Народное собрание в древней руси как называлось. Как в древней руси называлось народное собрание


народное собрание на Руси, 4 буквы, сканворд

народное собрание на Руси

Альтернативные описания

• Общее собрание горожан на Руси

• В Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

• Народное собрание на Руси в 10-15 вв.

• "Не на каждом ... умные речи"

• "Тусовка" по-древнерусски

• древнерусская агора

• древнерусская дума в Новгороде

• древнерусский митинг

• древнерусское собрание

• дума Новгорода

• или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг. Площадь сборная, место сходки; колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поные знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка

• мирская сходка

• митинг в Великом Новгороде

• митинг на Руси

• новгородская палата общин

• новгородский форум

• новгородское народное собрание

• новгородское собрание

• псковское у Васнецова

• российская Дума в далеком прошлом

• сбор горожан на Руси

• славянский форум

• собрание горожан

• собрание граждан на Руси

• собрание жителей города (истор.)

• собрание жителей города (историческое)

• собрание на Руси

• собрание по-древнерусски

• собрание русичей

• собрание у славян

• совет у славян

• старинное название людской сходки

• сходка в Древнем Новгороде

• сходка горожан на Руси

• сходка древних новгородцев

• сходка новгородцев

• сходка русичей

• беспорядочный крик, спор

• в Древней Руси — народное собрание свободных горожан, на котором решались все важные общественные и государственные дела

• в Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

• древнерусский парламент

• прообраз Государственной Думы в древнем Новгороде

• сход горожан (историческое)

• нижняя палата парламента Югославии

• народное собрание на Руси в X—XIV вв.

• собрание вятичей

• собрание славян

• общественная сходка

• сходка вятичей

• славянское собрание

• новгородская сходка

• «тусовка» по-древнерусски

• собрание

• собрание подревнерусски

• «тусовка» подревнерусски

• совет у словян

• «не на каждом ... умные речи»

• «новгородское ...» у Андрея Рябушкина

• новгородская агора

scanwordhelper.ru

народное собрание на Руси в X—XIV вв., 4 буквы, сканворд

народное собрание на Руси в X—XIV вв.

Альтернативные описания

• Общее собрание горожан на Руси

• В Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

• Народное собрание на Руси в 10-15 вв.

• "Не на каждом ... умные речи"

• "Тусовка" по-древнерусски

• древнерусская агора

• древнерусская дума в Новгороде

• древнерусский митинг

• древнерусское собрание

• дума Новгорода

• или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг. Площадь сборная, место сходки; колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поные знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка

• мирская сходка

• митинг в Великом Новгороде

• митинг на Руси

• народное собрание на Руси

• новгородская палата общин

• новгородский форум

• новгородское народное собрание

• новгородское собрание

• псковское у Васнецова

• российская Дума в далеком прошлом

• сбор горожан на Руси

• славянский форум

• собрание горожан

• собрание граждан на Руси

• собрание жителей города (истор.)

• собрание жителей города (историческое)

• собрание на Руси

• собрание по-древнерусски

• собрание русичей

• собрание у славян

• совет у славян

• старинное название людской сходки

• сходка в Древнем Новгороде

• сходка горожан на Руси

• сходка древних новгородцев

• сходка новгородцев

• сходка русичей

• беспорядочный крик, спор

• в Древней Руси — народное собрание свободных горожан, на котором решались все важные общественные и государственные дела

• в Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

• древнерусский парламент

• прообраз Государственной Думы в древнем Новгороде

• сход горожан (историческое)

• нижняя палата парламента Югославии

• собрание вятичей

• собрание славян

• общественная сходка

• сходка вятичей

• славянское собрание

• новгородская сходка

• «тусовка» по-древнерусски

• собрание

• собрание подревнерусски

• «тусовка» подревнерусски

• совет у словян

• «не на каждом ... умные речи»

• «новгородское ...» у Андрея Рябушкина

• новгородская агора

scanwordhelper.ru

В Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел, 4 буквы, сканворд

В Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

Альтернативные описания

• Общее собрание горожан на Руси

• Народное собрание на Руси в 10-15 вв.

• "Не на каждом ... умные речи"

• "Тусовка" по-древнерусски

• древнерусская агора

• древнерусская дума в Новгороде

• древнерусский митинг

• древнерусское собрание

• дума Новгорода

• или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг. Площадь сборная, место сходки; колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поные знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка

• мирская сходка

• митинг в Великом Новгороде

• митинг на Руси

• народное собрание на Руси

• новгородская палата общин

• новгородский форум

• новгородское народное собрание

• новгородское собрание

• псковское у Васнецова

• российская Дума в далеком прошлом

• сбор горожан на Руси

• славянский форум

• собрание горожан

• собрание граждан на Руси

• собрание жителей города (истор.)

• собрание жителей города (историческое)

• собрание на Руси

• собрание по-древнерусски

• собрание русичей

• собрание у славян

• совет у славян

• старинное название людской сходки

• сходка в Древнем Новгороде

• сходка горожан на Руси

• сходка древних новгородцев

• сходка новгородцев

• сходка русичей

• беспорядочный крик, спор

• в Древней Руси — народное собрание свободных горожан, на котором решались все важные общественные и государственные дела

• в Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

• древнерусский парламент

• прообраз Государственной Думы в древнем Новгороде

• сход горожан (историческое)

• нижняя палата парламента Югославии

• народное собрание на Руси в X—XIV вв.

• собрание вятичей

• собрание славян

• общественная сходка

• сходка вятичей

• славянское собрание

• новгородская сходка

• «тусовка» по-древнерусски

• собрание

• собрание подревнерусски

• «тусовка» подревнерусски

• совет у словян

• «не на каждом ... умные речи»

• «новгородское ...» у Андрея Рябушкина

• новгородская агора

scanwordhelper.ru

Народное вече - это... Что такое Народное вече?

Ве́че (общеславянское; от старославянского «вет» — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. Функции веча сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом.

Несмотря на наличие определенных устойчивых вечевых традиций, само понятие «вече» в средневековой Руси было полисемантично, означая не только легитимные городские, кончанские или уличанские сходы, но и любые многолюдные сборища. Например, стихийные собрания в Белгороде Южном (997 год), Москве (1382 год), внегородской военный совет новгородцев (1228 год), направленные против политики легитимных городских сходов или знати узкосословные собрания городского плебса (в Новгородской республике в 1228, 1291, 1338, 1418 годах и др., в Нижегородском княжестве в 1305 году) тоже носили названия веча.

Известны так же анархические «рыночные» собрании горожан на Торгу, прослеженные П. В. Лукиным в Киеве и западнославянских землях.

В Новгородской республике тоже существовали своеобразные рыночные собрания. Например, согласно ганзейским источникам, в 1403 и 1406 годах решение городского веча выкликалось «на Торгу». Описывающая реалии XV века новгородская Повесть о посаднике Добрыне явно намекает на отдельное от легитимного городского схода у церкви Иоанна Предтечи, стоящей «посреди города [Великого Новгорода] на Торгу». Примечателен отмеченный Д. Г. Хрусталевым один из пунктов немецкого варианта договора Новгорода с Западом 1268/69 г. Согласно этому пункту, новгородцам запрещалось загромождать дорогу между Немецким двором и Николо-Дворищенским собором, Т. е. пространство, расположенное к северо-востоку от Св. Николы. Возможно, помимо простого запрета эксплуатации пролегавшего там ганзейского тракта, воспрещалось так же стоять на этой дороге во время «рыночных» сходок.

Функции рыночных собраний, очевидно, в каждой земле были разными — в западнославянских землях они носили едва ли не откровенный характер легитимных городских сходов, в Киеве использовались горожанами для выступлений против политики князя (как в 1068 году). В Новгороде, по-видимому, помимо описанного в повести о посаднике Добрыни направленного против посадников сборища рыночные собрания служили местом всенародных сборов для объявления вечевого решения (как в 1403 и 1406 годах), так как на самом новгородском городском вече согласно археологическим данным помещался далеко не весь город, а лишь 300—500 его представителей — по В. Л. Янину те самые упомянутые в ганзейском донесении 1331 «300 золотых поясов».

Вече возникло из племенных собраний славян. В летописях вече впервые упоминается в Белгороде Южном под 997, в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — под 1068. Однако сведения о явно вечевых корпоративных действиях горожан упоминаются и под более ранними датами. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина XI—XII века). Согласно наиболее распространенной точке зрения, вече в Древней и Средневековой Руси не было подлинным народовластием, фактически все решали князь и его «мужи» — бояре, от имени которых и составлялись все дошедшие до нас княжеские акты (начиная ещё со времён договоров Олега, Игоря, Святослава и т.д,) не считая нескольких совместным с вечем ранних новгородских актов. Однако, И. Я. Фроянов настаивает на том, что в древнерусский период вече было высшим правящим органом во всех русских землях, а не только в Новгородской республике. Согласно И. Я. Фроянову, несмотря на то, что представители знати (князья, бояре, церковные иерархи) являлись непременными участниками веча, и руководили его работой, они не обладали достаточными средствами, чтобы саботировать его решения или подчинять своей воле. В компетенцию вечевых собраний входил широкий круг вопросов — заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами.[1] Согласно М. Н. Тихомирову и П. П. Толочко в княжеских областях Руси в домонгольский период был своеобразное двоевластие княжеской и вечевой властей. То есть была не монархическая но и не полностью республиканская в отличии от новгородских порядков, форма правления. Впервые эту идею фактически высказал еще И. Н. Болтин, высказавший мнение что и княжеская и вечевая власти были сильны. Из летописей и княжеских уставов известно, что князь обладал отдельными от веча судебными и законодательными полномочиями, иногда составляя законопроект лишь в узком кругу приближенных (как например Церковный устав Ярослава Мудрого XI век). Известны случаи когда князь самостоятельно распоряжался финансовыми и земельными ресурсами. Князю же принадлежала полномочия сбора дани. В этом плане вполне понятно, почему вечу нередко активно влиявшему на политику, не всегда удавалось договориться с князем. Например, восстание 1113 года в Киеве произошло сразу после смерти тогдашнего князя-антагониста, которого при его жизни киевляне вынуждены были мириться с его политикой. Показательны и общенародные грабежи княжеского имущества владимирцами и боголюбовцами развернувшиеся сразу после смерти Андрея Боголюбского. С Боголюбским как видно при его жизни горожанам-вечникам было не договориться и те как в свое время киевляне вынуждены были скрепя сердце ждать смерти нелюбимого князя чтобы потом тут же активно выместить свое недовольство.

