Летописная история славян - поиски утраченной правды. Летописцы древней руси имена


Древнейший датированный список русской летописи.

Одним из полузабытых произведений русской письменности является летописец патриарха Никифора с русскими статьями, помещенный в известной пергаменной Новгородской кормчей, хранящейся в Историческом музее в Москве (Син. № 132. лл. 567 об. –575 об.). В настоящее время можно считать установленным, что Новгородская кормчая была написана около 1280 г., во всяком случае не позже 1294 г., когда умер великий князь Дмитрий Александрович, по повелению которого эта рукопись была написана.

Летописец был издан в I томе Полного собрания русских летописей, изданном в 1846 г., в качестве приложения, и давно стал библиографической редкостью 1. Вероятно, именно по этой причине он почти не используется в наших исторических работах, хотя по существу является первым датированным списком русской летописи, в котором изложение русских событий доведено до 1279 г., т. е. современно самой рукописи.

В основу Новгородского краткого летописца положен известный «летописец Никифора въскоре», или «вкратце», продолженный византийскими и русскими статьями. Византийские статьи, видимо, первоначально оканчивались временем византийского императора Михаила и его матери Феодоры (кончая 867 г.), хотя ссылки на императоров делаются и дальше, но уже не систематически, кончая Алексеем Комнином и сыном его Иваном. Дальше упоминается только об императоре Мануиле.

Особый интерес имеют русские статьи и их хронология. Источником их явилась какая-то летопись, близкая по составу к Лаврентьевской, но отнюдь не тождественная с ней. Краткие известия в конце летописца, относящиеся к 60-м и 70-м годам XIII столетия – редчайшие записи, составленные современником событий. Летописец заканчивается сообщением о смерти князя Глеба Ростовского по возвращении из Орды, что, по Троицкой летописи, случилось в 1278 г.

Летописец очень ярко рисует политическое положение в Суздальской Руси в это время, когда татарское «число» – перепись населения на Руси – рассматривалось как крупнейшее событие своего времени. [235]

Интересной особенностью Новгородского краткого летописца является то, что в нем почти нет новгородских известий, зато относительно много ростовских. Это может указывать на его ростовское происхождение.

Летописец печатается по рукописи с сохранением ять [церковнославянская «ять» заменена на е – Распознават.], ъ, киновари, отмеченной жирным шрифтом, но с раскрытием титлов. В вариантах использована Варсонофьевская кормчая XIV в., хранящаяся в Историческом музее (Чудовское собр. № 4). Большую помощь в издании летописца оказал Л. В. Милов.

Никифора патриарха Цесаряграда летописець въскоре. Л. 567 об.

Адамъ пьрвыи человекъ бывъ лет 230; роди Сифа и живе лет 700 до /л. 568/ Малелеила, живе 2 всехъ лет 930 3. Сифъ бывъ лет 200 и 15, роди Еноса и живе лет 912. Еносъ 4 же бывъ лет 107, роди Каинана и жи всехъ лет 900. Каинанъ бывъ лет 170, роди Малелеила и жи всехъ лет 909. Бывъ Малелеилъ лет 165, роди Ареда и жи всехъ лет 885. Аредъ бывъ лет 162, роди Еноха и жи всехъ лет 962. Енохъ бывъ лет 165, роди Мафусала и жи всехъ лет 345, и угоди Енохъ богу и не обреташеся, яко престави и богъ. Мафусалъ бывъ лет 167, роди Ламеха и жи всехъ лет 969. Ламехъ бывъ лет 178, роди Ноя и жи всехъ лет 406. Нои бывъ 500 лет, роди 3 сыны, Сима, Хама, Афета, и въ 600-е лето живота Ноева потопъ бысть на земли, и жи по потопе лет 380 и бысть всех лет 980.

А от Адама же до потопа лет 2242. Симъ бывъ лет 100, роди Арфаксада въ 2-е лето по потопе и жи всехъ лет 500. Арфаксадъ бывъ лет 135, роди Каинана и жи всехъ лет 303. Каинанъ бывъ лет 130, роди Салу 5 и жи всехъ лет 403. Сала бывъ лет 135, роди Евера и жи всехъ лет 270. Аверъ бывъ лет 130, роди Фалека и жи лет 209. Фалекъ бывъ лет 134, ро /л. 568 об./ ди Рагава. При Фалеце бысть разделение языкомъ.

От потопа до разделенья язык лет 500 и 30. Рагавъ бывъ лет 137, роди Серуха и живе лет 207. То Серухъ и пьрвое нача кумиры творити. Серухъ бывъ лет 132, роди Нахора и жи лет 200 6. Нахоръ бывъ лет 79, роди Фару и живе лет 129. Фара бывъ лет 70, роди Аврама. Аврамъ бывъ 100 лет, роди Исака.

От разделения язык до Аврама лет 552. Исакъ бывъ 60 лет, роди Иякова. Ияковъ бывъ лет 87, роди Левгию. Левгия бывъ лет 45, роди Каафа. Каафъ бывъ лет 60, роди Амбрама. Амбрамъ бывъ лет 73, роди Моисея. Моисии бывъ лет 80, изведе люди изъ Еюпта и по семь водяше въ пустыни лет 40.

От Аврама до исхода лет 500 и 5. Исусъ Навгинъ воеводьствова лет 32. Старци судиша лет 23. Гофоилъ племене Июдина лет 50. Еглому цесарю 7 Моавьску работаше ему лет 8. Аодъ от 8 племене Ефремова лет 80. Иноплеменьници обладаху лет 18. Самагарь лет 7. Варакъ и Девора лет 40. Подъ иноплеменьникы лет 20. Мадияне же лет 7. Гедеонъ лет 40. Авимелехъ лет[а] 3. Фола лет[о] /л. 569/ 31. Аиръ лет 30. Аманати лет 18. Ефтаи лет 6. Есевонъ лет 7. Еломъ лет 10. Лавдонъ лет 8. Подъ иноплеменьники лет 40. Самсонъ лет 20. По Самсоне не бысть судье лет 40, темь и велико бысть зло. Илии жрьць лет 20. Пророкъ Самоилъ лет 30. Сауль пьрвыи цесарь въ Израили лет 40. Давидъ лет 40. [236]

