Глава 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ. Прикладное искусство древней руси


Декоративно-прикладное искусство Древней Руси

Искусство Декоративно-прикладное искусство Древней Руси

Количество просмотров публикации Декоративно-прикладное искусство Древней Руси - 5499

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Декоративно-прикладное искусство Древней Руси
Рубрика (тематическая категория) Искусство

 

В Древней Руси для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово — узорочье. Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X—XIII веков являются неисчерпаемым источником наших представлений о быте древнерусских людей всœех классов и категорий — от простого деревенского смерда до князя. Весь быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста — яркой вышивкой. До нас дошло лишь незначительное количество произведений древнего искусства, сохранившихся к тому же фрагментарно. Представить себе всœе богатство художественных образов прошлого нам помогает обращение к этнографическому искусству славянской деревни XIX века, сохранившему много традиций тысячелœетней давности в тканых и вышитых узорах одежды и полотенец, к символике резных ковшей и прялок, в заклинательных новогодних песнях и в весенних хороводах. Только на таком широком фоне бывают правильно восприняты фрагменты подлинного древнего узорочья. Памятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами ремесленной техники, существовавшими с древнейших времен.

Деревенские мастера делали украшения из дешевых сплавов меди и серебра с помощью нехитрых технических приемов. Городские мастера золотых и серебряных дел знали множество сложных и тонких приемов, отделывали свое узорочье то скрученной проволокой – сканью, то тысячами сверкающих крохотных капель металла – зернью, то нежной позолотой, то контрастной чернью, то многоцветной эмалью. Памятники художественного ремесла отчетливо показывают нам различие феодальной и народной культуры. Правда, культура дворцов и соборов создавалась тоже руками мастеров из народа, но всœе же между двумя полюсами средневековой культуры было много серьезных отличий: народное искусство было более архаичным, традиционным; его корни уходили в далекие тысячелœетия.

Боярско-княжеское (а отчасти и городское) искусство тянуло нити своих связей вширь; на нем сказывалось сосœедство торговых площадей, на которых раскладывали свои товары купцы с берегов Хазарского моря, гости из Багдада и Самарканда, из Царьграда и Венеции; в произведениях искусства, украшавших быт феодальных верхов, часто встречались и "международные" средневековые орнаментальные мотивы и сюжеты, которые характерны для шелковых тканей, аксамитных плащей и дорогой пиршественной посуды, расходившихся по всœему Старому Свету.

Особый интерес представляют для нас многочисленные украшения княгинь и боярынь, зарытые в момент нашествия Батыя и так и оставшиеся в земле после гибели их владельцев во время жестокой расправы татар с населœением русских городов. Богатая коллекция этих кладов из Киева, Чернигова, Владимира, Рязани и других городов раскрывает перед нами во всœем блеске техническое совершенство и круг оригинальных художественных образов, созданных русскими мастерами золотых и серебряных дел в XII—XIII веках. Отдельный раздел составляет церковное искусство. Здесь традиции русского народного умельства переплетались с византийскими и романскими.

Декоративно-прикладное искусство Древней Руси - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Декоративно-прикладное искусство Древней Руси" 2014, 2015.

referatwork.ru

Декоративно-прикладное искусство Древней Руси X-XIII веков и русских земель XIV-XV веков. Приемы работы русских ювелиров. Художественная обработка цветных и черных металлов, дерева, камня, кости. Лицевое шитье.

Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

В эпоху Киевской Руси декоративно-прикладное искусство было очень широко распространено.

Из всего многоцветного богатства древнего деревенского прикладного искусства (вышитые ткани, резное дерево, расшитая кожа и т.п.) время сохранило до нас только металлические дополнения к женским костюмам: бляшки от кокошников, височные кольца («усерязи»), наборы монист («гривной утвари») из бус и металлических подвесок, своеобразные амулеты-обереги, браслеты и перстни. Эти вещи археологи находят в курганах во всех концах славянского мира. Сделаны были эти украшения (за исключением бус) самими крестьянами, местными деревенскими ремесленниками, обслуживавшими несколько поселков.

Большое количество архаизмов в прикладном искусстве сохранилось в глухой лесной земле радимичей, где почти не было городов. Здесь в курганах находят своеобразные костяные подвески в виде уточек с конской головой и гривой.

В курганах изредка встречаются остатки тканей. Узор на них содержит очень архаичную символику, уходящую корнями в искусство первых земледельцев Европы IV–III тысячелетий до н.э. Это символы засеянного поля, изображавшегося в виде квадрата или ромба, разделенного на четыре части с обязательной точкой (семенем) в центре каждой ячейки.

Таким образом, сельское узорочье времен Киевской Руси было многообразным по форме и очень интересным по своему содержанию. Магическое заклинательное начало было еще очень сильно в его символике, и оно медленно уступало началу эстетическому, которое опиралось на старые формы, постепенно освобождая их от обязательной заклинательности.

В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом.

Популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу.

Горожанки XI-XIII в. любили колты - парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Они представляют собой массивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника именуется зернью; она пришла из Скандинавии и была широко распространена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры.

В 1887 г. на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных украшений XI-XII вв., в том числе пара золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создавший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в виртуозной ювелирной технике перегородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забытое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дороги, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями дорогого княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения.

Сюжет рисунков далёк от христианских представлений и гораздо ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь как для изображения Христа, Богородицы, святых, так и для грифонов, собакоголовых чудищ, кентавров и языческих празднеств.

Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мономаха». Это чеканный золотой медальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще.

