Скань это в древней руси. Что такое скань в древней руси


Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров – Ярмарка Мастеров

Филигрань (по-русски — скань,англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань — из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.

Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до нашей эры). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.

Виды ювелирной филиграни

Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

филигрань

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.

В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).

скань

Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.

В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

Кому принадлежит техника филиграни?

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Примеры Эквадорских украшений в технике скани:

wire wrap wire work

 история украшений  работа с металлом

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.

Детали сканных украшений:1 — завиток, основной элемент растительного орнамента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняется завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шариком зерни, 5 — колечки, получают из разрезанной спирали, 6 — звенья, из которых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмотанный бумагой, если бумагу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается кронцангами, 9 — змейки, получают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, плетутся из нескольких жилок проволоки.

Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигрань из серебра и не только- технология изготовления

Изготовление филиграни- фото handmadejewelrybycreationsdenispicard.blogspot.ru

Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни?

В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани). «Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку.

При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.

Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Казаковская филигрань – современное производство

Подвеска-славянка-кпхи.рф

Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд, специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава. Что отличает Казаковскую филигрань?

Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель.

Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):

ваза-хоровод-для-цветов-КПХИ набор-тет-а-тет-КПХИ   подстаканник-декабрь КПХИ

Подвеска-Нарцисс-КПХИ  серьги-восточные-КПХИ  браслет-весна КПХИ

Филигрань от «Кубачей»

Кубачинские ювелиры, наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:

Филигранный браслет от Кубачей - kubachi.su Браслет-в-технике-филиграни-на-руке_Кубачи-kubachi.su

Браслет вКружево технике филиграни Кубачи kubachi.su

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства. Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет

Серебряное кольцо литьё в стиле филиграни, Яспис  Антикварный-филигранный-браслет-pokimica.com

Как носить филигранные украшения

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и так далее), «раскроет» филигранное изделие.

www.livemaster.ru

Скань - это... Что такое Скань?

Филигрань

Скань (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебрянной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

История

В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX—X веков.

Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII—XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

На XV—XVI века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.

Известный современный художник-ювелир Маланчук Юлия, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники — ювелирную скань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.

Скань и зернь, примененная в современном изделии художника-ювелира Ю. Маланчук. Гарнитур «Кораллы»(колье, серьги, браслет, перстень)

См. также

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

ФИЛИГРАНЬ » Перуница

ФИЛИГРАНЬВ русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место.

Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора.

Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.

Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных ху­дожественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.

Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

История

В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности . Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.

Казаковская филигрань (Юрий Беспалов) [1983]

Фильм про село Казаково — центр художественной обработки металла в технике филиграни.

www.perunica.ru

ХРОНИКИ МIРА » Blog Archive » Скань: русская ювелирная техника

a-gold-filigree-box-from-a-spanish-sisse-brimbergОдин из древнейших видов художественной обработки металла – скань или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники – филигрань. Русское слово «скань» описывает технологический процесс – от древнерусского «скать» (свивать, скручивать), а латинское «филигрань» отображает технику изготовления узора, оно происходит от латинских слов – «filum» (нить) и «granum» (зерно). Скань или филигрань – ювелирная техника, разновидность художественно-прикладного искусства. Такое же наименование носят и изделия, созданные в этой технике.

Материалами для сканных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. В основном распространена скань из серебра – серебряные украшения особенно эффектны и красивы. Украшения, выполненные в технике скани или с элементами скани очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) оксидируют и серебрят. Нередко скань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой скани можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений. Скань можно назвать апофеозом древнего ювелирного искусства, которое сохранилось и существует и в наше время, являясь своего рода русским символом. Скань – это изготовление ювелирных изделий с помощью скручивания тончайшей проволоки из драгоценных металлов (золота или серебра). Вся работа сводится к манипуляциям с золотой нитью: при скручивании двух проволочек получается необыкновенной красоты ажурный узор, который затем накладывается на поверхность ювелирного изделия и припаивается к ней. Это достаточно кропотливая и долгая работа, так как ювелирному мастеру приходится обрабатывать таким образом всю поверхность ювелирного изделия. Применяется и метод частичной скани – когда нужно замаскировать стыки припаянных друг к другу частей ювелирного изделия. Сканью обрабатывают и серьги, и кольца, и подвески.

Мастера скани на Руси работали в царских дворах. Различают 3 вида скани: напайную, объемную и ажурную. При напайной скани узор из проволоки и зерни накладывается на металлическую пластинку. Техника объемной скани подразумевает соединение отдельных объемных элементов, выполненных сканью, в единую композицию. При ажурной скани элементы проволоки образуют изящное кружево с напаянной на него зернью. Именно ажурную скань за границей принято называть «русской». Волшебная красота ажурной скани известна с древнейших времен.В интернете есть следующую информацию: в Трое, на Крите, в Микенах, Египте и Греции имеются скани, выполненные в VI–IV вв. до н.э.

Ну, во-первых, Микены появились только во II в. до н.э., поэтому скань там в VI–IV вв. просто не могла существовать.

Во-вторых, в книге В.М. Демина «От Ариев к Русичам» в главе «Большая война. Гибель Трои. Вытеснение славян-ариев с ближнего востока, из Ирана и Малой Азии» говорится о том, что троянцы – это наши Предки – славяне-арии. Соответственно, чьи скани в Трое могли найти? Конечно же, наших Предков – славяно-ариев. Так что, к скани мы имеем самое, что ни на есть, прямое отношение.

Скань была распространена по всему миру и считается одной из базовых, первоначальных ювелирных техник. Это вполне оправдано, ведь чистые драгоценные металлы, серебро и золото, очень мягкие, и их не так уж сложно вытянуть в очень тонкие проволочки.

Сканные изделия на Руси встречаются еще в раскопках курганов IX века. В технике зерни изготовлялись изделия Киевской Руси еще в X в. В этих вещах витой проволоки почти не применяли. Но уже с XII в. зернь уходит на второй план и все чаще употребляется напайная фоновая скань. С XIII в. число видов скани увеличивается – применяется ажурная и рельефная скань. Все большую роль начинают играть камни, появляются многоплановые решения. Сканные изделия производились в царских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия и осуществляли все операции по их производству. В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается. Появляется разделение труда, ремесленники становятся самостоятельными, отдельные мастера осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов. В XVIII в. изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки.

С XIX в. изделия из скани уже выпускались фабриками в больших количествах. Они разнообразны и по назначению и по ассортименту. Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная скань появляется просвечивающая (оконная) эмаль. В России одним из крупнейших центров сканного производства становится село Казаково Нижегородской области.

l0OjoOZjТехника скани требует мастерства. Действительно, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже сейчас, когда появилось фабричное производство таких изделий, доля ручного труда остается большой. И от мастера, от искусного художника зависит, насколько качественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани. Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. Однако основные этапы работы остаются неизменными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства. Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает либо оставляет гладкой – все зависит от изделия, над которым он начинает работу. Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью отдельно. Они выгибаются строго по эскизу. Для мелких применяются специальные инструменты типа пинцета, а с крупными можно справиться пальцами. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие. Напайная скань сразу крепится на металлическую основу. Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.

Придание оригинальности. Чтобы придать изделию из скани оригинальность, применяют специальные техники. Первая – это использование зерни, мелких шариков. Они напаиваются уже на готовое изделие в специально подготовленные углубления. И сразу же придают вещи нарядность и изысканность. Еще интереснее поможет сделать скань чернь. Что это такое? Графический узор, нанесенный на изделие, посыпается сплавом олова, меди, свинца, серы, серебра. Затем проводится обжиг, чернь плавится, и рисунок заполняется этим составом. Нельзя не упомнить такую технику, как эмалирование. Здесь используется стекловидная масса, которой покрывается изделие. Эмаль бывает очень разная. Самая интересная, пожалуй, расписная, так называемая финифть. Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом. В заключение тем, кто хочет приобрести настоящие филигранные изделия, можно посоветовать почаще посещать специальные ювелирные выставки. Там и ассортимент приличный, и можно встретить настоящие произведения искусства из скани.

Источник1Источник2

Категория: Искусство Руси, Прикладное творчество |

hroniki-mira.com

Скань в Древней Руси - это? Русская скань

     Серебряники, работавшие в первой половине XVII века, продолжали традиции предшествовавшего столетия. Художественным центром России оставалась Москва. Со второй половины XVI века в Кремле существовала Серебряная палата, в начале следующего столетия ее разделили на две – Золотую и Серебряную. Они были своеобразной академией художеств: со всех уголков великого государства собирая сюда лучших мастеров, творения которых являются эталоном красоты и нередко копировались серебряниками других городов.

