Как выбирали имена детям на Руси. Имена древней руси
Славянские ведические имена женские и мужские для мальчиков и девочек
Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Ю Я
МУЖСКИЕ ИМЕНА
Бава - медлительный
Багоня - багульник
Багро - значение неясно, возможно от «багровый»
Бажан - обожаемый, желанный: от «бажати» - желать
Бажен - то же
Байко - говорун
Бакан - багровая краска из червеца,
Бакота - шутник
Бакула - то же
Бакуня - краснобай
Балда - дубинка, колотушка. «Балдой» называют большой кузнечный молот. Богатырь из русской сказки.
Балован - избалованный, возможно, также, что ох «балия» - врач
Баломир - по смыслу подходит «народный целитель»
Балосын - сын врача
Балуй - гриб
Балша - уменьшительное от имён с основой «Бало»
Баран - баран. Обычай называть людей «звериными» именами идёт из глубокой древности и распространен у всех индоевропейских племён. Например, Вольф (волк) у германцев; Агнесса (Овечка) у римлян; Фока (Тюлень) у греков и т.д. Можно лишь предполагать, что люди брали себе имя зверя - покровителя племени (рода). Баран впервые упоминается с 1249 г. в польских источниках.
Барвин - крашеный, цветной. Барвинок - растение могильница, гроб-трава.
Барма - бормотун. Имя русского зодчего XVI века, одного из строителей христианского храма Василия Блаженного в Москве.
Барним - (медлительный). «Барить» - задерживать, заставлять мешкать. Барним I - западно-поморский князь.
Басенок - сказочный: от «баснь» - сказка. Воевода Московский, возглавивший в 1456 г. рать на новгородцев.
Баско - красавчик
Баташ - от «батать» - качать ногами
Батура - упрямец (рязанский говор)
Батяшка - возможно, то же, что и Баташ
Бахарь - сказочник, врун
Баян - рассказчик, сказитель; от «баяти» - рассказывать.
Бдигост - высматривающий гостей
Бедислав - бедою славный. Имя одного из князей, подавлявших восстание холопов на Новгородчине в IX в.
Бежан - бегающий
Безгнев - безгневный
Бездруг - без друзей
Безман - значение неясно
Безмест - значение неясно
Безнос - безносый
Безобраз - безобразный
Безпрем - неизменный
Безрук - безрукий
Безсон - бессонный
Белеут - язь (рыба)
Велик - белый, беловолосый
Белимир - белый (свешенный) мир
Беловолод - «тот, чья власть свещенна». Белый - свещенный цвет. Беловолод Просович - гонец, рассказавший вел. князю Святославу Всеволодовичу о поражении князя Игоря Святославовича от половцев в 1185 г.
Беловук - белый волк, сербское имя
Белоглав - с белой головой, седой
Белоглаз - значение не совсем ясно
Белогор - белая (свещенная) гора
Белогость - свещенный гость
Белогуб - имеющий белые (бесцветные) губы
Белозер - кречет (птица)
Белозор - белый взор, в отличие от «взора чёрного», т.е. сглаза
Белослав - белый (свещенный) и славный
Белота - белый
Белотур - белый тур
Белоус - имеющий белые ус
Белый волк - белые волки считаются воплощением духов.
Белый Полянин - сказочный витязь, обучавший Ивана-Царевича воинскому делу.
Белояр - «свещенная ярость»
Беляй - светлый, белый
Беляк - белый
Белян - белый
Бень - вилы: возможно, «острый», злой человек
Берест - берестяной
Берестень - берестяной
Беривой - значение неясно, невозможно определить значение основы «бер»
Беридраг - значение неясно
Беримир - значение неясно
Берислав - значение неясно
Бермята - тяжёлый; от «беремя» - тяжесть
Берн - бревно, берно (брянский говор), уменьшительное Бернята
Берсень - крыжовник
Веско - возможно, от «бес» - злой дух
Бессон - бессонный
Бестуж - бесстыдный: от «стоуж» - стыд
Бивой - бьющий воинов. Бивой Бобр - чешский воин, одолевший голыми руками огромного вепря.
Билуг - сокращение от Белогость
Билюд - бьющий людей
Благиня - добряк
Благовест - добрая весть
Благодар - добрый (благой) дар
Благолюб - любящий добро (благо)
Благомил - тот, кому мило благо (добро)
Благомир - добрый (благой) к миру. Возможно, что Благомир и Богумир одно и то же лицо. Квасура передал Благомиру тайну приготовления сурьи (сурыни).
Благород - благородный, т.е. рождённый на пользу людям. Главный редактор газеты «Советы Бабы Яги».
Благослав - славный добротою, славящий благо
Благота - благостный
Благохран - хранящий добро (благо)
Благояр - благой и ярый
Блажен - блаженный
Блажибор - значение неясно. От «блажить» (ублажать) и «бороться» .
Блажимир - значение неясно
Блажислав - значение неясно. Возможно, «довольный своей славой».
Блажко - уменьшительное от имён с основой «Благо» и «Блаж»
Блазн - соблазн
Блестан - блистающий
Блестовит - от «блестеть» и «витать» (жить, обитать)
Ближика - родственный
Близбор - значение неясно
Близгост - значение неясно
Близна - рубец от раны
Близомир - значение неясно
Блин - блин, очень распространённое имя. Блины с древности служили обрядовой пищей.
Блуд - блудливый
Блюд - блюститель. Так у Татищева звали воеводу Ярополка ((©луда), предавшего своего государя. После чего в его имени «ю» в народной памяти заменилось на «у».
Бобр - бобр, священное животное ариев. «Душа бобра равна душам 100 праведников» (Авеста).
Бобрец - бобровый, подобный бобру
Боброк - то же, что и Бобрец. Воевода князя Дмитрия Донского, Беброк Волынец, участник Куликовской битвы.
Бобрыня - то же, что и Бобрец
Бобырь - от «бобровать» - бродить по воде или болоту
Боговлад - владеющий (чем-либо) от бога Боговласт, властвующий (над кем-либо) по воле бога
Богодей - от «боги» и «деяти»; богоугодный, делающий что-либо в угоду богам.
Боголеп - угодный (лепый) богам " Боголюб, любимый богами
Богомил - милый богам. Верховный Жрец словен в конце X в. Возглавил сопротивление новгородцев войску крестителей Добрынии Путяты.
Богомол - молящийся богам. Слово «молить» в древности имело смысл «приносить жертву».
Богомяк - от «боги» и «мякшити»: дословно: «боги смягчились» (смилостивились)
Богород - рождённый после просьбы к богам
Богувид - тот, кого видит (замечает) бог
Богужив - тот, кто жив благодаря богу
Богуместь - мстящий за бога
Богумил - милый богу
Богумир - в мире с богами. Согласно «Велесовой Книге» - прародитель некоторых славянских племён (кривичей, древлян, полян, северян, русов)
Богун - «богун» - длинная жердь, положенная на стойки: на них развешиваются сети для просушки. Также растение багульник.
Богурад - радеющий за Бога
Богуслав - славящий Бога
Богухвал - хвалящий Бога. Богухвал (ум.1253 г.), познанский епископ, написал польские хроники до 1252 г.
Богуш - уменьшительное от имён с основой «Бог»
Богша - сокращение от имен с основой «Бог»
Бодан - (колючий) сербский князь XI в., завоевавший Боснию
Бодало - рогатина, копьё.
Бодень - орудие для удара тычком.
Боеслав - славный в бою
Бож - божий. Сокращение от имён с основой «Бож», «Бог».
Божан - то же
Божедар - дар божий
Божейко - уменьшительное от имён с основой «Бож»
Божен - божий
Божедом - божий дом
Божеслав - славящий богов
Божетех - утешение божье
Божидар - божий дар. Божидар Вукович - сербский издатель, живший в Венеции в XVI веке.
Боживой - божий воин
Божибор - борящийся за богов
Божимир - божий мир
Божирад - радеющий за богов
Божко - уменьшительное от имён с основой «Бог», «Бож»
Божок - то же
Боиборз - скоротечный бой
Бой - бой, воинственный, боец
Бойдан - воинственный
Бойкан - бойкий
Болебор - больший (лучший) борец
Болегорд - больший гордец
Болегост - больший купец
Болелют - тот, кто отличается большей лютостью
Болемест - тот, кто больше всех отомстил
Болемил - более милый
Болемир - более мирный
Болемысл - более мыслящий. Слово мыслить имело в древности значение «победить зверя хитростью. Мысливец - охотник; человек, умеющий добыть зверя.
Болерад - более заботящийся (о ком-то) Болечест, более честный
Болеслав - более славный
Болорев, согласно «Велесовой Книге», Болорев победил и убил Винитара, короля готов (по мнению Б.Кресеня, Болорев - это Баламбер)
Большак - большой
Бонята - значение неясно Борай, значение неясно Борзивой, быстрый воин
Борзигорд - от «борзый»(быстрый) и «гордый»
Борзират - быстрый ратник
Борейко - возможно, что это уменьшительное от имён с основой «Бор».
Борживой - чешское произношение имени Боривой. Чешский князь IX в. Первый чешский князь-христианин.
Борзосмысл - «быстродумающий», сообразительный
Борзун - скорый, быстрый
Борзята - быстрый. Возможно, сокращение от Борзосмысл
Боривит - от «бороться» и «обитать»
Боригнев - сдерживающий гнев
Боривой - победитель воинов. Новгородский князь IX в., сражавшийся с варягами. Отец Гостомысла.
Бори л - борящийся (юж. слав, имя)
Борим - сокращённое от Боримир
Боримир - борющийся за мир
Бориполк - побеждающий полк
Борис - сокращённое от Борислав
Борислав - борющийся за славу. Князь балтийских славян
Боритех - тешащийся борьбой
Борич - боровой, лесной
Борко - сокращение от имён с основой «бор»
Боркун - возможно, от «борыкаться», «брыкаться» - бороться с чем-либо.
Борна - то же, что и Борич.
Боровин - брусничный: от «боровина» - брусника. «Боровынь во реще, яко есь сылень...» (ВК I.Ka).
Бородай - бородатый
Борослав - славящий бор. Либо «славящий борьбу»
Бортень - борть, пчелиное дупло
Бору слав - славно борющийся. Князь Бору слав упоминается в Велесовой Книге (ВК III 25).
Борута - злой дух, лесной колдун. Имя-оберег. Злой дух Борута обитал в Польше под развалинами Ленгицкого замка, охраняя несметные сокровища.
Борут - родовой старейшина из племени Хорутан (VIII в.). Именно из этого рода выбирали князя.
Борята - борющийся. Возможно, уменьшительное от Борислав. Ботко, стучащий, колотящий (юж. слав, имя)
Ботук - толстяк; от «ботети» - толстеть. Отсюда же и «ботва»
Бочар - аист, либо бондарь (бочар)
Боща - бодун; от «бость» - бодать
Боян - боец. Певец-сказитель из «Слова о полку Игореве»
Бравлин - иногда пишется Бравалин, Бранливый: возможно, от «боровой» - леший, одержимый злым духом. Или же «воинственный», что скорее всего.
Брага - брага, забродивший солод, очень распространённое имя. Уменьшительное Бражко.
Бразд - борозда
Бранен - военный
Бранибор - побеждающий в сражениях, либо защитный лес.
Бранивой - сражающийся воин
Браниволк - сражающийся волк
Бранилюб - любитель битв
Браним - сокращение от Бранимир
Бранимир - сражающийся за мир
Браниполк - сражающийся за полк. Возможно, также имело значение «сражающийся в походе».
Бранирад - радующийся битве
Бранислав - добывший славу в сражениях
Бранитех - тешащийся битвами
Бранко - воинственный; от «брань» — битва, война. Уменьшительное от имён с основой «бран».
Бранкован - воинственный
Браносуд - судебный поединок
Бративой - собирающий воинов
Братило - уменьшительное от Братислав
Братимир - собирающий мир
Братислав - берущий славу
Братодраг - дорожащий братом
Братолюб - любящий брата
Братомил - милостивый к брату
Братонег - нежный к брату
Браторад - заботящийся о брате
Братослав - славный братьями
Братша - уменьшительное от имён с основой «Брат»
Брезан - посвещённый берёзе, либо родившийся в березне
Бремислав - значение неясно. Возможно, основа «Бреми» означает беремя - тяжесть. Тогда получается «обременённый славой».
Бренко - земляной, глиняный. Боярин Дмитрия Донского. .
Бреслав - бренная слава
Бретислав - обретший славу. Чешский князь XI в., изгнавший колдунов из своего княжества.
Брко - усач; коротышка из сербской сказки, имевший такие огромные усы, что птицы свили в них 365 гнёзд.
Бровка - кромка
Бронивит - защитник жизни,
Бронислав - защищающий славу, либо «славный оружием, бронёй»
Бронута - защитник
Брусило - говорящий неразборчиво
Брячислав - бряцающий (звенящий) славой. Князь Ростовский Брячислав совместно с Рюриком подавлял восстание Вадима в Новгороде в 864 году.
Будай - будящий, либо лентяй
Будан - лентяй
Буданко - лентяй, уменьшительное от Будан
Будивит - значение неясно
Бу дивой - поднимающий воинов. Либо имя-пожелание: «Будь воином!»
Будиволна - поднимающий волны
Будигост - здесь, возможно, основа «буди» имеет значение будь. Тогда имя можно осмыслить как пожелание новорождённому: «Будь гостем в этом мире!»
Будилко - будильник; уменьшительное от Будило
Будило - будящий
Будимил - здесь, как и в случае с именем Будигост, мы имеем дело с именем-пожеланием: «Будь милым (любимым)!»
Будимир - будящий мир, то есть, петух. Петух - свещенная птица Семаргла и Дажьбога.
Будислав - будящий славу
Будовец - строитель
Будорад - значение не совсем ясно. Возможно, «радеющий (заботящийся) о строительстве».
Будута - сокращение от имён с основой «Буд». Княгине Ольге принадлежало село Будутино (Будутина весь).
Будый - пробуждённый. Кормилец и воевода князя Ярослава Хромого. Будый в 1012 г. издевался перед боем над польским королем Болеславом.
Буйгнев - буйный в гневе
Буйко - уменьшительное от имён с основой «Буй»
Буймир - значение неясно. Во всяком случае, не «сумасшедший мир», так как славяне не считали мир «греховным», «сумасшедшим» и «порочным». Мир прекрасен, и прекрасна жизнь. А ухудшают жизнь те, кто стремиться улучшить её только для себя.
Буйное - удалец
Буйсил - обладающий буйной (безумной) силой
Буй-Тур - буйный тур. Прозвище князя Всеволода из «Слова о полку Игореве».
Буен-Бык - буйный бык; напористый и смелый человек.
Буеслав - буйная слава
Бульба - пузырь, толстый человек
Булыга - дубина
Бун - гордец, спесивный человек, мятежник. Уменьшительное Буня.
Бунислав - славящий мятеж
Бунко - то же. Слуга Василия II, великого князя московского, предупредивший своего господина о заговоре.
Буривой - «вой бури», возможно «воин бури». Новгородский князь начала IX века, потомок Владимира Древнего в девятом колене, Буривой был потомком князя Славена и приходился отцом Гостомыслу.
Бурой - бурый
Буря - буря. Буря-богатырь - коровий сын (из сказки).
Бус - туман. На санскрите (древнеарийском языке), «буса» означает также туман. Так называли детей, рождённых в непогоду (в туман), в ненастье. Бус (в другом произношении Бос) был князем антов, союза славянских и иных племён в северном Причерноморье. Анты (так их называл готский историк Иордан, как назывался союз на самом деле, мы не знаем) отражали нападение Германаре-ха, короля остготов-христиан (правил с 351 г. по 375 г. н.э.) и одновременно сражались с Гуларехом, королем готского племени эру-лов (герулов). Неожиданное нападение гуннов (союз тюркских, индоевропейских и угро-финских племён) сметает и славян, и готов. Часть славян-антов уходит в новгородские земли. Внук Герма-нареха Амал Винитар в союзе с гуннами, чтобы показать свою силу и сохранить готское государство, совершает несколько походов на славян и убивает Буса. «Амал Винитарий... был побеждён в первой стычке, затем повел себя более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы повешенных удваивали страх покоренных» (Иордан, История гетов). Согласно Адыгейскому преданию, сестра Баксана (Буса) воздвигла брату памятник на его могиле-кургане, сделанный греческими умельцами. По свидетельству Ш.Б. Ногмова, исследователя Адыгеи, в XIX веке на памятнике можно было разобрать имя Баксана, написанное по-гречески, а в конце год, который показывает, что памятник воздвигнут в IV столетии.
Буслай - рождённый аистом. Либо гуляка, удалой молодец.
Бусл - аист
Бусоволк - серый волк
Бутко - спесивый: от «бута» - спесь
Бушуй - бушующий
Бушуй-Тур - бушующий тур. Тур - истреблённый в середине XVII века дикий степной бык.
Буяк - породистый бык. Имя из новгородской бересты.
Буян - буйный
Бык - бык
Быкодёр - убийца быков
Былята - бывалый, опытный
Быслав - сокращение от Збыслав; очень славный.
Быхан - коврижка
ЖЕНСКИЕ ИМЕНА
Не приведены многие женские имена, производные от мужских имён.
Бабура - мотылёк
Бажсна - желанная; от «бажати» - желать.
Беда - беда; имя-оберег.
Бела - белка
Белава - беленькая
Белослава - белая (свешенная) слава.
Белоснежа - белоснежная. Известна надпись на пряслице: «Во-неси Еелоснези», т.е. «Отнеси Белоснеже».
Беляна - беленькая
Беляница - беленькая
Берёза - берёза. Священное дерево у славянок, дающее им силу.
Беспута - беспутная. Имя-оберег, данное родителями для защиты от злых духов.
Благолюба - любящая благо (добро)
Благомила - та, кому мило благо (добро)
Благуша - уменьшительное от имён с основой «Благ»
Блажена - блаженная
Богдана - данная богами
Боголепа - угодная богам
Богумила - милая богу
Богуслава - славящая бога
Божедана - данная богами
Божедарка - дар божий. Уменьшительное от Божедара.
Божемила - милая богам
Божена - божья. Известная чешская сказочница Божена Немцова.
Божеслава - божья слава
Боленега - более нежная
Болеслава - более славная. Дочь Святослава I Всеволодовича (1196-1252 гг.), Великого князя Владимирского (1246-1248 гг.).
Борислава - борющаяся за славу
Бояна - боевая
Братислава - берущая славу
Братомила - милая братьям
Бреслава - обретшая славу
Бронислава - защищающая славу
Брячислава - звенящая славой
Буга - хорватское имя. От реки Буг либо от «Буга» - выпь.
Будана - лентяйка
Буеслава - буйная слава
slavculture.ru
Как давали детям имена на Руси?
В Древней Руси очень серьезно относились к именам. Считалось, что имя, данное при рождении, влияет на дальнейшую судьбу человека. Кстати, некоторые восточные религии и сейчас полностью разделяют это мнение. До принятия христианства восточные славяне (предки русских, белорусов и украинцев) использовали только личные имена.
«Сложились судьбы всех детей по-разному, но имя тоже освещало путь»По какому же принципу наши предки выбирали имена своим наследникам? Мог сыграть свою роль любой из следующих факторов.– По тем жизненным обстоятельствам, при которых ребенок появился на свет. Например, Ждан – это долгожданный ребенок, Вторак и Третьяк – соответственно, второй и третий в семействе, Любава – любимая родителями. По схожим причинам нередко возникали и имена с негативным оттенком – например, Неждан или Ненаш.
– По отличительным признакам характера, которые чадо ярко проявляет – Смеяна, Забава, Будияко, Шумило, Бессон. Кстати, даже самые «резкие», на наш взгляд, имена, вовсе не обязательно имели отрицательный смысл. Так, Бессон – это недремлющий и всегда бодрый. От подобных имен впоследствии произошло большое количество распространенных фамилий, таких, как Бессоновы, Шумейко, или Смеховы.
– Мальчики нередко получали имена в зависимости от времени, и даже от погоды, во время которой они родились. Так появились Суббота и Мороз. А еще наши предки нередко использовали славянские названия месяцев года: так, апрель – Березень, май – Травень, Август – Зарев и т.д.– Были и сложные имена, в которых родители «зашифровывали» свои пожелания. Самые распространенными элементами таких имен были —слав («славный»), -мир («большой»), и —волод («владеющий», «богатый»). Очень показателен пример имени Ярослав, что означает «яркий», «сильный», «славный своей жизненной силой». Существует и другой вариант перевода – «яр» («сильный», «энергичный», «горячий») + «слав» («слава»). Впоследствии христианская церковь приняла и канонизировала это языческое имя.
– Существовали и, наоборот, неблагозвучные имена – дань суевериям. Некоторые верили, что стоит назвать малыша Некрасом, Нелюбом, Неустроем, Злобой или Тугариным, как все болезни и несчастья отступят, а злые духи «не заинтересуются» чадом. Иногда даже производили такой обряд: родственники по мужской линии выносили Милаву или Златослава из избы, а возвращали уже «Сорокой» или «Гнилозубом». И приговаривали: мол, свой, любимый, ребенок выброшен, а его место занял другой, никому не нужный.
– Еще имена давали, сообразуясь с профессией отца – Дуло или Шуба, его общественным положением – Барышник или Кузнец, национальностью – Карел или Чудин или просто выбирались «слова силы» – Гроза или Правда. Детям давали также имена языческих богов и богинь – Лада, Ярило и т.д.
Среди имен, прочно прижившихся в древней Руси, можно встретить немало заимствованных. Например, варяги, пришедшие в страну в IX веке, обогатили лексикон такими именами как Рюрик («слава» + «сила»), Олег («святой»), Игорь («молодой»). Вообще «чисто славянских» имен сейчас используется не так уж много. В их числе – Глеб, Всеволод, Владимир, Святослав, Ярослав, Ярополк, Изяслав, Ростислав, Мстислав и некоторые другие. Считается, что такой выбор удачен для ребенка, ведь их носили исторические персонажи, известные своими деяниями, и эти имена были впоследствии включены в святцы.
«Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесах»С приходом христианства в Х веке н.э., наши предки, во время официальной церемонии крещения, стали получать крестильные имена. Так, инициатор Крещения Руси, князь Владимир Святославич (один из прообразов былинного персонажа князя Владимира Красно Солнышко), получил имя Василий. Его сыновья – Борис и Глеб – получили имена Роман и Давид. А его бабушка княгиня Ольга (считающаяся первой русской христианкой), была наречена Еленой.
Что в имени тебе моем?
До Октябрьского переворота 1917 года официальное имя человеку могла давать только церковь, однако сразу после этого события все ограничения были сняты, и воображение граждан СССР разыгралось не на шутку. Очень скоро родились маленькие Кимы (Коммунистический Интернационал Молодежи), Донары (дочь народа), Вилены и Владлены (от «Владимир Ильич Ленин»), появились и другие «чудесные» девчачьи имена, такие как Сталина, Индустриализация и Энергия, подрастали Трудомиры (труд+мир), Тракторы, и даже Военморы (мальчики, названные в честь военно-морского флота). Этот список можно продолжать еще долго. Чудили наши сограждане и в перестройку – причем самым безобидным и частым именем для новорожденных девочек становилось Мария (в честь героини латиноамериканского культового сериала). Нет-нет, да и сейчас некоторые родители пытаются блеснуть своей креативностью. Например, в прошлом году в одной только Москве родились Принцесса Даниэлла, Заря-Заряница, Ангел Мария, Алеша-Каприна, а еще – Будда-Александр, Христамрирадос, Дмитрий-Аметист, Матвей-Радуга, Ярослав-Лютобор и даже Каспер Ненаглядный.
При выборе имени всегда соблюдали эти заветы родов своих:Детей своих именами родовыми называйте, дабы не прервалась в родах ваших связь предков с потомками.
Родовое имя, данное чаду вашему от предков, от самого рода небесного – верный оберег, а чужеродное имя – что проклятие.
Родовое имя – Память Родовую отмыкает, чужеродное – безродным на земле жить обрекает.
Помните, родичи, что вы – Сварожичи-Божичи от рождения, дети Родных Богов.Потому называйте детей своих именами, Богов и предков прославляющими, и Боги пребудут в детях ваших и в делах и в помыслах их.
artsgtu.ru
Древние славянские имена
Поддержи нас в социальных сетях!
формат .pdf, 22 стр., размер архива - 90 Кб
Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое имя было заведомо непревликательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее.
Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка).
Пример: Святослав : Свято+ша=Святоша.
Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.
Целью данной работы является не только внедрение в народ понятия истинно русских имен. Примером может служить следующая не редкая ситуация: Девочку назвали Гориславой. Соседи, удивляясь необычному имени говорят: "Не могли назвать как нибудь по-русски Ирой или Катей" - без комментариев. Основная цель данного раздела создать глобальный список славянских имен (кстати на сегодняшний день самый крупный в Рунете) с попыткой определить значения имен и сопоставления с историческимим и легендарными личностями.
Ссылка для скачивания: СКАЧАТЬ КНИГУ
ezocat.ru
Как выбирали имена детям на Руси
Zefirka > Интересности > Как выбирали имена детям на Руси
Сегодня родители не знают проблем при выборе имени для своего чада – назвать ребёнка можно так, как нравится маме и папе. А ведь раньше все было не так просто, и при наречении следовало соблюдать строгие правила. Как выбирали имена в языческой Руси, что изменилось после христианизации, почему Разина называли Стенька – читайте в нашем материале.
1.
Выбор имени для ребенка – воплощение эмоций родителейВ древней Руси родители проявляли большую фантазию, когда думали, как назвать своего ребёнка. До христианизации это можно было делать самостоятельно, потому имя могло отражать всё что угодно, в зависимости от настроения родителей.Картина Николая Константиновича Рериха. Ярослав Мудрый, 1941 год. Сочетание языческого и христианского имени одновременно: Ярослав-Георгий Мудрый.Долго ждали ребенка, и когда, наконец, появился наследник – называли Жданом. Родился второй ребёнок в семье, и его закономерно называли Вторак. Если малыш был весёлый, шумный, игривый – почему бы не назвать его Забава или Шумело. Во время рождения малыша на улице трещал мороз – вот и имечко есть, Мороз. Часто использовались название месяцев, например Травень, а это ничто иное, как май на древнеславянском.В имени могло быть зашифровано всё что угодно, например, родителям очень хотелось, чтобы их ребёнок был богатым, сильным, известным, потому они назвали его Ярослав, что можно перевести как яркий, сильный, энергичный. Бывало, что ребенка называли некрасивым именем, например, Нелюбом или Неустроем, и не потому, что не ждали его или не хотели, а для того, чтобы отогнать злых духов, которым будет не интересен ребёнок с таким неблагозвучные именем.
2.
Имена-прозвищаПрозвища возникли на Руси очень давно, ещё когда страна не была христианской. Фантазия народа было неистощима, прозвищ было очень много, но использовали чаще всего самые распространенные. Получить их можно было за что угодно, за профессию, за странный внешний вид, за какие-то привычки.Василий Суриков, картина Степан Разин. Стенька Разин – пример уменьшительного имени на Руси.Например, если человека называли Кузнец, сразу становилось понятно, кем он работает. Встретив крестьянина, носящего имя Молчун, можно было не задумываться о его характере. Человек с именем Малюта наверняка желал бы иметь рост повыше.Интересно, что в течение жизни человек мог иметь несколько прозвищ.Существовали и защитные прозвища. В древние времена люди верили в порчу и сглаз, и не интересное и по нынешним меркам обидное имя помогало защитить от этого. Например, Злоба – пример защитного прозвища.После того, как Русь стала христианской, прозвища стали прибавлять к основному имени человека. Не стоит думать, что этим увлекались лишь простолюдины, нет, достаточно вспомнить Ивана Калиту или Александра Невского. В дальнейшем прозвища стали основой для фамилий, которые знакомы современному человеку. Кстати, ярым противником прозвищ был Пётр I, который запретил их на территории России.
3.
Имена в честь святыхПосле прихода христианства жители Руси стали получать новые имена: детей называли в честь христианских святых. На замену привычным именам, таким как Ждан или Храбр, пришли новые – Кирилл, Фёдор, Варвара. Сегодня они привычны для слуха, а во время реформы Владимира Великого люди с трудом привыкали к своим новым именам.В.М. Васнецов. Царь Иван Грозный. Иван Грозный, прямое имя которого было Тит.В XIV-XVI веках при рождении ребёнку давалось не только публичное христианское имя, но и прямое, в честь святого, чей день отмечался. Из исторических примеров: Василий III, чье прямое имя было Гавриил. Сын же его, Иван Грозный, имел прямое имя Тит. Еще примеры двойных имен, то есть сочетание языческого и христианского имени одновременно: Владимир-Василий Мономах и Ярослав-Георгий Мудрый.
4.
Христианские именаС развитием и укреплением христианства древнеславянские имена всё меньше использовались. Был составлен даже особый список, включающий запрещённые языческие имена. Когда на Руси появилось книгопечатание, написанию имени стало придаваться большое значение.И Рюриковичам пришлось пережить христианизацию имен. Первым христианским именем на Руси считается Василий, его получил при крещении в Константинополе Киевский князь Владимир Великий в 988 году. Канонизированные имена Борис и Глеб имели сыновья Владимира, но при крещении дети звались вовсе не так, а Роман и Давид.Табель о рангах, введенный Петром I.Во времена Владимира Святославовича появился и ономастикон. Это список имен, даваемых новорождённому при его крещении. Выбиралось имя по святцам, и делал это сам священник. Сегодня такие имена называются календарными, потому что для их выбора используются церковные календари. В списках были только имена святых, поэтому, появившись на свет, ребенок вместе с именем получал и покровителя небесного.Если продолжить тему династии Рюриковичей, надо сказать, что в ней существовали две категории имен, двухосновные славянские – Остромир, Святослав, Ярополк, и скандинавские – Игорь, Глеб, Ольга. В те времена к каждому имени прикреплялся особый статус, например, вышеназванные могли носить исключительно особы с великокняжеским титулом. Сейчас это кажется странным, но только в XIV веке такое ограничение было снято. Если имена, заимствованные из Скандинавии, были чрезвычайно популярны среди княжеских родов, то среди простолюдинов они встречались достаточно редко.Имя передавалась от старшего поколения к младшему, если дед умирал, то его имя не должно была пропасть, его присваивали новорожденному внуку.
5.
Иван, ВанюшкаСамое распространенное имя на Руси – Иван, считается, что до Октябрьской революции так звали каждого четвертого крестьянина. Если спросить любого иностранца, какие русские имена он знает, ответ будет однозначным – Иван. С этим именем связана история возникновения выражения «Иван, не помнящий родства». Когда полиция отлавливали бродяг, не имеющих паспортов, то чаще всего те назывались именно Иванами.Государей стали называть Иванами со времен Иван Калиты, использовалось имя вплоть до 1764 года. В этом году погиб Иван VI и называть так царских младенцев запретили во избежание неприятностей.Сегодня родители могут дать ребенку любое имя.Уменьшительные имена были распространены на Руси в XVI-XVII веках. Обычно они произносились уничижительный тоном, потому присваивались государственным преступникам. Достаточно вспомнить Емельку Пугачёва или Стеньку Разина. Если человек обращался в вышестоящую инстанцию, то он должен был назвать себя именно уменьшительным именем, например, «обращаюсь к тебе я, Васька, царский холоп».Сегодня уменьшительные имена могут выражать совершенно другие эмоции, например любовь или умиление. Хотя, некоторые понятия старины все же сохранились. Вряд ли уважаемого и солидного человека назовут Петька, скорее всего его имя будет произнесено как Петр или, в крайнем случае, Петя.
6.
А есть у вас отчество?Отчество в России подтверждает связь человека с отцом. Первоначально это звучало не так, как сегодня а, например, «Владимир, Петров сын». Только высокородным людям позволялось добавлять в отчество окончание «ич». Рюриковичам это было, естественно, позволительно, потому Святополк именовался Святополк Изяславич.Правители России относились к отчеству очень трепетно, окончание «ов» и «ович» строго-настрого закреплялись в специальных документах, например при Петре I это был табель о рангах, при Екатерине II – чиновничьи роспись. Окончание отчества обозначало социальную принадлежность человека. Наиболее активно отчества стали применяться с XIX века, а для крестьян разрешение на отчество было получено после отмены крепостного права. Сегодня очень сложно представить себе человека, не имеющего отчества, настолько прочно вошла в нашу жизнь это традиция. Кроме того, наличие одинаковых имен и фамилий делает применение отчества необходимым.Крестьяне получили отчества только после отмены крепостного права.Если до Октябрьской революции имя человеку присваивала церковь, то после переворота это мог делать каждый желающий. Началось массовое нашествие Владленов, Виленов и Вилов (сокращенно от Владимир Ильич Ленин), Кимов (сокращённо от Коммунистический Интернационал молодёжи), Трудомиров (труд + мир) и других чудных имен. Пиком фантазии можно считать витиеватое женское имя Даздраперма, что означает «Да здравствует Первое мая».Сегодня в Россию возвращается мода на привычные имена, Иван, Мария, Любовь, Владимир. Но отдельные люди по-прежнему изощряются при выборе имени для малыша. Только теперь это не Индустриализация, Интернационал или Энергия, а малопонятные придуманные конструкции, или имена кумиров, актеров и певцов, а также понравившиеся имена из фильмов, книг, комиксов.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080118/37349/
Интересности Январь 10, 2018 694 просмотра
zefirka.net