Шлемы древней Руси. . Шишак это в древней руси
Шлемы Московской Руси (1): шелом и шишак
Николай Чеботарев 02.09.2014
Шлемы
15 век, 16 век, 17 век, Великое княжество Литовское, князь Федор Мстиславский, король Фердинанд II, Кремль, Москва, Никита Давыдов, Оружейная палата, Русь, царь Михаил Романов, шелом, шишак, шлем, Шлемы Московской Руси
Как только не называют старинные шлемы – и шеломами, и шишаками и железными колпаками. Примечательно, что за каждым из этих названий стоит вполне конкретный вид шлема.
Пришло время разложить все зубы по своим полкам. А чтобы информация не перемешалась в кучу, будем публиковать ее дозированно. Итак, сегодня мы рассказываем про шеломы и про шишаки.
Шелом
Шелом – долгожитель в военной истории Руси, где совсем не мирно просуществовал около 7 веков. Однако во времена Московской Руси они имели вполне определенную форму, которая не встречается в более древние времена:
Слева — шелом царевича Ивана, сына Иоанна Грозного, справа — шелом, найденный при раскопках в Китай-городе, Москва
Интересно, что шелом, обнаруженный в 2004 году в белорусском Мстиславле, очень похож на русские образцы, но принадлежал, скорее всего, воинам Великого княжества Литовского:
Шелом имел корпус циллиндро- или сфероконической формы и шпиль, на который, предположительно, мог крепиться флажок – «яловец».
Самые яркие представители шеломов Московской Руси – шеломы Иоанна Грозного (изготовлен до 1547 года) и его сына Иоанна Иоанновича (изготовлен до 1557 года).
К началу XVII века шелом устарел и его сменили распространившиеся в войсках шишаки. Однако некоторое количество шеломов продолжало оставаться в арсеналах Московской Руси «про запас».
Интересно, что в документах Оружейной Палаты, составленных в 17 веке, к шеломам относят высокие шлемы без шпиля, иногда снабженные защитой лица в виде металлической стрелки — «наносника». Кроме того, шеломами могли называть практически любые высокие шлемы, в том числе, произведенные за рубежом.
Например, вот такие:
Западноевропейские высокие шлемы «эпохи шеломов». Слева — шлем короля Кастилии, Арагона, Сицилии и Неаполя Фердинанда II (кон. XV-нач. XVI вв). Справа — украшенный офицерский шлем «морион», ок. 1600 г.
Шишак
В отличие от шелома, шишаки были гораздо ниже (примерно в два раза) и имели более крутобокую форму.
Первое известие о шишаке на Руси четко датируются XIV столетием, а вернее 1359 годом, когда было составлено завещание великого князя Иоанна Иоанновича. В нем перечисляется имущество великого князя и сказано про «чечак золот с камением».
До конца неясно, имеется ли в виду головной убор или воинский шлем. Само же слово «шишак», скорее всего, было заимствовано из турецкого или венгерского языка.
Самыми древними шишаками на Руси считаются шлемы, найденные в Угловой Арсенальной башне Московского кремля. Произошло это, как часто случается, нежданно–негаданно.
Схема Арсенальной башни и колодец, на дне которого были обнаружены шишаки
Надо сказать, что Арсенальная башня — самая мощная из всех 20 башен Кремля. Как и у всех ее соседок, у нее имелся свой секрет — колодец, который позволял защитникам Москвы всегда иметь под рукой воду. Колодец этот питается от древних родников, а лишняя вода отводится в речку Неглинная по специальному каналу.
В 1975 году канал засорился. Вызвали землекопов и один из них, по фамилии Лебедев, нашел на дне колодца настоящий клад. Четыре стремени, множество белокаменных ядер и обрывки кольчуги. В некогда целый доспех были завернуты два шлема.
Тот и другой датируются 1500 годами, а вот как они туда попали на добрые полтысячи лет – неясно до сих пор.
Шишаки непростые. Они украшены серебром и медной полосой по венцу, оформлены растительным и штриховым орнаментом. Узор только подтверждает мнение о том, что оба шлема были изготовлены на Руси.
По нижнему шлему у нас немного больше информации. Он кован из железа, сверху покрыт медной инкрустацией. В основании его диаметр составляет 21 см, а у навершия 0,9 см. Высота шлема — 16,5 см.
Слева — шишак князя Федора Мстиславского. Справа — шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер — Никита Давыдов.
Более поздние шишаки снабжали дополнительными средствами защиты – назатыльником, наушами и козырьком. Сквозь козырек могли пропускать стрелку, для защиты лица и носа.
Шишаки просуществовали в войсках до самого конца XVII века. Интересно, что само слово «шишак» в XVI-XVII веках прилипло и к импортным шлемам круглобоких форм. А шишак хана Мухаммеда был занесен в описи как «шапка яркендского дела».
Шишак хана Мухаммеда
Литература
- Ю. Н. Бохан. Шеломы «русского» типа из Мстиславля.
- К.А. Жуков Русские сфероконические шлемы развитого средневековья
- Т.Д. Панова «Клады Кремля»
- Каталог Собрания Московского Кремля. Архитектурная графика.
- Блог «mayak-parnasa»
Продолжение следует…
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи |
ludota.ru
Оружие защиты и нападения славянских воинов Древней Руси
Славянскими воинами вплоть до четырнадцатого века на Руси применялось только холодное (белое) оружие, в котором сила взрыва порохового заряда не использовалась, а также оружие метательное. Холодное оружие делится на ударное, древковое и клинковое, в свою очередь подразделяющееся на: колющее и рубящее. Ударное оружие предназначалось для нанесения поверхностных ударов, не проникавших вглубь тела, и действовало благодаря своей тяжести. В древковом оружии короткий узкий острый наконечник насаживался на длинное древко. Это почти исключительно колющее оружие. Клинковое оружие состоит из узкого стального клинка (полосы), скреплённого с рукоятью или эфесом. Оно могло быть колющим, когда противник поражается узким остриём, и рубящим, длинным тонким лезвием, разрубающим мягкие ткани и даже кости тела.
Главным предметом защитного вооружения, который носили практически все славянские воины, был щит. Он был прямоугольным или круглым, диаметром 70–90 см. Делались щиты из тростника, ивовых прутьев, дерева, обтягивались толстой воловьей кожей, оковывались железными полосами (VII в.), по краю часто набивались обоймочки, а в центре крепился умбон – полусферическое или сфероконическое железное навершие с полями. Позже щиты стали делать только из дерева. Щит был выпуклым, так что оружие соскальзывало с него. Изнутри были ремённые петли: за одну щит держали, другая надевалась на плечо.
Славянские воины искусно сражались как на равнине, так и в лесах и горах. Основным боевым качеством славянского воина была решительность в схватке. При рукопашном бое славяне перебрасывали щит за спину и с открытой грудью с мечом в руке бросались на врага.
В XII в. стали употреблять миндалевидные щиты, закрывающие почти все тело от подбородка до колен; пешие воины могли воткнуть их в землю и опереть о них копье, создавая непреодолимую преграду для врага. Затем появляются щиты треугольные, трапециевидные, прямоугольные, иногда с фигурным вырезом для копья; обычно они были двускатными, хорошо прилегавшими к телу.
После щита шлем был важнейшей частью защитного вооружения: ведь он прикрывал голову. Славяне употребляли лёгкие открытые шлемы, кованные из одного куска стали. Это были шишаки с остроконечным завершением, с которого соскальзывал вражеский клинок. Они иногда снабжались узкой стрелкой, прикрывавшей нос, неподвижной маской для верхней части лица, кольчужной сеткой–бармицей, закрывавшей шею и нижнюю часть лица.
Самым древним видом доспехов славян была кольчуга – широкая длинная сетчатая рубаха из мелких проволочных колец, с короткими широкими рукавами. Кольчуга на Руси на 200 лет опережает европейские технологии, долгое время не имевшие на своём вооружении подобные прототипы.
Ударное оружие возникло в глубокой древности, когда первобытный человек отломил толстый сук и ударил им зверя или врага. Потом он прикрепил к палке камень – получилась палица. А когда камень обтесали и заострили, получился топор. Палица и топор – самое древнее оружие у славян и самое распространённое. Деревянные палицы оковывались железом, снабжались шипами. Топоры насаживались на длинные топорища. В ход даже шли обыкновенные цепы для молотьбы хлеба: в ударную часть цепа, боек, вбивали гвозди, и он превращался в страшное оружие. Из древнейшей палицы родилась булава: на деревянную рукоять насаживалась круглая или гранёная металлическая головка, усаженная шипами. Оружие с небольшой головкой, гранённой на шесть граней или состоявшей из плоских заострённых пластин, называлось перпач или шестопер. Употреблялись также клевец в виде небольшой кирки с тупым обухом и чекан, небольшой узкий топорик. Самым распространённым был боевой топор, отличавшийся от обычного плотничьего инструмента более длинной рукоятью и узким лезвием: площадь удара должна была быть меньше, чтобы лезвие прорубило доспехи. Топор с широким, до 30 см, полулунным лезвием, насаженный на длинное прямое топорище, назывался секирой.
Древковое оружие славян было важнейшим видом оружия у пеших и конных воинов. Это были тяжёлые ударные копья. Копья были двух видов. Одни имели тяжёлые листовидные наконечники, которые насаживались на длинное древко. Таким копьём воины действовали, не выпуская его из рук. Другие копья, называвшиеся сулицами, имели ту же форму, но были значительно легче. Сулицы использовались в качестве метательного оружия. Пехота употребляла также рогатины – короткие копья с большим четырёхгранным наконечником, способным пробивать доспехи. Простейшим видом древкового оружия была обычная коса, вертикально насаженная на древко – ратовище. От неё произошла совня – длинное копье с большим плоским ножевидным наконечником.
На вооружении у славянских воинов было и клинковое оружие.
В Древней Руси воины пользовались мечом, до середины XI в. имевшим закруглённый конец и применявшимся для прорубания доспехов. Затем конец клинка стали заострять, так что им можно было пробить кольчугу или панцирь в месте соединения пластин. Клинок меча посередине имел узкие неглубокие ложбины, долы; они облегчали его, а главное – придавали ему жёсткость при изгибе. К клинку крепился эфес, состоявший из рукояти, за которую держали оружие, перекрестья, прикрывавшего руку от удара, и головки в виде полушария, круглого или сплюснутого шара. Головка не позволяла рукояти выскользнуть из руки при ударе, а перекрестье создавало при колющем ударе дополнительную опору. Обоюдоострый, т. е. с лезвием по обеим сторонам, клинок вкладывался в ножны, сделанные из металла, или деревянные, обтянутые кожей. Там, где клинок входил в ножны, они оковывались фигурной полоской металла – устьем, а на конце была такая же оковка – наконечник; посередине ножен могли помещаться одна–две узкие фигурные металлические оковки – обоймицы, или гайки, к которым иногда крепили кольца для ношения на ремне – портупее.
В Х в. конные воины вооружились длинными тонкими саблями, которые получили распространение на Руси значительно раньше, чем в странах Западной Европы, благодаря постоянным связям с Востоком, с Великой Степью.
Древнейшим видом метательного оружия славян была праща – ремённая петля, с помощью которой можно было метнуть камень на большое расстояние.
В целом вооружение славян было простое и необременительное: меч, копье, лук со стрелами и щит.
Луки делались цельными, из можжевельника, берёзы, ясеня, дуба, а с Х в. появились и составные луки. К их деревянной средней части, рукоятке, крепились круто изогнутые «рога» из двух склеенных деревянных пластин, оклеенных сухожилиями животных, или пластин из рога, кости. Такие луки достигали в длину двух метров. При выстреле составной лук стремился разогнуться в обратную сторону, и это усиливало его действие. Натянуть тугой лук было тяжело, и будущие воины учились стрельбе с детства, постоянно тренировались. Славяне стреляли из лука «от груди», становясь боком к цели и натягивая тетиву к левому плечу вдоль груди. Лук прятали в особый чехол, налучье, чтобы он не намокал и не рассыхался. Стреляли длинными, более метра, стрелами из тростника или дерева, с коваными или литыми гранёными наконечниками. Для большей точности полёта на конце стрелы было оперение. Летела тяжёлая стрела далеко и могла пробить кольчугу. Стрелы носились в колчане. Комплект лука с налучьем и стрел с колчаном назывался саадак.
Но лук был бессилен против пластинчатых доспехов. По ним били из самострелов или арбалетов короткими, кованными из железа калёными стрелами – болтами. Арбалет появился на Руси в XII в. Это был малого размера лук, сработанный из железа или рога, который крепился к деревянной ложе, на которой в желобок закладывали болт. Натянутая тетива цеплялась за рычаг–спуск, нажимая на который стрелок спускал тетиву. Натянуть тугой самострел руками было невозможно. Поэтому на поясе стрелка был железный крюк: нагнувшись, стрелок цеплял его за тетиву и, прижимая самострел ногой к земле и распрямляясь, натягивал тетиву.
Арбалет превосходил лук мощностью боя: тяжёлый болт валил всадника с коня и мог пробить доспехи. Зато скорострельность арбалета была намного ниже, чем у лука, поэтому его в основном употребляли при обороне крепостей; в полевом бою, особенно с лёгкой подвижной конницей нужно было засыпать врага тучей стрел, и здесь применяли лук.
sekach.ru
Шлемы Московской Руси - Курилка
Вполне возможно, этот шлем изготовили (или только декорировали) во Владимиро-Суздальском княжестве. Белокаменная резьба Северо-Восточной Руси и украшения на шлеме очень похожи.Про датировку заметим, что кольчуга, найденная с ним, относится к XIII столетию, поскольку сплетена из плоских колец, снабженных радиальными бороздками. А раз предметы лежали "в комплекте", то и датируются они одинаково. Как две капли воды
Кстати. В Государственном историческом музее в Москве хранится точная копия шлема князя Ярослава. Совпадают размеры - оба высотой 19 см и 21 см. в диаметре, а форма и расположение накладок из цветного металла также идентичны.Оригинал можно увидеть только в Оружейной палате, где за ним закреплен инвентарный номер 4672(4385).Слева – шлем из Оружейной Палаты с целым лепестком, справа – его копия с расколотым лепестком, которая хранится в Государственном историческом музее Железный нос
Защита лица на этом шлеме заслуживает особого внимания. Наносник посеребрен, а "брови" позолочены.Сперва предполагалось, что изначально «железный нос» был полумаской, которая к моменту находки оказалась обломанной. Вот как на фото (слева):Слева - шлем из Никольского с полумаской, справа - шлем из Киева, с защитой носа. В центре - прорисовка шлема князя Ярослава, каким он мог быть с полумаской.Соответственно, находка была зарисована с полумаской - как на центральной части фото. Но затем выяснилось, что художником за нижние части полумаски были ошибочно приняты фрагменты кольчуги, лежавшей под шлемом. Сейчас уже точно доказано, что защита лица на шлеме князя Ярослава аналогична второму варианту (справа).Однако было поздно: рисунки шлема князя Ярослава именно с полумаской уже разошлись по стране и прочно вошли в массовую культуру.
Кстати, заметьте: железный "нос" имеет четко выраженное ребро жесткости, так же, как и "брови". Это сделано для укрепления защиты. Погнуть такой наносник гораздо сложнее, чем обычную железную пластину.
Как был сделан куполКупол средневековых шлемов обычно собирали из нескольких кусков металла. Есть три основные схемы сборки - из двух сегментов, из трех и из четырех.
Схему сборки средневекового шлема из четырех частей мы разъяснили в статье Гъермундбю: самый знаменитый шлем викинга
Из какого количества пластин был собран шлем князя Ярослава - неизвестно. Виной тому плохая сохранность шлема, который рассыпался бы, не подложи музейщики под него специальную подставку, что повторяет форму купола.Поэтому схему сборки шлема князя Ярослава мы можем лишь предполагать. Вероятнее всего, он был собран из трех выпуклых пластин, наклепанных краями друг на дружку. Кокарда православного воинаНалобная икона во всей красе. Любуйтесь.А вот что с ней не так - мы расскажем дальше.Налобная икона это своего рода кокарда воина-христианина. На ней мы видим архангела Михаила. Он, кстати, имеет самое прямое отношение к воинской культуре Средних веков.
На Руси его изображали в доспехах, с оружием в руках. На Западе, по словам Эварта Окшотта, при посвящении в рыцари звучала заветная формула «во имя Бога, святого Михаила и святого Георгия».Во всем христианском мире его образ сопутствует победе - как над врагом, так и над болезнью. Корнем зла в обоих случаях является дьявол, который насылает на людей беды.А Михаил известен как архистратиг, то есть главнокомандующий небесным воинством. Именно он стоит у райских врат с огненным мечом в руках, он же – согласно Апокалипсису, победит в последней битве добра со злом. Словом, абсолютный рыцарь, что было в те годы весьма актуально.
Текст, который идет по периметру образа, гласит «Великий архистратиг Господень Михаил, помоги рабу своему Феодору». Здесь необходимо вспомнить, что на Руси князья часто имели двойное имя – одно – родовое, другое – в крещении. Ярослав как раз и был крещен именем Федор. Четыре лика на своде куполаИисус на шлеме князя Ярослава ВсеволодовичаЕще одно украшение находится «на макушке» шлема. Она имеет звездчатую форму и несет на себе изображения, во-первых, Господа Вседержителя, а во-вторых – святых Георгия, Василия и, заметьте, Федора.
Современным языком можно сказать, что этот шлем «брендирован» под некоего Федора.
В центре «звезды» находится шпиль, сохранившийся частично. В былые времена на него мог ставиться конский хвост или флажок-яловец, то есть знак, выделяющий командира в бою. Барсы и грифоныИ последнее украшение шлема – декоративная кайма по его нижнему срезу.Она несет на себе изображения птиц, а также зверей - вполне реальных барсов и совершенно мифических грифонов. Все изображения разделяются лилиями и листьями, отчеканенными на латунном ободе. Толщина его примерно 0,8 мм.Функция венца полностью не разгадана: то ли на него вешалась кольчужная бармица, то ли венец выступал в роли прокладки, а бармица вешалась на корпус шлема через несколько сквозных отверстий.И вот тут всплывает самое интересное – шлем часто и не всегда аккуратно переделывали. Что не так со шлемом князя Ярослава?Мы сейчас покажем те же самые фото, но только с акцентами. Уверяем, вы посмотрите на этот шлем другими глазами!1. Полумаска грубо приколочена поверх налобной иконы.
Как видим, заклепки далеко не идеально вписались в надбровные дуги.Теперь смотрим на следующее фото. Видите в красных рамках заклепки? Тоже весьма неаккуратная работа. Расстояние от края заклепки до края приклепанной декоративной полосы разное.2. Икона не для шлемаСмотрим внимательно на икону, которая украшает шлем.Скорее всего, изначально она не предназначалась для крепления на шлем князя.Ведь тогда в ней были бы продуманы отверстия для крепления. Но их нет. Поэтому икона приколочена прямо сквозь буквы, идущие по периметру иконы. Это сильно затрудняет чтение.Откуда взялась икона неясно. Ее могли подарить владельцу шлема, или он мог захватить ее во время военного похода на соседнее княжество. А потом уже установить на свой шлем. Словом, вариантов масса и простор для гипотез безграничный. Ясно одно - изначально ее на шлеме не было.
Кроме того, поверх иконы еще и полумаску приколотили - так же без особого благоговения. Посмотрите: ноги Архангела Михаила от щиколотки вниз перекрыты полумаской.3. Навершие поверх ликовЕще один случай перекрытия святыни - навершие. Смотрите: оно было приклепано прямо на чеканные изображения: Так каким же был шлем изначально?Изначально "шлем князя Ярослава" мог быть просто каской с изображением святых образов на макушке. Очень похожий шлем был найден летом 1959 года в Саратовской области, немного южнее города Энгельс:
Многие археологи считают их близкими родственниками. Вполне возможно, что так оно и было, и лишь впоследствии к нему приколотили шпиль и икону, а потом венец и наносник.Скорее всего, шлем носили несколько человек - каждый в свое время. Поэтому его переделывали под вкусы разных владельцев. А вот был ли среди них князь Ярослав Всеволодович - это отдельный, весьма интересный вопрос.Аргументы "ЗА"
- Ярослав жил в XIII веке
- В крещении он носил имя Федор, что сочетается с надписью на иконе
- Ярослав Всеволодович в 1238-1246 годах княжил во Владимире, а на шлеме обнаружены мотивы Владимиро-Суздальской белокаменной резьбы
Аргументы "ПРОТИВ"
Главный аргумент. Надпись на иконе "раба своего Феодора" вовсе не обязательно соотносится с Ярославом - Феодором.- Во-первых, первенец Ярослава Всеволодовича тоже носил это имя. Слабость этой версии - возраст: Федор прожил всего 13 лет и умер накануне собственной свадьбы.
- Во-вторых, в смерти князя Ярослава подозревают одного из бояр по имени Федор Ярунович.
- А еще имя Федор носил великий князь Ростовский, который правил в 1270—1294 годах, то есть так же в XIII веке.
http://ludota.ru
arkaim.co
Считается, что шлемы древней Руси имеют нормандской происхождение. А значит, русские славянские племена заимствовали его у викингов. Но в ходе последних исследований и раскопок на территории Германии, найдены поселения славянского типа. Да и само название викинги или варяги не имеет определённой национальности. Это свободные воины, собиравшиеся в дружины и наводившие своими набегами ужас развитым государствам. Варяги, как и позже казаки, морскими и речными путями могли добраться практически в любую точку Европы за короткий срок. К тому же подлинно известно, что шлемы древних кочевников мало отличались от нормандских и Русских, а значит невозможно уверенно говорить о их нормандском происхождение. Только как не крути, а кочевники в древнем мире диктовали моду и на вооружение и на боевые доспехи. Недаром в среднем веке шлем нормандского типа был заменён на мисюрку. Хотя по качеству защиты превосходство было за первым видом. Но военные успехи татаро-монгольских войск были высоким аргументом в рекламе шлемов восточных народов. Щит воина и умбон. История шлемов.Шлемы в древней Руси появились в 9-10 веке нашей эры.
<<< предыдущий материал следующий материал >>> страница раздела >>> Поделиться информацией в социальных сетях:Интересные материалы сайта |
donovedenie.ru
***Шлемы Древней и Средневековой Руси*** Краткая история Шелом Шишак Бумажная шапка Подшлемник
"Сядем, братья, на своих борзых коней, выпьем, братья, шеломом своим воды быстрого Дона" ("Задонщина") Краткая история Когда точно появились шлемы (="шеломы;"шоломы") на Руси, сказать трудно. Археологические находки и письменные источники (Луитпранд пишет об этом в 941 г., чуть позже сообщает Лев Диакон*) указывают на то, что первые шлемы пришли к нам в последнюю четверть IX века, причём все они имели коническую форму. Такие шлемы встречаются на восточных блюдах VII-VIII веков. Именно с востока, по предположениям историков, они проникают и на территорию Древней Руси, а потом, в XI веке в Европу [1], где продержатся вплоть до XIV века. В отличие от Европы, у нас конические шлемы не прижились, их вскоре сменили шлемы сфероконической формы, которые до середины XVI века оставались самой распространённой формой налоговья. Отвесный удар, нанесённый по такому шлему, благодаря его особенностям, легко соскальзывал по плоскости тульи. Важно отметить, что шлемы, сделанные на Руси, впоследствии стали пользоваться немалой популярностью на западе. Да и по количеству найденных археологами шлемов X-XIII века мы намного обогнали другие страны. Другим центром производства шлемов по русским образцам считается Польша. В конце XII - XIII веках наблюдается процесс усиления защиты наголовья: к шлемам стали присоединять полумаску, шпилевидное навершие и, кроме того, немного менять форму. В XIV веке такие шлемы назовут шишаками. Впоследствии на основе сфероконической и конической шапки, а также дополнительных защитных приспособлений (бармица, наносник, большие железные крылья по бокам - науши, назатыльник - для защиты шеи) появилось много разновидностей наголовья: колпаки, шапки медные и железные с козырьком, шапки бумажные, наконец, ерихонки. Судя по старинным изображениям наши воины могли также носить кольчужные капюшоны - изобретение рыцарей Западной Европы. Известно, что на Руси было принято украшать боевой шлем, да так, чтобы его золотое свечение виднелось издалека. Истинному воину не приличествует прятаться от врагов, да и легче по блестящему шлему найти на ратном поле своего предводителя. Обычно на шлеме укрепляли золотые, серебряные и железные накладки и бляшки, часто в местах склёпки пластин. На каждой из них могли быть изображены растительные узоры, сцены из языческой, позже - христианской истории Руси, или выбиты слова магического защитного содержания. Шлем был дорогим удовольствием, потому простые воины часто шли в бой без защитного наголовья. Шлем как часть вооружения имел большое символическое значение. С ранних пор он становится непременным абрибутом воина. Возможно, поэтому русские цари, чья власть опиралась прежде всего на военную силу, выбрали символом своей власти именно шапку, прообразом которой можно считать шелом предводителя войска. Кстати богатые воины могли носить сразу два шлема, один из которых служил в качестве своеобразного "подшлемника", не того, который смягчал удары, а просто лёгкого шлема для повседневного ношения.
© Ольга Фёдорова, 2006 * Лев Диакон - византийский историк, автор "Истории в X книгах" о событиях 959-976 гг. ** Липецкая битва 1216 года положила конец противостоянию Владимира и Новгорода в пользу последнего. [1] Кирпичников А.Н. Медведев А.Ф. Вооружение//Древняя Русь. Город. Замок. Село. М.,1985 г.[2] В. Шпаковский. Д. Николле. Русская армия в 1250-1500 гг. Изд-во: "Астрель", 2004 год. Наверх Архив новостей | Одежда | Вооружение| Устройство избы | Звери и птицы | Травник | Гостевая книга | Ссылки В случае, если Вы заметили ошибки или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная информация по теме или иллюстрации, пишите. Перепечатка материалов возможна только при активной гиперссылке на сайт-источник. |
larussie.narod.ru