Состояние сельского хозяйства Руси в 14-16 веках. Двухполье в древней руси это
Трехполье - это старинная система севооборота
Стремительное развитие сельскохозяйственной техники позволило людям усовершенствовать севооборот и перейти от двупольной к трехпольной системе обработки земли.
Что такое трехполье?
Трехполье – это чередование двух видов сельскохозяйственных культур и пара во времени и на территории или только во времени. Например, может сменяться пар, пшеничные и картофельные культуры.
На территории России еще со времен феодализма трехполье – это система севооборота, которая обычно состояла из вспаханного, но незасеянного поля, озимых (пшеницы) и яровых (овса или проса). Иными словами, такая технология имела только зерновое направление (преимущественно хлебные и крупяные культуры).
История возникновения
Еще в период античности из-за довольно простого принципа во многих странах преобладала двупольная система обработки земли. Как правило, люди делили нераспаханное поле на две части. Первую засевали сельскохозяйственными культурами, а другую часть оставляли, как пар. Спустя год все делалось наоборот. Вспахивали и засевали вторую часть, а первую оставляли нетронутой.
Лишь в XI-XIII веке двупольную систему признали экономически невыгодной. И тогда появился новый севооборот. В те времена трехполье – это было что-то наподобие модификации, улучшенного варианта привычной двупольной системы, которую признали во многих странах, в том числе и в Европе.
Преимущества и недостатки трехпольной системы севооборота
Стоит подробно рассмотреть особенности такой технологии.
Преимущества | Недостатки |
Обработка больших полей происходит с использованием той же сельскохозяйственной техники, что и при двупольной системе. | В сравнении, например, с многопольной, трехполка является экономически невыгодной, так как ежегодное количество выращенных сельскохозяйственных культур небольшое. |
Часть урожая можно сохранять даже во время стихийного бедствия, так как различные виды сельскохозяйственных культур нужно засевать в разное время года. | |
Исходя из предыдущего преимущества, работы на поле распределяются на весь год, а не только на установленное время. | |
За счет увеличения пашни можно взращивать различные сельскохозяйственные культуры и даже менять ассортимент из года в год. |
В сравнении с двупольной системой, трехполье – это то, что давало людям ежегодный прирост урожая сельскохозяйственных культур. Это обосновано тем, что поле уже делится не на половину, а на три части, две из которых полностью засеиваются растениями.
fb.ru
Двуполье - это самый простой севооборот
Славяне никогда не стремились к захвату чужих земель, поэтому земледелие для них являлось основополагающим элементом экономического развития.
Первичная система обработки земли
Первичным способом обработки земли было двуполье. Эта методика обработки земли подразумевает условное разделение конкретного участка на 2 части. На протяжении одного сезона «работает» только 1 часть, а вторая «отдыхает». Второй участок, который не засеивался, называли «пар». Однако эта часть земельного надела не совсем отдыхала. Ее обязательно очищали от сорняков и вспахивали. На следующую посевную засеивали только «пар», а другая часть «отдыхала». И так по кругу.
Двуполье – это возможность снизить влияние человеческого фактора на истощение земли. Но у методики был выявлен существенный недостаток – в более засушливых регионах земли под чистым «паром» подвергались сильнейшей ветровой эрозии. Вследствие этого земледельцы вместо чистого «пара» начали использовать яровой. Высаживали по стерне крупнозерные семена яровых культур. После того, как сидеральная масса вырастала, её подрезали стрельчатыми лапами примерно на высоту 12 и более сантиметров. Таким образом в двуполье эта сидеральная масса выступала в качестве средства для удержания влаги и выпаса скота.
Через какое-то время система претерпела некоторые изменения. По-прежнему поле делили на 2 части, но одну засеивали озимыми, а другую – яровыми культурами.
