Литературно-историческая игра «Древняя Русь». 6-й класс. Кого в древней руси называли оратаем


Литературная игра для учащихся 8-10 классов Древняя Русь.

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Тимофеева Е.В.Цель: обобщение изученного материала.Задачи: лучше узнать о своих корнях, истоках Руси , воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: книги и иллюстрации о Древней Руси.Содержание мероприятия:Учитель: Поведём мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях чутких и верных. И пусть ещё больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству.Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаём мы всякиё раз, когда открываем литературу Древней Руси.Первый тур.1.Кого в Древней Руси называли оратаем? ( Пахаря.)2.Комната монаха в монастыре.( Келья.)3.Первая книга христианского мира.(Евангелие.)4.Бог грома и молнии у древних славян.( Перун.)5.Старинная рукопись, документ.( Хартия, свиток.)6.Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси.( Обет.)7.Боевой топорик с длинной рукоятью.( Секира.)8.Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.( Былины.)9.Похоронный обряд у древних славян.( Тризна.)10.Чей щит прибит « на вратах Цареграда»? ( Вещего Олега.)11.Как назывались в Московском государстве 16-17 веков учреждения?( Приказы.)Второй тур.Командам предлагаются тесты по теме: « Устаревшая и малоупотребительная лексика».Тест для первой команды.1.Агнец – это… : а)ангел; б)ягнёнок; в)огонь.2.Где вам могли встретиться буки? а)в лесу; б)в книге; в)на картине.3.Покажите длань.( Рука, ладонь.)4.Духовник а) играет на духовых инструментах; б) создаёт духи; в) совершает духовные обряды. (священник, принимающий исповедь.)5.Басурман – это: а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание. ( Иноверец.)6.Клобук носят: а) на голове; б) на шее; в) в кармане. (Высокий монашеский головной убор с покрывалом.)Тест для второй команды.1.Алкать значит: а) кричать; б) жаждать; в) бежать.( Жаждать, сильно хотеть.)2.Пращур – это: а) динозавр; б) отец прапрадеда; в) название болезни.3.Забрало – это: а) меч; б) городская стена, её верхняя часть; в) кольчуга.4.Лепота – это: а) лепные узоры; б)настой из липы; в) красота.5.Покажите свою десницу.( Правая рука.)6.Что необходимо, чтобы стать толмачом? А) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) знать языки.Третий тур.В этом туре вопросы задаются каждому участнику игры.1.Почему одна из икон чудотворца Николы стала называться « Заразской»?( Княгиня Ольга с сыном Иваном Фёдоровичем Постником похоронены у иконы великого чудотворца Николы Корсунского. « И по той причине зовётся великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим Князем Иваном сама себя на том месте «заразила» (разбила), узнав о гибели своего мужа в Орде и о желании хана сделать её наложницей» , - говорится в « Повести о разорении Рязани Батыем».)2.Что вы знаете о последних днях жизни боярыни Морозовой и её сестры Евдокии Урусовой из « Повести о боярыне Морозовой»?(Царь Алексей Михайлович приказал уморить голодом обеих сестёр в Боровской яме. В ночь с 1 на 2 ноября 1675 года смерть положила конец страданиям. Тела сестёр зарыли внутри стен Боровского острога.)3.В каком произведении древнерусской литературы заложена великая идея сплочения русской народной силы? ( В «Слове о полку Игореве».)4.Почему хан Батый отпустил пленных с Авдотьей Рязаночкой, а не срубил ей «по плеч буйну голову»?( Хану Батыю пришлись по сердцу умные речи Авдотьи:- Я замуж пойду, так у меня и муж будет,Свёкра стану звать батюшкой,Приживу я себе сына любезного,Так у меня и сын будет, Приживу я себе дочку любезную,Вппою-вскормлю, замуж отдам,Так у меня и зять будет.Не видать мне будет единыя головушки,Мне милого братца родимого,Да не видать век да и повеку.)5.Чем князя Владимира привлекла вера христианская: (Красотой богослужения.)6.Чья судьба крепко связана с тремя понятиями: Никон, яма в Пустозерске, казнь огнём? (судьба протопопа Аваакума.)7.Что общего и различного в « Слове о полку Игореве» и « Задонщине»?( Автор «Задонщины» использовал сюжет, лексику, композицию «Слова…». Однако в «Слове…» русские войска потерпели поражение, а в «Задонщине» - одержали победу.)8.В эпоху Куликовской битвы сбылось то, о чём мечтал автор «Слова…». О чём идёт речь?(Перед лицом вражеского нашествия объединились русские князья: «Съехались все князья русские к великому князю Дмитрию Ивановичу на помощь». Не пришли на помощь Дмитрию тверской, нижегородский, смоленский, рязанский князья.)Четвёртый тур.Вопросы 1 команде.1.Кем были открыты первые школы на Руси? (Ярославом Мудрым.)2.Где впервые упоминается о начитанности Ярослава Мудрого? (В «Повести временных лет».)3.Автор летописного свода «Повесть временных лет».(Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.)4.Основатели славянского письма.(Кирилл и Мефодий.)5.Назовите число и месяц празднования дня славянской письменности.(24 мая.)6.Год принятия христианства на Руси.(988.)7.Имя Сергия Радонежского в мирской жизни.(Варфоломей.)8.Волхвы – это…(языческие жрецы).9.Первоначальное значение слова «буква» в России.( Дощечка из букового дерева с письменными знаками.)10.В каком городе Древней Руси была устроена первая библиотека?( В Киеве.)11.К чему обращается Ярославна в плаче?( К солнцу, ветру, Днепру.)12.Что являлось центром образованности в Древней Руси? ( Монастыри.)13.В каком году состоялся поход князя Игоря Новгород-Северского? ( В 1185, 23 апреля.)14.Кто из писателей или поэтов, известных вам, обращался в своём творчестве к «Слову…»?(Жуковский, Майков, Заболоцкий.)15.Композитор, написавший оперу «Князь Игорь»? ( Бородин.)16.Как звали половца, который помог князю Игорю бежать из плена? (Овлур.)17.Как в «Слове…» автор называет Игоря, его брата Всеволода, племянника Святослава и сына Игоря – Владимира? (Четыре солнца.)Вопросы второй команде.1.Что предвещало поражение Игоря? (Затмение солнца.)2.Кот из рязанских вельмож особенно прославился в битве с Батыем? (Евпатий Коловрат.)3.Основатель Киева. (Кий.)4.Как погиб князь Олег Вещий? (От укуса змеи.)5.Автором какого выдающегося произведения древнерусской литературы является Владимир Мономах? («Поучение».)6.Имя первого князя на Руси. (Рюрик.)7.В «Задонщине» 9 раз звучит один и тот же призыв. Какой? («За землю Русскую и за веру христианскую».)8.Бог ветра в Древней Руси. (Стрибог.)9.Город, в котором родился Василий Буслаев, (Новгород.)10.У какого города был убит древлянами князь Игорь Киевский? (Искоростень.)11.Чьё золотое слово звучит в «Слове…»? (Святослава.)12.Назовите художников, иллюстрировавших «Слово…».(В.П. Фаворский, Роман Белоусов, И.Я. Билибин.)13.Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб.)14.Кто такой Боян? Поэт, певец Древней Руси.)15.Где был приобретён сборник, включающий «Слово…»? (В Спасском монастыре Ярослава.)16.Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (Благословил войско и предсказал победу.)17.Назовите все части трилогии, повествующей о величайшем бедствии человечества – монголо-татарском нашествии. (Трилогия В. Яна: «Чингиз-хан». «Батый», «К последнему морю».)Подведение итогов.Заключительное слово учителя.Благодарю за участие в игре, позволившей вспомнить о своих корнях, о славных русичах, которые, как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем», «…были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали». А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде. 

school5.bolshoy-beysug.ru

Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса

Разделы: История и обществознание, Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Патриотическое воспитание

Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи:

Образовательные:

  • контроль знаний основных событий, исторических личностей, дат.

