Рядовичи - это кто, какая их роль в общественном строе Киевской Руси? Рядница в древней руси это


Архиепископ, братчина, доска, епископ, ..., пятина, рядница, рота (Термины и понятия, изучаемые темой "Становление и развитие русского средневекового государства и права середины XII – начала XV в.")

Тема 2

Архиепископ– старший епископ. Высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы.

Братчина – общество, которое возникло для увеселения, преимущественно для веселого время препровождения. По ПСГ имело право суда над ее членами, добровольно соединяло в союз.

Доска – по ПСГ вид письменного договора займа, который составлялся без формальных правил.

Епископ – священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, до 1917 г. третий по старшинству частный титул черного духовенства, глава епархии.

Живот – движимое имущество.

Задница – как движимое, так и недвижимое имущество.

Закладник – крестьянин, который вышел из общины и поступил в зависимость к боярам.

Запись – письменный документ, оформленный без свидетелей, копия которого передавалась на хранение архиепископу.

Изорник – мелкий съемщик земли, уплачивающий часть урожая в виде оброка.

Наймит – свободный человек, использующий гражданские и политические права как член городской общины, но находящийся от городской зависимости, от государственной – более состоятельного члена той же общины.

Отчина – родовое имение.

Перевеет – государственная измена.

Поле – судебный поединок.

Посад – торгово-промышленное население вне городских стен, ставшее позднее частью города (делилось на слободы и сотни).

Посадник – это должностное лицо, наделенное исполнительной властью, избранное вечем на срок один - два года. Он руководил деятельностью других должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым соб­ранием и боярским советом, а так же контролировать деятельность князя, направляя ее в первую очередь в интересах феодальных верхов.

Пятина – один из 5 административных районов, на которые делились земли Новгорода.

Рядница – поРП иПСГ расписка в получении долга, иногда рассматривалась как имеющий законную силу документ.

Рота – присяга.

vunivere.ru

Формы сделок в гражданском праве Древней Руси

Формы сделок в гражданском праве Древней Руси

 

Формальный подход к совершению сделок берет свое начало в римском частном праве. Вместе с тем древнее русское право имеет свои специфические черты. Магистр права ЛЛМ (Германия), старший преподаватель кафедры гражданского права Юридического института Томского государственного университета К.П. Татаркина.

 

I.

Все сделки древне-римского частного права разделялись на формальные и неформальные. Первые совершались с применением особых форм, принятых обычаем или установленных законом, и снабжались исковой защитой. Так как неформальные сделки не входили в область права и не порождали никаких юридических последствий, их исполнение предоставлялось на добрую волю сторон (bonа fides).

Римскому праву были известны разные способы совершения формальных сделок: либральная форма (при её помощи совершались mancipatio, nexum), stipulatio, in jure cessio, а также письменная форма (contractus literalis). Особенностью форм сделок древнего римского права является их сложность и символизм. Наглядность и образность формализма римского права соответствовала менталитету древнего человека. Используемые для оформления сделок ритуалы и обряды были призваны материализовать абстрактный процесс заключения договора, придать гласности юридическое действие, наглядно продемонстрировать совершаемый юридический акт.

Формы сделок, разработанные в римском частном праве, как и многие иные его институты, заимствовались другими правопорядками. Так, в одном из нормативных актов Испании, Семи частях (Siete Partiedas) короля Альфонса X Мудрого, появление которого датируется приблизительно серединой XIII века н.э., предусматривалось, что некоторые обязательственные договоры должны совершаться в стипуляционной форме, по образцу классического римского частного права.

Однако, формальный подход к заключению сделок не является исключительной чертой римского частного права. Формализм свойственен многим правопорядкам на заре их развития. Однако, в каждом правопорядке были известны и собственные, своеобразные формы, закрепляющие факт совершения юридического действия. Так, в Германии в период раннего Средневековья для передачи права собственности на земельный участок требовалось наряду с согласием отчуждателя и приобретателя совершение специальной церемонии. Сначала продавец вручал покупателю элементы, олицетворяющие земельный участок: горсть земли, ветвь, пучок травы, затем передавал символы своей власти: перчатку, нож, крюк для котла. В заключение оба участника сделки вместе обходили границы земельного участка, после чего отчуждатель формально покидал землю, а приобретатель совершал торжественный обряд вступления во владение.

II.

Право Древней Руси, в сравнении с римским частным правом, являлось менее развитым, в связи с этим лишь немногие авторы в своих исследованиях обращаются к положениям Русской правды, иным нормативным актам того времени. Вместе с тем древнее русское право имеет свои специфические черты. В нём проявляются особенности менталитета и культуры Древней Руси. Несмотря на то, что современное российское право во многом формировалось под влиянием зарубежных правопорядков, истоки современного правового регулирования все же лежат в древних русских нормативных актах. А потому их изучение представляет интерес не только с исторической точки зрения.

Судить о развитии формализма древнего русского права сложно из-за небольшого количество источников того времени, дошедших до нас. Главным памятником древнерусского права является Русская правда. Сохранилось три редакции Русской правды, которые принято называть Краткой, Пространной и Сокращенной. Каждая из редакций создавалась в различное время, и поэтому отражает социально-экономические отношения в обществе в определенный период.

В наиболее древней редакции Русской Правды, Краткой Правде, содержатся преимущественно нормы уголовного права и процесса, в то время как гражданско-правовые нормы практически отсутствуют. Своеобразие формализма на Руси особенно проявляется в правилах об осуществлении правосудия и доказывании. Для подтверждения своих слов стороны приводились к присяге, ссылались на свидетелей, применялось испытание железом, огнем (ордалии), поединок (поле). И если в присяге, используемой в качестве доказательства в процессе, можно увидеть нечто схоже с известной в римском праве торжественной клятвой sponsio, то применение ордалий и боевого поединка для установления виновности лица свидетельствуют о влиянии языческой культуры на ранних этапах формирования русского права.

Формализм древнего русского права отличается от формального подхода римского частного права. Древнее русское право знало меньшее количество форм сделок, чем их было известно в Риме. Кроме того те проявления формализма, которыми изобилует частное право Рима, как-то, произнесение торжественных формул, мало развиты в праве Древней Руси. Например, Краткая Правда предусматривала необходимость произнесения устной формулы только в одном случае. Согласно ст. 16 хозяин, опознавший своего пропавшего челядина, должен был вести его «до третьего» продавца, у которого мог его истребовать, произнеся: «вдаи ты мне свои челядин, а ты своего скота ищи при видоце», что означало «отдай мне своего челядина, а ты ищи своих денег при свидетеле». Пространная правда закрепляет уже большее количество устных формул.

Гражданско-правовые отношения, которые сначала относились к сфере обычного права и писанным правом не регулировались, со временем также стали попадать в поле зрения законодателя. Н. Дювернуа по этому поводу писал: «Из сферы правонарушений догма переходит мало-по-малу в область определения свободных имущественных и личных отношений. Рядом с практикой суда по преступлениям образуется практика судов по сделкам, по договорам, по наследству». В Пространную Правду включено уже значительное количество положений о сделках, последствиях их неисполнения, наследовании по закону и завещанию, порядке осуществления гражданского судопроизводства.

Для русского права всегда было характерно совершение юридически значимых действий прилюдно. Например, согласно ст. 15 Краткой правды требовать долг с того, кто «почнет с запирати» (станет отпираться), следовало в присутствии 12 мужей. Договоры обычно совершались в устной форме. В Пространной Правде закрепляется, что для оформления сделки теперь следовало приглашать свидетелей. При этом, как и в римском праве, участие свидетелей имело не только доказательственное значение, но и являлось необходимым, конститутивным элементом формы сделки. Подтверждает это ст. 52 Пространной Правды, воспрещающая взыскание долга, размер которого превышал 3 гривны кун, если при совершении сделки отсутствовали свидетели: «промиловался еси, оже еси не ставил послухов (сам виноват, если не ставил свидетелей, давая деньги)». Можно было присягать или приводить иные доказательства, однако, «чтобы была сделка нужны послухи».

Для свидетельствования допускались только свободные люди, мужи. Правоспособность несвободного населения (холопов) на Руси, как и в иных феодальных правопорядках, существенным образом ограничивалась. Холоп не мог выступать свидетелем на суде, не вправе был приобретать недвижимость для себя, права и обязанности по сделкам, заключенным холопом, нес хозяин , он же отвечал и за ущерб причиненный холопом.

Смысл форм сделок, применявшихся на ранних этапах развития Руси, заключался в том, чтобы не только закрепить содержание сделки, что, конечно, имело большое значение при возникновении спора, но и придать юридическим действиям публичность, довести их совершение до сведения иных лиц. В свидетели приглашались обычно соседи, знакомые, которые могли подтвердить заключение сделки для сторонних лиц и одновременно сами оповещались о ее совершении.

III.

В более поздний период развития русского права наряду с символическими, обрядовыми формами совершения сделок развиваются иные, сохранившиеся и в современном гражданском праве, как например, письменная форма сделок. Так же, как и в римском частном праве, письменная форма сделок приходит в русское право из греческой культуры. Одними из первых договоров на Руси, заключенных в письменной форме, были мирные договоры Олега (911 г.) и Игоря (945 г.) с греками. В Русской правде отсутствуют какие-либо указания о письменном оформлении гражданско-правовых сделок или иных юридических действий, поэтому нельзя говорить о применении письменной формы в этот период. Однако, с уверенностью можно сказать, что в XIV - XV в. наряду с устной стала применяться и письменная форма заключения договоров. Об этом свидетельствуют положения Псковской судной грамоты (1397 г. или 1462 г.), занимающей центральное место в ряду сборников местного права этого времени. Псковской судной грамоте уже известно несколько видов письменных форм сделок: запись и доска.

Запись представляла собой письменный документ, копия которого передавалась на хранение в архив Троицкого собора. В судебных спорах запись являлась официальным документом, не подлежащим оспариванию. Особая доказательная сила записи основывалась на одобрении этого документа княжеской властью. Как видно из ст. 82 Псковской судной грамоты, запись обычно составлялась княжеским писцом, а к документу прикладывалась княжеская печать. Княжеское удостоверение записи требовалось и тогда, когда документ составлялся иным лицом, что допускалось в исключительном случае: если писец требовал плату «не по силе», т.е. сверх размера, определенного Псковской грамотой.

Доска являлась простым домашним документом, записанным на доске, копия которого на хранение не сдавалась. Поэтому доска могла быть оспорена в суде и в сравнении с записью имела меньшую юридическую силу. Например, согласно ст. 14 Псковской грамоты при наличии духовного завещания, сданного в архив, нельзя было истребовать у наследников имущество, переданное лицу до его смерти по договору хранения, займа или на другом основании, если соглашение об этом оформлялось лишь доской. Исключения составляли только те случаи, когда доска обеспечивалась закладом.

Заключение договора займа при оформлении его на доске допускалось только, если сумма займа не превышала одного рубля. При большей сумме займа, следовало исполнить запись. При этом форма являлась условием действительности договора.

Помимо договора займа в письменной форме надлежало заключать договор поклажи (соблюдения) (ст. 19 Псковской судной грамоты), исключения составляли случаи передачи вещи на хранение в чрезвычайных обстоятельствах (ст. 16-17).

Помимо указанных выше письменных форм сделок, Псковская судная грамота упоминает о рядницах (расписках), которые выдавались должнику кредитором при исполнении обязательства. Рядницы никак не влияли на действительность обязательства, а служили в суде доказательством факта его исполнения. Доказательную силу расписок, как и силу письменных форм сделок, определял факт их передачи на хранение в архив. Если расписка не сдавалась в Троицкий собор, то суд не принимал ее в качестве доказательства, а сторона, ссылающаяся на нее, проигрывала спор. При этом не имело значения, как оформлялся договор, из которого предъявлялось требование. Не сданная в архив расписка не являлась доказательством ни против записи, ни против доски.

Псковская судная грамота является первым правовым актом, во-первых, применившим письменность для оформления сделок на Руси, во-вторых, ставящих действительность договоров в зависимость от соблюдения письменной формы. Разделение письменных форм сделок по юридической силе напоминает современное разделение письменной формы на простую и квалифицированную. В период действия Псковской грамоты публичная власть впервые в истории российского права стала привлекаться для оформления письменных договоров, а ее авторитет сообщал особую доказательственную силу письменному документу. Запись представляет собой прообраз современной нотариальной формы сделок.

На исходе XVI века письменная форма сделок стала приобретать все большее значение и дальнейшее развитие договорного формализма на Руси шло по пути распространения письменной формы для всё большего числа договоров.

journal.zakon.kz

Формы сделок в гражданском праве Древней Руси

Формальный подход к совершению сделок берет свое начало в римском частном праве. Вместе с тем древнее русское право имеет свои специфические черты. Магистр права ЛЛМ (Германия), старший преподаватель кафедры гражданского права Юридического института Томского государственного университета

Формы сделок в гражданском праве Древней Руси

Формальный подход к совершению сделок берет свое начало в римском частном праве. Вместе с тем древнее русское право имеет свои специфические черты. Магистр права ЛЛМ (Германия), старший преподаватель кафедры гражданского права Юридического института Томского государственного университета К.П. Татаркина.

I.

Все сделки древне-римского частного права разделялись на формальные и неформальные. Первые совершались с применением особых форм, принятых обычаем или установленных законом, и снабжались исковой защитой. Так как неформальные сделки не входили в область права и не порождали никаких юридических последствий, их исполнение предоставлялось на добрую волю сторон (bonа fides).

Римскому праву были известны разные способы совершения формальных сделок: либральная форма (при её помощи совершались mancipatio, nexum), stipulatio, in jure cessio, а также письменная форма (contractus literalis). Особенностью форм сделок древнего римского права является их сложность и символизм. Наглядность и образность формализма римского права соответствовала менталитету древнего человека. Используемые для оформления сделок ритуалы и обряды были призваны материализовать абстрактный процесс заключения договора, придать гласности юридическое действие, наглядно продемонстрировать совершаемый юридический акт.

Формы сделок, разработанные в римском частном праве, как и многие иные его институты, заимствовались другими правопорядками. Так, в одном из нормативных актов Испании, Семи частях (Siete Partiedas) короля Альфонса X Мудрого, появление которого датируется приблизительно серединой XIII века н.э., предусматривалось, что некоторые обязательственные договоры должны совершаться в стипуляционной форме, по образцу классического римского частного права.

Однако, формальный подход к заключению сделок не является исключительной чертой римского частного права. Формализм свойственен многим правопорядкам на заре их развития. Однако, в каждом правопорядке были известны и собственные, своеобразные формы, закрепляющие факт совершения юридического действия. Так, в Германии в период раннего Средневековья для передачи права собственности на земельный участок требовалось наряду с согласием отчуждателя и приобретателя совершение специальной церемонии. Сначала продавец вручал покупателю элементы, олицетворяющие земельный участок: горсть земли, ветвь, пучок травы, затем передавал символы своей власти: перчатку, нож, крюк для котла. В заключение оба участника сделки вместе обходили границы земельного участка, после чего отчуждатель формально покидал землю, а приобретатель совершал торжественный обряд вступления во владение.

II.

Право Древней Руси, в сравнении с римским частным правом, являлось менее развитым, в связи с этим лишь немногие авторы в своих исследованиях обращаются к положениям Русской правды, иным нормативным актам того времени. Вместе с тем древнее русское право имеет свои специфические черты. В нём проявляются особенности менталитета и культуры Древней Руси. Несмотря на то, что современное российское право во многом формировалось под влиянием зарубежных правопорядков, истоки современного правового регулирования все же лежат в древних русских нормативных актах. А потому их изучение представляет интерес не только с исторической точки зрения.

Судить о развитии формализма древнего русского права сложно из-за небольшого количество источников того времени, дошедших до нас. Главным памятником древнерусского права является Русская правда. Сохранилось три редакции Русской правды, которые принято называть Краткой, Пространной и Сокращенной. Каждая из редакций создавалась в различное время, и поэтому отражает социально-экономические отношения в обществе в определенный период.

В наиболее древней редакции Русской Правды, Краткой Правде, содержатся преимущественно нормы уголовного права и процесса, в то время как гражданско-правовые нормы практически отсутствуют. Своеобразие формализма на Руси особенно проявляется в правилах об осуществлении правосудия и доказывании. Для подтверждения своих слов стороны приводились к присяге, ссылались на свидетелей, применялось испытание железом, огнем (ордалии), поединок (поле). И если в присяге, используемой в качестве доказательства в процессе, можно увидеть нечто схоже с известной в римском праве торжественной клятвой sponsio, то применение ордалий и боевого поединка для установления виновности лица свидетельствуют о влиянии языческой культуры на ранних этапах формирования русского права.

Формализм древнего русского права отличается от формального подхода римского частного права. Древнее русское право знало меньшее количество форм сделок, чем их было известно в Риме. Кроме того те проявления формализма, которыми изобилует частное право Рима, как-то, произнесение торжественных формул, мало развиты в праве Древней Руси. Например, Краткая Правда предусматривала необходимость произнесения устной формулы только в одном случае. Согласно ст. 16 хозяин, опознавший своего пропавшего челядина, должен был вести его «до третьего» продавца, у которого мог его истребовать, произнеся: «вдаи ты мне свои челядин, а ты своего скота ищи при видоце», что означало «отдай мне своего челядина, а ты ищи своих денег при свидетеле». Пространная правда закрепляет уже большее количество устных формул.

Гражданско-правовые отношения, которые сначала относились к сфере обычного права и писанным правом не регулировались, со временем также стали попадать в поле зрения законодателя. Н. Дювернуа по этому поводу писал: «Из сферы правонарушений догма переходит мало-по-малу в область определения свободных имущественных и личных отношений. Рядом с практикой суда по преступлениям образуется практика судов по сделкам, по договорам, по наследству». В Пространную Правду включено уже значительное количество положений о сделках, последствиях их неисполнения, наследовании по закону и завещанию, порядке осуществления гражданского судопроизводства.

Для русского права всегда было характерно совершение юридически значимых действий прилюдно. Например, согласно ст. 15 Краткой правды требовать долг с того, кто «почнет с запирати» (станет отпираться), следовало в присутствии 12 мужей. Договоры обычно совершались в устной форме. В Пространной Правде закрепляется, что для оформления сделки теперь следовало приглашать свидетелей. При этом, как и в римском праве, участие свидетелей имело не только доказательственное значение, но и являлось необходимым, конститутивным элементом формы сделки. Подтверждает это ст. 52 Пространной Правды, воспрещающая взыскание долга, размер которого превышал 3 гривны кун, если при совершении сделки отсутствовали свидетели: «промиловался еси, оже еси не ставил послухов (сам виноват, если не ставил свидетелей, давая деньги)». Можно было присягать или приводить иные доказательства, однако, «чтобы была сделка нужны послухи».

Для свидетельствования допускались только свободные люди, мужи. Правоспособность несвободного населения (холопов) на Руси, как и в иных феодальных правопорядках, существенным образом ограничивалась. Холоп не мог выступать свидетелем на суде, не вправе был приобретать недвижимость для себя, права и обязанности по сделкам, заключенным холопом, нес хозяин , он же отвечал и за ущерб причиненный холопом.

Смысл форм сделок, применявшихся на ранних этапах развития Руси, заключался в том, чтобы не только закрепить содержание сделки, что, конечно, имело большое значение при возникновении спора, но и придать юридическим действиям публичность, довести их совершение до сведения иных лиц. В свидетели приглашались обычно соседи, знакомые, которые могли подтвердить заключение сделки для сторонних лиц и одновременно сами оповещались о ее совершении.

III.

В более поздний период развития русского права наряду с символическими, обрядовыми формами совершения сделок развиваются иные, сохранившиеся и в современном гражданском праве, как например, письменная форма сделок. Так же, как и в римском частном праве, письменная форма сделок приходит в русское право из греческой культуры. Одними из первых договоров на Руси, заключенных в письменной форме, были мирные договоры Олега (911 г.) и Игоря (945 г.) с греками. В Русской правде отсутствуют какие-либо указания о письменном оформлении гражданско-правовых сделок или иных юридических действий, поэтому нельзя говорить о применении письменной формы в этот период. Однако, с уверенностью можно сказать, что в XIV - XV в. наряду с устной стала применяться и письменная форма заключения договоров. Об этом свидетельствуют положения Псковской судной грамоты (1397 г. или 1462 г.), занимающей центральное место в ряду сборников местного права этого времени. Псковской судной грамоте уже известно несколько видов письменных форм сделок: запись и доска.

Запись представляла собой письменный документ, копия которого передавалась на хранение в архив Троицкого собора. В судебных спорах запись являлась официальным документом, не подлежащим оспариванию. Особая доказательная сила записи основывалась на одобрении этого документа княжеской властью. Как видно из ст. 82 Псковской судной грамоты, запись обычно составлялась княжеским писцом, а к документу прикладывалась княжеская печать. Княжеское удостоверение записи требовалось и тогда, когда документ составлялся иным лицом, что допускалось в исключительном случае: если писец требовал плату «не по силе», т.е. сверх размера, определенного Псковской грамотой.

Доска являлась простым домашним документом, записанным на доске, копия которого на хранение не сдавалась. Поэтому доска могла быть оспорена в суде и в сравнении с записью имела меньшую юридическую силу. Например, согласно ст. 14 Псковской грамоты при наличии духовного завещания, сданного в архив, нельзя было истребовать у наследников имущество, переданное лицу до его смерти по договору хранения, займа или на другом основании, если соглашение об этом оформлялось лишь доской. Исключения составляли только те случаи, когда доска обеспечивалась закладом.

Заключение договора займа при оформлении его на доске допускалось только, если сумма займа не превышала одного рубля. При большей сумме займа, следовало исполнить запись. При этом форма являлась условием действительности договора.

Помимо договора займа в письменной форме надлежало заключать договор поклажи (соблюдения) (ст. 19 Псковской судной грамоты), исключения составляли случаи передачи вещи на хранение в чрезвычайных обстоятельствах (ст. 16-17).

Помимо указанных выше письменных форм сделок, Псковская судная грамота упоминает о рядницах (расписках), которые выдавались должнику кредитором при исполнении обязательства. Рядницы никак не влияли на действительность обязательства, а служили в суде доказательством факта его исполнения. Доказательную силу расписок, как и силу письменных форм сделок, определял факт их передачи на хранение в архив. Если расписка не сдавалась в Троицкий собор, то суд не принимал ее в качестве доказательства, а сторона, ссылающаяся на нее, проигрывала спор. При этом не имело значения, как оформлялся договор, из которого предъявлялось требование. Не сданная в архив расписка не являлась доказательством ни против записи, ни против доски.

Псковская судная грамота является первым правовым актом, во-первых, применившим письменность для оформления сделок на Руси, во-вторых, ставящих действительность договоров в зависимость от соблюдения письменной формы. Разделение письменных форм сделок по юридической силе напоминает современное разделение письменной формы на простую и квалифицированную. В период действия Псковской грамоты публичная власть впервые в истории российского права стала привлекаться для оформления письменных договоров, а ее авторитет сообщал особую доказательственную силу письменному документу. Запись представляет собой прообраз современной нотариальной формы сделок.

На исходе XVI века письменная форма сделок стала приобретать все большее значение и дальнейшее развитие договорного формализма на Руси шло по пути распространения письменной формы для всё большего числа договоров.

Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

www.zakon.kz

это кто, какая их роль в общественном строе Киевской Руси?

Рядовичи - это кто, какая их роль в общественном строе Киевской Руси? Этот вопрос задают себе не только ученики средних школ, но и историки, так как сведений про общественный строй Руси не так уж много.

Киевская Русь: краткая информация

На основе материалов раскопок можно сказать, что славяне исстари жили по берегам рек в полуземлянках с печью.

рядовичи это

Поселки формировали общину, основой которой были социально-экономические отношения. Общины могли быть удалены друг от друга на десятки, а то и сотни километров. Община занималась земледелием и скотоводством. Ошибочным является мнение, что эта отрасль была слаборазвита. К примеру, довольно долгое время, почти до десятого века, скот был синонимом денег. Для выживания общины необходимым было также бортничество, охота и рыбалка. Что касается общественного строя, то его можно охарактеризовать как военную демократию. Основа любого социума - иерархичность. Но в древнерусском обществе иерархия строилась не на принципе принуждения, а на психологических моментах - влиянии, подражании, запретах (системе табу). Это все сформировало социальный алгоритм поведения, который вызывал соподчиненность (психологическую) у людей. В результате этот алгоритм у одних вызывал чувство заботы и ответственности, а у других - почтения и страха. Эти алгоритмы закрепляются как ментальные архетипы и служат своего рода индикаторами этнической идентичности народа. В 11-12 веках продолжается начавшееся ранее расслоение общества и более четкое формирование социальных слоев. Неравенство растет, начинают появляться даже изгои - люди, вынужденные покинуть свою общину по тем или иным причинам. Также к 12 веку в глазах людей земля с работающими на ней людьми приобретает все большую и большую ценность. Впервые в русской правде появляются понятия "рядовичи", "закупы", "холопы". Все эти категории населения были в той или иной степени зависимыми от землевладельца.

Рядовичи в Древней Руси - это кто?

В настоящее время нельзя сказать ничего определенного про социальную природу и функции рядовича. Некоторые исследователи считают рядовича обыкновенным рабом. Дело в том, что в "Правде Русской" его цена - 5 гривен.

рядовичи закупы холопы

Точно такая же цена и у простого раба. Но рядович не всегда был рабом. Иногда рядович - это человек, который может у кого-то жить и работать по договору найма. Среди историков также бытует мнение, что рядович - это низшее управленческое звено, то есть несвободный приказчик. Ссылка на это есть у Даниила Заточника. В частности, он упоминает, что князь подобен костру, сжигающему добро людей, а его рядовичи - искры. То есть рядович - это человек, который выполняет административную работу в пользу князя.

Рядовичи - это холопы или нет?

Некоторые историки приравнивают рядовичей к холопам на основе личной зависимости. Однако если принять во внимание то, что рядовичи - это люди, которые по ряду (договору) живут у кого-то и работают на этого человека, то холопами их назвать уже нельзя. Вместе с этим, если он не раб, значит, и не наемный работник в условиях капиталистического общества. Он - феодально-зависимый человек, то есть по договору становится зависимым и входит в состав челяди.

рядовичи в древней руси это

По иерархии он становится рядом с холопом, но сохраняет условную зависимость.

Социальная сущность рядовича

В "Русской Правде" имеются четкие указания на этот счет. Согласно им, человек может стать рядовичем, если хочет жениться на рабе. Но до брака надо было четко оговорить условия ряда. Потенциальный жених может по ряду стать или тиуном, или ключником. Также в "Русской Правде" предусмотрен вариант, когда в случае смерти рядовича его жена должна отрабатывать его обязанности. Но был также предусмотрен и "выряд" - выход из зависимого положения, отмена ряда. Именно процесс "выряда" показывает, что рядовичи - это не рабы. Они могли откупиться от своего хозяина.

fb.ru

закладник - это... Что такое закладник?

  • ЗАКЛАДНИК — в Древней Руси зависимое от кредитора лицо …   Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

  • закладник — іменник чоловічого роду, істота …   Орфографічний словник української мови

  • закладник — ника, ч. Пр. Заложник в часі війни …   Словник лемківскої говірки

  • закладничество — на Руси XIII XVII вв. поступление в зависимость к феодалу. Закладник терял личную свободу, но освобождался от уплаты государственных налогов. * * * ЗАКЛАДНИЧЕСТВО ЗАКЛАДНИЧЕСТВО, на Руси 13 17 веков переход государственных тяглецов (людей,… …   Энциклопедический словарь

  • ЗАКЛАДНИЧЕСТВО — на Руси XIII XVII вв. поступление в зависимость к феодалу. Закладник терял личную свободу, но освобождался от уплаты государственных налогов …   Юридический словарь

  • ЗАКЛАДНИЧЕСТВО — на Руси 13 17 вв. поступление в зависимость к феодалу. Закладник терял личную свободу, но освобождался от уплаты государственных налогов …   Большой Энциклопедический словарь

  • Закладничество —         в Русском государстве переход государственных тяглецов (людей, плативших государственные налоги) под покровительство феодалов. Закладники не какая либо категория населения; З. состояние, в котором при определённых условиях мог оказаться и …   Большая советская энциклопедия

  • Закладень — (также закладник или закладчик) зависимое от кредитора лицо в Древней России, занимавшее середину между холопами и вольными людьми. Отношение это установлялось хозяйственным договором между князем (или боярином) и вольным человеком: первый… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЗАКЛАДЫВАТЬ — ЗАКЛАДЫВАТЬ; южн. и тамб. закладать; закласть что, заделывать кладкою, замуровать, затыкать, загораживать; залагать, заложить. Эту дверь надо закласть, а здесь пробить другую. Закладывать дорогу, завалить, загораживать; свадебн. обычай: сторонние …   Толковый словарь Даля

  • ЗАСТАВЛИВАТЬ — малоуп. или заставлять и застанавливать или застановлять; заставить или застановить что, загораживать, закрывать сбоку один предмет другим; ставить перед чем что либо, уставлять сплошь, загромозжать. Заставь печь заслонкой, или заставь заслонку.… …   Толковый словарь Даля

  • dic.academic.ru

    это зависимый человек на Руси

    История Киевской Руси интересна и уникальна. В частности, слои населения в ней были не похожи на европейские. В статье мы ответим на вопрос: "Закуп - это кто?" Итак, все население Древней Руси делилось на две большие категории: свободные и зависимые люди. Первая категория включала в себя аристократическую верхушку общества (князья, бояре), служилую (дружинники) и торговую (купечество). Вторая категория была более сложной по своей структуре, и в ней можно выделить две основные социальные группы: личнозависимые или рабы. К ним относились холопы, которые, в отличие от античности, были не классическими, а патриархальными рабами, и люди, экономически зависимые, – это закупы и рядовичи, а также смерды.

    Свод законов "Русская Правда"

    Об этих двух категориях экономически зависимого населения повествует один, но очень важный исторический источник – "Русская Правда". Он представляет собой комплекс древних норм письменного права, который оформлялся в течение нескольких столетий, начиная с XI века. В нем же есть ответ на вопрос: "Закуп - это кто?" Первым эти законы записал Ярослав Мудрый в бытность новгородским князем. Потом дополнил после занятия великокняжеского стола в Киеве. Затем его дети, князья Ярославичи, и внук, Владимир Мономах, внесли свою лепту в "Русскую Правду".

    закуп это

    Наиболее детально свод законов регламентирует положение закупов, в значительно меньшей степени – рядовичей. Он же определяет, что закуп - это зависимая категория населения. В социальном статусе тех и других есть как общие черты, так и отличия.

    Общее в положении рядовичей и закупов

    Общее состоит в том, что зависимость закупов и рядовичей имела экономическую основу. Свободный человек, или людин (в терминологии того времени), мог стать рядовичем, если заключал договор – ряд, а закупом - если брал купу, т. е. долг. Это мгновенно обесценивало жизнь зависимых людей. Если за убийство людина в Древней Руси полагался штраф в 40 гривен, то жизнь закупа и рядовича приравнивалась к жизни холопа и смерда и составляла всего 5 гривен. Именно такой размер штрафа лучше всего подчеркивает зависимость и неполноправность данных категорий населения. Конечно, больше страдали закупы. Определение их как зависимых людей предполагало возможность продажи в рабство и так далее.

    Отличия между закупами и рядовичами

    Между закупами и рядовичами есть существенное отличие. Рядович заключал договор, ряд, на определенный срок, и его, как говорит "Русская Правда", ни при каких условиях нельзя было продать в рабство, т. е. сделать личнозависимым.

    закупы и рядовичи

    С закупом ситуация была сложнее. Взяв купу, этот человек должен был ее отработать в хозяйстве своего господина. Обычно закупы использовались на земледельческих работах или в уходе за скотом. Господин разрешал им пользоваться своим имуществом и инвентарем, но если закуп его портил, то нес полагающуюся ответственность. Если же он портил или крал чужое имущество, то ответственность возлагалась уже на господина. Это еще одна черта социального положения закупов, подчеркивающая неполноправность данной категории населения.

    Но, в отличие от рядовича, закупа можно было похолопить, т. е. обратить в рабство. Это было разрешено только в двух случаях:

    • если закуп что-либо украдет на стороне;
    • если он сбежит от своего господина, и тем самым фактически откажется возвращать долг-купу.

    Если же господин пытался похолопить закупа без достаточных на то правовых оснований, тот мог получить защиту в княжеском суде.

    закупы определение

    Правовая защита закупа, в отличие от рядовича, довольно детально прописана в "Русской Правде". В частности:

    • закупа нельзя было продать как раба;
    • у него невозможно было отнять имущество, находящееся в его собственности;
    • у него нельзя было отобрать данную ему купу;
    • закупа запрещалось передавать кому-либо в аренду;
    • его нельзя было мучить без причины.

    То есть закуп - это хоть и зависимый человек, но имеющий четко оговоренное правовое положение в обществе.

    Защита прав закупа

    Если какое-либо из прав нарушалось, он мог прибежать на княжеский двор и заявить о несоблюдении закона. Данная привилегия защиты в княжеском суде подчеркивала, что закуп – это бывший свободный человек, который, отработав купу, имел возможность вернуть свой прежний социальный статус. Ему также давалось право свидетельствовать в суде по так называемому малому иску, т. е. не очень серьезным делам. Никакая другая категория зависимого населения этого делать не могла.

    fb.ru