Что такое скань в древней руси. Что такое зернь в древней руси


Зернь - это... Что такое Зернь?

  • зернь — зернь, и …   Русский орфографический словарь

  • зернь — зернь/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • зернь — и; ж. 1. Старинная игра в кости. Играть в з. Проиграть деньги в з. 2. собир. Мелкие золотые или серебряные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Серьги, покрытые зернью. Брошь с зернью. * * * зернь ювелирная техника … …   Энциклопедический словарь

  • зернь — ЗЕРНЬ, арх., истор. – Старинная азартная игра в кости. Казак от нечего делать сутками играл со служилыми в зернь, проматывая последнее добро (1. 386). Сл.РЯ XI XVII 5. 385: зернь «игра в кости» (XVI в.). Самотик Словарь Чмыхало 107: зернь (ист.)… …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • Зернь —         мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из тонкой проволоки (см. Филигрань). Зернь создаёт эффектную светотеневую и фактурную игру, обогащает… …   Художественная энциклопедия

  • зернь —  ЗЕРНЬ    , и, ж.    1. Название карточной игры.    ◘ Существует ещё игра юрдовка, иначе зернь, основанная на игре в оставшиеся от выброски карты: двойки, тройки, четвёрки и пятерки. С.В.Максимов. Сибирь и каторга, 1871.    ♠ Обычно зернь игра в… …   Карточная терминология и жаргон XIX века

  • ЗЕРНЬ — разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗЕРНЬ — ЗЕРНЬ, зерни, мн. нет, жен. (ист.). Игра в кости или в зёрна. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗЕРНЬ — ЗЕРНЬ, разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки …   Современная энциклопедия

  • Зернь — I ж. Старинная игра в кости. II ж. 1. Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни). 2. разг. То, что имеет вид мелких крупинок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Зернь — I ж. Старинная игра в кости. II ж. 1. Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни). 2. разг. То, что имеет вид мелких крупинок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • humanities_dictionary.academic.ru

    Что значит зернь - Значения слов

    Примеры употребления слова зернь в литературе.

    Покрытые изящной филигранью и зернью бармы создают причудливую игру светотени.

    Валдай встретил служивых обычным разгулом, трактиры были отворены настежь, воры играли с проезжими в зернь и карты, цыганки, наехавшие из Молдавии, шлялись меж домов, таская белье с заборов, ворожили судьбу парням и девкам, а бедовые валдайские бабы, славные красотой и распутством, заманивали матросов сладкими пряниками.

    И сюда забредал деревенский кузнец, ладя купить дорогой колт с зернью, чтобы потом, у себя, по отдавленной восковой форме, отливать грубые подобия городского узорочья для деревенских красавиц, но чаще попадались боярышни, щеголихи посадские и молодые щеголи, что прохаживались, заломив собольи шапки, лениво выбирая сканую и волоченую кузнь и стреляя глазами на красавиц.

    Дьяк Чердынцев, запершись на все засовы, под лай и хрипенье цепных псов, играл с гостями в запрещенную игру - зернь, когда в ворота застучал царь Петр Алексеевич.

    Он сидел на лавке без одежды, водяник тоже был голый, да и не одеваются водяники вовсе - стало быть, негде ему спрятать обманную зернь.

    С ревом и плачем бабы волокут что у кого есть из береженого серебра, златокузнь, зернь, жемчужные очелья и колты, тащат назад по домам выкупленную скотину.

    Жители окрестных селений по пути на ярмарку в Сан-Миньято или Фучеккио, охотники за дикими козами, погонщики мулов, доганьеры -- стражники флорентийской пограничной таможни и другой невзыскательный люд заходили сюда покалякать, распить фиаско дешевого терпкого вина, сыграть в шашки, карты, зернь, дзару или тарокку.

    Пешком по льду нельзя было погулять даже за Мебиями, даже за Крилем Кракена, лишь у Рачьего Холуя лед был тверд, раки на отмели - сонливы, а военно-караульная молодежь в миусских руинах коротала полярную ночь за бесконечным картежом, переходя то с зелья на зернь, то с зерни на зелье.

