Древнерусское искусство (живопись, иконопись, архитектура). Древнерусское искусство 9 13 веков


Древнерусское искусство — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Древнеру́сское иску́сство — искусство древнерусских государственных образований 9-11 веков. Вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры (Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Новгороде, княжеские дворцы), замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров. В широком смысле древнерусское искусство — средневековое русское искусство, развивавшееся с 9 до конца 17 веков. Первые каменные памятники архитектуры и искусства на Руси — Десятинная церковь, Собор святой Софии в Киеве, Спас-Преображенский собор в Чернигове — демонстрируют как следование византийской традиции, так и появление оригинальных русских черт. Широкое распространение получил крестово-купольный тип храма, расчлененный на три или пять нефов. Параллельно с каменным зодчеством на Руси развивались формы деревянной архитектуры.Древняя Русь, приняв христианство в 988 году, переняла от Византии не только религию, но и художественные приемы. С началом строительства храмов, началось распространение настенных росписей, мозаики, и появилась икона. Слово «икона» происходит от греческого слова eikon — образ. Изображение Христа, Богоматери и святых призвано быть посредником между молящимся и божественным миром.Домонгольская живопись Древней Руси сохранилась весьма фрагментарно. Ярким примером может служить икона Богоматери Владимирской, По преданию, икону написал евангелист Лука. Летописи она известна с первой половины XII века. Божья Матерь изображена по типу «умиление», нежно обнимая Богомладенца, предчувствуя страдания собственного Сына. Эта икона стала образцом для подражания и множества списков.Мозаики в Соборе Святой Софии в Киеве (1037) были выполнены византийскими мастерами. Мозаикой выложены центральный купол и алтарь. Сохранились купольное изображение Христа-Пантократора, и некоторые фрагменты ангелов и святителей. Самая известная мозаика собора — «Оранта» в конхе центральной апсиды. Богоматерь в позе моления с поднятыми ввысь руками. Под ней изображено причащение апостолов (Евхаристия). Еще ниже рядом: древние святые отцы и праотцы. Остальное пространство храма расписано фресками. На стенах сохранилось множество граффити.В небольших северных городах храмы украшали фресками. Так, Софийский собор в Великом Новгороде (1045–1050) был расписан уникальными, фрагментарно сохранившимися фресками: фигурами пророков и архангелов в куполе. Также в паперти сохранилось древнее изображение свв. Константина и Елены.Из древнейших новгородских икон известна «Ангел Златые власы» (ГРМ), датируемая XII веком. «Устюжское Благовещение» (ГТГ) — также одна из немногих домонгольских икон, созданная в Великом Новгороде.
  • История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 1-13. М., 1953-1969.

megabook.ru

Древнерусское искусство (живопись, иконопись, архитектура)

Древнерусское искусство в основном сформировалось и получило дальнейшее развитие после крещения Руси. Именно после этого важного события произошли кардинальные перемены в политической жизни страны, а также в искусстве.

Приход новой веры – христианства внес в искусство средних веков традиции неповторимой и возвышенной античной греческой культуры. Например, стали строиться первые каменные храмы. Одним из таких строений является возведенная в Киеве Десятинная церковь, которая поражает современников своими изысканными формами и великолепным внутренним убранством. Фрески, выполненные из смальты, мозаики, удивительной красоты иконостас и сюжетные библейские миниатюры вызывают восхищение уже не один век.

Древнерусское искусство X-XIII веков представляло собой симбиоз восточнославянской культуры скифов и сарматов. Также оно является воплощением древних традиций и архитектуры прекрасной Византии и близких по духу балканских стран.

Искусство средних веков характеризуется и тем, что в нем всегда присутствовала богословская тема. Архитекторам и художникам того времени следовало придерживаться указаний церковных канонов, которые отвечали высшим христианским принципам. В них давались пояснения, как следует изображать те или иные предметы. Строгость и даже некоторый аскетизм прослеживался в архитектуре в тот период времени. Это четко отмечается, прежде всего, в формах архитектуры.

Древнерусское искусство и его основные тенденции ярко прослеживаются во фресках Софии Киевской. Это самая настоящая классическая система росписи храма средневековья, которая сохранилась до наших времен. Например, в храме на мозаике изображена Богоматерь Оранта, а также есть крупные фрески с сюжетом из праведной жизни Христа, апостолов, мучеников и проповедников.

Не менее уникален сохранившийся до наших дней портрет Ярослава Мудрого, его семьи и эпизоды придворной жизни, в которых древнерусское искусство и его характерные черты зафиксированы наиболее ярко. Памятник архитектуры, выполненный в мозаичной технике, который датируется 1046 годом, в первозданном виде дошел до нас в той же Святой Софии в Киеве.

Русские мастера умело владели фресковой живописью и мозаикой. Немногие знают, что итальянское слово «фреска» переводится как «сырой». Живопись этого стиля выполнялась по еще сырой стене красками и широко использовалась при украшении храмов. Изобразительное искусство в средние века достигло своих вершин.

Для Руси всегда была характерна белокаменная резьба, она стала примечательной, особенной чертой древнерусского зодчества. Ею украшали не только соборы, но и дворцы знати. Большой популярностью пользовалась резьба по камню и дереву, она также относились к художественным ремеслам.

Древнерусские ювелиры славились авторским почерком и были непревзойденными мастерами серебряных и золотых украшений. Например, известен старинный оклад – шедевр из натуральной кожи, украшенный драгоценными камнями – «Остромирово евангелие».

Русь славилась своей школой иконописи. Слово «икона» дословно переводится с греческого языка как «образ». Наиболее часто на них изображался лик Христа и Богоматери, а также святых. Это обычно были тщательно выписанные, строгие лица, с удлиненным овалом лица и прямым носом и, как правило, с большими открытыми глазами. Архивы Киево-Печерской Лавры сохранили имя известного иконописца XII века, монаха Алимпия. Он принадлежал к школе греческих мастеров, иконы писал в строго регламентированной манере, но в них все равно проглядывались элементы личного мастерства и таланта непревзойденного мастера.

Известны лучшие традиции Владимиро-Суздальской школы иконной живописи, которую продолжили последователи написания икон. Ими стали следующие мастерские: Московская, Ярославская, Костромская, Ростовская, Суздальская. Именно здесь на свет появлялись удивительной красоты иконы, например, «Ангел Златые власы» «Деисус» из московского Успенского собора, икона Дмитрия Солунского, Георгия, «Спас Нерукотворный» и многие другие.

Изобразительное исскуство призвано служить людям и давать возможность многим поколениям почувствовать себя причастными к истории и культуре нашей великой Родины.

fb.ru

11. Искусство Древней Руси.

Древнерусское искусство, охватывающее период X—XVII веков, принадлежит к лучшим созданиям мировой художественной культуры. Как и все средневековое искусство, оно связано с религиозной догмой, отсюда его каноничность, символичность образов, условность художественной формы. Принятие православия обусловило тесную творческую взаимосвязь древнерусской и византийской художественных культур.

В 996 году в Киеве была построена первая каменная церковь, названная Десятинной, так как на ее содержание князь Владимир пожаловал десятую часть своих доходов. С этого времени все русские церкви представляют собой постройки так называемого крестово-купольного типа, возникшего еще в VI веке в Византии. В плане этот храм образует квадрат, который внутри делится столпами на отдельные части, называемые нефами. Нефы вытянуты с востока на запад. На западе расположен вход в храм, на востоке в полукруглом выступе, именуемом апсидой, находится алтарь. Столпы, делящие пространство храма на нефы, создают в его плане крест, который определяет тип церкви так же, как и купол, расположенный на средокрестии. Принципы этого типа храма были в дальнейшем усовершенствованы и развиты русскими зодчими.

Десятинная церковь являлась центральным христианским храмом Киева. Она отличалась значительными размерами, была многоглавой. Стены церкви были возведены из рядов тонкого кирпича - плинфы и серого бутового камня на растворе извести с примесью толченого кирпича (для прочности). Стены не штукатурились и казались многоцветными благодаря особенностям кладки. Такая кладка называется смешанной и характерна для большинства построек Киевской Руси.

Внутри Десятинная церковь была богато декорирована. Мозаичные и майоликовые полы, цветные мраморы, облицовывавшие нижние части стен, фрески, покрывавшие своды и купола, золотые и серебряные сосуды, светильники, кресты, иконы, вывезенные князем Владимиром из крымского византийского города Корсуни,— все способствовало тому нарядно-богатому впечатлению, которое производил храм внутри.

Второй каменный храм Киева – Софийский собор. Как и Десятинная церковь, он принадлежит к типу крестово-купольных. Интерьер собора был богато оформлен. Мрамор, майолика, шиферные плиты с рельефами и особенно живопись создавали главный декоративный эффект убранства. Изображение святых, размещение персонажей и композиций в определенных местах церкви в христианском искусстве подчинены строгим правилам, составляющим иконографический канон. Почти всю апсиду заняло изображение Богоматери Оранты, представленной фронтально, с поднятыми и открытыми к зрителю ладонями. Канон определял и цвет одежд святых. Плащ Богоматери Оранты, спускающийся с ее головы на плечи и называемый мафорием, был окрашен пурпуром - царственным цветом. Синий цвет символизирует ее небесную сущность, потому платье Богоматери было синим. В западной части главного нефа прямо против алтаря на уровне хоров размещались фрески, на которых было изображено семейство Ярослава Мудрого.

Кроме церковных каменных построек того времени, нам известны и гражданские. Центральные врата городской стены Киева назывались Золотыми не только по аналогии с константинопольскими, но и потому, что их деревянные створы были окованы позолоченной медью. В киевских храмах было много икон, как привезенных из Византии, так и созданных на Руси.

Уже в эти годы на Руси высоко ценили рукописную книгу. Первой известной рукописной книгой считается Остромирово Евангелие, написанное в Киеве в 1056-1057. Прикладное искусство Киевской Руси отличается большим разнообразием, высоким техническим мастерством, совершенством художественного вкуса.

Во второй половине XII века вновь началось объединение русских земель. К северу от Киева возвысился город Владимир. Расцвет строительства Владимиро-Суздальского княжества был подготовлен всей деятельностью князя Юрия Долгорукого. В эти годы вокруг Владимира воздвигаются земляные валы. С запада в город ведут ворота, сложенные из белого камня, в память о киевских названные Золотыми. Когда-то их высота достигала 14 метров. При князе Андрее в 1158—1161 годах во Владимире строится кафедральный Успенский собор. Самая замечательная постройка времени Андрея Боголюбского — церковь Покрова на Нерли (1165).

В 1119 году новгородский архитектор Петр строит Георгиевский собор Юрьева монастыря. В начале XII столетия в живописи Новгорода существует несколько направлений. К грекофильскому, то есть находящемуся под влиянием Византии, принадлежит фреска «Иов на гноище» в Николо-Дворищенском соборе. К иному направлению новгородской живописи, больше связанному с западноевропейской живописью, принадлежат фрески собора Рождества Богоматери Антониева монастыря.

Во второй половине XII века в новгородской архитектуре появляются новые черты. В это время строятся многочисленные одноглавые трехапсидные церкви. Невысокие, с маленькими редкими окнами, они удобны для отопления в условиях сурового северного климата. Это церкви Георгия в Старой Ладоге, Спаса на Нередице, Благовещения в Аркажах, Петра и Павла на Синичьей горе, Уверения Фомы на Мячине.

Иконы Новгорода XII — начала XIII века можно отнести к двум направлениям — византизирующему, аристократическому, и местному, демократическому. К первому принадлежит икона «Ангел Златые власы» (XII в) — небольшое оплечное изображение, когда-то входившее в композицию Деисуса, состоявшую из нескольких икон. Мужественная сила образов, яркая декоративность и орнаментальность характеризуют иконы второго направления. К местной новгородской школе принадлежит икона «Христос на троне» (XIII в., ГТГ). На иконе Русского музея изображены Иоанн, Георгий и Власий (XIII в.)..

XII—XIII века — период расцвета новгородского прикладного искусства. Орнамент, напоминающий плетение из ремней, который так характерен для заставок и инициалов многочисленных рукописных книг этого времени; имеет аналогии и в украшении изделий из металла. В художественном отношении особенно примечательны два сиона (дарохранительницы) из ризницы Софийского собора.

Подобным Новгороду торговым и ремесленным центром был Псков. Одним из первых каменных храмов Пскова был Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1156).

Монголо-татарские нашествия внезапно прекратили блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре Киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла. В первой половине XIV столетия в Северо-Восточной Руси начинается объединение княжеств; спустя четверть века во главе их встает Москва. Приостановленное на время в своем развитии русское искусство медленно возрождается. Его основными центрами становятся в XIV веке Новгород и Псков, а с конца столетия — Москва.

В новгородской архитектуре этого периода ясно обозначаются новые черты. Для таких церквей второй половины XIV века, как Федора Стратилата (1360—1361) и Спаса Преображения на Ильине (1374), характерно восьмискатное, а не позакомарное, как ранее, покрытие, одна, а не три апсиды на востоке. Но главное, что характеризует эти одноглавые, вновь ставшие высокими храмы,— это их подчеркнуто нарядный декор.

Из гражданских построек этого времени особенно важны каменные стены и башни кремля, значительно перестроенные в XVII веке. К этому же времени относятся епископский дворец, а также здание, получившее в дальнейшем название Грановитой палаты. Во втором его этаже — огромный зал, предназначенный для заседаний боярского совета.

Расцвет монументальной живописи Новгорода XIV века во многом связан с именем художника, который пришел на Русь из Византии. В 1378 году Феофан расписал новгородскую церковь Спаса Преображения на Ильине. Среди произведений средневекового искусства, связанных в известной степени каноном, росписи Феофана Грека выделяются своим ясно выявленным индивидуальным почерком. Манера письма, резкая и смелая. Основным эмоциональным средством служит белый мазок (движки, оживки). Он далеко не всегда кладется художником в освещенных частях, но важен для выразительности образов.

Немногие сохранившиеся до наших дней псковские иконы, среди которых «Богоматерь Одигитрия» и «Илья Пророк» (XIII в., обе в ГТГ), «Архангел Гавриил» (XIV в., ГРМ), «Сошествие во ад» (XV в., ГТГ), отличают любовь к орнаменту, несколько тяжелые колористические сочетания с преобладанием оливково-зеленого и киноварно-красного. Для псковских святых характерен определенный тип: продолговатые угрюмые лица, длинные с утолщением на конце носы.

Соборы Успения на Городке в Звенигороде (около 1400), Спаса Андроникова монастыря (1427), Троицкий Троице-Сергиевой лавры (1422) во многом как бы восходят к владимирской архитектуре XII века кубическими объемами, принципами деления стены на три части лопатками, обработкой входов порталами. Но в них появился и целый ряд новых черт, среди которых нужно отметить простоту наружного декора, отсутствие рельефов, замену аркатурно-колончатого пояса тройной лентой плоского резного орнамента. Верхняя часть собора имеет сложное композиционное решение, связанное с появлением под барабаном пьедестала, завершающегося поясом кокошников. Основным строительным, материалом служит известняк.

В конце XIV века в Москву приезжают многие художники из Византии. Здесь же трудится покинувший Новгород Феофан Грек, к кругу его работ можно отнести «Донскую Богоматерь». Это двусторонняя икона. На лицевой ее стороне - «Богоматерь Умиление». По сравнению с «Владимирской Богоматерью» икона строже и лаконичнее по композиции. Колорит сдержан. В нем преобладает сочетание темно-малинового мафория Богоматери и густой охры ликов с приглушенным золотом фона. На обороте иконы - «Успение Богоматери» — центрическая строгая композиция. Плотные, напряженные краски подчеркивают драматизм события.

По свидетельству летописи, в 1405 году Феофан Грек совместно с двумя художниками Прохором с Городца и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский собор Московского Кремля. Вскоре после постройки собор сгорел, и его убранство не сохранилось до наших дней.

В Благовещенском соборе Кремля усилиями трех художников был выполнен один из первых известных нам русских иконостасов (состоящая из икон стена, отделяющая алтарную часть от основного пространства храма). Он был образован несколькими рядами, из которых первый, нижний, состоит из икон, посвященных темам и святым, наиболее почитаемым в Москве и в Благовещенском соборе. Второй — деисусный, то есть включающий персонажей, объединенных композицией Деисуса — моления. Наконец, третий — праздничный ряд — посвящен событиям христианской легенды.

Под 1405 годом летопись впервые упоминает имя гениального русского художника Андрея Рублева (ок. 1360— ок. 1430). Он назван последним среди мастеров, привлеченных для росписи Благовещенского собора, что свидетельствовало о его молодости. Здесь вместе с Прохором с Городца он выполнял иконы праздничного ряда.

Второй период в творчестве Рублева, время его зрелости наступает в 1408 году, когда он расписывает Успенский собор во Владимире. Этот ответственный заказ художник получил совместно с Даниилом Черным. Из фресок, когда-то покрывавших все стены собора, сохранилась огромная композиция Страшного суда. В Третьяковской галерее находятся три выполненные для звенигородского собора иконы: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Из всех работ Рублева именно в них лучше всего сохранился красочный слой, и по ним можно представить манеру письма художника. Просветленные чистые краски, тонкая линия рисунка, строгая пропорциональность черт характерны для этих изображений.

Очевидно, для каменного Троицкого собора, построенного на месте погребения Сергия Радонежского, была создана в 1422—1427 годах икона «Троица». Рублев был многосторонним художником. Он проявил себя не только как фрескист, иконописец, но и как мастер книжной миниатюры. Одна из миниатюр Евангелия Хитрово изображает символ евангелиста Матфея — ангела. Фигура вписана в круг — необычную для миниатюры, но излюбленную Рублевым форму. Ангел изображен идущим с Евангелием в руках. Круглая шапка волос, тонкие черты лица, голубой цвет (голубец), преобладающий в колорите миниатюры, очень близки Рублеву. В конце своей жизни Рублев, возможно, выполнил огромный многорядный иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Здесь он работал вместе с учениками, которые осуществляли замысел своего учителя.

Широко разворачивается строительство Москвы при Иване III. В 1475—1479 годах строится Успенский собор Московского Кремля. Для его создания был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор, построенный как усыпальница князей и царей. Он был возведен в 1505—1509 годах итальянцем Алевизом Новым. Как и Успенский собор, он шестистолпный, пятикупольный, с пятью апсидами при трех нефах. В те же годы старые стены Кремля заменяются новыми, с башнями, имеющими как фортификационное назначение, так и выполняющими роль триумфальных въездов. Их строили итальянцы Марко Руффо и Пьетро Солари. Они же воздвигают Грановитую палату (1487 —1491), получившую свое название по обработке ее фасада граненым камнем.

Расцвет живописи конца XV— начала XVI века связан с творчеством Дионисия (ок. 1440 — после 1502). Для Вознесенского монастыря Московского Кремля в 1482 году Дионисий пишет икону «Богоматерь Одигитрия» (ГТГ). Замечательны его фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. К произведениям художника можно отнести две парные, одинакового размера иконы, выполненные им для Успенского собора Кремля: «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей». Обе они представляют собой тип так называемых житийных икон. В центре изображается святой, которому посвящена икона. Средник окружают, подобно раме, маленькие композиции с основными житийными эпизодами.

XVI век был периодом расцвета крепостного зодчества. Строятся крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Зарайска, Пскова, Смоленска, а также Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев монастыри. Возникают новые крепостные сооружения в самой Москве: Китай-город, Белый и Земляной города. В каменной архитектуре XVI века искания нового национального стиля наиболее полно выразились в строительстве столпообразных шатровых храмов. Выдающимся памятником такого типа явилась церковь Вознесения в селе Коломенском.

В иконописи конца XVI — начала XVII века получило распространение своеобразное направление — так называемая «строгановская» школа (некоторые ее художники работали по заказу Строгановых). К этой школе принадлежали многие иконописцы, среди которых самыми известными были Прокопий Чирин, Истома Савин, его сыновья Никифор и Назарий. «Строгановские иконы», обычно небольшие по размерам, характеризуются тонкой манерой письма, почти ювелирной выписанностью деталей. Изысканная красочная гамма обильно включает золото и серебро.

Стиль русской архитектуры самого конца XVII века условно именуется «нарышкинское барокко». Заказчиками характерных зданий этого стиля были бояре Нарышкины, а подчеркнутая декоративность этих храмов дала основание определить стиль как барочный. Самый замечательный памятник этого архитектурного направления — церковь Покрова в Филях (1690—1693). XVII век был периодом расцвета деревянной архитектуры. Исключительным по своеобразной красоте памятником русского деревянного зодчества справедливо считается церковь Преображения в Кижах (ок. 1714). В оформлении храмов особое значение приобретает деревянная скульптура. Памятников этого вида искусства от XVII века сохранилось довольно много. Скульптура всегда расписывалась, причем теми же темперными красками, которые применялись иконописцами.

Русская иконопись второй половины XVII века связана с именем художника, который в своем творчестве сочетал старые традиции с новыми исканиями - Симона Ушакова (1626—1686). Он смело вводил в изображения многочисленные бытовые подробности. В иконах последовательно применял светотеневую моделировку, придавая почти скульптурную объемность святым ликам. Русское искусство X—XVII веков создало значительные духовные ценности. Без них было бы невозможно последующее развитие русской художественной культуры.

Ответы к экзамену по курсу «История мирового изобразительного искусства»

studfiles.net

13. Древнерусское искусство.

Национальное своеобразие русской художественной культуры. Многообразие художественного наследия русского народа. Периодизация русского искусства.

Образование и расцвет Киевского государства в -веках. Принятие и распространение христианства на Руси, его роль в политическом, экономическом и культурном развитии государства. Византийские традиции и народные основы древнерусского искусства. Архитектура Киевской Руси. Крепостное зодчество Золотые ворота в Киеве. Первые каменные церкви. Собор святой Софии Киевской. Монументальная живопись Древнего Киева. Мозаики и фрески Софии Киевской. Светские и бытовые сюжеты, богатство орнаментов. Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря. Развитие иконописи на Руси.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества -веков. Архитектурное своеобразие каменного зодчества Владимира. Черты византийской и романской архитектуры в соборах Владимира. Успенский собор особенности планировки и архитектурного решения. Развитие типа одноглавого четырехстолпного храма. Сочетание конструктивного и декоративного начала в Дмитриевском соборе, связь его рельефов с народным искусством. Религиозная тематика и языческие мотивы в скульптурном декоре. Художественное своеобразие владимиро-суздальской иконы, монументальность образов (Ярославская Оранта, Дмитрий Солунский и др. ).

Искусство Новгорода в -веках. Общественный строй в Новгороде, образование феодально-аристократической республики. Своеобразие новгородской культуры. Новгородский Кремль. Собор святой Софии Новгородской Георгиевский собор Юрьева монастыря Церковь Спаса Нередицы Монументальная живопись Софии Новгородской, ее особенности. Новгородская школа иконописи и ее особенности.

Искусство Древней Руси в период татаро-монгольского завоевания. Борьба Новгорода с немецкими рыцарями. Экономический расцвет Новгорода в конце -V веках. Роль купцов и посадских людей в формировании архитектурного облика города. Церковь Успения на Волотовом поле. Церкви Федора Стратилата и Спаса Преображения на Ильине улице

Политический строй Пскова в V-V веках. Расцвет архитектуры. Четырехстолпные и бесстолпные храмы Пскова. Церковь Василия на Горке Ступенчатая конструкция сводов. Псковские звонницы. Гражданская архитектура Пскова.

Живопись Новгорода и Пскова в V-V веках. Расцвет монументальной живописи. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгородская иконопись, фольклорный характер, усиление повествовательности, отражение исторических событий. Особенности колорита. Псковская иконопись, ее связь с новгородской школой и своеобразие трактовки образов и колорита.

Искусство Москвы в VV1 веках. Ведущая роль Москвы в борьбе с татаро-монголами и в образовании русского централизованного государства в концеV века. Общенародный подъем и рост национального сознания, формирование общерусской культуры и искусства. Центральная роль московской художественной школы.

Архитектура. Связь с владимиро-суздальскими традициями. Создание нового типа московского храма. Успенский собор в Звенигороде, Собор Андроникова монастыря в Москве. Строительство и перестройка Московского Кремля. Архитектурный ансамбль Соборной площади.

Живопись. Основные характерные черты московской художественной школы. Основные чины русского иконостаса. Работы Феофана Грека в Благовещенском соборе Московского Кремля. Творчество Андрея Рублева. Монументальная живопись, иконы, миниатюра. Творчество Дионисия

Русское искусство Vвека. Каменное строительство Москвы. Оборонительные сооружения. Радиально-кольцевая планировка города. Создание нового типа башнеобразного храма-памятника. Связь каменного зодчества с деревянной архитектурой. Церковь Вознесения в селе Коломенском ,церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове. Собор Василия Блаженного. Живопись. Появление новых тем, повествовательный характер, обращение к притчам и т. п. Икона «Церковь воинствующая» – памятник победы над Казанским Ханством. Строгановская школа живописи.

Русское искусство Vвека. Своеобразие культуры 17 века. Оружейная палата и ее роль в развитии русского искусстваVвека.

Создание общенациональной архитектурной школы. Три периода развития архитектуры в Vвеке, их особенности. Шатер в русской архитектуреVвека. Распространение светских архитектурных форм на церковное зодчество, светский характер декоративности и пышности архитектурных решений. Монастырские трапезные залы. Зодчество Ярославля. Архитектура Москвы концаVвека. «Нарышкинский стиль». Церковь Покрова в Филях. Колокольня Новодевичьего монастыря.

Живопись. Отход от иконописных традиций. Московская школа живописи и ее связь с живописными приемами строгановской школы. Творчество Симона Ушакова. Икона «Насаждение древа государства Российского». «Парсуны» – первые портретные изображения в русской живописи. Усиление светских и реалистических тенденций в живописи второй половины – конца Vвека. Монументальная живопись. Фрески Ярославля.

Русский лубок.

Прикладное искусство Древней Руси, тесная связь его с народным творчеством. Большое разнообразие отраслей прикладного искусства.

studfiles.net

Архитектура и живопись Древней Руси. Религиозная живопись Древней Руси

Развитие живописи и архитектурного храмового стиля России берут своё начало в глубине веков. В 988 году Киевская Русь вместе с принятием христианства получила огромное культурное наследие Византийской Империи, сочетающей в себе черты сверкающей пышности Востока и аскетическую простоту Запада. В процессе синтеза этого многостороннего художественного стиля и специфического самобытного искусства сформировались архитектура и живопись Древней Руси.

живопись древней руси

Исторические предпосылки развития самобытного стиля архитектуры и живописи Древней Руси

Живопись Древней Руси как памятник дохристианской культуры неизвестна современным учёным, а скульптура этой эпохи представлена всего несколькими деревянными изваяниями идолов. Так же ситуация обстоит и с архитектурными памятниками дохристианской Руси, скорее всего, по причине того, что они были созданы из дерева и не сохранились на сегодняшний день.

Живопись на Руси начала переживать своё бурное развитие в 10 веке, когда после внедрения в использование на территории Руси славянской азбуки Кириллом и Мефодием стал возможен обмен опытом между русскими и византийскими мастерами, которых приглашал после 988 года в русские города князь Владимир.

В начале 11 века ситуация в политической и социальной сферах древнерусского государства сложилась таким образом, что языческая религиозная составляющая начала насильно выводиться правящим сословием из всех сфер общественной жизни. Таким образом, архитектура и живопись Древней Руси начали своё развитие именно из влившегося в эту среду византийского наследия.

Предпосылки развития стилевых особенностей архитектуры

Архитектура и живопись Древней Руси как целостный стилевой ансамбль появились под непосредственным влиянием архитектуры Византии, которая синтезировала формы античных храмовых построек, постепенно сформировав известный с 10 века тип крестово-купольного храма, сильно отличавшийся от раннехристианских базилик. Перенося купола на полукруглые жёсткие рёбра четырёхугольного основания храма, применяя новейшую разработанную "парусную" систему поддержки купола и облегчения его давления на стены, византийские архитекторы добились максимального расширения внутренного пространства храма и создали качественно новый тип христианской храмовой постройки.

Описанные выше особенности проектирования относятся к храмам, в основании которых лежит так называемый "греческий крест", представляющий собой пять квадратов, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга.

Намного позже - в 19 веке - в России сформируется так называемый "псевдовизантийский" стиль храмовых построек, в которых купола приземистой формы расположены на низких барабанах, опоясанных оконной аркадой, а внутреннее пространство храма представляет единую площадь, не разделённую пилонами и крестовыми сводами.

архитектура и живопись древней руси

Предпосылки развития стилевых особенностей живописи

Живопись Древней Руси как самостоятельный тип художественного декорирования храмов оформилась после того, как на эту территорию после крещения Руси привезли свой иконописный опыт приглашённые византийские мастера. Поэтому многочисленные настенные росписи и фрески первых христианских храмов домонгольского периода неразличимы по русскому и византийскому происхождению.

В теоретическом плане прекрасно иллюстрирует иконопись, живопись Древней Руси Успенский Собор Киево-Печёрской Лавры, работы в котором принадлежат кисти византийских мастеров. Сам храм не сохранился, однако о его внутреннем декорировании известно по описанию, зафиксированном в 17 веке. Приглашённые иконописцы остались в монастыре и положили начало обучению своему ремеслу. Преподобные Алипий и Григорий были первыми русскими мастерами, вышедшими из этой иконописной школы.

Таким образом, искусство, иконопись, живопись Древней Руси ведёт свою теоретическую и методическую преемственность от древних знаний восточных мастеров.

Специфика архитектурно-строительного типа жилых и храмовых построек Древней Руси

Культура Древней Руси, живопись, иконопись и архитектура которой представляют собой единый ансамбль, мало затронула архитектуру общественных и жилых построек, которые продолжали выполняться либо типовыми теремными зданиями, либо крепостями. Византийские архитектурные нормы не предполагали какой-либо практической защиты комплекса зданий или каждого из них в отдельности от атак неприятеля. Искусство Древней Руси, живопись и архитектуру которого можно показать на примере псковских и тверских монастырских построек, ориентировано на их конструктивную защищенность, облегченность купольных частей здания с максимальньным утолщением несущих конструкций.

живопись на руси

Культовая древнерусская живопись

Культура Древней Руси, живопись которой прогрессировала под всесторонним влиянием византийского искусства, окончательно оформилась к концу 15 века, вобрав в себя все его самые яркие специфические качества и ассимилировавшись с самобытными художественными древнерусскими техниками. И хотя некоторые виды изобразительного искусства, такие как художественное шитье и резьба по дереву, были известны древнерусским мастерам, наиболее широкое распространение и развитие в лоне культового искусства они получили именно после прихода на Русь христианства.

Православная культура Древней Руси, живопись которой представлена не только храмовыми фресками и иконописью, но и лицевым шитьем и резьбой, отражающими символы веры и использовавшимися в быту мирскими людьми, оставила отпечаток на внутреннем убранстве зданий и декорировании их фасадных частей.

Разнообразие и состав красок

Монастыри и иконописные мастерские Древней Руси были местом сосредоточения научных достижений и экспериментов в области химии, так как в них вручную из различных ингридиентов изготавливались краски.

В миниатюрной живописи на пергаменте и иконописи мастера применяли преимущественно одни и те же краски. Ими являлись киноварь, лазурит, охра, свинцовые белила и другие. Таким образом верной своим практическим навыкам осталась живопись Древней Руси: древняя живопись Византии не смогла полностью заместить местные способы получения красок.

Однако в каждой конкретной технике живописи были и есть свои излюбленные приёмы и методы - как изготовления самой краски, так и способов её нанесения на поверхность.

культура древней руси живопись

Согласно новогородскому иконописному подлиннику 16 века, наибольшим предпочтением у мастеров пользовались киновари, лазори, белила, празелень. В подлиннике также впервые появились названия этих цветов - жёлтая, красная, чёрная, зелёная.

Белила, как самая популярная краска, чаще всего употреблялась в колористических смесях, служила для нанесения пробелов и "разбеливания" других красок. Белила изготавливались в Кашине, Вологде, Ярославле. Метод их изготовления заключался в окислении свинцовых полосок уксусной кислотой с дальнейшей промывкой получившегося белого колера.

Основным компонентом "лицевого письма" в иконописи по сей день является охра.

Живопись Древней Руси, также как и её византийский эталон, предполагала использование разнообразного колористического материала в написании святых обликов.

Одной из основных широкоиспользуемых красок была киноварь - сернистый сульфид ртути. Киноварь добывалась на известнейшем в Европе русском Никитинском месторождении. Изготовление краски происходило в процессе растирания киновари с водой, с последующим растворением в ней сопутствующего в руде колчедана и пирита. Киноварь могла быть заменена более дешёвым суриком, получаемым путём обжига свинцовых белил.

Лазорь, как и белила, предназначалась для написания пробелов и получения тонов других цветов. В прошлом основным источником лазурита были месторождения Афганистана. Однако с 16 века появилось большое количество способов получения синего пигмента из ляпис-лазури.

Наряду с этими основными красками, в русской иконописи использовались бакан, червлень, празелень, зелень, ярь-медянка, крутик ("синило"), голубец, санкирь (коричневатые тона), багор, рефть, дичь. Терминология древнего живописца обозначала все краски различными словами.

Художественная манера древнерусской иконописи

В каждом территориально-целостном государственном объединении происходит определённая консолидация художественно-эстетических норм, которые в дальнейшем утрачивают некоторую связь с эталонным образцом. Такой обособленной и саморазвивающейся сферой национально-культурного проявления является и живопись Древней руси. Древняя живопись больше других областей искусства подвержена техническому и визуальному изменению, поэтому отдельно стоит сказать об её особенностях, тесно связанных с архитектурой и методами письма.

Монгольское нашествие разрушило большую часть иконописных и фресковых памятников Древней Руси, подорвав и приостановив процесс написания новых произведений. Однако определённую картину прошлого возможно восстановить по сохранившимся документам и скудным археологическим памятникам.

живопись древней руси кратко

Из них известно, что в эпоху домонгольского нашествия монументальная живопись Древней Руси оказывала значительное влияние на иконопись своими техническими приёмами - лаконичностью композиционного построения и сумрачным сдержанным колоритом - однако уже к 13 веку этот колорит начинает сменяться яркими тёплыми цветами. Таким образом, византийская техника иконописи к 13 веку проходит процесс преломления и ассимиляции с такими древнерусскими национальными художественными приёмами, как свежесть и яркость цветовой гаммы, ритмический композиционный строй и непосредственность цветового выражения.

В эту эпоху трудятся самые известные мастера, донёсшие до современности живопись Древней Руси - кратко этот список можно представить митрополитом Московским Петром, архиепископом Ростовским Феодором, преподобными Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.

Особенности древнерусской фресковой живописи

Фресковая живопись на Руси не существовала до прихода христианства и была полностью заимствована из византийской культуры, в процессе ассимиляции и развития несколько видоизменив имеющиеся византийские приёмы и техники.

Для начала стоит сказать, что культура Древней Руси, живопись которой до того существовала в виде мозаики, видоизменила использование штукатурных подготовительных материалов, применяя подмозаичное известняковое основание под фреску, и к концу 14 века произошёл переход от древних византийских техник письма и изготовления материалов - к новым исконно русским приёмам фресковой живописи.

Среди в корне изменившихся процессов изготовления оснований и красок можно выделить появление штукатурки, созданной исключительно на основе чистого известняка, прежде разбавляемой для прочности кварцевым песком и мраморной крошкой. В случае русской живописи штукатурное фресковое основание - левкас - изготавливалось путём длительного выдерживания извести в смеси с растительными маслами и клеем.монументальная живопись древней руси

Древнерусское лицевое шитьё

После 988 года, с приходом византийскийх традиций в живопись Древней Руси, древняя живопись получила широкое распространение в области культовой обрядовой области, особенно в лицевом шитье.

Немало этому способствовали царицыны мастерские, функционировавшие под покровительством великих княгинь Софьи Палеолога, Соломонии Сабуровой, цариц Анастасии Романовой и Ирины Годуновой.

Лицевое шитьё как религиозная живопись Древней Руси имеет очень много общих композиционных и графических черт с иконой. Однако лицевое шитьё - это коллективный труд, с чётким распределением ролей создателей. Иконописец изображал на полотне лик, надписи и фрагменты одежды, травник - растения. Задний фон вышивался нейтральным цветом; лицо и руки - шёлковыми нитями телесных тонов, в том числе, стяжки располагались по линиям вдоль контуров лица; одежда и окружающие предметы вышивались либо золотыми и серебряными нитями, либо разноцветным шёлком.

Для большей прочности под вышиваемое полотно подкладывался холст или сукно, под которое крепилась вторая подкладка из мягкой ткани.

Особенно сложной являлась двухстороння вышивка на хоругви и знамёна. В этом случае шёлковые и золотые нити протыкались насквозь.

Лицевая вышивка имеет обширное применение - большие пелёна и воздухи украшали храм, подкладывались под иконы, застилали алтарь, применялись на знамёнах. Во многих случаях полотна с ликами святых крепились на ворота храма или дворца, а также внутри приёмных залов.живопись древней руси древняя живопись

Территориальная вариативность древнерусского искусства

Культура Древней руси - живопись, иконопись, архитектура - имеет некоторую территориальную вариантивность, затрагивающую как декорированность храмов, так и архитектурно-строительные особенности зданий.

Например, искусство Древней Руси, живопись которой подразумевает использование в качестве украшений внутреннего убранства храмов либо мозаики, либо фрески, прекрасно раскрывается на примере собора Софии Киевской. Здесь наблюдается свободное сочетание и мозаичной, и фресковой живописи, при обследовании храма выявилось два слоя грунта. В церкви Преображения села Большие Вяземы все штукатурные основания выполнены из чистой извести без наполнителей. А в Спасском соборе Спасо-Андрониевского монастыря в качестве связующего звена штукатурного левкаса выявлен кровяной альбумин.

Таким образом, можно заключить, что особенность и неповторимость древнерусского искусства заключается в его территориальной ориентированности и индивидуально-личностных предпочтениях и умениях русских художников передавать цвет и характер идеи согласно его национальным нормам.

fb.ru

Искусство Древней Руси

Древнерусское искусство включает в себя несколько эпох: от времен правления Ярослава Мудрого и до времен царствования Петра. Его истоки тесно связаны с разнообразными традициями восточнославянских племен, в которых оружие, убранство и одежда обязательно должны быть украшены орнаментами, а статуэтки наделялись магическими свойствами и олицетворяли всевозможные силы природы.

Искусство Древней Руси: архитектура

В этот период большое внимание уделяется строительству монументальных грандиозных сооружений из таких материалов, как камень и дерево. Возводят преимущественно избы, храмы, оборонительные перегородки на насыпных валах, мосты через реки, мостовые, гридницы, хоромы знати и терема. Строения должны быть колоритно расписаны, иметь затейливые кровли и быть украшены резными узорами.

Искусство Древней Руси выводит на совершенно новый этап храмовое строительство. Благодаря византийским зодчим, церкви начинают строить, используя крестовокупольную четырехстолпную конструкцию. Ее основная идея заключается в том, что с помощью колонн или столбов помещение делится на продольные части (нефы). На барабане, расположенном на центральных опорах, располагается купол, а центральное пространство как бы образует крест. С восточной стороны должны располагаться алтарные помещения.

В 11-12 веках искусство Древней Руси характеризуется бурным ростом храмового строительства. В Киеве – художественном центре древнерусского государства - в этот период было возведено более четырехсот соборов, Золотые ворота (парадный въезд в город) и около восьми рынков.

Главное культовое здание этого времени – Софийский собор. Он увенчан двенадцатью куполами, украшен фресками, мозаикой, отделан майоликой, резным и полированным камнем.

Каменные соборы были также построены в Чернигове (Спасо-Преображенский), Полоцке и Новгороде (Софийский).

Изобразительное искусство Древней Руси

Появление христианства привнесло в живопись несколько иное содержание. Строгость византийского искусства явно противоречила привычному для славян языческому и радостному восприятию мира. Под кистью древнерусских художников аскетичная манера живописи Византии превращается в символичные творения, близкие славянской натуре.

Иконы пишут преимущественно на дереве.

Искусство Древней Руси характеризуется развитием фресковой живописи и мозаики. В этой области наблюдаются попытки создания собственного стиля. Новгородская школа в своих работах использовала яркость и большую контрастность цвета. Образцы изобразительно искусство киевской школы отличает более нежная палитра.

Фигуры на мозаиках и фресках отражают определенный сюжет, они неподвижны и фронтальны, а размер олицетворяет важность их смысловой нагрузки.

Прикладное искусство Древней Руси

Здесь нашли отражение образы древней языческой мифологии. Деревянная утварь, резные корабли, мебель, ювелирные изделия и ткани, расшитые золотом, насквозь пронизаны символическими образами. Обнаруженные в кладах вещи украшены рисунками животных.