От исхода до Давида лет 600 и 30. Соломонъ лет 40. Ровоамъ лет 17. Авия 6 лет. Асаветъ 40 лет. Иасафатъ лет 25, при томь пророчьствоваша Михеи, Илия, Елисеи. Иарамъ лет 8. Охозия лет[о] 1. Ахавъ 16 лет, Оховия мати Хозеова лет 7. Оасъ лет 40. Амасия 29 лет. А Захария и Охозия лет 52, при томъ пророчьствоваша Иосия, Амосъ, Исаия, Иона, Иафа лет 16. Ахазъ лет 6, Иезекия лет 29, Манасия неделю, при томь Вузантии 9 създанъ бысть. Амосъ лет 12. Осия лет 31, при томь пророчьствова Еремея и Варухъ и Софония. Ахазъ 3 месяце. Иокимъ лет 11. Охония 3 лет[а]. Седекия лет 11, при семь Навоходоносоръ цесарь вавилоньскыи воева Иерусалима, Седекию плени и ослепи и многы /л. 569 об./ жиды веде въ Вавилонъ по 1000 вь единомь ужищи, с ними же и Данилъ пророкъ и 3 отроци, и церкы пожежена бысть по 5 месяць от Наурдана повара 10.

Пребы отнеле же създанъ бысть Иерусалимъ до пленения 648. То Навходъносоръ цесарьствова в Вавилоне лет 20. Улемардахъ 11 сынъ его лет 5. Валтосаръ брат его лет[а] 3. Дарии Мидянинъ лет 17. По Дарии Кюръ Персянинъ лет 32. Камбуси лет 18. Спереди вълхвъ месяць 7. Дарии Остапьянинъ лет 20. Артаванъ месяць 7. Артаксерксъ Долгорукии лет 41. Другыи Артаксерексъ месяца 2. Дарии Иарсаманинъ лет 6, сего уби Алексаандръ Македоньскыи и раздруши Пьрськое цесарство и умре въ Вавилоне, цесарствовавъ лет 12, а всехъ лет цесарьства его 35, и раздели цесарство 4-мъ мужемъ своимъ, Филипу, Селевку, Антиоху, Птоломею.

Отъ Адама до умертвия Александрова лет 5167. Птоломеи цесарствова въ Еюпте и въ Александрие и нарицащеся брат[о]любивъ, при томь священыя /л. 570/ книгы на елиньскыи языкъ преложены быша, лет 38. Птоломеи благодатель лет 25. Птоломеи унеиши 12 лет 29. Птоломеи явлены 13 лет 7 и 6 месяць. Птоломеи заячичь лет 10. Птоломеи брат его лет 8. Селевкъ, иже Никаноръ нареч//енъ бысть, лет 20. Сынъ Селевковъ Антиохъ славный лет 15, то мучи Елезара и Соломонию и 7 отрок. Антиохъ сынъ его лет 23, при томь Иулия кесаря выпороша изъ утробы мьртвое 14 матери его. Птоломеи двоостровныи лет 30. Клеопатрия и Птоиломеева лет 22. Въ 23-е лет[о] ея нача въ Риме пьрвое цесарствовати Иулии кесарь лет 18, то законъ до индикта и висикостъ 16 обретъ, в то время Иродъ цесаремь бе въ Иерусалиме. По Иулии Августъ сыновець его Октавинъ сынъ, иже и Севасть нареч[е]нъ, цесарствова лет 57 и месяць 3 и 2 дни. Оттуде антиохьяне лет[а] ихъ чтуть сиче. Въ 15 лет[о] цесарства того вселенеи пьрвое написание бысть. Клеопатру убивъ, раздруши Птоломеискую власть, иже цесарствоваша 295 /л. 570 об./.

От Адама до Августа лет 5457. Въ 42-е цесарствия его родися по плоти от святые богородице Марие господь нашь Исусъ Христосъ. Посланъ бысть от Августа кесаря в то время Кюринеи написание створити всея власти Июдеиския, всехъ лет от Адама до въплощения господня 5000 и 500, написание же бе от Августа трии деля винъ. От въплощения господня до пришьствия до волховъ 17 лет 2 и до смерти Иродовы лет[а] 3, а до Архилаевы смерти 9 лет, а 15 до смерти Августовы, жилъ бяше лет 88. До крещения господня лет 30, до усечения Иоанова [237] при Ироди до вемь лет[о]. По преставлении Иванове до страсти господин месяць 18.

А от крещения до страсти господня лет[а] 3. Отъ въскресения до възнесения на небеса днии 40. От възнесения до съшествия святого духа на апостолы днии 10. От възнесения до побиения пьрвомученика Стефана лет 7. От побиения Стефанова до света явлешагося съ небесе Павлу месяць 3. А богородици от рожества до въведения въ церковь лет[а] 3, въ церкви бы до 14 лет, въ дому Иосифове месяць 4, и по томь благовещение прия /л. 571/ от архангела Гаврила и зачьноши роди нетеленьно господа нашего Исуса Христа, бе лет 15, живе до страсти господня лет 33, по възнесении и въ Иерусалиме въ дому Ио[ан]на евангелиста живе съ ученикы лет 11, живота ея всехъ лет 59.

От Адама до страсти господне лет 5533.

По Августе цесарствова в Риме сынъ Иулиевъ Тиверии лет 23, а Гаи лет[а] 3 и 8 месяць. Клавдии лет 13, 40 месяць, днии 20. Неронъ лет 13 и днии 40, погребе собе живого19, при семь Петръ и Павьлъ, Яковъ брат господень, мучени. Галвъ 1 месяць и заколенъ бысть, Офонъ день 1 и зарезася, Иутилии месяць и 5 дневъ и убиша и в Риме пьяного. Успасьянъ лет 10, въ 2-е лет[о] цесарьства его пленьнъ бысть Иерусалимъ Титомь сыномь его, по възнесении 43 лет[а]. Титъ лет[а] 2 и месяца 2 и заколенъ бысть въ полате. Доментиянъ лет 15 и месяць 5 то гонение въздвиже, Ио[аннъ] Богословъ в Патемъ поточенъ. Неруя лет[о] 1 и месяць 4. Троянъ лет 19 и 3 месяць, при семь Игнатъ Богоносець мученъ. Андриянъ лет 20, и сь раздруши Иерусалимъ, Елии градъ нареч[е], воднымь трудомь отрудоват /л. 571 об./ убиенъ бысть. Титъ Антонинъ нареч[е]ныи благочестивыи съ детми своими лет 22 и месяце 3. Марко сынъ его лет 12 и месяць 11, при томь Иустинъ философъ мученъ. Антонинъ же Ивиръ лет[а] 2. Комодъ 13. Елинъ Протинаксъ месяць 6, заколенъ бысть в полате. Севиръ лет 18, при томь Леонидъ отець Оригеоновъ мученъ, Иполитъ Римскыи, ростяше же и Григории чюдотворьць. Антонии сынъ Севировъ лет 7, заколенъ бысть. Маркинъ лет[о] 1 и заколенъ бысть. Антонинъ Галп лет[а] 4, заколенъ в Риме. Альксандръ 13, заколенъ бысть. Максимъ лет[а] 3 и заколенъ бысть. Гордии лет 6 и удавися въ Африкии. Филипъ лет 7 и заколенъ бысть въ оградех. Декии лето 1 и месяце 4 и заколенъ бысть на торгу. Галъ и Улусиянъ лет[о] 1 и месяць 4. Увалерьянъ и Ганъ лет 15 и заколена бысть. Клавдии лет[о] 1 и месяце 9. Аврианъ лет 5 и месяць 3 и заколенъ бысть. Такитъ месяць 6 и заколенъ бысть. Пролъ лет 6 и месяце 4, заколенъ бысть. Каръ со отрокома своима. Каринъ и Нумерьянъ лет[а] 2 и заколени быша. Диоклитиянъ и Максемь /л. 572/ янъ лет 20.

От Адама до умьртвия Диоклитияня лет 5766, от страсти же господня до начала Диоклитьяня лет 273.

Крестьянское цесарство. Костянтинъ сынъ святыя Олены лет 31, въ 12 лето цесарства его 1 сборъ бысть в Никеи 300 и 18 отець на Арья попа Альксандрьскаго, разделяющаго божество. От възнесения Христова да 1 сбора лет 318, а от Адама до умьртвия Костянтинова лет 5836, всего живота его лет 65, остави же 3 сыны, Косту в Риме, Костянтина Цесаригороде, Костянтия въ Антиохии, се створи ипатинъ 20, цесарствоваша же лет 24. Иулиянъ преступьникъ лет[а] 2 и месяць 6 и убиенъ бысть въ Персиде. Увалентианъ Новый и Феодосиии великии лет 16, при семь 2 сборъ бысть ва Цесариграде отець 150 на Македония [238] духоборца. От – 1 го сбора до 2-го лет 60. Аркадии сынъ Феодосьевъ лет 13 и месяце 3. Феодосии сынъ его лет 42 месяца 2, при семь 3-и сборъ бысть въ Ефесе отець 200 на Несторья человекослужебника. От 2-го сбора до 3-го лет 50. Маркианъ и У /л. 572 об./ валениянъ лет 29, при сею же 4 сборъ бысть в Халкидоне отецъ 630 на Евтуха и Диоскора и Севгира, смущение и размешение въводящемъ. От 3-го сбора до 4-го лет 10. Леонъ великыи лет 15. Леонъ Малыи лет[о] 1. Зинонъ лет 17. Анастасии лет 27, месяц 4. Иустинъ волосатыи лет 9 и днии 23. Иустиянинъ лет 38 месяць 7, при семь 5-и сборъ бысть въ Цесариграде отець 164 на блядьства Оригеонова. От 4-го сбора до 5-го лет 100. Устьянъ лет 12 месяць 10 днии 20, въ 7 лет[о] Иустинъ нетии его. Скончася кругъ святыя Паскы лет 532, отнюду же господь распяся. Тиверии лет 5. Маврикии лет 20 месяце 4. Фока лет 8. Ираклии съ сыномь лет 31, въ 3-е лет[о] цесарства его болшая часть Римьское власти Пьрси прияша и Ерусалимъ пожьгоша и честьныи крестъ и Захарию патриарха и много людии въ Персы ведоша, въ 12 лет[о] Хоздрои убиенъ и пленение възвращено бысть. Костянтии сынъ Ираклиевъ лет 28, в Сикелии убиенъ бысть. Ко /л. 573/ стянтинъ внукъ Ираклиевъ лет 17, въ 13 лет[о] 6 сборъ бысть Цесариграде отець 285 на Ария и Кюра и Макария, единоя воля ересы. От 5-го сбора до 6-го лет 130. Иустиньянъ лет 10, Леонтии лет[а] 3. Тиверии же Иапси лет 7. Иустьянинъ 2 лет[а], 6. Филиксъ лет[а] 2. Анастасии же Наремии лет[а] 2. Федосии лет[о] 1. Левъ Кононъ лет 25 месяце 3 днии 8. Костянтинъ сынъ Лвовъ съ материю лет[а] 31 и месяца 2 и дни 2, при тою въ 8-е лет[о] 7 сборъ бысть в Никеи второе отець 367 на иконоборце. От 6-го сбора до 7-го лет 122, а от Адама въ лет[о] 6305, а от спаса нашего бога лет 805. Костянтинъ убиенъ бысть на торгу. Ирина мати лет 5 и месяца 2 и дни 12. Никифоръ лет[о] 1 и месяць 9. Ставракии сынъ его месяца 2. Михаилъ зять его лет[о] 1 и месяць 9 дни 11. Львъ лет 7 и месяць 5 и дни 14, заколенъ бысть въ полате. Михаилъ лет 8 и месяць 9. Феофилъ лет 12 месяце 3 днии 20. Михаилъ сынъ его съ Феодорою матерью его и съ Феклою сестрою его лет 14. Михаилъ лет 12, съ Васильемь лет[о] и месяц 4, заколенъ бысть, при се/л. 573 об./го цесарстве придоша Русь, Чюдь, Словене, Кривичи къ Варягомъ, реша: «земля наша велика и обилна, а наряда в неи нетуть, поидете княжитъ и володетъ нами». И избрашася три браты с роды своими, стареи Рюрикъ седе Новегороде, Синеусъ на Белеозере, Труворъ въ Изборьске, от Адама лет 6370. По двою лета Труфоръ и Синеусъ умре и прия всю власть в Руси Рюрикъ. По Михаиле цесарь Василии лет 18 и месяць 11, въ 5-е лет[о] цесарства сего крещена бысть Болгарьская земля, а от Адама лет 6377. Въ 12-е лет[о] цесарства его Рюрикъ умре, дасть княжение Олгови сроднику своему и сына малаго Игоря. Львъ и Ольксандръ сына Василья цесаря лет 26, въ 12 лет[о] цесарства ею преложены быша книгы от грьчьскаго языка на словеньскыи. Есть же от крещения болгарьского до преложения книгъ лет 30, а от 7-го сбора до преложения книгъ лет 77, а от Адама 6405. Костянтинъ сынъ Львовъ зять Романовъ цесарствова лет 7, а в Руси поча княжи/л. 574/ти Игорь, а Ольгъ умре. Романъ цесарствова лет 36, 27 лет[о] цесарства его убьенъ Игорь, поча княжити Олга съ сыномъ Святославомь. Иванъ рекомыи Цемьскыи цесарствова.

Въ 1 лет[о] цесарства его иде Олга Цесарюгороду и крестися от Адама лет[а] 6463. Святъславъ княжи лет 18 и убьенъ бысть и остави 3 сыны, Ярополка, Олга, Вълодимира. Седе Ярополкъ Кыеве и уби Олга, а Ярополка уби Володимиръ и седе Кыеве. Костянтинъ и Василии цесарствова.

При сею крестися Володимиръ и всю Русь, от Адама лет 6996, живе по крещении лет 28 и умре. Томь же лет[е] Святополкъ уби Бориса и [239] Глеба, седе Кыеве 3 лет[а], бьяся съ Ярославомь, възбесневъ и умре. Ярославъ седе Киеве лет 38, а цесарь бе Манамахъ. Изяславъ сынъ его лет 24, убьенъ бысть, при семь Федосии игуменъ Печерьскыи бысть. Всеволодъ сынъ его седе въ Киеве лет 15 и умре. Святополкъ лет[о] 21 и умре. Володимиръ лет 13, въ 2-е лет[о] княжения сего пренесенъ Бори/л. 574 об./съ и Глебъ, от Адама лет 6623. В то время бе цесарь въ Грьцехъ Ольксии и умре, и по немь бысть сынъ его Иванъ Порфирогенитъ. По Володимере седе Киеве сынъ его Мьстиславъ лет 6. Ярополкъ его брат лет 7. Всеволодъ Олговичь лет 7. Изяславъ Мьстиславличь лет 8. Юрье Володимеричь Манамаха княжи Кыеве 3 лет[а]. Андреи сынъ его от отца иде Суждалю въ лет[о] 6663, княжи въ Володимери лет[о] 21, по отне смерти, нача быти Киевьское княжение въ воли его, в то время цесарь бе Мануилъ. Въ лет[о] 6681 убиенъ великыи князь Андреи. Михалко братъ его седее въ Володимери лет[о] 1 и умре. Кыеве седе Ростиславъ Мьсти[сла]вичь лет 9. Глебъ Юрьевичь 2 лет[а]. Романъ Ростиславичь А Володимери седе по Михалце брат его Всеволодъ Юрьевичь лет 37, владея всею землею Русьскою. По немь седе сынъ его Костянтинъ лет[о]. А по Костянтине брат его Юрье седе въ Володимери, а Костянтиновичи Васи /л. 575/ лко в Ростове, Всеволодъ въ Ярославле. Въ 5 лет[о] княжения Юрьева явишася татарове и многы страны плениша и князии русьскыхъ избиша на Калцехъ въ 15 лет[о] княжения Юрьева. А от Адама лет[а] 6746 татарове плениша землю Суждальскую, в лет[о] 6746 татарове убиша князя Юрья и Василка и инехъ много. В то же лет[о] седе въ Володимери Ярославъ брат Юрьевъ лет 9, а Ростове седе княгыни Василковая съ сынома Борисомь и Глебомь. Ярославъ умре въ Татарехъ. По немь седе въ Володимери Святославъ брат его лет[о] 1, и прогна Андре и сынъ Ярославль и княжи лет 5 и приде Неврюнь от Адама лет[о] 6760 и прогна и за море. Того же лет[а] седе Ольксандръ брат его лет12, въ 4 лет[о] княжения его число бысть от Адама 6765. По съмерти Ольксандрове братъ его Ярославъ лет 10 и умре. Василии братъ его лет[а] 4 и умре, въ 1-е лет[о] княжения его 2-е число бысть от Адама 6781 лет[о] И нача ведати великое княжение Дмитрии Оль/л. 576/сандровичь. Борисъ Ростовьскыи княжи лет 40 и умре въ Татарехъ. И седоста въ Ростове 21 сына его Дьмитрии и Костяньтинъ, а Глебъ приехавъ ис Татаръ 22, княживъ 6 месяць и умре.

Комментарии

1. Полное собрание русских летописей, т. I. СПб., 1846, стр. 248–252.

2. и живе

3. 933

4. Енос с большой буквы, как и дальше имена ветхозаветных патриархов.

5. Саллу.

6. 209

7. Здесь и дальше везде слово црь с выносным с под титлом читается как цесарь, а не царь.

8. от в рукописи нет, но имеется в Варсоноф. списке.

9. Узантии.

10. Вместо от Наурдана повара – Наузарданом поваром.

11. Улемадрах.

12. унеишии

13. явленные

14. мертвы

16. висикос

17. волхвовъ

18. Вместо до вемь лет. По преставлении Иванове до страсти господня месяць-лет[а] 2, 11 месяць. А усеч[ь]ньи Иоана до смерти господня месяць 6.

19. и погребе жив

20. ипатии

21. Вместо в Ростове – по нем.

22. орды

 

Тихомиров М. Н. Забытые и неизвестные произведения русской письменности // Археографический ежегодник за 1960 г. М. 1962

historicaldis.ru

Как называлась первая русская летопись: автор, смысл, содержание, история

История летописи на Руси отходит в далёкое прошлое. Известно, что письменность возникла ещё до X века. Тексты писали, как правило, представители духовенства. Именно благодаря старинным писаниям мы знаем историю Руси. Но как называлась первая русская летопись? С чего все началось? Почему она обладает большим историческим значением?

Как называлась первая русская летопись?

Ответ на этот вопрос должен знать каждый. Первая русская летопись называлась «Повесть временных лет». Написана она была в 1110-1118 годах в Киеве. Учёным-лингвистом Шахматовым было выявлено, что у нее были предшественники. Однако все равно это первая русская летопись. Называется она подтверждённой, достоверной.как называлась первая русская летопись

В повести описывается хроника произошедших событий за определенный период времени. Она состояла из статей, которые описывали каждый прошедший год.

Автор

Автором считается монах Нестор. Примечательно то, что Нестор, как автор, упоминается только в поздних версиях повести, но он считается историками первым летописцем. Работал он в Киево-Печерском монастыре.

Монах описывал события от библейского времени и до 1117 года. Название первой русской летописи — это первые строки хроники.первая русская летопись называлась повесть временных лет

История создания

У летописи были копии, сделанные после Нестора, которые смогли дойти до наших дней. Они не сильно отличались между собой. Сам оригинал был утрачен. По версии Щахматова, летопись переписывалась уже спустя всего несколько лет после её появления. В нее вносили большие изменения.

В XIV веке монах Лаврентий переписал творение Нестора, и именно эта копия считается наиболее древней, которая дошла до нашего времени.

Есть несколько версий того, откуда брал информацию Нестор для своей летописи. Так как хронология отходит в давние времена, а статьи с датами пошли только после 852 года, многие историки считают, что старый период монах описывал благодаря преданиям людей и письменным источникам в монастыре.

Она часто переписывалась. Даже сам Нестор переписывал летопись, внося некоторые изменения.

Интересно то, что в те времена писание было также сводом законов.

Содержание летописи

В «Повести временных лет» описывалось все: начиная от точных событий и заканчивая библейскими преданиями.

Целью создания было написать хронику, запечатлеть события, восстановить хронологию, чтобы понять, откуда берут корни русские люди, как образовалась Русь.

Нестор писал, что славяне появились давно от сына Ноя. Всего у Ноя их было трое. Они разделили между собой три территории. Одному из них — Иафету досталась северо-западная часть.

Затем идут статьи о князьях, восточнославянских племенах, которые произошли от «нориков». Именно тут упоминается Рюрик с его братьями. Про Рюрика говорится, что он стал правителем Руси, основав Новгород. Это объясняет то, почему есть очень много сторонников нормандской теории происхождения князей от Рюриковичей, хотя нет фактических подтверждений.название первой русской летописи

Рассказывается о Ярославе Мудром и многих других людях и их правлении, о войнах и других значительных событиях, которые и сформулировали историю Руси, сделали её такой, какой мы её знаем сейчас.

Значение

«Повесть временных лет» имеет большое значение в наши дни. Это — один из главных исторических источников, по которому историки занимаются исследованиями. Благодаря ей восстановлена хронология того периода.

Так как летопись обладает открытостью жанра, варьирующейся от рассказов былин до описания войн и погоды, можно многое понять и о менталитете, и об обычной жизни русских, живших в то время.

Особую роль для летописи играло христианство. Все события описываются через призму религии. Даже избавление от идолов и принятие христианства описываются, как период, когда люди избавились от соблазнов и невежественности. А новая религия — свет для Руси.

fb.ru

Летописная история славян - поиски утраченной правды — Славянская культура

Летописная история славян - поиски утраченной правды

Изложение древней истории славян ныне базируются исключительно на тех письменных свидетельствах, которые, в следствие исторических коллизий, стали единственно доступными для изучения. Почитатели этих материалов убеждают нас в том, что эти письменные свидетельства якобы надёжный источник исторических сведений, что таким нужно повсеместно доверять. 

Но, так ли это?

К таким открытым для исследования документам относятся так называемые древнерусские летописи, касающиеся своим изложением раннеславянских времён (до 10 в.н.э.), периода Киевской Руси (10-11 в.н.э.), времени феодальной раздробленности (11-13 в.н.э.) и периода так называемого Галицко-Волынского государства (13-14 в.н.э.).

Летописная история славян - поиски утраченной правды

Эти древнерусские летописи имеют общепринятые названия, а именно: «Повесть временных лет», «Летопись Киевская», «Летопись Галицко-Волынская». Во время своего составления они были обьеденены в летописный свод, или собрание, под условным названием «Летописи русской».

Летописная история славян - поиски утраченной правды

Выполненный ещё в 20 веке беспристрастный анализ древнерусских летописей дал понять главное - данные сочинения являються значительно удалёнными по времени относительно летописных событий, ибо написаны не ранее 15-16 в.н.э. Исследователи определили в летописях присутствие различных источников, следы значительного редактирования, признаки изьятий (в следствии потери логики повествования).

При этом начальный текст летописных сводов (собственно «Повести временных лет») будто бы принадлежит известным в древности летописцам - Нестору и Сильвестру (11- нач.12 в.н.э.). Но для последующих по периодам текстов авторы не указаны.  Спрашивается, действительно ли перед нами то, что писали Нестор и Сильвестр? Да и кто авторы последующих за этим материалов?

Известно и то, что последовательность летописания в сводах прерывается значительными информационными пробелами (составляют года и десятилетия), которые можна трактовать как умышленные изьятия.

Стиль изложения летописей очень неоднороден: от краткого сухого фактажа, до пространных и эммоциональных описаний событий государственного, идеологического и религиозного толка. Отсутствие некой ритмики изложения указывает на присутствие умышленных поздних вставок.

Многие красочные изложения написаны с явным знанием последствий тех собитий, о которых идёт речь, что указывает на время их составления (15-16 века). К тому же действия некоторых летописных героев не последовательны и алогичны, и говорят о возможном сокрытии части компроментирующих фактов. 

Летопись

Довольно странными выглядят сообщения о некоторых ключевых исторических событиях и связанных с ними лиц. Спонтанные и авторитарные реакции этих лиц не отвечают исторической логике и не понятны с точки зрения общественной целесообразности.

Ощущается и то, что в летописном повествовании продуманно изьят целый пласт информации о древних славянских народах и их государственном строительстве (речь идёт о так называемых временах Трояновых, временах бусовых, Дулибском Союзе-государстве 1-9 в.н.э. - http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/127 ).

Русь

К тому же в древнерусских летописях превалирует история собственно Рюриковичей. Намеренно унижаются иные славянские руководители, среди которых волхвы, Старотцы-рахманы (старцы). Тёмными и недалёкими изображаются славянские народы. Они в летописях некие «примитивные» племена, которые не знают государственности и которых «ощасливили» своей властью Рюриковичи.

Но при всех стараниях летописцев к возвеличиванию Рюриковичей , возникает ощущение, что их власть занимает территориально уж очень ограниченное пространство. И это пространство они пробуют значительно преувеличить (меняя географию семейных владений, дописывая чужие владения).

Рюриковичи

Правками и дополнениями навязывается мысль о некой первородности и могущественности власти Рюриковичей (на славянских просторах к востоку от Вислы). Жестокая борьба с волхвами и Старотцами, как носителями иного типа государственности (истинно славянского, дулибо-роського), которых приследовали и уничтожали, прямое тому доказательство. Похоже, что именно эта древняя, дулибо-роськая государственность, как обьект рюриковичских посягательств, по замыслу летописцов 15-16 веков должна была навсегда исчезнуть из истории славянства.

Так на что указывает изложенный анализ? На то, что так называемые древнерусские летописи произведения компилятивные. Они особого рода подделки, с выборочным и нацеленным на фальсификацию использованием текстов более древних летописей, с вольной переработкой материалов таковых, значительной правкой, переписыванием многих глав, наполнением «новыми фактами», целевыми дописками, изменениями имён и владений, а также видения истории славянства с позиции заказчиков летописей 15-16 в.н.э.

Таким манипулированием, компиляцией, подделкой, неизвестный нам заказчик и редактор стараются сформировать особый, «выправленный» взгляд на историю развития славянского мира, желая заменить историческую правду на неправду. Прикрытием для такой неправды должны были служить громкие имёна летописцев прошлого. Но кому было выгодно «выправленное» видение древней истории славянства и зачем?

Исследователи предполагают , что в 15-16 веке поделка летописей была необходима исключительно потомкам Рюриковичей. Ибо переписанные летописи направлены главным образом на восхваление авторитаризма семьи Рюриковичей (принесён княгиней Ольгой и её окружением), для утаивания фактов предательства членов семьи в 10-13 веках, для формирования ими притензий на ранее незаконно захваченные земли и власть в древнем Киеве, для войны против истинной власти в регионе – Трояни, государства росов, Дулибского союза и их потомков ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/15 ).

Княгиня Ольга

Летописи стараються избегать обьективных по сути рассказов о развёрнутой с конца 10 века Рюриковичами войны против славянского мировоззрения (по Прави). Они оправдывают жестокие преследования Старотцов–рахманов, волхвов, других служителей Прави ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/118 ).

Кровавые феодальные дрязги семьи, бесконечное дробление земель потомками Рюриковичей выставляются летописями если не достижениями, то по крайней мере неким «нормальным процессом». При этом действиям Рюриковичей приписывается некая историческая «позитивность» ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/126 ).

Рюриковичи

Компилятивные летописи 15-16 веков стараются изобразить в выгодном потомкам свете факты прямого сотрудничества Рюриковичей с монголо-татарскими завоевателями. Они пробуют оправдать широкое участие князей в организованном захватчиками грабеже славянского населения, преподносят добровольное служение Рюриковичей золотоордынцам как проявление особой «государственной мудрости», заботой о «спасении» славянского мира.

Компилятивные летописи 15-16 веков стараются изобразить в выгодном потомкам свете факты прямого сотрудничества Рюриковичей с монголо-татарскими завоевателями. Они пробуют оправдать широкое участие князей в организованном захватчиками грабеже славянского населения, преподносят добровольное служение Рюриковичей золотоордынцам как проявление особой «государственной мудрости», заботой о «спасении» славянского мира.

Зная это, многие исследователи не раз ставили себе такие вопросы: - могут ли быть надёжным и правдивым источником, так называемые, древнерусские летописи? - где находятся истинные первоисточники с которых «переписивались» летописи 15-16 веков и которые не попали в них? - кто конкретно заказал подделки и кто их составил?

Очевидно, что подделки не писались в местах летописных событий: на Приднепровье, Прикарпатье, в Волыно-Подольском регионе. Ибо после поражения ордынцев на Синих Водах в 1362 году, указанные регионы были окончательно очищены от прямой власти Рюриковичей и, почти все, находились в составе Волыни-Украины ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/96 ) и княжеской Литвы.

Приднепровье, Прикарпатье

Союзные власти указанных государств не были заинтересованны в прославлении обанкротившихся Рюриковичей, на совести которых было незаконный захват власти, терор, внутриславянские войны, разрушение мировоззренческих центров (центров Прави, например Дибровы), пособничество золотоордынским ханам, принятие роли ханских надзирателей и учасников тайных орденов и лож ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/124 ).

 Рюриковичи

Союз Литвы и Волыни-Украины в это время активно противостоял Золотой Орде по границе её западных улусов. Именно в этих улусах осели многие из Рюриковичей, откровенно опёршись на ханскую помощь и верно служившие тем, кто дал им шанс остаться у власти.

Необходимо вспомнить и то, что высокое положение Рюриковичей в Орде следствие кровного ритуального братания Александра Невского с семьёй Батыя, с Сартаком - сыном хана. Положение Невского, как приёмного сына Батыя, показало другим Рюриковичам способ сохранения власти посредством прямого служения ордынцам.

Необходимо вспомнить и то, что высокое положение Рюриковичей в Орде следствие кровного ритуального братания Александра Невского с семьёй Батыя, с Сартаком - сыном хана. Положение Невского, как приёмного сына Батыя, показало другим Рюриковичам способ сохранения власти посредством прямого служения ордынцам.

Литвой и Волынью-Украиной в 14-15 веке были предприняты походы на Золотую Орду с целью отнесения угрозы как можна дальше на восток. Из наиболее известных походов того времени следует отметить походы на Москву (1370 г.; 1372 г.), в Смоленскую землю (1375 г.; 1384 г.; 1402 г.), в Псковскую землю (1405 г.). 

Литвой и Волынью-Украиной в 14-15 веке были предприняты походы на Золотую Орду с целью отнесения угрозы как можна дальше на восток. Из наиболее известных походов того времени следует отметить походы на Москву (1370 г.; 1372 г.), в Смоленскую землю (1375 г.; 1384 г.; 1402 г.), в Псковскую землю (1405 г.).

Как же реагировали на это Рюриковичи? Идея возможного реванша против Литвы и Украины уже тогда активно витала в их среде. Раздражителем ситуации стало укрепление непреятелей Рюриковичей, тесные контакты Литвы и Польши, проникновение в Литву католицизма и настроений властной унии.

Носителям идеи реванша нужны были весомые «аргументы», доказательства «законности» их притязаний на утраченую прадедами авторитарную власть на юго-западных землях. В 14-16 веках на всех юго-западных землях к власти вернулись потомки местных коренных народов, веривших в Правь, почитавших Старотцов-рахманов, желавших возобновить древний славянский уклад ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/125 ). Они, вместе с носителями Прави, были главными врагами Рюриковичей.

По видимому задачам рюриковичского реванша не вполне отвечали летописи 11-13 веков вывезенные из Киева, Приднепровья, Прикарпатья. Их изложение, скорее всего, показывало незаконность захвата власти собственно Рюриковичами (конец 10 в.н.э.), мировоззренческую их ограниченность, слабость как руководителей, узость их территориальных владений, порочность братоубийственной политики, идейную зависимость от агрессивных соседей.

Поэтому такие летописи Рюриковичам нужно было заменить, переписать, переделать, компилировать, наполнить неким новым и пафосным содержанием, скрыть факт незаконного захвата власти в Днепровском регионе на части территории Дулибского союза (роських земель) в конце 10 в.н.э.

Редакторам важно было оправдать предательство Рюриковичей относительно Трояни и Старотцов, их государства-союза с центром на Волыни, затушевать факт ухода от славянского мировозрения и веры по Прави. При этом желательно было прикрыться именами Нестора и Сильвестра ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/129 ).

Кроме того, подделками можно было увеличить границы владений Рюриковичей включив в него соседние государства, княжества, народы, или убрать письменные воспоминания о таковых (как для Дулибского Союза 1-9 в.н.э.), а также изьять неугодные имена Старотцов, волхвов, князей, поправить гениалогические линии.

И хотя идеи возвращения новых Рюриковичей на юго-западные земли (Волыни-Украины и Литовского княжества) в 15 веке выглядели довольно фантастическими, но именно они закладывали основы агрессивых стремлений элиты Московского царства относительного силового «единения» эфемерного рюриковицкого мира.

Русь

Помагали этому и начатые ещё в 10-14 веках манипуляции с древней славянской, велесовичной азбукой, посредством использования искусственного кирилличного алфавита. Они превратили древнероськую велесовичную букву «о», при прочтении, в «оук» и далее в «у». При этом всё древнероськое, старославянское, дулибское, просто становилось рюриковичським, древнерусским. Таким образом вся древняя история Поднепровья, Прикарпатья и Волыни, через правленные летописи, откровенно грабилась и присваивалась ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/118 ).

Формирование идеи Рюриковичского реванша (вектор на юго-запад) началось с периода постепенного падения Золотой Орды и властного превалирования в регионе Верхней Волги собственно Рюриковичей (начиная с Василия 1 Дмитриевича, великого князя московского и владимирского, 1371-1425 г.н.э.).  Успех «собирательства» земель вокруг Москвы становился явным примером возможной централизации власти по византийскому или золотоордынскому типу ( http://dist-tutor.info/file.php/85/Tema_6/Rasshirenie_Mosk.kn-va_vo_vt_pol_14_-_per_por_15.gif ).

Великое княжество

Именно в это время и начинается работа над компилятивными летописями. Особенно ускорили эту работу военные успехи Москвы в 16 веке. Рюриковичам стало возможным не только обороняться от западных соседей но и вести широкое наступление на таковых. Войны Московского царства конца 15 века (1487-1494 г.) и начала 16 века (1500-1503 г.; 1512- 1522 г.; 1534—1537 г.; и т.д.) в юго-западном направлении - тому подтверждение. Ослабив свою зависимость от Золотой Орды, Рюриковичи, в то же время успешно применяли идеи авторитарной залотоордынской власти, считая их особо эффективными.

И хотя до полного покорения Поднепровья и в Прикарпатья было ещё далеко, идея гегемонии на восточных (от Вислы) землях уже имела место. Так закладывался вирус великодержавия и рюриковичського превосходства. Появились и попытки влияния на казацкую Украину и факты приобщение её северных, а далее и восточных земель к Московскому царству под предлогом «братского (рюриковицкого) воссоединения» ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/123 ).

Московия

Но только при Петре 1, одержимого величием и неуёмным желанием превратить Московское царство в новую Римскую империю (Третий Рим), великодержавие стало всеобьемлещим. Интерес к компилятивным подделкам в Московском царстве резко усилился.

Но только при Петре 1, одержимого величием и неуёмным желанием превратить Московское царство в новую Римскую империю (Третий Рим), великодержавие стало всеобьемлещим. Интерес к компилятивным подделкам в Московском царстве резко усилился.

Понимая зачение таких летописных сводов, как прямого обоснования агрессивного «воссоединения», Пётр 1 расширил поиск всех наличных компилятов. Узнав о пребывании одной из летописей в Литве (воевода Радзивилл привёз такую с русского севера) Пётр дал указание тщательно переписать находку для личного пользования (1716 г.). Позже, в 1760 году, Радзивиловская летопись была окончательно выкуплена царскими представителями и попала в императорскую библиотеку вместе с другими летописными подделками. Усилиями потомков Петра 1 поиск иных компелятивных списков разворачивается на местах их возможного написания – в мастерских северной части империи.

Радзивилл

О найденых там летописных списках становится известно только к концу 18 века, когда потомок знатного татарского рода Кара-Мурзы, историк Карамзин, член масонской ложи «Золотого венца» и историограф царя Александра 1, получил указание царя написать «Историю государства российского» (была издана в 1818 г.) используя древнерусские летописи.

О найденых там летописных списках становится известно только к концу 18 века, когда потомок знатного татарского рода Кара-Мурзы, историк Карамзин, член масонской ложи «Золотого венца» и историограф царя Александра 1, получил указание царя написать «Историю государства российского» (была издана в 1818 г.) используя древнерусские летописи.

В результате поисков, один из неизвестных летописных списков Карамзин находит в той же императорской библиотеке Академии Наук в 1809 году. По сведениям библиотеки он был привезён из Ипатского монастыря под Костромой.

Другой список, вероятно дубликат Ипатьевской летописи, Карамзин находит в том же году в библиотеке купца Хлебникова. Список отличается от «Ипатьевского», хотя оба списка состоят из известных нам трёх летописей.

В 1811 году в императорскую библиотеку был передан ёще один компилятивный список, так называемый «Лаврентиевський» или «Пушкинский». Он был куплен графом Мусиным-Пушкиным у какого-то частного коллекционера в 1792 году. Считается, что список прибыл из монастыря в городе Владимира на Клязьме.

В 1811 году в императорскую библиотеку был передан ёще один компилятивный список, так называемый «Лаврентиевський» или «Пушкинский». Он был куплен графом Мусиным-Пушкиным у какого-то частного коллекционера в 1792 году. Считается, что список прибыл из монастыря в городе Владимира на Клязьме.

Интересно, что издание «Истории государства российского» Карамзина, это начало процесса научной «канонизации» летописных подделок. После публикации произведения, древнерусские летописи становятся базисным и «беззаговорочным» материалом для оправдания дальнейшего территориального разростания новой империи на юго-запад.

Интересно, что издание «Истории государства российского» Карамзина, это начало процесса научной «канонизации» летописных подделок. После публикации произведения, древнерусские летописи становятся базисным и «беззаговорочным» материалом для оправдания дальнейшего территориального разростания новой империи на юго-запад.

Но где подевались те древние летописи, которые использовали летописцы-компиляторщики? Вероятнее всего они были уничтожены по завершению работы над подделками. Ибо существовала определённая опасность изобличения подделок с их помощью в будущем. По этой же причине в списках нет имён редакторов и писцов 15-16 веков. В них не указано и места написания подделок, местоположения мастерских компиляторщиков. Какие же выводы можно сделать из сказанного? О чём молчат древнерусские летописи-подделки 15-16 веков? Анализируя вышеизложенное, можна констатировать следующее: 1. Древнерусские летописи (списки) найденные в императорской библиотеке и в частных коллекциях Москвы в 18-19 в. н.э. - есть компилятивные подделки 15-16 веков, составленные на базе неизвестных, более ранних летописей с территории Среднего Поднепровья, Прикарпатья, и переделанные с одной целью - ложного изложения истории славянства, возвеличевания Рюриковичей, незаконно захвативших власть в конце 10 века на части славянских территорий и предавших славянские ценности, мировоззрение и народ; 2. Эти летописи («Повесть временных лет», «Летопись Киевская», «Летопись Галицко-Волынская»), есть заведомо заказные произведения, составленные по умыслу потомков Рюриковичей, изготовленные за пределами мест летописных событий (далеко на севере) в 15-16 веках с целью прославления деяний семьи Рюриковичей, их авторитарного государства (988-1054 г.н.э.), последующих недолговечных государственных образований (11-14 в.н.э.), для будущего реванша и экспансии на земли Поднепровья и Прикарпатья; 3. Своим идеологическим остриём древнерусские летописи 15-16 веков направлены против Староотцовско-волхвовской (рахмано-волхвовской) системы, мировоззрения по Прави, Дулибского Союза (Дулибии Рось, 1-9 в.н.э.), древнеславянской государственности (возродившейся далее в казацкой Волыни-Украине), с целью последующей узурпации всего славянского наследия региона; 4. Древнерусские летописи стали идеологической базой для развёртывания наступления Рюриковичей и их последователей на Поднепровье и Прикарпатье в 17-19 веках н.э., организации жестоких гонений на носителей Староотцовско-волхвовской (рахмано-волхвовской) системы, Старотцов-рахманов, волхвов, служителей казацкой церкви, а также уничтожения письменных свидетельств, атрибутики, артефактов.

Велесова книга

Вот что говорит в 9 веке «Велесовая книга» предугадывая предательство таких как Рюриковичи ещё за сто лет до трагических событий (фрагмент дощечки 1): «Забыли в смятении добрые наши старые времена. Теперь идём, куда не знаем. А должны также мы оглянуться в прошлое. Стыдимся Навь, Правь, Явь знать, и вокруг будничного ведать, и думать…» ( ВОТСЩЕ СУПАМЯТОХОМ ДОБЛЯ НАША СТАРОІ ЧАСОІ ДА ІДЕМО КАМО НЕ ВЕСТЕ А ТАКОСЬ МОІ ЗРЕМО ВОСПЯТЬ А РЩЕМОЖЕ БО ЕСЬМОІ СТОІДІХОМСЯ НАВЕ ПРАВЕ ЯВЕ ЗНАТИ І АБАПОЛО ТЬРЛА ВЕДЕТЕ А ДОУМІТЕ …).

Ещё более пророчески звучат другие слова «Велесовой книги» на дощечке 6-д. Они обращены к нам и нашому времени и предрекают нам грядущие изменения: «И то заря светит к нам, и утро идет к нам, а также имеем вестника скачущего в сварге. И говорим хвалу в славу Божью… А потому отбрасываем скорбь нашу. А будем иметь такое: Величественный Сын светлый Интры идет! От тьмы имеем вышнюю помощь Нашего, а Старейшины это благо получат от него - твердость и крепость, чтобы и врагам мы ответ дали, как надо! » ( АТО ЗОРІА СВЬТЕ ДО НЬ А УТРО ИДЕ ДО НЬ А ТАКО ІМЕМО ВЬЕСТНЕКА СКАКАВА ВСЕ СВРЗЕ А РЩЕХОМ ХВАЛУ А СЛВУ БЗЕМ … А ТАМО СМЕ НЕЯХОМ СКОРБЕНЬ НАШУ А ОДЕРЗЕМА ІНА ДА ВЛАЧЕ НОІ СОІН СВЬТЕН ІНТРУВ ОДЕ ТЬМЕА ІМАХОМ ВИНЕГО ДОПОМЕНЦЕ НАШЕГО А СТАРЕЩА СЕ БЛАГО ДОСТАНЕХОМ ОТ ОНА ТВРДОСТЕ Й КРПОСТЕ АБО І ВРАЗЕМ С МЕ ОТВЬ ДАЛИ ЯКО ІСТЕНЬ ).

О чём же ведают эти древние слова из «Велесовой книги»? О том, что с высшей помощью из Светлого Ирия, с приходом Сына Интры (Сына Божьего), отброшены будуть наши вороги, вернутся к нам знания Прави и сохранённые древнеславянские раритеты и письмена, как и символы истинной веры Творца. Вернутьсяк нам в нашу повседневную бытность. Вернутся для очищения Земли от антимира и его рабов. Вернутся к тем, кто светел душой, кто верит в силу Прави! Время изменений уже пришло. Слава славянским Предкам!

http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/130 

Похожие статьи:

Художественные фильмы → 1612 Хроники смутного времени (2007) DVDRip

История → Русская трагедия начала XX века

История → Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков

История → Галицкая Русь - а была ли Галицкая Русь?

История → Когда Пётр I стал «великим»?

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru