Краткое содержание третьего этапа истории Древней Руси. Раздел 1.3. Часть 4. Люди древней руси краткое содержание


Культура древней Руси кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Культура древней Руси кратко характеризуется как совокупность обычаев и традиций, свойственных жителям славянских княжеств восточной Европы, существовавших с 9 по 17 века. Узнать об особенностях культуры Киевской Руси, и других русских княжеств удалось благодаря работе археологов и историков, которые нашли, проанализировали, и систематизировали все письменные источники о тех древних временах. Со времен Киевской Руси до наших дошли архитектурные сооружения, а также сборники литературных произведений и примеры изобразительного искусства.

Постройки городов Руси до 10 века строились исключительно из древесины, поэтому пережить последующие годы они не смогли. Однако в деревянном строительстве жители Руси достигли большого мастерства, о чем писали путешественники из западных стран. Это были как богатые терема с двумя-тремя этажами, в которых жили князья, знатные горожане и их челядь, так и простые срубы. С приходом Христианства на Русь пришли и новые архитектурные традиции – началось строительство каменных церквей, зданий, а позже города стали окружаться каменными стенами. Самым ярким достижением архитекторов древней Руси можно назвать Софию Киевскую и Успенский собор в городе Владимир.

В древнерусской культуре гармонично сочетались как мирское, так и божественное. Произведения искусства тех времен были призваны показать связь между земным и небесным миром, в них наличествовали священные и символичные мотивы. Несмотря на то, что значительная часть литературы тех времен была скопирована из заграничных источников, имелось и немало примеров оригинальной литературы. Авторы тех времен описывали жизнь Киевской Руси, ее устои, тогда появились первые жития святых и летописи, при помощи которых историки сумели составить четкую картину всего происходящего на Руси.

Христианство стало той движущей силой, благодаря которой культура древней Руси, кратко говоря, сумела полностью преобразиться. Это был своеобразный симбиоз языческого общества с культурными особенностями более развитых стран, позаимствованными, в основном, у Византии. В 10 веке грамотность стала более востребованной. Письменность здесь появилась в 9 веке, когда братья Кирилл и Мифодий создали собственную фонетическую систему, которой сегодня пользуются многие восточнославянские народы. Образование стало распространенным, однако не только в письменных источниках, но и в устном творчестве сведения о тех временах дошли до наших дней.

antiquehistory.ru

Краткое содержание третьего этапа истории Древней Руси. Раздел 1.3. Часть 4

Руги говорили на своем восточногерманском языке, который не понимали молодые народы Европе в лице славян, немцев и скандинавов. В средние века этот язык было принято называть вандальским (Вандалы – близкородственный народ Ругам). Когда в 8 веке Руги вошли в состав Аварского войска, то они изначально говорили на двух языках, на своем вандальском и на славянском языке. Позднее они перешли исключительно на славянский язык. В древнерусских летописях так и говорится, что Варяги – Русь, пришедшие с Балтийского моря говорили на славянском языке. Характерно, что западноевропейские средневековые авторы Ругами до 9 века называли восточногерманский народ Ругов, позднее людей Балтийской дружинной культуры и, наконец, с 10-11 века нашу Древнюю или Киевскую Русь. Для западноевропейских средневековых авторов было очевидно, что Киевскую Русь создали прямые потомки балтийских Ругов в составе людей Балтийской дружинной культуры.Надо отметить, что этническое название Варяги из древнерусских летописей отражает восточногерманское изначальное происхождение Русов – Балтийцев из Южной Балтики.В героическом эпосе франков (французов) люди Балтийской дружинной культуры было принято называть своим привычным именем – народ воинов Русов. В 7-8 веках люди Балтийской дружинной культуры входили в состав войска Аварского Кагана и являлись врагами Франков. Позднее с конца 8 века и начала 9 века сами Франки нанимают воинов Балтийской дружинной культуры в состав своего войска. С определенной осторожностью можно говорить, что Балтийская дружинная культура имела свой собственный героический эпос. В северной Германии сохранилась Вильтин-Сага. В ней говорится, что Балтийская Русь сражается с Балтийскими славянами под названием Вильтины (Велеты) и побеждает их. Действительно Балтийские славяне Ободриты сражались в 7-8 веках со своими соседями Велетами и получали помощь от Аварского Кагана в лице его профессионального войска – воинов Аварской дружинной культуры.С начала 9 века по 10 век воины и купцы Балтийской дружинной культуры из территории «франкской державы Каролингов» переселяются на земли восточных славян на Верхний Днепр, где строят свой торговый и военный город под условным научным названием Гнездово. Позднее население Гнездово переселилось в новый город, который ныне называется Смоленском. Восточные славяне людей Балтийской дружинной культуры называли Варягами – Русью. В русских летописях говорится, что северные восточнославянские племена Словены и Кривичи платили дань Варягам – Руси. Варяги – Русь построили свой город на земле кривичей под названием Смоленск, а на земле Словен свой город Новгород.Так называемая южная ветвь восточнославянских племен платили дань Хазарскому Каганату. Остальные восточнославянские племена платили дань Варягам – Руссам. Эти племена соседствовали в начале 9 века с Великой Моравией, которая на тот момент являлась крупнейшим государством всей Европы. В состав Великой Моравии входила так называемая Белая Хорватия. Средневековые арабские авторы называли Белую Хорватию как Джерваб («Хорват»). В Джервабе находился русский правитель. В Белой Хорватии или Червонной, Галицкой Руси военной и социальной знатью являлись воины и купцы Дунайской дружинной культуры. Средневековые арабские авторы писали, что купцы народа ар-Рус приходили на земли мусульман из глубины славянских земель и называли себя христианами.

predistoriya-drevney-rusi.ru

Древняя русь и кочевники

Европейский восток долго не имел постоянного населения, лишь кочевые племена порою перемещались с места на место, устраивая временные поселения. Образовавшиеся со временем оседлые племена занимались земледелием и были значительно богаче кочевников. Потому многие века кочевые племена из Азии совершали набеги на Европу, считая грабеж самым легким способом приобретения жизненных благ.

В V веке до н.э. жителями южной степи были скифы-кочевники, а к северу от них вверх по Днепру жили подвластные им скифы-пахари.

Со временем сарматы, обитавшие в Азии, вступили в Скифию и присоединили ее жителей к своему народу.

Между Каспийским и Черным морем жил еще один кочующий народ, алане. Алане вытеснили сарматов из юго-восточной России.

В III веке стали свирепствовать готы, народ германского племени. В IV веке в юго-западной части нашего отечества готы образовали сильное государство. Их царь, Эрманарих, также подчинил себе и венедов, которые, по мнению некоторых ученых, были единоплеменниками славян.

В конце IV века азиатские кочевники, гунны, нападают на алан, готов и римские владения, в результате чего великая империя готов была уничтожена. История также упоминает антов, которые вместе с венедами принадлежали к славянскому народу. Анты и венеды признали над собой власть гуннов. Но со смертью их царя Аттилы прекратилось и владычество гуннов.

В VI веке новый азиатский народ открыл себе путь к Черному морю. Авары соединились с другими единоплеменными ордами и завоевали всю южную Сибирь. Угры, болгары, анты признали власть аварского хана Баяна. В 568 году область, завоеванная аварами, простиралась от Волги до Эльбы. Хан Баян добился также и покорения славян.

Наконец, доведенные до отчаяния, богемские славяне вступили в борьбу с кочевниками, усмирили аваров и вернули свою независимость. В VII-VIII веках славяне продвинулись вглубь степи, в юго-восточном направлении от среднего Приднепровья, заняв Дон, устье Южного Буга, Днестра, Дуная. В начале VII столетия, заключив союз с Константинополем, изгнали оттуда аваров. Могущество этого азиатского народа ослабело.

По соседству с восточными славянами на западной стороне Каспийского моря жили хазары, народ турецко-татарского происхождения. Хазары вели торговлю с азиатскими народами и восточными славянами, а некоторых из них принудили платить себе дань. Славянские племена без борьбы попали под власть Хазарского каганата, возникшего в VII веке на Северном Кавказе. Иго этих завоевателей не угнетало славян. Хазары преградили доступ к ним кочевым ордам, напиравшим с востока, а со славянами установили мирные отношения. Но иное отношение к хазарам было у полян, радимичей, северян, вятичей. Они платили немалую дань, но хазары не могли защитить их от нападения болгар. Хазарский каганат был уничтожен князем Святославом.

Во второй половине IX века началась новая волна вторжений азиатских кочевников, на этот раз печенегов, тюркских племен. В конце VIII – начале IX века под давлением гузов печенеги двинулись на запад, захватили степи между Волгой и Уралом, образовав здесь мощное племенное объединение. В конце IX века печенежская орда оттеснила угров (венгров), а к началу X века завладела всей степной частью Северного Причерноморья. Орда печенегов стала серьезной опасностью для соседей. В 915 году печенеги, заключив союз с князем Игорем, пять лет не тревожили Русь. В 920 году между ними произошла битва, исход которой неизвестен истории. После этого печенеги исчезают из истории на 25 лет.

Не раз приходилось отражать печенежские набеги князю Святославу. Тяжелая война с печенегами продолжалась и до самой смерти князя Владимира и, судя по летописным известиям, не принесла Руси решающих успехов.

Только Ярославу удалось окончательно победить печенегов. Последняя ожесточенная битва состоялась в 1036 году, в которой печенеги были разгромлены. Борьба с печенегами длилась несколько десятилетий и была основной внешнеполитической задачей Древней Руси.

В 1054 году у русских границ печенегов сменили торки (гузы). Силы торков были невелики, и, чтобы они не вступали в союз с половцами против Руси, братья Ярославичи разгромили их, устранив внешнеполитическую проблему.

В середине XI века для Руси возникла страшная опасность в лице половцев, которые захватили всю степную полосу от Волги до Дуная. Во второй половине XI века у половцев сложились большие объединения, во главе которых стояли ханы. Первое столкновение Киевской Руси с половцами случилось в 1061 году. Через три года после этого начинаются усобицы между русскими князьями, сыновьями Ярослава. Разделение на уделы ослабило Русскую землю, чем не преминули воспользоваться враги славян. Только в 1111 году Владимиру Мономаху, удалось сломить неприятелей. После этого поражения половцы долго не тревожили Русь.

Борьба с кочевниками-половцами длилась полтора века. С 1061 по 1210 г. половцы совершили 46 больших походов на Русь, не считая множества мелких набегов.

Половецкие кочевники были разгромлены монголо-татарскими завоевателями, вторгшимися в причерноморские степи в 1222—1223 гг. На Русь надвигалось монголо-татарское нашествие…

В 1238 году к границам древнерусского государства подошел хан Батый. Завоевывая один город за другим, вся территория Киевской Руси оказалась под его властью. Начались годы еще более тяжелой и кровопролитной борьбы.

Постоянная угроза со стороны кочевников сумела объединить силы славян в борьбе против общего врага, что способствовало образованию могучего Древнерусского государства.

historykratko.com

Сочинение на тему Люди древней Руси в поэме Слово о полку Игореве читать бесплатно

­Люди древней Руси

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник истории времен Киевской Руси, в котором невероятно талантливым образом переданы настроения и отражение того времени. Здесь запечатлена русская земля, образ мышления и характер людей Древней Руси.

Бесспорно образов простого народа в «Слове» практически нет, и основной частью представлены характеры русских князей и образ их мышления. Так о брате Игоря Всеволоде, автор отзывается очень положительно. Это смелый юноша, без страха и упрека он берется помогать брату. В его действиях нет каких-либо скрытых мотивов. В образе Всеволода лежит характеристика самого настоящего русского богатыря, защитника земли русской, борца за справедливость.

Основной персонаж Новгород-Северский князь Игорь Святославович человек тоже храбрый и отчаянный, но не дальновидный. Его мотив направлен в первую очередь не на защиту земли русской, а на удовлетворение собственных амбиций. Тщеславие князя ослепляет его. Однако, не смотря на его несовершенство, автор относится к Игорю положительно, не идеализируя его, а дает шанс на переосмысление ошибок, перевоспитание. И действительно, после провального сражения с половцами и пленения, князь Игорь делает правильные выводы, ему становится не по себе за свое разрушительное чувство честолюбия. Игорь пересматривает свое отношение к междоусобным войнам и свое участие в них.

Мудрым и рассудительным предстает перед нами киевский князь Святослав. Он лелеет в себе надежду на объединение князей против разорителей Киевской Руси. Святослав – это образ умудренного опытом отца, который любит своих детей, пожуривши, прощает их за все проступки, не теряя веры и оптимизма, рассчитывая на их благоразумие.­

Образ русской женщины тех времен объединяет в себе жена князя Игоря Ярославна. Автор хочет показать, что женщины Древней Руси полны отвагой и терпением, и как бы не было велико горе, их сердца наполнены любовью и преданностью.

Таким образом, в «Слове о полку Игореве» изображены основные качества и характеристика, присущие людям Древней Руси, а именно: смелость, мужество, любовь к отчизне, верность и преданность, чувства участия.

см. также:Другие сочинения по произведению Слово о полку Игореве

Характеристики главных героев произведения Слово о полку Игореве

Краткое содержание Слово о полку Игореве

­

www.sdamna5.ru

Культурное и социально-хозяйственное развитие древних славян

kratko-o-drevnih-slavyanahПутешествие по истории Древней Руси начнем с догосударственного периода. Славяне – это народы, живущие на территории Восточной Европы. Они потомки воинственных племен ариев. Как выглядел знак солнца у ариев? До VI века славяне жили первобытнообщинным строем. Все было общее: хижины, орудия труда, охоты. Жизнь сильно зависела от природных условий. На рубеже VI – VII веков родовые отношения стали распадаться. Славяне улучшили технологию обработки металлов – изобрели доменную печь для обработки железа! Усилилось неравенство. Почему с появлением технологии обработки металлов усиливается неравенство? Возникла структура управления: князь, бояре, дружина. Большую роль стало играть вече – народное собрание по важным вопросам. Государство у славян в IX веке возникло как необходимость, как потребность.

Причины:

  1. Северные племена славян объединились, чтобы обороняться от врагов из Европы. От какого воинственного народа, приносившего Руси много зла, произошло слово «враг»?.

  2. Оформилась структура управления объединенными племенами.

  3. У славян возникла письменность в IX веке (алфавит принесли из Болгарии монахи Кирилл (Константин) и Мефодий в 861 году). Как называлась письменность Древней Руси? Без письменности невозможно знать, сколько в государстве человек, невозможно считать налоги, заключать международные договоры и т.п.

  4. На Руси к IX веку сложилась раннефеодальная монархия. Это значит, что феодальные отношения формировались при сильных пережитках первобытнообщинного строя (кровная месть, круговая порука, вече, вера во множество богов…

«Киевская Русь». Появление этого названия историки относят к 882 году. Тогда князь Олег Вещий совершил поход из Новгорода в Киев. Он вызвал из города правителей для встречи и коварно убил их. Как Олегу удалось запросто выманить правителей Аскольда и Дира, а потом убить? Потом собрал в Киеве народ и объявил правителем себя. Жестоко и просто жилось в древние времена.

www.zapolni-probel.ru

Рецензия на монографию Б.А. Романова «Люди и нравы древней Руси»



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Кокорева Валерия Евгеньевна

Рецензия на монографию Б.А. Романова «Люди и нравы древней Руси»

 

 

Реферат по истории России студентки

1-го курса очной формы обучения

группа 3 специальность «Маркетинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

к.и.н., доцент кафедры истории России средневековья и раннего нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ

 

Шебалдина Галина Викторовна

 

                                  

 

 

 

 

Москва  2010

Романов Борис Александрович (1889-1957) - российский историк, свою жизнь посвятивший изучению отношений России со странами Востока, исследованию новой истории и истории древней Руси. Будучи блестящим источниковедом, в своих работах он вплотную опирался на жития и летописи великих, памятники древнерусского права такие как «Русская Правда», Судебник 1550 и другие, сочетая выдержки из первоисточников с новаторской манерой повествования. Анализируя труды Романова, нельзя обойти стороной наилучшую, по его собственному мнению, книгу «Люди и нравы древней Руси», обличающую быт и характер людей периода домонгольской Руси. Целью данной работы является краткое изложение содержания книги и формирование оценочных суждений относительно задач, поставленных автором, при написании монографии.

Стоит упомянуть об особенностях создания книги, о которых повествует автор в предисловии. Множество препятствий вставало перед лицом Романова по мере написания историко-бытовых очерков. Тяжелые месяцы в ссылках и заточении совпадали с работой над текстом книги, изданию же ее помешала не только обстановка разгоревшейся войны, но и идеологический спор Романова с главой советской исторической науки Б.Д.Грековым, воззрения которого не нашли место в очерках. Лишь преобразование издания из специального исследования в научно-популярную книгу позволило ей выйти в свет. Однако обвинения в антипатриотизме не переставали сыпаться на автора, и только после кончины Романова благодаря выступлениям и статьям именитых критиков того времени начался продолжительный процесс «реабилитации» книги с ее последующими переизданиями.

Предисловие также знакомит нас с теми необычными авторскими приемами, в корне изменившими представление о труде, носящем исторический характер. Например, нельзя недооценивать роль центральной фигуры работы - образа Даниила Заточника, подобно путеводителю, открывающему нам доселе невиданный мир древнерусского общества. «Слово Даниила Заточника» и «Русская Правда» являются едва ли не основополагающими материалами очерков. Тем не менее, Романов отказался от доскональной трактовки материалов летописных повествований, применив к ним метод литературного анализа, тем самым позволив себе осторожно взаимодействовать с силуэтными отображениями исторических фактов, так или иначе попавших в летопись. Эти особенности позволили Романову показать разные социальные типы древнерусского общества от челяди до духовенства, обличить коллективное мышление представителей каждой общности, описать жизнь человека от рождения до смерти и изучить семью как самостоятельную ячейку общества.

К слову о названии книги: необходимо отметить, что именно люди являются центральной темой работы, тогда как их нравы представляют собой некий фон, посредством которого эти люди нам являются в тех или иных образах.

Содержание книги намеренно разделено на семь глав, большинство из которых несет в себе концепцию образов и нравов, присущих той или иной касте людей.

Центральной фигурой первой главы является Даниил Заточник - средний человек того времени, испытавший все трудности жизни периода домонгольской Руси. Романов решил разбавить скупость сведений о данном персонаже путем привлечения «Русской Правды» в качестве дополнительного источника к «Молению Заточника», тем самым воссоздав не только картину его жизни, но и пролив свет на многие статьи самого памятника древнерусского права. В данной главе Заточник делится своими взглядами на многие аспекты жизни. Он делится подробностями своего изгнания, рассказывает о своей жизни в лишениях и сетует на несчастную судьбу. Заточник поведал о своих представлениях о князе не только как о лице, вершащем военные подвиги, но и как о фигуре совсем иного масштаба, иных бытовых ассоциаций. Крайне нелестно отзывается он и о браке, в частности, о злых женах и о неравном браке по расчету, однако Романов считает сие отношение, скорее, проявлением того самого «мизантропизма» XII-XIII вв, ежели женоненавистничесва. Сопоставление сведений о себе ключевой фигуры главы с выдержками из «Русской Правды» позволяет исключить представление о Данииле как о беглом холопе, тем самым сузив круг предположений о его социальном происхождении.

Вторая глава непосредственно вводит нас в представление о людском составе населения древней Руси. Ее главная тема - феодальная челядь. Челядь была почти полностью бесправной. «Русская Правда» приравнивает ее к скоту: «от челяди плод любо от скота», - говорит одна из ее статей. За отсутствием литературных зарисовок отдельных представителей челяди Романов на основе все той же Русской Правды сумел открыть нашему взору череду сцен, повествующих о положении холопа в укладе феодального общества. Это и драматическая картина погони за беглым холопом, и житейские происшествия с непосредственным участием холопа и даже описание условий работорговли. Особое внимание автор уделил картине сопровождения холопами своего господина в монастырь, нюансы которой иной раз напоминают о бесправном положении холопа. Этот ряд жизненно воспроизводимых сцен показывает, какими методами пользуется законодательство в своем стремлении удержать рабочую силу в феодальном хозяйстве. Из сего можно сделать вывод, что основой феодального хозяйства остается насильно втягиваемый в ее рутину смерд.

«Свободному» смерду как основной фигуре хозяйства феодала посвящена третья глава. Смерды, по Романову, являли собой обширную группу социально угнетенных и приниженных общинников, некогда побежденных и вновь побеждаемых киевскими феодалами и принужденных к платежу даней. Следовательно, войны рождали этих бесправных «двуногих существ». Тем не менее, автор, раскрывая бытовую обстановку жизни смердов, показывает различное к ним отношение начиная от полнейшего презрения к смерду как к животному и кончая «смердолюбием» Мономаха.

Четвертая глава посвящена главным героям арены древней Руси - светским феодалам и князьям. Романов не скупится на подробности в описании ближайших княжеских слуг: «середний телом» Ян Усмошвец, варяжский «князь» Африкан, внук Георгий - воспитатель Юрия Долгорукого и прочие. За этой свитой следуют князья Святослав и Игорь, а затем и Мономах - центральная фигура данной главы. Романов раскрывает биографию Мономаха не как нечто уникальное, а как среднюю и типическую, «плотно включенную в княжеский быт своего времени». Основными качествами характера Мономаха автор считает хладнокровие и мудрость. Мономах показан как хозяин своего «дома», взывающий к развитию своего хозяйства. Это качество Романов особенно подчеркивает в наставлениях Мономаха о походе. Он не боится противопоставлять Мономаха Святославу, тем самым отвергая его как мелкую историческую фигуру, но при этом, не возвышая его образ над эпохой. 

Следующая глава повествует нам еще об одном крупном типе феодалов - об отцах духовных. Глава эта начинается с демонстрации личности ростовского епископа «Феодорца». Не обделяет вниманием автор и низы общества в церковной сфере: для них он дает целую галерею из зарисовок в Киево-Печерском патерике.

«Жизнь всякого человека» древней Руси становится ключевой темой шестой главы. Так или иначе, но этого всякого человека захватывали одни и те же стороны церковного быта, потому Романов в общих чертах ведует нам о таких аспектах как роды, крестины, взросление ребенка, его половое воспитание, брак, семейный быт, развод и других. Не боится автор упоминать и о вопросах, связанных со смертью, а именно о составлении завещания и последствиях смерти главы семьи для ее членов. В данной главе примечательно то, что почти все нюансы семейной жизни находили отклик в отношениях с церковью, из чего можно было сделать вывод о том, в чем быт противоречил установлениям церкви, а в чем нет.

Заключительная глава очерков возвращает нас к центральному персонажу Даниилу Заточнику. Он по-своему читает «Слово о полку Игореве», оценивая его с несколько необычной точки зрения. Таким образом, Романов хотел объединить в этой главе оба «Слова», пролив свет автора одного на проблематику другого. Затем мы можем наблюдать Заточника в поисках своего жизненного положения, что заставляет его еще раз пройти по тем кругам жизни, которые были обличены в предыдущих главах. «На распутьи» - название этой главы будто вводит нас в преддверие новой эпохи, давая понять, что становление нового общества будет отнюдь не легким процессом.

Мое отношение к работе Романова «Люди и нравы древней Руси» достаточно объективно и сходится с мнением современников автора, в свое время выступавших за публикацию книги. Это, бесспорно, уникальный труд, расширивший представления о жизни отдельного представителя той эпохи. Необходимо отметить необычный для научной книги стиль, который требует оценки не только ее научных утверждений, но и ее своеобразного художественного замысла. Пожалуй, главной заслугой автора является проделанная им переводческая работа, позволившая читателю не только ознакомиться с выдержками из летописей и сводов законов, но и воссоздать черты прошлого в зримых образах. Что примечательно, несмотря на все антагонизмы в содержании проделанной Романовым работы, она абсолютно гармонична по своей сути: восхваление заслуг предков, исторического прошлого домонгольской Руси граничит с исповедью о всей жестокости периода феодальной раздробленности. Также мне удалось заметить, что хоть название книги и предполагает освещение бытовой сферы жизни обывателей, автор не пренебрегает трактовкой социально-экономических процессов и политического устройства государства. Создавая данную работу, Романов задавался целью воссоздать жизнь домонгольской Руси, воссоздать исторические типы людей с тем, чтобы «дать живое и конкретное представление о процессе классобразования в древнерусском феодальном обществе».              

Я считаю, что он справился с поставленной задачей. Стремление Романова давать психологические портреты персонажей истории, выяснять цели их поступков и природу побуждений позволило показать процесс развития общества через судьбы отдельных личностей, воссозданных в результате анализа первоисточников и художественного воображения.

Монография Б.А.Романова «Люди и нравы древней Руси» - редкий пример симбиоза литературоведческого и исторического исследований, сумевший пролить свет на, казалось бы, скрытую от посторонних глаз сторону жизни древней Руси, потому я настоятельно рекомендую ее к прочтению всем, кто интересуется историческим развитием личности давно ушедшей эпохи.

 

Литература:

Романов Б.А. «Люди и нравы древней Руси»; Москва - Ленинград, "Наука"; 1966; 240 стр.

stud24.ru

Люди и нравы Древней Руси

1

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ

Северный государственный медицинский университет

Факультет менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине История Отечества

на тему:

«Люди и нравы Древней Руси»

студентки Бобыкиной Ольги Викторовны

шифр: ЭЗС - 080802

специальность: 080103.65, курс 1

«Национальная экономика»

форма обучения: заочная

Проверила: преподаватель Игумнова М.Б.

Архангельск

2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Внешний вид древних славян

2 Характер славян

3 Брачные и семейные отношения

4 Хозяйственная деятельность

5 Культура6 Общественное устройство7 Религиозные представленияЗаключениеСписок использованной литературыВВЕДЕНИЕ

Нет никаких несомненно достоверных сведений о происхождении славянских племён, так как это было настолько давно, что их не сохранилось, а может, и не имелось. Только у греков и римлян сохранилась информация о нашем древнем отечестве.

Первоначальные сведения о славянах носили мифический и недостоверный характер и относятся к путешествию аргонавтов, совершённому «веков за 12 до Рождества Христова» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.31. Карамзин в своей истории государства Российского пишет: «…великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россиею, в умеренных её климатах была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погружёнными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками» Там же, с.31.

Первые сведения о славянах передал нам Геродот, писавший в 445 г. до н.э., называя их при всём этом скифами. «Скифы, называясь разными именами, вели жизнь кочевую,…более всего любили свободу; не знали никаких искусств, кроме одного: "везде настигать неприятелей, и везде от них скрываться» Там же, с.33.

