Конспект урока истории на тему "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром". Древнерусское государство достигло расцвета в период правления князя


Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром: история

Как ни удивительно, но свое прозвище Мудрый Ярослав получил не при жизни, а только в 60-е годы XIX века. При жизни его называли Хромцом. Как показывают исследования, у него была перерублена нога, следовательно, он хромал. В ту пору подобный недостаток считался признаком мудрости, ума, провидения, поэтому слово «хромец» в качестве прозвища можно было рассматривать как близкое по значению к слову «мудрый». Так и стали называть Ярослава – Мудрым. Деяния этого князя красноречиво говорят сами за себя. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром является подтверждением этим словам.

Объединение Руси

Ярослав не сразу стал правителем Киева, ему пришлось достаточно долго воевать со своими братьями за Киевский престол. После 1019 года Ярослав объединил под своей властью практически все земли древнерусского государства, тем самым способствовал преодолению внутри страны феодальной раздробленности. Во многих областях наместниками стали его сыновья. Так начался расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Русская правда

Важным шагом вперед для внутренней политики Ярослава было составление общего свода законов, который был назван «Русской Правдой». Это документ, который определил общие для всех правила наследственного, уголовного, процессуального и торгового законодательства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром был невозможен без этого документа.

расцвет древнерусского государства при ярославе мудром

Данные законы способствовали укреплению отношений внутри государства, что в целом способствовало преодолению феодальной раздробленности. Ведь теперь каждый город не жил по своим правилам – закон был общим для всех, а это, безусловно, способствовало развитию торговли и создавало возможность максимально стабилизировать отношения внутри государства.

расцвет древнерусского государства при ярославе мудром история

В законах «Русской Правды» нашло отражение социальное расслоение общества. Например, штрафы за убийство смерда или холопа были в несколько раз меньше, чем выплаты за убийство свободного человека. Штрафы пополняли государственную казну.

Расцвет Киева

Само появление «Русской Правды» было гигантским шагом вперед по пути преодоления феодальной раздробленности, единения разных частей страны. Активно шел расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. История сообщает, что Киев стал поистине центром страны. Развитие ремесел способствовало торговым отношениям. В город стекались купцы, предлагавшие свои товары. Киев богател, и слава о нем разносилась по многим городам и странам.

Сказывался и во внешней политике расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. События в этот период были направлены на укрепление границ, развитие отношений с соседними странами, в первую очередь с Западной Европой. Это повлияло на повышение авторитета государства. Отношения с другими странами вышли на более высокий уровень.

расцвет древнерусского государства ярослав мудрый

Несмотря на то что набирал обороты расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром, исторические события были не только положительными. Русь по-прежнему страдала от набегов кочевников. Но вскоре и эта неприятность была решена. В 1036 году войска Ярослава Мудрого разбили печенегов, которые после этого надолго перестали нападать на Русь. По распоряжению князя на южной границе были построены города-крепости для обороны рубежей.

Династические браки

По разным направлениям шел расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. История сообщает, что ему удалось в 1046 году подписать мирный договор с Византийским государством. Этот документ имел важное значение, поскольку политические и культурные отношения были выгодны для обеих стран. Мирный договор с Византией был подкреплен династическим браком. Всеволод Ярославич женился на дочери Константина Мономаха.

расцвет древнерусского государства при ярославе мудром кратко

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром укреплялся династическими браками детей князя. Безусловно, они способствовали укреплению связей между Киевской Русью и Европой. На немецких принцессах были женаты сыновья Ярослава Мудрого: Святослав, Игорь и Вячеслав. Дочь Елизавета выдана замуж за норвежского принца Гарольда, Анна – за французского короля Генриха I, Анастасия – за венгерского короля Андрея I. Такие династические браки, во-первых, демонстрировали привлекательность Руси для Европы, во-вторых, были полезны и для Киевского государства, так как давали больше возможностей для культурного и экономического развития, способствовали расцвету древнерусского государства.

Распространение христианства при Ярославе Мудром

Годом крещения Руси считают 988 год. Но государство не стало христианским в один год, требовалось достаточно много усилий, чтобы распространить веру по всей стране. И многое для этого было сделано именно во времена княжения Ярослава: в Киеве было построено около 400 церквей, на том месте, где войско Ярослава разбило печенегов, был возведен Софийский собор, храм мудрости и божественного разума, построены соборы в Полоцке и Новгороде, церковь великомученика Георгия и святой Ирины. Именно при Ярославе возникают первые русские монастыри, среди них Киево-Печерский монастырь, в стенах которого стало развиваться летописание, переводились и переписывались книги.

расцвет древнерусского государства при ярославе мудром исторические события

В 1054 во главе русской церкви впервые встал не греческий, а русский митрополит Иларион. Это было необходимо, чтобы сделать русскую церковь независимой от Византии. Написанное им «Слово о Законе и Благодати» в торжественной форме возвещает о том, что христианская вера принесет мир и радость государству.

Просвещение Киевской Руси при Ярославе Мудром

Как рассказывают летописные источники, Ярослав Мудрый владел несколькими иностранными языками, прочитал множество книг. Княжеская библиотека была богатейшей. Именно при этом князе наблюдался расцвет древнерусского государства. Ярослав Мудрый был одним из самых просвещенных правителей Киевского государства.

расцвет древнерусского государства при ярославе мудром события в этот период

Начало русского летописания относят именно к годам правления Ярослава Мудрого. По исследованиям, первая летопись была создана приблизительно в 1037 году. На ее основе киево-печерский монах Нестор создал в дальнейшем «Повесть временных лет». Создание летописей преследовало цель объединения Руси вокруг Киева.

Ярославом Мудрым была создана первая общественная библиотека, где все желающие могли взять манускрипт и свободно читать. Князь приглашал из Византии переводчиков, которые переводили древние, преимущественно церковные рукописи. Во многих монастырях образованные монахи занимались переписыванием книг. Богословские и исторические сочинения, книги греческих и византийских авторов распространялись по монастырям, тем самым приобщая Русь к культуре античного мира.

Князь уделял внимание и образованию. При многих монастырях образовывались школы. Ярослав Мудрый сам выбирал юношей в Киеве и Новгороде для обучения в школах. Создавались своеобразные ремесленные училища.

Все эти мероприятия закрепили за князем славу просветителя. Был невероятным расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Кратко исторические события того времени описаны в этой статье.

К сожалению, после смерти князя Киевская Русь постепенно стала приходить в упадок. Но и те мероприятия, которые успел осуществить Ярослав Мудрый, дали Руси очень многое. Время правления Ярослава Мудрого – расцвет Киевской Руси.

fb.ru

Расцвет Древнерусского государства

Создание Древнерусского государства способствовало дальнейшему укреплению феодальной системы.

 

        В конце Х - первой половине ХI века Киевская Русь вступила в период своего расцвета. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения. Увеличилось также количество городских центров, выросла численность торгово-ремесленного населения.

 

Княжеские дружинники и местная знать окончательно слились в единый класс феодалов. Ушли в прошлое вечевые сходы. «Тысячная» военная организация окончательно подчинилась дружинной. Прежние сотские и тысяцкие стали княжескими слугами - «мужиками».

 

Законодательный свод ХI века - «Русская Правда» ярко рисует крупнейшие перемены, происходившие в жизни крестьянства. Основная масса сельского населения выступает в «Русской Правде» под названием смердов. В прежнее время термин «смерд» обозначал свободного общинника. В конце Х-XI веке смерд - уже феодально зависимый крестьянин. «Свободный» русский крестьянин в ХХ веке все еще вынужден идти в кабалу к соседнему помещику - совершенно так же, как в XI веке шли в кабалу «смерды» (так называет крестьян «Русская правда») и «записывались» за помещиками.

 

Земля и угодья смердов были захвачены феодалами. Штраф за убийство или насилие над смердом поступал князю. Если у крестьянина не было сыновей, то после смерти все его имущество переходило к князю.

 

Смерды попадали в кабалу к феодалу. Заключая с ним «ряд» , то есть договор, крестьяне становились «рядовичами» - одной из категорий феодально зависимого населения. Взятая у феодала ссуда (купа) деньгами, зерном или скотом превращала общинника в закупа, также терявшего свою свободу.

 

Захват феодалами общинных земель и закабаление смердов протекали в острой классовой борьбе. Сама «Русская Правда» является памятником классовой борьбы. Ее основной целью была защита собственности феодалов. В самых различных формах смерды протестовали против феодального гнета: уничтожали межевые знаки, насильственно запахивали княжеские и боярские земли, убивали княжеских управителей и т.д. Летопись говорит об усилении таких выступлений в конце Х века.

 

Развитие феодальной собственности и рост классового антагонизма привели к значительным изменениям в области идеологии, и прежде всего в господствовавшей тогда религии.

 

Языческая религия отражала идеологию разных ступеней доклассового общества. Такая религия уже не могла удовлетворить потребности класса феодалов. В конце Х века государственной религией в древней Руси стало христианство. По летописному рассказу, принятие христианства произошло в 988 году, когда крестились князь Владимир и его дружина.

 

Принятие христианства отчасти способствовало распространению на Руси письменности и грамотности, сближало Древне-русское государство с другими странами.

 

Быстрее всего христианство распространялось в среде феодальной знати. Народные массы еще долго отстаивали язычество. Происходили крупные восстания, в которых под религиозной оболочкой защиты язычества массы выступали против усиления феодальной эксплуатации.

 

В период своего расцвета Древнерусское государство стало самым крупным и могущественным в Европе. Значительно возросли его международная роль и внешние связи. В конце X - начале XI века Русь посетили посольства римского папы, а русские послы побывали в Риме. Укрепились связи с Болгарией, Чехией, Венгрией, Византией и другими соседними странами. Очень тесными были отношения с Польшей, хотя союзы между киевскими князьями и польскими королями нередко сменялись войнами.

 

Русские купцы была частыми гостями в германских городах. Между князем Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.) и германским императором Генрихом существовали союзные отношения. Завязывались брачные связи между киевским княжеским домом и зарубежными династиями, что в условиях средних веков не отряжало рост политического могущества Древне-русского государства.

365-tv.ru

Тест по теме " Древняя Русь", 6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь Древняя».I вариант

  1. Народное собрание в Древней Руси:

1) вече 2) полюдье 3) съезд 4) вира

2.Объезд киевским князем своих земель для сбора дани назывался:

1) полюдьем 2) погостом 3) уроком 4) помором

3Погост – это:

1) время сбора дани 2) место сбора дани 3) размер дани 4) денежная повинность

4.В каком веке произошло крещение Руси:

1) VIII в. 2) IX в. 3) X в. 4) XII в.

5.Древнерусское государство достигло расцвета в период правления князя:

1) Игоря 2) Святослава 3) Владимира 4) Ярослава Мудрого

6.Свод законов Древней Руси назывался:

1) «Русская правда» 2) «Соборное Уложение» 3) «Стоглав» 4) «Судебник»

7.Правители в Древнерусском государстве носили титул:

1) князь 2) царь 3) сеньор 4) император

8.Первым митрополитом на Руси был монах…

1) Феодосий 2) Нестор 3) Илларион 4) Владимир

9.Какой город в IX веке стал центром Древней Руси:

1) Новгород 2) Чернигов 3) Киев 4) верно а), с)

10.Русь приняла православие из:

1) Литвы 2) Польши 3) Византии 4) Ливонского ордена

11.В каком городе состоялся съезд князей в 1113 году:

1)   Киев; 2)  Муром; 3)  Новгород; 4)   Любеч.

Задание 11. Запишите даты следующих событий:1) образование Древнерусского государства

2) принятие христианства на Руси

3) время княжения Ярослава Мудрого

Задание 12. Запишите имена князей, во время правления которых произошли следующие события:

1) разгром Хазарского каганата

2) принятие христианства на Руси

3) создание первого письменного свода законов

Задание 13. Запишите названия терминов.

1) Религия, основанная на вере во многих богов;

2) купцы, ведущие торговлю с зарубежными странами;

3) наследственное земельное держание

4)община монах, живущих по единым церковным правилам;

5)правитель первоначально племени, затем государства;

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь Древняя». II вариант

  1. Народное собрание в Древней Руси:

1) вече 2) полюдье 3) съезд 4) вира

  1. Первая форма дани с восточных славян, установленная киевскими князьями:

1) полюдье 2) повоз 3) оброк 4) десятина

  1. Погост – это:

1) время сбора дани 2) место сбора дани 3) размер дани 4) денежная повинность

  1. В каком веке произошло образование Руси:

1) VIII в. 2) IX в. 3) X в. 4) XII в.

  1. Древнерусское государство достигло расцвета в период правления князя:

1) Игоря 2) Святослава 3) Владимира 4) Ярослава Мудрого

  1. Свод законов Древней Руси назывался:

1) «Русская правда» 2) «Соборное Уложение» 3) «Стоглав» 4) «Судебник»

  1. Правители в Древнерусском государстве носили титул:

1) князь 2) царь 3) сеньор 4) император

8. Кто является основателем Русского государства:

а) Кир в) Игорь с) Рюрик d) Аскольд

9.В чем особенности христианства по сравнению с язычеством:

1) многобожие 2) трехбожие 3) единобожие 4) атеизм

10.Русь приняла православие из:

1) Литвы 2) Польши 3) Византии 4) Ливонского ордена

11. Кого называлаи боярами:

а) младших дружинников князя в) старших дружинников князя

с) представителей духовенства d) народных ополченцев

Задание 12. Запишите даты следующих событий:1) Любечский съезд князей

2) принятие христианства на Руси

3) время княжения Владимира

Задание 13. Запишите имена князей, во время правления которых произошли следующие события:

1) избрание первого митрополита из русских

2) принятие христианства на Руси

3) создание первого письменного свода законов

Задание 14. Запишите названия терминов.

1) высшее военно-служилое сословие на Руси, владельцы больших вотчин;

2) вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми

3) наследственное земельное держание;

4) люди, заключившие «ряд» на выполнение определенной работы;

5) свободный крестьянин.

infourok.ru

Расцвет Древнерусского государства

В княжение Владимира Святославича к Древнерусскому государству были присоединены червенские города - восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.

Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла иМокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун-бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.

Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы,не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.

Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.

Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.

Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев - Борис ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский.

Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054).

В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.

Время Ярослава - это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.

"Русская правда"

Первые сведения о существовавшей на Руси системе права содержатся в договорах киевских князей с греками, где сообщается о так называемом "законе Русском", текст которого мы не знаем.

Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник - "Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют "Древнейшей правдой", или "Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 г. и регулирующую взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. Кроме "Древнейшей правды" в состав "Русской правды" входят юридические установления сыновей Ярослава Мудрого - "Правда Ярославичей" (принята около 1072 г.). "Устав Владимира Мономаха" (принят в 1113 г.) и некоторые другие юридические памятники.

В "Правде Ярослава" говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. "Древнейшая правда" также предусматривает наказания за побои, нанесение увечий, удары палками, чашами, питьевыми рогами, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды.

За уголовные преступления "Русская правда" предусматривает штраф в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего. За наиболее тяжелые уголовные преступления предусматривалась потеря всего имущества и изгнание из общины или лишение свободы. Такими тяжкими преступлениями считались разбой, поджог, конокрадство.

Владимир Мономах

После смерти князя Всеволода его сын Владимир Мономах имел реальные шансы занять княжеский престол. Но наличие в Киеве достаточно могущественной боярской группировки, настроенной против потомков Всеволода в пользу детей князя Изяслава, имевших больше прав на княжеский стол, заставило Владимира Мономаха отказаться от борьбы за киевский стол.

Новый великий князь Святополк II Изяславич (1093-1113) оказался слабым и нерешительным полководцем и плохим дипломатом. Его спекуляции хлебом и солью во время голода, покровительство ростовщикам вызывали озлобление среди киевлян. Смерть этого князя послужила сигналом к народному выступлению. Горожане разгромили двор киевского тысяцкого, дворы ростовщиков. Боярская дума пригласила на киевский стол популярного среди народа князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Летописи в большинстве своем дают восторженную оценку княжению и личности Владимира Мономаха, называя его образцовым князем. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю.

После его смерти единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе Великом (1125-1132), после чего Русь окончательно распалась на отдельные самостоятельные земли-княжества.



biofile.ru

Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый

Разделы: История и обществознание

Цели:

  • показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI – ХI веках;
  • подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси;
  • раскрыть сущность “Русской Правды”;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой;
  • продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы;
  • воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: вира, видок, титун, послух, гривна, “Русская Правда”.

Оборудование:

  • учебник “История Отечества” 6 класс,
  • карта,
  • карта “Древнерусское государство в IХ – ХI веках”,
  • интерактивная доска,
  • слайды.

“Ярослав заслужил в летописи имя государя Мудрого; не приобрёл оружием новых земель но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокаивал отечество и любил народ свой”. ( Н.М. Карамзин.)

1. Приветствие. Класс разделен на четыре группы.

2. Историческая разминка (фронтальный опрос по датам и терминам). На интерактивной доске два ученика пишут историческую параллель по событиям первой половины ХI века:

  • Европа
  • Византийская империя
  • Арабы
  • Русь

В это время три ученика получают карточки с заданиями.

3. Вводно-мотивационный этап урока.

Учитель: при князе Владимире Древняя Русь усилилась. Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы населения, способствовало развитию культуры.

Но расцвет Древнерусского государства приходится на период правления князя Ярослава, старшего сына Владимира.

Тема нашего урока - расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Зачитывается эпиграф урока.

Задачи урока:

  1. Доказать, что Древнерусского государство в период правления Ярослава Владимировича достигла своего расцвета.
  2. Объяснить, почему князя Ярослава прозвали Мудрым.

Перед вами лежат таблицы, каждая группа в ходе урока заполняет свою графу. В конце урока обобщаем ответы.

Политика по отношению к церкви Деятельность по укреплению государственного устройства Политика в области культуры Внешняя политика.
       

Беседа.

1. Вспомните порядок управления, который установился в Древнерусском государстве?

2. Предлагается документ 1, по которому один ученик вызывается к доске и показывает города, где правили сыновья Владимира.

3. Как вы думаете, какое значение для укрепления государства тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей? (Чтобы они правили от имени киевского князя и выполняли его волю.)

4. Учитель: Однако один из старших сыновей – Ярослав выступил против отца и отказался платить ему дань. Давайте послушаем сообщение личности князя Ярослава (рассказ ученика и изображение Софийского собора). Затем следует рассказ учителя о святых Борисе и Глебе.

5. Самостоятельная работа с учебником (стр.57-59). Отвечая на вопросы, класс выясняет обстоятельства, при которых Ярослав стал киевским князем.

Вопросы:

1. Почему в борьбе со Святополком победил Ярослав?

2. Почему Ярослав не стал бороться за единоличную власть?

Внешняя политика Ярослава – рассказ учителя.

5. Физкультминутка (утро князя).

6. Учитель: Избавившись от претендентов на власть, Ярослав стал спокойно и мудро править в своём государстве. Его политика была направлена укреплении Руси, помогало развитию хозяйства и культуры.

Задание: прочитать документ на стр.63 учебника. Сделать вывод, почему Ярослав стремился распространять православие?

Учитель: Киевский князь создал первый на Руси письменный свод законов, который получил название “Русская Правда” или “Правда Ярослава”. Давайте оживим картину “Суд Ярослава” и выделим новые слова (новые слова появляются но экране и записываются в словари)

Работа с учебником – прочитать фрагмент из “Правды Ярослава” (стр.63 уч.), ответить на вопросы к документу.

Учитель: - Этот документ укреплял власть князя и государство. При Ярославе сложились правила управления Древнерусским государством. Высшая власть принадлежала киевскому князю. Он издавал законы, был главным судьёй. Киевский престол передавался по старшинству.

7. Ученикам даётся 2-3 минуты на просмотр таблицы. Затем она обсуждается и проверяется по доске.

8. Два ученика отвечают на вопросы, поставленные в начале урока, затем учитель предлагает заполнить листочки (каждый лист - деяния Ярослава Мудрого) древо русского государства (древо на ватмане).

9. Выставляются оценки.

10. Домашнее задание: написать характеристику Ярослава Мудрого.

Презентация

Литература.

  1. А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. История государства и народов России. 6 кл. Москва. Дрофа. 2002.
  2. Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. Москва. “Экзамен”. 2006.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация на тему "Расцвет древнерусского государства. Правление Ярослава Мудрого 1019 – 1054 гг"

Презентация на тему: Расцвет древнерусского государства. Правление Ярослава Мудрого 1019 – 1054 гг

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Расцвет древнерусского государства. Правление Ярослава Мудрого1019 – 1054 гг. Описание слайда:

Расцвет древнерусского государства. Правление Ярослава Мудрого1019 – 1054 гг.

№ слайда 2 Н.М. Карамзин: «…Ярослав заслужил в летописях имя государя Мудрого; не приобрёл Описание слайда:

Н.М. Карамзин: «…Ярослав заслужил в летописях имя государя Мудрого; не приобрёл оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил Отечество и любил народ свой»

№ слайда 3 Задачи урока Охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого.Док Описание слайда:

Задачи урока Охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого.Доказать, что Древнерусское государство в период правления князя Ярослава достигло своего расцвета

№ слайда 4 План урока Вторая усобица. Приход к власти Ярослава Мудрого.Внешняя политика Яро Описание слайда:

План урока Вторая усобица. Приход к власти Ярослава Мудрого.Внешняя политика Ярослава.Внутренняя политика Ярослава. Законодательная деятельность.

№ слайда 5 Блиц - опрос Родовая общинаСоседская общинаЯзычествоПолюдьеУрокиПогостыУсобицыХр Описание слайда:

Блиц - опрос Родовая общинаСоседская общинаЯзычествоПолюдьеУрокиПогостыУсобицыХристианствоПравославие начало княжения Рюрика в Новгороде объединение Руси под властью князя Олега правление князя Владимира Святославича введение христианства на Руси

№ слайда 6 Родовая община – Коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственно Описание слайда:

Родовая община – Коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственность и вместе ведут хозяйство

№ слайда 7 Соседская община – Более дробное объединение , основанное на выделении из рода о Описание слайда:

Соседская община – Более дробное объединение , основанное на выделении из рода отдельных малых семей

№ слайда 8 Язычество – Религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство Описание слайда:

Язычество – Религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство

№ слайда 9 Полюдье – Объезд в киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и пл Описание слайда:

Полюдье – Объезд в киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани

№ слайда 10 Погосты – Определенный места, куда в указанный срок должна была свозиться дань ( Описание слайда:

Погосты – Определенный места, куда в указанный срок должна была свозиться дань (налог)

№ слайда 11 Уроки – Введенные княгиней Ольгой размеры налогообложения (дани) Описание слайда:

Уроки – Введенные княгиней Ольгой размеры налогообложения (дани)

№ слайда 12 Усобицы – Войны между князьями за великокняжеский престол Описание слайда:

Усобицы – Войны между князьями за великокняжеский престол

№ слайда 13 Христианство – Одна из мировых религий. Возникла в I тыс. н.э. в Иудее. Имеет тр Описание слайда:

Христианство – Одна из мировых религий. Возникла в I тыс. н.э. в Иудее. Имеет три основных направления: католизм, православие, протестанизм. Общий признак – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира

№ слайда 14 Православие - Христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристи Описание слайда:

Православие - Христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католизма

№ слайда 15 Вторая усобица. Приход к власти Ярослава Мудрого. Было у него (Владимира) двенад Описание слайда:

Вторая усобица. Приход к власти Ярослава Мудрого. Было у него (Владимира) двенадцать сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоске, Святослава в Турове, а Ярослава в Ростове. Когда умер Вышеслав посадил в нём Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, А Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире , Мстислава в Тмуторокани. «Повесть временных лет»

№ слайда 16 Вторая усобица. Приход к власти Ярослава Мудрого. Смерть князя Владимира привела Описание слайда:

Вторая усобица. Приход к власти Ярослава Мудрого. Смерть князя Владимира привела ко второй усобице на Руси. ? Когда началась первая усобица на Руси?

№ слайда 17 Вторая усобица. Приход к власти Ярослава Мудрого. В ходе борьбы за власть Святоп Описание слайда:

Вторая усобица. Приход к власти Ярослава Мудрого. В ходе борьбы за власть Святополк убивает своих братьев – Бориса и Глеба. Оба они не хотели кровопролития.Борис и Глеб стали символами праведности и мученичества во славу Руси. Оба князя уже в XIв. были причислены к лику святых мучеников.Канонизация (от греч. «узаконяю») – причисление к лику святых в христианской церкви

№ слайда 18 & 9, с. 65 - 66 Борис и Глеб избрали христианский путь непротивления злу, отказ Описание слайда:

& 9, с. 65 - 66 Борис и Глеб избрали христианский путь непротивления злу, отказ от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных идеалов.День великомученников Бориса и Глеба – 24 июля

№ слайда 19 Борьба Ярослава Мудрого за власть Описание слайда:

Борьба Ярослава Мудрого за власть

№ слайда 20 В 1036 г. Русь объединилась под властью Ярослава Описание слайда:

В 1036 г. Русь объединилась под властью Ярослава

№ слайда 21 Внешняя политика Ярослава 1036 г . - под стенами Киева разгромил печенговНабеги Описание слайда:

Внешняя политика Ярослава 1036 г . - под стенами Киева разгромил печенговНабеги печенегов на Русь практически прекратились, но с Востока надвинулись орды половцевУкрепил положение с помощью династических браков

№ слайда 22 Внутренняя политика Ярослава Укрепление основ единства русского общества в рамка Описание слайда:

Внутренняя политика Ярослава Укрепление основ единства русского общества в рамках единого государства:Система управления странойНезависимость и самостоятельность русской церкви – в 1051 г. первым русским митрополитом стал Иларион

№ слайда 23 Законодательная деятельность 1016 г. - введение в действие первого на Руси писан Описание слайда:

Законодательная деятельность 1016 г. - введение в действие первого на Руси писанного свода законов – «РУССКОЙ ПРАВДЫ» - главного источника правовых, социальных и экономических отношений восточных славянОграничена (с 1072 г. запрещена) кровная месть, которая была заменена денежным штрафом - вирой

№ слайда 24 Суд во времена«Русской правды» Найдите в тексте источника свидетельства того, чт Описание слайда:

Суд во времена«Русской правды» Найдите в тексте источника свидетельства того, что кровная месть ограничивалась кругом ближайших родственников.Чем объясните тот факт, что в законе предусмотрено более суровое наказание за вырванные усы или клок бороды, которые еще вырастут, чем за отрубленный палец?

№ слайда 25 Меры по развитию культуры Грандиозное храмовое строительство: Софийские соборы в Описание слайда:

Меры по развитию культуры Грандиозное храмовое строительство: Софийские соборы в Киеве и НовгородеСоздание первых библиотек, переводы книг, открытие государственных школОснование первых монастырей

№ слайда 26 Софийский собор в Киеве Описание слайда:

Софийский собор в Киеве

№ слайда 27 Софийский собор в Новгороде Описание слайда:

Софийский собор в Новгороде

№ слайда 28 Киево – Печерский монастырь Описание слайда:

Киево – Печерский монастырь

№ слайда 29 Мы узнали… Каким было правление Ярослава?Как Ярослав укреплял православие?Как Яр Описание слайда:

Мы узнали… Каким было правление Ярослава?Как Ярослав укреплял православие?Как Ярослав укреплял Русь?Как назывался первый сборник русских законов?

№ слайда 30 Подведем итоги Время Ярослава – время внутренней стабилизации, способствующей во Описание слайда:

Подведем итоги Время Ярослава – время внутренней стабилизации, способствующей возрастанию международного авторитета Руси. Летопись утверждает, что именно в правление Ярослава стала интенсивно развиваться периодическая и книгописная деятельность. Возникают первые русские монастыри, сыгравшие большую роль в становлении русской книжности и летописания.

№ слайда 31 Домашнее задание & 9Дополнительное задание. Подготовить небольшие доклады на тем Описание слайда:

Домашнее задание & 9Дополнительное задание. Подготовить небольшие доклады на темы: «Образы Бориса и Глеба в русской культуре»; «Русские монастыри».

№ слайда 32 Спасибо за внимание! Жизнь - скоротечное явление, поэтому каждый свой день надо Описание слайда:

Спасибо за внимание! Жизнь - скоротечное явление, поэтому каждый свой день надо проживать так, как будто он последний, но, не забывая о здравом смысле в действиях и поступках.

№ слайда 33 Заслуги Ярослава После примирения Ярослава с Мстиславом в 1024 г., междоусобицы Описание слайда:

Заслуги Ярослава После примирения Ярослава с Мстиславом в 1024 г., междоусобицы прекратились и, по словам летописца, "бысть тишина велика в земли", ещё раз доказав преимущество единой самодержавной власти. За 30 лет правления Ярослав много сделал для укрепления русского государства, за что был назван "Мудрым".

№ слайда 34 Укрепление православия  Во время правления Ярослава был построен ряд церквей и х Описание слайда:

Укрепление православия  Во время правления Ярослава был построен ряд церквей и храмов, из которых самые замечательные -- Св. Софии и Св. Георгия Победоносца. Освящение этих храмов до сих пор празднуется православными русскими 9 декабря. Также было устроено первое на Руси книгохранилище (библиотека).

№ слайда 35 Укрепление Руси При Ярославе были возвращены русские земли, отвоёванные у восточ Описание слайда:

Укрепление Руси При Ярославе были возвращены русские земли, отвоёванные у восточных славян Болеславом Храбрым. Также были окончательно разбиты печенеги, часть которых совсем ушла из южнорусских степей, а остальные подчинились Ярославу и вошли в состав русского государства.

№ слайда 36 Первые законы Был разработан первый сборник русских законов в письменной форме, Описание слайда:

Первые законы Был разработан первый сборник русских законов в письменной форме, названный "Русской правдой". Сборник этот, отражающий подвергшиеся православному влиянию старые обычаи славян, поражает своей гуманностью: в нём нет никаких жестоких наказаний, а только "виры", т.е. штрафы. Одной из главных целей Правды было ограничить, а потом и вовсе уничтожить, древний обычай кровной мести, а также дать право наказывать за преступления властям.

№ слайда 37 Династический брак  — это брак между представителями правящих династий разных го Описание слайда:

Династический брак  — это брак между представителями правящих династий разных государств. Ярослав  был женат на дочери шведского короля. Свою сестру отдал в жёны польскому королю Казимиру. Сын Ярослава Изяслав взял в жёны сестру Казимира Гертруду. Дочь его Анна стала супругой французского короля Генриха I. Другая дочь - королева Венгрии. Третья дочь —Елизавета была выдана за норвежского принца. При дворе Ярослава одно время жили сыновья английского короля.

ppt4web.ru

Конспект урока истории на тему "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

«Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»

Цель урока:

сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством; раскрыть особенности социально- экономического развития Руси.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

учащиеся должны знать время правления князя Ярослава Мудрого, представлять его роль во внешней и внутренней политике, процесс формирования древнерусской народности, понимать значение терминов: «усобица», «политика», «общество», «холоп», «вотчина», «закуп», «рядович», «смерд»; подвести учащихся к выводу, что Древнерусское государство в период правления Ярослава Мудрого достигло своего расцвета.

Воспитательные (личностные):

формировать эмоционально-ценностное отношение к деятельности и личности князя Ярослава Мудрого, святым Борису и Глебу, формированию древнерусской народности.

Развивающие (метапредметные):

продолжить формирование умения характеризовать роль исторических деятелей (Ярослава Мудрого), называть хронологические рамки его правления, показывать и определять на исторической карте местоположение Руси, городов, давать характеристику различным группам населения, излагать основные события; объяснять значения терминов «усобица», «политика», «общество», «холоп», «вотчина», «закуп», «рядович», «смерд».

Оборудование раздаточный материал для групповой работы, распечатки с кластером, видео файлы для работы групп из цикла «История Государства Российского»

Ход урока

  1. Мотивация к уроку.

Здравствуйте, дети. К нам сегодня на урок приехали учителя истории Кунгурского муниципального района

Давайте наш урок начнём с улыбки. Ведь улыбка – вещь бесплатная

Простая и понятная, смешная и приятная, доступная для всех.

Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся и силой наполняемся, дарующей успех

  1. Вызов

Актуализация знаний. Давайте мы с вами проведём аукцион . За правильный ответ вы будете получать денежку

Разыгрываются 4 даты:

862 год призвания варягов на Русь,

882 год – поход Олега на Киев, образование Древнерусского государства,

988 год – год крещения Руси

980-1015 гг – время киевского правления Владимира

Разыгрываются 5 определений:

  1. Народное собрание на Руси, когда решение принималось большинством голосов – вече,

  2. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани – полюдье,

  3. Княжеская война на Руси – усобица,

  4. Одно из главных и старейших направлений в христианстве, укоренившееся на Руси - православие

  5. Титул главы русской православной церкви – митрополит

Разыгрываются 6 исторических личностей

  1. Его призвали новгородцы,

Порядок навести в земле словенской

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

  1. Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

  1. Ходил в поход он на Царьград,

Да только сам тому не рад.

Сожжен был «греческим огнем»,

Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

  1. Хитра, княгиня оказалась.

Большую дань взять отказалась.

Потребовав с древлян лишь голубей,

Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

  1. Он смел, был и умен без меры,

Он покорил и вятичей и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,

При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

  1. Князь …… начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался …… Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован».

  1. Сообщение темы и целей урока.

Каждый из этих князей внёс свой вклад в развитие Древнерусского государства. Посмотрите внимательно на купюры, какая историческая личность там изображена? Давайте предположим почему именно этому князю древней Руси поставлен памятник, и его образ появился на денежной купюре?

Записываем тему «Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром»

О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Учитель на доске записывает все ответы детей, после чего делает акцент на трёх моментах:

  • Как понимаете смысл понятия «расцвета» ДГ (факты о развитии государства , достижениях в разных сферах жизни общества

  • Что из себя представляло ДГ на международной арене и внутри страны

  • Почему Ярослава называют Мудрым? (факты, доказывающие эту мысль)

Дети по группам, работают с разными видами источников, после чего презентуют своё исследование

  1. Стадия осмысления (В ходе этой стадии дети работают с разными видами источников, исследуя свою микро-тему. Используя и видео-файлы дети заполняют кластер.

hello_html_527d92bc.png

hello_html_592d5a1e.png

hello_html_7f940e69.png

hello_html_m30ac590.png

Группа 1. Доказательства того, что на Руси наблюдался расцвет, подъём

Формирование древнерусской народности.

В конце X века было закончено объединение всех восточных славян в единое государство. Подчиняясь власти киевского князя, каждое славянское племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в общегосударственных делах. Совершая военные походы, киевские князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. В таких походах воины были объединены общей целью, чувствовали своё родство друг с другом и с гордостью заявляли: «Мы из рода русского». С таким настроением они возвращались к себе домой. Наиболее отважные и доблестные воины (на Руси их называли витязями, богатырями) принимались в княжескую дружину. В мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. В многочисленных посёлках звенели топоры, строились лодки для княжеского флота и купеческих караванов. Затем они сплавлялись водой к Киеву. На киевском торге сходились жители всех славянских земель. В процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. Принятие христианства, вера в единого Бога ещё больше сплотили население, проживающее на территории Древнерусского государства. С течением времени люди перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древлянами, кто с радимичами, они стали считать себя единым целым. Так постепенно складывается древнерусская народность.

  • Укрепляя границы государства, Ярослав основал несколько городов, среди которых Ярославль (1010).

  • В Киеве и Новгороде были построены соборы Святой Софии. Около Киева был основан Киево-Печерский монастырь. Его монахи писали летопись и переписывали книги.

  • Ярослав Владимирович сам умел читать и заставлял учиться других. В Новгороде и Киеве по его указу отобрали около 300 детей и отдали «учиться книгам».

  • В соборе Святой Софии хранилась собранная Ярославом библиотека славянских и греческих книг.

  • Ярослав известен и как первый русский законодатель. В его княжение был выпущен свод законов, вошедший в историю под названием «Русская правда».

  • Поднялся престиж Русской православной церкви. В 1051 году впервые за недолгую историю русской церкви без участия Константинопольского патриарха был избран глава Русской православной церкви митрополит Илларион (сыновья Ярослава утратили это право).

  • с 1025 года основная деятельность князя связана с просветительством и христианизацией Руси. В 1036-1037 годах в Киеве по его приказу были построены крепостные укрепления («город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной Благовещенской церковью, Софийский собор, основаны монастыри святых Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира.

  • Завершение строительства совпало с созданием «Слова о законе и благодати», которое было произнесено 25 марта 1038 года. Тогда же была написана первая русская летопись — Древнейший свод. В «Повести временных лет» содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь заботился о переводе на русский язык греческих книг, которые составили основу библиотеки Софийского собора. Ярославу приписывается также составление первого свода «Русской Правды».

«Повесть временных лет» (1113 г.) (Извлечение)

      В год 6545. Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах... И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться...      Ярослав же, как мы сказали, любил книги и много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалование, веля им учить людей...

Вывод

  • Киев превратился в один из крупнейших городов Европы

  • Русь достигла широкого международного признания

  • Был составлен свода законов Русская правда

  • В 1036-37 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления Золотые ворота, храм святой Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины

  • Добился утверждения христианства

  • Киев стал церковным центром

  • Активную энергию народа пытался направить не на войны, а на хозяйственную деятельность, на укрепление веры и духа, поощрение строительства, искусств и ремесел.

Группа 2. Внутренняя политика Ярослава

Высказывания историков о передачи власти по лествичному принципу (к старшему в роде)

      В. О. Ключевский:       «Когда умирал отец, тогда, по-видимому, разрывались все политические связи между его сыновьями: политической зависимости младших областных князей от старшего их брата, садившегося после отца в Киеве, незаметно. Между отцом и детьми действовало семейное право, но между братьями не существовало, по-видимому, никакого установленного, признанного права...»

      А. Е. Пресняков:       «Старое семейное право покоилось на нераздельности житья владения. С разделом разрушался семейный союз, и обычные понятия не знали преимуществ и прав старшего брата над другими. Понятия эти, господствуя в междукняжеских отношениях, становились в резкое противоречие с политической тенденцией киевских князей создать прочное подчинение Киеву подвластных областей.      И первый, вытекавший из обстоятельств, выход из дилеммы — стремление объединить в руках киевского князя все владения отца, «быть, владея, единому в Руси»».

      С. М. Соловьев:       «Единство княжеского рода поддерживалось тем, что каждый член этого рода, в свою очередь, надеялся достигнуть старшинства и соединенного со старшинством владения главным столом киевским. Основанием старшинства было старшинство физическое, причем дядя имел преимущество пред племянниками, старший брат — пред младшими, тесть — пред зятем, муж старшей сестры — пред младшими шурьями, старший шурин — пред младшими зятьями; и хотя во время господства родовых отношений между князьями встречаем борьбу племянников от старшего брата с младшими дядьми, однако племянники при этом никогда не смели выставлять своих родовых прав, и притязания их, основывавшиеся на случайных обстоятельствах, должны были, исключая только одного случая, уступать правам дядей самых младших».

      Р. Г. Скрынников:       «Старшинство перестало играть безусловно решающую роль в определении права на власть. Смена правителей в столице влекла за собой перемены власти на периферии Киевской Руси: каждый новый киевский князь направлял своих сыновей наместниками в другие города (прежде всего в Новгород). При этом в политической борьбе все чаще использовались половецкие отряды».

  1. Борьба за власть сыновей Владимира

1015 – 1019 – Войны сыновей Владимира за киевский престол

Сын Владимира Великого от полоцкой княжны Рогнеды Ярослав I выступил против отца и отказался платить Киеву дань. Военному столкновению помешала только смерть Владимира в 1015 году.

После его смерти, его приемный сын Святополк захватил власть в Киеве. Истинный наследник киевского престола князь Ростовский Борис во главе отцовской дружины в это время «искал» на границе печенегов. Возвращаясь в Киев, он узнал, что Святополк захватил там власть и сумел сплотить вокруг себя единомышленников. Дружина предложила захватить власть, но князь Борис отказался, то ли руководствуясь нравственными принципами, то ли опасаясь брать столицу штурмом. Более того, он распустил дружину, оставив небольшой отряд телохранителей.hello_html_2d69453d.jpg

«Сказала же ему дружина отцовская: «Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе». Он же ответил: «Не подниму руки на брата своего старшего. Если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него…».

Святополк подослал убийц к князю Борису. Убийство произошло ночью на реке Альте. Когда Борис лег спать, убийцы бросились к шатру и пробили его копьями в том месте, где находился князь Борис. Тело юного князя отвезли Святополку. Летопись сохранила имена убийц князя Бориса, «а отец им всем сатана…» («ПВЛ»).

В живых еще оставался князь Муромский Глеб. Святополк решил хитростью заманить Глеба в Киев, отправили к нему гонцов с просьбой приехать в Киев, т.к. отец тяжко болен (смерть Владимира скрывали). Глеб с небольшой дружиной отправился к Киеву. Однако уже по дороге его известили о смерти отца, захвате власти Святополком и убийстве Бориса. Глеб остановился и пристал к берегу, где его застигли люди Святополка. Они ворвались на корабль, перебили слуг Глеба. По приказу убийц князя зарезал его же повар.

Оба юных князя в XI веке были канонизированы Русской православной церковью и причислены к лику Святых. Со временем они стали символами непротивления злу, добра и мученичества.

На короткое время (1015-1017 гг) Ярослав изгнал Святополка из Киева и правил государством, оставаясь князем Новгородским. С помощью новгородского войска и варяжского отряда он одержал окончательную победу над Святополком.

Ярослав I Мудрый - 1019-1054 гг. В 1019 году Ярослав стал Великим князем Киевским. В его владения не вошли только два княжества: Тмутараканское, которым правил Мстислав Храбрый, и Полоцкое – владение потомков Рогнеды и Владимира.

В первые годы княжения князя Ярослава на его власть не было серьезных посягательств. Только в 1023 князь Тмутараканский Мстислав Храбрый заявил о своих притязаниях. Битва между князьями в Черниговской области закончилась победой Мстислава. Князь предложил Ярославу разделить княжество на две части: Ярослав стал княжить в Западной части Руси с центром в Киеве, Мстислав – в Восточной с центром в Чернигове. Это было важным решением, так как Ярослав больше не хотел кровопролития.

1036 – Объединение Киевской Руси

В 1036 году Мстислав Удалой, брат Ярослава, умер, не оставив после себя наследника. Вся левобережная от Днепра часть Руси вновь отошла к Ярославу. Ярослав стал править единой Киевской Русью.

Русское государство при Ярославе Мудром превратилось в одно из самых сильных в Европе.

Перед смертью Ярослав разделил свое государство между сыновьями. С этого момента начинает развиваться удельная система княжения. В результате раздела Руси старший сын Ярослава – Изяслав получил Киев и Новгород, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Вячеслав – Смоленск, Игорь – Владимир Волынский.

Повесть временных лет

В год 6562(1054) .Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказал им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих которые добывали ее трудом своим великим; но живите мирно слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, запретив им переступать пределы других братьев и сгонять со стола, и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают». И так наставлял сыновей своих жить в любви

Перевод Д.С.Лихачёв

Чему учит нас этот посыл князя Ярослава?

2. Управление государством при Ярославе Мудром

  1. Проблемное задание: сравните мнения ученых С.М. Соловьева, и Н.М. Карамзина о правлении Ярослава . Какие изменения в управлении государством произошли в годы правления Ярослава Мудрого?

С.М. Соловьев: «В 1054 г. умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории».

Н.М. Карамзин: «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любил народ свой».

Перед вами картина К.В. Лебедева «Вече в Новгороде» hello_html_ma8bf4bb.jpg

По удару вечевого колокола собрались люди с разных «концов» и улиц Новгорода на Ярославово дворище (на Торговой стороне). В центре двора на вечевой степени (помосте) расположились новгородские власти – посадник, тысяцкий, старые посадники, кончанские и уличанские старосты, вечевой дьяк. Посадник стоя держит речь. На площади вокруг степени собрались бояре, «житьи люди», купцы и «черные люди». Вече в полном разгаре. В глубине площади, у самых ворот, - кучка людей, которые держаться в стороне, чтобы бежать в случае схватки. Остальные принимают то или иное участие в происходящем – кто сосредоточенно слушает, что говорится с вечевой степени, кто прислушивается к толкам соседей. На первом плане картины представлены два основных слоя – простые люди (ремесленники) и бояре. Они ожесточенно спорят. На боярах шапки из бархата и сукна. Поверх кафтанов накинуты свиты из заморского сукна, с длинными широкими рукавами, с отложными, богато украшенными воротниками. Холеные руки – в перстнях. Это крупные землевладельцы. В своих землях они – полные господа: определяют оброк и дань, судят, содержат дружины, предпринимают походы, чтобы пограбить соседей и обогатиться. Кроме богатства бояре имеют власть и почет. Все важные должности в Новгороде занимают их ставленники. Неизвестно, чем окончится вече. Бояре заранее договорились в Совете господ, который собрался под руководством владыки – архиепископа новгородского. У бояр есть связи во всех «концах» города, где они держат в своих руках должников – купцов и «черных людей», среди которых они могут навербовать себе людей, чтобы те кричали за них на вече. Бояре и их сторонники хорошо вооружены. Если боярам удастся запугать, уговорить народ – пройдет их решение. Если нет, то вече разделится, ударит одна сторона на другую, в ход пойдет оружие.

Используя картину К.В.Лебедева «Новгородское вече», приведите конкретные свидетельства о составе веча в Новгороде.

  • В период правления Ярослава укрепляется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати.

  • При князьях действовал совет (дума), представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины.

Князья назначали из числа дружинников посадников — наместников в городах; воевод — предводителей различных по численности и назначению военных отрядов; тысяцких — высших должностных лиц; сборщиков поземельных податей — данников; судебных чиновников — мечников, подъездных; сборщиков торговых пошлин — мытников; мелких должностных лиц

Внутриполитическая деятельность Ярослава Мудрого

Посмотрите видео фрагмент русская правда Ярослава

Ярослав известен и как первый русский законодатель. В его княжение был выпущен свод законов, вошедший в историю под названием «Русская правда».

«Русская правда» – первый гражданский кодекс, документально закрепивший существовавшую на Руси систему права. В документе были отрегулированы взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями городов, а также порядок разрешения споров и возмещения ущерба.

-Чьи интересы защищала «Русская правда»?

...§ 20. Если убьют огнищанина (управителя), разбойнически напав на него, а местные крестьяне не будут искать убийцу, то виру (штраф) платит вся вервь (община), на земле которой найдено тело убитого.

§ 21. Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров, то виновника следует убить «во пса место» (как собаку). Так же следует поступать и при убийстве тиуна (исполнителя княжеских заданий).

§ 22. За убийство княжеского тиуна штраф в 80 гривен...

§ 24. За убийство княжеского старосты, распоряжавшегося сельскими работами, штраф 12 гривен...

§ 26. За убийство смерда или холопа штраф в 5 гривен.

Штраф за убийство огнищанина был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов; такой штраф должен был разорить все село или отдать всех крестьян в кабалу князю. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле.

РУССКАЯ ПРАВДА - это свод древнерусского права. Основой Русской правды послужило обычное право, княжеское законодательство, судебная практика. В тексте Русской правды отразилось развитие общественных отношений на Древней Руси 11-13 веков. Правда Ярослава Мудрого включала и архаические нормы, восходящие к периоду первобытнообщинного строя. При сыновьях и внуках Ярослава нормы Русской правды получили свое дальнейшее развитие и совершенствование. Правда Ярославичей увеличивала ответственность общины за убийства княжеских дружинников, старост, отроков, совершенных на ее территории; предусматривала тяжелые наказания за поджоги хозяйственных построек, намеренную порчу скота, за посягательства на имущество зажиточных людей.

Русская правда защищала здоровье и честь свободных людей, предусматривала денежные возмещения за увечья и оскорбления действием. В ней детально разрабатывалась система наказаний за кражу в городе и сельской местности. Специальный устав был посвящен наследственному и семейному праву. Розыск преступников проводился по свидетельским показаниям или по следам; наметились первичные элементы судебной экспертизы. Предусматривалась проверка лжесвидетельских показаний (поклеп). Нормы Русской правды действовали до конца 15 века и легли в основу украинского, белорусского и литовского права.

При Ярославе Мудром завершился процесс объединения под властью киевского князя всех восточнославянских земель.

Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения.

Главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями, входившими в общину.

Стали появляться и феодальные владения. Первыми феодалами на Руси стали князья. Они присваивали себе пустующие земли, «сажали» на них пленных, превращая их в своих работников. Князья сооружали в личных владениях хоромы, хозяйственные постройки. Разбивали сады и огороды, строили конюшни, заводили места для рыбной ловли, охотничьи угодья. Для управления собственным хозяйством назначали специальных людей — управителей. Такие же владения появляются у ближайших родственников князя. Князья стали жаловать земельные владения и своим дружинникам, а также церкви. Появляются первые вотчины — наследственные земельные держания. Но верховным собственником, т. е. распорядителем, такого владения оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, мог и отобрать её за различные провинности и передать другому. Однако, в отличие от Западной Европы, феодальная собственность на землю формировалась на Руси крайне медленно.

Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Тем не менее древнерусское общество подразделялось на определённые категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

hello_html_186a8e28.jpg

Правящую верхушку древнерусского общества составляли киевские князья, потомки Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую. Старшие и младшие дружинники, а также люди, занимавшие выборные должности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой древнерусского общества.

Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, объединённые в общины, — люди, а также смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Но появилось и зависимое население: закупы — разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях.

Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи.

Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов пополнялось не только за счёт военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.

Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребёнок, родившийся от холопки, также был холопом.

И всё же, несмотря на появление знатных и зависимых, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных людей, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

3 группа Внешняя политика Ярослава

Несмотря на миролюбивую внешнюю политику, Ярослав успешно отражал посягательства на свои земли. . Внешнюю политику Ярослав Мудрый вел так же, как его отец и дед - Владимир и Святослав, он был продолжателем их дела:

1) Укрепление южных границ Руси, строительство городов-крепостей. 1036 г. - под стенами Киева разгром печенегов, «коих было без числа на окраине Киева». По словам летописца, «печенеги бежали, куда глаза глядят». Часть печенегов подчинилась половцам, другая слилась с русскими и поселилась в пограничье, их стали называть «свои поганые» (т.е. не христиане), третья часть ушла на Балканы, где позже их истребили византийцы. В память о победе над печенегами на месте битвы Ярослав приказал заложить храм – собор Святой Софии.

2) Став на защиту соотечественников, Ярослав совершил поход на Византию, последний в истории отношений двух стран в 1043 г.А в 1046 г. –подписан мирный договор с Византией

3) Укрепление безопасности северо-западных границ. 1030 г. - утверждение власти на западном берегу Чудского озера - строительство города Юрьева.

3) 1041 г. - заключение союзного договора с польским королем.

4) .Укрепление международного авторитета с помощью династических браков

Династические браки

Ярославу удалось установить дипломатические отношения со многими европейскими государствами и Византией с помощью династических браков. Дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха I, Анастасия стала женой короля венгерского Андрея I, Елизавета – женой норвежского короля Гаральда III. Сам Ярослав был женат на Ингегерде Шведской (в крещении Ирина) и имел десять детей.

  • Слава Ярослава приобрела международный размах. Правители европейских государств считали за честь быть его союзниками и родственниками. Называли его «тестем Европы»

За свою деятельность Ярослав прозван Мудрым.

Внешняя политика Ярослава Мудрого

Основные направления

Цели и задачи

Основные события

Итоги

Борьба с кочевниками

Защита южных рубежей Руси от набегов кочевников

1016 г. — Святополк нанял печенегов для борьбы против Ярослава.1036 г. — последний поход печенегов на Киев, в ходе которого Ярослав нанес им сокрушающий удар

Устранение угрозы со стороны печенегов. Однако им на смену пришли половцы

Отношения с Польшей

Стабилизация западных границ Руси

1026 г. — Ярослав совершил поход на Польшу и вернул Перемышльский район, находившийся в составе Польши после вмешательства Болеслава в русские распри в 1018 г.1037 г. — новый глава польского государства Казимир признал за Русью Белз, Берестье, Перемышльский район

Укрепление власти великого князя и стабилизация западных границ

Отношения с Германией

Сближение Руси и Германии

1024 г. — Германия вместе с Русью способствовала восстановлению польского государства.1040 г. — посольство Руси побывало в Германии. Внучка Ярослава Мудрого Евпраксия (Адельгейда) вышла замуж за Генриха IV

Династический брак укрепил союз Германии и Руси

Отношения с Венгрией

Укрепление международного положения

Династический брак короля Венгрии Андрея I и третьей дочери Ярослава Мудрого — Анастасии.Основой союза была также борьба против Польши

Династический брак укрепил союз Венгрии и Руси

Отношения с Византией

Сохранениедружественныхотношений

1042 г. — приход к власти в Византии Константина XI Мономаха положил начало ухудшению отношений с Русью.1043 г. — неудачный поход сына Ярослава Владимира на Византию.1051 г. — Ярослав Мудрый возвел на митрополичий престол русского церковного деятеля Илариона

Укрепления отношений не произошло. Смерть Ярослава Мудрого положила конец единой государственной политике Руси по отношению к Византии

4 группа. Доказательства того, что Ярослава можно назвать «Мудрым»

«МУДРЫЙ»? это какой по Далю

  • Логичный. С холодным рассудком

  • Справедливый, умный, дальновидный

  • Добрый, простодушный, открытый

Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в российской истории во второй половине 19 века, но, по-видимому, большая часть  наших современников считает, что оно было дано ему еще при жизни за его ученость и стремление привить любовь к знаниям у всего населения. Именно при Ярославе стали переписываться и переводиться с греческого на русский книги. Есть предположение, что в то время уже были организованы школы для обучения грамоте. Он создал большую библиотеку русских и греческих книг.

 Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава, начиная с «похвалы книгам», которая состояла в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. 

В этих делах Ярослава Мудрого и заключалась его основная мудрость как правителя.

Ярослав поступал мудро когда

  1. признал святыми братьев погибших, но не пожелавших участвовать в усобице?

  2. Основал города, обеспечил мир на границах

  3. Обеспечил культурный расцвет Руси

  4. Издал законы «Русская Правда», которые заменили первобытные обычаи.

Посадник (наместник) – назначаемый или выборный глава местной власти.

Боярин – старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.

Вотчина – наследственное земельное держание.

Династический брак – брак между представителями правящих династий разных государств.

Политика – искусство управлять государством.

Общество – люди, объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве.

Усобицы – княжеские раздоры на Руси.

Холопы – зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам.

  1. Рефлексия. Дети выступают по группам. На доске рождается опорный конспект.

После этого дети берут в руки карточки с «!» если считают, что Ярослав действовал сердцем и «?» если считают, что действовал умом. Д.з. написать эссе о эпохе Ярослава Мудрого

Словарь урока

Гривна — основная денежная единица в Киевской Руси.      Династический брак — брак между представителями различных монархических династий с целью укрепления международных связей.      «Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия — порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.      Раннефеодальная монархия (IX—XI вв.) — форма политического режима, при котором монарх находится в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями.      Русская Правда — первый письменный свод законов Древней Руси.

Бояре — вотчинники, знать. Источники пополнения: родоплеменная знать, разбогатевшие общинники-аллодисты, служилая знать (старшая дружина).      Вира — денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.      Вотчина — форма организации хозяйства в Древней Руси. Земельное владение, передаваемое по наследству в боярских родах.      Гривна — весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси.      Закупы — люди, попавшие в долговую кабалу, отрабатывающие «купу» (ссуду). После выплаты долга могли стать свободными. В случае побега теряли остатки свободы и становились рабами. В случае обращения в раба без законного основания освобождались от долга и получали свободу.      Изгои — люди, потерявшие связь с общиной, либо выкупившиеся на волю холопы. Занимали промежуточное положение между свободными и несвободными категориями населения.      Обычное право — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством.      Рядовичи — люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.      Смерды — социальный слой Древнерусского государства, занимавшийся сельским хозяйством, в положении которого переплетались элементы свободы и несвободы

Холопы — категория рабов, которые либо были посажены на землю, либо входили в состав челяди или дружины феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой.      Челядь — домашние рабы.

Посадник (наместник) – назначаемый или выборный глава местной власти.

Боярин – старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.

Усобицы – княжеские раздоры на Руси.

infourok.ru