48. Монументальная живопись Древней Руси. Живопись в древней руси
Живопись Древней Руси — МегаЛекции
ДОКЛАД
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ИСТОРИЯ РОСИИИ
НА ТЕМУ: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 1 КУРСА
МАТВЕЕВА ЕКАТЕРИНА
ПРОВЕРИЛ: ЯНЧЕНКО ДЕНИС ГЕННАДЬЕВИЧ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Древнерусская литература………………………………………………………...4
Живопись Древней Руси…………………………………………………………...5
Древнерусская архитектура………………………………………………………..6
Древнерусская музыка……………………………………………………………...7
Заключение………………………………………………………………………….8
Список литературы…………………………………………………………………8
Введение
Культура любой нации на любом этапе ее развития включает в себя массу различных проявлений. Это и культура поведения людей в обществе, и культура восприятия ценностей, и творчество отдельных писателей и музыкантов, и многое другое. Однако, с точки зрения изучения исторического наследия, наибольший интерес представляет анализ таких проявлений культуры, как архитектура, живопись, музыка и литература. Именно они, как результат творческой деятельности представителей наций и поколений, способны в наибольшей мере донести до наших современников дух рассматриваемой эпохи и нации.
Прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей отдельных направлений культуры Древней Руси, следует отметить, что русская культура уходит своими корнями в глубокую древность. Она начала формироваться в V—VII в., в период, когда в результате Великого переселения народов славяне разделились на восточных, южных и западных. Наши предки, восточные славяне, являются создателями замечательных мифов, былин, сказаний, оказавших влияние на развитие культуры Древней Руси. “Восточнославянские мифы нашли продолжение в русских народных сказках. Это и волшебные истории про Мать – Сыру Землю, дающую богатырскую силу, и про чудодейственную живую и мертвую воду”. Большое значение для развития культуры в тот период имело то, что славяне были язычниками, они поклонялись природным силам, верили в существование множества богов.
Принятие христианства в 988 году способствовало обогащению культуры Древней Руси. Она переняла многие черты византийской культуры. В Киеве был построен первый каменный храм Успения Богородицы (Десятинная церковь), начала распространяться грамотность, с христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма, фресковая живопись, появилось летописание, иконопись.
Несмотря на активное влияние Византии, древнерусская культура не утратила исконно-русских черт, в чем можно убедиться, обратившись к археологическим памятникам. Ювелирные изделия, предметы быта, мебель «пронизаны поэзией мифологических образов». Не смотря на влияние Запада, в культуре Древней Руси продолжали сохраняться элементы язычества и в форме храмов, например, Десятинной церкви, построенной уже после принятия христианства, была присуща пирамидальность, унаследованная с языческих времен.
Таким образом, на становление древнерусской культуры оказали влияние как наследие восточнославянских племен, так и достижения Византии. В культуре Древней Руси удивительным образом сочетаются народные языческие мотивы и христианская традиция.
Древнерусская литература
Древнерусская литература является тем прочным фундаментом, на котором возводится величественное здание национальной русской художественной культуры XVIII-XX вв. В ее основе лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его возможности безграничного нравственного совершенствования.
Не зная истории древнерусской литературы, мы не поймем всей глубины творчества А. С. Пушкина, духовной сущности творчества Н. В. Гоголя, нравственных исканий Л. Н. Толстого, философской глубины Ф. М. Достоевского, своеобразия русского символизма, словесных исканий футуристов.
Русская средневековая литература является начальным этапом развития русской литературы. Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства. Подчиненная политическим задачам укрепления основ феодального строя, она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI-XVII вв. Древнерусская литература - это литература формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию.
Назначением древнерусской книжности было изображение и постижение божественного мира. Идеи, мотивы и образный строй древнерусских памятников соотнесены с Библией. Писатели не обращались к любовным сюжетам, не создавали вымышленных героев, также отсутствовали светские жанры, характерные для Европы. «Литературные произведения рассказывали либо о греховной «блудной страсти», ведущей к гибели душ, либо о добродетельном христианском браке». Основными жанрами литературы были летописи, жития и воинские повести. Для средневековой литературы было характерно следование канонам, одной из особенностей литературы этого времени является отсутствие комических, пародийных произведений, что объясняется негативным отношением православной церкви к смеху и веселью.
Характерной особенностью нашей древней литературы является анонимность ее произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведения.
Героями древнерусской литературы являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения. Героями произведений являются князья, правители государства, стоящие наверху иерархической лестницы феодального общества. Однако, отбросив религиозную оболочку, современный читатель без труда обнаруживает ту живую историческую действительность, подлинным творцом которой был русский народ.
Первое сохранившееся произведение древнерусской литературы - «Слово о Законе и Благодати. Его создатель - Илларион, митрополит Киевский. « Слово» написано в жанре «торжественного церковного красноречия», это произведение прославляет Русскую землю.