Распространенным  видом декоративно-прикладного творчества было и лицевое шитье.

Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») - вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.

Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе - бóльшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.

Наиболее крупные собрания произведений лицевого шитья хранятся в Музеях Московского Кремля, в московском Историческом музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Сергиево-Посадском и Новгородском музеях.

www.kultura-socio.ru

Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков

В ДРЕВНЕЙ РУСИ для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово – «узорочье». Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X-XIII вв. являются неисчерпаемым источником наших представлений о быте древнерусских людей всех классов и категорий - от простого деревенского смерда до князя. Весь их быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста - яркой вышивкой.

См. также –

Эмаль и инкрустация (диссертация кн. М. К. Тенишевой): http://rublev-museum.livejournal.com/376217.html

Некрасов А.И. Византийское и русское искусство: http://rublev-museum.livejournal.com/366097.html

До нас дошло лишь незначительное количество произведений древнего искусства, сохранившихся к тому же фрагментарно. Представить себе все богатство художественных образов прошлого нам помогает обращение к этнографическому искусству славянской деревни XIX в., сохранившему много традиций тысячелетней давности в тканых и вышитых узорах одежды и полотенец, к символике резных ковшей и прялок, в заклинательных новогодних песнях и в весенних хороводах. Только на таком широком фоне могут быть правильно восприняты фрагменты подлинного древнего узорочья. Памятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами ремесленной техники, существовавшими с древнейших времен. Деревенские мастера делали украшения из дешевых сплавов меди и серебра с помощью нехитрых технических приемов. Городские мастера золотых и серебряных дел знали множество сложных и тонких приемов, отделывали свое узорочье то скрученной проволокой - сканью, то тысячами сверкающих крохотных капель металла - зернью, то нежной позолотой, то контрастной чернью, то многоцветной эмалью. Памятники художественного ремесла отчетливо показывают нам различие феодальной и народной культуры....

Настоящий альбом содержит очерк по древнерусскому прикладному искусству: история возникновения, способ изготовления, принадлежность того или много произведения прикладного искусства. В альбом внесены самые известные древнерусские, преимущественно археологические, древности Х-XIII вв. Даны обширные комментарии и рассмотрены сюжетные линии. Множество больших фото.

Название: Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII вековАвтор: Рыбаков Б.А.Издательство: АврораГод: 1971Страниц: 118Формат: PDFРазмер: 43 MбЯзык: русскийDownloads

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2013

rublev-museum.livejournal.com

Керамика. Прикладное искусство древней Руси. — Славянская культура

Говоря о керамике Древней Руси невозможно не упомянуть известного русского учёного Б.А. Рыбакова Он говорит о двух системах горнов: — «двухъярусную с прямым пламенем» и «горизонтальную с обратным» (более совершенную). По своему происхождению первую систему, распространенную в небольших русских городах он связывает с устройством провинциальных римских горнов (гепдельбергского типа, а донецкий вариант — с фанагорийским), а вторую, встречаемую в более крупных городах, следует сближать с керченскими позднеримскими печами». Несмотря на то, что Рыбаков выводит типы русских горнов из гептельбергского, фангорийского, а также из керченских более поздних горнов, он, однако, почему-то забывает называть причину, дающую право ему это делать.

Обязательное применение горнов городскими мастерами повело к образованию термина чаръ» гончар. Т.И. Макарова тоже подтверждает тот факт, что гончары были в городах, но она говорит, что «гончары, как правило, селились на окраинах городов», образуя гончарные «концы» и слободы».

Вспоминая о гончарных концах нужно возвратиться опять-таки к «Ремеслу Древней Руси» и воспользоваться выдержкой из этой книги: «Гончарные концы Новгорода убедительно свидетельствуют в пользу возросшего значения городского гончарного дела. Ранний русский город IX—X вв. был местом первого применения I-го гончарного круга. Отсюда, из городских мастерских на княжеских и боярских дворах новая техника начала распространяться вширь, проникая в деревню.

Городская посуда Смоленска и Чернигова уже в X в. далеко опередила по своему качеству деревенскую.

Городские гончары значительно лучше готовили глиняное тесто, не применяя грубых примесей вроде дресвы. Существенно отличаются изделия городских гончаров от деревенских большой тщательностью отделки, большим разнообразием форм. По сравнению с деревней, гончарное дело в русских городах сделало значительные успехи. Целые кварталы крупных городов получили название по гончарам».

Способ загрузки горна удалось проследить только во Вщиже несмотря на плохую сохранность горна.

Вщижский горн был раздавлен в тот момент, когда обжиг посуды подходил уже к концу, но еще не был завершен.

Рыбаков Б.А. приводит пять типов гончарных горнов, найденных в донецком городище. Вот что он пишет по этому поводу: «В Донецком городище (остатки русского города Донца, куда прибежал князь Игорь Святославич из половецкого плена) раскопано пять горнов. Четыре из них очень близки к вщижскому и райковецкому, но отличаются существенной конструктивной деталью: топочное помещение разделено вдоль глиняной подпорной стенкой, на которой лежит центральная часть череня.

О горнах пишет также Т.И. Макарова, но она в отличие от Рыбакова даёт краткую характеристику. Она пишет: «Техника производства керамических изделий изменялась очень медленно. До наших дней в гончарном производстве применялся гончарный круг двух конструкций: более древний и примитивный – ручной (низкий, приводится в движение рукой) и более усовершенствованный – ножной»[3]. «В настоящее время известны горны из раскопок в Киеве, Вышгороде, Донце, Вщиже, Старой Рязани, Белгороде и Райковецком городище.

Все исследованные горны относятся к позднему времени, к XII— XIII вв., а два датируются даже годами непосредственного нападения татар (Вщиж — 1238 г. и Белгород — 1240 г.). Вопрос о времени появления горнового обжига в силу этого остается открытым.

Местная выработка кирпича в русских горнах с конца X в. косвенно может указывать на появление горнов в этот период (конец X — начало XI вв.), но археологических памятников этой ранней эпохи нет.

Вторым косвенным доказательством существования горнов в более раннее время является наличие в Приднепровье в XI в. местной выработки амфор, требовавших очень высокой температуры для получения ярко красного обжига толстых стенок. Гончарные горны были различной конструкции. Наиболее простая обнаружена при раскопках, проведённых во Вщиже в 1940 г Рыбаковым Б.А. Он описывает своё исследование так: « Горн находился на краю города, близ вала, у реки, (но внутри городских стен). Он имел два яруса - нижний, топочный, где горели дрова, и верхний —, обжигательный, куда закладывалась посуда. Ярусы были разделены горизонтальной перегородкой из хорошо обожженной глины, толщиной от 10 до 14 см. На нижней поверхности перегородки были видны отпечатки выгоревших впоследствии деревянных креплений, каркаса, на которые первоначально накладывалась сырая глина. Горн был овальный в плане (180 X 130см), внешние стенки сложены из глины (обожженной лишь с внутренней стороны) и с внешней стороны присыпаны мощным слоем песка. Это делалось для уменьшения теплопроводности стенок и для сохранения жара внутри горна. Перегородка между ярусами (современное название — «черень», украинское — «чершь») находилась от пола топки («кабины») на высоте 35 см. По окружности череня шли 12 сквозных отверстий (прогары, продухи), посредством которых жар проникал в обжигательную камеру. Температура внутри горна, очевидно, превышала 1200 0 , т.к. вся нижняя поверхность череня и продухи были покрыты толстой коркой зелёной стекловидной массы, образовавшейся от плавления глины. Покрытие горна не прослежено».

О появлении гончарного производства написано и в книге «Археология СССР: Русь, замок, село». Здесь поверхностно рассказывается о гончарном деле: «керамическое производство, уходящее своими технологическими традициями в глубь тысячелетий, до последнего времени базировались на довольно элементарной технической основе. Технологический процесс производства керамики состоял из четырёх последовательных операций. Первая – подготовка сырья для производства изделия, т. е. приготовление специальной глиняной массы. Вторая операция – формовка, т.е. изготовление формы самого изделия. Третья – разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение. Четвёртая операция – обжиг, обеспечивающий физико-химические превращения в материале и завершающий изготовление керамического изделия.

Продукцией древнерусских мастеров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки, и, наконец, расписные писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой Древней Руси были кухонные печные сосуды – горшки, крынки, жбаны, миски, сковород. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, афоры и ряд подобных изделий.

Подавляющее большинство деревенской посуды изготовлено на ручном круге. Переход от лепной керамики к гончарной, т.е. круговой, произошёл в конце IX – начале X в».

Говоря о гончарном деле, невозможно не упомянуть о том, что кроме гончарных горнов в Киевской Руси существовали ещё и русские печи, а также гончарные круги. Но прежде чем преступить к описанию вышесказанного, необходимо сказать о том, что печи использовались гончарами не в городах, а в деревнях, в городах же использовали горновой обжиг.

Остановимся на гончарных кругах. Мы обращаемся к Рыбакову Б.А., опираясь на его исследования, существовавшие уже в середине XX в: «Гончарный круг, издавна известный в причерноморских городах, в римское время продвинулся вверх по Днепру и Днестру в область полей погребальных урн, но с падением римской культуры был забыт там. Для северных областей за тысячу, а для южных – за пятьсот лет до Киевской Руси началась необъяснённая до сих пор, постепенное огрубение керамических изделий. Утолщались стенки, увеличивалось количество примесей, ухудшался обжиг. И только в IX веке происходит сравнительно быстрый переход к гончарному кругу, производящему заметное улучшение качества глиняной посуды. Можно думать, что первоначально гончарный круг возник в южной половине южных земель, а уже оттуда проник и на север. В этом убеждают более быстрое развитие и совершенствование керамических форм на юге и примитивность их на севере, в лесной полосе.

Введение гончарного круга означало переход к ремесленному производству, переход изготовления горшков из рук женщин в руки мужчин-специалистов. В гончарном деле в IX-X вв. происходило тоже самое ,что в это время происходило на северо-востоке в меднолитейном деле – замена женского домашнего производства – мужским ремесленным.

Форма древнейшего гончарного круга нам неизвестна, т.к. все части его (может быть за исключением оси) были деревянные и ни разу не были встречены в раскопках.

Этнографические материалы сохранили до нашего времени почти все звенья эволюции техники гончарного дела».

Скорее всего, существовало 2 типа круга: «Круг первого типа был усовершенствован добавлением деревянного подпятника («порплицы»), который принимал на себя давление круга, уменьшая трение, и придавал устойчивость всей системе, центрируя ось («веретено»)».

Второй тип был несколько иначим. «Две плоскости круга, надетые на ось и соединенные спицами (или «цевками»), постепенно отдалялись друг от друга, чем также создавалась большая устойчивость. Основной точкой опоры становилась порплица на нижней стороне верхнего круга. Ось удлинялась, и верхний круг надевался на нее сверху. Спицы и нижняя плоскость не несли никакой тяжести и служили только для устойчивости, не позволяя кругу колыхаться. Ось представляла собой кол, вертикально врытый в землю. Гончар при работе на таком кругу сидит на особой скамейке, более высокой, чем скамейка архаичного круга. Такая конструкция круга позволяла гончару изредка действовать ногами для ускорения движения или остановки. Отсюда оставался только один шаг к переходу на круг ножного типа.

Посредствующим звеном между ручным и ножным кругом был ручной круг тяжелого типа, диаметр которого доходил до 40—50 см. Для увеличения инерционной силы круг иногда оковывали железной шиной. Верхний накладной кружок с клеймом и подсыпкой песка исчезает. Поиски средств увеличения инерции свидетельствуют о стремлении гончаров получить непрерывное вращение круга, которое при малом весе круга недостижимо.

Введение в дело ног гончара, вращающих нижнюю плоскость круга, сразу разрешило проблему непрерывного вращения и освободило обе руки мастера. Гончарный круг при этом претерпел следующие изменения: верхний круг стал меньше, веретено длиннее, нижний круг значительно возрастает в размере и весе, становясь маховиком всей системы. Веретено для устойчивости перехвачено в верхней части, а нижний конец вращается на порплице, врытой в землю или вбитой в пол.

Еще больше изменений претерпевает способ формовки посуды. При изготовлении на ручном кругу гончар обязательно должен провести большую подготовительную работу по формовке основы сосуда. Для этой цели в Восточной Европе и Западной Сибири, как это выяснено М. В. Воеводским, применялась так называемая «лен­точная» техника предварительной лепки сосуда. Глина раскатывалась на длинные валики, которые слегка сплющивались с боков и укладывались по спирали, образуя тело будущего горшка. При ручной копке все ограничивалось сглаживанием пазов и приданием сосуду необходимых выпуклостей и венчика. При работе на ручном кругу легкого типа эту заготовку из глиняной спирали ставили на круг (предварительно посыпав круг песком для устранения прилипания), и гончар, подталкивая круг левой рукой, правой рукой формовал сосуд, сглаживал неровности, заравнивал пазы между глиняными лентами.

Ручная лепка при работе на простейшем гончарном кругу отнимала у гончара значительную часть времени, но без нее мастер был бессилен сформовать сосуд на медленно вращавшемся кругу, который двигался неровными толчками.

Ножной гончарный круг совершенно устранил предварительную, черновую ручную лепку: на быстро вращающийся круг мастер бросал кусок глины («омятево», на Украине — «балабух») и вытягивал из него сосуд любой формы, пользуясь пластичностью глины. Подсыпка песка была уже ненужна, так как гончар был заинтересован в том, чтобы глиняный ком возможно плотнее сидел на круге. Готовый сосуд срезался ниткой, оставлявшей на дне дугообразные следы.

Какой же тип гончарного круга бытовал в Киевской Руси? Продукция, полученная на каждом типе круга, отличается целым рядом особых признаков:

1. Ручной круг легкого типа:

а) следы ленточной техники,

б) углубление на дне от маленького кружка,

в) клеймо,

г) подсыпка песка,

д) допустима незначительная асимметричность (от колебаний оси и круга), особенно в тонких верхних частях, а также дрожание и непараллельность орнаментальных линий.

2. Ручной круг тяжелого типа:

а) следы ленточной техники,

б) гладкое дно, срезанное ниткой,

в) клейма быть не может,

г) подсыпка отсутствует,

д) полная симметрия и частота орнаментальных линий.

3. Ножной круг:

а) нет следов ленточной техники».

Что же касается русской печи, то Б.А. Рыбаков отмечает, что «обжиг горшков в домашних печах способствовал сохранению топки по черному — курных печей. На Мологе в изготовлении посуды принимают участие и женщины, что не наблюдается в других местах. Форма посуды примитивна. Область Моложского Полесья является как бы переходной от ручной лепки к гончарному производству».

Говоря о древнерусской керамике, следует остановиться на гончарном производстве, которое было непосредственно связано с сельским производством, которое было непосредственно связано с сельским и отчасти городским бытом. На ярмарках обычным явлением были возы, наполненные «звонким» гончарным товаром, который недавно выполняли крестьяне-гончары и привезли продавать свой немудрый, но удивительный по красоте товар.

Гончарная посуда представляла собой многочисленные изделия из глины, среди которых среди которых на первое место Василенко В.М. поставил «красочные и оригинальные по орнаментации миски, блюда, кувшины, горшки, глечики и др. виды посуды».

Исследователь Рыбаков Б.А. даёт описание керамики, включая все мельчайшие детали того или иного описываемого изделия. Особое внимание он уделяет северной Руси, забывая о других районах, а только отделываясь фразой: «Областные различия древнерусской керамики были невелики. На юге существовали два типа горшков, выработанные еще в VIII— X вв.: один — низкий, широкий, с прямым горлом, другой — более стройный, высокий, с отогнутым венчиком».

Рыбаков Б.А, пишет о наличии в деревнях печей, которые использовались для обжига горшков, не описывая их, а только вкратце говоря о том, как их использовали для изготовления сосудов: «Для большей или меньшей водопроницаемости сосудов, их, по извлечении из печи, иногда подвергали обварке в растворе муки или в кислых щах – раскалённый сосуд погружали в холодный раствор». Интересным является описание видов горшков деревенских мастеров: «Ассортимент изделий деревенских гончаров очень невелик самым распространенным видом «скудельных сосудов» был обычный печной горшок — «Гърньць», хорошо известный по тысячам курганных и городещенских находок Тулового горшка конической формы с выпуклыми плечиками и широким горлом; венчик отогнут. Рисунок венчика нередко позволяет датировать горшки: у более ранних венчик отогнут мало и профиль его прост, со временем отгиб становится круче (это свидетельствует о более быстром вращении круга), и профиль становится сложнее по своему рисунку, появляются бороздки, углубления, бортики и даже складки. В городскй керамике (напр., горшок из Черной Могилы) эта эволюция венчика произошла уже в X в.

Второй тип посуды — «плоскы» (плошка, миска) встречается значительно реже, но также хорошо известен по курганным материалам, напоминает горшок с иными пропорциями— низкий, широкий. Глиняные сковороды в X в. выходят из употребления, очевидно, вытесненные железными.

Древнее название их неизвестно. Кувшины и кринки в деревенской керамике встречаются лишь в виде исключений и вообще более характерны для города.

Иногда встречаются горшки с несколькими отверстиями на дне, предназначенные для откидывания творога. Керамическая посуда смоленских кривичей знает преимущественно высокие сосуды обычного типа, но иногда встречаются своеобразные горшки с горлом раструбом.

На сосудах встречаются клейма. Как и клейма на плитках, они вызывают споры у исследователей. По этому поводу существует несколько мнений, которые мы и рассмотрим, опираясь на Б.А. Рыбакова.

В грубоватых деревенских горшках, однообразие которых утомляет глаз, исследователей ранее всего заинтересовали загадочные знаки на днищах. Круги, кресты, ключи, звезды, решетки и другие изображения казались археологам прошлого столетия какими-то языческими символами, долженствующими оберегать горшок от злых сил. Этой точки зрения придерживался Уваров А.С. (объясняет это тем, что его наблюдения, проведённые над гнездовской керамикой показали, что только 15% сосудов является клеймёнными.). У Рыбакова Б.А. по этому поводу другой взгляд на этот счёт, т.к. он уверен в том, что «процентное соотношение клеймённых и неклейменых сосудов невсегда таково (нередко клеймённые преобладают), но самый факт отсутствия клейм на некоторых сосудах до сих пор не может быть объяснён».

0 просмотров1 комментарий

slavyanskaya-kultura.ru

Глава 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 25Следующая ⇒

 

Зарождение тех или иных ремесленных школ обусловлено как их территориальным расположением, так и наличием какого-либо исходного материала. Немаловажным является и приезд иностранных мастеров в Киев, Новгород, Владимир, Псков, Рязань. Искусство греческих мастеров, приезжавших из Византии и стран Балканского полуострова, положило ос­нову для проникновения христианства в сферу декоративно- ирикладного искусства Древней Руси. Основным направле­нием при изготовлении художественных изделий до христиа­низации Руси было жреческое славянское язычество, погре­бальные культы. Основными предметами, таким образом, были амулеты, вотивы, оружие воинов, женские украше­ния — обереги. Большая их часть создавалась в солярных формах, такими же орнаментальными знаками они и декори­ровались. Основная задача подобных изображений — охран­ное значение, ограждение и защита человека от нечеловече­ских (непознанных) сил и чар. Большая часть подобных зна­ков — это обращение с просьбой, мольбой к матушке-земле, желание задобрить ее и умилостивить. В раскопках славян­ских курганов и поселений археологи находят множество предметов со следами архаических орнаментов, которые от­ражают истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них в виде креста, квадрата с четырьмя точка­ми, ромба, круга являлись условными знаками, символами солнца, земли, неба и их стихий. Языческая романтика при­давала особую красочность русской народной культуре. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архи­тектуры: молниеотводы на причелинах, коньки на крышах домов, амбаров, у печей, на посуде; утвари и одежде. Инте­ресной для изучения славянского орнамента является одежда. Вся древняя одежда украшалась вышивкой. Она располага­лась по вороту, на груди и на спине, на рукавах, подоле и на поясе. Привычными в декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, ромбы, кресты, зигзаги, меандры и многое другое.

В книге «Язычество древних славян» академик А. Б. Рыба­ков доказал, что в основе древнеславянской орнаментики, опирающейся на истоки народного искусства, лежат общече­ловеческие, универсальные, космогонические представления о мире. «Обереговые» знаки, которые наносились на различ­ные изделия, — все те же космологические символы, которые с течением времени приобрели новое понимание.

Главная особенность, отличающая характер русского де­кора от западноевропейского — это различие в типах миро­воззрения, базирующихся на католической и протестантской религиях в одном случае, на православной — в другой. На­циональная культура Древней Руси, опирающаяся на визан­тийское наследие, практически отказалась от пластического строя архаического искусства. Это было вполне закономерно, так как Русь практически бесконфликтно приняла христиан­скую религию. При этом языческое наследие навсегда сохра­нилось как прекрасный раритет, как память. Языческий же орнамент не только сохранился, но и получил возможность дальнейшего развития, обогащаясь новыми идеями.

Композиции орнаментальных мотивов русские мастера очищают от византийской замысловатости, придавая им яс­ность и спокойствие. Весьма заметна тенденция к абстраги­рованию, но это происходит не от рационального стремления к механически выверенным композициям, как у арабов. Уп­рощение мотивов происходит потому, что для русского миро­восприятия орнамент — узорочье, украшающее предметный мир. Абстрагированные мотивы особенно характерны для окладов, декора утвари. Весь декор служил обрамлением главного — лика, изображенного на иконе, содержимого свя­щенного сосуда или же содержания книги. В отличие от ви­зантийского, русскому орнаменту не было свойственно эк­лектическое сочетание тех и других элементов. В пределах единой композиции имел место либо тот, либо другой харак­тер стилизации. Соответствующие трансформации в русском орнаменте претерпевает и наследие кельтской орнаментики, проникшее через искусство манускриптов и широко распро- хранившееся как в книжном деле, так и в художественной обработке металла.

Интересная и важная страница древнерусской культуры, в которой существенную роль играет декоративное искусст- 110, — само письмо, во многом сохранившее свои семантиче­ские изобразительные корни. Каждая заглавная буква — сложный комплекс образов различных уровней обобщения — от древнейших универсальных идей до сугубо национальных, свойственных именно русской культуре.

Прикладное искусство Древней Руси интересно как внеш­ней контурной простотой изделий, так и глубоким семантиче­ским значением орнаментальных мотивов, знаков. Одной из особенностей прикладного искусства раннехристианской Руси является повсеместное использование литья. Во всех местах, где добывалась руда, художественные изделия выполнялись с помощью этого технологического приема, что позволяло мно­гократно их повторять. А простые силуэты и минимум декора удешевили эти изделия и сделали их доступными. Литейное искусство Древней Руси — одно из самых распространенных, хотя пользовались популярностью также скань и тиснение. Помимо самого распространенного материала, меди, исполь­зовались золото и серебро. Основную массу составляли изде­лия религиозного культа или изделия для знатных людей.

Истоки ювелирного искусства Древней Руси своими кор­нями уходят еще в I тысячелетие нашей эры. В каждой сла­вянской земле того времени существовали свои этнические отличия в стиле и рисунках женских украшений, по которым можно довольно точно определить границы земель древних славянских племен: вятичей, кривичей, родимичей или севе­рян. Ювелирные изделия времен домонгольской Руси были многообразными по форме и очень интересными, с точки зрения декоративного «содержания»: языческие символы со­седствовали с христианскими изображениями, а византий­ские сюжеты — с древневосточными. В украшениях X—XII вв. достаточно сильно проявилось и магическое нача­ло. Диадемы, монисты, бармы, колты выполняли заклина- тельно-оберегательные функции. Например, бармы защища­ли горло и шею носившего, диадемы и венцы — его голову, а колты и рясны — уши. Само церковное искусство было про­низано древними языческими элементами, которые, с точки

зрения древнерусского человека являлись естественным до­полнением христианской символики.

Древнерусская золотая и серебряная посуда повторяет спокойные, мягкие формы деревянной и керамической утва­ри. Отпечаток изысканности, обусловленной драгоценностью! металла, не заглушал в изделиях черты народного творчества.!

Производством художественных изделий занимаются це­лые коллективы. Поэтому невольно возникает творческое со­ревнование, через которое проявляется коллективный харак­тер творчества, выражающийся и в оценках работы, и в про­верке приемов обработки материала, и в выборе темы или сюжета декоративного оформления вещи. По существу, кол­лективный опыт всегда формировал и методику преемствен­ности мастерства от старого поколения к молодому, от отца к сыну. В итоге такого развития народного искусства отшлифо-1 вывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержа- тельные мотивы орнамента, складывалась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.

Одним из крупнейших древнерусских центров, где разви­валось золотое и серебряное дело, был Древний Новгород. Первоначально городские кузнецы и златокузнецы Древнего Новгорода производили вещи, во многом близкие к изделиям деревянного типа. Это, например, браслеты, плетенные из нескольких отрезков толстой серебряной проволочки, и пла­стинчатые — широкие кованые с традиционным орнаментом в виде косых крестов, треугольников, кружочков, ромбов, со­четание которых имело магическое значение. С конца XI в. деревянные украшения начинают исчезать, их вытесняют произведения городского ремесла, точно так же и геометри­ческий орнамент отходит на второй план, уступает место те­ратологическому или смешанному — зверино-растительному (несколько иначе развившийся плетеный орнамент, расцвет которого приходится на XI—XIII вв.).

С 70—80-х гг. XII в. новгородские ремесленники начинают создавать украшения, подражающие формам и мотивам на до­рогих княжеско-боярских уборах. Эти изделия — довольно любопытное явление в истории древнерусского искусства.

Новгородское ремесло было гораздо более демократично: ремесленники не столько работали на князя и княжеское ок­ружение, сколько обслуживали потребности широких и зажи­точных городских кругов. К тому же сама техника литья в ка­менной форме, в которой исполнялись описываемые изделия, и отличие от многосложной техники чеканки или литья с утра­той восковой модели, способствовала многократному воспро­изведению таких вещей. Переход к работе на рынок вызывает определенное падение художественных качеств, упрощение, однообразие массовых изделий. Упрощенными становятся не только формы предметов, но в какой-то степени и узоры, их украшающие. Получают распространение довольно простые традиционные узоры геометрического и растительного харак­тера и различные плетения. Пышная, развитая орнаментация типа сложного плетения уходит из декора массовых изделий с относительно твердой фактурой, сменяясь простейшими двух­рядными, реже трехрядными узорами плетения.

Древнерусское прикладное искусство чрезвычайно разнооб­разно, мастера реализуют себя как в различных отраслях, так и н видах, типах художественных изделий — от сложных произве­дений искусства для знатных людей и церкви до самых простых для массового производства. На протяжении IX—XIII вв. сло­жились художественные школы и направления, повлиявшие на дальнейшее прикладное искусство России.

 

Читайте также:

lektsia.com

Глава 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ — КиберПедия

 

Зарождение тех или иных ремесленных школ обусловлено как их территориальным расположением, так и наличием какого-либо исходного материала. Немаловажным является и приезд иностранных мастеров в Киев, Новгород, Владимир, Псков, Рязань. Искусство греческих мастеров, приезжавших из Византии и стран Балканского полуострова, положило ос­нову для проникновения христианства в сферу декоративно- ирикладного искусства Древней Руси. Основным направле­нием при изготовлении художественных изделий до христиа­низации Руси было жреческое славянское язычество, погре­бальные культы. Основными предметами, таким образом, были амулеты, вотивы, оружие воинов, женские украше­ния — обереги. Большая их часть создавалась в солярных формах, такими же орнаментальными знаками они и декори­ровались. Основная задача подобных изображений — охран­ное значение, ограждение и защита человека от нечеловече­ских (непознанных) сил и чар. Большая часть подобных зна­ков — это обращение с просьбой, мольбой к матушке-земле, желание задобрить ее и умилостивить. В раскопках славян­ских курганов и поселений археологи находят множество предметов со следами архаических орнаментов, которые от­ражают истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них в виде креста, квадрата с четырьмя точка­ми, ромба, круга являлись условными знаками, символами солнца, земли, неба и их стихий. Языческая романтика при­давала особую красочность русской народной культуре. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архи­тектуры: молниеотводы на причелинах, коньки на крышах домов, амбаров, у печей, на посуде; утвари и одежде. Инте­ресной для изучения славянского орнамента является одежда. Вся древняя одежда украшалась вышивкой. Она располага­лась по вороту, на груди и на спине, на рукавах, подоле и на поясе. Привычными в декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, ромбы, кресты, зигзаги, меандры и многое другое.

В книге «Язычество древних славян» академик А. Б. Рыба­ков доказал, что в основе древнеславянской орнаментики, опирающейся на истоки народного искусства, лежат общече­ловеческие, универсальные, космогонические представления о мире. «Обереговые» знаки, которые наносились на различ­ные изделия, — все те же космологические символы, которые с течением времени приобрели новое понимание.

Главная особенность, отличающая характер русского де­кора от западноевропейского — это различие в типах миро­воззрения, базирующихся на католической и протестантской религиях в одном случае, на православной — в другой. На­циональная культура Древней Руси, опирающаяся на визан­тийское наследие, практически отказалась от пластического строя архаического искусства. Это было вполне закономерно, так как Русь практически бесконфликтно приняла христиан­скую религию. При этом языческое наследие навсегда сохра­нилось как прекрасный раритет, как память. Языческий же орнамент не только сохранился, но и получил возможность дальнейшего развития, обогащаясь новыми идеями.

Композиции орнаментальных мотивов русские мастера очищают от византийской замысловатости, придавая им яс­ность и спокойствие. Весьма заметна тенденция к абстраги­рованию, но это происходит не от рационального стремления к механически выверенным композициям, как у арабов. Уп­рощение мотивов происходит потому, что для русского миро­восприятия орнамент — узорочье, украшающее предметный мир. Абстрагированные мотивы особенно характерны для окладов, декора утвари. Весь декор служил обрамлением главного — лика, изображенного на иконе, содержимого свя­щенного сосуда или же содержания книги. В отличие от ви­зантийского, русскому орнаменту не было свойственно эк­лектическое сочетание тех и других элементов. В пределах единой композиции имел место либо тот, либо другой харак­тер стилизации. Соответствующие трансформации в русском орнаменте претерпевает и наследие кельтской орнаментики, проникшее через искусство манускриптов и широко распро- хранившееся как в книжном деле, так и в художественной обработке металла.

Интересная и важная страница древнерусской культуры, в которой существенную роль играет декоративное искусст- 110, — само письмо, во многом сохранившее свои семантиче­ские изобразительные корни. Каждая заглавная буква — сложный комплекс образов различных уровней обобщения — от древнейших универсальных идей до сугубо национальных, свойственных именно русской культуре.

Прикладное искусство Древней Руси интересно как внеш­ней контурной простотой изделий, так и глубоким семантиче­ским значением орнаментальных мотивов, знаков. Одной из особенностей прикладного искусства раннехристианской Руси является повсеместное использование литья. Во всех местах, где добывалась руда, художественные изделия выполнялись с помощью этого технологического приема, что позволяло мно­гократно их повторять. А простые силуэты и минимум декора удешевили эти изделия и сделали их доступными. Литейное искусство Древней Руси — одно из самых распространенных, хотя пользовались популярностью также скань и тиснение. Помимо самого распространенного материала, меди, исполь­зовались золото и серебро. Основную массу составляли изде­лия религиозного культа или изделия для знатных людей.

Истоки ювелирного искусства Древней Руси своими кор­нями уходят еще в I тысячелетие нашей эры. В каждой сла­вянской земле того времени существовали свои этнические отличия в стиле и рисунках женских украшений, по которым можно довольно точно определить границы земель древних славянских племен: вятичей, кривичей, родимичей или севе­рян. Ювелирные изделия времен домонгольской Руси были многообразными по форме и очень интересными, с точки зрения декоративного «содержания»: языческие символы со­седствовали с христианскими изображениями, а византий­ские сюжеты — с древневосточными. В украшениях X—XII вв. достаточно сильно проявилось и магическое нача­ло. Диадемы, монисты, бармы, колты выполняли заклина- тельно-оберегательные функции. Например, бармы защища­ли горло и шею носившего, диадемы и венцы — его голову, а колты и рясны — уши. Само церковное искусство было про­низано древними языческими элементами, которые, с точки

зрения древнерусского человека являлись естественным до­полнением христианской символики.

Древнерусская золотая и серебряная посуда повторяет спокойные, мягкие формы деревянной и керамической утва­ри. Отпечаток изысканности, обусловленной драгоценностью! металла, не заглушал в изделиях черты народного творчества.!

Производством художественных изделий занимаются це­лые коллективы. Поэтому невольно возникает творческое со­ревнование, через которое проявляется коллективный харак­тер творчества, выражающийся и в оценках работы, и в про­верке приемов обработки материала, и в выборе темы или сюжета декоративного оформления вещи. По существу, кол­лективный опыт всегда формировал и методику преемствен­ности мастерства от старого поколения к молодому, от отца к сыну. В итоге такого развития народного искусства отшлифо-1 вывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержа- тельные мотивы орнамента, складывалась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.

Одним из крупнейших древнерусских центров, где разви­валось золотое и серебряное дело, был Древний Новгород. Первоначально городские кузнецы и златокузнецы Древнего Новгорода производили вещи, во многом близкие к изделиям деревянного типа. Это, например, браслеты, плетенные из нескольких отрезков толстой серебряной проволочки, и пла­стинчатые — широкие кованые с традиционным орнаментом в виде косых крестов, треугольников, кружочков, ромбов, со­четание которых имело магическое значение. С конца XI в. деревянные украшения начинают исчезать, их вытесняют произведения городского ремесла, точно так же и геометри­ческий орнамент отходит на второй план, уступает место те­ратологическому или смешанному — зверино-растительному (несколько иначе развившийся плетеный орнамент, расцвет которого приходится на XI—XIII вв.).

С 70—80-х гг. XII в. новгородские ремесленники начинают создавать украшения, подражающие формам и мотивам на до­рогих княжеско-боярских уборах. Эти изделия — довольно любопытное явление в истории древнерусского искусства.

Новгородское ремесло было гораздо более демократично: ремесленники не столько работали на князя и княжеское ок­ружение, сколько обслуживали потребности широких и зажи­точных городских кругов. К тому же сама техника литья в ка­менной форме, в которой исполнялись описываемые изделия, и отличие от многосложной техники чеканки или литья с утра­той восковой модели, способствовала многократному воспро­изведению таких вещей. Переход к работе на рынок вызывает определенное падение художественных качеств, упрощение, однообразие массовых изделий. Упрощенными становятся не только формы предметов, но в какой-то степени и узоры, их украшающие. Получают распространение довольно простые традиционные узоры геометрического и растительного харак­тера и различные плетения. Пышная, развитая орнаментация типа сложного плетения уходит из декора массовых изделий с относительно твердой фактурой, сменяясь простейшими двух­рядными, реже трехрядными узорами плетения.

Древнерусское прикладное искусство чрезвычайно разнооб­разно, мастера реализуют себя как в различных отраслях, так и н видах, типах художественных изделий — от сложных произве­дений искусства для знатных людей и церкви до самых простых для массового производства. На протяжении IX—XIII вв. сло­жились художественные школы и направления, повлиявшие на дальнейшее прикладное искусство России.

 

cyberpedia.su

Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков

Оригинал взят у expertmus в Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков

В ДРЕВНЕЙ РУСИ для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово – «узорочье». Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X-XIII вв. являются неисчерпаемым источником наших представлений о быте древнерусских людей всех классов и категорий - от простого деревенского смерда до князя. Весь их быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста - яркой вышивкой.

См. также –

Эмаль и инкрустация (диссертация кн. М. К. Тенишевой): http://rublev-museum.livejournal.com/376217.html

Некрасов А.И. Византийское и русское искусство: http://rublev-museum.livejournal.com/366097.html

До нас дошло лишь незначительное количество произведений древнего искусства, сохранившихся к тому же фрагментарно. Представить себе все богатство художественных образов прошлого нам помогает обращение к этнографическому искусству славянской деревни XIX в., сохранившему много традиций тысячелетней давности в тканых и вышитых узорах одежды и полотенец, к символике резных ковшей и прялок, в заклинательных новогодних песнях и в весенних хороводах. Только на таком широком фоне могут быть правильно восприняты фрагменты подлинного древнего узорочья. Памятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами ремесленной техники, существовавшими с древнейших времен. Деревенские мастера делали украшения из дешевых сплавов меди и серебра с помощью нехитрых технических приемов. Городские мастера золотых и серебряных дел знали множество сложных и тонких приемов, отделывали свое узорочье то скрученной проволокой - сканью, то тысячами сверкающих крохотных капель металла - зернью, то нежной позолотой, то контрастной чернью, то многоцветной эмалью. Памятники художественного ремесла отчетливо показывают нам различие феодальной и народной культуры....

Настоящий альбом содержит очерк по древнерусскому прикладному искусству: история возникновения, способ изготовления, принадлежность того или много произведения прикладного искусства. В альбом внесены самые известные древнерусские, преимущественно археологические, древности Х-XIII вв. Даны обширные комментарии и рассмотрены сюжетные линии. Множество больших фото.

Название: Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII вековАвтор: Рыбаков Б.А.Издательство: АврораГод: 1971Страниц: 118Формат: PDFРазмер: 43 MбЯзык: русскийDownloads

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2013

medievalrus.livejournal.com