Вечевой колокол в Новгороде. Иллюстрация из рукописи XVI века

Что касается социального состава вечевых собраний, то во всех русских землях, кроме Новгородской, в вече по древней традиции, могли принимать участия главы всех свободных городских семей. Другое дело что социальная неоднородность древнерусского общества все больше делала внешне демократичные вечевые сходы фактически подконтрольными боярской аристократии. Правда, вплоть по начало XI века боярство еще было вынуждено считаться с народным мнением. Например в 1019 году новгородское боярство как самое богатое сословие выплатило по наибольшей сумме для найма выряжской дружины, однако не по своей воле, а по решению «новгородцев» — тогда еще народного, веча. Однако, уже в XII—XIII веках не только в Новгородской боярской республике, но и в других русских землях, земская знать фактически подчинила своей воле вечевые собрания. Например, в 1176 году ростовское и суздальское боярство уже настолько усилилось, что воспользовавшись отсутствием князя «хотяше свою [узкосословную] правду поставити». При этом его затея чуть было не увенчалась успехом. Рядовые ростовцы и суздальцы — а дело как видно было на вече, охотно «слушающе» своих бояр. Если бы не владимирские «люди меньзии» — небоярские слои, очевидно вопреки воле собственной знати, призвавшие-таки князя, двумя боярскими республиками бы на Руси стало больше. А в 1240 году бояре Галича «Данила княземь собе называху . а саме всю землю держаху», то есть откровенно сосредоточили в своих руках всю власть в Галицкой земле. Что касается новгородской землми, то там боярское господство прослеживается еще раньше. Крупные успехи Новгорода в антикиевской борьбе 2/2 XI века дополнительно усилили естественный процесс усиления социальной стратификаци. О значительном усилении политической роли местной боярской знати красочно говорит откровенное господство бояр в межкончанской борьбе 1115-18 гг, как межкончанская известной лишь по берестяным грамотам, в летописи же «бояр новугородских». Характерно и то, что разбиравший это дело киевский князь Владимир Мономах вызвал в Киев именно боярство в полном составе. Причем, не только как знатнейших представителей Новгорода, а именно, как главных участников смуты. За придерживающейся в этой смуте антикиевской ориентации Людин конец полностью понесла ответственность кончанская знать.

Тем более, что нейтральный характер этого сообщения свидетельствует, что явно продиктованное сугубо личными целями откровенное господство бояр в межкончанской борьбе уже в то время считалось естественным. Что касается дальнейшей истории новгородского веча, то в 1136 году в Новгороде окончательно победил вечевой строй и властные полномочия перешли к местной боярской аристократии. с XIII века городское вече вырождается в узкосословный совет «300 золотых поясов» — представителей нескольких сот городских боярских семей. В то же время большинство новгородских актов — «вечных грамот» составлялось от имени «Всего Новгорода», поскольку вечевой орган был многоступенчатым за счет предваряющих городское вече всенародных собраний концов и улиц. Тот факт, что в 1392 году созывая городское нижегородское вече, звонили в колокола, дает основание полагать что наличие предварительных кончанских сходов было общерусским явлением. Что касается самой кончанской системы, она была во всех русских городах. Кроме городских вечевых собраний, были так же веча в «пригородах» — подчиненных главному городу городах и в селах. Традиции сельских сходов «всем миром» — общиной сохранялись до аграрной реформы Столыпина нач. XX века. Исходя из новгородских, псковских и нижегородских традиций (в 1392 году созывая вече в Нижнем Новгороде, звонили в колокола) вече созывали звоном особого «вечного» колокола. В Новгороде вечевые городские, кончанские, и уличанские вечевые колокола размещались в особых башнях — гридницах, стоящих на вечевых площадях. Наиболее отображенный в источниках новгородский вариант вечевого уклада демонстрирует что кроме гридниц на вечевой площади стояла трибуна — «степень» — откуда вещали ораторы. Вечевые площади были так же оборудованы скамьми. В 1359 году жители новгородского Славенского конца придя на городской вечевой сход «подсели» к своим противникам. В 1146 году по Лаврентьевской летописи, киевляне «седоша» на городском вече. Правда согласно Ипатьевской летописи, киевские вечники «вставшем», однако сам факт наличия первой версии говорит о том, что сидели на вече не только в Великом Новгороде.

В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу XIV века ликвидировала вечевые учреждения. Однако, в тех землях, где великокняжеской власти не было и князья не утверждались Ордой, вечевые порядки были более прочными и вечу иногда даже удавалось влиять на княжескую политику. Так, в 1304 году вечники Переяславля Залесского не пустили призваного ими князя Юрия Даниловича в Москву на похороны отца. В 1392 году нижегородское вече деятельно участвовало во взаимоотношениях с Москвой. Как минимум вплоть по 1296 год сохранялась памятная по договорам Олега (907 год) и Игоря (945 г)древняя традиция участия в межкняжеских переговорах земских представителей. В 1296 году в одном из таких переговоров участвовали переяславские вечевые делегаты. Как видно по проходившей в Костроме в 1304 году вечевой казни нескольких местных бояр, веча сохраняли и некоторые судебные функции. Однако, власть князя усиливалась и в этих землях. Если в домонгольский период можно было говорить о примерно равном соотношении сил, то теперь княжеская власть была сильней вечевой. Уже князю, а не вечу, пренадлежали основные судебные полномочия. Когда в 1305 году в Нижнем Новгороде черные люди восстали против бояр, вече их не казнило. Напротив, оно специально дождалось приезда из Орды князя. Показателен и комплекс смоленских актов XIII—XIV веков, представляющий собой исключительно княжеские грамоты, без каких либо упоминаний веча. Не удивительно, что такое положение дел сказалось и на терминологии. Если в домонгольский период русские земли носили название «земли» «волости», «области» такого-то главного города, что символизировало деятельное участие в управлении государством не только князя но и всего города — веча, то уже с XIV века появляется официальный термин «княжество» применимый не только к Великому княжеству Москвскому, но и к другим княжеским областям, что свидетельстовало об откровенном приоретете княжеской власти над земской. Не мудрено, что уже применительно к XV веку о вечевой деятельности даже в тех княжествах, которые еще не были присоеденены к Москве (Тверское, Рязанское, Ростовское, Ярославское и др.) до нас не дошло никаких известий. Вполне возможно, что летописи во многом правы, персонофицируя все принимаемые политические рещения в этих землях в лице князя и его приблеженных. Если вечевой уклад еще формально и сохранялся, то фактически вече уже перестало играть роль в управлении государством.

Наибольшего расцвета вечевой уклад достиг в Новгородской земле (до 1478) и позднее отделившейся от Новгорода Псковской феодальной республике (до 1510), а также в тоже изначально входившей в состав Новгородской Руси Вятской земле. Там вечевой уклад просуществовал вплоть до присоединения этих земель к Москве.

Что касается южнорусских и западно-русских земель с XIII по XV век вошедших в состав Великого княжества литовского, то там вечевой уклад сохранился до Любленской унии 1569 года, вече формально сохраняло всенародный характер (новгородский пример вырождения городского веча был уникален) однако, как это видно по Полоцким актам, фактически было подконтрольным знати. Наиболее демократичным был вечевой уклад Псковской республики, где до XV века знать была вынуждена считаться с мнением масс. Однако, вечевые акты XV-начала XVI веков где несмотря на всенародный характер городского веча упоминаются не все городские сословия вечников показывает что естественные для кастового общества олигархические тенденции развивались и там.

Вече в Новгороде

Вече было высшим органом власти в Новгородской земле во время так называемого периода «Новгородской феодальной республики». Новгородский вечевой орган был многоступенчатым, так как кроме городского веча имелись так же собрания концов и улиц. До сих пор не ясна природа новгородского городского веча. По мнению В. Л. Янина Новгородское городское вече представляло собой искусственное образование, возникшее на основе «кончанского» (от слова конец — представители разных концов города) представительства, его возникновение относится ко времени формирования межплеменной федерации на территории Новгородской земли. Мнение Янина опирается на данные археологических раскопок, результаты которых склоняют большинства исследователей к мнению о том, что Новгород как единый город сформировался лишь в XI веке, а до этого было несколько разрозенных поселков, будущих городских концов. Таким образом, исконно будущее общегородское вече служило как бы федерацией этих поселков, но с объединием их в единый город приняло статус городского собрания. В начальный период место сбора веча (вечевая площадь) находилось в Детинце, на площади перед Софийским собором, в дальнейшем, после перемещения княжеской резиденции за пределы города, вечевая площадь перемещается на Торговую сторону, и вечевые собрания проходят на Ярославовом дворище, перед Никольским собором. Но даже в XIII веке, в случаях противоборства разных концов Новгорода, вечевые собрания могут проходить одновременно и на Софийской, и на Торговой сторонах. Однако в целом по крайней мере с начала XIII века чаще всего Новгородцы собираются «на Ярославли дворе» перед Николо-дворищенским храмом (статус собора Св. Никола получит уже в московский период). Однако конкретная топорграфия и вместимость вечевой площади до сих пор не известны. Проходившие в 1930-40 гг археологические раскопки на Ярославовом дворище не дали определенного результата. В 1969 году В. Л. Янин вычислил методом исключения вечевую площадь на неисследованном участке перед главным (западным) входом в Николо-Дворищенским собором. Сама площадь таким образом обладала весьма малой вместимостью — в первой работе В. Л. Янин называет цифру 2000 м 2, в последующих трудах −1200-1500 м2 и вмещала вовсе не всенародный, а представительный состав из нескольких сот участников, коими по мнению В. Л. Янина являлись бояре. Правда в 1988 году В. Ф. Андреев выразил мнение о всенародном характере городских сходов и локализовал вечевую на более как ему казалось просторном месте, к югу от Николо-дворищенского собора. Существует так же теория о расположении вечевой площади к северу от Николо-дворищенского собора. Однако наиболее авторитетной является концепция В. Л. Янина, которая даже попала в учебники. Наиболее авторитетным считается мнение об аристократическом характере веча на Ярослововом Дворище во времена поздней республики (вторая половина XIV—XV века).Впрочем, вырождение общегородского вечевого органа в действительности произошло раньше. Составленный от одних «старейших» — бояр знаменитый «ряд» 1264 г [2] убедительно говорит о том, что воля прочих свободных новгородских сословий — «меньших» — уже в то время порой официально не учитывалась даже исходя из их прямого участия в предваряющих общегородские вечевые собрания на «Ярослали дворе» общенародных кончанских вечах. В немецком источнике 1331 года общегородское вече носит название «300 золотых поясов». Работа веча шла под открытым небом, что предполагало гласность народного собрания. Из письменных источников, в том числе летописей, известно, что на вечевой площади стояла «степень» — трибуна для посадников и других руководителей «республики», занимавших «магистратские» посты. Площадь также была оборудована скамьями.

В основе решений веча лежал принцип единогласия. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих. Однако достигнуть такого согласия удавалось далеко не всегда, во всяком случае, не сразу. При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашение. Например, в Новгороде в 1218 году после битв одного конца против других, веча по одному и тому же вопросу продолжались целую неделю, пока не «сошлись братья все единодушно».

На вече решались самые существенные вопросы внешней и внутренней политики Новгородской земли. В том числе были случаи приглашения и изгнания князей [3], вопросы войны и мира, союза с другими государствами — всё это входило иногда в компетенцию веча. Вече занималось законодательством — на нём утверждена Новгородская Судная грамота. Вечевые собрания —— одновременно одна из (суду обычно совершал приглашённый в том числе и для этого князь) судебных инстанций Новгородской земли: изменников и лиц, совершивших другие государственные преступления, нередко судили и казнили на вече. Обычным видом казни преступников было низвержение виновного с Великого моста в Волхов. Вече распоряжалось земельными наделами, в случае если ранее земля не была передана была в отчину (см. например Наримунт и Карельское княжество). Оно выдавало грамоты на владение землёй различным церковным корпорациям, а также боярам и князьям. На вече происходили выборы должностных лиц: архиепископов, посадников, тысяцких.

Посадники избирались на вече из представителей боярских семей. В Новгороде по реформе Онцифора Лукинича (1354) вместо одного посадника было введено шесть, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался «степенный» посадник. Реформой 1416—1417 число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода.

В 1155 Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» киевского митрополита Климента. По его просьбе Константинополь назначил нового митрополита Константина I. За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгороду автономию в церковных делах. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 сместили архиепископа Арсения.

Кроме общегородского в Новгороде существовали кончанские и уличные вечевые собрания. Если общегородское представительное вече было по существу искусственным образованием, возникшим в результате создания межкончанской политической федерации, то низшие ступени веча генетически восходят к древним народным собраниям, и их участниками могло быть все свободное население концов и улиц. Именно они были важнейшим средством организации внутриполитической борьбы боярства за власть, так как на них проще было разжигать и направлять в нужное боярам русло политические страсти их представителей из всех сословий конца или улицы.

Примечания

  1. ↑ Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1980. С. 184
  2. ↑ (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М-Л.,1949. С. 9-11)
  3. ↑ Минникес И. В.Основания и порядок избрания князя в русском государстве Х-XIV вв.\АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 4(6)(октябрь-декабрь) 2001 г.\\Иркутское ГНИУ Институт Законодательства и правовой информации

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Народное собрание в древней руси как называлось. Вопрос юристу. ЮрПравда.ру

Народное собрание в древней руси как называлось

Вече (общеславянское; от старославянского вет — совет)

А. В. Арциховский, А. М. Сахаров.

Когда князь приезжал в город, вече целовало ему крест на верность, а князь целовал крест перед вечем в том, чтобы ему «любити народ и никого же не обидети».

Вот как, например, рядились киявляне в 1146 с кн. Игорем, вместо которого на вече присутствовал, замещая Игоря, его брат Святослав.

«Ныне, княже Святославе, — говорили киевляне, — целуй нам хрест из братом своим (за брата своего): аще кому нас будет обида, то ты прави!

Святослав на это отвечал:

- Яз целую крест за братом своим, яко не будет насилья никоторого же».

Затем киявляне целовали крест Игорю.

- Вот я с братией моей хотим пойти на дядю своего к Суздалю. Пойдут с нами и Ольговичи. Киевляне на это ответили:

- Князь! Не ходи на дядю своего в союзе с Ольговичами, лучше уладь с ним дело миром. Ольговичам веры не давай и в одно дело с ними не путайся.

- Они крест мне целовали, — отвечал Изяслав, — и мы сообща порешили этот поход; не хочу менять моего решения, а вы помогите мне.

- Князь, — сказали тогда киевляне, — ты на нас не гневайся: не пойдем с тобой — не можем поднять руку на Владимирово племя. Вот если на Ольговичей, так с детьми пойдем.

Тогда Изяслав решил идти один с дружиной и охотниками, кликнув клич по них:

- А тот добр, кто по мне пойдет!»

Владимир поехал к митрополиту и созвал — «повабил» — киевское вече. И вот, повествует летопись, «придоша кыян много множество народа и седоша у святое Софьи. И рече Володимер к митрополиту:

- Се прислал брат мой два мужа кыянины, ать (т.е. пусть) молвят братье своей.

И выступи Добрынка и Радило и рекоста:

- Целовал тя брат, а митрополиту ся поклонял, и Лазаря целовал, и кыяне все.

- Молвита, с чим вас князь прислал?

Посланные изложили тогда то, что велел им сказать Изяслав, и от имени князя звали городское ополчение идти к Чернигову:

- А ныне, братья, поидета по мне к Чернигову; кто имеет конь, ли не имеет кто, ино в лодье: ти бо (т.е. черниговцы) не мене единаго хотели убить, но и вас искоренити».

Таким образом, требуя помощи горожан, князь указывает, что теперь поход не его только личное дело, но и дело города.

«Рады, что Бог избавил тебя и братии наших от великой напасти. Идем по тебе и с детьми, как ты того хочешь».

Но тут поднялся один человек и сказал:

Против этого предложения восстали и митрополит, и тысяцкий Лазарь; говорили против же старый тысяцкий Владимир и некто Рагуйло. Но толпа не слушала их и пошла убивать Игоря.

Война, начатая с согласия веча, прекращается, если народ потребует заключения мира. В таких случаях вече властно говорило князю: «Мирися или промышляй о себе сам».

Точно так же, если князь хотел мириться против воли вече, то слышал такой ответ: «Аще ты мир даси ему, но мы ему не дамы!»

http://www.aggregateria.com/V/veche.html

Древняя Русь

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие проблемы:

1. Расселение восточных славян.

2. Занятия восточных славян.

На юге, в степной полосе, использовалась другая система земледелия - “перелог”, при котором участок использовали до тех пор, пока не истощался, потом переходили на другой участок.

Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, капусту, морковь, репу, огурцы. Славяне занимались также охотой, рыболовством, бортничеством. Разводили лошадей, свиней, коров.

Селились по берегам рек. Здесь возникали русские города: Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород-Великий, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов.

Попытайтесь объяснить, почему у восточных славян не было постоянной обработки одних участков земли.

3. Общественно-политические формы организации восточных славян.

Несколько родов объединялись в племя, во главе которого стоял князь. Несколько племен составляли более крупные образования - межплеменные союзы.

Постепенно, с ростом производительных сил, шел процесс распада первобытнообщинного строя. Выделяются отдельные (парные) семьи, которые объединяются в соседскую общину. Ее владения делились на общественные и личные.

4. Образование древнерусского государства “Киевская Русь”.

Его преемником стал князь Игорь, подчинивший уличей и тиверцев. Длительную борьбу он вел с древлянами, где и был убит в 945г. Его жена Ольга жестоко отомстила древлянам, однако была вынуждена упорядочить сбор дани.

В княжение Ярослава Владимировича были присоединены юго-западные земли Руси, Черниговская и Тмутараканские земли, южная Финляндия.

Определите, с какой целью была приглашена в Новгород варяжская дружина, кто становится князем присоединенных племен и земель?

5. Государственное управление в Киевской Руси.

В древнерусском государстве были еще сильны пережитки родового строя.

Подумайте, на какие средства существовал государственный аппарат и органы власти?

6. Принятие христианства.

Ранее славяне были язычниками и неохотно, а иногда и с сопротивлением, принимали христианскую веру. Сначала христианство проникало в среду знати. В 988г. князь Владимир (Святой), крестившийся сам, начал крестить своих бояр, затем весь народ.

С принятием христианства возникла на Руси церковь - особая феодально-религиозная организация.

Принятие христианства имело большое значение: были значительно расширены связи с другими странами, русская культура приобщилась к более высокой византийской культуре. Определите, почему Русь приняла христианскую веру, а не другую.

7. Законы древнерусского государства.

В начале XIIв. появился “Устав Владимира Мономаха”, в котором появились новые статьи о купле-продаже, займе, закладе, наследовании и опеке.

Попытайтесь уяснить, с какой целью издавались русские законы и какое они имели значение для укрепления государства.

8. Русские земли в период феодальной раздробленности.

Феодальная раздробленность явилась новой формой государственно-политической организации, сменившей ранне-феодальную монархию. Она была неизбежным этапом в истории.

Задание для самоконтроля.

1. Проблемные вопросы.

2. Основные предпосылки образования древнерусского государства “Киевская Русь”?

3. Причины и последствия принятия христианства на Руси?

4. Роль первых законов древнерусского государства в его укреплении?

5. Русь в период феодальной раздробленности, причины междоусобной войны?

6. Почему славяне миновали рабовладельческую стадию развития общества?

7. Что представляет собой норманская теория о происхождении древнерусского государства?

8. Основные военные походы русских князей в IX-XIвв.

9. Политические портреты русских князей IX-XIвв.

2. Тесты для самоконтроля.

б) Как называлось народное собрание в Древней Руси?

в) Как назывались крестьяне, берущие в аренду землю у феодала под обработку?

г) В каком году князь Олег повесил свой щит на врата Царьграда?

д) Какой князь “отмстил неразумным хазарам” и разрушил Хазарский каганат?

3) Владимир Мономах

3. Работа с первоисточниками.

Вопросы к тексту.

2. Почему славяне решили пригласить к себе варягов?

3. Какие варяжские князья пришли на Русь, где стали править?

http://www.erudition.ru/referat/printref/id.27018_1.html

LiveInternetLiveInternet

  • 2 Познание мира и себя (6801)
  • Психология и поиск себя (1787)
  • Работа над собой (1505)
  • Эзотерика, философия (1333)
  • практики, медитации (914)
  • Тонкий мир (692)
  • Энергетика и строение человека (583)
  • 1 Жизнь без прикрас (5325)
  • О мужчинах. И женщинах :) (972)
  • Необычное. Природа. Тайны. (780)
  • Наука (470)
  • как это было (392)
  • - Мир и Украина (371)
  • - Мир и Земля (353)
  • космос (345)
  • - МЫ и МИР (309)
  • - Мы, Мир и Украина (268)
  • 2018 - Мир и Земля (142)
  • Йеллоустоун. Лепестки. Камушки. (103)
  • 3 Мудрость жизни (3175)
  • практические советы (1910)
  • Медики о медицине (286)
  • ОНКОЛОГИЯ (209)
  • Лечения: аромо, цвето и др. (182)
  • аптечка: мази и др. (150)
  • 4 Народные рецепты (2247)
  • 1 разные общие советы (371)
  • 1 ЛУКОШКО полезных советов (368)
  • суставы ног, рук, позвоночник (211)
  • голова, нервы, давление (159)
  • сердечно-сосудистые (125)
  • почки, печень (123)
  • желудочно-кишечный тракт (116)
  • глаза, зрение (115)
  • 2 чистка, очищение (112)
  • 2 общее оздоровление (100)
  • уши, горло, нос (93)
  • кожные проблемы (92)
  • женские и мужские проблемы (78)
  • ступни ног, грибок, мозоли, шишки (75)
  • рот, зубы и проблемы с ними (62)
  • 1 ОТ БОЛЕЗНИ ИЗЛЕЧИЛСЯ САМ (55)
  • простуда (50)
  • лёгкие (35)
  • 1 Из древних знаний (2092)
  • славянские практики (553)
  • обереги (323)
  • практики других народов (302)
  • Славянское целительство (217)
  • заговоры (201)
  • 1 Русь. Славяне. (1888)
  • НАШИ ПРЕДКИ (567)
  • История, легенды, сказки (375)
  • БОГИ славян (333)
  • Животный и растительный мир в славянстве (52)
  • ПЕСНИ птицы Гамаюн (18)
  • ДОМ и КУХНЯ (1479)
  • у нас на кухне (1245)
  • Мультиварка и рецепты (143)
  • Магия (1155)
  • практика (578)
  • Технологии разные (86)
  • Стихии и магия (80)
  • Это интересно (706)
  • Разное (346)
  • Творчество Аллы (59)
  • Предсказания. Гороскопы. (620)
  • Праздники. Новый Год. (282)
  • Сварожий Круг (19)
  • Обучение (611)
  • Из разных книг (288)
  • космоэнергетика (189)
  • семинары, лекции (80)
  • целительные программы (54)
  • Это видео, музыка (513)
  • День космических историй. (24)
  • Фильмы (18)
  • Русский язык. (260)
  • РУНЫ (243)
  • Это Помощь для блога и компьютера (148)
  • ЭТО ЛИЧНОЕ (55)
-Поиск по дневнику
-Постоянные читатели
-Статистика

О ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУСИ

Новгородци бо изначала, и смолняне, и кыяне, и полочане, и вся власти, якож на думу, на веча сходятся; на что же стареишии сдумають, на том же пригороди стануть

одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Участниками веча могли быть мужи – главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина XI—XII века).

В компетенцию вечевых собраний входил широкий круг вопросов – заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами.

Из летописей и княжеских уставов известно, что князь обладал отдельными от веча судебными и законодательными полномочиями, иногда составляя законопроект лишь в узком кругу приближенных (как, например, Церковный устав Ярослава Мудрого в XI веке).

Но даже сильный князь порой мог попадать под народный гнев и изгоняться из города - например Всеслава Чародея из Полоцка полочане выгоняли не меньше 6ти раз.

В более поздний период на территории Полоцкого княжества образовалась своеобразная теократическая система управления государством, где главенствующую роль занимал епископ, а за ним уже шло вече.

Вечевой строй просуществовал в Новгороде до 1478 года, в Пскове до 1510 года. На территории Западной Руси на смену вече, которое к тому времени превратилось в олигархический орган власти пришло Магдебургское право.

http://www.liveinternet.ru/users/4061666/post393794332/

Комментариев пока нет!

jurpravda.ru

Народное собрание в древней и средневековой Руси 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: В Югославии: палата скупщины

Ответ: Вече

Вопрос: На Руси в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел

Ответ: Вече

Вопрос: Собрание горожан для решения общественных дел, а также На Руси в 10-15 вв.: место такого собрания

Ответ: Вече

Вопрос: Древнерусский парламент

Ответ: Вече

Вопрос: НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ В ДРЕВНЕМ НОВГОРОДЕ

Ответ: Вече

Вопрос: Народное собрание в древней и средневековой Руси

Ответ: Вече

Вопрос: Народное собрание на Руси в 10-14 вв

Ответ: Вече

Вопрос: Народное собрание на городской площади как высший орган власти (на Руси X-XIV вв.)

Ответ: Вече

Вопрос: Общее собрание горожан на Руси

Ответ: Вече

Вопрос: Прообраз Государственной Думы в древнем Новгороде

Ответ: Вече

Вопрос: Собрание жителей города (истор.)

Ответ: Вече

Вопрос: Сход горожан (истор.)

Ответ: Вече

Вопрос: (перен.) Шумное многолюдное собрание (обычно с оттенком иронии)

Ответ: Вече

Вопрос: Самиздатский журнал православно-патриотического содержания. Издавался в СССР в 1971-1974 годах. Журнал выходил примерно каждые 3 месяца, с тиражом 50-100 экземпляров. Объём номера составлял около 300 страниц. Всего вышло 10 номеров

Ответ: Вече

Вопрос: Центристская политическая партия на Украине

Ответ: Вече

Вопрос: В Древней Руси: собрание горожан для решения общественных дел

Ответ: Вече

Вопрос: Новгородская палата общин

Ответ: Вече

Вопрос: Новгородское народное собрание

Ответ: Вече

Вопрос: Сходка в Древнем Новгороде

Ответ: Вече

Вопрос: Древнерусская агора

Ответ: Вече

Вопрос: Народное собрание на Руси

Ответ: Вече

Вопрос: Древнерусская дума в Новгороде

Ответ: Вече

Вопрос: Сходка русичей

Ответ: Вече

Вопрос: Сходка горожан на Руси

Ответ: Вече

Вопрос: Собрание у славян

Ответ: Вече

Вопрос: Собрание горожан

Ответ: Вече

Вопрос: Собрание подревнерусски

Ответ: Вече

Вопрос: Митинг на Руси

Ответ: Вече

Вопрос: Собрание на Руси

Ответ: Вече

Вопрос: Собрание русичей

Ответ: Вече

Вопрос: Совет у славян

Ответ: Вече

Вопрос: Древнерусский митинг

Ответ: Вече

Вопрос: Новгородское собрание

Ответ: Вече

Вопрос: Собрание граждан на Руси

Ответ: Вече

Вопрос: Псковское у Васнецова

Ответ: Вече

Вопрос: Сходка древних новгородцев

Ответ: Вече

Вопрос: Сходка новгородцев

Ответ: Вече

Вопрос: Сбор горожан на Руси

Ответ: Вече

Вопрос: Собрание по-древнерусски

Ответ: Вече

Вопрос: "Тусовка" по-древнерусски

Ответ: Вече

Вопрос: Новгородская агора

Ответ: Вече

Вопрос: Старинное название людской сходки.

Ответ: Вече

Вопрос: Мирская сходка.

Ответ: Вече

Вопрос: Славянский форум

Ответ: Вече

Вопрос: Новгородский форум

Ответ: Вече

Вопрос:

wordparts.ru

Что такое русское вече и каким оно было в древней Руси?

Что такое русское вече и каким оно было в древней Руси?

Что такое вече? Вече– это народное собрание, которое играло роль органа государственного управления у древних славян. По-сути, русское вече было собранием всех свободных людей, которые проживали в городе, и именно вече являлось, если высказаться современным языком, городским институтом. В древнерусских летописях множество раз упоминается о вече, которые созывались в таких крупных городах, как:

  • 997 год – Белгород;
  • 1068 год – Киев и Новгород;
  • 1097 год – Владимир-Волынский;
  • 1147 год – Звенигород-Галицкий;
  • 1157 год – Ростов, Владимир-на-Клязьме, Суздаль;
  • 1159 год – Полоцк;
  • 1176 год – Переяславль-Залесский;
  • 1185 год – Смоленск.

В науке звучит следующее определение народного вече : вече произошло от славянского слова вѣтъ, которое обозначает «совет». Вече у древних славян обозначало народное собрание, которое происходило в древней и средневековой Руси, а также по всех восточных племенах славян.

русское народное вече

Вече являлось основным государственным органом в славянских племенах до того времени, когда впервые начали формироваться раннефеодальные общества. После появления раннефеодальных обществ все племена древних славян объединились в единое государство.

Учреждение народного вече позволяло обсуждать вместе со всеми жителями деревни основные вопросы деревни. На данном собрании решались вопросы, которые касались территории, культуры, политики и общественной жизни. В народное вече были «мужи» - главы всех вольных семейств, родов, племен и поселений. Их права, как правило, были равными, но иногда большую роль в истории играло именно социальное положение «мужа».

Вече в древней Руси было не единственным. Подобные собрания также существовали у скандинавских и англосаксонских народов. Именно в Киеве заседало всенародное вече, так как Киев на то время являлся главной столицей Руси.

С развитием и расширением власти феодализма на задний план постепенно отошла военная демократия, а решение всех важных государственных вопросов приобрело более организованную форму. С годами суд вече на Руси решал все вопросы, связанные с государством, поэтому он принял официально статус государственного органа. Не смотря на все реформы, в древней Руси вечем называли любые собрания людей, причем это не зависело от того, официальное собрание или нет. Вечем также часто называли стихийные собрания простых граждан, которые собирались для решения обычных будничных вопросов своей деревни или своего племени. Понятие, что значит вече, постепенно теряло свое основное значение.

Что такое русское вече и каким оно было в древней Руси?

Официально принято считать, что вече появилось в начале XX века, но в летописях упоминаются и более ранние годы его возникновения – конец VIII и начало IX веков. Тогда о том, что означает вече никто не задумывался, так как основную свою роль оно всегда выполняло, поэтому вече называли как крупные официальные собрания, так и небольшие сборища простых граждан. Тем не менее, в том или ином виде, но вече смогло просуществовать до XVI века.

Многие историки сегодня спорят о том, какими полномочиями обладало вече в древней Руси? Не смотря на то, что вече – это народное собрание, которое после приобрело статус официального органа, какой-либо силы оно на самом деле не имело, так как на самом деле важные вопросы государства решались князьями и боярами. Другая же половина ученых утверждает, что вече имело огромную силу, и не редко влияло на решение политических глав Руси. Князь и вече в древней Руси часто обсуждали вместе некоторые вопросы государственной важности, но вот прислушивался ли к ним князь и соглашался с ними – вопрос остается открытым. Таким образом, в государстве образовалось двоевластие – с одной стороны был князь, а с другой – народное вече.

Из-за того, что в летописях много отрывистых сведений, сформулировать единую четкую картинку о народном русском вече довольно сложно. Точно известно, что у вече никогда не было единого председателя или же какого-то официального документа, поэтому все собрания происходили стихийно. В зависимости от региона, его состав и полномочия могли значительно различаться друг от друга. В своей наивысшей форме вече проявило себя в Новгородской области, а позже и в отделившейся Псковской республике. Свою силу на этих землях вече потеряло лишь после присоединения городов к Москве.

Тайны Славянской Цивилизации. Книга Богов

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru