Первая на Руси реформа правописания. Реформы древней руси


1.1 Модели государственного устройства в Древней Руси. Управление городами от Древней Руси до периода реформ Александра II

Похожие главы из других работ:

Государственное устройство Древнерусского государства

4. ГОРОДА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Города Древней Руси… По ним можно проследить историю нашей страны, все этапы ее постепенного развития, изменения и становления. В этих городах историей, славой побед и горечью поражений дышит буквально каждый камень. Прожившие долгую жизнь...

Государство и право от Древней Руси до конца ХХ века

1.1. Государство и право Древней Руси

Возникновение государства -- закономерный этап развития общества...

Законодательство Древней Руси как исторический источник

1. Законодательство Древней Руси как исторический источник

С официальным законодательством человек в добуржуазном обществе сталкивался нечасто. Видимо, с этим связана размытость в древности понятия о законодательном памятнике: все ранние законы передаются в окружении текстов...

История выборов в России

1.1 Избирательное право в Древней Руси

В Древней Руси была развита прямая демократия в виде вечевых собраний, что свидетельствовало о борьбе народа за экономическую и политическую независимость от княжеской власти...

История государственного управления в России: опыт и проблемы

1.1 Система управления в Древней Руси

Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориально-политическими военными объединениями...

История наследственного права

Глава I. Наследственное право Древней Руси

...

Правовой обычай как источник права

2.5 Правовой обычай Древней Руси

В Древней Руси обычай как источник права имел определяющее значение. В коллективном сознании той эпохи закрепилось убеждение: "все то, что было, имеет тем самым право на существование". Это суть правовой традиции. Однако это вовсе не означает...

Развитие общественной самодеятельности в Киевской и Московской Руси в IX-XV вв. Земские реформы в XVI-начале XVIII вв.

1. Вечевое управление городов Древней Руси

Несмотря на скудость источников и нередко предположительный характер сведений об организации славянских племен, работы историков позволяют составить общее представление о началах их быта. Славяне управлялись начальниками рода...

Роль государства в регулировании национальных отношений

2.1 Модели государственного устройства многонациональных государств

Основными тенденциями развития этнополитических процессов в современном мире являются: стремление народов к сохранению и развитию своей самобытности, к культурному и политическому самоутверждению...

Смертная казнь как исключительная мера наказания

1.1 Смертная казнь в Древней Руси

Существуют различные мнения по поводу применения смертной казни в Древней Руси: она возникла либо как продолжение обычая кровной мести (талиона), либо вследствие византийского влияния...

Становление парламентаризма в России

1. Народно-представительные органы Древней Руси

...

Суд в древнерусском государстве

1.1 Понятие суда в Древней Руси

суд русь право славянский Древнерусское государство и право проходят в своем развитии ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. Период их возникновения и становления (IX-XI вв.) наименее обеспечен достоверными письменными источниками...

Уголовное право Российского государства XV-XVI столетий

2.1 Эволюция уголовного права в Древней Руси и Московской Руси

В данной главе систематизируем и кратко охарактеризуем этапы становления российского уголовного права, определим, какое место здесь занимают Судебники. Раннефеодальное уголовное право Древней Руси (до XIV в.)...

Центальное и местное управление в древнерусском государстве

1. Центральное управление в древней Руси.

...

Центальное и местное управление в древнерусском государстве

2. Местное самоуправление в древней Руси

...

pravo.bobrodobro.ru

Политический строй Древней Руси кратко

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

historykratko.com

Социально политическое Развитие Киевской Руси

Добрый день, любители истории. Великий князь Киевский Святослав говорил: «Иду на Вы!». А мы идем далее по кодификатору ЕГЭ и истории Древнерусского государства. Тема занятия сегодня – «Социально-политическое развитие Киевской Руси».

Социально-политическое развитие Киевской Руси

Государственность складывается длительное время. Некоторые политологи считают факт захвата власти началом государства, как это произошло в 882 году с захватом Киева Олегом. Но, для мощного государства, коим, безусловно, стала Киевская Русь к середине XI века – времени своего рассвета при Ярославе Владимировиче Мудром, необходимы и иные созидающие единство факторы. Как показала история Игоря Старого, одним насилием княжеской власти, даже защищенной дружиной, удержаться было тяжело.

Тем более, для такого обширного, многонационального, разноязыкого государства, как Древнерусское. Сплачивающими факторами для него станут создание единой идеологии и законов. В средневековом обществе роль идеологии выполняет религия. А законы вырастают из обычаев. Сегодня мы с Вами поговорим о Крещении Руси и о создании «Русской Правды».

