Рушники — народные традиции, история возникновения. Полотенце древнерусское


Полотенце в традициях русского народа – Ярмарка Мастеров

В традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место (колокол, икона, свеча, обручальное кольцо, подкова, детали женского праздничного костюма, пояс-оберег). К ним же относится и полотенце как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников.

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Полотенчатый головной убор в 19 в. довольно широко бытовал в Тульской, Калужской и Брянской губерниях. Девушки этих регионов в праздники и при посещении церкви носили головные полотенца с закатанными или вышитыми концами. Полотенце из льняного холста, сложенное в 4 ряда вдоль, клали на лоб, затем его переплетали на затылке и выставляли вперед концами, украшенными в красных тонах геометрическим орнаментом.

Красный цвет у многих народов в древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство способствовать жизненным силам человека. Красный цвет в одежде также связан с представлением об охранном значении. Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длинной до 3 метров, на концах нашивались полосы кумача, красное кружево. По долевой стороне полотенца, спускавшейся на лоб, пришивали в обмет красную полосу или вышивали красной шерстью ромбы, треугольники — охранный орнамент. В свадебном полотенце очень ясно сохранилось значение оберегающего покрова ткани, которым закрывали невесту «от сглазу», усиленное охранным орнаментом, выполненным красными нитками

Начиная с 1-го дня сватовства полотенце выполняет определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним банные или вышитые полотенца; с женихом невеста посылает полотенца его родственникам. В день свадьбы в доме невесты дружку перевязывают через плечо полотенцем длиной метра в 3, с расшитыми концами, спускающимися до земли. С этим полотенцем, символом его свадебного чина, дружка не расстается всю свадьбу.

Роль полотенца в обрядах очень разнообразна. В обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводилось исстари с целью поддержания с ними добрых отношений и обеспечение доброжелательного отношения с их стороны. Как символы полотенца выступали в предсвадебном и свадебном обряде в качестве отличительных знаков персонажей. Так, в Тамбовской губернии на девичник к невесте приглашались «позыватые» — подруги невесты, опоясанные пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики. А в Вологодской губернии на масленице новобрачная дарила полотенца-«блинники» родным мужа за угощение блинами.

На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц — пав, изображенных по сторонам куста — древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы — павы — это древние птицы, которым поклонялись наши предки. Ходило даже такое поверье среди крестьянок: «Коли птицы — павы или двух не вышьешь, замуж не выйдешь».

полотенце

Часто вышивалась на полотенцах праматерь — земля, вздымающая руки к солнцу, прося у него щедрот людям. С тех пор дошла до нас и земледельческая поговорка о зависимости урожая от погоды: не земля хлеб родит, а небо. Женщины начинали вышивать узоры с птицами и праматерью — землею с приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось ещё время до начала полевых работ. И вышивала крестьянка свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца. Слово «узор» звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. И поэтому на серебристо-белом полотне рдеет как зарево вышитый орнамент.

народная традиция

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию от солнца и способная дать жизнь всему живому.

У русских вышитые полотенца также вешают на окна не только во время свадьбы, но и вообще по праздникам — в окна легче могут войти злые духи, завешивание их полотенцами служит таким же оберегом, как закрещивание окон и дверей крестным знаменем.

Полотенце служит оберегом не только в свадебной обрядности, но и в родильной и похоронно-поминальной.

Так, при рождении ребенка полотенцем оборачивают колыбель для того, чтобы злой дух не проник к нему.

народное творчество

На похоронах полотенца раздают всем сопровождающим покойника: их дают, чтобы предохранить сопровождающих от несчастий при общении с покойником. Во всех этих случаях магическую силу полотенца усиливает вышивка, которая бесспорно играет большую роль и имеет охранительное значение.

вышивка

Кроме всего прочего, полотенце играет и информативную роль. Так, на похоронах его вешают на углу дома, в красном углу, на кресте, на крышке гроба, используют в наборе для первого встречного и др. Полотенце является как бы опознавательным знаком не только для живых, информируя «чужих» о том, к какому семейному коллективу принадлежал умерший, оно, видимо, служило опознавательным знаком и для предков. Вероятно, этим можно объяснить вывешивание полотенец на косяк или расстилание их на лавках, покрывание воды в купели и т.д. Вывешивание полотенец можно расценивать как «приглашение» предкам принять участие в тех или иных действиях, касающихся семьи, оказать покровительство потомкам.

Прежняя народная вышивка с её замечательными узорами, особенными и неповторимыми в каждой области, как вид искусства для себя почти не сохранилась. Но, все равно, вышивка — это не умирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат неисчерпаемым источником вдохновения для творчества наших современников.

кружевоплетение

культура

Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью деревни, которые тоже постепенно становятся историей.

В наши дни можно видеть в сельских домах портреты погибших воинов, обрамленные расшитыми полотенцами. Полотенце активно участвует и в торжественных встречах почетных гостей — на нем подносят хлеб-соль.

быт

Традиция обрядов с полотенцами стала возрождаться и в современных обрядах. В современных свадьбах мы видим на дружках невесты и жениха орнаментированные полотенца, повязанные через правое плечо. И хотя свадебный ритуал хранит в себе черты прошлого быта, но они значительно изменились в наши дни.

интерьер

быт

Кружевное или расшитое полотенце всегда выглядит очень нарядно и торжественно, не случайно на них принято хлеб-соль подносить. Лучшего украшения, чем белое нарядное полотенце, наверно, и придумать невозможно: в нем ведь и символическая чистота есть, и представление о достатке с ним связано. Чего уж больше желать молодым!

Замечательная вологодская художница-кружевница Мария Медкова, наша современница, создала серию кружевных полотенец Среди них есть и со свадебной символикой.

Материал взят из различных источников.