Женские украшения с разнообразными символическими изображениями имели непосредственное ритуальное значение. Серебряные височные подвески в виде звезды, золотые цепочки, монисто из медальонов, бус, крестиков, усыпанное зернью с тончайшей сканью, серебряные широкие браслеты и перстни из драгоценных металлов с изображением головы льва – это придавало праздничному женскому одеянию богатство и многоцветность.

Высокого уровня достигла мелка пластики и лицевое шитье. Изделия с использованием этих техник создавались главным образом в монастырях и мастерских при дворе Великого Князя. Шитье выполнялось разноцветными шелками, преимущественно гладью. Вышивальщицы создали множество уникальных произведений ДПИ (декоративно-прикладного искусства), не уступающих живописным полотнам.

fb.ru

Доклад - Древнерусское искусство 10-13 веков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. А. ГОРЬКОГО

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">

<span True Gothic Cyr"">Древнерусское искусство

<span True Gothic Cyr"">10-13 вв

Выполнил:

АнохинаМ.В.

Принял:

КрыловаО.Е.

ЕКАТЕРИНБУРГ

2005

Содержание

Введение

1. Развитие искусства на Русив X-XIII вв.

2. Искусство древней Руси X-XIII вв.

2.1.Живопись

2.2.Иконопись X-XIIIвв.

2.3.Фресковая и мозаичная роспись

2.4.Другие виды искусства

     2.4.1. Музыка и театр

     2.4.1. Литература

     2.4.3. Ремесла

3. Русская культура X-XIIIвв.

Заключение

Список использованнойлитературы

Введение

Древнерусские искусство древнерусских государственныхобразований X-XIIIвв.,вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусстваВизантии и балканских стран, создало выдающиеся памятники церковной и светскойживописи, замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы,декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров.

В широком смысле древнерусское искусство — средневековоерусское искусство В  период  формирования  феодализма на Руси (X — XIII вв.) искусство  складывалосьна основе достижений художественной культуры восточнославянских  племен  и обитавших  до  них на этих землях  скифов  и сарматов. Естественно,   культура каждого племени и  региона  имело  свои  самобытные черты и испытывало влияние  соседних  земель и государств. Вместе  с христианством  Русь  восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

 Важно  отметить, что  русское   искусство периода  средневековья  формировалось в  борьбе двух  укладов — патриархального и феодального, идвух  религий — язычества и  христианства. И как следы патриархального  образа жизни еще долго прослеживается в искусствефеодальной  Руси, так и язычестванапоминало о себе почти во всех его видах. Процесс изживания язычества  был стихийным, но все-таки делались попыткискорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной  людям. Не случайно  церкви строились наместах языческих капищ; в нее проникли элементы  народного  обожествления природы, а  некоторым  святым стали приписывать роль старых богов.

Конечно, как всякое искусство средневековья, искусствоДревней Руси X-XIIIвековследует  определенным  канонам, прослеживающимся и  вархитектурных  формах, и в  живописи. Созданы были даже образцы –«прореси»,«подлинники», лицевые  и  толковые (в первых показывалась, как  надо писать,  во  вторых это  «толковалось»), но  и следуя  канонам,  и вопреки  им, умела проявить себябогатая творческая  личность художника.

Опираясь на вековые традиции восточно–европейского  искусства, русские  мастера  сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми,  присущими лишь  Руси  формами  храмов, своеобразными  стенными росписямии  иконописью, которую не спутаешь свизантийской, несмотря на  общность  иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.

Целью моего реферата является проследить формированиерусского искусства в период X-XIII вв, важный периодистории Руси. Наиболее уникален он тем, что, несмотря на войны, междоусобицы, феодальнуюраздробленность, экономические и социальные перипетии, искусство отнюдь нестояло на месте, а развитием своим в этот период заложило основу на всепоследующие века.

1. Развитие искусства на Руси в X-XIII вв

Эпоха X-XIIIвека – это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до началататаро-монгольского завоевания, которая  обладалапоразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннееразвитие самобытного, ни с чем не сравнимого искусства на Руси. Это времяпоявления и расцвета живописи, иконописи былин, именно этому периодупринадлежит переход на каменное строительство в архитектуре. Корни данногофеномена лежат в искусстве Византии, принесшем в конце десятого столетия вчистую, готовую к трансформациям Русь целый сонм традиций и практическогоопыта.

В византийском искусстве, считавшемся в первомтысячелетии нашей эры самым совершенным в мире, и живопись, и музыка, иискусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалосьвсе, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость вживописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность»греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местоммолитвенного общения людей, — все это было свойственно византийскому искусству.Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз инавсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнениювизантийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и на всегда установленнымобразом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которыедиктовала церковь.

   Ивот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее посвоему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятиемвосточных славян, с их радостным культом природы — солнца, весны, света, с ихвполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первыхже лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощьрусской народной культуры и народных эстетических представлений (однокупольныйвизантийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду,основу которой составляло русское деревянное зодчество). То же произошло и сживописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращаласьпод кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконыи несли в себе все черты условного иконописного лика.

Нарядус иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Позднее складываласьновгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальностьизображения, доступность, а также обилие шедевров, написанных в Новгородскойземле. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередицеблиз Новгорода (конец XII в.).

Широкоераспространение иконописной, фресковой живописи было характерно и дляЧернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательныефрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский собор.

2. Искусство древней Руси X-XIIIвв

2.1. Живопись

Сейчас довольно сложно, перебрав множество литературы,найти сохранившуюся информацию об исконно Древнерусской живописи. Некоторыелетописи хранят заметки, что живопись все же существовала до крещения, однакоона представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефныекартинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и.т. д).

Древнерусскаяживопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовномудостоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси –играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живописьсовременная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самогопредназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь принялакрещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, чтозадача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение.

Преждевсего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески – книги) – книги,созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.Священное Писание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и еще несколькопроизведений, написанных апостолами – учениками Христа, и Ветхого Завета,содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскуюэпоху.     

Воплотитьслово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее – ведь это воплощениедолжно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине тоговероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира– всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии,– разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов,создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественнуюсистему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское словов живописный образ.

 «Образ» по-гречески – икона. И уже с глубокойдревности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор какпрямое название для получивших широкое распространение в живописи византийскогомира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Нов широком смысле иконой, т. е. образом, воплотившим слово, является всесозданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов,мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески,написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающиестраницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характерживописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не толькособственно к иконам относят термин «иконопись».

Втечение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе иживопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их вобразы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истинобретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси,созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную,неповторимую красоту.

 В ряду изобразительных искусств Киевской Русипервое место принадлежит монументальной «живописи». Систему росписи храмов, разумеется, русские мастера восприняли отвизантийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписихрама должны были передать основные положения христианского вероучения, служитьсвоеобразным «„евангелием“ для неграмотных». Мозаики и фрески Софии Киевскойпозволяют представить систему росписи средневекового храма. Мозаики покрывалинаиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма —центральный «купол», подкупольное пространство, «алтарь» (Христос Вседержительв центральном куполе и Богоматерь Оранта15 в алтарной апсиде). Остальная частьхрама украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображенияпроповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески Софии Киевской: двагрупповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни(состязания на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и т.п.).

Чтобынеукоснительно следовать канону, запрещающему писание с натуры, иконописцыпользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописнымиподлинниками, толковыми, которые содержали словесное описание каждогоиконописного сюжета («Пророк Даниил млад кудреват, уки Георгий, в шапке, одеждыиспод лазурь, верх киноварь» и т. п.), или лицевыми, т.е. иллюстративными(прорыси — графическое изображение сюжета).  

 Поскольку речь об иконописи на Руси в этотпериод пойдет ниже, следует отметить, что особым явлением древнерусскойживописи стало явление книжной миниатюры. Древнейшая русская рукопись«Остромирово евангелие» (1056-57 гг.) украшена изображениями евангелистов,яркие плоскостное наложенные фигуры которых сходны с фигурами; апостолов СофииКиевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах«Изборника Святослава» (1073) имеются портретные изображения великокняжескойсемьи. Огромную роль жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративноеискусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии.Раннекиевская круглая скульптура не получила развития, в связи с тем, чтоцерковь боролась против языческого идолопоклонства но сыграла свою роль встановлении национальны: традиций каменной резьбы.

Впитав и творческипереработав разнообразны художественные влияния, Киевская Русь создала системуобщерусских ценностей, предопределившую развитие искусства в последующиестолетия.

2.2. Иконопись X-XIIIвв.

Иконопись играла важную роль в ДревнейРуси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самыеранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось,  византийской иконописи, но очень скоро на Русивозникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская,Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др.Появились и собственные русские святые, и собственные русские праздники (ПокровБогородицы и др.), которые нашли яркое отражение в иконописи. 

Художественный языкиконы издавна был понятен любому человеку на Руси, икона была книгой длянеграмотных. Само слово «икона» в переводе с греческого означалообраз, изображение. Наиболее часто обращались к образам Христа, Богоматери,святых, а также изображались события, почитавшиеся священными.

И все же даже в таком состоянии живописный ансамбль Софии Киевскойпоражает грандиозностью и единством замысла, воплощающего мир пред­ставленийсредневекового человека.  Облик святых в мозаиках Софии Киевской близокк канону, выработанному в византий­ской живописи: удлиненный овал лица, прямойдлинный нос, маленький рот с тонкой верхней и пухлой нижней губой, огромные,широко открытые глаза, строгое, часто суровое выра­жение. Тем не менее,некоторые святые, и особенно святители в апсиде, производят впе­чатлениепортретных изображений. Вообще, несмотря на неполную сохранность, святитель­скийчин с отголосками эллинистической порт­ретной живописи в ликах, с четкойконструк­тивностью форм и изысканностью красок —  одна из самых сильных частей декоративногоансамбля.

  Произведений станковой живописи было немало созданои в XI в. Киево-Печерский патерик сохранил даже имя знаменитого русскогоиконописца XI — начало XII в. печерского монаха Алимпия, который учился угреческих мастеров. Про монаха-живописца современники говорили, что он«иконы писать хитр бе [был] зело», иконописание было главным средством егосуществования. Но заработанное он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупалвсе, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовалв Печерский монастырь. Большинствопроизведений этого периода до нас не дошло

Иконывладимиро-суздальских мастеров XIIв. стали известны в по следние годы после расчистки их Центральнымигосударственными ре ставрационными мастерскими. Некоторые иконы еще оченьблизки по стилю к киевским памятникам XIв. К числу таких икон относится вы тянутая по горизонтали икона сплечевым изображением «Деисуса» из московского Успенского собора (Христос,богоматерь и Иоанн Предтеча).  Скиевскими художественными традициями связана и знаменитая  Ярославская оранта, попавшая в Ярославль изРостова. Монументальная величественная фигура оранты близка по пропорциям кфигурам киевских мозаик.  Монументальная,торжественная икона Дмитрия Солунского, (к XIIв.) привезенная из города Дмитрова,идеальной правильностью, симметричностью и «скульптурной» лепкой очень светлоголица напоминает ярославскую оранту. К  владимиро-суздальской  школе относится,  по-видимому,  и икона Георгия конца XIIв.– начала XIVв. Художник создал и здесь образ воина, ноболее юного, с красивым выразительным лицом. Для  более полной  характеристики   домонгольской   владимиро-суздальской живописи необходимоостановиться на одной иконе конца XIIв., резко отличающийся от всех предыдущих. Это икона Белозерскойбогоматери, являющаяся своеобразной переработкой типа Владимирской богоматери.Икона, созданная на северной окраине Владимиро-Суздальской земли народныммастером, отличается монументальностью и глубоко эмоциональной трактовкойобраза скорбной матери. Особенно выразителен взгляд громадных глаз,устремленных на зрителя, и страдальчески искривленной рот. В изображении Христа– отрока, с некрасивым лицом, большим лбом, худой шеей и длинными, обнаженнымипо колено, ногами, есть черты жизненного наблюдения, остро схваченные детали.Все изображение в целом отличается плоскостностью и угловатостью рисунка. Иконавыполнена на серебряном фоне в сдержанной и  сумрачной  гамме. На  ее  синих полях  размещены  медальоны  с  погрудными изображениями  святых с  русскими  типами лиц,  написанных  в более широкой живописной манере на розовых и голубых фонах.

 В связи  с  дроблением Владимиро-Суздальского  княжествана  ряд мелких княжеств в главных городахэтих княжеств стали складываться местные школы, частично  продолжающие традиции владимиро-суздальскойживописи (Ярославская, Костромская, Московская, Ростовская, Суздальская ит.д.).

Говоря о процессе создания иконы, следует отметитьвысокую сложность и тонкость работы. Для начала умело выбиралась доска    (чаще всего из липы), на  поверхность  которой наносился горячий рыбий клей(приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новыйхолст-наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основаниедля живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкассушился и полировался. Древнерусские иконописцы использовали  натуральные красители- местные мягкие глины итвердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и другихмест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее,чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, сливы, вишни,алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которойпокрывали живопись икон.

К сожалению, древние иконы дошли до нас сильно измененными. Первоначальнуюпрекрасную живопись скрывала пленка потемневшей от времени олифы, которойпокрывали законченную икону в средние века, а также несколько слоев болеепоздних поновлений иконы.

Средидошедших до нас самых ранних новгородских икон имеются шедевры мировогозначения. Таков, например, «Ангел Златые власы», написанный, вероятно, в конце XIIв. По всей вероятности – это фрагментдеисусного чина. Глубокая одухотворенность печального лика с огромными глазамиделает образ иконы чарующе-прекрасным. Какая высокая, чистая красота в этомнезабываемом образе! Еще явственна печать Византии и нечто подлинно эллинскоесветится в прекрасном овале лица с нежным румянцем под волнистыми волосами,разделанными золотыми нитями. Но печаль в глазах, такая лучистая и глубокая,вся эта милая свежесть, вся эта волнующая красота не есть ли уже отражениерусской души, готовой осознать свой особый удел с его трагическими испытаниями.

 Черты художественной киевской традиции ещесохраняются в ряде икон XII—начала XIII века, происходящих главным образом из опять-такиНовгорода. Таков «Спас Нерукотвор­ный» (лицо Христа, изображенное на плате) изУспенского собора Московско­го Кремля (XII век,). Эта икона имела особоепочитание в Новгороде и была прославленным образом. Об этом свидетельст­вуетодна из новгородских рукописей XIII века (Захарьевский пролог). Суровый ликХриста с огромными глазами написан в оливково — желтой гамме. Ее сдержанностьоживляется крас­ной подрумянкой щек, а также лба и контура  носа, по-разному изогнутые брови придают ликуХриста

Особуювыразительность, подобно тому, как асимметрия, кривизна линий наделяют особойпластической выразительностью новгородские храмы.

Главный, центральныйобраз всего древнерусского искусства образ Иисуса Христа,  Спаса, как его называли на Руси. Спаситель(Спас) — это слово абсолютно точно выражает представление о  нем христианской  религии. Она учит,  что Иисус Христос — Человек и одновременно Бог, и Сын Божий, перенесший спасение  человеческомуроду.

Традиционнорасположены  на  любом его изображении по обеим сторонам отголовы IC XC — обозначение словом его личности, сокращенное  обозначение его  имени  - Иисус  Христос  («Христос» по-гречески — помазанник,  посланник Божий).  Также традиционно окружает головы Спаса нимб — круг,  чаще всего золотой, — символическоеизображение исходящего от него света,  света  вечного, потому и обретающего круглуюбезначальную форму. Нимб этот в память о принесенной им за людей крестнойжертве всегда  расчерчен крестом.

Очень важным  и распространенным типом изображения Спаса в древнерусском   искусстве  был   тип,  получивший  название   «Спас  Вседержитель». Понятие«Вседержитель» выражает основное представление христианскоговероучения об Иисусе  Христе.  «Спас Вседержитель»  -  это поясное  изображение Иисуса Христав левой руке с Евангелием — знаком принесенного им в мир учения -  и с  правой рукой,  деснице, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не толькоэти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя.  Создавшие их художники стремились с особойполнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.

До нас дошловыполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя  в куполе одного из древнейших храмов — собораСвятой Софии в Киеве (1043-1046 гг.).

С теми же атрибутамиВладыки мира, что и Спас Вседержитель, с Евангелием  в левой  руке  и поднятой  в  благословении десницей  -  изображался Иисус Христос  и в  распространенных  композициях «Спас  на престоле».  На егоцарственную власть указывало здесь само восседание на престоле (троне).  В этих изображениях  особо ясно выступало то,  что Владыка мира является и его судией,  так как «воссев на престол»,  Спаситель будет творить свой последний суднад людьми и миром.

2.3. Фресковая и мозаичная роспись

Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись,мозаика. В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой». Этоживопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой.Высыхая, известь плотно соединяется с красочным слоем. Можно писать и повысохшей известковой штукатурке. Тогда ее вторично увлажняют, а краски заранеесмешивают с известью.

Художники расписывали стены соборов, храмов, церквей. Красписыванию храма приступали лишь через год после его постройки. Это делалосьдля того, чтобы стены хорошо просохли. Роспись обычно начинали весной истарались завершить в течение одного сезона.

 Росписидревнерусских соборов и церквей отличаются неповторимым  своеобразием. В знаменитом Софийском соборе вКиеве образы святых и сцены из их жизни монументальные и величественны. ФрескиСофийского собора показывают манеру письма здешних греческих и русскихмастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности н простоте. Настенах собора можно увидеть и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, иизображение русских скоморохов, н животных.

Не менее своеобразныйстиль, проявившийся в суровой красоте и сдержанности новгородских фресоквырабатывается  и в Новгороде.

Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письмаздешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу,цельности н простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семьюЯрослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, н животных. Прекрасная иконописная,фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своейбольшой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с ихизображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость:лики их стали более мягкими, округлыми.

Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве относятся к1112 году (в настоящее время хра­нятся в верхних помещениях Софийского со­бора).Общая система убранства интерьера собора была, очевидно, близка к софийской, ноха­рактер изображений несколько иной. Так, в сцене «Евхаристии» в фигурах неття­желовесности, свойственной софийским мозаи­кам. Апостолы выше, стройнее, ихдвижения свободнее, позы непринужденные, лица более удлиненные, глаза не такиебольшие, взгляд спокойнее, он лишен того почти магического напряжения, котороеизлучают огромные, словно распахнутые глаза софийских мозаик.

Святой Дмитрий Солунскии на мозаике Ми­хайловского Златоверхогомонастыря представлен в рост в виде молодого воина с мечом (изображениенаходилось на внутрен­ней стороне алтарной арки). Великолепие одежд в сочетаниис властной позой придает Дмитрию сходство с гордым и энергичным  киевским князем-воином. Он был умерщвлен приимператоре Диоклетиане за приверженность к христианству и почитаемый какпокровитель воинства и покровитель славян. Дмитрий восседает на троне с мечом,наполовину вынутым из ножен.  На этомтроне – знак Всеволода Большое Гнездо. Всем своим обликом Дмитрий Солунский какбы олицетворяет князя-витязя, призванного творить правый суд и оберегать свойнарод. Й очень изысканная цветовая гамма, состоящая из сочетаний неж­но-розовогои зеленого цветов одежд с обильным золотом доспехов.  

Позднее складывалась новгородская школа живописи. Еехарактерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность.От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона«Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангелачувствуется трепетная и красивая человеческая душа. Или икона «СпасНерукотворный» (также XII в.), на которой Христос со своим выразительнымизломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. Виконе «Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. Итаких шедевров Новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить, например,знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).

Широкое распространение иконописной, фресковой живописибыло характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднееВладимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «Страшный суд»,украшали Дмитриевский собор.

Особый вид монументальной  живописи представляет собой мозаика, котораясоздается из долговечных материалов: маленьких камешков или кусочковнепрозрачного цветного стекла- смальты. История существования мозаикинасчитывает  несколько тысячелетий.Древнейшие мозаики создавались из разноцветных глин, в греко-римскихсооружениях они применялись для отделки интерьера, для них использовали галькуи разнообразные камни. Господствующее положение этот вид искусства занял вубранстве византийских храмов в эпоху утверждения христианства. Стены и потолкирасписывались мозаичными изображениями евангельских сцен, образами Христа иапостолов. Мозаика особенно раскрывает свою красоту на изогнутых поверхностях,под сводами храма, любит косые света. Размещенные под разными углами кусочкисмальты переливаются различными оттенками и создают красивое волнующее зрелище.В этом можно убедится, побывав в Софийском соборе в Киеве, где находитсямозаичное изображение Богоматери.

Фреска и мозаикакак представители живописи русского средневековья неизменно вызывали ипродолжают вызывать огромный интерес у любителей искусства и учёных всего мира.Ежегодно миллионы людей приезжают в Новгород Великий или Киев, чтобынасладиться в древних соборах фресками средневековых живописцев. Средиобразованных людей России почти не найти таких, у кого нет в доме хотя быодного художественного альбома с фотографиями икон или фресок.

2.4. Другие виды искусства

2.4.1. Музыка и театр

В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песнии пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составнойчастью праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной  музыкой сопровождались  «игрища межю  селы», княжеские развлечения.

Церковные круги отрицательно относились ко всем этимразвлечениям, видя в них «пакость», «бесовство», связанное с языческимрелигиозным воззрением, отвлекающее людей от церкви. Песенные мелодии, мотивыинструментальной музыки, танцы пока нам не известны. Однако некоторые сужденияо них можем вывести на основе знакомства с сохранившимися источниками.

Среди музыкальных инструментов Древней Руси были ударныеинструменты – бубен, накры, орган; духовые – рог, труба, рожок, сурна, окарина,кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка; струнные – гусли и гудок, илисмык. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображениемузыкантов и плясунов. Степень применения и распространенность музыкальныхинструментов были различными. Трубы и рога были сигнальными инструментами наохоте, в походах; струнные инструменты, бубны применяться как одиночныеинструменты, а также в составе оркестра на игрищах и праздниках.

Можно говорить не только о распространении музыки, песни,плясок, но и о выделении профессиональных исполнителях. Одну группу составлялискозители, певцы былин и преданий, другую – скоморохи – затейники, потешники,увеселители, которые были и музыкантами и плясунами, акробатами, жонглерами,фокусниками, дрессировщиками.

Источники свидетельствуют и о том, что на Руси очень ранопоявились нотные записи. Этому способствовало распространение христианства.Богослужение сопровождалось пением, которое велось по специальным певческимрукописям-книгам.

Такого рода рукописи сохранились до нашего времени начинаяс XII в. В них помимообычного богослужебного текста сохранились особые древнерусские нотные знаки:«знамена» и «крюки» (отсюда название рукописей: знаменные, крюковые). Уже с XII в. в певческих рукописяхразличают две основные нотные системы: кондакарную и знаменную. Первая былазаимствована из византии. Она представляет собой сложную двухстрочную системумногих специальных знаков, располагавшихся над основной  строкой текста.  Кондаками  называли короткие  хвалебные песни в честьсвятых, сборники которых соответственно назывались Кондакарями. Такихнотированных Кондакорей за XII-XIII вв. сохранилось всегопять. Видимо, с XIIIв., может быть с XIVв., кондакарная система на Руси вышла из употребления. Вторая система нотации –зна-менная существовала одновременно с кондакарной. Она получила широ-коеразвитие и после XIV в.заняла господствующее положение. Следует отметить, что если знаменная нотнаясистема успешно расшифровывается, то кондакарные записи расшифровать неудалось.

И, конечно, важным элементом всей древнерусской культурыявлялся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. Всвадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людейтого времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когданевест похищали, «умыкали» (конечно, с их согласия), в более поздних — когда ихвыкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, иродителей на брак.

Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основнойгерой — это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физическойсилой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда немахнет, тут и улицы лежат, куда отвернет — с переулками». Одновременно это былочень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайнейнеобходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец из народа,крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой,мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич мог обернуться сизымсоколом, серым волком, мог стать и Туром-Золотые рога. Народная памятьсохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, — боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливыйАлеша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, новсе они были как бы выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из нихбыла защита от лютых врагов.

В былинных обобщенных образах врагов угадываются и реальныевнешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознаниенарода. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ половцев с ихханом Тугорканем, борьба с которым заняла целый период в истории Русипоследней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится Хазария,государственной религией которой было иудейство. Русские былинные богатыриверно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отеч

www.ronl.ru