Культура Киевской Руси 9-11 века ( до монголов) первая четверть 13 века Черты периода. Культура древней руси 9 11 века


Культура Киевской Руси 9-11 века ( до монголов) первая четверть 13 века Черты периода

С этим файлом связано 39 файл(ов). Среди них: EGE_2014_Istoria_Novy_polny_spravochnik.pdf, Samy_polny_istoricheskiy_slovar.pdf, EGE_2014_Istoria_Tipovye_testovye_zadania.pdf, EGE_2014_Istoria_Uchebno-prakticheskiy_spravochn.pdf, Istoricheskie_deyateli_C6.pdf, О. В. Владимирова История. Полный справочник дл...doc, zadacha.xls, Vse_proizvedenia_shkoln_progr_v_kratkom_izlozh.pdf, remizov_posolon.djvu и ещё 29 файл(а).Показать все связанные файлы Культура Киевской Руси 9-11 века ( до монголов)+ первая четверть 13 векаЧерты периодаРелигиозное мировоззрениеДвоеверие: христианизация страны при сохранении пережитков язычестваТрадиционализмКультурное единство народа ( нет четко выраженного разделения на культуру господствующего класса и культуру народных масс)Анонимность большинства произведений искусстваПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕРаспространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Кирилл и Мефодий- просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский языкПервые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.

О распространении грамотности среди различных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI века, содержащие бытовые записи характера, письма и т.д.

Первые школы. Несмотря на достаточно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити вышли из-под руки ремесленников, купцов, женщин), образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты первые школы. Более трехсот детей обучались в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте. Появились и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной службе. Князья и часть духовенства владели иностранными языками. Монастыри и князья собирали значительные по тем временам библиотеки

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины ("старины"), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал "ласковый князь" Владимир Красное Солнышко.

Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV века служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью ("Остромирово Евангелие" XI в. и "Мстиславово Евангелие" XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.

"Остромирово Евангелие" -первая рукописная книга на Руси

Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную

Переводились в основном Священные писания, также исторические произведения и хроники

Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести.Летописи представляют собой погодные ("по летам") записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучениеДревнейшая русская летопись - "Повесть временных лет", составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора и датируют 1113 г. "Повесть временных лет"в 1118 г по заказу В. Мономаха была отредактирована Выдубицким игуменом Сильвестром. Этот вариант дошел до наших дней.Житие (агиография) представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.)

Слово (поучение, речи) - произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра - торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия - "Слово о законе и благодати", которое приписывают первому киевскому митрополиту Иллариону (вторая четверть XI в.). "Слово" - первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором - представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей. Яркий образец нравоучительного красноречия - "Поучение Владимира Мономаха" (1096 или 1117г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.Особую группу памятников древнерусской литературы составляют "хождения" ("хожения") - разновидность литературы путешествий. Их главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра - "Хожение игумена Даниила" в Палестину

Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является "Слово о полку Игореве", (конец ХII в.)- рассказ о неудачном походе Игоря Святославича, князя новгород-северского, на половцев в 1185 Это призыв к единству русских земель, выступающее против усобиц, противопоставляющее два состояния человечества - мира и войны. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.

"Моление Даниила Заточника", памятник древнерусской литературы 13 в. Написан в форме послания к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу. Автор, попавший в нужду, просит князя о помощи, изображает его как защитника подданных. Некоторые исследователи считают "Моление..." первым опытом древнерусской дворянской публицистики.АРХИТЕКТУРАРусь долгие годы была страной деревянной и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие | строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная apxитектуpa восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была xapaктерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружения церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной архитектурыКаменное строительство начинается в конце X в

10 век. Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986г. и 996г. в Киеве.В церкви были два алтаряВ конце 1240г. орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов.

11 век.Собор святой Софии (Софийский собор)был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко

11 векСобор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами

11 векЗолотые ворота в Киевепостроены честь победы над печенегамиодин из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными, в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы

Плинфа-широкий плоский, обожённый, кирпич, применялся в строительстве в Византии и Южной Руси 10-13 вв.

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. Начинают складываться особые местные центры культурыРассмотрим две земли Северо-восточную Русь и Новгород

Северо-восточная Русь12 векЦерковь Покрова на Нерли. Построен Андреем Боголюбским в честь умершего сына. Другая версия Храм был отстроен в 1165 г. в честь победы Владимирских полков над волжскими булгарами

12 векУспенский собор во Владимире. Фрески Успенского собора и знаменитая «Троица» — единственные произведения, про которые достоверно известно, что писал их Рублев.( естественно позднее)

12 векДмитриевский собор во ВладимиреПридворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе,посвященный святому воину Дмитрию Солунскому. Собор был заложен в 1194 г. По сравнению с Успенским Дмитриевский собор невелик, но очень изящен и торжествен.Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация.

12 векЗолотые ворота во Владимирепамятник русского военного зодчества времени возвышения Владимирского княжества при Андрее Боголюбском и роста стольного города Владимира. Золотые ворота включались в западную линию городских валов, сооруженных в 1158-1164 гг. княжескими градодельцами.Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города

НОВГОРОДОтличительными чертами новгородского и псковского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относится церковь Спаса на Нередице

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОДревнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.

Фреска - живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами.

Мозаика ("мерцающая живопись") как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в Х-ХI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты - специального стекловидного материалаНеобходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках "Владимирская Богоматерь"Согласно легенде икона была написана при жизни Богоматери евангелистом Лукой на крышке стола, за которым трапезничали Спаситель и Дева Мария.Когда Пресвятая Богородица увидела этот дивный образ, Она сказала: «Отныне будут почитать меня все люди. Благодать Родившегося от Меня и Моя с сею иконой да будет».

Подарена Св Владимиру византийским императором. Хранилась в Вышгороде. Почиталась чудотворной.Похищена Андреем Боголюбским и вывезена в Северо-восточную РусьИкона чудотворная. Трижды она спасала и помогала Руси ( отвернула Тамерлана, помогла в бескровной победе на реке Угре и избавила Москву от хана Махмет-Гирея)В 1395 г. во время нашествия на Русь монголо-татар под предводительством хана Тамерлана икону принесли в Москву для молитв о покровительстве и спасении города. По молитвам иконе Богородицы Владимирской Москва была чудесно избавлена от разорения. Начался новый этап в почитании иконы. Окончательное перенесение иконы в Москву произошло в 1480 г. В XVI в. Владимирская Богоматерь становится главной святыней Русского государства.РУССКИЕ ИКОНЫНаиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Главное внимание уделялось изображению лица и рук. Все это должно было способствовать восприятию иконы как божественного изображения.

Спас НерукотворныйНаписанный в Новгороде во второй половине XII века, позднее он был перевезен в Москву.

Дмитрий Солунский. Конец XII - начало XIII века.

Святитель Николай, Новгород 13 век

Святые Борис и Глеб. Икона из Саввино-Вишерского мон-ря. XIII в.

Архангел Гавриил. (Ангел Золотые Власы). вторая половина XIIв.

Творения новгородских живописцев.

Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее "рукопись лицевая»

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВОВыдающееся развитие в домонгольское время получило русское художественное ремесло. По подсчетам Б.А. Рыбакова, в русских городах работали ремесленники более 60 специальностей.Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. • Зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла; • Гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле; • Филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки

Височные кольца 12 век

Золотые колты. XII в. Из Десятичной церкви в Киеве.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ1. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации. 2. Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.3. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом. 4. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности. 5. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.Основу этого синтеза составила языческая культура восточно-славянских племен.6. Второй важнейшей составляющая явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом

ИТОГИ1. Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее развитию.2. Несмотря на то, что Русь позже других европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII веку она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.3. XII-XIII вв. характеризуются расцветом местных стилей летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной культуры. Характерными чертами русской культуры являются: стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянные искания, сомнения, страсти в литературе; слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастия.

ВЫВОД: ОТКРЫТОСТЬ и СИНТЕТИЧНОСТЬ древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют ФЕНОМЕНОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫперейти в каталог файлов

vkist.ru

Культура древней Руси 9-11 века

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

книжность, иконопись, церковное зодчество — реферат

Тема: «Культура   Древней  Руси (9-11  век) ,  византийские   традиции  в   древнерусской   культуре : книжность,  иконопись,  церковное  зодчество»  

Содержание

     Введение……………………………………………………………….стр  2

  1. Письменность ,  книжное  дело…………………………………...стр 3
  2. Иконопись………………………………………………………….стр 5
  3. Церковное  зодчество……………………………………………..стр  6

     Заключение……………………………………………………………стр 10

     Список  литературы………………………………………………..…стр 11                             

Введение 

     Византия   открыла   художественным   устремлениям   нашего  народа,    уже   достаточно   созревшим  и  требовательным,   обдуманные   законы    своего   искусства,   избавя,  таким    образом     ,   эти   устремления   от  медленных   усовершенствований   времени..

     В   этой   стихии    живописных   и  архитектурных    форм,  в  которой  так   гармонично   вылилась   душа  Древней   Руси,    радостное   и   жизнеутверждающее   чисто   русское   народное   начало   не     только   сблизились,  но ,  можно   сказать   ,  неразрывно   сомкнулись  с совершенешей    аристократической   культурой Византии.  Это   благотворное   сочетание    озарило с самой   колыбели    искусство   Руси,    история     которого   основана  на     великой    преемственности,  оплодотворённой    великим  творческим  порывом   русских  мастеров.                

1. Письменность ,   книжное   дело 

     Создание   славянской   азбуки    связывают   с   именами   византийских    монахов-миссионеров   Кирилла   и  Мефодия. Но  древнейшие    памятники   славянской   письменности     знают   два    алфавита -   кириллицу   и    глаголицу.  В    науке    долго    шли    споры   о   том,   какая    из    этих   азбук   появилась   раньше,   создателями   какой   из   них    были   знаменитые   «солунские    братья».  В   настоящее    время   можно   считать   установленным,   что  Кириллом    во   второй   половине   IX    века   был   создан    глаголический   алфавит (глаголица)    ,  на    котором    были  написаны    первые  переводы   церковных   книг     для   славянского населения    Моравии и    Паннонии.   На    рубеже   IX  - X   веков   на   территории    Первого   Болгарского   царства   в   результате    синтеза   издавна   распространённого     здесь   греческого  письма    и тех    элементов    глаголицы,  которые   удачно  передавали   особенности   славянских   языков,   возникла    азбука,  получившая   позднее       название    кириллица.  В   дальнейшем   этот    более   лёгкий   и    удобный   алфавит  вытеснил   глаголицу   и  стал   единственным   у     южных   и   восточных   славян.

     Принятие    христианства   способствовало    широкому   распространению   и   быстрому  развитию   письменности   и   письменной   культуры.  Существенное   значение    имело  то ,   что   христианство   было  принято  в  его   восточном  варианте,  допускавшем,  в   отличии   от   католичества   ,    богослужение   на   национальном    языке.  Это   создавало    благоприятные  условия   для   развития   письменности  на     родном    языке.

     Развитие  письменности  на   родном   языке   привело   к   тому,   что   русская    церковь   с   самого   начала   не   стала монополистом   в сфере   грамотности   и   образования.  О   распространении    грамотности   среди   демократических   слоёв    городского  населения  свидетельствуют    берестяные    грамоты,   обнаруженные   во   время   археологических   раскопок  в  Новгороде    и    других   городах. Это   письма ,  памятные   записки,   учебные   упражнения   и т.д. Письмо,    использовалось  таким   образом     не   только   для создания    книг,    государственных   и юридических   актов,  но  и в   быту.

     Большинство   памятников  письменности   домонгольского   времени   погибло   во   время   многочисленных   пожаров   и  иноземных    нашествий.  Сохранилась    лишь   их    незначительная    часть  -   всего    около  150    книг.   Древнейшими    из  них     являются  «Остромирово   Евангелие» .   написанное   дьяконом    Григорием    для    новгородского     посадника   Остромира   в   1057   году  ,  и   два    «Изборника»   князя   Святослава    Ярославича   1073   и   1076   годов.  Высокий уровень профессионального мастерства,  с которым    исполнены   эти   книги,   свидетельствуют   о     налаженном    производстве     рукописных   книг   уже   в   первой     половине   XI  века,  а   также    об   устоявшихся   к   этому    времени     навыках «книжного   строения».

     Переписка    книг     была  сосредоточена    главным    образом     в   монастырях. Однако   в  XII  веке   в   крупных   городах    также   возникло  ремесло «книжных   описателей».  Как   свидетельствуют   летописи,   уже    в XI    веке    на   Руси  при   монастырях    и    соборных    церквах    создавались    библиотеки,   имеющие   до   нескольких  сотен   книг.

     Переводная    литература    религиозного  и   светского   содержания    занимала     большое  место    в   книжном   фонде   Древней   Руси.  Отбор     произведений    для    перевода    определялся    внутренними   потребностями   общества,  вкусами и   запросами   читателей. При   этом  переводчики не     ставили    своей    целью    точную    передачу   оригинала,  а стремились  максимально приблизить   его   к   действительности,  к    запросам   времени и среды. Особенно   существенной   переработке   подвергались    произведения   светской    литературы.  В   них   широко     проникали   элементы    фольклора,   использовались    приёмы   оригинальной    литературы.  В   дальнейшем     эти    произведения   неоднократно   перерабатывались  и  становились  русскими  по  своему   характеру.

     Переводная   литература   способствовала    обогащению  и   развитию     оригинальной    древнерусской    литературы.   Однако    это   не  даёт   оснований     связывать   её    возникновение    только   с    влиянием  переводных    произведений.  Оно    было   вызвано   внутренними   политическими    и культурными   потребностями    формирующегося   раннефеодального     общества.  Переводная    литература  не   предшествовала   развитию   русской    оригинальной    литературы,  а   сопутствовала   ей. 

2. Иконопись 

     Искусство   Киевской  Руси    связано   с    религией   тематикой,   содержанием,   формой,   для   него,  как   и   для    всякого   средневекового   искусства,   характерно     следование    канону ( использование   устойчивого    набора    сюжетов,  типов   изображения   и   композиционных   схем,   освященных   вековой    традицией    и    апробированных    церковью).

     В    ряду    изобразительных    искусств    Киевской   Руси    первое   место   принадлежит     монументальной    живописи  -  мозаике    и   фреске.  Систему  росписи    храмов   русские   мастера   восприняли   от   византийцев,  и  народное   искусство   повлияло   на    древнерусскую    живопись.  Росписи    храма    должны    были    передать   основные  положения    христианского    вероучения,  служить   своеобразным    «евангелием   для   неграмотных».

     В  XI   веке    было    создано   много   произведений  станковой    живописи  -   икон.  Киево – Печерский   патерик    сохранил    даже   имя    знаменитого  русского   иконописца    Печерского   монаха     Олимпия,    который    учился   у   греческих   мастеров.

     Задолго    до   крещения   Руси   христианские    богословы,   обосновывая   культ   почитания   икон ( икона   стала   рассматриваться   как   видимый   символ    невидимого  мира,   как   «изображение   тайных    и   сверхъестественных    зрелищ»),   выработали    жёсткую   систему   их    написания   -    иконографический    канон.  По   преданию,      древнейшие    христианские   иконы   появились   либо   чудесным   образом,   либо  написаны  с  натуры. Поэтому  православная     церковь   никогда  не    допускала   писания   икон  с    живых    людей    или  по   воображению      художника и   требовала    чёткого соблюдения    иконописного   канона,   который    закреплял те   особенности изображения,   которые   отделяли  «горний»  (божественный  мир)   от   мира  «дольнего»  (земного).   Условность  письма    должна    была   подчеркнуть   в   облике    лиц       их   неземную   сущность,   духовность.   Для    этого   фигуры   писались   плоскими  и    неподвижными,  использовалась    особая  система     изображения  пространства   (обратная  перспектива)   и  временных   отношений   ( вневременное    изображение).  Условный   золотой   фон   иконы    символизировал   божественный  свет.  Всё    изображение   на    иконе    пронизано   этим  светом,  и     фигуры  не   отбрасывают   теней,   ибо в   Царствии    Божием   нет  теней.    Православные   теологи   называли   иконы  «богословием  в  красках»   и  видели  в   них   средство   направить   помыслы  и    чувства   верующих   к   горнему   миру.

     Чтобы    неукоснительно   следовать  канону,   иконописцы   пользовались  в   виде    образцов   либо    древними   иконами,   либо     иконописными   подлинниками:   толковыми ,   которые   содержали   словесное   описание   каждого    иконописного  сюжета. 

3. Церковное   зодчество 

     До   конца  X   века   на   Руси   не    было    монументального   каменного   зодчества,   но   существовали    богатые   традиции   деревянного   строительства,  некоторые    формы   которого   повлияли   впоследствии   на   каменную    архитектуру.  После   принятия      христианства   начинается   возведение  каменных     храмов,   принципы   строительства которых,    были   заимствованы     из  Византии.    На   Руси  получил распространение    крестово-купольный   тип   храма.  Внутренние   пространство    здания   делилось    четырьмя   массивными  столбами,   образуя  в   плане   крест.  На   этих  столбах,  соединённых   попарно   арками,   возводился   «барабан»,   завершавшийся    полусферическим    куполом.  Концы   пространственного  креста   перекрывались   цилиндрическими   сводами,  а   угловые части -   купольными  сводами.  Восточная   часть    здания     имела   выступы    для   алтаря  -    апсиды. Внутреннее   пространство    храма     делилось    столбами      на    нефы ( межрядные пространства). Столбов в    храме    могло   быть  и   больше.  В     западной   части   располагался    балкон -   хоры,   где   во  время    богослужения   находились    князь   с   семьёй   и   его    приближённые.  На   хоры   вела   винтовая   лестница,    находившаяся    в    специально   для    этого   предназначенной    башне.  Иногда   хоры   соединялись    переходом   с   княжеским    дворцом.

     Вершиной    южнорусского    зодчества  XI   века   является   Софиевский    собор    в   Киеве -   огромный     пятинефный   храм,   построенный в     1037 – 1054   годах    греческими  и русскими   мастерами.  В   древности он    был   окружён   двумя   открытыми   галереями.  Стены   сложены   из   рядов   тёсаного  камня,   чередующиеся  с    рядами   плоского   кирпича (плинфы). Такая же   кладка   стен     была    и   у     большинства     других    древнерусских     храмов.  Киевская  София    уже    значительно   отличалась  от     византийских   образцов   ступенчатой   композицией    храма,    наличием    тринадцати   венчавших   его   куполов,   в   чём   сказались,   вероятно,     традиции      деревянного   строительства.

     Внушительный   Софиевский   собор   производил    исключительное    впечатление. Расположенный   на    высоком    берегу    Днепра,    поблескивая    свинцовыми  куполами,  он  как   бы    господствовал   над всеми   окрестностями. Пирамидальная    композиция    собора    напоминала   о     деревянных  постройках   Руси.  Открытые   арки     галерей   связывали    храм    с    окружающей   природой,   а   декоративные   ниши,   полуколонны,     шиферные   карнизы   и     другие   украшения   в   сочетании   с    цветовой   гаммой    стен    и общим   обликом    здания    оставляли   след  в     памяти  и      сердце  русского    человека.

     Если   внешний   вид   киевской    Софии   был   прекрасен,   то  не   менее   великолепны,   богаты  и парадны    были  внутренние   помещения   собора.

     Благодаря     умелой   внутренней    композиции     храма    внимание    вошедшего    приковывалось     прежде  всего к      алтарной   части   и пространству    под    центральным   куполом,   в   центре   которого    было    изображение   Христа- Вседержателя. Мозаика     покрывала   центральный   купол,  арки  ,  главную   алтарную  апсиду.  Стены   храма ,   столбы   и   своды    сверху  до   низу    были  расписаны   фресками.  Льющийся     сверху,   сквозь   неширокие проёмы    окон   свет   играет     многообразными   красками     мозаики,     создаёт полумрак  под    хорами.

     Внутренняя  отделка    храма    неразрывно   связана с     архитектурной формой,   она   усиливает впечатление   монументальности  сооружения.

     В  XI   веке  в   Киеве    было   возведено   ещё   несколько   каменных   построек, в том   числе и светских. Успенская   церковь   Печёрского   монастыря  положила   начало   распространению     однокупольных     храмов.

     Вслед    за     киевской    Софией    были   построены     Софиевские   соборы  в    Новгороде   и     Полоцке.  Новгородская   София     ( 1045-1060)     существенно    отличалась  от    киевского   собора.  Она   проще ,   лаконичные,  строже  своего    оригинала. Для    неё    характерны  некоторые    художественные   и    конструктивные   решения,  не   известные   ни        южнорусскому,  ни    византийскому    зодчеству:   кладка   стен    из   огромных,   неправильной   формы   камней,   двускатные   перекрытия,   наличие    лопаток на    фасадах,    аркартурный пояс  на    барабане  и    др.   Частично    это   объясняется   связями Новгорода с Западной  Европой   и влиянием   романской    архитектуры                   

freepapers.ru