Развивающие:

  • создание условия для развития навыков совместной деятельности, творческой самореализации личности.
  • способствование развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать.
  • закрепление навыков работы с картой.

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, уважения к предкам, как создателям культурных ценностей.

Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а. сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Иларион: «не в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли».

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси.

Первый тур

1.     Кого в Древней Руси называли оратаем? (Пахаря.)2.     Комната монаха в монастыре. (Келья.)3.    Первая книга христианского мира (Евангелие.)4.     Бог грома и молнии у древних славян. (Перун.)5.    Старинная рукопись, документ. (Хартия, свиток.)6.    Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси, (обет.)7.    Боевой топорик с длиной рукоятью. (Секира.)8.     Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины.)9.    Похоронный обряд у древних славян. (Тризна.)10.   Чей щит прибит «на вратах Цареграда»? (Вещего Олега.)11.   Как назывались в Московском государстве XVI - XVII веков учреждения? (Приказы.) Эти же задания звучат и для другой команды.

Второй тур

Ведущий.

В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах.

Инсценирование монолога Пимена из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» со слов: «Еще одно, последнее сказанье...» до слов: «Еще одно последнее сказанье...»

Завершите монолог Пимена.

Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу. Своих царей великих понимают За их труды, за славу, за добро –А за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют.

Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. (Летописи, жития, сказания, воинские повести, поучения, исторические повесть.)

В чем своеобразие «Слова о погибели Русской земли»? (Сохранилось только начало произведения; оно представляет собой не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли: «О светло светлая и прекрасно крашенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская! Многими красотами прославленна ты...» Именно в этом произведении поставлен знак равенства между двумя понятиями: «земля Русская» и «вера христианская».)

Что говорится о пользе книг в «Повести временных лет»? («Великая ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемые и поучаемые на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напоящие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания».)

Какие слова произнес Батый, глядя на тело убитого Евпатия Коловрата? («О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего».)

Как «Повесть временных лет» рассказывает о том, откуда пошла русская земля?(Сим, Хам, Иафет, сыновья Ноя, разделили после всемирного потопа всю землю на три части. Сыновья Сима восточные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От племени Иафета произошел народ славянский, а по его имени и грамота назвалась «славянской».)

В древнерусской литературе так говорится о походе Ольги к городу Искоростеню: «Ольга собрала в Киеве войско, с которым пошла на Деревскую землю. Стояла там Ольга все лето и не могла взять города. И решила она пойти на хитрость...» В чем же заключалась эта хитрость?(«Ольга сказала древлянам: «Давайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья, и я уйду прочь». Древляне согласились. Ольга же, раздав воинам птиц, приказала привязать каждой птице трут, завернутый в небольшие платочки, и прикрепить ниткой к голубю или воробью. Когда стало смеркаться, птиц отпустили и они полетели в свои гнезда. Сразу загорелись все дома. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их».)

Как и когда погиб киевский князь Святослав?(В 972 году возвращался Святослав, заключив мир с греками, в Русскую землю через порог, где его малую дружину поджидал печенежский князь Куря. И напал на него Куря, и убили Святослава, взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него.)

Как княгиня Ольга принимала сватов от древлян, мстя им за мужа своего Игоря?(Сказали древляне: «Вот убили князя мы русского; возьмем жену его за князя нашего Мала». Послали 20 мужей в ладье к Ольге. И сказала Ольга: «Любезна мне речь ваша, хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши, а понесите нас в ладье». Так гости и сделали. И принесли их на двор к Ольге. И как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И повелела Ольга засыпать их живыми; и засыпали их.Другим лучшим мужьям-древлянам Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И разожгла баню, и вошла в нее древляне и стали мыться, и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, исгорели все.В третий раз приказала Ольга древлянам приготовить меды у того города, где убили мужа ее. Взяв с собой дружину, отправилась она к могиле своего мужа и оплакала его. А потом приказала совершить тризну. И когда опьянели древляне, велела дружине рубить древлян, и иссекла их пять тысяч.)

 Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве?(Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича на битву и предсказал ему победу.)После второго тура проводится конкурс чтецов. Один-два участника от каждой команды читают отрывки из «Слова о полку Игореве».

Третий тур

Командам предлагаются тесты «Устаревшая и малоупотребительная лексика».

Тест для первой команды.

1.  Агнец - это:

а) ангел;

б) ягненок;

в) огонь.

2.  Где вам могли встретится буки

а) в лесу;

б) в книге;

в) на картине.

(Буки - название букв б в церковно - славянской азбуке.)

3.  Покажите длань. (Длань - рука, ладонь.)

4. Духовник

а) играет на инструментах;

б) создает духи; в (совершает духовные обряды (Духовник - священник, принимающий исповедь.)

5.  Басурман - это:

а) национальность;

б) воинское звание;

в) вероисповедание.

(Басурман - иноверец, не христианин.)

6.  Клобук носят:

а) на голове;

б) на шее;

в) в кармане.

(Клобук - высокий монашеский головной убор с покрывалом.)

Тест для второй команды.

1. Алкать значит:

а) кричать;

б) жаждать;

в) бежать.

(Алкать - жаждать, сильно хотеть.)

2.  Пращур - это:

а) динозавр;

б) отец прапрадеда;

в) название болезни.

(Пращур - предок, отец прапрадеда, прапрабабки.)

3. Забрало - это:

а) меч;

б) городская стена, ее верхняя часть, ограда;

в) кольчуга.

(Забрало - городская стена, ее верхняя часть.)

4. Лепота - это:

а) лепные узоры;

б) настой их липы;

в) красота.

(Лепота - красота, приличие.)

5. Покажите свою десницу. (Десница - правая рука.) Что необходимо, чтобы стать толмачом*!

а) хорошо рисовать;

б) быстро бегать;

в) знать языки.

(Толмач - переводчик.)

Игра со зрителями

Пока команды решают тесты, со зрителем проводится конкурс «Спешите видеть».

1. Что вы можете рассказать о картине Сурикова «Боярыня Морозова»?(на репродукции картины Сурикова изображен тот момент, когда Морозову везут в заточение. Это произошло 17 или 18 ноября 1671 года. Боярыня уже три дня под стражей в своем московском доме. Теперь ей возложили цепь на шею, посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова, подняв правую руку и ясно изобразив ею старообрядческое двуперстие, крестила себя и часто звонила цепью.)

2. Назовите этот предмет и расскажите о его владельце.(Шапка Мономаха. Владимир Мономах - внук Ярослава Мудрого. Всю жизнь Мономах боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным деятелем и опытным полководцем, образованнейшим человеком своего времени...)

3. Как называется эта книга? (Каким образом она связана с именем Сергия Радонежского?(Икона «Троица». Лавра Сергия Радонежского носит название Троице-Сергиевой лавры. Храм, построенный Преподобным Сергием - храм Пресвятой Троицы, призывающей к единству земли Русской, поэтому храмовая икона - Пресвятая Троица, выражающая суть самого храма.)

4. Древняя Русь славилась большим разнообразием посуды. Во время пиров столы обильно заставлялись ладьевидным ковшами, чашами, чарками и обязательно сосудами шарообразной формы. Наполнены медом, они передавались по кругу. Как называется этот предмет пиршества? (Братина.)

Четвертый тур

В этом туре вопросы задаются каждому участнику игры.

1. Почему одна из икон чудотворна Николы стала называться «Заразской»?(Княгиня Евпраксия с сыном Иваном Федоровичем Постником похоронены у иконы великого чудотворца Николы Корсунского. «И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте «заразила» (разбила», узнав о гибели своего мужа в Орде и о желании хана сделать ее своей наложницей», - говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».)

2. Что вы узнали о последних днях жизни боярыни Морозовой и ее сестры Евдокии Урусовой из «Повести о боярине Морозовой»?(Царь Алексей Михайлович приказал уморить обеих сестер голодом в Боровской яме. В ночь с 1 на 2 ноября 1675 года смерть положила конец страданиям. Тела сестер зарыли внутри стен Боровского острога.)

3. В каком произведении древнерусской литературы заложена великая идея сплочения русской народной силы? (В «Слове о полку Игореве».)

4. Почему хан Батый отпустил пленных с Авдотьей Рязаночкой, а не срубил ей «по плеч буйну голову»?

(Хану Батыю пришлись по сердцу умные речи Авдотьи:Я замуж пойду, так у меня и муж будет,Свекра стану звать батюшкой, Приживу я себе сына любезного, Так у меня и сын будет, Приживу я себе дочку любезную, Воспою-вскормлю, замуж отдам, Так у меня и зять будет. Не видать мне будет единыя головушки, Мне милого братца родимого, Да не видать век да повеку).

5. Чем князя Владимира привлекла вера христианская (Красотой богослужения.)

6. Чья судьба крепко связана с тремя понятиями: Никон, яма в Пустозерске, казнь огнем? (Судьба протопопа Аввакума.)

7. Что общего и различного в «Слове о полку Игореве» и «Задонщине»?

(Автор «Задонщины» использовал сюжет, лексику, композицию «Слова...». Однако в «Слове...» русские воска потерпели поражение, а в «Задонщине» - одержали победу)

8. В эпоху Куликовской битвы сбылось то, о чем мечтал автор «Слова о полку Игореве». О чем идет речь?

Пятый тур

Вопросы к первой команде

1. Кем были открыты первые школы на Руси?2.  Где впервые упоминается о начитанности Ярослава Мудрого? (В «Повести временных лет»)?3. Автор Летописного свода «Повесть временных лет» (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)4. Основатели славянского письма (Кирилл и Мефодий.)5. Назовите дату празднования славянской письменности (24 мая)6.  Год принятия христианства на Руси (988 г.)7.  Имя Сергия Радонежского в мирской жизни (Варфоломей)8. Волхвы - это... (языческие жрецы)9.  Первоначальное значение слова «буква» в России. (Дощечка из букового дерева с письменными знаками.)10. В каком городе древней Руси была устроена первая библиотека? (В Киеве)11. К чему обращается Ярославна в плаче? (К солнцу, ветру, Днепру)12. Что являлось центром образованности в Древней Руси? (Монастыри)13. В каком году состоялся поход князя Игоря Новгород-Северского? (В 1185 г. 23 апреля)14. Кто из писателей или поэтов, известных вам, обращался в своем творчестве к «Слову о полку Игореве»? (Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий, Шкля-ревский...)15. Композитор, написавший оперу «Князь Игорь» (Бородин)16. Как звали половца, который помог Игорю бежать из плена?(Овлур)17.Как в «Слове...» автор называет Игоря, его брата Всеволода, племянника Святослава и сына Игоря - Владимира? (Четыре солнца)

Вопросы ко второй команде

1. Что предвещало поражение Игоря? (Затмение солнца)2. Кто из рязанских вельмож особенно прославился в битве с Батыем? (Евпатий Коловрат)3. Основатель Киева (Кий)4. Как погиб Олег Вещий? (от укуса змеи)5. Автором какого выдающегося произведения древнерусской литературы является Владимир Мономах? («Поучение»)6. Имя первого князя на Руси (Рюрик)7. В «Задонщине» девять раз звучит один и тот же призыв. Какой? («За землю русскую и за веру христианскую»)8. Бог ветра в Древней Руси (Стрибог)9.  Город, в котором родился Василий Буслаев (Новгород)10. У какого города был убит древлянами князь Игорь Киевский? (Искоростень)11. Чье золотое слово звучит в «Слове о полку Игореве?»12. Назовите художников, иллюстрировавших «Слово...» (В.А. Фаворский, Роман Белоусов, И.Я. Билибин)13. Имена первых святых на Руси (Борис и Глеб)14. Кто такой Боян? (Поэт, певец Древней Руси)15. Где был приобретен сборник, включающий «Слово о полку Игореве»? (В Спасском монастыре Ярославля)16. Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (Благословил войско на битву и предсказал победу)17.Назовите все части трилогии, повествующей о величайшем бедствии Древней Руси - монголо-татарском нашествии. (Трилогия В.Яна: «Чиниз-хан», «Батый», «К последнему морю»)

Заключительное слово учителя

Благодарю за участие в игре, позволившей вспомнить о своих корнях, о славных русичах, которые, как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем», «...были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали.» А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих отцов не только можно, но и нужно. Знать историю своей страны - это долг каждого из нас. (Путин В.В.)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Литературная игра по теме "Древняя Русь".

Методическая разработка.

Литературная игра

по теме «Древняя Русь»

(8-9 класс)

Литературная игра. 8класс

Тема: «Древняя Русь»

Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим

Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Илларион: «не в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской, что ведома и слышима, есть во всех концах земли».

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу древней Руси.

Первый тур

1. Кого в древней Руси называли оратаем? (Пахаря.)

2. Комната монаха в монастыре. (Келья.)

3. Первая книга христианского мира (Евангелие.)

4. Бог грома и молнии у древних славян. (Перун.)

5. Старинная рукопись, документ. (Хартия, свиток.)

6. Торжественное обещание, обязательство в древней Руси. (Обет.)

7. Боевой топорик с длиной рукоятью. (Секира.)

8. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины.)

9. Похоронный обряд у древних славян. (Тризна.)

10. Чей щит прибит «на вратах Цареграда»? (Вещего Олега.)

11. Как назывались в Московском государстве 16-17веков учреждения? (Приказы.)

Эти же задания звучат и для другой команды.

Второй тур

Ведущий.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Инсценирование монолога Пимена из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» со слов: «Еще одно, последнее сказанье...» до слов:

«Еще одно последнее сказанье...»

Завершите монолог Пимена.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

Своих царей великих понимают

За их труды, за славу, за добро —

А за грехи, за темные деянья,

Спасителя смиренно умоляют.

1. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы.

(Летописи, жития, сказания, воинские повести, поучения, исторические повести.)

2. В чем своеобразие «Слова о погибели Русской землю»?

(Сохранилось только начало произведения; оно представляет собой не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли: «О светло светлая и прекрасно крашенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская! Многими красотами прославленна ты.. .» Именно в этом произведении поставлен знак равенства между двумя понятиями: «земля Русская» и «вера христианская».)

3. Что говорится о пользе книг в «Повести временных лет?

(«Великая ведь бывает польза от ученая книжного; книгами наставляемые и поучаемые на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напоящие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они узда- воздержания».)

4.Какие слова произнес Батый, глядя на тело убитого Евпатия Коловрата? («О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня,- держал бы его у самого сердца своего».)

5.Как «Повесть временных лет» рассказывает о том, откуда пошла

русская земля?

(Сим,Хам, Иафет, сыновья Ноя, разделили после всемирного потопа

землю на три части. Сыновья Сима восточные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От племени Иафета произошел народ славянский, а по его имени и грамота назвалась «славянской».)

6.В древнерусской литературе так говорится о походе Ольги к городу Искоростеню: «Ольга собрала в Киеве войско, с которым пошла на

Деревскую землю. Стояла там Ольга все лето и не могла взять города. И решила она пойти на хитрость.. » В чем же заключалась эта хитрость?

(Ольга сказала древлянам: «Давайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья, и я уйду прочь». Древляне согласились. Ольга же, раздав воинам птиц, приказала привязать каждой птице прут, завернутый в платочки, и прикрепить ниткой к голубю или воробью. Когда стало смеркаться, птиц отпустили и они полетели в свои гнезда. Сразу загорелись все дома. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их.)

7.. Как и когда погиб киевский князь Святослав?

( В 972 году возвращался Святослав, заключив мир с греками, в Русскую землю через порог, где его малую дружину поджидал печенежский князь Куря. И напал на него Куря, и убили Святослава, взяли голову его, и сделали чашу из черепа его, оковав его, и пили из него.)

8. Как княгиня Ольга принимала сватов от древлян, мстя им за мужа своего Игоря?

( Сказали древляне: Вот убили князя мы русского; возьмем жену его

за князя нашего Мала. Послали 20 мужей в ладье к Ольге. И сказала Ольга: «Любезна мне речь ваша, хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши, а понесите нас в ладье. Так гости и сделали. И принесли их на двор к Ольге. И как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И повелела Ольга засыпать их живыми; и засыпали их.

Лучшим другим мужьям-древлянам Ольга приказала приготовить баню, говоря я им так: «Вымывшись, придите ко мне». И разожгла баню, и вошли в неё древляне и стали мыться, и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, и сгорели все.

В 3 раз приказала Ольга древлянам приготовить меды у того города, где убили мужа ее. Взяв с собой дружину, отправилась она к могиле своего мужа и оплакала его. А потом приказала совершить тризну. И когда опьянели древляне, велела дружине рубить древлян, и иссекла их пять тысяч.)

9.Имеет ли отношение Сергий Радонежский к Куликовской битве?

(Радонежский благословил Дмитрия Ивановича на битву и предсказал ему победу.)

После второго тура проводится конкурс чтецов. Один-два участника от каждой команды читают отрывки из «Слова о полку Игореве».

Третий тур

Командам предлагаются тесты «Устаревшая и малоупотребительная лексика».

Тест для первой команды.

1. Агнец—это: а) ангел; б) ягненок; в) огонь.

2. Где вам могли встретиться буки а) в лесу; б) в книге; в) на картине.

(Буки — название буквы б в церковно-славянской азбуке.)

З. Покажите длань. (Длань — рука, ладонь.)

4. Духовник

а) играет на инструментах;

б) создает духи;

в) совершает духовные обряды

(Духовник — священник, принимающий исповедь.)

5. Басурман — это: а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание.

(Басурман — иноверец, не христианин.)

6. Клобук носят:

а) на голове; б) на шее; в) в кармане. (Клобук — высокий монашеский головной убор с покрывалом.)

Тест для второй команды.

1. Алкать значит:

а) кричать; б) жаждать; в) бежать. (Алкать - жаждать, сильно хотеть.)

2. Пращур- это:

а) динозавр; б) отец прапрадеда; в) название болезни. (Пращур — предок, отец прапрадеда, прапрабабки.)

3. Забрало — это:

а) меч; б) городская стена, ее верхняя часть, ограда; в) кольчуга.

(Забрало — городская стена, ее верхняя часть.)

4. Лепота — это:

а) лепные узоры; б) настой липы; в) красота.

(Лепота — красота, приличие.)

5. Покажите свою десницу. (Десница — правая рука.)

6. Что необходимо, чтобы стать толмачом?

а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) знать языки. (Толмач — переводчик.)

Игра со зрителями

Пока команды решают тесты, со зрителем проводится конкурс

«Спешите видеть».

1. Что вы можете рассказать о картине Сурикова «Боярыня Морозова»?

(На репродукции картины Сурикова изображен тот момент, когда

Морозову везут в заточение. Это произошло 17 или 18 ноября 1671 года. Боярыня уже три дня под стражей в своем московском доме. Теперь ей возложили цепь на шею, посадили на дровни и повезли в заточение. Когда поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова, подняв правую руку и ясно изобразив ею старообрядческое двуперстие, крестила себя и часто звонила цепью.)

2. Назовите этот предмет и расскажите о его владельце.

(Шапка Мономаха. Владимир Мономах — внук Ярослава Мудрого. Всё жизнь Мономах боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным деятелем и опытным полководцем, образованнейшим человеком своего времени...)

З. Как называется эта книга? (Каким образом она связана с именем Сергия Радонежского?

(Икона «Троиц». Лавра Сергия Радонежского носит название Троице-Сергиевой лавры. Храм, построенный Преподобным Сергием — храм Пресвятой Троицы, призывающей к единству земли Русской, поэтому храмовая икона — Пресвятая Троица, выражающая суть самого храма.)

4. Древняя Русь славилась большим разнообразием посуды. Во время пиров столы обильно заставлялись ладьевидным ковшами, чашами, чарками и обязательно сосудами шарообразной формы. Наполнены медом, они передавались по кругу. Как называется этот предмет

пиршества? (Братина.)

Четвертый тур

В этом туре вопросы задаются каждому участнику игры.

1. Почему одна из икон чудотворца Николы стала называться «Заразской»?

(«Княгиня Евпраксия с сыном Иваном Федоровичем Постником похоронены у иконы великого чудотворца Николы Корсунского. «И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте «заразила» («разбила, узнав о гибели своего мужа в Орде и о желании хана сделать ее своей наложницей», - говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».)

2. Что вы узнали о последних днях жизни боярыни Морозовой и ее сестры Евдокии Урусовой из «Повести о боярине Морозовой?

(Царь Алексей Махайлович приказал уморить обеих сестер голодом в

Боровской яме. В ночь с 1 на 2 ноября 1675 года смерть положила конец страданиям. Тела сестер зарыли внутри стен Боровского острога.)

3.В каком произведении древнерусской литературы заложена великая идея сплочения русской народной силы?

(«В Слове о полку Игореве».)

4. Почему хан Батый отпустил пленных с Авдотьей Рязаночкой, а срубил ей «по плеч буйну голову»?

(Хану Батыю пришлись по сердцу умные речи Авдотьи:

- Я замуж пойду, току меня и муж будет,

Свекра стану звать батюшкой,

Приживу я себе сына любезного,

Так у меня и сын будет,

Приживу я себе дочку любезную,

Воспою-вскормлю, замуж отдам,

Так у меня и зять будет.

Не видать мне будет единыя головушки,

Мне милого братца родимого,

Да не видать век да повеку.)

5. Чем князя Владимира привлекла вера христианская?

(Красотой богослужения.)

6. Чья судьба крепко связана с тремя понятиями: Никон, яма в Пустозерске, казнь огнем?

(Судьба протопопа Аввакума.)

7. Что общего и различного в «Слове о полку Игореве» и «Задонщине»?