Говоря о природе «Скифии Российской», Геродот описывал её так: «сия земля … была необозримою равниною, гладкою и безлесною; только между Тавридою и Днепровским устьем находились леса… зима продолжается там 8 месяцев, и воздух в сие время, по словам Скифов, бывает наполнен летающими перьями, то есть, снегом; что море Азовское замерзает, жители ездят на санях через неподвижную глубину его, и даже конные сражаются на воде, густеющей от холода; что гром гремит и молния блистает у них единственно летом» Там же, с.34.

Византийские летописи упоминают о славянах уже в конце 5 века, описывая «свойства, образ жизни и войны, обыкновения и нравы Славян, отличные от характера Немецких и Сарматских племён: доказательство, что сей народ был мало известен Грекам, обитая во глубине России, Польши, Литвы, Пруссии, в странах отдалённых и как бы непроницаемых для их любопытства» Там же, с.40.

Арабский путешественник Ибн Руста пишет о славянских землях так: «…между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути… Путь в эту сторону идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян - ровная и лесистая, и они в ней живут» Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С.354.

Карамзин пишет, что славяне «под сим именем, достойным людей воинственных и храбрых, ибо его можно производить от славы, - и народ коего бытие мы едва знали, с шестого века занимает великую часть Европы» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.40.

Таким образом, не имея достаточно сведений о том, откуда и когда славяне появились на территории современной России, рассмотрим, какими они были и как жили задолго до образования государства.

1 Внешний вид древних славян

Несомненно, характер природы, где жили славяне, повлиял и на их сложение, и на быт, и на характер.

Суровые погодные условия сформировали и характер самих движений людей. Если более мягкий климат способствует неторопливым, размеренным движениям, то «житель полунощных земель любит движение, согревая им кровь свою; любит деятельность; привыкает сносить частые перемены воздуха, и терпением укрепляется» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.62. По описанию современных историков, славяне были бодрыми, сильными, неутомимыми. Думается, можно без каких-либо комментариев привести здесь выдержку из «Истории Государства Российского» Карамзина: «Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли Греков своею быстротою; с чрезвычайною лёгкостию всходили на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в опасные болота и в глубокие реки. Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и лёгкость в движениях, Славяне мало пеклися о своей наружности: в грязи, в пыли без всякой опрятности в одежде, являлись во многочисленном собрании людей. Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми, и все без исключения были русые, подобно другим коренным европейцам» Там же. В своих примечаниях к изданию вышеназванного труда Карамзин отмечает: «Некоторые пишут, что Славяне омывались три раза во всю жизнь свою: в день рождения, женитьбы и смерти» Там же, с.219.

Словом, в описаниях современников мы видим славян здоровыми, крепкими, красивыми людьми.

Что касается одежды, сведений на этот счёт мы почти не имеем. Известно только, что она была достаточно простой и была призвана укрывать от непогоды, минуя роскошь и вычурность: «Славяне в 6 веке сражались без кафтанов, некоторые даже без рубах, в одних портах. Кожи зверей, лесных и домашних, согревали их в холодное время. Женщины носили длинное платье, украшаясь бисером и металлами, добытыми на войне или вымененными у купцов иностранных» Там же, с.67. Некоторые историки говорят даже, что одежда менялась только в том случае, когда она уже полностью теряла свою пригодность.

2 Характер славян

Геродот описывает характер древних славян-скифов так: «в надежде на свою храбрость и многочисленность, они не боялись никакого врага; пили кровь убитых неприятелей, выделанную кожу их употребляя вместо одежды, а черепы вместо сосудов, и в образе меча поклонялись богу войны, как главе других мнимых богов» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.35. Послы же описывали свой народ тихим и миролюбивым. Но в 6 веке славяне доказали Греции, что храбрость была их природным свойством. «Несколько времени славяне убегали сражений в открытых полях и боялись крепостей; но узнав, как ряды Легионов Римских могут быть разрываемы нападением быстрым и смелым, уже нигде не отказывались от битвы, и скоро научились брать места укреплённые. Греческие летописи не упоминают ни об одном главном или общем Полководце Славян: они имели вождей только частных; сражались не стеною, не рядами сомкнутыми, но толпами рассеянными, и всегда пешие, следуя не общему велению, не единой мысли начальника, а внушению совей особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережёт людей, но бросаясь прямо в середину врагов» Там же, с.62.

Византийские историки пишут, что славяне, «сверх их обыкновенной храбрости, имели особенное искусство биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятелей мгновенным нападением и брать их в плен» Там же.

Так же необыкновенно удивляет современников искусство славян долгое время находиться в реках и дышать свободно посредством сквозных тростей, выставляя конец их на поверхность воды, что свидетельствует об их изобретательности и терпении. «Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом, и в больших, весьма тяжёлых щитах» Там же, с.63.

Восхищало также и мужество славян, так как попавшие в плен «сносили всякое истязание с удивительной твёрдостию, без вопля и стона; умирали в муках и не ответствовали ни слова на расспросы врага о числе и замысле войска их» Там же.

Но в мирное время славяне славились (не принимать за тавтологию!) добродушием: «они не знали ни лукавства, ни злости; хранили древнюю простоту нравов, неизвестную тогдашним Грекам; обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, отдавая им на волю, или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с ними в свободе и братстве» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.64.

Столь же редким, по-видимому, в других народах было славянское гостеприимство, которое сохранилось в наших обычаях и характере до сих пор. «Всякой путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин ответствовал народу за безопасность чужеземца, и кто не сумел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседы за сие оскорбление как за собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали Славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников, но бедному человеку, не имевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось украсть всё нужное для того у соседа богатого: важный долг гостеприимства оправдывал и самое преступление» Там же. Кроме того, «славянин считал дозволенным украсть для угощения странника, потому что этим угощением он возвышал славу целого рода, целого селения, которое потому и снисходительно смотрело на кражу: это было угощение на счёт целого рода» Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 15-ти томах. Т.1. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. - С.103.

Соловьёв объясняет гостеприимство целым рядом причин: возможность развлечься, слушая рассказы о путешествиях; возможность научиться многому новому: «бояться одинокого человека было нечего, научиться у него можно было многому» Там же; религиозный страх: «каждое жилище, очаг каждого дома был местопребыванием домашнего божества; странник, входивший в дом, отдавался под покровительство этого божества; оскорбить странника значило оскорбить божество» Там же; и, наконец, прославление своего рода: «странник, хорошо принятый и угощённый, разносил добрую славу о человеке и роде гостеприимном» Там же.

3 Брачные и семейные отношения

Современники древних славян высоко оценивают целомудрие и супружескую верность последних: «Требуя от невест доказательства их девственной непорочности, они считали за святую для себя обязанность быть верными супругам» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.65. В примечаниях к изданию «Истории Государства Российского» Карамзин пишет, что прелюбодеяние наказывалось очень строго и даже жестоко: виновному предоставлялся выбор, стать евнухом или умереть.

С другой стороны, есть сведения, что не все племена славянские чтили институт брака. В русской летописи мы читаем, что «поляне были образованнее других, кротки и тихи обычаем; стыдливость украшала их жён; брак издревле считался святой обязанностью между ними; мир и целомудрие господствовали в семействах. Древляне же имели обычаи дикие, подобно зверям, с коими они жили среди лесов тёмных, питаясь всякою нечистотою; в распрях и ссорах убивали друг друга; не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов, но уводили или похищали девиц. Северяне, Радимичи и Вятичи уподоблялись нравами Древлянам; также не ведали ни целомудрия, ни союзов брачных; но молодые люди обоего пола сходились на игрища между селениями: женихи выбирали невест, и без всяких обрядов соглашались жить с ними вместе; многоженство было у них в обыкновении» Там же, с.66. Соловьёв, основываясь на той же летописи, утверждает, что многоженство у славянских племён - несомненное явление. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 15-ти томах. Т.1. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. - С.103.

Таким же несомненным является обычай вдов сжигать себя не костре, вместе с трупом умершего мужа, так как вдова, оставшаяся жить, приносила семье бесчестье. Об этом свидетельствуют многие современники и летописцы. Ибн Руста пишет: «Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случается у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать или больше мёда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся… И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперёк, привязывают посреди этой перекладины верёвку, она становится на скамейку и конец верёвки завязывает вокруг своей шеи. После того, как она так сделает, скамью убирают из-под неё, и она остаётся повисшей, пока не задохнётся и не умрёт, после чего её бросают в огонь, где она и сгорает» Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С.354. Соловьёв комментирует этот обычай так: «Если женщина выходила замуж в чужой род, то при строгом и ревнивом надзоре новых родичей муж был единственным существом, от которого она ждала любви и покровительства; умирал муж - положение жены, лишившейся единственной подпоры, единственного звена, соединявшего её с чужою семьёю, становилось горько» Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 15-ти томах. Т.1. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. - С.108.

Заслуживает внимания также обыкновение умерщвлять членов своих семей в случаях, предусмотренными негласными законами того времени. «Всякая мать имела право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было уже слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына, рождённого служить отечеству» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.65. Существовало также право детей умерщвлять родителей, старых и больных, тягостных для семейства и бесполезных согражданам Там же, но в тоже время наши предки «…славились почтением к родителям, и всегда пеклись об их благосостоянии» Там же, с.66.

Что же касается внутрисемейных отношений, то мужья считали жён своей собственностью, не смевшей ни жаловаться, ни противоречить, имеющих только одно дело: вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

«Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили их ближних: ибо Славяне, подобно другим народам языческим, стыдились забывать обиду. Страх неумолимой мести отвращал иногда злодеяния: в случае убийства не только сам преступник, но и весь род его беспрестанно ожидал своей гибели от детей убитого, которые требовали кровь за кровь» Там же, с.65.

4 Хозяйственная деятельностьНесмотря на то, что Геродот назвал славян кочевниками, славяне всё же вели не кочевой, а оседлый образ жизни. «Оседлость славян надо понимать в том смысле, что главный капитал их состоял не в стадах и табунах, а в земле, и хозяйство было основано на эксплуатации земли. Но эта оседлость была непрочна, так как, истощив пашню на одном месте, славяне легко покидали своё жилище и искали другого. Таким образом, посёлки славян имели первоначально очень подвижный характер… Области, в которых приходилось жить и пахать славянам, были лесные, поэтому рядом с земледелием возникла и эксплуатация лесов, развиты лесные промыслы, бортничество и охота с целью промышленною. Воск, мёд и шкуры были искони предметами торговли, которыми славилась Русь» Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М.: ООО Издательский дом «Летопись-М», 2000. - С.64.

Ибн Руста пишет: «И нет у них виноградных и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мёд… и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов мёду. И они народ, пасущий свиней, как мы овец… большая часть их посевов из проса… Рабочего скота у них немного» Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С.354. Спорное утверждение арабского путешественника об отсутствии пашен, так как купцы, прибывающие в земли славянские, меняли свой товар, среди прочего, на скот и хлеб.

В пище славяне овольствовались простыми продуктами: «В 6 веке Славяне питались просом, гречихою и молоком; а после выучились готовить разные вкусные яства, не жалея ничего для весёлого угощения друзей, и доказывая в таком случае своё радушие изобильною трапезою… Мёд был их любимым питием: вероятно, что они сначала делали его из мёду лесных, диких пчёл; а наконец и сами разводили их» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.67. Об этом же говорит Ибн Руста: «Их хмельной напиток из мёда» Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С.354.

Таким образом, будучи занятыми земледелием и скотоводством, славяне «имели всё нужное для человека; не боялись ни голода, ни свирепостей зимы: поля и животные давали им пищу и одежду» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.67.

Торговля в славянских землях тоже имела место быть. Обычай гостеприимства и запрет на убийство чужеземцев гарантировали безопасность, и купцы привозили товары и меняли их на «скот, полотно, кожи, хлеб и разную воинскую добычу» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.67. Карамзин отмечает, что денежного обращения славяне не знали, и торговля состояла лишь в обмене. Золото славяне брали только как товар.

Учитывая непостоянное пребывание на одном месте и участие в военных походах, наши предки несколько беспечно относились к построению жилищ. «Самые города Славянские были не что иное, как собрание хижин, окружённых забором или земляным валом. Там возвышались храмы идолов…» Там же, с.69

Соловьёв пишет: «Иностранные писатели говорят, что славяне жили в дрянных избах, находящихся в далёком расстоянии друг от друга, и часто переменяли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ была следствием беспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц, и от нашествий чуждых народов. Вот почему славяне вели тот образ жизни, о котором говорит Маврикий: «У них недоступные жилища в лесах, при реках, болотах и озёрах; в домах своих они устраивают многие выходы на всякий опасный случай; необходимые вещи скрывают под землёю, не имея ничего лишнего наружи, но живя, как разбойники» Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 15-ти томах. Т.1. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. - С.108.

5 КультураКак всякий народ, славяне «имели некоторое понятие об искусствах… Они вырезывали на дереве образы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не изменялись от солнечного света и не смывались дождём. В древних могилах…нашлися многие глиняные урны, весьма хорошо сделанные, с изображением львов, медведей, орлов, и покрытые лаком; также копья, ножи, мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.68. «Памятником каменосечного искусства древних Славян остались большие, гладко обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.» Там же.Музыка занимала прочное место в жизни славян. Ибн Руста отмечает: «Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длинной в два локтя, лютня же семиструнная» Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С.354. Музыка, очевидно, сопровождала славянина во всех делах, на протяжении всей его жизни. Есть свидетельства, что инструменты они брали даже в военные походы, и в одном из них так увлеклись пением, что были схвачены противником без всякого сопротивления. Особо нужно упомянуть о пляске: «…она состоит в том, чтобы, в сильном напряжении мышцей, взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, и соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.70.Карамзин считает, что и игры народные, «борьба, кулачный бой, беганье взапуски, остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы» Там же.Говоря о языке древних славян, он же пишет: «Греки в шестом веке находили его весьма грубым. Выражая первые мысли и потребности людей необразованных, рождённых в климате суровом, он должен был казаться диким в сравнении с языком Греческим… Не имея никаких памятников сего первобытного языка Славянского, можем судить о нём только по новейшим, из коих самыми древними считаются наша Библия и другие церковные книги, переведённые в 9 веке» Там же, с.89. До 863 года письменности славяне не имели. Считается, что руны, которыми были расписаны идолы и капища, не имеют под собой какой-либо языковой основы.6 Общественное устройствоУ славян долгое время не было никакого правителя. Каждая семья жила обособленно, и власть в ней принадлежала мужчинам. «Хозяин господствовал в доме: отец над детьми, муж над женою, брат над сёстрами; всякой строил себе хижину особенную, в некотором отдалении от прочих, чтобы жить спокойнее и безопаснее. Лес, ручей, поле, составляли его область, куда страшились зайти слабые и невооружённые. Каждое семейство было маленькою, независимою Республикою; но общие древние обычаи служили между ними некоторою гражданскою связию. В случаях важных единоплеменные сходились вместе советоваться о благе народном, уважая приговор старцев… вместе также, предпринимая воинские походы, избирали Вождей, хотя… и часто не повиновались им в самых битвах. Совершив общее дело и возвратясь домой, всякой опять считал себя большим и главою в своей хижине» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.71.Только через несколько веков появилось так называемое аристократическое правление, не выборное,полученное за какие-либо заслуги, а передаваемое по наследству от отца к сыну. Первоначально, не имея судов и законов, при разногласиях соплеменники обращались к своим знаменитым согражданам, так как их знаменитость была основана на подвигах и богатстве, добытых войной. А человек, преуспевший в делах военных, многого стоил в глазах соотечественников. «Наконец обыкновение сделалось для одних правом начальствовать, а для иных обязанностию повиноваться. Если сын Героя, славного и богатого, имел великие свойства отца, то он ещё более утверждал власть своего рода.Сия власть означалась у Славян именами Боярина, Воеводы, Князя, Пана, Жупана, Короля или Краля» Там же, с.72.

Боярин - «происходит от боя, и в начале своём могло знаменовать воина отличной храбрости, а после обратилось в народное достоинство» Там же.

Воевода - так «назывались прежде одни воинские начальники; но как они в мирное время умели присвоить себе господство над согражданами, то сие имя знаменовало уже вообще повелителя и властелина…» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.72

Князь - «родилось едва ли не от коня… В Славянских землях кони были драгоценнейшею собственностию: у Поморян в средних веках 30 лошадей составляли великое богатство, и всякой хозяин коня назывался Князем» Там же,с.73 .

Пан - «богатый владелец» Там же.

Жупан - «…древнее слово Жупа означало селение, а правители их Жупанами, или Старейшинами» Там же.

7 Религиозные представления

Славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Самыми древними божествами были Род и Рожаницы. Род - бог вселенной, живущий на небе и давший жизнь всему живому. Позже - это прозвание Перуна как представителя творческих, плодородящих сил природы Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.54. Рожаницы - богини славян, женское рождающее начало, дающее жизнь всему живому: человеку, растительному и животному миру. Позже персонифицировались - получили имена собственные, в частности, МакошьСлавянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.55. Также славяне поклонялись Белому богу, или Белобогу, «Коему, по их мнению, горние небеса, украшенные светилами лучезарными, служат достойным храмом, и Который печётся только о небесном, избрав других, нижних богов, чад своих, управлять землёю. Его-то, кажется, именовали они преимущественно Белым Богом, и не строили ему храмов, воображая, что смертные не могут иметь с ним сообщения и должны соотноситься в нуждах своих к богам второстепенным…» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.76.

Как в любой другой религии должен был существовать антипод добра - зло. «Славяне…приписывали зло существу особенному, всегдашнему врагу людей; именовали его Чернобогом, старались умилостивить жертвами и в собраниях народных пили из чаши, посвящённой ему и добрым богам» Там же. «Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копьё, готовое к поражению или больше - к нанесению всяких зол. Этому страшному духу приносились в жертву не только кони и пленные, но и нарочно предоставленные для этого люди. А как все народные бедствия приписывались ему, то в таковых случаях молились ему для отвращения зла. Обитает Чернобог в аду. Вечно сражаются Чернобог и Белобог, победить друг друга не могут, сменяют друг друга день и ночь - олицетворение этих божеств» Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.67.

Белобог печётся о Вселенной, а делами людскими управляют «младшие боги». Перечислим наиболее почитаемых славянами.

Сварог - верховный владыка вселенной, родоначальник всех прочих светлых богов или, как называли его славяне - великий, старый бог, прабог, в отношении которого все остальные боги представлялись его детьми Там же, с.56.

Перун - первоначально - сын Сварога-неба, огонь-молния. Молнии были его оружие, радуга - его лук, тучи - одежда или борода, гром - далеко звучащее слово, ветры и бури - дыхание, дожди - оплодотворяющее семя. Это самый главный из младших бог славян. «Кумир его … был деревянный, с серебряною головою и золотыми усами». Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.80 Позднее распался в народном сознании на богов - собственно Перуна, Сварожича, Морского царя и Стрибога Там же, с.49.

Сварожич - огонь, сын неба-Сварога.Стрибог - бог грозы, появляющийся в бурях и вихрях, верховный царь ветров. Изображали его дующим в рога. Там же, с.61Морской царь (Водяной, Чудо-Юдо) - владыка всех вод на земле; Перун дождящий переходит в властителя морей, рек, источников… Морской царь властвует над всеми рыбами и животными, какие только водятся в морях Там же, с.44.

Хорс - божество солнца и солнечного диска. Хорсу посвящены два очень крупных языческих праздника в году - дни летнего и зимнего солнцестояния Там же, с.66.

Дажебог (Дажбог, Дажьбог, Дашуба) - солнце, сын Сварога. «Как светило вечно-чистое, ослепительное в своём сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, милосердым, имя его сделалось синонимом счастья. Солнце - творец урожаев, податель пищи, и потому покровитель всех бедных и сирых. Вместе с тем солнце является и карателем всякого зла» Там же, с.25.

Самаргл (Семаргл) - бог огня, бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами, священная крылатая собака, охранявшая семена и посевы. Как бы олицетворение вооружённого добра. Имеет способность исцелять, ибо он принёс с неба на землю побег дерева жизни Там же, с.59.

Мокош (Мокошь, Макоша, Макеша) - одна из главных богинь восточных славян, жена Перуна. Имя её составлено из двух частей: «ма» - мать и «кошь» - кошелка, корзина, кошара. Мокошь - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет судьба, поэтому её ещё почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при её изображении - рог изобилия. Покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. Изображалась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.41.

Ладо - «бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия…ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.80

Купала - бог земных плодов Там же, с.81, плодотворящее божество лета Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.37

Коляда - «бог торжеств и мира» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.81. Солнце-младенец, в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла. Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.36

«Между богами добрыми славился боле прочих Святовид. Он предсказывал будущее и помогал на войне. Кумир его величиною превосходил рост человека, украшался одеждою короткою, сделанною из разного дерева; имел четыре головы, две груди, искусно счёсанные бороды и волосы остриженные; ногами стоял в земле, и в одной руке держал рог с вином, а в другой лук; подле идола висели узда, седло, меч его с серебряными ножнами и рукояткою» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.77.

Волос - «бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, … выгоняет на небесные пастбища облачные стада… Ради той зависимости, в какой находятся земные урожаи от небесного молока, проливаемого стадами дожденосных туч, Волосу…придано значение бога, помогающего трудам земледельца» Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.23.

Все боги изображались в виде идолов - деревянных, как правило, скульптур, при всём этом идолы считались «не образом, но телом богов» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.76. Храмов, посвящённых этим богам, не было. По крайней мере, не сохранилось никаких сведений о них. Возможно, если вспомнить отсутствие постоянного и крепкого жилища у славян, истуканы перемещались вместе с поселениями славян, и храмов как таковых вполне не могло быть вовсе. Также не было и жрецов, «были одни только волхвы или Кудесники. Волхв - это мудрец, знающий будущее, гадатель, знахарь, ближе смертного стоящий к таинственным силам природы - к божеству…; жрец - избранник Бога, представитель на земле его интересов; знание и могущество жреца исходят непосредственно от Бога» Шмурло Е.Ф. История России 862 -1917 гг. - М.: Аграф, 1997. - С.40.

Помимо богов были ещё домашние божества, или нежить, или духи; существа без плоти и души, всё, что не живёт человеком, но имеет его облик.

Лешии - «живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути» Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.81.

Русалки - водяные девы; души усопших: детей, умерших некрещенными, либо потонувших или утопившихся девушек. Русалки - представители царства смерти, тьмы и холода. У западных славян русалки - весёлые, шаловливые и увлекательные создания, поющие песни восхитительными и заманчивыми голосами; в Великороссии - это злые и мстительные существа, растрёпы и нечёсы: бледнолицые, с зелёными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.90.

Домовые - 1) Домовой-доможил - представитель очага, по первоначальному значению есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода. Это малорослый старик, весь покрытый тёплою, косматою шерстью. Он заботится только о своём доме Там же, с.132. 2) Домовой-дворовой - получил своё имя по месту обычного жительства, а по характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нём сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он не взлюбит. Внешним видом похож на доможила. Он в дружбе всегда только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей - знающий хозяин старается не держать такую живность. Дары ему приносят на железных вилах в ясли Там же, с.133.

Кикиморы - дворовый дух, который считается злым и вредным для домашней птицы. Обычное место поселения - курятники, те углы хлевов, где садятся на насест куры. В курятниках вешают камни, так называемые «курячьи боги» для того, чтобы кикиморы не давили кур. Занятие кикимор прямое - выщипывать перья у кур и наводить на них «вертун» (когда они кружатся, как угорелые, и падают околевшими). Кикиморы треплют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Кикимор представляют безобразными карликами или малютками, у которых голова - с напёрсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они наделены способностью являться невидимками, быстро бегать и зорко видеть на далёкие пространства; бродят без одежды и обуви, никогда не стареются и любят стучать, греметь, свистать и шипеть Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - С.83.

Помимо этого, славяне в России «также молились деревьям, особенно дупловатым, обвязывая их ветви убрусами или платами»Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - С.82. Карамзин же отмечает, что «Славяне обожали ещё знамёна, и думали, что в военное время они святее всех идолов» Там же.

К религиозным обрядам следует отнести тризну и сожжение на костре умершего и его вдовы. «Славяне Российские творили над умершими тризну: показывали силу свою в разных играх воинских, сожигали труп на большом костре, и заключив пепел в урну, ставили её на столпе в окрестности дорог. Сей обряд… изъявляет воинственный дух народа, который праздновал смерть, чтобы не страшиться её в битвах, и печальными урнами окружал дороги, чтобы приучить глаза и мысли свои к сим знакам человеческой тленности. Но Славяне Киевские и Волынские издревле погребали мертвых, некоторые имели обыкновение, вместе с трупом, зарывать в землю сплетённые из ремней лестницы; ближние умершего язвили лица свои, и закалали на могиле любимого коня его» Там же, с.88. Ибн Руста рассказывает: «При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом» Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С.354.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении литературы по вопросу мы сталкиваемся с довольно малым количеством конкретной информации о славянах: об их внешности, их быте, хозяйстве. Сведения о них туманны и расплывчаты, что объясняется отсутствием письменных источников того времени и давностью лет. В то же время их достаточно, чтобы иметь представление о славянах. Гораздо более подробно мы можем описать религиозные обычаи славян, так как их отголоски сохранились и до нашего времени. Вместе с христианскими обрядами сохранились языческие, они так тесно переплелись в нашей культуре, что остаются в ней до сих пор, хотя православная церковь и не приветствует их.

Знание о прошлом наших предков позволяет иначе взглянуть на привычки людей нашего времени, объяснить многие особенности русского характера, о котором во всём мире говорят, как об особенном и неповторимом. Широта русской души, гостеприимство, открытость, миролюбивость и отчаянное мужество и стойкость в трудные времена - вот то, что отличает русский народ от других народов, то, что позволяет ему выстоять во все века, так как историю нашего государства нельзя назвать простой и лёгкой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Карамзин Н.М. История Государства Российского в 12-ти томах. Т.1./Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Наука, 1989. - 640 с.

Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1991. - 624 с.

Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 384 с.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М.: ООО Издательский дом «Летопись-М», 2000. - 742 с.

Славянская мифология. Словарь-справочник/Сост. Л.М. Вагурина. - М.: Линор&Совершенство,1998. - 320 с.

Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 15-ти томах. Т.1. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. - 812 с.

Шмурло Е.Ф. История России 862 -1917 гг. - М.: Аграф, 1997. - 736 с.

referatwork.ru