    Скоро в сарае, наспех освобожденном от бочек и мешков, начинает яро взлетать земля, куда опустят коробьи с зерном и справою, портна, ордынс

    xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

    Что такое скань в древней руси — lingvoprofessional.ru

    November 11, 2014

    Ювелирное искусство ценилось всегда. И не столько из-за немалой стоимости используемых материалов, сколько из-за искусного или филигранного исполнения ювелирных шедевров, из-за высокой техники художественной обработки изделия. Одним из видов этой техники и является скань.

    Скань или филигрань?

    Что такое скань в древней русиПо сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое — исконно русское – обозначает «свивать9raquo;, «скручивать нитки». Второе — европейского происхождения, точнее латинского, в его основе лежат слова «нить9raquo; и «зерно9raquo;.

    Так что скань – это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются, попросту говоря, проволочные кружева.

    Для украшения таких изделий часто применяют так называемую зернь – маленькие шарики. Они тоже из драгоценных металлов – серебра, золота.

    Происхождение скани

    Как ни удивительно, но она, зародившись в глубокой древности, продолжает использоваться в современности практически в таком же виде. Неправильно думать, что скань (филигрань) появилась впервые в Древней Руси. Это не так. Памятники 6-4-го веков до н. э. принадлежащие Греции, Египту, доказывают высокий уровень владения этим видом ювелирной техники. Однако метода волочения для получения проволоки в глубокой древности не знали. Ее делали из металлического стержня путем ковки и полировки. На Руси волоченая скань получила распространение в 10-м веке. Приблизительно тогда же начали применять в сканных изделиях зернь. И только в 15-16-м веках в ход пошли очень разные материалы: эмаль, драгоценные камни, дерево.

    Что такое скань в древней руси

    Русский промысел

    Скань в Древней Руси – это своего рода визитная карточка самобытного русского ювелирного искусства. Эта техника широко использовалась для изготовления не только украшений, но и церковной утвари, окладов священных книг и икон, оружия, предметов обихода. К примеру, сканью украшали даже сафьяновые сапоги.

    В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением проволоки (волочильным делом). А при монастырях, в княжеских имениях открывались мастерские, в которых работали настоящие таланты филигранного дела. Известнейшими мастерами тех времен летописные источники называют Ивана Фомина и Амвросия.

    Скань – это очень дорогостоящие изделия, которые были доступны только богатым людям. Ведь это была ручная тонкая работа, требующая от мастера накопленного годами опыта, в котором и заключались тайны мастерства.

    Периоды расцвета и упадка

    В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Мастерские появляются во многих городах, а вскоре налаживается фабричное производство сканных изделий.

    Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции. Конечно же, было не до ювелирного искусства.

    Что такое скань в древней руси

    Однако в Советской России оно опять возрождается. И до такой степени, что завоевывает мировую известность. В 1937 году на выставке в Париже изделия мастеров из артели «Красносельский кустарь» получили золотую медаль, демонстрировались они и на выставке в Нью-Йорке (1939 год).

    Ценились также изделия мастеров из села Казачково (Нижегородской области), поселка Мстера (Владимировской области), города Приволжска (Ивановской области).

    Со временем появились большие фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городах.

    Что такое скань в древней руси

    Виды ювелирной скани

    В зависимости от способа выполнения изделий скань бывает трех видов. В напайной скани на металлическую основу напаивается узор из проволоки.

    В ажурной скани основа отсутствует, проволочные узоры скрепляются друг с другом, и получаются металлические кружева. Именно ажурную скань за границей часто называют русской филигранью.

    Третий вид – это объемная скань. Как правило, это изделия, состоящие из нескольких частей. Так вот эти части тоже техникой скани выполняются отдельно, а потом соединяются в единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки зверей, поднос, ваза, подстаканник. Скань придает этим изделиям изысканность и неповторимость.

    Материалы для скани

    С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото. Эти благородные мягкие и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку. К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров.

    Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы.

    В первую очередь медь, потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью. К тому же медную нить легко посеребрить или позолотить.

    Используются также алюминий, мельхиор, латунь и некоторые другие металлы. Главное, чтобы была возможность вытянуть из них тонкую проволоку. Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных узоров.

    Техника скани требует мастерства

    Что такое скань в древней руси

    Действительно, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже сейчас, когда появилось фабричное производство таких изделий, доля ручного труда остается большой. И от мастера, от искусного художника зависит, насколько качественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани.

    Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. Однако основные этапы работы остаются неизменными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства.

    Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает либо оставляет гладкой – все зависит от изделия, над которым он начинает работу. Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью отдельно. Они выгибаются строго по эскизу. Для мелких применяются специальные инструменты типа пинцета, а с крупными можно справиться пальцами. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие.

    Напайная скань сразу крепится на металлическую основу.

    Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.

    Придание оригинальности

    Что такое скань в древней руси

    Чтобы придать изделию из скани оригинальность, применяют специальные техники.

    Первая – это использование зерни, мелких шариков. Они напаиваются уже на готовое изделие в специально подготовленные углубления. И сразу же придают вещи нарядность и изысканность.

    Еще интереснее поможет сделать скань чернь. Что это такое? Графический узор, нанесенный на изделие, посыпается сплавом олова, меди, свинца, серы, серебра. Затем проводится обжиг, чернь плавится, и рисунок заполняется этим составом.

    Нельзя не упомнить такую технику, как эмалирование. Здесь используется стекловидная масса, которой покрывается изделие. Эмаль бывает очень разная. Самая интересная, пожалуй, расписная, так называемая финифть. Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом.

    В заключение тем, кто хочет приобрести настоящие филигранные изделия, можно посоветовать почаще посещать специальные ювелирные выставки. Там и ассортимент приличный, и можно встретить настоящие произведения искусства из скани.

    Что такое скань в древней руси

    7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

    Что такое скань в древней руси

    Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

    Что такое скань в древней руси

    Каково быть девственницей в 30 лет? Каково, интересно, женщинам, которые не занимались сексом практически до достижения среднего возраста.

    Что такое скань в древней руси

    Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

    Что такое скань в древней руси

    Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

    Что такое скань в древней руси

    Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

    Что такое скань в древней русиДля создания поистине потрясающих украшений мастера древности использовали множество необычных техник. Каждая из них делала создаваемый предмет особенным и неповторимым. И только от опыта и мастерства ювелира зависело качество украшений, ведь некоторые техники требовали аккуратности и точности движений. Одними из наиболее сложных способов украшения предметов обихода являлась скань, особенно почитаемая в Древней Руси.

    Что значит слово «скань»?

    Этот термин происходит от древнерусского «съкати», что означает «свивать» или «скручивать». Другое название этой ювелирной техники имеет латинские корни и звучит как «филигрань» (от filum и granum, что означает нить и зерно).

    Скань (филигрань) является техникой изготовления разнообразных ювелирных изделий благодаря спаиванию узоров из металлической проволоки .

    Разновидности филиграни

    Есть множество способов разнообразить технику скани: использование эмали и драгоценных камней, нанесение узоров из проволоки на чернь или комбинация техник филиграни. Всего выделяют 3 основных вида этого ювелирного искусства:

    • Что такое скань в древней русиНапайная скань. Это техника изготовления украшений, при которой проволочный узор напаивают на металлический лист-основу. Весьма часто сочетается с эмалью и по типу различается на фоновую (глухую) филигрань, просечную (выпильную) скань, перегородчатую эмаль и другие.
    • Ажурная скань. Ажурная техника предполагает скрепление узоров из проволоки без напаивания их на какую-либо основу. Для создания металлического кружева требуется большой опыт работы с металлами и аккуратность при спаивании. При добавлении к технике зерни производят напаивание металлических шариков на элементы кружева.
    • Объёмная скань. Для изготовления объёмных украшений из филиграни применяется поэтапный подход: несколько составляющих, выполненных в технике ажурной скани, соединяются вместе в единую композицию.

    Что такое скань в древней русиТехника филиграни из благородных металлов способна образовать красочные сочетания с различными материалами. драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, чернёным серебром, стеклом и деревом. Разнообразие различных вставок в орнаменты скани требовало высокого уровня умения работы с металлами. К примеру, для дополнения украшения чернью, требовалось обсыпать сплавом нескольких металлов изделие и произвести его обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор. Изначально мастера скани предпочитали исключительно драгоценные металлы вроде золота и серебра, отдавая преимущество первому из-за нескольких его особенностей:

    • Прежде всего, золото является весьма легкоплавким металлом, то есть для его нагрева до состояния «тягучести» требуется температура, которая будет намного меньше температуры плавления стали или железа.
    • Золото является чрезвычайно пластичными материалом. При высокой степени чистоты оно легко деформируется даже без нагревания.
    • Что такое скань в древней русиЗолото достаточно экономичный материал. Это означает, что из сравнительно небольшого количества этого металла можно вытянуть внушительную по длине золотую проволоку, из которой и составляются узоры скани: кольца, изгибы и завитки.
    • Этот благородный металл весьма ценили на протяжении всей истории человечества. Самые обеспеченные члены общин украшали себя золотыми изделиями, техники изготовления которых только усложнялись с течением времени. Орнаменты скани, выполненные из золота, украшали оклады икон, басмы и серьги.

    История филиграни

    Что такое скань в древней русиЭта ювелирная техника пришла в современность из глубины веков, подвергнувшись минимальным изменениям. И по сей день при изготовлении украшений мастера используют ту же технологию. что и их предшественники столетия назад.

    Сканное искусство известно со II века нашей эры. За свою долгую историю, длящуюся уже более 900 лет, филигрань только усложнялась: глухая техника преобразовалась в ажурную, а вместо мягких драгоценных металлов начали использовать даже тугоплавкую сталь.

    В Древней Руси искусство скани впервые упоминается в IX веке. Ажурную технику скани в то время ещё не использовали, предпочитая ей зернь, то есть напаивание на ювелирные украшения или друг на друга множество шариков из металла и составление из них сложного узора. Ажурная скань, то есть составление узоров из металлической проволоки без какого-либо фона, стала применяться с XII века. Тогда же началось усложнение техники путём украшения изделий из скани драгоценными камнями и эмалью.

    Сюжеты, выполняемые филигранными техниками, сильно зависели от окружающей действительности. Они не были статичными и менялись тогда, когда менялось общество, чутко реагируя на привнесение в Древнюю Русь влияний других стран и стилей искусства.

    Что такое скань в древней русиВозрастающая потребность во всё более и более сложных узорах скани подстёгивала мастеров к улучшению навыков. Сохранившиеся с XVI века пуговицы, украшенные тончайшим узором металла, до сих пор поражают воображение. Считалось, что чем тоньше и замысловатее узор скани, тем более благородным и уникальным является ювелирное изделие.

    Расцвет филиграни приходится на период с XVIII по XIX век. Именно в это время она стала восприниматься как вид ювелирного искусства и применяться не только для создания украшений, но и для росписи небольших предметов. Все сканные изделия, вне зависимости от того, являлись ли они объёмными панно или всего лишь небольшими портсигарами, выполнялись вручную. хотя спрос на филигрань был очень высок.

    Что такое скань в древней русиФилигрань является тем искусством, которое почти не пострадало во времена СССР. Связано это было прежде всего с тем, что скань была объявлена национальным достоянием и народным историческим промыслом. Это позволило ей продолжить своё развитие, пусть и в других темпах.

    На нынешний момент создаются сканные вазы и скульптуры различных размеров. Для приобретения достойно выполненного украшения, созданного в этой технике, ювелиры советуют чаще посещать различные выставки ювелирных изделий ручной работы.

    Что такое скань в древней русиЧто такое скань в древней русиЧто такое скань в древней русиЧто такое скань в древней русиЧто такое скань в древней русиЧто такое скань в древней русиЧто такое скань в древней русиЧто такое скань в древней русиЧто такое скань в древней русиЧто такое скань в древней русиЧто такое скань в древней русиЧто такое скань в древней руси

    Смотреть что такое «Скань» в других словарях:

    скань — и; ж. = Филигрань (1 зн.). * * * скань (от др. рус. скать свивать), филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. * * * СКАНЬ СКАНЬ… … Энциклопедический словарь

    скань — филигрань Словарь русских синонимов. скань сущ. • филигрань Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. скань … Словарь синонимов

    СКАНЬ — СКАНЬ, скани, мн. нет, жен. (обл.). То же, что сканье во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    СКАНЬ — СКАНЬ, и, жен. также собир. (спец.). То же, что филигрань (в 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    СКАНЬ — (от древнерусского скать свивать) (филигрань), вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки … Современная энциклопедия

    СКАНЬ — (от древнерусского скать свивать) филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки … Большой Энциклопедический словарь

    Скань — ж. то же, что филигрань I Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Скань — (от древнерусского скать сучить, свивать), вид ювелирной техники; то же, что Филигрань. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М. Издательство Советская энциклопедия. 1986.) … Художественная энциклопедия

    скань — скань, и … Русский орфографический словарь

    сканьё — сущ. кол во синонимов: 1 • сканье (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Вообще, эти слова используются при украшении изделий из золота и серебра. Это название разных методов украшения изделий из этих драгоценных металлов.

    Зернь — окантовка узора мелкими шариками из золота или серебра, чернь — это придание поверхности металла темного, иногда совсем черного, оттенка. А скань — это узоры, сплетеные из проволок. Зачастую все три метода применялись одновременно. Древние мастера неплохо владели этими методами, изделия просто поражают своей красотой.

    автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

    Мне тоже очень часто при чтении исторических книг попадались данные слова и я задумался о их значении. Оказалось что все эти слова означают названия ремесленных промыслов в древней Руси. Зернь — это изготовление ювелирных украшений с помощью напаивания на украшение проволочек и создания узора ими. Скань — искусство изготовления узоров и кружев с помощью тончайших проволочек. Чернь — способ рисования с помощью затемнения (чернения) на серебре.

    в избранное ссылка отблагодарить

    Что такое скань в древней руси

    Ювелирное искусство ценилось всегда. И не столько из-за немалой стоимости используемых материалов, сколько из-за искусного или филигранного исполнения ювелирных шедевров, из-за высокой техники художественной обработки изделия. Одним из видов этой техники и является скань.

    По сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое — исконно русское – обозначает «свивать», «скручивать нитки». Второе — европейского происхождения, точнее латинского, в его основе лежат слова «нить» и «зерно». Так что скань – это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются, попросту говоря, проволочные кружева. Для украшения таких изделий часто применяют так называемую зернь – маленькие шарики. Они тоже из драгоценных металлов – серебра, золота.

    Как ни удивительно, но она, зародившись в глубокой древности, продолжает использоваться в современности практически в таком же виде. Неправильно думать, что скань (филигрань) появилась впервые в Древней Руси. Это не так. Памятники 6-4-го веков до н. э. принадлежащие Греции, Египту, доказывают высокий уровень владения этим видом ювелирной техники. Однако метода волочения для получения проволоки в глубокой древности не знали. Ее делали из металлического стержня путем ковки и полировки. На Руси волоченая скань получила распространение в 10-м веке. Приблизительно тогда же начали применять в сканных изделиях зернь. И только в 15-16-м веках в ход пошли очень разные материалы: эмаль, драгоценные камни, дерево.

    Скань в Древней Руси – это своего рода визитная карточка самобытного русского ювелирного искусства. Эта техника широко использовалась для изготовления не только украшений, но и церковной утвари, окладов священных книг и икон, оружия, предметов обихода. К примеру, сканью украшали даже сафьяновые сапоги. В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением проволоки (волочильным делом). А при монастырях, в княжеских имениях открывались мастерские, в которых работали настоящие таланты филигранного дела. Известнейшими мастерами тех времен летописные источники называют Ивана Фомина и Амвросия. Скань – это очень дорогостоящие изделия, которые были доступны только богатым людям. Ведь это была ручная тонкая работа, требующая от мастера накопленного годами опыта, в котором и заключались тайны мастерства. Периоды расцвета и упадка В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Мастерские появляются во многих городах, а вскоре налаживается фабричное производство сканных изделий. Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции. Конечно же, было не до ювелирного искусства.