(Автор «Задонщины» использовал сюжет, лексику, композицию «Слова…» Однако в «Слове...» русские войска потерпели, поражение, а в «Задонщине» одержали победу.)

8. В эпоху Куликовской битвы сбылось то, о чем мечтал автор «Слова о полку Игореве». О чем идет речь?

Пятый тур

Вопросы первой команде

1. Кем были открыты первые школы на Руси?

2. Где впервые упоминается о начитанности Ярослава Мудрого?

(В «Повести временных лет».)

3. Автор Летописного свода «Повесть временных лет». (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)

4. Основатели славянского письма. (Киралл и Мефодий.)

5. Назовите дату празднования славянской письменности. (24 мая)

6. Год принятия христианства на Руси. (988 г.)

7. Имя Сергия Радонежского в мирской жизни. (Варфоломей.)

8. Волхвы — это... (языческие жрецы).

9. Первоначальное значение слова «буква» в России. (Дощечка из букового дерева с письменными знаками.)

10, В каком городе древней Руси была устроена первая библиотека? (В Киеве.)

11. К чему обращается Ярославна в плаче? (Ксолнцу, ветру, Днепру.)

12. Что являлось центром образованности в Древней Руси? (Монастыри.)

13. В каком году состоялся поход князя Игоря Новгород-Северского? (В 1185 г. 23 апреля.)

14. Кто из писателей или поэтов, известных вам, обращался в своем творчестве к «Слову о полку Игореве»? (Жуковский, Майков, Бальмонт, Заболоцкий, Шкляревский...)

15. Композитор, написавший оперу «Князь Игорь». (Бородин.)

16. Как звали половца, который помог Игорю бежать из плена? (Овлур.)

17. Как в «Слове...» автор называет Игоря, его брата Всеволода, племянника Святослава и сына Игоря - Владимира? (Четыре солнца.)

Вопросы второй команде.

1. Что предвещало поражение Игоря? (Затмение солнца.)

2.Кто из рязанских вельмож особенно прославился в битве с Батыем? (Евпатий Коловрат.)

3.Основатель Киева. (Кий.)

4.Как погиб Олег Вещий? (От укуса змеи.)

5.Автором какого выдающегося произведения древнерусской литературы является Владимир Мономах? («Поучение».)

6.Имя первого князя на Руси. (Рюрик.)

7.В «Задонщине» девять раз звучит один и тот же призыв. Какой?

(«За землю русскую и за веру христианскую»)

8.Бог ветра в древней Руси. (Стрибог.)

9.Город, в котором родился Василий Буслаев. (Новгород.)

10.У какого города был убит древлянами князь Игорь Киевский?

(Искоростень.)

11.Чье золотое слово звучит в «Слове о полку Игореве?»

12.Назовите художников, иллюстрировавших «Слово...». (В.А. Фаворский, Роман Белоусов, И.Я. Билибин.)

13. Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб.)

14. Кто такой Боян? (Поэт, певец Древней Руси.)

15. Где был приобретен сборник, включающий «Слово о полку Игореве»? (В Спасском монастыре Ярославля.)

16. Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (Благословил войско на битву и предсказал победу.)

17. Назовите все части трилогии, повествующей о величайшем бедствии древней Руси — монголо-татарском нашествии. (Трилогия В. Яна: «Чиниз-хан», «Батый», «К последнему морю».)

Заключительное слово учителя

Благодарю за участие в игре, позволившей вспомнить о своих корнях,

о славных русичах, которые, как сказано в «Повести о разорении Батыем», «...были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры

к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование

СКОРЫ, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали». А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.

infourok.ru

Литературно-историческая игра «Древняя Русь». 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. обобщение и систематизация материала по теме, обогащение литературного, исторического и эстетического кругозора обучающихся;
  2. развитие умений самостоятельно пополнять знания;
  3. формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса.

На интерактивной доске:

“Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять её ясно и просто... Мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять - таки думают другие". (И.С. Тургенев)

  • Эмблемы команд.
  • Защита.

Ход игры

1-й ведущий. Друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце – любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Илларион: “Не в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской , что ведома и слышима, есть во всех концах земли”.

2-й ведущий. Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси, знакомимся с ее культурой.

I тур

1-й ведущий. Представление команд. “Иванами да Марьями гордилась старина...”.

  • “Иванушки” - мальчики.
  • “Марьюшки” - девочки.

2-й ведущий. Разминка.

Вопросы.

1-я команда:

  1. Кого в Древней Руси называли оратаем? (Пахарь.)
  2. Комната монаха в монастыре? (Келья.)
  3. Первая книга христианского мира? (Евангелие.)
  4. Бог грома и молнии у древних славян? (Перун.)
  5. Старинная рукопись, документ. (Хартия, свиток.)
  6. Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси? (Обет.)
  7. Боевой топорик с длинной рукоятью. (Секира.)
  8. Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях? (Былина.)
  9. Похоронный обряд у древних славян? (Тризна.)
  10. Как назывались в Московском государстве 16-17 вв. учреждения? (Приказы.)

2-я команда:

  1. Кем были открыты первые школы на Руси? (Ярослав Мудрый.)
  2. Где впервые упоминается о начитанности Ярослава Мудрого? (В “Повести временных лет”.)
  3. Автор Летописного свода “Повесть временных лет”. (Монах Нестор.)
  4. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий.)
  5. Назовите дату празднования Дня славянской письменности. ( 24 мая.)
  6. Год принятия христианства на Руси. (988г.)
  7. Имя Сергия Радонежского в мирской жизни? (Варфоломей.)
  8. Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (Благословил войско на битву и предсказал победу.)
  9. Первоначальное значение слова “буква” в России. (Дощечка из букового дерева с письменными знаками.)
  10. В каком городе Древней Руси была устроена первая библиотека? (В Киеве.)

1-й ведущий.

В монастырской келье узкой, В четырёх глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах.

Монолог Пимена из трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”. Чтение наизусть.

Пимен(пишет перед лампадой)

Еще одно, последнее сказанье — И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду — И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною — Давно ль оно неслось, событий полно, Волнуяся, как море-окиян? Теперь оно безмолвно и спокойно, Не много лиц мне память сохранила, Не много слов доходят до меня, А прочее погибло невозвратно... Но близок день, лампада догорает — Еще одно, последнее сказанье.

Пишет.

1-й ведущий. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы? (Летописи, жития, сказания, воинские повести, поучения, исторические повести.)

II тур

2-й ведущий (мальчикам). Какое значение имеет преподобный Сергей Радонежский для русского народа и государства? (Является воплощением национального нравственного идеала, так как мы очень ценим его боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природную скромность: умеет оставаться в тени, будучи для всех святочем, быть вторым, имея в действительности во всем первое.)

(Девочкам). Чем удивляют нас Петр и Февронья из повести “Сказание о Петре и Февронии”?

III тур

1-й ведущий. Я предлагаю вам насладиться великолепием древнерусской речи.

Чтение наизусть отрывков из “Слова о полку Игореве” (на древнерусском языке 30 строк).

“Плач Ярославны” (девочкам; придумать элементы костюма).

IV тур

2-й ведущий. “Устаревшая лексика”.

1-я группа:

1. Агнец – это:

а) ангел;

б) ягненок;

в) огонь.

2. Где вам могли встретиться буки:

а) в лесу;

б) в книге;

в) на картине.

3. Покажите длань (рука, ладонь).

4. Духовник:

а) играет на инструментах;

б) создает духи;

в) совершает духовные обряды.

5. Басурман – это:

а) национальность;

б) воинское звание;

в) вероисповедание.

6. Клобук (монашеский головной убор с покрывалом) носят:

а) на голове;

б) на шее;

в) в кармане.

2-я группа:

1. Алкать – значит:

а) кричать;

б) жаждать;

в) бежать.

2. Пращур – это:

а) динозавр;

б) отец прапрадеда;

в) название болезни.

3. Забрало – это:

а) меч;

б) городская стена ( ее верхняя часть, ограда);

в) кольчуга.

4. Лепота – это:

а) лепные узоры;

б) настой липы;

в) красота.

5. Покажите свою десницу (правая рука).

6. Что необходимо знать, чтобы стать толмачом?

а) хорошо рисовать;

б) быстро бегать;

в) знать языки.

V тур

1-й ведущий. Приглашаю вас полюбоваться танцами Древней Руси.

Подготовленный совместный или индивидуальные народные танцы.

VI тур

2-й ведущий. “Спешите видеть”.

1-я группа (мальчикам):

- Назовите этот предмет и расскажите о его владельце (показать картинку, не называя). (Шапка Мономаха. Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого. Всю жизнь Мономах боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным полководцем, образованнейшим человеком своего времени.)

2-я группа (девочкам):

- Как называется эта икона? Каким образом она связана с именем Сергия Радонежского? (Икона “Троица”. Лавра Сергия Радонежского носит название “Троице-Сергиевой Лавры”. Храм, построенный Преподобным Сергием – храм Пресвятой Троицы, призывающий к единству земли Русской, поэтому храмовая Икона – Пресвятая Троица, выражающая суть самого храма.)

1-й ведущий. Сегодня к нам пришли гости из далекого прошлого. Кирилл и Мефодий. Дадим им слово.

Кирилл. Раньше у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

Мефодий. В 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата – ученых монаха – составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами – для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они же перевели на старославянский язык несколько важнейших церковных книг.

1-й ведущий. За этот подвиг братья позже, после их смерти, были объявлены святыми, и день этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности.

2-й ведущий. Так и появилась в славянских странах своя письменность. Шло время, она изменялась, совершенствовалась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертание букв. И если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 100 лет назад, то очень многое не поймем.

VII тур

Вопрос 1-й команде:

- Посмотрите на эту запись. (На доске: буки, есть, добро, азъ.) Как вы думаете, сколько букв записано здесь?

Ответ. Всего четыре. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова.

Вопрос 2-й команде:

- Какое слово можно составить из этих четырех букв? (Беда.)

- Кто первым ответит? Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв. Кто первым назовет это слово? (Азбука.)

VIII тур

1-й ведущий (показывает предметы – несколько гусиных перьев и старинную чернильницу). А это что за предметы, и какое отношение они имеют к славянской письменности?

После выяснения того, что эти перья – “орудия труда” писцов (предшественники карандашей и авторучек), которыми пользовались и в 19 в., ведущий предлагает детям попробовать писать гусиными перьями. Составляется несколько (по числу перьев) команд детей (представители мальчиков и девочек). На отдельные столики кладется по листу бумаги, по перу и ставится по чернильнице. Представители каждой команды, передавая перо, как эстафету, должны по очереди подбегать к своему столику и записывать на листе свое имя и фамилию. Кто быстрее.

2-й ведущий. А вот в старину древние писцы (чаще всего это были монахи) такими перьями писали и переписывали ценные книги. И буковки у них получались не такие кривые и корявые, как сегодня у нас, а ровные, прямые, четкие (это называлось “писать уставом”), или, наоборот “замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор ( это называлось “ писать вязью”). Да еще этим же пером рисовались заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов, листьев, и также разрисовывались заглавные буквы, да так, что напоминали уже не столько буквы, сколько изображение предметов и даже людей. Конечно, и писались тогда книги подолгу: по семь – восемь лет.

- Хотите увидеть такую книгу?

Ребятам демонстрируется раскрытая старинная книга (фототипическое издание или страница с фотографией рукописного листа).

1-й ведущий (читает фрагмент стихотворения М. Богдановича “Переписчик”).

На девственном листе, под узеньким окном, Неспешно буковки выводит он пером. И между ярко-чёрными рядами Вставляет красную строку весёлыми цветами и разноцветными головками зверей. И птиц невиданных,- фантазии своей Искусной вязью - вдоволь есть сноровки.- Украсит он заставки и концовки И заголовки все - ведь некуда спешить. Порою труд прервёт, чтоб лучше заострить Перо гусиное, и глянет: радость- солнце Столпами падает на стол через оконце.

2-й ведущий. Книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался обладателем огромного богатства. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными металлами, камнями, а потому, что в них был вложен многолетний труд писца и многовековая человеческая мудрость.

Да и обыкновенная бумага в старину была “дивом-дивным”. Кстати, в Древней Руси для ведения разной бытовой переписки, для обучения детей грамоте была найдена оригинальная замена – какая бы, вы думали?

IХ тур

1-й ведущий. На стенде – закрытый квадратиками кусочек этого “материала” - заменителя бумаги в Древней Руси с написанным на нем названием этого материала.- Давайте будем по очереди открывать квадраты. Кто раньше всех угадает, что это такое?

Представители команд по очереди называют номера квадратов, которые надо открыть. Под квадратами – кусок “бересты” (из картона), повернутый обратной (желтой) стороной, с нарисованным на нем словом береста. Для усложнения задания буквы лучше расположить не в одну линию, а вразброс, квадратов же сделать большее количество, чем букв, и расположить их в два-три ряда, чтобы один квадрат закрывал не целую букву, а часть ее или пустой кусок “бересты”.

После угадывания слова “береста” переворачивается “белой” стороной к зрителям, и на ней обнаруживается нацарапанный древнерусскими буквами текст.

НВЖПСНДМКЗАХТСЦТ

ЕЕАИАЕУАААОЕИА

2-й ведущий. Ребята, понятна вам эта надпись? Да, она “зашифрована”. Такую “берестяную грамоту” нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что эта шифровка – не что иное, как озорная шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой или Еремкой, мальчишкой-школьником во время скучного урока – и подсунутая соседу. Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку, а прочитав, разозлился, порвал ее и выбросил вон. Что же написано здесь такое шалуном-мальчишкой, что заставило прочитавшего разорвать бересту? Обратите внимание: в верхнем ряду записаны только согласные, во втором – гласные, а ведь обычно в русских словах они чередуются. Значит надо читать текст ... по зигзагу!

Х тур

1-й ведущий. Кто первый прочтет головоломку?

Расшифровка текста выглядит так: “Невежа писа, недума каза, а хто сё цита”...

2-й ведущий. Эта дразнилка в современном языке известна в таком виде: “Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю”. Теперь понятно, что на оторванном клочке бересты были какие-то обидные слова в адрес читающего головоломку, вот он и порвал его. В таком виде и нашли бересту в наше время ученые.

1-й ведущий. Благодарим всех вас за участие в игре, позволившей вспомнить о своих корнях, о славных русичах, которые, как сказано в “Повести о разорении Рязани Батыем”, “... были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали”. А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок-игра "Древняя Русь"

Цели: 1) обобщить знания по теме «Произведения древнерусской литературы»;

2) повысить мотивацию учащихся к изучению истории и литературы своей страны;

3) воспитывать у обучающихся чувство любви к Родине.

Оборудование: эмблемы команд с названием и девизом; карточки с заданиями.

Ход мероприятия:

Слово ведущего:

- Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княжнах, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце – любовью к своему Отечеству!

I тур.

Команды называют себя, объясняют какое (и почему) изречение взяли девизом.

II тур.

Вопросы командам:

I к.. 1. Кого в Древней Руси называли оратаем? (пахаря)

2. Комната монаха в монастыре? (келья)

3. Первая книга христианского мира? (Евангелие)

4. Бог грома и молнии у древних славян? (Перун)

5. Старинная рукопись, документ (свиток, хартия)

II к. 1. Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси? (обет)

2. Боевой топорик с длинной рукоятью (секира)

3. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героя (былины)

4. Похоронный обряд у древних славян. (Тризна)

III тур.

  1. Инсценируйте любой эпизод из «Песни о вещем Олеге».

  2. Инсценируйте монолог Пимена из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

IV тур.

Команды получают карточки с заданием, готовятся 5-7 минут.

I. 1) Назовите известные вам жанры древнерусской литературы.

2) Что говорится о пользе книг в «Повести временных лет»?

3) Покажите длань.

II. 1) Как «Повесть временных лет» рассказывает о том, откуда пошла русская земля?

2) Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве?

3) покажите свою десницу (правая рука)

В это время 2 представителя команд работают над тестами.

I. 1.Агнец – это:

а) ангел; б) ягненок; в) огонь.

2. Где вам могли встретиться буки:

а) в лесу; б) в книге; в) на картине.

3. Клобук носят:

а) на голове; б) на шее; в) в кармане.

4) Басурман – это:

а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание.

II. 1.Алкать - значит:

а) кричать; б) жаждать; в) бежать.

2.Лепота - это:

а) лепные узоры; б) настой их липы; в) красоты.

3.Забрало - это:

а) меч; б) городская стена; в) кольчуга.

4) Пращур – это:

а) динозавр; б) отец прапрадеда; в) название болезни.

V тур.

Вопросы на время:

  1. Кем были открыты первые школы на Руси?

  2. Основатели славянского письма.

  3. Год принятия христианства на Руси. (988)

  4. Волхвы – это … (языческие жрецы)

  5. К чему обращается Ярославна в плаче? (к Солнцу, ветру, Днепру).

  6. Что являлось центром образованности в Древней Руси?

  7. Основатель Киева (Кий).

  8. Что предвещало поражение Игоря? (затмение Солнца)

  9. Как погиб Олег Вещий?

  10. Имя первого князя на Руси ( Рюрик)

  11. Бог Ветра в Древней Руси (Стрибог)

  12. Имена первых святых на Руси (Борис и Глеб)

  13. Кто такой Боян? (поэт, певец Древней Руси)

Подведение итогов.

Заключительное слово учителя:

- Благодарю за участие в игре, позволившей вспомнить нам о своих корнях, о славных русичах…

IV тур.

I. 1) Назовите известные вам жанры древнерусской литературы.

2) Что говорится о пользе книг в «Повести временных лет»?

3) Покажите длань.

IV тур.

II. 1) Как «Повесть временных лет» рассказывает о том, откуда пошла русская земля?

2) Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве?

3) покажите свою десницу (правая рука)

Тесты для 4 тура.

I. 1.Агнец – это:

а) ангел; б) ягненок; в) огонь.

2. Где вам могли встретиться буки:

а) в лесу; б) в книге; в) на картине.

3. Клобук носят:

а) на голове; б) на шее; в) в кармане.

4) Басурман – это:

а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание.

Тесты для 4 тура.

II. 1.Алкать - значит:

а) кричать; б) жаждать; в) бежать.

2.Лепота - это:

а) лепные узоры; б) настой их липы; в) красоты.

3.Забрало - это:

а) меч; б) городская стена; в) кольчуга.

4) Пращур – это:

а) динозавр; б) отец прапрадеда; в) название болезни.

ШМО учителей русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» г.Прохладного КБР

Литературная игра в 8А классе

«Древняя Русь»

Подготовила –

учитель русского языка и литературы

Черникова И.А.

2015 -2016 учебный год

videouroki.net

литературная игра Древняя Русь

Литературная игра «Древняя Русь»

Цели:

Обогащение литературного и эстетического кругозора учащихся;

Развитие умения самостоятельно пополнять знания;

Формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса

Вступительное слово.

— Братья и его друзья, сыновья и дочери земли нашей! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и вспомним славный путь православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству.

1. Представление команд. «Иванами да Марьями гордилась старина…»

2. Разминка. Вопросы командам (задаются поочередно каждой команде)

Кого в Древней Руси называли оратаем? (пахаря)

Комната монаха в монастыре (келье)

Первая книга христианского мира (евангелие)

Бог грома и молнии у древних славян (Перун)

Старинная рукопись, документ (хартия , свиток)

Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси (обет)

Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях (былина)

Кем были открыты первые школы на Руси? (Ярославом Мудрым)

Автор «Повести временных лет» (монах Киево-Печерского монастыря Нестор)

Год принятия христианства на Руси (988)

Первоначальное значение слова буква в России (дощечка из букового дерева с письменными знаками)

В каком городе Древней Руси была устроена первая библиотека ? (в Киеве)

3. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы (летописи, ие повести, поучения, исторические повести). Определите , прослушав отрывки, их жанр.

4. Конкурс выразительного чтения «Плач Ярославны»

5. Конкурс «Устаревшая лексика» (дать каждой команде)

Агнец – это… а)ангел б) ягнёнок в) огонь

Где вам могли бы встретиться буки? а) в лесу б)в книге в) на картине

Покажите длань (рука, ладонь)

Духовник а) играет на инструментах б)создает духи в) совершает духовные обряды

Басурман – это … а) национальность б) воинское название в) вероисповедание.

Клубок (монашеский головной убор с покрывалом) носят: а) на голове б) на шее

в) в кармане

Пращур – это: а) динозавр б) отец прадеда в) название болезни

Лепота – это: а) лепные узоры б) настой липы в) красота

Покажите свою десницу (правая рука)

Что необходимо знать, чтобы стать толмачом ? а) хорошо рисовать б) быстро бегать

в) знать языки

6. Конкурс капитанов «Спешите видеть»

А) назовите этот предмет и расскажите о его владельце (показать картинку, не называя). (Шапка Мономаха, Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого. Всю жизнь Мономах боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным полководцем, образованнейшим человеком своего времени)

Б) алфавит (в 863г по заданию моравского князя Ростислава два брата – ученых монаха Кирилл и Мефодий – составили славянский алфавит)

7. Финал. Задания двум оставшимся командам.

А) посмотрите эту запись. (на доске: буки, есть, добро, азъ). Как вы думаете, сколько букв записано здесь? (ответ: 4. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова).

Б) какое слово можно составить из этих четырех букв? (беда)

В) Кирилл и Мефодий придумали одно слово, составив его из полных названий двух славянских букв с этого плаката. Кто первым назовет это слово? (Азбука)

Подведение итогов.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

psychology-msk.ru

Литературная игра для учащихся 8-10 классов Древняя Русь.

Литературная игра для учащихся 8-10 классов Древняя Русь.

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Тимофеева Е.В. Цель: обобщение изученного материала. Задачи: лучше узнать о своих корнях, истоках Руси , воспитывать чувство гордости за свою Родину. Оборудование: книги и иллюстрации о Древней Руси. Содержание мероприятия: Учитель: Поведём мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях чутких и верных. И пусть ещё больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаём мы всякиё раз, когда открываем литературу Древней Руси. Первый тур. 1.Кого в Древней Руси называли оратаем? ( Пахаря.) 2.Комната монаха в монастыре.( Келья.) 3.Первая книга христианского мира.(Евангелие.) 4.Бог грома и молнии у древних славян.( Перун.) 5.Старинная рукопись, документ.( Хартия, свиток.) 6.Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси.( Обет.) 7.Боевой топорик с длинной рукоятью.( Секира.) 8.Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.( Былины.) 9.Похоронный обряд у древних славян.( Тризна.) 10.Чей щит прибит « на вратах Цареграда»? ( Вещего Олега.) 11.Как назывались в Московском государстве 16-17 веков учреждения?( Приказы.) Второй тур. Командам предлагаются тесты по теме: « Устаревшая и малоупотребительная лексика». Тест для первой команды. 1.Агнец – это… : а)ангел; б)ягнёнок; в)огонь. 2.Где вам могли встретиться буки? а)в лесу; б)в книге; в)на картине. 3.Покажите длань.( Рука, ладонь.) 4.Духовник а) играет на духовых инструментах; б) создаёт духи; в) совершает духовные обряды. (священник, принимающий исповедь.) 5.Басурман – это: а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание. ( Иноверец.) 6.Клобук носят: а) на голове; б) на шее; в) в кармане. (Высокий монашеский головной убор с покрывалом.) Тест для второй команды. 1.Алкать значит: а) кричать; б) жаждать; в) бежать.( Жаждать, сильно хотеть.) 2.Пращур – это: а) динозавр; б) отец прапрадеда; в) название болезни. 3.Забрало – это: а) меч; б) городская стена, её верхняя часть; в) кольчуга. 4.Лепота – это: а) лепные узоры; б)настой из липы; в) красота. 5.Покажите свою десницу.( Правая рука.) 6.Что необходимо, чтобы стать толмачом? А) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) знать языки. Третий тур. В этом туре вопросы задаются каждому участнику игры. 1.Почему одна из икон чудотворца Николы стала называться « Заразской»? ( Княгиня Ольга с сыном Иваном Фёдоровичем Постником похоронены у иконы великого чудотворца Николы Корсунского. « И по той причине зовётся великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим Князем Иваном сама себя на том месте «заразила» (разбила), узнав о гибели своего мужа в Орде и о желании хана сделать её наложницей» , - говорится в « Повести о разорении Рязани Батыем».) 2.Что вы знаете о последних днях жизни боярыни Морозовой и её сестры Евдокии Урусовой из « Повести о боярыне Морозовой»? (Царь Алексей Михайлович приказал уморить голодом обеих сестёр в Боровской яме. В ночь с 1 на 2 ноября 1675 года смерть положила конец страданиям. Тела сестёр зарыли внутри стен Боровского острога.) 3.В каком произведении древнерусской литературы заложена великая идея сплочения русской народной силы? ( В «Слове о полку Игореве».) 4.Почему хан Батый отпустил пленных с Авдотьей Рязаночкой, а не срубил ей «по плеч буйну голову»? ( Хану Батыю пришлись по сердцу умные речи Авдотьи: - Я замуж пойду, так у меня и муж будет, Свёкра стану звать батюшкой, Приживу я себе сына любезного, Так у меня и сын будет, Приживу я себе дочку любезную, Вппою-вскормлю, замуж отдам, Так у меня и зять будет. Не видать мне будет единыя головушки, Мне милого братца родимого, Да не видать век да и повеку.) 5.Чем князя Владимира привлекла вера христианская: (Красотой богослужения.) 6.Чья судьба крепко связана с тремя понятиями: Никон, яма в Пустозерске, казнь огнём? (судьба протопопа Аваакума.) 7.Что общего и различного в « Слове о полку Игореве» и « Задонщине»? ( Автор «Задонщины» использовал сюжет, лексику, композицию «Слова…». Однако в «Слове…» русские войска потерпели поражение, а в «Задонщине» - одержали победу.) 8.В эпоху Куликовской битвы сбылось то, о чём мечтал автор «Слова…». О чём идёт речь? (Перед лицом вражеского нашествия объединились русские князья: «Съехались все князья русские к великому князю Дмитрию Ивановичу на помощь». Не пришли на помощь Дмитрию тверской, нижегородский, смоленский, рязанский князья.) Четвёртый тур. Вопросы 1 команде. 1.Кем были открыты первые школы на Руси? (Ярославом Мудрым.) 2.Где впервые упоминается о начитанности Ярослава Мудрого? (В «Повести временных лет».) 3.Автор летописного свода «Повесть временных лет».(Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.) 4.Основатели славянского письма.(Кирилл и Мефодий.) 5.Назовите число и месяц празднования дня славянской письменности.(24 мая.) 6.Год принятия христианства на Руси.(988.) 7.Имя Сергия Радонежского в мирской жизни.(Варфоломей.) 8.Волхвы – это…(языческие жрецы). 9.Первоначальное значение слова «буква» в России.( Дощечка из букового дерева с письменными знаками.) 10.В каком городе Древней Руси была устроена первая библиотека?( В Киеве.) 11.К чему обращается Ярославна в плаче?( К солнцу, ветру, Днепру.) 12.Что являлось центром образованности в Древней Руси? ( Монастыри.) 13.В каком году состоялся поход князя Игоря Новгород-Северского? ( В 1185, 23 апреля.) 14.Кто из писателей или поэтов, известных вам, обращался в своём творчестве к «Слову…»?(Жуковский, Майков, Заболоцкий.) 15.Композитор, написавший оперу «Князь Игорь»? ( Бородин.) 16.Как звали половца, который помог князю Игорю бежать из плена? (Овлур.) 17.Как в «Слове…» автор называет Игоря, его брата Всеволода, племянника Святослава и сына Игоря – Владимира? (Четыре солнца.) Вопросы второй команде. 1.Что предвещало поражение Игоря? (Затмение солнца.) 2.Кот из рязанских вельмож особенно прославился в битве с Батыем? (Евпатий Коловрат.) 3.Основатель Киева. (Кий.) 4.Как погиб князь Олег Вещий? (От укуса змеи.) 5.Автором какого выдающегося произведения древнерусской литературы является Владимир Мономах? («Поучение».) 6.Имя первого князя на Руси. (Рюрик.) 7.В «Задонщине» 9 раз звучит один и тот же призыв. Какой? («За землю Русскую и за веру христианскую».) 8.Бог ветра в Древней Руси. (Стрибог.) 9.Город, в котором родился Василий Буслаев, (Новгород.) 10.У какого города был убит древлянами князь Игорь Киевский? (Искоростень.) 11.Чьё золотое слово звучит в «Слове…»? (Святослава.) 12.Назовите художников, иллюстрировавших «Слово…».(В.П. Фаворский, Роман Белоусов, И.Я. Билибин.) 13.Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб.) 14.Кто такой Боян? Поэт, певец Древней Руси.) 15.Где был приобретён сборник, включающий «Слово…»? (В Спасском монастыре Ярослава.) 16.Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (Благословил войско и предсказал победу.) 17.Назовите все части трилогии, повествующей о величайшем бедствии человечества – монголо-татарском нашествии. (Трилогия В. Яна: «Чингиз-хан». «Батый», «К последнему морю».) Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Благодарю за участие в игре, позволившей вспомнить о своих корнях, о славных русичах, которые, как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем», «…были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали». А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.

mouschool5.narod.ru