К XI- XII векам относится создание первых русских летописей. В XII столетии монахом Киево-Печерского монастыря, Нестором, была написана «Повесть временных лет», самая известная летопись в истории нашей страны. В летописях исторические события излагаются последовательно, по погодичному принципу. Летописи представляют собой «открытый» жанр, в них может повествоваться о жизни святых, рассказываться о сражениях. Летописцы были безразличны к отдаленным причинам событий, к связям между ними, что приводило к тому, что «погодичный принцип» господствовал над связностью и единством текста.
Особое место в литературе XI – XII веков занимает «Поучение Владимира Мономаха». Центральная идея «Поучения» состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит «сию граматицю» строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. «Поучение» выходит за узкие рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение.
Живопись Древней Руси
В Древней Руси на протяжении целого ряда веков существовала только церковная живопись. Создать или усилить молитвенное настроение у присутствующего в храме верующего, заставить его забыть все земное и устремиться мыслью к небесному было основной задачей церковной живописи во все времена ее существования.
В ряду изобразительных искусств первое место принадлежало монументальной живописи – мозаике и фреске. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера Киевской Софии. Язык мозаик прост и лаконичен, формы архаичны, жесты условны, складки одежд образуют орнаментальный рисунок. Яркие цветовые пятна создают единое гармоническое звучание. Среди многочисленных фресок Софийского собора имеются и светские росписи: изображения князя Ярослава Мудрого, его сыновей и дочерей, а также сцены охоты на волка, медведя, барса, фигуры скоморохов, музыкантов и другие. Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря несут черты, свидетельствующие об изменении художественных воззрений. Фигуры апостолов переданы в сложных ракурсах, движения свободнее. Меняется выразительный язык мозаик: большее значение придается теперь линии, контуру, иначе строится форма. В Новгородской Софии фигуры пророков в куполе торжественно-спокойные, с огромными печальными глазами, исполнены в лучших киевских традициях.
Иконопись пришла в изобразительное искусство Руси вместе с принятием христианства, что свидетельствует о том, что в основе русской иконописи лежала византийская традиция. Однако, несмотря на преклонения перед византийскими преданиями, русская иконопись самобытна. Самобытность русской иконописи заключается, прежде всего, в глубоком соответствии ее произведений тем целям, которым она должна была служить, в развитом до утонченности чувстве декоративности и в умении ее мастеров создавать новые иконные композиции, не отступая в то же время от завещанных традиций. В XI веке было создано множество икон. Известно имя мастера, считающегося первым русским иконописцем, его звали Алимпий. Он писал иконы для очень многих людей, в том числе и для киевской знати. Его искусство было хорошо известно киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Согласно церковному преданию, Алимпию приписывалась икона Божией Матери, хранившаяся в ростовском Успенском соборе. В литературе также высказывалось предположение, согласно которому Алимпий вместе с греческими мастерами участвовал в создании мозаик киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1108—1113).
Особый раздел древнерусской живописи – искусство миниатюры рукописных книг. Написанные на пергаменте книги украшались миниатюрами, заставками и инициалами. Краски миниатюр, изображающих евангелистов, яркие, наложены плоскостно, фигуры и складки одежд прочерчены золотыми линиями. В миниатюрах рукописей того времени имеются портретные изображения: великокняжеская семья в «Изборнике Святослава»(1073 г.).
Архитектура
Вся история домонгольской Руси отмечена стремительным развитием зодчества. Строили деревянные и каменные храмы, избы, грандиозные оборонительные стены на насыпных валах, деревянные мостовые, мосты через реки, богатые хоромы и терема знати, гридницы (большие помещения для пиров и собраний княжеских воинов). Предполагают, что они были ярко раскрашены, с затейливыми кровлями, сложными резными украшениями.
Особый же интерес представляет храмовое строительство. Православный храм мыслился кораблем, он олицетворял связь мира земного с миром небесным. Поскольку храм является свидетельством красоты и величия рая его убранство должно быть ярким, богатым и красивым. Изображения Христа на фресках и иконах означает и пребывание Бога на небе со святыми, и Его присутствие среди нас.
Первые храмы Киевской Руси отличались большими размерами, богатством убранства, строились по приказу князя и предназначались для службы главы Русской церкви – митрополита. Поэтому данный жанр в храмовом зодчестве историки архитектуры, например Вагнер, называют государственно-соборным, или метрополичьим жанром.
Олицетворением политического и культурного единства земель Киевской Руси должна была прослужить практически одновременная закладка трех Софийских соборов – в Киеве, Новгороде и Полоцке. Понятие «София» в это время воспринималось как символ света христианского учения. Софийские храмы на Руси в образной знаменовали победу над язычеством. Но Ярослав Мудрый, не желая зависимости от византийской церкви, стремился к тому, чтобы русские соборы не повторяли облик Софии Константинопольской. Киевская София отличалась целым рядом особенностей, позволяющих судить о становлении «русской школы» архитектуры: многоглавие, общая пирамидальная композиция свидетельствовали об изменении Образа Мира, который приобретал строго иерархическую структуру. Строителями Софийского собора были константинопольские мастера. Кроме общеисторических соображений об этом свидетельствуют и использованные в здании типично византийские строительно-технические и художественные приемы. Однако сравнение Софийского собора с одновременными ему византийскими памятниками показывает, что прямых аналогий ему ни в Константинополе, ни в других византийских городах нет. Византийские храмы того времени, как правило, небольшие, трехнефные, одноглавые, тогда как киевский Софийский собор имеет огромные размеры, он пятинефный и многоглавый. Различия эти объясняются тем, что киевский собор должен был стать главным храмом сложившегося на Руси мощного раннефеодального государства, и естественно, что ему хотели придать грандиозность. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом. В Византии к данному времени процесс развития феодальных отношений
Церковь Покрова на Нерли является одним из наиболее выдающихся шедевров не только древнерусской, но и мировой архитектуры. В церкви Покрова сложная профилировка и далеко вынесенные по диагонали тонкие колонки угловых пилястр придают зданию настолько значительную пластику, что храм кажется почти скульптурным произведением. Богатая декоративная резьба порталов, рельефы, размещенные в верхней части здания, еще усиливают этот скульптурный характер. Для церкви характерно удивительное совершенство форм и пропорций
XI–XII века – время бурного храмового строительства на Руси. Киев становится главным художественным центром, влияние киевской художественной школы прослеживается во всех городах. Особого расцвета Киев достигает при Ярославе Мудром, превращается в один из крупнейших городов Европы, соперничает с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, здесь было построено около четырехсот церквей, восемь рынков, Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Совершенно заслуженно мудрого князя называли, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора.
megalektsii.ru
48. Монументальная живопись Древней Руси
Изначально живописные изображения не были чужды культуре языческой Руси. Но именно с принятием христианства на Русь пришли и новые для неё виды монументальной живописи – мозаика и фреска.Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Монументальная живопись была призвана не только украсить храм, но ещё в большей степени должна была максимально, просто и лаконично раскрыть перед молящимся основные положения христианского вероучения – о Боге как Творце и Судье мира, Христе как спасителе человечества, пути спасения для людей, единстве небесной и земной церкви.
Мозаика не получила на Руси широкого распространения, потому что смальта была слишком редким и дорогим материалом.
Техника же фрески, требующая быстрого исполнения и мастерства, оказалась более приемлемой для живописного убранства русских церквей. Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора.
Строгая канонизация живописи в известной степени сковывала художественное творчество, предопределяя в ней более длительное и устойчивое византийское влияние, чем в архитектуре. Строго по византийским образцам были выполнены мозаичные работы Софии Киевской – изображениях Богоматери Оранты и Христа Вседержителя в центральном куполе собора. Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. Эти и другие мозаики и фрески были созданы в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Все изображения Софийского собора пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.
В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов.
Во Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон (становлении Владимиро-суздальской школы живописи). Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда.
49. Сравнительная характеристика Софийского собора в Киеве, Новгороде и Полоцке.
Полоцк: пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном (дугообразная скамья для духовенства, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря и идущая вдоль стены главной апсиды храма), с куполом диаметром 5,85 метра, 7 куполов, символизировавших 7 обрядов (таинств). Около угла собора находилась прямоугольная башня с лестницей. Храм имел три апсиды, а не пять. Все пространство собора разделялось 16 столбами на множество ячеек. Столбы в форме креста. Строй материалом были плиточный кирпич и шлифованный камен. Внутри - фрески (похоже на новогрудский).
Новгород: пятинефное сооружение. Стены из неправильной формы камней и только своды и арки из плинфы. Собор суров и лаконичен. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. Имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню. Центральный купол позолочен и выделен. Символика куполов - Христос и 4 евангелиста. На кресте центрального купола фигура голубя — символа Св. Духа. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами — трансептами. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение. Внутренне пространство храма резко расчленено на 2 части — нижнюю полутемную (для горожан), и верхнюю — с залитыми светом полатями (для князя, его семьи, придворных).
Киев: пятинефное сооружение. На востоке - 5 апсид, 13 куполов (12 апостолов и Христос). Центральный купол значительно выше остальных, на огромном барабане, в котором прорезаны 12 световых окон. Центральный купол был позолочен. Храм Св. Софии в Киеве сложен из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. На фасадах оставлены участки раскрытой кладки. Форма самого собора - крестово-купольная. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу
В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплен по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму.
Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска.
studfiles.net
Живопись Древней Руси
Несмотря на то, что перебрал много книг по истории и культуры Древней Руси, практически во всех из них я не нашел ничего про настоящую исконно русскую живопись, то есть живопись, которая сохранилась с дохристианской эпохи развития Древней Руси. В некоторых книгах есть заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и. т. д). Короче говоря, хотя я хотел показать истинно древнерусскую культуру мне все же придется рассмотреть христианскую русскую живопись, например, иконы.
«Древнерусская живопись - одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово».
Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книги) - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Священное Писание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами - учениками Христа, и Ветхого Завета, содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху. Кроме Священного Писания, причислялся к христианскому слову, почитался несущим христианскую истину широкий круг произведений, созданных в течение веков народами разных стран: Ближнего Востока и Малой Азии, Греции, славянских земель и самой Древней Руси. В этот круг прежде всего входят апокрифы - древнейшие повести, посвященные тем же лицам и событиям, о которых повествует Библия. Апокрифы не считались богодухновенными, но многие из них были признаны исторически достоверными, дополняющими Писание. Затем - многочисленные жития святых (биографические повести о них). Важное место в христианском слове занимают и используемые в богослужении поэтические, гимнографические произведения, посвященные событиям и лицам Священного Писания, святым и событиям их жизни.
Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.
«Образ» по-гречески - икона. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т. е. образом, воплотившим слово, является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».
В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.
Но со временем и искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей сама Византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуры. Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру и искусство не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре I. Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси; живопись самобытная, имеющая свои истоки в византийской традиции, заменялась живописью западноевропейского типа.
Живопись Западной Европы исходно росла из тех же христианских корней, по-своему важно было для нее и христианское слово. Но развитие этой живописи пошло по иному пути. Она выработала не только иные, не связанные с церковной традицией жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но, начиная с эпохи Возрождения, и сюжеты Священного Писания передавала совершенно иным способом, чем живопись византийского круга. Западноевропейская живопись не созидала священный образ, а стремилась изобразить тех, кто описан в Библии и Евангелии, как обычных людей, а события, о которых там рассказывается, - как любые другие обычные события человеческой жизни. В приближении к повседневной реальности видело западноевропейское искусство единственный путь к подлинной правде, и в передаче этой реальности его мастера достигли огромных успехов, выработали для этого особые художественные принципы.
Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых, западноевропейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение к древним иконам сохранялось в европеизированном, просвещенном русском обществе, но сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно сама эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя, восходящая к Византии художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных» сел - Палех, Мстера и Холуй. Приверженность к древней иконе, как и ко всему допетровскому строю жизни, в известной степени продолжала существовать только в народной - крестьянской и отчасти купеческой среде. Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в России окончательным. Через сто лет после петровских реформ к ним обратилась новая, созданная как раз в результате реформ русская культура, русская интеллигенция. Растущее значение России, ее победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г, послужили мощным толчком для развития национального самосознания. У просвещенных людей, у историков, писателей, поэтов возник интерес к прошлому страны, к ее истории. И уже второе десятилетие Х1Х века было ознаменовано появлением «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина - труда, в котором, по словам А. С. Пушкина, «древняя Россия, казалось, была найдена, как Америка - Коломбом». Это была книга, открывшая русскую историю самым широким кругам образованного общества. Вместе с «открытием» древней России родился и интерес к ее культуре, положено было начало ее изучению через обращение фольклору, к народной жизни, где многие черты этой культуры, допетровская старина еще продолжали жить. «При свете европейского просвещения нам нужно хорошенько рассмотреть самих себя», - писал Н. В. Гоголь. И «рассматривая себя», русские люди находили в своем историческом прошлом такие сокровища, которых не знало европейское Просвещение.
В начале ХIХ века было открыто и обрело известность величайшее произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Вслед за тем в течение всего столетия разыскиваются учеными другие литературные произведения на страницах древних рукописей. Ученые, поэты, писатели собирают и записывают хранящиеся в живой устной народной традиции памятники древнего литературного творчества - былины, сказки, песни. И со времен Пушкина древнерусская литература, древнее литературное творчество народа становятся источником вдохновения для русских писателей, живым ключом, питающим новую, «европейскую» русскую литературу.
Одновременно с древней литературой открываются и национальные истоки в музыке, начинается собирание и запись народных песен, развивается интерес к древним церковным песнопениям. И русские композиторы от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова неуклонно обращаются к этим истокам, каждый по-своему обогащает ими свое творчество.
Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи. Уже в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин упоминает о древнерусских художниках, приводит почерпнутые из летописи сведения об их произведениях. Эти сведения привлекают внимание, становятся предметом изучения и для более молодых историков, но настоящее приобщение к древнерусской живописи, открытие ее подлинных сокровищ произошло много позже, чем это случилось со словесностью и музыкой.
Дело в том, что люди ХIХ столетия древнерусской живописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы - главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками в древности украшали далеко не каждую церковь, а иконы были обязательно не только в каждом храме, но и в каждом доме. Причина этой невидимости икон - в той особой живописной технике, в которой они создавались. Доска, на которой должна быть написана икона, покрывалась загрунтованной тканью - паволокой, и само изображение наносилось на паволоку темперой, т. е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось прозрачной олифой. Олифа хорошо проявляет цвет и, что еще важнее, прекрасно предохраняет живопись от повреждений. Но при этом олифа обладает свойством со временем темнеть, и за 70 - 100 лет она темнела настолько, что почти совсем скрывала находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т. е. способы «расчистки» древней живописи. Но способы эти были достаточно трудоемки, и со временем иконы стали не расчищаться, а «поновляться», т. е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Зачастую на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений - первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, верхний из которых также был покрыт олифой. В начале ХIХ века, к тому моменту, когда возник интерес к допетровской культуре, потемнели уже и произведения ХVII века. На всех древних иконных досках представали лишь силуэты, контуры изображений, проступающие сквозь потемневшую, почерневшую олифу. Иконная чернота стала восприниматься как исходное свойство самой древней живописи...
www.librero.ru
Искусство Древней Руси
Изобразительное искусство и живопись Древней Руси формировалось в период сложения и укрепления феодальных социально — экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой восточно — славянских племен X — XII веков. Еще задолго до образования Киевского государства славяне создали самобытную художественную культуру.
Христианское вероучение рассматривает храмы как место приобщения человека к божеству. Поэтому архитектура стала ведущим видом искусства. Икона, формируясь в иконостасы, выступала в качестве непосредственного слагаемого архитектурного сооружения, ибо служебное назначение иконостаса — служить стенкой — преградой, отделяющей алтарь от остальной части помещения.
Плоскость стены как один из основных элементов образа в архитектуре, оказывающих свое влияние и на художественное представление иконописца и резчика по камню.
Будучи живописным произведением, икона резко отличается от такой формы творческого выражения, как картина. В догматическом церковном представлении икона понимается как соединительное звено между верующими и богом.
Искусство Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X — первой половине XI века. В XI столетии был создан первый из выдающихся памятников русского изобразительного искусства — это мозаики и фрески Софийского собора.
Софийский собор был заложен в 1037 году, и строился в качестве храма — главы Киевской Руси. В главном куполе на золоченом фоне был представлен Христос — Вседержитель, строго взирающий на землю. Ниже помещались на таком же золоченом фоне небесные стражи — архангелы. Под ними и в простенках между окнами барабана купола — апостолы, ученики Христа. Ниже, на ярусах, поддерживающих купол — четыре евангелиста, которые были биографами Христа.
В куполе храма расположено изображение Христа — Вседержителя и архангелов
Для выполнения мозаик и росписей были приглашены византийские мастера. Все сюжеты Софийского собора были религиозными. Фрески воссоздают сцены охоты, игры скоморохов, потеху князей. Киевская художественная школа — единственная и определяющая развитие древнерусского искусства.
Мозаики Софии Киевской
Но в XII веке в связи в раздроблением Руси на отдельные княжества привело к появлению местных школ изобразительного искусства. Наиболее крупными из них были Новгородская и Владимиро — Суздальская.
Икона Божией Матери Владимирской ( фрагмент).
Новгородское искусство.
Искусство Новгорода в XII — XIV веках получило значительный расцвет. Общеизвестна роль Новгорода в качестве международного торгового центра Средневековья. Определенная демократичность общественной жизни Новгорода наложила отпечаток и на его культуру.
Икона » Спас Нерукотворный». XII век, Новгород. В настоящий момент икона находится в Третьяковской галерее
Росписи Георгиевского собора с Старой Ладоге, построенного в 60 — е годы XII века, храмы Благовещенья в Аркажах ( построен в 1189 году), Спаса — Нередицы ( 1199 год), затем более поздней эпохи — Успенья на Волотовом поле ( 1363 год), Спаса на Ильине ( 1378 год) и многие другие церкви, а также иконопись — все это выражало особенности новгородской школы.
Простонародность облика святых, контрастный смелый колорит Новгородской школы разительно отличается от Киевской школы, которая использует преимущественно тональной колорит.
Новгородская фресковая живопись достигла своего расцвета во второй половине XIV века. В это время прибыл из Византии и связал свою творческую судьбу с Новгородская школой Феофан Грек ( 1350 — 1410 годы жизни).
Проникновение острых проблем социальной действительности в религиозную живопись Новгорода определило ее значение для последующего развития русской художественной культуры.
Владимиро — Суздальская школа.
Соперником Новгородской художественной школы могло выступать лишь искусство Владимиро — Суздальской земли. Его высшие достижения относятся ко второй половине XII — XIII веков.
Владимирская икона Божьей Матери, привезенная в 1130 году из Византии.
В число лучших памятников входят церковь Покрова на Нерли ( 1165 год), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве — Польском, построен в 1230 — 1234 годах. Огромное значение имела декоративная скульптура.
Церковь Покрова на Нерли
Владимиро — Суздальские мастера щедро покрывали скульптурным декором наружные стены хамов. Одним из наиболее популярных персонажей выступал библейский царь Давид, создатель единого древнего еврейского государства. Рельефные изображения характеризовались плоскостным характером. Резчики по камню изображали Давида играющим на арфе и чарующим своим искусством все сущее, включая зверей и птиц.
Белокаменная резьба на стенах Дмитриевского собора во Владимире
В рельефах владимирских церквей помещены также персонажи старинных античных преданий. Можно видеть кентавра — полулошадь — получеловека и грифона — животное с телом льва и крыльями орла. Наличие подобных мотивов показывало, как далеко распространилось на Руси античное влияние, и на какой богатейшей почве вырастала древняя русская художественная культура.
Рельефы Дмитриевского собора во Владимире
После монгольских завоеваний началось объединение северо — восточных земель вокруг Москвы. Такая дальновидность правителей, и прежде всего, Ивана Калиты, способствовала преаращению Москвы в крупнейший политический центр. Именно Москва в дальнейшем стала важнейшим культурным центром Руси.
design-fly.ru
Древнерусская живопись
Тема: Отечественная живопись в допетровскую эпоху
Особенности древнерусской живописи
1. Наличие многочисленных религиозных символов, т.е. условных знаков или образов, за которыми скрываются сложные религиозные идеи. Например, самый распространённый символ – нимб – сияющий круг вокруг головы, символизирующий святость, или крест – символ мученической смерти распятого Иисуса Христа и др.
2. Наличие многочисленных религиозных атрибутов, т.е. предметов, принадлежащих какому-либо святому. Например, крест – атрибут мученика, свиток – пророка, связка ключей – атрибут апостола Петра, которому, согласно Священному писанию, Иисус Христос, по вознесению на небо оставил ключи от небесного царства – рая и др.
3. Яркий чистый свет и его определённая символика. Ещё византийцы разработали учение о цвете: белый цвет – символизирует нравственную чистоту и святость; чёрный – смерть, загробное царство, силы зла; зелёный – молодость, юность, надежду; голубой – небесность, божественность; червлёно –красный – мученически пролитую кровь; тёмно-вишнёвый – любовь; золотой – вечность, божественность, это как бы даже не цвет, а свет, исходивший от Бога и заполняющий весь мир.
4. Своеобразная, специфическая форма изображения. Во-первых, вместо «линейной» перспективы существует «обратная». Если на привычных картинах мысленно провести линии, продолжающие линии предметов, то они должны сойтись в точке на линии горизонта. При помощи такой «прямой» перспективы достигается ощущение глубины картины, которой на самом деле нет, ведь картина плоская. В иконе, фреске – наоборот. Линии, если их продолжить, сходятся впереди, на молящемся. Это и есть «обратная» перспектива. Средневековый живописец словно пытается увидеть предметы не с одной, а с нескольких точек зрения. Такое изображение не просто неумение живописца или неправильность. Икона, фреска будто открываются навстречу человеку, помогают ему войти в свой, особый мир.
Во-вторых, отсутствует трёхмерность пространства, объём в изображении, т.к. не используется светотень, т.е. характерна своеобразная передача объёма и пространства. Персонажи средневековой живописи кажутся помещёнными в плоскую среду, где нет ни глубины, ни линии горизонта, ни теней, отбрасываемых предметами. Изображение фигур и предметов также остаётся плоскими. Это объясняется тем, что объектом изображения в средневековой живописи является не реальный, а небесный, божественный мир.
В-третьих, характерна своеобразная передача времени – одновременная передача разных событий.
В-четвёртых, статичность, неподвижность изображения. На иконах и фресках фигуры, как правило, лишены какого-либо движения, т.к. изображённые святые, чаще всего пребывают в состоянии религиозного самоуглубления, мистического созерцания. Общение с Богом не терпит суеты и непоседливости, присущих движению. Поэтому и кажутся святые мёртвенно застывшими.
В-пятых, для средневековой живописи характерна условность в изображении. Наиболее значимые персонажи – Христос, Богоматерь – всегда изображались крупно, независимо от их местоположения, на переднем плане композиции или в глубине. Как правило, условен пейзаж, это, скорее всего, некие знаки, которые указывают, где и при каких обстоятельствах происходит то или иное событие Священного писания. Такая особенность опять же объясняется тем, что средневековая живопись глубоко религиозна по своему характеру, изображает мир не земной, а божественный, где господствуют свои законы времени, пространства, движения. В нём многое условно и понятно только для посвящённых.
5. Строгое следование канону, т.е. определённым строгим правилам изображения святых в средневековой живописи. Эти правила освящались церковью и были обязательны для исполнения всеми художниками. И церковь строго следила за этим. Создавались специальные прориси или подлинники – контурные рисунки с короткой подписью. В них подробно объяснялись типы лиц, цвет, форма одежды святых, содержались отрывки богословских произведений, приводились цитаты, которые художники должны были воспроизводить в своих работах.
Но по этой «канве» каждый художник «вышивает» свой узор, в каждое изображение он вкладывает свои переживания, мысли, представления. Поэтому, несмотря на строгую каноничность средневековой живописи, большие мастера умели, не отступая от правил, создавать уникальные, совершенные произведения. Свобода средневекового живописца проявлялась в выборе композиции, ритма. В зависимости от этого икона или фреска получалась драматически напряжённой или спокойной, радостной.
Русская средневековая живопись позаимствовала канон из Византии.
Согласно канону, каждый святой наделялся только ему присущими чертами и деталями. Так, Илья Пророк всегда изображался суровым старцем со строгим взглядом, длинными и прямыми космами и бородой. А Николай Чудотворец наоборот – с добродушным выражением лица, высоким лбом с глубокими залысинами и небольшой курчавой бородой. Богоматерь (Богородица) – всегда изображалась молодой женщиной с огромными миндалевидными глазами, тонким носом, едва обозначенными красными губами, узким, округлым подбородком.
Согласно канону, имя автора того или иного творения, не принято было указывать, поэтому искусство древней Руси было анонимным.
6. Русская средневековая живопись имела специфическое содержание. Она была религиозная по своему характеру, главным образом изображались: Иисус Христос, многочисленные святые и различные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, составляющих Библию. Прежде всего, это «двунадесятые праздники», т.е. 12 самых важных событий, связанных с жизнью Иисуса Христа и Богоматери, которые отмечают ежегодно и в определённые дни.
Наиболее распространёнными на Руси были изображения Иисуса Христа (Спас в силах, Спас Вседержатель, Спас Нерукотворный), Богоматери ( Богоматрь Оранта-знамения, Богоматерь Одигитрия, Богоматерь Элеуса-Умиления), Святого Николая Угодника, Святого Георгия, Святой Параскевы Пятницы и др. Пантеон святых складывался на Руси постепенно заметно расширялся и в тоже время унифицировался для всей страны во времена Ивана Грозного.
Таблица «Виды древнерусской живописи»
Вид живописи | Определение | Характерные особенности |
Мозаика | Вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты, керамической плитки. | Мозаика – очень сложная и дорогостоящая техника живописи, пришедшая на Русь из Византии. Исходное сырьё – смальту (цветное стекло) – выплавляли в специальных мастерских. В стеклянную массу добавляли окислы различных металлов, чтобы придать смальте окраску. Стены и своды церквей в несколько слоёв покрывали цементирующим раствором, поверх него наносили рисунок, по которому мозаичисты вдавливали в раствор кубики смальты. Самое ценное качество мозаики – светоносность (игра света и цвета), для чего кубики смальты вдавливались в цемент под разными углами. |
Фрескас итальянского- «свежий» | Вид монументальной живописи, произведения которой создаются с помощью красок, разведённых на воде, по сырой штукатурке. | Фреска – менее сложный и дорогой вид живописи, требующий большого мастерства, быстроты и точности в работе. Исправления не допускались. Испорченное изображение удалялось вместе со штукатуркой. При несомненных достоинствах, существенным недостатком фрески является то, что содержащаяся в штукатурке и краске известь, частично съедает цвет, отчего она выглядит поблекшей, особенно по сравнению с мозаикой. |
ИконаС греческого –«образ» | Произведение иконописи, «живопись на досках» в православии и католицизме. Изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывалось священное значение. | Это как бы окно, помогающее человеку во время молитвы заглянуть в другой, высший мир. |
studfiles.net
Живописное искусство в культуре Руси. Техника монументальной и станковой живописи. Мозаики и фрески Древней Руси XI-XIII веков. Византийские и русские традиции в иконописи XI-XIII веков.
Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Живописное искусство Древней Руси изначально было подчинено религии. В связи с этим, культурным центром, где взяла начало русская живопись был центр христианской Руси – Киев.
Хотя христианские храмы существовали в Киеве и раньше, именно после 988 года началось строительство первой каменной церкви в Киеве, названной Десятинная. Строительство и внутренняя роспись церкви были выполнены приглашенными византийскими мастерами. Десятинная церковь не сохранилась, но археологические находки позволяют утверждать, что важнейшие части её росписи были выполнены в технике мозаики, а весь остальной храм был украшен фреской.
Наиболее развитыми видами живописи в Древней Руси были монументальная и станковая живопись.
Монументальная живопись - живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. На Руси техники монументальной живописи заимствована из Византии – это фреска и мозаика.
Фреска – это живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
Мозаика – есть разновидность живописи, в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток и т.д. На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).
Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым. Программа росписи храма отвечала византийской традиции, но содержала ряд особенностей. Например, в барабане центрального купола были изображены 12 апостолов, выражая собой идею проповеди христианства во все концы мира. Очень подробен для XI века был цикл евангельских событий, а на западной стене помещался лишь частично сохранившийся портрет семьи князя Ярослава. Главный купол и алтарь был украшен мозаиками, остальные части интерьера были расписаны фреской.
Стиль как мозаик, так и фресок в русских храмах точно соответствует особенностям византийского искусства 1-й половины XI века, то есть аскетическому стилю.
Станковая живопись - живопись, созданная на станке (мольберте) – в этот период на Руси представлена исключительно иконописью. В XI-XII века иконописи русские мастера обучались у специально приглашенных византийцев. Различить произведения византийских мастеров и работы первых отечественных мастеров ещё очень трудно. Иконы в основном сходны с современными им течениями в иконописи Византии.
Византийский иконографический канон регламентировал: круг композиций и сюжетов священного писания, изображение пропорций фигур, общий тип и общее выражение лица святых, тип внешности отдельных святых и их позы, палитру цветов, технику живописи.
Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени.
Техника станковой живописи была такова. На доску (в Византии - кипарисовую, на Руси - сосновую или липовую) или холст («поволока») наносили слой белого шлифованного грунта из гипса и мела («левкас»), в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносили контуры рисунка и красочный слой (энкаустика, темпера). Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы - Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценными камнями.
В иконописи пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды. Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него. Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены каноном. Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики, дающая слишком «осязаемую» поверхность заменяется на сухую и строгую темперу.
Работами греков являются росписи собора Михайловского Златоверхого монастыря, Софийского собора и других ранних храмов Великого Новгорода, фрески собора Мирожского монастыря) в Пскове и Георгиевской церкви в Старой Ладоге.
В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись. В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже в конце XIII в. определяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XII в.: ясный образ не осложненный аллегориями, несколько элементарный крупный рисунок, декоративная яркость цвета.
В городах Северо-восточной Руси, уцелевших от нашествия живопись долгое время развивалась на домонгольской основе. Художественные мастерские были сосредоточены на архиерейских и княжеских дворах, и их произведения имеют церковный, либо кастовый княжеский характер.
Ростовские иконы XIV вв. характеризуются просвечивающимися красками, нежным и теплым колоритом. Большой популярностью пользовались житийные иконы, в которых ярко выражено литературное повествовательно начало. С Ярославлем связано несколько выдающихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV вв. Торжественной красотой выделяется икона «Борис и Глеб», но место ее написание точно не установлено.
В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами, были первой попыткой обращения к монументальной живописи после татарского нашествия. Для не очень высоких по качеству тверских икон и рукописей характерны белесые высветления и декоративные сочетания белого, красного, голубого. Несколько позже тверской возникла московская школа, ранние памятники которой свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом и Ярославлем.
www.kultura-socio.ru
Живопись Древней Руси
Живопись Древней Руси
В 988 Киевская Русь приняла христианство в его восточном византийском варианте. Вместе с верой Русь унаследовала от Византии и художественные традиции, одной из которых было украшение храмов росписями и иконами. Слово «икона» происходит от греческого eikon (образ). Икона является посредником между реальным миром и божественным первообразом. Стиль живописи менялся в ходе веков, но художественные традиции иконописи сохранились до настоящего времени. В церквах иконы помещали на стенах, столбах и алтарной преграде. В 14–15 вв. низкая алтарная преграда превратилась в высокий иконостас, отделявший прихожан от алтаря. Иконостас стал строго организованной иерархической системой священных образов, в которой иконы с изображением Христа, Богоматери, апостолов, святых и праздников располагались рядами в определенном порядке. Иконы часто украшали окладами из серебра, золота и драгоценных камней, которые могли закрывать икону почти целиком, оставляя видимыми только лики. Вначале мастеров-иконописцев приглашали из-за границы (чаще всего из Греции), а иногда привозили и сами иконы. Икона Владимирской Богоматери, привезенная из Византии в первой половине 12 в., стала образцом для огромного числа русских списков. Сохранилось очень мало домонгольских русских икон; все они в большей или меньшей степени следуют иконографии и стилю византийских образцов. Мозаики в киевском соборе Святой Софии (заложен в 1037) тоже были выполнены византийскими мастерами. В больших храмах других городов, находившихся к северу от Киева, мозаик не делали. Так, Софийский собор в Новгороде (1045–1050) был украшен гораздо менее дорогостоящими фресками.
В 1240 монгольское нашествие опустошило Киев и другие русские города и сделало практически невозможными контакты с Византией. Почти полное отсутствие внешних культурных влияний способствовало развитию региональных школ живописи, среди которых особенно выделяются московская, новгородская и псковская.
С конца 14 в. Московское княжество получило политическое преобладание над другими русскими землями, объединило их под своим главенством, а Москва стала культурным центром единого русского государства. Здесь работали три великих мастера древнерусской живописи: Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405), Андрей Рублев (1360/1370 – ум. 1427/1430) и Дионисий (ок. 1440 – после 1502/1503), чьи иконы и фрески стали воплощением на русской почве идей духовного восхождения и единения с Богом через отказ от всего внешнего и суетного и обретение внутренней гармонии.
В 1551 Стоглавый Собор установил строгие каноны, которым должны были следовать иконописцы при создании священных образов. В 17 в. в иконопись проникают влияния западноевропейской живописи, что нашло отражение в иконах, выполненных Симоном Ушаковым (1626–1686), и сложных миниатюрных, подобных ювелирным изделиям, произведениях иконописцев Строгановской школы. В это же время стали появляться первые портреты, получившие название парсуны (от слова «персона»).
Источник: http://www.krugosvet.ru
russjivopis.narod.ru