Для начала, как всегда, ключевые даты.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:

980 год – вокняжение Владимира Святославича, реформа язычества988 год – религиозная реформа Владимира, крещение Руси1019 год – «Правда Ярослава» 1113 год – «Устав Мономаха»

Развитие Киевской Руси

Итак, в 972 году великий воин Святослав Киевский был убит занявшими освободившееся после разгрома хазар место в степи печенегами. Свято место пусто не бывает. Также после того, как решающее поражение печенегам нанесет Ярослав Мудрый, на их место придут другие тюрки – половцы (кыпчаки).

972 год от 980, когда Великим князем Киевским стал младший сын Святослава Владимир, отделяет 8 лет. Что происходило в это время? Началась первая усобица князей – схватка за власть между членами династии. Усобицы в свое время расшатают единство Руси, сделаются одним из факторов ее распада в начале XII века. Для средневековья же это абсолютно нормальное явление. Конфликты внутри династии происходили с разной степенью жестокости, часто завершались убийством многих родственников в борьбе за верховную власть. Почему они стали возможными?

Развитие Киевской Руси Владимир креститель

Прежде всего, их сделала возможной система наместничества, организованная, для более эффективного управления страной, находившимся в постоянных походах Святославом. Каждый из сыновей князя, поставленный для управления определенной территорией, в итоге опирался на ее силы в конфликте с родственниками за власть.

В истории первой усобицы прослеживается также очевидный религиозный фактор. Дело в том, что принявшая христианство Ольга, мать Святослава, бабка правившего в Киеве Ярополка, опекала его и воспитывала в христианском духе. Владимир же, отправленный Святославом в Новгород был ярым язычником.

Таким его описывает летопись:

Развитие Киевской Руси захваты Владимира

Владимир, согласно Нестору, до своего крещения – ярый язычник, убийца и насильник. После крещения он, согласно летописи, изгоняет всех своих многочисленных жен, ведет праведный образ жизни, раздает милостыню. Канва описания Нестором жизни Владимира, безусловно, состоит в изменении морального облика князя в результате приобщения к православию. Церкви, а ее интересы в официальном летописании тоже нельзя не учитывать, был выгоден такой образ легендарного князя.

Для нас, однако, важнее политические предпосылки Крещения Руси. Владимир, безусловно выдающийся политик своего времени, видел в акте крещения способ сплочения восточных славян. Об этом говорит и первая фаза религиозной реформы Владимира – реформа язычества 980 года. Проводя ее, Владимир выдвинул на первый план Перуна – бога грома, молнии, войны, князя и его дружины. Все остальные боги были ему подчинены, что вызвало недовольство славянских племенных союзов. Реформа провалилась.

Крещение Руси

Политическими целями обуславливается и выбор религии. Владимиру нужна была монотеистическая религия. «Один князь, один бог, одно государство» – вот политическая цель Владимира. С этой точки зрения было абсолютно не важно, какую религию и у кого из соседей Киевской Руси перенимать – ислам (у Волжской Булгарии), католицизм (у Польши), иудаизм (у хазар) или византийское православие. Но, вот с точки зрения тесных торговых контактов и необходимости их укрепления, что мы прослеживаем в деятельности всех князей X-XI вв., религия Византии была предпочтительна.

Политический характер мероприятия подчеркивает и сам способ смены религии. Владимир хотел сделать страну православной, при этом, не войдя в орбиту политической зависимости от Византии. Крещение, фактически, было достигнуто силой войны.

Работа с исторической картой

Давайте поработаем с картой и обозначим на ней важные внешнеполитические мероприятия Владимира.

Развитие Киевской Руси карта

Обозначим на карте зелеными стрелками направления военных походов Владимира – против Волжской Булгарии, печенегов, Польши. Обозначим на карте синим цветом укрепления, возведенные в степном приграничье против нашествий печенегов («богатырские заставы»). Владимир вошел в устное народное творчество – былины, посвященные этой борьбе, как Красное Солнышко. А его соратники – былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович сражаются против Змея, Соловья-разбойника – собирательных образов кочевников.

Развитие Киевской Руси Богатыри

Теперь красным цветом отобразим на карте события, связанные с Крещением Руси.

987 год – война на Дунае с мятежным византийским военачальником Вардой Фокой.

988 – поход на Херсонес (центр Византийских владений в Крыму). Попутно была покорена Тамань, здесь возникает самое южное русское княжество – Тмутаракань. Здесь же, в Херсонесе (Корсуни) Владимир, видимо и принял христианство вместе с дружиной.

Развитие Киевской Руси Собор святого Владимира

Поставим здесь символический крест. Затем был крещен и Киев.

И, обозначим зеленым цветом присоединенные к Киевской Руси земли – Тмутаракань и Червонную Русь. Мы продолжаем практиковать наши умения ориентироваться на исторической и географической карте.

Развитие Киевской Руси походы

Следует отметить, что реформа не встретила однозначной поддержки племенных союзов, подвластных Киеву. Новгород, согласно летописи, крестили «огнем и мечом», в летописи еще примерно 150 лет встречаются упоминания восстаний во главе с волхвами – языческими жрецами. Язычество сохранилось во многих праздниках – Коляды, масленицы; в двойных именах князей – Ярослав (языческое) / Георгий (Юрий) – христианское.

Что изменила эта важнейшая в истории страны реформа?

Последствия крещения Руси

Итак, у молодого государства Киевская Русь появилась собственная идеология – православное христианство. Это еще один тот фактор, который будет решающим образом влиять на все развитие историческое России. В XV веке молодое Московское государство примет на себя миссию главного защитника православия, утвердив теорию «Москва – Третий Рим» в качестве собственной идеологии. Даже когда православная церковь будет подчинена государству при Романовых – Алексее Михайловиче, Петре I, Екатерине II, православие будет признаваться официальной властью как скрепляющий единство общества фактор. Последняя официальная идеология империи – «теория официальной народности» графа Уварова будет выражаться в формуле «Православие, самодержавие, народность». Православие на первом месте! Да и в Первую мировую войну Россия вступит, защищая братское славянское православное государство – Сербию.

Создание Русской Правды

Одним из обязательных признаков государства является наличие собственной системы законов. Жизнь славянских племен регулировали обычаи – например, активно применялась кровная месть за обиженного родственника. Мстить могли все родичи, а каждая месть приводила к ответным действиям обиженных. Учитывая, что даже византийские историки описывают славян как буйный народ, вооруженность общества – каждая мелкая стычка потенциально приводила к небольшой гражданской войне. В условиях христианского государства подобное было не приемлемо, что понимал один из выдающихся государей Киевской Руси и Восточной Европы, сын Владимира Ярослав Мудрый.

Ярослав Мудрый. Реконструкция облика по методу Герасимова.

Ярослав Мудрый. Реконструкция облика по методу Герасимова.

Русь нуждалась в новой системе законов, основанных на христианской морали и утверждавшей главенство воли государства. Ярослав Мудрый заложил, а его преемники продолжили создание Русской Правды – первого закона Русского государства. Посмотрим на его структуру.

Структура Русской правды

Предположительно в 1019 году, взойдя на киевский великокняжеский стол после очередной усобицы, Ярослав вводит «Правду Ярослава». Кровная месть ограничивалась небольшим кругом близких родственников. Мстить могли отец, сын, брат, дядя, племянники. При их отсутствии или не желании мстить, государство взимало с нарушителей штраф – виру. Насилие в славянской среде сразу серьезно сократилось.

В 1067 году на границах Руси появились новые враги – половцы. Киевляне при их приближении и нежелании сыновей Ярослава Мудрого сражаться потребовали вооружить их. Ответом на отказ князей стало первое Киевское восстание. Горожане разгромили княжий двор, усадьбы и хоромы бояр, купцов, грабили имущество. Ответом на этот вызов после подавления восстания стало введение первого дополнения к Правде Ярослава. Ярославичи вводят серьезную ответственность за покушение на имущество князя, бояр, нарушение прав собственности, межевых границ.

В 1113 году, в разгар очередных усобиц, результатом которых стало разрушение Древнерусского государства, к власти в Киеве пришел Владимир Мономах, последний сильный князь единой Руси. Поводом для его приглашения киевлянами стало второе восстание, вызванное смертью непопулярного князя Святополка II, покровительствовавшего ростовщикам. Как свидетельствует летопись, значительное число киевлян за время его правления попало в долговую кабалу (рабство). Мономах освобождает кабальных холопов, устанавливает верхнюю планку ссудного процента в 20%, объявляя кредит на иных условиях мошенничеством. Социальный конфликт был погашен.

Подробнее о законодательстве Киевской Руси здесь Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. Москва: Издательство Московского Университета, 1953.

Если для юриста «Русская Правда» является первым сборником нормативных актов в праве нашей страны, то для историка это важнейший источник по истории Киевской Руси. Прежде всего, он дает представление о структуре населения Руси XI- XII вв., социально-политических отношениях. Общество уже расслоено, выделяются богатые и бедные, знать и неполноправные.

Русская Правда как исторический источник

Русская правда

Основная часть населения Киевской Руси, как и в любом традиционном обществе – это свободные лично крестьяне-общинники – смерды. Община (вервь), имела самоуправление, отвечает за порядок на своей территории перед князем. Например, согласно правилу дикой виры, если на территории общины происходило убийство, а община никого не могла выдать на княжий суд, выплачивался особый штраф.

Все важные решения общинники и горожане – свободные мужчины (мужи) принимали вместе на народных собраниях – вече. Однако в городах вечевые свободы ограничивались княжьими наместниками. Они от имени князя вершили суд, собирали дань.

Давайте немного отвлечемся и решим правоведческую задачу. Итак, читаем статью 19 Русской Правды:

19. Аже ли вынезъ мечь, а не оутнеть, то гривна кунъ.

За что наказывается человек здесь? Вынуть мечь, но не ударить – это угроза жизни. Штраф – 1 гривна.

О неравноправии в социальных отношениях на Руси во времена Русской Правды свидетельствуют разные по значению штрафы за преступления против представителей разных групп населения.Например, за убийство свободного человека, при отсутствие мстителя, требовалось заплатить 40 гривен (кусков серебра). Это огромный штраф, равноценный табуну лошадей.

Развитие Киевской Руси гривны

А вот за убийство холопа штраф составлял всего 5 гривен, его жизнь ценилась в 8 раз меньше, чем свободного человека.

Подведем итоги! Что мы сделали сегодня?

  1. Продолжили изучение первых тем кодификатора ЕГЭ по истории:
  • Занятия, общественный строй, восточных славян;
  • Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства;
  • Категории населения. «Русская Правда»;
  • Международные связи Древней Руси.

2. Продолжили освоение методики работы с исторической картой, нанесли на нее основные события, связанные с правлением Владимира Крестителя.

3. Продолжили выявление особенностей ранней истории Руси.

4. Выделили факторы объединения Киевской Руси в единое мощное государство.

5. Ознакомились с важнейшей реформой в истории России – крещении Руси и определили ее значение.

6. Охарактеризовали Русскую Правду как нормативный акт и исторический источник.

7. Запомнили ряд терминов – наместничество, усобица, язычество, волхв, вира, вече, смерд, гривна, Русская Правда.

Далее, смотрим разбор заданий ЕГЭ к теме «Социально-политическое развитие Киевской Руси», а также исторический портрет создателя государства Олега Вещего, выполняем домашнюю работу, обсуждаем в нашей группе VK 

 

egistor.ru

Первая на Руси реформа правописания — Славянская культура

Первая на Руси реформа правописания

В XI–XII веках в русском языке происходит так называемое падение редуцированных, определяемое энциклопедическим словарем как «фонетический процесс утраты Ъ и Ь как самостоятельных фонем в истории славянских языков». По мнению лингвистов, «¼утрата сверхкратких (редуцированных) гласных Ъ и Ь в «слабой» позиции явилась важнейшим процессом ранней истории самостоятельных славянских языков (XI–XII вв.). Она ознаменовала завершение длительной эпохи «открытых слогов»..., привела не только к появлению новых закрытых слогов, не только к сокращению числа слогов в слове..., но одновременно имела ряд важнейших последствий в области фонетики, фонологии, словообразования и морфологии» [1]. 

Задача для Пуаро

Таким образом, если речь действительно идёт о фонетическом процессе, то вследствие этого процесса вся древняя Русь стала, по существу, говорить на ином языке. А если учесть не только масштабность последствий падения редуцированных, но и исторически чрезвычайно короткий срок его завершения, то правильнее говорить не о процессе, а о языковой революции, которая за полтора-два века коренным образом изменила весь строй русского языка!

Как водится на Руси, эта языковая революция, если таковая действительно имела место, уникальна в истории человечества. Только представьте себе, за какие-нибудь полтора-два века радикально меняется разговорный язык целого народа на огромной территории от Балтийского моря до Урала и от Ледовитого океана до причерноморских степей. И это не в двадцатом веке с радио и телевидением, а на заре средневековья, когда для того, чтобы просто добраться из конца в конец этого необъятного пространства, требовалось несколько недель пути, да и то, если не распутица и не война. А распутицы — два раза в год, да и войны немногим реже.

Даже обладая незаурядной фантазией, невозможно представить себе такое мгновенное в историческом масштабе изменение разговорного языка на столь громадной территории, поверить в него. Такого просто не могло быть! Однако вроде бы было. Падение редуцированных зафиксировано дошедшими до нас письменными памятниками того периода, что превратило его в одну из многочисленных загадок нашей древней истории.