1.«Народные орнаменты», Васильева Л. К., М., 1991 г. 2. «Изобразительное искусство», Н.А. Горяева, О.В. Островская, М., 2006 г 1984 г. 3. «Русская свадьба», Д.М.Балашов, Ю.И. Марченко, М., 1085 г 4. «Русская народная вышивка», Богуславская И.Я., М., 1986 г, 5. Вологодское кружево в интерьере М. Медкова, О. Кириллова.

www.livemaster.ru

История полотенца как предмета обихода

Полотенце — носитель славянских традиций

У древних славян полотенце представляло собой кусок домоткани, сотканной вручную из хлопковых или льняных нитей на горизонтальном или вертикальном станке. Такие полотенца украшали всеми возможными способами: вышитыми крестом или гладью узорами, кружевами, лентами, узкими полосками из цветастого ситца (кумача).

Обычные полотенца, предназначенные для ежедневного пользования, называли утирками или утиральниками. Их украшали по минимуму, лишь скромным орнаментом.

К свадьбе невесты готовили целую гору новых, нарядных полотенец, обычно от 30 до 100 штук. Суженый выбирал самое красивое полотенце и завязывал его на поясе. Ближайшие родственники тоже должны были украсить свои пояса подобным образом.

В свадебном обряде фигурировало еще одно очень маленькое, но богато расшитое полотенце — так называемая ширинка. Перед венчанием невеста утирала ширинкой свои девичьи слезы. Жених обвязывал этим полотенцем невесте правую руку, чтобы вывести свою суженую из родительского дома. А во время венчания ширинкой связывали руки жениха и невесты.

На 2-й день образования новой семьи молодая жена развешивала в доме мужа по стенам все свои полотенца, чтобы новая родня смогла по достоинству оценить ее рукоделие.

Банные полотенца в Европе и Америке

Вплоть до начала XIX века, когда текстильную промышленность начали механизировать, банные полотенца были очень дорогими, поскольку их ткали вручную, и этот процесс отнимал много времени. Поэтому полотенце для человека средневековья не играло такой же большой роли, как для человека современного.

В XIX веке полотенце получило большее распространение. Его вешали позади умывальника, на раковину или подкладывали под кувшин с водой. Эти полотенца все еще были сотканы в основном вручную из равномерно распределенных нитей. По размерам они скорее походили на современные салфетки. Ими вытирали только лицо и руки. Особенно модными считались полотенца, сотканные на жаккардовом станке, выкрашенные в красный или белый цвет.

И только к 1890 году мягкая махровая ткань заменила довольно жесткие льняные образцы в домах людей. Когда механизировали хлопковую промышленность, европейцы и американцы получили возможность покупать не только готовые полотенца, но и материал для них — метражом.

Любая американская домохозяйка могла прийти в универсам и заказать по почте готовое турецкое полотенце, сотканное, расшитое узорами и обработанное по краям. Но почти все они были сделаны из грубого и жесткого полотна. И лишь когда американская промышленность начала в массовом порядке производить махровую хлопковую ткань, а произошло это к концу XIX века, необходимость в покупке полотенец за границей у жителей США отпала.

История турецкого полотенца

Традиционное турецкое полотенце представляет собой банное полотенце размером 0.9 м на 1.1 м с небольшой петелькой в центре. Полотенца всегда играли очень важную роль в общественной жизни Турции, но первоначальное назначение турецкого полотенца — церемониальное омовение невесты перед свадьбой.

Не менее важны были полотенца для турецких купален. Жители довольно активно ими пользовались, принимая ванны. Для этой сложной церемонии был нужен комплект полотенец, по одному для каждой части тела: для груди, ног, плеч, бедер и головы. Именно турки сделали из обычного, заурядного полотенца роскошный предмет обихода. Они привнесли в производство полотенец стиль, воображение и ткацкие навыки, полученные благодаря многовековому и всегда виртуозному изготовлению ковров.

Вафельные полотенца, которые сегодня используют по всему миру, первоначально были сотканы в турецком местечке Бурса в XVIII столетии. Местные ткачи изобрели множество способов изготовления полотенец в зависимости от вида переплетения нитей. Но именно вафельные полотенца обрели мировую известность и получили название «турецкие полотенца». Поскольку первые вафельные образцы изготовлялись вручную, на один день работы приходилось не более 3-4 новых полотенец.

Вместо заключения

Как видите, в каждой стране полотенце имеет свою уникальную историю, прочно переплетенную с местными традициями и ритуалами. И как же все-таки здорово, что сегодня мы имеет возможность выбирать полотенце не просто для того, чтобы вытирать им лицо и тело, но и для того, чтобы один его вид радовал нас своими яркими красками и причудливыми узорами. Ведь в современном мире полотенце перестало быть просто необходимым предметом домашнего обихода, а стало еще и модным отражением наших с вами вкусов.

blog.posteleon.ru

О чём расскажет нам рушник старинный? — Славянская культура

Часто самые простые, на первый взгляд, вещи, окружающие нас в быту, имеют очень давнюю и красивую историю традиционного использования их в народных обрядах. Полотенце, которое каждый берёт в руки по нескольку раз в день, у славян сопровождало и оберегало человека всю жизнь.

Уже с пяти-шести лет девочку приучали держать в руках иголку с ниткой. И не случайно шить начинали так рано, ведь наготовить полотенец нужно было на всю оставшуюся жизнь, а сроки поджимали – вышивка на Руси считалась занятием девичьим. У замужней женщины на это просто не было времени. На ней держался весь дом: готовка, стирка, уборка, уход за животными и воспитание детей.

Вот и приходилось красавицам, едва научившись твёрдо ступать по земле, садиться за рукоделие и начинать готовить себе приданое. В свадебном сундуке невесты насчитывалось до сотни расшитых полотенец, ширинок и столешников на все случаи жизни: Рождество, Масленицу, Пасху, в подарок родственникам. На специальное полотенце принимали новорожденного. И в последний путь провожали тоже на полотенцах. Не могу свидетельствовать за все области, но на Нижегородчине обычаи и сейчас такие.

Во время больших церковных праздников заготовленные для приданого полотенца развешивались по стенам дома, и гости обычно именно по ним судили о трудолюбии, усидчивости, художественном вкусе девушки. Заодно и об аккуратности, ибо вышивать нужно уметь так, чтобы ни единого узелка найти было невозможно. Естественно, в такие дни ухажёры тоже заглядывали к девицам и живо интересовались рукоделием.

Полотенца были важнейшими атрибутами во время свадьбы: ими одаривали родню жениха, украшали стены в доме и свадебный поезд, связывали жениха и невесту во время венчания. Можно сказать, полотенца были своего рода метрикой невесты. Они не просто представляли определённую материальную ценность, но и являлись знаком родства женщины по материнской линии. Дело в том, что у каждой мастерицы были свои особенные узоры, которые передавались по наследству. По ним-то и определяли, к какому роду принадлежит женщина.

Полотенцами молодая жена обозначала своё пространство, входя в новую семью. Свекровь убирала свои, и их место занимали полотенца снохи. Когда строили новый дом, хозяйка вносила в него горшок с углями из старого очага на вышитом полотенце.

Полотенца вешали на окна, зеркала, на крючки по стенам. Отсюда их называли: занавес, зеркальные, наспичники, накрючники, пристены, моховики, рукотёры, подножники. Длина полотенец обычно составляла от 2 до 4 метров, а ширина 36-38 сантиметров. Лён для холста использовали самый лучший – кружельный.

Некоторые полотенца изготавливали сообща и всего за одну ночь. Делалось это в период неурожая, засухи, других бедствий. Девушки собирались вместе, каждая приносила по кудельке льна. Вместе пряли и ткали семиметровое полотно. Работать нужно было молча. Представляете, каким это было испытанием для молоденьких барышень-крестьянок? А когда обыденное полотенце было готово, его трижды обносили вокруг деревни, а потом сжигали. Считалось, что такой обряд спасает деревню от несчастий.

Уроженка севера Нижегородской области, я впитала это всё со вкусом парного молока. Поэтому так велик и неподдельно искренен мой интерес к изучению народных традиций, преданий. Бабушка мне казалась жутко строгой, она усаживала меня за ткацкий станок и вышивку лет с пяти – всё, как положено. Причин она не объясняла, но узелки на изнанке вышивки проверяла весьма тщательно. Полотенца – и бабули, и мои – живут в нашем доме и сейчас. Они – память о бабушке-рукодельнице и о моём деревенском босоногом детстве с травой в овраге, земляникой, хвойником, веточками берёзы над дверью да рушником в красном углу на Троицу.

Мало кто воспринимает сейчас полотенце как украшение. Современные технологии изготовления привели к тому, что стало оно для нас куском материи, имеющим лишь утилитарное значение. Но в некоторые важные в жизни моменты полотенца как предмет торжественного ритуала используют и сейчас.

Например, встречая гостей хлебом-солью, каравай выносят на полотенце, и если хлеб с солью символизируют солнце и землю, то полотенце – дорогу жизни, линию судьбы человека. Поэтому-то я думаю, что нужно возобновлять традиции вышивок и плетения кружев. У каждой невесты должен быть свой, а не взятый «на прокат» у рукодельных соседок рушник. Человек сам творец своего счастья и судьбы. Всё в этой жизни имеет значение и смысл. Всё сплетено в веках невидимыми нитями.

0 просмотров1 комментарий

slavyanskaya-kultura.ru

Славянский рушник. | Русский след

Академик Б.А.Рыбаков в книге «Язычество древних славян» назвал русскую вышивку «сокровищницей больших и малых мифологических сюжетов», драгоценным «полотняным фольклором», сохранившим для нас глубинную архаику языческих верований древних славян.«…прочно установленная обрядовая роль полотенцев-убрусов и делает вышивки на них неоценимым источником для изучения славянского язычества» (академик Б.А. Рыбаков)

 Каково же происхождение слова «рушник»?

slavjanskij-rushnik-hlebosolnyj_enl

В словаре Фасмера «рушить» — ломать, рвать, с этим связывают слово рушник, как оторванный кусок ткани, отрез, от длинного тканого полотнища. Рушник не резали, а именно рвали, сделав вначале небольшой надрез. Полотно рвалось ровно по долевой или поперечной линии. Слово «рушить» происходит от санскр. слова «Рушьяти» — rujati — разрушить, разбить, ослабить; снести, вырвать. В древнерусском языке: «Рушить, рушать» — вредить, убивать, разрушать, разрезать. «Рушница» — пищаль ручная; «рухъ» — беспокойство, набат; «рухнуть» — упасть, бросить, опрокинуть.

Слово «рушник», с большей вероятностью, происходит от слова ведического санскрита «Руш» – rUS – 1). украшать; 2). разрывать; на древнерусском «отрушить сукно» — отрезать; «не руш» — не тронь; от корня санскрита «раха» — raha – платье, происходит древнерусское слово Роухо – платье, рухлядь, рубаха, рубище… В древнерусском языке: «Рухлядная» — кладовая для одежды; «рухольня» — рабочая изба для ремесла, поделок, мастерская, место для рукоделия; «рухло» — движимое имущество, груз, запасы, припасы.Корень слова «руш», «рух» — имеет значения, как «украшать, изменяя; разрывая создавать».

Для вытирания рук в славянском быту использовали кусок ткани от старого негодного рушника небольшой длины, который был менее украшен, чем настоящий рушник. Называли его — полотенце-ручник, утирка, рукотёрник, ширинка, ветошка. Крестьяне не выбрасывали старые тканые изделия, а пользовались, как ветошкой до полного износу. Пословица – «Одним рукотёрником утираться — на том свете разодраться», говорит о том, что у каждого члена семьи было в быту отдельное полотенце.

polotno для рушников

Настоящий славянский  рушник имел ширину 35-40 см. и длину 3-5 метров, он был очень красив, богато украшен вышивкой, лентами, бранным ткачеством, кружевом и тесьмой — им руки не вытирали.

rushnik_3

Славянский рушник – это единственный ритуальный предмет из языческого прошлого славян, который без перерыва древней языческой традиции с давних времён и до наших дней используется в народном быту по своему прямому назначению. Рушник, украшенный вышивкой, всегда служил оберегом, он мог защитить святые углы дома, им накрывали хлеб на столе, он украшал божницы, дверные и оконные проёмы, был оберегом жениха и невесты на свадьбе, оберегом ребёнка и матери на крестинах, праздниках, оберегом от сглаза, порчи, укора, был магическим оберегом на похоронах, рушник, с особой вышивкой, был пристанищем душ умерших родичей.

caravay-rushnik

В слове «вышивка», где корень «шив» происходит от слова из санскрита «шив» — «SIV» —  «шить, пришивать, черта, стёжка». Приставка «вы-» в слове «вышивка» абсолютно идентична санскритскому префиксу «vi-». Слово «вышивка» записанная на дивангари — viṣivka, на санскрите слово «вышив» — viṣiv — «шить или пришить в разных местах».Окончание «-ка» — общеславянский и индо-арийский суффикс с общим значением «как, или похож на…». Вышивка — viṣivka — буквально означает «как пришитая в разных местах». Традиционной вышивкой, как сакральным оберегом,  украшали ворот, рукава и подол платьявсе славянские народы. Кстати, на санскрите «пратья» — pratyaJj — украшать — осталось в русском языке — платье.

svatovstvo

«В начале XIX века создатели вышивок ещё помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Но во второй половине прошлого — начале нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться».

Академик Б.А. Рыбаков пишет: «Во время полуязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев. Этнографам известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца». Схожие приёмы оформления торжеств были в Древней Греции, в Индии и в современной России, скорее всего, это не заимствование обряда той или иной стороной, а свидетельство более древнего общего для наших народов языческого мировоззрения.

В начале XIX века Рушник с маками надевали на свадьбе на плечи жениху и невесте, рушники одевали и родители, дружки и гости. Вспомните описание индийской свадьбы, где на жениха, невесту, гостей надевают гирлянды из цветов. Яркие цветы с сильным запахом, сплетённые в гирлянды на свадебной церемонии являются оберегом от враждебных сил. В нашем климате даже в период цветения невозможно сохранить цветы в гирлянде, они быстро вянут. Языческие предки славян нашли способ сохранить традицию цветочных оберегов на свадьбе, они стали вышивать рушники — невянущие гирлянды, обильно украшая их красными цветами маков. Между индийскими свадебными гирляндами и славянскими рушниками можно ставить знак равенства, так как этот общеславянский и индо-арийский обычай имеет общие корни.

«Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит…» —  читаем мы о Царевне Лебедь у А.С.  Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

В свадебном индийском костюме мы видим эту звезду во лбу, и в вышивке на одежде жениха, и в рисунках на руках невесты мы видим магические знаки плодородия с семенем или зерном в центре, которые встречаются на традиционных славянских вышивках

Традиция цветочных оберегов на свадьбе известна с ранних времён становления человеческого общества и характерна для всех культур на Земле. Археологи находили пыльцу цветущих растений в древнейших палеолитических захоронениях, букетик цветов найден в гробнице Тутанхамона в Египте.

Приключения куриного яйца на Руси Языческая Громница и христианское Сретенье

ru-sled.ru

Рушники, народные традиции, значение, фото

rushnikiСегодня я хочу рассказать о рушниках, истории возникновения, значениях и народных традициях на Руси, с ними связанных. Меня чрезвычайно интересует история народной вышивки, с удовольствием расскажу, и покажу фото. Мы никогда не узнаем, кто начал первым вышивать, но возникнув в древности, искусство вышивки крестом, стало любимым рукоделием русских женщин. Народные традиции, связанные с любимыи творчеством, вызывают у меня особый трепет, желание побольше узнать.

Рушники — история возникновения

В разные времена, вышивали нитями конопли, хлопка, льна, шелка и натуральным волосом. Не так давно, на территории России археологи обнаружили фрагменты одежды, относящиеся к IX-XII векам, вышитых золотом.

Вышивали рукодельницы полотенца, постельники, головные уборы, повседневную одежду и праздничные наряды.

рушники

Но вышитые крестом полотенца — это не только предмет быта. За многие века вышивка стала неразрывно связана со старинными обрядами и обычаями русского народа. Каждый рушник имел свое значение.

Значение рушников — фото

С раннего детства девочек обучали искусству вышивания, и к 13-15 годам они становились настоящими мастерицами. По вышивке судили, насколько хозяйственна и трудолюбива будущая невеста. Приданное девочки вышивали сами, и во время сватовства будущие родственники внимательно рассматривали его.

рушники

Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников, традиции соблюдались свято.

Молодых встречали караваем, красующимся на расшитом красными и золотыми нитями полотенце. Во время венчания молодые становились на венчальный белый рушник. Руки невесты и жениха связывали «союзным» рушником, на которых вышивались имена жениха и невесты, слова «Совет да любовь», «На счастье». Как символ жизненного пути, по которому вместе пойдут муж и жена.

рушники

Свадебные полотенца сохранялись в семье, передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

Вышитыми крестом полотенцами украшали иконы, это были длинные домотканые холсты с узорами на концах, или вышивкой вдоль одной стороны. Божник вышивался обычно с преобладанием голубого цвета — цвета Богородицы. Обязательно вышивали две начальные буквы от имени Б.М. (Богородица Мать) или И.С. (Иисус Христос).

Были и специальные хлебные полотенца-хлебники. На них клали хлеб, поскольку положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом.

Визитные полотенца говорили о достатке в доме, оберегали жилье от злых сил. Их вешали в горнице, украшали двери, окна, углы.

рушники

Вышитые полотенца для крестин обязательно вышивала крестная мать. Она вышивала их в светлых и ярких красках, чтобы жизнь у ребенка получилась счастливой и радостной. Черный цвет не использовался никогда.

Помню, в детстве, в нашем доме был рушник, от старости он стал тоненьким, мать вырезала середину и сшила. Сколько лет ему было, и кто вышивал, я не знаю, и мне ужасно жаль. Интересно, в вашей семье имеются рушники и традиции, связанные с ними?  И знаете ли вы историю возникновения и значения их?

information]Интересном рукоделие:

 Пэчворк, лоскутное шитье.

galinanekrasova.ru

ТАЙНЫ СТАРИННОГО ПОЛОТЕНЦА

ТАЙНЫ СТАРИННОГО ПОЛОТЕНЦА

Павлова Екатерина Сергеевна 1

1МОУ "СОШ №75" г. Котласа

Зорина Светлана Анатольевна 1

1МОУ "СОШ №75" г. Котласа

Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Из всех предметов русского быта на одном из почетных мест — полотенце. Украшению их в русской деревне всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают гармонией и красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, привольно раскинувшимся по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Любая мелочь говорит, что перед нами поистине большое искусство.

К сожалению, мы почти ничего не знаем о нем. Где его истоки? Как и когда зародились эти удивительные узоры? Почему именно они, а не какие-нибудь другие? Что, наконец, значили «украсы» полотенец для наших далеких предков? Все это современному человеку невдомек. Потому взгляд наш лишь скользит по поверхности вещей, а суть древнего искусства остается тайной. Вот и давайте попробуем проникнуть в нее. Хоть немного — на один только шаг….

Русские мастерицы - наши прабабушки - свободно владели сложными техниками ручного ткачества и вышивки. Сегодня приходится собирать это умение буквально по крупицам, по крошечным старинным лоскуткам. В музеях дрожат над каждым экспонатом – руками потрогать не дают! Но далеко не все удается понять по фотографиям. И еще одна печаль – почти не осталось тех, кто мог бы передать это умение. Это же не просто кусочки ткани – это многовековой опыт наших предков, это сохраненная в образах вера или даже их мировоззрение. Неграмотные (в нашем понимании) русские женщины на очень простом ткацком станке создавали ткани, подчиненные всем законам геометрии.

Приступая к работе, был проведён опрос учеников старших классов, который показал, что учащиеся не много знакомы с использованием старинных полотенец в народных обрядах, их ролью в быту наших предков. Знают цвета и материал, которые использовали для изготовления северных полотенец (приложение № 1). Учащиеся не знают видов северной вышивки, узоров, которые вышивались на рушниках.

Актуальность выбора темы: к сожалению, во многих современных семьях не сохранились старинные полотенца-обереги, не передаётся мастерство северной вышивки из поколения в поколение, забываются традиции, обряды родного края.

Цель: изучить старинные полотенца, которые сохранились в моей семье.

Задачи:

✓ изучить литературу по данной теме;

✓ познакомиться с историей и особенностями северной народной вышивки;

✓ познакомиться с технологией изготовления полотенца-рушника;

✓ рассмотреть обрядовую роль полотенец в традиционной культуре;

✓ проанализировать орнаментальные мотивы северной вышивки;

✓ сшить полотенце, используя мотивы северной вышивки.

Объект исследования: русские народные полотенца-рушники.

Предмет исследования: обрядовое значение рушников, особенности северной вышивки.

Глава 1. История рушников, северной вышивки

1.1. Ритуально-обрядовое значение рушника

Слово рушник происходит от корня "руш" – ломать, рвать, то есть рушник оторванный кусок ткани, в нашем сегодняшнем понимании – отрез. В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих рубашку, рубище. Возникает вопрос: почему рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножниц. Кроили по надобности, сделав, надрез чем-то острым и далее ткань рвали руками по нитке. Созвучие со словом рука дает повод для ошибочного толкования слова "рушник" как полотенце для рук. Однако для вытирания пользуются утирками - это куски ткани небольшой длины. Настоящий же рушник около 35-40см и имеет длину 3-5 метров и более, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом, тесьмой. Таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.

Рушник на Руси имел в первую очередь ритуально-обрядовое значение, а никак не бытовое. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой сакральный смысл и имел четкое предназначение (приложение № 2).В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, как бы отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим брачные узы. Умирал человек — полотенцем накрывали его гроб. Полотенцем нередко расплачивались за работу или покупку.

Браные красные узоры на отбеленном холсте полотенца - любимое украшение интерьера северных изб. Полотенцами украшали красный угол, завешивали божницу, окна, позднее стали ими украшать рамки с фотографиями, настенные зеркала, на них подносили хлеб-соль, покрывали ими ритуальные блюда. Одним из старых свадебных обычаев был показ невестой своего рукоделия. В доме устраивалась своеобразная выставка ее работ, по которой судили о мастерстве и старательности невесты.

Были особые обыденные полотенца, создаваемые коллективными усилиями жителей села в один день или в одну ночь. Как сообщает Г. Маслова, такие произведения ткались в знак сопротивления «нечистой силе». Их создавали по случаю какого-либо бедствия: эпидемии, засухи, града. Связь с аграрной магией выражена была вполне определенно, прежде всего, в содержании мотивов.

1.2. Особенности северной вышивки

Народная вышивка Архангельской области имеет много общего с вышивками других северных областей России и в то же время отличается от них своей самобытностью, цветовым решением, композиционными приёмами построения узоров.

Для вышивки брали тонкую льняную или пеньковую отбеленную домотканую холстину, поверх которой вышивали по счёту нити ткани, что позволяло точно повторить даже самые сложные узоры. Вышивали льняными или шерстяными нитками своего приготовления, окрашенными специально приготовленными природными красителями. С появлением фабричных тканей и ниток в вышивке стали применять и привозные хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные нитки.

Почти всеми известными швами владели северные мастерицы. Наиболее древние старинные образцы выполнены двухсторонним швом «роспись». В вышивке сочетались всего 2 цвета: серебристая льняная холстина и жарко-красная нить узора. Позднее стали вышивать «набором». Широкое распространение получили счетные «глухие» швы, узор которых ведётся по целой ткани: «роспись», «набор», «крест», «счетная гладь». Менее распространены были строчевые - «белая строчка» и цветная перевить, где вышивка идёт по материи с предварительно выдернутыми нитями. И только в начале 20 века в изделиях северных мастериц появляется свободный тамбурный шов.

Глава 2. Основная часть

2.1. Роль цвета в вышивке, символика и семантика

Живая потребность в красоте, стремление украсить свой дом, наконец, сила традиций заставляли женщин «выбирать» узоры на полотенцах, которые носили глубоко символический смысл. Узоры передавались вместе с навыками из поколения в поколение, от матери к дочери. Начнем с того, что украшали полотенце так щедро, конечно, не случайно. Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Вот какой любопытный разговор, случившийся в то время, передаёт нам Б.А. Рыбаков в своей книге. Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее: «Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве — выйдут солнечные лучики. И будут светить они тебе, пока живо само полотенце». Правда, ведь, интересно? Словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали...

Б. А. Рыбаков в книге «Язычество древних славян» говорит о том, что «Рушник— изделие глубоко символичное, многозначное. Созданный по законам искусства, он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с Богом, его родом, предками. Узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях». В начале XIX века создатели вышивок ещё помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров.

Среди орнаментальных мотивов северной русской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц и животных. Изображение петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера. Растительные мотивы в орнаменте вышивки были представлены деревьями, цветами, а также травами и плодами.

Среди привычных мотивов народного ткачества и вышивки особенно часто встречаются кресты и ромбы — бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать? (приложение № 3).

Фон на тканях мастерицы называли «землей», так как льняной холст олицетворял Мать Сыру землю. Не случайно она белая — наши предки связывали этот цвет с понятием о благе, а кто в мире добрее матери? Если сама холстина имеет прямое переплетение нитей, то узор словно покрывает ее косой сеткой и создает впечатление движения! Перед нами зримый образ огня, сходящего на серебристую равнину земли и ее преображающего. Это наиболее общий и самый главный образ узорного ткачества и вышивки. Древняя славянская легенда рассказывает, что все на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. Не о том же ли говорят и украсы? За работу мастерицы садились лишь весной, но до начала полевых работ. Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить все сильнее и жарче и скорее прогнать с земли стужу и мрак, чтобы она зародила на радость людям богатые плоды. Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец. А казалось, просто красиво.

2.2. Отличительные черты полотенец разных местностей

Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Побывав в музее Великого Устюга, школе ремесел г. Сольвычегодска, рассматривая наборы открыток художественных музеев, читая необходимую литературу, был сделан вывод: несмотря на то, что произведения народного искусства, каким является полотенце, имеют общие черты, всё же у каждого из районов, областей имеются свои отличительные особенности.

Местность

Характерные особенности оформления полотенца-рушника

Сольвычегодск

Используемая цветовая гамма: белый, красный. Преобладают геометрические узоры, птицы, барс.

Великоустюгский район

Орнамент вычурный, с косой белой сеткой, восьмиконечными звездами и легкими гребенчатыми ромбами.

Каргополь

Разнообразные техники вышивания, орнаментальная узорчатость и цветовая активность (кроме красного и белого цвета добавляли желтый и синий)

Например, полотенца Каргаполья красочны, многоцветны, декоративны. Рушники южных районов Архангельской области и граничащей с ней Вологодской области богаты вышивкой геометрического характера, им свойственна горизонтальная и вертикальная симметрия. Для полотенец северных районов Архангельской области характерны зооморфные и растительные мотив.

2.3. Характеристика старинных рушников

В моей семье, к счастью, сохранились 4 старинных полотенца, которые были выполнены моей прабабушкой. Эти полотенца бережно хранит моя бабушка Тамара Васильевна. Из воспоминаний моей бабушки: «Сначала полотно ткали, а потом уж и за вышивку полотенца садились. С 5-7 лет крестьянских девочек заставляли постигать это рукоделие, готовя себе приданное к свадьбе. От матери к дочери передавались узоры вышивки. Что они значат? Так кто про то знает. Но точно помню, что так надо. Вышивать узоры было не просто, от девочки требовалось внимание и усидчивость. Просчитаешься даже на одну нитку — ошибка сразу налицо. А дело продвигается не скоро. По умению вышивать судили о хозяйке». Также из беседы с бабушкой узнали, что вышитые полотенца служили оберегом дома и семьи, несли энергию добра, счастья, достатка, благополучия и любви.

В своей работе рассмотрим обрядовую роль сохранившихся рушников и символическое значение вышивки.

Полотенце №1: льняное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 230 х 36 см). Вышивка выполнена красными и чёрными нитками по белому фону в технике «крест». Растительный узор выполнен в строгом геометрическом стиле, вышиты небольшие кустики ягод. Это один из самых распространенных мотивов Вологодской вышивки, где любили вышивать ягоды: клюкву, бруснику, рябину, называемые в народе «северным виноградом».

Полотенце №2: льняное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 230 x 38см). Вышивка выполнена красными и чёрными нитками по белому фону в технике «крест». Растительный узор выполнен ритмично повторяющимися цветами, которые являются центральным узором. Присутствует краевой орнамент – ритмично повторяющиеся листочки.

Полотенце №3: льняное бранное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 260 x 36 см). На центральном узоре изображены повторяющиеся геометрические символы: ромбы, овалы, которые по смысловому значению обозначают изобилие, плодородие, жизнь, тепло. На краевых узорах присутствуют только ромбы. Между краевым и центральным узором вытканы прямые красные линии, между которых расположен зигзагообразный символ. Символическое значение этого узора вверху: небо с облаками, внизу: земля, пропитанная водой.

Скорее всего, обрядовые полотенца №1, №2 и №3 являются обыденными. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота.

Полотенце №4: льняное полотенце с пришивным ажурным кружевом ручной работы (размером 260 x 40 см). Вышивка выполнена красными, чёрными и бежевыми нитками по белому фону (скорее всего бежевые нитки использовались из-за нехватки ниток красного цвета). В центральном узоре вышит целый сюжет пиршества: танцующие мужчина и женщина, и играющий на балалайке мужчина под склонившейся рябиной. В верхнем краевом узоре вышита надпись: «плаши Варюшка на моей пирушкъ». В нижнем краевом узоре вышит ряд крестиков и чередующиеся ромбики, что означает земную твердь и изобилие, плодородие. Считаю, что это свадебное обрядовое полотенце, которое было вышито для сестры или подруги невесты. Поэтому оно является свадебным дружным рушником, который преподносили свидетелям - дружкам.

2.4. Изготовление обрядового полотенца

Исследуя узоры на старинных полотенцах, решили выполнить обрядовое полотенце, используя мотивы северной вышивки. Для работы была подобрана льняная ткань, канва (для облегчения работы), нитки мулине красного и чёрного цвета, яркая тесьма. Вышивая полотенце счетными швами (роспись, набор, счетная гладь), тамбурным швом, научилась технологии выполнения их. Вышивая узоры на обрядовом полотенце, мы подбирали определенные мотивы, основываясь на их значение.

В итоге получилось льняное полотенце с пришивным ажурным кружевом ручной работы (размером 160 x 34 см). На канве вышиты ромбы, кресты, прямые и зигзагообразные линии, оленьи рога. Эти символы обозначают плодородие, тепло, солнце, изобилие, жизнь, здоровье. На концах полотенца вышиты женская фигура, которая защищает от войн и оберегает от несчастий, и петухи, которые почитались на Руси, как птица, вещая, прогоняющая мрак и приветствующая восход.

Таким образом, в моей семье появилось ещё одно полотенце, которое может использоваться в различных семейных и религиозных праздниках (свадьба, крестины, именины, масленица и т.д.) и передаваться из поколения в поколение.

Заключение

При выполнении работы изучили историю и роль цвета в северной вышивке, символику и семантику,обрядовое значение рушников, характерные особенности полотенец Вологодской и Архангельской областей, исследовали четыре старинных рушника, выполнили обрядовое полотенце по старинным мотивам. В исследовании использована информация из краеведческого музея Великого Устюга, школы ремесел города Сольвычегодска, воспоминания моей бабушки, литература по данной теме.

Проведённые исследования позволяют утверждать, что в древнерусской культуре особую роль занимают полотенца с нанесенным на них орнаментом. Древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений.

К сожалению, современное поколение недостаточно информировано о народных традициях, обрядах, не знает видов и особенностей северной вышивки. Рекомендуем в школах вести кружки по изучению народных ремесел, на которых учащиеся будут постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю. В нашей школе велся курс «Северная вышивка», который был интересен учащимся. Рушник на Руси всегда считался залогом счастья. В настоящее время много разных полотенец. Разнообразна их расцветка, величина, форма, материал. Но полотенце, выполненное своими руками, по старинным мотивам всегда интересно, необычно. Глядя на непосредственные и загадочные вышитые узоры, по праву получаешь эстетическое наслаждение и прекрасное, доброе настроение.

Материал данной исследовательской работы может быть использован в работе творческого объединения «Мастерица», кружка «Умелые руки», выставки декоративно-прикладного творчества, при разработке элективных курсов и подготовки семинарских занятий по истории, традициям, обрядам полотенца-рушника, особенности их выполнения.

Список литературы

  • Дурасов Г.С., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Г.С. Дурасов, Г.А. Яковлева. – М.: Советская Россия, 1990. – 126 с.

  • Еременко Т.И. Иголка-волшебница: Книга для учащихся / Т.И. Еременко. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.

  • Еременко Т.И. Рукоделие – 3-е изд. / Т.И. Еременко. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 151 с.

  • Кришталева В.С. Вязание узоров крючком / В.С. Кришталева. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 168 с.

  • Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах в 19 – 20 в. / А.А Лебедева. - М, 1989

  • Маслова Г.С. Русская вышивка 17-20 века / Г.С. Маслова. - М., 1978. –

78 с.

608 с.

Приложение № 1. Ответы учащихся

  1. Вы знаете, какую роль играли полотенца в быту наших предков?

Наиболее частый ответ учащихся 8-10 класса: «Наши предки полотенца использовали для украшения крестьянского быта».

2.Сохранились ли в вашей семье старинные полотенца, которые создавали ваши прабабушки?

3. Какие материалы использовались для изготовления полотенец-рушников?

Все опрошенные респонденты ответили, что использовались льняные ткани.

  1. Какие узоры вышивались на рушниках?

Наиболее повторяющиеся ответы: разные, геометрические, солярные знаки, петушки.

  1. В современном обществе используются ли полотенца, в каких-либо традициях

(обрядах)?

Самый популярный ответ: «Да». Несколько человек пояснили, что полотенце используют на свадьбах, при крестинах и при встрече почётных гостей.

  1. Какие виды вышивок использовались для изготовления полотенца у нас на Севере? На этот вопрос почти все опрошенные затруднились ответить, несколько человек назвали «крест».

  2. Какую цветовую гамму использовали мастерицы для изготовления рушников?

Все опрошенные респонденты ответили, что мастерицы использовали два цвета: красный и белый.

Приложение № 2. Разновидности рушников

Виды рушников

Предназначение рушника

Обыденные рушники

Таким рушникам приписывали обережные защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах.

Подорожный рушник

Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

Родильный рушник

Повитуха принимала новорожденного

Крестильный рушник

На этом рушнике ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон.

Пасхальные рушники

Предназначались для выпеченных куличей, на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца.

Хлебосольные рушники

Предназначались для выпеченного хлеба.

Рушник-блинник

Одаривали им на Масленицу в благодарность за угощение хозяев.

«Божник»

Так называли рушник, обрамляющий иконы.

Свадебные рушники

Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее.

Приложение № 3. Символика и семантика в северной вышивке.

Изображение, символ

Название символа

Смысловое значение узора

Конец XIX века. Тарногский район.

Женщина с поднятыми руками

Защищает от войн и оберегает от несчастий.

Начало XX века. Сокольский район

Изображения петуха и курицы часто встречаются в тамбурной, вышивке

Петух на Руси почитался как птица, вещая, прогоняющая мрак и приветствующая восход

Начало XIX века. Бабушкинский район.

Барс олицетворял храбрость, мужество

Оберег, защита

Начало XIX века. Бабушкинский район.

Солнечная колесница

Оберег

Середина XIX века. Белозерский район.

Дерево жизни

Пожелание изобильной жизни

Середина XIX века. Никольский район.

Ромб – это символ засеянного поля

Символ плодородия

Середина XIX века. Красноборский район.

Птицы на деревьях

Посредники между миром живых и миром мертвых.

Середина XIX века.Тарногский район.

Живое солнце

Дарует тепло, жизнь

 

Небесная и земная твердь

 
 

Вода

В засушливое лето просили дождя

 

Вверху: небо с облаками; Внизу: земля, пропитанная водой

 

Начало XIX века Тарногский район.

Птица счастья, образ жар-птицы, на которой «перо, как жар горит»

Дружная жизнь, единство мужа и жены

Просмотров работы: 515

school-science.ru

Урок на тему: «Русская народная вышивка. Полотенце».

Тема «Русская народная вышивка. Полотенце». 5 класс.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.

3. Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.

План урока

1. Организационный момент

2. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.

3. Повторение изученного материала.

4. Объяснение нового материала.

5. Практическое выполнение задания.

6. Анализ работ, подведение итога урока.

Ход урока.

I. Организационный момент

Проверка подготовки к уроку (альбом, карандаш, акварельные краски или гуашь, кисть, ножницы, клей)

Презентация «Русская народная вышивка. Полотенце»

Слайд 1. Сообщение темы урока.

II. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.- Для чего нужны вам полотенца? (использовать в быту)- Какие полотенца называются бытовыми?

Бытовые полотенца – полотенца небольшого размера, предназначенные «для утирания лица или рук» (по словарю В.И. Даля). В старину их называли рушники.

Слайд 2.

- Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены на слайде: а) По количеству в помещении; б) По размеру. в) Будете ли вы вытирать ими руки? (Нет)г) Почему? (Красивые, жалко и др.)д) Чем ещё праздничные полотенца отличаются от бытовых? (Наличием  вышивки) - Что такое вышивка?Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Слайд 3.

- Зачем украшают изделия вышивкой? Вышивка – это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

- Что украшают вышивкой? Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода (скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники)

Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды - обереговая.

Простая вещь - полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь.

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в де­вушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый живо­тик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг - символ солнца и бес­конечности. «Распоясался» - значит, открылся нечистой силе, поэтому пояс снимали только в бане, или когда гадали. Ребенка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску тка­ни. Ребенка пеленали, одевали рубашку, сшитую из старой отцовской или материнской, чтобы дух материн­ства защищал младенца.

У наших далеких предков существовал ежедневный магиче­ский ритуал очищения водой: утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орна­мент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизиро­вала закат.

Слайд 4.

Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание).

Если девушку сватали важные сваты, они были перевязаны рушниками (Пимоненко Николай Корнилович «Сваты»)

Слайд 5.

Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Поэтому многие знаки-узоры называли оберегами и наносили на наиболее видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.

Слайд 6.

Если рассматривать полотенца, хранящиеся в музее, можно заметить, что вместе с вышивкой в качестве украшения полотенец используются кружева.

Цветовая гамма различна – от однотонной (белыми нитками на белом), до цветной (красными нитками на белом, цветными шелковыми нитками на белом).

Наиболее часто встречающиеся узоры - ромбы, точки, круги, розетки, волны, птицы, цветы. Очень много однотонных и пестрых цветов: маки, васильки, розы, ромашки и др.

Цветы обычно дарят на праздники, к торжественным датам. Когда глядишь на них – поднимается настроение. Цветы – это красиво. Можно предположить, что, изображая на полотенцах узоры в виде цветов, мастерицы хотели пожелать себе и тем, кому это полотенце предназначалось в подарок, хорошего настроения, красоты и радости.

Можно предположить, что разные цветы несут разное значение. И от того, какие цветы использованы в орнаменте, зависят и конкретные пожелания. Но обращает на себя внимание и тот факт, что на многих полотенцах цветы находятся рядом с другими знаками – ромбами, крестами, точками, наклонными и изогнутыми линиями, птицами, смешными фигурками, напоминающими человека.

Встречаются полотенца, в вышивке которых присутствуют только ромбовые узоры с наклонными отрезками.

III. Повторение изученного материала

Слайд 7.

- Давайте вспомним значения символов и изображений, которые использовали в старину:

Прямая горизонтальная линия

поверхность земли

Горизонтальная волнистая линия

вода

Вертикальная волнистая линия

дождь

Треугольник

горы

Скрещивающиеся линии

огонь и молния

Шестилучевая розетка

гром

Лось

дождь

Олень и конь

«жизнедающее светило» - солнце, они приносили счастье и веселье и благополучие.

Единорог

целомудрие

Грифон

взаимосвязь неба и земли

Лев

стража

Солярный знак

символизировал солнце

Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками

образ Матери-земли

Русалка

хранительница вод

Круг, квадрат, ромб, розетка

Солнце и Луна, источники света;

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений:

Цепочка ромбов

«древо жизни»;

Квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой

усадьба и засеянное поле.

IV. Объяснение нового материала.

(постановка художественной задачи: составление орнамента и оформление края полотенца)

Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы.

Слайд 8.

Орнамент выполнял как эстетическую, так и жизнеобеспечивающую роль, служа магическим оберёгом.

Задание на закрепление материала.

Пройти к доске и разместить знаки-символы на полотенце (два человека)

hello_html_7be33e26.pnghello_html_m281ea046.pnghello_html_7be33e26.pnghello_html_m281ea046.pnghello_html_2462ea41.png

hello_html_m5cd3d91c.pnghello_html_m5cd3d91c.pnghello_html_m5cd3d91c.pnghello_html_m5cd3d91c.png

hello_html_3f66852d.pnghello_html_m5625b4c2.png

hello_html_m79c7f110.pnghello_html_m79c7f110.pnghello_html_m79c7f110.png

Слайд 9.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействие цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определённые явления, конкретные настроения и переживания. Умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

Но, наряду с красным цветом, можно использовать, желтый, черный, зеленый цвета.

V. Практическая работа.

Слайды 10-14.

1. Для работы понадобится два альбомных листа, карандаш, краски, ножницы и клей.

На первом листе выполним эскиз вышивки, второй - понадобится для выполнения кружев (формат на котором выполняем эскиз, необходимо расположить вертикально).

2. Составление основного орнамента (главные мотивы).

3. Дополнительные орнаментальные группы.

4. Выполнение кружев.

5. Оформление работы.

VI. Анализ работ.

План анализа:

  1. композиционное решение.

  2. цветовое решение

  3. наличие знаков-символов.

  4. аккуратность

  5. объем выполненной работы

Подведение итога урока.

Уборка рабочих мест.

infourok.ru