Социально-экономические отношения в Древней Руси. Основной вид деятельности населения древней руси


4.4 Основные категории населения Древней Руси

Экономическую и социальную основу общества в Древней Руси состав­ляла земледельческая община – вервь (позже – мир). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, пла­тила штрафы, владела землей, которую распределяла между семь­ями. За владение и пользование землей общин­ники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Свободные, полноправные общинники, простые горожане и селяне назывались люди (в единственном числе – людин).

Некоторые люди становились зависимыми. Закупом становился разорившийся общинник, который брал в долг («купу») деньги, скот, семена, инвентарь. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Рядовичи – зависимые люди, заключившие договор («ряд»), и на его основе выполнявшие различные работы. Выполнение условий договора или возвращение долга делали зависимых свободными. Изгои – люди по каким-либо причинам изгнанные из общины и потому не имеющие средств к существованию, вынужденные идти в зависимость к имущим и сильным людям.

Спорным является положение смердов. Часть историков полагает, что смерды – полусвободные княжеские данники, сидевшие на земле князя и платившие дань в его пользу, другие же ученые склонны называть смердами все свободное сельское население.

В Киевской Руси были также холопы и челядь. Представители этой категории населения являлись рабами. Она пополнялась за счет пленников или разорившихся соплеменников. Рабство было патриархальным, труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве.

Наверху социальной лестницы находилась знать, куда относились князья, бояре, купцы.

В Киевской Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества. Фео­дальная система хозяйства отличалась в основном натуральным характером и сла­бым уровнем торговых связей. Основной формой организации феодального производства стала вотчина, т.е. земельное владение, передаваемое по наследству. Княжеские, боярские, монастырские вотчины начинают создаваться в ХI веке, но их было еще очень мало.

4.5 Принятие христианства и его значение

С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г. Владимир Святославич завладел киевским престолом, сместив старшего брата Ярополка (972-980). В этом же году он провел языческую реформу, создав общерусский языческий пантеон во главе с Перуном. Однако он не был принят всеми славянами.

Через несколько лет Владимир решает принять монотеистическую религию. Согласно легенде к нему явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина и требует многих других ограничений. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была отвергнута из-за главенства римского папы над светскими государями и из-за того, что богослужение ведется на латыни. Лишь проповедь представителя византийской (православной) церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление.

После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми. Выбор Владимира в пользу православия был обусловлен следующими причинами: стремление князя сплотить общество и укрепить тем самым государство и свою власть; наиболее подходило менталитету восточных славян и самого Владимира; давние торговые и дипломатические отношения с Византией; возможность улучшить международное положение Руси.

В 988 г. произошло крещение Руси. Киевляне первыми приняли новую веру, а других пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания ряда племен, например, вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации. Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе, даже после крещения люди продолжали верить в языческих богов. В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии – русскому православию. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и исключительно языческий по происхождению праздник масленицы.

Главой русской церкви стал митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их подчинении находились приходские священники - белое духовенство (женатые). Наряду с белым существовало черное духовенство – монахи. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.

Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства появилась письменность, разработанная греками братьями Кириллом и Мефодием. Появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись. Русь приобщилась к сокровищам мировой культуры.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключалась «военная демократия» у восточных славян?

2. Каковы предпосылки образования государства у восточных славян?

3. Как норманнисты и антинорманнисты объясняли образование государства у восточных славян?

4. Что такое лествичный порядок наследования?

5. Что общего можно найти в деятельности первых киевских князей?

6. Почему Владимир решил поменять языческую веру? Почему он выбрал православие?

7. Назовите и охарактеризуйте категории населения в эпоху Киевской Руси.

8. Назовите последствия принятия христианства.

Дополнительная литература

1. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций / И.Н. Данилевский. – М. : Аспект-Пресс, 2001. – 399 с.

2. Горский, А.А. Русь. От славянского расселения до Московского царства / А.А. Горский. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.

3. Грот, Л.П. Гносеологические корни норманизма / Л.П. Грот // Вопросы истории. – 2008. – №8.

4. Егоров, В.Л. Русь и ее южные соседи в X-XIII вв. / В.Л. Егоров // Отечественная история. – 1994. – №6.

5. Кучкин, В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX-XIII вв. / В.А. Кучкин // Отечественная история. – 2003. – №3.

6. Петрухин, В.Я. Русь в IX-X веках: От призвания варягов до выбора веры. – 2-е изд., испр. и доп. / В.Я. Петрухин. – М. : ФОРУМ; НЕОЛИТ, 2014. – 464 с.

7. Поляков, А.Н. Киевская Русь как цивилизация: монография / А.Н. Поляков. – Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2010. – 484 с.

8. Пузанов, В.В. Древнерусская государственность: генезис, этнокультурная среда, идеологические конструкты / В.В. Пузанов. – Ижевск : Удмуртский ун-т, 2007. – 624 с.

9. Рапов, О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII века: Принятие христианства / О.М. Рапов. – М.: Русская панорама, 1998. – 416 с.

10. Седов, В.В. Славяне: историко-археологическое исследование / В.В. Седов. – М. : Языки славянской культуры, 2002. – 624 с.

studfiles.net

4.4 Основные категории населения Киевской Руси

Экономическую и социальную основу общества в Киевской Руси состав­ляла земледельческая община – вервь (мир). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, пла­тила штрафы, владела землей, которую распределяла между семь­ями. За владение и пользование землей общин­ники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Свободные общинники назывались люди (в единственном числе – людин).

Некоторые люди становились зависимыми. Закупом становился разорившийся общинник, который брал в долг («купу») деньги, скот, семена, инвентарь. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Рядовичи – зависимые люди, заключившие договор («ряд»), и на его основе выполнявшие различные работы. Выполнение условий договора или возвращение долга делали зависимых свободными.

Спорным является положение смердов. Часть историков полагает, что смерды – полусвободные княжеские данники, сидевшие на земле князя и платившие дань в его пользу, другие же ученые склонны называть смердами все свободное сельское население.

В Киевской Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества. Фео­дальная система хозяйства отличалась в основном натуральным характером и сла­бым уровнем торговых связей. Основной формой организации феодального производства стала вотчина, т.е. земельное владение, передаваемое по наследству. Княжеские, боярские, монастырские вотчины начинают создаваться в ХI в., но их было еще очень мало.

В Киевской Руси в небольшом количестве существовали холопы и челядь. Фактически они были на положении рабов и пополнялись за счет пленников или из числа разорившихся соплеменников.

К привилегированным категориям относились князья, бояре, духовенство, купцы.

4.5 Принятие христианства

С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г. Владимир Святославич завладел киевским престолом, сместив старшего брата Ярополка (972-980). В этом же году он провел языческую реформу, создав общерусский языческий пантеон во главе с Перуном. Однако он не был принят всеми славянами.

Через несколько лет Владимир решает принять монотеистическую религию. Согласно легенде к нему явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина и требует многих других ограничений. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была отвергнута из-за главенства римского папы над светскими государями и из-за того, что богослужение ведется на латыни. Лишь проповедь представителя византийской (православной) церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление.

После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми. Выбор Владимира в пользу православия был обусловлен следующими причинами: стремление князя сплотить население в один народ и укрепить тем самым государство и свою власть; наиболее подходило менталитету восточных славян и самого Владимира; давние торговые и дипломатические отношения с Византией.

В 988 г. произошло крещение Руси. Киевляне первыми приняли новую веру, а других пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания ряда племен, например, вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации. Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе, даже после крещения люди продолжали верить в языческих богов. В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии – русскому православию. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и исключительно языческий по происхождению праздник масленицы.

Главой русской церкви стал митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их подчинении находились городские и сельские (женатые) священники - белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.

Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства на смену древней славянской письменности пришла новая, разработанная греками братьями Кириллом и Мефодием. Появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись. Русь приобщилась к сокровищам мировой культуры.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.

studfiles.net

Основные занятия и промыслы населения Киевской Руси

Охота была любимой забавой русских князей киевского периода. В своем «Поучении» князь Владимир Мономах вспоминает о своих главных охотничьих подвигах с очевидной гордостью и теплым чувством в следующих словах:

"В Чернигове своими руками я вязал диких коней в пущах по десять и по двадцать, и, кроме этого, я поймал столько же у реки Роси. Два тура метали меня рогами вместе с конем. Один олень бодал меня; из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь мне у колена потник укусил, а другой лютый зверь вскочил ко мне на бедро и коня со мною опрокинул. И все же Бог соблюдал меня невредимым". [185]

Рассказывая о животных и птицах, населяющих леса и поля Руси, Владимир говорит: «Все эти благословения Господь даровал нам для услады и пропитания и удовольствия мужеского» .[186]

Даже для князей охота являлась не только развлечением, но и важным промыслом. Еще более важной она была для простых людей, особенно в лесной зоне Северной Руси. Во‑первых, охота доставляла пищу значительной части населения, во‑вторых, она обеспечивала мехами, нужными для изготовления теплой одежды, уплатыналогов (вместо денег) и торговли; в‑третьих, давала шкуры для кожевенных работ.

На животных и птиц охотились при помощи стрел и копий или ловили живьем в сети и ловушки разных типов. Небольшие силки использовались для ловли птиц. Огромные сети развешивали в лесах между деревьев для ловли животных, которых поднимали и направляли в них загонщики. Очень популярной была также псовая охота. У некоторых князей были даже охотничьи леопарды. Тогда как простолюдины охотились самостоятельно или создавали охотничьи общины, князья и бояре нанимали профессиональных охотников различных специальностей: выжлятников, сокольничих и так далее. Княжеская охота была, чаще всего, очень сложным мероприятием.

В связи с важностью охоты как промысла, охотничьи угодья охранялись законом. У каждого князя были собственные места для охоты, но угодья, принадлежащие представителям других классов, а также церквям и монастырям, тоже упоминаются в источниках. В «Русской Правде» предусмотрены суровые наказания за охоту в чужих угодьях, а также за кражу или порчу охотничьих сетей и убийство охотничьей собаки.

Бортничество являлось другим распространенным видом лесного промысла. Оно было довольно примитивным: пчелы содержались в дуплистых стволах лесных деревьев. Такая колода (борт)  могла быть природного происхождения, но чаще всего их специально вырубали в стволах для этой цели. Стволы затем метились специальным знаком пчеловода (знамя).  Часть леса, в которой находились помеченные деревья с ульями, охранялась, и права владельца защищались законом. Штраф в три гривны был установлен в «Русской Правде» за снос чужого улья и в двенадцать гривен за удаление с дерева знака владельца. В источниках того периода упоминаются угодья с пчелиными ульями, принадлежащие как князьям, так и простым людям. Монахи тоже занимались пчеловодством, и князья нередко жаловали часть своих угодий епископам и монастырям. Так, в 1150 г., князь Ростислав из Смоленска даровал епископу того же города лес с ульями и обслуживающим пчеловодом (бортником).

Продукция бортничества – воск и мед – пользовались огромным спросом как внутри страны, так и за ее пределами. Воск, кроме всего прочего, был необходим для производства церковных свечей; он экспортировался в большом количестве в Византию и на запад, а после Крещения Руси стал использоваться также русскими церквями и монастырями.

Христианизация Руси должна была увеличить спрос также и на рыбу, так как рыбная диета теперь предписывалась на время постов, особенно на время Великого поста (пасхальный пост). Однако даже в двенадцатом столетии русские плохо соблюдали посты, а князья по любому поводу старались получить освобождение от них. Только в монастырях посты являлись строгим правилом. Несмотря на то, что религиозный мотив для предпочтения рыбной диеты дал меньшие результаты, чем можно было ожидать, рыбу на Руси ели и до и после крещения, и рыболовство, следовательно, играло не последнюю роль в русской экономике. Товарное рыболовство развивалось преимущественно на больших реках и озерах. Рыболовецкие артели на севере Руси, такие как на реке Волхов и озере Белом (Белоозеро),  упоминаются в источниках двенадцатого века. Тогда же галицкие рыбаки обосновались в низовьях Дуная. Самой ценной рыбой считался осетр.

Самостоятельные рыболовы ловили рыбу на удочку на малых реках и прудах, а в товарном рыболовстве преимущественно использовали различные неводы и сети. На севере Руси распространенным был способ перегораживания малой реки частоколом. В этом случае в частоколе оставляли несколько отверстий, к которым привязывали плетеные корзины для ловли рыбы (верши).  Хотя этот способ не упоминается в источниках до четырнадцатого века, вряд ли можно сомневаться, что он применялся и раньше.[187]

Берега рек и озер, пригодные для рыболовства, могли находиться в частном владении. Монастыри особенно старались получить собственные рыбные угодья, чтобы обеспечить братию необходимым запасом рыбы на время Великого поста.

В связи с рыболовством можно также упомянуть ловлю моржей в Северном Ледовитом океане и на Белом море. Моржей в основном добывали из‑за их клыков, называемых по‑древнерусски «рыбий зуб». Новгородцы торговали ими уже в начале двенадцатого века.

Киевская Русь. Оглавление.

www.protown.ru

Занятия русского народа

«Занятия русского народа»

Введение

I. Социальная организация

II. Земледелие и скотоводство

III. Ремесла

1. Кузнечное дело

2. Ювелирное дело

3. Гончарное дело

IV. Бортничество

V. Охота и рыболовство

VI. Торговля

Заключение

Список литературы

Введение

Культура русского народа слишком обширна для того, чтобы уместиться на малочисленных страницах подобной работы. Поэтому, мы постараемся лишь в общих чертах разобраться в том, чем жили наши предки, от чего зависел выбор того, или иного вида деятельности. Благо, данная тема широко, и не раз освещалась историками и этнографами нашей страны и их зарубежными коллегами. Целью данной работы является определение узкого круга основных занятий, характерных для жителей Руси, их зависимость от географического местоположения, предпосылки к возникновению…

I . Социальная организация

Древнерусское государство возникло как результат многовекового исторического развития восточных славян. Оно было настолько обширно, что представить, будто на всей его территории быт жителей был одинаковым – просто невозможно! Естественно, что род деятельности очень сильно привязывался к месту обитания. На берегах рек и морей – рыболовство, в степной зоне – земледелие и скотоводство, в лесах – охота, бортничество. Категоричного разделения, конечно же, не было – в любой местности хозяйство было комплексным. Однако окружающая среда все же оказывала огромное влияние. Поэтому предпочтение отдавалось большей частью виду деятельности, более соответствующему таким факторам как условия обитания, климат и т.д.

Жилые местности в старой России были: город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, деревня, починок. Возведение городов и поселков было вызвано расширением пределов русского мира. Города заводились раньше, чем поселения; в местах незаселенных, чтоб дать возможность жителям существовать на новоселье, надобно было приготовить для них обороны - возвести ограду, т.е. город. [3, стр.112]

Хозяйственной ячейкой являлась малая семья. А низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйство отдельных семей, служила соседская (территориальная) община - вервь. Переход от родовой общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в процессе их расселения, в VI - VII веках. Члены верви совместно владели сенокосными, лесными и водными угодьями, пашенные же земли были поделены между отдельными хозяйствами, принадлежавшими семьям, входящим в общину. Соседские общины объединялись в племенные княжества, а те - в союзы племенных княжеств.

В ходе хозяйственной деятельности восточных славян шел процесс обособления ремесла от земледелия, выделения ремесленников в качестве особой социальной группы (первоначально в основном кузнецов и гончаров).

Повсеместное распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для содержания господствующего социального слоя. Выделение такого слоя было результатом разложения родоплеменных отношений, ускоренного расселением славян. Его основу составляла военно-служилая знать, сложившаяся в эпоху расселения.

Союзы племенных княжеств представляли собой сложный социальный организм. Их центром являлся укрепленный град (некоторые грады постепенно превращались в города). В укрепленной центральной части града находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками торговцами. В градах происходили собрания свободных общинников (вече), на которых решались важнейшие вопросы. Но на ведущие позиции постепенно выдвигается слой профессиональных воинов - дружинников во главе с князем. Дружины фиксируются у славян, по данным византийских источников, уже в VI - VII веках. К IX столетию дружинники становятся привилегированной общественной группой. Князья сосредоточивают в своих руках (опираясь на военную силу и накопленные богатства) реальную власть в союзах племен. Все это создает объективные предпосылки для формирования государственных начал в социальном развитии славян.

Рассмотрим, как пример - племенное объединение полян, которое составило основу Древнерусского государства. Прежде всего - более развитое, чем в других славянских землях, комплексное хозяйство, основанное на плужном земледелии и домашнем скотоводстве, наличие сети укрепленных поселений с развитым ремеслом и существовавший уже несколько столетий племенной союз, внутри которого шли процессы объединения отдельных племен, сложения единого языка, культуры, имущественной и социальной дифференциации, выделения из недр первобытнообщинного строя феодального класса дружинников и сложения аппарата власти.

Нельзя не учитывать и выгодное географическое положение Киева как центра племен полян на Днепре. Определенную роль играл внешний фактор - постоянная угроза со стороны обитавших в степях кочевых народов. Все это привело к сложению единого Древнерусского государства с центром в Киеве.

Из выше описанного мы видим, что под воздействием внешних факторов (внешняя военная угроза) из общества выделяется целый класс, призванный решать подобную проблему. Это военные – «служилые» люди, нанимавшиеся на службу к князю, составлявшие его дружину и служившие большую часть жизни. Соответственно, в крупных городах, вроде Киева, процветали ремесленные занятия, сопутствующие военной службе: кузнечное дело (изготовление оружия, доспехов), шорное дело (лошадиная упряжь, одежда) и т.д. Это подтверждается результатами многочисленных археологических раскопок. Набор вещей, найденных в различных дружинных курганах, характеризует уровень развития культуры, ремесла, экономических связей и военного дела. Русские дружинники пользовались мечами длиной до 1 м., с широким лезвием, с прямым в виде бруска перекрестием. Такие мечи предназначались для рубящего действия. Вдоль лезвия меча (посередине) проходила ложбинка - кровосток. Перекрестие и навершие мечей обычно украшались серебряным узором. Эти каролингского типа мечи были широко распространены в Европе, в том числе и на Руси.

II . Земледелие и скотоводство

Основным населением Древней Руси были земледельцы. Поселения деревенского типа изучены пока плохо, так как они не имели укреплений и многие из них были разрушены более поздними поселениями. Как правило, они располагались на высоких берегах небольших рек, в поймах которых были пашни и луга. Сельские поселения возникали и на водоразделах, где обрабатывались лесные участки. Основой хозяйства являлось пашенное земледелие. Особенности его ведения в различных регионах Восточно-Европейской равнины определялись специфическими природно-климатическими условиями. Так, в южных (степных и лесостепных) районах, отличавшихся плодородием почв, была распространена переложная система земледелия, при которой участок целины распахивался и использовался в течение нескольких лет, после чего его забрасывали до восстановления плодородия почвы.

В северных районах, покрытых многолетними лесами, практиковалась подсечная система земледелия, требующая предварительной подрубки определенного участка леса и последующего его выжигания. После того удобренная золой почва в течение нескольких лет приносила урожай. Когда участок истощался, производилась расчистка новых земель. Восточные славяне применяли пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях) и соху (на севере). Среди зерновых культур преобладала пшеница, небольшое место занимала рожь, известны также просо, гречиха и ячмень.

Из технических культур возделывали лен и коноплю, выращивали капусту и другие овощи. По находкам костей животных выяснено, что в IX-XII вв. разводили коров, овец, свиней и лошадей. Из птиц были известны куры, утки и гуси. К этому времени относится большое количество найденных археологами, древнерусских серпов, коротких кос-горбуш, зернотерок, железных наконечников, наральников для почвообрабатывающих орудий. Подъем сельского хозяйства, его техническое оснащение были тесно связаны с развитием ремесла и торгового обмена [2, стр. 103].

III . Ремесла

Приобретение технических навыков и обособление ремесла от общехозяйственных задач происходили на обширной русской территории крайне неравномерно, и эта неравномерность была обусловлена совокупностью разнообразных исторических фактов, различно влиявших на темп развития. Само единство Руси, будучи категорией исторической, возникло лишь в преодолении областных различий.

«Первой формой промышленности, отрываемой от патриархального земледелия, является ремесло, т. е. производство изделий по заказу потребителя... Будучи необходимой составной частью городского быта, ремесло распространено в значительной степени и в деревнях, служа дополнением крестьянского хозяйства...» [5, стр. 286].

1. Кузнечное дело

Среди членов родового коллектива раньше всех других специалистов обособились металлурги, ведавшие сложным, опасным и несколько таинственным делом обработки руды в горнах и ковки раскаленного металла. [11, стр. 47] Совершенно естественно, что с ростом общественного разделения труда именно кузнецы стали первыми ремесленниками-специалистами, что именно их, творцов металла, народ окружил множеством различных легенд и поверий: кузнец-колдун, «хитрец», находится под покровительством русского Гефеста - бога Сварога; он может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни.

Металлургия того времени состоит из двух частей: 1) выплавка железа из руды и 2) кузнечная обработка железа. Оба процесса были связаны между собой, но, по всей вероятности, давно уже произошло разделение на домников и кузнецов. Древние домники работали на особом виде сырья - болотной руде, которая вплоть до XVIII в. сохраняла промышленное значение. Полученная тем или иным способом руда промывалась и подвергалась предварительной обработке, заключавшейся в дроблении ее и легком обжиге, способствующем процессу восстановления окислов железа. Самым сложным и ответственным делом являлась выплавка железа из руды, осуществлявшаяся при помощи так называемого сыродутного процесса.

mirznanii.com

Ответы на вопрос "4. Социальная структура Киевской Руси."

Социальная структура общества Киевской Руси

Численность населения древнерусского государства, по разным оценкам, составляла от 5 до 9 млн. человек.

Во главе Руси стояли Рюриковичи – великий киевский князь и его родственники. Князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы. В бывших племенных княжениях от имени великого киевского князя управляли его братья и сыновья.

Старшая дружина

Бывшие племенные князья и лучшие мужи периода «военной демократии» составляли старшую дружину, верхушку дружинного слоя. Они назывались боярами и составляли постоянный совет («думу») князя.

Младшая дружина

Младшая дружина – это рядовые воины («гриди», «отроки», «детские»). Из младшей дружины набиралась личная дружина князя, которая состояла у него в услужении.

Из догосударственного периода в социальную структуру Киевской Руси пришла дружина. Но в этот период она делится на старшую и младшую.

Люди – лично свободные жители Киевской Руси. По занятиям люди могли быть и городскими ремесленниками, и крестьянами-общинниками.

Ремесленники были довольно большой группой населения Руси. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К XII в. в городах Руси насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; ремесленники производили более 150 видов железных изделий. С ростом городов, развитием ремесел связана деятельность такой группы населения, как купцы. Русско-византийский договор 944 г. позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии.

Крестьяне объединялись в сельскую общину – вервь, которая состояла из экономически самостоятельных семей. Слово «вервь» чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.

Община обладала определенной территорией и отвечала за общественный порядок на ней перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф – виру – за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями.

Владимир I (Святой) Святославович (умер в 1015 гг.), князь новгородский (с 969 г.), великий князь киевский (с 980 г.). Младший сын Святослава. Пришел к власти в Киеве после 8-летней междоусобной войны. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др., заново укреплен и застроен каменными зданиями г. Киев. В 988–990 гг. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах назывался Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью.

Дружина, которая прежде выполняла только военные функции, с конца Х в. все более превращалась в аппарат государственной власти. Дружинники исполняли различные поручения великого князя (в военном деле, в управлении страной, в области дипломатических отношений). При этом князь вынужден был считаться с мнением дружины. В летописи приводится случай, когда дружина выразила свое недовольство скупостью Владимира, выставившего во время пира деревянную посуду; князь, посчитав, что потеря дружины стоит дороже серебра и золота, удовлетворил ее требование. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии – на воевод, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.

Основной группой населения Киевской Руси были свободные общинники – люди.

Полузависимое население Киевской Руси

В начале XII в. появляется группа полузависимых людей – закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение ссуды – «купы». Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа. Закуп был лишен личной свободы, но он мог выкупиться, вернув долг. Но если закуп пытался бежать, он становился полным холопом.

«Русская правда» – свод древнерусского права. Включала отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого (так называемая Древнейшая правда), Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Посвящена защите жизни и имущества княжеских дружинников, слуг; свободных сельских общинников и горожан; регламентировала положение зависимых людей; излагала нормы обязательственного и наследственного права и др. Сохранилась в 3-х редакциях: Краткой, Пространной, Сокращенной (списки XIII–XVIII вв.).

Небольшой группой полузависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь по «Русской правде» была защищена только 5-гривенным штрафом. Вероятна их связь с составлением договора – ряда. Возможно, рядовичи – это заключившие договор тиуны, ключники, мужья рабынь, а также дети от браков рабов и свободных. Рядовичи часто выполняли мелкие административные поручения своих господ.

Зависимое население Киевской Руси

К полностью зависимым группам населения следует отнести рабов, известных под названием челядь и холопы. Вероятно, челядь – это раннее название, холопы – более позднее. Другое возможное объяснение: челядь – рабы из военнопленных, холопы – внутренние рабы. Раб не имел права быть свидетелем на суде, за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал. Источниками рабства были плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба, поступление на службу к князю (тиуном, ключником) без соответствующего договора. На Руси существовало патриархальное рабство, когда рабы привлекались к работе в домашнем хозяйстве, но римского классического рабства не существовало. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их жизнь оценивались в пять гривен. Но в то же время рабы могли быть управляющими, надсмотрщиками, ключниками. Их жизнь (например, княжеского тиуна) оценивалась в 80 гривен, и он мог выступать свидетелем на суде.

Несмотря на существование в Киевской Руси несвободного населения, большинство историков считает, что рабство на Руси не получило широкого распространения из-за экономической невыгодности.

Кроме того, на Руси выделяют категории полузависимых и полностью зависимых жителей.

Особой группой населения были смерды. Это, вероятно, несвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество наследникам. Оно передавалось князю.

Можно выделить еще одну группу – изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса – выкупившийся на волю холоп, общинник, изгнанный из верви, разорившийся купец или ремесленник и даже князь, потерявший княжество.

www.konspektov.net

Занятия населения Киевской Руси по Русской Правде - Справочные материалы - ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ - Каталог статей

1. Сельское хозяйство. Основным земледельческим орудием оставалась соха; в южных районах применялись плуг и близкое к сохе рало; употреблялась и борона. Поля имели определенные границы и вспахивались систематически. Основной системой земледелия была переложная или залежная, когда вспахиваемая земля время от времени получала передышку на 2 – 4 года.

В северных лесных районах существовала подсека, лесной перелог. Сеяли на Руси пшеницу, рожь, горох, ячмень и просо. Хлеб был яровой и озимый. Было широко распространенно выращивание льна, известен был и хмель. Урожай собирали серпом и косой. Зерно мололось на ручных жерновах и хранилось в ямах.

В крупных феодальных хозяйствах имелись огороды и сады – из овощных и плодовых культур были известны репа, капуста, яблоки; здесь обработка земли производилась лопатой – «рыльцем» или «мотыгой»

Княжеские и монастырские хозяйства владели огромными стадами рогатого скота и табунами лошадей. Судя по Правде Ярославичей более всего ценились верховые кони. В том же памятнике  упоминается и рабочий скот, волы, коровы, овцы, козы, свиньи, а из птиц – куры, гуси, утки, лебеди, голуби. Производились заготовки кормов для стойлового содержания скота.

Масса земледельческого населения была далеко не обеспечена рабочим скотом. Коней забирали для войны, широко известны были феодальные поборы скотом.

Древнерусский смерд зачастую лишенный рабочего скота и орудий труда, шел в зависимость к феодалу за пользование его скотом или сельскохозяйственным инвентарем. Хозяйство смерда включало небольшое жилище, часто типа землянки, к которому примыкала клеть, где содержался скот: лошадь, корова, 2 –3 овцы, куры. Имея одного коня, крестьянин применял только соху.  

2. Промыслы. Из помыслов была распространена охота, главным образом с целью добычи пушнины. В обширных лесах водились рысь, тур или зубр, лось, олень, кабан, медведь,  заяц. На внешний рынок шли меха белок, куниц, выдр, бобров, соболей, лисиц. Орудиями охоты служили лук со стрелами, различные сети и другие виды ловушек. Дикую птицу ловили с помощью перевесов – больших сетей, которые натягивались высоко над землей в местах перелета.

В IХ – ХII веках охотничьи угодья становятся собственностью князей, бояр, монастырей.  Охота ( «ловы») составляла излюбленное развлечение князей. Популярностью пользовалась спортивная охота с ловчими птицами (соколы, ястребы).

3. Город был сосредоточием культурной жизни. Здесь складывались мировые торговые и культурные связи, трудом массы городских ремесленников создавались шедевры искусства. Ремесленники составляли основную часть населения города. Основой развития городов было ремесленное производство, а не торговля. Отделение ремесла от сельского хозяйства началось в среде сельского населения. Деревенское ремесло продолжало играть значительную роль и с развитием городов. Одно из распространенных ремесленных специальностей – гончарское дело. К концу Х века посуда делалась на ручном гончарном круге. Работа на котором требует довольно сложных приемов и навыков, доступных только специалистам. Ранее же посуду лепили от руки, очевидно в каждом доме для собственной надобности. Изделия из обожженной глины были необходимы для ряда производств, особенно для литейного дела, где льячки, тигли, а зачастую и литейные формы были керамические. Большое значение имели керамический строительный и отделочный материал – кирпич («плинора»), черепица, изразцы и плитки.

Распространено было и металлургическое производство. Железо получали из болотных, озерных и дерновых руд, залежи которых были почти везде. Было развито кузнечное дело. Изготовляли топоры, лопаты, плужные лемехи, стальные лезвия.

Большую роль и в городе и в деревне играло ремесло вотчинное и ремесло городское, здесь разделение труда зашло далеко.

Рыбаков Б.А. на основе анализа источников выделяет 42 различные ремесленные специальности. Это профессии он объединил в 11 больших отраслей: мастера по обработке железа, цветных металлов, дерева, камня и так далее.

Для обозначения различных ремесленных специальностей связанных с добычей и обработкой железа употреблялись названия: домники, замочники, оружейники, бронники.

Производство оружия, было связано прежде всего с ковкой железа, к примеру, мастера, делавшие защитное оружие – шлемы, кольчужные рубахи назывались бронниками.

Обработка цветных металлов составляла важнейшую отрасль городского ремесла в Древней Руси, обслуживающую главным образом быт. Процесс литья цветных металлов и прежде всего меди в городе был значительно совершеннее, чем в деревне.

Отдельные детали каменных здании в Х – ХI веках делались не из кирпича, а из камня. Поэтому началась развиваться обработка камня, а с ним связанное еще одно ремесло – производство шиферных пряслиц.

Городам были хорошо известны и деревообделочники. Плотники, мостники – были специалистами по сооружению домов, мостовых и оград крепостных стен; лодейники строили корабли, тесияры (столяры) делали мебель, бочары и ковшечники – деревянную посуду.  

 В деревнях прядение и ткачество были домашним занятием женщин. В городах же производством тканей занимались специалисты – ремесленники - ручечники, ткачи, портные швецы.

Существовали также книжные писцы, иконники и «гребенщики» (косторезы).

4. Торговля. Древнерусский город был не только ремесленным, но и торговым. Крупные русские города – Киев, Новгород и другие – были международными торговыми центрами. Говоря о развитии торговли, нельзя забывать, что в стране господствовало натуральное хозяйство. Сельскохозяйственные продукты поступавшие на рынок представляли собой в большинстве случаев оброк, собираемый феодалами со смердов, и что привозимые на Русь предметы роскоши распространялись лишь в сравнительно узком кругу феодальной верхушки общества. Торговля города с окружающими его областями много способствовала развитию товарного хозяйства и обращения. Но были на Руси товары, которые находили себе постоянно широкий сбыт и являлись объектом межобластной торговли (хлеб, соль и т.д.).

Находимые во многих русских областях  в большом количестве клады восточных монет преимущественно в IХ веке, говорят об оживленных торговых связях Руси с землями, подчиненными арабскому халифату. Можно говорить о том, что в этот период преобладает русский вывоз над ввозом.

В Х – ХI веках на вывоз шли ремесленные изделия – литейные, ювелирные, кожи, пряслица, замки, резные изделия. В летописях имеются указания на продажу военнопленных в рабство и стремление воюющих сторон захватить в плен побольше женщин и детей, так как рабыни ценились на международном рынке дороже, чем рабы.

Что касается ввоза иноземных товаров, то здесь преобладали предметы роскоши – дорогие ткани, дорогое оружие, церковная утварь, ювелирные изделия, драгоценные камни, благовония, пряности, вина, фрукты, очень редко  - хлеб и соль.

Основными торговыми путями были большие и малые реки. Едва ли не древнейшим из речных торговых путей был Волжский путь, соединявший русские земли с прикаспийскими землями и средним Востоком. Также одним из важных был Днепровский путь в Константинополь. Развивались торговые связи с Югорской землей, с прирейнскими народами. Образуются купеческие общества.

istorik.ucoz.com

Социально-экономические отношения в Древней Руси

Русское общество. В обществе Руси той эпохи было много свободы и остатков демократии прежнего родового строя. Между разными классами и группами людей не было прочных границ. Крестьянин мог стать и ремесленником, и дружинником. Не случайно в былинах, если Илья Муромец обижается на князя, тот перед ним извиняется.

Князья и бояре — владельцы больших земельных имений — составляли высший слой общества. Основой боярства были потомки старой родовой аристократии: племенные князья и старейшины. Немало бояр вышло из старшей дружины князя. Именно старших дружинников князь назначал воеводами, послами и на другие важные посты. Среди бояр были потомки славян и варягов, чуди и мери (угро-финских племен). Все они превращались в однородное русское население. Бояре не платили налогов.

В Новгороде, в отличие от Киева, высшее боярство формировалось из богатейших купеческих семей. Главный герой новгородских былин — простой купец Садко. В киевских же былинах герои — это богатыри-дружинники, воевавшие с печенегами. Среднее сословие составляли купцы, богатые городские ремесленники, владельцы небольших земельных имений (нередко это бывшие дружинники). Купцы и ремесленники на Руси составляли городское посадское население. Ремесленники одинаковой специальности даже жили на одной улице. Например, на Бронной или Гончарной. Как вы думаете, чем занимались мастера с этих улиц?

Основную часть населения Руси представляли свободные крестьяне-общинники, которые назывались “люди” (отсюда и появилось название “полюдье”). Они платили подати в казну, так как пользовались государственной землей.

Выделялась еще одна категория населения — смерды. До настоящего времени ученые не пришли к единому мнению относительно их статуса. По одной из версий, смерды считались лично свободными, но князь (позже царь) с течением времени превратил общинную землю в государственную и стал платить землей с крестьянами за военную службу. Впоследствии такие крестьяне стали сильно зависеть от владельца земли.

Особый слой населения составляли люди церкви — черное и белое духовенство. Это монахи и священники. Они подчинялись церковному суду, а не княжескому, и также не платили налогов. Были на Руси и полусвободные люди, которые взяли в долг у князя, боярина, купца и должны были отработать свой долг в течение определенного времени. Их называли закупы или рядовичи. Купа — это ссуда, а ряд — договор. Как только долг полностью выплачивался, закуп или рядович вновь становился свободным. Не всем удавалось собрать нужную сумму, и тогда человек оставался зависимым до самой своей смерти.

Низший слой населения на Руси — это рабы (холопы). Они делились на две группы: временные и полные. Временных рабов захватывали в плен на войне. В случае выкупа родственниками их освобождали. Если выкупа не было, то через несколько лет пленных все равно освобождали, так как считалось, что они отработали свой выкуп. Полными рабами считались люди, добровольно продавшие себя в рабство, и дети рабов. Раб не имел никаких прав. Если его убивали, то хозяину платили штраф, как за испорченное имущество. Рабы работали как домашние слуги (челядь) и на землях в имениях владельца. Нередко хозяева перед смертью освобождали всех своих рабов. К этому активно призывала церковь.

В обществе той поры было очень много небольших групп населения. Это связано с тем, что шло становление классового общества.

Русская правда. Первый сборник законов на Руси назывался “Русская правда”. Он создавался при князе Ярославе Мудром и его сыновьях. В древней Руси князь — это верховный судья, чьи решения являются окончательными. Поэтому люди со своими спорами, обидами и жалобами часто приходили именно к князю. В этом сборнике законов сохранились многие неписаные традиции и обычаи русских. Именно по ним раньше решали все споры. Но с укреплением государства, появлением богатых, бедных, рабов потребовалось создать новые законы, ограничить устаревшие традиции.

“Русская правда” состоит из двух основных частей: “Правда Ярослава” и “Правда Ярославичей”. Первая часть была принята князем Ярославом Мудрым, а вторая — его сыновьями. В “Русской правде” мы видим, что родовые обычаи кровной мести еще существуют, но князья уже пытаются ограничить право родственников мстить за убийство члена своей семьи, заменить его на выкуп (штраф) за убитого. Прежде семьи могли мстить друг другу много десятилетий, и это разрушало нормальную жизнь общества.

Новые законы закрепляют разделение людей на разные сословия. Жизнь дружинника, купца или княжеского дворецкого (огнищанина) ценилась во много раз выше, чем жизнь крестьянина-смерда или тем более раба. Так, за убийство княжеского дворецкого положен штраф 80 гривен, а за убийство закупа — 5 гривен. Для сравнения знайте, что две гривны тогда стоил конь. За убийство раба (холопа) штраф в 5 гривен получал хозяин, а не его семья.

Немало статей в “Русской правде” посвящено защите собственности от кражи. Подробно расписаны штрафы за кражу хлеба, скота, сена, дров и так далее. Значительные штрафы назначены за покушение на честь воина-дружинника. Если за похищение коня или оружия обидчик платил 3 гривны, то за пощечину, выдранный клок волос из усов или бороды штраф составлял 12 гривен. Ссоры внутри дружины ослабляли ее на поле боя. Поэтому князь их жестко пресекал.

Община — основа сельского общества. За все убийства, совершенные на своих землях, община отвечала перед князем. Она должна была сама найти убийцу или заплатить князю штраф за нераскрытое преступление (40 гривен). Если на кого-то из общинников налагался штраф, то выплачивать его помогала вся община.

Итак, согласно “Русской правде” родовая месть замещалась системой штрафов, регулировались имущественные отношения, росла власть князей. Но в целом старые, неписаные обычаи были еще очень сильны, особенно в крестьянской среде.

studfiles.net