Справочник | Лесоматериалы | Деревянное строительство. Древнерусское окно рисунок


Убранство русской избы. "Окно деревенского дома".

 В избранных: 6В избранных: 6

Поделиться:

ИЗО. 5 класс. Тема: Убранство русской избы. Практическая работа "Окно деревенского дома". По программе Б.М.Неменского.Фасад – лицо избы, окна – ее глаза.

Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу.

Окно – окошко – око (глаз)

Окно – символ человеческого бытия.

Они закрыты – дом спит.

Весело поблескивают чистыми стеклами –в доме все в порядке.

Ярослав.

Люба. Фото №1 - работа Любы из рабочей тетради.

Лёша.

Коля.

 

Среди полей в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

 И каждый со своим лицом

                                       В.Федотов

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий как жизнь, добро, родная земля. В устройстве жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом

Конёк (князёк) - верхний стык двух скатов кровли

Жёлоб – водосток для дождевой воды.

Полотенце - короткая резная доска для закрытия стыка причелин.

Причелины - резная доска для закрытия наружных торцов слег под кровлей, служит декоративным украшением

Дом смотрел на мир окнами – очами. Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа. Ярусы наличников украшают сказочно-диковинные образы. Нижний ярус наличника олицетворял нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию. Всё, чего касалась талантливая рука народного мастера, приобретало праздничную нарядность.

Виды резьбы: глухая - в целой доске вырезался или выдалбливался риунок по намеченному углём контуру. Пропильная - сквозной рисунок выполнялся с помощью лобзиковых пил. Накладная - выполнялась из элементов пропильного орнамента.

Верхняя часть окошка называлась - кокошник. Нижняя часть окна называлась - фартук.

Материал подготовлен на основе разработанных презентация и уроков: 1) Г. Дивногорск Красноярский край МОУ СОШ №9 Калюжнова Галина Викторовна  учитель искусства и художественной культуры Красноярского края  2) Травнинская средняя общеобразовательная школа Храмцова Светлана Дмитриевна учитель ИЗО и информатики.

 

 

 

 

 

 

stranamasterov.ru

Шторы в русском стиле - этнический дизайн в оформлении окна

Шторы в русском стиле — это всегда яркий и красочный элемент в дизайне интерьера, основанный на мотивах деревенских пейзажей или известных народных промыслов. Палитра красок русской деревни включает практически все цвета и оттенки: сочная зелень травы и листьев, огненно-желтое солнце, багряные вечерние закаты, пестрые полевые травы, черные и серые тона ночного звездного неба, создающие богатые цветовые возможности при выборе ткани для штор этого стиля.

Содержание статьи

Кухня, столовая или гостиная

Мотивы народных промыслов, таких как гжель, хохлома, жостовская роспись, предлагают варианты расцветок и рисунков ткани, а такие, как вологодское кружево — варианты отделки штор в национальном стиле.

Русский стиль оформления кухни или столовой очень многообразен, сочетаясь в дизайне стен, выборе столовой посуды, элементах мебельного декора и шторах на окнах. Если основу дизайна составляет гжель, то синие цвета и оттенки на светлом фоне будут основой интерьера. Столовая посуда и украшения из керамики определяют общий стиль оформления комнаты. Стены могут быть художественно расписаны в духе народного промысла. Скатерть на столе в гостиной и шторы на окнах должны создавать светлый элемент дизайна, компенсируя эффект от холодных синих тонов гжели.

шторы гжель в русском стиле

льняные занавески гжель

 

текстиль и шторы гжель

Хохлома, выбранная в качестве основы дизайна кухни, столовой или гостиной, может быть представлена деревянной посудой с росписью. Стены «под деревенскую избу», кружева на шторах окон, скатерть, салфетки ручной работы создают полный ансамбль русского стиля.

шторы с орнаментом под хохлому

шторы под хохлому

шторы хохлома

Ткань для кухонных штор, учитывая влияние паров и запахов кухни, лучше всего выбирать синтетическую. Русский деревенский стиль рисунка — цветы, горошек или росписи под гжель, хохлому. В гостиной, столовой лучше выбирать натуральные ткани из хлопка и ситца для легких штор, драп — для портьер. Кружевные украшения по краям дополнят деревенский образ окна.

шторы в русском стиле из льняных салфеток

занавески в русском стиле с вышивкой

знавески с вышивкой на кухне

вязаные занавески в русском стиле

Детская комната

Комната для детей должна быть светлой и веселой, поэтому выбор русского стиля желателен в зеленых и желтых тонах, а яркие росписи под хохлому очень хороши на стенах. Набор игрушек должен включать матрешки различных калибров, куклы-петрушки. Для стен с росписями подбирают светлые тона штор на окна, но без рисунка, так как трудно обеспечить одинаковый стиль росписи на ткани и стене.

Фотообои на стенах с пейзажами, птицами и животными из популярных русских сказок создадут деревенский стиль детской комнаты городской квартиры. В сочетании с ними ткань штор лучше однотонная, с небольшими по площади рисунками (листья, горошины, ветки деревьев).

цветочная расцветка русских штор

Шторы на окна выбирают из недорогих легких натуральных тканей, так как они требуют периодической замены с возрастом ребенка и изменением его интересов и увлечений.

Оформление спальни

Русский стиль спальни — более сложная задача, так как требует создание условий для отдыха в мягких спокойных тонах и рисунках. Яркие краски хохломы хотя и выполнены на черном фоне, но для спальни абсолютно не подходят. Синяя гжель на белом фоне тоже мрачновата для оформления, но отдельные элементы интерьера в виде светильников, торшеров, стенных украшений из керамики по мотивам народных промыслов отлично освежают интерьер.

шторы в русском стиле с расцветкой гжель

Портьеры, украшенные кружевами, обеспечат подобие деревенского окна, а вязаное покрывало на кровати, павлопосадский платок на кресле, выполняющий роль пледа, дополнят выбранный стиль сельского жителя. При выборе штор для спальни из легких тканей желателен крупный рисунок с элементами деревенского пейзажа. При искусственном освещении и зашторенном окне рисунок создает иллюзию живой картины от колыхания легкой материи.

шторы в русском стиле из платков

шторы из платков

вышитые шторы в русском стиле

шторы в русском стиле с вышивкой

Зимние пейзажи России не менее колоритны, чем летние, однако в интерьерах предпочтение отдают летним мотивам, как более созвучным с уютом и теплом, так необходимым для жилых комнат.

Русский стиль необязателен для всей квартиры. Чаще всего его используют в дизайне кухонного интерьера, поэтому из народных промыслов наиболее популярны в оформлении окон гжель и хохлома, так как шторы прекрасно дополняют великолепные образцы фарфоровой посуды и деревянной кухонной утвари, выполненных в национальном стиле народными умельцами.

льняные занавески в русском стиле

русские занавески

Сохранить

Сохранить

kakieshtory.ru

Как нарисовать русскую избу поэтапно

В этом уроке будет показано, как нарисовать русскую избу поэтапно карандашом. На самом деле рисовать избу не так уж и сложно, особенно если вы видели такое строение в настоящей жизни или на картинках и фотографиях. Давайте попробуем нарисовать такое здание поэтапно.

Первым делом рисуем почти прямоугольник без верхней части, вот таким образом. Желательно, конечно, чтобы стороны были ровными. Кстати, вам точно будет полезно узнать, как нарисовать дом, попробуйте!

1

Теперь нам нужно сделать набросок крыши вот такими линиями.

2

Прорисуем крышу избы вот таким образом, чтобы все выглядело красиво и аккуратно.

3

Сотрем верхние лишние линии, рисуем стороны избы и ее фундамент.

4

По бокам нужно нарисовать бревна, из которых и состоит русская изба.

5

Далее нам потребуется нарисовать три окна – одно на чердаке и два снизу.

6

Дорисовываем маленькому чердачному окну избы детали. Добавляем на нижние окна створки.

7

Теперь рисуем стекла и перегородки окон избы.

8

Сверху окон можно нарисовать украшения. На крыше рисуем печную трубу.

9

Добавим деталей – линии бревен на стене и крыше избы, кирпичный узор на трубу.

10

Раскрасьте полученный рисунок, добавьте пейзаж – речку, озеро или лес.

11

Надеемся, что рисовать избу поэтапно было интересно и увлекательно.

Сохранить

Похожие уроки

www.lessdraw.com

Орнаменты домовой резьбы | Справочник | Лесоматериалы

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на  зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы.  Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке. 

 

Горизонтальные орнаменты прорезной домовой резьбы

 

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

 орнаменты прорезной домовой резьбы

 орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

орнаменты прорезной домовой резьбы

 

Вертикальные орнаменты прорезной домовой резьбы

 

орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

  орнаменты прорезной домовой резьбы

les.novosibdom.ru