2. Торговля в Древней Руси. Важнейшие торговые пути древней руси


2. Торговля в Древней Руси.

Важнейшие торговые артерии Древней Руси проходили по следующим маршрутам. Классический маршрут великого пути из варяг в греки проходил из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее по Ловати к волокам в днепровскую речную систему и по Днепру в Черное море к Константинополю и другим византийским городам.

Однако следует заметить, что до IX века путь из варяг в греки в основном проходил по другому маршруту. Начало его совпадает с классическим вариантом, приводимым в «Повести временных лет»: из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее же из озера Ильмень суда шли по реке Поле и ее притоку реке Шеберихе до волоков в верховья Волги и озера Селигер. Или же по реке Свири в Онежское озеро и реку Вытегру, откуда, преодолев волок длиной около 8 км, суда попадали в реку Ковжу и далее через Белое озеро по Шексне выходили на Волгу. По Волге суда торговцев шли до устья Оки, свернув в Оку, двигались до ее истоков, после чего суда перетаскивались к верховьям Дона, по которому шли в Азовское море, а оттуда в Черное.

Великий Волжский путь проходил следующим образом – из  устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее вышеописанными маршрутами к волокам в волжскую речную систему и по Волге в Каспийское море. Вообще варианты путей с Балтики на Волгу довольно разнообразны, так один из самых коротких путей проходил из Ладоги вверх по реке Сяси, далее рекой Воложбой путешественники подходили к волокам к реке Чагоде, принадлежащей уже волжскому речному бассейну.  Далее по рекам Чагодоще и Мологе они спускались в Волгу.

Помимо данных торговых путей, связывавших мусульманский восток, Византию, с одной стороны, и западно-европейские земли – с другой, существовали и иные торговые связи Древней Руси. На запад от Киева путь вел к Кракову, Праге и германскому городу Регенсбургу на Дунае. Главными поставщиками утвари в русские земли были Нижняя Лотарингия, Рейнская область, Вестфалия и Нижняя Саксония. Художественные металлические изделия шли на Русь с Нижнего Рейна; серебро, богемское стекло, мрамор –  из Чехии; скакунов-иноходцев – из Венгрии. Из Руси в соседние страны поставлялись три основные группы товаров – меха, воск и мед. Также большую роль играла работорговля. Также из русских земель, правда, в значительно меньших объемах вывозились лен и льняные ткани, украшения и ювелирные изделия, икра, моржовая кость, литейная продукция, кожи.

Разумеется наиболее важная роль принадлежала русско-византийской торговле. Торговля Руси и Византии носила государственный характер. На рынках Константинополя реализовалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попыт­ки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к воен­ным столкновениям. Особенностью русско-византийских отношений было и то, что торговля осуществлялась в основном славянами, сведений о пребывании греков по своим делам на Руси нет.

Оценивая роль торговли в Древней Руси, следует указать на следующую ее особенность, характерную для традиционного общества в целом. В условиях господства натурального хозяйства основными предметами торговли становились, как правило, предметы престижного потребления, очень значительная часть населения, сосредоточенная в селах (в условиях редконаселенности русских земель, часто удаленных и изолированных) была выключена из товарно-денежных отношений. Соответственно, в таких условиях торговля имела для жизни общества не столько хозяйственное, сколько социальное значение, захватывая сравнительно небольшую, но социально-политически значимую прослойку общества.

Внешняя торговля была тесно связано со сложившейся в древнерусском государстве системой данничества. Дань взималась деньгами (бель и щеляги – серебряные монеты или гривны – серебряные слитки), а также мехами пушных зверей. Очевидно, также, что небольшую ее часть составлял скот и продуты питания. Практически вся внешняя торговля сводилась к, во-первых, вывозу дани (т.е. русский экспорт оказывался тождественным собираемой и вывозимой дани), а, во-вторых, находилась в исключительном ведении киевского князя, его приближенных и небольшой части горожан. При такой системе именно дружинный коллектив оказывался главным участником внешней торговли. Это соответствовало и сложившейся торговой практике раннего европейского средневековья, когда в силу постоянной политической нестабильности, по преимуществу только военные дружины могли обеспечить безопасную перевозку товаров. Именно они и составляли первоначально слой профессионального купечества. Вольные дружины (в первую очередь из варягов) в течение одной экспедиции нередко выступали попеременно в качестве грабителей, торговцев и воинов-наемников. Эти дружины на Руси получили наименование гостей, впоследствии термин гость стал обозначать купца-оптовика ездившего торговать на сторону.

Наряду с внешней торговлей активно развивалась торговля внутренняя. Население крупных городов преимущественно состояло из мелких торговцев и ремесленников. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 различных ремесел. Важнейшими среди них были столярничество, кузнечество, скорнячество, гончарство. Было развито железоделательное, металлургическое, ювелирное и керамическое производство. Уже в те времена кузнецы владели «ковкой злата и серебра», сваркой железа и стали, калкой металла, инкрустацией цветных металлов. Ремесленники изготовляли: рала, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, кольчуги, замки, ключ, браслеты и перстни из золота и серебра. Ремесленничество развивалось, как в структуре хозяйства князя и феодала, так и на свободной посадской основе. С возникновением городов развиваются две формы ремесел – городское и деревенское. Основная часть ремесленников сосредотачивается в городах, где концентрировалась и преобладающая часть торговли. Города оказали большое влияние на развитие ремесла; в свою очередь выделение ремесла в немалой степени способствовало превращению некоторых поселений в города. Развитие городов как ремесленного и торгового центра есть, прежде всего, показатель роста внутреннего рынка. Период Киевской Руси – это время сравнительно интенсивного развития ремесла. Ремесленники представляли собой уже особую группу населения. Городское ремесло на протяжении IX – XI веков было весьма развито. Можно отметить следующие профессии ремесленников этого периода: кузнецы и оружейники, ювелиры, литейщики, ковали, копьевщики, плотники, столяры, резчики по кости, чеканщики, ткачи, гончары и др. О росте ремесленного производства в IX – XI веках свидетельствует увеличение числа городов. Если в IX – X веках было известно лишь 26 городов, то в 11 веке – 62 города. Продукция ремесленников находила сбыт не только внутри страны, но и за ее пределами.

Лекция 3.

План

1.Зарождение таможенного дела и таможенной политики.

Исторические источники свидетельствуют о том, что, уже начиная с X века сбыт товаров сопровождался, сбором таможенных пошлин. Так в договоре Олега с византийцами встречается слово «мыт», из чего видно, что древним русским был уже тогда известен сбор. Появляется таможенная терминология: мыт – проезжая пошлина, пошлина за аренду торговых площадей, за покровительство торговым людям и т. д., мытнина (мытница) – место взимания мыта, мытник (мытчик) – сборщик пошлин. Кроме того, существовали еще весче, торговое. Существование остальных пошлин в домонгольский период остается спорным. Русская Правда регламентировала сбор таможенных пошлин. Согласно ей мыто полагалось уплачивать с каждой сделки купли-продажи, совершаемой на городском рынке. Мытник наделялся полномочиями законного свидетеля в случаях спора по поводу сделок купли-продажи. Следует сказать, что таможенное дело в Киевской Руси первоначально осуществлялось от случая к случаю, эпизодически, являя собой дополнительный, побочный результат внешней и внутренней политики государства. Его отличал преимущественно частноправовой характер.

К начальному периоду существования древнерусской государственности относятся и первые шаги в осуществлении таможенной политики, выразившейся в отстаивании интересов русского купечества перед лицом наиважнейшего торгового партнера Древней Руси – Византии. Уже один из первых успешных походов руси на Константинополь (860 г.), по свидетельству константинопольского патриарха Фотия, был предпринят с целью отмщения за обиду русским купцам. Результатом стало восстановление торговых отношений греков и Руси. Следующий походы 907 г. и 911 г. увенчались договором Олега с византийскими императорами. Согласно им греки выплачивали контрибуцию, освобождали русских купцов от уплаты мыта (до 10 % от цены привозного товара), брали на себя содержание каждого русского купца в течение полугода (общее число купцов не должно было превышать 50 человек) и т.д. Для их проживания было выделено определенное место в предместье го­рода, торговля была по преимуществу меновой.

Неудачные походы Игоря привели к заключению нового договора 944 г. Многие положения прежних договоров сохранялись. Так русские гости по-прежнему находились на полном содержании византийского правительства и получали «месячину» - хлеб, вино, рыбу, мясо, фрукты. Кроме того, они также могли бесплатно пользоваться банями и требовать на обратный путь якорей, канатов, парусов и другого корабельного снаряжения.

Вместе с тем по договору 945 года русским запрещалось зимовать не только в Царьграде, но также и в устье Днепра. Они были стеснены в приобретении ценных парчовых материй, производимых в императорских мастерских – каждый мог вывезти их не более, чем на 50 золотых. Русские послы и купцы должны были предъявлять в Византии доказательства своего официального положения: первые – золотые печати, вторые – серебряные. Только при этом условии византийское правительство брало на себя ответственность за их жизнь. Кроме того, договором не обусловливалось право русских купцов вести в Византии беспошлинный торг. Русские купцы теряли право зимовки в Царьграде и устье Днепра, ограничивались в вывозе паволок – дорогих тканей, также требовались княжеские грамоты, подтверждающие официальное положение купца с указанием числа отправленных в Византию судов.

Русско-византийский договор 971г. был заключен Святославом в осажденном Доростоле  по результатам военной кампании против Византии и его текст сохранился в наших летописях в неполном виде, перечисляя лишь обязательства русской стороны. Более полный текст договора приводит придворный византийский историк Лев Диакон. По его свидетельству, Святослав предложил византийцам мир на следующих условиях: русы освобождают Доростол и пленных, уходят из Мизии (Болгарии), взамен византийцы не препятствуют отплытию руссов, снабжают продовольствием и продолжают считать своими друзьями прибывших в Византию по торговым делам, как было установлено прежде

Русско-византийский договор 1043 г. был заключен в результате похода 1043 г. Мы не знаем точно, затрагивал ли договор непосредственно вопросы торгово-таможенного регулирования; вероятно, эти вопросы были оставлены без изменений, так как стороны стремились к сохранению и развитию сложившихся торговых и политических отношений. Более того, связи были насколько крепкими, что во время событий 1069 г. в Киеве  русские купцы, торговавшие с Византией, даже пригрозили князьям уходом  в  «Греческую землю».

Отношения с другими соседями Древней Руси носили следующий характер. Говоря об отношениях Руси с Хазарским каганатом арабский географ Ибн-Хаукаля (976-977г.г.) в своей «Книге путей и государств» указывает: «Склад для торговли Руси – всегда Хазаран. Здесь товары, привозимые ими, облагаются десятинной податью, (взимаемой хазарами)». О включенности Руси в систему торгово-таможенных связей может свидетельствовать наличие особого района или улицы в раннесредневековом Киеве – «Козаре» (т.е. «Хазары»), а также наличие рядом с ним района или улицы под названием «Пасынча беседа». Одна из возможных этимологий данного названия выводится от тюркского «bas-inc» - «сборщик налогов», и, таким образом, название «Пасынча беседа» может означать «резиденция сборщика налогов или таможенного чиновника». Ареал распространения дирхемов, имевших хождение в Хазарии, в 883-900г.г. доходит до восточной границы Русской земли, т.е. северяне находились в сфере влияния Хазарии. После 900г. дирхемы появляются в кладах Русской земли, что указывает на включение ее в экономическую систему Хазарии.  Ко времени образования древнерусского государства Хазария уже утратила былое могущество, но пошлины, шедшие в ее казну от русской транзитной торговли с Кавказом и Багдадским Халифатом, в немалой степени способствовали ее обогащению, являясь одной из составляющих экономической базы каганата.

Итак, указанные выше известия восточных авторов говорят о том, что и в Хазарии, и в Византии в IX - Х в.в. русские купцы облагались торговой пошлиной по единой ставке – 10% (от стоимости товаров). Приведенные сообщения позволяют сделать вывод о том, что в вышеперечисленных государствах сложилась единообразная практика применения такого инструмента таможенно-торгового регулирования, как взимание таможенной пошлины, с применением единой ставки таможенных платежей.

Несколько по-другому сложилась практика применения мер торгово-таможенного регулирования в Европе. Так, мытный устав г. Раффельштеттена, составленный в 903-906г.г. на совещании при маркграфе Восточной марки Арибо (876-906г.г.), свидетельствует о русской торговле времени Олега на Верхнем Дунае. В уставе, отражающем отношения, сложившиеся к IX в., содержится следующее постановление, регламентирующее сбор пошлин: «Что касается славян, которые приходят из Ругов (т.е. из Руси) или из Богемов ради торговли, то они могут торговать везде подле дунайского берега, а также везде в Ретеле (Ретель впадает в Дунай у Линца) и Ридмархе, но обязаны платить пошлину; если они привозят воск, то платят с одного вьюка 2 меры воска, ценностью каждая в один скоти, с ноши одного человека – одну меру той же цены. Если они привозят рабов или лошадей, то платят с одной рабыни по тремиссе (треть золотого солида, равна 2 денариям), с одного жеребца – столько же; с каждого раба – по сайге (четверть тремиссы) и столько же – с каждой кобылицы». Данную информацию крайне сложно проанализировать в связи с отсутствием данных: не известны критерии определения «ноши одного человека», «вьюка» и т.д., а вес денежной единицы и соотношение с иными денежными единицами и, соответственно, реальная покупательная способность даже в рамках одной монетной системы варьировались. Кроме того, цены на одни и те же товары в Европе, Византии и на Востоке существенно различались. Во всяком случае, мы видим, что в данном случае разные категории товаров облагались таможенными пошлинами по разным ставкам, т.е. дифференцированно.

  

 

studfiles.net

Восточная торговля Древней руси — курсовая работа

Только древние русичи пользовались привилегией беспошлинной торговли в Константинополе. Единственное ограничение, наложенное византийцами, боявшимися вооруженных "руссов", касалось безопасности столицы – Константинополя. Императорский чиновник составлял список гостей (для выдачи содержания) и сопровождал их в город, куда они должны были входить только через одни ворота группами не более 50 человек и без оружия; "руссам" также запрещалось зимовать в пределах Византии. Это положение было продиктовано тем обстоятельством, что княжеские дружинники, лично заинтересованные в торговом обмене не брезговали и пиратством. Как отмечал С.М. Соловьев: "Варяг являлся на известный берег под видом торговли и действительно начинал торговать с жителями; но при удобном случае из купца он становился пиратом и грабил тех, с которыми прежде вел мену".

Понятно, что привилегированное  положение "руссов" не могло не вызывать недовольства греков, что  выражалось в неоднократных избиениях  русских купцов. Так, в 1043 г. после подобного их избиения в Константинополе (одного из купцов убили) князь Ярослав был вынужден послать в поход на греков флотилию во главе со своим сыном. Результатом похода явилось восстановление торговых отношений с Византией, которым русские князья придавали большое значение.

В целом же к особенностям внешней торговли Руси IX – начала X в. можно отнести ее масштабность, необычайную организационную сложность и военную поддержку со стороны государства. Дружинники, с которыми князья делились частью собранной дани, были лично заинтересованы в обмене приходившихся на их долю товаров. Для них были характерны необходимая торговцам мобильность, умение постоять за себя и защитить свои товары, т.е. те качества, которые изначально присущи всякой предпринимательской деятельности. Лишь некоторые из княжеских дружинников (прежде всего представители "младшей дружины", "отроки") впоследствии стали профессиональными купцами. Для большинства же других торговля служила лишь временным попутным занятием.

В дореволюционной исторической литературе преобладало мнение об исключительной роли внешней торговли в политической и хозяйственной жизни Древней Руси и значительном личном участии киевских князей в дальних товарообменных операциях.

По версии В.О. Ключевского, внешняя торговля с вызванными ею лесными промыслами, звероловством  и бортничеством (лесным пчеловодством), разработкой естественных богатств являлась господствующим фактором экономической жизни страны на протяжении IX-XIII вв. Он полагал, что издревле в каждой земле существовали старшие города: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк, которые были созданы «успехами внешней торговли». Большинство из них вытянулось длинной цепью по речному пути «из варяг в греки».

Еще одна версия, которая  долгое время бытовала в исследованиях, как дореволюционных, так и советских историков, то, что торговая деятельность была занятием исключительно одних общественных верхов, князей, их дружинников и небольшой группы состоятельных горожан. На недостаточность такого мнения обратил внимание Б.А. Рыбаков, которому удалось установить, что для оснащения парусной флотилии из 400-500 судов требовалось задействовать 2000 ткацких станков и организовать работу женщин 80-100 деревень в течение всей зимы. Также необходимо было вырастить лен и коноплю, спрясть пряжу и изготовить примерно 20 тыс. м. корабельных канатов. Число судов в торговом караване измерялось трехзначной цифрой, и каждая ладья вмещала по 20-40 человек. Строительство торгового флота происходило в зимнее время и занимало часть весны. Конечные пункты сбора кораблей (от Новгородской земли до Киева) отстояли друг от друга на расстоянии 800-1200 км. Таким образом, ежегодный сплав ладей по Днепру требовал колоссальных совместных, согласованных усилий многих тысяч людей, «государственного подхода» к делу изготовления флота.

Новейшие археологические  изыскания подтвердили обоснованность концепции В.О. Ключевского о становлении русских городов под влиянием и в связи с развитием внешней торговли. К середине X века в Византии официально были «аккредитованы» 20-22 русских посла. Им были подотчетны до 50 купцов, каждый из которых имел на своем попечении несколько ладей. Ежегодно к Царьграду отправлялось 100-120 русских судов, способных обеспечить перевозку до 200 т. груза.

Суммируя результаты изучения русской внешней торговли X – начала XIII вв. можно сделать вывод, что внешняя торговля затрагивала не только верхушку древнерусского общества, но и рядовое население.

Фактически география  торговых связей Древней Руси была гораздо шире. В XI-XIII вв. интенсивно развивались ее отношения с Францией, Северной и Южной Германией, Италией, Польшей, Чехией, Венгрией, Швецией и другими странами и землями Европы.

Русские также торговали  с печенегами, половцами и другими  кочевыми народами.

 

 

1.3   Важнейшие торговые  пути

Древние славяне обычно строили  свои поселения по берегам рек. Вода была необходима для жизни и ведения  хозяйства. Водные пути играли выдающуюся роль и были главными или единственными  торговыми путями сообщения. Важнейшими торговыми путями Древней Руси были следующие.

1) Самым замечательным из них  был тот, который носил название  Великого водного пути, - путь  «из варяг в греки», начинавшийся  из Варяжского моря, по озеру  Нево, по рекам Волхов и Днепр  выходивший в Чёрное море, Балканскую  Болгарию и Византию (этим же  путём, войдя из Чёрного моря  в Дунай, можно было попасть  в Великую Моравию).

Параллельно ему существовал также  и Восточный водный путь -- через  Волгу и Каспий. Великий Волжский путь («путь из варяг в арабы»), шедший от города Ладога на Каспий и  далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье.

2) Из других Водных путей отметим  следующие:

- Киево-новгородский водный путь, совпадавший, начиная с оз. Ильменя,  с путем варяжским.

- Водный путь из Новгорода  на север и северо-восток:

а) заволочский: pp. Мета, Молога, Волга, Шексна, Порозовица, оз. Кубенское, Сухона и Северная Двина,

б) к реке Каме, пройдя весь заволочский  путь, шел по pp. Вычегде, Сев. Кельтме  и Южн. Кельтме.

в) к р. Печоре -- по тому же заволочскому пути, затем по pp. Вычегде, Сев. Мылье  и Южной Мылье.

г) С р. Камы на Печору ходили по pp. Вишере и Колье.

д) Водный путь новгородцев за Урал шел по pp. Печоре, Щугору, Иличу, Сосве, Оби; по pp. Печоре, Усе, Ельцу, Соби и  Оби.

- Водный путь, соединяющий Озерную  область с Белым морем -- от  города Онеги вверх по р.  Онеге до устья р. Кены, по  р. Кено, Кенозером, р. Почей  через Почозеро в рч. Волошу и в Волошозеро; оттуда 6-тиверстным волоком на р. Череву, по pp. Череве и Водле, оз. Онежским, р. Свирью, оз. Ладожским и р. Невою до Финского залива. Этот путь стал известен новгородцам, как видно из Уставной грамоты 1137 г., не позже начала XII в. Важное значение его для доставки грузов из Архангельска и Онеги сохранялось до начала нынешнего столетия.

- Водный путь из Новгорода  по pp. Волге и Оке: pp. Мста, Тверца, Волга, Шоша, Ломь, Руза, Москва и  Ока. Этот путь был одним  из главнейших, по которым шла колонизация из Новгорода в Поволожье; но были еще и другие, как-то:

а) из оз. Ильменя через речки  Полу и Явонь с переволоком  к оз. Селигеру; из него в р. Селижаровку  и ею в р. Волгу;

б) р. Волховом до оз. Нево, оттуда Свирью в оз. Онего, из него р. Вытегрой до Ковжи  и р. Ковжей в Белоозеро; из Белоозера  в Волгу Шексною.

- Водный путь между Псковом  и Новгородом: pp. Великая, Череха, волок, р. Уза и Шелонь.

- Моложский водный путь из  Озерной области к Волге шел,  как полагает Ходаковский, или  от озера Нево посредством  pp. Сяси и Боложи до Волока  Хотьславля (в нынешнем Тихвинском  уезде), или же от Волока Держковского  на Мсте к озеру Печенову  по pp. Люту, Шерегодру, Ситинце, оз. Ясином, волоком до оз. Межволочья, р. Песой, Чагодощей и Мологой.

- Владимирский водный путь из  Поволжья шел или через Переяславское  оз., или по р. Солме к верховьям  р. Нерли, впадающей в Клязьму  несколько ниже г. Владимира.

- Ростовский водный путь вел  по прав. притоку Нерли, Солме,  к верховьям р. Сарры, вливающейся  с юго-зап. в Ростовское озеро.

- Водные пути, соединяющие pp. Днепр  и Дон с Волгою:

а) путь из Азовского моря к р. Волге: р. Дон (до г. Саркела или Белой  вежи) и волок;

б) с Днепра на Дон: р. Самара, Волчья, волок, или р. Миус, или Кальмиус -- или Орель, Берестовая, Сев. Донец;

в) pp. Днепр, Вязьма, волок, Вазуза, Волга;

г) pp. Дон, Шать, Упа, Ока;

д) pp. Дон, Сосна, Зуша, Ока;

е) pp. Дон, Воронеж, Ряса, волок, Хупта, Рановая, Проня, Ока.

- Водные пути из Варяжского  моря к Пскову и Изборску: а)  по системе р. Пернавы к оз. Вирц, р. Эмбах, оз. Чудское, оз. Великое, р. Великая; б) р.  Нарова, оз. Чудское.

Плавание по рекам тогда было трудным и опасным. Древнерусским  судам - ладьям -- приходилось преодолевать и каменистые участки -- пороги, и  по сухопутным путям волоком добираться от одной реки до другой. Но русские купцы не боялись далеких путешествий и вели интенсивную торговлю. Вот почему уже к концу Х века новгородские гости - так тогда называли купцов из-за их мирных намерений, связанных только с желанием торговать, - освоили почти весь русский Север от берегов Финского залива до самого Урала.

Русские купцы вывозили в Западную Европу меха и кожи, «рыбьи зубы», так  тогда назывались моржовые клыки, а  также лен, сало и мед. Обратно  везли серебро и медь, стекло, различные изделия из золота, ткани  и оружие.

Особенно активно торговали  с Русью купцы из северных немецких городов, их называли варяжскими гостями, поскольку варягами русские люди называли каждого человека, который  приплыл к ним из-за моря.

Только с конца XVII века это название прочно связалось с теми, кто приезжал на Русь из Германии. Таким образом, удобные водные пути способствовали развитию торговых связей Руси с другими государствами Европы и Азии, ведь по рекам можно было добраться до Волги, а оттуда через Каспийское море и до Средней Азии.

3) Кроме того, существовал и сухопутный  путь, начинавшийся в Праге и  через Киев, выходивший на Волгу  и далее в Азию.

А также Западный путь -- вдоль Атлантического побережья Европы вплоть до портовых городов Италии в Средиземном  море, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками.

4) Одним из замечательных достижений  древних цивилизаций по праву  считается Великий Шелковый Путь. Разветвленные сети караванных  дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Тем самым были соединены в одно целое две великие дороги - одна, шедшая с Запада из стран Средиземноморья в Среднюю Азию и другая, ведущая с Востока, из Ханьской Империи в Среднюю Азию.

Великий Шелковый путь начинался в  Риме и через Средиземное море выходил к сирийскому городу Гирополю, а оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вел в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай. Среднеазиатский участок начинался в Арее (Герат). Отсюда дорога отклонялась на север и шла в Антиохию Маргианскую (Мерв), отсюда на юго-запад к Бактрии, а затем шла в двух направлениях - на север и восток.

Третья трасса Великого Шелкового  Пути - Степной Путь, проходил к северу от Средней Азии. Он начинался в городах Северного Причерноморья, далее - через крупный античный город Танаис, расположенный в низовьях Дона, пересекал южнорусские степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а затем через южный Казахстан выходил на Алтай и Восточный Туркестан, где соединялся с основной трассой Великого Шелкового Пути. Одно из ответвлений этой дороги от Северного Приаралья через Хорезм шло в Согдиану и далее на юг.

  

Глава 2. Торговля Древней Руси со странами Востока

2.1   Торговые связи  Древней Руси с Византией

"Восток" - столь же неопределенное  и относительное понятие, что  и "Запад". Каждый из восточных соседей Руси находился на разном культурном уровне, и каждый был наделен своими специфическими чертами.

В историко-экономической  литературе при характеристике внешнего рынка России XVI в. нередко обращается внимание почти исключительно на торговлю со странами Западной Европы и упускается из виду торговля с восточными странами (Турцией, Персией, Средней Азией и т. д.). Между тем торговые связи Москвы с Востоком в это столетие были очень широкие, а по мнению некоторых исследователей, играли даже «в общем внешнем товарообороте России первенствующую роль».В результате распада Римской империи в 395 г. образовалось новое государство — Византия (Восточная Римская империя), претендовавшая на мировое господство. Среди ее многонационального населения преобладали греки.

В Византийской империи закрепилась доктрина божественного  происхождения императора. Союзницей и опорой централизованного государства являлась христианская Церковь, распространившая свое влияние на смежные с империей народы. Значительное влияние христианская Церковь оказала также и на славян.

Наибольшего расцвета Византия достигла в период правления  императора Юстиниана (527—565). При нем окрепла экономика, активизировалась внешняя торговля, расширились торговые пути и активно осуществлялся захват территорий.

Византия оказала  существенное влияние на новгородско-киевские народы и народы южноевропейских регионов, с которыми поддерживались торговые связи. Развитие торговли способствовало установлению сложившихся порядков обмена и продажи товаров и введению пошлинных отношений.

freepapers.ru

Торговля в Древней Руси.

Количество просмотров публикации Торговля в Древней Руси. - 684

Важнейшие торговые артерии Древней Руси проходили по следующим маршрутам. Классический маршрут великого пути из варяг в греки проходил из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее по Ловати к волокам в днепровскую речную систему и по Днепру в Черное море к Константинополю и другим византийским городам.

При этом следует заметить, что до IX века путь из варяг в греки в основном проходил по другому маршруту. Начало его совпадает с классическим вариантом, приводимым в ʼʼПовести временных летʼʼ: из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее же из озера Ильмень суда шли по реке Поле и ее притоку реке Шеберихе до волоков в верховья Волги и озера Селигер. Размещено на реф.рфИли же по реке Свири в Онежское озеро и реку Вытегру, откуда, преодолев волок длиной около 8 км, суда попадали в реку Ковжу и далее через Белое озеро по Шексне выходили на Волгу. По Волге суда торговцев шли до устья Оки, свернув в Оку, двигались до ее истоков, после чего суда перетаскивались к верховьям Дона, по которому шли в Азовское море, а оттуда в Черное.

Великий Волжский путь проходил следующим образом – из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее вышеописанными маршрутами к волокам в волжскую речную систему и по Волге в Каспийское море. Вообще варианты путей с Балтики на Волгу довольно разнообразны, так один из самых коротких путей проходил из Ладоги вверх по реке Сяси, далее рекой Воложбой путешественники подходили к волокам к реке Чагоде, принадлежащей уже волжскому речному бассейну. Далее по рекам Чагодоще и Мологе они спускались в Волгу.

Помимо данных торговых путей, связывавших мусульманский восток, Византию, с одной стороны, и западно-европейские земли – с другой, существовали и иные торговые связи Древней Руси. На запад от Киева путь вел к Кракову, Праге и германскому городу Регенсбургу на Дунае. Главными поставщиками утвари в русские земли были Нижняя Лотарингия, Рейнская область, Вестфалия и Нижняя Саксония. Художественные металлические изделия шли на Русь с Нижнего Рейна; серебро, богемское стекло, мрамор – из Чехии; скакунов-иноходцев – из Венгрии. Из Руси в сосœедние страны поставлялись три основные группы товаров – меха, воск и мед. Также большую роль играла работорговля. Также из русских земель, правда, в значительно меньших объёмах вывозились лен и льняные ткани, украшения и ювелирные изделия, икра, моржовая кость, литейная продукция, кожи.

Разумеется наиболее важная роль принадлежала русско-византийской торговле. Торговля Руси и Византии носила государственный характер. Размещено на реф.рфНа рынках Константинополя реализовалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попыт­ки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к воен­ным столкновениям. Особенностью русско-византийских отношений было и то, что торговля осуществлялась в основном славянами, сведений о пребывании греков по своим делам на Руси нет.

Оценивая роль торговли в Древней Руси, следует указать на следующую ее особенность, характерную для традиционного общества в целом. В условиях господства натурального хозяйства основными предметами торговли становились, как правило, предметы престижного потребления, очень значительная часть населœения, сосредоточенная в селах (в условиях редконаселœенности русских земель, часто удаленных и изолированных) была выключена из товарно-денежных отношений. Соответственно, в таких условиях торговля имела для жизни общества не столько хозяйственное, сколько социальное значение, захватывая сравнительно небольшую, но социально-политически значимую прослойку общества.

Внешняя торговля была тесно связано со сложившейся в древнерусском государстве системой данничества. Дань взималась деньгами (бель и щеляги – серебряные монеты или гривны – серебряные слитки), а также мехами пушных зверей. Очевидно, также, что небольшую ее часть составлял скот и продуты питания. Практически вся внешняя торговля сводилась к, во-первых, вывозу дани (ᴛ.ᴇ. русский экспорт оказывался тождественным собираемой и вывозимой дани), а, во-вторых, находилась в исключительном ведении киевского князя, его приближенных и небольшой части горожан. При такой системе именно дружинный коллектив оказывался главным участником внешней торговли. Это соответствовало и сложившейся торговой практике раннего европейского средневековья, когда в силу постоянной политической нестабильности, по преимуществу только военные дружины могли обеспечить безопасную перевозку товаров. Именно они и составляли первоначально слой профессионального купечества. Вольные дружины (в первую очередь из варягов) в течение одной экспедиции нередко выступали попеременно в качестве грабителœей, торговцев и воинов-наемников. Эти дружины на Руси получили наименование гостей, впоследствии термин гость стал обозначать купца-оптовика ездившего торговать на сторону.

Наряду с внешней торговлей активно развивалась торговля внутренняя. Населœение крупных городов преимущественно состояло из мелких торговцев и ремесленников. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 различных ремесел. Важнейшими среди них были столярничество, кузнечество, скорнячество, гончарство. Было развито желœезоделательное, металлургическое, ювелирное и керамическое производство. Уже в те времена кузнецы владели ʼʼковкой злата и серебраʼʼ, сваркой желœеза и стали, калкой металла, инкрустацией цветных металлов. Ремесленники изготовляли: рала, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, кольчуги, замки, ключ, браслеты и перстни из золота и серебра. Ремесленничество развивалось, как в структуре хозяйства князя и феодала, так и на свободной посадской основе. С возникновением городов развиваются две формы ремесел – городское и деревенское. Основная часть ремесленников сосредотачивается в городах, где концентрировалась и преобладающая часть торговли. Города оказали большое влияние на развитие ремесла; в свою очередь выделœение ремесла в немалой степени способствовало превращению некоторых посœелœений в города. Развитие городов как ремесленного и торгового центра есть, прежде всœего, показатель роста внутреннего рынка. Период Киевской Руси - ϶ᴛᴏ время сравнительно интенсивного развития ремесла. Ремесленники представляли собой уже особую группу населœения. Городское ремесло на протяжении IX – XI веков было весьма развито. Можно отметить следующие профессии ремесленников этого периода: кузнецы и оружейники, ювелиры, литейщики, ковали, копьевщики, плотники, столяры, резчики по кости, чеканщики, ткачи, гончары и др. Размещено на реф.рфО росте ремесленного производства в IX – XI веках свидетельствует увеличение числа городов. В случае если в IX – X веках было известно лишь 26 городов, то в 11 веке – 62 города. Продукция ремесленников находила сбыт не только внутри страны, но и за ее пределами.

Лекция 3.

План

1.Зарождение таможенного дела и таможенной политики.

Исторические источники свидетельствуют о том, что, уже начиная с X века сбыт товаров сопровождался, сбором таможенных пошлин. Так в договоре Олега с византийцами встречается слово ʼʼмытʼʼ, из чего видно, что древним русским был уже тогда известен сбор. Размещено на реф.рфПоявляется таможенная терминология: мыт – проезжая пошлина, пошлина за аренду торговых площадей, за покровительство торговым людям и т. д., мытнина (мытница) – место взимания мыта͵ мытник (мытчик) – сборщик пошлин. Вместе с тем, существовали еще весче, торговое. Существование остальных пошлин в домонгольский период остается спорным. Русская Правда регламентировала сбор таможенных пошлин. Согласно ей мыто полагалось уплачивать с каждой сделки купли-продажи, совершаемой на городском рынке. Мытник наделялся полномочиями законного свидетеля в случаях спора по поводу сделок купли-продажи. Следует сказать, что таможенное дело в Киевской Руси первоначально осуществлялось от случая к случаю, эпизодически, являя собой дополнительный, побочный результат внешней и внутренней политики государства. Его отличал преимущественно частноправовой характер.

К начальному периоду существования древнерусской государственности относятся и первые шаги в осуществлении таможенной политики, выразившейся в отстаивании интересов русского купечества перед лицом наиважнейшего торгового партнера Древней Руси – Византии. Уже один из первых успешных походов руси на Константинополь (860 ᴦ.), по свидетельству константинопольского патриарха Фотия, был предпринят с целью отмщения за обиду русским купцам. Результатом стало восстановление торговых отношений греков и Руси. Следующий походы 907 ᴦ. и 911 ᴦ. увенчались договором Олега с византийскими императорами. Согласно им греки выплачивали контрибуцию, освобождали русских купцов от уплаты мыта (до 10 % от цены привозного товара), брали на себя содержание каждого русского купца в течение полугода (общее число купцов не должно было превышать 50 человек) и т.д. Для их проживания было выделœено определœенное место в предместье го­рода, торговля была по преимуществу меновой.

Неудачные походы Игоря привели к заключению нового договора 944 ᴦ. Многие положения прежних договоров сохранялись. Так русские гости по-прежнему находились на полном содержании византийского правительства и получали ʼʼмесячинуʼʼ - хлеб, вино, рыбу, мясо, фрукты. Вместе с тем, они также могли бесплатно пользоваться банями и требовать на обратный путь якорей, канатов, парусов и другого корабельного снаряжения.

Вместе с тем по договору 945 года русским запрещалось зимовать не только в Царьграде, но также и в устье Днепра. Οʜᴎ были стеснены в приобретении ценных парчовых материй, производимых в императорских мастерских – каждый мог вывезти их не более, чем на 50 золотых. Русские послы и купцы должны были предъявлять в Византии доказательства своего официального положения: первые – золотые печати, вторые – серебряные. Только при этом условии византийское правительство брало на себя ответственность за их жизнь. Вместе с тем, договором не обусловливалось право русских купцов вести в Византии беспошлинный торᴦ. Русские купцы теряли право зимовки в Царьграде и устье Днепра, ограничивались в вывозе паволок – дорогих тканей, также требовались княжеские грамоты, подтверждающие официальное положение купца с указанием числа отправленных в Византию судов.

Русско-византийский договор 971ᴦ. был заключен Святославом в осажденном Доростоле по результатам военной кампании против Византии и его текст сохранился в наших летописях в неполном виде, перечисляя лишь обязательства русской стороны. Более полный текст договора приводит придворный византийский историк Лев Диакон. По его свидетельству, Святослав предложил византийцам мир на следующих условиях: русы освобождают Доростол и пленных, уходят из Мизии (Болгарии), взамен византийцы не препятствуют отплытию руссов, снабжают продовольствием и продолжают считать своими друзьями прибывших в Византию по торговым делам, как было установлено прежде

Русско-византийский договор 1043 ᴦ. был заключен в результате похода 1043 ᴦ. Мы не знаем точно, затрагивал ли договор непосредственно вопросы торгово-таможенного регулирования; вероятно, эти вопросы были оставлены без изменений, так как стороны стремились к сохранению и развитию сложившихся торговых и политических отношений. Более того, связи были насколько крепкими, что во время событий 1069 ᴦ. в Киеве русские купцы, торговавшие с Византией, даже пригрозили князьям уходом в ʼʼГреческую землюʼʼ.

Отношения с другими сосœедями Древней Руси носили следующий характер. Размещено на реф.рфГоворя об отношениях Руси с Хазарским каганатом арабский географ Ибн-Хаукаля (976-977ᴦ.ᴦ.) в своей ʼʼКниге путей и государствʼʼ указывает: ʼʼСклад для торговли Руси – всœегда Хазаран. Здесь товары, привозимые ими, облагаются десятинной податью, (взимаемой хазарами)ʼʼ. О включенности Руси в систему торгово-таможенных связей может свидетельствовать наличие особого района или улицы в раннесредневековом Киеве – ʼʼКозареʼʼ (ᴛ.ᴇ. ʼʼХазарыʼʼ), а также наличие рядом с ним района или улицы под названием ʼʼПасынча беседаʼʼ. Одна из возможных этимологий данного названия выводится от тюркского ʼʼbas-incʼʼ - ʼʼсборщик налоговʼʼ, и, таким образом, название ʼʼПасынча беседаʼʼ может означать ʼʼрезиденция сборщика налогов или таможенного чиновникаʼʼ. Ареал распространения дирхемов, имевших хождение в Хазарии, в 883-900ᴦ.ᴦ. доходит до восточной границы Русской земли, ᴛ.ᴇ. северяне находились в сфере влияния Хазарии. После 900ᴦ. дирхемы появляются в кладах Русской земли, что указывает на включение ее в экономическую систему Хазарии. Ко времени образования древнерусского государства Хазария уже утратила былое могущество, но пошлины, шедшие в ее казну от русской транзитной торговли с Кавказом и Багдадским Халифатом, в немалой степени способствовали ее обогащению, являясь одной из составляющих экономической базы каганата.

Итак, указанные выше известия восточных авторов говорят о том, что и в Хазарии, и в Византии в IX - Х в.в. русские купцы облагались торговой пошлиной по единой ставке – 10% (от стоимости товаров). Приведенные сообщения позволяют сделать вывод о том, что в вышеперечисленных государствах сложилась единообразная практика применения такого инструмента таможенно-торгового регулирования, как взимание таможенной пошлины, с применением единой ставки таможенных платежей.

Несколько по-другому сложилась практика применения мер торгово-таможенного регулирования в Европе. Так, мытный устав ᴦ. Раффельштеттена, составленный в 903-906ᴦ.ᴦ. на совещании при маркграфе Восточной марки Арибо (876-906ᴦ.ᴦ.), свидетельствует о русской торговле времени Олега на Верхнем Дунае. В уставе, отражающем отношения, сложившиеся к IX в., содержится следующее постановление, регламентирующее сбор пошлин: ʼʼЧто касается славян, которые приходят из Ругов (ᴛ.ᴇ. из Руси) или из Богемов ради торговли, то они могут торговать везде подле дунайского берега, а также везде в Ретелœе (Ретель впадает в Дунай у Линца) и Ридмархе, но обязаны платить пошлину; если они привозят воск, то платят с одного вьюка 2 меры воска, ценностью каждая в один скоти, с ноши одного человека – одну меру той же цены. В случае если они привозят рабов или лошадей, то платят с одной рабыни по тремиссе (треть золотого солида, равна 2 денариям), с одного жеребца – столько же; с каждого раба – по сайге (четверть тремиссы) и столько же – с каждой кобылицыʼʼ. Данную информацию крайне сложно проанализировать в связи с отсутствием данных: не известны критерии определœения ʼʼноши одного человекаʼʼ, ʼʼвьюкаʼʼ и т.д., а вес денежной единицы и соотношение с иными денежными единицами и, соответственно, реальная покупательная способность даже в рамках одной монетной системы варьировались. Вместе с тем, цены на одни и те же товары в Европе, Византии и на Востоке существенно различались. Во всяком случае, мы видим, что в данном случае разные категории товаров облагались таможенными пошлинами по разным ставкам, ᴛ.ᴇ. дифференцированно.

Тема 3. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РУСИ В ʼʼУДЕЛЬНОЕ ВРЕМЯʼʼ (XIII – XV вв.)

referatwork.ru