Гардарики – «страна городов». Древнерусское государство гардарика


Гардарики – «страна городов». Империя для русских

Гардарики – «страна городов»

Именно так – «страна городов» называли скандинавы еще языческую Русь. Изобилие богатых градов русских отмечали и византийские, и арабские купцы. В начале XII столетия православная Русь насчитывала около 400 городов. Крупнейший русский домонгольский город Киев насчитывал в период расцвета не меньше 50 тысяч жителей. Были и ««30-тысячники»: Новгород, Смоленск, Чернигов; многие города имели по 15–20 тысяч. Крупных городов на Руси было не намного меньше, чем во всей католической Европе, на деревенском Западе. Если согласиться с мнением демографов, оценивающих население домонгольской Руси в 6,5–7,5 миллионов, нетрудно видеть, что горожане составляли тогда 20–25 % всех русичей. Примерно как в конце Римской империи и намного больше, чем в любой стране средневековой Западной Европы.

В типичном католическом городе все население умещалось в городском соборе, вместимостью от 1 до 5 тысяч человек. В среднем западном городе часто имеется всего один собор, который строили веками, а достраивали уже в XIX в., когда достраивались и соборы крупнейших западноевропейских городов – Праги, Кельна, Флоренции. А нередко собор так и остался недостроенным. В крупном западном городе, например Ревеле, Риге, Кракове, Берлине, кроме собора стояла пара приходских церквей и пара монастырей – мужской и женский. А в равном по населению, но гораздо более просторном русском городе, приходские церкви были небольшие, но церквей были десятки. Даже в Париже в конце XII в., когда один из величайших королей Франции, Филипп II Август, который является для Франции тем же, чем для нас, русских, был гениальный Иван Калита, одновременно со строительством новых стен Парижа заложил собор Парижской Богоматери, то планировали, что он вместит всех парижан, живших в городе до его расширения великим королем. Собор действительно очень большой – он вмещает 10 тысяч человек.

Хотя население Парижа в новых стенах Филиппа II Августа стало в несколько раз больше, его укрепленная площадь была ненамного меньше Новгорода, а плотность заселения западных городов была, по крайней мере, вдвое выше, чем на Руси. Так что население Парижа сравнимо с населением Киева, превысив 50 тысяч. И храмов, как приходских, так и монастырских, в Париже было немало.

В Западной Европе пространство внутри города противопоставлялось миру вне города. Так же, как в древнегерманской традиции, восходящей к древнеарийской, земной мир – «митгард» противопоставляется подземному миру темных сил – «унгарду». Даже термины употребляются одни и те же: пространство внутри города, как и земной мир, именуется Митгардом, а мир вне городских стен, как и подземный мир темных духов – Унгардом. Но если на Западе город воспринимался только как Митгард, земной мир, то на Руси город был образом Асгарда – райской обители праведников, небесного Горнего Иерусалима, и не противостоял миру вне городских стен, а являлся его органическим продолжением, высшей точкой развития.

Западноевропейский средневековый город замкнут в «скорлупе» каменных стен, он обороняется не только и даже не столько от чужестранных врагов, сколько от собственного сеньора, запершегося в замке. В Риге или Ревеле замок противопоставлен городу, укрепления города и замка противостоят друг другу, как стоящие по разные стороны линии фронта.

Земля внутри периметра городских стен баснословно дорога, а дороже всего протяженность фасада вдоль улицы. Нередко бывал и такой фасад: дверь, рядом окно, а дальше уже следующее владение. В историческом центре Ревеля или Львова можно видеть остатки такой застройки: фасады домов плотно примыкают друг к другу. Выше второй этаж, который чуть-чуть нависает над первым, а третий – над вторым. Пешеходные улицы появились в наше время именно на Западе, ибо там бывают переулки шириной в три метра, по которым невозможно проехать на автомобиле, да и изначально можно было ездить или верхом, или на носилках. И вот картина европейского города: тесно, а посреди улицы сточная канава – и ходить надо с умом. Конечно, порядочный бюргер сначала выглядывает в окно, а уже затем выплескивает содержимое ночной посуды. Но ведь не все же порядочны…

Сейчас старые западноевропейские города выглядят как образцы чистоты и ухоженности, но такими они стали не так уж давно: до XVII в. уровень благоустройства на Западе был заметно ниже, чем на Руси, а в средние века нормой западного города была непролазная грязь – после дождей улицы превращались в болото, по которому было трудно передвигаться даже верхом на лошади. А пока Запад утопал в грязи, у нас на улицах издревле устраивали деревянные мостовые, многие ярусы которых найдены археологами и в Новгороде, и в Москве, и в других русских городах. А на обочине просто росла трава, по которой можно было ходить.

Хотя на Западе гораздо теплее, чем у нас, историческая граница между германцами и славянами (она же граница между ФРГ и бывшей ГДР, или восточная граница империи Карла Великого) проходит по отрицательной изотерме января, но у нас дети, а нередко и взрослые, ходили босиком до морозов, и не только в деревне, но и в городе. А на Западе было настолько грязно, что босиком ходить не стоило, и отличительным признаком «западного образа жизни» были тяжеленные деревянные башмаки.

Вообще, чистоплотность была распространена по периферии Европы, в отличие от Европы французской и немецкой. Даже в XVII в. великий итальянский архитектор Бернини называл французский двор «нечистоплотным и дурно пахнущим». Не случайно король был вынужден ввести моду на крепкие духи. А у нас было множество бань – и общественных, и частных. В деревнях бани были почти у всех. Стояли они обычно в стороне от двора, у реки. Да и в Москве, кроме общественных, бани были во всех зажиточных домах.

В русском городе плотность застройки была гораздо ниже, чем в западноевропейском. Потому немалая часть населения, кроме ремесла и торговли, занималась и огородничеством, и молочным скотоводством, и даже садоводством. Поутру скотину надо было выгонять на пастбище. Западноевропейские горожане держали свиней, нередко гусей, но там невозможно было держать молочную скотину, трудно выгонять за ворота в путанице улиц.

Замечательная исследовательница Г. В. Алферова в своей книге «Русский город», которую мы искренне всем рекомендуем, отмечает, что планировка наших городов была рассчитана на возможно более быстрый выезд за его пределы. Даже Москва в XVIII в. была окружена обширными выгонами. На окраине Москвы молочную скотину держали до середины XX в., по крайней мере, до разорения, затеянного Хрущевым. А курей держали и в Центре, в Замоскворечье.

Для русского города, в отличие от затесненного западного, характерна полностью усадебная застройка с приусадебным садом-огородом. Дома стоят в глубине участков, на улицах лишь храмы, лавки, мастерские. Во всех старых городах сохранились дома, стоящие не по красным линиям улиц, потому что построены до полицейского требования начала XIX в. строиться по ниточке красной линии.

Западный город отгораживался от сельской жизни и отворачивался от пейзажа, русский город органически перерастал в пригородные слободы, он был теснейшим образом связан с сельским хозяйством и поистине развернут лицом к природе. Умение вписать поселение в пейзаж, поставить наиболее выдающиеся здания в наивыгоднейших точках – отличительная особенность русской культуры.

Подобны русским были и другие города нашей восточно-христианской культуры: византийские, южнославянские. Даже чуть ли не полумиллионный Константинополь (Новый Рим) имел сплошную застройку только по своей главной улице – Меси, окруженной портиками, как в Пальмире, а большая часть города была застроена усадьбами, представляя собой настоящий город-сад. Не случайно наши древние предки перевели византийскую «Книгу эпарха» (градоначальника), назвав ее «Закон градский».

С Законом градским надолго приобрело силу «правило прозора» (от глагола «зреть»). Оно юридически реализовывало следующую норму: если вы имеете со своего участка прекрасный вид, а сосед застроил этот вид, то вы имеете право через суд добиться сноса его постройки. Это правило действовало веками и имело немалое градообразующее значение.

Русская страна городов, таким образом, была одним из мощных факторов русского развития, сохранявшего гармонию благоустроения места обитания со сбережением природы и теплоты человеческих отношений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Забытая реальность — Была ли Русь землёй варваров?

«Красная звезда» не раз рассказывала на своих страницах об истории Древней Руси, которую во многих учебниках принято укорачивать, вольно или невольно способствуя формированию у населения России комплекса исторической неполноценности.

Фото gifakt.ru

Так что эта тема имеет не только чисто познавательное, но и мировоззренческое значение. Представляем сегодня мнение по данному вопросу двух наших соотечественников — Александра Самсонова («Чёрный миф о «дикости» дохристианской Руси») и Юрия Ульянова («Артания — Русь Арийская»).

Дохристианская история Руси часто показана в тёмном цвете, наши предки в ней — «дикие» варвары в звериных шкурах, живущие охотой и рыболовством в лесах и болотах, пишет Александр Самсонов. Единственными светлыми пятнами выглядят варяги-норманны, «принесшие» свет основ цивилизации на Русь (согласно норманнской теории), и княгиня Ольга, пытающаяся привить дикарям принципы христианства. В итоге для большинства граждан России дохристианская история Руси — это настоящая терра инкогнита («неизвестная земля» на латыни).

Фото gifakt.ru

Племена или государство

Когда говорят о Древнерусском государстве («протогосударстве»), часто можно услышать о племенах — поляне, словене, древляне, кривичи, радимичи и многие другие. При слове «племя» возникает образ каких-нибудь североамериканских ирокезов или папуасов, но никак не развитой общности.

Хотя в реальности любое славяно-русское племя было союзом или суперсоюзом племён, который контролировал огромное пространство (равное европейским королевствам или значительно большее). У союза была развитая система управления: выборный князь, воеводы, войско (дружина), совет знати — бояр, народное собрание (вече).

Союз племён был явлением не родовым, а политическим, территориальным. У каждого «княжения», или «земли», было не только «княжение своё», но и «законы отцов своих», т.е. законодательная система.

В Западной Европе в то время очень серьёзно относились к титулам. Так, в сообщении Бертинских анналов о посольстве «народа Рос» к императору франков Людовику Благочестивому (в 839 году) владыку руссов называют «королём». Через сто с лишним лет княгиню Ольгу (её христианское имя — Елена) называли «королевой Еленой» («Хроника продолжателя Регинона»).

Восточные источники называют правителей русов «царями» и «каганами» (императорский титул). Русскую землю считали государством. Так, араб Ибн Хаукаль сообщает: «Ар-Рус — так же, как аль-Хазар и ас-Серир, — это название государства, а не людей и не города».А тот факт, что в Византийской империи (Восточно-Римской империи) не признавали достоинства «царей» соседних земель, называя их «архонтами» (старейшинами), говорит только о политике Царьграда. Ромеи считали себя наследниками Римской империи, а все окружающие народы были для них «варварами». В Константинополе не признавали царского титула и за болгарским царём (хотя болгары несколько раз угрожали столице империи), и за эмиром Египта, и за императором Священной Римской империи германской нации.

Но для большинства современников Русь была могучей державой — не хуже королевств Европы или могучего и богатого Хазарского каганата.

Гардарика

Древние скандинавы называли Древнерусское государство «Гардарика» (Гардарики), то есть «государством городов». Не надо удивляться, что этот термин переводится как «ограда, забор, укрепление» или «двор, огороженное пространство». В то время как главное значение города — это укрепление, крепость.

К примеру, крупнейший город Средиземноморья Константинополь именовался у скандинавов Микльгард. А по мнению немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, Киев был соперником столицы Византии — Константинополя. Отмечали большое количество городов Руси и восточные источники, араб Ибн Русте писал, что у русов «много городов».

Люди Востока, знакомые с Багдадом и Каиром, и скандинавы, видевшие города Англии, Франции, Испании и Италии, единодушно утверждают, что у русов дохристианской эпохи были города. Причём в таком количестве, что это вызывало удивление бывалых путешественников.

Такой источник, как «Баварский географ» (это список народов и союзов племён, преимущественно славянского происхождения, которые населяли в IX веке области восточнее Франкского государства), сообщает о десятках и сотнях городов у восточнославянских княжеств. Так, у бужан был 231 град (город), у уличей — 418.

А раз были города, значит, были и ремесленные «концы» (кварталы). Русь славилась своими мастерами. Русское оружие уже тогда было весьма продаваемым товаром; русские мечи, по мнению современников, не уступали франкским или арабским клинкам. Ибн Русте упоминает прекрасные кольчуги славян, а во французской поэме «Рено де Монтабан» говорится о «великолепной кольчуге из Руси», которую приобрёл главный герой.

Русская вера

Многие считают наших пращуров дремучими язычниками, хотя, если попытаться понять веру предков, становится ясно, что это было солнечное, светлое верование, наполненное вселенской гармонией, добром и справедливостью. Понятия наших пращуров, которые мы впитываем с детства через сказки, древнерусские былины, до сих пор не дают нам полностью деградировать, стать «двуногими овощами».

Глупо думать, что «язычество руссов» — это дикое, отсталое верование. Современная Япония, Индия, да во многом и Китай сохраняют свои древние верования и не страдают от этого. Они делают жизнь их народов осмысленнее, позволяют сдерживать натиск «общечеловеческих» (западных) ценностей.

Интересно, что во многом вера русов жива и сейчас. Она сохранилась не только в сказках и былинах, но и впиталась в христианство, сделав его православием («славием Прави»). Основные мифообразы сохранены. Христианская Троица, образ Богородицы и Георгий, побеждающий змия, — славянские Триглавы, Матерь Лада (Рожаница) и Перун, побеждающий змия (Велеса-Волоса).

Необходима огромная работа по восстановлению образа наших предков, их истории, веры, духовной и материальной культуры. Можно рекомендовать в связи с этим замечательную энциклопедию М. Семёновой «Мы — славяне» (автор знаменитого романа «Волкодав»), исследования Льва Прозорова («Времена русских богатырей», «Варяжская Русь»).

Всё начиналось в бассейне Оки

Артания — государство, территория которого была на обширном пространстве от Северного моря до Тьмутараканской земли (с Севера на Юг) и от Брянских лесов до Заволжья (с запада на восток), утверждает в свою очередь Юрий Ульянов. Подтверждением подобных границ служит сама русо-арийская культура, выраженная в виде особого узора — Ярги.

Эта «кривоногая» ярго-свастическая вязь имела свои особенности, отразившиеся в сплетении четырёхрожковых Ярг в ромб. Подобный узор встречается на полотенцах, понёвах, нагрудниках, скатертях, рушниках, рубахах и кичках исключительно в следующих областях: Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Брянской, Смоленской, Владимирской, Вологодской, Архангельской, Тобольской и частично на северо-востоке Новгородской земли.

Правда, некоторые исследователи считают, что «Артания» располагалась исключительно на полуострове Тамань. По другим версиям, Артанией называлась территория от Тамани до Оки.

Правы и те, и другие. Все эти земли входили в состав «Арзании» (Арсании, Артании) — одного из трёх русских государств, упоминаемых начиная с IX века ранними персидскими и арабскими географами (наравне с двумя другими русскими государствами — Куявией и Славией).

Первым, кто упомянул о стране Артании как об «Острове Русов», был арабский историк — ибн-Русте. Это название произошло от одного из самых крупных ремесленных городов Артании — Арты (по данным некоторых исследователей, Арта располагалась на стыке рек Оки и Пры).

Арабские купцы, которые покупали товары у русичей в Тьмутаракани и Куявии, интересовались, откуда такой хороший товар (особенно мечи), на что им отвечали — «Из Арты». А мечи из Артании действительно были одними из лучших на континенте (даже лучше дамасских клинков). Весь секрет был в особой ковке и мещёрской болотной руде, в которую русичи добавляли сакральным способом заговорённые присадки.

Сам выплавленный листами металл ковался в несколько слоёв, что придавало ему крепость и упругость. Эти кованые пластины назывались «плака». Меч, выкованный из такой стали, можно было легко согнуть в дугу, после чего он принимал исходное положение. Пластины «плака» хранились в тайных подвалах Арты и были «стратегическим металлом» для всей Артании.

Помимо хороших мечей, в Артании делали и хороший квас из особой закваски. Эта закваска делалась из квасного хлеба, который назывался «Артусъ». Когда этот великолепный напиток нашёл своих ценителей и почитателей на Балканах, то древние эллины спрашивали: «Откуда эта закваска и как называется?» На что им отвечали: «Артус из Артании». Так в древнегреческий язык эта закваска и пришла под именем «Артос». Позднее, в христианской религии, квасной хлеб, освещаемый на Пасху, так и именовался — Атра. Ибо именно этот хлеб, по преданию, был на столе на Тайной вечере…

Столицей Артании был красивейший город того времени «РЪШАНЬ» (Рашань, Расань, Резань, Рязань), стоявший на высоком берегу полноводной реки Оки недалеко от места впадения в неё реки Прони.

Сами иностранные авторы этого города не видели, так как русы-ръшане в свою страну чужеземных купцов не пускали, а торговали только с сородичами из Куявии. Кроме того, они осуществляли связи с чужеземцами через свой самый южный порт — Тьмутаракань. Кратчайшей дорогой из Арты в Тьмутаракань был водный путь по Оке, далее через речку Пару к Волоку, а оттуда через речки Пожва и Воронжец (Воронеж) в Дон.

Этот путь тщательно охранялся белопоместными казаками из полковых городищ (как правило, такие городища назывались Шилово, а позднее просто — Казачьи), и ни один инородец не мог пройти мимо них незамеченным. Впоследствии эти «Казачьи городища» стали «засечной линией» между «Диким полем» и Русью.

К сожалению, все описания, которые касаются страны Артании, сделаны с чужих слов. Отсюда искажения и в произношении этого названия, и в определении месторасположения этой древней страны.

Сохранились упоминания столицы Артании: Ръшань, Рашань, Ражань, Расань, Разань, Резань, Рязань. А выходцы из этой земли несли в себе её отражение в самоназвании — расены. Именно они, по утверждению древних италийских историков, пришли в Северную Италию с Востока, ведомые князем Разеной. Там они получили впоследствии имя этруски. В Италии, кстати, до сих пор распространена фамилия Разини.

Великое Рязанское княжество можно считать преемником древней традиции, когда центром этой земли являлся город Резань. Сейчас городище Старой Рязани покоится на высоком берегу реки Оки. В древнерусских литературных источниках, в летописях, начиная с XI века, Рязанское княжество упоминается как Великое. В Рязанской Мещёре даже озёра имеют название — Великие.

В устной мифологии, древних преданиях, а также в среде исследователей русских народных традиций средоточием ярго-свастического узора считается именно Мещёра. Рязанский край рассматривается как центр древнерусской духовной ведической традиции. И неспроста бытует мнение, что именно эта земля является легендарной и загадочной Артанией.

На Рязанщине есть городок Скопин, который издревле славится своим гончарным производством, в особенности заливной посудой зеленоватого цвета, расписываемой белыми круговыми свастическими узорами с точками по краям. Эти яргические знаки производят неизгладимое впечатление своими особыми очертаниями и скрытым смысловым значением. Яргический орнамент Рязанщины представлен в Волго-Окско-Донском регионе и среди многочисленных образцов ткацкого производства и вышивки, где присутствует широкий спектр замысловатых свастических узоров.

В многочисленных городах Рязанского княжества процветали всевозможные ремёсла. В древних летописях, описывающих «Гардары Роусьские», есть упоминание и о Старом граде Лвове-Рязанском, и о более позднем — Лвове-Волынском (современный Львов был основан рязанскими воинами как крепость на пути их передвижений на запад).

На древних восточных картах территория Волго-Окско-Донского региона именуется «Земли Рипских племён». Это Костёнковско-Стрелецкая археологическая культура (30 тысяч лет до нашей эры).

Русы пришли в эти земли с Урала (Рипских или Репейских гор) в период последнего оледенения, и не случайно репей стал ещё одним знаком в древней традиции наших предков. Он хорошо вписывается в замысловатый узор, называемый «Репейки». Подобные узоры — «Репейки» — издревле вышивались особым способом на княжеских и царских одеждах (неся особый сакральный смысл). Ткани с таким символичным орнаментом назывались репейчатыми…

Упоминания об Артании как о древнем государстве есть не только в арабских, но и в византийских источниках. Так, патриарх Никифор в своей краткой истории за 764 годом упоминает о кровавой междоусобице в Дунайской Болгарии, вследствии чего эти земли покинули 208 тысяч словян, аланов, гуннов и болгар. Они, по утверждению Никифора, переселились в родственную Артану, чьи южные земли были опустошены нашествием арабского полководца Мервана в 737 году. Эти многочисленные переселенцы с Балкан расположились между Доном и Северским Донцом, заняв освободившиеся земли и пополнив ряды белопоместных казаков на «засечной линии».Примечательно, что в современной Испании (в провинции Кастельон) есть автономная община — Артана. С тем же названием коммуна существует и во Франции. Выходцы из славянской Артании сохранили память о древней родине?

Источник: tainoe.info

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Русь дохристианская | Тайны мира и человека

 

7 538

Русь дохристианскаяДохристианская история Руси часто показана в тёмном цвете, наши предки в ней — «дикие» варвары в звериных шкурах, живущие охотой и рыболовством в лесах и болотах, пишет Александр Самсонов. Единственными светлыми пятнами выглядят варяги-норманны, «принесшие» свет основ цивилизации на Русь (согласно норманнской теории), и княгиня Ольга, пытающаяся привить дикарям принципы христианства. В итоге для большинства граждан России дохристианская история Руси — это настоящая терра инкогнита («неизвестная земля» на латыни).

Племена или государство

Когда говорят о Древнерусском государстве («протогосударстве»), часто можно услышать о племенах — поляне, словене, древляне, кривичи, радимичи и многие другие. При слове «племя» возникает образ каких-нибудь североамериканских ирокезов или папуасов, но никак не развитой общности.Хотя в реальности любое славяно-русское племя было союзом или суперсоюзом племён, который контролировал огромное пространство (равное европейским королевствам или значительно большее). У союза была развитая система управления: выборный князь, воеводы, войско (дружина), совет знати — бояр, народное собрание (вече).Союз племён был явлением не родовым, а политическим, территориальным. У каждого «княжения», или «земли», было не только «княжение своё», но и «законы отцов своих», т.е. законодательная система.

В Западной Европе в то время очень серьёзно относились к титулам. Так, в сообщении Бертинских анналов о посольстве «народа Рос» к императору франков Людовику Благочестивому (в 839 году) владыку руссов называют «королём». Через сто с лишним лет княгиню Ольгу (её христианское имя — Елена) называли «королевой Еленой» («Хроника продолжателя Регинона»).Восточные источники называют правителей русов «царями» и «каганами» (императорский титул). Русскую землю считали государством. Так, араб Ибн Хаукаль сообщает: «Ар-Рус — так же, как аль-Хазар и ас-Серир, — это название государства, а не людей и не города».А тот факт, что в Византийской империи (Восточно-Римской империи) не признавали достоинства «царей» соседних земель, называя их «архонтами» (старейшинами), говорит только о политике Царьграда. Ромеи считали себя наследниками Римской империи, а все окружающие народы были для них «варварами». В Константинополе не признавали царского титула и за болгарским царём (хотя болгары несколько раз угрожали столице империи), и за эмиром Египта, и за императором Священной Римской империи германской нации.Но для большинства современников Русь была могучей державой — не хуже королевств Европы или могучего и богатого Хазарского каганата.Гардарика

 

Древние скандинавы называли Древнерусское государство «Гардарика» (Гардарики), то есть «государством городов». Не надо удивляться, что этот термин переводится как «ограда, забор, укрепление» или «двор, огороженное пространство». В то время как главное значение города — это укрепление, крепость.К примеру, крупнейший город Средиземноморья Константинополь именовался у скандинавов Микльгард. А по мнению немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, Киев был соперником столицы Византии — Константинополя. Отмечали большое количество городов Руси и восточные источники, араб Ибн Русте писал, что у русов «много городов».Люди Востока, знакомые с Багдадом и Каиром, и скандинавы, видевшие города Англии, Франции, Испании и Италии, единодушно утверждают, что у русов дохристианской эпохи были города. Причём в таком количестве, что это вызывало удивление бывалых путешественников.

Такой источник, как «Баварский географ» (это список народов и союзов племён, преимущественно славянского происхождения, которые населяли в IX веке области восточнее Франкского государства), сообщает о десятках и сотнях городов у восточнославянских княжеств. Так, у бужан был 231 град (город), у уличей — 418.А раз были города, значит, были и ремесленные «концы» (кварталы). Русь славилась своими мастерами. Русское оружие уже тогда было весьма продаваемым товаром; русские мечи, по мнению современников, не уступали франкским или арабским клинкам. Ибн Русте упоминает прекрасные кольчуги славян, а во французской поэме «Рено де Монтабан» говорится о «великолепной кольчуге из Руси», которую приобрёл главный герой.Русская вера

Многие считают наших пращуров дремучими язычниками, хотя, если попытаться понять веру предков, становится ясно, что это было солнечное, светлое верование, наполненное вселенской гармонией, добром и справедливостью. Понятия наших пращуров, которые мы впитываем с детства через сказки, древнерусские былины, до сих пор не дают нам полностью деградировать, стать «двуногими овощами».Глупо думать, что «язычество руссов» — это дикое, отсталое верование. Современная Япония, Индия, да во многом и Китай сохраняют свои древние верования и не страдают от этого. Они делают жизнь их народов осмысленнее, позволяют сдерживать натиск «общечеловеческих» (западных) ценностей.Интересно, что во многом вера русов жива и сейчас. Она сохранилась не только в сказках и былинах, но и впиталась в христианство, сделав его православием («славием Прави»). Основные мифообразы сохранены. Христианская Троица, образ Богородицы и Георгий, побеждающий змия, — славянские Триглавы, Матерь Лада (Рожаница) и Перун, побеждающий змия (Велеса-Волоса).Необходима огромная работа по восстановлению образа наших предков, их истории, веры, духовной и материальной культуры. Можно рекомендовать в связи с этим замечательную энциклопедию М. Семёновой «Мы — славяне» (автор знаменитого романа «Волкодав»), исследования Льва Прозорова («Времена русских богатырей», «Варяжская Русь»).Всё начиналось в бассейне Оки

Артания — государство, территория которого была на обширном пространстве от Северного моря до Тьмутараканской земли (с Севера на Юг) и от Брянских лесов до Заволжья (с запада на восток), утверждает в свою очередь Юрий Ульянов. Подтверждением подобных границ служит сама русо-арийская культура, выраженная в виде особого узора — Ярги.Эта «кривоногая» ярго-свастическая вязь имела свои особенности, отразившиеся в сплетении четырёхрожковых Ярг в ромб. Подобный узор встречается на полотенцах, понёвах, нагрудниках, скатертях, рушниках, рубахах и кичках исключительно в следующих областях: Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Брянской, Смоленской, Владимирской, Вологодской, Архангельской, Тобольской и частично на северо-востоке Новгородской земли.Правда, некоторые исследователи считают, что «Артания» располагалась исключительно на полуострове Тамань. По другим версиям, Артанией называлась территория от Тамани до Оки.

Правы и те, и другие. Все эти земли входили в состав «Арзании» (Арсании, Артании) — одного из трёх русских государств, упоминаемых начиная с IX века ранними персидскими и арабскими географами (наравне с двумя другими русскими государствами — Куявией и Славией).

Первым, кто упомянул о стране Артании как об «Острове Русов», был арабский историк — ибн-Русте. Это название произошло от одного из самых крупных ремесленных городов Артании — Арты (по данным некоторых исследователей, Арта располагалась на стыке рек Оки и Пры).

Арабские купцы, которые покупали товары у русичей в Тьмутаракани и Куявии, интересовались, откуда такой хороший товар (особенно мечи), на что им отвечали — «Из Арты». А мечи из Артании действительно были одними из лучших на континенте (даже лучше дамасских клинков). Весь секрет был в особой ковке и мещёрской болотной руде, в которую русичи добавляли сакральным способом заговорённые присадки.Сам выплавленный листами металл ковался в несколько слоёв, что придавало ему крепость и упругость. Эти кованые пластины назывались «плака». Меч, выкованный из такой стали, можно было легко согнуть в дугу, после чего он принимал исходное положение. Пластины «плака» хранились в тайных подвалах Арты и были «стратегическим металлом» для всей Артании.

Помимо хороших мечей, в Артании делали и хороший квас из особой закваски. Эта закваска делалась из квасного хлеба, который назывался «Артусъ». Когда этот великолепный напиток нашёл своих ценителей и почитателей на Балканах, то древние эллины спрашивали: «Откуда эта закваска и как называется?» На что им отвечали: «Артус из Артании». Так в древнегреческий язык эта закваска и пришла под именем «Артос». Позднее, в христианской религии, квасной хлеб, освещаемый на Пасху, так и именовался — Атра. Ибо именно этот хлеб, по преданию, был на столе на Тайной вечере…Столицей Артании был красивейший город того времени «РЪШАНЬ» (Рашань, Расань, Резань, Рязань), стоявший на высоком берегу полноводной реки Оки недалеко от места впадения в неё реки Прони.

Сами иностранные авторы этого города не видели, так как русы-ръшане в свою страну чужеземных купцов не пускали, а торговали только с сородичами из Куявии. Кроме того, они осуществляли связи с чужеземцами через свой самый южный порт — Тьмутаракань. Кратчайшей дорогой из Арты в Тьмутаракань был водный путь по Оке, далее через речку Пару к Волоку, а оттуда через речки Пожва и Воронжец (Воронеж) в Дон.

Этот путь тщательно охранялся белопоместными казаками из полковых городищ (как правило, такие городища назывались Шилово, а позднее просто — Казачьи), и ни один инородец не мог пройти мимо них незамеченным. Впоследствии эти «Казачьи городища» стали «засечной линией» между «Диким полем» и Русью.К сожалению, все описания, которые касаются страны Артании, сделаны с чужих слов. Отсюда искажения и в произношении этого названия, и в определении месторасположения этой древней страны.

Сохранились упоминания столицы Артании: Ръшань, Рашань, Ражань, Расань, Разань, Резань, Рязань. А выходцы из этой земли несли в себе её отражение в самоназвании — расены. Именно они, по утверждению древних италийских историков, пришли в Северную Италию с Востока, ведомые князем Разеной. Там они получили впоследствии имя этруски. В Италии, кстати, до сих пор распространена фамилия Разини.Великое Рязанское княжество можно считать преемником древней традиции, когда центром этой земли являлся город Резань. Сейчас городище Старой Рязани покоится на высоком берегу реки Оки. В древнерусских литературных источниках, в летописях, начиная с XI века, Рязанское княжество упоминается как Великое. В Рязанской Мещёре даже озёра имеют название — Великие.

В устной мифологии, древних преданиях, а также в среде исследователей русских народных традиций средоточием ярго-свастического узора считается именно Мещёра. Рязанский край рассматривается как центр древнерусской духовной ведической традиции. И неспроста бытует мнение, что именно эта земля является легендарной и загадочной Артанией.

На Рязанщине есть городок Скопин, который издревле славится своим гончарным производством, в особенности заливной посудой зеленоватого цвета, расписываемой белыми круговыми свастическими узорами с точками по краям. Эти яргические знаки производят неизгладимое впечатление своими особыми очертаниями и скрытым смысловым значением. Яргический орнамент Рязанщины представлен в Волго-Окско-Донском регионе и среди многочисленных образцов ткацкого производства и вышивки, где присутствует широкий спектр замысловатых свастических узоров.[adsp-pro-1]

В многочисленных городах Рязанского княжества процветали всевозможные ремёсла. В древних летописях, описывающих «Гардары Роусьские», есть упоминание и о Старом граде Лвове-Рязанском, и о более позднем — Лвове-Волынском (современный Львов был основан рязанскими воинами как крепость на пути их передвижений на запад).На древних восточных картах территория Волго-Окско-Донского региона именуется «Земли Рипских племён». Это Костёнковско-Стрелецкая археологическая культура (30 тысяч лет до нашей эры).

Русы пришли в эти земли с Урала (Рипских или Репейских гор) в период последнего оледенения, и не случайно репей стал ещё одним знаком в древней традиции наших предков. Он хорошо вписывается в замысловатый узор, называемый «Репейки». Подобные узоры — «Репейки» — издревле вышивались особым способом на княжеских и царских одеждах (неся особый сакральный смысл). Ткани с таким символичным орнаментом назывались репейчатыми…

Упоминания об Артании (http://sdelka25.ru) как о древнем государстве есть не только в арабских, но и в византийских источниках. Так, патриарх Никифор в своей краткой истории за 764 годом упоминает о кровавой междоусобице в Дунайской Болгарии, вследствии чего эти земли покинули 208 тысяч словян, аланов, гуннов и болгар. Они, по утверждению Никифора, переселились в родственную Артану, чьи южные земли были опустошены нашествием арабского полководца Мервана в 737 году. Эти многочисленные переселенцы с Балкан расположились между Доном и Северским Донцом, заняв освободившиеся земли и пополнив ряды белопоместных казаков на «засечной линии».

Примечательно, что в современной Испании (в провинции Кастельон) есть автономная община — Артана. С тем же названием коммуна существует и во Франции. Выходцы из славянской Артании сохранили память о древней родине?

Это интересно

 

taynikrus.ru

Русь дохристианская: cycyron

Дохристианская история Руси часто показана в тёмном цвете, наши предки в ней — «дикие» варвары в звериных шкурах, живущие охотой и рыболовством в лесах и болотах, пишет Александр Самсонов.

Единственными светлыми пятнами выглядят варяги-норманны, «принесшие» свет основ цивилизации на Русь (согласно норманнской теории), и княгиня Ольга, пытающаяся привить дикарям принципы христианства.

В итоге для большинства граждан России дохристианская история Руси — это настоящая терра инкогнита («неизвестная земля» на латыни).

Племена или государство

Когда говорят о Древнерусском государстве («протогосударстве»), часто можно услышать о племенах — поляне, словене, древляне, кривичи, радимичи и многие другие. При слове «племя» возникает образ каких-нибудь североамериканских ирокезов или папуасов, но никак не развитой общности.

Хотя в реальности любое славяно-русское племя было союзом или суперсоюзом племён, который контролировал огромное пространство (равное европейским королевствам или значительно большее). У союза была развитая система управления: выборный князь, воеводы, войско (дружина), совет знати — бояр, народное собрание (вече).

Союз племён был явлением не родовым, а политическим, территориальным. У каждого «княжения», или «земли», было не только «княжение своё», но и «законы отцов своих», т.е. законодательная система.

В Западной Европе в то время очень серьёзно относились к титулам. Так, в сообщении Бертинских анналов о посольстве «народа Рос» к императору франков Людовику Благочестивому (в 839 году) владыку руссов называют «королём». Через сто с лишним лет княгиню Ольгу (её христианское имя — Елена) называли «королевой Еленой» («Хроника продолжателя Регинона»).

Восточные источники называют правителей русов «царями» и «каганами» (императорский титул). Русскую землю считали государством. Так, араб Ибн Хаукаль сообщает: «Ар-Рус — так же, как аль-Хазар и ас-Серир, — это название государства, а не людей и не города».

А тот факт, что в Византийской империи (Восточно-Римской империи) не признавали достоинства «царей» соседних земель, называя их «архонтами» (старейшинами), говорит только о политике Царьграда. Ромеи считали себя наследниками Римской империи, а все окружающие народы были для них «варварами». В Константинополе не признавали царского титула и за болгарским царём (хотя болгары несколько раз угрожали столице империи), и за эмиром Египта, и за императором Священной Римской империи германской нации.

Но для большинства современников Русь была могучей державой — не хуже королевств Европы или могучего и богатого Хазарского каганата.

Гардарика

Древние скандинавы называли Древнерусское государство «Гардарика» (Гардарики), то есть «государством городов». Не надо удивляться, что этот термин переводится как «ограда, забор, укрепление» или «двор, огороженное пространство». В то время как главное значение города — это укрепление, крепость.

К примеру, крупнейший город Средиземноморья Константинополь именовался у скандинавов Микльгард. А по мнению немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, Киев был соперником столицы Византии — Константинополя. Отмечали большое количество городов Руси и восточные источники, араб Ибн Русте писал, что у русов «много городов».

Люди Востока, знакомые с Багдадом и Каиром, и скандинавы, видевшие города Англии, Франции, Испании и Италии, единодушно утверждают, что у русов дохристианской эпохи были города. Причём в таком количестве, что это вызывало удивление бывалых путешественников.

Такой источник, как «Баварский географ» (это список народов и союзов племён, преимущественно славянского происхождения, которые населяли в IX веке области восточнее Франкского государства), сообщает о десятках и сотнях городов у восточнославянских княжеств. Так, у бужан был 231 град (город), у уличей — 418.

А раз были города, значит, были и ремесленные «концы» (кварталы). Русь славилась своими мастерами. Русское оружие уже тогда было весьма продаваемым товаром; русские мечи, по мнению современников, не уступали франкским или арабским клинкам. Ибн Русте упоминает прекрасные кольчуги славян, а во французской поэме «Рено де Монтабан» говорится о «великолепной кольчуге из Руси», которую приобрёл главный герой.

Русская вера

Многие считают наших пращуров дремучими язычниками, хотя, если попытаться понять веру предков, становится ясно, что это было солнечное, светлое верование, наполненное вселенской гармонией, добром и справедливостью. Понятия наших пращуров, которые мы впитываем с детства через сказки, древнерусские былины, до сих пор не дают нам полностью деградировать, стать «двуногими овощами».

Глупо думать, что «язычество руссов» — это дикое, отсталое верование. Современная Япония, Индия, да во многом и Китай сохраняют свои древние верования и не страдают от этого. Они делают жизнь их народов осмысленнее, позволяют сдерживать натиск «общечеловеческих» (западных) ценностей.

Интересно, что во многом вера русов жива и сейчас. Она сохранилась не только в сказках и былинах, но и впиталась в христианство, сделав его православием («славием Прави»). Основные мифообразы сохранены. Христианская Троица, образ Богородицы и Георгий, побеждающий змия, — славянские Триглавы, Матерь Лада (Рожаница) и Перун, побеждающий змия (Велеса-Волоса).

Необходима огромная работа по восстановлению образа наших предков, их истории, веры, духовной и материальной культуры. Можно рекомендовать в связи с этим замечательную энциклопедию М. Семёновой «Мы — славяне» (автор знаменитого романа «Волкодав»), исследования Льва Прозорова («Времена русских богатырей», «Варяжская Русь»).

Всё начиналось в бассейне Оки

Артания — государство, территория которого была на обширном пространстве от Северного моря до Тьмутараканской земли (с Севера на Юг) и от Брянских лесов до Заволжья (с запада на восток), утверждает в свою очередь Юрий Ульянов. Подтверждением подобных границ служит сама русо-арийская культура, выраженная в виде особого узора — Ярги.

Эта «кривоногая» ярго-свастическая вязь имела свои особенности, отразившиеся в сплетении четырёхрожковых Ярг в ромб. Подобный узор встречается на полотенцах, понёвах, нагрудниках, скатертях, рушниках, рубахах и кичках исключительно в следующих областях: Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Брянской, Смоленской, Владимирской, Вологодской, Архангельской, Тобольской и частично на северо-востоке Новгородской земли.

Правда, некоторые исследователи считают, что «Артания» располагалась исключительно на полуострове Тамань. По другим версиям, Артанией называлась территория от Тамани до Оки.

Правы и те, и другие. Все эти земли входили в состав «Арзании» (Арсании, Артании) — одного из трёх русских государств, упоминаемых начиная с IX века ранними персидскими и арабскими географами (наравне с двумя другими русскими государствами — Куявией и Славией).

Первым, кто упомянул о стране Артании как об «Острове Русов», был арабский историк — ибн-Русте. Это название произошло от одного из самых крупных ремесленных городов Артании — Арты (по данным некоторых исследователей, Арта располагалась на стыке рек Оки и Пры).

Арабские купцы, которые покупали товары у русичей в Тьмутаракани и Куявии, интересовались, откуда такой хороший товар (особенно мечи), на что им отвечали — «Из Арты». А мечи из Артании действительно были одними из лучших на континенте (даже лучше дамасских клинков). Весь секрет был в особой ковке и мещёрской болотной руде, в которую русичи добавляли сакральным способом заговорённые присадки.

Сам выплавленный листами металл ковался в несколько слоёв, что придавало ему крепость и упругость. Эти кованые пластины назывались «плака». Меч, выкованный из такой стали, можно было легко согнуть в дугу, после чего он принимал исходное положение. Пластины «плака» хранились в тайных подвалах Арты и были «стратегическим металлом» для всей Артании.

Помимо хороших мечей, в Артании делали и хороший квас из особой закваски. Эта закваска делалась из квасного хлеба, который назывался «Артусъ». Когда этот великолепный напиток нашёл своих ценителей и почитателей на Балканах, то древние эллины спрашивали: «Откуда эта закваска и как называется?» На что им отвечали: «Артус из Артании». Так в древнегреческий язык эта закваска и пришла под именем «Артос». Позднее, в христианской религии, квасной хлеб, освещаемый на Пасху, так и именовался — Атра. Ибо именно этот хлеб, по преданию, был на столе на Тайной вечере…

Столицей Артании был красивейший город того времени «РЪШАНЬ» (Рашань, Расань, Резань, Рязань), стоявший на высоком берегу полноводной реки Оки недалеко от места впадения в неё реки Прони.

Сами иностранные авторы этого города не видели, так как русы-ръшане в свою страну чужеземных купцов не пускали, а торговали только с сородичами из Куявии. Кроме того, они осуществляли связи с чужеземцами через свой самый южный порт — Тьмутаракань. Кратчайшей дорогой из Арты в Тьмутаракань был водный путь по Оке, далее через речку Пару к Волоку, а оттуда через речки Пожва и Воронжец (Воронеж) в Дон.

Этот путь тщательно охранялся белопоместными казаками из полковых городищ (как правило, такие городища назывались Шилово, а позднее просто — Казачьи), и ни один инородец не мог пройти мимо них незамеченным. Впоследствии эти «Казачьи городища» стали «засечной линией» между «Диким полем» и Русью.

К сожалению, все описания, которые касаются страны Артании, сделаны с чужих слов. Отсюда искажения и в произношении этого названия, и в определении месторасположения этой древней страны.

Сохранились упоминания столицы Артании: Ръшань, Рашань, Ражань, Расань, Разань, Резань, Рязань. А выходцы из этой земли несли в себе её отражение в самоназвании — расены. Именно они, по утверждению древних италийских историков, пришли в Северную Италию с Востока, ведомые князем Разеной. Там они получили впоследствии имя этруски. В Италии, кстати, до сих пор распространена фамилия Разини.

Великое Рязанское княжество можно считать преемником древней традиции, когда центром этой земли являлся город Резань. Сейчас городище Старой Рязани покоится на высоком берегу реки Оки. В древнерусских литературных источниках, в летописях, начиная с XI века, Рязанское княжество упоминается как Великое. В Рязанской Мещёре даже озёра имеют название — Великие.

В устной мифологии, древних преданиях, а также в среде исследователей русских народных традиций средоточием ярго-свастического узора считается именно Мещёра. Рязанский край рассматривается как центр древнерусской духовной ведической традиции. И неспроста бытует мнение, что именно эта земля является легендарной и загадочной Артанией.

На Рязанщине есть городок Скопин, который издревле славится своим гончарным производством, в особенности заливной посудой зеленоватого цвета, расписываемой белыми круговыми свастическими узорами с точками по краям. Эти яргические знаки производят неизгладимое впечатление своими особыми очертаниями и скрытым смысловым значением. Яргический орнамент Рязанщины представлен в Волго-Окско-Донском регионе и среди многочисленных образцов ткацкого производства и вышивки, где присутствует широкий спектр замысловатых свастических узоров.

В многочисленных городах Рязанского княжества процветали всевозможные ремёсла. В древних летописях, описывающих «Гардары Роусьские», есть упоминание и о Старом граде Лвове-Рязанском, и о более позднем — Лвове-Волынском (современный Львов был основан рязанскими воинами как крепость на пути их передвижений на запад).

На древних восточных картах территория Волго-Окско-Донского региона именуется «Земли Рипских племён». Это Костёнковско-Стрелецкая археологическая культура (30 тысяч лет до нашей эры).

Русы пришли в эти земли с Урала (Рипских или Репейских гор) в период последнего оледенения, и не случайно репей стал ещё одним знаком в древней традиции наших предков. Он хорошо вписывается в замысловатый узор, называемый «Репейки». Подобные узоры — «Репейки» — издревле вышивались особым способом на княжеских и царских одеждах (неся особый сакральный смысл). Ткани с таким символичным орнаментом назывались репейчатыми…

Упоминания об Артании как о древнем государстве есть не только в арабских, но и в византийских источниках. Так, патриарх Никифор в своей краткой истории за 764 годом упоминает о кровавой междоусобице в Дунайской Болгарии, вследствии чего эти земли покинули 208 тысяч словян, аланов, гуннов и болгар. Они, по утверждению Никифора, переселились в родственную Артану, чьи южные земли были опустошены нашествием арабского полководца Мервана в 737 году. Эти многочисленные переселенцы с Балкан расположились между Доном и Северским Донцом, заняв освободившиеся земли и пополнив ряды белопоместных казаков на «засечной линии».

Примечательно, что в современной Испании (в провинции Кастельон) есть автономная община — Артана. С тем же названием коммуна существует и во Франции. Выходцы из славянской Артании сохранили память о древней родине?

cycyron.livejournal.com

Ящик пандоры – Гардарика, или другая Русь

 

Россия – страна юная, причем история раннего средневековья преднамеренно искажена и частью сфальсифицирована, и вот, что наврано, знать нужно.

Вот она – Гардарика – ни Градорика, ни Городорика. См. карту. Страна с Новгардами, Белгардами, Старгардами и Холмгардами. С легендарным городом Столп, который никак ни хотят найти наши, извиняюсь, ученые.

А Холмгард из Померании превратить в Новгород может только тот, кто очень этого хочет. Другой связи нет. Передняя Померания, сейчас в Германии, одна Часть в Польше. Есть и немецкий округ впрямую “Шлафе-Славе”. А вообще-то это та самая Гардарике – страна с городами один на другом, а город и до сих пор по-кошубски “гарда”. Поэтому и страну скандинавы называли Гардарике. И Холмгарды были там, и Невогарды, и Старогарды, и Белгарды и пр. Причем и до сих пор есть.

У местных славян (бывших хозяев) город и до сих пор называется “гарда” и “гард”. Язык у них такой и славянский полностью. И похож на язык древних новгородцев. Причём связь Новгорода и Поморья известна давно, и скорее всего Новгород был поначалу колонией Гардарике. Причем совсем не я придумал: и язык, и антропологические данные, и деревянные срубы, и керамика похожи. И то, что Гардарике не Русь – факт. Причем, то что скандинавские саги ни к нашему Новгороду, ни к Киеву никакого отношения не имеют, – тоже факт. Вот их сцена. При этом, например, и Борислава искать не нужно: был тут один такой удельный князь. И т.д.. И Холмгард в Новгород переделывать не нужно.

Адам Бременский:

«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЖИТЕЛЕЙ СЛАВЯНИИ НИ СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ, НИ ЯЗЫКОМ…    Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами.   Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград – город Велеса). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор – «Ратный лес»). За ними лингоны (глиняне) и варабы.

Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и РАТАРЕЙ рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и РАТАРИ – к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или ЛЮТИЧАМИ.

Есть еще и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой… из всех них САМЫМИ МОГУЩЕСТВЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ   РАТАРИ, живущие в центре… Их город – ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНАЯ РЕТРА (Радигост, Радигощ) – седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что ОТ ГАМБУРГА ДО ХРАМА ЧЕТЫРЕ ДНЯ ПУТИ».      «Полабский феномен»: малоизвестные страницы славянской истории (популярный очерк)   В эпоху раннего средневековья (V-XI вв.) территорию между р. Лабой (Эльбой), р. Салой (Зале) и р. Одрой заселяли западнославянские племена,получившие в науке условное наименование «полабских славян». Наиболее крупными и устойчивыми объединениями полабских славян являлись племена ободритов (бодричей), жившие по побережью Балтики между Нижней Лабой и Одрой, и лютичей, сидевшие чуть южнее – по Средней Лабе. На юге региона, в междуречье Лабы и Салы, размещался сербо-лужицкий племенной союз.

 

Восточнее ободритов, в Поморье, между Одрой и Вислой, жили поморяне. В период с VII в. по VIII в. у полабских славян на базе союзов племён сформировались т.н. племенные княжества. Вокруг племенных князей собрались постоянные дружины, состоявшие из элитных воинов. К IX веку в местах племенных центров выросли укреплённые грады: Бранибор (Бранденбург) – центр лютичей-гаволян, Ретра – главный центр всех четырёх лютических племён; Микелин (Мекленбург), Любица (Любек), Рарог (или Рерик) – в земле ободритов, и др. Единое государство у полабов не сложилось, поскольку в условиях военной демократии, на фоне непрерывных столкновений с   соседями-германцами, создать твёрдую авторитарную власть было тяжело.

Лишь в XI в., после восстания против немцев, на землях бодричей и лютичей ненадолго возникло Ободритское государство, просуществовавшее до сер. XII в. Балтийские славяне были хорошими мореходами: через свои портовые города – Любицу, Рарог, Щецин, Колобжег – они вели оживлённую торговлю со странами Западной Европы и Русью, вывозя из своей земли зерно, соль и солёную рыбу, ремесленные изделия, и осуществляя транзитные перевозки. В общем, поморяне, как и все северные купцы-воины того времени, вовсю «варяжили» по Балтийскому морю, т.е. и торговали, и пиратствовали.

В связи с этим есть веские основания полагать, что призванный новгородскими словенами на княжение варяг Рюрик был славянского, а не скандинавского происхождения. Историки-норманисты пытаются доказать, что Рюрик Новгородский не кто иной, как известный по европейским хроникам, Рюрик Ютландский – в оригинале имя звучит даже не «Рюрик», а «Хрёрек». Однако с таким же успехом можно связать Рюрика с каким-нибудь удачливым полабским князем по имени Ререк (ведь по-древнеславянски «ререк» значит «сокол» – вполне подходящее имя для князя – помните из детства сказку «Финист-Ясный Сокол»). Для “Северной Руси” он тоже будет «варяг из-за моря».     

  И, в самом деле, зачем призывать какого-то малоизвестного в восточно-славянских землях варяга-дана из небольшой Ютландии (Дании), если  рядом же (!) находится славная, богатая, многолюдная, воинственная, а главное – славянская, «заморская» земля полабов и поморян? К тому же последние исторические исследования по “Северной Руси” прослеживают явную связь северных восточнославянских племён (новгородских словен, кривичей) с западными “балтийскими славянами” – так называется вся совокупность полабских и поморских славян. (Может наши беломорские поморы от того и  называются “поморами”, что звались так и раньше, в седой древности?

Может превосходными моряками они стали ещё там – на балтийском Поморье? Такие гипотезы встречаются в трудах незаслуженно забытого учёного-слависта XIX века А.Ф. Гильфердинга, изучавшего фольклор русского Поморья.) У славян Полабья и Поморья развилась своеобразная языческая культура.

Обычно язычники-славяне не создавали монументальные храмы, предпочитая  поклоняться своим богам под открытым небом в капищах и требищах, расположенных в священных рощах или у священных источников. Полабские же славяне в некоторых своих городах и в отдельных местах воздвигали роскошные деревянные храмы, украшенные искусной резьбой и скульптурными изображениями богов из металла, камня и дерева. Наибольшей известностью пользовался храм бога Святовита в городе Арконе на острове Руяне (Рюгене). Это было место паломничества не только славян, но и всех соседних языческих племён.

Возможно, остров Руян стал прообразом острова Буяна из русских народных сказок: «Мимо остова Буяна в царство славного Салтана» пролегал путь из Западной Европы – через Балтику, Неву, Ладогу, Волхов, Волгу, Каспий – в арабские страны. (Для справки: в последние годы археологического изучения Старой Ладоги, древнейшего транзитного порта в устье Волхова, была получена дендродатировка – 753 г.).  

В земле лютичей в городе Ретре (Радигоще) славился храм бога Радегаста. Сам по себе город Ретра тоже был примечательным – по описаниям он имел девять ворот. Всё это лишь подчёркивает богатство края. История славян Полабья драматична: являясь порубежными жителями, они постоянно испытывали давление со стороны германского мира. Сначала были  грабительские набеги саксов и франков-меровингов, затем, в VIII-IX вв. – походы Карла Великого и вторжения данов (датчан). После образования Восточно-Франкского государства, с сер. IX в., начался планомерный немецкий «Drang nach Osten».          В X в. представителям саксонской династии  Оттонов удалось покорить полабских славян и обложить их данью. Но в 983 г. разразилось восстание. Вскоре немцы утратили занятые ими славянские земли за исключением области лужицких сербов. Кстати, в этой земле до сих пор находится город Цербст (Сербск) – столица княжества Ангальт-Цербстского – из которого происходила небезызвестная принцесса София Августа Фредерика – будущая Екатерина Вторая. В XI – нач. XII вв.., во времена ободритских князей Крутого и Никлота,   славяне успешно сопротивлялись немецкой агрессии. В 1147 г. против полабских и поморских славян-язычников был объявлен общеевропейский «крестовый поход». Многие авторитетные западные историки, такие как Жак Ле Гофф, признают, что религиозные мотивы противоборства немцев-христиан и славян-язычников отступают на второй план перед проблемами экономическими и национальными, стоявшими перед германскими племенами.     Они, ограниченные  бедными природными ресурсами, без колзабавния вступали в борьбу даже с бедными природными ресурсами, без колзабавния вступали в борьбу даже с теми соседями, которые приняли христианство давно.Во второй половине XII в. страна полабских славян в конце концов была  завоёвана. Эта захваченная территория в новое время стала сердцем Германии. Здесь, чуть восточнее славянского Бранибора, стал расти небольшой городок – нынешний Берлин. Судьба полабов и поморян трагична: они в какой-то мере сдержали германский «натиск на Восток», прикрыв собой поляков, чехов и, возможно, русичей.        Но  поскольку оставались закоренелыми язычниками, помощи от братьев славян, принявших христианство, так и не дождались. Получился замкнутый круг: христианство они не принимали, так как боролись с немцами-христианами, но, не приняв крещения, остались без помощи братских народов.  И все же – не всё так плохо – ведь в жилах восточных немцев течёт немало славянской крови. Как говорится: копни русского и найдёшь татарина, а копни восточного немца и обнаружишь славянина. Быть может, именно поэтому Екатерина Вторая так легко поняла Россию и возвеличила не только себя, но и русскую империю. А таким «варягам», как она, на Руси всегда были рады.     

pandoraopen.ru

Была ли Русь землёй варваров?

Дохристианская история Руси часто показана в тёмном цвете, наши предки в ней - «дикие» варвары в звериных шкурах, живущие охотой и рыболовством в лесах и болотах, пишет Александр Самсонов. 

Единственными светлыми пятнами выглядят варяги-норманны, «принесшие» свет основ цивилизации на Русь (согласно норманнской теории), и княгиня Ольга, пытающаяся привить дикарям принципы христианства. В итоге для большинства граждан России дохристианская история Руси - это настоящая терра инкогнита («неизвестная земля» на латыни).

Племена или государство

Когда говорят о Древнерусском государстве («протогосударстве»), часто можно услышать о племенах - поляне, словене, древляне, кривичи, радимичи и многие другие. При слове «племя» возникает образ каких-нибудь североамериканских ирокезов или папуасов, но никак не развитой общности.

Хотя в реальности любое славяно-русское племя было союзом или суперсоюзом племён, который контролировал огромное пространство (равное европейским королевствам или значительно большее). У союза была развитая система управления: выборный князь, воеводы, войско (дружина), совет знати - бояр, народное собрание (вече).

Союз племён был явлением не родовым, а политическим, территориальным. У каждого «княжения», или «земли», было не только «княжение своё», но и «законы отцов своих», т.е. законодательная система. В Западной Европе в то время очень серьёзно относились к титулам. Так, в сообщении Бертинских анналов о посольстве «народа Рос» к императору франков Людовику Благочестивому (в 839 году) владыку руссов называют «королём». Через сто с лишним лет княгиню Ольгу (её христианское имя - Елена) называли «королевой Еленой» («Хроника продолжателя Регинона»).

Восточные источники называют правителей русов «царями» и «каганами» (императорский титул). Русскую землю считали государством. Так, араб Ибн Хаукаль сообщает: «Ар-Рус - так же, как аль-Хазар и ас-Серир, - это название государства, а не людей и не города».

А тот факт, что в Византийской империи (Восточно-Римской империи) не признавали достоинства «царей» соседних земель, называя их «архонтами» (старейшинами), говорит только о политике Царьграда. Ромеи считали себя наследниками Римской империи, а все окружающие народы были для них «варварами». В Константинополе не признавали царского титула и за болгарским царём (хотя болгары несколько раз угрожали столице империи), и за эмиром Египта, и за императором Священной Римской империи германской нации. Но для большинства современников Русь была могучей державой - не хуже королевств Европы или могучего и богатого Хазарского каганата.

Гардарика

Древние скандинавы называли Древнерусское государство «Гардарика» (Гардарики), то есть «государством городов». Не надо удивляться, что этот термин переводится как «ограда, забор, укрепление» или «двор, огороженное пространство». В то время как главное значение города - это укрепление, крепость. К примеру, крупнейший город Средиземноморья Константинополь именовался у скандинавов Микльгард. А по мнению немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, Киев был соперником столицы Византии - Константинополя. Отмечали большое количество городов Руси и восточные источники, араб Ибн Русте писал, что у русов «много городов».

Люди Востока, знакомые с Багдадом и Каиром, и скандинавы, видевшие города Англии, Франции, Испании и Италии, единодушно утверждают, что у русов дохристианской эпохи были города. Причём в таком количестве, что это вызывало удивление бывалых путешественников.

Такой источник, как «Баварский географ» (это список народов и союзов племён, преимущественно славянского происхождения, которые населяли в IX веке области восточнее Франкского государства), сообщает о десятках и сотнях городов у восточнославянских княжеств. Так, у бужан был 231 град (город), у уличей - 418.А раз были города, значит, были и ремесленные «концы» (кварталы). Русь славилась своими мастерами. Русское оружие уже тогда было весьма продаваемым товаром; русские мечи, по мнению современников, не уступали франкским или арабским клинкам. Ибн Русте упоминает прекрасные кольчуги славян, а во французской поэме «Рено де Монтабан» говорится о «великолепной кольчуге из Руси», которую приобрёл главный герой.

Русская вера

Многие считают наших пращуров дремучими язычниками, хотя, если попытаться понять веру предков, становится ясно, что это было солнечное, светлое верование, наполненное вселенской гармонией, добром и справедливостью. Понятия наших пращуров, которые мы впитываем с детства через сказки, древнерусские былины, до сих пор не дают нам полностью деградировать, стать «двуногими овощами».Глупо думать, что «язычество руссов» - это дикое, отсталое верование. Современная Япония, Индия, да во многом и Китай сохраняют свои древние верования и не страдают от этого. Они делают жизнь их народов осмысленнее, позволяют сдерживать натиск «общечеловеческих» (западных) ценностей.

Интересно, что во многом вера русов жива и сейчас. Она сохранилась не только в сказках и былинах, но и впиталась в христианство, сделав его православием («славием Прави»). Основные мифообразы сохранены. Христианская Троица, образ Богородицы и Георгий, побеждающий змия, - славянские Триглавы, Матерь Лада (Рожаница) и Перун, побеждающий змия (Велеса-Волоса).

Необходима огромная работа по восстановлению образа наших предков, их истории, веры, духовной и материальной культуры. Можно рекомендовать в связи с этим замечательную энциклопедию М. Семёновой «Мы - славяне» (автор знаменитого романа «Волкодав»), исследования Льва Прозорова («Времена русских богатырей», «Варяжская Русь»).

Всё начиналось  в бассейне Оки

Артания - государство, территория которого была на обширном пространстве от Северного моря до Тьмутараканской земли (с Севера на Юг) и от Брянских лесов до Заволжья (с запада на восток), утверждает в свою очередь Юрий Ульянов. Подтверждением подобных границ служит сама русо-арийская культура, выраженная в виде особого узора - Ярги.

Эта «кривоногая» ярго-свастическая вязь имела свои особенности, отразившиеся в сплетении четырёхрожковых Ярг в ромб. Подобный узор встречается на полотенцах, понёвах, нагрудниках, скатертях, рушниках, рубахах и кичках исключительно в следующих областях: Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Брянской, Смоленской, Владимирской, Вологодской, Архангельской, Тобольской и частично на северо-востоке Новгородской земли.

Правда, некоторые исследователи считают, что «Артания» располагалась исключительно на полуострове Тамань. По другим версиям, Артанией называлась территория от Тамани до Оки. Правы и те, и другие. Все эти земли входили в состав «Арзании» (Арсании, Артании) - одного из трёх русских государств, упоминаемых начиная с IX века ранними персидскими и арабскими географами (наравне с двумя другими русскими государствами - Куявией и Славией).

Первым, кто упомянул о стране Артании как об «Острове Русов», был арабский историк - ибн-Русте. Это название произошло от одного из самых крупных ремесленных городов Артании - Арты (по данным некоторых исследователей, Арта располагалась на стыке рек Оки и Пры).

Арабские купцы, которые покупали товары у русичей в Тьмутаракани и Куявии, интересовались, откуда такой хороший товар (особенно мечи), на что им отвечали - «Из Арты». А мечи из Артании действительно были одними из лучших на континенте (даже лучше дамасских клинков). Весь секрет был в особой ковке и мещёрской болотной руде, в которую русичи добавляли сакральным способом заговорённые присадки. Сам выплавленный листами металл ковался в несколько слоёв, что придавало ему крепость и упругость. Эти кованые пластины назывались «плака». Меч, выкованный из такой стали, можно было легко согнуть в дугу, после чего он принимал исходное положение. Пластины «плака» хранились в тайных подвалах Арты и были «стратегическим металлом» для всей Артании.

Помимо хороших мечей, в Артании делали и хороший квас из особой закваски. Эта закваска делалась из квасного хлеба, который назывался «Артусъ». Когда этот великолепный напиток нашёл своих ценителей и почитателей на Балканах, то древние эллины спрашивали: «Откуда эта закваска и как называется?» На что им отвечали: «Артус из Артании». Так в древнегреческий язык эта закваска и пришла под именем «Артос». Позднее, в христианской религии, квасной хлеб, освещаемый на Пасху, так и именовался - Атра. Ибо именно этот хлеб, по преданию, был на столе на Тайной вечере... 

Столицей Артании был красивейший город того времени «РЪШАНЬ» (Рашань, Расань, Резань, Рязань), стоявший на высоком берегу полноводной реки Оки недалеко от места впадения в неё реки Прони. Сами иностранные авторы этого города не видели, так как русы-ръшане в свою страну чужеземных купцов не пускали, а торговали только с сородичами из Куявии. Кроме того, они осуществляли связи с чужеземцами через свой самый южный порт - Тьмутаракань. Кратчайшей дорогой из Арты в Тьмутаракань был водный путь по Оке, далее через речку Пару к Волоку, а оттуда через речки Пожва и Воронжец (Воронеж) в Дон.

Этот путь тщательно охранялся белопоместными казаками из полковых городищ (как правило, такие городища назывались Шилово, а позднее просто - Казачьи), и ни один инородец не мог пройти мимо них незамеченным. Впоследствии эти «Казачьи городища» стали «засечной линией» между «Диким полем» и Русью. К сожалению, все описания, которые касаются страны Артании, сделаны с чужих слов. Отсюда искажения и в произношении этого названия, и в определении месторасположения этой древней страны.

Сохранились упоминания столицы Артании: Ръшань, Рашань, Ражань, Расань, Разань, Резань, Рязань. А выходцы из этой земли несли в себе её отражение в самоназвании - расены. Именно они, по утверждению древних италийских историков, пришли в Северную Италию с Востока, ведомые князем Разеной. Там они получили впоследствии имя этруски. В Италии, кстати, до сих пор распространена фамилия Разини. Великое Рязанское княжество можно считать преемником древней традиции, когда центром этой земли являлся город Резань. Сейчас городище Старой Рязани покоится на высоком берегу реки Оки. В древнерусских литературных источниках, в летописях, начиная с XI века, Рязанское княжество упоминается как Великое. В Рязанской Мещёре даже озёра имеют название - Великие.

В устной мифологии, древних преданиях, а также в среде исследователей русских народных традиций средоточием ярго-свастического узора считается именно Мещёра. Рязанский край рассматривается как центр древнерусской духовной ведической традиции. И неспроста бытует мнение, что именно эта земля является легендарной и загадочной Артанией.

На Рязанщине есть городок Скопин, который издревле славится своим гончарным производством, в особенности заливной посудой зеленоватого цвета, расписываемой белыми круговыми свастическими узорами с точками по краям. Эти яргические знаки производят неизгладимое впечатление своими особыми очертаниями и скрытым смысловым значением. Яргический орнамент Рязанщины представлен в Волго-Окско-Донском регионе и среди многочисленных образцов ткацкого производства и вышивки, где присутствует широкий спектр замысловатых свастических узоров. 

В многочисленных городах Рязанского княжества процветали всевозможные ремёсла. В древних летописях, описывающих «Гардары Роусьские», есть упоминание и о Старом граде Лвове-Рязанском, и о более позднем - Лвове-Волынском (современный Львов был основан рязанскими воинами как крепость на пути их передвижений на запад). 

На древних восточных картах территория Волго-Окско-Донского региона именуется «Земли Рипских племён». Это Костёнковско-Стрелецкая археологическая культура (30 тысяч лет до нашей эры). Русы пришли в эти земли с Урала (Рипских или Репейских гор) в период последнего оледенения, и не случайно репей стал ещё одним знаком в древней традиции наших предков. Он хорошо вписывается в замысловатый узор, называемый «Репейки». Подобные узоры - «Репейки» - издревле вышивались особым способом на княжеских и царских одеждах (неся особый сакральный смысл). Ткани с таким символичным орнаментом назывались репейчатыми... 

Упоминания об Артании как о древнем государстве есть не только в арабских, но и в византийских источниках. Так, патриарх Никифор в своей краткой истории за 764 годом упоминает о кровавой междоусобице в Дунайской Болгарии, вследствии чего эти земли покинули 208 тысяч словян, аланов, гуннов и болгар. Они, по утверждению Никифора, переселились в родственную Артану, чьи южные земли были опустошены нашествием арабского полководца Мервана в 737 году.

Эти многочисленные переселенцы с Балкан расположились между Доном и Северским Донцом, заняв освободившиеся земли и пополнив ряды белопоместных казаков на «засечной линии». Примечательно, что в современной Испании (в провинции Кастельон) есть автономная община - Артана. С тем же названием коммуна существует и во Франции. Выходцы из славянской Артании сохранили память о древней родине?

redstar.ru

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

«Гардарики» - Страна городов... Как развивались русские города? Часть 1 | Культура

Самый доступный источник, Википедия, считает, что термин Гардарики употреблялся с 12 в., предшествующая ему форма слова — с 9 в. Согласно Вики же, термин этот касается крепостей вдоль Волхова. Север! Не собственно тогдашняя Русь, к которой сами князья относили южные территории. Приведенные в качестве примеров крепости (Любша и Старая Ладога) — изначально финно-угорские, скандинавские, западно-славянские (со временем их хозяева менялись). Восточные славяне появляются там позже.

Уже это — повод задуматься: чьи именно города дали повод для такого названия. Ведь согласно преданию, как раз в 9 веке на Русь пришли варяги. Как раз на Север и пришли. И расположение крепостей может не столько указывать на развитое государство, сколько обозначать торговый путь.

А может — и просто удобные, естественные коммуникации. В самом деле, что варягам-мореплавателям делать в лесах? Разве что собирать дань с живущих там аборигенов. По рекам же можно идти не только «в греки», но и сообщаться между собой, да и с морем.

Но те крепости — дело давнее и, в общем-то, неизвестное. А вот история развития городов Киевской и Северо-восточной Руси к нам ближе. К тому же она записывалась и изучена получше. И она существенно отличается от того, как развивались города в Европе. Хотя и относительно первоначального возникновения западных городов (как и русских) есть разные версии.

А вот дальнейшее развитие городов на Руси и в Европе отличалось.

Западные города развивались — как центры ремесла и торговли. Горожане становились отдельным сословием. Принципиально отличным от крестьян.

Разделение труда и отход от натурального хозяйства способствовали выходу за пределы узкого мирка личного хозяйства. Формировались и иной тип личности, и иные отношения. Ремесленники объединялись в корпорации, одна из функций которых — защита общих интересов. И логично дальше, к защите общих интересов горожан. Прежде всего, в борьбе с феодалами.

С одной стороны, часть городов становились вольными, объединяясь в союзы «по интересам». Напрашивающийся пример — Ганзейский союз, объединение торговых городов. В которое входил и Новгород… Но его история — тема отдельная. И не одна.

С другой стороны, города становились опорой набиравшей силу центральной власти в борьбе с феодальной вольницей.

Все это формировало ту психологию, которая в итоге легла в основу западной демократии. Взять хотя бы старинные университеты с их самоуправлением! Ведь, по сути, это проявление того же корпоративного духа. Могло ли быть что-то подобное в русских городах, где любая серьезная организация направлялась «сверху»?

Или католическая церковь. Не только самостоятельная, а имеющая собственное государство. Оспаривавшая у королей власть и влияние. В то время как на Руси церковь основана князьями. И попытки сколько-то всерьез претендовать на первенство приводили к еще большему подчинению государству.

Города юга Руси (более старые и неважно даже, как первоначально возникшие) отличались большей или меньшей самостоятельностью. Во всяком случае, нового князя могли не пустить в город или вынудить уехать. Кажется, на Северо-Востоке подобного не водилось. За исключением Новгорода — но это город старый, с древними традициями. К которому больше применима мерка южных городов.

Большинство городов севера основано князьями. И князь здесь — полновластный хозяин. Если на юге столы наследовались по лествичному праву (по крайней мере, до определенного времени, пока Рюриковичей не стало слишком много), то на севере города быстро стали наследственными вотчинами. Население сюда привлекалось князьями и ни о какой самостоятельности посадские люди не думали. Как говорится, в чужой монастырь…

Не произошло и выраженной торгово-ремесленной специализации.

Затем ордынский период. Тут не до демократии! Орде была выгодна сильная местная власть. И народные волнения, и попытки сепаратизма удельных князей подавлялись, в т. ч. с участием ордынских войск.

А позже московские князья, похоже, уже не видели других вариантов государственного устройства. Когда с расширением страны основываются новые города — это не столь ремесленно-торговые, сколь военно-административные центры. Взять те же засечные черты, опиравшиеся на специально выстроенные крепости. Тула, Нижний Новгород…

Для хозяйственного освоения на присоединяемые земли приходят крестьяне (в европейской части страны) и купцы или казаки-сборщики дани с аборигенов (как это было в Сибири). Города же — опорные пункты, крепости, центры управления.

Власть князя ограничивалась скорее традициями вольности населения и нехваткой административного ресурса для контроля над ним. Была боярская дума, но советники, министры и влиятельные аристократы есть всегда. К тому же княжеские земли — все-таки личная собственность князя, вотчина, где князь — полноправный хозяин. Считаться с аристократами приходилось и потому, что те долгое время сохраняли право «отъехать». То есть сменить сюзерена.

А с боярским сепаратизмом (когда он возникал) боролись, постепенно урезая их традиционные права. Россия — вообще традиционная страна, где инертность аристократии преодолевалась очень постепенно.

Продолжение следует…

shkolazhizni.ru