Вопрос 5: Образование древнерусского государства в 9 веке. Древнерусское государство в 9 13 веках


Древнерусское государство в IX-начале XIII вв. — История России

Древнерусское государство в IX-начале XIII вв.Древнерусское государство в IX-начале XIII вв.

В IX в. сложилось два крупных государства восточных славян.

Южное государство. в Поднепровье, с центром в Киеве, возникло в первой половине столетия. В сообщениях греческих и восточных авторов оно называется государством «россов», «Русью». В 838–839 гг. послы Руси прибыли в Византию и к императору франков, а в 860 г. русское войско осадило Константинополь и ушло, получив выкуп.

Северное государство появилось во второй половине столетия у славян, живших около озера Ильмень, с центром в Новгороде. В 862 г. новгородцы призвали править ими варяжского князя Рюрика (862–879 гг.), обосновавшегося сначала в Ладоге, а потом перебравшегося в Новгород.

В «Повести временных лет» — летописи, которую написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. использовавший не дошедшие до нас более древние летописи, — сообщается, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря, что они «назывались Русью», и что «славянский язык и русский одно есть».

Впервые в печати утверждение, что варяги Рюрика — это западноевропейские славяне, появилось в изданной в 1549 г. книге бывшего посла германского императора в России С. Герберштейна «Записки о Московии». С Герберштейном согласился ряд современных ему зарубежных учёных.

Огромный комплекс источников из области археологии, нумизматики, антропологии, лингвистики и других наук, подтверждают сообщение Нестора, что варяги Рюрика — это славяне-русы, и что русский язык — славянский. Учитывая также, что поляне — тоже руссы, вывод, что Рюрик и его варяги были западными славянами с южного побережья Балтийского моря, несомненно, является верным.

Преемником Рюрика был его родственник, воевода князь Олег (879–912 гг.), правивший при малолетнем сыне Рюрика — Игоре (912–945 гг.). В 882 г. Олег взял Киев и объединил восточных славян-руссов (кроме вятичей, плативших дань Хазарии) и их ближайших соседей угрофинские племена в Древнерусское государство, сделав Киев его столицей. Киев был выбран центром государства не случайно — Поднепровье в экономическом и культурном развитии опередило другие районы, государство там возникло раньше и имело более развитые международные связи. Год 882 должен считаться датой возникновения единого Русского государства .

Объединив восточнославянские земли, Олег, как наиболее сильный князь, принял титул великого князя. Он несколько раз успешно воевал с Византией и Хазарией, установил мирные отношения с варягами и с венграми.

Древнерусское государство было многоэтническим образованием. оно делилось на отдельные племена и народы, платившие дань киевскому великому князю и предоставлявшие ему войска, но хотя и сохраняющие права по управлению в своих княжествах. Обычно князь лично собирал дань, объезжая владения (это называлось «полюдье»). Когда Олег в 912 г. передал власть Игорю, восстали древляне, не желавшие платить дань. Игорь подавил это восстание. При нём русские владения расширились вниз по течению Днепра, при нём появилось официальное название государства Русская земля .

В 945 г. при сборе дани древляне снова восстали и убили Игоря. Сын Игоря, Святослав, был ещё малолетним, и власть перешла к вдове Игоря княгине Ольге (945–978 гг.). Это была умная, энергичная, властная женщина. Она жестоко подавила мятеж древлян и восстановила единство государства. Ольга установила конкретные размеры дани и заменила полюдье получением дани особыми сборщиками в определённых пунктах (погостах). Это было началом налоговой системы, еще одним шагом вперёд в развитии государства. В 957 г. Ольга приняла крещение.

К этому времени первоначально единое христианство разделилось по характеру церковных обрядов на католичество во главе с Папой Римским с центром в Риме, и православие во главе с константинопольским Патриархом с центром в Константинополе. Христианство приняли почти все крупные государства Западной Европы и часть балканских и кавказских народов. Оно впитало в себя многое из античного культурного наследия, приобщение к нему означало повышение уровня культуры и международного престижа государства. Христианство уже постепенно проникало в Русь и раньше, и принятием православия великая княгиня показывала свое одобрение христианизации страны и подавала личный пример. Крестным отцом её был византийский Император, а крестил Патриарх, и это тоже повышало международный престиж и самой великой княгини, и Русского государства.

В 962 г. Святослав, не пожелавший принять христианство и оставшийся язычником, взял власть в свои руки. Святослав присоединил вятичей, тиверцев и уличей, завершив воссоединение восточнославянских племен. Он был первым, кто заменил местных князей важнейших княжеств (племён) своими сыновьями, усилив этим централизацию управления. Святослав уничтожил Хазарский каганат, совершил ряд успешных военных походов против волжских и дунайских болгар, но в 972 г. погиб в бою с печенегами.

При Святославе Русь впервые в своей истории попыталась решить внешнеполитические задачи, преследующие цель обеспечить её жизнеспособность; защититься от соседей и получить выход к Чёрному морю.

После гибели Святослава киевским князем в 972–980 гг. стал его старший сын Ярополк, но вскоре между ним и его братьями началась борьба за власть. Победу в ней одержал Владимир (980–1015 гг.), княживший в Новгороде. По его приказу Ярополк был убит.

Владимир был одним из великих правителей нашего Отечества: он понял значение христианства. Прежде всего, оно укрепляло власть — один всемогущий бог и один его наместник (князь) в едином государстве. Христианство примиряло людей с реальной действительностью, в частности, с углублявшимся материальным неравенством, разрывом между богатыми и бедными, объясняя это волей Бога, указывая, что главное не в богатстве, а в нравственном совершенстве: земная жизнь — только приготовление к загробной, вечной, жизни, и только праведника ждёт рай после смерти. Владимир понял, что христианство приобщало к более высокой цивилизации (к этому времени его приняла вся Западная Европа). В 989 г. Владимир принял православие, а с 990 г. начал правительственную христианизацию Руси, крестив киевлян и приказав своим наместникам крестить остальное население. Процесс христианизации, требовавший отказа от языческой веры отцов и низвержения власти жрецов (на Руси они назывались волхвами), был болезненным и вызывал сопротивление. Из-за этого многие языческие традиции и праздники сохранились и дополняют христианские (масленица и т. п.). Христианство способствовало развитию на Руси грамотности, летописания, появлению при церквях и монастырях школ и библиотек, развитию живописи (иконописания) и архитектуры. Церковь призывала людей к нравственному совершенству: человеколюбию, терпимости, уважению к личности, родителям и детям, выступала против междоусобной борьбы. Русь сама стала оказывать влияние на языческих соседей (печенегов, Волжскую Булгарию).

Владимир присоединил Червенскую Русь, воевал с печенегами и Византией. Став христианином, Владимир устраивал для народа бесплатные пиры, раздавал пищу, и приказывал своим наместникам помогать беднякам. Народ сохранил о Владимире благодарную память: о нём и его богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче слагались былины и песни, в которых он именуется Владимиром Красное Солнышко. Церковь объявила Владимира святым, но официально он был канонизирован в XIII в.

Владимир умер в 1015 г. Ко времени его смерти Русь, пережив немалые потрясения, превратилась в одну из сильнейших держав Восточной Европы. К началу XI в. в состав Руси вошли практически все крупные восточнославянские союзы племен, а также населявшие Восточно-Европейскую равнину на севере, северо-западе и северо-востоке угрофинские и балтские племена, на юге и юго-востоке — тюркские племена .

Соединённые воедино волей киевского князя, хозяйственными и торговыми интересами, необходимостью обороняться от внешних врагов, многочисленные племена существовали в составе единого государства, но единство это было ещё не прочным, как единство других европейских средневековых образований.

После смерти Владимира вспыхнула борьба между его сыновьями, окончившаяся победой Ярослава. Но ему пришлось договориться с братом Мстиславом и разделить Русь. По договору между ними Мстислав получил Левобережье Днепра с Черниговым, и только после его смерти в 1036 г. Ярослав объединил Русь.

Главным событием внутренней политики Ярослава было создание первого писаного свода законов — судебника «Русская Правда». По своим нормам «Русская Правда» была близка к действовавшим тогда западноевропейским законам. При Ярославе международные связи Руси значительно расширились, так что эти законы, возможно, были известны составителям «Русской Правды».

Княжение Ярослава — эпоха высшего процветания Древнерусского государства. Ярослав основал в Киеве собор Святой Софии, украсив его фресками и мозаикой; оградил Киев новыми каменными стенами, устроив в них знаменитые Золотые ворота; велел переводить книги рукописные с греческого на славянский и много сам их покупал, а рукописи положил в библиотеку Софийского собора для общего пользования. Для распространения грамоты он велел духовенству обучать детей. При Ярославе приехали из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному пению, и был переведён византийский Номоканон — церковный устав или Кормчая книга. Значительно выросло международное значение Руси: с её политикой считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны. На востоке вплоть до низовьев Волги у Руси теперь практически не было соперников. За свою деятельность Ярослав был прозван Мудрым.

Ярослав был «самовластным» государем. Он умер в 1054 г. разделив по обычаю русскую землю между сыновьями (дав им «уделы»), оставив великокняжеский престол старшему сыну Изяславу. В 1073 г. началась длительная междоусобная борьба между сыновьями Ярослава, захватившая и потомство сыновей, осложнившаяся борьбой с половцами. Половцы предприняли десятки походов на Русь, отторгнув огромные массивы плодородных земель. Население их либо погибло, либо было уведено в плен и продано в рабство, либо бежало на север под защиту лесов и болот. Главной задачей становилась оборона страны. Стремясь превратить половцев из врагов в союзников, русские князья и половецкие ханы нередко заключали династические браки между своими сыновьями и дочерьми.

В 1113 г. умер великий князь Святополк, и киевляне выбрали своим князем внука Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха, прославленного полководца, переяславского князя Владимира, также прозванного Мономахом.

Владимир Мономах воссоздал единство Руси. Половцы встречали дружный отпор, удельные князья смирились. Мономах дал Руси новый судебник, заменивший «Русскую Правду», — «Устав Владимира Всеволодовича», написал «Поучение своим детям» — замечательный памятник литературы и педагогики. В Киеве и других городах строились церкви, украшенные живописью. При Мономахе работал летописец Нестор; началось составление по византийским образцам житий людей, прославившихся святостью жизни; игумен Даниил описал свое путешествие в Иерусалим.

Владимир Мономах скончался в 1125 г. На престол взошёл его старший сын Мстислав, а после его смерти в 1132 г. снова вспыхнула междоусобица. К этому времени вследствие роста населения и развития ремёсел и торговли значительно усилилась экономическая мощь отдельных удельных княжеств и городов; в городах выросло богатое купечество; появились мелкие землевладельцы, служившие князьям и крупным землевладельцам-боярам за предоставление им земли на время службы и составлявшие сильное войско. Разница в местонахождении и природных условиях княжеств обусловливала разницу в их экономической и военной мощи и политическом значении.

К середине XII в. Древнерусское государство распалось на 15 княжеств, фактически независимых от Киева. За столетие — с середины XII в. до середины XIII в. — на великокняжеском престоле сменилось 46 князей. Распад Древнерусского государства был закономерным явлением исторического процесса, происходившего и в Западной Европе.

Во второй половине XII в. наиболее сильными становятся Ростово-Суздальское (позднее Владимиро-Суздальское), Галицко-Волынское княжества и феодальная аристократическая республика «Господин Великий Новгород», обложившая данью племена Русского Севера до Урала и Западной Финляндии. Были попытки объединиться против общего врага; одной из них стало совместное участие князей в неудачной битве с татаро-монголами на реке Калке в 1223г.

В начале XIII в. началось наступление шведов на земли, находившиеся во владении Новгорода в центральной Финляндии, на Водскую и Ижорскую земли. В 1240 г. князь Александр Ярославич нанёс им поражение в битве на Неве, за что получил прозвание «Невский».

В конце XII – начале XIII в. в Прибалтике появились Орден меченосцев и Тевтонский Орден, вскоре объединившиеся в Немецкий (Ливонский) Орден. Немцам удалось захватить Прибалтику, установив границу по берегу Чудского озера и реке Нарове, но дальнейшее их продвижение было остановлено победой над ними Александра Невского в 1242 г. на Чудском озере. В борьбе с ними литовские племенные союзы постепенно объединились в единое государство: Великое княжество Литовское.

Так в конце IX века возникло мощное Древнерусское государство. объединившее славянские и другие племена, с центром в Киеве, во главе с династией Рюриковичей (862–1598 гг.), с одним языком, единой верой и общими законами. В XII в. оно распалось на несколько десятков княжеств, враждовавших между собой. Отдалённость от центров античной культуры, многовековое отставание принятия христианства от западноевропейских стран, его медленное распространение из-за огромных размеров территории, враждебное отношение католической церкви к православию, междоусобные войны и борьба с агрессией соседей, которые препятствовали международным культурным связям — всё это замедляло развитие культуры в Древней Руси.

co-i.ru

9. Древнерусское государство и общество

Древняя Русь .Особенности социально-полит. Строя. Древнерусское гос-во можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли упр авление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.Особенности социально-полит. строя. Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

Киевская Русь. Складывается гос. система (раннефеодальная монархия византийского типа). Власть – великому князю (исполн., законод., судебн., военная власть, сбор налогов). Назначал наместников (сыновья, братья, племянники.), а значит Власть в др-рус. гос-ве принадлежала роду. Наместники в городах - посадники. Помогал – совет (старшие дружинники, боярство, помогали младшие дружинники). Существовало городское самоуправление –вече. частного феод-го владения (расширение вотчины). Зарождение служивого владения (поместье), а значит появление зависимого слоя.Iюридич. источник – "Русская правда".Знать: феод. аристокр., князь, свящ-ки.Осовной слой: свободные общинники (люди).Завис. люди: челядь (слуги), смерды, закупы, рядовичи, холопы, рабы (в основном военнопленные).

10. Становление Русской культуры в 11-12 веке

Эволюция государственности в 11-13веках.XI-XIIв. – расцвет киевской культуры. "Золотой век". Киев застраивают каменными храмами и зданиями, украш-ми живописью и мозаикой; построили Софийский собор. Принятие русскими христ-ва способствовало распространению просвещения. Письменность возникла у славян еще до принятия христианства. За 100 лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели греч. церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия наз. "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая и правос-ная - считает их святыми. Главные источники просвещения – монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимаетIместо. Высокий уровень грамотности (летописи, житие). При Ярославе Мудром (1019-1054 г.г.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь достигла международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам он был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французскими, венгерскими, норвежскими королями. Его сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда и прозвище Владимир Мономах (1125-1125)– сына Всеволода. Составленная при Ярославе Мудром “Русская правда” является юридическим памятником на нормы обычного права. “Правда Ярослава” ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников; разбирали споры между свободными людьми чаще в княжеской дружине. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Массовые народные выступления покатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. В Киеве вспыхнуло восстания в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Изяслав, Святослав, Всеволод) от половцев. В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Народ потребовал оружие, чтобы самим бороться с половцами. Им отказали, тогда народ разгромил богатые дворы. На это князья Ярославичи выпустили дополнение к “Правде Ярослава” - “Правду Ярославичей”, в которой отменили кровную месть. Повысили плату за убийство различных категорий населения, причем феодалы ценились дороже, эащитили имущество феодалов. Начались между усобицы между князьями по вопросам наследования власти. Наблюдался рост могущества каждого отдельного княжества. По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Владимиру удалось удержать власть над всей Русской землей. Укрепился международный авторитет России. Появилась шапка Мономаха, признак преемственности власти русских царей от константинопольского императора. При Владимире была составлена “Повесть временных лет”. Сын Владимира – Мстислав (1125-1132 г.г.)еще некоторое время удерживал единство русских земель. Но после смерти его Киевская Русь окончательно распалась, наступил период раздробленности, или удельный период.

studfiles.net

Древнерусское государство в 9-13 веках. 1 Проблема происхождения восточных славян и образование древнерусского гос-ва

Древнерусское государство в 9-13 веках.

1) Проблема происхождения восточных славян и образование древнерусского гос-ва.

2) Принятие христианства.

3) Феодальная раздробленность.

4) Экспансия на Русь востока и запада.

1) Происхождение восточных славян и образование древнерусского государства.

Проблема до сих пор остается спорной в современной науке. По этому вопросу существуют две распространённые точки зрения:

согласно первой из них прародиной славян считается территория между реками Одер и Висла, а согласно второй - территория между Одером и средним течением Днепра.

Выделение славян из индоевропейской общности совпало по времени с великим переселением народа. В результате славяне оказались разбросаны по данной территории от Волги до Эльбы (с востока на запад) и от русского севера до Средиземноморья (с севера на юг).

Древние (2-3 века) и византийские (6-8 века) авторы упоминали 11111 : анты, венеды, словены. Именно анты и являлись восточными славянами, они проживали в северном причерноморье, но под воздействием пришлых кочевых оваров вынуждены были сместиться на северо-восток и заселить огромную территорию Восточно-Европейской равнины. Так, к середине 9 века по данным древнейшего летописного свода "повести временных лет" (начало 12 века) проживало около 15 восточно-славянских племён. Наиболее крупные из них, поляне, древляне, полочане, кривичи, славяне, ильинские, проживали вдоль торгового пути из варяг в греки, соединённого Балтийским и Чёрным морями. По своей сути они представляли собой не племена, а союзы родственных племён, находившиеся на окончательной стадии развития первобытно-общинного строя.

Существовали и союзы общественных союзов- суперсоюзов. Один из них полиэтнический с центром в Нвгороде, куда вместе со славянскими племенами (кривичи и словени ильинские) входили финоугорские племена: чудь, мерь, весь. Основной задачей соперсоюза являлась защита территории от набегов воинственных соседей, жителей скандинавского полуострова - норманов, которых на Руси звали варягами. Именно с ними связана проблема образования древнерусского государства.

Государство- система права и управления, действующая на определённой территории. Главный признак государства - система управления.

Система управления влечёт за собой появление системы принуждения, налоговой и законодательной систем.

Существуют две основные теории образования древнерусского государства: норманская и антинорманская. Норманская теория подразделяется на новую и старую.

^

Была придумана в России в 18 веке приглашёнными немецкими учёными: Миллером, Байером и Шлёцером. Они утверждали, что славяне всилу своей несостоятельности и слабой умственной способности были не способны создать государство, и за них это сделали норманы выступив в роли либо завоевателей, либо посредников.

Норманская теория опирается на "повесть временных лет", её суть такова: в 858-859 гг славянские и финоугорские племена объединившись изгнали варягов. Однако вскоре последовавших меж тем войн, наиболее дальновидные славяне решили для наведения порядка пригласить варягов. На призыв откликунлся вождь скандинавского племени "Русь", Рюрик, который в 868 г. прибыл в Новгород вместе с дружиной и покорил впоследствии Изгорск, Белоозеро и Полск. Воеводы Рюрика, Аскольд и Дир, отправились дальше на юг - на службу в Византию, но по пути передумали, захватили Киев и остались там.

В 879 г. после смерти Рюрика Аскольд и Дир попытались провести независимую от Новгорода политику, но были убиты соратником Рюрика, Олегом, выполнявшим роль опекуна над малолетним сыном Рюрика, Игорем.

В 882 г. Олег совершил набег на Киев и восстановил единство варяжской общины.

Норманская теория ненаучна, т.к. современная наука доказала, что нельзя научить народ государственности,а тем более создать государство путём захвата без наличия в самом государстве необходимых предпосылок, поэтому приянто опираться на новую норманскую теорию (современные датские и шведские учёные утверждают, что государство восточных славянвозникло в ходе длительного развития, но варяги оказали на этот процесс огромное влияние, дав формирующемуся государству прявящую династию и название).

Сторонники антинорманской теории делают упор на факторы внутреннего развития. Действительно, по данным археологии к началу 9 века у восточных славян уже наблюдались все необходимые для образования государства предпоссылки: совершенствование орудий труда, отделение ремесла от земледелия,развитие торговли, рост городов.

Всё это привело к возникновению внутри славянского общества имущественного расслоения, которое повлекло за собой деление славян на группы, отличающиеся между собой по имущественному статусу.

Для урегулирования отношений между группами должен был возникнуть аппарат управления, аппарат принуждения, налоговая система и правовая система.

По данным той же археологии доля вещей неславянского происхождения (раскопки культурных слоёв 8-10 веков) не превышает 6%, что указывает на незначительное участие неславянских народов.

^

1. В условиях социально-экономической и политической дифференциации населения сохранение язычества в качестве государственной религии могло спровоцировать острый социальный конфликт . Язычество учило, что человек возрождается в загробном мире тем, кем был до смерти (раб-рабом, господин-господином), поэтому каждый язычник при жизни стремился сохранить свободу и обрести богатство. Однако развитие древнерусского гос-ва сопровождалось ростом числа полузависимого и несвободного населения: холопы, челядь, рядовичи и изгои.

Перспектива быть холопом после смерти могла толкнуть людей на бунт. Проблему снимало принятие христианства с его постулатами: "Повинуйся господину своему!" и обещаниями райской жизни.

2. По мере роста дифференциацией занятий населения язычество не могло гарантировать идеологического единства внутри славянского общества, т.к. представители каждой профессии поклоняются каждый своим богам: войны-Пернеу, скотоводы-Авелису, гончары-Сварожичу, крестьяне-Симаргу (крылатый пёс).

3. Язычество не могло обеспечить единства и на межэтническом уровне, т.к. язычество словенских, балтийских и финноугорских племён существенно отличается друг от друга.

4. Язычество возникло у славян раньше государства и поэтому в поддержке не нуждалось и следовательно, гос-во их слабо контролировало. Язычественные жрецы, обладая огромным авторитетом у населения, часто вступали в конфликты с князьями, подрывая их власть. Поэтому требовалась новая религия, которая изначально могла поставить под 11111

5. Язычество препятствовало в достижении Русью международного равноправия и полностью исключало возможность заключения динпстических браков.

6. Субъективная причина:

Мощь киевской крестьянской купеческой общины к тому моменту, когда в Киев и Новогород приехал будущий креститель Руси, князь Владимир. (историк Гумилёв)

феодальная раздробленность. основная причина:

1. с характерными для него низким уровнем производственных отношений и орудий труда. В результате в разных землях киевской руси производился примерно одинаковый набор товаров, что препятствовало формированию между этими землями экономических связей и экономической заинтересованности друг в друге. Как следствие киевская Русь представляла собой рыхлое политическое объединение, которое удерживалось лишь силой оружия. По мере ослабления влияния политического центра, т.е. Киева, Киевская Русь была обречена на распад. Ослабление влияния Киева из-за постоянной борьбы за власть между князьями и падением значения торгового пути из варяг в греки, от эксплуотации которого больше всего богател Киев.

3. Развитие вотчиного (боярского) землевладения. На первом этапе это способствовало делению Руси на ряд удельных княжеств, так как местные бояре, заинтересованные в своём князе, поддерживали его в борьбе с князем киевским. На втором этапе это привело к давлению уже выделившихся княжеств, так как бояре по мере роста своего могущества перестают нуждаться в местном князе и вступают с ним, а также между собой, в борьбу.

4. Ликвидация фактора внешней опасности в лице кочевых племён половцев, разбитых в начале 12 века.

После смерти Ярослава Мудрого, в 1054 году, власть распределилась между его тремя старшими сыновьями: Изяслав (Киев), Святослав (Чернигов) и Всеволод (Ростов и Суздаль). Камнем преткновения между братьями стал лествиничный принцип наследования удельных княжеств и ставшего киевского престола, по которому власть передавалась 111, а от старшего брата к младшему и лишь по окончанию их ветви-от старшего сына старшего брата, к старшему сыну младшего брата. Сыновья, чьи отцы не успевали побывать на киевском престоле, вселяли право как на Киев, так и на свой родовой удел, поэтому уже в 1073 году между братьями вспыхнула война. Последний из ярославичей умер в 10, после чего согласно листвинечному принципу власть перешла старшему сыну Изяслава, Сятополку. Но он не мог уже контролировать ситуацию в стране и в 1097 году в Люриче! собрался княжеский вспыхнуло восстание и к власти пришёл съезд, который провозгласил "Каждый додержит вотчину свою". Таким образом, ликвидировалась зависимость местных княжеств от Киева, что и стало юридическим опровением феодальной раздробленности.

После смерти Святополка в 1113 году1111111111111111 и к власти приишёл старший сын Всеволода, Владимир Мономах 1113-1125 г.г. он и его старший сын 25-32 сумели временно объединить русские земли, используя факторы внешней опасности в лице половцев, но после их разгрома уже ничто не могло остановить разгром Руси. оСНОВНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ на Руси во время феодальной раздробленности стали Владимиро-Суздальское и Гальско-Волынское княжество и Новгородская республика.

Отличительной особенность Владимиро-СУздальского княжества стала сильная княжеская власть, это объяснялось тем, что княжество изначально было малонаселённым, из-за отсутствия плодородной земли. В результате князья объявили все земли своей собственностью и, начиная с Владимира Мономаха, стали проводить политику по привлечению на территорию княжеского селения, доставляя ему налоговое 1111111. В результате все, кто получал земли, в том числе и бояре, попадале в зависимость от князей. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества приходится на период правления младшего сына Мономаха, Юрия Долгорукого 1125-1157, и его сына, Андрея Боголюбского 1157-1174, и его брата, достойного человека Всеволода Большое Гнездо 1176-1212.

В Гальско-Волынском княжестве наоборот из-за плодородной почвы и хороших торговых путей было развито боярское землевладение, в силу чего бояре всегда конфликтовали с князьями. В 1199 году волынский князь РОман сумел объединить под своей властью 1111, но после его смерти в 1205 году его сын, Данила 111 должен был около 20 лет вести борьбу с местными вояками.

Новгородская республика (самостоятельно).

rushkolnik.ru

Образование древнерусского государства в 9 веке

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян –

Древнерусское Киевское государство Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и, всё более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути "из варяг в греки". Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

Нормандская теория

Как зарождалась древнерусская государственность? "Повесть временных лет" сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам а северные - варягам, последние призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров. Тут-то летописец и "произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья якобы сначала не соглашались, по потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности.

Антинормандская теория

В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всегда, начиная с ее появления, выступали патриотические силы. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". (В некоторых германских хрониках уже с 839 г. русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось.

Вопрос 7: Общественный строй древнерусского государства

В рабском (феодальном) обществе различие классов фиксировалось в сословном делении населения и сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса. Поэтому классы рабского, феодального и крепостнического общества были также и особыми сословиями.

В 882 году посредством объединения Ильменских славян и полян образовалась Киевская Русь – раннефеодальное государство. Его общественный строй включал в себя ТРИ уклада:

  1. Пережитки патриархально-родовых отношений

  2. Рабовладельческий уклад

  3. Феодальный уклад

В Древнерусском государстве можно выделить класс феодалов, класс феодально-зависимых крестьян, монашество и другие.

Феодалы– это господствующий класс, их звали «князья», «бояре». К древнерусской знати относились лучшие и старейшие люди, «огнищане». Основные пути формирования класса феодалов:

  1. Превращение феодала в верхушку дружины князя, которая в последствии отрывается от княжеского двора и оседает на полученной от феодала земле.

  2. Зажиточные общинники, разбогатевшие ремесленники, купцы

  3. Верхушка княжеских слуг

Так на Руси складываются отношения вассалитета т.е. система отношений, существующих между феодалами разных ступеней – высшими и низшими. Высшие – сюзерены, низшие – вассалы. Для Древнерусского государства сюзереном являлся Великий Князь.

studfiles.net

Киевская Русь в IX-XIII веках

ВСТУПЛЕНИЕ

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.

Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

На международной арене Древнерусское государство занимало одно из ведущих мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Особенно тесными были контакты Руси с Польшей, Чехией, Болгарией, Арменией, Грузией, Средней Азией, странами Западной Европы — Францией, Англией, Скандинавией, с Византийской империей и др.

Военная сила Киевской Руси стала тем щитом, о который разбивались многочисленные орды кочевых племен Степи, продвигавшиеся к границам Византии и нападавшие на страны Центральной Европы. Согласно признанию византийского историка Никиты Хониата (конец XII — начало XIII в.), именно древнерусский народ спас Византию от нашествия половцев.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX в. по 30-е года XII в. Политическая форма этого государства — раннефеодальная монархия, территориальные границы — от Балтики до Черного (Русского) моря и от Закарпатья до Волги. Восточные славяне, как и некоторые другие европейские народы, в своем развитии миновали рабовладельческую стадию. Первоначальной формой классового общества у них являлся феодализм, становление и развитие которого неразрывно связаны с формированием Древнерусского государства. В качестве пережиточных форм на этапе раннего феодализма (IX — начало XII в.) сохранялись и некоторые элементы первобытнообщинного строя (семейная община), однако они были подчинены интересам развития феодального общества. Рабство на Руси существовало в рамках феодальной формации.

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ

Князь Олег (879-912)

Рюрик умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Именно он и предпринял поход на Киев, тщательно подготовив его. Он собрал большую рать, куда вошли представители всех подвластных Новгороду народов. Здесь были ильменские словени, кривичи, чудь, меря, весь. Ударную силу Олегова войска составила варяжская дружина.

Олег взял главный город кривичей Смоленск, затем Любеч. Приплыв к Киевским горам он убил Аскольда и Дира, и утвердился в Киеве. Войдя в город, он заявил: “Да будет Киев матерью городам русским”.

Так Новгородский север победил Киевский юг. Но это была лишь чисто военная победа.” И экономически, и политически, и в культурном смысле Среднее Поднепровье намного обогнало другие восточнославянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своей резиденцией, лишь подтвердил это положение. Возникло единое древнерусское государство с центром в Киеве. Произошло это в 882 г.

Свои военные успехи Олег на этом не завершил. Обосновавшись в Киеве, он обложил данью подвластные ему территории — “уставил дань” новгородским словенам, кривичам, другим племенам и народам. Олег заключил с варягами соглашение и обязался уплачивать им ежегодно по 300 серебряных гривен за то, чтобы на северо-западных границах Руси был мир. Он предпринял походы на древлян, северян, радимичей и обложил их данью. Но здесь он столкнулся с Хазарией, которая считала северян и радимичей своими данниками. Военный успех вновь сопутствовал Олегу. Отныне эти восточнославянские племена прекратили свою зависимость от Хазарского каганата и вошли в состав Руси. Данниками хазар оставались вятичи.

На рубеже IX — Х вв. Олег потерпел чувствительное поражение от венгров. В это время их орда передвигалась по Причерноморью на запад. По пути венгры обрушились на русские земли. Олег был разбит и заперся в Киеве. Венгры предприняли осаду города, но безуспешно, и тогда между противниками был заключен мирный договор. С тех пор стал действовать венгеро-русский союз, который просуществовал около двух веков.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул князя всех князей, или великого князя. Остальные же властители отдельных русских княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению в своих княжествах. Олег умер в 912 году.

Князь Игорь Рюрикович (912-945)

Игорь Рюрикович (Старый) - великийкнязькиевский. В договоре 911 появляется статья о возможности приёма руссов на военную службу в Византию. Хазария отбивалась от наседавших печенегов, гузов, асиев, поэтому беспрепятственно пропускала русские отряды через свои земли. Воспользовавшись благоприятной обстановкой, Игорь в 913 начал успешный военный поход в Закавказье, завершившийся в 914. В 920 вместе с хазарами Игорь совершил поход против печенегов. В 940 иудейскому полководцу Песаху удалось подчинить Киев Хазарии, принудив его уплачивать "дань кровью", то есть участвовать в походах на стороне хазарского войска. В 941 вместе с хазарами совершил неудачный поход на Константинополь, завершившийся поражением и гибелью русского флота. Совместный поход в Закавказье, предпринятый Игорем в 943-944, был более удачным. В 944 русское войско захватывает в Закавказье город Бердаа. Это произошло после подписания в 944 соглашения между Русью и Византией с более содержательной, чем в 911, частью о военных обязательствах. В отличие от предыдущих походов в 945 руссы не сожгли Бердаа, а заставили жителей повиноваться Руси.

Во времена Игоря государство Русь еще больше расширилось. В его состав вошло племя уличей, с которым вел безуспешную войну еще князь Олег. Теперь уличи, как и другие княжения, обязались платить Киеву дань. Была ли дань фиксированной? Судя по тому, что частью полюдья было и кормление князя и его сопровождения, запросы нередко определялись потребностями, а они, как правило, не поддавались учету. Вот почему во время полюдья нередкими были насилия над жителями, их выступления против княжеских людей. Примером этого может служить трагическая смерть князя Игоря. С древлянами у Игоря были старые счеты. Именно они восстали и попытались отложиться от Киева, едва он вступил на престол. Именно их он обложил данью более тяжелой, чем это сделал Олег. Во время сбора дани в 945 г. воины Игоря творили над древлянами насилие. Собрав дань, Игорь отправил основную часть дружины и обоза восвояси, а сам, оставшись с “малой” дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне во главе со своим князем Малом восстали и перебили дружину Игоря. Сам князь был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем отпустили их.

Княгиня Ольга, (945-964)

В Киеве осталась жена Игоря с малолетним сыном Святославом. Едва сложившееся государство находилось в критическом состоянии. Однако киевляне не только признали права Ольги на престол в связи с малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали ее.

С первых шагов своего княжения Ольга проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам. Во время переговоров древлянские послы в Киеве зверским образом были убиты, а затем Ольга, поддержанная воеводами Игоря Свенельдом и Асмудом, организовала военный поход в древлянские земли. В первом же бою киевская рать разгромила древлян. Летопись рассказывает, что бой ритуально начал малолетний Святослав, метнув свое копье в сторону врага. Древляне бежали и заперлись в стольном городе Искоростене. Несколько месяцев осаждали киевляне древлянскую столицу и в конце концов взяли ее штурмом, предварительно сумев поджечь деревянные постройки города. Древляне были обложены тяжкой данью, часть их была уведена в плен и передана в рабство киевским дружинникам. В то же время Ольга упорядочила взимание дани, понимая, что всякие произвольные поборы могут вызвать новое восстание свободолюбивого и мятежного населения. Она прошла с дружиной по древлянской земле и установила для местного населения нормы уплаты дани и места, куда она должна была свозиться. Такая же реформа взимания дани, ее упорядочение было проведено и в других землях. Отныне взимать дань должны были представители княжеской администрации на местах. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Русской земли. Установив порядок внутри государства, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и экономических отношений с сильными соседями. Это могло бы возвысить авторитет и государства, и династии, которая уже прочно утверждалась на киевском престоле.

В 957 г. Ольга отправилась в Константинополь сама, возглавив пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе бесед император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии. Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини. Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. По возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, но Святослав, будучи ярым язычником, отказал ей. В 969 г.умирая, княгиня завещала не справлять на ее могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обряду.

mirznanii.com

Древнерусское государство в IX-начале XIII вв.

В IX в. сложилось два крупных государства восточных славян.Южное государство, в Поднепровье, с центром в Киеве, возникло в первой половине столетия. В сообщениях греческих и восточных авторов оно называется государством «россов», «Русью». В 838–839 гг. послы Руси прибыли в Византию и к императору франков, а в 860 г. русское войско осадило Константинополь и ушло, получив выкуп.Северное государство появилось во второй половине столетия у славян, живших около озера Ильмень, с центром в Новгороде. В 862 г. новгородцы призвали править ими варяжского князя Рюрика (862–879 гг.), обосновавшегося сначала в Ладоге, а потом перебравшегося в Новгород. В «Повести временных лет» — летописи, которую написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в., использовавший не дошедшие до нас более древние летописи, — сообщается, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря, что они «назывались Русью», и что «славянский язык и русский одно есть». Впервые в печати утверждение, что варяги Рюрика — это западноевропейские славяне, появилось в изданной в 1549 г. книге бывшего посла германского императора в России С. Герберштейна «Записки о Московии». С Герберштейном согласился ряд современных ему зарубежных учёных. Огромный комплекс источников из области археологии, нумизматики, антропологии, лингвистики и других наук, подтверждают сообщение Нестора, что варяги Рюрика — это славяне-русы, и что русский язык — славянский. Учитывая также, что поляне — тоже руссы, вывод, что Рюрик и его варяги были западными славянами с южного побережья Балтийского моря, несомненно, является верным. Преемником Рюрика был его родственник, воевода князь Олег (879–912 гг.), правивший при малолетнем сыне Рюрика — Игоре (912–945 гг.). В 882 г. Олег взял Киев и объединил восточных славян-руссов (кроме вятичей, плативших дань Хазарии) и их ближайших соседей угрофинские племена в Древнерусское государство, сделав Киев его столицей. Киев был выбран центром государства не случайно — Поднепровье в экономическом и культурном развитии опередило другие районы, государство там возникло раньше и имело более развитые международные связи. Год 882 должен считаться датой возникновения единого Русского государства. Объединив восточнославянские земли, Олег, как наиболее сильный князь, принял титул великого князя. Он несколько раз успешно воевал с Византией и Хазарией, установил мирные отношения с варягами и с венграми.

Древнерусское государство было многоэтническим образованием: оно делилось на отдельные племена и народы, платившие дань киевскому великому князю и предоставлявшие ему войска, но хотя и сохраняющие права по управлению в своих княжествах. Обычно князь лично собирал дань, объезжая владения (это называлось «полюдье»). Когда Олег в 912 г. передал власть Игорю, восстали древляне, не желавшие платить дань. Игорь подавил это восстание. При нём русские владения расширились вниз по течению Днепра, при нём появилось официальное название государства Русская земля. В 945 г. при сборе дани древляне снова восстали и убили Игоря. Сын Игоря, Святослав, был ещё малолетним, и власть перешла к вдове Игоря княгине Ольге (945–978 гг.). Это была умная, энергичная, властная женщина. Она жестоко подавила мятеж древлян и восстановила единство государства. Ольга установила конкретные размеры дани и заменила полюдье получением дани особыми сборщиками в определённых пунктах (погостах). Это было началом налоговой системы, еще одним шагом вперёд в развитии государства. В 957 г. Ольга приняла крещение. К этому времени первоначально единое христианство разделилось по характеру церковных обрядов на католичество во главе с Папой Римским с центром в Риме, и православие во главе с константинопольским Патриархом с центром в Константинополе. Христианство приняли почти все крупные государства Западной Европы и часть балканских и кавказских народов. Оно впитало в себя многое из античного культурного наследия, приобщение к нему означало повышение уровня культуры и международного престижа государства. Христианство уже постепенно проникало в Русь и раньше, и принятием православия великая княгиня показывала свое одобрение христианизации страны и подавала личный пример. Крестным отцом её был византийский Император, а крестил Патриарх, и это тоже повышало международный престиж и самой великой княгини, и Русского государства.

В 962 г. Святослав, не пожелавший принять христианство и оставшийся язычником, взял власть в свои руки. Святослав присоединил вятичей, тиверцев и уличей, завершив воссоединение восточнославянских племен. Он был первым, кто заменил местных князей важнейших княжеств (племён) своими сыновьями, усилив этим централизацию управления. Святослав уничтожил Хазарский каганат, совершил ряд успешных военных походов против волжских и дунайских болгар, но в 972 г. погиб в бою с печенегами. При Святославе Русь впервые в своей истории попыталась решить внешнеполитические задачи, преследующие цель обеспечить её жизнеспособность; защититься от соседей и получить выход к Чёрному морю. После гибели Святослава киевским князем в 972–980 гг. стал его старший сын Ярополк, но вскоре между ним и его братьями началась борьба за власть. Победу в ней одержал Владимир (980–1015 гг.), княживший в Новгороде. По его приказу Ярополк был убит.

Владимир был одним из великих правителей нашего Отечества: он понял значение христианства. Прежде всего, оно укрепляло власть — один всемогущий бог и один его наместник (князь) в едином государстве. Христианство примиряло людей с реальной действительностью, в частности, с углублявшимся материальным неравенством, разрывом между богатыми и бедными, объясняя это волей Бога, указывая, что главное не в богатстве, а в нравственном совершенстве: земная жизнь — только приготовление к загробной, вечной, жизни, и только праведника ждёт рай после смерти. Владимир понял, что христианство приобщало к более высокой цивилизации (к этому времени его приняла вся Западная Европа). В 989 г. Владимир принял православие, а с 990 г. начал правительственную христианизацию Руси, крестив киевлян и приказав своим наместникам крестить остальное население. Процесс христианизации, требовавший отказа от языческой веры отцов и низвержения власти жрецов (на Руси они назывались волхвами), был болезненным и вызывал сопротивление. Из-за этого многие языческие традиции и праздники сохранились и дополняют христианские (масленица и т. п.). Христианство способствовало развитию на Руси грамотности, летописания, появлению при церквях и монастырях школ и библиотек, развитию живописи (иконописания) и архитектуры. Церковь призывала людей к нравственному совершенству: человеколюбию, терпимости, уважению к личности, родителям и детям, выступала против междоусобной борьбы. Русь сама стала оказывать влияние на языческих соседей (печенегов, Волжскую Булгарию). Владимир присоединил Червенскую Русь, воевал с печенегами и Византией. Став христианином, Владимир устраивал для народа бесплатные пиры, раздавал пищу, и приказывал своим наместникам помогать беднякам. Народ сохранил о Владимире благодарную память: о нём и его богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче слагались былины и песни, в которых он именуется Владимиром Красное Солнышко. Церковь объявила Владимира святым, но официально он был канонизирован в XIII в. Владимир умер в 1015 г. Ко времени его смерти Русь, пережив немалые потрясения, превратилась в одну из сильнейших держав Восточной Европы. К началу XI в. в состав Руси вошли практически все крупные восточнославянские союзы племен, а также населявшие Восточно-Европейскую равнину на севере, северо-западе и северо-востоке угрофинские и балтские племена, на юге и юго-востоке — тюркские племена . Соединённые воедино волей киевского князя, хозяйственными и торговыми интересами, необходимостью обороняться от внешних врагов, многочисленные племена существовали в составе единого государства, но единство это было ещё не прочным, как единство других европейских средневековых образований.

После смерти Владимира вспыхнула борьба между его сыновьями, окончившаяся победой Ярослава. Но ему пришлось договориться с братом Мстиславом и разделить Русь. По договору между ними Мстислав получил Левобережье Днепра с Черниговым, и только после его смерти в 1036 г. Ярослав объединил Русь. Главным событием внутренней политики Ярослава было создание первого писаного свода законов — судебника «Русская Правда». По своим нормам «Русская Правда» была близка к действовавшим тогда западноевропейским законам. При Ярославе международные связи Руси значительно расширились, так что эти законы, возможно, были известны составителям «Русской Правды». Княжение Ярослава — эпоха высшего процветания Древнерусского государства. Ярослав основал в Киеве собор Святой Софии, украсив его фресками и мозаикой; оградил Киев новыми каменными стенами, устроив в них знаменитые Золотые ворота; велел переводить книги рукописные с греческого на славянский и много сам их покупал, а рукописи положил в библиотеку Софийского собора для общего пользования. Для распространения грамоты он велел духовенству обучать детей. При Ярославе приехали из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному пению, и был переведён византийский Номоканон — церковный устав или Кормчая книга. Значительно выросло международное значение Руси: с её политикой считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны. На востоке вплоть до низовьев Волги у Руси теперь практически не было соперников. За свою деятельность Ярослав был прозван Мудрым. Ярослав был «самовластным» государем. Он умер в 1054 г., разделив по обычаю русскую землю между сыновьями (дав им «уделы»), оставив великокняжеский престол старшему сыну Изяславу. В 1073 г. началась длительная междоусобная борьба между сыновьями Ярослава, захватившая и потомство сыновей, осложнившаяся борьбой с половцами. Половцы предприняли десятки походов на Русь, отторгнув огромные массивы плодородных земель. Население их либо погибло, либо было уведено в плен и продано в рабство, либо бежало на север под защиту лесов и болот. Главной задачей становилась оборона страны. Стремясь превратить половцев из врагов в союзников, русские князья и половецкие ханы нередко заключали династические браки между своими сыновьями и дочерьми.

В 1113 г. умер великий князь Святополк, и киевляне выбрали своим князем внука Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха, прославленного полководца, переяславского князя Владимира, также прозванного Мономахом. Владимир Мономах воссоздал единство Руси. Половцы встречали дружный отпор, удельные князья смирились. Мономах дал Руси новый судебник, заменивший «Русскую Правду», — «Устав Владимира Всеволодовича», написал «Поучение своим детям» — замечательный памятник литературы и педагогики. В Киеве и других городах строились церкви, украшенные живописью. При Мономахе работал летописец Нестор; началось составление по византийским образцам житий людей, прославившихся святостью жизни; игумен Даниил описал свое путешествие в Иерусалим. Владимир Мономах скончался в 1125 г. На престол взошёл его старший сын Мстислав, а после его смерти в 1132 г. снова вспыхнула междоусобица. К этому времени вследствие роста населения и развития ремёсел и торговли значительно усилилась экономическая мощь отдельных удельных княжеств и городов; в городах выросло богатое купечество; появились мелкие землевладельцы, служившие князьям и крупным землевладельцам-боярам за предоставление им земли на время службы и составлявшие сильное войско. Разница в местонахождении и природных условиях княжеств обусловливала разницу в их экономической и военной мощи и политическом значении. К середине XII в. Древнерусское государство распалось на 15 княжеств, фактически независимых от Киева. За столетие — с середины XII в. до середины XIII в. — на великокняжеском престоле сменилось 46 князей. Распад Древнерусского государства был закономерным явлением исторического процесса, происходившего и в Западной Европе.

Во второй половине XII в. наиболее сильными становятся Ростово-Суздальское (позднее Владимиро-Суздальское), Галицко-Волынское княжества и феодальная аристократическая республика «Господин Великий Новгород», обложившая данью племена Русского Севера до Урала и Западной Финляндии. Были попытки объединиться против общего врага; одной из них стало совместное участие князей в неудачной битве с татаро-монголами на реке Калке в 1223г.

В начале XIII в. началось наступление шведов на земли, находившиеся во владении Новгорода в центральной Финляндии, на Водскую и Ижорскую земли. В 1240 г. князь Александр Ярославич нанёс им поражение в битве на Неве, за что получил прозвание «Невский». В конце XII – начале XIII в. в Прибалтике появились Орден меченосцев и Тевтонский Орден, вскоре объединившиеся в Немецкий (Ливонский) Орден. Немцам удалось захватить Прибалтику, установив границу по берегу Чудского озера и реке Нарове, но дальнейшее их продвижение было остановлено победой над ними Александра Невского в 1242 г. на Чудском озере. В борьбе с ними литовские племенные союзы постепенно объединились в единое государство: Великое княжество Литовское.

Так в конце IX века возникло мощное Древнерусское государство, объединившее славянские и другие племена, с центром в Киеве, во главе с династией Рюриковичей (862–1598 гг.), с одним языком, единой верой и общими законами. В XII в. оно распалось на несколько десятков княжеств, враждовавших между собой. Отдалённость от центров античной культуры, многовековое отставание принятия христианства от западноевропейских стран, его медленное распространение из-за огромных размеров территории, враждебное отношение католической церкви к православию, междоусобные войны и борьба с агрессией соседей, которые препятствовали международным культурным связям — всё это замедляло развитие культуры в Древней Руси.

 

 

xn--80aaaa1bhnclcci1cl5c4ep.xn--p1ai

Образование Древнерусского государства 9 - 10 века

РАЗДЕЛ I Древняя Русь в 9-13 веках Лекция 2. Образование Древнерусского государства 9-10 вв.

РАЗДЕЛ I Древняя Русь в 9-13 веках

Лекция 2. Образование Древнерусского государства 9-10 вв.

Предпосылки образования государства «Предпосылка» - условие или обстоятельство, благоприятное для возникновения некоторого явления, развития каких-либо событий. Государство переводится как сила, обращенная на чужого. Важнейшая предпосылка для начала становления государства – существование хотя бы минимальной организации общества.

Предпосылки образования государства

«Предпосылка» - условие или обстоятельство, благоприятное для возникновения некоторого явления, развития каких-либо событий.

Государство переводится как сила, обращенная на чужого.

Важнейшая предпосылка для начала становления государства – существование хотя бы минимальной организации общества.

Предпосылки образования государства Однотипная среда обитания Близость традиций, языка, верований Внешняя опасность, исходившая как от северных, так и южных соседей

Предпосылки образования государства

  • Однотипная среда обитания
  • Близость традиций, языка, верований
  • Внешняя опасность, исходившая как от северных, так и южных соседей
Расширение контактов между племенами. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» 859 г. Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

Расширение контактов между племенами.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

859 г.

Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

Расширение контактов между племенами. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» 862 г. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И от тех варягов прозвалась Русская земля. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

Расширение контактов между племенами.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

862 г.

Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

И от тех варягов прозвалась Русская земля.

И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро.

Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

1 этап объединения восточных славян в единое целое Для прекращения междоусобиц славянские племена объединившись , обратились к варягам. Варяги откликнулись на призыв. Сформировались ДВЕ первые значительные территории как самостоятельные образования в восточнославянских землях (КИЕВ и НОВГОРОД)

1 этап объединения восточных славян в единое целое

Для прекращения междоусобиц славянские племена объединившись , обратились к варягам. Варяги откликнулись на призыв.

Сформировались ДВЕ первые значительные территории как самостоятельные образования в восточнославянских землях (КИЕВ и НОВГОРОД)

 «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» 882 г. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским… И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским»

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

882 г.

Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским…

И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским»

Проверь себя Кого в летописи звали мужем (княжеским мужем) ?

Проверь себя

Кого в летописи звали мужем (княжеским мужем) ?

2 этап объединения восточных славян в единое целое ОЛЕГ , принявший власть после смерти Рюрика ( так как сыну Рюрика ИГОРЮ было мало лет), объединил территории Новгорода и Киева и стал ПЕРВЫМ ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ КИЕВСКИМ , правившим с 912 по 945 гг.

2 этап объединения восточных славян в единое целое

ОЛЕГ , принявший власть после смерти Рюрика ( так как сыну Рюрика ИГОРЮ было мало лет), объединил территории Новгорода и Киева и стал

ПЕРВЫМ ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ КИЕВСКИМ ,

правившим

с 912 по 945 гг.

 «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» 883 г. Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице. 884г. Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: „Я враг их» и вам (им платить) незачем». 885г. Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: „Кому даете дань?». Они же ответили: „Хазарам». И сказал им Олег: „Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал .

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

883 г.

Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

884г.

Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: „Я враг их» и вам (им платить) незачем».

885г.

Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: „Кому даете дань?». Они же ответили: „Хазарам». И сказал им Олег: „Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал .

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» Нестор подводит итог: «И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал .» Таким образом, начался процесс образования единой территории многонационального древнерусского народа.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Нестор подводит итог:

«И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал .»

Таким образом, начался процесс образования единой территории многонационального древнерусского народа.

Структура организации государственной власти и управления в Киевской Руси Законодательные функции Великий князь киевский Вече (киевское) – общее собрание свободных граждан Дружина старшая (князья, бояре) Старцы градские (киевские) старейши-ны Персональная групповая общая власть власть власть Исполнительные функции Дружина младшая ( отроки, детские, чадь, гриди, рядовичи)

Структура организации государственной власти и управления в Киевской Руси

Законодательные функции

Великий князь киевский

Вече (киевское) – общее собрание свободных граждан

Дружина старшая (князья, бояре)

Старцы градские (киевские) старейши-ны

Персональная групповая общая

власть власть власть

Исполнительные функции

Дружина младшая

( отроки, детские, чадь, гриди, рядовичи)

Проверь себя Вопрос 1. Великий князь киевский – персона, которой принадлежит высшая государственная власть. Приведите термин, именующий тип государства, в котором власть принадлежит одному человеку. Великий князь киевский ?

Проверь себя

Вопрос 1.

Великий князь киевский – персона, которой принадлежит высшая государственная власть.

Приведите термин, именующий тип государства, в котором власть принадлежит одному человеку.

Великий князь киевский

?

Проверь себя Вопрос 2. Старшая дружина и старцы градские – группы политических деятелей. Приведите термин, именующий тип государства, в котором власть находится в руках небольшой группы, немногих людей. Дружина старшая Старцы градские ?

Проверь себя

Вопрос 2.

Старшая дружина и старцы градские – группы политических деятелей.

Приведите термин, именующий тип государства, в котором власть находится в руках небольшой группы, немногих людей.

Дружина старшая

Старцы градские

?

Проверь себя Вопрос 3. Вече киевское Вече – общее собрание свободных граждан. Приведите термин, именующий тип государства, в котором власть принадлежит такому или подобному собранию? ?

Проверь себя

Вопрос 3.

Вече киевское

Вече – общее собрание свободных граждан.

Приведите термин, именующий тип государства, в котором власть принадлежит такому или подобному собранию?

?

Подсказка

Подсказка

ВСПОМИНАЕМ ТЕРМИН

ВСПОМИНАЕМ ТЕРМИН

ОТВЕТЫ И ВЫВОД Великий князь киевский Вече (киевское) – общее собрание свободных граждан Дружина старшая (князья, бояре) Старцы градские (киевские) старейши-ны МОНАРХИЯ ДЕМОКРАТИЯ ОЛИГАРХИЯ Таким образом, древнерусские формы организации государственной власти идут в общем русле с европейскими государствами.

ОТВЕТЫ И ВЫВОД

Великий князь киевский

Вече (киевское) – общее собрание свободных граждан

Дружина старшая (князья, бояре)

Старцы градские (киевские) старейши-ны

МОНАРХИЯ

ДЕМОКРАТИЯ

ОЛИГАРХИЯ

Таким образом, древнерусские формы организации государственной власти идут в общем русле с европейскими государствами.

Осуществление государственных функций в Древнерусском государстве на практике Главнейшая задача обеспечения государства решалась сбором произвольно устанавливаемой дани с подчиненных племен при личном участии великого киевского князя и его бояр.

Осуществление государственных функций в Древнерусском государстве на практике

Главнейшая задача обеспечения государства решалась сбором произвольно устанавливаемой дани с подчиненных племен при личном участии великого киевского князя и его бояр.

 «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» 945 г. В тот год сказала дружина Игорю: „Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, – поразмыслив, сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Восстание древлян и убийство великого князя киевского Игоря.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

945 г.

В тот год сказала дружина Игорю: „Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, – поразмыслив, сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства.

Восстание древлян и убийство великого князя киевского Игоря.

Ольга , жена великого князя Игоря, привела к повиновению древлян и осуществила экономические реформы. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» 946 г . А как взяла город [ Искоростень]и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань. И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги ; и сохранились места ее стоянок и места для охоты.

Ольга , жена великого князя Игоря, привела к повиновению древлян и осуществила экономические реформы.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

946 г .

А как взяла город [ Искоростень]и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги ; и сохранились места ее стоянок и места для охоты.

Первые экономические реформы Установление УРОКОВ – четко определенные размеры дани, которые следовало платить в определенные сроки. В отличие от « ПОЛЮДЬЯ », это стало более цивилизованной формой налогообложения, поскольку дань собиралась лишь один раз в год в натуральной форме. Установление ПОГОСТОВ - Они представляли из себя небольшие центры княжеской власти, где производился сбор дани.

Первые экономические реформы

Установление УРОКОВ –

четко определенные размеры дани, которые следовало платить в определенные сроки. В отличие от « ПОЛЮДЬЯ », это стало более цивилизованной формой налогообложения, поскольку дань собиралась лишь один раз в год в натуральной форме.

Установление ПОГОСТОВ - Они представляли из себя небольшие центры княжеской власти, где производился сбор дани.

РЕФОРМЫ КНЯГИНИ ОЛЬГИ Следующим этапом стало назначение тиунов -сборщиков дани на погостах. Реформы княгини Ольги способствовали тому, что дань, которую собирали с автономных племен, заменили одинаковым фиксированным налогом, который выплачивало все население. При этом избегалась вероятность повторного сбора с одного плательщика. Княгини Ольга в результате реформ создала особую систему руководства и управления — единую, центральную, государственную структуру.

РЕФОРМЫ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Следующим этапом стало назначение тиунов -сборщиков дани на погостах.

Реформы княгини Ольги способствовали тому, что дань, которую собирали с автономных племен, заменили одинаковым фиксированным налогом, который выплачивало все население. При этом избегалась вероятность повторного сбора с одного плательщика.

Княгини Ольга в результате реформ создала особую систему руководства и управления — единую, центральную, государственную структуру.

Святослав Игоревич правил до 972 г. Уделял большое внимание внешнеполитическим вопросам, но реформы его матери, княгини Ольги, продолжали действовать.

Святослав Игоревич

правил до 972 г.

Уделял большое внимание внешнеполитическим вопросам, но

реформы его матери, княгини Ольги, продолжали действовать.

879-912 гг 912 – 945 гг 945 – 969 гг 964 - 972 гг

879-912 гг

912 – 945 гг

945 – 969 гг

964 - 972 гг

Проверь себя Укажите год (по летосчислению от Р.Х.) похода новгородского князя Олега на юг, в результате которого он захватил Смоленск, Любеч и, наконец, Киев . 882  695  1003  898

Проверь себя

Укажите год

(по летосчислению от Р.Х.) похода новгородского князя Олега на юг, в результате которого он захватил Смоленск, Любеч и, наконец, Киев .

882  695  1003  898

Проверь себя Укажите год (по летосчислению от Р.Х.), в котором, согласно сообщению автора Повести временных лет Нестора, бояре Рюрика Аскольд и Дир стали правителями (князьями) в главном городе полян Киеве. 868  862  888  898

Проверь себя

Укажите год (по летосчислению от Р.Х.), в котором, согласно сообщению автора Повести временных лет Нестора, бояре Рюрика Аскольд и Дир стали правителями (князьями) в главном городе полян Киеве.

868  862  888  898

Проверь себя Укажите имена двух бояр Рюрика, отпросив-шихся у него «с родом своим» в Царьград и, не дойдя до Царьграда, в качестве правителей (князей) осевших в главном городе полян Киеве. Аскольд   Святослав   Дир   Ратмир   Росс   Ольгерд

Проверь себя

Укажите имена двух бояр Рюрика, отпросив-шихся у него «с родом своим» в Царьград и, не дойдя до Царьграда, в качестве правителей (князей) осевших в главном городе полян Киеве.

Аскольд  

Святослав  

Дир  

Ратмир  

Росс  

Ольгерд

Проверь себя Укажите исторический фактор (исторический процесс), ускоривший на Европейском континенте замену родоплеменных связей связями территориальными в середине I тысячелетия. малый ледниковый период   великое переселение народов   изобретение колеса   становление великого шёлкового пути

Проверь себя

Укажите исторический фактор (исторический процесс), ускоривший на Европейском континенте замену родоплеменных связей связями территориальными в середине I тысячелетия.

малый ледниковый период  

великое переселение народов  

изобретение колеса  

становление великого шёлкового пути

Проверь себя Укажите имя (название) варяжского племени (или народа), к которому,  согласно сообщению автора Повести временных лет Нестора, обратились чудь, словене, кривичи и весь со словами: «Приходите княжить и владеть нами.» поляне   вепсы русь   древляне

Проверь себя

Укажите имя (название) варяжского племени (или народа), к которому,  согласно сообщению автора Повести временных лет Нестора, обратились чудь, словене, кривичи и весь со словами: «Приходите княжить и владеть нами.»

поляне  

вепсы

русь  

древляне

Проверь себя Приведите обобщённое название, употребляемое автором Повести временных лет Нестором для именования северогерманских народов, которым платили дань чудь, словене, меря и кривичи. варяги   рыцари   русь   тевтоны

Проверь себя

Приведите обобщённое название, употребляемое автором Повести временных лет Нестором для именования северогерманских народов, которым платили дань чудь, словене, меря и кривичи.

варяги  

рыцари  

русь  

тевтоны

Проверь себя Укажите имя первого князя новгородского, призванного на княжение, согласно «Повести временных лет», жителями новгородской земли во 2-й половине 9 в. Ольгерд Ольгерт Ратмир Рюрик

Проверь себя

Укажите имя первого князя новгородского, призванного на княжение, согласно «Повести временных лет», жителями новгородской земли во 2-й половине 9 в.

Ольгерд

Ольгерт

Ратмир

Рюрик

Проверь себя Как называлось народное собрание в древней и средневековой Руси, обсуждавшее и решавшее важные общие дела (вопросы законодательства, суда, войны и мира, выборы и смещение князей и должностных лиц и т. д.)? дума совет сход вече

Проверь себя

Как называлось народное собрание в древней и средневековой Руси, обсуждавшее и решавшее важные общие дела (вопросы законодательства, суда, войны и мира, выборы и смещение князей и должностных лиц и т. д.)?

дума

совет

сход

вече

Проверь себя Как назывались в Древней Руси княжие мужи, составлявшие старшую дружину? рать бояре стольники приказ

Проверь себя

Как назывались в Древней Руси княжие мужи, составлявшие старшую дружину?

рать

бояре

стольники

приказ

Проверь себя Как назывался в Древней Руси поход великого князя киевского с дружиной для сбора дани с покорённых племён? промысел полюдье поборы наказ

Проверь себя

Как назывался в Древней Руси поход великого князя киевского с дружиной для сбора дани с покорённых племён?

промысел

полюдье

поборы

наказ

multiurok.ru