Что и как ели на Руси? Особенности русской национальной кухни. Чем питались в древней руси


Живая пища Древней Руси

В русских народных сказках савные богатыри всегда едят кашу и пьют мёд на пирах. Древние славяне славились своим здоровьем и силой и само собой силу они брали из привычной славянской пищи. Так чем же таким питались наши предки?

Естественно что одним из главных блюд была каша.

Но каша была совсем не такой, какую мы привыкли видеть сегодня.

Рисовая каша была недоступна обычным жителям Руси, рис был заморской, очень дорогой крупой, "сорочинское пшено",так называли рис.

Гречка, она конечно приходит на ум, но гречка, как оказалось тоже не была частым блюдом на русском столе. Гречку привезли на Русь из Византии, греческие монахи,отсюда и её название, гречка.

Гречку ели только по очень великим праздникам.

Так что же за кашу ели наши предки?

А ели они пшёнку и овсянку!

О чудодественных свойстах овсянки знает пожалуй каждый. А наши предки ели не овсяные хлопья, так привычные нам.

Древние славяне ели овсяную кашу, из цельного овса, распаренную в печи

Вообще в печи каша томилась и как бы набиралась силы от жара.

Кашу заправляли натуральным, домашним сливочным маслом, конопляным или льняным.

Что кажется удивительным, это то что, многих привычных нам овощей тоже не было в те далёкие времена на Руси.

Наши предки не ели, помидоры, морковь, свеклу, огурцы, картофель, даже репчатый лук отсутствовал на столе.

Зато наши предки прекрасно знали такой чудо плод, как чеснок. 

А из овощей, постоянными были редька и конечно же, почти позабытая ныне, но очень популярная давным давно репка.

Горох, тоже был частым гостем старинных блюд.

Удивительно, но из гороха, наши предки даже делали муку и из муки готовили гороховое тесто, из которого пекли пироги и блины, это не считая супа и каши.

Особое место в русской культуре занимал хлеб "батюшка".

Хлеб глубоко уважали и преклонялись перед хлебом, "хлеб всему голова", до сих пор можно услышать это выражение.

Но и хлеб в те далёкие времена был совсем не таким как сегодня, в древности хлеб пекли без дрожжей!

Хлеб и пироги готовили из кислого теста, заводили его в большой деревянной квашне, на речной воде, ждали пока тесто подойдёт несколько дней. Подходила опара в тёплом месте, специально что бы тесто получилось кислым и это тесто начинало подниматься и пузыриться благодаря природным естественным процессам брожения.

Тесто не использовали полностью, всегда оставляя на донышке квашни кусочек теста для следующей опары.

Веста после свадьбы перейдя в дом мужа, забирала с собой кусочек домашней опары, что бы в новом доме завести новое тесто и испечь новый хлеб.

Из напитков, излюленным лакомством были кисель, при чём был он кислым, отсюда и его название.

Кисель готовили из овсяной муки, давали массе скиснуть, а потом варили, до густоты, хоть ножом режь. Ели такой кисель с вареньем и мёдом.

Варенья на Руси, были в каждом доме, да только варились они не на сахаре, а на меду.

И конечно, предки наши с радостью ели все дары леса, грибы, ягоды, орехи, травы, и т.д.

Правда грибами древние славяни считали только пластинчатые грибы, особенно ценились как и сегодня, рыжики и грузди. А все грибы с губками грибами не называли, а звали их губами.

Солили грибы на зиму в больших деревянных бочках, с душистым укропом.

Так что кухня была намного полезней нынешней и уж точно отличалась разнообразием, не смотря на отсутствие многих привычныих  нам сегодня блюд. 

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

izent.ru

История еды древних славян | Мир невидимого

thebestartt.com / еда древних славян картинки

Древние славяне, как и многие народы того времени, верили, что множество болезней появляется от употребления мертвечины. Первые сделали такой вывод индусы. Как только низшие касты стали употреблять в пищу мясо, они стали болеть. Болезней насчитывалось около восьмидесяти! Это испугало индусов, ведь раньше болезней было всего три, одна из которых-старость.

Чем же питались славяне. Ответ на этот вопрос помогли дать раскопки на территории древних городов. Из «Велесовой книги» мы узнали, что славяне пришли из местности Кулу, окруженной Гималаями. Сейчас это территория Индии. Древние тексты, найденные учеными, свидетельствуют о том, что пища древних славян была исключительно растительного происхождения. Они верили в пользу вегетарианства, занимались земледелием. Еда  состояла из злаковых: просо, пшеницы, ржи, ячменя, гречихи овса.

Зерна перемалывались в муку или просто употреблялись размоченными или поджаренными. Хозяйки варили и каши с растительным маслом. Из муки выпекалась пресная лепешка, немного позже, в еде славян появился хлеб на квасе. Женщины выпекали первые хлебные изделия на свадьбу или другие важные события. Немного позже появились и пироги с самыми разнообразными начинками. Также варили каши с растительным маслом. Летом варили тюрю – прародитель современного картофеля.

Источниками белка в пище древних славян были бобовые. В пищу употреблялись и такие овощи как лук, чеснок, морковь, редька, огурцы, мак. Особенно любима была репа, капуста, тыква. Лакомились дынями. Выращивались и плодовые деревья: яблоня, вишня и слива. Земледелие наших пращуров было подсечно–огневым, поскольку они жили посреди густого леса. Славяне вырубали часть леса, которая была наиболее пригодна для выращивания культур. Деревья и оставшиеся пни сжигались. Полученная таким образом зола была прекрасным удобрением. Через несколько лет поле истощалось, и земледельцы выжигали лес снова.

Кроме земледелия, славяне освоили и рыболовство. Речную и озерную рыбу сушили на солнце, так она хранилась дольше. Несмотря на то, что наши предки употребляли в пищу растительную пищу, они занимались и скотоводством. Они считали, что животные предназначены для человека и кормят его. Хозяйки из молока готовили творог, сметану, сыр, масло. Умели древние славяне и обрабатывать шерсть. Животные использовались и для перевозок вещей человека. Особым видом промысла было бортничество , с помощью которого получали мед и воск.

Самым популярным напитком древних славян был перебродивший и разбавленный водой мед. Находятся подтверждения и того, что в древности наши предки изготавливали пиво. Напиток варили, как и из ячменя, так и из овса.

Перемены в питании славян произошли из-за их перемещения в новые, горные районы. Это произошло из-за того, что при кочевом образе жизни трудно добыть питательную растительную пищу.

При раскопках в различных древнерусских городах археологи находят много остатков еды. Это прежде всего зерна различных злаков: ржи, ячменя, овса, пшеницы, гречихи. Из зерен обычно изготовляли крупы или размалывали в крупу. Кроме того, из зерна делали пиво, брагу и квас.

Основным горячим блюдом в Древней Руси была каша, которую заправляли растительным маслом. Мясо ели в основном жареное или «пряженое». Супов в Древней Руси не было, суп появился только во второй половине XVII века. Он был занесен приезжими иностранцами из Европы.

В летнее время излюбленным блюдом была «тюря» — предок современной окрошки, квас с покрошенным в него луком и хлебом. Из овощей наиболее широким распространением пользовались репа, горох, морковь и лук. Знали в Древней Руси также огурцы, чеснок и особенно капусту.

Любопытно, что в старину умели заготовлять овощи на зиму — солить капусту и огурцы, мочить яблоки. Такие засоленные и замоченные овощи назывались ленивыми. От базара, где ими торговали, произошло, в частности, название московской улицы Ленивка.

Белковая пища состояла из мяса и рыбы, а также молочных продуктов: творога, сыра, сметаны и масла. Сахара в Древней Руси не знали, вместо него использовали мед. Из горячих напитков были очень популярны отвары различных трав, а также сбитень — мед, вскипяченный в горячей воде, сбитый вместе с яйцами.

Но современному человеку древнерусская еда показалась бы очень пресной, потому что соль была достаточно дорога и употреблялась мало.

В древнем писании индусов говорится о том, что с тех пор, как некоторые представители низших каст начали употреблять мясо, появились 78 новых заболеваний. Ранее их было только 3, в том числе старость. Это писание разошлось на весь мир. Тысячи лет существовало верование о том, что все болезни появляются от употребления мертвечины.

Традиционная православная кухня - от древности до наших дней \Древние славяне верили в то, что животные предназначены для человека. И животные кормили человека, а не человек животных. Люди и их животные никогда не ели мяса и даже не думали об этом. В этот период люди дружили с животными. И питались только пищей растительного происхождения. Это была легко усваиваемая калорийная пища.

Мясные продукты появились в рационе с приходом кочевников на славянские территории. Кочуя по пустыням и степям добыть что-либо пригодное в пищу было довольно трудно. Именно поэтому они убивали своих животных, которые кочевали вместе с ними и перевозили на себе их вещи, давали молоко и шерсть.

«Велесова книга» говорит о том, что славяне пришли из долины Кулу, которая окружена Гималаями – ныне это территория Индии. Славянские тексты, которые были найдены на той территории, говорят о необходимости вегетарианства для здоровья тела и духа.

Раскопки древнерусских городов позволяют узнать, чем питались древние славяне. Чаще всего это были злаки ячменя, ржи, гречихи, овса и пшеницы. Зерна обычно перерабатывали в крупы. Из них же делали пиво, квас, брагу. В качестве горячих блюд ели кашу с растительным маслом. Мясо или жарили или тушили в собственном соку. Суп как таковой, в том числе уха, появился благодаря приезжим иностранцам только лишь в конце XVII столетия. Из овощей употребляли лук, морковь, горох, репу. Немного позже в рационе питания появились капуста, огурец и чеснок. Летом ели тюрю – это предок нашей картошки. Практически в каждом доме готовили квас, в него крошили хлеб и лук.

Древние славяне умели заготавливать продукты на зиму. В конце лета, уже предчувствуя зиму, практически каждая хозяйка мочила яблоки, солила огурцы и капусту. Сахар в Древней Руси был неизвестен. Вместо него использовали мед. Белки употреблялись в виде мяса, рыбы и продуктов из молока – сыр, сметана, масло, творог. Соль стоила очень больших денег, и позволить себе ее употреблять мог не каждый. Очень часто заваривались различные травы. В качестве горячего напитка был кипяченый, с водой и яйцами, мед.

Древние славяне прекрасно умели разводить пчел. О правильном питании, естественно, никто не помышлял. Очень многое в кулинарии было перенято у соседних народов или приезжих иностранцев.

Древние славяне ели:

  • в качестве «горячего и жидкого»  было подобие современной окрошки;
  • каши. Заправляли их только растительным маслом;
  • мясо жареное и «пряженое» в русской печи;
  • рыба жареная;
  • хлеб ржаной и грубого помола;
  • овощи: репа. горох, морковь, лук, капуста, чеснок;
  • фрукты: яблоки, груши и ягоды в огромном ассортименте;
  • молочные продукты: молоко, творог, сметана, масло;
  • засоленные овощи;
  • из горячих напитков – навары различных трав.

Древние славяне НЕ  ели:

  • сахар. Просто не было. Но в больших количествах употребляли мед;
  • чай и кофе. Вместо них пили навары трав и медовые напитки различные;
  • соли много. Еда бы современному человеку показалась очень пресной, т.к. соль была дорогой и ее экономили;
  • помидоров и картошки;
  • супов и борщей не было. Супы на Руси появились в XVII веке.

Древние греки ели:

  • каши. Все заправлялось оливковым маслом.
  • мясо жареное на вертеле. Баранов резали «по праздникам».
  • рыба в огромном ассортименте + кальмары, устрицы, мидии. Все это жареное и вареное с овощами и оливковым маслом;
  • лепешки из муки грубого помола;
  • овощи: бобовые разные, лук, чеснок;
  • фрукты: яблоки, инжир, виноград и орехи разнообразные;
  • молочные продукты: молоко , сыр белый ;
  • пили только воду и вино. Причем вино разводили водой как минимум 1 к 2-м;
  • травы и пряности различные;
  • соль морскую.

Древние греки НЕ ели:

  • сахар. Просто не было. Точно так же как и славяне в больших количествах употребляли мед;
  • чай и кофе. Только разбавленное вино и вода;
  • огурцы, помидоры и картошку;
  • гречневой каши;
  • супов.

Главной особенностью было то, что готовили в основном на огне и ежедневная пища греков и славян «среднего достатка» была не замысловата и не длительна в приготовлении. Все было просто. В качестве заправки был винный уксус без сложных соусов. На завтрак у славян ставили – молоко с хлебом и медом, у греков – лепешки с медом и разбавленным вином.

Очень интересно описана история появления таких традиционных для украинской кухни блюд как борщ и сало. Мы сами постепенно все усложняем и усложняем жизнь приготовлением еды. А сначала так не было, у истории всегда есть чему поучится.

Источники: xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai, potomy.ru, blog-mashnin.ru, otvet.mail.ru, presentway.com

Самая послушная порода собак

В любой породе могут быть собаки с отклонениями. первым делом предупредила эксперт, председатель общественной некоммерческой организации Друг Татьяна Дугина. ...

Вооружение Су - 35С

Первый серийный истребитель Су-35С предназначенный для передачи ВВС России, 3 мая 2011 года впервые поднялся в воздух, сообщает РИА Новости. Истребитель ...

Электронная книга с выходом в интернет

Электронные книги, позволяющие читать большие тексты так же легко и с минимальным напряжением для глаз, как на бумаге, получают всё большее ...

Солнечная электростанция в Минске станет частью комплексного проекта «Газпрома»

«Зеленые здания» в Минске, строящиеся по стандарту B-REA-M, называли самым амбициозным проектом в столице Беларуси, притом еще и достаточно инновационным. ...

Колония на Марсе: перспективы Mars One

В то время, как государственные космические агентства с большими опасениями называют все более дальние сроки первого пилотируемого полета на ...

Королевский дворец в Мадриде

Королевский дворец в Мадриде находится прямо напротив Кафедрального Собора города. Его современная история началась в 1734 году, когда в рождественскую ...

Тайна Приората Сиона

Тайное общество Приорат Сиона очень сходно с орденом рыцарей-тамплиеров. О нем абсолютно ничего не было известно вплоть до середины двадцатого ...

Кабина Су - 34

ТТХ характеристики СУ 34 Имеет 12 точек подвески, способных принять весь спектр различного вооружения общей массой восемь тонн. Так же ...

Поливомоечная машина ЗИЛ и КАМАЗ

Основным шасси для производства поливомоечных машин уже много лет служат колесные базы от грузовиков ЗИЛ и КАМАЗ. Популярность данных шасси ...

Автоматическая межпланетная станция Венера-15

2 июня 1983 г. в СССР с космодрома Байконур была запущена автоматическая межпланетная станция Венера-15, а 7 июня 1983 г. ‑ ...

Интерьер рабочего кабинета

Всё больше деловых людей предпочитают работать дома. Конечно, деловой кабинет в собственном доме имеет свои плюсы и минусы. Но благодаря ...

Феномен «параллельной жизни»

Существует феномен человеческой психики, который можно охарактеризовать, как некое «вспоминание» или «повторное переживание» ситуаций, которые произошли в других координатах пространства и ...

www.objectiv-x.ru

от древней Руси до наших дней

18 февраля отмечается военный праздник — День продовольственной службы Вооруженных сил России. Это очень важная служба, ведь без должного пропитания солдата все суперсовременные ракеты, танки или артиллерия бесполезны. Как поставлено обеспечение провиантом солдат современной армии общеизвестно, это широко освещается в СМИ, интернете и так далее. А вот чем питались наши предки — защитники своей Родины в походах и завоеваниях, при защите земель и в мирное время, известно не многим. Об этом и расскажем подробнее.

Это довольно интересно.

Славянские дружины VI–X веков

О тех временах мы знаем мало, но кое-что все-таки известно из летописей иностранцев: Прокопия Кесарийского, Иоанна Эфесского и прочих. Армия наших предков в те века представляла собой разрозненные городские дружины и ополчение, которые навряд ли выдвигались в походы на далекие расстояния.

Основу питания воинов древнерусских дружин составляли возимые с собой личные припасы: сушеное мясо и рыба, зерно, ржаные сухари. По пути добывался «подножный корм»: коренья и рыба, дичь и мед. Каждый воин обеспечивал пищей себя сам.

Княжеское войско X–XIII веков

После Крещения вооруженные силы древней Руси преобразились. Из разрозненных дружин городов-государств они превратились в мощное войско, руководимое князем. Княжеская дружина имела уже вид настоящих вооруженных сил, была четко структурирована. К сожалению, питание в княжеских дружинах не было организовано. Каждый воин продолжал питаться самостоятельно и возить, либо покупать из обоза, продукты также самостоятельно.

К каждой дружине примыкали торговые люди со своим обозом. Готовилось и продавалось любому желающему походное варево из припасенных круп и добытой по пути рыбы, шавеля, редьки, репы, грибов, ягоды. Основу составляли каши: перловая, манная, пшенная и овсяная. На первое готовили уху либо грибной суп, на второе – кашу, на третье – морс из ягод и квас. Хлеб был в виде пирогов, блинов и прочей сдобы. Любили наши предки каши и сдобу! На протяжении всей письменной истории каши упоминались как основное блюдо большинства живших на территории Руси славянских племен.

Дружины XIV–XV века

В период монголо-татарского нашествия воинские формирования на Руси опять стали разрозненными. Основой было ополчение. До конца XIV века основной упор делался на тяжелую конницу и лучников, с конца XIV века после внедрения огнестрельного оружия — на огнестрелов, легкую конницу и лучников.

Организация питания воинов носила второстепенный характер. В этот период вооруженные силы перешли от феодальных разрозненных формирований в поместные дворянские, управляемые конкретными воеводами. Воины питались походными припасами, горячие блюда готовились при наличии инструментов и продуктов. Основное блюдо все также были каши, в основном, пшеничные, пшенные, ячневые, манные с маслом. Широко использовался ржаной хлеб, пироги, блины и прочие печеные изделия. Мясо было в вяленом и сушеном виде. Варились похлебка, щи, уха, окрошка. Из напитков воины употребляли, в основном, морсы из ягод и реже – квас.

Царская армия Иоанна Грозного

Иоанн Васильевич всея Руси создал очень мощное войско с четкой иерархией и военной формой, своеобразными знаками различия и стягами, основу которого составляли стрельцы. Это была четко структурированная армия со штатными кашеварами и обозными, набором инструментов и инвентаря для приготовления пищи.

Питание войска с середины XVI века впервые стало приобретать некий структурообразующий характер. Для тылового снабжения войска из числа стрельцов или унтер-офицеров выбирался специальный человек, так называемый «пятисотенный», который отвечал за организацию питания своего подразделения. Солдатам стали выдавать хлебное жалование, однако большую часть пропитания воины все-таки доставали самостоятельно.

Солдаты готовили пищу себе сами. В рацион стрельцов, конников, лучников и других воинов входили всевозможные каши со сливочным маслом, мясом, специями, пироги, блины, холодные закуски, похлебки с кореньями и овощами, уха.

Официальное рождение продовольственной службы

Родоначальником армейской продовольственной службы является Петр I. 18 февраля 1700 года Петр издал Указ об учреждении должности генерал-провианта в войсках. Каждый генерал-провиант отвечал за организацию питания вверенных ему подразделений. Также был учрежден штат провиантской службы, инвентарь, склады. Было определено, сколько и каких продуктов полагается для солдата и офицера.

Примерный рацион (он назывался порцион) для рядового солдата был следующим:

• 2 фунта хлеба (900 грамм), • 1 фунт мяса (450 грамм), • 2 чарки вина (четверть литра), • 1 гарнец пива (3,3 литра).

В месяц каждому солдату выдавалось по 6 килограмм круп и почти килограмм соли. Любопытный паек, от которого наверное, не отказались бы многие современные солдаты... Учитывая, что все остальное: рыба, овощи, специи и так далее, покупались солдатами за свои деньги по довольно-таки низкой цене в специальных обозных «магазинах», либо поставлялись в армию дополнительно и выдавались вне порциона и штатных документов. А во время войны занятые русскими войсками города превращались в один сплошной источник порционов.

Командный состав получал в разы больше продуктов, пива и вина. Организация провиантного снабжения была на уровне полка. Несмотря на внедрение провиантной службы, готовили солдаты себе сами в котелках или чанах в складчину. Все воины размещались во время похода в домах местного населения — становились на постой.

Конец XVIII–XIX век

К концу XVIII века к питанию солдат стали относиться более серъезно. При правлении Екатерины II в войсках появились полковые и полевые кухни, обозные команды. Пищу готовили для всех солдат на основе штатного порциона для каждого рядового. Для офицеров в полевых условиях пища готовилась отдельно.

Снабжением солдат стали заниматься ротные командиры и бригадиры,  а с 1864 года — Главное интендантское управление. В мирное время солдату выдавался «сухой паек» и два раза предлагалось горячее питание: два блюда на обед и одно на ужин. Порцион каждого солдата состоял из трех частей: кашеварные (котловые), сухой паек и чайные. Горячая пища готовилась для всей роты и даже в сложных условиях войны каждый солдат получал хотя бы раз в сутки горячую пищу. Варились каши с маслом, похлебки из крупы и овощей с мясом, рыбная уха. Стал появляться чай.

Каждый солдат получал в сутки:

• 1 кг ржаного хлеба либо 700 грамм ржаных сухарей, • 400 грамм свежего мяса, в случае отсутствия свежего мяса - 300 грамм мясных консервов, • 250 грамм овощей либо 20 грамм сушеных, • 100 грамм крупы, • 20 грамм сахара, • 20 грамм сливочного масла, • 7 грамм чая, • 1 грамм перца.

Советская армия

После смутного разрушительного времени гражданской войны, питание солдат в Красной армии было организовано по современному образцу в 30-х годах ХХ века. Основоположником эффективной продовольственной службы принято считать генерала армии Хрулева Андрея Васильевича. Именно он организовал грамотную структуру и практику питания солдат в вооруженных силах СССР.

Правительство утверждало нормы снабжения армии. В каждом воинском подразделении за организацию питания и вещевого довольствия отвечал заместитель командира батальона по тылу. Все солдаты и офицеры питались одинаково в одном военном округе, повышенный паек давался летчикам, морякам и войскам НКВД. Каждый солдат питался три раза: утром, днем и вечером.

Основными блюдами солдата Красной армии были каша со сливочным маслом на завтрак, жидкое блюдо (борщ, щи, суп из крупы с мясом, уха), каша либо толченая картошка с мясом на второе, каша на ужин. Выдавался хлеб, в качестве напитков был чай, кисель либо молочные продукты. Раз в неделю был рыбный день, когда вместо мяса подавалась рыба утром, днем и вечером. Солдаты питаются в армейских столовых.

Список продуктов суточного довольствия советского солдата будет слишком велик (он состоит из 30 наименований). Он включает все — от круп до витаминного комплекса класса «Гексавит» (не менее шести витаминов).

Продовольственная служба становится четко организованной и структурированной. Генеральный штаб имел Центральное продовольственное управление, которому подчинялись нижестоящие управления округов, армий, дивизий, отделов полков и так далее. Это было сформированное подразделение со своим командованием, техникой, складами и так далее. Окончательное формирование продовольственной (и вещевой) службы в СССР произошло во время Великой отечественной войны. В это время было создано Главное управление тыла Красной армии (впоследствии — Главное управление тыла Вооруженных сил СССР).

Современная организация питания в российской армии мало чем отличается в плане организации от советской, разве что питаться солдаты стали больше, лучше и по правилам «шведского стола», то есть, «что хочу, то беру и кушаю».

Такая вот история продовольственной службы в нашей стране. Питание в контексте важности для существования вооруженных сил — как минимум, одно из главных условий существования вообще, вооруженных сил. Если не самое главное...

Удачи вам и с праздником!

chelrestoran.ru

Чем питались наши предки на Руси в 16 веке, во времена до Петра 1?

Чем питались наши предки на Руси в 16 веке, во времена до Петра 1?

  • Еда была простая, хотя на столе у богатого человека и бедного кушанья отличались. Но щи как старинное русское кушанье знаю все, также варили сбитень , каши и киселя. Кухня крестьян больше была постной, ели хлеб из ржаной муки.

  • Основными блюдами были всякие хлеба и каши. До Петра первого не было сегодняшних овошных культур, таких как картофель, оругцы, помидоры и тому подобное. В основном из овощей была редька и репа, чуть позже появилась свекла. Горох являлся одним из главных употребляемых культур. С него делали лепешки, предварительно размолов на муку, варили каши, варили супы. Хлеба пекли в основном из пшеничной и ржаной муки, а когда было очень голодно или очень бедные семьи то добавляли сухие листья растений. Очень частой была овсяная каша, только не в современном понятии, а каша с очищенного от скорлупы овса. В лесу можно было собирать ягоды и грибы, но не всем. а так-же ловили рыбу кто мог. Так-же варили щи, даже поговорка есть quot; Щи да каша - пища нашаquot;. Те крестьяне кто был немного побогаче держали коров и курей, и тогда их рацион дополняли молочные продукты и яйца.

  • Нормально питались. Сытно и как они считали вкусно. Конечно особого изыска в еде может и не было, но их щи и вареная полба вполне устраивали. Вид еды был привязан к местам проживания. Кто-то ел больше рыбы, а у гоко-то были и молочные продукты на столе, если была корова в доме.

  • Исконно русскими блюдами были щи из кислой капусты, различные каши, а еще блюда из репы, которую стали почти совсем забывать. И напитков это прежде всего квас, для застолий варили медовуху. По большому счету, еда была простая. Понятно, что ели и мясо разное, и рыбу, овощи и фрукты по сезону.

  • Богатые и бедные питались по-разному.

    До Петра Первого, как бы действительно, рацион был скуднейшим. Ведь не было ни картофеля, ни помидоров, ни огурцов, ни моркови по-моему. А также - ни вермишели, ни риса. Вот вспомнил - горох еще был, репа. Про свеклу не помню, кто знает - подскажите.

    Были только злаки: пшеница, рожь, гречиха, овес. Соответственно, популярными были только каши. У некоторых (не у всех) были коровы, куры. Свиней и гусей держали в основном богатеи.

    Если кто жил у реки ловили рыбу. Дичь была доступна только богатым, я думаю. Потому что леса были лично их, и бедные не имели права там ничего бесплатно делать.

    В нашей местности вплоть до 1917 года вход в лес был платный. По билетам. Знаменитый князь Сангушко (поляк) везде поставил охрану, люди должны были покупать право собирать ягоды-грибы. Не у всех были на это деньги.

    Кроме того, купить бедняку ружье в 17-м веке, это все-равно, что сейчас кому-то из нас купить космический корабль.

    Бедняки ели плоховато, по нашим меркам, не только до Петра. Читаю Шолохова quot;Тихий Донquot;. Спокойные, счастливые, довоенные времена донского казачества! Описывается обед казаков, когда они целый день косили траву. Отец и два взрослых сына. Привозит им мать обед в поле. Понятно, что мужики устали вусмерть, жрать хочется. Что ж им привозит на обед матушка? - Крынку кислого молока и по краюхе хлеба! Вот так, уважаемые! Читал это место специально несколько раз (думал, что пропустил что-то).

    Этого людям хватало. А ведь это были не самые бедные казаки!

    Надо думать, что сегодняшние люди просто зажрались - мясо, колбаса каждый день. А ведь раньше - это было по большим праздникам!

    Мы уходим от своих русских корней. Забыта многовековая культура потребления пищи. Она же способствовала здоровому образу жизни. Сейчас же мы просто дохнем от нитратов в овощах, глюконата натрия в колбасе, от мяса животных, выращенных на химических добавках...

    Раньше люди были намного здоровее. Моя бабушка - ровесник прошлой эпохи - имеет 95 лет и до сих пор работает на огороде, во дворе и в хате. Прожила на щах та каше весь век. Я помню маленьким приезжал к ней на лето (это при советских временах). За целое лето - ни одного куска мяса. Его просто не было. В магазинах оно не продавалось. Самой бабе без мужа-фронтовика, погибшего на войне было тяжело что-то держать. Так и жила. Куры были - это да. А вы говорите - что люди ели до Петра! )) Да, по нашим меркам, ничего не ели! ))

  • Выращивали злаковые ( овес, пшеница)значит была каша и хлеб, была корова - значит ели молочные продукты и мясо, мясо точно было у богатых в основном. Выращивали репу, рыбу кто ловил, тот ею и питался.

    Охота была в те времена на мелкую дичь ( птицы, зайцы)

    Кур выращивали, гусей тоже мясо и яйца были.

    Разнообразие небольшое, но все таки. Сейчас нет колбасы, нет копченостей скучно, тогда мяса не каждый день ели.

  • Питание на Руси имеет очень большую историю,его можно разделить на несколько периодов:древнеславянский, допетровский, послепетровский и современный

    О пище древних славян Н.М.Карамзин пишет в quot;Истории Государства российского: ...quot;славяне питались просом, гречихою и молоком..quot;.Когда научились разводить пчл, появился любимый медовый напиток. Мясо готовили целым куском так, что бы сверху была корочка, а сок внутри.

    Богатые во все времена жили хорошо и ели много.

    Читаю отрывок из произведения Булгакова : quot; На ...тарелках лежали ..ломтики нарезанной смги, маринованные угри. на доске- кусок сыра со слезой, в серебряной кадушке , обложенной снегом- икра.Меж тарелок ...три хрустальных графинчика с разноцветными водками..quot;

    После Петровской реформы появились новые овощи и блюда, такие , как картошка, винегрет, котлеты.

  • Привожу выдержку из меню мелкого купца-разносчика допетровской эпохи:

    Студень с уксусом;

    Щи со свининой;

    Куриные пупки на меду с имбирм;

    Лапша с курой;

    Жареное мясо.

    Кроме того очень большой популярностью пользовались мучные изделия - блины с различными начинками, пироги с рыбой, капустой, грибами.

    Из первых блюд кроме щей, ели уху, а летом - ботвинью.

    На зиму очень много чего квасили - капусту, грибы, ягоды, фрукты.

    Крестьяне, конечно, питались поскромнее, по будним дням ели постные щи, каши с молоком, блины, мясо было только по праздникам.

  • Щи, каши всякие да похлбки, вообщем вс что давала мать земля ну и плюс животноводство и охота, жизнь у большинста прямо скажем была так себе, крепостное право только в 1861 году отменили, поэтому не особо богато, но самогонка была всегда традиционной пищей.

  • Щи да каша - пища наша! Так было и до Петра и после. Щи кстати были с репой и без томата вплоть до середины XIX века, а кое где и до века XX. Из животных белков доступнее всего была птица-курица, яйца, рыба и молоко, но молоко это не всегда и не у всех.

  • info-4all.ru

    Что и как ели на Руси? Особенности русской национальной кухни | Еда и кулинария

    В комментариях к статье Марка Блау о традиции русского чаевничания я высказала крамольную мысль, что не так уж безобидно и правильно было насильственное привнесение в русскую национальную кухню обычая обильного чаепития, которое превратилось в «почаевничать» вместо сытно «покушать». Для постоянно постящегося русского народа вопрос о пользе чаепития для меня представляется крайне сомнительным. Но это мое мнение.

    Краем крыла я задела и вопрос трансформации здоровой русской пищи, и вопрос о большей пользе для человека питаться тем, что произрастает в его климатической зоне. Досталось от меня и пищевым реформам Петра I. На мой взгляд, русская трапеза больше потеряла, чем нашла от его нововведений и от последующих заимствований из западноевропейской кухни.

    Такое мнение может быть спорным. Поэтому приглашаю к барьеру. Истина может и не родиться, но надеюсь обратить хоть ненадолго взоры читателей к утраченным ценностям нашей национальной культуры, на которой и воздвигалась нынешняя Россия.

    «Что касается, скажем, еды, то вятичи, древляне, радимичи, северяне и все другие прарусские народности, … ели примерно то, что мы с вами едим сейчас, — мясо, птицу и рыбу, овощи, фрукты и ягоды, яйца, творог и кашу, сдабривая маслом, анисом, укропом, уксусом и заедая хлебом в виде ковриг, калачей, караваев, пирогов. Чая и водки не знали, но умели делать хмельной мед, пиво, квас…».

    Это пишет писатель Чивилихин. Моего бы духовника отца Валерия на них…

    Да, господин Чивилихин. Мед пили, и по усам текло, но с утверждением христианской церкви с ее почти годовыми строгими и полустрогими постами я Ваш списочек пообкарнаю почти наголо. Тем более что первые записи о русской кухне появились как раз с XI века. И более поздние различные источники: летописи, жития, словопоучения уже представляют нам совсем другую картину питания русского мужика. О русской пищевой традиции, как о сложившемся понятии, можно говорить от стартовой полосы века XV.

    Ешь вполсыта, да пей вполпьяна — проживешь век до полна. Шти да каша — пища наша… Никто русского мужика кнутом в Днепр не гнал — сам в купель полез. Церковные догматы, стало быть, не пошли вразрез с русским желудком. Иначе бы это еще как посмотреть. Испокон Русь была зерновая, рыбная, грибная, ягодная…

    Каша — мать наша. От пеленок до могильной кутьи жил русский мужик на каше. Каша — бабушка хлеба: «Каша — матушка наша, хлеб аржаной — тятька родной!» Зерно — кормилец. Тесто ржаное, пресное и кислое, кормило Россию: пресное — колядками, сочнями, лапшой, кислое — хлебушком. А с Х века появился такой деликатес, как пшеничная мука — и вот вам калачи, блины, пироги, караваи, оладьи…

    Зерно не только ели, но и пили еще 1000 лет назад в виде ржаных, овсяных и затем пшеничных киселей. Нестор-летописец в «Повести временных лет» описывал, как цежь (кисель) и сыта (взвар медовый) спасли Белгород от печенегов. (Кому интересно, расскажу в комментариях.) Кто теперь пьет овсяный киселек? Или сбитень? Нет, ложка меда в чай — это, друзья, не сбитень, а кипяток с медом.

    Кормила мужика и огородина всякая. Репа, скажем. Ее хоть сырую, хоть пареную, хоть печеную. Также и горох. Моркови не знали, но зато редечку уважали черную, капустку и живую ели, и квасили, и в печи парили, и в варево крошили. (Это я репку покупаю на Диване. Там все наши шопаются в овощном. Сцена у фонтана — наша еврейская баушка: «Дама, а шо Вы из нее делате, шо?» — «Хрумчу, бабка, хрумчу…». Об джинсы обтерла и откусила, хрумко так…)

    А варево или хлебово изначально было рыбное, а уж потом пошли похлебки, затирушки, болтушки, кальи, щи-борщи, ботвиньи. И только в 19-м веке все это стало называться супами. (Сумароков возмутился!) А так покушать, слава богу, было чего, и народ ценил хорошего едока: хорош едок — хорош работник. Читаем Домострой:

    «…дома и мука и всякие пироги, и всякие блины делает, и соцни, и трубицы, и всякие каши и лапши гороховые, и цыженый горох, и зобонец, и кундумцы, и вареной и соковой ествы: пироги с блинцы и грибы, и с рыжики, и с груздями, и с маком, и с кашею, и с репой, и с капустою, и с чем Бог послал; или орешки в соку, и коровайцы… А брусничная вода и вишни в патоке, и малиновый морс и всякие сласти; и яблока, и груши, в квасу и в патоке; и постелы, и левашники, себе, и про гость…»

    Ух! Исполать вам, едоки! (На один бы денек на такую трапезушку, да?)

    А кому это все кажется невкусным и несъедобным, открою я секрет съедобности и вкусности. Русская печь! Чугунки и горшки! Не варка-жарка-кипятежка, а степенное томление варева или хлебова, если угодно, равномерный прогрев чугунков и горшков со всех сторон, сохранение вкусовых, ароматических и питательных свойств за счет узкой горловины. Так же и хлебы сажали в печь — равномерно, с равным пропеканием, с хорошим подъемом теста.

    А теперь, те мамонты выжившие, не дайте мне ввести публику в заблуждение: может ли называть хлебом то, что продается в булочных, человек, хоть раз поевший настоящего хлеба из русской печи?!

    (Я не Гоголь воспевать русскую тройку — я воспеваю русскую печь! И зачинали на ней, и рожали на ней, и спали на ней, и лечились на ней. И харчились чем бог послал из нее, и помирали на ней. И в ней же кутью поминальную на обвыванье томили. Все крутилось в русской избе вокруг печи. Она другой статьи достойна.)

    А теперь посмотрим правде в глаза: скудным было питание человека на Руси, никогда хлебопашец не доедал досыта, скопил он свой рацион, но не по скудности русской традиционной кухни, а как следствие экономических явлений. Никогда ничего вдоволь у крестьянина не было — экономил на еде русский человек, скудно питался не из жадности, а по бедности. Но если бы всего было сверх закрома, то по мне, так нет ничего лучше настоящей русской еды — простой, здоровой, вкусной, питательной…

    P. S. (Нет, не могу удержаться, руки чешутся дать хороший рецепт от Нестора-летописца для деток, проверено на своих — морды были ВО!). Мамочки, купите овса обычного лошадиного стакан, с овсюгом, настоящего. Помыли, перебрали, ага? В чугунок, а лучше в глиняный горшок. Залейте так, чтобы овес составил одну треть объема. На ночь в духовку на средней температуре.

    Утром получаете несимпатичный серый вязкий клейстер. Вот это и есть кисельная основа, а когда вы разбавите это дело кипяченой водой до желаемой консистенции, то получится как раз то, что Нестор-летописец называл «цежь». Подсластите, как хочется, и в бутылочку. Если с первого раза ребенок соску не возьмет, подсуньте во сне — сработает, и в бодрствии назавтра. Кушай-кушай, маленький, это полезно и вкусно.

    Здоровья, Россия!

    shkolazhizni.ru

    Как питались русские крестьяне? | Культура

    Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. И это — не от бесталанности деревенских стряпух, а от искреннего неприятия ими иных резонов, нежели обеспечение тяжелого крестьянского труда простой и несложной в изготовлении пищей. Складывался такой подход, наверное, в незапамятные времена. И обосновывался суровой реальностью.

    • Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их.
    • Во-вторых, главной целью хозяйки было — накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.

    Что обеспечивало сытность — «нажористость», как это называли порой? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка — с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом — в день постный…

    Другой главный овощ, столп крестьянской кухни — капуста. Щи из серой капусты — с такой же приправой, как и похлебка. И все это — под черный хлеб. Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России.

    Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. А чаще — если хозяйке было не до изысков — просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой. И, конечно же, чай. Чай — как молитва, дважды в день крестьянин пил чай — «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли — варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай — «для колера».

    В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» — смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли.

    С удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты — рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Шла эта нехитрая радость под «мыкотину» — черный хлеб, только испеченный из просеянной через сито муки и не столь кислый, как обычная «чернушка».

    В воскресенья и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.

    Не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты — весьма затратные для крестьянского кошелька, не сушеные «дули» — груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара. Нет, лакомились — пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой — и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода.

    Не столь уж древней оказывается традиция народного «кашеедства». Каша, по сути, являлась пищевым концентратом. И употреблялась только в «страду», каковой признавался сенокос.

    Мясо русские крестьяне — подневольные вегетарианцы — ели в большие праздники: на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белое «печево» — пироги и ситные из белой пшеничной муки.

    Особый стол был и в иных «особых» случаях. «До отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, — во время «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники. Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь. Если учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для обжорства и гулежа.

    Праздники эти длились нередко от 2−3 (по весне) до 7−10 дней (осенью). Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей — родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми — кроме девиц!), в праздничных одеждах. Приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах.

    Описывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские священники, либо земские деятели, либо местные учителя) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обходятся:

    «что истрачивается в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей — да и крестьянин не принужден бы был целый год питаться кое-чем…».

    Это были как раз те праздники, с отголосками которых мы и сейчас иной раз встречаемся в быту — с чудовищным обилием еды и спиртного, с изрядными затратами на мероприятие. Среди прочего и это досталось нам в наследство от предков.

    shkolazhizni.ru

    Что на Руси ели до появления картофеля

    Картофель появился в России только во времена Петра I и еще долго завоевывал свою популярность у населения. А что же ели русские до XVIII века? Чему отдавали предпочтение и какие блюда у них были на столе в будни и праздники?

    Зерновые продукты

    Судя по археологическим находкам, кухонным керамическим изделиям и остаткам в них различных органических веществ, начиная с IX века, на Руси уже готовили кислый, ржаной черный хлеб. И все древнейшие мучные изделия в русских поселениях вплоть до XV века создавали исключительно на основе кислого ржаного теста, под воздействием грибковых культур. Это были кисели — ржаные, овсяные и гороховые, а также каши, которые варили опять же из закисшего, замоченного зерна - гречихи, овса, полбы, ячменя.

    В зависимости от соотношения зерна и воды каши были крутыми или полужидкими, был еще один вариант и он назывался «размазня». Начиная с XI века каши на Руси приобрели значение массового ритуального блюда, которым начиналось и завершалось любое событие; свадьба, похороны, крестины, строительство церкви и вообще любые христианские праздники, которые отмечали всей общиной, селом или княжеским двором.

    Один из известных памятников русской литературы XVI века «Домострой», помимо наставлений по всем направлениям жизни русского человека и семьи, донес до современности список наиболее популярных блюд того времени. И ими снова оказались продукты из ржаной и из пшеничной муки, а также варианты их всевозможных сочетаний. Уже тогда хозяйки жарили оладьи, шаньги, пышки, крутили баранки и бублики, а также пекли калачи — ныне национальный русский белый хлеб.

    К праздничным блюдам относили пироги — изделия из теста с самой разнообразной начинкой. Это могли быть потроха или мясо домашней птицы, дичи, рыба, грибы, фрукты или ягоды.

    Овощи

    С самого своего возникновения центральная Русь всегда была оседлым, крестьянским краем и её население охотно возделывало землю. Помимо зерновых культур русичи, по меньшей мере, с XI века выращивали репу, капусту, хрен, лук и морковь. Во всяком случае, эти овощи упоминаются на страницах все того же «Домостроя» и тогда их рекомендовали запекать в печи, варить воде, в виде похлебок, щей, класть в качестве начинки в пироги, а также просто есть сырыми в дороге или во время полевых работ.

    Эти овощи, а также зерновые кисели и каши были основными блюдами простого человека вплоть до XIX века. Ведь все русские являлись православными христианами, а из 365 дней одного года — 200 приходилось на посты, когда мясо, рыбу, молоко и яйца вкушать не разрешалось. И даже в скоромные недели продукты животного происхождения люди низшего сословия не ели. Такое было принято вкушать только по воскресениям и праздникам. А вот овощи, свежие, соленые, вяленые, печеные, и сушеные, а также грибы составляли основной рацион россиян.

    Куропатки

    Мясные продукты на Руси ели все, но не всегда и часто это были отнюдь не домашние животные. В силу постоянных военных конфликтов, междоусобиц блюда из говядины, свинины и баранины были весьма редкими и дорогостоящими. Во всяком случае, в некоторых свитках XI – XIII веков говорится, что мастера и иконописцы, нанятые общинами для сооружения церкви, просили за день своей работы монеты или другие ценности, равнозначные стоимости одного барана.

    Художественные и строительные артели были не такой уж редкостью на Руси, но их работа ценилась выше среднего — как стоимость домашнего барана. Самым дорогим мясом долго считалась говядина, телятину до XVIII века и вовсе потреблять было запрещено. На княжеских пирах дружинники часто ели лебедей или кур. А вот жареных куропаток и голубей по воскресеньям продавали с лотков на всех русских ярмарках и такая закуска считалась самой дешевой.

    Долгое время в российских трактирах проще было отведать мясо дикого кабана, чем домашней свиньи, также встречались лосиные, оленьи и медвежьи вырезки. Дома обычная крестьянская семья гораздо чаще по праздникам лакомилась зайчатиной, чем, например, курятиной или козлятиной. Конину ели редко, но гораздо чаще, чем русские люди ее потребляют сейчас. Все-таки лошади были в каждом зажиточном дворе. Но периоды, когда крестьянская семья жила хорошо были гораздо короче, чем те, когда этим же людям приходилось голодать.

    Лебеда

    Во времена неурожаев, боевых действий, набегов, когда недругами у крестьянских семей насильно изымались продуктовые запасы, скот, и в пожарах погибали дома, чудом спасшиеся русичи были вынуждены как-то перебиваться. Если бедствия и голод настигали крестьян зимой, то это сулило однозначную смерть. Но летом в средней полосе России и до сих пор произрастает лебеда. Чтобы хоть как-то унять голод, люди ели стебли этого растения, его семена использовали для выпечки суррогатного хлеба, изготовления кваса.

    Лебеда действительно содержит жиры, некоторые белки, крахмал и клетчатку. Но хлеб из нее получался горький, крошащийся. Он трудно переваривался и вызывал сильное раздражение пищеварительного тракта, а нередко и рвоту. Квас из лебеды и вовсе сводил людей с ума, после него, да на голодный желудок, часто возникали галлюцинации, заканчивающиеся тяжелым похмельем.

    Однако лебеда выполняла главную функцию — спасала крестьян от голода, давала возможность пережить страшное время, чтобы затем можно было восстановить хозяйство и, наконец, начать привычную жизнь заново.

    Читайте также:

    исправить оишбку

    cyrillitsa.ru