Вторичная методика
Несмотря на то, что двуполье – это достаточно эффективный способ обработки земельного участка, со временем методика существенно изменилась. Началась эпоха трехполья. Суть такова, что поля уже делили на 3 части, одну часть вспахивали и засеивали культурами для скота, на остальных двух высаживали яровые и озимые культуры. Эта методика используется в некоторых регионах по сегодняшний день, как и двупольная. Земли под «паром» используются по-прежнему для выпаса скота.
Преимущества трехполья
Почему же большинство земледельцев отказались от разделения полей на два участка и в чем преимущество трехполья перед двупольем?
Прежде всего, паровую часть земли использовали в качестве пастбища практически до конца июня. Затем вспахивали и высаживали озимые культуры. На следующий год, после снятия урожая, использовали для выпаса скота с августа. В итоге удавалось таким нехитрым способом увеличить площадь пашни. На одной и той же площади удавалось собрать большие объёмы урожая, а все сельскохозяйственные работы равномерно распределить на весь календарный год. В случае наступления стихийного бедствия у земледельцев оставалась надежда сохранить хотя бы часть урожая.
fb.ru
ТРЁХПОЛЬЕ - это... Что такое ТРЁХПОЛЬЕ?
Трёхполье — Трёхполье, трёхполка система севооборота с чередованием, например, пара, озимых и яровых культур. Применялась в крестьянских хозяйствах России и других стран с древнейших времён[1]. На смену паровому трёхполью пришло многополье, как более… … Википедия
ЧЕТЫРЁХПОЛЬЕ — ЧЕТЫРЁХПОЛЬЕ, четырёхполья, мн. нет, ср. (с. х.). Система севооборота, при котором обрабатываемая земля делится на четыре поля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТРЁХПОЛЬЕ — ТРЁХПОЛЬЕ, я, ср. До введения травополья: севооборот с делением пашни на три поля, каждое из к рых засеивается сначала озимыми, затем яровыми, а на третий год оставляется под паром. | прил. трёхпольный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
ЧЕТЫРЁХПОЛЬЕ — ЧЕТЫРЁХПОЛЬЕ, я, ср. Севооборот, при к ром обрабатываемая земля делится на четыре поля, последовательно засеваемые разными культурами. | прил. четырёхпольный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
трёхполье — трёхполье, трёхполья, трёхполья, трёхполий, трёхполью, трёхпольям, трёхполье, трёхполья, трёхпольем, трёхпольями, трёхполье, трёхпольях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
четырёхполье — четырёхполье, четырёхполья, четырёхполья, четырёхполий, четырёхполью, четырёхпольям, четырёхполье, четырёхполья, четырёхпольем, четырёхпольями, четырёхполье, четырёхпольях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
трёхполье — трёхполье … Словарь употребления буквы Ё
четырёхполье — четырёхполье … Словарь употребления буквы Ё
трёхполье — я; ср. Устар. Система севооборота с делением пашни на три поля, каждое из которых засевается сначала озимыми, затем яровыми, а на третий год остаётся под паром. ◁ Трёхпольный, ая, ое. Т. севооборот. Т ое земледелие. * * * трёхполье 3 польный… … Энциклопедический словарь
трёхполье — трёхп олье, я … Русский орфографический словарь
dic.academic.ru
Земледелие у славян — Славянская культура
Земледелие у славян: специфика и преимущества. Для многих культур древнего (и не только) мира характерен экстенсивный путь развития, однако если речь заходит о цивилизациях, которые в популярной литературе принято называть великими, то чаще всего мы имеем дело с интенсивным развитием, то есть качественным преобразованием, использующим внутренние механики.Если говорить о древнеславянской культуре, то очевидно, что наши Предки не стремились к захвату новых территорий, предпочитая получать максимум выгоды от уже имеющихся. Именно поэтому, когда речь заходит о славянском земледелии, логично вспомнить, что такое двуполье и триполье.
Земледелие у древних славян являлось если не основой экономики, то ее базовым элементом, что в целом характерно для любой процветающий культуры древности. Первичная система земледелия славян называлась двуполье и с течением времени она стала использоваться большинством народов евроазиатского континента. Двуполье, как следует из названия системы, представляет собой методику, при которой вся площадь обрабатываемой земли (в рамках компетенции отдельно взятого хозяйства) делится на две равные части. В течение сезона засеивается лишь одна часть площади, в то время как вторая «отдыхает» (она называется «пар»). Но это вовсе не значит, что вторую часть вообще не обрабатывают, ее как минимум вспахивают, добиваясь необходимой структуры почвы, избавляясь от сорняков.
На следующий сезон засеивается та часть поля, которая «отдыхала», и так далее. Подобная система земледелия, используемая древними славянами, позволяла снизить уровень истощения почвы под влиянием антропогенных факторов до минимума. С течением времени двупольная система претерпела некоторые изменения и засеиваемую половину поля также стали делить на две части. Но теперь одну часть засеивали яровыми, а другую – озимыми. Такая методика в еще большей степени повысила интенсивность и как следствие – эффективность земледелия, а также повлияла на развитие сельскохозяйственной отрасли в целом.
Впоследствии (ближе к началу «нашей эры») система земледелия у древних славян (в частности – у восточных) претерпела кардиальные изменения. На смену двуполью пришло трехполье. Это методика обработки земли, при которой доступная площадь делится на три части и лишь одна из частей не засеивается (но вспахивается). Оставшиеся части обрабатываются и засеиваются озимыми и яровыми культурами соответственно. Фактически речь идет о доведенной до совершенства модифицированной двупольной системе. Тем не менее, вплоть до настоящего времени в отдельных регионах используется как двупольная, так и трехпольная методика.
Важно понимать, что обработка земли в жизни славян играла, мягко говоря, существенную роль. Именно поэтому славянское земледелие стало прямым источником методик, которые использовались всеми народами Мидгард-Земли на протяжении тысячелетий. При этом значительно более сложным является вопрос о том, был ли у славян бог земледелия. Чаще всего историки называют Велеса, но в данном случае речь идет о подмене понятий и непрямой аналогии. Велеса, бога мудрости, волхования и времени, иногда в летописных источниках называют «скотьим богом», но глупо трактовать это понятие через прямое значение используемых в нем слов. «Скотий бог» - значит бог шотландцев (как и почему Велес оказался в этом регионе, как стал его покровителем – тема другого разговора). И совсем не зря западная часть Британии до сих пор именуется словом Уэльс, в котором не трудно уловить созвучие с именем Велес.
Так или иначе, но Велеса нельзя назвать богом земледелия, как минимум – не в полном смысле этого слова. В определенных регионах он действительно покровительствовал людям, работающим с землей, но скорее в экзотерическом смысле. С течением времени направленное вырождение верований древних славян, смешение с «мировыми» религиями и прочими культами привело к возникновению самых удивительных и непостижимых обрядов. Так, в частности, появился обряд «осеменения» земли, обряд заплетания колоска «Велесу на бородку» и прочие извращенные ритуалы, которые к изначальной славянской традиции не имеют никакого отношения.
Похожие статьи:
История → Куликовская битва и Куликово поле
История → Общинное устройство славянских племен
Культура → Дни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве
Традиции → Обряды славян
Традиции → Славянские заговоры
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Как назывались поселения ремесленников в Древней Руси? — domino22
Как назывались поселения ремесленников в Древней Руси?
- ПОСАД. Сергиев Посад. Павлов Посад. Посад м. устар. 1. Торгово-ремесленная часть города, расположенная за крепостной стеной (на Руси IX-XIII вв.) . // Торгово-ремесленное поселение около укрепленных пунктов. 2. Пригород, предместье. // Поселок в таком месте.http://www.lexicon.org.ua/efremova/p/233670.htmlЗначения других предложенных слов:СЛОБОДА. Толковый словарь В. И. Даля:Слобода южн. сев. свобода; слободный, слободить, свободный, свободить. Слобода ж. стар. село свободных людей; пригородное селение, подгородный поселок, за городом, т. е. за стеною, род посада. Ямская слобода, пригородная улица ямщиков; торговая слобода, посадских людей. Ныне, большое село, где более одной церкви, и торг или ярмарка, либо волостное правление, род сельской столицы; также промышленое, фабричное село, где крестьяне почти не пашут. Слободка, слободочка, слободушка, умалит. Слободки есть при большей части городов: слободкой приселяются и крестьяне, и мещане, также отставные, занимаясь частью хлебопашеством, кулачеством и пр. Местами слободку зовут форштатом, немецк.http://tolks.ru/?to=2what=view_wordfile_id=45981from=base_tmpРЯД. Расположенные в одну линию ларьки или прилавки для продажи каких-л. однородных товаровhttp://www.rulib.info/word/rjad.html
- Внутри города — ряд, конец. Вне города — слобода.
- Слобода
- Основу сельского хозяйства в Древней Руси составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или оралом, с двойной упряжкой волов. На севере — сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.Были известны двухпольный и трхпольный севообороты. Двухполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая «отдыхала» -находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла — обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников — оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой — страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внешнеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и. т. д.Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживаются, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин) , принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стор
www.domino22.ru
Состояние сельского хозяйства Руси в 14-16 веках
Время с конца X до начала XII в. является важным этапом в развитии феодальных отношений на Руси. Это время характеризуется постепенной победой феодального способа производства на значительной территории страны.
В сельском хозяйстве Руси господствовало устойчивое полевое земледелие. На Севере основным земледельческим орудием была деревянная соха с железным наконечником, на юге — плуг и рало. Для рыхления пашни употреблялась деревянная борона. О развитом пашенном земледелии свидетельствует ремесленное производство сельскохозяйственных орудий на продажу: при раскопках обнаружены кузнечные мастерские XII—XIII вв., в которых найдены серпы, косы, лемехи и т. д.
Была распространена залежная, или переложная, система земледелия, при которой земля после её вспашки в течение нескольких лег не засевалась. В то же время уже появилась и распространялась паровая зерновая система земледелия (двухполье и трёхполье). Разнообразен был состав сельскохозяйственных культур. Высевались рожь, просо, овёс, пшеница, гречиха, горох, полба, мак, лён. Из огородных культур были известны репа, капуста, бобы, лук, чеснок, хмель, из фруктовых деревьев — вишня и яблоня. Скотоводство развивалось медленнее, чем земледелие. Тягловой силой в хозяйстве служили рабочий конь и вол.
Несмотря на относительное увеличение сельскохозяйственного производства, урожаи собирались низкие (как и во всей тогдашней Европе). Частыми явлениями были недород и голод, подрывавшие крестьянское хозяйство и способствовавшие закабалению крестьян. В экономике сохраняли большое значение охота, рыболовство, бортничество. Меха белок, куниц, выдр, бобров, соболей, лисиц, а также мёд и воск шли на внешний рынок. Лучшие охотничьи и рыболовные участки, леса с бортными угодьями захватывались феодалами.
XIV век
«Дань неминучая» в XIV-XV вв. серьезно влияет на экономику, вымывая из оборота денежные средства.
Русские князья исправно собирали с подданных ордынский выход.
В пострадавших от татар землях опять появилась подсека. Объем пашни сократился.
XV век
К концу века удобья все распаханы. Основное орудие – соха, так как преобладала лесная пашня, появились водяные мельницы.
Трехполье теснит двухполье к концу века.
Среди зерновых преобладает озимая рожь с гарантированным урожаем.
Скотоводство развито слабо.
Лесной выпас.
Охота, рыболовство (в том числе на феодала), бортничество.
Сохранилась экономическая обособленность бывших княжеств.
XVI век
Трехполье
Освоение степной зоны - плуг, волы. Так как главные затраты труда крестьянина поглощало полеводство, то огородничество развито слабее. Оно распространилось в городах и только там приобрело товарный характер.
В условиях природы с коротким земледельческим сезоном уклад жизни крестьян носил мобилизационно-кризисный характер.
Идет имущественное расслоение крестьян. увеличение скотоводства, стойловое содержание, но главное – навоз, а не мясомолочная продукция, малорослые выносливые породы скота.
Древняя Русь, как и большая часть современной России, не знала плодосменной системы земледелия, что вполне понятно при редкости ее населения. Но большая часть территории Московского государства в XVI веке пережила уже и первобытную огневую или подсечную систему, которая сохранялась лишь на Севере и то в таких местах, которые еще только что заселялись в это время, вдали от больших водных путей, в глухих лесных дебрях. В Центральной области и в Западном Полесье уже в первой половине XVI века господствовала паровая-зерновая система земледелия. Это видно из так называемых писцовых книг, - документов, которые можно считать историческими предшественниками современных статистических сборников. Так, писцовые книги Тверского уезда, составленные в 1540 и 1548 г., свидетельствуют о вполне развитой установившейся паровой-зерновой системе. То же видно из множества дошедших до нас описаний центральных монастырских имений: например, в 1562 г. были составлены писцовые книги по Переяславль-Залесскому уезду, и до нас дошли те их части, которые относятся к имениям монастырей Спасского-Ярославского, Троицкого-Сергиева, Чудова, Махрищского; тогда как пашня у этих монастырей простирается от двух до тридцати тысяч десятин, в перелоге считается всего 400-700 десятин, а у Спасского-Ярославского монастыря всего - 3 десятины. В Новгородской области в конце XV и в первой половине XVI века размеры пашни были в несколько десятков раз больше площади, лежавшей в перелоге: так, в Шелонской пятине в 1539 г. пашни считалось более 42 тысяч десятин, а залежи всего 550 дес; или в Вотской пятине в то же время при 50 тысячах десятин пашни было лишь 958 десятин перелогу. Значительная часть центральных уездов - именно те, которые лежали на северной и южной, отчасти также на восточной окраинах Центра (Ярославский, Пошехонский, Ростовский, Юрьево-Польский, Костромской, Нижегородский, Коломенский, Боровский, Клинский, Старицкий, Звенигородский), и некоторые местности Западного Полесья сохранили паровую-зерновую систему земледелия и в конце XVI века, так что очевидно, что полевое хозяйство шло и развивалось в этих местах совершенно естественно, без скачков и перерывов. Но чрезвычайно замечательно, что в последнем тридцатилетии XVI века в уездах, занимавших середину и северо-запад Центральной области, равно как и в большей части Западного Полесья, получила преобладание переложная система полевого хозяйства. Об этой смене сравнительно интенсивной паровой-зерновой системы экстенсивною переложной свидетельствует целый ряд писцовых книг, оставшихся от семидесятых и восьмидесятых годов XVI века. Для примера укажем на писцовую книгу Московского уезда, составленную в 1584-1586 годах, и на писцовую книгу Вотской пятины 1581-1582 г.; по первой, перелог занимал впятеро большую площадь, чем пашня - его считалось около 120 тысяч десятин при 24 тыс. десятин пашни, по второй, перелогу было около 60 тысяч десятин, пашни же только 4900 дес. Таким образом, в двух основных старых областях государства, тех самых, которые раньше были самыми населенными и цветущими, в последнее тридцатилетие XVI века замечается регресс в полевом хозяйстве, крайний, резко выраженный упадок земледелия. Это - основной факт, требующий надлежащего объяснения.
В остальных естественных областях Московского государства - на Севере, в Прикамье, Степи и Поднепровье - преобладала в XVI веке переложная система земледелия, лишь местами сменявшаяся паровой-зерновой, причем по мере приближения к концу века земледелие в этих областях постепенно улучшалось. На Севере всего лучше полевое хозяйство развивалось в уездах Белозерском, Каргопольском и по течению Северной Двины, в Степи, главным образом, в той ее полосе, которая непосредственно прилегала к Центру, в Прикамье - в ранее населенных землях по верхнему течению Камы, уездах Чердынском и Соликамском. В этих местах преобладала уже тогда паровая-зерновая система земледелия с употреблением удобрения, сохи в качестве земледельческого орудия и лошади в качестве рабочего скота. В других уездах господствовало употребление деревянного плуга, служащее также, кроме данных, сообщаемых писцовыми книгами, доказательством существования переложной системы: при такой системе не употребляют сохи, потому что она вредит росту на залежи злаков, дающих хорошее сено.
Немаловажное значение для сельского хозяйства имеет вопрос о роде хлебов, высеваемых в разных местностях страны: различие в этом отношении между отдельными областями определяют возможность сбыта продуктов одних из них в другие. В древней Руси сеялись в большинстве случаев малоценные хлеба - рожь и овес, довольно часто также ячмень, бывший по климатическим условиям единственным посевным злаком на крайнем севере. Дорогие хлеба - пшеница, гречиха - сеялись почти повсеместно, но в незначительных количествах: имеются, например, сведения, что посевная площадь пшеницы была вдесятеро меньше, чем таковая же овса, а посевы гречи занимали просгранство, впятеро меньше занимаемого пшеницей. Наибольшие различия между областями относились к возделыванию культурных растений - льна и конопли: тем и другой славились Западное Полесье, северная окраина Центра и юг Поднепровья, по согласному свидетельству писцовых книг, актов и иностранных писателей.
Таковы были в общих чертах технические условия земледельческого производства. В них все естественно и нормально, за исключением лишь упадка полевого хозяйства в большей части Центра и Западного Полесья.
biofile.ru
ТРЁХПОЛЬЕ - это... Что такое ТРЁХПОЛЬЕ?
Трёхполье — Трёхполье, трёхполка система севооборота с чередованием, например, пара, озимых и яровых культур. Применялась в крестьянских хозяйствах России и других стран с древнейших времён[1]. На смену паровому трёхполью пришло многополье, как более… … Википедия
ТРЁХПОЛЬЕ — ТРЁХПОЛЬЕ, трёхполья, мн. нет, ср. (с. х.). Система полеводства (устарелая), состоящая в том, что пашня делится на три поля (клина), каждое из которых засевается в первый год озимым, во второй год яровым и в третий оставляется под паром. Толковый … Толковый словарь Ушакова
ЧЕТЫРЁХПОЛЬЕ — ЧЕТЫРЁХПОЛЬЕ, четырёхполья, мн. нет, ср. (с. х.). Система севооборота, при котором обрабатываемая земля делится на четыре поля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЧЕТЫРЁХПОЛЬЕ — ЧЕТЫРЁХПОЛЬЕ, я, ср. Севооборот, при к ром обрабатываемая земля делится на четыре поля, последовательно засеваемые разными культурами. | прил. четырёхпольный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
трёхполье — трёхполье, трёхполья, трёхполья, трёхполий, трёхполью, трёхпольям, трёхполье, трёхполья, трёхпольем, трёхпольями, трёхполье, трёхпольях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
четырёхполье — четырёхполье, четырёхполья, четырёхполья, четырёхполий, четырёхполью, четырёхпольям, четырёхполье, четырёхполья, четырёхпольем, четырёхпольями, четырёхполье, четырёхпольях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
трёхполье — трёхполье … Словарь употребления буквы Ё
четырёхполье — четырёхполье … Словарь употребления буквы Ё
трёхполье — я; ср. Устар. Система севооборота с делением пашни на три поля, каждое из которых засевается сначала озимыми, затем яровыми, а на третий год остаётся под паром. ◁ Трёхпольный, ая, ое. Т. севооборот. Т ое земледелие. * * * трёхполье 3 польный… … Энциклопедический словарь
трёхполье — трёхп олье, я … Русский орфографический словарь
dic.academic.ru