    Следующая волна развития скани выпадает на XVIII-XIX века после смерти в 1725 году императора Петра I, который вел политику «колокола на пушки». Бюджет государства был изрядно истощен строительством Санкт-Петербурга и многочисленными войнами, по сути государственная казна была затрачена на оружие и военное обеспечение армии, а церковь была запущена и наблюдался резкий спад духовной высоты священнослужителей.

      В России появилось за эти два столетия много художественных центров, где создавались предметы религиозного культа и быта, посуда, туалетные принадлежности. Это связано с развитием промышленного производства, что увеличило масштабы изготовления ремесленных произведений многократно. С применением техники скани производились шкатулки, вазы, оправы для икон, церковная утварь, солонки и многое другое.

      В конце XIX-начале XX века значительно выросло производство эмалевых изделий в связи с интересом к древнерусскому прикладному искусству, особенно к произведениям XVII века с их многоцветностью и узорочьем. Самой распространенной техникой была эмаль по скани, когда на поверхность предметов напаивали сканую проволоку, а образовавшиеся ячейки заполняли полихромной эмалью. Великолепна чашка с блюдцем московской фирмы Георгия Самошина. Узоры из тончайшей проволоки в виде трав, цветов, трилистников расцвечены эмалями розового, голубого, вишневого, бирюзового и лимонного цветов, которые сливаются в яркий гармонично звучащий аккорд.

ornamentum-life.ru

Скань это в древней руси — lingvoprofessional.ru

Смотреть что такое «СКАНЬ» в других словарях:

скань — и; ж. = Филигрань (1 зн.). * * * скань (от др. рус. скать свивать), филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. * * * СКАНЬ СКАНЬ… … Энциклопедический словарь

скань — филигрань Словарь русских синонимов. скань сущ. • филигрань Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. скань … Словарь синонимов

СКАНЬ — СКАНЬ, скани, мн. нет, жен. (обл.). То же, что сканье во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СКАНЬ — СКАНЬ, и, жен. также собир. (спец.). То же, что филигрань (в 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

СКАНЬ — (от древнерусского скать свивать) (филигрань), вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки … Современная энциклопедия

Скань — ж. то же, что филигрань I Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Скань — (от древнерусского скать сучить, свивать), вид ювелирной техники; то же, что Филигрань. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М. Издательство Советская энциклопедия. 1986.) … Художественная энциклопедия

скань — скань, и … Русский орфографический словарь

сканьё — сущ. кол во синонимов: 1 • сканье (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

November 11, 2014

Ювелирное искусство ценилось всегда. И не столько из-за немалой стоимости используемых материалов, сколько из-за искусного или филигранного исполнения ювелирных шедевров, из-за высокой техники художественной обработки изделия. Одним из видов этой техники и является скань.

Скань или филигрань?

Скань это в древней русиПо сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое — исконно русское – обозначает «свивать9raquo;, «скручивать нитки». Второе — европейского происхождения, точнее латинского, в его основе лежат слова «нить9raquo; и «зерно9raquo;.

Так что скань – это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются, попросту говоря, проволочные кружева.

Для украшения таких изделий часто применяют так называемую зернь – маленькие шарики. Они тоже из драгоценных металлов – серебра, золота.

Происхождение скани

Как ни удивительно, но она, зародившись в глубокой древности, продолжает использоваться в современности практически в таком же виде. Неправильно думать, что скань (филигрань) появилась впервые в Древней Руси. Это не так. Памятники 6-4-го веков до н. э. принадлежащие Греции, Египту, доказывают высокий уровень владения этим видом ювелирной техники. Однако метода волочения для получения проволоки в глубокой древности не знали. Ее делали из металлического стержня путем ковки и полировки. На Руси волоченая скань получила распространение в 10-м веке. Приблизительно тогда же начали применять в сканных изделиях зернь. И только в 15-16-м веках в ход пошли очень разные материалы: эмаль, драгоценные камни, дерево.

Скань это в древней руси

Русский промысел

Скань в Древней Руси – это своего рода визитная карточка самобытного русского ювелирного искусства. Эта техника широко использовалась для изготовления не только украшений, но и церковной утвари, окладов священных книг и икон, оружия, предметов обихода. К примеру, сканью украшали даже сафьяновые сапоги.

В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением проволоки (волочильным делом). А при монастырях, в княжеских имениях открывались мастерские, в которых работали настоящие таланты филигранного дела. Известнейшими мастерами тех времен летописные источники называют Ивана Фомина и Амвросия.

Скань – это очень дорогостоящие изделия, которые были доступны только богатым людям. Ведь это была ручная тонкая работа, требующая от мастера накопленного годами опыта, в котором и заключались тайны мастерства.

Периоды расцвета и упадка

В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Мастерские появляются во многих городах, а вскоре налаживается фабричное производство сканных изделий.

Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции. Конечно же, было не до ювелирного искусства.

Скань это в древней руси

Однако в Советской России оно опять возрождается. И до такой степени, что завоевывает мировую известность. В 1937 году на выставке в Париже изделия мастеров из артели «Красносельский кустарь» получили золотую медаль, демонстрировались они и на выставке в Нью-Йорке (1939 год).

Ценились также изделия мастеров из села Казачково (Нижегородской области), поселка Мстера (Владимировской области), города Приволжска (Ивановской области).

Со временем появились большие фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городах.

Скань это в древней руси

Виды ювелирной скани

В зависимости от способа выполнения изделий скань бывает трех видов. В напайной скани на металлическую основу напаивается узор из проволоки.

В ажурной скани основа отсутствует, проволочные узоры скрепляются друг с другом, и получаются металлические кружева. Именно ажурную скань за границей часто называют русской филигранью.

Третий вид – это объемная скань. Как правило, это изделия, состоящие из нескольких частей. Так вот эти части тоже техникой скани выполняются отдельно, а потом соединяются в единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки зверей, поднос, ваза, подстаканник. Скань придает этим изделиям изысканность и неповторимость.

Материалы для скани

С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото. Эти благородные мягкие и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку. К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров.

Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы.

В первую очередь медь, потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью. К тому же медную нить легко посеребрить или позолотить.

Используются также алюминий, мельхиор, латунь и некоторые другие металлы. Главное, чтобы была возможность вытянуть из них тонкую проволоку. Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных узоров.

Техника скани требует мастерства

Скань это в древней руси

Действительно, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже сейчас, когда появилось фабричное производство таких изделий, доля ручного труда остается большой. И от мастера, от искусного художника зависит, насколько качественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани.

Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. Однако основные этапы работы остаются неизменными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства.

Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает либо оставляет гладкой – все зависит от изделия, над которым он начинает работу. Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью отдельно. Они выгибаются строго по эскизу. Для мелких применяются специальные инструменты типа пинцета, а с крупными можно справиться пальцами. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие.

Напайная скань сразу крепится на металлическую основу.

Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.

Придание оригинальности

Скань это в древней руси

Чтобы придать изделию из скани оригинальность, применяют специальные техники.

Первая – это использование зерни, мелких шариков. Они напаиваются уже на готовое изделие в специально подготовленные углубления. И сразу же придают вещи нарядность и изысканность.

Еще интереснее поможет сделать скань чернь. Что это такое? Графический узор, нанесенный на изделие, посыпается сплавом олова, меди, свинца, серы, серебра. Затем проводится обжиг, чернь плавится, и рисунок заполняется этим составом.

Нельзя не упомнить такую технику, как эмалирование. Здесь используется стекловидная масса, которой покрывается изделие. Эмаль бывает очень разная. Самая интересная, пожалуй, расписная, так называемая финифть. Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом.

В заключение тем, кто хочет приобрести настоящие филигранные изделия, можно посоветовать почаще посещать специальные ювелирные выставки. Там и ассортимент приличный, и можно встретить настоящие произведения искусства из скани.

Скань это в древней руси

Почему фастфуд так вреден для вашего организма? Если вы регулярно едите в ресторанах быстрого питания, вам стоит узнать, как такая еда влияет на ваш организм.

Скань это в древней руси

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Скань это в древней руси

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Скань это в древней руси

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Скань это в древней руси

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Скань это в древней руси

Наперекор всем стереотипам: девушка с редким генетическим расстройством покоряет мир моды Эту девушку зовут Мелани Гайдос, и она ворвалась в мир моды стремительно, эпатируя, воодушевляя и разрушая глупые стереотипы.

Скань это в древней руси

В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место.

Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора.

Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.

Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных ху­дожественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.

Скань (от др.-рус. скать — свивать). филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.

Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности. Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.

Скань это в древней руси

Скань это в древней руси

Скань это в древней руси

Родился 8 сентября 1980 года в городе Жданове Донецкой области Украинской ССР. С 1983 года живёт в России. В 1997г. окончил среднюю школу в г. Саяногорске, в 2003 году Исторический факультет

9 лет назад фотограф Александр Химушин упаковал чемодан и отправился в путешествие по миру. С тех пор он уже успел посетить 84 страны. Во время своего вояжа он понял, что самое прекрасное и необычное

В юности, когда жизнь была еще впереди, сильные и здоровые могли позволить себе шутить на разные темы: Пациент после приёма у врача идёт домой и бормочет себе под нос. Водолей. Нет, не то. Козерог.

Катастрофа, о которой так много говорили альтернативщики, наконец-то начала показывать свой оскал. События последних дней все таки заставят нас серьезнее взглянуть на проблему катастрофического

Чтобы дети были успешны в жизни и хорошо учились в школе, родители готовы вкладывать большие деньги в их образование. Но лучшее средство помочь ребенку стать умным и успешным — у них в руках. И оно

На Украине, похоже, начинается новая волна гонений на «элемент гибридной войны» – русский язык. Одновременно усиленно воспевается красота, певучесть и благозвучность украинской мовы. Можно в чём-то и

В видео рассказывается о технологическом процессе изготовления рафинированного «подсолнечного» масла. Так его делают на всех предприятиях, технология идентична, исключений нет. Сами производители об

Эту девочку фоторепортеры снимали чаще всего, Хельга считалась любимицей Гитлера. Он был крестным всех детей Геббельса, но старшую, которую при крещении держал на руках, всегда выделял.

Эта книга не для детей, а для родителей. Книга для родителей, которые понимают. Понимают, что сегодняшний мир устроен так, что интересы ребенка сужаются в точку. Эта точка – сам ребенок вокруг

Строго говоря, по-научному это называется не болото, а биоплато, хотя процессы, которые в нем теоретически могут происходить, идентичны болотным. Но не в плане, конечно, жижи, пиявок, болотных газов

Скань это в древней русиДля создания поистине потрясающих украшений мастера древности использовали множество необычных техник. Каждая из них делала создаваемый предмет особенным и неповторимым. И только от опыта и мастерства ювелира зависело качество украшений, ведь некоторые техники требовали аккуратности и точности движений. Одними из наиболее сложных способов украшения предметов обихода являлась скань, особенно почитаемая в Древней Руси.

Что значит слово «скань»?

Этот термин происходит от древнерусского «съкати», что означает «свивать» или «скручивать». Другое название этой ювелирной техники имеет латинские корни и звучит как «филигрань» (от filum и granum, что означает нить и зерно).

Скань (филигрань) является техникой изготовления разнообразных ювелирных изделий благодаря спаиванию узоров из металлической проволоки .

Разновидности филиграни

Есть множество способов разнообразить технику скани: использование эмали и драгоценных камней, нанесение узоров из проволоки на чернь или комбинация техник филиграни. Всего выделяют 3 основных вида этого ювелирного искусства:

  • Скань это в древней русиНапайная скань. Это техника изготовления украшений, при которой проволочный узор напаивают на металлический лист-основу. Весьма часто сочетается с эмалью и по типу различается на фоновую (глухую) филигрань, просечную (выпильную) скань, перегородчатую эмаль и другие.
  • Ажурная скань. Ажурная техника предполагает скрепление узоров из проволоки без напаивания их на какую-либо основу. Для создания металлического кружева требуется большой опыт работы с металлами и аккуратность при спаивании. При добавлении к технике зерни производят напаивание металлических шариков на элементы кружева.
  • Объёмная скань. Для изготовления объёмных украшений из филиграни применяется поэтапный подход: несколько составляющих, выполненных в технике ажурной скани, соединяются вместе в единую композицию.

Скань это в древней русиТехника филиграни из благородных металлов способна образовать красочные сочетания с различными материалами. драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, чернёным серебром, стеклом и деревом. Разнообразие различных вставок в орнаменты скани требовало высокого уровня умения работы с металлами. К примеру, для дополнения украшения чернью, требовалось обсыпать сплавом нескольких металлов изделие и произвести его обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор. Изначально мастера скани предпочитали исключительно драгоценные металлы вроде золота и серебра, отдавая преимущество первому из-за нескольких его особенностей:

  • Прежде всего, золото является весьма легкоплавким металлом, то есть для его нагрева до состояния «тягучести» требуется температура, которая будет намного меньше температуры плавления стали или железа.
  • Золото является чрезвычайно пластичными материалом. При высокой степени чистоты оно легко деформируется даже без нагревания.
  • Скань это в древней русиЗолото достаточно экономичный материал. Это означает, что из сравнительно небольшого количества этого металла можно вытянуть внушительную по длине золотую проволоку, из которой и составляются узоры скани: кольца, изгибы и завитки.
  • Этот благородный металл весьма ценили на протяжении всей истории человечества. Самые обеспеченные члены общин украшали себя золотыми изделиями, техники изготовления которых только усложнялись с течением времени. Орнаменты скани, выполненные из золота, украшали оклады икон, басмы и серьги.

История филиграни

Скань это в древней русиЭта ювелирная техника пришла в современность из глубины веков, подвергнувшись минимальным изменениям. И по сей день при изготовлении украшений мастера используют ту же технологию. что и их предшественники столетия назад.

Сканное искусство известно со II века нашей эры. За свою долгую историю, длящуюся уже более 900 лет, филигрань только усложнялась: глухая техника преобразовалась в ажурную, а вместо мягких драгоценных металлов начали использовать даже тугоплавкую сталь.

В Древней Руси искусство скани впервые упоминается в IX веке. Ажурную технику скани в то время ещё не использовали, предпочитая ей зернь, то есть напаивание на ювелирные украшения или друг на друга множество шариков из металла и составление из них сложного узора. Ажурная скань, то есть составление узоров из металлической проволоки без какого-либо фона, стала применяться с XII века. Тогда же началось усложнение техники путём украшения изделий из скани драгоценными камнями и эмалью.

Сюжеты, выполняемые филигранными техниками, сильно зависели от окружающей действительности. Они не были статичными и менялись тогда, когда менялось общество, чутко реагируя на привнесение в Древнюю Русь влияний других стран и стилей искусства.

Скань это в древней русиВозрастающая потребность во всё более и более сложных узорах скани подстёгивала мастеров к улучшению навыков. Сохранившиеся с XVI века пуговицы, украшенные тончайшим узором металла, до сих пор поражают воображение. Считалось, что чем тоньше и замысловатее узор скани, тем более благородным и уникальным является ювелирное изделие.

Расцвет филиграни приходится на период с XVIII по XIX век. Именно в это время она стала восприниматься как вид ювелирного искусства и применяться не только для создания украшений, но и для росписи небольших предметов. Все сканные изделия, вне зависимости от того, являлись ли они объёмными панно или всего лишь небольшими портсигарами, выполнялись вручную. хотя спрос на филигрань был очень высок.

Скань это в древней русиФилигрань является тем искусством, которое почти не пострадало во времена СССР. Связано это было прежде всего с тем, что скань была объявлена национальным достоянием и народным историческим промыслом. Это позволило ей продолжить своё развитие, пусть и в других темпах.

На нынешний момент создаются сканные вазы и скульптуры различных размеров. Для приобретения достойно выполненного украшения, созданного в этой технике, ювелиры советуют чаще посещать различные выставки ювелирных изделий ручной работы.

Скань это в древней русиСкань это в древней русиСкань это в древней русиСкань это в древней русиСкань это в древней русиСкань это в древней русиСкань это в древней русиСкань это в древней русиСкань это в древней русиСкань это в древней русиСкань это в древней русиСкань это в древней руси

Бармы. Рязань, конец XII-начало XIII в. Золото, драгоценные камни, жемчуг; скань, зернь. Диаметр подвесок от 9 до 10

Бармы. Рязань, конец XII-начало XIII в. Золото, драгоценные камни, жемчуг; перегородчатая эмаль, скань, зернь. Диаметр подвесок от 7,3 до 8

Изображения святых на колтах и бармах выполнены в технике перегородчатой эмали, которая пришла в Древнюю Русь из Византии после принятия христианства, оказавшего огромное влияние на дальнейшее развитие русской культуры и искусства. Работа в технике перегородчатой эмали требовала незаурядного мастерства, аккуратности и точности. После заполнения эмалями приготовленных пустот видны оставались только тонкие золотые ниточки.

Произведения русского ювелирного искусства домонгольского периода отличаются художественным совершенством. Серебряники великолепно владели техникой скани, зерни, перегородчатой эмали. Однако блестящее развитие культуры Древней Руси было остановлено варварским вторжением монголо-татарского ига на территорию государства.

В 1237 году пала Рязань, после чего орды захватчиков пронеслись по русской земле, разоряя и сжигая города. Ремесленников превращали в рабов и вывозили, в связи с чем исчезла преемственность среди мастеров, полностью исчезли многие ремесла. Древняя Русь была отброшена в развитии на несколько столетий назад. Невосполнимый урон нанесли завоеватели русскому искусству: погибли художественные ценности, были утрачены секреты перегородчатых эмалей.

Меньше всего из русских земель пострадал Новгород. он не был подвержен разорению Золотой Ордой и наряду с Москвой и рядом городов русского Севера стал одним из основных центров развития скани, сохранив местные художественные традиции.

В XIV веке благодаря последовательной и дальновидной политике московских князей, начинается постепенное возвышение Московского княжества, которое становится центром объединения Руси. Одно из произведений XIV века – золотая корона с оклада иконы «Богоматерь Боголюбская», состоящая из пяти фигурных, соединенных между собой пластинок.

Серебряники, работавшие в первой половине XVII века, продолжали традиции предшествовавшего столетия. Художественным центром России оставалась Москва. Со второй половины XVI века в Кремле существовала Серебряная палата, в начале следующего столетия ее разделили на две – Золотую и Серебряную. Они были своеобразной академией художеств: со всех уголков великого государства собирая сюда лучших мастеров, творения которых являются эталоном красоты и нередко копировались серебряниками других городов.

Следующая волна развития скани выпадает на XVIII-XIX века после смерти в 1725 году императора Петра I. который вел политику «колокола на пушки». Бюджет государства был изрядно истощен строительством Санкт-Петербурга и многочисленными войнами, по сути государственная казна была затрачена на оружие и военное обеспечение армии, а церковь была запущена и наблюдался резкий спад духовной высоты священнослужителей.

В России появилось за эти два столетия много художественных центров, где создавались предметы религиозного культа и быта, посуда, туалетные принадлежности. Это связано с развитием промышленного производства, что увеличило масштабы изготовления ремесленных произведений многократно. С применением техники скани производились шкатулки, вазы, оправы для икон, церковная утварь, солонки и многое другое.

В конце XIX-начале XX века значительно выросло производство эмалевых изделий в связи с интересом к древнерусскому прикладному искусству, особенно к произведениям XVII века с их многоцветностью и узорочьем. Самой распространенной техникой была эмаль по скани. когда на поверхность предметов напаивали сканую проволоку, а образовавшиеся ячейки заполняли полихромной эмалью. Великолепна чашка с блюдцем московской фирмы Георгия Самошина. Узоры из тончайшей проволоки в виде трав, цветов, трилистников расцвечены эмалями розового, голубого, вишневого, бирюзового и лимонного цветов, которые сливаются в яркий гармонично звучащий аккорд.

Конфетница. Москва, 1908-1917.Фирма Ивана Хлебникова.

Серебро. Чеканка, скань, оконная эмаль, золочение. Высота 6; диаметр 13,7

Чашка с блюдцем. Москва, 1908-1917. Фирма Георгия Самошина.

Серебро; эмаль по скани, золочение. высота чашки 7,3; диаметр блюдца 11,6

Чашка с блюдцем. Москва, начало XX в. Фирма Павла Овчинникова.

Серебро; скань, оконная эмаль, золочение. Высота чашки 5; диаметр блюдца 12,2

В обеих столицах 1860-1880-е годы явились недолгим периодом возрождения сканого производства, в том время как в провинции оно было традиционно развито. Небольшие легкие ажурные серебряные вазочки, конфетницы, портсигары, сундучки и ларчики отличались исключительной тонкостью работы. Узор из крупных и мелких завитков серебряной проволоки дополнялся скаными цветами-репейками и каплями зерни. Особой областью сканого производства было изготовление сувениров и игрушек в виде миниатюрных экипажей. Кареты, фаэтоны и коляски, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями и цветными стеклами, поражают своеобразным сочетанием затейливого сквозного узора и достоверности в передаче деталей. Данью бурному техническому прогрессу является серебряный сканый автомобиль, выполненный в Санкт-Петербурге в начале XX столетия.

lingvoprofessional.ru

Ювелирное искусство древней Руси. | World of Art

Ковчежец 1589 Золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, чернь, литье Высота с оглавием 11,8 см; ширина 6,5 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия Мастерские Московского Кремля

Бармы. Фрагмент 12 век Золото, жемчуг, драгоценные камни; эмаль, скань, зернь Диаметр блях от 7,5 до 12,5 см; 9,10 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия Медальоны и ажурные бусины, из которых составлены бармы, были найдены в разрозненном виде

Височные кольца 12 век Золото; чеканка, скань, зернь 4,3 х 4,3 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь Один из наиболее распространенных типов женских украшений, которые крепились к головному убору. Восходит к древней славянской культуре VII - VIII веков

Диадема 12 век Золото, жемчуг; перегородчатая эмаль Государственный Русский музей Москва Принадлежала русской княжне. Киевский клад

Звездчатый колт 12 век Серебро; литье, скань, зернь Высота без подвески 11 см; ширина 10 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

07 Колт 12 век Золото, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль, скань, зернь Диаметр 12,5 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Подвеска-рясны 12 - 13 век Серебро, литьё, зернь, скань, чеканка Длина 26,5 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь Происхождение этих длинных до плеч подвесок восходит к Византии. Являются частью клада, обнаруженного в начале ХIХ века близ старинного русского города Тулы

Подвески 12 - 13 век Золото; чеканка, скань, зернь, эмаль Высота 4,0 см; ширина 2,3 см; длина 2,3 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь

Браслет Конец 12 - начало 13 века Золото, чеканка, скань Длина 6,3 см, Ширина - 2,1 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь

Резной образок с изображением Св. Тимофея 13 век Камень, серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Крест 13 - 14 век Серебро; скань Государственная Оружейная палата Москва Россия

Ковчег-мощевик 14 век Серебро; резьба, золочение Высота 11 см; ширина 10,4 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Образок 14 век Камень, серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Образок 14 век Камень, серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Образок 14 век Камень, серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Венец с оклада иконы "Богоматерь Боголюбская". Фрагмент Конец 14 - начало 15 века Золото, драгоценные камни, жемчуг; скань, зернь Высота зубца 11,5 см; ширина зубца 8 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Цата с тремя подвесками Конец 14 - начало 15 века Золото, сапфиры, изумруды, турмалины, альмандины, перламутр; чеканка, скань 7,5 х 1,7 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь

Образок 15 век Ляпис-лазурь, серебро; скань Государственная Оружейная палата Москва Россия Новгород

Панагия 16 век Сардоникс, золото, драгоценные камни, жемчуг; резьба, эмаль, скань Высота 16 см; ширина 12 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Шапка Казанская Середина 16 века Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Высота 24,8 см; окружность 65 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Оклад иконы 1560 Золото; эмаль, скань Государственная Оружейная палата Москва Россия

Пуговицы 16 - 17 век Серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Пуговицы 16 - 17 век Серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Цепи. Фрагмент 16 - 17 век Серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Серьги 16 - 17 век Серебро, жемчуг, гранат Длина 3,6 см Российский этнографический музей Санкт-Петербург Россия

Цепи-окладни 16 - 17 век Золото; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение, скань, зернь, клепка, чернь Длина от 125 до 169 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия Мастерские Московского Кремля

Цепь с крестом 16 - 17 век Серебро; позолота Длина 58,0 см Российский этнографический музей Санкт-Петербург Россия

worldartdalia.blogspot.com