Как называли детей наши предки? О древнерусских именах. Как в древней руси называли детей
Как называли детей наши предки? О древнерусских именах | Культура
В одном из старых азбуковников (так назывались очень популярные на Московской Руси XVI — XVII вв. книги, нечто вроде наших энциклопедических словарей), говорится: «Первых родов и времен человеци… до некоего времени даяху (то есть давали) детем своим имена, якоже отец или мать отрочати (ребёнка) изволят: или от взора и естества (то есть по виду и природным свойствам дитяти), или от вещи, или от притчи. Такожде и словене прежде их крещения даяху (то есть давали) имена детем своим сице (вот как): Богдан, Божен, Первой, Второй, Любим и ина такова. Добра же суть и та (то есть: „и эти имена были недурны“)». Эту выдержку из азбуковника приводит в своей книге «Ты и твоё имя» известный писатель Л. В. Успенский.
Древнерусские имена были разнообразны. Имя могло отражать внешность, физические особенности ребёнка (Малыш, Черныш, Кудряш, Круглец, Беляй, Косой, Рябой), его место в семье (Первуша, Второй, Третьяк и так далее), черты характера и особенности поведения (Храбр, Добр, Молчан или Плакса, Умник или Дурак). Были имена, отражавшие время и обстоятельства рождения: ребёнка, который появился на свет в сильный мороз, так и называли — Морозом, а родившийся весной получал имя Вешняк, от слова «вешний» — весенний, отсюда и фамилия Вишняков, а вовсе не от вишни. Такие имена, как Томило, Истома, указывали на тяжёлые роды: мать истомилась, производя на свет младенца. Наконец, в именах отражались родительские чувства по отношению к ребёнку (Любим, Милуша, Ждан, Неждан, Нечай).
Такая простая классификация долгие годы была на вооружении у лингвистов, занимавшихся русской антропонимикой (наукой о человеческих именах). Считалось даже, что имена давали не только младенцам, но и взрослым, отсюда группа «профессиональных» имён: Мельник, Кузнец, Кожемяка и т. п.
Но, оказывается, дело обстоит значительно сложнее. Имена давались детям не только «от взора и естества, или от вещи, или от притчи», но и по другим причинам, с другими целями.
Возьмём, например имя мальчика — Черныш или девочки — Чернава. Такие имена часто встречались в Древней Руси, недаром среди наших современников так много Чернышёвых, Черновых, да и Чернавины тоже встречаются. Чернышом могли назвать действительно смуглого, темноглазого, темноволосого младенца, но могло быть и по-другому: чёрный цвет для наших предков был связан со злом (всем известны выражения «чёрная зависть» или «чёрное дело»), поэтому имя Черныш, возможно, значило «плохой», «злой», «гадкий».
Зачем же называть так собственного ребёнка? — спросите вы. Имена, означавшие что-то плохое, непривлекательное были в ходу у всех народов: это имена-талисманы, обереги, призванные защитить детей от нечистой силы. Такие имена, как Косой и Рябой, давались не по внешности, а для того, чтобы отпугнуть злых духов: их добычей скорее станет какой-нибудь Милок или Красавчик, а на Косого или Рябого духи не позарятся.
То же и с именами, данными «по чертам характера». Храбр, Добрыня, Умной, Удалец — это типичные имена-пожелания: «Стань таким, как я хочу!» А Негодяй, Болван, Дурак, Неудача — без сомнения, имена-обереги. Имя Молчан или Смирной может быть характеристикой спокойного ребёнка, а может быть пожеланием: «Не будь капризным и крикливым, будь молчаливым и смирным».
С именами Неждан и Нечай — ещё сложнее. Эти имена могли означать нечаянную радость: не ждали, не чаяли уже иметь ребёнка, наконец-то он родился! Или: не чаяли иметь сына, рождались одни девочки, наконец-то мальчик! А может быть, это тоже имена-талисманы: знать не знаем, ведать не ведаем, откуда взялся этот ребёнок, мы его не ждали, не хотели, он у нас нечаянно появился. Услышат злые духи такое имя — и отступятся от младенца.
Наконец, «профессиональные» имена, возможно, тоже давались для того, чтобы ввести в заблуждение нечистую силу: не смотрите, злые духи, что перед вами дитя малое, наш сын — Кузнец! Кузнецов, имеющих дело с огнём и железом, нечистая сила всегда опасалась. Да и вообще: как злому духу не растеряться, обнаружив в люльке вместо беспомощного младенца «зрелого специалиста»! Да, защита от сглаза и порчи у наших предков была на высоте. Впрочем, имена типа Кузнец или Мельник вполне могли быть и пожеланиями, чтобы ребёнок, когда вырастет, выбрал именно то занятие, которое почему-либо нравилось его родителям.
Имя Малыш, Малой, Меньшой мог получить младший, последний ребёнок в семье — но такое имя могло быть и пожеланием: если родители не хотели больше иметь детей, они давали родившемуся младенцу имя Меньшой или Малыш в надежде на то, что он станет последним.
В старину у всех народов имя было неотъемлемой частью человека, и к наречению подходили очень серьёзно. Давая имя своему ребёнку, наши предки стремились обеспечить его надёжной защитой, запечатлеть свои мечты и желания.
shkolazhizni.ru
Как давали имена детям? — Славянская культура
Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей.Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непревлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт.
Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен: 1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ) 2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк) 3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило) 4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян) 5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка). Пример: Святослав : Свято+ша=Святоша.
Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.
Похожие статьи:
Славянские герои → Князь Светослав Хоробре - Муж Крови
История → Крещение Руси. Огнем и мечом
Славянские герои → Иду на Вы!
Традиции → Родные, древние Славянские имена
Традиции → Славянские имена
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Как на Руси давали детям имена? / Малютка
«Сложились судьбы всех детей по-разному, но имя тоже освещало путь»
По какому же принципу наши предки выбирали имена своим наследникам? Мог сыграть свою роль любой из следующих факторов. – По тем жизненным обстоятельствам, при которых ребенок появился на свет. Например, Ждан – это долгожданный ребенок, Вторак и Третьяк – соответственно, второй и третий в семействе, Любава – любимая родителями. По схожим причинам нередко возникали и имена с негативным оттенком – например, Неждан или Ненаш. – По отличительным признакам характера, которые чадо ярко проявляет – Смеяна, Забава, Будияко, Шумило, Бессон. Кстати, даже самые «резкие», на наш взгляд, имена, вовсе не обязательно имели отрицательный смысл. Так, Бессон – это недремлющий и всегда бодрый. От подобных имен впоследствии произошло большое количество распространенных фамилий, таких, как Бессоновы, Шумейко, или Смеховы. – Мальчики нередко получали имена в зависимости от времени, и даже от погоды, во время которой они родились. Так появились Суббота и Мороз. А еще наши предки нередко использовали славянские названия месяцев года: так, апрель – Березень, май – Травень, Август – Зарев и т.д. – Были и сложные имена, в которых родители «зашифровывали» свои пожелания. Самые распространенными элементами таких имен были -слав («славный»), -мир («большой»), и -волод («владеющий», «богатый»). Очень показателен пример имени Ярослав, что означает «яркий», «сильный», «славный своей жизненной силой». Существует и другой вариант перевода – «яр» («сильный», «энергичный», «горячий») + «слав» («слава»). Впоследствии христианская церковь приняла и канонизировала это языческое имя. – Существовали и, наоборот, неблагозвучные имена – дань суевериям. Некоторые верили, что стоит назвать малыша Некрасом, Нелюбом, Неустроем, Злобой или Тугариным, как все болезни и несчастья отступят, а злые духи «не заинтересуются» чадом. Иногда даже производили такой обряд: родственники по мужской линии выносили Милаву или Златослава из избы, а возвращали уже «Сорокой» или «Гнилозубом». И приговаривали: мол, свой, любимый, ребенок выброшен, а его место занял другой, никому не нужный. – Еще имена давали, сообразуясь с профессией отца – Дуло или Шуба, его общественным положением – Барышник или Кузнец, национальностью – Карел или Чудин или просто выбирались «слова силы» – Гроза или Правда. Детям давали также имена языческих богов и богинь – Лада, Ярило и т.д. Среди имен, прочно прижившихся в древней Руси, можно встретить немало заимствованных. Например, варяги, пришедшие в страну в IX веке, обогатили лексикон такими именами как Рюрик («слава» + «сила»), Олег («святой»), Игорь («молодой»). Вообще «чисто славянских» имен сейчас используется не так уж много. В их числе – Глеб, Всеволод, Владимир, Святослав, Ярослав, Ярополк, Изяслав, Ростислав, Мстислав и некоторые другие. Считается, что такой выбор удачен для ребенка, ведь их носили исторические персонажи, известные своими деяниями, и эти имена были впоследствии включены в святцы.
«Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесах»
После того, как страна приняла православие в Х веке н.э., наши предки, во время официальной церемонии крещения, стали получать крестильные имена. Так, инициатор Крещения Руси, князь Владимир Святославич (один из прообразов былинного персонажа князя Владимира Красно Солнышко), получил имя Василий. Его сыновья – Борис и Глеб – получили имена Роман и Давид. А его бабушка княгиня Ольга (считающаяся первой русской христианкой), была наречена Еленой. Как раз в те времена в церкви начинает складываться ономастикон – это набор имен, которые можно давать человеку при крещении. Имя тому или иному младенцу выбирал сам священник по святцам. Это были, как сейчас принято говорить, календарные имена, так как давались они по церковным календарям. Согласно догме, таким образом новорожденный сразу же приобретал своего небесного покровителя – потому что в эти списки вносились только имена святых. Это могли быть имена древнееврейского происхождения, например, Анна и Яков, греческие – Федор и Екатерина, или латинские – Юлий, Галина и даже сирийские и египетские. Постепенно к именам иностранного происхождения начали добавляться и старославянские имена, обладатели которых были канонизированы церковью: например, Святослав, Вячеслав и Ольга. Поначалу список крестильных имен был не слишком разнообразен (например, Иван – Иоанн встречается в святцах 170 раз). И наши предки, чтоб выделить своих детей из огромного числа других, продолжали по доброй старой традиции давать им «мирские» имена или прозвища. При этом они охотно использовали привычные языческие имена, но, как правило, в уменьшительной форме. Например, до XVII очень популярными именами были Добрыня или Добрила (от Доброслава). Такие имена постоянно использовались в повседневной жизни и ни у кого не вызывали вопросов. Но уже на рубеже XVII века в связи с коренными преобразованиями в государстве, этот обычай начал уходить в прошлое. И имена вроде Длинная Сабля, Кречет, Щука, Кольцо или Истома стали восприниматься именно как прозвища, не более того.
Что в имени тебе моем?
До Октябрьского переворота 1917 года официальное имя человеку могла давать только церковь, однако сразу после этого события все ограничения были сняты, и воображение граждан СССР разыгралось не на шутку. Очень скоро родились маленькие Кимы (Коммунистический Интернационал Молодежи), Донары (дочь народа), Вилены и Владлены (от «Владимир Ильич Ленин»), появились и другие «чудесные» девчачьи имена, такие как Сталина, Индустриализация и Энергия, подрастали Трудомиры (труд+мир), Тракторы, и даже Военморы (мальчики, названные в честь военно-морского флота). Этот список можно продолжать еще долго. Чудили наши сограждане и в перестройку – причем самым безобидным и частым именем для новорожденных девочек становилось Мария (в честь героини латиноамериканского культового сериала). Нет-нет, да и сейчас некоторые родители пытаются блеснуть своей креативностью. Например, в прошлом году в одной только Москве родились Принцесса Даниэлла, Заря-Заряница, Ангел Мария, Алеша-Каприна, а еще – Будда-Александр, Христамрирадос, Дмитрий-Аметист, Матвей-Радуга, Ярослав-Лютобор и даже Каспер Ненаглядный. Как давали детям имена на Руси? - Статьи - Новорожденные
Картина Алексея Ивановича Корзухина "Возвращение из города". | Источник: Фото: wikimedia commons
В Древней Руси очень серьезно относились к именам. Считалось, что имя, данное при рождении, влияет на дальнейшую судьбу человека. Кстати, некоторые восточные религии и сейчас полностью разделяют это мнение. До принятия христианства восточные славяне (предки русских, белорусов и украинцев) использовали только личные имена, а вот после Крещения Руси каждый ребенок обретал еще и крестильное имя. Но традиции язычества были крепки – в широком употреблении еще долго оставались имена-прозвища, которые нередко вытесняли имя, данное по святцам.
Читайте также
«Сложились судьбы всех детей по-разному, но имя тоже освещало путь»
По какому же принципу наши предки выбирали имена своим наследникам? Мог сыграть свою роль любой из следующих факторов.
– По тем жизненным обстоятельствам, при которых ребенок появился на свет. Например, Ждан – это долгожданный ребенок, Вторак и Третьяк – соответственно, второй и третий в семействе, Любава – любимая родителями. По схожим причинам нередко возникали и имена с негативным оттенком – например, Неждан или Ненаш.
– По отличительным признакам характера, которые чадо ярко проявляет – Смеяна, Забава, Будияко, Шумило, Бессон. Кстати, даже самые «резкие», на наш взгляд, имена, вовсе не обязательно имели отрицательный смысл. Так, Бессон – это недремлющий и всегда бодрый. От подобных имен впоследствии произошло большое количество распространенных фамилий, таких, как Бессоновы, Шумейко, или Смеховы.
– Мальчики нередко получали имена в зависимости от времени, и даже от погоды, во время которой они родились. Так появились Суббота и Мороз. А еще наши предки нередко использовали славянские названия месяцев года: так, апрель – Березень, май – Травень, Август – Зарев и т.д.
– Были и сложные имена, в которых родители «зашифровывали» свои пожелания. Самые распространенными элементами таких имен были -слав («славный»), -мир («большой»), и -волод («владеющий», «богатый»). Очень показателен пример имени Ярослав, что означает «яркий», «сильный», «славный своей жизненной силой». Существует и другой вариант перевода – «яр» («сильный», «энергичный», «горячий») + «слав» («слава»). Впоследствии христианская церковь приняла и канонизировала это языческое имя.
– Существовали и, наоборот, неблагозвучные имена – дань суевериям. Некоторые верили, что стоит назвать малыша Некрасом, Нелюбом, Неустроем, Злобой или Тугариным, как все болезни и несчастья отступят, а злые духи «не заинтересуются» чадом. Иногда даже производили такой обряд: родственники по мужской линии выносили Милаву или Златослава из избы, а возвращали уже «Сорокой» или «Гнилозубом». И приговаривали: мол, свой, любимый, ребенок выброшен, а его место занял другой, никому не нужный.
– Еще имена давали, сообразуясь с профессией отца – Дуло или Шуба, его общественным положением – Барышник или Кузнец, национальностью – Карел или Чудин или просто выбирались «слова силы» – Гроза или Правда. Детям давали также имена языческих богов и богинь – Лада, Ярило и т.д.
Среди имен, прочно прижившихся в древней Руси, можно встретить немало заимствованных. Например, варяги, пришедшие в страну в IX веке, обогатили лексикон такими именами как Рюрик («слава» + «сила»), Олег («святой»), Игорь («молодой»). Вообще «чисто славянских» имен сейчас используется не так уж много. В их числе – Глеб, Всеволод, Владимир, Святослав, Ярослав, Ярополк, Изяслав, Ростислав, Мстислав и некоторые другие. Считается, что такой выбор удачен для ребенка, ведь их носили исторические персонажи, известные своими деяниями, и эти имена были впоследствии включены в святцы.
«Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесах»
После того, как страна приняла православие в Х веке н.э., наши предки, во время официальной церемонии крещения, стали получать крестильные имена. Так, инициатор Крещения Руси, князь Владимир Святославич (один из прообразов былинного персонажа князя Владимира Красно Солнышко), получил имя Василий. Его сыновья – Борис и Глеб – получили имена Роман и Давид. А его бабушка княгиня Ольга (считающаяся первой русской христианкой), была наречена Еленой.
Памятник княгине Ольге в Пскове. | Источник: Фото: lori.ru
Как раз в те времена в церкви начинает складываться ономастикон – это набор имен, которые можно давать человеку при крещении. Имя тому или иному младенцу выбирал сам священник по святцам. Это были, как сейчас принято говорить, календарные имена, так как давались они по церковным календарям. Согласно догме, таким образом новорожденный сразу же приобретал своего небесного покровителя – потому что в эти списки вносились только имена святых. Это могли быть имена древнееврейского происхождения, например, Анна и Яков, греческие – Федор и Екатерина, или латинские – Юлий, Галина и даже сирийские и египетские. Постепенно к именам иностранного происхождения начали добавляться и старославянские имена, обладатели которых были канонизированы церковью: например, Святослав, Вячеслав и Ольга.
Поначалу список крестильных имен был не слишком разнообразен (например, Иван – Иоанн встречается в святцах 170 раз). И наши предки, чтоб выделить своих детей из огромного числа других, продолжали по доброй старой традиции давать им «мирские» имена или прозвища. При этом они охотно использовали привычные языческие имена, но, как правило, в уменьшительной форме. Например, до XVII очень популярными именами были Добрыня или Добрила (от Доброслава). Такие имена постоянно использовались в повседневной жизни и ни у кого не вызывали вопросов.
Но уже на рубеже XVII века в связи с коренными преобразованиями в государстве, этот обычай начал уходить в прошлое. И имена вроде Длинная Сабля, Кречет, Щука, Кольцо или Истома стали восприниматься именно как прозвища, не более того.
Что в имени тебе моем?
До Октябрьского переворота 1917 года официальное имя человеку могла давать только церковь, однако сразу после этого события все ограничения были сняты, и воображение граждан СССР разыгралось не на шутку. Очень скоро родились маленькие Кимы (Коммунистический Интернационал Молодежи), Донары (дочь народа), Вилены и Владлены (от «Владимир Ильич Ленин»), появились и другие «чудесные» девчачьи имена, такие как Сталина, Индустриализация и Энергия, подрастали Трудомиры (труд+мир), Тракторы, и даже Военморы (мальчики, названные в честь военно-морского флота). Этот список можно продолжать еще долго.
Чудили наши сограждане и в перестройку – причем самым безобидным и частым именем для новорожденных девочек становилось Мария (в честь героини латиноамериканского культового сериала). Нет-нет, да и сейчас некоторые родители пытаются блеснуть своей креативностью. Например, в прошлом году в одной только Москве родились Принцесса Даниэлла, Заря-Заряница, Ангел Мария, Алеша-Каприна, а еще – Будда-Александр, Христамрирадос, Дмитрий-Аметист, Матвей-Радуга, Ярослав-Лютобор и даже Каспер Ненаглядный.
Также читайте о самых странных современных именах детей в России.
deti.mail.ru
Как давали детям имена на Руси, и какие были запрещены для простолюдинов
Выбор имени для ребенка – воплощение эмоций родителей
Сегодня родители не знают проблем при выборе имени для своего чада - назвать ребёнка можно так, как нравится маме и папе. А ведь раньше все было не так просто, и при наречении следовало соблюдать строгие правила. Как выбирали имена в языческой Руси, что изменилось после христианизации, почему Разина называли Стенька – читайте в нашем материале.Выбор имени для ребенка – воплощение эмоций родителей
В древней Руси родители проявляли большую фантазию, когда думали, как назвать своего ребёнка. До христианизации это можно было делать самостоятельно, потому имя могло отражать всё что угодно, в зависимости от настроения родителей. Картина Николая Константиновича Рериха. Ярослав Мудрый, 1941 год. Сочетание языческого и христианского имени одновременно: Ярослав-Георгий Мудрый.Долго ждали ребенка, и когда, наконец, появился наследник - называли Жданом. Родился второй ребёнок в семье, и его закономерно называли Вторак. Если малыш был весёлый, шумный, игривый - почему бы не назвать его Забава или Шумело. Во время рождения малыша на улице трещал мороз – вот и имечко есть, Мороз. Часто использовались название месяцев, например Травень, а это ничто иное, как май на древнеславянском.
В имени могло быть зашифровано всё что угодно, например, родителям очень хотелось, чтобы их ребёнок был богатым, сильным, известным, потому они назвали его Ярослав, что можно перевести как яркий, сильный, энергичный. Бывало, что ребенка называли некрасивым именем, например, Нелюбом или Неустроем, и не потому, что не ждали его или не хотели, а для того, чтобы отогнать злых духов, которым будет не интересен ребёнок с таким неблагозвучные именем.
Имена-прозвища
Прозвища возникли на Руси очень давно, ещё когда страна не была христианской. Фантазия народа было неистощима, прозвищ было очень много, но использовали чаще всего самые распространенные. Получить их можно было за что угодно, за профессию, за странный внешний вид, за какие-то привычки. Василий Суриков, картина Степан Разин. Стенька Разин – пример уменьшительного имени на Руси.Например, если человека называли Кузнец, сразу становилось понятно, кем он работает. Встретив крестьянина, носящего имя Молчун, можно было не задумываться о его характере. Человек с именем Малюта наверняка желал бы иметь рост повыше.
Интересно, что в течение жизни человек мог иметь несколько прозвищ.
Существовали и защитные прозвища. В древние времена люди верили в порчу и сглаз, и не интересное и по нынешним меркам обидное имя помогало защитить от этого. Например, Злоба - пример защитного прозвища.
После того, как Русь стала христианской, прозвища стали прибавлять к основному имени человека. Не стоит думать, что этим увлекались лишь простолюдины, нет, достаточно вспомнить Ивана Калиту или Александра Невского. В дальнейшем прозвища стали основой для фамилий, которые знакомы современному человеку. Кстати, ярым противником прозвищ был Пётр I, который запретил их на территории России.
Имена в честь святых
После прихода христианства жители Руси стали получать новые имена: детей называли в честь христианских святых. На замену привычным именам, таким как Ждан или Храбр, пришли новые - Кирилл, Фёдор, Варвара. Сегодня они привычны для слуха, а во время реформы Владимира Великого люди с трудом привыкали к своим новым именам. В.М. Васнецов. Царь Иван Грозный. Иван Грозный, прямое имя которого было Тит.В XIV-XVI веках при рождении ребёнку давалось не только публичное христианское имя, но и прямое, в честь святого, чей день отмечался. Из исторических примеров: Василий III, чье прямое имя было Гавриил. Сын же его, Иван Грозный, имел прямое имя Тит. Еще примеры двойных имен, то есть сочетание языческого и христианского имени одновременно: Владимир-Василий Мономах и Ярослав-Георгий Мудрый.
Христианские имена
С развитием и укреплением христианства древнеславянские имена всё меньше использовались. Был составлен даже особый список, включающий запрещённые языческие имена. Когда на Руси появилось книгопечатание, написанию имени стало придаваться большое значение.И Рюриковичам пришлось пережить христианизацию имен. Первым христианским именем на Руси считается Василий, его получил при крещении в Константинополе Киевский князь Владимир Великий в 988 году. Канонизированные имена Борис и Глеб имели сыновья Владимира, но при крещении дети звались вовсе не так, а Роман и Давид.
Табель о рангах, введенный Петром I.Во времена Владимира Святославовича появился и ономастикон. Это список имен, даваемых новорождённому при его крещении. Выбиралось имя по святцам, и делал это сам священник. Сегодня такие имена называются календарными, потому что для их выбора используются церковные календари. В списках были только имена святых, поэтому, появившись на свет, ребенок вместе с именем получал и покровителя небесного.
Если продолжить тему династии Рюриковичей, надо сказать, что в ней существовали две категории имен, двухосновные славянские - Остромир, Святослав, Ярополк, и скандинавские - Игорь, Глеб, Ольга. В те времена к каждому имени прикреплялся особый статус, например, вышеназванные могли носить исключительно особы с великокняжеским титулом. Сейчас это кажется странным, но только в XIV веке такое ограничение было снято. Если имена, заимствованные из Скандинавии, были чрезвычайно популярны среди княжеских родов, то среди простолюдинов они встречались достаточно редко.
Имя передавалась от старшего поколения к младшему, если дед умирал, то его имя не должно была пропасть, его присваивали новорожденному внуку.
Иван, Ванюшка
Самое распространенное имя на Руси - Иван, считается, что до Октябрьской революции так звали каждого четвертого крестьянина. Если спросить любого иностранца, какие русские имена он знает, ответ будет однозначным - Иван. С этим именем связана история возникновения выражения «Иван, не помнящий родства». Когда полиция отлавливали бродяг, не имеющих паспортов, то чаще всего те назывались именно Иванами.Государей стали называть Иванами со времен Иван Калиты, использовалось имя вплоть до 1764 года. В этом году погиб Иван VI и называть так царских младенцев запретили во избежание неприятностей.
Сегодня родители могут дать ребенку любое имя.Уменьшительные имена были распространены на Руси в XVI-XVII веках. Обычно они произносились уничижительный тоном, потому присваивались государственным преступникам. Достаточно вспомнить Емельку Пугачёва или Стеньку Разина. Если человек обращался в вышестоящую инстанцию, то он должен был назвать себя именно уменьшительным именем, например, «обращаюсь к тебе я, Васька, царский холоп».
Сегодня уменьшительные имена могут выражать совершенно другие эмоции, например любовь или умиление. Хотя, некоторые понятия старины все же сохранились. Вряд ли уважаемого и солидного человека назовут Петька, скорее всего его имя будет произнесено как Петр или, в крайнем случае, Петя.
А есть у вас отчество?
Отчество в России подтверждает связь человека с отцом. Первоначально это звучало не так, как сегодня а, например, «Владимир, Петров сын». Только высокородным людям позволялось добавлять в отчество окончание «ич». Рюриковичам это было, естественно, позволительно, потому Святополк именовался Святополк Изяславич.Правители России относились к отчеству очень трепетно, окончание «ов» и «ович» строго-настрого закреплялись в специальных документах, например при Петре I это был табель о рангах, при Екатерине II - чиновничьи роспись. Окончание отчества обозначало социальную принадлежность человека. Наиболее активно отчества стали применяться с XIX века, а для крестьян разрешение на отчество было получено после отмены крепостного права. Сегодня очень сложно представить себе человека, не имеющего отчества, настолько прочно вошла в нашу жизнь это традиция. Кроме того, наличие одинаковых имен и фамилий делает применение отчества необходимым.
Крестьяне получили отчества только после отмены крепостного права.Если до Октябрьской революции имя человеку присваивала церковь, то после переворота это мог делать каждый желающий. Началось массовое нашествие Владленов, Виленов и Вилов (сокращенно от Владимир Ильич Ленин), Кимов (сокращённо от Коммунистический Интернационал молодёжи), Трудомиров (труд + мир) и других чудных имен. Пиком фантазии можно считать витиеватое женское имя Даздраперма, что означает «Да здравствует Первое мая».
Сегодня в Россию возвращается мода на привычные имена, Иван, Мария, Любовь, Владимир. Но отдельные люди по-прежнему изощряются при выборе имени для малыша. Только теперь это не Индустриализация, Интернационал или Энергия, а малопонятные придуманные конструкции, или имена кумиров, актеров и певцов, а также понравившиеся имена из фильмов, книг, комиксов.
prikolno.cc
Имя. как назвать ребенка?, традиции на руси дети
После крещения Руси православные христиане стали проводить обряд крещения младенцев, даруя им имена православных святых, признанных таковыми церковью. Так были составлены святцы. В них были записаны имена святых и мучеников, дата почитания их памяти и краткое значение имени. Теперь наречение новорожденного зависело от того, в какой из православных календарных дней он родился.
По традициям Древней Руси ребенка должны были окрестить на восьмые сутки после рождения. За это время крохе подбирали имя по церковному календарю. Если день рождения выпадал на «пустой» день (когда не праздновали именины никакого святого) или имя по святцам было неблагозвучным, церковники предлагали имена святых последующих трех дней. Так завещал и Феофан Затворник, добавляя возможность называния ребенка именем тех святых, именины которых праздновались в промежуток между «телесным» рождением и крещением.
Православный месяцеслов (или православный календарь имен, или святцы) формировался несколько веков подряд и продолжает активно пополняться по сей день. Традиция церковного наречения новорожденного характерна для России. Религия в сознании наших людей всегда имела место, даже в атеистические советские времена. Да и почему бы не подарить ребенку имя-оберег? Ведь именно так поступали наши предки, именно так именуют своих детей индейские племена, верующие в предначертание судьбы и живущие в полном единении с природой. Подкупает и логичность называния детей именами святых, родившихся в одно с ними время. Да и при крещении не надо будет изменять мирскую форму имени.
В общем, плюсов очень много. Однако многие видят и недостатки в назывании детей по церковному календарю. Утверждают, что православный именослов очень однообразен. Это не совсем так. Просто некоторые из устаревших форм имен не совсем подходят для современных реалий, и жить с подобным именем ребенку будет затруднительно.
Традиция наречения новорожденного по православному календарю возрождается, однако не все родители понимают ее суть правильно. Вера в последнее время порой становится веянием моды, а не истинным чувством. Ребенка называют теми самыми «неблагозвучными» именами по святцам, дабы выделить его из толпы. Следовательно, ребенок получает имя, наречения которым так пытались избежать в древности.
Православные традиции — часть нашей жизни, ведь недаром слова «наречь», «назвать» и «окрестить» воспринимаются нами как синонимы. Если же родители выбирают своему крохе имя, не обозначенное в месяцеслове (православном календаре), церковные служители могут выбрать имя, созвучное с мирским, или подобрать его по дню крещения. Так, случалось, что Дарья по церковной традиции крестилась как Евдокия, а Алиса — как Александра. В любом случае православный христианин должен иметь как мирское имя, так и церковное — то, с которым он предстанет перед Богом.
При выборе имени в согласии с православными традициями необходимо иметь под рукой календарь именин (основных дней почитания святых) на год рождения вашего малыша. В нем можно найти список имен наиболее весомых, почитаемых в православии святых с индивидуальным разграничением именин и значением.Есть также в православии следующий список святых, именами которых можно называть детей: Тимофей, Вонифактий, Игнатий, Филогения, Леонтий, Никита, Филарет, Макарий, Феоктист, Клавдия, Анисия, Феодор и Феодора, Мелания, Кесария, Архип, Андроник, Михей, Антоний, Василиса, Пахомий, Арсений, Макар, Савва, Анания, Никифор, София, Мстислава и др.
Именины — это день почитания святого, в честь которого назван ребенок. В древности именины праздновали «всем миром», не придавая мирскому дню рождения человека подобного величавого значения. Поскольку в современном православном календаре очень много святых и мучеников с одинаковыми именами, принято разграничивать празднование именин святых с идентичным именем. Например, именины Михаила следует отмечать по дате, ближайшей к дате «телесного» рождения. Точно так же выбирают и имя малышу.
Сегодня некоторые из нас не понимают сути понятия «именины» и отмечают их круглый год, как только увидят в календаре имя святого. Но это неправильно. Именины, как и день рождения, у человека одни. Каждый из нас празднует только те именины, которые почитают того святого, в честь которого даровано имя. Остальные святые не имеют никакого отношения к празднованию именин. Пример: именины святого Александра встречаются в православном календаре более десяти раз. Но человек празднует именины того святого или мученика, в день которого он родился (телесно и духовно). Остальные Александры к нему не имеют отношения.
Кроме того, церковь различает понятия «святого покровителя» и«ангела-хранителя». В первом случае мы говорим о святом, именем которого был крещен ребенок. Этот святой становится небесным покровителем малыша и защитником всей его жизни. А вот ангел-хранитель даруется новорожденному при появлении на свет, при, так сказать, телесном рождении. Бог дает ангела-хранителя всем, независимо от того, крестился ли человек.
Интересно, что люди, родившиеся при советской власти, умудрялись получать церковные имена и даже креститься. Чаще обычного таинство крещения проводилось дома или в отдаленных районах у родственников. Священник приходил на дом в частном порядке и крестил ребенка в согласии со святцами, составленными достаточно давно. Сейчас в России свобода выбора религии и называния детей, однако традиции поколений все же сильны, поэтому придерживаться христианских принципов не помешает. Это позволит вам сделать правильный выбор не только имени для ребенка, но и его будущей судьбы.
Из книги «Выбираем имя малышу»
Елена Ризо
www.baby.ru
Как выбирали имена детям на Руси
Сегодня родители не знают проблем при выборе имени для своего чада – назвать ребёнка можно так, как нравится маме и папе. А ведь раньше все было не так просто, и при наречении следовало соблюдать строгие правила. Как выбирали имена в языческой Руси, что изменилось после христианизации, почему Разина называли Стенька – читайте в нашем материале.
1 Выбор имени для ребенка – воплощение эмоций родителей
В древней Руси родители проявляли большую фантазию, когда думали, как назвать своего ребёнка. До христианизации это можно было делать самостоятельно, потому имя могло отражать всё что угодно, в зависимости от настроения родителей.
Картина Николая Константиновича Рериха. Ярослав Мудрый, 1941 год. Сочетание языческого и христианского имени одновременно: Ярослав-Георгий Мудрый.
Долго ждали ребенка, и когда, наконец, появился наследник – называли Жданом. Родился второй ребёнок в семье, и его закономерно называли Вторак. Если малыш был весёлый, шумный, игривый – почему бы не назвать его Забава или Шумело. Во время рождения малыша на улице трещал мороз – вот и имечко есть, Мороз. Часто использовались название месяцев, например Травень, а это ничто иное, как май на древнеславянском.
В имени могло быть зашифровано всё что угодно, например, родителям очень хотелось, чтобы их ребёнок был богатым, сильным, известным, потому они назвали его Ярослав, что можно перевести как яркий, сильный, энергичный. Бывало, что ребенка называли некрасивым именем, например, Нелюбом или Неустроем, и не потому, что не ждали его или не хотели, а для того, чтобы отогнать злых духов, которым будет не интересен ребёнок с таким неблагозвучные именем.
2 Имена-прозвища
Прозвища возникли на Руси очень давно, ещё когда страна не была христианской. Фантазия народа было неистощима, прозвищ было очень много, но использовали чаще всего самые распространенные. Получить их можно было за что угодно, за профессию, за странный внешний вид, за какие-то привычки.
Василий Суриков, картина Степан Разин. Стенька Разин – пример уменьшительного имени на Руси.
Например, если человека называли Кузнец, сразу становилось понятно, кем он работает. Встретив крестьянина, носящего имя Молчун, можно было не задумываться о его характере. Человек с именем Малюта наверняка желал бы иметь рост повыше.
Интересно, что в течение жизни человек мог иметь несколько прозвищ.
Существовали и защитные прозвища. В древние времена люди верили в порчу и сглаз, и не интересное и по нынешним меркам обидное имя помогало защитить от этого. Например, Злоба – пример защитного прозвища.
После того, как Русь стала христианской, прозвища стали прибавлять к основному имени человека. Не стоит думать, что этим увлекались лишь простолюдины, нет, достаточно вспомнить Ивана Калиту или Александра Невского. В дальнейшем прозвища стали основой для фамилий, которые знакомы современному человеку. Кстати, ярым противником прозвищ был Пётр I, который запретил их на территории России.
3 Имена в честь святых
После прихода христианства жители Руси стали получать новые имена: детей называли в честь христианских святых. На замену привычным именам, таким как Ждан или Храбр, пришли новые – Кирилл, Фёдор, Варвара. Сегодня они привычны для слуха, а во время реформы Владимира Великого люди с трудом привыкали к своим новым именам.
В.М. Васнецов. Царь Иван Грозный. Иван Грозный, прямое имя которого было Тит.
В XIV-XVI веках при рождении ребёнку давалось не только публичное христианское имя, но и прямое, в честь святого, чей день отмечался. Из исторических примеров: Василий III, чье прямое имя было Гавриил. Сын же его, Иван Грозный, имел прямое имя Тит. Еще примеры двойных имен, то есть сочетание языческого и христианского имени одновременно: Владимир-Василий Мономах и Ярослав-Георгий Мудрый.
4 Христианские имена
С развитием и укреплением христианства древнеславянские имена всё меньше использовались. Был составлен даже особый список, включающий запрещённые языческие имена. Когда на Руси появилось книгопечатание, написанию имени стало придаваться большое значение.
И Рюриковичам пришлось пережить христианизацию имен. Первым христианским именем на Руси считается Василий, его получил при крещении в Константинополе Киевский князь Владимир Великий в 988 году. Канонизированные имена Борис и Глеб имели сыновья Владимира, но при крещении дети звались вовсе не так, а Роман и Давид.
Табель о рангах, введенный Петром I.
Во времена Владимира Святославовича появился и ономастикон. Это список имен, даваемых новорождённому при его крещении. Выбиралось имя по святцам, и делал это сам священник. Сегодня такие имена называются календарными, потому что для их выбора используются церковные календари. В списках были только имена святых, поэтому, появившись на свет, ребенок вместе с именем получал и покровителя небесного.
Если продолжить тему династии Рюриковичей, надо сказать, что в ней существовали две категории имен, двухосновные славянские – Остромир, Святослав, Ярополк, и скандинавские – Игорь, Глеб, Ольга. В те времена к каждому имени прикреплялся особый статус, например, вышеназванные могли носить исключительно особы с великокняжеским титулом. Сейчас это кажется странным, но только в XIV веке такое ограничение было снято. Если имена, заимствованные из Скандинавии, были чрезвычайно популярны среди княжеских родов, то среди простолюдинов они встречались достаточно редко.
Имя передавалась от старшего поколения к младшему, если дед умирал, то его имя не должно была пропасть, его присваивали новорожденному внуку.
5 Иван, Ванюшка
Самое распространенное имя на Руси – Иван, считается, что до Октябрьской революции так звали каждого четвертого крестьянина. Если спросить любого иностранца, какие русские имена он знает, ответ будет однозначным – Иван. С этим именем связана история возникновения выражения «Иван, не помнящий родства». Когда полиция отлавливали бродяг, не имеющих паспортов, то чаще всего те назывались именно Иванами.
Государей стали называть Иванами со времен Иван Калиты, использовалось имя вплоть до 1764 года. В этом году погиб Иван VI и называть так царских младенцев запретили во избежание неприятностей.
Сегодня родители могут дать ребенку любое имя.
Уменьшительные имена были распространены на Руси в XVI-XVII веках. Обычно они произносились уничижительный тоном, потому присваивались государственным преступникам. Достаточно вспомнить Емельку Пугачёва или Стеньку Разина. Если человек обращался в вышестоящую инстанцию, то он должен был назвать себя именно уменьшительным именем, например, «обращаюсь к тебе я, Васька, царский холоп».
Сегодня уменьшительные имена могут выражать совершенно другие эмоции, например любовь или умиление. Хотя, некоторые понятия старины все же сохранились. Вряд ли уважаемого и солидного человека назовут Петька, скорее всего его имя будет произнесено как Петр или, в крайнем случае, Петя.
6 А есть у вас отчество?
Отчество в России подтверждает связь человека с отцом. Первоначально это звучало не так, как сегодня а, например, «Владимир, Петров сын». Только высокородным людям позволялось добавлять в отчество окончание «ич». Рюриковичам это было, естественно, позволительно, потому Святополк именовался Святополк Изяславич.
Правители России относились к отчеству очень трепетно, окончание «ов» и «ович» строго-настрого закреплялись в специальных документах, например при Петре I это был табель о рангах, при Екатерине II – чиновничьи роспись. Окончание отчества обозначало социальную принадлежность человека. Наиболее активно отчества стали применяться с XIX века, а для крестьян разрешение на отчество было получено после отмены крепостного права. Сегодня очень сложно представить себе человека, не имеющего отчества, настолько прочно вошла в нашу жизнь это традиция. Кроме того, наличие одинаковых имен и фамилий делает применение отчества необходимым.
Крестьяне получили отчества только после отмены крепостного права.
Если до Октябрьской революции имя человеку присваивала церковь, то после переворота это мог делать каждый желающий. Началось массовое нашествие Владленов, Виленов и Вилов (сокращенно от Владимир Ильич Ленин), Кимов (сокращённо от Коммунистический Интернационал молодёжи), Трудомиров (труд + мир) и других чудных имен. Пиком фантазии можно считать витиеватое женское имя Даздраперма, что означает «Да здравствует Первое мая».
Сегодня в Россию возвращается мода на привычные имена, Иван, Мария, Любовь, Владимир. Но отдельные люди по-прежнему изощряются при выборе имени для малыша. Только теперь это не Индустриализация, Интернационал или Энергия, а малопонятные придуманные конструкции, или имена кумиров, актеров и певцов, а также понравившиеся имена из фильмов, книг, комиксов.
vatama.ru