односторонние обязательства: не нападать на Корсунь (греческая колония в Крыму) и не пускать туда болгар.

При Ольге Русь и Византия сблизились. Ольга побывала в Константинополе, крестилась, но на Руси христианства не ввела. Набеги на Константинополь прекратились.

studfiles.net

4. Характеристика древнерусского государства

4.1. Государственный строй я государство феодальный

Формой правления Древнерусского государства была раннефеодальная монархия. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров - крестных грамот.

Великокняжеский престол передавался по наследству. Сначала старшему в роду, затем – старшему сыну. Постепенно местными князьями становились родственники великого князя.

Первоначально функции князей заключались в организации дружины, военного ополчения, сбора налогов, внешней торговли. Постепенно большее значение приобретала деятельность в области управления, законодательная и судебная функции. Князь был высшей судебной инстанцией.

В своей деятельности великий князь опирался на совет крупных феодалов – бояр и духовенство. Иногда созывались феодальные съезды для решения важных вопросов (принятие законов и др.).

В центральном управлении сначала присутствовала численная система, которая основывалась на организации военного ополчения. Военным структурным единицам соответствовали определенные военные округа, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских. Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. Тысяцкие являлись, прежде всего, руководителями военных сил округа, но вместе с тем они сосредоточивали в своих руках власть, судебные и политические функций.

Позднее складывается дворцово-вотчинная система управления. Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления доменом, вотчиной. Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными из них были дворецкий (дворский), управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооруженные силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги - тиуны.

Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Часть собранного с населения они оставляли себе - вместо жалованья за службу, так называемого, "корма". Размер "корма" определялся в грамотах. Помощники посадников и волостелей - тиуны, вирники и другие - также получали "корм". Эта система управления называлась системой кормления.

Государственное управление опиралось на систему налогов. Первоначально налог был только в виде полюдья, когда князья, обычно раз в год, объезжали подвластные земли и собирали доходы непосредственно со своих подданных. Позже были учреждены погосты, т.е. специальные пункты сбора дани. Затем сложилась система разнообразных налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, которые были определенной денежной единицей.

Одним из важнейших элементов политической системы древнерусского общества стала церковь, тесно связанная с государством. Большое значение имело введение христианства в Х в., которое проповедовало божественное происхождение власти монарха, покорность народа властителям. Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископом.

В основе территориального устройства Древнерусского государства изначально лежали своего рода федеративные начала. А.Н. Чертков в своей статье предлагает ввести термин "Древнерусская Прафедерация".В основе Древнерусской Прафедерации было завещание Ярослава Мудрого, установившего принципы деления Руси на уделы. Завещание Ярослава устанавливало основу наследования княжеских престолов и территориальное устройство государства; провозглашало Русь единой вотчиной рода Рюриковичей; определяло отношения центр - регионы на началах старшинства Киевского князя, значительной самостоятельности удельных князей; давало идеологическую основу единства государственной власти и территории (все мы одного деда внуки). Федеративный характер Древнерусского государства отразился также и в публичных договорах, которые заключались не только между городом (местным князем) и великим князем, но и между отдельными местными князьями. В Древнерусском государстве сохранялось такой демократический институт, как вече. В компетенцию вече первоначально входили все вопросы государственного управления: законодательство, суд, споры и др. Постепенно круг вопросов сужался. Позже вече оставалось лишь в отдельных городах. Наиболее существенным его влияние было в Новгороде. Присутствовал в Древнерусском государстве и орган местного крестьянского самоуправления – территориальная община – вервь. В ее функции входило: распределение земельных наделов, обложение и распределение податей, решение судебных споров, исполнение наказаний. Таким образом, Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию с федеративными началами в территориальном устройстве.

studfiles.net

Характер Древнерусского государства.

Сложившееся государство находилось в самом начале своего развития, т.к. в нем еще долго сохранялись черты первобытного общества. По характеру это государство было монархией, где власть Великого киевского князя держалась на вооруженной силе и особых договорных обязательствах, согласно которым киевские князья имели право собирать дань с подвластных племен, а местные князья должны были поставлять им военные отряды для внешних походов. Главной опорой князя была дружина. Старшие дружинники – бояре имели свою землю. Из их числа назначались послы и княжеские правители. Младшие дружинники – гриди жили при дворе князя и обслуживали его двор и хозяйство. По поручению князя дружинники собирали с покоренных племен дань. Походы за сбором дани назывались полюдьем. Уплата дани была первой формой зависимости от княжеской власти.

 

7) Княжества на территории Беларуси

Восточнославянские союзы племен чувствовали родство между собой, они были близки по языку, культуре, обычаям.Все это создавало условия для политического обьединения восточных славян, во 2-й пол. IX в во главе с династияРюриковичей , а главным городом - Киев.

Территория современной Беларуси находилась на западной окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева. Одним из первых начал обособляться Полоцк. Полоцк впервые упоминается в источниках под 862г.

 

Древний Полоцк(центр кривичей-полочан) издавна соперничал с

Новгородом и Киевом. Во второй половине Х в. в Полоцке княжил

Рогволод. Во время борьбы за киевский престол, которую вели братья Влади-

мир и Ярополк, каждый из них стремился иметь Полоцкое княжество своим

союзником. С этой целью Владимир решил жениться на дочери Рогволода Рог-

неде, но встретил с ее стороны решительный отказ. В ответ Владимир с вой-

ском напал на Полоцк, убил Рогволода и его сыновей,а Рогнеду силой взял в

жены. Согласно преданию, Рогнеда совершила неудачное покушение на жизнь

мужа и была выслана вместе с сыном Изяславом в Полоцкую землю г.Изяславль.Рагнеда стала монахиней(Анастасия),Изяслав когда вырос стал полоцким князем,извесный как «князь-книжник»

 

В XI в. сын Изяслава Брячислав (1003-1044) и, особенно, внук Всеслав

(1044-1101) фактически не считались с волей киевских князей и проводили са-

мостоятельную политику. В борьбе с киевским князем Ярославом Мудрым за

город Новгород Брячислав добился передачи ему городов Витебска и Усвят.Всеслав Брячиславич(внук Изяслава) до поры до времени поддерживал мирные отношения с киевскими князьями, но как только между последними начались усобицы, развернул борьбу за подчинение Полоцку Северной Руси. В 1065 г. полоцкие дружины осаждали Псков, а в следующем, 1066 г., штурмом взяли Новгород.

 

В ответ на это три князя – братья Ярославичи во главе с Изяславом киевским пошли на Полоцкую землю и захватили Минск.(Здесь, на берегу реки Немиги, 3 марта 1067 г. произошла жестокая битва)Всеслав отступил.

После смерти Всеслава Полоцкое кн.распалось на 6-удельных княжеств,1-м выделилось Менское во главе с князем Глебом-сын Всеслава.

 

На известный съезд князей в Любече (1097 г.), где было постановлено, что каждый должен держать "отчину свою"(начало раздела Киевской Руси), Всеслав не был приглашен. Это свидетельствовало скорее всего о том,что киевские князья считались с Полотчиной как неподвластной им землей.

 

Туровское княжество.

Туров являлся центром дреговичей и впервые упоминается в

летописи под 980 г. в связи с именем князя Тура.Одной из особенностей развития тур.кн.была его зависимость от Киева,как только на киевском престоле оказывался новый князь,Туров передавался в управление егосыну или оставался в подчинении самого киев.князя.Особенностью общественно-политического строя было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого.Упорно боролся за полную самостоятельность Святополк Окаянный (988-1057 гг.), но окончательно достигнуть этого удалось значительно позже, в 1158 г., при Юрии Ярославиче, который утвердил в Турове самостоятельную династию.

 

Государственное образование смоленских кривичей – княжество Смолен-

ское, отделилось от Киева в конце 20-х гг. XII в при князе Ростиславе Мстиславиче. Одновременно началось дробление самостоятельных княжеств на уделы. В Понеманье выделилисьГродненское, Новогрудское и Волковысское, на юге – Пинское и Дубровицкоекняжества, а также Слуцкое и Клецкое. Разгорались междоусобицы, что приводилок разрушению городов и сел, уничтожению посевов, скота.

 

Не избежала этих процессов и Полоцкая земля. После смерти Всеслава

его сыновья заняли уделы (Полоцкий, Минский, Витебский, Друцкий, Изя-

славский, Логойский), наиболее сильным из которых стал Минский.(княжил Глеб Всеславич),выделялся особенной активностью, расширяя во все стороны свои владения. Это вызвало недовольство Киева, приведшее к войнам с Минском, которые закончились пленением Глеба.

 

studopedya.ru

Характерные черты Древнерусского гос-ва, стр-ра и ф-ции власти — Мегаобучалка

Образование и основные этапы развития Древнерус. гос-ва.

Предпосылки образования Древнерус.гос-ва:• Развитие производительных сил у восточнославянских племен;• Формирование соседской общины;• Развитие торговли, в том числе международной;• Рост имущественного неравенства;• Наличие союзов славянских племен;• Появление системы правления;• Возникновение городов;• Выделение племенной знати;• Высокий уровень военной организации;• Угроза нападения внешних врагов;• Складывание древнерусской народности;Особенности образования Древнерус.гос-ва:• Наличие патриархальной формы рабства;• Преобладание свободного труда.• Общая языческая культура, схожие обычаи, обряды, общественная психология;• Особенности славянской ментальности; особенности географич. и природно-климатич. характера;

Теории возникновения Древнерусского г-ва:

1. Славянская («антиноманская»т.е. отрицание роли варягов в образовании Древнерусского г-ва. и их призвания на княжение)

2. Центристская (Древнерусское г-во возникло как результат внутриобщественного развития славян, но при участии варяг)

3. Норманнская(Древнерусское г-во создано варягами с добровольного согласия славян)

На мой взгляд, решающий роли в складывании древнерусской государственности «варяжский фактор» не сыграл. Это тем более очевидно, что классовые общества и гос-ва в Скандинавии сложились позже, чем на Руси и серьезно повлиять на формирование Новгородско-Киевской Руси не могли. В ходе формирования Древнерус. государственности проявилось «двоецентрие»: на северо-западе – Новгород, а на юге – Киев. В последующем «двоецентрие», несмотря на то, что столицей являлся Киев, сохранилось.Три этапа развития Древнерусского государства:

1. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII середина IX вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров.. К IX в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.(Олег объединил Новгород и Киев ) 2. На втором этапе (2-ая половина IX середина X в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил хазар и норманнов. (Игорь 912-945) 2.1. Возникновение ядра восточнославянского государства2.2. Объединение восточно - славянских племен. 3. Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги(945-969).3.1. Она устанавливает фиксированную норму дани, устраивает погосты, ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава(964 - 972)несколько задержала внутреннее устроение русской земли. 3.2. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правленияВладимира Святого(980 - 1015). Укрепление языческой веры, а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. А в 988 г.он вводит христианство. Эта единобожная по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.3.3. Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, становится заменаВладимиромплеменных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах.

Характерные черты Древнерусского гос-ва, стр-ра и ф-ции власти.

Для Древнерусского государства характерны:1) разложение первобытно - общинного строя; 2) формирование феодальных общественных отношений; 3) становление государственного и общественного строя Древнерусского государства с характерными чертами раннефеодального государства;4) возникновение и развитие ранних государственно-правовых институтов;5) принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни государства и общества;6) укрепление внешнеполитических связей Древнерусского государства;7) принятие христианства.Во второй половине XI — начале XII вв. на территории Древнерусского государства — Киевской Руси — стали образовываться Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, которые на тот момент были достаточно устойчивыми полугосударствами. Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют необходимость защиты территории вооруженными силами и потребность в государственном аппарате.1. Раннефеодальная монархия как форма правления, ее особенности в Древней Руси.Киевская Русь была государством раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу.Форма правления в Киевской Руси — раннефеодальная монархия. Во главе стоял монарх — киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим по отношению к местным князям.В других городах) власть великого князя Киева осуществляли его наместники и волостели (в сельской местности).Признаки раннефеодальной монархии:

- переход законодательно не закрепленной власти в порядке наследования;

- отсутствие юридической ответственности правителя;

- отсутствие институтов власти; - отсутствие регламентации деятельности совета прикнязе;

- вече не было постоянным представительным органом;

- ограничение власти постоянно действующим городским собранием.

 

megaobuchalka.ru

Развитие Древнерусского государства в Х-XII вв

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть сыновей Владимира I и власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Теперь все князья, выступавшие вассалами киевского великого князя, были только из рода рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов, но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединенных землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет» они уже казались пережитком. Князья-рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.

Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире, Ярославе Мудром и позднее при Владимире Мономахе. Попытки укрепить её, но менее успешно, предпринимал также Изяслав Ярославич. Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.

Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал раздавать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники получали сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину, которая по типу являлась феодальным ополчением. Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счет кормления с княжеских сел и войны. Для охраны южных границ проводилась политика переселения «лучших мужей» северных племен на юг, а также заключались договоры с союзными кочевниками, «черными клобуками» (торками, берендеями и печенегами). От услуг наемной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.

Страница из краткой редакции «Русской Правды»

После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй (волость). В 1097 году был закреплён принцип обязательного выделения удела князьям.

Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого константинопольским патриархом, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближенный к Владимиру и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.

Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).

В XI — начале XII века сформировался первый письменный свод законов — «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015—1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.

С конца X века на Руси известно собственное монетное производство — серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.

Полоцкое княжество впервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»). После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, набеги которых начались ещё в 1061 году (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях), хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Однако, это также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена.

Во второй четверти XII века Киевская Русь фактически распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским.

Помимо этого, в конце XI и на протяжении всего XII века участились набеги половцев, пришедших на смену печенегам, откочевавшим на Балканы. На протяжении многих десятилетий южнорусские князья не могли справиться с половцами, предприняв целых ряд неудачных походов и терпя чувствительные поражения (битва на реке Альте, битва на реке Стугне и др.) Половцы разоряют многие южнорусские города, нередко врываются и в сам Киев, разоряют Печерскую лавру.

Учёные исходят из того, что на протяжении XII века более половины населения южнорусских княжеств из-за постоянной угрозы, исходящей из степи, переселилось на север, в более спокойную Ростово-Суздальскую землю, называвшуюся также Залесьем или Опольем. Переселенцы с многолюдного юга быстро составили большинство на этой земле и ассимилировали редко финское население. О массивной русской миграции на протяжении XII века свидетельствуют летописи и археологические раскопки. Именно на этот период приходится основание и быстрый рост многочисленных городов Ростово-Суздальской земли (Владимир, Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Опольский, Дмитров, Звенигород и др.)

Общая характеристика Древнерусского государства и его значения в истории нашей Родины

К концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства:

- династическая (родовая) княжеская власть;

- простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

- система данничества;

- территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

- монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества.

В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.



biofile.ru

II. Древнерусское государство и право (iх-хii вв.)

План:

  1. Предпосылки образования Древнерусского государства.

  2. Норманнская теория образования Древнерусского государства.

  3. Государственно-правовое устройство Древнерусского государства:

1) государственный строй;

2) общественный строй;

3) Русская Правда.

1. Предпосылки образования Древнерусского государства

Изучение темы необходимо начать с уяснения предпосылок возникновения государственности у восточных славян.

К началу нашей эры восточные славяне занимали земли между Западным Бугом, Карпатами, Верхней Волгой и Доном, низовьями Дуная и Днепра, Чудским и Ладожским озерами.

По свидетельству ряда римских и византийских источников, в середине первого тысячелетия нашей эры у восточных славян начинается процесс разложения первобытнообщинного строя, зарождения частной собственности на землю, имущественной дифференциации и активизации торговых отношений с другими землями. На смену родовой общине приходит территориальная (соседская) община (вервь, громада). Складываются племена во главе с вождями, опиравшимися на военные дружины.

Таким образом, к середине первого тысячелетия нашей эры у восточных славян складывается классовое общество. По своей сути это было феодальное общество, которое в силу ряда факторов (высокий для своего времени уровень развития производительных сил, климатические и географические условия, внешнее окружение и т. д.) миновало рабовладельческую фазу развития. Но при этом в ограниченном виде восточные славяне все же знали рабство, которое носило патриархальный характер и не оказывало существенного влияния на развитие экономики и общества.

В VI-VIII вв., по свидетельству византийских и арабских источников, у восточных славян складывается ряд политических образований, а затем и более зрелых предгосударственных образований – Куявия (Киевское княжество), Славия (Новгородское княжество) и Артания, точное местонахождение которого не установлено (предположительно либо Рязанское, либо Тмутараканьское княжества). Таким образом, во второй половине 1 тысячелетия у восточных славян образуется феодальное общество и возникает государственность.

Современная наука классифицирует такую государственность как раннеклассовую (т.е. государство, где имущественная дифференциация выражена еще слабо, классы только складываются, но уже существует деление на свободных и рабов). Борьба внутри социальных групп, претендующих на управление обществом (военная и родовая знать), приводит к образованию государственного аппарата. Победа той или иной социальной группы в последующем отразилась на особенностях развития различных территорий (княжеств) будущего Древнерусского государства (Новгород – сильное боярство, потомки родоплеменной знати, Киев – сильная власть князей, военной аристократии).

Помимо объективных процессов экономического и общественного развития восточнославянских племен, образование Древнерусского государства было обусловлено целым рядом факторов:

а) географические условия – огромные слабо населенные территории, не имеющие четких естественных границ (горы, большие реки, моря) обусловили возможность образования большого государства. Территориальная достаточность исключала претензии между племенами на жизненное пространство.

б) этнические особенности – этническое многообразие народов населявших Восточно-Европейскую равнину (восточно-славянские, финно-угорские, балтийские племена), общая среда обитания, схожесть хозяйственной деятельности, языческие культы, языковая и культурная близость, как следствие ассимиляционных процессов, предопределили возможность образования полиэтнического государства.

в) экономические факторы – прохождение через территории, населенные восточнославянскими племенами по Днепру торгового пути «из варяг в греки», являющегося важнейшей торговой коммуникацией того времени, как с Византией, так и между отдельными славянскими народами. Объективная потребность сосредоточения контроля над ними в одних руках ускорила объединение в 882 г. Новгородской и Киевской земель в единое Древнерусское государство.

г) религиозный фактор – схожесть языческих верований облегчила процесс государствообразования, а принятие христианства и присущая ему веротерпимость ускорили становление государства, и исключило этническое противостояние на религиозной почве.

  1. Норманнская теория образования Древнерусского государства

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перераста­ние тех политических образований, о которых говорилось выше, в фео­дальное государство восточных славян - Древнерусское Киевское госу­дарство. Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и Новгородское (эти названия уже вытесняют старые Куявию и Славию), все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, прохо­дившую по водному пути "из варяг в греки". Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сбли­жению.

Как зарождалась древнерусская государственность? "Повесть времен­ных лет" сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления ми­ра и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров. Тут-то летописец и произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да по­йдете княжит и володети нами" (Повести Древней Руси. - Л., 1983. С. 31). Варяжские князья якобы сначала не соглашались, по потом, приняли при­глашение. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престо­лы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории оте­чественной государственности.

Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возраже­ний, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господ­ства немецкого дворянства при тогдашием российском императорском дворе, более того - обосновать неспособность русского народа к созида­тельной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую" политическую и культурную отсталость.

В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всегда, начиная с ее появления, выступали патриотиче­ские силы. Первым ее критиком был М.В. Ломоносов. Впоследствии к не­му присоединились не только многие русские ученые, но и историки дру­гих славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и полити­ческого развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государствен­ного строительства у них они не могли. Государство не может организо­вать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых вы­дающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские кня­жества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжест­ва, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". (В некоторых германских хрониках уже с 839 г. рус­ские князья именуются хаканами, т.е. царями.) Это означает, что не варяж­ские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государствен­ные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.

В Древнерусское Киевское государство вошли, кроме славян, некото­рые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким об­разом, с самого начала было этнически неоднородным - напротив, много­национальным, полиэтническим, но основу его составляла Древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Однако, украинские национали­стические историки еще в начале XX в. пытались изобразить Древнерус­ское государство украинским. Эта идея была подхвачена после распада СССР в некоторых украинских националистических кругах с той целью, чтобы поссорить три братских славянских народа, "исторически" обосно­вать самостийность Украины, ее "историческое превосходство" над Росси­ей, хотя, как известно, Древнерусское государство ни по территории, ни по составу населения с современной Украиной не совпадало. В IX и даже в XII вв. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появилось позже, когда в силу объективных исторических про­цессов древнерусская народность распалась на три самостоятельные ветви.

Научная несостоятельность и тенденциозность норманнской теории достаточно освещена в исторической и историко-правовой литературе.

Образование государственности у восточных славян осуществлялось в силу объективных процессов экономического и общественно-политического развития, а не вследствие внешнего вмешательства, что является неоспоримым фактом и не вызывает каких-либо сомнений.

  1. Государственный и общественный строй Древнерусского государства

Особое внимание при изучении Древнерусского государства следует обратить на характеристику государственного и общественного строя и правовой системы.

  1. государственный строй и местное управление

По форме правления это была раннефеодальная монархия. Высшая власть принадлежала великому князю, который являлся носителем законодательной, исполнительной и судебной власти. При князе имелся Совет, состоящий из старейшей дружины (военной знати), наиболее влиятельных дворцовых слуг и высшего духовенства.

В необходимых случаях созывались феодальные съезды, на которые съезжались князья и крупные феодалы. Совет при князе и феодальные съезды не имели строго очерченной компетенции.

Сохранялось и вече – народное собрание, которое собиралось по мере необходимости и решало наиболее важные вопросы: войны и мира, смещения князя и т.д.). Со временем оно утратило свое значение.

Центральные органы государственного управления строились на основе дворцово-вотчинной системы, при которой управление государством осуществлялось на основе аппарата управления княжеским двором. В руках княжеских слуг (дворецкого, конюшенного и т.д.) совмещались функции управления какой-либо отраслью дворцового хозяйства и аналогичной сферой в государственном управлении.

Местное управление осуществлялось направляемыми из центра посадниками и волостелями, действовавшими на основе системы кормления, т.е. их содержание брало на себя население управляемых территорий.

Особую роль в государственном механизме играло войско, костяк которого составляла великокняжеская дружина. При необходимости призывались со своими дружинами другие князья. В случае серьезной военной опасности собиралось народное ополчение.

Древнерусское государство не имело специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись органами государственной и местной власти. Однако существовали специальные должностные лица, по­могавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении служебных обязанностей, сопрово­ждала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции выполня­ли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зави­симых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.

studfiles.net