    Периоды расцвета и упадка

    В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Мастерские появляются во многих городах, а вскоре налаживается фабричное производство сканных изделий. Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции. Конечно же, было не до ювелирного искусства.

    Однако в Советской России оно опять возрождается. И до такой степени, что завоевывает мировую известность. В 1937 году на выставке в Париже изделия мастеров из артели «Красносельский кустарь» получили золотую медаль, демонстрировались они и на выставке в Нью-Йорке (1939 год). Ценились также изделия мастеров из села Казачково (Нижегородской области), поселка Мстера (Владимировской области), города Приволжска (Ивановской области). Со временем появились большие фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городах.

    Виды ювелирной скани

    В зависимости от способа выполнения изделий скань бывает трех видов.

    В напайной скани на металлическую основу напаивается узор из проволоки.

    В ажурной скани основа отсутствует, проволочные узоры скрепляются друг с другом, и получаются металлические кружева. Именно ажурную скань за границей часто называют русской филигранью.

    Третий вид – это объемная скань. Как правило, это изделия, состоящие из нескольких частей. Так вот эти части тоже техникой скани выполняются отдельно, а потом соединяются в единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки зверей, поднос, ваза, подстаканник. Скань придает этим изделиям изысканность и неповторимость.

    Материалы для скани

    С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото. Эти благородные мягкие и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку. К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров. Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы.

    В первую очередь медь. потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью.

    К тому же медную нить легко посеребрить или позолотить.

    Используются также алюминий, мельхиор, латунь и некоторые другие металлы. Главное, чтобы была возможность вытянуть из них тонкую проволоку. Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных узоров.

    Техника скани требует мастерства

    Действительно, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже сейчас, когда появилось фабричное производство таких изделий, доля ручного труда остается большой. И от мастера, от искусного художника зависит, насколько качественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани. Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. Однако основные этапы работы остаются неизменными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит.

    Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства. Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает либо оставляет гладкой – все зависит от изделия, над которым он начинает работу.

    Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью отдельно. Они выгибаются строго по эскизу. Для мелких применяются специальные инструменты типа пинцета, а с крупными можно справиться пальцами. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие. Напайная скань сразу крепится на металлическую основу. Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.

    Чтобы придать изделию из скани оригинальность, применяют специальные техники.

    Первая – это использование зерни. мелких шариков. Они напаиваются уже на готовое изделие в специально подготовленные углубления. И сразу же придают вещи нарядность и изысканность.

    Еще интереснее поможет сделать скань чернь. Что это такое? Графический узор, нанесенный на изделие, посыпается сплавом олова, меди, свинца, серы, серебра. Затем проводится обжиг, чернь плавится, и рисунок заполняется этим составом. Нельзя не упомнить такую технику, как эмалирование. Здесь используется стекловидная масса, которой покрывается изделие. Эмаль бывает очень разная.

    Самая интересная, пожалуй, расписная, так называемая финифть. Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом. В заключение тем, кто хочет приобрести настоящие филигранные изделия, можно посоветовать почаще посещать специальные ювелирные выставки. Там и ассортимент приличный, и можно встретить настоящие произведения искусства из скани.

    Ключевые слова

    lingvoprofessional.ru

    Зернь и скань Древней Руси. Приложения

    Институт археологии Академии наук — научное учреждение в системе Российской академии наук.

    История

    Институт ведёт свою родословную с Российской Императорской Археологической комиссии, которая была создана в 1859 году. 18 апреля 1919 году Декретом Совета народных комиссаров в Петрограде была учреждена Российская Академия истории материальной культуры (РАИМК), функции Археологической комиссии перешли к РАИМК, а её члены стали членами РАИМК. В 1926 году РАИМК была реорганизована в Государственную академию истории материальной культуры (ГАИМК), которая в 1937 году вошла в АН СССР как Институт истории материальной культуры (ИИМК). Институт находился в Ленинграде, а в Москве было его Отделение. В 1943 г. Институт был переведён в Москву, а в Ленинграде осталось его Отделение (ЛОИИМК). Постановлением Президиума АН СССР от 4 сентября 1957 году ИИМК был переименован в Институт археологии АН СССР. В 1991 году Институт археологии АН СССР был переименован в Институт археологии РАН, а на его на базе Ленинградского Отделения (ЛОИА) был создан отдельный Институт истории материальной культуры РАН.

    В 1948 году были проведены исследования за рубежом — в Монголии. Позднее, в шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы Институт развернул полевые исследования в Египте, Болгарии, Албании, Ираке, Афганистане, Венгрии, Монголии, Йемене, Сирии, на архипелаге Шпицберген. Из результатов работ этих экспедиций отметим открытие стоянок древнейшего человека на юге Аравии (Йемен), поселений ранних земледельцев в Северной Месопотамии (Ирак), храмового комплекса IV—III тыс. до н. э. в Сирии и царских погребений античного периода в Афганистане.

    Начиная с 1990-х годов Институт археологии РАН, переживает тяжелые времена. С помощью Российского Фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, Президиума РАН, а также некоторых спонсоров Институт продолжает, хотя и в ограниченных масштабах, экспедиционную деятельность. За минувшее пятилетие [какое?] осуществлена компьютеризация всех подразделений Института и заметно усилилась издательская деятельность.

    Руководители

    Структура

    Институт археологии РАН имеет отделы каменного века, бронзового века, классической археологии, скифо-сарматской археологии, славяно-русской археологии (с сектором археологии Москвы), теории и методики (с группами зарубежной археологии и физической антропологии), археологических сводов и карт, охранных раскопок, лаборатория естественнонаучных методов, группы средневековой археологии евразийских степей, изучения истории керамики, арктической археологии. В составе Института имеются реставрационная лаборатории, библиотека, архив рукописных материалов, а также мемориальный кабинет профессора В. Д. Блаватского.

    Отдел полевых исследований Институт археологии РАН выдаёт разрешения на все виды полевых археологических исследований в России и строго контролирует уровень проведённых работ.

    Издания Института

    • С 1940 года до середины 1970-х годов — монографии и сборники в серии «Материалы и исследования по археологии СССР»[1].
    • С 1937 по 1957 год — 30 сборников «Советская археология»[2]. В 1957 г. на базе этого издания Институтом была начата публикация ежеквартального журнала «Советская археология» (СА)[2], с 1992 года — «Российская археология» (РА).
    • «Краткие сообщения Института истории материальной культуры о докладах и исследованиях»(КСИИМК), с 1957 г. «Краткие сообщения Института археологии» (КСИА)[3] — периодическое издание.
    • С 1965 по 1986 год — ежегодник «Археологические открытия»[4] (АО), содержавший краткую информацию о полевых исследованиях. В 1993 г. это издание было возобновлено.
    • Сборники «Нумизматика и эпиграфика»[5].
    • Начиная с 1960-х годов — «Свод археологических источников»[6].
    • «Археологическая карта России», над которой Институт начал работу в 1990-е годы. Посвящена археологии центральных областей России.
    • Фундаментальное издание «Археология СССР» в 20-ти томах (с 1993 года — «Археология»).
    • и другие издания[3].

    Мероприятия

    Социальная сфера

    Является партнером благотворительного фонда Олега Дерипаски «Вольное дело»[7].

    Критика

    • До 2009 года право выдачи разрешений на проведение археологических полевых работ («Открытых листов») принадлежало ИА РАН, и в среде археологов зачастую обращалось внимание на неравноправие между сотрудниками и не сотрудниками ИА РАН в отношении получения открытых листов, на субъективизм и предвзятость в их выдаче[8]. Звучали также обвинения[источник не указан 1098 дней] в адрес ИА РАН и его директора в нарушении антимонопольного законодательства в связи тем, что в одном учреждении совместно существовал Отдел охранных раскопок, который производит археологические раскопки за счет инвесторов строительства («промышленная археология»), и Отдел полевых исследований, который выдает разрешения на данный вид работ. С конца 2009 года право выдачи разрешений было передано в Росохранкультуру[9][10].

    Примечания

    Ссылки

    dic.academic.ru