У героя А. Кристи Эркюля Пуаро был свой оригинальный критерий достоверности любой версии, который никогда не подводил знаменитого детектива. Для Пуаро главным было, чтобы каждое действующее лицо вело себя в точном соответствии со своим положением и характером. Малейший диссонанс в этом плане заставлял сыщика отвергнуть очевидную версию и в итоге приводил к раскрытию самых запутанных случаев. Если следовать методу Пуаро, то нельзя не признать, что в падении редуцированных поведение русского языка вопиюще не соответствует статусу и характеру разговорного языка того периода. Нет, Пуаро не принял бы общепринятую трактовку падения редуцированных и стал бы искать иное объяснение известных фактов. Давайте последуем за великим сыщиком.

Итак, чем располагает наш Пуаро?

Во-первых, письменными памятниками на древнерусском языке, ещё относительно немногочисленными, в которых постепенно исчезают «еры» и «ери». Это безусловный факт.

Во-вторых, общепринятым мнением, что это исчезновение отражает реальные процессы, происходившие в разговорном русском языке того периода. А вот это уже не факт. Никто не слышал, как говорили наши предки в XI веке, а разговорная речь может существенно отличаться от письменной. Примером тому современный английский язык, на котором, согласно известной поговорке, пишется «Манчестер», а выговаривается «Ливерпуль»!

В-третьих, очевидная для любого непредвзятого исследователя, но почему-то игнорируемая вопиющая невозможность таких масштабных радикальных изменений за столь короткий срок.

Чтобы воспользоваться методом Пуаро и заставить разговорный русский язык вести себя как ему положено, нам придется вникнуть в ситуацию, сложившуюся в русском языке в интересующее нас время, углубиться в прошлое истории письменности человечества, и славянской письменности в частности. Кстати, это не только полезно для разгадки конкретного расследуемого лингвистического «криминала», но и интересно само по себе.

Немного из истории письменности

История письменности уходит в глубь тысячелетий. За примерно шесть тысяч лет известной нам истории своего развития письменность прошла несколько эпох.

Пиктография, или рисуночное письмо, родилась из примитивных рисунков первобытного человека, которые археологи находят на скалах и стенах пещер, служивших обиталищем древним людям. Но в отличие от рисунков, отражающих реальные конкретные образы и события, например, быт соплеменников или охоту на диких животных, пиктографические надписи выражают мысли и идеи. То есть, пиктография в целом служила тем же самым целям, что и современное письмо, но, строго говоря, еще не была письмом в нашем понимании этого слова, не была знаковой системой. Писатель того времени, он же художник, был волен изображать всё, что угодно, в предположении, что потенциальный читатель сможет уловить доносимую мысль или идею. Увы, последнее не гарантировалось. 

Гарантию однозначности трактовки рисунков дала их кодификация, после чего пиктография превратилась в иероглифическую письменность с фиксированным, хотя и очень большим количеством иероглифов. Иероглифика — это настоящее письмо, в котором можно говорить об алфавите как установленной системе знаков письма. Заметим, что важная отличительная черта, отличающая иероглифику от пиктографии, — ее независимость от конкретного разговорного языка. Именно эта уникальная особенность позволила иероглифике сохраниться в Китае до наших дней. Обитатель Внутренней Монголии не понимает речь жителя Шанхая, но оба без труда читают центральные газеты, издаваемые в Пекине. Что и говорить, удобно, хотя это удобство и достается дорогой ценой. Ведь, чтобы стать грамотным человеком, китайцу приходится изучать сотни тысяч иероглифов.

Существенно сократить количество необходимых знаков алфавита позволил переход от иероглифики к силлабическому, то есть слоговому, письму. Письменность стала проще и доступней, но зато потеряла свою независимость от языка. А раз так, казалось бы, разные языки, отличающиеся звуковым и слоговым составом, должны были бы иметь и разные слоговые алфавиты. Удивительно, но это не так! Многие народы предпочитали заимствовать алфавит, обычно вместе с прочими достижениями культуры, у своих более развитых соседей или предшественников, а не изобретать новый. Так, убедийская клинопись много тысячелетий служила множеству народов, среди которых и шумеры, и аккадцы, и вавилоняне, и ассирийцы, и эламиты, и персы. Заметим, что все перечисленные народы говорили на разных и совсем не родственных языках, относящихся к различным языковым семьям. Таким образом, опыт человечества свидетельствует, что изобретение нового алфавита — это непростое дело, редкое и огромное событие в истории. Пример этому мы находим и в наше время. Латиницей пользуются не только прямые наследники языка древних римлян: Италия, Испания, Франция, Португалия и Румыния, — но и большинство стран Европы, а также Турция, Вьетнам и множество других стран мира.

Традиционно считается, что следующим шагом развития человеческой письменности стало буквенное письмо, требующее минимального алфавита из нескольких десятков знаков. На самом деле история письменности прошла еще одну промежуточную мало известную эпоху письма только открытыми слогами. Вследствие важности этой эпохи для нас мы остановимся на ней более подробно.

Пропущенная эпоха линейных алфавитов

Давайте чуть-чуть займемся простой комбинаторикой. Сколько знаков потребовалось бы в алфавите современному русскому языку, если бы мы пользовались чисто слоговым письмом? Не углубляясь в дебри лингвистики, будем считать, что в русском языке приблизительно пять гласных (Г) и сорок согласных (С), последнее с учетом того, что в русском языке большинство согласных может быть твердыми и мягкими (палатализованными). Соответственно, для слогов типа ГС или СГ число возможных комбинаций равно двумстам, для слогов СГС уже имеем 8000 комбинаций, а ведь в русском языке еще возможны сочетания ССГС и СГСС с числом комбинаций в каждом из них по 320000. Таким образом, если для каждой возможной комбинации мы будем выделять по знаку слогового алфавита, то такой алфавит потребует более семисот тысяч знаков! К счастью не все посчитанные комбинации реально используются в русском языке, но всё равно без нескольких сотен тысяч знаков не обойтись.

Между тем, даже если мы ещё не готовы переходить к букве, есть довольно простой способ существенно сократить наш слоговой алфавит. Давайте мысленно введем в нашу речь некую непроизносимую гласную (Н), и все слоги типа СГС, ССГС и СГСС, дающие львиную долю возможных комбинаций, разобьем на пары и тройки слогов типа СГ. Например, слог ССГС превратится в три слога СН‑СГ‑СН. Далее, с учетом наличия в русском языке твердых и мягких согласных введем не одну, а две непроизносимые гласные: твердую (Ъ) и мягкую (Ь) для смягчения предыдущей согласной, зато количество согласных у нас сократится вдвое [2]. Тогда количество необходимых слогов типа СГ, где каждая согласная объединяет пару твердая / мягкая, а гласные включают дополнительную пару Ъ / Ь, окажется равным ста сорока. Это, конечно, ещё не буквенный алфавит, но что-то вполне обозримое и неизмеримо более удобное, чем чисто слоговой алфавит с сотнями тысяч знаков.

И, похоже, наши предки до этого додумались! Можно полагать, что именно так была устроена письменность праславян, знаменитые «черты и резы». В то же время, сами «черты и резы» были лишь одним из многих применяемых в разных странах того времени линейных алфавитов.

История силлабических письменностей — это непрерывное их упрощение и сокращение количества используемых символов. В результате эволюции огромное исходное число слоговых знаков, неизбежно сложных, уменьшилось во много раз, а сами знаки упростились в начертании. Эволюция завершилась созданием нескольких простых алфавитов для только открытых слогов по системе СГ, которые известны под общим названием линейных. В частности, к ним принадлежат крито‑микенские линейные алфавиты А и В, а также кипрский силлабарий, получивший в лингвистике эпитет классического. Действительно, относительно простая форма знаков линейных алфавитов позволяла наносить их на любой материал: металл и камни, дерево и керамику, кожу (пергамент) и бумагу. Наши предки, жители лесов, широко использовали белую берёсту и деревянные дощечки, чертя и вырезая надписи ножом, откуда, вероятно, и пошло название черт и резов, впервые упомянутое болгарским монахом Храбром.

Силлабическое письмо открытыми слогами по типу СГ и связанные с ним линейные алфавиты — необходимое звено в переходе от полнослогового письма к буквенному. Оно занимает целую эпоху, которую прошли многие цивилизации, но которая как-то выпала из учебников истории и лингвистики. Между тем, сам переход к буквенным алфавитам во многом обуславливался традициями предшествующего слогового письма.

Общепринято, что греки пользовались линейным алфавитом В до XIII века до н.э., а затем утеряли письмо, которое возрождается спустя несколько веков на основе современного греческого алфавита, заимствованного у финикийцев. Все бы ничего, если бы не одна маленькая закавыка: финикийцы писали справа налево, а греки пишут в противоположном направлении! Для этого даже не поленились зеркально перевернуть финикийские буквы. Кроме того, к финикийскому алфавиту греки добавили свои оригинальные знаки. Откуда они взялись? На оба вопроса есть один простой и убедительный ответ. На самом деле греки не возвращались в состояние дописьменного варварства, и никакого перерыва письменной традиции в Греции не было. Просто с переходом на линейные алфавиты письменность перестает быть только монументальной и культовой, становится общедоступной и массовой. Массовость требует других материалов для письма. Появляется папирус и пергамент, широко используется дерево. Все это, увы, недолговечные материалы, не дожившие до нашего времени и не доступные археологу. Но греков не заботили проблемы современной археологии и лингвистики. Они просто продолжали писать своим линейным В, и по-прежнему слева направо. И эта традиция оказалась настолько живучей, что, переняв более прогрессивный буквенный алфавит от финикийцев, они сохранили (правда, не без некоторого периода борьбы старого с новым) направление письма, перевернули буквы и перенесли в новый алфавит из старого линейного В несколько простых знаков для звуков, необходимых греческому языку, но отсутствовавших в финикийском.

Аналогично традиции письма линейным алфавитом, «чертами и резами», повлияли и на переход славян к кириллице и глаголице. Тем более что славянские «черты и резы» имели свои особенности, вытекающие из специфики праславянского языка и не свойственные прочим линейным алфавитам.

А теперь о «чертах и резах»

К сожалению мало памятников письменности «черт и резов» дошло до нашего времени, письменность эта до сих пор не расшифрована. Тем более следует приветствовать попытки отдельных энтузиастов расшифровать письмо наших предков.

Здесь я просто не могу не упомянуть Г. Гриневича [3]. Нарочно не хочу останавливаться на собственно результатах его дешифровки, которые у лингвиста могут вызвать снисходительную улыбку, а для собрата-эпиграфиста послужить предметом злой беспощадной критики. Для нас сейчас важно не это. Гриневич сумел собрать обширную коллекцию надписей, сделанных «чертами и резами», и наглядно показал, что эта письменность была широко распространена среди древних славянских племен и доступна простым смертным. Но особенно важно доказательство того, что письменность «черт и резов» относится к слоговым типа СГ. Огромная заслуга Гриневича и в том, что он рассматривает «черты и резы» в ряду других линейных алфавитов. Алфавиты действительно изобретаются нечасто, и все они, принадлежащие одной эпохе, имеют, как правило, общий источник и генетически общие корни. Поэтому совместное рассмотрение всех линейных алфавитов — очень плодотворная идея, которая может облегчить дешифровку. Представьте себе, что вы знаете молдавский язык, который использует кириллицу, и немецкий язык, использующий латиницу. Уверен, для вас не составит труда прочитать практически любой румынский текст.

В истории письма так и не выработалось единого механизма перехода от полнослогового к письму только открытыми слогами по типу СГ. Даже классический кипрский силлабарий не имел специальных слогов с непроизносимой гласной. Просто иногда в одном и том же слоге гласная произносилась, а иногда нет. Например, когда надо было написать согласную С в конце слова (киприоты и тогда говорили на диалекте греческого языка, и эта согласная на конце слов встречалась очень часто), в классическом кипрском силлабарии использовался слог SE с «немым» E. Неудобно? Да нет, всего лишь дело привычки. Французы и англичане до сих пор пишут многие слова с буквой E на конце, которую при чтении не произносят, не испытывая при этом особых неудобств.

В этом смысле, похоже, праславяне пошли дальше древних киприотов. «Черты и резы» включали слоги с «немыми» гласными Ъ и Ь, причем те изначально воспринимались как указатели твердости или мягкости входящего в слог согласного. Косвенным, но сильным доказательством этого утверждения, равно как и консервативности традиций письма при переходе от алфавитов линейных к буквенным, служат первые буквенные славянские азбуки: кириллица и глаголица. Тот же Г. Гриневич убедительно показал, что многие буквы в них были заимствованы из алфавита «черт и резов», то есть здесь праславяне шли тем же путем, что и древние греки. В обеих азбуках буквы, передающие старославянский звук [ы], были скомбинированы из двух букв: твердого непроизносимого «гласного» и второй гласной, передающей звук [и]. В частности, современная буква Ы произошла из исходной кириллической лигатуры Ъ‑I. Такая комбинация была бы возможна только при четком осознании буквы Ъ как признака твердости предыдущего согласного, заставлявшего следующую за ним гласную произноситься твердо и превращая тем самым звук [и] в [ы].

Известно, что Русь начала использовать для письма греческие буквы до своего крещения. Но, переходя на более прогрессивный буквенный алфавит, она ещё долго находилась под влиянием традиций письма «черт и резов». А традиции эти были достаточно глубокими. «Черты и резы» использовались славянами очень широко в повседневной жизни, что предполагает большое число грамотных людей и долгую историю применения письменности. В отличие от греков славянам не пришлось менять направление письма, но они встретились с другой проблемой. Довление над писцами традиций слогового письма по типу СГ ещё долго заставляло их, уже используя новый буквенный алфавит, продолжать писать привычными слогами. Консервации традиции способствовали особенности древнерусской речи, учтенные в «чертах и резах». Действительно, в древнерусском языке, как и в современном, некоторый согласный звук [С] мог произноситься в зависимости от контекста твердо [СЪ] или мягко [СЬ]. Буквенный греческий алфавит не давал возможности графически отразить эти нюансы произношения, в то время как «черты и резы» прекрасно справлялись с этой задачей. Более того, произношение вообще большинства согласных варьируется в зависимости от последующей гласной. Например, в современном русском языке звук [Б] произносится по-разному в слогах [БА], [БУ], [БЯ] и [БЮ]. Мы к этому привыкли (как и англичане к «немому E») и считаем это в порядке вещей. У наших предков такой привычки не было. Наоборот, для них естественным было, что слоги [БА], [БУ], [БЯ] и [БЮ] изображаются каждый своим самостоятельным знаком, и каждый знак произносится разными согласным и гласным звуками. Таким образом, переход от «черт и резов» к глаголице и кириллице требовал не только изучения нового алфавита, но и перестройки мышления пишущего.

Условия для такой перестройки возникают как раз в XI–XII веках, когда сразу после крещения Руси в нее хлынул поток христианской литературы, в основном на греческом языке, и критерием грамотности стало не столько умение писать, сколько знание греческого языка. И тогда, на примере греческих текстов (отметим, отнюдь не только богослужебных) наши предки увидели и осознали то, что в буквенном письме можно вообще не писать непроизносимые гласные, и, в отличие от «черт и резов», это сокращает и упрощает письмо. Это осознание было непростым, затянувшимся на целый век, но именно в результате такого осознания редуцированные пали!

Пуаро доволен

Следовательно, падение редуцированных в русском языке XI–XII веков было вовсе не фонетическим процессом, а первой на Руси спонтанной реформой правописания, и не более того. Подавляющее большинство населения Руси того времени и знать не знало ни о самих редуцированных, ни об их мнимом падении. Оно, как говорило до того, так и продолжало говорить, не произнося никакие непроизносимые «еры» и «ери». Конечно, в течение периода времени падения редуцированных язык постепенно эволюционно менялся, но никаких языковых революций в то время не совершалось.

Теперь наш Эркюль Пуаро может быть доволен. Его «маленькие серые клеточки» заставили и разговорный русский язык, и русскую письменность XI–XII веков повести себя, как им и подобает. Разговорный язык, во-первых, благополучно обошелся вообще без полноголосия [4], кстати говоря, совершенно противоестественного дл\ индоевропейских языков, и, во-вторых, конкретно в период падения редуцированных не претерпел никаких неожиданных и ничем не спровоцированных революционных изменений. Письменный же язык действительно подвергается заметной реформе, отражённой в имеющихся письменных памятниках, причём именно XI–XII веков, что было неизбежно с уходом от традиций древнерусского докириллического письма «чертами и резами» по системе СГ вследствие принятия Русью христианства и естественного в тех условиях сильного влияния греческого византийского языка на письменный древнерусский.

Итак, одной загадкой в нашей истории стало меньше. Но и осталось их еще немало. Так что, мосье Пуаро без работы не останется. Пожелаем ему новых успехов!

Примечания

[1] «Славянские языки» (очерки грамматики западнославянских и южнославянских языков). Под ред. А.Г. Широковой и В.П. Гудкова. Из-во Московского университета, 1977.

[2] На самом деле почти вдвое, так как некоторые согласные русского языка могут быть только твердыми (Ж, Ш, Ц) или только мягкими (Ч, Щ).

[3] Г.С. Гриневич. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. Энциклопедия русской мысли. Том 1. Москва, «Общественная польза», 1993.

[4] Полноголосие — речь, использующая только открытые слоги (слоги типа СГ).

Владимир Егоров

Похожие статьи:

Традиции → Обряды славян

История → Основание Москвы и Юрий Долгорукий

История → В поисках библиотеки Грозного

Языкознание → Черты и резы древних славян

Языкознание → Пра-язык

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru