§ 6. РАСЦВЕТ РУСИ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ. Расцвет древней руси


Средневековые цивилизации Запада и Востока

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Как внутренняя, так и внешняя политика князя Владимира существенно отличалась от политики его предшественников. Основные его усилия направлены на консолидацию территории и укрепление властных структур Древнерусского государства. Он решительно уничтожает последних независимых скандинавских правителей в Полоцке, присоединяет новые регионы на западе (Перемышль, Червенские города, Среднее Побужье), усмиряет восставших радимичей и вятичей, создает систему оборонительных линий вдоль южных рубежей Руси, страдавших от нападений печенегов. Впервые в его деятельности важное место занимает формирование общерусской государственной идеологии. Видимо, в его правление формируется династическая легенда о происхождении княжеского рода от Рюрика — первого «легитимного», пришедшего к власти по договору, правителя в одной из важнейших областей Руси. Идеологической консолидации государства служит и попытка укрепить позиции язычества: по рассказу летописцев конца XI–XII в. (его достоверность подвергается сомнению), Владимир учреждает языческий пантеон в Киеве, объединивший богов балто-славянского (Перун — глава пантеона), славянского (Велес, Мокошь, Даждьбог) и иранского (Хоре, Симаргл) происхождения. Следующим шагом в этом направлении, имевшим непреходящее значение для дальнейшего развития Руси, стало принятие Владимиром христианства как официальной государственной религии. Это событие отразилось в ряде преданий, включенных как в летопись, так и в жития св. Владимира.

Летописное «Сказание о выборе вер» повествует о приходе к Владимиру представителей четырех вероисповеданий: мусульманина из Волжской Булгарин, иудея из Хазарии, христианина-«немца» из Рима и христианина, «присланного от грек». Выслушав рассказы каждого о своей религии (в «Речи философа»-грека кратко изложена библейская история и основы христианской догматики), Владимир вместе с боярами выбирает восточное христианство. Этот выбор был обусловлен всей предшествующей историей Руси с ее ориентацией на Византию и южных славян, с которыми она находилась в тесных политических, экономических и культурных связях. Истории собственно крещения Владимира посвящена «Корсунская легенда»: Владимир захватил византийский город Корсунь в Крыму (античный Херсонес, в черте совр. Севастополя) и потребовал от императоров-соправителей отдать ему в жены их сестру Анну. По настоянию византийской стороны, Владимир в 988 или 989 г. принимает крещение в Корсуни и затем женится на Анне. Вернувшись в Киев, Владимир разрушает языческое святилище, на месте которого воздвигает христианский храм («Десятинную» церковь Богородицы) и заставляет под угрозой силы киевлян принять новую веру, а в Новгород отправляет своего дядю Добрыню для крещения новгородцев («огнем»).

Принятие Владимиром христианства проходило в исключительно благоприятных для Руси обстоятельствах: византийский император Василий II Болгаробойца остро нуждался в военной помощи для подавления внутреннего мятежа и в нарушение строжайших византийских традиций согласился отдать замуж за «варвара» багрянородную принцессу, что заставило византийские власти максимально ускорить организацию русской церкви: почти сразу была учреждена митрополия в Киеве с подчиненными ей епархиями в Новгороде, Белгороде, Полоцке и Чернигове; к концу XI в. уже насчитывалось девять епархий. Однако христианство далеко не сразу распространилось на Руси: на протяжении первого столетия оно постепенно охватывало лишь верхушку общества и горожан. Лишь к концу XIII в. оно укоренилось в сельской местности.

Принятие христианства сыграло важнейшую роль в консолидации государства: оно конфессионально объединило разноэтничные народы, вошедшие в состав Древней Руси, идеологически легитимизировало княжескую власть Рюриковичей и поддерживала ее своим авторитетом. Не меньшее значение христианизация имела и во внешнеполитическом плане: Русь вошла в семью христианских народов Европы, стала полноправным партнером в системе европейских политических связей, обрела доступ к сокровищнице европейской культуры.

Внутриполитическая стабильность, которой стремился достичь Владимир, разместив в крупнейших городах своих многочисленных сыновей в качестве посадников, была нарушена после его смерти 15 июля 1015 г. Согласно летописному рассказу, Святополк, «сын двух отцов» (беременная вдова Ярополка Святославича, убитого по приказу Владимира, была взята им в жены) и главный претендент на киевский стол, устранил своих младших братьев Бориса, Глеба и Святослава, первому из которых Владимир, видимо, намеревался передать власть. Сидевший в Новгороде Ярослав, сын Владимира и полоцкой княжны Рогнеды, узнав об убийстве братьев, выступил против Святополка и после битвы у Любеча (1016 г.) вынудил его бежать. Однако в 1018 г. при поддержке своего тестя, польского короля Болеслава I Храброго

Святополк захватил Киев, а Ярослав вернулся в Новгород, где собрал новое войско, подкрепленное отрядом варягов, присланных из дружественной ему Швеции. В битве на р. Альта (1019 г.) Святополк потерпел сокрушительное поражение и бежал (обстоятельства его смерти неизвестны). В Киеве вокняжил Ярослав.

Начало его правления не отличалось спокойствием: в 1023 г. с претензией на киевский стол выступил княживший в Тмуторокани его брат Мстислав Владимирович (ум. 1036 г.). Ярослав в это время находился в Новгороде, но киевляне отказались впустить Мстислава в Киев, и он сел в Чернигове. Попытка Ярослава изгнать Мстислава в следующем году окончилась неудачей: он потерпел поражение в битве возле Листвена в Черниговской земле и бежал обратно в Новгород. Лишь в 1026 г. по предложению Мстислава был заключен мир, по которому Южная Русь была разделена: Киев с Правобережьем остался за Ярославом, Чернигов с Левобережьем — за Мстиславом. Смерть Мстислава в 1036 г. оставила Ярослава Владимировича единственным правителем Руси.

Княжение Ярослава Владимировича Мудрого (ум. 1054) — эпоха завершения процессов становления Древнерусского государства. В это время происходят кардинальные изменения практически во всех областях общественной жизни Руси. На смену дружинной форме управления государством, еще сохранявшейся при Владимире, приходят властные институты со специализированными функциями. Силовые методы борьбы за власть уступают место договорным разделам княжений, которые в последующем станут предметом соглашений на княжеских съездах. Происходит первая запись правовых норм — в 1015 г. Ярослав дает новгородцам «Правду Русскую» («Правду Ярослава»). Первый русский судебник был предназначен для ограниченного круга субъектов права — свободного городского населения, но уже через полвека он дополняется нормами, охраняющими княжеское хозяйство («Правда Ярославичей»).

В эпоху Ярослава создается государственная идеология: устанавливается общерусское прославление свв. Бориса и Глеба как небесных покровителей династии Рюриковичей и всей Руси, возникает концепция богоданности княжеской власти. Укрепляется материальное обеспечение церкви (десятина с княжеских доходов была установлена еще Владимиром): Ярослав предоставил церкви право взимания штрафов по делам, подпадавшим под церковную юрисдикцию. В своем церковном уставе Ярослав впервые законодательно разграничил сферы светского (княжого) и церковного права, передавая церковному суду юрисдикцию по вопросам семьи и брака, преступлений против нравственности, проявлений язычества и прочего; ей также подлежали духовенство и «церковные люди» (миряне, служившие в церкви, сироты и вдовы и т. п.). Ярослав делает первую попытку ослабить зависимость древнерусской церкви, подчиненной Константинопольскому патриархату, от Византии. В 1051 г. киевским митрополитом впервые стал русский священнослужитель Иларион, поставление которого состоялось, вопреки церковным нормам, не в Константинополе, а на соборе русских епископов. Написанное им незадолго до этого «Слово о Законе и Благодати» обосновывает права Руси на равенство среди других христианских народов. Возникают и получают княжескую поддержку монастыри, прежде всего Киево-Печерский, основанный, по преданию, Антонием и занявший главенствующее положение в культурной жизни Руси во второй половине XI в. В нем и в других монастырях осуществляются переводы византийских сочинений, как богословских, так и исторических, на древнерусский язык, закладываются основы летописания, создаются первые литературные произведения.

При Ярославе проводится масштабная перестройка Киева по константинопольскому столичному образцу с храмом ев. Софии, Золотыми воротами и пр. В Киеве, как и в других крупнейших центрах государства, строятся новые оборонительные сооружения, возводятся соборы и церкви, в первую очередь кафедральные Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.

Чрезвычайно расширяется круг международных контактов Руси: более или менее прочные отношения связывают молодое государство и со старыми, традиционными партнерами: Византией, Швецией и (после периода военного противостояния) с Польшей, а также с новыми партнерами — Данией, Норвегией, Германией, Францией и Венгрией. Радикально меняется характер и направление внешней политики Руси. Многочисленные, но личностные, не объединенные едиными целями контакты с Византией, Болгарией и Скандинавскими странами перерастают в систему межгосударственных отношений, в которых доминанта переносится с Византии на Запад и Север. Переориентация внешней политики диктовалась обстановкой начального периода правления Ярослава: необходимостью обеспечить себе союзников в борьбе со Святополком и поддерживающей его Польшей. Германия и Дания выступали естественными противниками Польши, Швеция была связана с Ярославом как издавна сложившейся традицией, так и новыми родственными узами — в 1019 г. Ярослав женится на дочери шведского конунга Ингигерде (в крещении Ирине). Разнообразнее становятся формы теперь уже межгосударственных отношений. Военно-политические и торговые контакты осуществляются через обмен посольствами, подвергаются регламентации и становятся предметом договоров (древнейший из известных нам, хотя его текст и не сохранился, с Норвегией 1024–1027 гг.), заключаются многочисленные династические браки: к концу своего правления Ярослав оказывается в родственных отношениях с правителями Швеции, Византии, Польши, Франции, Дании, Венгрии и Норвегии. Имя Ярослава становится широко известно в Европе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Расцвет Древней Руси - История России

з 4. Расцвет Древней Руси

Вскоре после принятия христианства Владимир Святославич ввел новую систему управления Древнерусским государством. Владимир посадил своих сыновей наместниками в Новгород, Полоцк. Туров и Ростов. Сам князь остался в Киеве. Наместники управляли княжествами и собирали дань, значительную часть которой отправляли в Киев.

Княжения занимались сыновьями Владимира в порядке старшинства. Самым почетным и важным - после Киевского - было Новгородское княжение. Его занимал старший из братьев. Младший брат княжил в наименее важном и значимом княжестве. Если старший брат умирал, его место занимал следующий по старшинству князь, а все остальные переходили на освободившиеся более почетные княжения. Они как бы поднимались на одну ступеньку по лестнице (такую систему распределения княжений принято называть лестничной). Нарушение ее было возможно в случае смерти одного из младших княжичей. Ему наследовали собственные сыновья и внуки. При этом княжение, которое он занимал, выпадало из общей системы распределения княжеских престолов. Так произошло после смерти второго по старшинству Владимировича - Изяслава. В итоге Полоцкое княжество закрепилось за потомками Изяслава и по сути первым вышло из состава Древнерусского государства.

В 981 г. Владимир отвоевал у Польши Червенские города (Перемышль и др.), затем покорил вятичей, ятвягов и радимичей. Удачно складывалась борьба киевского князя с печенегами. Цепь укрепленных пунктов на реках Десна, Осетр, Трубеж, Сула позволила отодвинуть границу на юг и юго-запад.

"Лествичная система" действовала только при жизни главы правящей династии - князя Киевского. Еще в 1014 г. княживший в Новгороде Ярослав Владимирович прекратил выплату в Киев положенной части новгородской дани. В ответ Владимир решил наказать непокорного сына. Но подготовку к походу на Новгород прервала смерть киевского князя в 1015 г. Между сыновьями Владимира началась кровопролитная борьба за власть. В ней победил Ярослав, занявший в 1019 г. киевский престол. Ему не удалось осилить лишь Мстислава Тмутараканского. В результате Русская земля была поделена между братьями по Днепру. Однако после смерти Мстислава Ярослав вновь объединил всю державу.

С именем Ярослава, вошедшего в историю под прозвищем Мудрый, связывают дальнейший расцвет Древней Руси. Князь решительно пресекал все распри, стремясь упрочить новые отвечающие интересам государства порядки, творил суд и издавал законы. Летописцы не случайно назвали его "самовластием" - Ярослав воспринимался современниками уже не как первый среди князей, а как государь, самовластный правитель.

Особенно покровительствовал Ярослав церкви. При нем Киев превратился в один из крупнейших европейских городов. С появлением в городе храма св. Софии, Золотых ворот, монастырей святых Георгия и Ирины столица Древнерусской державы в основных чертах повторила святые места Константинополя. Тем самым бросался вызов могущественной Византийской империи; Киев осмеливался претендовать на роль центра христианского мира, вместо утративших эту функцию "ветхого" Иерусалима и даже Константинополя.

Мысль о переходе центра мира на Русь, которая ответственна за судьбы всех православных христиан, надолго стала идеей, сплачивавшей древнерусские земли. Она объясняла необходимость и цель существования Древнерусского государства. С этой идеей в дальнейшем будут сверять свои действия древнерусские правители и их подданные.

С именем Ярослава связан первый писаный закон Древнерусского государства - "Русская правда". Древнейшая часть ее, так называемая "Правда Ярослава", регламентировала имущественные отношения и отношения внутри княжеской дружины. Законодательство Ярослава формировало представления о значимости княжеского права, идущего на смену обычному праву, в том числе и таких его архаичных проявлений, как институт кровной мести. "Правда Ярослава" еще не отменяет, а лишь ограничивает кровную месть. Но разветвленная система штрафов уже лишает дальних родственников права мстить виновным за погибшего сородича, нанося тем самым невосполнимый удар по родоплеменным представлениям.

Стремясь предотвратить усобицу между своими сыновьями, Ярослав перед смертью (1054 г.) разделил между ними русские земли. Князья заняли престолы согласно старшинству. Старший, Изяслав, стал князем Киевским и Новгородским. Святослав был посажен в Чернигов, Всеволод - в Переяславль, Игорь - во Владимир, Вячеслав - в Смоленск. Ярослав завещал сыновьям жить в мире, "не преступать предела брата". Все должны были подчиняться киевскому князю и почитать его как отца. Тот, в свою очередь, должен был защищать братьев как старший князь. Сохраняя первенство Киева, новая система призвана была предотвратить возникновение конфликтов между князьями. Однако дальнейшие события показали, что внесенные изменения не принесли стабильности.

В новых условиях возросла роль общин главных городов. Последние обязывали князей править и судить "по ряду" - договору. В случае его нарушения вече могло изгнать неугодного князя и призвать нового. Так случилось в 1068 г., когда жители Киева отказали не сумевшему защитить их князю Изяславу. Вече санкционировало возведение на престол полоцкого князя Всеслава. Позже Изяслав с помощью поляков вернул свое княжение.

Старшие Ярославичи продолжили законотворческую деятельность отца. "Правда Ярославичей" - это новый закон, который прежде всего защищал княжескую собственность. Устанавливались штрафы за кражу хлеба, скота, сена, дров, лодок, за вторжение в охотничьи угодья и за иные имущественные преступления. Убийство княжеского тиуна каралось по новому закону или смертью, или огромным штрафом, разорявшим сразу всю деревню. "Правда Ярославичей" вошла в состав "Русской правды", отразив более зрелую стадию общественных отношений.

Развернувшаяся ожесточенная борьба уже почти не прекращалась, втягивая в водоворот новое поколение князей - внуков Ярослава. Князья все чаще прибегали к помощи половцев, которые обосновались после разгрома печенегов в южнорусских степях. Половецкие ханы выступали не только союзниками русских князей в их усобицах, но и сами совершали самостоятельные набеги, разоряя русскую землю.

Князья осознали губительные последствия распрей: "Зачем губим русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают..." Масштабы разорения заставили русских правителей заняться поисками мирного решения вопросов о власти. Князья начали собираться на снемы (съезды). В 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки Ярослава установили новый принцип взаимоотношений между князьями. Теперь каждый князь должен был управлять только своей "отчиной". Тем самым отменялся прежний принцип занятия престолов, основанный на представлении, что все члены великокняжеской семьи являются совместными владельцами Русской земли. Отныне старый порядок сохранялся только в пределах отдельных княжений. Старшинство больше не играю решающей роли и на смену "лествич-ной" системе пришло наследственное династическое правление. Русские земли были окончательно распределены между отдельными ветвями потомков Ярославичей. "Старший", киевский, князь перестал нести ответственность за соблюдение порядка в стране. Против нарушителя договора с этого времени должны были выступать все князья, присутствовавшие на съезде.

Новый порядок управления не принес спокойствия на Русскую землю. Княжеские усобицы сопровождались разорением сел и городов, захватом пленных, поборами. Южные города и поселения страдали от постоянных набегов половцев. Даже походы против кочевников тяжким бременем ложились на плечи простых людей. В 1113 г. в Киеве внезапно умер князь Святополк. Сразу же разгорелась борьба за столичный престол между князьями, среди которых был и Владимир Мономах, и сыновьями покойного Святополка. Каждый из претендентов на престол пытался найти поддержку у горожан. В городе начался бунт. Восставшие разгромили дворы тысяцкого Путяты, ростовщиков, купцов, осадили даже княжеские палаты. Должники перестали отдавать долги и выплачивать проценты, холопы вышли из повиновения своим господам. По призыву митрополита Никифора, которого поддержали жители города, на киевский престол был приглашен Владимир Мономах, княживший в своей "отчине" в Переяславле. Беспорядки в Киеве прекратились.

Владимир Мономах осознал необходимость в уступках, призванных снизить накат социальных противоречий. Новый закон - "Устав Владимира Всеволодовича" - заметно облегчат положение простых людей: был снижен ростовщический процент, который брали заимодавцы с должников-закупов. Закупы получили право уходить с господского двора на заработки. За несправедливое наказание закупа господин обязывался платить штраф, еще больший штраф взимался за самовольное обращение закупа в полного холопа. Устав Владимира Мономаха вошел в состав "Русской правды".

Владимиру Мономаху удаюсь организовать несколько совместных походов русских князей на половцев. Особенно удачным оказался поход 1111 г. Вместе с союзниками-князьями Мономах вторгся далеко в глубь степей. В решающем сражении на р. Сольнице (приток Дона) орда хана Шарукана была разбита наголову. Остатки побежденных отступили от русских границ.

Борьба с общим врагом сплотила князей вокруг Владимира Мономаха. Авторитет и могущество его стати столь высоки, что утверждение Мономаха на киевском престоле было признано другими князьями. Новому великому князю Киевскому удаюсь на время приостановить распад Древнерусского государства: в Новгород, Смоленск, Ростов и Суздаль Владимир Мономах посадил своих сыновей, беспрекословно признающих власть отца. Опасались противиться воле Мономаха и другие князья-родственники.

После смерти Мономаха в 1125 г. его сыну Мстиславу Великому еще удавалось удерживать князей в повиновении. Это был энергичный князь, достойный преемник отца, который, по словам летописца, "много пота утер за Землю Русскую". С его смертью в 1132 г. период единовластия закончился. Древняя Русь стала рассыпаться на самостоятельные уделы.

geum.ru

Расцвет Древней Руси. Хронология российской истории. Россия и мир

Расцвет Древней Руси

1019–1054 Правление Ярослава Мудрого

Борьба Ярослава со Святополком продолжалась несколько лет, причем Святополк пользовался помощью своего тестя – польского короля Болеслава Храброго, который был сам не прочь захватить Киев. Лишь в 1019 г. Ярослав разбил Святополка в битве при Альте. Прямо на месте битвы Святополка (вероятно, от страшного нервного потрясения) разбил паралич, и вскоре он умер, и из могилы его, с удовлетворением отмечал беспощадный к Святополку летописец, «исходит смрад ужасен». Но едва Ярослав, как сказано в летописи, «утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик», как войной на него пошел другой его брат – Мстислав Удалой из Тмутаракани. В отличие от хромого и тщедушного Ярослава, Мстислав славился силой, был «могуч телом, красив лицом, с большими глазами, храбр на ратях». Ярослав вновь бежал в Новгород и опять, как в прежние годы, стал набирать в Скандинавии дружину. Впрочем, победив Ярослава, Мстислав не сел на киевский престол, а предложил Ярославу разделить владения: земли по левому берегу Днепра оставить ему, Мстиславу, а правобережье отдать Ярославу. Ярослав согласился. Так на Руси появилось два правителя – Ярослав и Мстислав Владимировичи, и наступил наконец мир. В летописи появилась редчайшая в неспокойной русской истории запись: «В год 6537 (1029 г. – Е. А.) мирно было». Двоевластие сохранялось десять лет. Когда в 1036 г. Мстислав умер, Ярослав стал править уже всей Русью. Ярослав известен в истории как книжник. Недаром его назвали «Мудрым», т. е. ученым, умным, образованным. Этот болезненный, хромой от рождения человек любил и собирал книги, которые для него монахи переводили с греческого на славянский язык и переписывали в особой мастерской. Летописец с уважением писал о нем как о правителе, который читал книги «часто и ночью, и днем». При нем Русь впервые вышла на международную арену. Русь Ярослава с Европой связывали не только торговые, культурные отношения, но и родственные узы правителей. Сам Ярослав женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа, своего сына Всеволода он женил на Марии – дочери византийского императора Константина Мономаха, сына Изяслава – на Гертруде, дочери польского короля, сын Святослав стал мужем Оды – дочери германского графа. Три дочери Ярослава вышли замуж за европейских монархов. Елизавета была выдана за короля Норвегии и Дании, Анастасия – за венгерского герцога Андрея, который с помощью Ярослава занял королевский престол, а после гибели мужа правила Венгрией. Больше других известна Анна Ярославна, ставшая французской королевой в 1051 г., выйдя замуж за Генриха I. После смерти мужа в 1060 г. она стала регентшей Франции при семилетнем сыне Филиппе I.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

1.1.6. Ярослав Мудрый и расцвет Древней Руси. Российская история в лицах

1.1.6. Ярослав Мудрый и расцвет Древней Руси

За весь дореволюционный период во главе страны стояли 75 человек. От Ленина до Горбачева было еще 7 вождей. А затем еще и 2 президента. И только один правитель вошел в отечественную историю как Мудрый. Почему же интеллектуальные качества только Ярослава Владимировича вызвали столь уникальную для российских правителей характеристику современников?

Ярослав родился около 978 г. и умер в 1054-м, прожив 76 лет. Его матерью была полоцкая княжна Рогнеда, захваченная Владимиром при разгроме Полоцка. Ярослав княжил в Новгороде, ежегодно собирал дань в размере 3 тысяч гривен, из которых две трети отсылал в Киев отцу – великому князю Владимиру. Ярослав отказался платить дань и нанял отряды варягов для борьбы с отцом. Но Владимир I умер, а Ярослав в результате борьбы с братьями Святополком и Мстиславом стал «самовластцем», как его называет летописец, Русской земли.

Ярослав Мудрый.

Эта борьба потребовала немалых усилий. Великокняжеским столом сначала завладел старший в роду Святополк. Он опасался, что киевляне пригласят популярного в народе сына Владимира I Бориса и, желая сделаться единодержавным правителем всей Руси, умертвил своих трех братьев (Бориса, Глеба и Святослава). Такая же опасность грозила и Ярославу. Он, собрав 40 тысяч новгородцев и несколько тысяч варяжских наемников, двинулся против Святополка, на стороне которого были печенеги. В упорном сражении Ярослав под г. Любечем разбил Святополка, после чего вступил в Киев и занял великокняжеский стол (1016). Ярослав щедро наградил новгородцев и отпустил их домой.

Бежавший Святополк возвратился с полками своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, который обрадовался случаю вызвать смуту на Руси и ослабить ее. Вместе с поляками пришли дружины немцев, венгров и печенегов. Сам польский король шел во главе всех этих объединенных войск. Ярослав был разбит на берегах Буга и бежал в Новгород. Болеслав отдал Киев Святополку (1017), но сам вскоре ушел из Киева, узнав о новых приготовлениях Ярослава, поскольку потерял много своих воинов-поляков, убитых киевлянами за насилия. Ярослав, опять с помощью новгородцев, с новым большим войском второй раз разбил наголову Святополка и его союзников-печенегов на р. Альте (1019). Эта победа состоялась на том месте, где был подло и зверски убит князь Борис. Святополк бежал в Польшу и по дороге умер. Ярослав в 1019 г. стал великим князем Киевским. Только теперь, по смерти Святополка Окаянного, Ярослав прочно утвердился в Киеве. По выражению летописца, Ярослав «утер пота со своею дружиной».

Но за спокойную жизнь Ярославу еще предстояло побороться. В 1021 г. племянник Ярослава, князь Брячислав Изяславич Полоцкий, объявил притязания на часть новгородских земель. Получив отказ, он напал на Новгород, взял и разграбил его. Услышав о приближении Ярослава, Брячислав ушел из Новгорода со множеством пленников и заложников. Ярослав догнал племянника в псковских землях, на р. Судоме, где разбил его, и освободил пленных новгородцев. После этой победы Ярослав заключил с Брячиславом мир, уступив ему Витебскую волость (самостоятельное Витебское княжество с центром в Витебске существовало с 1101 г.).

Вскоре Ярославу пришлось начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом Тмутараканским, который прославился победами над касогами. Этот воинственный князь требовал от Ярослава раздела русских земель поровну и подошел с войском к Киеву (1024). Ярослав в то время побывал и в Новгороде, и на севере, и в Суздальской земле, где был голод и сильный мятеж, вызванный волхвами. В Новгороде, который на протяжении длительного времени служил Ярославу верной опорой, он собрал против Мстислава большое войско и призвал наемных варягов под начальством знатного витязя Якуна Слепого. Войско Ярослава встретилось с ратью Мстислава у местечка Листвена (близ Чернигова) и в жестокой сече было разбито. Ярослав снова удалился в свой верный Новгород. Мстислав сообщил ему, что признает его старшинство и не добивается Киева. Ярослав не доверял брату. Он воротился лишь тогда, когда собрал на севере под своим началом сильную рать. Ярослав заключил с братом мир у Городца (вероятно, близ Киева): землю Русскую разделили на две части по Днепру. Области по восточную сторону Днепра отошли к Мстиславу, а по западную – к Ярославу (1025). В 1035 г. Мстислав умер. Ярослав стал единовластно править Русской землей («был самовластцем», по выражению летописца). В том же году Ярослав посадил в «поруб» (темницу) брата своего, князя Судислава Псковского, оклеветанного, по словам летописей, перед старшим братом. В руках Ярослава оказались соединенными все русские области, за исключением Полоцкого княжества.

Ярослав совершил много походов против внешних врагов. В 1017 г. он успешно отразил нападение печенегов на Киев и затем боролся с ними, как с союзниками Святополка Окаянного. В 1036 г. летописи отмечают осаду Киева печенегами в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Ярослав поспешил на помощь и наголову разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого нападения печенегов на Русь прекращаются. Известны походы Ярослава на север, против финнов. В 1030 г. он ходил на чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера. Он построил здесь город и назвал его Юрьевым, в честь своего ангела (христианское имя Ярослава – Георгий, или Юрий). В 1042 г. Ярослав отправил сына Владимира в поход на Ямь. Есть известие о походе русских при Ярославе к Уральскому хребту (1032). На западных границах он вел войны с Литвой, ятвагами и с Польшей. В 1022 г. Ярослав осаждал Брест. В Красной (Червенской) Руси было взято несколько городов. Захваченных польских пленников князь селил по реке Рось в небольших городках для защиты земель от степных кочевников. Несколько раз Ярослав ходил в Польшу на помощь королю Казимиру для усмирения восставшей Мазовии; последний поход был в 1047 г. Княжение Ярослава ознаменовалось последним враждебным столкновением Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими купцами. Ярослав, не получив достойного удовлетворения за обиду, послал к Византии большой флот (1043). После упорной борьбы в 1046 г. был заключен мир; пленные с обеих сторон возвращены. Дружественные отношения с византийцами скрепил брак любимого сына Ярослава, Всеволода, с греческой царевной.

Ярослав Мудрый проявил себя выдающимся государственным деятелем. При нем Русь была сильной и единой. Он считается автором «Русской Правды» – целого комплекса юридических документов, отразивших и регулировавших русскую социальную жизнь. При нем переводились с греческого на русский язык многие книги, организовывались школы для начального обучения, возникла своеобразная средневековая академия из «книжных людей» того времени. Летописным центром стал Киево-Печерский монастырь. Ярослав знал 8 языков, много читал не только днем, но и при свечах ночью. Он строил храмы. До наших дней сохранились Софийские соборы в Новгороде и Киеве, пострадавшие во время Великой Отечественной войны и затем восстановленные. В 1051 г. была основана знаменитая Киево-Печерская лавра. В этом же году Ярослав сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу Русской церкви – митрополита Иллариона. В 1010 г. он основал город Ярославль, который сегодня является центром Ярославской области. При Ярославе основан и город Юрьев. Его называли «самовластцем», «каганом» (на восточный лад), а в конце жизни стали называть царем, как византийского императора. Довольно часто Ярослава называли «нарядником», правителем, который заботился о благоустройстве, спокойствии и безопасности своих земель и народа.

Изображение Владимира II на древнерусском знамени.

Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде (в крещении Ирине). Своих сыновей и дочерей он также женил и выдавал замуж за представителей европейских королевских домов. Сестра Ярослава Мудрого Доброгнева была замужем за Казимиром, польским королем. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета стала женой Харальда Сурового, норвежского короля; вторая дочь Анастасия являлась женой Андрея Венгерского; его сын Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха; сын Святослав женат на Оде, дочери маркграфа Штадтского; сын Изяслав женат на Гертруде, дочери маркграфа Саксонского. Анна Ярославна после смерти супруга, французского короля Генриха I, некоторое время управляла страной.

Если о «рейтинге» нашей страны в системе международных отношений в дореволюционный период судить по уровню заключенных браков, то с достижениями в этой сфере Ярослава Мудрого последующие периоды трудно сравнивать. В XIII—XVII вв. мужчины из дома Рюриковичей брали в жены дальних родственниц из того же дома Рюриковичей, а также на «конкурсной основе» отбирали лучших представительниц из числа боярских и дворянских дочерей в период Московского княжества (царства), иногда дочерей знати с Востока и в редких случаях выбирали невест с Запада. Католички не желали принимать православие. Поэтому Романовы в XVIII—XIX вв. брали в жены немецких принцессок-протестанток из карликовых государств. А русским царевнам вообще приходилось туго. Достойные кандидаты находились крайне редко. Для православных также считалось зазорным менять веру. А Ярослава Мудрого в Европе уважали. И религиозные амбиции в первой половине XI в. еще (до раскола христианства на католичество и православие) в 1054 г. не были столь сильны.

Ярослав Мудрый погребен в Софийском соборе в Киеве, на стенах которого он был при жизни изображен вместе с семьей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

5. Расцвет Руси

В первой половине XI века раннее русское государство переживало расцвет. Достижения этого времени связаны с князем Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.). Ярослав был сыном Владимира-Крестителя от его первой жены — литовской княжны Рогнеды. Возможно, под влиянием матери Ярослав воспринял уважительное отношение к западной культурной традиции. В дружине князя было много варягов. Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерде (Анне), дочерей своих выдал замуж за европейских государей. Елизавета была супругой норвежского короля, Анна — французской королевой. Анастасия породнилась с венгерской королевской фамилией. Сыновья Ярослава женились на польской королевне и византийской принцессе. С помощью династических браков князь пытался укрепить престиж Руси. В середине XI века (1051 г.) по волеизъявлению Ярослава впервые был созван Собор русских епископов, который избрал главой русской церкви митрополита Иллариона. Русь христианская начала свой путь к церковной самостоятельности. Ярослав известен как градостроитель. Некоторые города назывались именем князя. Это Ярославль на Волге, Юрьев (Юрий — христианское имя Ярослава) в Прибалтике и другие. Киев превращался в один из красивейших городов мира. Здесь были возведены Собор Святой Софии, Золотые Ворота и так далее. В 10-11 вв. византийские мастера строили на Руси каменные соборы. Первый каменный храм Киевский храм Успения Богоматери (Десятинная церковь). Храм Святой Софии в Киеве.

С именем Ярослава Мудрого связано появление первого письменного общерусского свода законов — «Русской Правды» (XI век), который дополнялся в 11-12 веках. Судебник ограничивал варварские обычаи кровной мести, вводил штрафы (виру) за убийство, оскорбление чести и достоинства человека, защищал частное хозяйство, вводил наследственное право, ограничивал произвол судебных исполнителей. «Русская Правда», скорее всего под влиянием христианства, не знает позорящих и жестоких наказаний. Вместе с тем штрафы были достаточно велики. Они различались в зависимости от социального ранга пострадавшего. Княжеские мужи защищались двойным штрафом, состоящим из 80 гривен (так назывались серебряные слитки, выполнявшие функции денег). В связи с тем, что серебро не добывалось на Руси, а ввозилось из-за границы, деньги из него очень ценились. Большая часть штрафов шла в казну князя. Особо тяжёлым преступлением считалось умышленное убийство. Злоумышленник изгонялся из общины и лишался всего имущества, что в условиях того времени обрекало человека и его семью на гибель. Невыполнение имущественных обязательств наказывалось превращением свободного человека в холопа (раба). Сохранялись случаи внесудебной расправы. Ночного вора, например, можно было убить на месте преступления. Господин мог наказать своего слугу «за дело». От имени князя расследование проводили особые люди — вирники, которые кормились за счёт общины . С общины взимались мясо, хлеб, сыр, куры, пиво, корм для коней и так далее. Разбирательство дел проходило, как правило, в княжеском дворе. На суде рассматривались показания свидетелей, но сохраняла большое значение клятва. Особым доверием пользовались варяги.

Будучи грамотным, Ярослав заботился о народном просвещении, основал первое на Руси училище. В XI веке Русь простиралась от берегов Днестра и Вислы до Дона и Волги, от Северной Двины до Таманского полуострова (Тьмутаракань). Усилиями княжеской власти и под влиянием объективных обстоятельств (развитие городов, обменов, торговли) рушились родовые отношения. К XI веку русское общество уже состояло из нескольких сословий, социальных групп, различавшихся по своим занятиям и привилегиям. К высшему сословию относились князь и его дружина — вооруженные отряды. Дружина, состоявшая изначально из варягов, постепенно пополнялась за счёт наиболее активных представителей славянских родов. Наиболее приближёнными к князю были старшие дружинники — бояре. С ними князь держал совет, из их числа назначались городские правители (посадники) и главы ополчений. Младшие дружинники (гридни-воины, отроки и т.п.) также выполняли важные общественные функции .Дружина была как бы постоянной армией князя. На период военных походов воинство пополнялось земскими полками. Покушение на жизнь княжеского дружинника строго наказывалось.

В связи с тем, что земля не представляла особой ценности дружинники не стремились стать землевладельцами. Документы сохранили мало названий княжеских и боярских сел, которые были вотчинами, т.е. частной собственностью. Хозяйство князей и бояр было небольшим (4-5 сёл) и носило, в основном, промысловый характер. Оно давало им мед, воск, бобровые шкурки, т.е. то , что можно было выгодно продать в Византии и других странах. Земледельческие продукты знать получала от подданных, предметы роскоши - от грабежей во время военных походов. Вотчины очень редко создавались на землях общинников. Источниками княжеского и боярского землевладения являлись пустоши, земли должников, а также покупные участки.

Князь находился в определенной зависимости от своей дружины. Чем щедрее он делился военной добычей с дружинниками, тем выше был его авторитет и сильнее власть. Летописи, былины сохранили воспоминание о знаменитых пирах с дружиною Владимира — Красное Солнышко и Святослава. Известно также, что Святослав не принял христианства, опасаясь вызвать гнев дружины. Князь и его дружинники жили, в основном, в городах.

Основная масса русских людей жила в селах. Основой общественного устройства здесь была община, которая символически называлась «вервью» или «миром». Названия отразили коллективные формы жизни и зависимость общинников друг от друга. Община влияла на трудовую, бытовую, культурную деятельность человека. Все важнейшие решения принимались на собрании членов общины или так называемом «сходе». Каждая община владела своей территорией, которая включала личные крестьянские земли и общественные угодья (леса, луга, покосы и т.п.). Личные участки подлежали периодическому, уравнительному переделу. В Х1 в. общинниками , в основном, были свободные крестьяне — смерды. Взаимопомощь была одним из принципов общинной жизни. Князья использовали общину в своих целях. Они сделали её ответственной за сбор дани, штрафов. В Киевской Руси появились несвободные, зависимые сословия, которые пополнялись из не возвративших кредиты должников, пленников. Часть из них становилась холопами или рабами, не имевшими личных прав. Крестьяне, связанные долговыми и договорными обязательствами и потерявшие в силу этого часть своей свободы, назывались закупами и рядовичами. Эти термины происходят от слов «купа» — ссуда, кредит и «ряд» — договор. Среди других социальных групп следует назвать купцов, ростовщиков, ремесленников, служителей церкви. Православная церковь постепенно становится крупным землевладельцем. Князья дарили церкви «на помин своей души» большие участки земли и целые сёла. В древнерусском обществе господствовала идея народоправства. Во многих городах — племенных центрах все общественные проблемы решались на вече — народных собраниях. На вече заключались договоры с князьями, обсуждались вопросы войны и мира, финансовые дела. Некоторые историки считают, что древнерусские города по своей структуре близки к античным городам-государствам — полисам с их ранними формами демократии. В целом развитие Киевской Руси представляется сходным с европейскими раннесредневековыми аналогами. По своей структуре она напоминает империю Карла Великого.

Лекция 3. Русские земли в XI_XIII вв.

1. Распад Руси

Также как и Европа, лишь немного позже, в 11-13 веках, Русь пережила период государственной децентрализации или раздробленности, как часто называют этот процесс в исторической литературе. После смерти Ярослава Мудрого (1054) Киевское государство было разделено между пятью его сыновьями. Это лишь усилило междоусобные войны за Киевский стол. Это было тем более опасно, что Русь подвергалась опустошительным набегам куманов или половцев. Так называли их русские за светлый цвет волос, которые напоминали полову — рубленную солому. Этот тюркский народ кочевал в Прикаспийских степях. Угроза была столь велика, что вынудила русских князей заключить договор о прекращении внутренних войн (1097), который, правда, был вскоре сорван.

В 12 веке распад Киевской Руси продолжался. Образовалось около 15 практически самостоятельных княжеств-государств, жизнь в которых не только не остановилась, но протекала достаточно динамично. Типичными для Руси были Новгородская и Ростово-Суздальская земли. Развитие последней неотделимо от процессов северо-восточной колонизации, переселения людей с Киевщины, что было вызвано истощением приднепровских почв и постоянной угрозой кочевников. Начиналось освоение районов Верхней Волги. В 12-13 вв. здесь были построены города Владимир, Переяславль-Залесский, Нижний Новгород, Кострома, Тверь, Москва и др. Огромную роль в обустройстве новых территорий играли князья. В этих районах земля становилась ценностью. Авторитет власти определялся землевладением князя. Летописец связывал усиление Ростово-Суздальской земли с именем правнука Ярослава Мудрого князя Юрия, прозванного «Долгие руки» из-за его активности в деле собирания земель и расширения своего удела. Юрий укрепил границы Ростово-Суздальского княжества, построил много городов-крепостей. Именно в его правление в 1147 г. была основана Москва. Женившись на половецкой ханше, Юрий установил достаточно мирные отношения с половцами. Остаток своих дней Юрий провел в Киеве, где, по некоторым сведениям, был отравлен. Сын Долгорукого — Андрей более прочно обосновался в Ростово-Суздальской земле. Чтобы стать независимым от местной аристократии и править единодержавно. Андрей перенес столицу своего удела в город Владимир, где были заложены крупные храмы — Успенский Собор, храм Покрова на Нерли, Золотые и Серебряные Ворота. Получив титул Великого князя, Андрей не пожелал переехать в Киев. В деревне Боголюбово, недалеко от Владимира, был построен замок князя и Церковь Рождества Богородицы. Андрей Боголюбский (как стали называть этого князя) перенес во Владимир русскую святыню — икону Божьей Матери и пытался, правда, безуспешно, сделать Владимир церковной столицей Руси. Андрей Боголюбский совершил военные экспедиции в Киев и Новгород, подчинив их своему влиянию. Захватив в 1169 г. Киев, он отдал его на трёхдневное разграбление своей дружине. Этот факт лишь подтверждает вывод о том, что до этнического единства Руси было ещё далеко. Жизнь этого деятельного князя оборвалась трагически. Он был убит боярами. Итак, Ростово- Суздальская или Владимиро-Суздальская земля, как её стали называть в период правления Андрея Боголюбского, представляла собой в политическом отношении раннюю монархию. В начале 13 в. она распалась на уделы. Другого порядка разделения властных полномочий, кроме выделения вотчин, раннее общество не знало.

Особый общественно-политический строй, который иногда называют боярской феодальной республикой, сложился в Новгороде. Этот город уже в 12 в. добился самостоятельности от Киева. Высшим органом власти в Новгороде было вече, на котором присутствовали все свободные мужчины — владельцы городских усадеб. Тон собранию задавали так называемые «золотые пояса» — главы богатейших фамилий. Вече «призывало» и «изгоняло» князя, заключало с ним договор (ряд), избирало посадника (городского голову), тысяцкого (главу налогового ведомства), епископа (главу церкви), судило их в случае нарушения законов, решало вопросы о войне и мире, устанавливало размеры повинностей. Районы города имели своё вече и своих избранных должностных лиц. Новгородцы были вольнолюбивы. Они не удерживали долго князей у себя. Развитие торговли, ремесла, промыслов было главной заботой новгородских правителей. Уже в то далёкое время местные предприниматели добывали пушнину в северных, приуральских лесах. Неслучайно любимым героем народного эпоса был легендарный новгородский купец Садко. Новгородская республика имела как преимущества, так и недостатки ранней демократии полисного типа. Само вече действовало вне рамок закона, функции его были размыты. Часто собрание горожан превращалось в охлократическую структуру, в которой тон задавала толпа. Таким образом, удельный период в истории Руси характеризуется необычайной активностью князей, бояр, горожан, крестьян. Дальнейшее развитие получили города. Экономическая жизнь набирала темпы. Вырабатывалось разнообразие политической жизни. Однако в 13 в. этот , вполне естественный процесс развития, был прерван.

studfiles.net

§ 6. РАСЦВЕТ РУСИ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ

§ 6. РАСЦВЕТ РУСИ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ

1. Борьба между сыновьями Владимира за киевский стол

Смерть Владимира. В 1014 г. сын Владимира и Рогнеды Ярослав, княживший в Новгороде, отказался выслать в Киев 2 тыс. гривен (слитков серебра, каждый весом около 200 г) из 3 тыс. гривен новгородской дани. Разгневанный Владимир велел собирать воинов, но расхворался и 15 июля 1015 г. умер.

Киевский стол занял Святополк, первый сын Владимира от жены-гречанки, бывшей некогда супругой старшего брата Владимира – Ярополка. Но киевляне желали видеть своим князем Бориса Ростовского – любимого сына Владимира, рожденного, как предполагают некоторые историки, от византийской принцессы Анны. В это время Бориса не было в городе: во главе киевской дружины он отправился в поход на печенегов.

Убийство Бориса и Глеба. «Пойдем с нами в Киев на Святополка», – уговаривали Бориса киевские дружинники. Но Борис отказался выступить против брата, и киевляне ушли домой. Они боялись, что Святополк, видя их симпатию к Борису, разграбит их дворы. Вскоре Борис был убит людьми Святополка. Впрочем, скандинавская сага приписывает этот «подвиг» двум варягам Ярослава.

Златник времен Владимира

Тем временем Святополк письмом, якобы написанным умирающим Владимиром, выманил на юг 15-летнего Глеба Муромского – второго сына Анны. Под Смоленском Глеба зарезал собственный повар, подкупленный Святополком. Святополка за его преступления прозвали Окаянным, а Борис и Глеб стали первыми русскими святыми.

Борьба Ярослава со Святополком. Узнав о трагедии, Ярослав собрал вече. Плача и стеная, он говорил: «Братья! Отец мой Владимир умер; в Киеве княжит Святополк. Я хочу идти на него войной – поддержите меня!» Новгородцы согласились помочь Ярославу. За морем наняли варягов. Святополк тоже собрал силы – русских и печенегов. Осенью 1016 г. два войска сошлись у Днепра под Любечем.

Три месяца стояли они друг против друга. Воеводы Святополка смеялись, называя Ярослава хромцом (он еще в детстве повредил ногу), а новгородцев – плотниками и холопами. Но однажды на рассвете новгородцы и варяги перешли реку и одолели киевлян. Ярослав сел в Киеве. Одарив своих воинов, он отпустил их домой. Новгородцы получили от Ярослава письменный закон – Правду Ярослава (1016).

Весной 1018 г. бежавший в Польшу Святополк вернулся вместе с польским князем Болеславом Храбрым, на дочери которого был женат, и захватил Киев. Ярослав хотел бежать за море, но посадник Константин велел пробить днище корабля. Новгородцы собрали деньги и наняли новую варяжскую дружину, которая выгнала Святополка Окаянного из Киева.

Убийство Глеба. Летописная миниатюра

Однако летом 1019 г. Святополк вновь пошел на Киев. Теперь он вел печенегов. У места гибели Бориса на реке Альте Ярослав разгромил его.

Ярослав Мудрый. Чтение Правды Ярослава. Художник А. Кившенко

Для любознательных

Борьба Ярослава с Мстиславом. У Ярослава был соперник – младший брат Мстислав Тмутараканский, подчинивший земли ясов (предков осетин) и касогов (адыгов). В 1024 г. братья сошлись под Лиственом (около Чернигова). Мстислав вел тмутараканцев, черниговцев, ясов и касогов, Ярослав – дружину варяга Якуна. Битва происходила ночью, в сильную грозу. Мстислав победил. Якун бежал за море, а Ярослав в который раз нашел приют в Новгороде.

Однако Мстислава не пустили в Киев киевляне, и он предложил Ярославу: «Садись в своем Киеве: ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона Днепра». По уговору стал Мстислав править Тмутараканью, ясами, касогами и левобережной Северской землей с Черниговом. А когда в 1036 г. Мстислав, пережив всех своих наследников, умер, левобережье Днепра и Тмутаракань вернулись под руку великого князя киевского.

2. Княжение Ярослава Мудрого

Развитие культуры. Ярослав был большим любителем учености (не случайно историки потом назвали его Мудрым). По приказу князя в Киеве создали мастерскую, в которой монахи переписывали старинные пергамены, переводили греческие, а возможно, и «римские» (так на Руси называли западноевропейские, написанные на латыни) книги. Регулярно, а не отрывками, как при Владимире, начали записывать происходившие на Руси события. Располагалась книжная мастерская в Софийском соборе, который начали строить в 1037 г. в честь разгрома печенегов. Киевская София, возведенная из розового кирпича – плинфы греческими мастерами и их древнерусскими учениками, подражала строгой красоте и величию знаменитой Софии Константинопольской.

По приказу Ярослава в Киеве одни из трех ворот украсили церковью, а деревянные створы покрыли золоченой медью. От этих Золотых ворот вокруг разросшегося в XI в. Киева шли новые дубовые стены и ров.

Строили и в других городах. До сих пор стоят черниговский Спасский собор и храм Святой Софии в Новгороде. На далекой Волге срубили новый град – Ярославль. А в земле эстов появился город Юрьев (Ярослав был в крещении Георгием – Юрием).

Церковь. На Руси со времени крещения епископские и митрополичью кафедры занимали иностранцы, греки или болгары, присылаемые константинопольским патриархом. Русская церковь была частью константинопольской патриархии. В 1051 г. по приказу Ярослава собор русских епископов выбрал митрополитом священника княжеского храма Илариона, русского по происхождению. Иларион прославился также как автор первого оригинального русского сочинения – «Слова о законе и благодати».

Ярослав Мудрый. Реконструкция М. Герасимова

Внешняя политика. При Святополке Польша захватила у Руси Червенские города и Белз. В 1030 – 1031 гг. Ярослав и Мстислав отвоевали эти города. Польских пленных, захваченных в этой войне, князья расселили в городах-крепостях по реке Роси, создав на правобережье Днепра новый оборонительный рубеж. Позже отношения с Польшей улучшились. Русские даже помогли королю Казимиру I прекратить междоусобную войну.

Золотые ворота в Киеве. Реконструкция

Крупнейшей победой Руси явился разгром печенегов под Киевом в 1036 г. После этого печенеги ушли в Венгрию, а небольшая часть их поселилась в русском степном пограничье, став своеобразной стражей Руси. Приграничных печенегов, как и других дружественных Руси кочевников-торков, берендеев стали называть черными клобуками (по войлочным шапкам).

Русско-византийские отношения в 1019 – 1054 гг. были сложными. В 1043 г. сын Ярослава Владимир водил войско на «греков». Поход был неудачный. Но уже в 1046 г. нашли компромисс и заключили мир.

Вообще в области внешней политики Ярослав больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он обменивался посольствами с Германией, Францией, со Скандинавией и стремился породниться со многими монаршими дворами. Казимир I Польский женился на сестре Ярослава Доброгневе, а сестра Казимира вышла замуж за сына Ярослава Изяслава. Норвежский принц, а затем король Гарольд Смелый был женат на дочери Ярослава Елизавете. Другая дочь, Анна, стала супругой Генриха I Французского и регентствовала во Франции в малолетство своего сына Филиппа I. Породнился Ярослав и с византийским императором Константином Мономахом, женив на его дочери своего любимого сына Всеволода.

Анна Ярославна

1. Расскажите о междоусобии сыновей Владимира. Какими вам видятся молодые князья начала XI в.? Что в них привлекает, а что отталкивает современного человека?

2. Почему поведение и судьба Бориса и Глеба потрясли современников? Почему в дальнейшем, желая прекратить междоусобицу князей, древние писатели и летописцы обращались к памяти Бориса и Глеба?

3. Покажите на карте на с. 25 города, основанные Ярославом Мудрым.

4. Летописцы XII – XIII вв., а за ними и историки прозвали Ярослава Мудрым. Достоин ли он этого прозвища? Свой ответ докажите, анализируя внутреннюю и внешнюю политику князя.

1019 – 1054 гг. – княжение Ярослава Мудрого.

Ок. 1037 г. – начало строительства Софийского собора в Киеве.

1051 г. – избрание митрополитом всея Руси Илариона.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§ 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром

§ 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром

Междоусобица показала, сколь непрочным еще было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Эти стремления не могли притушить и сыновья Владимира. Напротив, сами они попадали под влияние той среды, в которой жили и правили.

На Руси, которая отличалась своими огромными территориями, по существу никогда не было и не могло быть прочного единства, как впрочем и в других государствах Европы. Уровень различия земель во всех отношениях, но в первую очередь в развитии хозяйства, культуры во многом содействовал постоянной борьбе окраин против центра, децентрализации страны. Кроме того, к началу XII в. на ее территории проживало 22 различных народа. Они вносили неповторимый национальный колорит в жизнь страны, содействовали интернационализации ее культуры, но они же постоянно вели к обособлению отдельных ее земель от центра, стремились к сохранению национальной самобытности, что часто порождало острые конфликты в древнерусском обществе, поскольку Киев рассматривал их как своих подданных и не хотел мириться с волеизъявлением этнических меньшинств. Став «самовластцем», Ярослав пошел по пути отца. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и требовал их беспрекословного повиновения. В Новгород отправился старший сын Владимир, а после его смерти – следующий по старшинству сын Иэяслав. Святославу он отдал под управление Черниговскую землю, Всеволоду – выросший к этому времени в сильную крепость Переяславль. И другие его сыновья были посланы в Ростов, Смоленск, Владимир-Волынский.

Воссозданное единство Руси, сосредоточение власти в руках великого князя, подчинение Киеву отдельных русских земель посредством направления туда великокняжеских сыновей-наместников стало той политической основой, на которой развились новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, двинулась вперед культура страны. Этому способствовало и то, что с середины 30-х и до начала 60-х годов Русь не видела на своей территории вражеских нашествий, а если и вела войны, то вдали от родных очагов.

Последнее крупное нападение кочевников-печенегов произошло в 1036 г. (до этого Русь уже более десяти лет жила в мире и покое). В это время Ярослав оставил Киев и находился в Новгороде. Видимо, этим обстоятельством, а также тем, что не стало великого воителя Мстислава, и решили воспользоваться печенеги.

Известие о нашествии врагов и о том, что они обступили Киев со всех сторон, пришло к Ярославу в Новгород в то время, когда он был занят обустройством своей земли. Именно в это время он «поставил» в Новгороде сына Владимира, назначил и нового епископа. Великий князь срочно собрал войско, и снова это были варяги, новгородская дружина и новгородские «вой» – ремесленники, смерды. Ярослав сначала пробился в Киев, а затем уже вышел в чистое поле для решающего сражения. Как обычно, в центре княжеского войска встали ударные силы – варяги, а на фланге выступали киевляне и новгородцы. Весь день длился бой, и лишь к вечеру русы стали одолевать печенегов и те побежали «разно», т.е. кто куда. Многие из них были убиты, многие утонули в окрестных реках, спасаясь от преследователей вплавь. От этого поражения печенеги так и не смогли оправиться. После 1036 г. их набеги на Русь практически прекратились. В 1037 г. Ярослав в ознаменование блистательной победы над пече-негами на месте битвы заложил храм – собор Святой Софии. Он был наименован так же, как и главный собор Константинополя, и в этом была своя политическая символика: Русь как бы подчеркивала свое государственное равенство с великой империей и одновременно свою религиозную и духовную преемственность по отношению к ней.

Этот год стал знаменательным и в другом смысле: по мнению ряда исследователей, в первую очередь А.А. Шахматова, в это время зарождается русское летописание, создается Древнейший летописный русский свод. Его связывают со строительством Софийского собора, который сразу становится не только религиозным, но и духовным центром страны. Правда, существует и иная точка зрения, что первый летописный свод появился на исходе X в. и вобрал в себя древние сказания о походах Олега, крещении княгини Ольги и т.п. Нам представляется, что если такой свод и существовал ранее XI в., то это вовсе не исключает появления его новой наиболее полной редакции именно после 1036 г. в связи с объединением Руси, с установлением нового государственного порядка, который нуждался в идеологическом обрамлении. К тому же, вероятно, в это время появился и первый свод законов «Русская Правда» Ярослава Владимировича. Время возникновения этого памятника исследователи датируют довольно широко: от 1015 – 1016 г. (М.Н. Тихомиров, СВ. Юшков) до 30-х годов XI в. (Б Д. Греков, А.А. Зимин, Л.В. Черепнин).

Полагаем, что исторически более обоснована вторая точка зрения. Дело в том, что до 1036 г. в связи с расколом Руси фактически на два государства не мог быть принят общерусский свод законов, так как распространение его норм упиралось бы в политические перегородки. Но это был свод не Ярослава и Мстислава, а одного Ярослава, и нормы распространялись на все государство, а таким оно стало лишь после смерти Мстислава в 1036 г. Относительно того, что там в значительной мере преобладают нормы взаимоотношений жителей Руси с варягами и колбягами, т.е. лицами пришлыми, которые, по мнению приверженцев более ранней даты «Русской Правды», буйно проявили себя именно во время новгородских событий 1015 – 1016 гг., и жители Новгорода получили от Ярослава в благодарность за поддержку эту грамоту, заметим, что варяги и далее активно участвовали в междоусобице на Руси; они входили в войско Ярослава и во время последующих военных событий сражались на стороне Ярослава против Мстислава. Так что регулирование их отношений с местными жителями касалось не только Новгорода, но и других местностей Руси. Кстати, это подтверждается и самой «Русской Правдой», нормы которой относятся ко всей территории Руси и не ограничены каким-то одним регионом и действуют на всей ее территории как единого государства, каким Русь и стала после 1036 г. К тому же сомнительно, что в период, наиболее сложный для Ярослава, т.е. в 1015 – 1016 гг., у него и у его соратников было время и желание для кодификационной работы.

Таким образом, и в этом смысле вторая половина 30-х годов стала переломной.

Наконец, следует обратить внимание и на то, что в летописи под 1039 г. упоминается впервые имя митрополита Руси Феопемта.

После горделивой позиции Владимира I, не желавшего мириться с политико-церковным давлением Византии, а потому пытавшемся утвердить собственного ставленника на высший церковный пост в стране, после длительной междоусобицы 10 – 20-х годов XI в. и раскола страны единого иерарха для двух ее равноправных частей просто не могло быть по политическим соображениям. После 1036 г. объединенная Русь смогла, наконец, обрести собственного митрополита. Однако в это время положение великого князя было несколько иным, нежели Владимира, поставившего, по существу, в 987 – 989 гг. Византию на колени. Ярослав Владимирович лишь утверждался как великий князь Руси, он нуждался не только в широкой идеологической поддержке внутри страны, но и в благожелательном политическом климате за рубежом. Поэтому и последовало приглашение из Константинополя митрополита, что сразу же нормализовало русско-византийские отношения в «послесмутное время» и стабилизировало международные связи Руси.

Все указывает на то, что объединение Руси Ярославом стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочение церковной организации, начало составления нового летописного свода – были теми чертами государственной, религиозной, культурной жизни Руси, которые как бы подчеркнули этот знаменательный поворот.

«Русская Правда», если говорить точно, не являлась абсолютно первым российским сводом законов. До нее существовал «Закон Русский», который упоминается в договорах Руси с Византией X в. Отечественные историки неоднократно обращались к сопоставлению норм «Закона Русского» и «Русской Правды» и выявили, что так называемый Закон Русский предшествовал «Русской Правде» и питал ее своими идеями. Делались попытки сопоставить нормы «Закона Русского» не только с «Русской Правдой» Ярослава, но и с византийскими правовыми нормами, а также с некоторыми ранними судебниками «варварских» европейских государств, в частности, с Солической Правдой франков времен короля Хлодвига (481 – 511), с германскими правдами – Саксонской, Фризской, Тюрингской, Баварской, Алеманской (начало IX в.), а также с англосаксонскими правдами (VII – VIII вв.). Специальное исследование в этой области истории Древней Руси предпринял петербургский ученый М.Б. Свердлов, который путем реконструкций и сравнений выявил, что «Закон Русский», отразившийся в договорах Руси с Византией в 911 и 944 гг., воспроизводил нормы обычного устного права восточнославянских племенных конфедераций, которое регулировало общественную жизнь возникшего на исходе IX в. единого государства Русь. Эти нормы, однако, одной ногой еще стояли на почве разлагающихся родо-племенных отношений, но другой сделали уже шаг в развивающееся раннефеодальное общество с его начавшейся социальной дифференциацией населения, усилением центральной власти. Так, в договорах нашли отражение нормы наказаний за те же преступления, что позднее появились в «Русской Правде». Любопытно сравнение наказаний за убийство. В договоре 911 г. говорится, что, если кто-либо убьет «христианина» (т.е. грека) или русина (т.е. жителя Поднепровской Руси), «да умреть» там, где сотворил убийство. Если же убийца убежит, то его имущество (в случае, если это будет «имовитый», т.е. зажиточный человек) получают ближние родственники убитого, кроме той части, что останется его жене. Если же убийца будет «неимовит» (бедный человек), то его надлежит искать и по нахождении придать смерти. Эта же норма повторяется и в договоре 944 г. В этом случае совершенно очевидно, что договоры воспроизводят нормы кровной мести за убитого, свойственные родо-племенным отношениям, но уже появляется возможность для богатого человека после бегства откупиться своим имуществом. Это черта уже нового нарождающегося общества, где имущественное расслоение дает богатому человеку определенные выгоды. В «Русской Правде» аналогичная статья идет первой; она, естественно, не упоминает греческую сторону, дает обобщающую характеристику русского общества: «Убьеть мужъ мужа…», также допускает кровную месть, но ограничивает ее лишь близкими родственниками (брат, отец, сын, дядя). Если мстителей не окажется, то убийца должен заплатить 40 гривен «за голову».

Таким образом, традиция, пришедшая из родоплеменного быта и зафиксированная в «Законе Русском» первой половины X в. (который также уже допускал возможность откупа за убийство), трансформировалась и подверглась законода-тельному ограничению в XI в. Любопытно, что лишь в наиболее древней германской Правде – Саксонской сохраняется право кровной мести за убийство, хотя наряду с этим допускается и «вергельд» – штраф; между тем как в позднейших германских Правдах речь идет лишь о денежном штрафе. И другие статьи «Закона Русского» и германских Правд во многом близки по своим значениям, как близки им и статьи «Русской Правды» Ярослава, восходящие к 30-м годам XI в. За увечье, побои также следовало наказание вирами – штрафами. Первый русский писаный закон, как и Правды других народов, касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых было так много на Русн, особенно в смутные годы.

Сравнение с германскими Правдами было предпринято потому, что и Русь, и германские земли развивались в замедленном по европейским масштабам темпе, что было обусловлено рядом общих причин, в том числе отсутствием прямой преемственности с общественными институтами, культурой, юриспруденцией античного мира, о чем уже говорилось выше. И все же по некоторым параметрам германские Правды отразили более высокий уровень общественных отношений, чем на Руси, что кстати нашло место и в статьях о кровной мести, которая оказалась сохраненной лишь в наиболее архаичной по своим нормам Саксонской Правде.

Но в целом «Закон Русский» X в. и древнейшие германские Правды IX в. весьма близки по духу. И этот дух близости норм права восточных славян и германцев перешел и в «Русскую Правду» Ярослава.

Характерно, что во всех сравниваемых документах заметна общность подхода к вопросам о зависимом населении: челяди и холопах – в «Законе Русском», сервах и зависимых людях – в германских Правдах. Укрывательство бежавшего челядина, серва строго наказывалось во всех законодательных актах и германцев, и Руси. В этих статьях просматриваются черты развивающегося социального неравенства, которое быстро обгоняло само законодательство. Но заметим здесь, что на Руси с самого начала челяди, холопам законы предоставляли признание определенных прав, в частности, право давать показания в суде. Это указывало на то, что общественные отношения в русских землях развивались, как и на Западе, не по сценарию старых рабовладельческих обществ, а по иным законам, законам раннего средневековья, которые эволюционировали в сторону феодальных отношений. В центре этих отношений стояли зависимый смерд, крестьянин и феодал, фактический пользователь земли, а не раб и рабовладелец.

Общность норм «Закона Русского», «Русской Правды» Ярослава и западных Правд, пожалуй, является одним из наиболее весомых аргументов в пользу того, что Ярослав создавал свою «Правду», имея в виду не Новгородское общество, а всю Русь, объединенную после 1036 г. «Закон Русский» и западные Правды также апеллировали ко всему обществу. Но уже в момент создания нового свода законов, состоявшего из 17 статей, было ясно, что общество стремительно уходило вперед. Нужен был новый правовой кодекс, который бы защитил быстро складывающуюся собственность «сильных мира сего» на землю и связанные с этим материальные приобретения и разного рода общественные преимущества. И такой новый свод законов начал создаваться еще при жизни Ярослава Владимировича.

С большим упорством и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские границы к Прибалтике. Здесь был основан город. Юрьев (нынешний эстонский Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава. Ярослав предпринимал неоднократные походы на воинственное балтское племя ятвягов; в летописях упоминается и его поход на Литву. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ.

еще в 30-е годы XI в. Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но после того, как были отвоеваны «Червенские города», Польша, испытывая давление со стороны Германской империи и Чехии, а также прибалтийских славянских языческих племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси. Союз двух государств был укреплен династическими браками: польский король женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Иэяслав женился на сестре Казимира I. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.

На севере Русь связывали тесные дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля младшая дочь Ярослава Елизавета.

После долгого периода мирных отношений с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с великой империей Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе.

Большая русская рать под началом старшего сына Ярослава Владимира двинулась на ладьях к Константинополю Но около западных берегов Черного моря флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть русских судов. Около шести тысяч воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно.

Узнав об этом, император Константин Мономах приказал преследовать русский флот и уничтожить сухопутное войско. Но в морском сражении русы нанесли поражение грекам и лишь после этого двинулись на родину.

Судьба сухопутной рати была трагичной. Греки окружили и взяли в плен отряд Вышаты, многих из них ослепили и отпустили восвояси для устрашения Руси. Долго еще по русским селам и городам брели несчастные слепцы, пробираясь к родным очагам.

Лишь в 1046 г. Русь заключила новый мирный договор с Византией. В знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, и четвертого сына Ярослава – Всеволода. В 1053 г. у молодой четы родился сын, которого назвали в честь деда Владимиром, а в христианстве дали ему, как и деду, имя Василий. Это был будущий великий киевский князь Владимир Мономах.

Этот брак лишь подчеркнул, как вырос за последние десятилетия международный авторитет Руси. Русь поистине стала европейской державой. С ее политикой считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны. На востоке вплоть до низовьев Волги у нее теперь практически не было соперников. Ее границы простирались от Карпат до Камы, от Балтийского моря до Черногр. Периметр территории Древней Руси равнялся 7000 км. К середине XI в. там жило около 4 млн. человек.

Рост международного престижа Руси подтверждали и династические браки киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах – Византии, Польши, Германии. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран. Старшая Анна – за французского короля Генриха I, Анастасия – за венгерского короля Андрея, младшая красавица Елизавета – за норвежского короля Гарольда.

Интересна судьба этих женщин. После смерти мужа Анна Ярославна во время малолетства сына была регентшей Франции, Елизавета после гибели на войне короля Гарольда вторично вышла замуж за короля Дании и играла большую роль в европейской политике.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru