Что такое пергамент? Пергамент в древней руси это


Пергамент и бумага - Дмитрий Мыльников

Оригинал взят у alexandrafl в Пергамент и бумагаПРИНЯТО считать, что пергамент стал широко использоваться как материал для письма во втором столетии до нашей эры. Этот материал, по свидетельству Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.), появился во II веке до н.э. Свое имя он получил от города Пергам в западной части Малой Азии, и его появление связывают с Евменом II, царем Пергама в 197–159 гг. до н. э. Правитель основал знаменитую Пергамскую библиотеку, которая насчитывала более 200.000 свитков. Ремесленники Пергама знали способ выработки тонкого пергамента из бараньей и козьей кожи. Эта точка зрения является доминирующей в исторической науке и на нее ссылаются во всех энциклопедиях и учебниках.[Spoiler (click to open)]Для справки. Для изготовления пергамента использовалась кожа теленка, козленка или барашка не старше 6 недель. Она обрабатывалась по довольно трудоемкой технологии: размачивалась в проточной воде 6 суток, затем шерсть разрыхлялась гноением в сырой яме с позоленной известью от 12 до 20 суток. Вслед за этим кожу обдирали и проквашивали в овсянных или пшеничных отрубях, чтобы удалить из нее избыток извести. Далее продубливали растительными экстратами. Когда кожа становилась мягкой, выравнивали; затем натирали предварительно посыпанную мелом кожу пемзой. Такой пергамент еще называется «велень». По усовершенствованной технологии пергамент делали из расслоенной кожи. Внешний слой - со стороны волосяного покрова дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя (с мясной стороны) вырабатывали пергамент.   Вначале из пергамента делали свитки, но вскоре его начали складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги.   В России сохранилось Соборное Уложение 1649 года (текст был найден в 1767 году во время созыва Законодательной комиссии Екатерины). Оно находится в Московской Оружейной палате. Наружный вид этой рукописи представляет собой свиток толщиной от 22 до 26 сантиметров. Это лента в 30 метров длиной, состоящая из 959 листов пергамента, склеенных один с другим. Еще в ХIХ веке патентная документация Великобритании и США оформлялась именно на пергаменте.   ИССЛЕДОВАНИЯ в области истории естествознания и техники показывают, что пергамент мог появиться не ранее середины ХV века. Ни в какое иное время не было технологических и экономических предпосылок для его появления. В ХV веке произошло достаточное накопление первоначального капитала купцами, чтобы они начали вкладывать свои деньги в кожевенное дело.   Рукописи, написанные на пергаменте с использованием железо-галловых чернил, полученных на основании серной кислоты, следует датировать временем после 1625 года, а рукописи, написанные на пурпуровом пергаменте, - временем после 1650 года.   Выходит, любая рукопись, написанная на пергаменте и датируемая ранее ХV века, автоматически является подделкой! Таких рукописей много. Судя по «Сводному каталогу славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. ХI-ХIII вв.» (М., 1984), сейчас в нашей стране на государственном хранении находится 494 рукописи. Все они, видимо, фальшивки. Такое же положение с древними рукописями и в других странах.   «Греческие», «еврейские» и «латинские» древние пергаментные фолианты стали «всплывать из забвения» только со второй половины ХV века, а активно издаваться и распространяться - в ХVI веке. В этом нет ничего удивительного, ибо технология выделки пергамента появилась не в глубокой древности в Пергаме, а во второй половине ХV века.   Надо также отметить, что появление слова в письменном языке отражает обычно время появления самого предмета, им обозначаемого. Так, в английском письменном языке шкура овцы приобрела смысл пергамента (материала для письма) parchmen, на котором пишут официальные указы, приказы и т.д. в ХV веке. В том же веке появляется в английском языке и слово vellum - выделанная козья кожа, используемая как пергамент. На Руси пергамент был привозной, поэтому слово «пергамент» зафиксировано только в ХVI веке.   Датой основания Библиотеки Ватикана официально считается 15 июня 1475 год, когда папа Сикст IV издал буллу по этому поводу. В 1480 году Кембриджский университет стал брать под залог пергаментные книги и рукописи для выдачи ссуд. Это, видимо, тоже свидетельствует о том, что пергамент появился только в середине ХV века. Подсчитано, кстати, что для одного экземпляра изданной Гутенбергом Библии потребовалось около 300 овечьих шкур.   Теперь об исторических документах на пурпуровом пергаменте. Азотнокислое серебро впервые получено и исследовано Иоганном Глаубером в 1648-1660 годах. Поэтому «Кодекс Аргенти» (лат. Codex Argenti), памятник готского письма, написанный серебром на пурпурном пергаменте с золотыми заглавными буквами, не мог быть создан, как сегодня считается, в VI веке! Так как он был «обнаружен» в 1665 году монахом Джуниусом в Верденском аббатстве под Кельном, можно предположить, что его изготовление началось не ранее 1650 года.   Понятны и мотивы изготовления такого уникального «артефакта»: без него династия Габсбургов должна была бы признать, что, по крайней мере, в V-Х веках их предки являлись готами-язычниками, а отнюдь не императорами, якобы ведущими свой род от Юлия Цезаря через Константина Великого. Все существующие средневековые рукописи на пурпуровом пергаменте следует датировать, по технологическому основанию, временем после 1650 года.   Подделками приходится считать и многие рукописи, написанные кислотными (железо-галловыми) чернилами. Уже упомянутый Иоганн Глаубер (1604-1668 гг.) впервые получил из железного купороса серную кислоту в 1625 году. Кислота должна всегда сохраняться в толстостенных стеклянных сосудах с притертыми стеклянными пробками. Таким образом, производство серной кислот связано напрямую с появлением стеклянной посуды. И именно Глаубер первым применил стеклянную посуду в химических экспериментах. Возможно, поэтому до него кислоты получены не были.   Для письма на пергаменте использовались железо-галловые чернила, основным ингредиентом которых является «дубовое яблоко» - шаровидный болезненный нарост на дереве, вырастающий в основном на листьях и тонких побегах дуба. Такой нарост появляется, когда орехотворка откладывает в растущую почку яйцо, вокруг которого затем формируется мягкий бледно-зеленый шар. Эти «орешки» дробились и пропитывались дождевой водой на солнце или у огня. Иногда вместо дождевой воды использовали белое вино или уксус. Такова первая составляющая железо-галловых чернил.   Вторым важным ингредиентом является сульфат железа, известный также как купорос, железный купорос или «соль смерти». Его вырабатывали или находили в естественном виде в Испании, где он образовывался как продукт испарения влаги с железистых почв. К концу ХVI века купорос, вероятно, производился посредством помещения старых железных гвоздей в серную кислоту. Купорос смешивали с размоченными чернильными орешками. Получающаяся в результате жидкость из бледно-коричневой медленно становилась черной. Добавляли еще размолотый гуммиарабик, не столько для клейкости, сколько для вязкости чернил: гусиным перьям, в отличие от самописок, требуются тягучие чернила (гуммиарабик - это высушенный сок акации, поставлявшийся в Европу из Египта и Малой Азии). Следовательно, все рукописи, изготовленные с «кислотными» чернилами, объективно датируются после 1625 года.   НЕМАЛО мифов о древних документах, на которые ссылаются историки, разоблачает также подлинная история происхождения бумаги. Писчий материал, на котором европейцы учились писать и писали - европейская тряпичная бумага, появилась только в ХIV веке. Бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, – в ХVI веке, после того как флорентиец Донато Браманте изобрел вертикальный пресс в 1508 году.   Традиционная история утверждает, что бумага появилась в древнем Китае. Сырьем для нее в Китае служили якобы шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную таким способом кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица вылеживалась, сохла и превращалась в лепешку наподобие войлока.   Во II веке до н. э. китайцы, по их утверждениям, стали использовать толченую кору тутового дерева и размочаленные стебли бамбука. Получилась китайская бумага, о которой в 105 году до н. э. чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору. А краска, которой писали на бумаге, являлась тушью из сажи с примесью рыбьего клея и мускуса.   В 1907 году в Дунхуане нашли якобы сделанную из бумаги иллюстрированную буддийскую «Алмазную сутру», которая была напечатана, как утверждают китайцы, с деревянных матриц в 868 году. Эта книга состоит из семи страниц, склеенных между собой в свиток длиной почти 5 метров. Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван Чи и напечатал «ради поминовения усопших родителей своих».   В 1957 году пришло сообщение, что в северной провинции Китая Шэньси в пещере Баоцяо обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.   В 1966 году на юго-востоке Кореи в буддийском храме был обнаружен текст на бумаге, относящийся к первой половине VIII века.   Такие вот сведения можно встретить в исторической литературе. Но они противоречат данным естествознания. Ведь о бумаге химическое материаловедение утверждает, что за 800–1.000 лет бумага как термодинамически неравновесный материал обязана истлеть полностью.   ПОЭТОМУ никаких бумажных памятников ранее ХI века быть в принципе не может! Была ли бумага в Китае во II веке или нет, однозначно утверждать нельзя. Ведь этой бумаги в природе сегодня быть не может при любых условиях хранения. Это вытекает из законов термодинамики, одной из фундаментальных естественных наук.   В 1772-1784 годах в Китае маньчжурские императоры осуществили в силу каких-то причин фальсификацию исторических текстов. B результате китайская бумага «появилась» во II веке до н. э. - точно также, как пергамент - в Европе. Азиатские фальсификаторы ХХ века своими находками «древней» бумаги поддержали своих азиатских коллег из ХVIII века.   Не было и древней арабской бумаги из хлопка. Мусульманские рукописи начали «чудесным образом» находить с конца ХVIII века. Так, знаменитого арабского историка и философа Ибн Хальдуна, который будто бы жил в 1332-1406 годах, напечатали только в 1868 году.   В Британской энциклопедии   1771 года указывается, что европейская или льняная (тряпичная) бумага появилась в ХIV веке. Британская энциклопедия 1911 года уточнила, что в делопроизводстве бумага начала использоваться со второй половины ХIV века.   На Руси слово бумага (писчий материал) обнаруживается в XV веке. Оно обнаруживается вместе со словами «лист» и «десть» в записи Пролога 1481 года.   Льняная бумага в Европе появилась из отходов производства льняной материи. По времени появление бумаги совпадает с ростом купеческой активности в Европе в ХIV веке. Можно сказать, что именно потребность в делопроизводстве и подтолкнула к созданию бумаги. Потребность определило предложение. Первую бумагу из льняных тряпок начали изготовлять в Италии, Франции и Германии. В Англии - в 1495 году, в Шотландии - в 1591-м, в Бельгии и Голландии - только в 1686-м. В Московии попытки изготовления бумаги были в 1576-м и 1655 годах.   Первая бумага была неровная и рыхлая. На такой бумаге можно было писать. Но она очень быстро разрушалась. Тряпичная бумага была наименее биостойка, и плесень быстро уничтожала бумажные волокна.   Донато Браманте (1444-1514 гг.) в 1508 году изобрел винтовой пресс, на котором делал медали или монеты. Это изобретение стало возможным благодаря токарному станоку с кривошипом (появился в 1480 году). Станок имел ножной педальный механизм, ременной привод через колесо с кривошипом и передвижной суппорт, позволяющий токарю работать двумя руками.   В середине ХVI века Жак Бессон в «Театре инструментов» впервые описал винторезный станок для нарезки цилиндрических и конических винтов с суппортом и токарный станок для обточки некруглых предметов из древесины с помощью шаблона. Винторезный станок Жака Бессона позволил сделать металлические винт и гайку, а затем усовершенствованный вертикальный пресс.   В 1555 году вертикальный пресс для чеканки монет установили на парижском монетном дворе. Первые винтовые прессы, использовавшиеся в Англии, были импортированы в 1561 году Элоем Местрeллем из Франции.   Только с появлением винтового пресса во второй половине ХVI века бумага, отжатая на нем, начала поступать в свободную продажу, и ее можно было долго хранить. В Москве впервые появились книжные ряды, торговавшие книгами и писчей бумагой, в 1580 году.   Опираясь на историю появления бумаги, можно утверждать, что бумажные рукописи, которые датируются до ХVI века, являются подделками под старину. Такой подделкой являются «старейшая» русская книга, написанная на бумаге, - «Поучения Ефрема Сирина» (датируется   1381 г.), арабская рукопись на бумаге (с датою 866 г.), греческие рукописи с датами 1079, 1090, 1095 годов...   И в заключение еще одно замечание. Гутенберг мог печатать свои книги только на пергаменте, который появился в середине ХV века. Но Гутенберг не мог печатать свои книги на бумаге, потому что бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, появилась в ХVI веке.   Таким образом, история технологического развития человечества показывает, что наиболее древняя дошедшая до нас письменная информация на материальных носителях (пергаменте, а затем бумаге) датируется ХV веком, а в исключительных случаях - концом ХIV века. Письменные документы, которые пытаются датировать более ранним сроком, - не что иное, как подделки, изготовление которых зачастую мотивировалось политическими и идеологическими интересами.Источник http://old.redstar.ru/2009/06/03_06/4_02.htmlДоклад И. Шумаха http://www.newchrono.ru/prcv/doklad/pergamen.htm

mylnikovdm.livejournal.com

О книгопечатании на Руси. Коротко и внятно.

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI—XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название — берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» — истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» — труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле — Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу — «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

www.voskresenie-tomsk.ru

Что такое пергамент?

Знаменитого в античные времена древнегреческого города Пергама на современной карте не найти: теперь это турецкий городок Бергама, что расположен в 26 километрах от Эгейского моря. Но слава древнего поселения осталась в веках: здесь во II веке до н.э. появился тот усовершенствованный пергамент, что стал основой первых долговечных книг.

В Пергаме этот древний материал для письма стали делать из специально выделанной шкуры овец, коз и других животных. Он стал вынужденной альтернативой популярному папирусу. Причиной нового выбора стал конфликт между Египтом и Пергамом и запрет на вывоз египетского папируса из страны: пергамцы готовились открыть богатейшую по тем временам библиотеку, что могла составить конкуренцию Александрийской. Положение было безвыходным, и поиск нового материала заставил ремесленников города обратить внимание на шкуру домашних животных. Они взялись тщательно, с обеих сторон, обрабатывать телячью кожу до тех пор, пока та не приобрела особую прочность, гибкость и бело-желтый цвет. Назвали новые выделанные чудо-листы на греческом языке пергаменом (римляне дали другое название - «мембрана»).Сначала из пергамента делались свитки наподобие папирусных. Позже появился привычный для нынешнего взгляда формат книг из тонких кожаных листов, соединенных металлическими скобками в блок. Он получил название «кодекс». Обтянутые кожей защитные деревянные дощечки, что прикреплялись сверху и снизу для защиты страниц, вскоре стали переплетом (отсюда и фразеологический оборот «прочесть книгу от доски до доски»). Технология создания пергамента требовала немалой изобретательности. Первоначально свежеснятые шкуры животных промывались, с них удалялась кровь и грязь. Затем в течение 3-10 дней они вымачивались в известковом растворе - так легче удалялась шерсть. Затем шкуры натягивали на деревянные рамы, удаляли изогнутым ножом остатки волос, подкожной клетчатки и шлифовали. Чтобы оставшийся жир не мог помешать впитыванию чернил, в пергамент втирали порошок из мела и специальные кальциевые составы. Для отбеливания высохших пластин применяли пасты на основе молока, извести, муки. Писали на листах из пергамента тростниковыми палочками или по-особому заточенным пером.Цвет пергамента чаще всего был светлым. Однако для роскошных изданий он красился в разные тона, например в фиолетовый. На таких страницах строки выводили золотом и серебром. Пергаментные кодексы, пергамент существовали столетия. На нем писали государственные грамоты, законы и особо ценные книги не только в Европе, но и в Малой Азии, Африке и других странах. В XI-XII веке на Руси свой пергамент делать еще не научились - привозили его из Византии и Запада. Писание книг на отечественном пергаменте началось в XIII столетии. Есть сведения, что для изготовления первого экземпляра изданной Гуттенбергом Библии было использовано около 300 овечьих шкур. В Московской Оружейной палате бережно хранится Соборное Уложение 1649 года - свиток из 959 последовательно склеенных листов пергамента. Именно на таком материале оформлялась патентная документация США и Великобритании даже в ХIХ веке.Пергамент в современной терминологии - сорт высококачественной бумаги, которая производится целлюлозно-бумажной промышленностью и широко используется для упаковки, а также технических целей. Его отличают высокая прочность, жиронепроницаемость, влагостойкость и экологическая чистота.

Оцените статью!

imguru.ru

Что такое пергамент и как были изобретены книги — История изобретений

В этой статье вы узнаете много нового об истории создания пергамента и первых книг. Кто, где и когда придумал пергамент? Чем это было обусловлено? Об этом и многом другом в нашей статье.

По началу в качестве первых книг выступали мокрые глиняные таблички, на которых текст царапался стилосом. Около 3000 г. до н.э. египтяне изобрели папирус и примерно к 500 г. до н.э. большинство людей в Западной Азии и Средиземноморье использовали папирус для письма. Однако, они не могли производить папирус самостоятельно, так как папирусный тростник не произрастал в их странах, поэтому им приходилось покупать его у египтян. При этом папирус оказывался очень дорогим. Для обычных писем — списки продуктов, квитанции — люди использовали сломанные куски керамики, деревянные или восковые таблички, так как это было дешевле.

Примерно около 150 г. до н.э. фараон Птолемей V из Египта отказывается продавать папирус королю Эвмену II (в Западной Азии), потому что Птолемей опасался, что библиотека Эвмена станет такой же великой, как и его собственная. Это вынудило Эвмен разработать технологию изготовления книг из пергамента.

Пергамент производился из шкур животных. Обычно для производства пергамента использовались шкуры овец или коров, потому что эти животные были довольно распространены в Западной Азии и Европе. Обработка шкур проходила по следующему сценарию: бралась кожа; с кожи соскабливались все наружные волосы и вес жир изнутри; затем кожу пропитывали мелованной водой (или использовали вместо мела муку с солью), чтобы поверхность для записи была гладкой; в конце кожу пропитывали танином из дубового ореха, чтобы сохранить её свойства. Именно поэтому слово пергамент происходит из царства Эвмена, а именно от названия города Пергама (греч. Пергамон).

Древний пергамент

Писари Западной Азии обнаружили, что пергамент плохо подходит для производства свитков, в отличие от папируса. Листы папируса вы можете склеивать между собой и получать настолько длинное полотно, насколько хотите, а затем свернуть его в свиток. Пергамент же, произведённый из кожи, плохо соединялся друг с другом, а его размер было трудно регулировать, поэтому вместо свитков к 50 г. н.э. люди изобрели книги. Позже оказалось, что книги имеют намного больше преимуществ в сравнении со свитками, так как вы можете удобно двигаться назад и вперёд в ходе чтения, перелистывая страницы, а также отмечать место последнего чтения закладкой. Изобретение книг позволило сделать научные исследования ещё проще!

Но были у пергамента и минусы. Пергамент был дороже папируса, поэтому папирус продолжал использовать вплоть до падения Западной Римской Империи около 400 года н.э. После падения Рима торговые связи Европы и Египта оборвались, и пергамент стал использоваться чаще папируса, но при этом европейцы в целом перестали так много писать как раньше, так как стоимость пергамента делала его менее доступным для большинства людей.

Примерно к 800-му году египтяне перестают использовать папирус, так как к ним пришло китайское изобретение бумаги, которая оказалась намного дешевле. Но европейцы так и оставались со своим пергаментом, либо приобретали  его по сверхвысоким ценам бумагу у торговцев Шёлкового пути и старались писать как можно меньше.

К 1200 году европейцы осваивают производство бумаги, а итальянцы сумели удешевить её производство и заполнить все европейские рынки своей бумагой. Пергамент постепенно выходил из обращения и оставшиеся 200 лет своего существования использовался при написании дипломов, либо писем между королями.

kakizobreli.ru

Журнал - Интернет-журнал "Филолог" - 1534640886

Главная > Выпуск № 18 > Из истории допечатной книги. Статья третья

Лариса Фёдорова

 

Из истории допечатной книги

Статья третья

 

8. Книги на пергаменте.

 

Пергамент – это недублёная кожа, выделанная из шкур молодняка крупного и мелкого рогатого скота (телят, ягнят, козлят), реже – из свиных шкур. В Риме этот материал часто назывался мембрана, а изготовители — мембранариями.

 

По свидетельству греческого историка V в. до  н. э. Ктесия, кожа уже в то время употреблялась в качестве материала для письма у персов. Оттуда она под именем дифтера перешла в Грецию, где для письма употреблялись обработанные овечьи и козьи шкуры.

 

Название произошло от именования столицы Пергамского царства Пергам. Город основали в XII в. до н.э., столицей он являлся в III - II вв. до н.э.

 

 

Реконструкция древнего Пергама

 

Это был один из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров того времени. Из памятников культуры следует отметить библиотеку, немногим уступавшую только Александрийской. Пергамская библиотека была основана во II веке до нашей эры царем Эвменом II (197 - 158 гг. до н.э.). Археологи нашли место, где располагалась библиотека,— это было круглое, 45-метровое в окружности хранилище рукописей и большой читальный зал. Здание библиотеки было обращено окнами на восток. По словам выдающегося архитектора античности Витрувия, это предохраняло книги от плесени, которая легко появлялась при влажных южных и западных ветрах, а также улучшало естественное освещение читального зала в утренние часы, когда обычно в библиотеке занимались читатели.

 

С изобретением одного из самых распространённых материалов для письма, каковым оказался пергамент (можно встретить и другое название: в работах по истории и источниковедению обычно пергамен – от лат. pergamen), связана история, рассказанная Плинием. По его свидетельству, царь Эвмен II решил создать в Пергаме библиотеку, которая была бы не хуже знаменитой Александрийской. Египетский царь Птолемей V специальным указом запретил вывозить из Египта и продавать папирус, который до этого момента был самым распространенным материалом для письма на всем Средиземноморье. Тогда в Пергаме в результате поисков замены папирусу и изобрели пергамент (в дальнейшем называемый «Пергамская харта»).

 

Правдоподобность этого рассказа учёные подвергают сомнению. Скорее всего, пергамские мастера владели особыми секретами, благодаря которым им удавалось изготовлять писчий материал, превосходивший по своим свойствам папирус.

 

Производство пергамента было очень трудоёмким процессом. Сырую шкуру вначале вымачивали в воде, чтобы она размякла, и удаляли наиболее грубый и жесткий волос. Потом вновь вымачивали, добавив известь или золу. Делалось это для того, чтобы от шкуры легче отставали остатки мяса и шерсти. Через несколько (от 3-х до 10) дней после такой обработки и промывания водой шкуры натягивались на рамы, и мастер, пользуясь специальным скребком в виде полумесяца, убирал оставшуюся шерсть с одной стороны и остатки мяса — с другой.

 

 

Сушили шкуры при постепенном растягивании, а затем шлифовали и выглаживали пемзой.

 

При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету. Для отбеливания пергамента в него также втирали муку, белки или молоко.

 

 

Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился. Самый тонкий пергамен изготовлялся из кожи еще не родившихся ягнят.

 

 

В пергаменте различают две стороны — белую и гладкую (бывшая внутренняя сторона шкуры) – и более грубую, имеющую желтоватый цвет (бывшая наружная, покрытая волосами сторона шкуры). Однако далеко не во всех сохранившихся образцах можно заметить различия сторон.

 

В эпоху раннего средневековья изготовлением пергамента занимались почти исключительно монахи: книги переписывались в монастырях, и в них же производился необходимый писчий материал.

 

Пергамент был значительно дороже папируса. Чтобы изготовить из него большую книгу, требовалось зарезать целое стадо животных, а одна книга могла стоить столько же, сколько стоило целое поместье. Так, например, для изготовления монументального формата полной Библии требовались шкуры приблизительно 500 животных.

 

Преимущества пергамента были неоспоримы: он более гибкий, не ломался на сгибах, значительно более долговечен, прочен, свитки из него от частого перематывания или изменения условий хранения не разрушались; писать можно было на обеих сторонах, не опасаясь «проявления» чернил на обратной стороне.

 

Всё это содействовало созданию и распространению книг в более удобной форме, чем свиток, – кодексов (кодекс – книга, составленная из отдельных листов, скрепленных вместе; см. статью 1). Любопытна история этого слова. В переводе с латыни оно обозначает ствол дерева, бревно, чурбан. Греки и римляне нередко использовали для записей деревянные дощечки с воском (см. Книги на восковых дощечках). Пергамент легко складывался: несколько пергаментных листов складывали, разрезали, сшивали и получали книгу из 4—6 листов. В сложенном виде он напоминал именно такую дощечку, что и послужило основанием для названия. Обложки книг (тоже пергаментные) часто натирали кедровым маслом — для предохранения от порчи насекомыми. Кодексы можно было перелистывать, каким-то образом отмечать места, к которым нужно возвратиться, – для цитирования, например, что было важным в юридической и церковной практике. Кодекс из пергамента имел также и то преимущество, что деление сочинения на части («книги») не требовало отдельных свитков — все могло уместиться в одной книге, занимавшей гораздо меньше места, чем несколько свитков. Таким образом, кодекс был гораздо более удобным в пользовании. Эта форма книг существует до настоящего времени.

 

Пергамент хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства.  Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет и писали на нём золотой или серебряной пылью, растертой с водой и клеем. Примером такой книги может служить «Серебряный кодекс» – перевод Библии на готский язык, датируется VI в. Написан на пурпурном пергаменте серебром. Хранится в Швеции. Содержит текст Четвероевангелия.

 

 

Страница из «Серебряного кодекса»

 

 

Переход к форме кодекса значительно облегчил переписывание книг: с листом пергамента работать было гораздо проще, чем со свитками.

 

В средние века копирование каждого кодекса осуществлялось отдельным переписчиком. Дорогостоящий материал и индивидуальное каллиграфическое переписывание делало саму книгу дорогой и редкой. Переписка книг считалась очень важным, «богоугодным» делом, и монахи-копиисты освобождались от всех других работ в монастыре.

 

 

Пергаментный манускрипт VII в. н.э.

 

Дороговизна удобнейшего в то время для письма материала вызывала его постоянную нехватку, и в Средние века монахи-переписчики нередко смывали со старых книг написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Текст, нанесенный на поверхность, с которой был смыт и соскоблен старый, называется палимпсестом.

 

В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо. Так, большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, но сохранились и пергаментные версии.

 

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях.

 

9. Книги на восковых дощечках

 

Дощечки, в которых сделаны углубления, куда заливался воск, (церы) использовались греками и римлянами для записей, которые не были предназначены для длительного хранения. На них писали черновики, записки, счета, расписки и даже письма. Привозимый из далёкого Египта папирус стоил дорого. Он шел только на книги.

 

Для письма служила металлическая или костяная палочка — стиль (лат. stilos), с одного конца острая, а с другого закругленная. Острым концом выцарапывали запись по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно. Отсюда пошло выражение: у него хороший стиль, то есть он хорошо пишет. И это несмотря на то, что палочки для письма давно вышли из употребления.

 

 

Таблички были выгодны не только из-за своей «дешевизны», но и потому, что могли служить очень долго. Написав письмо на восковой табличке, грек или римлянин обыкновенно получал ее обратно — с ответом. Можно было бесчисленное множество раз сглаживать тупым концом стиля написанное и писать снова.

 

Школьника тех времен надо представить себе сидящим, положив ногу на ногу. На колене двухстворчатая восковая дощечка. Левой рукой он придерживает ее, правой пишет под диктовку учителя. Ни один школьник не обходился без восковой таблички, привешенной к поясу. Множество таких табличек нашли у церкви святого Якова в городе Любеке (Германия). Кстати, здесь же нашли большое количество стилей, ножичков для подчистки пергамента и палочек, которые употреблялись для битья школьников по пальцам.

 

Восковые дощечки употребляли не только школьники: монахи отмечали в них порядок церковных служб, поэты писали на них стихи, купцы — счета, придворные щеголи — записочки к дамам или вызовы на дуэль. У одних это были неказистые буковые дощечки, обтянутые снаружи для прочности кожей и покрытые внутри грязным воском, смешанным с салом. У других это были изящные таблички из красного дерева. В Париже в XIII веке был даже особый цех мастеров, делавших таблички.

 

 

Портрет девушки со стилем и церами (предположительно юной Сапфо)

 

Но известны и восковые книги, вернее книжечки. По некоторым свидетельствам, они использовались даже в середине XVIII в.

 

Книжечка состояла из нескольких дощечек с выструганной серединой, в которую заливался растопленный воск желтого или чёрного цвета. В двух углах просверлены дырочки; в них продеты шнурки для скрепления дощечек. Конечно же, первая и последняя дощечки с наружной стороны воском не покрывались.

 

                         

 

Безусловно, время не пощадило книги на воске – мы имеем лишь то, что найдено учёными-археологами, например, в Помпее, где книги оказались внезапно засыпанными пеплом.

 

В 2000-ом году подобная находка была обнаружена и в России при проведении раскопок в Новгороде. Это были три дощечки размером 19 х 15 см, изготовленные из липы, толщиной в один сантиметр, скрепленные между собой. Две внешние церы– своеобразные обложки с изображением креста; на внутренней стороне – текст на воске. Между ними – дощечка с двусторонним текстом. Это была «Новгородская Псалтырь», созданная в конце X – начале XI в.

 

 

«Новгородская псалтырь»

 

Конечно, она сохранилась плохо: лучше сохранилась первая дощечка деревянного кодекса, а на других большие куски текста обвалились и дошли до нас в виде осыпи восковых кусочков с отдельными буквами или группами букв. При реставрации пришлось воск перенести на другую основу, потому что под снятым воском на дощечках обнаружили едва различимые процарапанные тексты, которые требовалось сохранить для дальнейшего изучения. Других свидетельств обнаружения в России книг на воске нет.

 

10. Книги на бересте.

 

Общеизвестен факт, что на Руси в качестве материала для письма широко использовалась берёста – наружная часть коры березы из которой делались пластины. Тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Для написания букв использовался костяной стерженек – писало. В ушко стерженька продергивалась тесемка, чтобы подвешивать к поясу. В старину люди посылали друг другу берестяные письма – грамоты: письмо заказчика, письмо жены к мужу, т.е. будничные записи: «Поклон от Петра к Марье…» и т.п.

 

 

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. В настоящее время их найдено более тысячи.

 

Но существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. Так, в обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях (пергаменте – Л.Ф.) писаху, но на берестех» – писал Иосиф Волоцкий.

 

Из берёсты создавали и книги-свитки, и книги-кодексы. Берестяные книги наибольшее распространение получили у народов Северной Индии. Но они, датированные IX веком н. э., немногочисленны.

 

Интересен следующий факт. В Институт истории новосибирского Академгородка был передан необычный манускрипт под названием «Стихосложения». Рукопись исполнена на шелковистой бересте тончайшей выделки. Подарок сродни сенсационным находкам при раскопках в Новгороде, однако сибирская берестяная книга создана не в древние времена, а в наши дни в одном из старообрядческих селений на Нижнем Енисее. Оказывается, и теперь еще пишут на бересте, а традицию использования ее для письма принесли в Сибирь первопроходцы.

 

Как смогли убедиться читатели, в цикле «Из истории допечатной книги» представлены наиболее интересные, на наш взгляд, сведения о материалах, на которых писались книги. Хочется надеяться, что эти сведения окажут помощь учителю в разработке дидактических материалов для использования на уроках, а также во внеклассной работе.

philolog.pspu.ru

ПЕРГАМЕНТ - это... Что такое ПЕРГАМЕНТ?

  • ПЕРГАМЕНТ — (от названия древнего города Пергам, где во 2 в. до нашей эры начали изготовлять пергамент, служивший материалом для письма). Различают пергамент: животный недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и из свиных, используется для… …   Современная энциклопедия

  • ПЕРГАМЕНТ — (нем. Pergament от греч. Pergamos название г. Пергам, где во 2 в. до н. э. широко применялся пергамент), 1) недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур. Используется для изготовления музыкальных инструментов (напр.,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пергамент — Пергамент, О. Я. (1868 1909) конституционалист демократ. Выдающийся юрист. В 1905 г. был выбран председателем совета присяжных Одесского округа и в том же году сослан в Пермскую губернию. На выборгском процессе 1906 г. Пергамент был одним из… …   1000 биографий

  • пергамент — См …   Словарь синонимов

  • Пергамент — (от названия древнего города Пергам, где во 2 в. до нашей эры начали изготовлять пергамент, служивший материалом для письма). Различают пергамент: животный недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и из свиных, используется для… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, пергамента, муж. 1. только ед. Кожа животных, обработанная особым образом, употребляемая для изготовления барабанов и труб, в древности, до распространения бумаги, широко применявшаяся как материал для письма. 2. Древняя рукопись,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, телячья и другая кожа, приготовленная для письма; она заменяла бумагу, а ныне идет на грамоты и пр. Пергаментный свиток, из пергамента, харатейный. Пергаментщик, выделыватель пергамента. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Пергамент — (от нем. pergament < греч. pergamenos < pergamos г. Паргам в Малой Азии) 1) особо выделанная, очищенная кожа животных, применявшаяся в древности в качестве материала для письма; 2) прочный, похожий на бумагу материал, изготавливаемый из… …   Реклама и полиграфия

  • Пергамент — Пергамент, материал для письма из обработ. специальным способом кожи животных. Для удаления шерсти шкуру сначала замачивали в растворе извести, затем скоблили, потом мыли, сушили, распяливали и мяли, чтобы сделать эластичной. Такой способ выделки …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, а, муж. 1. Писчий материал из телячьей кожи, распространённый до изобретения бумаги, а также рукопись на таком материале. 2. Особо обработанная кожа молодых животных, применяемая в технике и для изготовления музыкальных инструментов.… …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru

    ПЕРГАМЕНТ - это... Что такое ПЕРГАМЕНТ?

  • ПЕРГАМЕНТ — (от названия древнего города Пергам, где во 2 в. до нашей эры начали изготовлять пергамент, служивший материалом для письма). Различают пергамент: животный недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и из свиных, используется для… …   Современная энциклопедия

  • ПЕРГАМЕНТ — (нем. Pergament от греч. Pergamos название г. Пергам, где во 2 в. до н. э. широко применялся пергамент), 1) недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур. Используется для изготовления музыкальных инструментов (напр.,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пергамент — Пергамент, О. Я. (1868 1909) конституционалист демократ. Выдающийся юрист. В 1905 г. был выбран председателем совета присяжных Одесского округа и в том же году сослан в Пермскую губернию. На выборгском процессе 1906 г. Пергамент был одним из… …   1000 биографий

  • пергамент — См …   Словарь синонимов

  • Пергамент — (от названия древнего города Пергам, где во 2 в. до нашей эры начали изготовлять пергамент, служивший материалом для письма). Различают пергамент: животный недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и из свиных, используется для… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, пергамента, муж. 1. только ед. Кожа животных, обработанная особым образом, употребляемая для изготовления барабанов и труб, в древности, до распространения бумаги, широко применявшаяся как материал для письма. 2. Древняя рукопись,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, телячья и другая кожа, приготовленная для письма; она заменяла бумагу, а ныне идет на грамоты и пр. Пергаментный свиток, из пергамента, харатейный. Пергаментщик, выделыватель пергамента. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Пергамент — (от нем. pergament < греч. pergamenos < pergamos г. Паргам в Малой Азии) 1) особо выделанная, очищенная кожа животных, применявшаяся в древности в качестве материала для письма; 2) прочный, похожий на бумагу материал, изготавливаемый из… …   Реклама и полиграфия

  • Пергамент — Пергамент, материал для письма из обработ. специальным способом кожи животных. Для удаления шерсти шкуру сначала замачивали в растворе извести, затем скоблили, потом мыли, сушили, распяливали и мяли, чтобы сделать эластичной. Такой способ выделки …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, а, муж. 1. Писчий материал из телячьей кожи, распространённый до изобретения бумаги, а также рукопись на таком материале. 2. Особо обработанная кожа молодых животных, применяемая в технике и для изготовления музыкальных инструментов.… …   Толковый словарь Ожегова

  • de.academic.ru