История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники. Древнерусское окно
Формирование древнерусского стиля в архитектуре отдельных земель.Совсем не объективные размышления о стилях в архитектуре (продолжение)
Византийская художественная система, появившаяся на Руси после принятия христианства, попала на благодатную почву. В период существования Киевской Руси началось строительство больших каменных храмов. Для этого сначала приглашались греческие мастера, но постепенно появились свои, русские мастера, которые и дали начало самобытной русской архитектуре. В результате возникла византийско-киевская художественная система. К середине XII в. в ней сформировался тип закомарного храма, как главного городского и монастырского собора. В строительстве стали использовать отличные от византийских прототипов решения: кроме "полосатой" кладки из плинфы, начали применять порядовую кладку из кирпича прямоугольной формы и кладку из тёсаного белого камня.
Однако эпоха Киевской Руси заканчивалась. Это был первый этап развития русского зодчества. В нём ещё сильны византийские традиции, но уже просматриваются пути эволюции архитектурной мысли русских мастеров.
В XII веке православие стало той верой, которая объединяла всю Русскую землю. Развитие Руси в виде отдельных княжеств, в составе единой Русской земли, не могло не отразиться на древнерусской архитектуре. Стремление князей к первенству находило зримое воплощение в формах и образах их дворцовых храмов. Строить огромные соборы времён Киевской Руси не было ни возможности, ни необходимости. В этот период развиваются новые типы храмов – городские, монастырские, дворцовые, посадские. В главных городских и монастырских соборах сохранялась византийская традиция, но уже в формах берущих начало в Великой Печерской церкви. К концу XII в. большие соборы с позакомарным покрытием, как художественная система, становятся традиционными. Поиск новых пластических форм идёт в небольших по размеру дворцовых и посадских храмах.
Архитектуру этого времени принято разделять на несколько школ. Основными из них были киевская, черниговская, галицко-волынская, полоцкая, смоленская, псковская, новгородская, владимиро-суздальская, рязанская. Конечно, их основой являлась общая византийско-киевская традиция, но в разных землях она приобретала свои особые черты.
Киевская архитектурная школа продолжала развивать традиции времён единого государства и стала, в некотором смысле, их хранителем. Поэтому в Киеве зодчие в основном занимались не поиском новых пластических решений, а совершенствованием уже созданного архитектурного облика русского православного храма. Типичным образцом киевской архитектуры этого периода является церковь Успения на Подоле ("Пирогоща"), построенная в 1135 году.
В других землях Древней Руси наибольшее распространение получают четырёхстолпные одноглавые церкви. Характерной чертой этих храмов является ярко выраженная центричность и вертикальность композиции. В них особенно заметно отличие древнерусского архитектурного стиля от византийских традиций. Спокойное чередование закомар киевских храмов сменяется динамичным трехлопастным завершением, приземистые византийские барабаны приобретают вытянутые пропорции, посводные купольные покрытия заменяются шлемовидными и луковичными главами, на смену греческому равноконечному надкупольному кресту постепенно приходит стройный восьмиконечный русский крест.
Попробуем проследить, как возникло и развивалось это новое художественное направление, которое, несмотря на местные различия, формирует единый для всей Руси новый образ православного храма.
Для того чтобы представить себе, какие декоративные и конструктивные решения разных архитектурных школ относятся к древнерусскому стилю, обозначим его основные элементы на модели гипотетического храма.
Теперь пора отправиться в путешествие по русским княжествам и на конкретных примерах посмотреть, как возникло и сформировалось то направление в архитектуре второй половины XII – начала XIII века, которое объединяет храмы, построенные в стиле, который я называю "древнерусским". Итак, начнём…
Сначала посетим древний Полоцк. Между 1143 и 1161 годом в Спасском монастыре мастер Иоанн строит церковь Спаса Преображения. В плане это традиционная прямоугольная церковь с притвором и одной выступающей полукруглой апсидой, предполагающая и традиционные закомарные фасады. Однако мастер Иоанн опускает высоту притвора до уровня апсиды, тем самым выделив четверик основного объёма. Центральная часть храма устремилась вверх. Желая ещё больше подчеркнуть вертикальность композиции, зодчий сделал постамент в основании барабана, который оформил трёхлопастными ложными закомарами (кокошниками). На фасаде возник второй ярус закомар, и храм получил ступенчатое завершение, переходящее в высокий световой барабан. С западной стороны впечатление ярусности подчёркнуто ещё одним уровнем закомар над низким притвором. Спасо-Преображенский храм с его вытянутой формой плана, позакомарным завершением фасадов, простыми лопатками, разделяющими прясла, и традиционной кладкой из плинфы со скрытым рядом был ещё сильно связан с киевско-византийской архитектурой. Однако первый шаг к русскому столпообразному храму был сделан. В настоящее время облик храма искажен позднейшими перестройками, но он почти полностью сохранил древнюю кладку, включая своды и ложные трёхлопастные закомары.
Из Полоцка перенесёмся в Смоленск, где между 1180 и 1197 годом была построена церковь Михаила Архангела (Свирская). По типу это дворцовый храм в резиденции смоленского князя Давида Ростиславича. Конечно, требования к парадному княжескому храму были другие, нежели к небольшой монастырской церкви. Несмотря на это, в Смоленске получают развитие те новые принципы, которые впервые были воплощены в храме Спаса Преображения, тем более, что строительство в Смоленске вели приглашённые полоцкие мастера.
Свирская церковь уже не прямоугольная, а практически квадратная в плане. К высокому, столпообразному четверику основного объёма с трёх сторон, в ширину центрального прясла, пристроены более низкие прямоугольные притворы. Сводчатое перекрытие притворов повторяет на фасаде форму центральной закомары и создаёт ступенчатость вертикального объёма. С восточной стороны церкви выделяется мощная полукруглая центральная апсида, боковые апсиды имеют прямоугольную форму и по высоте совпадают с притворами, закрепляя первый уровень ярусной композиции. Вертикальная устремлённость основного объёма подчёркнута более низкими полузакомарами боковых прясел, из-за чего четверик завершается не спокойным ритмом трёх традиционных закомар, а динамичной трёхлопастной кривой. Нарастание объёмов усиливается третьим ярусом из декоративных трёхлопастных кокошников в основании высокого светового барабана. Ещё одним новым приёмом является обработка всех углов храма уступчатыми лопатками, усложненными введением тонких полуколонок. Мощные пучки вертикальных тяг поднимаются до самого верха и переходят в обрамление трёхлопастных кривых, венчающих фасады храма и закомары над притворами. Храм построен из традиционной плинфы, чтобы рисунок её кладки не создавал излишнюю деталировку фасадов, все части храма были при строительстве полностью оштукатурены. Одновременно торжественная и строгая, с нарастающим ритмом симметричных архитектурных форм, вся устремлённая ввысь, церковь Михаила Архангела восхищала современников и стала прекрасным образцом подлинно русской архитектуры.
Храм почти полностью сохранил наружные стены и внутренние столпы, подпружные арки и даже световой барабан. Но в конце XVII века были переложены своды и разобраны трёхлопастные завершения стен, что делает проблематичной их научную реставрацию. Хотя, мне кажется, что ради воссоздания образа уникального храма, в данном случае строгой научностью можно поступиться. Найденная в церкви Михаила Архангела композиция центричного, одноглавого, многоярусного столпообразного храма в сочетании с простым, но эффектным декором, оказалась очень привлекательной.
В 1207 году смоленские мастера, по заказу купцов, торговавших с "заморьем", построили на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде церковь Параскевы Пятницы. Это совершенно нехарактерный для новгородского зодчества того времени храм. Композиционно церковь Параскевы Пятницы является, по сути, уменьшенной репликой смоленской церкви Михаила Архангела. Тот же высокий четверик основного объёма с пониженными притворами на оси каждого фасада, одна высокая полукруглая центральная апсида, прямоугольные боковые апсиды в уровне притворов. Кроме того, трёхлопастное завершение четверика и мощные, даже несколько несоразмерные храму, пучковые пилястры на углах тоже восходят к смоленской церкви. При всём сходстве, церковь Параскевы Пятницы имеет свои особенности. Например, столпы четверика имеют не квадратную, а круглую форму, так как они меньше затесняют небольшое внутреннее пространство. Оригинальны внутристенные переходы, соединяющие хоры в верхних уровнях притворов. На фоне новгородских храмов, выполненных в киевско-византийской традиции, гармоничных и уравновешенных, но несколько тяжеловесных, церковь Параскевы Пятницы с её динамичной композицией, выражала совершенно новое, именно русское, представление об образе православного храма. Эта художественная форма была практически сразу принята новгородцами, творчески переработана и позднее стала "визитной карточкой" новгородской архитектуры. Сейчас завершение церкви Параскевы Пятницы утрачено, хотя можно не сомневаться, что оно повторяло приёмы смоленской церкви.
Одним из первых новгородских храмов в новом художественном стиле стала церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту, построенная в 1226 году. Это маленькая, скромная по декору, четырёхстолпная церковь. Она получила динамичное трёхлопастное завершение стен четверика. Чтобы подчеркнуть эффект устремленности вверх, зодчие применили простой, но эффективный приём: стены четверика и светового барабана получили небольшой наклон внутрь храма. Единственная апсида сделана очень небольшой, что визуально увеличивает масштаб церкви и делает её, при скромных размерах, монументальной.
Художественный образ смоленской церкви был использован и при постройке первого каменного Троицкого собора, главного символа Пскова. О нём мало что известно, но, несомненно, это был столпообразный одноглавый храм, имевший сложную ярусную композицию. Возможно, его построили те же смоленские мастера, которые позднее возвели Пятницкую церковь в Новгороде. В 1363 году своды собора рухнули, и в 1367 году псковским мастером Кириллом был построен новый Троицкий собор. Этот храм сохранил динамичную ярусную композицию и, вероятно, частично воспроизводил декоративные элементы разрушенного собора. Сохранился рисунок XVII века с изображением Троицкого собора 1367 года, на нём видны мощные пучковые пилястры, характерные именно для смоленского зодчества. Только в 1699 году этот ярусный храм заменили огромным кубом ныне существующего пятиглавого собора.
Композиция четырёхстолпного центричного храма оказалась идеальной для небольших посадских церквей. Именно такой тип храма стал главенствующим в новгородском и псковском зодчестве. Каждая из этих архитектурных школ по-своему творчески развивает новые художественные идеи, воплощённые в смоленской церкви Михаила Архангела. Поэтому при всей внешней близости отдельных элементов и пространственных построений, новгородская и псковская архитектурные школы имеют свой особый, узнаваемый стиль.
Оставим на время Новгород и Псков, их лучшие храмы будут построены в более позднюю эпоху.
Теперь отправимся в Чернигов. Здесь были построены замечательные храмы, они впечатляют своими размерами, мощью, пышным великолепием и торжественной статичностью. Черниговские храмы были самыми "византийскими" на Руси и по внешнему виду и по духу. Казалось бы, черниговская школа должна, как и киевская, развиваться в русле этих традиций. Но именно в Чернигове возникает один из самых замечательных образцов русской архитектуры домонгольского периода.
Около 1200 года, почти одновременно со строительством Свирской церкви в Смоленске, в Чернигове возводится церковь Параскевы Пятницы. Это небольшой, почти квадратный, четырёхстолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами. Решая ту же задачу, что и строители смоленской церкви, зодчий Милонег пошёл совершенно оригинальным путём. Из-за малых размеров храма он не имел возможности создать ярусную структуру, используя дополнительные объёмы. Такое решение нанесло бы ущерб цельности храма, сделало бы его дробным. Поэтому Милонег наоборот, делает храм необычайно слитным в плане, с уплощёнными апсидами, которые на фасаде не разделяются, а как бы перетекают одна в другую. Внутренние столпы максимально раздвинуты к наружным стенам, что позволило получить большое подкупольное пространство. Крылья креста, перекрытые цилиндрическим сводом, образуют на фасадах центральную закомару. Боковые прясла узкие, поэтому перекрыты половиной циркульного свода и оканчиваются полузакомарами, которые вместе с центральной формируют трёхлопастную кривую завершения четверика церкви.
Чтобы выразить вертикальную устремленность храма, мастер Милонег блестяще изменил византийскую конструктивную систему сводов и подпружных арок. Он поднимает подпружные арки, несущие барабан купола, значительно выше уровня сводов центрального креста. Такого приёма византийская архитектура не знала, в византийской традиции арки всегда были ниже сводов. Это гениальное решение позволило создать дополнительные, ступенчато повышающиеся своды. То есть зодчий как бы разрезал центральный свод на две части: первую часть, примыкающую к наружной стене, он оставил на уровне фасадной закомары, а вторую, примыкающую к подкупольному пространству, поднял до высоты подпружных арок. Возникла своеобразная ступень из двух сводов. Перепад между этими сводами закрывает промежуточная закомара, которая образовала на фасаде храма второй ярус. Над верхним сводом, в основании светового барабана, был сделан третий, декоративный ярус из ложных закомар-кокошников.
Такая пирамидальная трёхъярусная структура, увенчанная высоким световым барабаном с вытянутыми окнами, создала лёгкую, устремленную ввысь, столпообразную композицию храма. Этой же цели служат поднимающиеся на всю высоту церкви изящные профилированные пилястры с тонкими полуколонками, небольшая стрельчатость центральных закомар, вертикальные тяги апсид и светового барабана.
Облик храма удивительно гармоничен, а его фасады, с перспективными порталами из профилированного кирпича, декоративными поясами и нишами - нарядны и праздничны.
Конструктивная и художественная система, впервые созданная Милонегом в Пятницкой церкви, не получила или не успела получить развития в этот период, но его идеи позднее станут востребованы в раннемосковской архитектуре.
Примерно в это же время возникла небольшая архитектурная школа в Гродно, столице древнего Городенского княжества. В основном, она продолжала византийско-киевские традиции, однако несколько характерных особенностей, свойственных только этой школе, не позволяют обойти её вниманием. Известны две церкви XII века , относящиеся к гродненской архитектуре. Это "Нижняя" церковь в княжеском замке и церковь Бориса и Глеба на Коложе, построенная около 1183 года. От "Нижней" церкви частично сохранились полы и фрагменты стен. Борисоглебская (Коложская) церковь сохранила северную и часть западной стены до основания закомар, полностью сохранились центральная и северная апсиды, а так же несколько круглых внутренних столпов. Своды, верхняя часть храма и южная стена в настоящее время утрачены.
Характерной приметой гродненской архитектуры являлись скошенные под 45 градусов наружные углы храмов.
Гродненская архитектурная школа интересна в первую очередь тем, что в традиционную кладку из плинфы вводились разноцветные валуны неправильной формы, отшлифованные заподлицо с наружной поверхностью стен, а также живописные вставки в виде крестов и декоративных орнаментов из цветных майоликовых плиток. Активное многоцветие фасадов было совершенно необычно и для киевско-византийской традиции, и для русской архитектуры того времени. Именно колористическое богатство оформления фасадов придаёт гродненским храмам чрезвычайное своеобразие и отличает их от других архитектурных школ. Живописные и нарядные гродненские церкви определили ещё одно направление развития древнерусского зодчества. Позднее яркие цветные изразцы стали широко применяться в декоративном оформлении фасадов русских храмов.
Из небольшого Гродно отправимся в два самых сильных и богатых княжества на юго-западной и северо-восточной границе Русской земли: Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское. Здесь зодчие применяли для строительства не кирпич, а белый камень (известняк). Такая техника кладки стен позволяла использовать в архитектуре фасадов декоративную резьбу.
От всего галицко-волынского зодчества частично уцелела только церковь Пантелеймона, близ Галича, построенная в конце XII века. Это квадратная четырёхстолпная церковь. От храма сохранилась нижняя часть стен и апсиды. Верх стен, первоначальные своды и завершение храма было утрачено. Сохранившиеся фрагменты церкви выполнены из выложенных горизонтальными рядами, тщательно отёсанных белокаменных блоков и имеют достаточно скромное декоративное оформление. Вокруг всего здания проходит сложный профилированный цоколь. На апсидах церкви, в их верхней части, расположена широкая аркатура, которая опирается на тонкие колонки, имеющие базы и капители романского типа. Главный вход на западной стене оформлен в виде мощного перспективного портала, украшенного декоративной резьбой. Более скромный портал расположен на южной стене. В отделке фасадов заметно знакомство зодчих с романской архитектурой. Очень любопытны внутренние столпы и пилястры со сложной профилировкой, при этом снаружи им соответствуют обычные плоские лопатки. Возможно, традиционная для русской архитектуры этого времени планировка сочеталась в интерьере церкви Пантелеймона с западноевропейскими (романскими или раннеготическими) декоративными формами. Скорее всего, храм имел ярусную столпообразную композицию, то есть церковь Пантелеймона по своему объёмно-пространственному решению принадлежала к тому же новому архитектурному направлению, что и храмы в Чернигове и Смоленске.
Другие храмы Галицко-Волынского княжества известны только по раскопкам, но найденные фрагменты белокаменной декоративной резьбы, например, рельеф с драконом из Успенского собора в Галиче, говорят о том, что для галицко-волынской архитектурной школы было характерно сочетание древнерусских объёмно-планировочных приёмов с западноевропейскими декоративными формами.
Гораздо лучше сохранилась архитектура Владимиро-Суздальского княжества.
Первый храм в Суздале был построен при Владимире Мономахе из плинфы. Но уже при Юрии Долгоруком все храмы строятся из белого камня. Владимирский Успенский собор Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, при всех отличиях, по своим объёмно-планировочным решениям близок к киевской архитектурной школе. Однако применение белокаменной кладки открывает перед зодчими новые декоративные возможности. В пластике фасадов видно знакомство с приёмами романской и закавказской архитектуры. Появляются перспективные порталы и аркатурно-колончатый пояс, в тимпанах закомар размещаются резные декоративные рельефы. Возможно, это связано с приглашением Андреем Боголюбским мастеров от Фридриха Барбароссы и "из всех земель". Как и в Галиче, западноевропейские черты проявились на Владимирской земле только в резном декоре, а в планировке и объемном решении сохранилась византийско-киевская традиция. Экспрессивность трёхлопастных завершений и ярусная композиция объёмов не получили распространения во владимиро-суздальской архитектуре 12 века. Однако общая для всей Русской земли идея центричного, вертикально устремленного храма была выражена другими пластическими средствами.
Это прекрасно видно в церкви Покрова на Нерли 1158-1166 гг небольшом одноглавом, четырёхстолпном, трехапсидном крестово-купольном храме. Планировка церкви традиционна, центральный неф вдвое шире боковых, над западным нефом небольшие хоры. Храм завершается спокойным позакомарным покрытием. Западный и восточный фасады имеют центральную симметрию, апсиды почти той же высоты, что и храм. С запада, севера и юга по оси подкупольного пространства расположены перспективные порталы с резными архивольтами и капителями колонн, с востока главная ось храма подчёркнута более высоким окном центральной апсиды. Для того, чтобы уравновесить несимметричные северный и южный фасады, зодчий уменьшил выступ округлых апсид и сделал восточные прясла гораздо уже, чем центральные и западные. Значительный вынос угловых лопаток, с диагонально поставленными колонками, визуально скрадывает выступы апсид и объёдиняет их с восточными пряслами основного объёма храма. Иллюзорно это создаёт эффект центричной композиции. Резные перспективные порталы входов занимают всю ширину среднего прясла. Мощные лопатки, со сложным профилем и сильно выступающими полуколонками, поднимаются от цоколя до закомар. Примерно посредине прясел идёт ажурный аркатурно-колончатый пояс, толщина стены над ним уменьшается, это подчеркивается профилировкой лопаток, получивших два дополнительных уступа. Из-за этого прясла в нижней части получились шире, чем в верхней. Возникает ощущение, что стены имеют небольшой наклон и визуально храм кажется более высоким. Это подчёркивают и щелевидные окна, которые расположены в глубоких уступчатых арочных нишах и начинаются прямо от аркатурного пояса. В верхней зоне прясел, в тимпанах закомар, расположены немногочисленные рельефы. Стройный световой барабан имеет узкие щелевидные окна, его высота подчёркнута аркатурой с декоративными полуколонками. Ещё один аркатурно-колончатый пояс завершает верх апсид. Часть его полуколонок идёт на всю высоту, до цоколя. Все декоративные элементы фасадов храма имеют ясно выраженную вертикальную устремлённость.
Хотя церковь Покрова на Нерли не имеет ярусного завершения, как смоленский и черниговский храмы, в ней есть то же стремительное движение ввысь. Оно создаётся нарастающим ритмом арок, который начинается с мощных порталов входов, подхватывается изящным аркатурным поясом, затем продолжается уступчатыми арками оконных ниш, переходит в повторяющиеся профили упругих полуциркульных закомар и завершается вверху стройной аркадой барабана. В этих бесконечных арках растворяется плоскость стены и создаётся ощущение лёгкости и невесомости, материальны только устремлённые вертикально вверх лопатки с полуколоннами. Над поймой Нерли и Клязьмы храм поднят на искусственном холме и как бы "парит" в окружающем пространстве. Это самый гармоничный древнерусский каменный храм.
В 1191 году был построен Дмитриевский собор, парадный дворцовый храм владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Храм четырехстолпный, трехапсидный, с одной главой. В соответствии с трёхнефным планом собора зодчие разделили стены на три прясла. Каждое прясло делится на два уровня резным аркатурно-колончатым поясом, толщина стены над ним уменьшается, возникают дополнительные уступы лопаток. Всё это повторяет приёмы, найденные в церкви Покрова на Нерли, но Дмитриевский собор почти в два раза больше по размерам. Чтобы визуально облегчить верхнюю часть стен, только уступов лопаток уже недостаточно, поэтому зодчие применили другое решение. Нижняя часть стен, до аркатурного пояса, сложена из гладко отёсанных блоков белого камня, на их фоне выделяются резные перспективные порталы. Верхняя часть стен полностью покрыта декоративными рельефами. Это каменное кружево, на контрасте с монолитной нижней частью, кажется лёгким и воздушным. Двухъярусная поверхность прясел, в обрамлении вертикальных лопаток с полуколоннами, завершается традиционными закомарами. Барабан главы и верхняя часть апсид тоже покрыты белокаменной резьбой. Дмитриевский собор, сохранив вертикальную устремлённость церкви Покрова на Нерли, стал при этом более монументальным и торжественным. Ещё большую парадность придавали собору две несохранившиеся симметричные лестничные башни на западном фасаде, которые через галереи-переходы объединяли его в единый комплекс с княжеским дворцом.
Использование резного декора позволило владимирским зодчим добиться эффекта "нематериальности" и лёгкости стен храма, а мощные сложнопрофилированные лопатки с полуколоннами, завершавшиеся традиционными полукруглыми закомарами, создавали ясную и гармоничную объёмно-пространственную композицию. Многоярусность владимирских храмов возникала не за счёт нарастания объёмов, а из-за разной пластической обработки стен каждого яруса.
При всей самобытности владимиро-суздальской архитектурной традиции, в храмах Суздаля и Юрьева-Польского, построенных в начале 13 века, уже заметно влияние смоленского и черниговского зодчества. К сожалению, верхние уровни собора Рождества Богородицы в Суздале 1225 года и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском 1234 года не сохранились. Возможно, как и в черниговской Пятницкой церкви, они имели повышенные подпружные арки и дополнительные ярусы закомар в основании светового барабана. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском по планировочному решению больше похож на церковь Михаила Архангела в Смоленске, чем на современные ему храмы Владимира. С трёх сторон к основному четверику храма примыкают большие притворы с килевидными закомарами, так же как и в смоленской церкви открытые в центральное пространство. Использование симметричных притворов и повышенных подпружных арок позволило зодчим Георгиевского собора создать объёмно-пространственную ярусную структуру храма. Разбивать фасады на ярусы при помощи разной обработки нижних и верхних уровней стен, как в Дмитриевском соборе, стало не нужно.Поэтому фасады Георгиевского собора в Юрьеве-Польском полностью покрыты белокаменной резьбой, имеющей уже только декоративно-символическое значение Плоский "ковровый" орнамент покрывает архивольты и колонки порталов, стены притворов и лопатки с полуколонками, все элементы аркатурного пояса и стены основного объема храма от самого цоколя. Это был следующий шаг в развитии владимиро-суздальской архитектурной школы. К сожалению, он оказался последним. Катастрофа, связанная с ордынским нашествием, надолго остановила развитие древнерусской архитектуры.
Наше путешествие по древнерусским княжествам подошло к концу. Теперь мы можем подвести некоторые итоги.
При всех различиях местных художественных школ конца XII – начала XIII века, все они обладали ярко выраженными общими чертами. Образная идея устремлённого вверх, центричного, ярусного храма, блестяще решённая в Смоленске и Чернигове, оказалась созвучной мироощущению и культурным традициям всего русского народа.
Чтобы наглядно представить, чем "древнерусский стиль" отличается от византийско-киевского, приведём к единому размеру западный фасад традиционных трёхнефных храмов. При всей условности подобного способа, он позволяет сравнить объёмно-планировочные характеристики этих стилей.
Хорошо видно, что храмы построены в двух разных пропорциональных системах. В "древнерусском стиле" высота доминирует над горизонталью, именно поэтому храмы имеют ярко выраженную устремлённость вверх. Несмотря на разницу абсолютных размеров храмов, их пропорции внутри каждого стиля очень близки. Это говорит о том, что зодчие имели универсальный способ определения пропорциональных отношений и пользовались им на всей территории Древней Руси. Поэтому, хотя художественные приёмы при строительстве храмов в древнерусском стиле везде были разными, возникающее многообразие зримо выражало чувство единства Русской земли.
Развитие древнерусского зодчества в XII—XIII веках характеризуется необычайным творческим подъемом. Можно сказать, что в это время архитектура Древней Руси переживала период своего расцвета. В разных русских землях идёт общий процесс переосмысления традиционной византийской системы крестовокупольного храма и поиск самобытных национальных архитектурных форм. К сожалению, от домонгольского периода развития русской архитектуры сохранилось очень мало храмов, большинство известно только на основании археологических раскопок, не позволяющих полноценно представить, как они выглядели. Однако даже на основании планировочных решений можно судить о многообразии творческих поисков.
Собор Спасского монастыря в Новгороде-Северском имел с запада притвор, а с севера и юга, в продолжение трансепта, симметричные полукруглые выступы. Подобный по композиции храм, хотя и несколько меньших размеров, существовал в Путивле.
В Смоленске несколько церквей имели специфическую особенность: не только боковые, но и центральная апсида имела снаружи не полукруглую, а прямоугольную форму.
В Рязанской земле оригинальную планировку получила небольшая бесстолпная церковь Нового Ольгова городка, которая, возможно, была дворцовой. В ней хорошо видно стремление зодчего сделать максимально центричный храм. С трёх сторон к храму примыкают притворы, единственная апсида почти повторяет по размерам западный притвор, её внешняя стена не полукруглая, а в виде плоской дуги. Скорее всего, храм завершался трёхлопастной кривой.
Полоцкая церковь на Детинце, возможно, послужила основой для создания смоленского храма Михаила Архангела. В ней уже появились плоские боковые апсиды, но притворы ещё не объединяются с внутренним пространством храма.
В Галицком княжестве строились храмы центричного ротондального типа. Церковь Ильи Пророка представляла собой небольшую ротонду, к которой с востока примыкала апсида, а с запада прямоугольный притвор. Около села Побережье была церковь в форме квадрифолия с четырьмя четко выраженными полукружиями.
Созданные воображением зодчих новые пластические формы, объёмно-пространственные и конструктивные решения, безусловно, отражают одну и ту же идею - создания церкви с вертикальной устремленностью композиции. Всё это говорит о том, что древнерусская архитектура по-своему решала те же художественные задачи, что и современная ей западноевропейская католическая готика. Русская православная архитектура не была каким-то изолированным явлением, а являлась важной частью общехристианской европейской культуры.
Иногда домонгольский период развития русской архитектуры называют "русской готикой", что абсолютно неверно, так как готика является совершенно определённым архитектурным стилем, со своими планировочными, декоративными и объёмно-пространственными решениями. Они не имеют ничего общего с формами древнерусского зодчества, а только совпадают по времени. Русская культура середины XII-начала XIII века выработала свой собственный яркий архитектурный стиль, именно его я называю "древнерусским".
К сожалению, блестящее развитие этого стиля было насильственно прервано ордынским нашествием. На долгие годы строительство каменных церквей на Руси практически прекратилась. Только в Новгородской и Псковской земле продолжалось возведение небольших посадских храмов. Однако новгородско-псковское зодчество, при всей его яркости и самобытности, было локальным явлением и не могло стать основой общерусской архитектуры. Оно позволило сохранить традиции древнерусского зодчества, но изумительное многообразие архитектурных форм, характерное для домонгольского периода, было утрачено.
Мы обязательно поговорим о новгородской и псковской архитектуре, но в следующий раз...
Небольшое замечание об именах древнерусских зодчих.
Летописи и Жития упоминают очень мало имён древнерусских зодчих, но те, чьи имена сохранились, несомненно, были великими мастерами. Мы знаем вышгородских древоделей-огородников (градодельцев) Миронега и Ждана; зодчего Кирилловской церкви в Новгороде Корова Яковича; мастера Петра, строителя Георгиевского собора Юрьева монастыря; волынского градостроителя Алексу, поставившего город Каменец; полоцкого мастера Иоанна, автора Спасского собора Спасо-Евфросиньева монастыря. Одним из таких мастеров был зодчий Милонег, строитель подпорной стены Выдубицкого монастыря, черниговской Пятницкой церкви и возможно церкви Василия в Овруче. О нём хочется сказать особо.
Сейчас в интернете и даже специальной литературе можно прочитать, что строителя черниговской церкви звали Пётр Милонег. Для современного восприятия возникает понятная комбинация из имени и фамилии, а это совершенно неправильно. На самом деле зодчий имел старинное русское имя Милонег, которое и носил всю свою жизнь. Под этим именем его знали и уважали современники, под ним он назван летописцем, как великий мастер.
В то время крещёные люди на Руси, от князя до смерда, имели два имени, славянское и православное, полученное при крещении. Причём знали людей не под крестильными, а как раз под их славянскими, русскими именами.
Русь крестил князь Владимир, а не Василий. Первые русские святые Борис и Глеб, а не Роман и Давид. Их убийцу, Святополка Окаянного, не называют Петром. Мы помним Мстислава Удалого, а не Константина, Ярослава Мудрого, а не Георгия, Владимира Мономаха, а не Василия. Героя "Слова о полку Игореве" не вспоминаем как Георгия.
Вот и зодчий Милонег при крещении получил сакральное имя Пётр. Летописец посчитал необходимым упомянуть его, чтобы подчеркнуть православную веру замечательного мастера, так как язычество и двоеверие было ещё очень распространённым явлением.
Поэтому правильно называть этого великого зодчего по его настоящему имени, под которым он вошёл в русскую культуру – Милонег.
sobory.ru
История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники » Перуница
Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…
Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.
Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.
Наличник. Дмитрова Гора. Дом с фигурными берегинями и светелка.(фот. Филиппова Елена)Наличники на окнах, вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?
Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.
Вид на Медведеву Пустынь со стороны Тверского берега.
Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья - на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе - это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?
Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.
Петушки на фронтоне(фот. Филиппова Елена)
Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.
Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня.
Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы
Еще один важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.Восходящее и заходящее солнце(фот. Филиппова Елена)
Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
Наличник. Город Конаково Тверской области. Змеиный узор. Дом перевезен из города Корчева в 1936 г.(фот. Филиппова Елена)
А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.Чудо-юдо(фот. Филиппова Елена)
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: "Вот дурная баба!", взял топор и прорубил в стене окно.
Женщина ответила: "Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно". Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.
При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?
Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.
А что же тогда прорубил ангел?
Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова "волочить" и пошло название волоковое окно.
Волоковое окошко в Истринском музее деревянного зодчества.(фот. Филиппова Елена)
Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.
Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.
Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?
А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?
Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.
Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой, середина 19 века.(фот. Бобылькова Ирина)
В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры - максимум, что можно найти.Почему?
Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.
Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.
Но при Петре I встает иная задача - строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором.
Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.
Улица в Кушалино. Дома с резными наличниками.(фот. Филиппова Елена)
Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?
Филиппова Елена
Деревенский дом - это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.
Дом резчика В. Е. Курбатова. Классическй солярный знак.(фот. Побединский Владимир)
В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д. Талантливым Ивановским краеведом-писателем Дмитрием Александровичем Ивановым, потратившим более двадцати лет на изучение этнографии Ивановской земли, был составлен обобщенный портрет крестьянского дома, преобладающего на территории Ивановской области. Он представляет собой небольшой дом в 3-4 окна, с одной светлой комнатой впереди. Сзади теплой части дома располагается кухня и широкий коридор, а за ними к дому примыкают хозяйственные помещения. Таким образом, дом представляет собой совмещенную конструкцию сени - двор, вытянутую от улицы, сбоку пристраивается крыльцо. Главная черта такого дома - пропорциональный фасад и определенная отделка: резное кружево, наличники, отделяющие окна от стены дома, с резными или накладными деталями, светелка, реже мезонин, трехчастные лопатки, загораживающие угловые выносы бревен, сложенных в "обло". Фронтон светелки выдвинут далеко вперед и поддерживается двумя парами резных столбов, перед которыми устраивается решетка, создающая впечатление балкончика. Фронтон этот разорван фигурным пиковым изображением, являющимся как раз основным местечковым элементом художественного оформления фасада жилого дома. Местные плотники называют этот вырез "червой". Балконная решетка, причелины, подзоры фронтона украшаются ажурной пропильной резьбой. Дома описанной конструкции составляют большинство сельской застройки на территории Ивановской области.
(фот. Побединский Владимир)
Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникли достаточно давно. Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах. Нужно отметить, что в России начала 19 в. несколько регионов, население которых славилось искусством строительства из дерева. Один из таких народных промыслов существовал и на территории Ивановской области. Его центром было село Якуши современного Пестяковского района. Жители этого села и прилегающей территории были очень искусными плотниками. Ежегодно отсюда на заработки уходили до семисот крестьян, в совершенстве владеющих плотницким мастерством. Их искусство было настолько известным и признанным в России того времени, что имя села Якуши вошло в историю. Возникло даже слово, вошедшее в словарь В.И. Даля - "якушничать", т.е. строить, украшать из дерева. Это были не просто ремесленники, а художники, украшавшие жилые дома особым видом декора - "корабельной" рельефной резьбой. Суть якушевской резьбы состояла в том, что декоративные элементы выдалбливались в толстой доске и делались выпуклым по сравнению с деревянной поверхностью. Чаще всего такая доска занимает фриз переднего фасада дома. Сюжетами рисунков обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей. Наибольшее количество домов, украшенных "корабельной" резьбой, сохранилось в Пестяковском, Верхнеланднховском, Савинском районах, деревни и села которых хранят прекрасные образцы плотницкого искусства якушей, они являются бесценными памятниками старинной народной культуры. В настоящее время таких домов сохранилось совсем не много, их можно буквально пересчитать по пальцам. Этому во многом способствовало то, что в 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски - так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.Домовая резьба. Деревня Жабриха Ивановской области. Дом купца Балакирева (19 в.)(фот. Побединский Владимир)
Неотъемлемым и характерным элементом конструкции местного крестьянского дома является украшенная резьбой светелка с вырезом в форме "червы". Пиковый вырез является наиболее распространенным дизайнерским элементом. Однако на территории области встречаются дома, светелка которых содержит вместо "червы" так называемый "небосвод", т.е. полость во фронтоне в четверть сферы. Часто по внутренней поверхности сферы, выкрашенной в голубой свет, бывают раскинуты звезды. Такой конструктивный элемент придает особую прелесть крестьянским избам. Дома с "небосводом" встречаются на территории Палехского, Савинского районов.(фот. Побединский Владимир)
Наиболее эффектным и красивым декоративным элементом во многом определяющим эстетику всего дома, являются резные наличники. Существует большое разнообразие типов наличников, встречающихся в этнографических зонах на территории Ивановской области. Наличники могут быть с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом. Часто в центре рисунка может быть медальон. Часто встречающимся элементом пропильных наличников являются ушки или рожки, торчащие на краях верхних полочек. Можно встретить ушки в виде языков костра, развесистых кустиков, цветочков, точеных кеглей, башенок, крестиков и т.д. Нижняя часть наличников может иметь завершение в виде "юбки".(фот. Побединский Владимир)
Характерными жилыми строениями для Ивановской области можно также считать дома так называемых "капиталистических" крестьян. В дореволюционное время в нашей области очень сильно были развиты различные промыслы, в которых были заняты десятки тысяч крестьян. Разбогатевшие крестьяне зачастую строили уже кирпичные, в том числе и двухэтажные дома, у которых низ кирпичный, а верх деревянный с традиционными деревянными украшениями. Таких домов сохранилось особенно много в селе Иванове и посаде Вознесенском.Следует отметить, что в данной статье автор не ставил задачи подробного изложения материала по затронутой теме. Тех, кого она заинтересовала, можно адресовать к книге Иванова Д. А. Этнозоны Суздальской земли. Ландех.
Источник www.shushara.ru
Фото наличниковДомовая резьба.Ярославль и Ярославская область: 1 2 3Домовая резьба. Тотьма, Вологда, ТутаевДомовая резьба. Рязанская областьДомовая резьба.Орехово-Зуевский район: 1 2 3 4 Домовая резьба. Новгородская областьДомовая резьба.Нижегородская область: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Огромная галерея наличников
Смотри также:Уроки домовой резьбыПредлагаемое пособие разработано в помощь преподавателям декоративно-прикладного искусства, но может использоваться всеми, кто интересуется домовой резьбой по дереву. Пособие составлено на основе собранного в рамках проекта материала и используется в курсе "Домовая резьба в Самарском крае", рассчитанном на учащихся среднего и старшего школьного звена средней школы, а также на студентов профильных средних, профессиональных учебных заведений. Все собранные фотографические и графические материалы местных образцов домовой резьбы, кроме страниц настоящего пособия, представлены на страницах "Резьба и дом" и "Фотоархив"
Отдельная благодарность нашему другу с ником PartyZan за идею и найденный материал
www.perunica.ru
Что означают оконные наличники русских домов / Всё самое лучшее из интернета
Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил — «тверди небесных», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.
Сложная резьба на оконных наличниках.
Оформление окна дома — своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги — изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.
Особый стиль.Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».
Солнышко садится и снова восходит.Наличник как оберег.Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определённых символов важную роль отыгрывает местоположение самих символов.
Современный стиль.Так, самым. Пожалуй, частым, является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.
Белое и бардо.Почти хохлома.Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славят Солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве – в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.
… и птицы внизу.
Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие Солнце. Выглядит громовой знак как 6-уголная или 8-уголная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак – символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.
«Утончённая»Современные мотивы.Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате – в нижней части.
Почти сказочное окошко.Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными, что связано с историей, последующим перениманием и адаптацией к собственной культуре разными народами.
Такие разные русские наличники.klikabol.com
история, применение, факты и 30 потрясающих фото — INMYROOM
Ставни в современных домах встречаются редко, считаясь отголоском прошлого. Если их и устанавливают, то больше как защиту от нежеланных гостей или декоративный элемент. А ведь еще не так давно они выполняли ряд других функций. Каких именно? Об этом сегодня и пойдет речь.
Спасение от жары и стужи
Раньше на севере Европы и на Руси ставни использовали для защиты от ветра и холода, а также от грабителей. В теплых странах, например в Испании, Франции, Италии или Марокко, их применяли, чтобы укрыться от палящего солнца и сделать жилище немного прохладнее.
Постепенно ставни стали устанавливать не только снаружи, но и внутри зданий. Так, во многих домах они выступили в роли дополнительного элемента декора. В некоторых стилях они являются частью композиции, например в интерьерах кантри. Часто они ассоциируются именно с деревенскими стилями.
Из чего делали ставни?
В разных уголках мира сложились свои традиции оформления ставен. В русской культуре их делали из дерева под стать избам. Они были монолитные, часто резные и очень красочные – с цветными узорами или выкрашенные в яркий оттенок (зеленый, желтый, голубой).
А вот в Европе их выполняли на манер современных жалюзи – сквозные. Материалом для таких изделий служили металл или дерево. Реечные ставни обеспечивали достаточное проникновение и рассеивание дневного света, притом что жаркие потоки воздуха практически не проникали через них в помещения.
Сакральное значение
Если у европейцев ставни выполняли чисто функциональную роль, то в славянском мире дела обстояли иначе.
Конечно, в первую очередь так защищались от нежелательных гостей. Иногда ставни даже заколачивали гвоздями, когда приходилось надолго оставлять дом без присмотра.
Помимо этого, как говорят пожилые жители российских деревень, деревянные затворки закрывали на ночь «от посторонних глаз». Тогда не было штор или жалюзи. Считалось дурным знаком, если семья вечером оставалась на виду и за ней могли наблюдать.
Также жители Руси считали ставни защитниками от злых духов. В целом окно выступало объектом, связывающим людей с Богом и миром мертвых. Ему придавали большое сакральное значение.
Ставни сегодня
Сегодня традиционные ставни используют не так активно, как раньше. На замену им пришли более практичные и удобные рольставни, жалюзи, римские шторы. Редкие экземпляры народного прикладного творчества можно наблюдать в старых деревнях России, где еще сохранились резные ставни со множеством узоров, ярких расцветок. А в регионах Старой Европы еще встречаются сквозные оконные затворы, потертые временем.
www.inmyroom.ru
Главные секреты окон в русской избе
Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.
Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).
Традиционное окно пуританского дома
Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.
С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.
При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.
Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный Господом мир. Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома. В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию. Корни либеральной идеологии - прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» - лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна. И нам остается только уповать на то, что когда-нибудь они там узрят Святую Троицу.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Почему у русской избы такие окна
Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.
Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).
Традиционное окно пуританского дома
Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.
С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.
Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.
При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.
Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный Господом мир. Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома. В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию. Корни либеральной идеологии - прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» - лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна. И нам остается только уповать на то, что когда-нибудь они там узрят Святую Троицу.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
СЕКРЕТЫ ОКОН В РУССКОЙ ИЗБЕ | Блог 谢尔盖*Babichev Сергей Александрович
Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.
Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища.
Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).
Традиционное окно пуританского дома
Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.
С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы.
Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.
В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию. Корни либеральной идеологии - прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» - лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна.
И нам остается только уповать на то, что когда-нибудь они там узрят Святую Троицу.
*****************************************************************************************************
О русской «оконной» традиции
Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.
При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.
Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный Господом мир.
Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома.
АНГЕЛЬСКИЕ ОКНА или (отдушина - от - души и на волю)
Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.
Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: "Вот дурная баба!", взял топор и прорубил в стене окно.
Женщина ответила: "Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно". Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна, а снаружи сделал наличники и ставни. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.
РЕЗЬБА
Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.
Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?
×cont.ws